<< Пред.           стр. 41 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  Указанный акт общей формы или коммерческий акт, оформленный в государстве - участнике СНГ, где перегружались товары, признается таможенными органами назначения или пограничными таможенными органами при ввозе на таможенную территорию любого государства - участника СНГ для целей таможенного контроля.
  6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами таможенных органов (см. подп. А, В п. 5 комментария к ст. 16.2).
  О процессуальных особенностях наложения и взимания административного штрафа в случаях, установленных санкцией ч. 2 рассматриваемой статьи для граждан и должностных лиц, см. п. 7, 8 комментария к ст. 16.3.
 
  Статья 16.7. Несоблюдение правил перемещения транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации
 
  Несоблюдение перевозчиком установленных требований об остановке следующего через таможенную границу Российской Федерации транспортного средства в определенном таможенным органом месте или отправление (убытие) находящегося под таможенным контролем транспортного средства из места стоянки без разрешения таможенного органа, а равно те же действия, осуществляемые с транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации в качестве товара, -
  влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 16.7
 
  1. Транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза в порядке, предусмотренном гл. 22 Таможенного кодекса РФ.
  Согласно п. 1 ст. 69 Таможенного кодекса РФ прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации допускается в пунктах пропуска через Государственную границу РФ во время работы таможенных органов (ст. 407 Таможенного кодекса РФ). В иных местах товары и транспортные средства могут прибывать на таможенную территорию РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе РФ.
  Перемещение через границы зон таможенного контроля товаров, транспортных средств и лиц в пунктах пропуска через Государственную границу РФ действует только в рамках режима, установленного в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе Российской Федерации (п. 4 ст. 362 Таможенного кодекса РФ).
  2. Порядок и последовательность осуществления в пунктах пропуска различных видов контроля (в том числе таможенного) регламентируются Положением о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 60, совместной Инструкцией Минтранса РФ, ГТК России и ФПС РФ от 5 марта, 8 ноября, 20 марта 1997 г. (соответственно) "О порядке взаимодействия органов транспортной инспекции, органов пограничного контроля и таможенных органов Российской Федерации в пунктах пропуска автотранспортных средств через Государственную границу Российской Федерации".
  3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами таможенных органов (см. подп. А, В п. 5 комментария к ст. 16.2).
  О процессуальных особенностях наложения и взимания административного штрафа в случаях, установленных санкцией рассматриваемой статьи для граждан и должностных лиц, см. п. 7, 8 комментария к ст. 16.3.
 
  Статья 16.8. Причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам
 
  Причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам судов либо других плавучих средств без разрешения таможенного органа -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 16.8
 
  1. Согласно п. 1, 2 ст. 7 КТМ применительно к отношениям в сфере торгового мореплавания под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания; под судами рыбопромыслового флота понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для промысла водных биологических ресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.
  2. Таможенные органы РФ вправе принудительно останавливать транспортные средства, возвращать морские, речные и воздушные суда, покинувшие таможенную территорию РФ без разрешения таможенных органов РФ, за исключением иностранных судов и судов, находящихся на территории других государств.
  3. В соответствии с Методическими рекомендациями по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) при истолковании комментируемой статьи КоАП необходимо руководствоваться Положением о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденным Приказом ГТК России от 12 сентября 2001 г. N 892, которым установлено, что все операции, связанные с обеспечением стоянки судов, находящихся под таможенным контролем, производятся с разрешения таможенного органа и органа пограничного контроля. Любое изменение места стоянки судна в порту (переходы, перешвартовка) осуществляется только по согласованию с таможенным органом и органом пограничного контроля. Не допускается причаливание судов и других плавучих средств к судам и другим плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа и органа пограничного контроля.
  Разрешение таможенного органа на осуществление операции по причаливанию не требуется в случае форсмажорных обстоятельств (авария, стихийные бедствия, угроза безопасности людей, судов, товаров, необходимость оказания срочной медицинской помощи членам экипажа и пассажирам, доставка спасенных людей и т.п.), требующих немедленного реагирования. В этих случаях таможенный орган может быть уведомлен о причаливании уже после проведения этой операции (п. 10 указанного Положения).
  Обязательным условием привлечения лица к ответственности за данное правонарушение является нахождение судна или плавучего средства, к которому осуществлено причаливание, под таможенным контролем. Суда находятся под таможенным контролем с момента его начала и до его завершения в соответствии с таможенным режимом (п. 9 Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами). При этом если само судно или плавучее средство, находящееся под таможенным контролем, причаливает к судну или плавучему средству, не находящемуся под таможенным контролем, формально событие нарушения таможенных правил, предусмотренного комментируемой статьей КоАП, отсутствует.
  Субъектом правонарушения является лицо, которое причаливает к судну или плавучему средству, находящемуся под таможенным контролем. Лицо, допустившее причаливание, к ответственности в соответствии с данной статьей привлечено быть не может ввиду отсутствия в его деянии объективной стороны правонарушения.
  Временные параметры нахождения российских транспортных средств под таможенным контролем определены п. 2 ст. 360 Таможенного кодекса РФ.
  4. Таможенное оформление и таможенный контроль судов и товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ членами экипажей судов, производятся круглосуточно, включая выходные и праздничные дни, по мере готовности судов и в порядке их очередности, устанавливаемой властями порта по согласованию с таможенными органами, пограничными органами ФСБ и иными органами, на которые возложен контроль за перемещением через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств.
  5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами таможенных органов (см. подп. А, В п. 5 комментария к ст. 16.2).
  О процессуальных особенностях наложения и взимания административного штрафа в случаях, установленных санкцией рассматриваемой статьи для граждан и должностных лиц, см. п. 7, 8 комментария к ст. 16.3.
 
  Статья 16.9. Выдача без разрешения таможенного органа, утрата либо недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них
 
  1. Выдача без разрешения таможенного органа, утрата либо недоставление в определенное таможенным органом место находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств -
  влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости явившихся предметами административного правонарушения товаров и (или) транспортных средств с их конфискацией или без таковой.
  2. Утрата принятых для вручения таможенному органу документов на находящиеся под таможенным контролем товары и (или) транспортные средства -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 16.9
 
  1. О представлении документов и сведений, необходимых для таможенного контроля, и о сроках хранения указанных документов см. ст. 363 Таможенного кодекса РФ.
  Согласно п. 2.1 - 2.4 Правил доставки товаров под таможенным контролем, утвержденных Приказом ГТК России от 20 мая 1996 г. N 304, местами доставки товаров, перевозимых под таможенным контролем, за исключением вывозимых товаров, являются места расположения таможенных органов либо их структурных подразделений, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль.
  Местами доставки вывозимых товаров являются пункты пересечения таможенной границы РФ, расположенные в регионе деятельности таможенного органа назначения, либо, в случае вывоза товаров и транспортных средств на территорию свободных таможенных зон или на свободные склады, - склады, находящиеся в регионе деятельности таможенного органа назначения.
  Доставка товаров в другие места не допускается, если иное не установлено законодательством РФ и нормативными актами ГТК России.
  Сведения о местах доставки товаров (адрес и наименование таможенного органа либо его структурного подразделения, пункта пропуска на таможенной границе), а также сведения о местах временного хранения (адрес склада, номер и срок действия лицензии на учреждение склада) могут быть указаны в грузовых документах, следующих с товаром.
  В случае отсутствия таких сведений либо указания сведений, не соответствующих имеющимся в таможенном органе, ввозимые в РФ товары должны быть доставлены в места, определяемые таможенными органами отправления в соответствии с реестром мест доставки, формируемым ГТК России, исходя из местонахождения получателя.
  Товары, прибывшие в место доставки вне времени работы таможенного органа и соответствующего склада, должны быть размещены в зоне таможенного контроля.
  Товары могут перевозиться под таможенным контролем на одном транспортном средстве в несколько мест доставки.
  2. Документ контроля за доставкой транспортных средств и иные документы, необходимые для таможенных целей и для таможенного контроля, определены разд. III Порядка доставки под таможенным контролем транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, утвержденного Приказом ГТК России от 21 августа 2000 г. N 741.
  3. Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) противоправные действия, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, могут совершаться с находящимися под таможенным контролем товарами и транспортными средствами при осуществлении предварительных операций таможенного оформления, а также товарами и транспортными средствами, помещенными под некоторые таможенные режимы.
  Выдача без разрешения таможенного органа находящегося под таможенным контролем товара (транспортного средства) заключается в его передаче третьим лицам с юридическим оформлением факта передачи или без такового.
  Под утратой следует понимать выбытие товаров (транспортных средств) из фактического владения лиц, обязанных в соответствии с требованиями таможенного законодательства обеспечить сохранность находящихся под таможенным контролем товаров.
  Доставление товара на иной склад временного хранения, чем тот, который был обозначен перевозчику таможенным органом отправления как место доставки, не является обстоятельством, исключающим ответственность за нарушение таможенных правил в силу наличия факта недоставления товара в определенное таможенным органом отправления место. Деяние лица в данном случае подлежит квалификации по ч. 1 комментируемой статьи. При этом данное нарушение не всегда может быть отнесено к чисто процедурному. Так, в целях усиления контроля за таможенным оформлением отдельных видов товаров, при перемещении которых наиболее часто совершаются таможенные правонарушения, выражающиеся в их выдаче, утрате либо недоставлении, ГТК России устанавливаются ограничения мест доставки таких товаров. Вместе с тем, если на иной склад временного хранения, чем был определен таможенным органом отправления, доставлен товар, в отношении которого не установлены ограничения мест доставки, при привлечении лица к ответственности допустимо применение ст. 2.9 КоАП, предусматривающей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
  В случаях, когда товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, доставлены не в таможенный орган, а на склад получателя, но при этом товар не был выдан (товар фактически не передан и (или) юридически не оформлен факт передачи) и срок доставки не истек (у перевозчика существует теоретическая и практическая возможность обеспечить доставку находящихся под таможенным контролем товаров в определенное таможенным органом место), признаков правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, не усматривается. Однако в этом случае возможна квалификация деяний перевозчика по ст. 16.10 (если не был соблюден установленный таможенным органом отправления маршрут доставки), ст. 16.11 (при уничтожении, повреждении, утрате либо изменении средства идентификации, примененного таможенным органом), ст. 16.13 (при проведении грузовых и (или) иных операций без разрешения таможенного органа) КоАП.
  Если к моменту обнаружения факта прибытия транспортного средства с перевозимым на нем товаром не в таможенный орган, а в место расположения получателя истек срок доставки товара, то данное обстоятельство может расцениваться как недоставление в определенное таможенным органом место.
  Выдача, утрата или недоставление в таможенный орган назначения товаров, помещенных под таможенный режим транзита, влекут ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 16.19 КоАП, поскольку в данном случае имеет место нарушение соответствующих условий и требований таможенного режима транзита.
  Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выражается в утрате документов на доставляемые в таможенный орган назначения товары и (или) транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем.
  Ответственность за утрату принятых для вручения таможенному органу документов при транзите наступает не по ч. 1 ст. 16.19 КоАП, а по ч. 2 ст. 16.9 КоАП.
  4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами таможенных органов (см. подп. А, В п. 5 комментария к ст. 16.2). Согласно ч. 2 ст. 23.1 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, на рассмотрение судье (см. п. 8 комментария к ст. 15.26).
  О процессуальных особенностях наложения и взимания административного штрафа в случаях, установленных санкцией ч. 2 рассматриваемой статьи для граждан и должностных лиц, см. п. 7, 8 комментария к ст. 16.3.
 
  Статья 16.10. Несоблюдение срока или маршрута доставки товаров и (или) транспортных средств
 
  Несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока или маршрута доставки находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств в место доставки -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 16.10
 
  1. О статусе товаров, транспортных средств, а также перевозчика см. соответственно комментарии к ст. 16.1, 16.4.
  2. Применительно к таможенной процедуре внутреннего таможенного транзита право таможенного органа отправления определять маршруты перевозки товаров установлено подп. 3 п. 1 ст. 86 Таможенного кодекса РФ. Обязанность перевозчика доставить товары в место доставки товаров следуя по определенным маршрутам установлена ст. 88 Таможенного кодекса РФ. Таможенное сопровождение транспортных средств, перевозящих товары в условиях внутреннего таможенного транзита (см. подп. 2 п. 1 ст. 86, ст. 87 Таможенного кодекса РФ), свидетельствует о распространении на указанные товары форм таможенного контроля, предусмотренных ст. 367 - 370 Таможенного кодекса РФ (ср. п. 3 ст. 92 и ст. 367, ст. 87, п. 1 ст. 89 и ст. 370, 371 Таможенного кодекса РФ). Таким образом, товары, перевозимые в соответствии с правилами внутреннего таможенного транзита, находятся под таможенным контролем (см. подп. 4 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ).
  Согласно п. 3 ст. 86 Таможенного кодекса РФ Правительство РФ вправе устанавливать маршруты перевозки отдельных видов товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом. В иных случаях маршруты определяются для перевозки отдельных видов товаров, в отношении которых при перемещении через таможенную границу зафиксированы частые случаи нарушения таможенного законодательства РФ либо установлены запреты и ограничения в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. При этом маршрут заявляется перевозчиком. Заявленный перевозчиком маршрут является для него обязательным при перевозке товаров. Изменение маршрута допускается с письменного разрешения таможенного органа.
  Изменение перевозки маршрута доставки товаров в место доставки, не санкционированное таможенным органом, квалифицируется по комментируемой статье. Согласно п. 1 ст. 85 Таможенного кодекса РФ место доставки товаров при внутреннем таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения (п. 1 ст. 92 Таможенного кодекса РФ). При этом товары, перевозимые из места их прибытия (ст. 69 Таможенного кодекса РФ), доставляются в место нахождения таможенного органа (ст. 405 Таможенного кодекса РФ).
  Право обращения перевозчика в таможенный орган с просьбой об изменении места доставки товара при внутреннем таможенном транзите определено п. 2 ст. 85 Таможенного кодекса РФ.
  3. Правила, установленные в отношении внутреннего таможенного транзита ст. 80 - 86 Таможенного кодекса РФ (см. п. 2 данного комментария), применяются также в отношении международного таможенного транзита (п. 1 ст. 169 Таможенного кодекса РФ). Согласно ст. 167 Таможенного кодекса РФ международный таможенный транзит - таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории РФ под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию РФ и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории РФ) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
  Изменение перевозчиком маршрута доставки товаров в место доставки при осуществлении международного таможенного транзита, не санкционированное таможенным органом, квалифицируется по комментируемой статье.
  4. В соответствии с Методическими рекомендациями по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) привлечение к ответственности по ст. 16.10 КоАП возможно, когда перевозчиком не соблюдены срок или маршрут доставки, однако товар (транспортное средство) доставлен в определенное таможенным органом место.
  При несоблюдении перевозчиком установленного срока доставки товаров, помещенных под таможенный режим транзита, наступает ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 16.19 КоАП, поскольку в данном случае будет иметь место завершение действия таможенного режима транзита с нарушением установленного срока.
  Субъектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является перевозчик, в том числе таможенный перевозчик. При привлечении его к ответственности с учетом положений ч. 3 ст. 2.1 КоАП должен быть рассмотрен вопрос о привлечении к ответственности водителя транспортного средства.
  5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами таможенных органов (см. подп. А и В п. 5 комментария к ст. 16.2).
  О процессуальных особенностях наложения и взимания административного штрафа в случаях, установленных санкцией рассматриваемой статьи для граждан и должностных лиц, см. п. 7, 8 комментария к ст. 16.3.
 
  Статья 16.11. Уничтожение, повреждение, утрата либо изменение средств идентификации
 
  Уничтожение, повреждение, утрата либо изменение средств идентификации, примененных таможенным органом, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 16.11
 
  1. О средствах идентификации см. п. 5 комментария к ст. 16.1. О проверке таможенными органами наличия на товарах идентификационных знаков как форме таможенного контроля см. ст. 374 Таможенного кодекса РФ. В соответствии с п. 2 ст. 390 Таможенного кодекса РФ средства идентификации могут уничтожаться или изменяться (заменяться) только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении, уничтожении или о повреждении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы. Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом составляется акт по форме, утверждаемой ГТК России.
  2. Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) средства таможенной идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения.
  В случае, если неправомерные действия со средствами идентификации сопряжены с их использованием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, может возникнуть вопрос о разграничении признаков правонарушений, предусмотренных ст. 16.11 и ст. 16.1 КоАП ("Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации"). При этом необходимо учитывать, что если товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации с использованием средства идентификации, в которое были внесены изменения, то деяние должно быть квалифицировано по ст. 16.1 КоАП и дополнительно по ст. 16.11 КоАП. Однако, если такое перемещение осуществлялось с использованием поддельного средства идентификации, которое является полностью фальшивым, а не стало таковым в результате изменения, либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам, подобные действия квалификации по ст. 16.11 КоАП не подлежат. Ответственность за такое деяние предусмотрена ст. 16.1 КоАП.
  Субъектами данного правонарушения могут быть как лица, совершившие конкретные противоправные действия, так и лица, которые обязаны были обеспечить сохранность средств идентификации (например, при утрате или повреждении средств идентификации). К последним могут относиться перевозчики, владельцы складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, магазинов беспошлинной торговли.
  3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами таможенных органов (см. подп. А, В п. 5 комментария к ст. 16.2).
  4. О процессуальных особенностях наложения и взимания административного штрафа в случаях, установленных санкцией рассматриваемой статьи для граждан и должностных лиц, см. п. 7, 8 комментария к ст. 16.3.
 
  Статья 16.12. Нарушение сроков представления таможенной декларации
 
  Нарушение установленных сроков представления в таможенный орган таможенной декларации, документов или дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, -
  влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 16.12
 
  1. В соответствии со ст. 123, п. 1 ст. 124 Таможенного кодекса РФ товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных ст. 183, 184, 247, 391 Таможенного кодекса РФ. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
  Согласно ст. 129 Таможенного кодекса РФ таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия, за исключением случаев, предусмотренных ст. 150, 286 и 293 Таможенного кодекса РФ.
  Если срок, указанный в п. 1 ст. 129 Таможенного кодекса РФ, недостаточен декларанту для сбора необходимых документов и сведений, по мотивированному обращению этого декларанта в письменной форме таможенный орган продлевает срок подачи таможенной декларации. Продление срока подачи таможенной декларации не должно приводить к нарушению срока временного хранения товаров.
  Если окончание срока подачи таможенной декларации приходится на нерабочий день таможенного органа, днем окончания этого срока считается следующий за ним рабочий день таможенного органа.
  Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории РФ, подается до их убытия с таможенной территории РФ, за исключением случаев, установленных ст. 314 Таможенного кодекса РФ.
  Об особенностях декларирования транспортных средств, а также о декларировании товаров физическими лицами при их перемещении для личных и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд см. соответственно п. 3 ст. 279, ст. 286 Таможенного кодекса РФ; порядок декларирования товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, определен ст. 311 Таможенного кодекса РФ.
  2. В соответствии с Методическими рекомендациями по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, образуют:
  - нарушение сроков представления таможенной декларации;
  - нарушение сроков представления документов, необходимых для таможенных целей;
  - нарушение сроков представления дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей.
  3. Наряду с таможенной декларацией обязательному представлению в таможенный орган подлежат уведомление, документы контроля за доставкой товаров, а также иные документы, необходимые для таможенных целей (см. п. 3 комментария к ст. 16.1, п. 3 комментария к ст. 16.2).
  О форме таможенной декларации и о документах, используемых в качестве таможенной декларации, см. комментарий к ст. 16.2.
  4. При таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, декларирование осуществляется в письменной или в конклюдентной форме (см. Инструкцию, утвержденную Приказом ГТК России от 25 января 1999 г. N 38).
  Сведения, необходимые для таможенных целей, о товарах, помещаемых под таможенные режимы выпуска для свободного обращения и экспорта, заявляются в грузовой таможенной декларации, т.е. при представлении указанных сведений предусмотрена письменная форма декларирования (см. п. 4 комментария к ст. 16.2).
  По смыслу комментируемой статьи дополнительные сведения, необходимые для таможенных целей, должны быть представлены в таможенный орган в письменной форме; таким образом, административная ответственность в соответствии с комментируемой статьей предусмотрена при нарушении порядка декларирования, осуществляемого в письменной форме.
  О привлечении физических лиц к ответственности за нарушения таможенных правил, совершенные при декларировании в конклюдентной форме, см. письмо ГТК России от 25 мая 2001 г. N 01-06/20818.
  5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами таможенных органов (см. подп. А, В п. 5 комментария к ст. 16.2).
  См. также п. 4 комментария к ст. 16.11.
 
  Статья 16.13. Проведение грузовых и (или) иных операций без разрешения таможенного органа
 
  Транспортировка, погрузка, выгрузка, перегрузка, исправление повреждений упаковки, упаковка, переупаковка, принятие для перевозки находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств, взятие проб и образцов таких товаров либо вскрытие помещений или других мест, где могут находиться указанные товары и (или) транспортные средства, без разрешения таможенного органа -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 16.13
 
  1. Согласно ст. 78 Таможенного кодекса РФ разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров с транспортного средства, прибывшего на таможенную территорию РФ, осуществляются в месте прибытия и во время работы таможенных органов в местах, специально предназначенных для этих целей.
  В иных местах и (или) вне установленного рабочего времени таможенного органа разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров допускаются с разрешения таможенного органа, выдаваемого по запросу заинтересованного лица в соответствии со ст. 406, 407 Таможенного кодекса РФ.
  Места разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров являются зоной таможенного контроля. Указанные места должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы была обеспечена сохранность товаров и был исключен доступ к ним лиц, не участвующих в проведении грузовых операций.
  В соответствии со ст. 89 Таможенного кодекса РФ перегрузка, выгрузка, погрузка и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с внутренним таможенным транзитом, допускаются с разрешения таможенного органа отправления (п. 1 ст. 80 Таможенного кодекса РФ) или таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется соответствующая грузовая операция. Если товары могут быть перегружены с одного транспортного средства на другое без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей, такая перегрузка допускается после предварительного уведомления таможенного органа.
  Таможенный орган может отказать в выдаче разрешения на проведение грузовых операций с товарами только в случае, если их осуществление может повлечь утрату товаров или изменение их свойств.
  Погрузка товаров на транспортное средство, убывающее с таможенной территории РФ, допускается после принятия таможенной декларации (см. п. 1 ст. 121 Таможенного кодекса РФ). О правилах перегрузки транзитных товаров см. п. 1 ст. 170, об условиях сортировки, упаковки, переупаковки товаров, находящихся на таможенном складе, - п. 2 ст. 219 Таможенного кодекса РФ.
  2. Согласно п. 1, 2 ст. 383 Таможенного кодекса РФ должностное лицо таможенного органа при проведении таможенного контроля вправе брать пробы или образцы товаров, необходимые для исследования. О взятии проб или образцов составляется акт по форме, определяемой ГТК России. Второй экземпляр указанного акта подлежит вручению лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, если оно установлено, или его представителю.
  В необходимых случаях взятие проб или образцов производится с участием эксперта или специалиста.
  Пробы или образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с письменного разрешения таможенного органа могут также брать декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, их представители, лица, указанные в п. 1 ст. 398 Таможенного кодекса РФ, и сотрудники других государственных органов.
  3. В соответствии с Методическими рекомендациями по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) при определении соотношения административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей и установленных ст. 16.21 КоАП (в части транспортировки товаров и транспортных средств), необходимо учитывать, что указанные статьи предусматривают ответственность за транспортировку товаров и транспортных средств, обладающих различным статусом: находящихся под таможенным контролем (ст. 16.13) и таможенное оформление которых не завершено (ст. 16.21). При этом статус имущества, таможенное оформление которого не завершено, можно признать более специальным, поскольку таможенный контроль может осуществляться не только в период проведения таможенного оформления товаров и транспортных средств, но также до и после его завершения. Следовательно, любые товары и транспортные средства, таможенное оформление которых не завершено, находятся под таможенным контролем, но не наоборот.
  Таким образом, комментируемая статья КоАП может применяться только в тех случаях, когда таможенное оформление товаров еще не начато либо уже завершено.
  Привлечение лиц к ответственности по рассматриваемой статье не исключает, а зачастую прямо сопряжено с применением в совокупности ст. 16.11 КоАП.
  Субъектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, как правило, является перевозчик, что, однако, не исключает возможности привлечения к ответственности и иных лиц, совершающих действия, указанные в диспозиции статьи (декларант, владелец склада временного хранения, получатель и т.д.).
  4. В соответствии с п. 7 Правил доставки товаров под таможенным контролем, утвержденных Приказом ГТК России от 20 мая 1996 г. N 304, в процессе перевозки товары могут догружаться, а доставляемые товары могут частично выгружаться или перегружаться на другие транспортные средства.
  Грузовые операции производятся с разрешения таможенного органа на складах либо в зонах таможенного контроля. Срок доставки при проведении грузовых операций с товарами устанавливается с учетом времени, необходимого для проведения таких операций.
  Разрешение на догрузку товаров в транспортные средства, на которых доставляются товары, дает таможенный орган, в регионе деятельности которого она производится.
  Разрешение на известную заранее частичную выгрузку доставляемых товаров дает таможенный орган отправления.
  Разрешение на неизвестную заранее частичную выгрузку доставляемых товаров дает таможенный орган, в регионе деятельности которого она производится. Таможенный орган, давший разрешение на частичную выгрузку доставляемого товара, оформляет доставление всех партий товара и информирует об этом таможенный орган отправления для снятия их с контроля.
  Разрешение на доставку оставшегося товара дает таможенный орган, в регионе деятельности которого производится частичная выгрузка. Оставшийся товар подлежит повторному оформлению в соответствии с вышеуказанными Правилами. При этом товары направляются в место доставки с таможенным сопровождением.
  Разрешение на перегрузку доставляемого товара на другое транспортное средство и его дальнейшую доставку дает таможенный орган, в регионе деятельности которого производится перегрузка. Указанный таможенный орган оформляет доставление всех партий товара и информирует об этом таможенный орган отправления для снятия их с контроля.
  5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами таможенных органов (см. подп. А, В п. 5 комментария к ст. 16.2).
  См. также п. 4 комментария к ст. 16.11.
 
  Статья 16.14. Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения или порядка проведения с ними операций
 
  Нарушение установленных требований и условий помещения на таможенный склад, склад временного хранения или свободный склад товаров, порядка или сроков их хранения, а равно порядка проведения с ними операций без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от тридцати до ста минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 16.14
 
  1. Согласно ст. 215 Таможенного кодекса РФ таможенный склад - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а товары, предназначенные для вывоза, хранятся под таможенным контролем.
  В соответствии со ст. 216 Таможенного кодекса РФ таможенными складами являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям, установленным ст. 225 Таможенного кодекса РФ.
  Товары, помещенные под таможенный режим таможенного склада, хранятся на таможенных складах, за исключением товаров, указанных в п. 4 ст. 217 Таможенного кодекса РФ.
  Таможенные склады являются зоной таможенного контроля.
  Товары могут быть помещены на любой таможенный склад с учетом ограничений, предусмотренных Таможенным кодексом РФ.
  Согласно ст. 217 Таможенного кодекса РФ под таможенный режим таможенного склада могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных законодательством РФ соответственно к ввозу в РФ и вывозу из РФ, иных товаров, к которым применяются ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также товаров, срок годности которых на день заявления их к таможенному режиму таможенного склада менее сроков, установленных в соответствии с п. 2 ст. 218 Таможенного кодекса РФ.
  Товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны храниться на таможенных складах или в отдельных помещениях таможенного склада, специально приспособленных для хранения таких товаров.
  Под таможенный режим таможенного склада могут помещаться товары, ранее помещенные под иные таможенные режимы. На таможенный склад могут быть помещены иностранные товары в целях приостановления действия таможенных режимов, не предусматривающих выпуска товаров для свободного обращения.
  2. В соответствии со ст. 218 Таможенного кодекса РФ товары могут храниться на таможенном складе в течение трех лет. Товары, имеющие ограниченные сроки годности и (или) реализации, должны быть заявлены к иному таможенному режиму, чем таможенный режим таможенного склада и вывезены с таможенного склада не позднее чем за 180 дней до истечения указанного ограниченного срока, за исключением подвергающихся быстрой порче товаров, в отношении которых ГТК России указанный срок может быть сокращен.
  Срок хранения товаров определяется лицом, помещающим товары на таможенный склад, в таможенной декларации в пределах сроков, предусмотренных ст. 218 Таможенного кодекса РФ.
  По мотивированному запросу лица, поместившего товары на таможенный склад, таможенный орган продлевает срок хранения товаров в пределах указанных сроков.
  3. Согласно ст. 99 - 101 Таможенного кодекса РФ временное хранение товаров - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру.
  Временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения.
  Складами временного хранения являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям, установленным ст. 107 Таможенного кодекса РФ.
  Склады временного хранения являются зоной таможенного контроля.
  Товары могут быть помещены на любой склад временного хранения с учетом ограничений, предусмотренных Таможенным кодексом РФ.
  На склады временного хранения могут быть помещены любые иностранные товары, в том числе ввезенные на таможенную территорию РФ с нарушением установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов на ввоз (п. 1 ст. 13 Таможенного кодекса РФ).
  Об условиях хранения товаров на складах временного хранения таможенных органов; о правилах временного хранения товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, и порядке временного хранения на складе получателя товаров см. соответственно ст. 115 - 117 Таможенного кодекса РФ.
  4. Согласно п. 24 - 30 Положения о таможенном режиме таможенного склада, утвержденного Приказом ГТК России от 24 июля 2001 г. N 720, товары могут находиться в режиме таможенного склада в течение трех лет.
  Продолжительность нахождения товаров под таможенным режимом таможенного склада не может быть менее одного дня. Указанный срок нахождения товаров под таможенным режимом таможенного склада может ограничиваться для отдельных категорий товаров ГТК России:
  а) срок нахождения под таможенным режимом таможенного склада товаров, в отношении которых производится повторное таможенное оформление согласно п. 110 Положения в соответствии с таможенным режимом таможенного склада, ограничивается с учетом продолжительности нахождения таких товаров под таможенным режимом таможенного склада на дату заявления таможенного режима таможенного склада повторно;
  б) товары, имеющие ограниченный срок годности для их хранения, потребления и (или) реализации, должны быть заявлены к иному таможенному режиму и вывезены с таможенного склада не позднее чем за 90 дней до истечения срока годности.
  Помимо данного ограничения срока нахождения товаров под таможенным режимом таможенного склада, указанный срок для отдельных лиц может быть ограничен региональными таможенными управлениями, таможнями, таможенными постами при производстве таможенного оформления.
  Установленный таможенным органом РФ ограниченный срок нахождения товаров под таможенным режимом таможенного склада согласно п. 26 Положения не может быть менее одного года.
  Конкретная продолжительность нахождения товаров под таможенным режимом таможенного склада определяется лицом, помещающим товары под таможенный режим таможенного склада, в пределах установленных сроков.
  Продолжительность хранения товаров на конкретном таможенном складе определяется лицом, помещающим товары на хранение на таможенный склад, совместно с владельцем таможенного склада и не может превышать срок действия лицензии на учреждение таможенного склада.
  До истечения установленного срока нахождения под таможенным режимом таможенного склада товар должен быть заявлен к помещению под иной таможенный режим либо помещен на склад временного хранения, владельцем которого является таможенный орган Российской Федерации, согласно порядку, установленному п. 41 Положения.
  5. Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) объективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, заключается в:
  1) нарушении установленных требований и условий помещения товаров на склад (например, на склад временного хранения, владельцем которого является не таможенный орган, не могут помещаться товары и транспортные средства, запрещенные в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ к ввозу в Российскую Федерацию; при помещении на таможенный склад ввезенной из-за границы продукции растительного и животного происхождения должен быть осуществлен фитосанитарный и ветеринарный контроль, если такой контроль не производился при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и если его проведение необходимо в соответствии с законодательством РФ);
  2) нарушении порядка хранения (например, при хранении как на складе временного хранения, так и на таможенном складе товары и транспортные средства, которые могут причинить вред другим товарам и транспортным средствам или требующие особых условий хранения, должны храниться в специально приспособленных помещениях склада; хранение товаров на свободном складе должно быть организовано способом, не затрудняющим осуществление таможенного контроля);
  3) нарушении срока хранения. Для целей привлечения к ответственности по рассматриваемой статье имеется в виду срок, установленный п. 110 Положения о временном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем, утвержденного Приказом ГТК России от 23 марта 2001 г. N 290, в соответствии с которым товары и транспортные средства после их выпуска либо предоставления лицу в распоряжение в соответствии с избранным таможенным режимом могут храниться на складе временного хранения не более трех суток;
  4) нарушении порядка проведения операций с находящимися на хранении товарами и транспортными средствами без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно (например, с обязательного разрешения таможенного органа проводятся операции по перемещению товаров в пределах склада при их хранении на складе временного хранения; с письменного разрешения таможенного органа могут проводиться операции по обеспечению сохранности товаров в пределах территории, вплотную прилегающей к таможенному складу).
  Ответственность, установленная комментируемой статьей, наступает за исключением случаев, предусмотренных другими статьями гл. 16 КоАП. К этим случаям относятся:
  - нарушение режима зоны таможенного контроля, поскольку в соответствии с Приказом ГТК России от 13 июля 2000 г. N 594 территории и помещения складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов являются постоянными зонами таможенного контроля (ст. 16.5);
  - выдача без разрешения таможенного органа или утрата находящихся на хранении товаров (ст. 16.9);
  - уничтожение, повреждение, утрата либо изменение средств идентификации, примененных таможенным органом (ст. 16.11);
  - несоблюдение требований о ведении учета и представлении отчетности о находящихся на хранении товарах (ст. 16.15);
  - непринятие мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств в установленный срок (ст. 16.16);
  - совершение правонарушений с товарами, помещенными под таможенные режимы таможенного склада и свободного склада, выразившихся в нарушении условий, ограничений и требований непосредственно таможенного режима как совокупности положений, определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей (ст. 16.19). Например, при нарушении требования о заявлении товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада, к иному таможенному режиму или помещения их на склад временного хранения, владельцем которого является таможенный орган, по истечении установленных сроков хранения. Различие между ст. 16.14 и 16.19 КоАП проводится и по признаку характера совершаемых с товарами операций. По ст. 16.19 КоАП наступает ответственность за проведение в отношении товаров, помещенных под определенный таможенный режим, операций, не предусмотренных таможенным законодательством. В отличие от упомянутой статьи, ст. 16.14 КоАП предусматривает ответственность за совершение с товарами операций, проведение которых допускается таможенным законодательством с разрешения таможенного органа.
  При воспрепятствовании доступу должностных лиц таможенного органа к товарам, находящимся на хранении на складах временного хранения, таможенных складах, свободных складах, лица подлежат привлечению к ответственности по ч. 1 ст. 19.4 КоАП.
  В зависимости от того, на кого возложена соответствующая обязанность, субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 16.14 КоАП, являются лица, помещающие товары на хранение, владельцы складов, лица, производящие операции с товарами.
  6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами таможенных органов (см. подп. А, В п. 5 комментария к ст. 16.2).
  См. также п. 4 комментария к ст. 16.11.
 
  Статья 16.15. Непредставление в таможенный орган отчетности и несоблюдение порядка ведения учета
 
  Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством, либо несоблюдение установленного порядка ведения учета, а равно представление недостоверной отчетности -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 16.15
 
  1. О понятии таможенного законодательства см. п. 1 комментария к ст. 16.4.
  2. Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) объективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выражается в совершении следующих деяний:
  - непредставление отчетности;
  - несвоевременное представление отчетности;
  - представление недостоверной отчетности;
  - несоблюдение порядка ведения учета, - либо в совершении совокупности таких деяний.
  В случаях, когда таможенные органы самостоятельно устанавливают обязанность ведения учета и представления отчетности, применение данной статьи не может быть признано обоснованным.
  Конкретный порядок ведения учета и представления отчетности в каждом из вышеперечисленных случаев устанавливается ГТК России. Например, подробный порядок и форма ведения учета товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, а также периодичность и порядок представления отчетности о таких товарах установлены Положением о таможенном режиме магазина беспошлинной торговли, утвержденным Приказом ГТК России от 23 июля 1999 г. N 468; порядок ведения учета и представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, установлен Положением о временном хранении товаров и транспортных средств, утвержденным Приказом ГТК России от 23 марта 2001 г. N 290, а также разъяснен письмом ГТК России от 8 мая 2002 г. N 01-06/18328 "О порядке учета товаров".
  Субъектами данного правонарушения являются владельцы складов временного хранения, свободных складов, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и лица, осуществляющие операции с товарами в свободных таможенных зонах, т.е. те лица, на которых таможенным законодательством возложена обязанность вести учет и представлять таможенному органу отчетность.
  3. Таможенным кодексом РФ установлены обязанности по ведению учета и предоставлению в таможенный орган отчетности следующих лиц: таможенного перевозчика (п. 2 ст. 97), владельца склада (подп. 2 п. 1 ст. 112), таможенного брокера (представителя) (п. 4 ст. 144), владельца таможенного склада (подп. 2 п. 1 ст. 230), владельца магазина беспошлинной торговли (подп. 4 п. 1 ст. 262). Другие лица, представляющие отчетность для целей таможенного контроля, определены ст. 364 Таможенного кодекса РФ.
  4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами таможенных органов (см. подп. А, В п. 5 комментария к ст. 16.2).
 
  Статья 16.16. Непринятие мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств
 
  Непринятие лицом, перемещающим товары и (или) транспортные средства, предусмотренных таможенным законодательством мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств в установленный срок, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, -
  влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одной второй стоимости явившихся предметами административного правонарушения товаров и (или) транспортных средств с их конфискацией или без таковой.
 
  Комментарий к статье 16.16
 
  1. Согласно ст. 60 Таможенного кодекса РФ таможенное оформление товаров начинается:
  при ввозе товаров - в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со ст. 72 Таможенного кодекса РФ (в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление;
  при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
  Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
  Основания для выпуска товаров таможенными органами установлены ст. 149 Таможенного кодекса РФ. Таможенные органы осуществляют выпуск товаров не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам, за исключением случая продления сроков проведения проверки товаров в соответствии с п. 2 ст. 359 Таможенного кодекса РФ. Дополнительные условия выпуска товаров определены ст. 153 Таможенного кодекса РФ.
  2. Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) объективная сторона данного правонарушения заключается в непринятии предусмотренных таможенным законодательством мер по таможенному оформлению или выпуску находящихся на временном хранении товаров и транспортных средств в установленные сроки.
  Под таможенным оформлением понимается процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями Таможенного кодекса РФ.
  Ответственность, установленная комментируемой статьей, не сопряжена с физическим присутствием товаров на складе временного хранения - процедура временного хранения допускает нахождение товаров в местах, не являющихся складами временного хранения, с передачей их на ответственное хранение лицу, перемещающему товары, на основании приказа или распоряжения таможни (вышестоящего таможенного органа).
  Противоправным по смыслу комментируемой статьи является нарушение не только предельного срока временного хранения, но и срока временного хранения товаров, установленного таможенным органом.
  При решении проблемы затоваривания приграничных складов временного хранения, чаще всего в морских портах, грузами, которые уже оформлены в соответствии с таможенным режимом экспорта во внутренних таможнях и по каким-либо причинам (остатки пароходных партий, изменения в договорных отношениях субъектов, ликвидация экспортера и т.п.) не вывезены за пределы таможенной территории РФ, необходимо учитывать, что применение комментируемой статьи не представляется возможным, поскольку хранение данных товарных партий не сопряжено с выполнением кем-либо обязанности по таможенному оформлению или выпуску этих товаров (они уже выпущены). Такие деяния подлежат квалификации как превышение сроков хранения товаров на складах по ст. 16.14 КоАП.
  3. Согласно Положению о местах таможенного оформления и порядке учета в таможенных органах транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами, утвержденному Приказом ГТК России от 21 августа 2000 г. N 741, таможенное оформление транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами, производится таможенными органами, в регионах деятельности которых находятся (постоянно либо временно проживают и зарегистрированы в установленном порядке) физические лица, перемещающие транспортные средства через таможенную границу РФ.
  В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами ГТК России, таможенное оформление транспортных средств производится иными таможенными органами. Таможенное оформление транспортных средств в указанных случаях с предоставлением в установленном порядке льгот по уплате таможенных платежей и применением количественных ограничений производится при условии представления физическими лицами письменного заключения таможенного органа, в регионе деятельности которого они находятся (постоянно либо временно проживают и зарегистрированы в установленном порядке), о возможности предоставления указанных льгот.
  Таможенное оформление транспортных средств, временно ввозимых в Российскую Федерацию (в том числе перемещаемых транзитом) на срок до двух месяцев включительно, производится таможенными органами, в регионах деятельности которых расположены пункты пропуска через таможенную границу РФ, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами ГТК России.
  В случае временного ввоза транспортных средств в Российскую Федерацию через общую границу РФ и Республики Беларусь их таможенное оформление (в случае, если законодательством РФ установлена необходимость производства таможенного оформления) производится таможенными органами, в регионах деятельности которых находятся места ввоза на таможенную территорию РФ.
  4. Согласно п. 3.1, 3.3 Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, утвержденной Приказом ГТК России от 25 января 1999 г. N 38, таможенный контроль и таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, в пунктах пропуска через Государственную границу РФ производят таможенные органы, в регионе деятельности которых расположены такие пункты.
  Физические лица, следующие через Государственную границу РФ, в пунктах пропуска обязаны:
  - останавливаться в местах таможенного оформления, а также по требованию должностных лиц таможенного органа, возобновлять движение только с их разрешения;
  - предъявлять по требованию таможенного органа товары, а также документы и сведения, необходимые для таможенных целей;
  - выполнять другие требования, установленные законодательством РФ.
  О таможенном оформлении товаров, перевозимых в соответствии с Правилами доставки товаров под таможенным контролем, см. п. 12.1 - 12.3 указанных Правил, утвержденных Приказом ГТК России от 20 мая 1996 г. N 304.
  5. О грузовых и иных операциях с товарами и транспортными средствами, необходимых для таможенного оформления, см. комментарий к ст. 16.13. Об общих сроках хранения товаров и (или) транспортных средств на складе временного хранения см. п. 3 комментария к ст. 16.14.
  6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами таможенных органов (см. подп. А, В п. 5 комментария к ст. 16.2).
  Согласно ч. 2 ст. 23.1 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела о данных правонарушениях на рассмотрение судье (см. п. 8 комментария к ст. 15.26).
 
  Статья 16.17. Неисполнение требований таможенного режима экспорта
 
  1. Неисполнение требований таможенного режима экспорта о зачислении на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров либо об обязательном ввозе эквивалентных по стоимости экспортированным товарам товаров, работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от одного до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения.
  2. Нарушение установленного порядка исполнения требований таможенного режима экспорта о зачислении на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров либо об обязательном ввозе эквивалентных по стоимости экспортированным товарам товаров, работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности -
  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
 
  Комментарий к статье 16.17
 
  1. Право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ и услуг (интеллектуальная собственность) подлежит гражданско-правовой защите согласно ст. 138 ГК.
  В соответствии с Федеральным законом от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" под исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность) понимаются исключительные права на литературные, художественные и научные произведения, программы для электронно-вычислительных машин и базы данных; смежные права; исключительные права на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, охрана которых предусмотрена законом.
  В соответствии с Федеральным законом от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ под услугами понимается предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребности других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.
  2. Услуги и интеллектуальная собственность относятся к объектам внешнеторговой деятельности (ст. 2 Федерального закона от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ) и к объектам внешнеэкономической деятельности (ст. 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле").
  Согласно ст. 165, п. 1 ст. 166 Таможенного кодекса РФ экспорт - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе.
  Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин, соблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и выполнения иных требований и условий, установленных ТК и иными правовыми актами РФ.
  3. Согласно п. 1 ст. 5 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 192-ФЗ) резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках.
  Иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями)-резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным банком РФ.
  Валютная выручка от экспорта товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности в сумме, необходимой для исполнения обязательств резидентов по кредитным соглашениям с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития, может зачисляться резидентами, получившими соответствующее разрешение Центрального банка РФ, на счета резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории РФ. При этом резиденты освобождаются от обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности в пределах суммы, необходимой для исполнения обязательств резидентов по указанным кредитным соглашениям.
  Указанные средства в иностранной валюте, зачисленные на счета резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории РФ, должны быть использованы для целей выполнения резидентами своих обязательств, предусмотренных в абз. 3 настоящего пункта, либо переведены на валютные счета резидентов, открытые ими в уполномоченных банках.
  Дефиниции валюты РФ, иностранной валюты, резидента, нерезидента приведены в ст. 1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле".
  4. О требованиях таможенного режима экспорта об обязательной продаже валютной выручки резидентов через уполномоченные банки см. абз. 1 п. 7 комментария к ст. 15.25.
  В соответствии с Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" валютная выручка от экспорта или реализации за иностранную валюту на территории РФ товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории РФ, если иное не разрешено Банком России.
  За нарушение указанного порядка зачисления валютной выручки предприятия подвергаются штрафу, налагаемому налоговыми органами или Инспекцией валютного контроля, в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу ЦБ РФ. Суммы штрафа поступают в федеральный бюджет Российской Федерации. Согласно Указу Президента РФ от 15 марта 1999 г. N 334 в частичное изменение п. 2 данного Указа установлено, что 75% валютной выручки, под которой понимают все средства в иностранной валюте, причитающиеся резиденту по заключенным им или от его имени сделкам, предусматривающим экспорт товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), не позднее чем через семь календарных дней после поступления указанной выручки (части выручки) на счета резидента подлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке РФ через банки и другие кредитные организации, имеющие лицензии ЦБ РФ на осуществление банковских операций в иностранной валюте, по рыночному курсу иностранных валют по отношению к рублю на день продажи валюты в соответствии с порядком, устанавливаемым ЦБ РФ. При этом резиденты, осуществляющие возврат кредитов (займов) в иностранной валюте, полученных ими до даты подписания настоящего Указа, за счет не менее 25% средств в иностранной валюте, причитающихся им по заключенным ими или от их имени сделкам, предусматривающим экспорт товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), осуществляют обязательную продажу 50% валютной выручки до момента выполнения резидентами своих обязательств по возврату указанных кредитов (займов).
  5. Порядок государственного регулирования сделок, совершаемых при осуществлении внешнеторговой деятельности, предусматривающих обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (далее - бартерные сделки), определен Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1209.
  К указанным бартерным сделкам не относятся сделки, предусматривающие использование при их осуществлении денежных или иных платежных средств.
  Согласно п. 3, 4 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1209 российские лица, заключившие или от имени которых заключены бартерные сделки, обязаны в сроки, установленные законодательством РФ для исполнения текущих валютных операций, исчисляемые с даты выпуска экспортируемых товаров таможенными органами РФ либо с момента выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности, обеспечить ввоз на таможенную территорию РФ эквивалентных по стоимости товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности с подтверждением факта ввоза соответствующими документами. Превышение указанных сроков и выполнение иностранным лицом встречного обязательства способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию РФ товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, допускаются лишь при условии получения специального разрешения.
  В случае изменения условий договора, устанавливающих обмен товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на условия, предусматривающие осуществление расчетов в денежных или иных платежных средствах, российские лица обязаны обеспечить возврат этих средств в сумме, эквивалентной стоимости экспортированных товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, на свои счета в уполномоченных банках с соблюдением требований валютного регулирования и валютного контроля.
  6. Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 21 ноября 1995 г. N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации" установлено, что импортеры-резиденты, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из РФ иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 180 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено ЦБ РФ.
 
  КонсультантПлюс: примечание.
  Приказ ГТК РФ от 21.11.2000 N 1056 "О дополнительных мерах по обеспечению обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" утратил силу в связи с изданием Приказа ГТК РФ от 20.12.2002 N 1384 "О признании утратившим силу Приказа ГТК России от 21.11.2000 N 1056".
 
  7. В соответствии с п. 1 Приказа ГТК России от 21 ноября 2000 г. N 1056 импортерам-резидентам выдаются предписания, предусматривающие ввоз товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной.
  Согласно письму ГТК России от 6 августа 1997 г. N 14-15/15017 "О соблюдении требования таможенного режима экспорта товаров" при осуществлении проверок соблюдения российскими лицами требования таможенного режима экспорта товаров, вывозимых с таможенной территории РФ по внешнеторговым сделкам, об обязательном ввозе товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам, либо зачислении на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в установленном порядке (если иное не предусмотрено актами законодательства РФ) необходимо учитывать следующее.
  Различаются внешнеторговые бартерные сделки и сделки, предусматривающие встречные закупки товаров по схеме "товар - реализация - товар". В первом случае условиями договора предусматривается эквивалентный по стоимости обмен товарами, т.е. происходит прямой обмен. Во втором случае закупка товаров производится на средства, полученные за экспортированный товар, т.е. имеет место движение денежных средств, присущее отношениям "комитент - комиссионер".
  По общему правилу имущество, поступившее к комиссионеру от комитента либо приобретенное комиссионером для комитента, является собственностью последнего. Следовательно, выручка, поступившая к иностранному партнеру (комиссионеру) от реализации имущества российского экспортера (комитента) в рамках договора о встречной закупке, является собственностью последнего и подлежит обязательному зачислению в установленном порядке на счета в уполномоченных банках. Использование валютной выручки без соответствующего разрешения ЦБ РФ до ее зачисления в установленном порядке на счета в уполномоченных банках может быть квалифицировано как сокрытие валютной выручки.
  См. также п. 8 комментария к ст. 15.25.
  8. Порядок осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров определен Инструкцией, утвержденной ЦБ РФ (N 86-И) и ГТК России (N 01-23/26541) 13 октября 1999 г. (в ред. Положения, утвержденного ЦБ РФ (N 179-П), ГТК РФ (N 01-100/2) 15 февраля 2002 г.).
  Согласно п. 1.2 Инструкции под уполномоченным банком подразумевается банк или его филиал, в котором открыт счет резидента, от имени которого заключен контракт (далее - экспортер), на который должна поступить выручка по контракту.
  Под валютной выручкой по смыслу данной статьи КоАП понимаются денежные средства в иностранной валюте или валюте РФ, переведенные или подлежащие переводу в пользу экспортера нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары. Требования таможенного режима экспорта в случаях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, включают оформление экспортером в уполномоченном банке либо в его филиале так называемого паспорта сделки - документа валютного контроля, содержащего необходимые для осуществления валютного контроля сведения из договора или соглашения между резидентом РФ и нерезидентом, предусматривающих экспорт товаров с территории РФ и их оплату в иностранной валюте и/или валюте РФ.
  Правила оформления паспорта сделки, а также порядок таможенного оформления экспортируемых товаров определены соответственно разд. 3 и 4 Инструкции.
  Порядок размещения резидентами в депозит уполномоченному банку иностранной валюты определен Положением ЦБ РФ от 21 июня 2000 г. N 114-П.
  9. Согласно Положению ГТК России от 22 декабря 1999 г. N 01-23/32005 о применении Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 г. N 86-И и N 01-23/26541 (соответственно) (далее - Инструкция N 86-И) действие Инструкции N 86-И распространяется на сделки, заключенные между резидентами (юридическими лицами или физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) и нерезидентами и предусматривающие осуществление расчетов полностью или частично в иностранных валютах и/или в валюте РФ за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации и передаваемые резидентом в собственность нерезиденту (в том числе в счет погашения задолженности бывшего СССР и РФ, а также в счет государственных кредитов, предоставленных Российской Федерацией иностранным государствам) товары, которые помещаются под таможенные режимы экспорта, реэкспорта, временного вывоза и переработки товаров вне таможенной территории.

<< Пред.           стр. 41 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу