<< Пред. стр. 1 (из 15) След. >>
Алфёров А.С.
Маркетинг
для
радиоинженеров
2002
Рецензенты:
Арзуманян Ю.В. декан экономического факультета
Государственного университета коммуникаций (ГУТ) г. Санкт-Петербург;
Беляевский И.К. профессор кафедры маркетинга
Московского университета экономики и статистики информации (МИСИ)
Алфёров А.С. Маркетинг для радиоинженеров: Учеб. пособие.
В этом пособии излагаются в лаконичной и доступной форме теоретические и практические основы маркетинга применительно к проблемам радиоаппаратостроения. Рассматриваются факторы, определяющие процессы деградации производства или движения к прогрессу. Основное внимание уделяется качеству и надёжности товаров, инновационной и интрапренерской деятельности, управлению производством по уровням конкурентоспособности. Анализируются стохастические модели с графическими методами статистических расчётов, обеспечивающих наглядность и достоверность обработки данных в маркетинговых исследованиях.
Пособие предназначено для студентов, будущих конструкторов радиоаппаратуры и аналогичных специальностей, а также для специалистов, занятых обеспечением конкурентоспособности производства.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА 9
1.1. Основные понятия и определения маркетинга 9
1.2. Виды маркетинга 11
1.3. Концепции маркетинга 12
1.4. Рынок. Основные понятия 14
1.5. Товар как объект маркетинга 29
1.6. Конкуренция 34
1.7. Стратегические виды конкуренц 37
1.8. Средства рыночной конкуренции...................................................................................................39
ГЛАВА 2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МАРКЕТИНГ 45
2.1. Уровень маркетинга на предприятии 45
2.2. Организационная структура предприятия, ориентированного на маркетинг 46
2.3. Функции маркетинга 47
2.4. Концепции маркетинговой деятельности 47
2.5. Принципы маркетинга 48
2.6. Интеллектуальная собственность 49
2.7. Продукт как объект маркетинговой деятельности предприятия 53
2.8. Комплекс маркетинга 57
ГЛАВА 3. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 59
4.1. Инновационный процесс 59
4.2. Методы создания инноваций 61
4.3. Разработка новых товаров 62
4.4. Формирование инновационной культуры на предприятии 65
4.5. Стратегия маркетинга наукоемкой продукции 71
4.6. Оценка уровня интеллектуальной продукции из России 72
ГЛАВА 4. ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ, РЕКЛАМА, СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА. 74
5.1. Продвижение товаров. Реклама 74
5.2. Стимулирование сбыта 86
ГЛАВА 5. СТОХАСТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В МАРКЕТИНГЕ 90
5.1. Информационная система маркетинга 90
5.2. Предварительный статистический анализ (ПСА) 92
5.3. Статистические меры 97
5.4. Функции распределения 98
5.5. Вероятностные графики 100
5.6. Оценка согласия эмпирических и теоретических распределений 104
5.7. Кусочная аппроксимация эмпирических распределений 106
5.8. Анализ отклонений эмпирических данных от Fт(х) 107
5.9. Анализ взаимосвязей между параметрами 108
5.10. Выбор теоретических функций распределения 109
ГЛАВА 6. РАСЧЁТЫ НА ВЕРОЯТНОСТНЫХ ГРАФИКАХ.............................................
6. 1. Статистические расчеты в маркетинге 113
6. 2. Комплектовочные задачи 116
6. 3. Контроль качества 120
6.4. Стоимостной анализ контроля 128
6. 5. Контроль по количественному признаку 129
6. 6. Финансовые задачи 134
6.7. Управление качеством 137
6. 8. Надежность 139
6. 9. Анализ надежности 142
ГЛАВА 7. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 148
7. 1. Выбор понятий и терминов 148
7. 2. Обоснование объема выборки 151
7. 3. Обоснование методики сбора данных 152
7. 4. Экспертные оценки 156
7. 5. Анализ экспертных оценок 160
7. 6. Методы сбора данных в маркетинговых исследованиях 162
ГЛАВА 8. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ. 177
8.1. Промышленная идеология, принципы и приоритеты управления предприятиями 177
8.2. Уровни конкурентоспособности 184
8.3. Степени конкурентоспособности 185
8.4. Состав показателей конкурентоспособности, используемые в промышленности. 198
8.5. Предпринимательство 191
8.6. Защита авторских прав 200
8.7. Творческая бригада 203
ГЛАВА 9. ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ В МАРКЕТИНГОВЫХ ЗАДАЧАХ 208
9.1. Пилотные задачи 208
9.2. Ориентировочные расчеты. 215
9.3. Оценки достоверности приближенных расчетов на базе стохастических моделей. 220
9.4. Маркетинговое исследование на этапе технического предложения "Ошейник радиофицированный " 222
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 224
ЛИТЕРАТУРА...........................................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ 1..................................................................................................226
ПРИЛОЖЕНИЕ 2..................................................................................................230
ВВЕДЕНИЕ
Термин "маркетинг" вошел в обиход нашей жизни с новоязом 90-х годов. Воспринимается маркетинг по разному: от антитезы строительству коммунизма до модного словечка в саморекламе.
Понятие "маркетинг" признается многоплановым за рубежом; только в Германии накопилось более двухсот определений для него. Маркетинг определяют как философию, как научно-прикладную дисциплину, как систему управления, как стиль поведения, образ мышления, как вид профессиональной деятельности и т.п. Слово это - производное от английского "рынок". На русский язык буквально не переводится, нечто вроде "рынкофикации".
Все крупные предприятия России обзавелись отделами маркетинга, а в ВУЗах созданы факультеты и кафедры, готовящие маркетологов. Эти "плоды" выращены на "золе" от парткомов и кабинетов Марксизма. Зачастую, прежний кадровый состав выучил новые лозунги, свято храня прежние принципы. Многие люди за рыночные реформы лишь постольку, поскольку воспринимают рынок вроде физкультуры, где главное - это участие. Однако логичнее уподобить рынок рингу, где всегда есть бьющий и битый. Движение к рынку вполне может приблизить к "соседству" не с фасадом, вроде Англии, но с задворками, типа Анголы.
Реклама рыночной экономики сулит райские кущи после разрушения до основания всего социалистического наследия и непременный подъем после спада. Доверие Россиян печатному слову простиралось до ожиданий лечебного эффекта от шоковой терапии. Сомнения появились только после катастрофических последствий "реформ", когда масштабы потерь народного хозяйства превысили итоги мировой войны.
Достоянием гласности стали потери материальные, доступные учету. Между тем, эпицентр катастрофы захватил интеллектуальное достояние России. Перспективные и наукоемкие производства остановлены и не подлежат восстановлению. Дезорганизована изобретательская деятельность. Научно-техническая литература уступила место на полках порнотриллерам. "Челноки" вытеснили участников конференций и семинаров из потока пассажиров.
Демонтаж народного хозяйства производится в сопровождении комментариев в СМИ. Говорят о богатствах России, подразумевая только природные ресурсы. Величают предпринимателями аферистов и коммерсантов. Рекламируют монетаризм в качестве официальной идеологии. Ратуют за "индульгенции" мошенникам на приватизированных предприятиях и за рынок без понятия "грязные деньги". Ругают социалистическое наследие, огульно предавая анафеме все, включая очевидные достижения, воспринятые мировой цивилизацией.
Провозглашается лозунг "Кто не рискует, тот не пьет шампанское", общепризнанный у коммерсантов, но неприемлемый для заводов. Производственникам необходимо планировать и рассчитывать каждый шаг - на сутки и на годы. Планы и прогнозы вовсе не прерогатива Компартии, это необходимость для специалистов. Пропаганда свободы рынка имеет смысл для семей, поскольку живут на свете и богатые и нищие. Производству-неудачнику грозит банкротство, а все просчеты в управлении обходятся слишком дорого народному хозяйству.
Моделирование рыночной деятельности рассматривается в учебной и научной литературе, причем число публикаций достаточно велико. Однако основная часть книг по маркетингу носит рецептурный характер. Поиск теоретических сведений, необходимых для решения маркетинговых задач, может быть малоэффективным на русском языке. Книги по маркетингу принято относить к экономической литературе по традициям американской "экономикс", но она несравненно шире отечественной экономики, выросшей из Марксизма под неусыпным оком парткомов. Ряд разделов "экономикс" традиционно исследовались в отечественных прикладных науках с техническим или математическим профилем. Техническая литература испытывала меньший идеологический гнет, чем гуманитарная. В частности, проектирование новых товаров, управление производственными системами, контроль качества в производстве и эксплуатации исследовались и внедрялись узкопрофильными НИИ. Используемые там методы и средства не могли быть специализированы под административную или рыночную экономику. Надо было лишь сменить исходные данные. Не успели. Маркетинг для отечественных экономистов является новым разделом, освоенным пока на феноменологическом уровне. Налицо препятствия, тормозящие или блокирующие развитие маркетинговых исследований. Особенно "непрозрачна" производственная сфера, благодаря теневой экономике и экстраординарным взаимосвязям между смежниками.
Значительная часть общества прониклась мыслью, что покупать надо исключительно импортные товары. Наши производители, если и выпустят свои сникерсы и памперсы, то гораздо хуже. Таков, мол, наш менталитет. Если и соорудим нечто достойное по мировым меркам, то это танк. Однако многие связали свое будущее с Российским производством навсегда. Есть молодежь, идущая в технические вузы изучать, к примеру, приборостроение. У них одна надежда на достойную жизнь - завод по соседству. Им предстоит принять вызов зарубежных производителей.
Данное учебное пособие адресовано, в основном, будущим конструкторам и технологам с приборостроительными специальностями и содержит "правила игры" на рынках для производителей и покупателей радиоаппаратуры.
Промышленность, в частности радиоаппаратостроение, вынуждена переходить на маркетинговые "рельсы", хотя это оказалось гораздо сложнее, чем образовать новые структурные подразделения. Руководству, разработчикам новых изделий и технологам приходиться адаптироваться к принципиально новым условиям профессиональной деятельности. Между тем, старые стереотипы сохраняются в ВУЗах, начиная с взаимно независимых учебников - технических и экономических - с корнями в зрелом социализме. Но производственникам надо реагировать на рыночные ситуации без трансляторов-посредников, минимизируя задержки и помехи.
Поэтому в названии этого пособия объединены "маркетинг" и радиоаппаратостроение, т.е. особо динамичная отрасль. Содержание пособия объединяет информацию, повторяемую в сотнях учебников, с материалами, ранее не опубликованными или взятыми из источников, далеких от маркетинга. Традиционные для учебников по маркетингу материалы почерпнуты здесь из электронных версий, особенно часто цитируемых в студенческих работах, предположительно, самые "доходчивые" и доступные.
Оригинальные материалы в пособии предназначены для ознакомления студентов со стохастическим моделированием маркетинговых задач:
* Разъяснения маркетинговых понятий, способствующих формированию иммунитета от дезинформации всех видов, независимо от камуфляжа.
* Правила расчета на вероятностных графиках и контроль качества.
* Методики исследования конкурентоспособности товаров и производств, а так же сбора и статистической обработки данных.
* Стохастические модели для анализа конъюнктуры рынков и прогнозирования доминирующих показателей с заданной достоверностью.
Вопросы, известные из общедоступной литературы по маркетингу, изложены в пособии кратко с соответствующими иллюстрациями и цитатами из многотиражных учебников. Они связывают текст по традиционной схеме, и адресуют читателей к общепринятым ссылкам.
Подробно рассмотрены в пособии темы, определяющие профессиональную подготовку студентов по специализации "Производство и маркетинг радиоэлектронных средств" с учетом лекционного опыта и руководства курсовыми и дипломными проектами.
Одной из основных проблем была доходчивость стохастического моделирования практических задач при необходимом уровне корректности. Автор использовал многолетний опыт чтения лекций инженерам, занятым производством, разработками и управлением качеством на приборостроительных предприятиях.
Это пособие, как любое другое, предназначено для получения студентами сведений, точно совпадающих с текстами официальных нормативных и учебных источников, и в то же время, будить творческую фантазию молодых специалистов, стимулировать поиск непредсказуемых решений, ибо все известные пути к успеху давно "пристреляны" конкурентами.
Пособие может быть полезным для производственников, заинтересованных в росте конкурентоспособности своего предприятия.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА
1.1. Основные понятия и определения маркетинга
Как уже отмечалось, литература о маркетинге содержит множество противоречий и неопределенностей в трактовках.
Наиболее часто цитируемые определения маркетинга - это формулировка Ф. Котлера: "Социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и взаимообмена между ними".
Итак, кроме "взаимообмена" вводится в маркетинг понятие создания, т.е. производственный процесс.
Нужда - ощущение человеком нехватки чего-либо.
Нужды людей многообразны и сложны. Тут и основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности; и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; и личные нужды в знаниях и самовыражении.
Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя обездоленным и несчастным. И чем больше значит для него та или иная нужда, тем глубже он переживает. Неудовлетворенный человек сделает одно из двух: либо займется поисками объекта, способного удовлетворить его нужду, либо попытается заглушить ее.
Потребность - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Проголодавшемуся жителю острова Бали требуются плоды манго, молоденький поросенок и фасоль. Россиянин предпочтет пельмени или борщ и хлеб. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества.
Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Так что человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.
Запрос - это потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Определение Американской маркетинговой ассоциации (АМА): "Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразования, продвижения и реализации идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего потребности отдельных лиц и организаций".
И здесь потребности удовлетворяются посредством обмена, но после "воплощения замысла и реализации" т.е., очевидно, без отрыва от конструкторской и технологической подготовки производства.
Цель маркетинга по П. Друккеру - сделать "усилия по сбыту ненужными". Нужно, чтобы товар так точно соответствовал требованиям клиента, чтобы "продавал себя сам".
При сопоставлении этих определений можно признать, что основоположники действовали согласованно, выступая миротворцами между производителями и потребителями. Разнобой в определениях появляется в учебных пособиях. Например, одно из отечественных определений маркетинга: "Изучение рынков и воздействие на них с целью облегчения решения задач, стоящих перед экономическими субъектами".
Здесь маркетинг ограничивается исследовательскими работами и менеджментом рынков. Относительно экономических субъектов с их задачами требуются дополнительные определения.
В состав фундаментальных наук, составляющих маркетинг, вводятся экономика, социология и психология. И все. Удалось вынести за скобки и товар и производство. Такой рафинированный маркетинг удобен для преподавания в гуманитарных вузах. Практические приложения ограничиваются коммерцией.
Общеизвестным примером подобного подхода была ситуация с логарифмическими линейками. В семидесятых годах вдруг появился дефицит этих вычислительных средств в СССР. По всем правилам экономической науки закупили высокопроизводительное оборудование за рубежом и запустили массовое производство. Цены были самые оптимальные. Но на рынке уже были калькуляторы, и пришлось списывать потери. Подобные эксцессы множатся, техника развивается все динамичнее и у гуманитариев все больше шансов "наломать дров".
Кардинально проблему решают на "SONY": один день в году выходят к прилавку со своими товарами все, включая генерального.
Маркетинг у разных авторов - это и концепция, и деятельность, и часть структуры или системы. Известно, что есть у маркетинга и горячие сторонники и противники, тоже разогретые. Очевидно, каждый из них ассоциирует маркетинг с чем-то своим, наболевшим, благо термины нечеткие.
В учебных заведениях является особо важным термин "маркетолог". Им часто оперируют во всех источниках, хотя определения практически отсутствуют. Остается сделать попытку определить этот термин.
Маркетолог - специалист, занятый информационным обеспечением оптимизационных задач для систем "производство - потребление". В среднем звене - это сотрудник, собирающий данные о характеристиках потребителя, о параметрах товаров и средств технологического оснащения, а также о действиях властей, конкурентов и прочем, что мешает безоблачной жизни предприятия. Вся информация собирается в виде, удобном для последующей обработки, необходимой для управления производством, сбытом и техническим обслуживанием изделий с приемлемым риском ошибок.
У маркетологов сохраняется неясность со статусом профессии. Есть ли сегодня или в перспективе "маркетология"? Даже у астрологов есть своя наука. Такого и подобного названия пока нет - есть прикладная наука, находящаяся в зачаточном состоянии. Первый этап пройден - феноменологическое описание множества сведений о явлениях и предметах последующего исследования. Известны первые результаты. В следующем этапе - количественные признаки и объективные средства их измерений, теоретические зависимости и т.п.
Однако, известны публикации, призывающие маркетологов доверять лишь интуиции, удаче, "авось" и т.п. Если победит эта версия, то маркетологам придется обойтись без своей легальной науки, а весь последующий текст станет излишним.
Управление производственной системой уже давно базируется на теории. На основе моделей созданы АСУП. Аналогичные системы управления функционируют в торговле. За рубежом они часто применяются, причем АСУ объединяются, составляя единый комплекс. Это рационально для фирм, обладающих своей торговой сетью и производственными мощностями. АСУ функционируют на базе теоретического аппарата, построенного в нескольких смежных науках, изучаемых, в частности, на приборостроительном, факультете.
Если исходить из позиции П. Друккера, то оптимизация производственной системы столь усовершенствует продукцию, что основная забота маркетологов попросту отомрет. Но сегодня забот у маркетологов в избытке.
Самый волнующий вопрос для студентов - какая специальность должна быть у маркетологов: экономическая или техническая, или обе? Многие приборостроительные предприятия поспешили принять на должности маркетологов - выпускников экономического факультета. В отделах сбыта и снабжения они успешно работают - там нужны коммерсанты. Но маркетинговые исследования по приборам им не провести, тем более не принять участие в разработках новых товаров, в анализе конкурентоспособности и т.п. Маркетолог с техническим дипломом и дополнительной маркетинговой подготовкой будет компетентным участником всех работ, определяющих конкурентоспособность.
Термин "маркетинг" является составной частью комплекта, доминирующего в обиходе менеджмента: "консалтинг", "инжиниринг", "контроллинг" и т.п. Однако чести составлять библиотеку из сотен книг в объеме сотен страниц удостоился только маркетинг.
1.2. Виды маркетинга
Можно назвать следующие виды маркетинга:
* Производственный маркетинг (в том числе промышленный, строительный, аграрный).
Главные цели: поиск рынка сбыта, оценка его емкости, обоснование производственно-инвестиционной программы, разработка нового продукта, соответствующего по своим качественным признакам требованиям потребителей, сертификация и оценка конкурентоспособности продукта.
* Торгово-сбытовой маркетинг.
Главные цели: дистрибьюция и формирование канала товародвижения, организация сбыта и продажи товаров, перемещение и складирование товаров (логистика), изучение и прогнозирование покупательского спроса, создание системы торгового и послеторгового сервиса.
* Маркетинг сферы услуг.
Здесь сочетаются цели производственного и торгового маркетинга (поскольку производство, продажа и потребление услуг концентрируются во времени и в пространстве), но в то же время имеется своя специфика (нематериальность услуг, неспособность услуг к хранению и т.п.).
* Маркетинг интеллектуального продукта (в том числе маркетинг информационного продукта и информационных технологий).
Продукт может иметь нематериальную форму и используются особые формы его реализации.
* Международный маркетинг.
Предметом такого маркетинга является внешнеэкономическая деятельность.
* Маркетинг финансово-кредитного продукта и страхового дела, а также маркетинг ценных бумаг.
Продуктом его являются различные формы биржевой и финансовой деятельности.
Кроме того, существует маркетинг некоторых специфических рынков, в частности рынка труда и рынка образования. Приемы и методы маркетинга распространяются и на нерыночные сферы, например политическую жизнь, социальные отношения, искусство и культуру и т.п.
1.3. Концепции маркетинга
Различия в маркетинговых концепциях складывались по мере развития взаимоотношений производителей и потребителей. Уровни этого развития имеют значительный размах варьирования. Принято выделять пять интервалов. На первом этапе устанавливается приоритет производства. Действует лозунг: "Все, что произведено, должно быть продано!" Этот уровень являлся официально признанным при социализме, поскольку был наиболее удобным для "трудовых масс". Способствовал полной загрузке производства, занятости населения и т.д. С неприятными следствиями, вроде дефицитов и очередей, люди мирились как с меньшим злом. Маркетинговыми функциями были сбыт и коммерческие усилия.
Следующая концепция - целевые рынки. Особенность - в уравнивании прав потребителей и производителей. Лозунгом является: "Производить то, что будет куплено!" Потребовалось анализировать рынок, делить его на интервалы или участки по особенностям потребитей, т.е. - сегментировать. Далее товар потребовалось подвергать селекции по основным признакам, т.е. позиционировать.
Следующая концепция - стратегический маркетинг. Отличием этой концепции является то, что все руководители предприятия обретают маркетинговое мышление и специальный отдел маркетинга распускается, разделив свои функции среди других отделов.
Выделяют еще две мало различимых концепции: концепция совершенствования товара, т.е. приоритет конструкции, и концепция совершенствования производства, т.е. приоритет технологии.
Фактически, разница между концепциями условная - объективных границ между ними нет. Противоречия между потребителем и производителем по природе своей непрерывны, а попытки с обеих сторон выиграть в ущерб партнеру были, есть и будут - вроде перетягивания каната.
Маркетинг концентрирует на себе внимание общества, поскольку является диагностическим, причем наиболее эффективным, средством. Используется он и в качестве "лекарства", обладая, как и все снадобья, побочными эффектами. Нечто вроде общественной клизмы, встраиваемой между едоком и поваром.
1.3.1. Модели производства
Принято начинать изучение от истории предмета, как начиналось производство. Выделяются три модели:
1. Традиционная модель. Производство действует по жестким предписаниям, не нуждаясь в управлении. Высшие ценности - стабильность и порядок, передача знаний из поколения в поколение, рост нулевой. Формируется тысячелетиями. Сохраняется в нашей деревне, где все работы расписаны по церковному календарю, а технические средства и навыки их делать передаются от отца к сыну. Производство, в основном, натуральное.
2. Командная модель. Государство управляет процессами производства, распределения, обмена и, частично, потребления благ. Ориентация производства обычно военная. Правящая элита подавляет широкие слои населения, как правило, посредством террора, не останавливаясь при росте репрессий вплоть до геноцида. Темпы роста могут быть выше 20% и сменяться застоем. Примерами являются древние империи - от Египта и Шумера и до современных государств Афганистана и Ирака.
3. Рыночная модель. Производство управляется децентрализовано, лично свободными индивидуалами. Ведущие отрасли производят товары народного потребления (ТНП), будучи ориентированы на свободную торговлю - вне границ и при слабом государственном вмешательстве. Система ценностей базируется на правах человека. Экономический рост имеет периоды бума до 15% и спада до 0,5%.
Каждой модели производства и потребления соответствует своя общественная система познания и осмысления окружающей среды.
В традиционной модели - это магия. Возникнув в глубокой древности, возрождается сегодня. В России магии способствует неограниченная свобода слова в СМИ и снижение уровня образования. Конкурирует с магией религия.
При командном строе - официальная философия: Марксизм, в древности -платонизм, конфуцианство.
Для рыночной модели аналогичную роль выполняет маркетинг и другие разделы науки и общественной деятельности, способствующие развитию цивилизации.
Реальность не укладывается в названные и любые другие рамки. Земледелие по лунному календарю и самым древним канонам не мешает продавать всю продукцию нынешних "экологичных" ферм. Религия быстро набирает "обороты" в России одновременно с рыночными отношениями. Рыночная экономика вкупе с демократией не мешает некоторым странам бомбить соседей и даже собственную территорию, наращивать военный потенциал, претендовать на соседнюю страну или ее часть, ни в чем не уступая командной. Важнейшая характеристика - принятие решений независимыми участниками и число последних. Степень независимости имеет значительные ограничения на практике, все участники действуют согласованно, причем добровольно или принудительно. Каждый продавец, полностью независимый, сначала выясняет, почем нынче такой же товар у соседей, и постарается "не выделяться".
1.3.2. Что? Как? Для кого?
Выбор теоретического фундамента для маркетологов "исторически" начинался с экономических трудов. Традиционно предметом этой науки является изучение того:
ЧТО? Какие товары и услуги.
Изучают, к примеру, диски (CD, DVD, MOD) специалисты, которые в ВУЗе сдали успешно ряд технических дисциплин и накопили нужные знания и навыки. Экономические отделы предприятий оперируют перечнями или номенклатурой товаров, их ценами и объемами партий, но для этого вовсе не требуется изучения самого товара. Диск может стать квадратным, ничего не меняя в экономическом исследовании.
КАК? С использованием каких технологий и структур.
<< Пред. стр. 1 (из 15) След. >>