<< Пред.           стр. 14 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  Информация о предстоящих конкурсах и аукционах, их итогах, а также о предоставлении лицензий на пользование недрами на иных основаниях должна быть опубликована в средствах массовой информации.
  Проведение конкурса, аукциона или предоставление лицензии на право пользования недрами для действующих недропользователей осуществляется при получении предварительного согласия органов управления земельными ресурсами либо собственников земли на отвод земельного участка для целей недропользования.
  Субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности - участники переработки янтаря и реализации изделий из него, получившие лицензии на право пользования участками недр, обязаны иметь лицензию на осуществление видов деятельности, связанных с поисково-оценочными, геолого-разведочными работами и добычей янтаря, или заключить договор с подрядчиком, обладающим такой лицензией.
  Лицензия на право добычи янтаря должна соответствовать требованиям, установленным ст. 12 Федерального закона "О недрах".
  Порядок регистрации субъектов предпринимательской деятельности - участников переработки янтаря и торговли изделиями из него утвержден Постановлением главы администрации (губернатора) Калининградской области от 28 мая 1999 г. N 294.
  Деятельность по сбыту янтаря представляет собой разновидность коммерческой деятельности, осуществляемой по договору купли-продажи или в соответствии с другим гражданско-правовым договором, не относится к пользованию недрами, и ее лицензирование возможно только в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; однако данный Федеральный закон не предусматривает отнесение какого бы то ни было вида деятельности по обороту янтаря к лицензируемым видам деятельности.
  Таким образом, сбыт янтаря, за исключением янтаря, относимого к уникальным янтарным образованиям (см. п. 2 данного комментария), лицом, не наделенным статусом лицензиата, не является противоправным и не подпадает под действие комментируемой статьи.
  2. Согласно ст. 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" к драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования. Порядок отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням утвержден Постановлением Правительства РФ от 5 января 1999 г. N 8. Для отнесения отобранных добывающими организациями уникальных янтарных образований к драгоценным камням и их оценки образуется экспертная комиссия по уникальным янтарным образованиям, в состав которой включаются представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, специалисты Гохрана России и Калининградского янтарного комбината. Статус экспертной комиссии по уникальным янтарным образованиям определен Положением, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 31 марта 1999 г. N 71. О лицензировании деятельности по производству, использованию и обращению драгоценных камней см. п. 9, 10 комментария к ст. 19.14.
  3. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Поскольку проведение административного расследования при совершении комментируемого проступка ч. 1 ст. 28.7 КоАП не предусмотрено, рассмотрение дел о данных административных правонарушениях отнесено к ведению мировых судей (ср. п. 1 и абз. 4 п. 3 ст. 23.1 КоАП; см. также комментарий к указанной статье).
 
  Статья 7.6. Самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии)
 
  Самовольное занятие водного объекта или его части, пользование ими без разрешения (лицензии), если получение таковых предусмотрено законом, а равно без заключенного в соответствии с законом договора либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) или договором, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 7.6
 
  1. Согласно ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты подразделяются на поверхностные водные объекты, внутренние морские воды, территориальное море Российской Федерации и подземные водные объекты (см. также ст. 9 - 11 Водного кодекса РФ).
  В государственной собственности находятся водные объекты, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и водные объекты, принадлежащие на праве собственности субъектам РФ (собственность субъектов РФ).
  В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) - небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.
  Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности. Данный водопользователь вправе использовать водные объекты для осуществления предпринимательской деятельности только после получения лицензии на водопользование.
  Водопользователь - юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование.
  При осуществлении лицензирования в области использования и охраны водных объектов должны учитываться наличие водных ресурсов, потребность в них водопотребителей и состояние водных объектов.
  Лицензия на водопользование может выдаваться одновременно для осуществления нескольких целей использования водных объектов.
  2. Порядок выдачи лицензий на водопользование, внесения изменений в лицензию, лицензирования в области использования и охраны водных объектов, а также аннулирование лицензии на водопользование определены ст. 50 - 53, 83 Водного кодекса РФ; действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не распространяется на лицензирование деятельности по использованию природных ресурсов (см. п. 5 комментария к ст. 14.1).
  В соответствии с подп. 34 п. 6 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, выдача, регистрация, приостановление действия и аннулирование лицензий на водопользование, а также регистрация договоров на пользование водными объектами отнесены к ведению МПР России.
  Согласно Правилам предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. N 383, использование водных объектов осуществляется в виде общего и специального водопользования. Водные объекты могут предоставляться в особое пользование. Перечень видов специального водопользования утверждается МПР России.
  Специальное водопользование и предоставление водных объектов в особое пользование осуществляются на основании лицензии и договора пользования водным объектом, заключаемого водопользователем и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.
  Для получения решения о предоставлении водного объекта в особое пользование юридическое лицо (заявитель) представляет в территориальный орган МПР России, в зоне деятельности которого расположен водный объект, заявление с необходимым обоснованием, указанием местоположения объекта, цели, основных условий и срока водопользования, а также другие документы, установленные п. 10 указанных Правил. Порядок получения лицензии на водопользование (в зависимости от видов водопользования) определен п. 23 - 28 данных Правил.
  3. Незаконная предпринимательская деятельность в области водопользования, а также использования и охраны водных объектов без лицензии либо с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, квалифицируется как преступление, предусмотренное ст. 171 УК.
  4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, отнесено к ведению должностных лиц МПР России. Дела об административных правонарушениях, совершенных на трассах Северного морского пути и в смежных с ним районах, рассматриваются должностными лицами Минтранса России, указанными в п. 6 ч. 2 ст. 23.23 (см. комментарий к данной статье).
 
  Статья 7.7. Повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки
 
  Повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки, а также централизованной или нецентрализованной системы питьевого водоснабжения или системы водоотведения городов и сельских поселений -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 7.7
 
  1. Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.
  2. Повреждение указанных сооружений, устройств может быть обусловлено нарушением правил их безопасной эксплуатации, определенных, в частности, Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений".
  Согласно ст. 19 вышеназванного Закона к правонарушениям относятся следующие действия (бездействие): строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование русел рек и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения; невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения соответствующей экспертизы; невыполнение предписаний органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений; нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их проектировании, строительстве, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации и выводе из эксплуатации; непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью; отказ от передачи региональным органам надзора за безопасностью гидротехнических сооружений информации об угрозе аварии гидротехнических сооружений или сокрытие такой информации от данных органов, искажение такой информации, а в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - от органов государственной власти, органов местного самоуправления и от работников находящихся в аварийном состоянии гидротехнических сооружений, населения и организаций в зоне возможного затопления; недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
  3. В соответствии со ст. 1 Водного кодекса РФ под водохозяйственным объектом понимается сооружение, связанное с использованием, восстановлением и охраной водных объектов и их водных ресурсов.
  Согласно ст. 133, 135 Водного кодекса РФ для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Пригодность поверхностных и подземных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определяется государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора.
  При централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения забор воды из водных объектов осуществляется организациями, предметом и целями деятельности которых является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение и которые имеют лицензию на водопользование.
  При нецентрализованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения граждане и юридические лица вправе осуществлять забор воды непосредственно из поверхностных и подземных водных объектов в соответствии с Водным кодексом РФ.
  По смыслу комментируемой статьи к системам питьевого водоснабжения относится централизованная система коммунального водоснабжения. В соответствии с п. 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167, под централизованными системами коммунального водоснабжения понимается комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для забора, подготовки, транспортировки и передачи абонентам питьевой воды. О статусе питьевой воды см. п. 1 комментария к ст. 6.5.
  Применительно к указанным выше Правилам под водоотведением подразумевается технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
  По смыслу п. 2 ст. 5 Градостроительного кодекса РФ города и поселки относятся к городским поселениям; села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки относятся к сельским поселениям.
  4. Повреждение водохозяйственных сооружений, устройств может быть вызвано аварией, механическим или иным воздействием, обусловленным несоблюдением правил их эксплуатации, в частности неисполнением собственником указанных сооружений, устройств его обязанностей, определенных ст. 9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений".
  5. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несут ответственность за безопасность гидротехнического сооружения, в том числе возмещают ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения, вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения (о возмещении вреда и о финансовом обеспечении гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии указанного сооружения, см. ст. 16 - 18 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений").
  6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц МПР России. Дела об административных правонарушениях, совершенных на трассах Северного морского пути и в смежных с ним районах, рассматриваются должностными лицами Минтранса России, указанными в п. 6 ч. 2 ст. 23.23 (см. комментарий к данной статье).
 
  Статья 7.8. Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
 
  1. Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта либо земельного участка водоохранной зоны водного объекта -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
  2. Самовольное занятие земельного участка зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 7.8
 
  1. Согласно ст. 111 Водного кодекса РФ водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы. В прибрежных защитных полосах запрещаются распашка земель, рубка и корчевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей. Размещение объектов в прибрежных защитных полосах водоохранных зон объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйств, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений допускается при наличии лицензии на водопользование (см. п. 2 комментария к ст. 7.6).
  Водоохранные зоны водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения, объявляются особо охраняемыми территориями в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
  Согласно ст. 115 Водного кодекса РФ зоны и округа санитарной охраны устанавливаются в целях охраны объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также содержащих природные лечебные ресурсы (см. п. 3 комментария к ст. 7.7; о статусе водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос см. также п. 1 комментария к ст. 8.12).
  2. В соответствии с п. 1 Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. N 1404, водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.
  Соблюдение специального режима на территории водоохранных зон является составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибрежных территорий.
  Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных водных полос определяются в соответствии с п. 2 - 5 вышеуказанного Положения; виды работ, проведение которых запрещено в пределах водоохранных зон, указаны в п. 6, 7 Положения.
  3. Согласно подп. 34 п. 6 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, к ведению данного Министерства отнесена регистрация договоров на пользование водными объектами. Размещение хозяйственных и иных объектов, а также осуществление всех видов работ на водных объектах и в их водоохранных зонах допускается по согласованию с МПР России.
  Самовольным занятием земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта - источника питьевого водоснабжения является осуществление хозяйственной и иной деятельности, работ на указанных земельных участках без предварительной санкции МПР России.
  О статусе источников питьевого водоснабжения см. п. 3 комментария к ст. 7.7, п. 1 комментария к ст. 6.5.
  4. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, квалифицируется как преступление (ст. 262 УК).
  5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, отнесено к ведению должностных лиц МПР России (см. комментарии к ст. 23.23, 23.24).
 
  Статья 7.9. Самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд
 
  Самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 7.9
 
  1. Согласно ст. 7 - 10 ЛК все леса, за исключением лесов, расположенных на землях объектов обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель.
  В состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, лесными культурами, и иные).
  К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).
  Аналогичным образом состав земель лесного фонда определяется также п. 1 ст. 101 ЗК.
  2. К участкам лесного фонда относятся участки леса, участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель.
  Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).
  Согласно п. 6 ст. 101 ЗК порядок использования земель лесного фонда регулируется ЗК и лесным законодательством.
  3. В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях обороны и на землях городских поселений (городские леса).
  Участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования.
  Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают:
  из актов государственных органов;
  из договоров;
  из судебных решений;
  по иным основаниям, допускаемым ЛК.
  4. Права пользования участками лесного фонда, за исключением публичного лесного сервитута, возникают с момента государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда (см. п. 5 комментария к данной статье) и договора концессии участка лесного фонда; подписания протокола о результатах лесного аукциона; получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
  Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
  Лесопользователь в случаях и на условиях, которые определены лесным законодательством РФ, вправе с согласия собственника передать право пользования участком лесного фонда или право пользования участком леса, не входящего в лесной фонд, лицу, не являющемуся его правопреемником, в соответствии с договором.
  В случае смерти гражданина-лесопользователя принадлежащее ему право пользования переходит к другому лицу в соответствии с завещанием или законом. При реорганизации юридического лица - лесопользователя принадлежащее ему право пользования переходит к юридическому лицу - правопреемнику реорганизованного юридического лица в установленном законодательством РФ порядке.
  5. Аренда участков лесного фонда регулируется Лесным кодексом РФ, гражданским законодательством и Положением об аренде участков лесного фонда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 г. N 345.
  По договору аренды участка лесного фонда лесхоз системы МПР России (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от одного года до 49 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
  Участки лесного фонда могут передаваться в аренду одному или нескольким арендаторам для осуществления следующих видов лесопользования:
  а) заготовки древесины;
  б) заготовки живицы;
  в) заготовки второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);
  г) побочного лесопользования (сенокошения, пастьбы скота, размещения ульев и пасек, заготовки древесных соков, заготовки и сбора дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбора мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша, других видов побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);
  д) пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
  е) пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
  Порядок предоставления участков лесного фонда в безвозмездное пользование определяется ЛК, гражданским законодательством и Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 224.
  6. Виды лесопользования, осуществляемого в лесном фонде РФ, определены ст. 80 ЛК; деятельность по использованию лесного фонда осуществляется на основе лицензирования. Действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не распространяется на лицензирование деятельности по использованию лесного фонда (см. п. 5 комментария к ст. 14.1).
  Лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.
  7. Осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
  Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета являются договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда, договор концессии участка лесного фонда, протокол о результатах лесного аукциона или решение органа государственной власти субъекта РФ.
  Лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет выдаются лесопользователю при краткосрочном пользовании лесным фондом на срок до одного года.
  Названные документы на осуществление видов лесопользования, указанных в соответствующем договоре, выдаются лесопользователю ежегодно.
  Лесорубочный билет, ордер и лесной билет предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда.
  Лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов; он выдается лесхозом системы МПР России.
  На основании ордера лесопользователем осуществляются отдельные виды заготовки и вывозка древесины, заготовка второстепенных лесных ресурсов.
  Лесной билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на осуществление лесопользования, за исключением отдельных его видов.
  Рассматриваемое правонарушение выражается в умышленных действиях лиц, не наделенных правом пользования участком лесного фонда, возникновение которого обусловлено государственной регистрацией соответствующего договора либо получением необходимых документов (см. п. 4 комментария к данной статье).
  8. Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 388 самовольное (без разрешительных документов) пользование юридическим лицом участками лесного фонда и не входящими в лесной фонд лесами для нужд охотничьего хозяйства, туристических, спортивных и культурно-оздоровительных целей влечет за собой взыскание в виде трехкратного размера лесных податей, исчисляемое за самовольное использование участка в течение года по ставке лесных податей, установленной органом государственной власти субъекта РФ.
  Ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам указанным правонарушением, подлежит возмещению нарушителем независимо от его привлечения к административной ответственности в соответствии с комментируемой статьей.
  9. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, отнесено к ведению должностных лиц МПР России (см. комментарий к ст. 23.24).
 
  Статья 7.10. Самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом
 
  Самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом, а равно самовольный обмен земельного участка, участка недр, участка лесного фонда, участка леса, не входящего в лесной фонд, или водного объекта -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 7.10
 
  1. Предоставление недр в пользование осуществляется на основе выданных лицензий. Пользование недрами субъектами, не имеющими статуса лицензиата, является разновидностью самовольного пользования (см. комментарий к ст. 7.3).
  При лицензировании деятельности по использованию природных ресурсов, в том числе недр и лесного фонда, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не применяется (см. п. 5 комментария к ст. 14.1).
  Сделки, связанные с пользованием недрами, заключенные с нарушением Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", являются недействительными. Лица, виновные в их совершении, несут уголовную или административную ответственность; уголовная ответственность за нарушения правил охраны и использования недр предусмотрена ст. 255 УК.
  2. По смыслу п. 3 ст. 209 ГК пользование землей представляет собой одно из правомочий права собственности.
  Согласно ст. 260 ГК лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом в соответствии с правомочиями собственника, определенными ст. 209 ГК, постольку, поскольку соответствующие земли на основании федерального закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
  Особенности купли-продажи земельных участков определены ст. 37 ЗК, согласно п. 1 которой объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.
  3. Осуществление гражданами водопользования без лицензии либо с нарушениями ее требований и условий квалифицируется как самовольное водопользование.
  Переход права пользования водными объектами от одного лица к другому допускается только на основе распорядительской лицензии, переуступка права пользования без ее получения влечет за собой меры административной ответственности, предусмотренные комментируемой статьей.
  4. Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета (см. комментарий к ст. 7.9).
  Лесопользователь в случаях и на условиях, которые определены лесным законодательством РФ, вправе с согласия собственника передать право пользования участком леса, не входящего в лесной фонд, лицу, не являющемуся его правопреемником, в соответствии с договором.
  Переход права пользования участками лесного фонда оформляется посредством внесения изменений в договор, лесорубочный билет, ордер, лесной билет.
  Запрещается переход от одного лица к другому права пользования участком лесного фонда, предоставленным в пользование в соответствии с договором концессии участка лесного фонда.
  5. Нарушение указанного порядка передачи права лесопользования рассматривается в качестве самовольной переуступки права. Сделки, предусматривающие использование древесины и других объектов лесной растительности, полученных без лесорубочного билета, ордера или лесного билета либо с нарушением предоставленных ими прав, также содержат признаки правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.
  6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, в части самовольной переуступки права пользования недрами, водным объектом, участками лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, отнесено к ведению должностных лиц МПР России (см. комментарии к ст. 23.22 - 23.24). Применительно к самовольной переуступке права пользования недрами дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются наряду с должностными лицами МПР России также и должностными лицами органов Госгортехнадзора России (см. п. 2 комментария к ст. 23.22).
  В случаях самовольной переуступки права пользования землей рассмотрение дел об указанных административных правонарушениях отнесено к ведению должностных лиц Росземкадастра (см. комментарий к ст. 23.21).
 
  Статья 7.11. Пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии)
 
  Пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), а равно самовольная переуступка права пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 7.11
 
  1. Административная ответственность за самовольную переуступку права пользования водными биологическими (живыми) ресурсами внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны РФ предусмотрена ч. 2 ст. 8.17 КоАП (см. комментарий).
  2. Согласно Федеральному закону от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" животный мир представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Объектом животного мира является организм животного происхождения (дикое животное) или их популяция.
  Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории РФ относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
  К федеральной собственности могут быть отнесены объекты животного мира:
  - редкие и находящиеся под угрозой исчезновения; а также
  - занесенные в Красную книгу РФ, обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
  - населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ, подпадающие под действие международных договоров РФ, отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;
  - естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов РФ.
  3. Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии.
  Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией или договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для пользования животным миром.
  Долгосрочная лицензия - специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира.
  Именная разовая лицензия - специальное разрешение на однократное использование определенных объектов животного мира с указанием места и срока его действия, а также количества допустимых к использованию объектов животного мира.
  Распорядительная лицензия - специальное разрешение, предоставляющее право определенным в нем лицам в установленном порядке распоряжаться объектами животного мира.
  4. Нарушение условий и требований лицензирования либо осуществление видов деятельности без лицензий рассматривается в качестве самовольного пользования объектами животного мира. Передача лицензиатом права пользования объектами животного мира другому лицу содержит признаки самовольной переуступки и представляет собой одно из противоправных действий, предусмотренных комментируемой статьей.
  5. Порядок лицензирования хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием, охраной объектов животного мира и распоряжением данными объектами, определен Федеральным законом "О животном мире". Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" действие последнего не распространяется на лицензирование видов деятельности по использованию объектов животного мира (см. п. 5 комментария к ст. 14.1).
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ Госкомэкологии РФ от 23.11.1999 N 714 "О перечне объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено" утратил силу в связи с изданием Приказа МПР РФ от 06.02.2003 N 75 "О признании недействующим Приказа Госкомэкологии России от 23.11.1999 N 714".
 
  6. Порядок выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 156. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено, утвержден Приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России) от 23 ноября 1999 г. N 714.
  Порядок лицензирования на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, определяется нормативными правовыми актами Минсельхоза России.
  Согласно п. 4 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 901, Минсельхоз России и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания (см. также комментарий к ст. 8.37 КоАП).
  7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Применительно к объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, отнесено к ведению должностных лиц Минсельхоза России (см. комментарий к ст. 23.26). В случаях, указанных в п. 1 настоящего комментария, рассмотрение дел об административных правонарушениях отнесено к ведению должностных лиц пограничных органов и пограничных войск ФСБ (см. комментарий к ст. 23.10).
  Применительно к административным правонарушениям, совершенным на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, административно-юрисдикционные полномочия осуществляются должностными лицами МПР России (см. комментарии к ст. 23.24 и 23.29).
  В случаях нарушения пользования объектами животного мира, отнесенными к водным биологическим ресурсам, дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматриваются должностными лицами Госкомрыболовства России (см. комментарий к ст. 23.27).
 
  Статья 7.12. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав
 
  1. Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.
  2. Незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели либо промышленного образца до официального опубликования сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 7.12
 
  1. Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм посягают на авторские и смежные права. Последние представляют собой разновидность нематериальных благ, одного из объектов гражданских прав.
  Авторское право распространяется на материальные объекты: произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения. Программы для ЭВМ как объект авторского права приравниваются к литературным произведениям. Авторское право возникает в силу факта создания его объекта. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется специального разрешения, например регистрации произведений. Однако для защиты имущественных интересов обладателей авторских прав в некоторых случаях требуется государственная санкция: например, договор о полной уступке имущественных прав на программу для ЭВМ подлежит обязательной государственной регистрации в органах юстиции.
  2. Согласно ст. 4 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (далее в данном комментарии - ЗоАП) под экземпляром произведения подразумевается его копия, изготовленная в любой материальной форме. Объектами авторского права являются, в частности: литературные произведения (включая программы для ЭВМ); драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайд-фильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам.
  3. Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (в ред. Постановления Правительства РФ от 2 октября 1999 г. N 1104), предусмотрены следующие особенности продажи экземпляров фильмов, воспроизведенных на видеоносителях. На данных экземплярах должны быть указаны:
  - номер и дата выданного в установленном законодательством Российской Федерации порядке прокатного удостоверения;
  - наименование фильма, страны и студии, на которой снят фильм, год его выпуска;
  - основные фильмографические данные (жанр, аннотация, сведения об авторе сценария, режиссере, композиторе, исполнителях главных ролей и др.);
  - продолжительность фильма (в минутах);
  - рекомендации по возрастному ограничению зрительской аудитории в соответствии с прокатным удостоверением (при их наличии);
  - наименование, место нахождения (юридический адрес) изготовителя экземпляра фильма, воспроизведенного на видеоносителе (организации, осуществившей тиражирование фильма);
  - технические характеристики видеоносителя: тип видеокассеты, диска, системы видеосигнала, системы записи звука;
  - наименование изготовителя видеоносителя.
  Экземпляры фильмов, воспроизведенных на видеоносителях, до подачи в торговый зал (размещения в месте продажи) должны пройти предпродажную подготовку, которая включает осмотр и проверку целостности упаковки каждой единицы товара, наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе. При передаче оплаченного товара покупателю лицо, осуществляющее продажу, проверяет целостность его упаковки, а по требованию покупателя предоставляет ему возможность просмотра фрагментов фильма.
  Продажа экземпляров фильмов, воспроизведенных на видеоносителях, осуществляется только в упаковке изготовителя.
  4. Контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав. Контрафактными являются также экземпляры охраняемых в Российской Федерации в соответствии с ЗоАП произведений и фонограмм, импортируемых без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения не охранялись или перестали охраняться. Физические или юридические лица, нарушающие требования ЗоАП, являются нарушителями авторских и смежных прав.
  Деятельность по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей подлежит обязательному лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
  Согласно Положению о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 381 (в ред. Постановления Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 731), указанная деятельность включает в себя:
  изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений на кинопленке и других видах носителей;
  изготовление экземпляров фонограмм на любых видах носителей.
  Согласно п. 3 данного Положения к лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в частности, относятся:
  наличие документов, подтверждающих права лицензиата либо заказчика тиража на воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм: договоров (заверенных в установленном порядке копий договоров) на приобретение авторских и (или) смежных прав на воспроизведение, разрешений на воспроизведение, выданных организациями по управлению имущественными правами обладателей авторских и (или) смежных прав на коллективной основе, а также наличие при необходимости прокатных удостоверений (заверенных в установленном порядке копий прокатных удостоверений) на аудиовизуальные произведения;
  ведение лицензиатом учета изготовленных экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм с указанием наименования продукции, наименования произведений, вошедших в состав данной продукции, количества изготовленных экземпляров, а также документов, подтверждающих права лицензиата либо заказчика тиража на воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм.
  5. В качестве административного правонарушения рассматривается только незаконное использование в коммерческих целях экземпляров произведений или фонограмм. Воспроизведение аудиовизуального произведения без последующего коммерческого использования в целях извлечения прибыли, предназначенное для индивидуального просмотра (прослушивания), удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, не является административным правонарушением.
  6. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм с целью сбыта, совершенные в крупном размере, квалифицируются как преступление (ч. 2, 3 ст. 146 УК в ред. Федерального закона от 8 апреля 2003 г. N 45-ФЗ). Деяния, предусмотренные ст. 146 УК, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений объектов авторского права и смежных прав превышает 100 МРОТ.
  7. Согласно ст. 3 Патентного закона от 23 сентября 1992 г. N 3517-1 (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ) права на изобретение, полезную модель, промышленный образец охраняются законом и подтверждаются соответственно патентом на изобретение, патентом на полезную модель и патентом на промышленный образец.
  Патент удостоверяет приоритет, авторство изобретения, полезной модели или промышленного образца и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец.
  В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству. Полезная модель признается соответствующей условиям патентоспособности, если она является новой и промышленно применимой.
  В качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым и оригинальным.
  Условия патентоспособности полезной модели, промышленного образца определены соответственно ст. 5 и 6 Патентного закона.
  8. Автором изобретения, полезной модели, промышленного образца признается физическое лицо, творческим трудом которого они созданы.
  Если в создании изобретения, полезной модели или промышленного образца участвовали несколько физических лиц, все они считаются его авторами. Порядок пользования правами, принадлежащими авторам, определяется соглашением между ними. Не признаются авторами физические лица, не внесшие личного творческого вклада в создание объекта промышленной собственности, оказавшие автору (авторам) только техническую, организационную или материальную помощь либо только способствовавшие оформлению прав на него и его использованию.
  Право авторства является неотчуждаемым личным правом и охраняется бессрочно.
  9. Согласно п. 1 ст. 13 Патентного закона (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ) любое лицо, не являющееся патентообладателем, вправе использовать запатентованные изобретение, полезную модель, промышленный образец лишь с разрешения патентообладателя (на основе лицензионного договора). По лицензионному договору патентообладатель (лицензиар) обязуется предоставить право на использование охраняемого изобретения, полезной модели, промышленного образца в объеме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и (или) осуществлять другие действия, предусмотренные договором.
  При исключительной лицензии лицензиату передается право на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату; при неисключительной лицензии лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе и на предоставление лицензий третьим лицам.
  10. Согласно п. 1, 2 ст. 14 Патентного закона (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ) любое физическое или юридическое лицо, использующее запатентованное изобретение, полезную модель или промышленный образец с нарушением настоящего Закона, считается нарушителем патента.
  Патентообладатель вправе требовать:
  прекращения нарушения патента;
  возмещения лицом, виновным в нарушении патента, причиненных убытков в соответствии с гражданским законодательством;
  публикации решения суда в целях защиты своей деловой репутации;
  осуществления иных способов защиты прав в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
  11. По смыслу п. 12 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" лицо, распространяющее экземпляры произведения без разрешения правообладателя, несет ответственность за нарушение исключительных прав на это произведение.
  12. Незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству, если эти деяния причинили крупный ущерб, квалифицируются как преступление (ч. 1 ст. 147 УК).
  13. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов; в случаях, не требующих проведения административного расследования, дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 1, абз. 2 ч. 3 и абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП; см. также комментарий к ст. 28.7).
 
  Статья 7.13. Нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны
 
  1. Нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия (Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения), их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
  2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), внесенных в Список всемирного культурного и природного наследия, на их территориях, на территориях историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) федерального значения, а равно в зонах их охраны, -
  влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
  3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, -
  влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 7.13
 
  1. Отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством РФ, законодательством РФ о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством РФ об охране окружающей среды и Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Согласно ст. 3 указанного Федерального закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
  Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды:
  памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);
  ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;
  достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.
  2. Порядок ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ определен гл. IV Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Согласно ст. 15 указанного Федерального закона в РФ ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, содержащий сведения об объектах культурного наследия.
  Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.
  Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
  3. Применительно к ч. 2, 3 комментируемой статьи под территорией объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) понимаются земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия. Данные земельные участки относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством и Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (см. ст. 5 указанного Федерального закона).
  Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в Минкультуры России или в орган исполнительной власти субъекта Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, документов, указанных в ст. 17 названного Федерального закона.
  Особенности проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия, а также меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия при проектировании и проведении землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, а также порядок приостановления проведения работ, проведение которых может причинить вред объектам культурного наследия, определены ст. 35 - 37 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Согласно п. 3 ст. 35 рассматриваемого Федерального закона характер использования территории достопримечательного места, ограничения на использование данной территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места определяются Минкультуры России в отношении объектов культурного наследия федерального значения и органом исполнительной власти субъекта Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, вносятся в правила застройки и в схемы зонирования территорий, разрабатываемые в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
  В соответствии с п. 4 ст. 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" впредь до начала проведения историко-культурной экспертизы в порядке, установленном указанным Федеральным законом, но не позднее 31 декабря 2010 г. сохраняются порядок согласования градостроительной и проектной документации и порядок согласования и выдачи разрешений на проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, установленные ст. 31, 34, 35, 40, 42 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
  Согласно ст. 31, 40, 42 Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (в ред. Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ) реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры осуществляются только с ведома государственных органов охраны памятников и под их контролем.
  Проекты реставрации, консервации и ремонта памятников истории и культуры подлежат согласованию с государственными органами охраны памятников и утверждаются в установленном порядке.
  Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры производятся специальными научно-реставрационными организациями, а также строительными, ремонтными и ремонтно-строительными организациями под наблюдением специалистов-реставраторов.
  Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, имеющих памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства, подлежат согласованию с Минкультуры России.
  Строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы, которые могут создавать угрозу для существования памятников истории и культуры, производятся только по согласованию с государственными органами охраны памятников и после осуществления мероприятий, обеспечивающих сохранность памятников.
  Проекты строительных, мелиоративных, дорожных и других работ должны быть согласованы с государственными органами охраны памятников и предусматривать мероприятия, обеспечивающие сохранность памятников истории и культуры.
  Предприятия, учреждения и организации в случае обнаружения в процессе ведения работ археологических и других объектов, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязаны сообщить об этом государственному органу охраны памятников и приостановить дальнейшее ведение работ.
  4. К категориям культурных ценностей, вывоз которых запрещен ст. 9 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", относятся:
  - движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания;
  - движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством РФ;
  - культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей РФ. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;
  - культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
  5. В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, ограничиваются в обороте.
  По смыслу п. 2 ст. 129 ГК оборот указанных земель допускается только по специальному разрешению.
  Согласно п. 10 ст. 85 ЗК в пределах черты городских, сельских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие историко-культурное, эстетическое и иное особо ценное значение.
  Земельные участки, включенные в состав зоны особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными ст. 94 - 100 ЗК.
  Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.
  В соответствии с п. 2 ст. 94 ЗК земли историко-культурного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий, применительно к которым согласно п. 1 указанной статьи установлен особый правовой режим.
  Согласно п. 1 ст. 99 ЗК земли объектов культурного наследия народов РФ (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия, относятся к землям историко-культурного назначения.
  6. Обеспечение сохранности памятников истории и культуры является обязанностью граждан и юридических лиц при осуществлении градостроительной деятельности.
  Сохранение территории объектов историко-культурного наследия - одно из основных градостроительных требований, учитываемых в процессе разработки программ социально-экономического развития территорий Российской Федерации, субъектов в ее составе, территорий муниципальных образований, а также при подготовке соответствующей градостроительной документации (см. ст. 30, 35 Градостроительного кодекса РФ).
  7. Правила использования памятников истории и культуры предусматривают осуществление отдельных видов деятельности на основе лицензии. В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязательному лицензированию подлежит деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Согласно Перечню федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, лицензирование по указанному виду деятельности отнесено к ведению Минкультуры России. В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 96, под деятельностью по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) понимаются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранения объектов культурного наследия. Лицензирующим органом по рассматриваемому виду деятельности является Минкультуры России. Согласно п. 4 данного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по реставрации объектов культурного наследия являются:
  наличие в штате юридического лица специалистов, имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области реставрации объектов культурного наследия и стаж работы в этой области не менее 5 лет;
  наличие у индивидуального предпринимателя высшего, среднего специального или дополнительного образования в области реставрации объектов культурного наследия и стажа работы в этой области не менее 5 лет;
  осуществление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лицензируемой деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами и техническими документами, устанавливающими требования к проведению работ по реставрации объектов культурного наследия.
  Безлицензионная деятельность по реставрации объектов культурного наследия либо нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, в зависимости от статуса объекта культурного наследия, квалифицируется в соответствии с ч. 1 - 3 комментируемой статьи. К нарушителю могут быть применены санкции в виде приостановления действия лицензии либо ее аннулирования, предусмотренные ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", независимо от применения административных наказаний, установленных комментируемой статьей (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).
  8. Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения (общероссийских) утвержден Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. N 176.
  9. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Минкультуры России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.57 (см. также п. 1 комментария к названной статье).
 
  Статья 7.14. Проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия
 
  Проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 7.14

<< Пред.           стр. 14 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу