<< Пред.           стр. 36 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  4. В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории РФ, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения:
  - о наименовании алкогольной продукции;
  - о цене алкогольной продукции;
  - о наименовании производителя (юридическом адресе);
  - о стране происхождения алкогольной продукции;
  - о сертификации алкогольной продукции;
  - о государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать;
  - об объеме алкогольной продукции в потребительской таре;
  - о наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции;
  - о содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению;
  - о дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования.
  Неисполнение продавцом алкогольной продукции указанных требований квалифицируется по ч. 3 комментируемой статьи.
  5. О лицензировании деятельности в области розничной продажи алкогольной продукции см. п. 3, 4 комментария к ст. 14.17.
  Розничная продажа алкогольной продукции лицом, не наделенным правомочиями лицензиата, либо лицензиатом с нарушением требований и условий лицензирования квалифицируется по ч. 3 комментируемой статьи.
  6. Рассматриваемое правонарушение квалифицируется в момент нарушения правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции независимо от заключения, исполнения договора купли-продажи (см. п. 2 ст. 457, п. 1 ст. 458 ГК). Административную ответственность за неправильное нанесение федеральных специальных марок, акцизных марок, региональных специальных марок, предусмотренную ч. 3 комментируемой статьи, несет собственник (владелец) алкогольной продукции, осуществляющий ее розничную продажу.
  Индивидуальные предприниматели, нарушающие правила розничной продажи алкогольной продукции, несут административную ответственность как должностные лица (о корреляции статуса индивидуального предпринимателя и должностного лица см. п. 6 комментария к ст. 2.4).
  7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 2 комментируемой статьи, рассматриваются судьями (см. п. 8 комментария к ст. 14.1).
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи, рассматриваются:
  должностными лицами органов МВД России, указанными в подп. "а" п. 10 комментария к ст. 14.5 (о функциях МВД России по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений см. комментарий к указанной статье);
  а) должностными лицами органов Госторгинспекции, указанными в ч. 2 ст. 23.49 КоАП (см. комментарий к названной статье);
  б) министром РФ по налогам и сборам, его заместителями - в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.50 КоАП;
  в) руководителями межрегиональных инспекций МНС России, их заместителями, руководителями инспекций МНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, их заместителями, руководителями инспекций МНС России межрайонного уровня, их заместителями - согласно п. 2 ч. 2 ст. 23.50 КоАП;
  г) руководителями территориальных органов МНС России, их заместителями - в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 23.50 КоАП; согласно п. 3 Положения о МНС России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 783, к территориальным органам указанного Министерства относятся управления МНС России, а также инспекции МНС России, указанные в подп. "в" данного пункта комментария;
  д) должностные лица органов МВД России, а также должностные лица, указанные в подп. "а" - "г", вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи, на рассмотрение судьям (см. п. 8 комментария к ст. 14.1).
 
  Статья 14.17. Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта
 
  1. Промышленное производство этилового спирта в объемах, превышающих квоты, -
  влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта, произведенного в объемах, превышающих квоты.
  2. Поставка этилового спирта из сырья всех видов организацией, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты, -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.
  3. Закупка этилового спирта из сырья всех видов организацией, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты, -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта, закупленного организацией, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты; на юридических лиц - от трехсот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта, закупленного организацией, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты.
  4. Промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, -
  влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
 
  Комментарий к статье 14.17
 
  1. О статусе алкогольной и спиртосодержащей продукции см. п. 1 комментария к ст. 14.16.
  2. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 109-ФЗ) закупка и поставки этилового спирта для федеральных государственных нужд осуществляются на основании законодательства РФ о поставках продукции для федеральных государственных нужд организациями, имеющими оборудование для хранения и отпуска этилового спирта, а также лабораториями контроля его качества. Закупка этилового спирта, в том числе денатурата, разрешается только организациям в пределах выделенных квот на его закупку.
  Поставки организациями этилового спирта, в том числе денатурата, разрешаются организациям в пределах квот, выданных субъектам Федерации или соответствующим федеральным органам исполнительной власти, и при наличии уведомления. Требования к содержанию и порядку выдачи уведомлений устанавливаются Правительством РФ.
  Согласно п. 3 ст. 20 указанного Федерального закона (в ред. Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 109-ФЗ) поставки этилового спирта, в том числе денатурата, потребителям, не имеющим соответствующих лицензий, квот на его закупку или уведомлений, а также нецелевое использование квот на закупку этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, являются основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
  Указанные санкции применяются судом независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, меры которой предусмотрены ч. 2, 4 комментируемой статьи.
  Согласно ст. 10 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" квоты на закупку этилового спирта определяются исходя из баланса его производства и потребления с учетом заявленных потребностей Российской Федерации и субъектов Федерации. При этом суммарный объем квот на этиловый спирт, используемый для производства алкогольной продукции, потребляемой на внутреннем рынке РФ, не должен превышать аналогичный показатель предыдущего года более чем на 10%. Квоты на закупку этилового спирта выдаются организациям при наличии предусмотренных законом лицензий на осуществление деятельности с использованием этилового спирта.
  Первоочередное право на получение квот для производства или потребления этилового спирта имеют организации, работающие по ресурсосберегающим, экологически безопасным технологиям.
  Порядок определения квот на закупку этилового спирта устанавливается Правительством РФ.
  3. Лицензирование деятельности в области промышленного производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (см. п. 2 ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
  Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ неоднозначно определяет перечень лицензируемых видов деятельности: согласно п. 1 ст. 18 указанного Федерального закона деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением розничной продажи алкогольной и непищевой спиртосодержащей продукции, осуществляется только юридическими лицами независимо от их форм собственности на основании лицензий, выданных уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти и действующих на всей территории РФ (федеральных лицензий), а также лицензий, выданных органом государственной власти, определенным законодательством соответствующего субъекта Федерации, и действующих на территории данного субъекта Федерации или также на территориях других субъектов Федерации, с которыми данный субъект Федерации, выдавший лицензии, имеет соответствующие соглашения.
  Исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определен п. 2 ст. 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ, согласно которому лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:
  - производства, хранения и поставок произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
  - закупки, хранения и экспорта этилового спирта и алкогольной продукции;
  - хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
  - закупки, хранения и поставок алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
  - экспорта алкогольной продукции;
  - импорта, хранения и поставок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
  - производства, хранения и поставок спиртосодержащей непищевой продукции, а также других видов производственной деятельности, при осуществлении которых в качестве сырья или вспомогательного материала используется этиловый спирт;
  - розничной продажи алкогольной продукции.
  Таким образом, применительно к лицензированию розничной продажи алкогольной продукции п. 1, 2 ст. 18 рассматриваемого Федерального закона содержат взаимоисключающие предписания.
  В соответствии с п. 10 ст. 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Федерации в установленном ими порядке с учетом положений указанного Федерального закона. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Федерации органам местного самоуправления в соответствии со ст. 7 указанного Федерального закона.
  Розничная продажа алкогольной продукции лицом, не наделенным правомочиями лицензиата, либо лицензиатом с нарушением требований и условий лицензирования квалифицируется по ч. 3 ст. 14.16 КоАП (см. комментарий).
  4. Согласно п. 6, 7 ст. 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ лицензирование промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в зависимости от объема указанного производства и процентного содержания этилового спирта в готовой продукции, осуществляется на основе федеральных лицензий и лицензий субъектов Федерации.
  Применительно к указанному Федеральному закону под промышленным производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается производство такой продукции юридическим лицом в объеме, превышающем потребности собственного производства, в целях ее продажи и получения прибыли. Под оборотом подразумеваются закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа указанной продукции.
  Промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии либо лицензиатом с нарушением лицензионных требований и условий квалифицируются по ч. 4 комментируемой статьи.
  5. В соответствии с Правилами продажи алкогольной продукции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 г. N 987, продажа алкогольной продукции осуществляется только при наличии лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ. Продавец обязан представить покупателю соответствующую информацию с указанием номера лицензии, срока ее действия и органа, выдавшего ее. Эта информация должна размещаться в удобных для ознакомления местах.
  6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 2 и 4 комментируемой статьи, рассматриваются судьями (см. п. 8 комментария к ст. 14.1).
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 данной статьи, рассматриваются должностными лицами МНС России и его территориальных органов, указанными в подп. "б" - "г" п. 7 комментария к ст. 14.16.
 
  Статья 14.18. Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции
 
  Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией произведенной продукции; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией произведенной продукции.
 
  Комментарий к статье 14.18
 
  1. Данной статьей установлена административная ответственность за противоправное использование этилового спирта, полученного методами промышленного производства (см. п. 4 комментария к ст. 14.17).
  Согласно Федеральному закону от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. Федерального закона от 7 января 1999 г. N 18-ФЗ) под этиловым спиртом понимается спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья методом спиртового брожения либо гидратацией этилена с последующей перегонкой и ректификацией или без нее; под спиртосодержащей непищевой продукцией подразумевается непищевая продукция (в том числе любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды непищевой продукции), произведенная с использованием этилового спирта, денатурата или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции; к спиртосодержащей пищевой продукции относится пищевая продукция (в том числе любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды пищевой продукции, за исключением алкогольной продукции), произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции.
  2. Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
  3. В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат изъятию из незаконного оборота в случае, если они реализуются с содержанием в своем составе этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции.
  Конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не соответствующие государственным стандартам и техническим условиям, а также алкогольная продукция, содержащая в своем составе этиловый спирт, произведенный из непищевого сырья, или имеющая денатурирующие добавки, подлежат переработке на договорных условиях в этиловый спирт для технических нужд либо спиртосодержащую непищевую продукцию. При невозможности осуществить такую переработку конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат уничтожению.
  4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (см. п. 8 комментария к ст. 14.1).
 
  Статья 14.19. Нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
 
  Нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 14.19
 
  1. О понятиях "промышленное производство" и "оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" см. п. 4 комментария к ст. 14.17.
  В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" организация и осуществление государственного учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесены к ведению Российской Федерации.
  По смыслу ст. 5 - 7 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ применительно к указанным видам деятельности следует различать понятия "государственный учет" и "государственный контроль". Согласно ст. 23 данного Федерального закона государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предусматривает осуществление органами исполнительной власти и муниципальными органами различных видов контрольной деятельности, исчерпывающий перечень которых установлен указанной статьей.
  Разновидностью названной контрольной деятельности является осуществление государственного контроля за представлением деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также представлением деклараций об использовании этилового спирта. Административная ответственность за уклонение от подачи данных деклараций либо их несвоевременную подачу установлена ст. 15.13 КоАП (см. комментарий).
  2. Согласно Инструкции по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта, утвержденной Министерством пищевой промышленности СССР 25 сентября 1985 г., при учете этилового спирта определению подлежат: объем водно-спиртового раствора, концентрация спирта (крепость) в процентах (по объему) и объем содержащегося безводного спирта.
  По смыслу п. 2.1.1 Методических рекомендаций по контролю за использованием этилового спирта в организациях, производящих водку, утвержденных Государственной налоговой службой РФ 22 сентября 1998 г., при осуществлении контрольной деятельности обязательной проверке подлежит соответствие спиртохранилища требованиям указанной Инструкции.
  Действие данной Инструкции распространяется на все виды и сорта этилового спирта, водно-спиртовые растворы, а также на побочные спиртопродукты ректификации.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  "Временная инструкция по автоматизированному учету алкогольной продукции при ее производстве" (утв. Минсельхозом РФ 28.12.2000, МНС РФ 22.12.2000) утратила силу с 3 августа 2003 в связи с изданием <письма> МНС РФ от 29.08.2003 N БК-6-07/928 "О вводе в действие "Временной инструкции по автоматизированному учету алкогольной продукции при ее производстве".
 
  Порядок проведения автоматизированного учета алкогольной продукции при ее производстве определен Временной инструкцией, утвержденной Минсельхозом России 28 декабря 2000 г., МНС России 29 декабря 2000 г.
  3. Деятельность по обороту произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию (см. п. 3, 4 комментария к ст. 14.17).
  Нарушение лицензиатом порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте рассматривается как нарушение условий действия лицензии и влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования независимо от применения к нарушителю мер административной ответственности, предусмотренных комментируемой статьей.
  4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами МНС России и его территориальных органов (см. подп. "б" - "г" п. 7 комментария к ст. 14.16).
 
  Статья 14.20. Нарушение законодательства об экспортном контроле
 
  1. Осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.1, 16.3, 16.19 настоящего Кодекса, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости товаров, информации, работ, услуг либо результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
  2. Несоблюдение установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля, а равно нарушение установленных сроков хранения соответствующих учетных документов -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 14.20
 
  1. В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" под экспортным контролем понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. К внешнеэкономической деятельности по смыслу вышеназванного Федерального закона относится внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
  Согласно Федеральному закону "Об экспортном контроле" под контролируемыми товарами и технологиями понимаются сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.
  Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержден Указом Президента РФ от 8 августа 2001 г. N 1005.
  2. Внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, подлежат лицензированию. На экспорт отдельных видов контролируемых товаров в иностранные государства, придерживающиеся в своей внутренней и внешней политике общепризнанных принципов и норм международного права в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, могут выдаваться генеральные лицензии, т.е. лицензии с указанием количества товаров без определения конкретного покупателя. Перечень иностранных государств и виды контролируемых товаров, на экспорт которых разрешается выдача генеральных лицензий, устанавливаются Правительством РФ.
  Генеральная лицензия может выдаваться только российскому юридическому лицу, создавшему внутрифирменную программу экспортного контроля и получившему в установленном порядке свидетельство о государственной аккредитации, предусмотренное ст. 16 Федерального закона "Об экспортном контроле".
  3. По смыслу вышеназванного Федерального закона к российским участникам внешнеэкономической деятельности (российским лицам) относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, имеющие постоянное местонахождение на ее территории, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, физические лица, имеющие постоянное или преимущественное местожительство на территории РФ, обладающие правом осуществления внешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством РФ.
  В качестве иностранных лиц рассматриваются юридические лица и организации в иной организационно-правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены; физические лица, гражданская правоспособность и гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором данные лица имеют постоянное местожительство.
  4. Вывоз из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий без передачи их иностранному лицу, в частности для демонстрации на выставках или в целях использования для собственных нужд, может осуществляться без лицензий при условии, что такие товары и технологии будут оставаться под непосредственным контролем российского лица, осуществляющего их вывоз из Российской Федерации, и будут возвращены в Российскую Федерацию в установленные сроки.
  Решение о вывозе из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий без лицензий принимается межведомственным координационным органом по экспортному контролю в порядке, определенном Правительством РФ.
  5. Согласно ст. 23 Федерального закона "Об экспортном контроле" российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны вести учет внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля. Документы, относящиеся к внешнеэкономическим сделкам с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, должны храниться в течение трех лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством РФ.
  К законодательству об экспортном контроле относятся также подзаконные акты, принятые в соответствии с Федеральным законом "Об экспортном контроле".
  Порядок экспорта из Российской Федерации и импорта в Российскую Федерацию ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, включенных в Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г. N 202, установлен Положением об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 973 (в ред. Постановления Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 612).
  Указанным Постановлением Правительства РФ утверждены Перечень ядерных материалов, оборудования и специальных неядерных материалов, на экспорт которых не требуются заверения страны-получателя, а также Правила направления информации об экспорте и импорте ядерных товаров и технологий.
  Случаи ввоза (вывоза) ядерных товаров и технологий, при которых не требуется оформление лицензий Минэкономразвития России, установлены приложением 2 к Положению об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий.
  6. В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" данный Федеральный закон не применяется при лицензировании внешнеэкономических операций.
  Порядок лицензирования внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями определен ч. 4 ст. 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", а также ст. 16, 19 - 22 Федерального закона "Об экспортном контроле".
  7. В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 990, Минэкономразвития России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.
  8. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль, квалифицируются как преступление (ст. 189 УК).
  9. Документы, представляемые при перемещении товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, через таможенную границу РФ, устанавливаются таможенными правилами. Представление документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, в указанном случае квалифицируется по ст. 16.1 КоАП. Нарушение требований (условий, ограничений) таможенного режима при проведении операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, пользование либо распоряжение указанными товарами и технологиями не в соответствии с таможенным режимом, под который они помещены, квалифицируются по ч. 1 ст. 16.19 КоАП (см. комментарий к названным статьям).
  10. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
  Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Минэкономразвития России и его территориальных органов - согласно ч. 2 ст. 23.9 КоАП (см. комментарий к указанной статье).
 
  Статья 14.21. Ненадлежащее управление юридическим лицом
 
  Ненадлежащее управление юридическим лицом, то есть использование полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и (или) законным интересам ее кредитора, повлекшее уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков, -
  влечет наложение административного штрафа в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет.
 
  Комментарий к статье 14.21
 
  1. О понятии кредитора см. п. 1 комментария к ст. 14.11. Кредиторами по денежным обязательствам, обусловленным несостоятельностью (банкротством) должника, являются российские и иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Согласно Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) по иному предусмотренному ГК основанию.
  2. В соответствии с п. 3 ст. 53 ГК лицо, которое в силу федерального закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.
  По смыслу данной статьи имеются в виду юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации.
  Полномочия по управлению юридическим лицом определяются его учредительными документами (см. п. 2 ст. 52 ГК).
  3. Применительно к данной статье в качестве административного правонарушения квалифицируются следующие деяния физического или юридического лица:
  - действия (бездействие) органа юридического лица - лица, выступающего от его имени, повлекшие причинение имущественного ущерба потерпевшему;
  - действия (бездействие) лица, наделенного полномочиями по управлению юридическим лицом при введении процедуры внешнего управления, применяемой к юридическому лицу-должнику в соответствии с гл. VI Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", повлекшие причинение имущественного ущерба потерпевшему;
  - действия (бездействия) руководителя временной администрации - специального органа управления кредитной организацией;
  - действия (бездействие) руководителя унитарного предприятия вопреки законным интересам данного предприятия, повлекшие причинение убытков унитарному предприятию.
  Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия.
  Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.
  В соответствии с п. 1, 2 ст. 25 указанного Федерального закона руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно.
  Руководитель унитарного предприятия несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия.
  Неисполнение руководителем унитарного предприятия решений собственника имущества унитарного предприятия (их ненадлежащее исполнение), причинившее убытки данному предприятию, квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей (ср. со ст. 14.22 КоАП: правонарушением, предусмотренным этой статьей, является совершение руководителем унитарного предприятия действий, выходящих за пределы его полномочий; см. также п. 1 комментария к указанной статье).
  4. Физическое лицо как субъект данного административного правонарушения всегда наделено правомочиями должностного лица. К таким лицам относятся, в частности, члены исполнительного органа управления юридического лица и арбитражные управляющие, к которым могут быть применены дисквалификация либо административный штраф.
  5. Последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей руководителем временной администрации - специального органа управления кредитной организацией, назначаемого Центральным банком РФ в порядке, установленном Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", определены ст. 20 указанного Федерального закона.
  6. Заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей, если это деяние причинило крупный ущерб, квалифицируется как преступление (ст. 197 УК; см. также комментарий к ст. 14.12 КоАП).
  7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (см. п. 8 комментария к ст. 14.1).
 
  Статья 14.22. Совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий
 
  Заключение лицом, выполняющим управленческие функции в организации, сделок или совершение им иных действий, выходящих за пределы его полномочий, -
  влечет наложение административного штрафа в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет.
 
  Комментарий к статье 14.22
 
  1. См. п. 2 комментария к ст. 14.21.
  Под организацией по смыслу данной статьи подразумевается юридическое лицо. Основы статуса юридического лица определены § 1 гл. 4 ГК.
  Под сделками по смыслу данной статьи понимаются действия лица, выполняющего управленческие функции в организации, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Полномочия указанного лица определяются в уставе и (или) в учредительном договоре юридического лица - коммерческой или некоммерческой организации.
  Сделка, заключенная лицом, выполняющим управленческие функции в организации, с нарушением его полномочий, квалифицируется ГК в качестве недействительной в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Согласно ст. 168 ГК сделка, не соответствующая требованиям федерального закона или иных правовых актов, ничтожна, если федеральный закон не устанавливает, что такая сделка оспорима. По смыслу п. 6 ст. 3 ГК под иными правовыми актами понимаются указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, устанавливающие нормы гражданского права или содержащие такие нормы. Правовые последствия недействительности сделок определены ст. 167 ГК.
  Лицом, осуществляющим управленческие функции, является также руководитель унитарного предприятия (см. п. 3 комментария к ст. 14.21).
  Противоправными действиями (бездействием) руководителя унитарного предприятия, квалифицируемыми в соответствии с комментируемой статьей, являются:
  совершение унитарным предприятием сделки, в отношении которой имеется заинтересованность руководителя данного предприятия, без согласия собственника имущества унитарного предприятия (понятие данной сделки определено п. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях");
  непредставление руководителем унитарного предприятия собственнику имущества данного предприятия сведений, необходимых для установления факта легитимного совершения сделки, установленных п. 2 ст. 22 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", либо нарушение порядка их представления (просрочка представления, представление заведомо ошибочных сведений либо иные случаи ненадлежащего исполнения руководителем унитарного предприятия данной обязанности);
  заимствование унитарным предприятием кредитов по договорам с кредитными организациями или бюджетных кредитов без согласования с собственником имущества унитарного предприятия. Рассматриваемое административное правонарушение квалифицируется в момент совершения руководителем унитарного предприятия указанных противоправных действий, свидетельствующих об общественной опасности деяния.
  В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. N 940 согласование решения о совершении крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя федерального государственного унитарного предприятия, за исключением сделок с недвижимым имуществом; согласование совершения сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга; согласование осуществления заимствований производятся федеральными органами исполнительной власти в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в их ведении.
  Минимущество России в отношении федеральных государственных унитарных предприятий осуществляет:
  согласование сделок с недвижимым имуществом;
  согласование решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также заключения договора простого товарищества;
  согласование распоряжения вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями.
  Необходимой предпосылкой квалификации правонарушения, предусмотренного ст. 14.21 КоАП, является причинение противоправными действиями имущественного ущерба унитарному предприятию.
  Противоправное участие служащего биржи в биржевых сделках квалифицируется по ч. 1 ст. 14.24 КоАП (см. комментарий).
  2. Применительно к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" рассматриваемое правонарушение квалифицируется в случае неисполнения руководителем юридического лица - должника правил заключения сделок, установленных указанным Федеральным законом в случае введения предусмотренных данным Законом процедур банкротства:
  наблюдения;
  финансового оздоровления;
  внешнего управления;
  конкурсного производства;
  мирового соглашения.
  Нарушение иных правил, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" применительно к соответствующей процедуре банкротства должника - юридического лица, за исключением правил заключения сделок, квалифицируется по ч. 3 ст. 14.13 КоАП (см. комментарий к данной статье).
  В случае, если при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица определением арбитражного суда введено наблюдение, органы управления должника не вправе принимать решения о заключении следующих сделок:
  - о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);
  - о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
  - о заключении договоров простого товарищества (п. 3 ст. 64 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
  При введении арбитражным судом процедуры финансового оздоровления должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые:
  связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки;
  влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.
  Должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) и лица или лиц, предоставивших обеспечение, принимать решение о своей реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании).
  В случае, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более 20% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств должника, могут совершаться исключительно с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) (заинтересованные лица в отношении должника определены ст. 19 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
  Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:
  влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;
  связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;
  влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
  влекут за собой получение займов (кредитов) (п. 3, 4 ст. 82 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"); о введении процедуры финансового оздоровления см. ст. 76, 77 указанного Федерального закона; статус административного управляющего установлен ст. 83 названного Федерального закона.
  Согласно п. 1 ст. 81 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления запрещаются действия, связанные с удовлетворением требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая), а также выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам.
  С даты введения арбитражным судом внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей (п. 1 ст. 94, ст. 95 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"); в случаях, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на 20% размер требований конкурсных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника, за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления, могут совершаться внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) (о правовых предпосылках признания судом, арбитражным судом недействительными сделок, совершенных должником до даты введения внешнего управления, см. ст. 103 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"); расчеты с кредиторами производятся внешним управляющим в соответствии с реестром требований кредиторов, начиная со дня вынесения арбитражным судом определения о переходе к расчетам с кредиторами или определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди.
  В соответствии с п. 1 ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном гл. VII указанного Федерального закона.
  3. В случае несостоятельности (банкротства) кредитных организаций субъектами данного административного правонарушения являются: лицо, возглавляющее единоличный исполнительный орган кредитной организации, не принявший меры по финансовому оздоровлению, предусмотренные Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", а также руководитель временной администрации - при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими обязанностей, определенных указанным Федеральным законом. Согласно ст. 23 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации на период деятельности временной администрации:
  - исполнительные органы кредитной организации не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к их компетенции федеральными законами и учредительными документами кредитной организации;
  - решения иных органов управления кредитной организации вступают в силу после их согласования с временной администрацией.
  Исполнительные органы кредитной организации в случае приостановления их полномочий на период деятельности временной администрации не позднее дня, следующего за днем назначения временной администрации, обязаны передать ей печати и штампы кредитной организации, а в сроки, согласованные с временной администрацией, - бухгалтерскую и иную документацию, материальные и иные ценности кредитной организации.
  Неисполнение или ненадлежащее исполнение руководителем исполнительного органа кредитной организации указанных действий влечет применение к нарушителю мер административной ответственности, предусмотренных комментируемой статьей.
  4. Согласно ст. 33 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" лица, располагающие служебной информацией, имеют право использовать эту информацию для заключения сделок, а также передавать служебную информацию для совершения сделок третьим лицам (применительно к указанному Федеральному закону о статусе лиц, располагающих служебной информацией, см. п. 2 комментария к ст. 15.21).
  Совершение сделок с ценными бумагами на торгах фондовых бирж и иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, в результате которых не меняется владелец этих ценных бумаг, квалифицируется как манипулирование ценами на рынке ценных бумаг (см. п. 3 комментария к ст. 15.19).
  5. Об административной ответственности лиц, осуществляющих управленческие функции в организации, в случаях фиктивного или преднамеренного банкротства, неправомерных действий указанных лиц при банкротстве, а также о корреляции административных правонарушений и преступлений см. комментарии к ст. 14.12, 14.13.
  6. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 201 УК). Статус лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, определен примеч. 1 к ст. 201 УК.
  7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (см. п. 8 комментария к ст. 14.1).
 
  Статья 14.23. Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом
 
  1. Осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом -
  влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
  2. Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия -
  влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 14.23
 
  1. О статусе административного наказания в виде дисквалификации см. ст. 3.11 КоАП. Применение данного административного наказания предусмотрено при совершении административных правонарушений, определенных ч. 2 ст. 5.27 (нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному взысканию за аналогичное административное правонарушение), ст. 14.13 (неправомерные действия при банкротстве), 14.21 (ненадлежащее управление юридическим лицом), 14.22 (совершение сделок или иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий) КоАП.
  Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
  2. Деятельность по управлению юридическим лицом несовместима с применением дисквалификации. Осуществление дисквалифицированным лицом в течение всего срока дисквалификации или в части указанного срока деятельности по управлению юридическим лицом квалифицируется по ч. 1 комментируемой статьи. О статусе лиц, выполняющих управленческие функции в организации, см. комментарии к ст. 14.21, 14.22.
  3. По смыслу ч. 2 комментируемой статьи под договором (контрактом) на управление юридическим лицом подразумевается трудовой договор, заключаемый между работником и работодателем (см. ст. 56 Трудового кодекса РФ). Отождествление понятий "трудовой договор" и "контракт" было свойственно Кодексу законов о труде РСФСР (КЗоТ РСФСР), утратившему силу с 1 февраля 2002 г.
  По смыслу ст. 11 Трудового кодекса РФ деятельность некоторых должностных лиц, осуществляющих функции по управлению юридическим лицом, в том числе членов совета директоров (наблюдательных советов) организаций, регулируется трудовым законодательством в случае заключения указанными лицами трудового договора с организацией.
  Работодатель, заключивший с дисквалифицированным лицом трудовой договор, рассматривается в качестве субъекта административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи.
  Согласно ч. 2 ст. 32.11 КоАП при заключении трудового договора на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц (см. комментарий к ст. 32.11). Таким образом, для заключения с дисквалифицированным лицом трудового договора, предусматривающего управление юридическим лицом, характерно наличие вины работодателя в форме прямого умысла.
  4. Прекращение действия трудового договора с дисквалифицированным физическим лицом обусловлено вступившим в законную силу постановлением судьи арбитражного суда либо судьи районного суда или мирового судьи (при совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27 КоАП) о назначении административного наказания в виде дисквалификации; трудовой договор в указанных случаях подлежит прекращению вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом РФ правил его заключения (п. 11 ст. 77, ст. 84 Трудового кодекса РФ).
  5. Правовые последствия прекращения трудового договора с дисквалифицированным физическим лицом, обусловленные вступившим в законную силу постановлением судьи о назначении административного наказания, определены ч. 1 ст. 3.11 КоАП, порядок исполнения указанного постановления установлен ст. 32.11 КоАП. Согласно ч. 1, 2 ст. 32.11 КоАП постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом. Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.
  Таким образом, обязанности по применению правовых последствий прекращения трудового договора являются двусторонними: дисквалифицированное лицо обязано немедленно прекратить управление юридическим лицом, а работодатель - прекратить трудовой договор с лицом, привлеченным к административной ответственности.
  6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (см. п. 8 комментария к ст. 14.1).
 
  Статья 14.24. Нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле
 
  1. Участие служащего биржи в биржевых сделках либо создание им собственных брокерских фирм, а также незаконное использование служащим биржи служебной информации -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
  2. Незаконное использование юридическим лицом в своем наименовании и (или) в рекламе слов "биржа" или "товарная биржа", а также образованных на их основе слов и словосочетаний -
  влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
  3. Нарушение биржей порядка информирования членов биржи и участников биржевой торговли о предшествовавших и предстоящих торгах, порядка осуществления контроля за механизмом ценообразования, а равно нарушение биржей положений учредительных документов о максимальном количестве членов биржи -
  влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 14.24
 
  1. Согласно п. 1 ст. 2 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) под товарной биржей (далее по тексту комментируемой статьи именуется также "биржа") понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.
  2. В соответствии со ст. 7, 8 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Порядок регистрации и оформления биржевых сделок устанавливается биржей. Сделки, совершенные на бирже, но не соответствующие указанным требованиям, не являются биржевыми. Гарантии биржи на такие сделки не распространяются. Биржа вправе применять санкции к участникам биржевой торговли, совершающим небиржевые сделки на данной бирже.
  Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи.
  Участниками биржевой торговли в ходе биржевых торгов могут совершаться сделки, связанные с:
  взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;
  взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);
  взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);
  уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки), - а также другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли.
  3. Согласно ст. 32 вышеуказанного Закона РФ служащими товарной биржи являются физические лица, участвующие в ее деятельности на основе трудового договора в форме контракта. Условия труда служащих биржи регулируются трудовым договором в форме контракта в соответствии с названным Законом и иными законодательными актами.
  Служащим биржи запрещается участвовать в биржевых сделках и создавать собственные брокерские фирмы, а также использовать служебную информацию в собственных интересах.
  4. В соответствии со ст. 14 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" служащие данной или какой-либо другой товарной биржи не могут быть членами товарной биржи. Статус члена биржи определен п. 1 ст. 14, категории членов биржи установлены ст. 15 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле".
  Согласно п. 3, 4 ст. 11 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ) членами фондовой биржи, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг. При этом порядок вступления в члены такой фондовой биржи, выхода и исключения из членов фондовой биржи определяется такой фондовой биржей самостоятельно на основании ее внутренних документов.
  Юридическое лицо, осуществляющее деятельность фондовой биржи, не вправе совмещать указанную деятельность с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной биржи, товарной биржи (деятельности по организации биржевой торговли), клиринговой деятельности, связанной с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельности по распространению информации, издательской деятельности, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду.
  В случае совмещения юридическим лицом деятельности валютной биржи и/или товарной биржи (деятельности по организации биржевой торговли) и/или клиринговой деятельности с деятельностью фондовой биржи для осуществления каждого из указанных видов деятельности должно быть создано отдельное структурное подразделение.
  5. Согласно ст. 22 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" биржевые сделки совершаются в ходе биржевых торгов через биржевых брокеров.
  Биржевыми брокерами являются служащие или представители предприятий, учреждений и организаций - членов биржи и биржевых посредников, а также независимые брокеры.
  Применительно к деятельности фондовой биржи статус участников торгов на фондовой бирже и требования к деятельности фондовой биржи установлены Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". Согласно ст. 12 данного Федерального закона (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ) участниками торгов на фондовой бирже могут быть только брокеры, дилеры и управляющие. Иные лица могут совершать операции на фондовой бирже исключительно при посредничестве брокеров, являющихся участниками торгов.
  Участниками торгов на фондовой бирже, созданной в форме некоммерческого партнерства, могут быть только члены такой биржи.
  Порядок допуска к участию в торгах и исключения из числа участников торгов определяется правилами, устанавливаемыми фондовой биржей.
  Неравноправное положение участников торгов на фондовой бирже, а также передача права на участие в торгах на фондовой бирже третьим лицам не допускаются.
  В соответствии с п. 2, 3 ст. 13 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ) фондовая биржа должна осуществлять постоянный контроль за совершаемыми на фондовой бирже сделками в целях выявления случаев использования служебной информации, манипулирования ценами и за соблюдением участниками торгов и эмитентами, ценные бумаги которых включены в котировальные списки, требований законодательства РФ о ценных бумагах и нормативных правовых актов ФКЦБ.
  Участники торгов обязаны предоставлять фондовой бирже по ее требованию информацию, необходимую для осуществления ею контроля в соответствии с правилами проведения торгов на фондовой бирже.
  Фондовая биржа обязана обеспечивать гласность и публичность проводимых торгов путем оповещения участников торгов о месте и времени проведения торгов, списке и котировке ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже, результатах торговых сессий, а также предоставлять другую информацию, определенную ст. 9 указанного Федерального закона (о противоправных сделках с ценными бумагами на торгах фондовых бирж см. п. 3 комментария к ст. 15.19).
  6. В соответствии с п. 4, 5 ст. 14 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" членство на бирже возникает в порядке и на условиях, установленных учредительными документами биржи, и подтверждается соответствующим свидетельством, выдаваемым биржей. Порядок прекращения членства, а также полной или частичной уступки прав члена биржи определяется биржей с учетом требований, предусмотренных п. 6, 7 ст. 14 данного Закона РФ. Нарушение биржей положений учредительных документов о максимальном количестве членов биржи квалифицируется по ч. 3 комментируемой статьи КоАП.
  7. Право создания брокерских гильдий предоставлено только биржевым посредникам: их брокерским фирмам, брокерским конторам и независимым брокерам. Статус брокерской фирмы определен п. 2 ст. 10 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле".
  8. Ограничения использования слов "биржа" и "товарная биржа" в наименованиях предприятий, учреждений, организаций установлены ст. 5 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ), согласно которой предприятия, учреждения, организации, а также их филиалы и другие обособленные подразделения не имеют права использовать в своем названии слова "биржа" или "товарная биржа".
  Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, может быть только юридическое лицо; созданные им филиалы и другие обособленные подразделения по смыслу п. 3 ст. 55 ГК не наделены правомочиями юридического лица и не подлежат административной ответственности по ч. 2 комментируемой статьи.
  9. Применительно к административному правонарушению, предусмотренному ч. 3 комментируемой статьи, следует учитывать, что порядок информирования членов биржи и других участников биржевой торговли о предшествующих и предстоящих торгах, а также порядок осуществления контроля за механизмом ценообразования определяются правилами биржевой торговли (см. ст. 18 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле").
  10. В зависимости от процессуальных особенностей производства по делам о комментируемых административных правонарушениях, их рассмотрение осуществляется судьями районных судов или мировыми судьями (см. п. 8 комментария к ст. 14.1).
 
  Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
 (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)
 
  1. Несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц или об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей -
 (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
 (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)
  2. Незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и (или) документов либо иных предусмотренных законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов лицам, заинтересованным в получении таких сведений и (или) документов, -
 (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
 (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)
  3. Непредоставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом, -
 (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
  4. Предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
 (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет.
 

<< Пред.           стр. 36 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу