<< Пред.           стр. 58 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу

  Комментарий к статье 26.1
 
  1. По смыслу данной статьи выяснению обстоятельств при рассмотрении дела об административном правонарушении предшествует подготовительная работа судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело. Исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих разрешению до рассмотрения дела, определен ст. 29.1 КоАП. После рассмотрения дела орган (должностное лицо) выносит соответствующее постановление (см. комментарий к ст. 29.10).
  2. При рассмотрении дела орган (должностное лицо) должен установить факт наличия или отсутствия обстоятельств, исключающих производство по делу (см. ст. 24.5 КоАП).
  По делу об административном правонарушении необходимо установить лицо, совершившее противоправное деяние, за которое КоАП или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность. Относительно физического лица - правонарушителя КоАП различает статус гражданина РФ, лица, на которое распространяется действие дисциплинарных уставов, иностранного физического лица, должностного лица (см. комментарии к ст. 2.4 - 2.6). Об административной ответственности юридических лиц см. комментарий к ст. 2.10.
  3. Обстоятельства, несовместимые с производством по делу, как правило, подлежат выяснению на стадии подготовки к рассмотрению дела, но некоторые из них могут быть установлены только при рассмотрении дела; к ним, в частности, относится квалификация состава административного правонарушения (п. 2 ст. 24.5 КоАП).
  4. До выявления обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность (см. комментарии к ст. 4.2, 4.3), необходимо установить, подлежит ли данное лицо административной ответственности, в частности виновно ли оно в совершении комментируемого административного проступка.
  5. Наряду с причинением административным правонарушением имущественного ущерба потерпевшему может быть причинен моральный вред. Для квалификации административного правонарушения не имеет значения, причинен ли потерпевшему одновременно моральный, физический (телесный) вред или имущественный ущерб.
  Об особенностях возмещения имущественного ущерба и компенсации морального вреда, причиненных административным правонарушением, см. комментарий к ст. 4.7.
  6. К иным обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения дела, относится выявление обстоятельств, исключающих возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении защитника, представителя, специалиста, эксперта и переводчика (см. комментарий к ст. 25.12).
  Судья, орган, должностное лицо, в ведении которых находится дело, должны установить, необходимо ли проведение экспертизы по делу, а также нуждаются ли они в привлечении специалиста, а также целесообразность проведения административного расследования (см. ст. 28.7 КоАП).
  7. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят соответствующим организациям, должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий (см. комментарий к ст. 29.13).
 
  Статья 26.2. Доказательства
 
  1. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
  2. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
  3. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
 
  Комментарий к статье 26.2
 
  1. Согласно ч. 2 ст. 50 Конституции РФ при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
  По смыслу ч. 2 комментируемой статьи КоАП имеются в виду объяснения лица, подозреваемого в совершении административного правонарушения. В процессе получения и оценки доказательств могут быть выявлены факты, исключающие производство по делу (см. комментарий к ст. 24.5).
  Потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен имущественный ущерб, физический (телесный) или моральный вред.
  Свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства дела, подлежащие установлению (ч. 1 ст. 25.6 КоАП).
  Различия в статусе потерпевшего и свидетеля условны: если известные потерпевшему обстоятельства по делу необходимы для осуществления органом (должностным лицом) предусмотренных КоАП процессуальных действий, он может быть опрошен как свидетель и в этом качестве обязан давать показания.
  2. Фактические данные по делу об административном правонарушении, относимые к доказательствам, могут быть установлены протоколом об административном правонарушении, составляемым должностным лицом органа, уполномоченного рассматривать указанное дело в соответствии с гл. 23 КоАП, протоколом о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а также протоколом о рассмотрении дела об административном правонарушении, составляемыми при рассмотрении дела коллегиальным органом.
  3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме (см. комментарий к ст. 26.3).
  4. Под показаниями специальных технических средств, которыми могут быть установлены доказательства, понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку (см. комментарий к ст. 26.8).
  Показания указанных средств необходимо отличать от информации, получаемой при использовании в процессе оперативно-розыскной деятельности специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Административная ответственность за незаконное использование указанных средств предусмотрена ст. 20.24 КоАП.
  О статусе вещественных доказательств и документов см. комментарии соответственно к ст. 26.6, 26.7.
 
  Статья 26.3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей
 
  1. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
  2. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.
 
  Комментарий к статье 26.3
 
  1. О статусе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего и свидетеля см. комментарии к ст. 25.1, 25.2, 25.6.
  2. КоАП определен статус следующих протоколов:
  а) протокола об административном правонарушении;
  б) протокола о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, составляемого должностным лицом органа, уполномоченного рассматривать указанное дело;
  в) протокола о взятии проб и образцов (ч. 3 ст. 26.5);
  г) протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении, составляемого при рассмотрении дела коллегиальным органом (ст. 29.8).
  В протоколе об административном правонарушении должны быть отражены объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, а также показания потерпевшего и свидетелей. КоАП предусмотрено обязательное составление протокола о применении следующих мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
  а) административного задержания (ст. 27.4);
  б) осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ч. 4 ст. 27.8);
  в) отстранения от управления транспортным средством (ч. 3 ст. 27.12);
  г) медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 3 ст. 27.12);
  д) ареста товаров, транспортных средств и иных вещей (ч. 4 ст. 27.14).
  При применении других мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (за исключением привода) должностное лицо вправе составить протокол об их применении либо указать сведения о применении данных мер в протоколе об административном правонарушении.
  О применении привода как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении см. комментарий к ст. 27.15.
 
  Статья 26.4. Экспертиза
 
  1. В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
  2. В определении указываются:
  1) основания для назначения экспертизы;
  2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;
  3) вопросы, поставленные перед экспертом;
  4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.
  Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
  3. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.
  4. До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
  5. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.
  6. Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.
 
  Комментарий к статье 26.4
 
  1. См. п. 4 комментария к ст. 25.9.
  Определение о назначении экспертизы, выносимое судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
  Экспертиза по делу об административных правонарушениях, как правило, назначается при проведении административного расследования (см. ч. 1 ст. 28.7 КоАП, а также комментарий к данной статье).
  2. О статусе эксперта в производстве по делу об административном правонарушении см. комментарий к ст. 25.9. В случае, если проведение экспертизы поручено учреждению, заключение должно быть подписано экспертом, проводившим исследования, в соответствии с ч. 5 комментируемой статьи.
  По смыслу подп. 2 ч. 2 рассматриваемой статьи подразумевается государственное судебно-экспертное учреждение. Согласно ст. 11 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы.
  Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Федерации. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.
  3. Экспертное заключение должно содержать аналитическую информацию, в нем подлежат обобщению данные исследования, а также должны быть обоснованы ответы на вопросы, указанные в определении о назначении экспертизы, и сделаны выводы по результатам ее проведения.
  При несоблюдении указанных требований судья, орган, должностное лицо отмечают этот факт в устной или письменной форме и вправе назначить повторную экспертизу в соответствии с ч. 1, 2 комментируемой статьи. Сведения о проведении экспертизы подлежат внесению в протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, составляемый коллегиальным органом; указанные сведения должны быть отражены также и в постановлении по делу об административном правонарушении.
  4. Применительно к Федеральному закону "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено производство дополнительной, повторной судебных экспертиз, а также комиссионной судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении.
  Согласно ст. 25 указанного Федерального закона на основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью государственного судебно-экспертного учреждения.
  В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены:
  - время и место производства судебной экспертизы;
  - основания производства судебной экспертизы;
  - сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу;
  - сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы;
  - предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
  - вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;
  - объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;
  - сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;
  - содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
  - оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
  Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу.
  5. Порядок назначения и проведения экспертизы, комплексной и комиссионной экспертизы в гражданском процессе определен ст. 79, 82, 83 ГПК; о статусе эксперта в арбитражном процессе см. ст. 55 АПК, о производстве судебной экспертизы по уголовным делам см. ст. 195 - 207 УПК.
 
  Статья 26.5. Взятие проб и образцов
 
  1. Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.
  2. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
  3. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 настоящего Кодекса.
 
  Комментарий к статье 26.5
 
  1. О статусе товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, см. п. 1 комментария к ст. 14.2. О статусе товаров применительно к административным правонарушениям в области таможенного дела см. п. 2 комментария к ст. 16.1. Применительно к отношениям, регулируемым НК, товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (см. п. 3 ст. 38 НК).
  Взятие проб и образцов товаров осуществляется должностными лицами таможенных органов при производстве по делу о нарушении таможенных правил (гл. 16 КоАП). Согласно п. 15 Положения о классификации товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, утвержденного Приказом ГТК России от 19 ноября 2002 г. N 1208 (зарегистрирован в Минюсте России 5 февраля 2003 г. N 4184), таможенный орган вправе направить образцы (пробы) товаров для проведения исследований в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении (ЦЭКТУ), экспертно-криминалистической службе регионального таможенного управления (ЭКС) или в ином экспертном учреждении в целях подтверждения соответствия характеристик и свойств декларируемого товара характеристикам и свойствам товара, указанным в решении о классификации.
  В соответствии с правилами гражданского судопроизводства, согласно ст. 77 - 78 ГПК лицо, представляющее аудио- и (или) видеозаписи на электронном или ином носителе либо ходатайствующее об их истребовании, обязано указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялись записи.
  Носители аудио- и видеозаписей хранятся в суде. Суд принимает меры для сохранения их в неизменном состоянии. В исключительных случаях после вступления решения суда в законную силу носители аудио- и видеозаписей могут быть возвращены лицу или организации, от которых они получены. По ходатайству лица, участвующего в деле, ему могут быть выданы изготовленные за его счет копии записей.
  По вопросу возврата носителей аудио- и видеозаписей суд выносит определение, на которое может быть подана частная жалоба.
  Согласно ч. 1, 2 ст. 81 ГПК в случае оспаривания подлинности подписи на документе или ином письменном доказательстве лицом, подпись которого имеется на нем, суд вправе получить образцы почерка для последующего сравнительного исследования. О необходимости получения образцов почерка выносится определение суда.
  Получение образцов почерка судьей или судом может быть проведено с участием специалиста.
  О статусе экспертизы, проводимой при производстве по делу об административном правонарушении, см. п. 4 комментария к ст. 25.9, п. 2 комментария к ст. 26.4.
  2. К должностным лицам, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, относятся должностные лица органов административной юрисдикции, в том числе уполномоченные применять меры обеспечения производства по делу.
  Исчерпывающий перечень органов административной юрисдикции, должностные лица которых вправе осуществлять процессуальные действия, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, установлен ст. 23.1 - 23.63 КоАП; должностные лица, уполномоченные применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, определены ст. 27.2 - 27.15 КоАП (см. комментарии к указанным статьям).
 
  Статья 26.6. Вещественные доказательства
 
  1. Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.
  2. Вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении. О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе, предусмотренном настоящим Кодексом.
  3. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.
 
  Комментарий к статье 26.6
 
  1. Об административном наказании в виде возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также об административном наказании в виде конфискации указанного предмета см. комментарии к ст. 3.6, 3.7.
  Статус имущественных объектов, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, обусловлен осуществлением предусмотренных КоАП процессуальных действий: указанные имущественные объекты могут быть изъяты у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо на эти объекты может быть наложен арест (о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях см. соответственно комментарии к ст. 27.10, 27.14).
  В указанных случаях орудия совершения или предметы административного правонарушения являются вещественными доказательствами до вынесения постановления по делу. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия (см. ч. 3 ст. 29.10 КоАП).
  В случае вынесения постановления о назначении административного наказания в виде возмездного изъятия или конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения указанная вещь (предмет) подлежит принудительному отчуждению у их собственника либо у лица, в законном ведении которого она (он) находится (о порядке исполнения данного постановления см. комментарий к ст. 32.4). Постановления, предусматривающие применение указанных административных наказаний, могут быть вынесены судьей.
  Применительно к ч. 2 комментируемой статьи к иным способам фиксации вещественных доказательств, кроме фотосъемки, относится видеозапись и киносъемка (см. ч. 2 ст. 26.5 КоАП, а также п. 1 комментария к указанной статье).
  Согласно ст. 76 АПК вещественными доказательствами являются предметы, которые своими внешним видом, свойствами, местом нахождения или иными признаками могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для дела.
  О приобщении вещественных доказательств к делу арбитражный суд выносит определение.
  Статус вещественных доказательств, установленный АПК, совпадает с их правовым положением, определенным правилами гражданского судопроизводства (см. ст. 73 ГПК).
  В соответствии со ст. 77 АПК вещественные доказательства хранятся по месту их нахождения. Они должны быть подробно описаны, опечатаны, а в случае необходимости - засняты на фото- или видеопленку.
  Вещественные доказательства могут храниться в арбитражном суде, если суд признает это необходимым.
  2. По смыслу ч. 2 комментируемой статьи о наличии вещественных доказательств должно быть указано в одном из следующих протоколов: в протоколе об административном правонарушении; в протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении; в протоколе о взятии проб и образцов; в протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении.
  3. Вещественные доказательства необходимо отличать от документов (письменных доказательств). См. п. 1, 2 комментария к ст. 26.7.
  4. См. п. 4 комментария к ст. 25.9, п. 2, 4 комментария к ст. 26.4.
  Согласно ст. 10 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому проводится судебная экспертиза.
  Исследования проводятся также в отношении живых лиц.
  При проведении исследований вещественные доказательства и документы с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо соответствующем письме.
  Повреждение вещественных доказательств и документов, произведенное с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику государственным судебно-экспертным учреждением или экспертом.
  В случае, если транспортировка объекта исследований в государственное судебно-экспертное учреждение невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.
 
  Статья 26.7. Документы
 
  1. Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
  2. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.
  3. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.
  4. В случаях, если документы обладают признаками, указанными в статье 26.6 настоящего Кодекса, такие документы являются вещественными доказательствами.
 
  Комментарий к статье 26.7
 
  1. См. п. 4 комментария к ст. 26.6.
  Согласно Федеральному закону от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" под документом понимается материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования.
  По смыслу комментируемой статьи различаются документы, которые могут быть признаны письменными доказательствами по делу об административном правонарушении, и документы, обладающие признаками вещественных доказательств (см. п. 1, 2 комментария к ст. 26.6). Указанные документы должны быть материализованы, т.е. представлены в виде вещи, являющейся носителем информации. В соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Согласно указанному Федеральному закону документом (документированной информацией) является зафиксированная на материальном носителе информация, позволяющая ее идентифицировать.
  2. В арбитражном процессе, а также в гражданском судопроизводстве под письменными доказательствами понимаются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
  К письменным доказательствам относятся также протоколы судебных заседаний, протоколы совершения отдельных процессуальных действий и приложения к ним (см. ст. 75 АПК, ч. 1 ст. 71 ГПК).
  Применительно к уголовному производству по смыслу ст. 83 УПК протоколы следственных действий и протоколы судебных заседаний признаются в качестве письменных доказательств, если они соответствуют требованиям, установленным УПК.
  Иные документы допускаются в качестве доказательств, если изложенные в них сведения имеют значение для установления обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК.
  Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменном, так и в ином виде. К ним могут относиться материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном ст. 86 УПК (см. ч. 1, 2 ст. 84 УПК).
  О корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1.
  3. Согласно ч. 3 ст. 27.10 КоАП при совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
  Об изъятии указанных документов делается запись в протоколе об административном правонарушении. При изъятии других документов у лица, в отношении которого ведется производство по данному делу, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.
  Вопросы об изъятых документах должны быть решены в постановлении по делу. Согласно ч. 3 ст. 29.10 КоАП документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством РФ передаются заинтересованным лицам.
 
  Статья 26.8. Показания специальных технических средств
 
  1. Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.
  2. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении.
 
  Комментарий к статье 26.8
 
  1. О правилах поверки средств измерений и метрологических правилах см. комментарий к ст. 19.19.
  Специальные технические средства (СТС), указанные в ч. 1 данной статьи, необходимо отличать от специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; административная ответственность за незаконное использование последних предусмотрена ст. 20.24 КоАП.
  2. Порядок составления протокола об административном правонарушении, в котором должны быть отражены показания СТС, определен ст. 28.2 КоАП.
  Показания СТС не подлежат отражению в протоколе о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (в том числе в протоколе о взятии проб и образцов), а также в протоколе, составляемом при рассмотрении дела коллегиальным органом в соответствии со ст. 29.8 КоАП.
  Показания СТС, отнесенные к доказательствам по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ст. 26.2 КоАП, могут быть отражены в постановлении по указанному делу (см. ст. 29.10 КоАП).
 
  Статья 26.9. Поручения и запросы по делу об административном правонарушении
 
  1. Для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа.
  2. Поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса.
  3. Взаимодействие органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, с компетентными органами иностранных государств и международными организациями осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
 
  Комментарий к статье 26.9
 
  1. О статусе доказательств по делу об административном правонарушении см. комментарий к ст. 26.2.
  КоАП определяет различное правовое положение доказательств и вещественных доказательств - к последним относятся орудия совершения или предметы административного правонарушения. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи имеются в виду доказательства по делу об административном правонарушении.
  2. К должностным лицам, уполномоченным осуществлять процессуальные действия, указанные в ч. 1 комментируемой статьи, относятся должностные лица органов административной юрисдикции, исчерпывающий перечень которых определен ст. 23.1 - 23.63 КоАП.
  В соответствии со ст. 23.3 - 23.63 КоАП должностные лица территориальных органов вправе рассматривать дела об административных правонарушениях.
  3. Умышленное неисполнение поручения либо запроса по делу об административном правонарушении либо его ненадлежащее исполнение (в том числе нарушение сроков исполнения, указанных в ч. 2 комментируемой статьи) квалифицируется по ст. 17.7 КоАП (умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении).
 
  Статья 26.10. Истребование сведений
 
  Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
 
  Комментарий к статье 26.10
 
  1. К сведениям, необходимым для разрешения дела об административном правонарушении, относятся сведения, изложенные в документах (см. ч. 1, 2 ст. 26.7 КоАП). Указанные сведения могут быть добровольно представлены участниками производства по делам об административных правонарушениях судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находятся дела, и приобщены к делу в качестве доказательств либо, при наличии признаков, указанных в ст. 26.6 КоАП, - в качестве вещественных доказательств или истребованы судьей, органом, должностным лицом.
  2. Сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении, могут быть истребованы судьей, органом, должностным лицом, уполномоченными рассматривать указанное дело, после его возбуждения, но до начала рассмотрения дела (см. п. 2 ч. 1 ст. 29.4 КоАП). Определение, выносимое при подготовке к рассмотрению дела, необходимо отличать от определения, выносимого по результатам рассмотрения дела в соответствии с ч. 2 ст. 29.9 КоАП (о корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1).
  3. Истребование судьей, органом, должностным лицом сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, осуществляется также при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу - в соответствии с п. 2 ст. 30.4 КоАП, при опротестовании прокурором не вступившего в законную силу постановления по делу и (или) последующего решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление - согласно ч. 2 ст. 30.10 КоАП.
  Указанные сведения могут быть истребованы судьей районного суда либо судьей вышестоящего суда при подготовке к пересмотру решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, в порядке, предусмотренном ст. 30.9 КоАП, а также при пересмотре вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов - в случае их опротестования прокурором (ст. 30.11 КоАП).
  4. Исчерпывающий перечень органов, должностные лица которых уполномочены истребовать сведения по делу об административных правонарушениях, установлен ст. 23.2 - 23.63 КоАП. Умышленное невыполнение определения судьи, органа, должностного лица об истребовании указанных сведений либо его ненадлежащее исполнение (в том числе нарушение сроков исполнения, указанных в комментируемой статье) квалифицируется по ст. 17.7 КоАП (умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении).
 
  Статья 26.11. Оценка доказательств
 
  Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
 
  Комментарий к статье 26.11
 
  1. По смыслу данной статьи оценка доказательств происходит при осуществлении предусмотренных КоАП процессуальных действий, предшествующих исполнительному производству.
  Исчерпывающий перечень органов административной юрисдикции, должностные лица которых осуществляют производство по делу об административном правонарушении, определен ст. 23.2 - 23.63 КоАП.
  Доказательства должны быть оценены (исследованы) судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении (см. ч. 2 ст. 29.7 КоАП).
  Квалификация заранее установленной силы доказательств несовместима с осуществлением гражданского и уголовного судопроизводства (см. ст. 67 ГПК, ч. 5 ст. 71 АПК, ст. 74, 87, ч. 1 ст. 88 УПК).
  2. Доказательства подлежат исследованию при осуществлении следующих процессуальных действий:
  - при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП;
  - в случае обжалования в районный суд постановления по делу, вынесенного должностным лицом, и (или) решения вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление - при рассмотрении дела в районном суде (ч. 1 ст. 30.1 КоАП);
  - при опротестовании прокурором не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и (или) последующих решений вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление (ст. 30.10 КоАП);
  - при пересмотре вступивших в законную силу постановлений по делам, решений по результатам жалоб, протестов председателями верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместителями, Председателем Верховного Суда РФ и его заместителями (ст. 30.11 КоАП);
  - при пересмотре в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (ч. 4 ст. 30.11 КоАП).
 
 Глава 27. ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
 ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
 
  Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
 
  1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
  1) доставление;
  2) административное задержание;
  3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
  4) изъятие вещей и документов;
  5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
  6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
  7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
  8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
  9) привод.
  2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
 
  Комментарий к статье 27.1
 
  1. В комментируемой статье определены меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (меры административного пресечения), а также цели применения этих мер.
  В соответствии с ч. 1 данной статьи применение мер пресечения предшествует последующим процессуальным действиям, определенным КоАП: возбуждению дел об административном правонарушении, подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, рассмотрению дела, вынесению постановления, определения по делу. Таким образом, меры пресечения могут быть применены к лицу, в отношении которого ведется производство по делу (лицу, подозреваемому в совершении административного правонарушения); об этом свидетельствует применение мер пресечения в виде изъятия вещей и документов, правовые последствия которых обусловлены результатами рассмотрения дела: при вынесении постановления о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, определенных ст. 24.5 КоАП, изъятые вещи и документы, не относящиеся к объектам гражданских прав, изъятым из оборота, подлежат возвращению их владельцу.
  Согласно ч. 1 комментируемой статьи применение мер административного пресечения возможно также и в случае исполнения принятого по делу постановления о назначении административного наказания. В указанных случаях конкретная мера пресечения применяется в отношении физического, юридического лица, вина которого в совершении административного правонарушения установлена вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания.
  Применение мер административного пресечения сопряжено с ограничением прав и свобод граждан, поэтому согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ они применяются только в случаях, установленных КоАП.
  2. Как правило, следствием применения мер административного пресечения является ограничение имущественных прав граждан. В частности, осуществление досмотра вещей, досмотра транспортных средств, находящихся при физическом лице, осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей сопряжены с ограничением отдельных имущественных правомочий: права пользования, права распоряжения движимым имуществом или недвижимостью.
  Ограничение имущественных прав, права на свободу передвижения (при применении административного задержания) в случаях, установленных КоАП, как правило, предусматривает бессудную процедуру осуществления указанных ограничений. Применительно к имущественным правам возможность бессудной (административной) конфискации предусмотрена п. 2 ст. 243 ГК, но только в тех случаях, когда она определена федеральным законом.
  3. Применение мер административного пресечения допускается только в случаях, когда невозможно осуществление иных предусмотренных КоАП процессуальных действий, не сопряженных с ограничением прав и свобод человека. В частности, меры административного пресечения не могут быть применены при производстве по делам в случаях, когда протокол об административном правонарушении не составляется; как правило, это предусмотрено при совершении проступков, не представляющих значительной общественной опасности (см. комментарий к ст. 28.6).
  Меры административного пресечения могут быть также применены, если лицо оспаривает наличие событий административного правонарушения, а также в случаях, когда предусмотрено назначение (наложение) административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа без составления протокола, если лицо считает применяемое к нему административное наказание несоразмерным административному правонарушению либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения.
  4. Порядок осуществления мер административного пресечения предусматривает составление специального протокола, либо об их применении указывается в протоколах об административном правонарушении. В случае административного задержания наряду с протоколом об административном правонарушении составляется специальный протокол о применении данной меры пресечения.
  5. О возмещении имущественного ущерба и компенсации морального вреда, причиненных административным правонарушением, см. комментарий к ст. 4.7.
  Согласно ст. 1070 ГК вред, причиненный гражданину в результате незаконного назначения административного наказания в виде административного ареста, подлежит возмещению в полном объеме независимо от виновности деяния должностных лиц, допустивших противоправное применение данного административного наказания.
  По смыслу ч. 2 комментируемой статьи наряду с указанными случаями подлежит возмещению также и вред, причиненный юридическому лицу, физическому лицу незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
  6. Умышленное невыполнение лицом, к которому применяется мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, указанная в п. 3 - 5, 7 - 9 ч. 1 комментируемой статьи, требований должностного лица, уполномоченного применять данную меру обеспечения производства по делу, квалифицируется по ст. 17.7 КоАП (умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении). См. также п. 3 комментария к ст. 27.12.
  Следует различать статус процессуальных действий, осуществляемых при производстве по делу (гл. 26 - 30 КоАП) и на стадии исполнительного производства (гл. 31 - 32), и иметь в виду, что административная ответственность по ст. 17.7 КоАП квалифицируется только при производстве по делу об административном правонарушении.
  7. Приказом МПС России от 11 ноября 2002 г. N 51 "О реализации Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (зарегистрирован в Минюсте России 19 декабря 2002 г. N 4047) установлено, что осуществлять процессуальные действия, предусмотренные ст. 27.2 (доставление), 27.3 (административное задержание), 27.7 (личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице), 27.9 (досмотр транспортного средства), 27.10 (изъятие вещей и документов), 27.14 (арест товаров, транспортных средств и иных вещей) КоАП, вправе следующие должностные лица ведомственной охраны МПС России:
  - начальники (заместители начальников) стрелковых, стрелково-пожарных команд;
  - начальники (старшины) стрелковых команд по охране искусственных сооружений и других важных объектов стратегического назначения;
  - начальники отделений (групп) стрелковых, стрелково-пожарных команд, стрелковых команд по охране искусственных сооружений и других важных объектов стратегического назначения.
  8. Согласно Положению о Госавтоинспекции, утвержденному Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. (в ред. Указа Президента РФ от 2 июля 2002 г. N 679), должностные лица Госавтоинспекции вправе осуществлять следующие меры административного пресечения:
  - останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, изымать эти документы в случаях, предусмотренных федеральным законом (в соответствии с подп. "и" п. 12 Положения; см. п. 3 ч. 1 комментируемой статьи);
  - направлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения управляющих транспортными средствами лиц, которые подозреваются в совершении административного правонарушения в области дорожного движения и в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения (в соответствии с подп. "л" п. 12 Положения; см. п. 6 ч. 1 комментируемой статьи);
  - осуществлять административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях (согласно подп. "н" п. 12 Положения; см. п. 2, 3 ч. 1 комментируемой статьи).
 
  Статья 27.2. Доставление
 
  1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется:
  1) должностными лицами органов внутренних дел (милиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (милиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, - в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
  2) военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, должностными лицами ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону, - в служебное помещение органа внутренних дел (милиции), служебное помещение охраны или в служебное помещение подразделения воинской части либо органа управления внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;
  3) военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 20.1 - 20.3, 20.5, 20.8, 20.13, 20.17 - 20.22 настоящего Кодекса, - в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
  4) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, при выявлении административных правонарушении на транспорте - в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в иное служебное помещение;
  5) должностными лицами военной автомобильной инспекции при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации - в помещение военной комендатуры или воинской части;
  6) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, животного мира и рыбных запасов, правил охоты и рыболовства, при выявлении административных правонарушений в соответствующей сфере - в служебное помещение органа внутренних дел (милиции), помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение;
  7) военнослужащими пограничных органов и пограничных войск, военнослужащими иных войск (сил), должностными лицами органов внутренних дел (милиции), а также иными лицами, исполняющими обязанности по охране Государственной границы Российской Федерации, при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации - в служебное помещение подразделения воинской части либо органа управления пограничных органов и пограничных войск, иных войск (сил), служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
 (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
  8) военнослужащими пограничных органов и пограничных войск при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации - в служебное помещение подразделения воинской части либо органа управления пограничных органов и пограничных войск, иных войск (сил), служебное помещение органа внутренних дел (милиции), находящиеся в порту Российской Федерации. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации суда и орудия совершения административного правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре, подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);
 (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
  9) утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;
  10) должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил - в служебное помещение таможенного органа;
  11) военнослужащими и сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, - в служебное помещение учреждения уголовно-исполнительной системы или органа внутренних дел (милиции);
 (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
  12) должностными лицами органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.63 настоящего Кодекса рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 83 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях, - в служебное помещение органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или органа внутренних дел (милиции).
 (п. 12 введен Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
  2. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.
  3. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.
 (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
 
  Комментарий к статье 27.2
 
  1. Согласно ч. 1 данной статьи физическое лицо доставляется для составления протокола об административном правонарушении. Протокол составляется с целью установления доказательств по делу, следовательно, после доставления нарушителя в соответствующее служебное помещение судье, органу, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, предстоит установить наличие и обоснованность доказательств, а также подтвердить наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (см. ст. 24.5 КоАП). Таким образом, очевидно, что составление протокола предваряет последующие определенные КоАП процессуальные действия, поэтому по смыслу комментируемой статьи подразумевается доставление лица, в отношении которого ведется производство по указанному делу (лица, подозреваемого в совершении административного правонарушения).
  По смыслу ч. 1 данной статьи доставляемый задерживается на месте выявления административного правонарушения, т.е. выявлен факт совершения данного правонарушения, но не установлена вина доставляемого лица в его совершении.
  2. В тех случаях, когда доставление обусловлено последующими процессуальными действиями, предусмотренными КоАП, например, когда доставление предваряет административное задержание в целях исполнения постановления о назначении административного наказания, оно применяется в отношении физического лица, вина которого в совершении административного правонарушения установлена вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания (см. ч. 1 ст. 27.3 КоАП).
  3. Доставление лица для составления протокола является первичным процессуальным действием, осуществляемым должностными лицами уполномоченных органов при административном задержании (см. комментарий к ст. 27.5). Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола уполномоченным лицом, правомочным осуществлять доставление нарушителя согласно комментируемой статье.
  4. Доставление лица возможно только в тех случаях, если совершение административного правонарушения, в котором лицо подозревается, предполагает составление протокола. Случаи, когда административное наказание назначается (налагается) без составления протокола об административном правонарушении, определены ст. 28.6 КоАП. Если лицо оспаривает сам факт совершения им административного правонарушения в указанных случаях либо считает применяемое к нему административное наказание несоразмерным проступку, оно может быть доставлено для составления протокола.
  5. Необходимой предпосылкой доставления лица является наличие обстоятельств, препятствующих составлению протокола на месте выявления правонарушения.
  Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП протокол составляется даже в тех случаях, когда свидетели отсутствуют, поэтому данное обстоятельство нельзя рассматривать в качестве препятствующего составлению протокола.
  6. Доставление осуществляется должностным лицом, военнослужащим или иным лицом соответствующего органа административной юрисдикции, указанными в п. 1 - 12 ч. 1 комментируемой статьи.
  7. Согласно ч. 3 комментируемой статьи протокол о применении данной меры обеспечения производства по делу может быть составлен наряду с протоколом об административном задержании после принудительного препровождения доставляемого в служебное помещение либо о доставлении вносится соответствующая запись в протокол об административном задержании (см. ст. 27.4 КоАП) или в протокол об административном правонарушении.
 
  Статья 27.3. Административное задержание
 
  1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:
  1) должностные лица органов внутренних дел (милиции) - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (милиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;
  2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации - при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

<< Пред.           стр. 58 (из 76)           След. >>

Список литературы по разделу