<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 Нижегородский государственный технический университет
 (Арзамасский филиал), г. Арзамас
 
 Идентификация рисковых событий в общепринятой практике, являясь начальным этапом оценки риска, представляет собой поиск источников риска и отбор их по степени значимости.
 Современные методики снабжены мощным инструментарием выявления рисковых событий, характеризующих как проект в целом, так и отдельные его аспекты. Наиболее эффективным методом идентификации рисков является анализ окружения проекта. Из списка негативных событий вначале определяются наиболее правдоподобные с точки зрения эксперта в данном проекте (отбор по возможности-вероятности наступления). Затем события, определенные с помощью экспертных оценок, отбираются по убыточности для проекта. Основными сложностями при идентификации факторов риска и неопределенности при проведении предпроектного обоснования инвестиций являются:
 отсутствие зависимости, в общем смысле, между событиями, убыточными для проекта в целом и событиями, убыточными для конкретного участника;
 при проведении идентификации рисковых событий сложность нахождения компромисс между чрезмерным количеством возможных событий и их неполным перечнем. В данном случае крайне важным становится профессионализм экспертов.
  Для устранения данных противоречий целесообразно проводить первоначальное выявление убыточных именно для конкретного участника событий, а затем из их числа - наиболее возможные с учетом специфики участия в проекте.
 При идентификации рисковых событий конкретного участника на основе модели контрактных взаимоотношений три основные группы рисковых событий (рост инвестиционных расходов, рост затрат на производство, падение доходов) предлагается выявлять в зависимости от того, какими из следующих факторов они обусловлены: форс-мажорными обстоятельствами, невыполнением прочими участниками своих обязательств, невыполнение самим участником своих обязательств.
 Основным достоинством приведенной классификации негативных событий проекта является то, что она обладает ориентацией на убыточность событий проекта для отдельного участника, чего недостаточно полно учитывают современные экспертные методы. При этом особое внимание при идентификации рисковых событий уделяется возможным обострением взаимоотношений участников проекта.
 
 УДК 001.89
 ПРОБЛЕМА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ДОЛГОВ
 В.А. Зимин, Ю.Л. Ратис, E-mail: ratis@rs34.ssau.ru
 Самарский институт управления, г. Самара
 
 К числу неизбежных издержек интенсивных рыночных реформ, проводимых в РФ, относятся сбои в работе финансовой системы. В настоящий момент наметился выход из кризисной ситуации, экономика страны идет на подъем и главная задача состоит не в поиске виновных, а в энергичных и квалифицированных действиях по оздоровлению реального сектора экономики. Категорическим экономическим императивом становится предотвращение сбоев в работе производства и питающих его материальных и финансовых потоков. Целью настоящей работы является анализ проблемы реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетами различных уровней. Обозначим некоторые аспекты этой проблемы, без решения которых невозможно оздоровление экономики в целом: 1)натурализация реального сектора экономики; 2)проблема уплаты налогов предприятиями. Для того чтобы уяснить сущность и взаимообусловленность указанных проблем, прибегнем к историческому анализу реформ и экономических процессов, протекавших в СССР и РФ последние 20 лет. Уже к 1982 году скрытые инфляционные процессы расшатали экономику СССР - товарные запасы покрывали 20-25% от ходившей в стране денежной массы. К 1991 году центробежные процессы в огромной империи достигли критических пределов и привели к распаду СССР. Реформы правительств Е.Т. Гайдара, В.С. Черномырдина и других правительств привели к макроэкономической стабилизации в РФ. Логичным следствием всех мероприятий по стабилизации макроэкономических показателей стал огромная недоимка бюджетов всех уровней. Экономика столкнулась с проблемой "Синдрома X", представляющего собой явление, когда предприятия, независимо от своей выручки, увеличивают объем заемных средств, прежде всего за счет других предприятий и неплатежей фискальной системе. Погашение долгов в разумные сроки становится невозможным; предприятия увеличивают свои оборотные активы преимущественно в части отвлечения средств в расчеты, предоставляя своим должникам товарные ссуды на очень долгие сроки расчета; осуществляется это прогрессирующими темпами, которые не имеют ничего общего с темпами естественных экономических процессов; утрачивают способность к разумному сроку расчета и его надлежащему способу, как со стороны своих должников, так и по отношению к своим кредиторам; утрачивают способности к использованию банковского кредита, а также к применению денежных расчетов через банковскую систему. При этом имеет место: 1)резкое сокращение уровня денежных средств в выручке предприятий; 2)высокая величина задолженности предприятий. В настоящее время в РФ проведена реструктуризация долгов предприятий, а в тех случаях, когда этого оказывается недостаточно, широко используются радикальные лекарства для лечения "Синдрома Х" - процедуры конкурсного управления и банкротства.
 
 УДК 339.138
 МАРКЕТИНГ (ЭКОНОМИКА, ТОРГОВЛЯ)
 БРЕНДЫ И БРЕНДИНГ В РОССИИ
 Знаемова О.В., E-mail: makovec@econ.omsu.omskreg.ru
 В настоящее время в связи со становлением рыночной экономики в России широкое распространение получил маркетинг. Одной из его неотъемлемых составляющих является брендинг. В сознании наших специалистов по рекламе и PR укоренилось искаженное понимание того, что такое бренд. Зачастую его просто ассоциируют с торговой маркой, что не совсем верно. На наш взгляд, бренд - это комплекс эмоций и чувств потребителей, связанных с определенной торговой маркой. Бренд, таким образом, является характеристикой торговой марки.
 Построение бренда требует достаточно много времени и средств. Этим занимается системный брендинг, который также включает в себя функции последующего распространения, укрепления, сохранения и развития бренда.
 При построении бренда следует, на наш взгляд, применять командный подход. Для этого необходимо определить лицо непосредственно ответственное за бренд, а также распределить работу по созданию и развитию бренда между всеми сотрудниками компании. Ведущую роль в реализации функций системного брендинга играют бренд-менеджеры.
 В настоящее время выделяют два основных типа брендов: е-бренды, или интернет-бренды, существующие как в Интернете, так и в Рунете (например, yandex, rambler) и бренды, существующие непосредственно в реальном мире (Coca-Cola). Первые имеют ряд отличий от вторых: так, в сети бренд играет более значительную роль, он зависит не от поддержания основных характеристик товара, как это происходит в реальности, а от роста и развития предлагаемой продукции, е-бренд формируется гораздо быстрее, чем обычный и он более глобален.
 Что касается реальной практики брендинга, то на Западе еще не все компании до конца понимают значение бреда. В России же это направление маркетинга только начинает развиваться и, конечно же, сталкивается с рядом проблем. Это и несовершенство законодательной базы, и постоянная нехватка средств, и немногочисленность специалистов в данной области. Тем не менее, все предпосылки для развития брендинга имеются (а их и не может не быть, поскольку бренд - это не "прихоть" современной экономики, а неотъемлемый ее элемент):
 Благодаря кризису 1998 года импорт товаров иностранного производства резко сократился, что создало реальные условия для развития российского производства. Это означает, что и маркетинг в нашей стране будет не просто одной из дисциплин в университете, а станет реальностью. Следовательно, появятся и будут востребованы и специалисты по созданию брендов. Поэтому Россия сегодня имеет реальную возможность достичь уровня развития брендинга на Западе, тем более, что это направление маркетинга в ведущих странах Европы и Америки начало формироваться относительно недавно.
 
 МОДЕЛЬ ДЕЛОВОГО ЦИКЛА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
 И.Н.Зюляева, Н.А.Зюляев E-mail zulaev@marstu.mari.ru
 Марийский государственный технический университет, г.Йошкар-Ола
 
 Цикличность колебания экономики Самуэльсон и Хикс объясняют в модели делового цикла взаимодействием мультипликатора и акселератора. Уравнение макроэкономического равновесия Y=А+MPCxY?+?Y+G. Характер динамики ВВП будет зависить от дискриминанта, равного величине (МРС + ?)2 - 4?=D Мы предприняли попытку построить модель делового цикла для российской экономики. На основе статистических данных в программе Exsel рассчитали функции потребления и инвестиций.Уравнение макроэкономического равновесия для российской экономики имеет вид
  Yt =374,88 + 052 Y+0,12 ?Y + G Маленькая величина акселератора (0,12) свидетельствует о том, что для увеличения ВВП практически не требовались дополнительные инвестиций. Рост объемов производства может происходить за счет ввода в действие неиспользованных мощностей. Низкая величина предельной склонности к потреблению(МРС=0,52) свидетельствует о низком уровне доходов населения и неуверенности людей в завтрашнем дне. Дискриминанта для российской экономики будет отрицательной величиной (0,52+0,12)2 -4х 0,12=-0,07. Комбинация значения D<0, а ?<1 приводит к затухающим колебаниям. Экономический рост возможен когда D>0, а ?>1 В последние годы в России отмечается экономический рост. Для определения его устойчивости воспользуемся моделью Харрода.с гарантированным темпом роста ?Yt /Yt-1 =?МРС,. В России коэффициент капиталоотдачи составляет в среднем 0,16. В 2000 году фактический рост ВВП составил 7,7%, а гарантированный равен 0,16 х 0,52=0,083 или 8,3%. Поскольку фактический темп роста ниже гарантированного, то экономика России отдаляется от состояния равновесия. Разбаллансированность экономического роста в России проявляется в различных темпах расширении совокупного спроса, предложения и доходов. Вырос уровень сбережений, но снизилось использование сбережений на инвестиционные цели. В настоящее время в экономическом развитии России имеются факторы как способные ускорить экономический рост , так и сдержать его. Способствуют экономическому росту: активизация инвестиционной деятельности, которая по темпам роста стали превышать темпы роста ВВП; расширение потребительского спроса в результате роста реальных доходов населения; снижение инфляции, вызвавшее понижение процентных ставок по кредитам; амортизационные отчисления. К факторам сдерживающим экономический рост относятся: низкая платежеспособность предприятий; недостаточность кредитования банками реального сектора экономики (4%.всех инвестиций); высокая степень износа активной части основного капитала; укрепление курса рубля, снижающего конкурентоспособность российских товаров на внутренним и внешнем рынках.
 
 УПРАВЛЕНИЕ КАК БОРЬБА ЗА УПОРЯДОЧЕННОСТЬ
 А.В. Игошин
 МГТУ (г. Мурманск)
 
 В природе любая система в естественной форме стремится к своему наиболее вероятному состоянию - состоянию статического равновесия, покоя, которое характеризуется абсолютным отсутствием взаимодействия элементов системы как друг с другом, так и с внешней средой. Поддержание динамического равновесия - это такая форма движения системы, при которой система стремится к состоянию, адекватному создаваемым ее внешней и внутренней средой условиям. Состояние, при котором функционирование системы полностью соответствует внешним и внутренним условиям, является ее равновесным состоянием. Динамическое равновесие - это, иначе говоря, постоянные колебания системы относительно некоторого центра равновесия, координаты которого изменяются во времени и в пространстве. Динамическое равновесие - это движение, развитие, всегда итог некоторых воздействий на систему, результирующая которых колеблется около своего нулевого значения.
 Покой, статическое равновесие это - распад, это - отсутствие какой-либо целесообразной организации, структуризации материи, это - состояние полной неопределенности, беспорядка, хаоса.
 Переход от покоя, беспорядка, к упорядочению - это переход чего-либо из состояния статического равновесия в динамическое и поддержание этого состояния. Если учесть, что действия по целенаправленному переводу какого-либо объекта в желаемое состояние и удерживание его в этом состоянии называют управлением, то становится абсолютно понятным определение управления, данное академиком В.А. Трапезниковым: управление - это борьба с неупорядоченностью, борьба за упорядоченность. Для снижения неупорядочености объекта необходимо увеличивать информативность сообщений о нем путем увеличения сведений о микрохарактиристиках, о его случайных, вероятностных состояниях. В этом заключается одна из задач управления, как процесса, направленного на упорядочение объекта системы.
 Стремление к неупорядоченности, как стремление системы к переходу из динамического равновесия в статическое, является имманентным для системы любой природы и проявляется в действии закона роста энтропии. Значит, для поддержания любой системы в упорядоченном состоянии необходимы постоянные управленческие воздействия. Согласно современной теории самоорганизации в открытых системах, то есть системах, обменивающихся с окружающей средой энергией и веществом, возникают процессы самоорганизации, процессы, в ходе которых из физического хаоса рождаются некоторые структуры.
 Таким образом в Природе существуют как процессы распада, движения к хаосу (закон роста энтропии), так и процессы самоорганизации, движения к "жизненному оформлению", рождению и поддержанию организованной структуры. Именно благодаря этому в человеческой культуре возникает идея Гармонии, как антитезы Хаоса.
 
 УДК 651.01 + И 37
  АНАЛИЗ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
 С.С.Измайлов, e-mail: sergey@mirecon.susu.ac.ru
 Южно-Уральский государственный университет, г.Челябинск
 
 Причины бедственного положения предприятий, по некоторым оценкам, в 90% случаев лежат в сфере управления бизнесом, неумении вписаться в условия рынка, снижать издержки производства, повышать качество продукции, осваивать новые технологии. И лишь в 10% случаев сказываются последствия утяжеленной структуры экономики.
 Но и при общем спаде производства, неблагоприятных экономических и правовых условиях немало предприятий работают успешно благодаря тому, что их менеджеры поступают в соответствии с требованиями рынка.
 Чтобы увеличить число тех, кто способен управлять предприятиями на уровне современных требований, нужно создать эффективную систему обучения руководящих кадров теории и практике менеджмента. Хотя, конечно, требуется их желание учиться. Многие с тоской вспоминают прошлые "госплановские" времена и ждут их возвращения.
 Есть и такие директора, которые прекрасно освоили рыночные методы хозяйствования, но используют их не во благо работников, а для собственной наживы. Они порой "скрещивают" свою деятельность с деятельностью преступных организаций, "доят" предприятие, перекачивая его прибыли в свои "карманные" фирмы, отпускают продукцию покупателям, которые ее не оплачивают, зато обеспечивают личные интересы поставщиков-махинаторов. Нередко такие директора имеют в собственности контрольный пакет акций. Естественно, они никогда добровольно не уступят свой пост, позволяющий контролировать финансовые потоки предприятия.
 В "дойную корову" нередко превращают предприятие не только менеджеры, но и владельцы контрольных пакетов акций, которым они достались почти задаром в процессе ваучерной приватизации. Они не имеют средств для развития производства и повышения его конкурентоспособности или не хотят их инвестировать, но стремятся побольше получить от свалившейся на них собственности.
 В итоге мы имеем собственников, которые не инвестируют; инвесторов, которых обманывают и обирают; предприятия, которые погибают от неграмотного управления, разворовывания или отсутствия инвестиций. Чтобы сохранить российскую промышленность, необходимо совместить интересы общества и владельцев предприятий или разрешить этот конфликт, скажем, заменив нынешних собственников на эффективных, способных обеспечить надлежащее управление и развитие предприятий. Нужен механизм, позволяющий отстранять от работы руководителей, не умеющих эффективно управлять и разворовывающих капитал акционерных обществ.
 
 
 УДК: 08.00.05
 ИННОВАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА.
 
 Е.С. Иукова, С.В. Сапунов, E-mail:Iukova@Eco.Univer.Omsk.SU
 Омский государственный университет, г. Омск.
 
 Одним из самых мощных и действенных инструментов, используемых для проведения региональной политики научно-технического развития, является реализация программ создания и функционирования научных исследовательских центров. Основная идея реализации программ по созданию инновационных центров базируется на трех положениях, согласно которым:
 1. инновационное развитие сфер национальной экономики в современных условиях происходит не столько в ракурсе разработки "прорывных" научных и технических направлений, сколько по пути совершенствования уже существующих технологий и освоения результатов фундаментальных теоретических исследований. Основная цель современного развития научно-технической сферы заключается в соединении потенциала новых методов производства и ресурсов, которыми располагают субъекты экономики;
 2. промышленные предприятия и фирмы, работающие в сфере услуг, заинтересованы в успехе проводимых в университетах, институтах и независимых лабораториях научных работ, в основном эта заинтересованность построена на возможности использования разработанных инноваций в своей деятельности;
 3. государство в лице региональных администраций и федеральных органов также не может оставаться в стороне от развития инновационной сферы.
 Научный центр представляет собой некоторое образование, создаваемое на базе университета или исследовательского института, включающее в себя несколько промышленных предприятий, которые финансируют проведение исследований и подготовку их результатов к внедрению в производственный процесс. В структуре инновационного центра можно выделить несколько узловых элементов, в частности, государственные органы, университет, финансирующие исследовательские работы предприятия, сбытовые фирмы, частные лаборатории, обслуживающий банк. Опыт индустриально развитых стран, в которых научные центры являются одним из важнейших звеньев механизма стимулирования развития промышленности, сферы услуг и науки, свидетельствует, что в лице научных технологических объединений государство получает в свои руки гибкий и мощный инструмент осуществления контроля, внедрения и распространения результатов деятельности многочисленных исследовательских организаций, фирмы получают дополнительные возможности для освоения новых видов продукции, повышения качества последней, более оптимального построения технологических процессов и улучшения технико-экономических показателей своей деятельности, а университеты в свою очередь получают необходимое для нормальной научной работы обеспечение разнообразными ресурсами
 
 УДК 331.108.2
 
  КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА: ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ
 
  Л.Л. Калачева, А.Н. Жанабаева
  Новосибирский государственный технический университет
 
 Поскольку, содержание экономического образования должно быть адекватным изменениям, происходящим в экономике необходимо пересматривать весь процесс подготовки специалистов. Увеличение числа должностных обязанностей и профессий, требующих качественно иной подготовки, опыта и специализации, является следствием новых технологий производства и управления.
 Известно, что объем научно-технической информации, удваивается, каждые 8 лет и изменения в ней происходят также стремительно, как и моральный износ уже имеющегося уровня знаний и образования. В наукоемких областях ежегодный объем устаревания знаний достигает 20-25%. Примерно 90% всех научных знаний было получено в последние 30 лет, тем не менее, в ближайшие 10-15 лет объем этих знаний удвоится, значит, возрастут требования к подготовке квалифицированной рабочей силы. Для того, чтобы уровень подготовки специалистов по управлению персоналом постоянно соответствовал уровню развития процессов производства и управления, необходимо пересматривать кадровую политику предприятия и соответственно процессы их переобучения и повышения квалификации. Совершенствование процессов производства и управления изменяет цели и ценности трудовой жизни, отражающиеся в кадровой политике любой организации и фирмы.
 Необходимо создать все условия для переобучения специалистов по управлению персоналом, причем переобучение должно быть процессом непрерывным, в который вводились бы только новые и новейшие знания, достижения и эмпирические данные. Что позволило бы более активно и рационально использовать трудовой потенциал специалистов.
 В этой ситуации было бы разумно как можно больше организовать специальных бюро (ассоциации, организации), которые могли бы оперативно дополнять, совершенствовать и корректировать профессиональные способности и возможности специалистов по управлению кадров.
 Как показывает практика Новосибирского Государственного Технического Университета, на базе ВУЗа это организовать не сложно.
 
 УДК 330.332
 
 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
 
 Камбердиева С.С.
 E-MAIL skgtu@skgtu.ru
 Северо-Кавказский государственный технологический университет,
 Г.Владикавказ
 
 Одним из относительно новых направлений инвестиционной деятельности коммерческих банков является инвестирование средств в акции акционерных обществ. Специфика деятельности банков определяется, с одной стороны, особенностями банка как кредитного учреждения и, с другой зависит от текущего прогнозируемого состояния фондового рынка. Ситуация на российском рынке акций приватизированных предприятий во многом определяет эффективность инвестиционной деятельности с корпоративными ценными бумагами кредитного учреждения. Становление и развитие рынка акций в России характеризовалось следующими особенностями: низкий уровень инвестиционного спроса со стороны российских инвесторов; низкая эффективность вложений относительно других сегментов финансового рынка; нестабильная ликвидность основной массы акций; финансовая неграмотность российских инвесторов. Анализ фондового рынка показывает, что рыночная стоимость акций приватизированных предприятий определяется целым рядом факторов: платежеспособный спрос и, следовательно зависимость от притока иностранных инвестиций, экономическое состояние эмитента и его дивидентная политика; наличие ограничений на обращение акций; наличие технических трудностей по перерегистрации прав собственности; трудности при реализации акционерами своих прав. Российские коммерческие банки являются одними из наиболее активных участников фондового рынка, выступая одновременно в нескольких ролях. Банки участвуют в торговле корпоративными ценными бумагами в качестве дилеров, формируя собственные портфели ценных бумаг. Одной из наиболее распространённых функций коммерческих банков на фондовом рынке является оказание клиентом брокерских услуг по купле - продаже ценных бумаг. Далее банк осуществляет долгосрочное инвестирование средств в ценные бумаги акционерных обществ. И наконец, банк - это эмитент собственных акций, которые при выполнении определённых условий являются объектом рыночных отношений.
 
 УДК 502.653
 
 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО
 РАЗВИТИЯ "СЫРЬЕВЫХ" РЕГИОНОВ КАЗАХСТАНА
 В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
 
 Кенжебеков Н.Д.
 E-mail:iro@sys-pro.com
 Институт рыночных отношений при КарГУ
 им. Е.А. Букетова, г. Караганда
 
 Основной особенностью "минерально-сырьевых" регионов является преобладание в структуре их хозяйства отраслей и производств, связанных с добычей минерально-сырьевых ресурсов и их подготовкой к дальнейшей переработке. Объективно в основе стратегий экономики "минерально-сырьевых" (или "сырьевых") регионов лежат темпы истощения минерально-сырьевых ресурсов. Но темпы истощения минерально-сырьевых ресурсов важны не сами по себе, а в связи с подходами к решению социально-экономических проблем развития сырьевых регионов. В связи с вышеизложенным основными направлениями решения социально-экономических проблем "сырьевых" регионов можно считать следующие. С целью создания реальных предпосылок долговременного устойчивого развития "сырьевых" регионов связанный с собственно предоставлением недр в пользование для разведки и разработки полезных ископаемых узкий подход к системе недропользования необходимо заменить расширенным. Данный подход предполагает, прежде всего, переход от технико-экономической оценки к социально-экономической оценке минерально-сырьевых ресурсов. Но здесь с учетом имеющихся у нас особенностей недропользования как интересны, так и важны учет и оценка региональных последствий осуществляемых в этой сфере хозяйствования интеграционных процессов, в том числе международных. Необходимо формирование недискриминационных взаимоотношений на основе применения апробированной совокупности рыночных инструментов регулирования с целью защиты национальных и региональных интересов. Выбор рационального направления развития - объективно сложный и многоэтапный процесс. Он охватывает большой комплекс решений и может быть оценен лишь системным использованием взаимосвязанных критериев. К чему приводит развитие добычи сырья ради добычи сырья нам известно - диспропорции в воспроизводственных процессах недропользования и т.д.
 
 УДК. 336.77:332
 ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
 С.В. Козин В.А. Кудрявцев, , e-mail: severina@mari.ru.
 Марийский государственный технический университет.
 В настоящее время в России остро стоит жилищный вопрос. В основе его решения лежит задача развития системы ипотечного кредитования. В данный момент развитие ипотеки идёт двумя путями. Первый - деятельность государства в данной области. Частично осуществлены ряд государственных программ, некоторые из них действуют и сегодня. К сожалению они финансируются не полностью, что существенно осложняет их успешное выполнение. Второй путь - частные ипотечные программы. Интересна программа "Дельта Кредит", работающая в Москве и Петербурге, по которой российские банки финансируются из-за рубежа по фиксированной стоимости, вследствие чего кредиторы имеют эффективную защиту от инфляции. Это позволит весной 2001 г. выдать кредиты на сумму $8 млн. - вдвое больше, чем в 2000 г. В более чем 20 субъектах федерации предпринимаются попытки ввести собственные схемы ипотечного кредитования. Примером может служить Республика Марий Эл. Организатором и координатором системы ипотечного жилищного кредитования является Республиканский фонд жилья и ипотеки. В 2000 г. на цели ипотечного кредитования фонду было выделено по бюджету 20 млн., но поступило всего лишь 10 млн., из которых фонд выдал 39 кредитов на общую сумму около 3,5 млн. рублей. Т.е. деньги, что были выделены фонду, не были полностью истрачены. Это объясняется с одной стороны неосведомлённостью населения о таком виде кредитования из-за вялой маркетинговой политики фонда, с другой - желание взять ипотечный кредит отбивают сравнительно большие проценты, 20% для жителей городов и 15% для жителей сельской местности. При сегодняшнем нестабильном финансирования перспектив у республиканского фонда немного. На наш взгляд вместо этого фонда необходимо создать государственный ипотечный банк. Финансирование банка должно идти по следующим направлениям: целевое финансирование из госбюджета, средства полученные при конфискации имущества судебными приставами, проценты с выданных ипотечных кредитов, прибыли с обычных банковских операций. Развитию системы ипотечного кредитования в Республике Марий Эл может послужить привлечение к сотрудничеству такой компании, занимающейся ипотечным кредитованием, как "Дельта Кредит". Представляется, что часть предложенного выше может использоваться и на федеральном уровне. Следует совершенствовать федеральный закон об ипотеке, возвращать доверие населения к банкам, путём снижения процентов по кредитам. Несмотря на все трудности, проблема становления рынка ипотечного кредитования выходит за рамки только экономической задачи. Она в значительной степени определяет общегосударственную стратегию и направление развития общества на многие десятилетия вперёд.
 
 ББК Х623.208 + К 642
 ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ В РОССИИ
 Н. Кондратьев, mike@minecon.susu.as.ru
 Южно-Уральский государственный университет, г.Челябинск
 Идея залога недвижимости имеет более чем двухсотлетнюю историю своего развития в нашей стране. Эти занимались городские кредитные общества и земельные банки, предоставлявшие кредиты под залог недвижимости не деньгами, а ценными бумагами.
 С позиции закономерностей развития банковского хозяйства ипотечное кредитование является неотъемлемой частью рыночной экономики. Будучи частью целого, ипотечное кредитование имеет и свои особенности.
 Ипотечный кредит - это ссуда под строго определенный залог. То, что залогом выступает недвижимость, существенно облегчает Залогодержателю контроль за сохранностью предмета залога, но усложняет реализацию залога в случае непогашения кредита, так как недвижимость не относится к высоколиквидным активам. Большинство ипотечных ссуд имеет строго целевое назначение. Они используются для финансирования приобретения, постройки и перепланировки как жилых, так и производственных помещений, а также освоения земельных участков.
 Ипотечные кредиты предоставляются на длительные сроки, обычно на 10-30 лет. Длительный срок растягивает погашение кредита во времени, уменьшая таким образом размер ежемесячных выплат.
 При получении ипотечной ссуды оформляется закладная, которая является кредитным соглашением. Закладные обращаются на вторичном рынке. Задача вторичного рынка закладных состоит в том, чтобы обеспечить постоянный приток ресурсов для кредитования и перелив средств из регионов, испытывающих избыток кредитных ресурсов, в те где наблюдается их дефицит.
 Ипотечное кредитование является перспективным направлением развития банковской системы нашей страны, но требует от персонала банка высокой квалификации, специальных знаний. Наличие вторичного рынка ссуд под недвижимое имущество предоставляет банкам большие возможности. Банк в случае необходимости может продать свои закладные, что приведет к повышению его ликвидности.
 К сожалению, массовое распространение ипотеки в России сдерживается сегодня рядом факторов. Среди них несовершенство законодательной и нормативной базы, отсутствие стратегии развития ипотечного бизнеса в РФ на уровне государства.
 Существующее законодательство оставляет нерешенным важнейший в настоящий момент вопрос о собственности на землю. Пока земля находится в собственности государства, предметом залога могут быть только права на пользование земельными участками, и операции с этим видом недвижимости существенно затруднены. Необходимо принятие соответствующего Земельного кодекса.
 
 
 ПЛАН СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФЬЮЧЕРСНОЙ БИРЖИ РЫБОПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
 Конышев О.А. МГТУ г. Мурманск
 
 Схема приватизации основных рыбодобывающих флотов образца начала 90-х годов себя не оправдала и на практике привела к постепенному "размыванию" некогда сильных и эффективно функционирующих организаций на множество мелких компаний, имеющих на балансе 5-10 промысловых судов, построенных 20 - 30 лет назад. В начале 90 - х были разрушены существовавшие во времена СССР схемы сбыта рыбопродукции, но эффективного механизма реализации морепродуктов создано не было. Как следствие, в "исконно рыбном" Заполярье морепродукты входят в рацион питания все меньшего количества населения, а ассортимент рыбных консервов, в основном, представлен изделиями иностранных производителей и перерабатывающих заводов Центра. Одним из выходов в сложившейся ситуации может стать создание биржевой структуры. В Мурманской области уже сформированы два основные группы участников биржевых торгов: хеджеры и трейдеры. В качестве хеджеров могут выступать специалисты отделов сбыта рыбодобывающих и перерабатывающих компаний, а трейдеры - это многочисленный класс профессиональных посредников, занимающихся спекуляциями с оптовыми партиями рыбопродукции. Наиболее важной задачей первого этапа - разъяснительная работа с вышеуказанными потенциальными участниками биржевых торгов. Этап 2 - разработка модели биржевой структуры для эффективного функционировании рыбного рынка Мурманской области: добытчиков рыбы, трейдеров - зарабатывать также на разнице стоимости биржевых контрактов, налоговые органы - увеличение поступлений в бюджет, органы государственной и исполнительной власти - экономическую структуру, которая улучшает благосостояние Мурманской области. НИИ должны получить финансирование научных программ. Население региона и всех России в целом должно получить более дешевую рыбу. Кроме того, биржа должна взять на себя обязательства по обеспечению качества биржевых товаров, безопасности совершаемых сделок как для продавцов, так и для покупателей. Помимо секции фьючерсных и опционных сделок с рыбопродукцией, возможно создание биржевых площадок для брокеров, занимающихся снабжением судов и экипажей продуктами питания, материально-техническим снабжением, топливом, транспортной и фрахтовой секций. Если фьючерсная биржа будет служить интересам только одной из сторон, перспективы ее развития кажутся мне сомнительными. Третий этап развития - создание сети выносных терминалов для брокеров Дальнего Востока, Западного и Южного бассейнов. Четвертый - в преобразовании биржи в федеральную структуру и плавном внедрении ее в мировую биржевую систему.
 УДК 658.012.2
 МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ С УЧЕТОМ СТАТИСТИЧЕСКОЙ И ПОЛНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
 
 Костина О. В., Юрлов Ф. Ф.,
 E-mail: Director@afngtu.nnov.ru
 Нижегородский государственный технический университет
 (Арзамасский филиал), г. Арзамас
 
 В условиях перехода к рыночным методам хозяйствования все большее значение приобретает проблема оценки эффективности и выбора наиболее предпочтительных решений. В частности, возникает необходимость комплексного учета статистической и полной неопределенности при социально-экономическом прогнозировании.
 Сущность предлагаемой методики заключается в следующем:
 1. Определение возможного набора целей прогнозирования
 2. Выбор объектов прогнозирования
 3. Определение совокупности прогнозируемых показателей
 4. Выбор базовых показателей, что обусловлено требованием сравнения прогнозируемых показателей с тем или иным достигнутым уровнем
 5. Формирование модели неуправляемых факторов, вероятности которых считаются неизвестными. Эти факторы представляют внешнюю по отношению к прогнозируемым объектам среду.
 6. Сравнение прогнозируемых показателей с базовыми и формирование безразмерных показателей
 7. Определение временных рядов наблюдения (т. е. рядов динамики показателей, у которых в качестве признака упорядоченности принимается время)
 8. Обеспечение сопоставимости прогнозируемых показателей, относящихся к разным временным периодам, с учетом уровня инфляции
 9. Реализация требований представительности или достаточности статистических данных
 10. Выполнение требований однородности, т. е. отсутствия нетипичных, аномальных наблюдений, скачков в динамике анализируемых показателей
 11. Определение базовых теорий прогнозирования.
 
 УДК 338.6
 ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ
 
 О. Ю. Кравченко
 Лицей N107, г. Уфа
 
 Известно, что теневая экономика - это экономическая деятельность, которая скрывается ее участниками, не контролируется, не регулируется государством и обществом. Это может быть как деятельность запрещенная законом, так и скрываемая для неуплаты налогов и сокрытия истинных доходов. Но это не значит, что общество игнорирует эти процессы. Сейчас Россия находиться в переходном периоде, и для нее характерен высокий уровень теневой экономики, которая отрицательно влияет на экономику официальную и многие сферы жизни общества. Переход к рыночной экономике принципиальным образом видоизменил структуру теневой экономики, в которой стал преобладать криминальный компонент. Сейчас структуру теневой экономики можно представить в виде трех укрупненных блоков:
 1. Подпольная экономика- это экономическая деятельность, которая удовлетворяет нормальные общественные потребности, однако осуществляется в неконтролируемых государством формах (уклонение от уплаты налогов, незаконное предпринимательтво).
 2. Фиктивная теневая экономика - это предпринимательская или иная экономическая деятельность, связанная с фактами обмана и мошенничества ( лжепредпринимательство, обман при получении кредита и его использовании, изготовление и сбыт поддельных денежных знаков и др.).
 3. Криминальная экономика - экономическая деятельность, которая нравственно и физически деформирует личность человека, развращает общество (проституция, наркобизнес, порнобизнес, незаконная торговля оружием и др.).
 В 90-х гг. теневая экономика в России претерпела серьезные качественные изменения. В основном завершился процесс ее структурирования с учетом рыночных отношений, укрепились ее позиции в новых и перспективных сферах экономической деятельности- банковской, финансово-кредитной, инвестиционной.
 Распространение теневой экономики связано со стремлением избежать высоких налогов, слабостью государственных служб, наблюдающих за выполнением законов, нестабильностью и разбалансированностью экономики официальной, находящейся в глубоком кризисе.
 
 
 УДК 001.89
 ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
 НА ПРЕДПРИЯТИИ
 А.В.Краснов, Н.Н. Османкин, E-mail: siu@samaramail.ru
 Самарский институт управления, г. Самара
 Инновационная деятельность - существенный признак динамического типа хозяйствования. Это предопределено характером развития рыночной среды, обострением конкурентной борьбы между предприятиями, сокращением жизненного цикла выпускаемой продукции.
 Мы, в своих исследованиях, рассматриваем организацию инновационной деятельности на предприятии, которое занимается оптовой и розничной продажей товаров. Если считать, что в этой предпринимательской деятельности основная политика хозяйствования нацелена на быстрый рост выручки, в основном за счёт ускорения оборачиваемости используемых средств, а инновационной деятельности здесь уделяется остаточное внимание, то указанное предприятие также не является исключением, а проблемы формирования инновационных процессов, общее обеспечение долгосрочной устойчивой деятельности для него столь же актуальны.
 Анализ показывает, что инновационная деятельность находится в зачаточном состоянии, систематизирование работы по организации инновационной деятельности не наблюдается в силу некомпетентности высшего руководства в данной области, его довольствования имеющимися результатами. Стратегический анализ, проведённый в рамках данной организации, свидетельствует, что в последние годы работы происходит снижение рентабельности продаж, несмотря на то, что другие показатели рентабельности имеют тенденцию расти. Такое явление характерно, когда в угоду поддержки стабильной рыночной конъюнктуры снижают качество, уменьшают параметры оснащённости производства.
 Для выявления общих проблем организации был проведён SWOT-анализ. Инновационная деятельность, на наш взгляд, в условиях данного предприятия должна способствовать: во-первых, усилению реальных возможностей (наличие высококвалифицированных специалистов, знание рынка предлагаемой продукции, наличие потенциальных покупателей, ценовые преимущества перед конкурентами), во-вторых, к снижению уровня угроз (снижение уровня цен конкурентами, снижение спроса в силу предпочтения других марок продукции по различным причинам, ухудшение качества продукции у поставщиков, сложное привлечение кредитных ресурсов), и в результате к уменьшению влияния слабых сторон. Но для этого необходимо:
 a) создание устройства, которое бы автоматизировало процесс поиска, доставки необходимого товара покупателю в пределах склада;
 b) организация компьютерной сети с постоянными поставщиками;
 c) улучшение социальной среды организации;
 d) ведение системы контроля качества сервиса.
 
 
 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
 
 Кривошеин В. В., E-mail: SCIENCE@KMTN.RU
 Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова, г.Кострома
 
 Возникновение и затем быстрое распространение институционалистского направления в экономической науке (институционализм, неоинституционализм, новая институциональная экономика) явились закономерной реакцией на невнимание неоклассики к характеру тех экономических отношений, в условиях которых экономические субъекты реализуют свои цели, осуществляют свой выбор, определяют свое поведение. Неадекватное отражение экономических реалий современного мира в неоклассических постулатах и моделях даже при использовании существенных кейнсианских корректив объясняется, главным образом, их абстрагированием от четырех конституирирующих свойств современной экономики: 1)возрастание роли информации, информационных издержек, когнитивных (познавательных) ограничений и, как следствие, неполная рациональность экономического поведения субъектов; 2)современное разнообразие форм собственности, ее дезинтеграции, полиморфизм, ее диффузия и интеграция; 3) заметное усиление государственных функций в регулировании экономики; 4) невозможность объяснить экономическое поведение участников рынка без учета, исследования того экономического, социального, политического, правового, идеологического пространства, в котором это поведение формируется.
 Совокупность институтов образует институциональную среду, в которой люди осуществляют свой выбор, строя отношения между собой, формируют свое экономическое поведение. Экономические отношения и институциональная среда формируются и изменяются в сложном взаимодействии. С одной стороны, институты отражают и закрепляют наличную систему экономических отношений. В самом изменении институтов и институциональной среды реализуются интересы различных слоев населения, социальных страт и групп, отражающие их место и социально-экономические роли в общей системе экономических отношений. С другой стороны, сами экономические отношения развиваются под воздействием сложившейся институциональной среды, стабилизирующей экономический порядок и фиксирующей в своих элементах - нормах, традициях, правилах поведения, организациях, система принятия решений различные этапы социально-экономической истории.
 Взаимодействие и взаимопроникновение системы экономических отношений и институциональной среды столь органичны и глубоки, что этим снимается вопрос о первичности и вторичности их по отношению друг к другу. Но, тем не менее, различение экономических отношений и институтов необходимо для понимания, оценки и прогнозирования развития экономической системы. Тем самым усложняется проблема диагностики, прогнозирования экономического поведения субъектов, как реакции на изменения в отдельных институтах и в институциональной среде в целом.
 
 РЕГУЛИРОВАНИЯ В ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ США
 Крупорницкая И.А. аспирант кафедры финансов МГТУ г. Мурманск
 
 Федерализм - это такая форма правления, при которой суверенная власть конституционно поделена между центральным правительством и географически определенными, полуавтономными уровнями правления. В большинстве своем федеральная конституция дает полномочия власти крупным территориальным единицам таким как штаты, провинции, кантоны или земли.
 Как правило, какие-то полномочия власти - прерогатива исключительно федерального правительства, какие-то принадлежат исключительно субъектам федерации, а какие-то - и тому, и другому уровню. Субъекты федерации не обладают верховенством на своей территории. Сфера действия федерального правительства распространяется на всю федерацию. Ни в одной из них: в штатах, провинциях, землях или кантонах не вправе препятствовать его применению. Конституция США разрешает любые коллизии между законодательством федерации и штатов: "Настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов, изданные в ее исполнение, равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны их исполнять и в том случае, когда в Конституции и законах отдельных штатов встречаются противоречащие им предписания" (статья VI).
 Усиление роли федерации способствует также то обстоятельство, что она выступает гарантом прав и свобод граждан, что обеспечивает ей широкую социальную базу.
 Но бывает неравномерность развития экономики, которая порождает неравенство в экономическом потенциале субъектов федерации и диспропорции в отраслевой и функциональной структуре экономики. С целью скорректировать ее развитие Соединенными Штатами Америки оказывается финансовая поддержка "слабым" или "бедным" штатам, провинциям или землям за счет централизованных финансовых средств (например, более зависимы от федеральной помощи города Анкоридж (Аляска) - на 70 %, Вашингтон - на 40 %, Луисвилл (Кентукки) - на 37 %, а менее всего - Ионкерс (штат Нью-Йорк) - 1 %). В настоящее время в США идут постоянные дебаты о границах между центральной и местной властью. Мало кто доволен существующим балансом власти. Политические силы постоянно ведут борьбу за большую централизацию или децентрализацию власти. Самая острая проблема любой федеральной системы - это добиться и сохранить необходимое равновесие между возможностями и обязанностями правительств регионов или штатов, составляющих федеральное государство.
 Общим результатом явился важный сдвиг в сторону децентрализации, т.е. решения принимаются не центральным правительством, а местными и региональными органами власти. Результаты, с которыми США встречают новый век, впечатляют: 107 месяцев отмечается экономический рост.
 
 
 ЭКОНОМИКА США ВСТРЕЧАЕТ НОВОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ
 
 Крупорницкая И.А. аспирантка кафедры финансов МГТУ г. Мурманск
 
 В последние годы лидирующие позиции США на мировой арене упрочились. Экономическая среда, которая сложилась к началу 2000 года:
 * Рост экономики США продолжается не снижающимися темпами.
 * Признаки инфляционного давления пока отсутствуют.
 * Кризисные явления в Латинской Америке и ЮВА кажется преодолены.
 * Конкурентоспособность экономики США, по-прежнему идет вверх. На сегодняшний день объем вывезенных товаров в Латинскую Америку и Канаду вырос на 12 % по сравнению с тем же периодом прошлого года. Ожидается увеличение экспорта в страны Западной Европы (до 3,5 %).
 * Сохранение в начале года прочности курса доллара к евро, и низкого по отношению к иене.
 * Продолжение процесса поглощения и слияния компаний разных стран.
 * Состояние конкурентной среды приведет к тому, что капитал двинется на создание рынков потребления. Положение, когда спрос рождал, предложение изменилось. В настоящее время грамотно организованное предложение вызывает потребительский спрос.
 * В бюджетном послании конгрессу президент отметил три цели:
 1) завершить движения к ликвидации дефицита федерального бюджета;
 2) продолжить вложения государства в улучшение жизни американского народа;
 3) усилить меры, обеспечивающие развитие мировых рынков, являющиеся важной базой для роста промышленного и сельскохозяйственного производства в США.
 Федеральный бюджет стал показателем экономической стратегии американского руководства. Профицит федерального бюджета достиг 124 млрд долл. (в 1992 г. его дефицит составлял 290,4 млрд долл.).
 Будучи вовлеченной, в мировое хозяйство американская экономика попадает в большую зависимость от состояния мировой конъюнктуры и национальных экономик. Правительство США заинтересовано в международной финансовой и экономической стабильности.
 
 
 ПРИНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ
 В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
 Е.Е. Кувшинова
 E-mail: dgkuv@catalysis.nsk.su
 
 Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск
 Инновационная деятельность является необходимым условием развития промышленности и экономики на макроуровне и условием поддержания конкурентоспособности отдельных хозяйствующих субъектов. Инновационная деятельность - процесс интеграционный, включающий в себя фундаментальные и прикладные исследования, разработку инновационных проектов и производство инновационной продукции. Таким образом, реализация любого инновационного проекта невозможно без необходимых инвестиционных ресурсов, что связано с поиском инвестора и принятием решения по финансированию конкретного инвестиционного проекта. Оценка эффективности инновационных проектов имеет ряд особенностей, связанных со спецификой инновационной деятельности, что делает необходимым создание специальной системы поддержки принятия инвестиционных решений. Во- первых, специфичен состав затрат по инновационному проекту, включающий кроме традиционных инвестиционных вложений также затраты, связанные с исследованиями. Во- вторых, критерии эффективности инновационного проекта нельзя ограничивать только экономическими показателями. Определение состава системы индикаторов инвестиционной привлекательности этих проектов неразрывно связано с рассмотрением функций рынка инноваций. Поэтому в нее необходимо включать такие показатели, которые зачастую невозможно формально оценить. Это такие показатели, как наукоемкость инновационной продукции, ее конкурентоспособность, влияние на состояние экономических и социальных систем, в которых реализуются инновационные проекты. Кроме того, инвестиционная привлекательность инновационного проекта зависит от этапа жизненного цикла, на котором находится инновация. Причем экономические или рисковые критерии могут находиться в противоречии с другими критериями, что затрудняет принятие инвестиционных решений.
 
 УДК.339.13.012
 ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ
 В.А.Кудрявцев, С.С.Рыбаков, E-mail: SEVERINA@MARI-EL.RU
 Марийский государственный технический университет, г.Йошкар-Ола
 
  Электронная коммерция - это любая форма бизнес-процесса, в котором взаимодействие между субъектами происходит электронным способом (с использованием Интернет-технологий). В России некоторые управленческие и бизнес-функции из-за ее масштабов можно оперативно осуществлять лишь в электронной форме, так что перспективы в развитии этого направления у нашей страны есть. Вместе с тем говорить о победном шествии "электронной экономики" в нашей стране (как, впрочем, и в мире) пока не приходится. Существует два основных направления в развитии электронной коммерции: B2B (business-to-business, бизнес-бизнес) и B2C (business-to-customer, бизнес-клиент). В первом случае, в качестве субъектов процессов продажи и покупки выступают юридические лица (предприятия, организации...), а во втором, в качестве продавца выступает юридическое лицо, а покупателя - физическое лицо. Розничная интернет-торговля, представляет качественно новый уровень обслуживания клиентов. Во-первых, экономится время, т.к. заказ делается не выходя из дома. Во-вторых, достаточно быстро(несколько секунд), пользователь может перейти в другой электронный магазин, следовательно спектр товаров, которые могут предложить продавцы в интернете всегда значительно выше, более того, в интернет-магазинах товары доступны в любое время суток. В-третьих, при заключении электронных сделок, относительно легко организовать индивидуальное обслуживание для покупателей, поскольку система управления магазином может "запомнить" большое число пользователей, их вкусы и предпочтения. В то же время, при онлайн-покупке клиент может выбирать и посмотреть товар, которого нет в магазине, т.е. возможна организация индивидуальных заказов. На наш взгляд, существует несколько факторов успешного развития электронной коммерции в общем и сектора B2C, в частности, в нашей стране: общеэкономические факторы: укрепление экономики, рост доходов населения, формирование среднего класса; инфраструктурный фактор: развитие телекоммуникационной отрасли; развитие систем безналичных расчетов для физических лиц. Существует несколько предпосылок для развертывания интернет-проекта в настоящее время. Одной из основных является то, что чем позднее начнется создание web-портала, тем дороже это выйдет. Сейчас идет борьба за посетителей (потенциальных покупателей), т.е. необходимо как можно раньше занять свою нишу на рынке. Более того, в настоящее время существует множество дешевых решений для начала Интернет-торговли (аренда Интернет-магазина или Web-витрины). В заключении нужно заметить, что для эффективного развития интернет-индустрии в России необходимо принятие спектра соответствующих законов и создание эффективной всероссийской службы доставки.
 
 УДК 93:167/170
 
 ДИСКРИМИНАНТНЫЙ АНАЛИЗ - КАК МЕТОД
 КЛАССИФИКАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ
 
 Курандина Н.Л.
 E-mail: natasha@marsu.ru
  Марийский государственный университет, г.Йошкар-Ола.
 
 Дискриминантный анализ является разделом многомерного статистического анализа, который позволяет изучать различия между двумя и более группами объектов по нескольким переменным одновременно. При интерпретации нужно ответить на вопрос: возможно ли, используя данный набор переменных, отличить одну группу от другой, насколько хорошо эти переменные помогают провести дискриминацию и какие из них наиболее информативны?
 Цель дискриминантного анализа состоит в том, чтобы на основе различных характеристик объекта классифицировать его, то есть отнести к одной из нескольких групп (классов) некоторым оптимальным способом. Отличительным свойством дискриминантного анализа как метода классификации является то, что исследователю заранее известно число групп (классов) на которые нужно разбить рассматриваемую совокупность объектов. Основная задача состоит в том, чтобы построить решающее правило, позволяющее по результатам измерений параметров объекта указать группу, к которой он принадлежит.
 Были исследованы 20 сельскохозяйственных предприятий республики Марий Эл за 2000 год, которые были выбраны и отнесены к соответствующим группам экспертным способом. Показатели-аргументы, участвующие в классификации следующие: прибыль (тыс.руб.); валовая продукция на 1 работника, занятого с/х (тыс. руб.); валовая продукция на 1 га с/х угодий (тыс. руб.); производство молока на 1 га с/х угодий (кг.); производство мяса на 1 га с/х угодий (кг.); выручка от реализации продукции на 1 работника (тыс. руб.); выручка на 1 га с/х угодий (тыс. руб.). Была проверена корректность экспертного отнесения предприятий к группам, после чего были получены корректные выборки, а так же построено решающее правило для данных предприятий.
 
 УДК
 
 ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
 
 П.И. Ламанов, И. В. Будагов
 Кубанский государственный технологический университет, г.Краснодар
 
 В настоящее время наша страна находится перед фактом выбора формы использования земельных ресурсов и взимания платы за ее использование. При этом российскому обществу не оставляют права выбора: либо рынок, либо план. Но совсем упускается из вида другая форма отношений - аренда и как следствие рента и рентные платежи. Основная цель настоящей работы изучить основные законы, механизмы формирования и распределения земельной ренты в России. Экономическое состояние таких стран как Китай (96% земель в аренде), Гонконг, Сингапур (100% земель в аренде) лучшее свидетельства преимущества рентных отношений для общества. Япония в эпоху Мейдзи (1860-1880гг.) на 70% формировала свой бюджет за счет рентных платежей, что в свою очередь позволило стране шагнуть из феодализма в один ряд с развитыми державами того времени. Последствия этого шага Россия ''хорошо'' ощутила в войне 1904-1905гг. К единому мнению о понятии о земельной ренте, человеческая цивилизация до сих пор не пришла. Хотя это вопрос рассматривается ровно столько сколько существует земельная собственность. На каждом этапе развития общества, при любой экономической формации люди стремились объяснить понятие земельной ренты. Как показывает изученный материал эти объяснения были односторонними, учитывающими какие-то одни факторы и не могущими до конца объяснить всей природы такого явления как рента. Первые догадки о существовании земельной ренты были высказаны еще Аристотелем. Наиболее полное объяснение земельной ренты ее сущности и происхождения дала школа классической политической экономии. Один из родоначальников этой школы англичанин Уильям Петти (1623-1687) развивает учение о ренте согласно собственной теории стоимости как разницу между стоимостью земледельческих продуктов и издержек производства. Наибольший вклад развитие учения внес Адам Смит (1723-1790).Для него характерна двойственная позиция. С одной стороны рента вытекает из продукта труда рабочих ибо она часть прибыли создаваемая наемными рабочими. С другой стороны рента рассматривается как вознаграждения землевладельца за предоставление возможности пользоваться землей. Учение предыдущего представителя классической школы политической экономии развил Давид Рикардо. Теоретической основой для его исследований явилась трудовая теория стоимости и закон убывающего плодородия земли. Следует отметить вклад в развитие теории ренты Карла Маркса. Настоящая проблема требует более глубоко анализа и изучения.
 
 УДК 339.727
 ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РФ
 М.Э. Лисянский, Ю.Л. Ратис, E-mail: ratis@rs34.ssau.ru
 Самарский институт управления, г. Самара
 Проблема пополнения оборотных средств является одной из самых острых среди финансовых проблем в Российской Федерации. Простейший способ решения этой проблемы - получение банковского кредита. К сожалению, обслуживание кредита существенно уменьшает экономический эффект, получаемый за счет увеличения оборотных средств. В ряде случаев практически вся прибыль уходит на уплату процентов по кредиту. Однако банки не являются единственными финансовыми институтами. Кроме банков существуют страховые и инвестиционные компании и т. д. Сами они, строго говоря, не выдают кредитов, однако имеют в своем распоряжении эффективные инструменты для пополнения оборотных средств. К таковым финансовым инструментам относятся ценные бумаги. Достаточно часто в РФ профессиональные участники рынка ценных бумаг привлекают денежные средства клиентов, обеспечивая их собственными векселями. В этих случаях уменьшение прибыли, сопряженное с продажей векселей с дисконтом, может быть существенно ниже стоимости обслуживания банковского кредита. Состав затрат, включаемых в себестоимость и порядок формирования экономических результатов, учитываемых при расчете налога на прибыль, определяются Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552. Некоторые особенности состава затрат для профессиональных участников рынка ценных бумаг описаны в Постановлении ФКЦБ РФ от 27.11.97 N 40 "Об утверждении правил отражения профессиональными участниками ценных бумаг и инвестиционными фондами в бухгалтерском учете отдельных операций с ценными бумагами". В указанных документах отсутствуют указания на то, что суммы, направленные на выплату процентов и дисконта по собственным векселям, должны включаться в состав затрат, относимых на себестоимость. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг перечислены в гл.2 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Привлечение денежных средств клиентов путем выдачи собственных векселей не является таковой деятельностью. В связи с этим расходы, связанные с выплатой процентов и дисконта по собственным векселям участников рынка ценных бумаг не являются расходами, связанными с его профессиональной деятельностью. В соответствии с этим расходы указанных компаний по выплате процентов и дисконта по собственным векселям производятся за счет средств, остающихся после уплаты налога на прибыль (Письмо Госналогслужбы РФ от 09.06.94 N 01-05-12/278 "О налогообложении прибыли юридических лиц при операциях с векселями"). Для открытого предложения привлечения денежных ресурсов под собственные векселя, требуется наличие соответствующей лицензии, предусмотренной законодательством РФ для кредитных учреждений, страховщиков или инвестиционных институтов (п.2 Указа Президента РФ от 11.06.94 N 1233 (ред.04.11.94) "О защите интересов инвесторов").
 
 УДК 331
 
 БЕЗРАБОТИЦА: СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
 
 Э.Ю. Люшина, М.Ф. Балакин,
 E-mail: Director@afngtu.nnov.ru
 Нижегородский государственный технический университет
 (Арзамасский филиал), г. Арзамас
 
 Одной из неприятных и неизбежных издержек стремительного перехода к рыночным отношениям с их жесткими требованиями и к обществу в целом, и к отдельному человеку является безработица. Судя по социологическим опросам, примерно пятая часть трудоспособного населения опасается потерять работу. Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает очевидны: отставание фактического ВНП от потенциального; снижение налоговых поступлений; падение жизненного уровня работника; частичная утрата квалификации и социальной идентификации. Социальные и экономические составляющие безработицы по своей сути диаметрально противоположны друг другу. Это противоречие неустранимо в силу того, что в основе экономического и социального поведения лежат различные критерии. Если в основе экономического поведения заложен принцип личной выгоды, а критерий успеха - богатство, то в основе социального - этические (морально-нравственные, гуманистические) нормы. Задача государства и общества найти компромиссное решение, позволяющее свести к минимуму негативные социально-экономические последствия безработицы. Способов снижения уровня безработицы предлагается сегодня достаточно много. Большинство из них направлены на решение глобальных задач, таких как развитие отечественного производства, экономический рост. Но чтобы не познать на собственном горьком опыте новый, непривычный расклад производительных сил и производственных отношений современный работник должен умело выбрать профессию и достичь определенного уровня квалификации. Таким образом, уровень квалификации и профессиональной подготовки в современном индустриальном обществе являются основным гарантом устойчивого положения на рынке труда.
 
 УДК 339.13(075.8)
 ИССЛЕДОВАНИЕ ИМИДЖА ЗАО "ЭРИДАН"
  Макарова А.В., Зырянов В.В., direktor@sstu.syzran.ru
 Филиал СамГТУ, г.Сызрань
 Актуальность данной темы определяется объективно сложившимся несоответствием между имиджем компании, формирующимся стихийно в современных рыночных условиях, и имиджем, способствующим динамичному развитию фирмы. Имидж фирмы - это фактор доверия клиентов к фирме и её товару, фактор роста числа продаж, кредитов, а значит, фактор процветания или упадка для фирмы, её собственников и её работников. Имидж - явление динамичное, и, как и впечатление о человеке, может меняться под воздействием обстоятельств, информации. Любой товар, человек, компания или город имеют свой имидж вне зависимости от того, нравится он им или нет. Корпоративный имидж имеет определённый процесс формирования. Видение, корпоративная миссия лежат в основе корпоративной индивидуальности; коммуникатируемая индивидуальность рождает корпоративную идентичность; и лишь последняя воспринимается как корпоративный имидж. Целью представленной работы является подтверждение гипотезы о том, что значительная часть компаний не занимается разработкой и поддержанием собственного имиджа, уповая на стихийное формирование собственного образа. Предметом выполненного исследования является содержание и технология создания имиджа компании, а объектом - имидж ЗАО "Эридан" (современная компания по добыче, розливу и реализации минеральной воды и газированных напитков). Источником первичной информации явилось анкетирование 30% сотрудников и 30% фирм - клиентов "Эридана". Проведенное исследование имиджа ЗАО "Эридан" позволяет сделать следующие выводы: 1) внутренний имидж компании требует корректировки: для удовлетворения эмоциональных потребностей работников следует повысить их заинтересованность, "сыграть" на потребности в признании и награде; 2) метод работы в ЗАО "Эридан" представляет собой совокупность корпоративных культур роли и задания с элементами культур власти и личности; 3) отсутствие корпоративной инструкции, включающей стандарты поведения, внешнего вида, обязанностей персонала, приводит к снижению морального настроя сотрудников; 4) в компании делается упор на создание внешнего имиджа; 5) есть необходимость связать слоганы компании с философией ЗАО "Эридан", с его девизом; 6) определен дисбаланс между оценкой имиджа компании извне и изнутри, что свидетельствует о неточно выбранной политике руководства ЗАО "Эридан"; 7) значительная часть российских компаний, к коим относится и "Эридан", не занимается разработкой и поддержанием корпоративного имиджа, уповая на стихийное формирование собственного образа. Между тем, мировой опыт показывает, что в позитивный имидж компании следует верить и безбоязненно выделять средства на его формирование и поддержание.
 
 УДК 330.4.519.86
 АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ
 ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ
 З.З.Маршенкулов, С.А.Байзулаев, E-mail: mzalim@mail.ru
 Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик
 Фондовый рынок и рынок недвижимости - составные части финансовой системы. Современные финансовые экономические концепции определяют решения в инвестициях в традиционные финансовые инструменты: ценные бумаги и недвижимость, возможности практического применения которых в России сегодня только изучаются. Работа посвящена проблеме оптимального выбора индивидуального инвестора при принятии им решения о вложении свободных средств. Нами предпринята попытка алгоритмизировать процесс поиска оптимального инвестиционного портфеля, для чего была создана модель этого процесса, имеющая входными данными параметры инвестора, выходными - рекомендации инвестору, внутренними - базу знаний параметров экономики в целом, экономики по отраслям, а также параметров, специфичных для корпораций-эмитентов. Математической базой модели являются формулы количественного измерения риска и доходности. Алгоритмически реализован фундаментальный анализ, сводящийся в рамках предлагаемой модели к оценке параметров базы знаний, относящихся к фондовому рынку и анализ параметров базы знаний, относящихся к рынку недвижимости. Таким образом, предлагаемая модель позволяет дать конкретному индивидуальному инвестору рекомендации по оптимальному вложению имеющихся у него финансовых ресурсов в смысле максимальной доходности при приемлемом для него уровне риска. С целью выяснения адекватности модели нами начато ее апробирование с привязкой к Северо-Кавказскому региону, для чего собрана в базу знаний и проанализирована по предлагаемому алгоритму необходимая информация и привлечены 2 конкретных человека, при прочих равных условиях один из которых вложил имевшуюся у него сумму по собственному усмотрению, а другой - по сделанной нами рекомендации. По прошествии определенного срока мы сравним итоги инвестирования. Результаты сравнения либо косвенно подтвердят адекватность модели, либо укажут на неточности. В настоящее время нами ведется работа по повышению эффективности предлагаемого метода формирования инвестиционного портфеля введением в рассмотрение возможностей его диверсификации за счет включения в него, наряду с традиционными финансовыми инструментами, нетрадиционных, таких, как опционы, товарные ценности, финансовые фьючерсы, реальные активы. На следующем этапе, в случае успешной апробации модели, мы планируем построить на ее основе компьютерную экспертную систему, поддерживающую синхронизацию базы знаний посредством Internet с динамически обновляемой, находящейся на сервере открытого доступа базой данных. Создание этой системы сделает технически возможным полномасшатбное исследование на надежность
 
 УДК 338.24:681.3.06
 КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
 В. Ю. Маслихина, E-mail: marina_em23@mail.ru
 Марийский государственный технический университет, г. Йошкар-Ола
 В экономических системах наиболее распространенными являются задачи многокритериального выбора при принятии управленческих решений. Среди них выделяют задачи выбора (выделение наиболее предпочтительного объекта), задачи оценивания (оценка объекта по интегральному критерию), задачи определения Парето-оптимальных решений (множества недоминируемых альтернатив). К задачам многокритериального выбора применимы лексикографические, аксиоматические, интерактивные методы решения, целевое программирование, группа методов ELECTRE, методы ЗАПРОС, STEM и др. Лексикографические методы основаны на предположении о доминировании критериев. Аксиоматические - используют различные методы свертки критериев для получения интегрального критерия. К ним относят аддитивную, мультипликативную, квазиаддитивную свертку критериев, выделение главного критерия в качестве интегрального, многокритериальную теорию полезности (MAUT). Среди интерактивных методов наиболее распространены метод "смещенного идеала" (определяет объект, находящийся на наименьшем расстоянии от так называемого идеала, сформированного на базе экспертной оценки) и метод аналитических иерархий. Метод аналитических иерархий (МАИ) применим для широкого класса экономических проблем оценивания и выбора, базирующихся на анализе факторов, имеющих преимущественно качественные характеристики. МАИ позволяет преобразовать качественные показатели в количественные, определить предпочтительность альтернатив и обосновать выбор наилучшей альтернативы. Анализ проблемы, формирование возможных вариантов решений, выбор, прогнозирование последствий принятия управленческого решения помогут осуществить руководителю автоматизированные системы поддержки принятия решений. Для решения многокритериальных задач используются специализированные пакеты прикладных программ: DIDAS, SCDAS, DISCERT, MIDA и другие. Модельная поддержка принятия решений на основе МАИ может быть реализована средствами интегрированных систем: QUATTRO PRO, ACCESS, EXCEL, обеспечивающих удобный интерфейс для пользователя. Осуществить моделирование в состоянии даже неопытный пользователь, обладающий начальными навыками работы в электронных таблицах. Наряду с модельной поддержкой заслуживает внимание информационный аспект, так как, во-первых, системы поддержки принятия решений в ряде случаев позволяют неспециалисту принимать эффективные решения, последовательно объясняя в интерактивном режиме ход решения, во-вторых, они обеспечивают руководителя систематизированной исходной информацией о поставленной проблеме, что значительно облегчает и ускоряет процесс принятия решений.
 
 УДК 338
 
 КАК ПОВЫСИТЬ СОБИРАЕМОСТЬ НАЛОГОВ
 (НА ПРИМЕРЕ ИНСПЕКЦИИ МНС РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОМУ РАЙОНУ Г. КРАСНОЯРСКА)

<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу