<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 Министерство образования и науки РФ
 ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
 
  Факультет: Химико-технологический
  Специальность: Стандартизация и сертификация
  Кафедра: Физическая и аналитическая химия
 
 
 
 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ.
 
 (Тема выпускной квалификационной работы)
 Выпускная квалификационная работа
 (На соискание квалификации инженер)
 ФЮРА 072000.151.ПЗ
 (Обозначение документа)
 
 
 Студент группы 5Я01 _____________________________ А.Б. Албакова
 (Подпись) (Дата)
 
 Руководитель:
 к.х.н., доцент _____________________________ Е. Е. Виссер
 (Подпись) (Дата)
 
 Консультанты:
 по экономике
 к.э.н., доцент _____________________________
 (Подпись) (Дата)
 
 по безопасности
 жизнедеятельности
 к.т.н., доцент _____________________________
 (Подпись) (Дата)
 
 
 
 Допустить к защите:
 заведующий кафедрой
 д.х.н., доцент _____________________________ А. А. Бакибаев
 (Подпись) (Дата)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Томск-2006
 
 Министерство образования и науки РФ
 ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
 
 Кафедра ФАХ
 "УТВЕРЖДАЮ"
 Зав. кафедрой
  А. А. Бакибаев
 (Подпись, дата)
 ЗАДАНИЕ
 на выполнение выпускной квалификационной работы
 студенту Албаковой Анжеле Багаудиновне
 1. Тема выпускной квалификационной работы
 Разработка методики оценки качества молока и молочной продукции
 (утверждена приказом ректора (распоряжением декана)) от января №
 2. Срок сдачи студентом готовой работы
 3. Исходные данные к работе литературные данные и материалы
 кафедры ФАХ
 4. Содержание текстового документа (перечень подлежащих разработке
 вопросов):
  Реферат
  Введение
  Технико-экономическое обоснование
  Теоретическая часть
  Практическая часть
  Организационно-экономические вопросы
  Производственная и экологическая безопасность
  Обсуждение результатов
  Выводы
  Список использованных источников
 5. Перечень графического материала (с точным указанием обязательных
 чертежей):
 5.1. "Дерево свойств" в усеченном варианте
 5.2. Фрагмент деления ветви
 5.3. Фрагмент "дерева свойств"
 5.4.
 5.5.
 5.6.
 5.7.
 5.8.
 6. Консультанты выпускной квалификационной работы
 (с указанием разделов):
 6.1. по экономике
 6.2. по безопасности жизнедеятельности
 6.3. по экспериментальной части Е. Е.Виссер
 7. Дата выдачи задания на выполнение выпускной квалификационной работы 8.01.2006
 Руководитель
 (подпись, дата)
 Задание принял
 к исполнению
  (подпись, дата)
 
 
  РЕФЕРАТ
  Дипломная работа с., рис., табл., источников, прил., л. графич. материала.
 
  РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
  Объектом исследования данной ВКР является молоко и молочные продукты.
  Целью настоящей ВКР является оценка качества молока и молочных продуктов, связанная с производством и управлением качеством этого продукта.
  В данной работе раскрывается природа качества продукции, определяются основные понятия квалиметрии, разрабатывается методика и практические рекомендации по измерению качества молока и молочных продуктов. Оценивается уровень качества этих продукта на данный период времени и дается прогноз улучшения их качества на ближайший период времени для сохранения конкурентоспособности товара. В основу оценки положен классический квалиметрический подход оценки качества.
  В результате проведенной работы разработан алгоритм оценки качества молока и молочных продуктов, построено "дерево свойств", составлены анкеты ................ для экспертного опроса.
  Описанная технология квалиметрического анализа делает возможным количественное сопоставление нескольких аналогичных продуктов с целью выбора лучшего по качеству и дальнейшего улучшения производства молока и молочных продуктов.
 
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 ВВЕДНИЕ
 1 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
 2 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ВВЕДЕНИЕ
  История зарождения и развития квалиметрии насчитывает не один десяток лет, причем ее развитие началось задолго до того, как она получила свое название (исходные слова "квали" и "метрия" означают качество и измерение). Это обусловлено, в первую очередь, тем, что результат любой деятельности должен обладать требуемой совокупностью свойств и, как следствие, совокупностью показателей этих свойств, требования к которым должны быть закреплены соответствующими документами.[1]
  Оценка качества любого товара - задача сложная и требует комплексного и системного подхода в решении. Качество продукта зависит от очень многих факторов, учесть все факторы, определяющие качество очень сложно, а иногда и невозможно. Поэтому необходимо применять различные методы математического моделирования, многофакторного прогнозирования, алгоритмы, используемые числовые и нечисловые модели. В настоящей работе разрабатывалась методика оценки качества молока и молочных продуктов. Объектом оценки было молоко и молочные продукты, так как данные продукты уникальны по своей пищевой ценности. Они широко используются в общем, лечебно-профилактическом, детском и диетическом питании людей всех возрастов. В состав его входит более 100 компонентов, основными из которых являются белки, жиры, молочный сахар, минеральные вещества, витамины, ферменты и др.
  Существует три основных критерия к любым продуктам питания: вкус, консистенция и питательная ценность. Из них главным при принятии решения о покупке продукта является вкус. Со вкусом тесно связана консистенция, поскольку она ощущается во рту и дает общее мнение о продукте. Питательная ценность становится все более важным фактором в дифференциации продуктов после внедрения так называемых функциональных продуктов с компонентами, влияющими на здоровье и общее состояние организма человека.
  Для отличного вкуса молочных продуктов необходимы постоянно одинаковое качество и наличие разных вкусовых добавок. Присутствие нежелательных привкусов для большинства потребителей недопустимо. Для молочных продуктов важно, чтобы они обладали консистенцией, характерной для такого типа продуктов.
  Молочные продукты считаются хорошо сбалансированными с питательной точки зрения, поскольку для них характерен адекватный баланс белков, жира, углеводов, витаминов и минеральных солей. Кроме того, в настоящее время на рынке присутствуют продукты с дополнительными питательными свойствами, основанными на некоторых компонентах молока: антиостео-поротические; иммуностимулирующие; против высокого давления; антираковые; антибактериальные; антивирусные; противовоспалительные. Этот список каждый год расширяется, поскольку ученые открывают новые свойства компонентов молока и их полезных качеств.
  Большинство молочных продуктов являются быстропортящимися, поэтому большое значение имеют консервирование и упаковка, позволяющие сохранить вкус, консистенцию и питательную ценность в процессе хранения. Это означает отсутствие химической порчи, микробиальной активности и ферментных реакций. Сточки зрения потребителей упаковка должна быть привлекательной, прочной и удобной.
  Технологии консервирования для продуктов длительного срока хранения должны разрушать микроорганизмы, споры и вирусы и убивать любые ферменты, которые могут повлиять на качество готового продукта. Однако в идеале мы хотели бы при этом сохранить биологически активные добавки в продукте. Совершенно очевидно, что между этими противоречивыми требованиями должен быть найден компромисс и, вероятно, важным моментом станет использование барьерных технологий. Кроме того, технологии консервирования должны быть приемлемыми для потребителей.
  Цель оценивания качества молока и молочных продуктов связана с производством и управлением качеством этих продуктов. Оценивался уровень качества этих объектов на данный период времени и давался прогноз улучшения их качества на ближайший период времени (5-10 лет) для сохранения конкурентоспособности товара.
  В основу оценки был положен классический квалиметрический подход оценки качества.
 
 1 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
  Экономическое состояние государства обусловлено в основном его научно-техническим развитием. Важнейшей целью научно-технического прогресса является ускорение производства высококачественной продукции в необходимом количестве и с наименьшими затратами материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Очевидно, что цели экономики и научно-технического развития совпадают - они состоят в удовлетворении потребностей всех членов общества. Массовые потребности людей в свою очередь изменяются под влиянием экономических условий их жизни и постоянно возрастающих возможностей, которые предоставляют прогрессирующие наука, техника и технологии производства материальных благ.
  Приоритетность интенсивного метода экономического развития страны требует не простого увеличения объема производства, а выпуска наиболее совершенствованной технической продукции, т. е. производительной, надежной, безопасной, экономичной в использовании и т. д. При этом, очевидно, что проблема повышения качества и конкурентоспособности разнообразных изделий не просто актуальна, а одна из важнейших[2].
  Актуальная проблема повышения качества техники, т. е. достижения ее технического совершенства на практике решается оценкой технического уровня приборов и других изделий, принятием управленческих решений и выполнением соответствующих мероприятий (работ).
  Управление качеством продукции экономическими, административными, социально-психологическими и идеологическими методами косвенно влияет на уровень качества. Прямое конструкторско-технологическое воздействие на качество изделий осуществляют по результатам оценки уровня качества и его различных показателей.
  Пока оценке качества подлежат отдельные технические средства. Однако, учитывая, что в последнее время круг объектов, подлежащих оценке, значительно расширился (оценке качества сейчас подлежит большинство промышленных изделий), актуальность повышения объективности методов существенно возросла.
  Именно этим объясняется возникновение нового направления в науке - квалиметрии - научной области, изучающей и разрабатывающей принципы и методы количественной оценки качества. Качество продукции является весьма своеобразным и сложным для измерения объектом. В данной работе раскрывается природа качества продукции, определяются основные понятия квалиметрии, разрабатывается методика и практические рекомендации по измерению качества молока и молочных продуктов. Известно, что качественная продукция выгодна как потребителю, так и производителю. Если это условие нарушается, то это означает, что данная продукция низкого качества (некачественная), т. к. не удовлетворяет потребности или одной из сторон или обеих одновременно. В этом состоит экономический критерий общей оценки качества продукции как товара. Оценка конкурентоспособности товара требует: комплексного изучения требований рынка, прежде всего, на основе анализа динамики качества реализуемых на нем изделий; выработки основных направлений создания и изготовления продукции, пользующейся спросом на рынке; оценки перспектив продажи конкретных изделий и формирования структуры экспорта; установления цен на продукцию, предназначенную для продажи; подготовки рекламы продукции, предлагаемой потребителю и др. При оценке конкурентоспособности товара устанавливается уровень его качества по сравнению с товаром, принятым базовым для сравнения.
  Одним из методов комплексной оценки уровня конкурентоспособности основан на сопоставлении интегральных показателей качества оцениваемой и базовой продукции.
  При этом следует иметь в виду, что если качество продукции в каждый отдельный момент представляет собой вполне определенную совокупность ее свойств, то ее конкурентоспособность может значительно меняться в связи с изменением различных внешних факторов, например, условий реализации, спроса, предложения.
 Наиболее часто необходимость в оценке конкурентоспособности возникает еще до появления новой продукции, т. е. на этапе ее проектирования и разработки. В результате сравнения оцениваемой продукции с базовой делается одно из следующих заключений: продукция обладает высокой (или достаточно высокой) конкурентоспособностью; продукция обладает недостаточной конкурентоспособностью; продукция неконкурентоспособна. Заключение дополняется выводами о преимуществах и недостатках оцениваемой продукции, по сравнению с продукцией ведущих конкурентов, и предложениями о мерах, необходимых для повышения ее конкурентоспособности[3].
 Применение разработанной методики оценки качества молока и молочных продуктов должно способствовать улучшению качества продуктов питания в целом.
 
 2 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  2.1 Понятие качество, потребность и конкурентоспособность.
  Качество - это философская категория. Считается, что она впервые была подвергнута анализу Аристотелем еще в III в. до н. э. Существует, например, философское определение качества, данное Гегелем в XIX в.: "Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество". Категория качества отражает важную сторону объективной действительности объекта - определенность. Качество объекта, как правило, не сводится к отдельным его свойствам, а связано с объектом как целым, охватывая его полностью и неотделимо от него; поэтому качество связывается с бытием предмета. Существуют разнообразные формулировки понятий качества. Однако для совместной деятельности людей терминологию необходимо стандартизовать [4].
  В 1986 году Международной организацией по стандартизации (ИСО) были сформулированы термины по качеству для всех отраслей бизнеса и промышленности. Затем эта терминология уточнялась в 1994 и 2000 гг. Последний вариант стандартизированного определения качества по ИСО 900-2000 следующий: качество <практическое определение> удовлетворение запросов и ожиданий <техническое определение> характер объекта (то, что можно воспринять или почувствовать), связанный с запросами и ожиданиями [5].
  Отечественный ГОСТ 15467-79 дает более понятное определение: "Качество - совокупность свойств продукции обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением" [6].
  Существует практика более широкого употребления термина "качество" (качество образования, качество исполнительского мастерства и т.п.), вплоть до понятия "качество жизни". Это понятие западные авторы рассматривают как комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экономических факторов и условий существования человека в обществе. Канадский философ М. Бунге дает образную характеристику понятия "качество жизни": "Качество воздуха, которым люди дышат, и воды, которую они пьют, стоимость и качество пищи, которую они едят, размер и качество их жилья, удовлетворение, которое они получают от семейной жизни и работы, степень их участия в делах общества, степень безопасности на работе и на улице, количество книг, которые они читают, театральные представления, которые они посещают - все эти качества вместе взятые, в принципе являются показателями качества жизни" [7].
  Качество можно оценить через количественное измерение реальных свойств продукции и соответствующую, т.е. тоже количественную, оценку тех потребностей, которым эти свойства должны удовлетворять. Степень удовлетворения совокупности важнейших свойств продукции потребностям людей и есть количественный показатель качества продукции [8].
  Сопоставление и анализ на соответствие объективных свойств различной продукции с субъективными во многом потребностями отдельных людей, их групп или общества в целом была и остается сложной задачей оценки качества [9].
  Потребность - это осознанная необходимость, которая носит в основном объективный характер и зависит от уровня материальной и духовной жизни людей. Иначе говоря, потребность людей - это надобность, нужда в чем-нибудь, требующая обязательного удовлетворения, исполнения, осуществления, реализации.
  Относительно оценки потребности в качестве продукции существует такое утверждение: качество продукции является обобщенным показателем степени его удовлетворения или соответствия потребности покупателя. Известно, что потребности в продукции бывают личными и общественными. Личные (индивидуальные) потребности в значительной мере характеризуются потребительной стоимостью, а общественные - стоимостью потребления, в которую входят цена, расходы в процессе потребления (использования, эксплуатации), возможные затраты на обеспечение безопасности, на сохранение природы, на утилизацию и т. д.
  Итак, говоря кратко, качественная и потребная продукция это та, которую: а) более охотно и много покупают, б) выгодно производить. Следовательно, количественную взаимозависимых потребностей покупателя (потребителя) и производителя можно дать через стоимость и спрос товара, а также по прибыли, которую получают оба участника рыночных отношений от потребления и производства качественной продукции.
  Известно, что качественная продукция выгодна как потребителю, так и производителю. Если это условие нарушается, то это означает, что данная продукция низкого качества (некачественная), т. к. не удовлетворяет потребности или одной из сторон или обеих одновременно. В этом состоит экономический критерий общей оценки качества продукции как товара. [10]
  Оценка конкурентоспособности товара требует: комплексного изучения требований рынка, прежде всего, на основе анализа динамики качества реализуемых на нем изделий; выработки основных направлений создания и изготовления продукции, пользующейся спросом на рынке; оценки перспектив продажи конкретных изделий и формирования структуры экспорта; установления цен на продукцию, предназначенную для продажи; подготовки рекламы продукции, предлагаемой потребителю и др. При оценке конкурентоспособности товара устанавливается уровень его качества по сравнению с товаром, принятым базовым для сравнения.
  Одним из методов комплексной оценки уровня конкурентоспособности основан на сопоставлении интегральных показателей качества оцениваемой и базовой продукции.
  При этом следует иметь в виду, что если качество продукции в каждый отдельный момент представляет собой вполне определенную совокупность ее свойств, то ее конкурентоспособность может значительно меняться в связи с изменением различных внешних факторов, например, условий реализации, спроса, предложения.
  Наиболее часто необходимость в оценке конкурентоспособности возникает еще до появления новой продукции, т. е. на этапе ее проектирования и разработки. В результате сравнения оцениваемой продукции с базовой делается одно из следующих заключений: продукция обладает высокой (или достаточно высокой) конкурентоспособностью; продукция обладает недостаточной конкурентоспособностью; продукция неконкурентоспособна. Заключение дополняется выводами о преимуществах и недостатках оцениваемой продукции, по сравнению с продукцией ведущих конкурентов, и предложениями о мерах, необходимых для повышения ее конкурентоспособности.
  2.2 Показатели качества. Классификация показателей качества продукции.
  Качество характеризуется показателями. Показатель качества продукции - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество.
  Показатели качества продукции в зависимости от целей и характера решаемых задач можно классифицировать по различным признакам (таблица 2.2.1) [11].
  Таблица 2.2.1 - Классификация показателей качества продукции.
 Признак классификации Показатели качества По характеризуемым свойствам Назначения, надежности, экономичности, технологичности, транспортабельности, эргономические, экологические, безопасности, эстетические, стандартизации и унификации, патентно-правовые, экономические По количеству характеризуемых свойств объекта Единичные, комплексные, групповые, обобщенные, интегральные По способу выражения свойств объекта Натуральные, денежные, в баллах (размерные, безразмерные) По степени общности Общие, частные По функциональной роли в процессе производства Полезности (результатов), затрат По функциональной роли в процессе управления Плановые (нормативные), оценочные По форме представления и стадии определения значений и показателей Прогнозные, проектные, производственно-технологические, эксплуатационно-технические По применению для оценки Базовые, оцениваемой продукции, относительные По значимости в оценке объекта Основные, дополнительные Группа разделена на четыре подгруппы:
 * классификационные показатели;
 * показатели функциональные и технической эффективности;
 * конструктивные показатели;
 * показатели состава и структуры.
  К классификационным относят такие показатели назначения (функциональной пригодности), которые используют как признак классификации продукции (услуги). Классификационными показателями качества являются, например: для экскаваторов емкость ковша и длина стрелы; для автобусов - число мест и мощность двигателя; для грузовых автомобилей - грузоподъемность, эксплуатационная скорость, проходимость; для металлообрабатывающих станков - высота центров и расстояние между центрами; для измерительных приборов - пределы измерения, разрешающая способность.
  Показатели функциональные и технической эффективности характеризуют полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции и прогрессивность технических решений, закладываемых в продукцию. Для технических объектов эти показатели называют эксплуатационными. К таким показателям относят: производительность станка; прочность ткани; калорийность продуктов и др. Конструктивные показатели характеризуют основные проектно - конструкторские решения, удобство монтажа и установки, возможность ее агрегатирования и взаимозаменяемости продукции. К этой подгруппе относят такие показатели: коэффициент сборности (блочности) изделия, уровень механизации или автоматизации работы изделия; многофункциональность, наличие дополнительных устройств (наличие сигнала и календаря в ручных часах); и др.
  Показатели состава и структуры характеризуют содержание в продукции химических элементов или структурных групп. В эту группу включают, следующие показатели: процентное содержание легирующих добавок в стали, процентное содержание серы, золы в коксе; содержание сахара в пищевых продуктах; концентрация различных примесей в кислотах, щелочах и др.
  Вся совокупность свойств любой продукции определяется ее внутренним строением, зависящим от состава. Это происходит по причине единства структуры, что обусловливает взаимосвязь свойств между собой и дает возможность по структуре судить обо всех свойствах, а по одним свойствам оценивать другие. Например, механические свойства углеродистых сталей можно узнать по их химическому составу и структурам или - по магнитным свойствам, т.е. используя неразрушающие методы контроля потребительских свойств [7].
  Показатели ремонтопригодности характеризуют свойство объекта, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин повреждений и их устранению путем проведения технического обслуживания и ремонта.
  Показатели сохраняемости, характеризуют свойство объекта сохранять исправное и работоспособное состояние в течение и после хранения и (или) транспортирования.
  Показатели технологичности характеризуют совокупность свойств конструкции изделия, которая определяет ее приспособленность к достижению оптимальных затрат при производстве, эксплуатации и ремонте для заданных показателей качества, объема выпуска и условий выполнения работ.
  Обобщенными показателями технологичности изделий служат трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость и себестоимость изготовления.
  Изготовление (прямые затраты труда), любой продукции невозможно без расходования сырья и материалов (добытых ранее и воплощающих в себе затраты прошлого труда), что и отражается в себестоимости продукции, которая учитывает затраты всех видов труда. Эта модель технологичности изделия с точки зрения затрат труда прямого (трудоемкость), прошлого (материалоемкость) и полного (себестоимость), принята в действующих нормативных документах. Трудоемкость, материалоемкость и себестоимость дополнительно делят на суммарную (общую), структурную, удельную, сравнительную и относительную.
  Из характеристики этой группы показателей качества видно, что к показателям технологичности надо было бы отнести не сами затраты на изготовление (технологию), а то, что способствует уменьшению (оптимизации) этих затрат как на этапе проектирования продукции, так и на этапе ее изготовления и эксплуатации. Например: удельный вес прогрессивных материалов и способов их обработки; удельный вес прогрессивных методов сборки и др.
  Для потребителей продукции технологичность непосредственно не связана с удовлетворением какой-либо потребности. Эта связь косвенная и находит выражение, как в цене продукции, так и в показателях ее надежности. С этой точки зрения потребитель заинтересован в этой группе показателей качества.
  Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции, они важны для определения ее конкурентоспособности.
  Для расчета значений патентно-правовых показателей в зависимости от сложности изделия все его составные части делятся на группы с учетом их значимости (весомости).
  Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями. Составные части изделия - это сборочные единицы, комплекты и комплексы. К показателям стандартизации и унификации относят коэффициенты: применяемости; повторяемости; межпроектной взаимной унификации; унификации группы изделий. При расчете указанных показателей применяют два уровня расчета: по деталям и сборочным единицам.
  Эргономические показатели характеризуют систему "человек - изделие" (или "человек - машина") с позиций человека, как бы дают ей "человеческое измерение". Они устанавливают соответствие свойств изделия (машины) тем или иным свойствам человека. Эргономические показатели охватывают всю область факторов, которые влияют на работающего человека и используемое (эксплуатируемое) им изделие.
  В эту группу входят следующие подгруппы показателей:
 * антропометрические;
 * гигиенические;
 * физиологические и психофизиологические;
 * психологические.
  Антропометрические показатели определяют соответствие изделия (машины) размерам, форме и весу тела человека.
  Гигиенические показатели определяют соответствие изделия (машины) гигиеническим условиям жизнедеятельности и работоспособности человека. В результате такого соответствия на рабочем месте (при пользовании изделием) создаются комфортные условия.
  К этой подгруппе относят показатели уровней: освещенности; температуры; влажности; давления; запыленности; токсичности; шума; вибрации; перегрузок (ускорений); напряженности магнитного и электрического полей.
  Физиологические и психофизиологические показатели характеризуют соответствие изделия (всей системы "человек - машина") физиологическим свойствам человека и особенностям функционирования его органов чувств.
  Психологические показатели характеризуют соответствие изделия психологическим возможностям человека.
  В эту группу входят показатели соответствия изделия возможностям восприятия и переработки информации (памяти, мышления, психомоторики) и навыкам (закрепленным и формируемым).
  Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида изделия.
  Показатели информационной выразительности определяют способность, изделия выражать своей формой эстетическое представление и культурные нормы, сложившиеся в обществе.
  В эту подгруппу входят показатели: знаковости; оригинальности; стилевого соответствия; соответствия моде.
  Показатели рациональности формы определяют соответствие формы изделия объективным условиям его изготовления и эксплуатации, а также выраженность в форме функционально-конструктивной сущности изделия.
  В эту подгруппу входят показатели:
 * функционально-конструктивной обусловленности;
 * эргономической обусловленности.
  Показатели целостности композиции определяют единство частей и целого, эффективность использования профессионально-художественных средств для создания полноценного композиционного решения, органичную взаимосвязь элементов формы изделия и его согласованность с ансамблем других изделий. Сюда входят показатели:
 * органичности объемно-пространственной структуры;
 * тектоничности (гр., tektonikos - относящийся к строительству);
 * пластичности;
 * упорядоченности и выразительности графических и изобразительных элементов;
 * колорита и декоративности.
  Показатели совершенства изготовления и поверхностей сопряжений определяют эстетическое восприятие формы изделия.
  В эту подгруппу входят показатели:
 * чистоты контуров и элементов формы;
 * тщательности покрытия и отделки поверхностей;
 * четкости исполнения фирменных знаков, указателей, упаковки и сопроводительной документации;
  В подгруппу показателей стабильности товарного вида включены показатели:
 * устойчивости к повреждениям поверхности изделия;
 * сохраняемости цвета.
  Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к перемещениям в пространстве (транспортированию), не сопровождающимся ее использованием или потреблением. Основные показатели транспортабельности определяют затраты (трудовые и материальные) на операции по подготовке к транспортированию, непосредственно транспортные и завершающие весь цикл транспортирования.
  В группу показателей транспортабельности входят характеристики подготовительных и заключительных операций, связанных с транспортированием изделия к месту его назначения. Следовательно, в группу показателей транспортабельности входят показатели относящиеся к надежности (в частности при транспортировании) и к технологичности после изготовления, т.е. до начала эксплуатации изделия. Поэтому данную группу показателей можно считать промежуточной (переходной) между показателями надежности и показателями технологичности в сфере потребления.
  К подготовительным операциям относятся, например, упаковка, погрузка изделия на транспортное средство, крепление и т.п. Заключительные операции - снятие креплений, разгрузка, распаковывание, сборка, установка на рабочее место и т.п.
  Показатели транспортабельности изделия выбираются и оцениваются применительно к конкретному виду транспорта (автомобильному, железнодорожному, водному или воздушному), или даже к конкретному виду транспортных средств. Часто бывает необходимым определить показатели транспортабельности при смешанных перевозках, т.е. при перевозках несколькими видами транспорта.
  Показатели безопасности характеризуют свойства продукции, обусловливающие безопасность человека (обслуживающего персонала) при потреблении или использовании продукции. Номенклатуру показателей безопасности устанавливают в зависимости от специфики объекта и условий его использования. При этом показатели безопасности объекта группируют по однородности характерных свойств с учетом различных видов опасности. Например, опасности поражения электрическим током, термическая опасность, взрывоопасность, химическая и биологическая опасности.
  Качественным показателем безопасности может быть наличие средств индивидуальной защиты человека, ремней безопасности и т.п.
  Оценку уровня качества изделия производят с учетом показателей безопасности и их норм. Требования и нормы по безопасности человека предопределяются системой международных и государственных стандартов по безопасности труда; правилами и нормами по технике безопасности, пожарной и другой безопасности, требованиями к производственной санитарии и другими регламентами.
  Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих (сопутствующих) при потреблении продукции или ее эксплуатации. При обосновании необходимости учета экологических показателей для оценки качества изделия проводится анализ его работы с целью выявления возможных вредных химических, механических, световых, звуковых, биологических, радиационных и других воздействий на окружающую природную среду. При выявлении таких воздействий на природу соответствующие экологические показатели включают в номенклатуру показателей, принимаемых в перечень для оценки уровня качества изделия.
  Различают несколько подгрупп экологических показателей, связанных с влиянием промышленной продукции на атмосферу, на водные ресурсы (гидросферу), на землю (грунт), на живые организмы и т.д.
  Экологические показатели техники можно разделить на три основные группы:
 * показатели, связанные с использованием материальных ресурсов природы;
 * показатели, связанные с использованием природных энергетических ресурсов;
 * показатели, связанные с загрязнением окружающей среды.
  К первой группе показателей можно отнести: ресурсоемкость изготовления изделия, показатели потребления невосполнимых материальных ресурсов при его эксплуатации, при ремонтах и утилизации после ее физического износа.
  Ко второй группе можно отнести показатели расходования природных энергоносителей на всех стадиях и этапах жизненного цикла изделий.
  Третья группа показателей включает параметры различных видов загрязнений окружающей среды и ущерба от этих загрязнений на различных стадиях жизненного цикла изделий - от производства и эксплуатации до ликвидации.
  При определении экологических показателей качества изделий находят относительные значения фактических значений, например, концентрации вредных веществ или уровней вредных (механических, физических и других) воздействий на природную среду к их предельно допустимым значениям.
  Выбросы в атмосферу вредных веществ и пыли регламентируются государственными стандартами и санитарными нормами.
  Предельно допустимые потоки (ПДП) радиационного, радиоактивного, электромагнитного, рентгеновского, лазерного, светового и других видов излучений регламентируются соответствующими ГОСТами и другими нормативно-техническими и санитарно-гигиеническими нормативными (СН) документами.
  При оценивании уровня качества технических изделий с учетом экологических показателей исходят из требований и конкретных норм по охране окружающей природной среды. Эти требования и нормы заданы международными стандартами, рекомендациями и правилами организаций, занимающихся вопросами охраны природы; международными и государственными регламентами, а также системой государственных стандартов в области охраны природы и экономного использования природных ресурсов и другими нормативными документами.
  К группе экологических показателей относят следующие показатели:
 * содержание вредных примесей в составе продукции и ее отходах (выбросах);
 * вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при производстве, хранении, транспортировании, потреблении и эксплуатации продукции.
  Роль этой группы показателей качества продукции в настоящее время многократно возросла. Для многих видов продукции и технологий эта группа показателей стала приоритетной при определении их качества. Поставлена и решается задача создания безотходных технологий и экологически чистой продукции.
  Ценность экономических показателей качества в универсальности, т. е. применимости к любому виду продукции (услуг), а также в том, что они определяют (раскрывают) связь качества продукции (услуги), себестоимости (цены производства) и цены (рыночной цены). Качество продукции (услуги), ее потребительские свойства во многом определяют как цену производства (и себестоимость), так и рыночную цену (цену). Повышение качества продукции (услуги) требует дополнительных затрат (издержек производства), что приводит к росту себестоимости (цены производства). Повышенный спрос на продукцию (услугу) высокого качества приводит к росту цен (рыночных цен). Однако увеличение себестоимости и цены с повышением качества происходит по-разному. Повышение качества продукции означает появление у нее (за счет внесения новшеств на всех этапах жизненного цикла) свойств, которые удовлетворяли бы все большее число потребностей, обеспечивали их интеграцию и дифференциацию. В этом процессе повышения качества продукции с позиции экономических показателей можно выделить характерный цикл. За исходную точку этого цикла выбрано такое состояние, когда цена и себестоимость равны и выпуск такой продукции экономически невыгоден, нерентабелен, так как не приносит прибыли. Для повышения рентабельности производства (получения прибыли) необходимо повышать качество продукции, чтобы создать повышенный спрос.
  К экономическим показателям качества относят затраты на разработку, изготовление и испытания опытных образцов, себестоимость изготовления продукции, затраты на расходные материалы при эксплуатации технических объектов.
  При оценке экономического эффекта (экономической эффективности) от повышения качества продукции производят всесторонний учет экономических показателей на всех этапах жизненного цикла изделия (продукции).
  2.3 Основная схема квалиметрии.
  Основная задача квалиметрии - разработка методик количественного оценивания качества объектов (МОК), используемых человеком, и способов выполнения отдельных операций в ходе этой разработки. Совокупность операций, выполнение которых необходимо для создания любой квалиметрической методики называют "основной схемой" (рисунок 2.3.1). В отдельных задачах (в зависимости от специфики производства и потребления оцениваемой продукции) те или операции основной схемы могут выпадать, однако целесообразность отказа от их выполнения каждый раз должна быть обоснована.
 Все содержание квалиметрии сводится к разработке способов выполнения этих операций применительно к различным производственным и социально-экономическим ситуациям. Рассмотрим кратко содержание этих операций и связанные с ними задачи.
 (1) Ситуация оценивания - это часть периода существования объекта, в которой проявляются его потребительские свойства. Для того, чтобы выделить эти потребительские свойства, нужно, прежде всего, указать потребителя, т.е. те группы лиц, которые имеют дело с объектом на данном отрезке периода существования и предъявляют к нему, как потребители, одинаковые требования.
  Кроме того, в ситуацию оценивания входит и описание той группы объектов, которые являются однородными с позиций потребителя, т.е. тех. по отношению к которым может быть найдена количественная оценка качества по той же разрабатываемой методике.
  Как правило, это объекты того же основного назначения что и объект, ради которого разрабатывается методика. Например, однородную группу могут составлять стиральные машины различных марок, экскаваторы различных конструкций и т.п. Однако это не обязательно. Если потребителем является, например, компания по перевозке грузов, то для нее однородную группу составляют объекты примерно одинаковых габаритов, одинаковой массы и т.п., совершенно безотносительно к функциям этих объектов.

<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу