<< Пред.           стр. 13 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  1. В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах":
  к наркотическим средствам относятся вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.;
  психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г.;
  аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.
  Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список I); Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список II); Список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список III); Список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список IV), утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681.
  2. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 9 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" приобретением наркотических средств или психотропных веществ надлежит считать их покупку; получение в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи; присвоение найденного; сбор дикорастущих растений или их частей, содержащих наркотические вещества (в том числе на земельных участках сельскохозяйственных и иных предприятий, а также на земельных участках граждан, если эти растения не высевались и не выращивались), остатков находящихся на неохраняемых полях посевов наркотикосодержащих растений после завершения их уборки и т.д.
  Под хранением следует понимать любые умышленные действия, связанные с фактическим нахождением наркотических средств или психотропных веществ во владении виновного (при себе, если это не связано с их перевозкой, в помещении, тайнике и других местах).
  Ответственность за хранение наступает независимо от его продолжительности. Поскольку законом не установлены критерии отнесения находящихся в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ к небольшому, крупному, особо крупному размеру, этот вопрос должен решаться судом в каждом конкретном случае, исходя из их количества, свойств, степени воздействия на организм человека, других обстоятельств дела и с учетом рекомендаций, разработанных Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве России. Выводы о размере наркотических средств или психотропных веществ должны быть мотивированы в приговоре (см. п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 9).
  Приобретение (получение) наркотических средств или психотропных веществ на законных основаниях, т.е. по рецепту и на основании других документов, не влечет за собой административной ответственности. Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 9 к иным документам, дающим право на получение наркотических средств или психотропных веществ, относятся документы, являющиеся основанием для выдачи (продажи) указанных средств или веществ. Такими документами могут быть лицензия на определенный вид деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, заявка медицинского учреждения на получение наркотических средств или психотропных веществ для использования в лечебной практике, выписка из истории болезни стационарного больного, товарно-транспортная накладная и т.п.
  3. Под незаконностью приобретения либо хранением без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, а также оборотом их аналогов следует понимать нарушение установленного Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" порядка оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. К составу административного проступка, предусмотренного комментируемой статьей КоАП, относятся только отдельные разновидности оборота наркотических веществ, не представляющие значительной общественной опасности. Незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере квалифицируется в качестве преступления (ч. 1 ст. 228 УК). При отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств и психотропных веществ необходимо руководствоваться заключениями Постоянного комитета по контролю наркотиков при Минздраве России, а также данными экспертов.
  Порядок оборота наркотиков представляет собой совокупность методов государственного регулирования, несоблюдение которых может повлечь за собой административные или уголовные санкции.
  4. В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в список II в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", а также деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в список III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", подлежит лицензированию на основе указанного Федерального закона.
  Хранение наркотических средств и психотропных веществ (частная разновидность их оборота) юридическим лицом, не наделенным статусом лицензиата, рассматривается в качестве незаконного хранения и квалифицируется в качестве данного административного правонарушения.
  5. Вред, причиняемый здоровью человека, обусловлен спецификой производства наркотических средств, дозой и средой их потребления, индивидуальными особенностями организма, способностью к привыканию, токсичностью их воздействия.
  Перечень наркотических средств определяется Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве России, который в своих рекомендациях определяет размер приобретаемых или хранящихся наркотических средств.
  6. Примечание к комментируемой статье предусматривает редко употребляемую в КоАП практику освобождения от административной ответственности, несмотря на наличие состава административного проступка. Такая возможность допускается в случае добровольной сдачи правонарушителем приобретенных без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, а также их аналогов.
  7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 306 осуществление мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров отнесено к ведению Госнаркоконтроля России.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 1 и абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП).
 
  Статья 6.9. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача
 
  Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
  Примечание. Лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.
 
  Комментарий к статье 6.9
 
  1. Субъектом данного административного правонарушения может быть только физическое лицо.
  Лицо вправе потреблять наркотические средства, психотропные вещества, отпущенные в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения по рецептам, содержащим назначение указанных средств, веществ, выписанным на специальных бланках. Форма, порядок регистрации, учета, хранения бланков рецептов определяются Минздравом России (п. 1, 2 ст. 26 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах").
  Потребление наркотических средств, психотропных веществ с нарушением указанного порядка рассматривается в качестве противоправного деяния и квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей.
  2. Административная ответственность в соответствии с данной статьей КоАП наступает за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 20.20 (потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах), ст. 20.22 (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах) КоАП (см. комментарии к указанным статьям).
  По смыслу комментируемой статьи понимается проступок, выразившийся в потреблении наркотических средств или психотропных веществ без назначения лечащего врача. Согласно ст. 58 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 под лечащим врачом понимается врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в амбулаторно-поликлиническом или больничном учреждении. Лечащим врачом не может быть врач, обучающийся в высшем медицинском учебном заведении или образовательном учреждении послевузовского профессионального образования.
  3. О понятиях наркотических средств, психотропных веществ см. комментарий к ст. 6.8.
  4. При совершении данного правонарушения предусмотрена возможность освобождения лица от административной ответственности в следующих случаях: при добровольном обращении лица в лечебно-профилактическое учреждение для лечения, а также при направлении лица с его согласия на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение.
  Применительно к ст. 1 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" под наркоманией понимается заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества. Под больным наркоманией понимается лицо, которому по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в соответствии с указанным Федеральным законом, поставлен диагноз "наркомания".
  5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1 и ч. 3 указанной статьи).
 
  Статья 6.10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ
 
  1. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ -
  влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
  2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, -
  влекут наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 6.10
 
  1. О статусе родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, а также лиц, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, см. комментарий к ст. 5.35.
  Совершеннолетие обусловлено достижением физическим лицом восемнадцатилетнего возраста. К несовершеннолетним относятся также малолетние, не достигшие 14 лет (п. 1 ст. 28 ГК). Несовершеннолетний по смыслу данной статьи является потерпевшим и не подлежит административной ответственности (о статусе потерпевшего см. комментарий к ст. 25.2).
  2. Согласно ст. 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" к спиртным напиткам относится алкогольная продукция, которая производится с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и не относится к вину или пиву.
  Под вином понимается алкогольная продукция, произведенная из виноматериалов, с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, не более 22% объема готовой продукции.
  Виноматериалы - сырье для изготовления вина, полученное в результате спиртового брожения виноградного сусла, виноградной мезги либо плодового сока с добавлением или без добавления этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта не более 22,5% объема готовой продукции.
  По смыслу ст. 2 указанного Федерального закона понятие пива, а также порядок его производства и оборота должны быть определены отдельным федеральным законом. О дефинициях алкогольной продукции и спиртосодержащей пищевой продукции см. п. 1 комментария к ст. 14.16.
  При толковании данной статьи КоАП следует учитывать различия указанных дефиниций с определением алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленным применительно к ст. 20.20 (см. примечание к указанной статье, а также п. 5 комментария к данной статье КоАП). Сущностные различия данных дефиниций проявляются прежде всего в критериях объемного содержания этилового спирта, определенных Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и установленных примечанием к ст. 20.20 КоАП.
  К одурманивающим веществам относятся вещества растительного или синтетического происхождения, соответствующие критериям для включения объектов в список одурманивающих веществ. Список одурманивающих веществ, а также критерии для включения объектов в указанный список утверждены Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве России 9 октября 1996 г., протокол N 51/7-96.
  3. Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 151 УК). То же деяние, совершенное родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, квалифицируется по ч. 2 ст. 151 УК.
  4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению районных (городских), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (см. комментарий к ст. 23.2).
 
  Статья 6.11. Занятие проституцией
 
  Занятие проституцией -
  влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 6.11
 
  1. Проституция как древнейшая разновидность аморального поведения свидетельствует о глубинной нравственно-психологической деформации лица. Если в период прежних экономических формаций первоосновой проституции являлись религиозные (для адептов некоторых языческих культов античности), социальные факторы, то в условиях относительной материальной гармонии, достигнутой в большинстве развитых государств, ее основная предпосылка заключена в стремлении к достижению личного имущественного благополучия.
  Общественная опасность неконтролируемой проституции очевидна. Одной из мер борьбы с этой опасностью является проведение постоянного контроля за проститутками и сутенерами, извлекающими материальную выгоду из такого рода занятий. Отсутствие контроля может стать причиной глобальных социальных катаклизмов, в частности инфицирования венерическими болезнями (люэсом, гонореей и др.), а также ВИЧ-инфекцией.
  2. В комментируемой статье предусмотрена административная ответственность за занятие проституцией, но не определено содержание соответствующих противоправных действий (бездействия). Проституция как род занятий выражается во вступлении женщин или мужчин в беспорядочные половые связи за плату либо с целью получения вознаграждения в виде предоставления выгод, льгот, преимуществ материального (нематериального) свойства. В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона Красноярского края от 20 июня 1995 г. N 6-129 "Об охране общественной нравственности" занятие проституцией отождествляется с оказанием сексуальных услуг за вознаграждение.
  По смыслу данного Закона для квалификации административного правонарушения не имеет значения вид вознаграждения - получение денежных средств либо предоставление материальных (нематериальных) выгод лицу, оказывающему сексуальные услуги.
  3. Субъектами данного административного правонарушения являются лица женского и мужского пола, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией квалифицируется как преступление (ст. 151 УК).
  4. Лицо, добровольно занимающееся проституцией, совершает данное правонарушение умышленно, осознавая общественную опасность своих действий, в частности возможность причинения вреда своему здоровью. При выявлении признаков вовлечения в занятие проституцией (ст. 151, 240 УК) лицо, которое занимается проституцией под влиянием принуждения нарушителя, является пострадавшим и не подлежит административной ответственности.
  5. При корреляции данного административного правонарушения и преступления, предусмотренного ст. 241 УК, следует учитывать, что организаторы, подстрекатели, пособники занятия проституцией подлежат уголовной ответственности, а лица, добровольно занимающиеся проституцией, - административной ответственности. Вовлечение в занятие проституцией путем применения насилия или угрозы его применения, шантажа, уничтожения или повреждения имущества либо путем обмана квалифицируется как преступление (ст. 240 УК).
  6. См. п. 5 комментария к ст. 5.38.
 
  Статья 6.12. Получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией
 
  Получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией, -
  влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.
 
  Комментарий к статье 6.12
 
  1. Административная ответственность за занятие проституцией установлена ст. 6.11 КоАП (см. комментарий).
  В данном случае под доходом подразумевается прибыль - сумма, составляющая разницу, на которую доход превышает затраты.
  2. Поскольку занятие проституцией может быть обусловлено только противоправной деятельностью физического лица, то по смыслу комментируемой статьи субъектом рассматриваемого административного правонарушения не может быть юридическое лицо.
  Субъектом данного административного правонарушения является сутенер - физическое лицо, получающее доход, обусловленный занятием другого лица проституцией. Лицо, эксплуатируемое сутенером и приносящее ему прибыль, не подлежит административной ответственности, предусмотренной данной статьей.
  3. Организация или содержание притонов для занятий проституцией квалифицируются как преступление (ст. 241 УК).
  4. См. п. 5 комментария к ст. 5.38.
 
  Статья 6.13. Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров
 
  Пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой.
  Примечание. Не является административным правонарушением распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.
 
  Комментарий к статье 6.13
 
  1. О понятиях наркотических средств, психотропных веществ, а также их аналогов см. комментарий к ст. 6.8.
  В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" к прекурсорам наркотических средств и психотропных веществ относятся вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
  Прекурсоры и аналоги наркотических средств и психотропных веществ следует отграничивать от одурманивающих веществ. О правовых критериях для включения объектов в список одурманивающих веществ см. комментарий к ст. 6.10.
  2. Согласно ст. 46 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, т.е. деятельность физических или юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение в компьютерных сетях указанных сведений или совершение иных действий в этих целях запрещаются.
  3. Запрещается пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а равно пропаганда использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на состояние его психического или физического здоровья.
  4. Согласно Федеральному закону от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний; ненадлежащая реклама - недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством РФ.
  Понятия недобросовестной, недостоверной, неэтичной рекламы, заведомо ложной рекламы определены соответственно ст. 6 - 9 Федерального закона "О рекламе".
  В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", в средствах массовой информации, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
  5. Реклама наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III (см. п. 1 комментария к ст. 6.8), может осуществляться исключительно в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. Распространение в целях рекламы образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, запрещается.
  6. В случаях установления фактов повторного нарушения юридическим лицом норм, рассмотренных в п. 2, 3 и 5 данного комментария, и непринятия мер, предписанных МАП России по собственной инициативе или по представлению Генеральной прокуратуры РФ, МВД, ГТК, ФСБ, СВР, Минздрава России, а также других федеральных органов исполнительной власти в пределах предоставленных им Правительством РФ полномочий, деятельность указанного юридического лица может быть приостановлена по решению МАП России на срок до трех месяцев либо прекращена по решению суда.
  Требование о прекращении деятельности юридического лица по данным основаниям может быть предъявлено в суд указанными органами или соответствующими органами местного самоуправления.
  7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов. В случаях, не требующих проведения административного расследования, дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 1, абз. 2 ч. 3 и абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП; см. также комментарий к ст. 28.7).
 
  Статья 6.14. Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам
 
  Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов; на юридических лиц - от одной тысячи до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.
 
  Комментарий к статье 6.14
 
  1. Согласно Федеральному закону от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" к алкогольной продукции относится пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на следующие виды: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки, вино (за исключением пива, производство и оборот которого регулируются отдельным федеральным законом). Под спиртосодержащей непищевой продукцией понимается непищевая продукция (в том числе любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды непищевой продукции), произведенная с использованием этилового спирта, денатурата или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции. К спиртосодержащей пищевой продукции относится пищевая продукция (в том числе любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды пищевой продукции, за исключением алкогольной продукции), произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции.
  2. О статусе государственных стандартов см. п. 1 комментария к ст. 9.4, о понятиях санитарных правил и гигиенических нормативов см. п. 1 комментария к ст. 6.3.
  По смыслу комментируемой статьи имеется в виду промышленное производство этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции. В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" деятельность граждан (физических лиц), производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт, не подлежит государственному регулированию в соответствии с данным Федеральным законом. Таким образом, изготовление (производство) гражданами, юридическими лицами продукции, содержащей этиловый спирт, предназначенной для удовлетворения личных (бытовых) потребностей физического лица либо внутренних нужд юридического лица, не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, не подпадает под действие комментируемой статьи.
  В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" под промышленным производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается производство такой продукции юридическим лицом в объеме, превышающем потребности собственного производства, в целях ее продажи и получения прибыли; под оборотом этилового спирта и указанной продукции подразумеваются их закупка (в том числе импорт), хранение и розничная продажа.
  3. Требования к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определены ст. 8 - 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (ст. 8, 9 в ред. Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 109-ФЗ).
  Деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением розничной продажи алкогольной и непищевой спиртосодержащей продукции, осуществляется только юридическими лицами независимо от их форм собственности на основании лицензий, выданных уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти и действующих на всей территории РФ (федеральных лицензий), а также лицензий, выданных органом государственной власти, определенным законодательством соответствующего субъекта РФ, и действующих на территории данного субъекта РФ или на территориях других субъектов РФ, с которыми субъект РФ, выдавший лицензии, имеет соответствующие соглашения.
  Виды указанной деятельности, подлежащие лицензированию, определены п. 2 ст. 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется на основе названного Федерального закона. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" в данном случае не применяется (см. также Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции").
  4. Несоблюдение указанных требований к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции квалифицируется в качестве рассматриваемого административного правонарушения.
  5. Неисполнение, ненадлежащее исполнение лицензиатом требований государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов при производстве либо обороте этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции квалифицируются как нарушение лицензионных требований и условий и влекут за собой санкции в виде приостановления или аннулирования лицензии, применяемые к нарушителю независимо от его привлечения к мерам административной ответственности, предусмотренным комментируемой статьей.
  Порядок приостановления действия лицензии и ее аннулирования определен ст. 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
  6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов, за исключением случаев, требующих проведения административного расследования (см. подп. Б п. 1 комментария к ст. 29.1).
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов (ср. ч. 1 ст. 23.1 и абз. 2, 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП; см. также комментарий к ст. 28.7).
  О соотношении понятий "должностное лицо" и "индивидуальный предприниматель" см. комментарий к ст. 2.4. См. также п. 9 комментария к ст. 23.1.
 
 Глава 7. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
 В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ СОБСТВЕННОСТИ
 
  Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка
 
  Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 7.1
 
  1. Согласно п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 ЗК права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки граждан и юридических лиц удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
  В соответствии со ст. 29 ЗК предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения управомоченных органов исполнительной власти или муниципальных органов.
  Согласно п. 1 ст. 260 ГК лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
  Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен ст. 30 ЗК.
  2. Применительно к земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, порядок их предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду установлен соответственно п. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
  В случае использования указанных земельных участков по договору аренды правоустанавливающим документом является договор аренды, заключаемый в соответствии со ст. 9 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
  При предоставлении гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, правоустанавливающим документом является решение соответствующего исполнительного органа государственной власти или муниципального органа, управомоченных принимать данные решения в соответствии с ч. 2 п. 4 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Согласно п. 1, 3 ст. 10 указанного Федерального закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
  Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со ст. 38 ЗК.
  Передача в аренду указанных земельных участков осуществляется в порядке, установленном ст. 34 ЗК (см. ч. 1 п. 2 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
  3. Применительно к правоотношениям, существовавшим до введения в действие ЗК, понятие "самовольное занятие земель" было определено Приказом Минприроды РФ от 25 мая 1994 г. N 160. Согласно п. 1 приложения 1 к Инструкции по организации и осуществлению госземконтроля органами Минприроды России, утвержденной этим Приказом, под самовольным занятием земель понимается пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли.
  К самовольному занятию относится пользование земельным участком:
  до принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о предоставлении, продаже (передаче) земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка;
  до заключения договора купли-продажи (купчей) или оформления в установленном порядке других документов, подтверждающих переход права собственности на землю;
  до получения и регистрации в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды земли;
  до установления границ участка на местности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством или нормативно-правовыми актами субъектов Российском Федерации и местного самоуправления;
  в случае приостановки неправомерных решений по вопросам изъятия, предоставления и совершения сделок с землей - до рассмотрения протестов, вынесенных органами, осуществляющими госземконтроль, в вышестоящих органах исполнительной власти, суде, арбитражном суде.
  4. Согласно п. 1 ст. 60 ЗК следствием самовольного занятия земельного участка является обязанность лица по восстановлению нарушенного им права.
  В соответствии с п. 2, 3 ст. 76 ЗК самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
  Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
  5. Применительно к правоотношениям, существовавшим до введения в действие ЗК, практика применения арбитражными судами земельного законодательства была обобщена Президиумом ВАС РФ (см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 27 февраля 2001 г. N 61).
  По смыслу п. 2 вышеуказанного письма отсутствие у покупателя строения надлежащим образом оформленных документов на земельный участок, на котором оно находится, не может рассматриваться как самовольное занятие земельного участка.
  6. Самовольное использование земельного участка может выражаться в действиях по противоправной застройке земельного участка. Согласно ст. 222 ГК самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законодательством, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
  Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
  Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 ст. 222 ГК.
  Согласно п. 2 ст. 263 ГК последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, также определяются ст. 222 ГК.
  7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (см. комментарий к ст. 23.21).
  Применительно к участкам земель лесного фонда и земель лесов, не входящих в лесной фонд, дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами органов МПР России (см. п. 1 - 3 комментария к ст. 7.9, комментарий к ст. 23.24).
 
  Статья 7.2. Уничтожение специальных знаков
 
  1. Уничтожение межевых знаков границ земельных участков -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
  2. Уничтожение или повреждение наблюдательных режимных скважин на подземные воды, наблюдательных режимных створов на водных объектах, маркшейдерских, водохозяйственных или водоохранных информационных знаков, а равно знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, а равно знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
  3. Уничтожение, повреждение или снос пунктов государственных геодезических сетей либо стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, а равно нарушение режима охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
  4. Неуведомление собственником, владельцем или пользователем земельного участка, здания либо сооружения, на которых размещены пункты, перечисленные в части 3 настоящей статьи, федерального органа исполнительной власти по геодезии и картографии, гидрометеорологии и смежным с ней областям или его территориального (регионального) органа об уничтожении, о повреждении или о сносе этих пунктов, а равно отказ в предоставлении возможности подъезда (подхода) к этим пунктам для проведения на них наблюдений и иных работ -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 7.2
 
  1. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
  Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.
  Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы:
  определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование;
  закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;
  изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
  В соответствии со ст. 42 ЗК сохранение межевых, геодезических и других специальных знаков, установленных на земельных участках, является обязанностью собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков.
  Согласно п. 3 ст. 76 ЗК восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в нарушении земельного законодательства.
  Для размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков может быть установлен публичный сервитут в соответствии с п. 2 - 9 ст. 23 ЗК.
  2. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" астрономо-геодезические, геодезические, нивелирные и гравиметрические пункты, наземные знаки и центры этих пунктов (далее - геодезические пункты), в том числе размещенные на световых маяках, навигационных знаках и других инженерных конструкциях и построенные за счет средств федерального бюджета, относятся к федеральной собственности и находятся под охраной государства. Снос наружных знаков или перезакладка центров геодезических пунктов проводятся только с разрешения Роскартографии или ее территориальных органов.
  Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых размещены геодезические пункты, обязаны уведомлять Роскартографию и ее территориальные органы о всех случаях повреждения или уничтожения геодезических пунктов, а также предоставлять возможность подъезда (подхода) к геодезическим пунктам при проведении геодезических и картографических работ.
  3. По смыслу ч. 2 комментируемой статьи имеются в виду подземные водные объекты, под которыми в соответствии со ст. 17 Водного кодекса РФ понимается сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима.
  К подземным водным объектам относятся:
  водоносный горизонт - воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи;
  бассейн подземных вод - совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах;
  месторождение подземных вод - часть водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод;
  естественный выход подземных вод - выход подземных вод на суше или под водой.
  Воды, в том числе минеральные, находящиеся в подземных водных объектах, относятся к подземным водам (см. ст. 1 Водного кодекса РФ).
  Согласно ст. 7 Водного кодекса РФ объектом водных отношений является водный объект или его часть.
  Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект.
  Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект.
  Применительно к ч. 2 комментируемой статьи о статусе водоохранных зон см. п. 1, 2 комментария к ст. 7.8, об административно-правовом статусе прибрежных защитных полос водоохранных зон водных объектов см. п. 1 комментария к ст. 8.12, о статусе особо охраняемых природных территорий см. п. 1, 2 комментария к ст. 8.39.
  Маркшейдерские знаки применяются при определении размера и границ выработок в земных недрах при разведке и разработке залежей полезных ископаемых. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство маркшейдерских работ относится к лицензируемым видам деятельности (об особенностях лицензирования указанного вида деятельности см. п. 2 комментария к ст. 8.10).
  4. По смыслу ч. 2 комментируемой статьи упомянутые в ней знаки устанавливаются гражданами и юридическими лицами.
  В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, данное Министерство является специально уполномоченным государственным органом охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания.
  5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются различными органами административной юрисдикции:
  предусмотренных ч. 1 - органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель (см. комментарий к ст. 23.21);
  предусмотренных ч. 2:
  - об уничтожении и о повреждении знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов - органами государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ (см. комментарий к ст. 23.13);
  - об уничтожении и о повреждении наблюдательных режимных скважин на подземные воды, наблюдательных режимных створов на подземных водных объектах, водохозяйственных или водоохранных информационных знаков на подземных водных объектах, а также знаков, определяющих границы водоохранных зон подземных водных объектов, - органами, осуществляющими государственный геологический контроль (см. комментарий к ст. 23.22);
  - об уничтожении или о повреждении знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам, - пограничными органами и пограничными войсками ФСБ (см. комментарий к ст. 23.10);
  - об уничтожении или о повреждении наблюдательных режимных скважин на подземные воды, наблюдательных режимных створов на водных объектах, водохозяйственных или водоохранных информационных знаков, а также знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, - органами МПР России, а применительно к административным правонарушениям, совершенным на трассах Северного морского пути и в смежных с ним районах, - должностными лицами органов Минтранса России, указанными в п. 6 ч. 2 ст. 23.23 (см. комментарий к ст. 23.23);
  - об уничтожении или повреждении знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам, - органами МПР России (см. комментарий к ст. 23.24);
  - об уничтожении и о повреждении знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам, - органами Минсельхоза России (см. комментарий к ст. 23.26);
  - об уничтожении и о повреждении знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к водным биологическим ресурсам, и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам, - органами Госкомрыболовства России (см. комментарий к ст. 23.27);
  - об уничтожении и о повреждении знаков особо охраняемых природных территорий, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам, - органами МПР России (см. комментарий к ст. 23.29);
  - об уничтожении и о повреждении маркшейдерских информационных знаков, знаков горно-санитарных зон и округов - органами Госгортехнадзора России (см. комментарий к ст. 23.31);
  предусмотренных ч. 3 и 4 комментируемой статьи:
  - об уничтожении и о повреждении стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, а равно о нарушениях режима их охранных зон - органами Росгидромета (см. комментарий к ст. 23.28);
  - об уничтожении и о повреждении пунктов государственных геодезических сетей, неуведомлении об их уничтожении или повреждении, а также об отказе в предоставлении возможности подъезда (подхода) к ним - органами Роскартографии (см. комментарий к ст. 23.58).
 
  Статья 7.3. Пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией)
 
  Пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 7.3
 
  1. Согласно Закону РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
  2. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
  Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
  Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
  3. В соответствии с подп. 22 п. 6 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, к ведению МПР России отнесены выдача, регистрация, приостановление действия и аннулирование лицензии на пользование недрами по всем видам минерального сырья.
  В случаях, предусмотренных ст. 13 Закона РФ "О недрах", выдача лицензий на пользование недрами осуществляется МПР России или его территориальным органом совместно с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ по согласованию с Госгортехнадзором России или его территориальным органом.
  В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, для образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
  Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
  Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
  4. Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.
  При предоставлении участка недр в пользование в соответствии с соглашением о разделе продукции при поисках, разведке и добыче минерального сырья горный или геологический отвод оформляется в границах, определенных указанным соглашением.
  Лицензирование деятельности по использованию недр осуществляется в соответствии с Законом РФ "О недрах". Действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не распространяется на лицензирование деятельности по использованию недр (см. п. 5 комментария к ст. 14.1).
  5. Неисполнение, ненадлежащее исполнение лицензиатом требований и условий лицензирования влекут за собой санкции в виде приостановления действия лицензии либо ее аннулирования, применяемые независимо от привлечения нарушителя к мерам административной ответственности, предусмотренным данной статьей.
  Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, квалифицируется как преступление (ст. 171 УК в ред. Федерального закона от 14 марта 2003 г. N 30-ФЗ).
  6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению органов, осуществляющих государственный геологический контроль (см. комментарий к ст. 23.22). В соответствии со ст. 23.31 рассмотрение указанных дел подведомственно также органам Госгортехнадзора России (см. комментарий к указанной статье).
 
  Статья 7.4. Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых
 
  Застройка площадей залегания полезных ископаемых без специального разрешения, а также необеспечение требований к сохранности зданий и сооружений при пользовании недрами -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 7.4
 
  1. В качестве самовольной рассматривается застройка площадей залегания полезных ископаемых без специального разрешения, выдаваемого МПР России по согласованию с Госгортехнадзором России.
  Согласно подп. 7 п. 6 Положения о Госгортехнадзоре России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2001 г. N 841, Госгортехнадзор принимает меры по устранению нарушений правил, норм и стандартов при составлении и реализации проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
  2. В соответствии со ст. 25 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения МПР России или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
  Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения МПР России, его территориальных органов и органов Госгортехнадзора России только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.
  Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов.
  3. Согласно Положению о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых, утвержденному Постановлением Госгортехнадзора России от 30 августа 1999 г. N 64, под площадью залегания полезных ископаемых, на застройку которой требуется разрешение, понимаются:
  территория, под которой непосредственно залегают полезные ископаемые, и прилегающие к ней территории, попадающие в зону вредного влияния горных разработок и взрывных работ на объекты поверхности и подземные сооружения;
  акватория внутренних морей, озер и других водоемов, рассолы, рапа, донные отложения которых являются полезными ископаемыми или источником получения минерального сырья;
  территория горного отвода месторождения лечебных минеральных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а при его отсутствии - территория округа горно-санитарной охраны.
  4. Разрешение на застройку выдается на основе данных горно-геологического обоснования до начала проектирования строительства объекта. Горно-геологическое обоснование может разрабатываться в составе градостроительной документации. Получение разрешения на застройку не исключает необходимости получения в порядке, установленном ст. 62 Градостроительного кодекса РФ, разрешения на строительство объектов недвижимости.
  5. Разрешение на застройку площадей залегания полезных ископаемых может быть отменено или приостановлено органами архитектуры и градостроительства в случаях:
  несоблюдения владельцем объекта условий, на которых разрешена застройка;
  если застройка оказывает более вредное, чем предусмотрено проектом, влияние на сохранность месторождения полезных ископаемых, горных выработок, буровых скважин и подземных сооружений;
  если предусмотренные проектом меры охраны объекта от вредного влияния горных разработок не обеспечивают безопасность жизни и здоровья населения;
  если строительство не начато в течение пяти лет со дня получения разрешения.
  При отмене разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых вопросы ограничений в пользовании объектом, его сноса или перемещения решаются в судебном порядке.
  6. Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, повлекшая причинение значительного ущерба, квалифицируется в качестве экологического преступления (ст. 255 УК).
  7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению органов Госгортехнадзора России (см. комментарий к ст. 23.31).
 
  Статья 7.5. Самовольная добыча янтаря
 
  Самовольная добыча янтаря из месторождений, на которых сбор янтаря запрещен, или из мест его промышленной разработки, а равно сбыт незаконно добытого янтаря в натуральном и (или) переработанном виде без наличия разрешения (лицензии) -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 7.5
 
  1. Самовольной является добыча янтаря лицом, не наделенным правомочиями лицензиата (см. п. 3 комментария к ст. 7.3).
  Объективная сторона данного правонарушения предусматривает две разновидности противоправных действий - самовольную добычу янтаря и его сбыт. Под сбытом понимается любой способ отчуждения янтаря, например его продажа. При сбыте янтаря нарушитель должен быть осведомлен о факте его незаконной добычи.
  Согласно ст. 2 - 3 Закона Калининградской области от 27 февраля 1996 г. N 38 "Об охране и рациональном использовании янтаря на территории Калининградской области" (в ред. Закона Калининградской области от 5 июля 2002 г. N 163) янтарь как полезное ископаемое, находящееся в недрах, на морском дне, в отходах горно-добывающих производств (отвалах и сбросах карьеров и обогатительных фабрик), а также добытый из них, доведенный, но не учтенный субъектом добычи, является государственной собственностью.
  Вопросы владения, пользования и распоряжения янтарем, содержащимся в недрах, находятся в совместном ведении Российской Федерации и области.
  Субъекты хозяйственной деятельности могут получить участки недр, содержащие янтарь, в хозяйственное ведение или оперативное управление.
  Добытый из недр янтарь, а равно и иная продукция и доходы, законно получаемые при добыче, являются собственностью недропользователей, если иное не установлено лицензией, соглашением о разделе продукции, международными договорами (соглашениями).
  Переход права собственности на добытый янтарь может происходить только в результате сделки, совершенной в соответствии с гражданским законодательством, по решению суда, а также в соответствии с указанным Законом.
  Промышленная добыча янтаря может осуществляться исключительно юридическими лицами, получившими лицензии в порядке, установленном законодательством.
  Участие иностранных инвесторов в уставном фонде организаций и предприятий по добыче янтаря на территории области не может превышать 50%.
  Право юридических лиц осуществлять деятельность до добыче янтаря возникает с момента получения и до прекращения действия лицензии на соответствующий вид деятельности.
  Самовольные добыча и сбор янтаря на месторождениях, в местах выхода янтаря и на отработанных карьерах на территории области запрещены.
  Физические лица имеют право осуществлять сбор янтаря на побережье Балтийского моря в пределах области и подбор его с морского дна на основании лицензии.
  В соответствии со ст. 10 рассматриваемого Закона Калининградской области лицензия на геологическое изучение недр (поиск, оценку и разведку месторождений), сбор и добычу янтаря предоставляется совместно федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением и органом исполнительной власти Калининградской области.
  Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов, а также на иных основаниях, изложенных в ст. 10 Федерального закона "О недрах".
  Определение порядка проведения и условий конкурса или аукциона по каждому объекту или группе объектов осуществляется органами, предоставляющими лицензии.

<< Пред.           стр. 13 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу