<< Пред.           стр. 12 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

  Во введении отмечается конфиденциальность ответов и название финансирующей организации, а также название и цель проекта.
  Замечено, что короткие анкеты лучше длинных если их насыщенность не чрезмерна. Короткие анкеты легче заполнять и удобнее сортировать.
  Этап 7. Заключительным этапом является тестирование анкеты и корректировка, при необходимости уточняется восприятие вопросов респондентами, возможные затруднения. Ответы, полученные в итоге тестирования, кодируются и вносятся в таблицы, по которым составляется макет анкеты.
 
 7.7.7. Шкалы, применяемые в анкетах
 
 Шкала Лайкерта (Ликерта) называется также шкалой суммарных оценок, содержит степени согласия или несогласия респондентов с рядом утверждений:
 Таблица 21. Шкала Лайкерта.
  категорически не согласен не согласен безразличен согласен абсолютно согласен ТВ горизонт
  надежнее
  дешевле
 +
 -
 -
 -
 -
 -
 -
 -
 -
 -
  Разные степени согласия кодируются числами. Все вопросы располагаются случайным образом, так, чтобы негативные и позитивные ответы перемешались. Совокупный результат получается простым суммированием. Найденная сумма является относительным значением, используемым для сравнения нескольких объектов. Иногда для сравнения избирается стандарт. В качестве стандарта может быть среднее число очков для всей исследуемой совокупности. Процедура расчетов называется выработкой норм. Отличие от норм является оценкой, позитивной или негативной, объекта исследования.
  Семантическая дифференциальная шкала содержит ячейки в наборе полярных прилагательных или предложений, которые наилучшим образом отражают их отношение к объекту.
  Эта шкала особо полезна при исследованиях имиджа товара или фирмы. Прилагательные группируются в трех массивах:
  массив оценок: плохой - хороший, полезный - никчемный;
  массив силы: сильный - слабый, мощный - экономный;
  массив активности: тихий - громкий, быстрый - вялый.
  Шкала разбита на промежуточные значения между экстремальными позициями. Респонденту предлагается отметить свою позицию точкой на шкале:
 Рис. 56. Семантическая дифференциальная шкала.
  На шкале могут сравниваться несколько обслуживающих фирм - и . В результате получают змеевидную диаграмму (так ее называют из-за формы). Эта шкала отличается удобством для респондентов и удобна для обработки, так, что пользуется заслуженной популярностью у маркетологов.
  Шкала Стэпела. На этой шкале респондент указывает насколько достоверно, по его мнению каждое заявление определяет его ответ.
 
 
 
 
 Таблица 22. Шкала Стэпела.
  -5 -4 -3 -2 -1 +1 +2 +3 +4 +5 обслуживание вежливое сотрудники компетентны Эту шкалу можно рассматривать в качестве модификации предыдущей - отношение фиксируется в числовой форме, привязывается к центру положения нуля и нормируется погрешность оценок введением интервалов. Кроме того, здесь не требуется биполярные утверждения.
  Все названные шкалы реализуют интервальное ранжирование, в том смысле, что марка, набравшая 20 очков, не является вдвое более привлекательной марки с 10 очками. Здесь устанавливается порядок следования марок в сознании респондентов.
  Известны разновидности рейтинговых шкал. В частности, применяют размерности в процентах для тех лиц, кому привычнее именно так оценивать свои вкусы. Число градаций отношения к объекту может быть доведено до десяти, если респонденты демонстрируют достаточную чувствительность к нюансам оценок.
  Оценки рейтинга на основе постоянной суммы производятся путем предложения разделить 100 очков между сравниваемыми объектами или показателями. Например, респонденту предложено вообразить себя с найденными 300$ в универмаге. Покупки с примерными ценами надо внести в таблицу, размеченную как указано выше. Принято считать оценки рейтинга на основе постоянной суммы чрезмерно сложными, однако они сглаживают гало-эффект. Гало-эффект возникает при сборе данных, когда переходят от одного суждения к другому.
  Шкалы восприятия. Менеджерам фирмы необходимо знать доподлинно, как воспринимаются конкуренты и по каким именно признакам судят о них потребители. Восприятие оценивается по нескольким показателям, используются многомерные шкалы, чтобы не утомить чересчур респондентов вводят картинки, например:
 Рис. 57. Шкалы восприятия.
  Однако наращивание состава оценок и градаций по каждой практически не приводит к накоплению дополнительной информации для менеджеров, поскольку сам респондент зачастую не знает, что от него хотят. Он не сообщит свой выбор между фирмами А и Б, даже под пыткой, если эти фирмы вне его восприятия.
  Главная методическая погрешность рассматриваемых оценок заключается в навязывании исследователям своего восприятия градаций между сравниваемыми объектами. Между тем, у респондента "оценочные возможности" несравненно ниже, чем у исследователя. Зачастую респондент сталкивается последний раз с оценками в школе. У него осталось рефлекторное пять - четыре - три - два. Если единица, то ЧП. Если ему предлагать 10 балльную или 100% шкалу, он может ее поделить на четыре части и фактически ставить школьные оценки. Тем более, что градации не регламентируются и недоступны контролю.
  Исследователь может проверить респондентов в качестве измерительного средства. Маркетологи не применяют "калибровку" своих опросов или наблюдений, хотя эта процедура является традиционной для всех прочих измерительных средств. В частности, при выборе шкалы важны "чувствительность" и "точность", т.е. число уверенно различаемых респондентами градаций в пределах шкалы и вариация оценок некоторого стандарта или эталона.
  Проверка может быть проведена в отношении одного респондента, который вполне может оказаться замечательным экспертом, и в отношении выборки, составленной для исследований.
  Необходимым условием является многократное предъявление респондентам объекта в ситуациях, исключающих взаимозависимость ответов. Вопросы в разное время с различными атрибутами и условиями, сравнение показателей со скрытой маркой и т.п. К примеру, одному респонденту предложить анкету с предполагаемыми ценами на 10-20 товаров. Истинные цены известны исследователю, а у респондента есть только реклама товаров, которые он не покупал.
  Относительные погрешности оценок в этой анкете являются искомой величиной, характеризующей меру ошибок одного респондента. Для группы респондентов гораздо проще организовать такую проверку. Достаточно ввести вопрос с оценкой числа, которое известно исследователю и входящее в состав ответов анкеты.
  Ошибки респондентов, если они не превышают саму измеряемую величину, имеют распределение, близкое и НР. Для малой выборки, 10-20 единиц, в ориентировочных расчетах используется "четырех сигмовая" зона. Например, оценивают респонденты товар, о котором исследователь доподлинно знает, что качество самое среднее. Истинное значение подразумевается исследователем в центре шкалы ЦИССЛ.
 
 
 Рис. 58. "Четырех сигмовая" зона.
  На рис. 58 десять респондентов расставили свои точки на шкале, группирующиеся в 4 интервалах. Эти интервалы изображаются на шкале и поскольку они содержат нужные для правила "3?" количество точек, то отмечается систематическая погрешность респондентов ЦРЕС - ЦИССЛ и случайная - здесь это ширина интервала.
  Респонденты могут сколь угодно различаться по своим метрологическим способностям. Некто окажется экспертом, приближая свои погрешности к нулю, так что с ними полезно поддерживать постоянный контакт. Кто-нибудь сделает экстремальные ошибки - таких специалистов ценят, например в США, они полезны, если их погрешности стабильны. По экстремальным позициям можно в дальнейшем прогнозировать размах оценок всего статистического ансамбля с учетом погрешностей.
  Погрешности оценок в анкетах не интересовали маркетологов до последнего времени, поскольку традиционно считалось, что покупатель всегда прав, даже когда делает ошибку, выбирая товар. Считалось выгодным всячески настаивать на покупке, гарантируя замену товара или возвращение денег особо недовольным.
  Сегодня интенсивно развиваются институты, защищающие права потребителя. В частности, стали реальностью оценки всех потребительских свойств товара, скажем, на порядок точнее, чем у простых покупателей. Применяются необходимые технические средства и привлекаются профессиональные эксперты. Поэтому надежды на ошибки покупателей становятся бесперспективными.
  Для иллюстрации рассматривается завод, приглашающий выпускников вуза на работу после защиты диплома. Решение отдела кадров приглашать только отличников, решено скорректировать путем дублирования защиты диплома на совете заводских специалистов. Для этого достаточно трансляции с вузовской защиты на заседание специалистов. Наблюдение может быть открытым или закрытым - на усмотрение организаторов. Заводским экспертам надо оценить защиту по нескольким шкалам, исходя из 10 баллов, а в вузе обычные 3 - 4 - 5.
  Средний балл на защите в вузе обычно больше 4. Навязывается систематическая погрешность в плюс из-за претендентов на красный диплом, кому нельзя ставить меньше 5, и аутсайдеров, кому не хотят ставить 2, чтобы не тиражировать встречи с ними. Кроме того, оценки на защите относятся к разным признакам - бойкости ответов, аккуратности графики, очередности в списке и т.п.
  Заводу нужны разные специалисты, но для всех есть общий признак - предлагаемый вклад в конкурентоспособность, от очевидного приращения до роковых потерь.
 
 
 Рис. 59. Шкала уровня полезности.
  Точки, отображающие дипломников на этой шкале, будут ранжировать их по уровню полезности для завода и, одновременно, погрешности вузовских оценок. Сегодня, они вполне могут быть "перевернутыми", т.е. "5" не дотягивает до среднего уровня шкалы, а "3" с массой ошибок в чертежах и корявым изложением, явно в положительной ее части. Причиной этому является несопоставимость по сложности и трудоемкости решений, заимствованных на заводе, и самостоятельных.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ГЛАВА 8. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ.
 8.1. Промышленная идеология, принципы и приоритеты
 управления предприятиями
 
  Конкретные ситуации в работе производственных коллективов и взаимоотношениях конкурирующих предприятий исходят из некоторых первопричин, общих принципов поведения субъектов, принимающих участие в управлении промышленностью на всех уровнях.
  При социализме была единая идея управления в качества "эталона", декларируемая, как "единственно верная" в отличие от всех прочих, обреченных на поругание.
  Демонтаж социализма внес отсутствие общеизвестной идеи (или идей) приоритетной для общества (или элиты), с алгоритмом долгосрочного развития.
  Публикации последних десяти лет обнародовали разнообразные приоритеты и принципы управления, в сопровождении научных или наукообразных подходов. Эти принципы систематизируются в научной литературе, их уже 20.
  Конкретное предприятие демонстрирует, по крайней мере в определенной ситуации, единственный принцип (подход), свидетельствующий о выборе руководства. Выбор лиц, принимающих решения (ЛПР) часто бывает решающим, грядет ли успех предприятия или банкротство "иль на щите", "иль со щитом". Панацеи от всех бед не бывает, так что каждый подход является ключом к успеху при некоторых начальных и граничных условиях. К сожалению, именно условия для применения конкретного подхода не рассматриваются, предполагается универсальность рекомендуемого инструментария.
  В практике конкуренции возможны контакты с проявлениями любого из принципов руководства разными предприятиями. Как и в любой борьбе, стратегию соперника нужно распознать возможно быстрее и достовернее, зная основные отличительные признаки "поведения".
 1. Логический принцип.
  Принцип ориентирован на правила принятия решений из логики, в соответствии со всеми методологическими принципами науки о мышлении. Применяется реже прочих, поскольку в реальных ситуациях сложно уловить нечто логичное.
 2. Воспроизводственно-эволюционный принцип.
  Принцип ориентирован на непрерывную модернизацию объектов и средств производства, обеспечивающую рост конкурентных преимуществ.
  Необходимым условием является опережающая база сравнения при планировании показателей качества и ресурсоемкости модернизируемого объекта на перспективу технического прогресса у конкурентов и развития конъюнктуры рынка.
  Прогнозирование базируется на маркетинговые исследования.
  Этот принцип приемлем при достаточно высоком имидже фирмы и конкретного товара. Предполагается наличие мощной научно-экспериментальной базы и коллектива высококвалифицированных работников для достаточно точного прогнозирования грядущих изменений у конкурентов по приоритетным товарам и проектирования упреждающих изменений в собственном производстве.
 3. Инновационный принцип.
  Сущность инновационного принципа заключается в ориентации всех ресурсов предприятия на информационно-патентный поиск, изобретательство, физическое и теоретическое моделирование, проектирование перспективных технологических процессов и новинок для рынков, поиск связей с потенциальными партнерами и т.п.
 4. Комплексный принцип.
  При использовании комплексного принципа, делается попытка учесть все факторы, влияющие на результаты управления. К сожалению "нельзя объять необъятное" частные решения находятся в противоречии, так что неизбежно выигрыш в одном сопровождается ущербом в другом. К примеру, повышение экологичности производства неизбежно сделает его менее экономичным. Комплексный принцип без явно выраженного состава приоритетов будет проявляться как "беспринципность" или неуправляемость.
 5. Глобальный принцип.
  Суть глобального принципа заключается в привязке решений к обстановке на мировом рынке, деятельности крупных фирм в избранной области, данным из СМИ и т.п. Является перспективным для предприятий, претендующим в будущем на борьбу за лидерство на международном уровне.
 6. Интеграционный принцип.
  Интеграционный подход нацелен на исследования взаимосвязей внутри предприятия - подготовка производства (ТПП), НИО, организация и финансы, а также внешние - регион, город, смежники. Планируется усилие сотрудничества субъектов управления, их объединение. В частности, подразделениям предприятия задаются конкретные показатели по качеству и затратам ресурсов, на основе которых достигаются поставленные цели в заданные сроки. Могут быть созданы мощные исследовательские базы на основе кооперации нескольких предприятий. На базе информационных технологий и автоматизированных систем управления развиваются связи по вертикали между органами власти на всех уровнях и промышленностью. Дополнительным источником роста качества продукции является взаимопомощь предприятии, т.е. интеграция по горизонтали.
 7. Виртуальный принцип.
  Сущность виртуального принципа заключается в применении всех информационных технических средств, прежде всего Интернета, для формирования организационных структур, конкурирующих без прямых контактов с клиентами и партерами. Сегодня множатся виртуальные сделки, создаются виртуальные организации и т.п.
  Особенностями виртуальных организаций являются:
 - временное функционирование;
 - осуществление связей на основе телекоммуникаций и локальных информационных систем;
 - образование связей в смежных областях деятельности;
 - частичная интеграция в материнской организации.
  Основная цель альянсов - объединение ключевых проектов, процессов и компетенций для инициализации "прорыва" на рынке.
  Принципы функционирования виртуальных систем:
 - отсутствие отношений преимущественного подчинения;
 - формирование центров индивидуальной выгоды;
 - географическая рассредоточенность участников;
 - ускорение производства и обслуживания;
 - совместная собственность и вариация объединений;
 - общие ключевые технологии и структуры;
 - совмещение во времени работы заказчиков, исполнителей, руководства на всех уровнях и т.п.
 8. Стандартизационный принцип.
  Целью руководства в этом принципе является упорядочение деятельности в избранной сфере, унификация понятий, типоразмеров, составных частей инфраструктуры. Стандартизация эффективна для массового производства, по крайней мере, серийного.
  Особенностями этого подхода являются внедрение стандартов всех уровней - от международных до СТП и выбора наилучшего соотношения между стандартными и индивидуальными формами в работе. Системы стандартов интенсивно развиваются во всем мире, тем не менее, остаются сферы, не затронутые этими процессами. В частности, нет стандартов по терминам и определениям, методам и средствам управления конкурентоспособностью - ни в мировой, ни в отечественной системах.
 9. Маркетинговый принцип.
  Очевидна ориентация на потребителя в этом принципе управления. Все решения выбираются, исходя из анализа потребностей в продукции предприятия, стратегической сегментации рынка, прогноза жизненных циклов новых товаров, своих и конкурирующих и т.п.
  Приоритетами являются рост конкурентных преимуществ, прежде всего, показателей качества и расхода ресурсов.
 10. Эксклюзивный принцип.
  Принцип ориентирован на исключительное право пользования новшеством, вносящим конкурентное преимущество. Предприятие ищет свою "изюминку" выгодно отличающую его от конкурентов. Для этого привлекаются лучшие специалисты, новейшие технические средства, НОУ-ХАУ и т.п.
  Авторы крупных изобретений могут долго сохранять монополию и, как следствие, высокую прибыль. Иногда бывает выгодно не патентовать и не публиковать свои достижения.
  Нечто эксклюзивное может быть получено по наследству, но гораздо чаще создается упорным трудом, нуждающимся в стимулировании и всесторонней поддержке руководства.
 11. Процессный принцип.
  Процесс управления является целью взаимосвязанных действий по мотивации, учету и контролю, планированию и организации процессов. Центральным пунктом является координация работ, осуществляемая менеджерами.
 12. Структурный принцип.
  Процесс управления включает в себя определение приоритетов среди факторов, методов и т.п. в совокупности с целью обоснованности распределения всех ресурсов. Могут применяться сложные методы ранжирования, формирующие структуру управляемого предприятия.
  Структурный подход регламентирует соотношение стратегических, тактических и оперативных задач в загрузке рабочего дня высшего звена как 6:2:2 и менеджера низшего звена 1:2:7. Значимость факторов, определяющих конкурентоспособность товара - качества, цена, затраты у потребителя, уровень сервиса, соотносятся как 4:3:2:1. Дерево показателей конкурентоспособности строится при анализе итогов маркетинговых исследований.
 13. Ситуационный (вариантный) принцип.
  Принцип концентрируется на признании конкретных решений. Самым эффективным признается решение, наиболее адаптированное к реальной ситуации. Подход основан на альтернативности вариантов при достижении одной цели. Разрабатывается несколько вариантов решения и выбирается самый эффективный.
 14. Нормативный принцип.
  Устанавливаются нормативы управления по всем подсистемам предприятия. Нормативы должны быть комплексными, эффективными, обоснованными. Внешняя среда неуправляема, однако ее нормативы должны быть известны на предприятии. Особо точно соблюдаются правовые и экологические нормативы.
  Нормативы - это поэлементные составляющие ограничений на:
 - удельный расход элемента нормирования на единицу массы, площади, объема, мощности, численности в производстве;
 - технологические отходы и потери по видам производственных процессов;
 - отчислений от прибыли - экономические нормативы.
 Нормы расхода должны:
 - разрабатываться по установленной номенклатуре продукции по видам работ на единой методической основе;
 - периодически пересматриваться;
 - мобилизовать производство на минимизацию затрат при заданном качестве.
 В нормах учитываются:
 - отходы и потери из-за отступления от указаний в документации (НТД) и неполадок в организации производства;
 - расходы из-за брака.
  Методы разработки норм:
 - расчетно-аналитические;
 - опытно-статистические;
 - экономико-математические.
 15. Директивный (административный) принцип.
  Сущность метода в регламентации функций прав, обязанностей и т.п., показателей менеджмента в нормативных актах (приказы, указания, инструкции положения и т.п.).
  Основой являются методы принуждения:
 1. Система законодательных актов;
 2. Система нормативно-директивных и методических документов фирмы и вышестоящих организаций;
 3. Система планов, программ, заданий;
 4. Система оперативного руководства.
 16. Поведенческий принцип.
  Целью управления является помощь работнику в создании собственных возможностей и творческих способностей. Эффективность производственной деятельности повышается благодаря использованию науки о поведении.
  Особое внимание уделяется мотивации персонала. Издавна использовался для роста эффективности труда "кнут и пряник".
 17. Деловой принцип.
  Этот принцип демонстрируется руководством, доверяющим, прежде всего, своей интуиции и личному опыту. Уровень управления будет определяться системностью и логичностью мышления, темпераментом и компетентностью, информационным обеспечением и организацией управления и т.п.
  В 1912г. российские предприниматели приняли семь принципов ведения дел:
 1. Уважай власть;
 2. Будь честным и правдивым;
 3. Уважай права собственности;
 4. Люби и уважай человека;
 5. Будь верен своему слову;
 6. Живи по средствам;
 7. Будь целеустремленным.
  Сегодня дополняют все принципы программой "3З" "Здоровье - Знание - Забота о ближнем".
  Принципы, которыми руководствуются бизнесмены сегодня в реальности, известны только им самим.
 18. Предметный принцип
  Применяется чаще, чем все прочие. Производственная система модернизируется с учетом замечаний и предложений потребителя, а также анализа производственных показателей. Обычно решаются тактические задачи, модернизация имеет "косметический" характер. На существенные изменения не хватает времени и средств. В итоге накапливается отставание предприятия от лидеров, не жалеющих средств на существенные инновации. Предметный подход ориентирует менеджеров, в частности, на обеспечение загрузки всего производственного коллектива и решение основных социальных вопросов.
 19. Функциональный принцип.
  Менеджеры с этим принципом идут от обратного, т.е. от "выхода", абстрагируясь, например, от нужд производственного коллектива.
  Менеджеры с этим подходом идут на принципиальное изменение своего предприятия, исходя из максимального удовлетворения новых потребностей.
  Для иллюстрации можно сравнить двух капитанов тонущих кораблей: один, заботясь о команде, ушел последним или остался на борту навсегда, а другой отвалил в первой шлюпке.
 20. Оптимизационный принцип.
  Сущность этого принципа в переходе от качественных оценок к количественным с помощью современных средств моделирования.
  Принято считать, что затраты на стадии стратегического маркетинга и потери из-за отсутствия обоснованных прогнозов на последующих стадиях НИОКР производства и потребления соотносятся как 1:10:100:1000.
  Для этого прогнозирования устанавливаются зависимости между основными техническими, организационными и экономическими показателями и выбираются наиболее адекватные методики расчетов.
 21. Системный принцип.
  В настоящее время системный подход редко применяется руководителями предприятиями. Многие считают его чересчур сложным. Процесс управления предприятием действительно очень сложный, особенно если обеспечивать его корректность. Менеджерам надо мириться с этим, тем более, что рост своих заработков они не считают чрезмерным.
  Термин "производственная система" давно вошел в нормативную документацию, так что системный аппарат необходим в обиходе менеджеров, независимо от их субъективных качеств.
 
 Основные термины и понятия из теории систем.
 
  1. Система - множество (целостный комплекс) взаимосвязанных компонентов, имеющее взаимодействие со внешней средой и представляющее собой подсистему в системе более высокого порядка.
  2. Содержание системы: вещественный субстрат системы, совокупность людей, средств производства и предметов труда.
  3. Связи (в системе) и с внешней средой. Информационные и документальные потоки между ее компонентами.
  4. Энергия системы. Люди и орудия труда, инновации, базы данных.
  5. Вещество системы. Предметы труда - все, что обрабатывается в системе.
  6. Вход системы. Компоненты, поступающие в систему - сырье, материалы, комплектующие изделия, энергия, новые технические средства, кадры и т.п.
  7. Выход системы. Товары (услуги, инновации и т.п.) - поступающие из системы.
  8. Внешняя среда системы. Инфраструктура региона и страны, макросреда с компонентами, имеющими связи с системой.
  9. Функционирование системы. Взаимодействие энергии и вещества системы, реализующее заданные цели, учет и контроль, мотивация и регулирование взаимодействие компонентов системы.
  10. Активаторы системы. Операторы или факторы позитивного воздействия на систему, способствующие достижению цели системы, в частности конкурентные преимущества.
  11. Дезактиваторы системы. Операторы или факторы негативного воздействия на систему препятствующие достижению цели, способствующие разрушению системы.
  12. Параметры системы. Количественные признаки операторов или факторов, определяющих состояние и поведение системы. В соответствии с адресом различают:
 - входные параметры;
 - выходные параметры;
 - внешние параметры;
 - внутренние параметры.
 
  13. Управляющее воздействие. Целенаправленное изменение операторов или факторов решение о котором принято внутри системы.
 
  14. Вмешательство. Воздействие на систему субъекта управления извне.
 
  15. Управленческое решение. Итог анализа параметров системы, выбор воздействия на систему в зависимости от мотивации и состояния субъекта управления внутри системы.
 
 
 Основные свойства системы
 
  Первичность целого. Теория систем исходит из гипотезы о существовании системы как целое, которое затем можно членить на компоненты. Эти компоненты существуют лишь в силу существования целого. Т.е. не компоненты составляют целое, а наоборот целое порождает компоненты при членении. Первичность целого главный постулат теории систем.
  Неаддитивность системы - несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих компонентов.
  Размерность системы - количество компонентов системы и связей между ними. Системы могут быть малые, средние и большие.
  Жесткость системы - степень изменения параметров системы за промежуток времени, степень свободы системы.
  Иерархичность системы. Каждый компонент (подсистема) может рассматриваться как подсистема более глобальной системы. Например, цех подсистема завода, а завод подсистема отрасли и т.д.
  Принцип черного ящика - выходные параметры зависят от входных, внешних, внутренних параметров и обратной связи.
  Эмерджентность системы - цели (функции) компонентов не всегда совпадают с целями (функциями) системы.
  Инерционность системы - Скорость изменения выходных параметров при изменениях на входе.
  Адаптивность системы. Способность системы стабильно функционировать при изменении параметров внешней среды.
  В настоящее время теория систем является фундаментальным разделом прикладной математики, развитым во многих трудах ведущих ученых.
  Типовые практические задачи могут базироваться на безупречные и глубокие математические модели и, соответственно, достаточно точные расчеты. Системный подход эффективен для многих маркетинговых задач, а также управленческих и проектных.
 Информация к размышлению.
 
  Все перечисленные подходы во многом перекрывают друг друга и могут комбинироваться и видоизменяться в условиях конкретного предприятия. Сравнить эффективность разных принципов управления можно при одинаковых условиях, а это практически невозможно осуществить. Сколь угодно удачное или самое вредное решение может быть нейтрализовано или усилено внешними и внутренними событиями. Вклады всех значимых факторов, включая управленческие решения, в конкретное конкурентное преимущество, недоступны оценкам - и по объективным и субъективным причинам, типичным для отечественных предприятий.
  Массовые ошибки в управлении предприятий наблюдались, к примеру, в конце семидесятых при всеобщем увлечении робототехникой. Многие заводы начали выпуск роботов и практически все соревновались по роботизации своих производств. Сам по себе робот - несомненное достижение технического прогресса. Но ажиотаж "догоним и перегоним" по числу роботов все страны привел, в основном, к много миллиардным потерям. Увлечение роботами явно подогревалось из-за рубежа. На местах толком не разобрались, какие именно роботы надо производить и стали делать те, что попроще. Роботизировать производство можно было, предварительно исследуя потенциальные адреса для роботов, т.е. требовалась прозрачность, а затем выбрать модели, измерить и рассчитать для нее параметры, необходимые для управляемости. Роботы, тем более простенькие, никак не могут функционировать без жесткой и безинерционной системы управления в отличие от работников.
  "Несоответствие" удалось заметить через несколько лет, многие десятки тысяч роботов были потихоньку изъяты и списаны, либо подарены вузам. Не нашлось общеизвестных показателей, позволяющих заранее прогнозировать провалы, даже самые чудовищные. "Непотопляемость" предприятия на сегодня можно оценить по ныне действующей системе показателей для оценок конкурентоспособности на предмет их информативности в задачах прогнозирования.
 
  8.2. Уровни конкурентоспособности
 
  Конкурентоспособность предприятия - это свойство, характеризующее устойчивость на рынке в условиях интенсивной конкуренции. Конкурентоспособность предприятия складывается из составных частей - конкурентоспособности товара, сервиса, рекламы, и т.п. Характеризуется конкурентоспособность комплектом признаков, количественных и качественных. Часть рассматриваемых признаков, прежде всего относящихся к товарам и услугам, является предметом маркетинговых исследований во многих источниках. Предприятие в обычных исследованиях остается "за кадром", хотя товар, можно представить, как "марионетку", все нити от которой тянутся к воротам производства.
  Учебники ограничиваются структурами управления и рассказами об успехах и промахах типа "шоферских баек". Как отмечалось выше, производственная система управляется по экстремальным значениям доминирующих признаков, учтенных в управляющем воздействии, либо неучтенных (незамеченная разладка).
  Состав доминирующих признаков может изменяться в соответствии с конъюнктурой рынка. Своевременное обнаружение очередного признака, приобретающего весомый вклад в итоге сопоставления конкурентов, является первоочередной задачей менеджмента. Следующим этапом является выбор управляющего воздействия, наиболее эффективного для найденного признака, и оценка чувствительности производственной системы к избранному воздействию. Влияние управляющих воздействий на производственную систему определятся по контролируемым изменениям "выходных сигналов" признаков, по которым сопоставляется деятельность конкурентов. Отношения значений этих признаков к базовым определяют уровни конкурентоспособности.
  Признаки, или показатели конкурентоспособности должны быть достаточными для достоверной оценки перспектив предприятия при вариации рыночной конъюнктуры. Если, к примеру, конкуренты повышают надежность своих приборов, располагая технологическими зонами с глубоким вакуумом, то предприятия с примитивной вентиляцией обречено на смену профиля. Состав воздуха в сборочном цехе может быть доминирующим показателем конкурентоспособности.
  Проблема анализа конкурентоспособности предприятия становиться особо актуальной при попытках выйти на новые рынки, при появлении новых конкурентов, при очередном шаге технического прогресса и т.п. Специалисты сравнивают множество вариантов, выбирая некоторое сочетание с максимальными уровнями конкурентоспособности и минимальными затратами времени и средств.
  Оцениваются ресурсы предприятия - интеллектуальные, материальные, трудовые, финансовые. Каждый ресурс может быть использован совместно со всеми остальными в сочетании, проявившем наибольшую эффективность. Из названных ресурсов самым "прозрачным" является финансовый, наиболее точно учитываемый на всех этапах, доступный неограниченному хранению и накоплению, оснащенный теоретическими закономерностями применения. Самым неуправляемым является интеллектуальный ресурс, недоступный учету и не определяемый количественными показателями, непрогнозируемый теоретически. В отличие от прочих ресурсов, накапливается в процессе его расходования и является первоочередным при планировании деятельности предприятия.
  Выше рассматривалась инновационная деятельность, создающая интеллектуальный ресурс. Эта деятельность является по преимуществу творческим процессом, недоступным формализации и, поэтому, рассматривалась здесь в скромном объеме.
  Инновационный процесс рационально рассматривать в качестве "черного ящика" с постановкой задач на входе и решениями на выходе, очевидно, подлежащих моделированию и прикладным расчетам. Инновации сравниваются с производственными и эксплуатируемыми аналогами по всем существенным признакам. Аналогов может быть несколько, выбирается наиболее близкий - прототип. Могут быть комплектуемые аналоги - функциональный, т.е. выполняющий на сегодня функцию, предназначенную для инновации, конструктивный и технологический, т.е. ближайшие в производстве и т.д.
  Отличительным признаком инновации является существенность новизны, т.е. степень отличия от аналогов. Определяется субъективно, в основном, экспертным методом. Авторы инноваций стремятся к наиболее существенной новизне своих творений, поднимая тем самым свой статус среди конкурентов, шансы официального признания и т.п. Однако по мере роста отличий от всех аналогов возрастает неприятие со стороны потенциальных пользователей. Возникает нечто вроде "картофельных бунтов". Известно множество ситуаций, начиная с радио, признанного на заре своей истории никчемным и не имеющим будущего опусом.
  Одновременно с новизной оценивается полезность инновации. Полезность доступна объективным оценкам, включая количественные признаки. Принято определять полезность как выигрыш по каждому признаку, существенному при замене аналога на новинку. Полезность редко совпадает с новизной - эти показатели разнесены во времени, если они особенно значительны. Часто существенная полезность сочетается с весьма несущественной новизной и наоборот. Уровни новизны и полезности оцениваются экспертами.
 
 8.3. Степени конкурентоспособности
 
  Показателями конкурентоспособности принято оперировать применительно к множеству технико-экономических характеристик производства. Это обосновывается восприятием конкуренции, как демонстрации: "всё не хуже, чем у людей", привычной для отечественного менталитета. Применялись для изделий советских предприятий карты технического уровня, которые содержали все известные показатели, доступные измерениям или расчётам. Естественно предполагать, что каждая позиция в названной карте должна содержать некоторый предел ниже (выше) которого продукт не станет товаром. Однако здесь речь идет о начальных или граничных условиях конкуренции. Сам процесс конкуренции, т.е. состязания, осуществляется по нескольким показателям, составляющим малую выборку из множества.
  Можно сравнить рыночную конкуренцию со спортивной. У спортсменов проверяются многие показатели, причём по некоторым можно потерять право на участие в соревнованиях, не выходя на старт, однако первенство завоюет тот, кто, например, сильнее.
  Многолетний поход к рынку отечественных предприятий не внедрил в практику ранжирование показателей, по которым возможна конкуренция. Отсутствует опыт структурирования показателей конкурентоспособности и формирования иерархических уровней. Нет общеизвестных признаков классификации, так что приходится заимствовать термин "степени" из описания структур в теории контроля.
  Выше рассматривалась однофакторная модель конкуренции, подробно рассмотренная в литературе, в частности, ценовая. Её полезно учитывать при быстроменяющемся ассортименте. Однако конкуренты давно научились не выходить на тропу "ценовой войны", считая более выгодным взаимосогласованный постоянный ценник. Иллюстрацией этому являются цены на всех бензоколонках нескольких фирм. Размах цен на бензин не превышает ?3% за год, невзирая на все колебания конъюнктуры нефтяного рынка. Продавцы вынуждены учитывать психологию покупателя, воспринимающего колебания цен, как повод отложить покупку в расчете на выигрыш.
 Эта "игра" не выгодна всем поставщикам.
  Реальная конкуренция определяется комплектом нескольких показателей, формирующих поле конкуренции. Задача выбора конкурентного поля была актуальной во все времена. Из Библии известен Голиаф, практиковавший силовое воздействие на врагов, и Давид, выбравший новое конкурентное поле с метанием камней. В правилах дуэли всегда предусматривался выбор оружия в качестве дополнительного преимущества у потерпевшей стороны, ищущей самое выгодное конкурентное поле.
  Степени конкуренции предназначаются для классификации предприятий по интенсивности воздействия на участников рынка от самой "облегченной" до всемерно "усиленной". Фактическая степень конкуренции шкалируется по итогам деятельности предприятий на рынке, т.е. апостериорно. В маркетинговых задачах важны априорные оценки степени конкуренции, прогнозируемые или планируемые. Эти задачи доступны решениям путем последовательных приближений с несколькими вариантами на каждом этапе. И в каждом варианте требуются необходимые и достаточные данные для выбора решения.
  Степенная шкала делится на десять интервалов.
 
 Нулевая и первая степени конкурентоспособности.
  В качестве нулевой степени принимается состояние предприятий, чье воздействие на конъюнктуру рынка ничтожно. По рассматриваемому ассортименту товаров в наличии исключительно импорт. Участие местных фирм ограничивается торговлей и сервисом.
  Первая степень конкурентоспособности приобрела известность под термином "отверточная технология". Отличительными признаками являются импортные комплектующие изделия с высоким иерархическим уровнем в конструкции товара и с простейшими сборочными операциями. Скажем, для автомобиля - это колеса, кузов и бампер. Предъявляет самые скромные требования к квалификации работников. Требуются малые производственные площади, простейшее и дешевое технологическое оснащение. Эти и сопутствующие им плюсы привлекают практически всех топ менеджеров, и в итоге именно первая степень доминирует сегодня на предприятиях.
  Минусом рассматриваемой степени является чрезмерно малая доля в общих затратах на производство товара, и как следствие, несущественное число рабочих мест. Если все предприятия региона ориентированы на "отвертки", то против каждого работника будут многие сотни безработных. Такие производства хороши, к примеру, в курортной зоне, поскольку на экологию не влияют и к потребителю они самые близкие. Главное, чтобы основная часть населения была "при деньгах". В промышленных зонах нет независимых от производства источников дохода у потребителей, разве что теневой бизнес. Промышленности необходимы более высокие степени конкуренции.
 
 Вторая степень конкурентоспособности
  Предприятия, преодолевающие первую степень конкурентоспособности, проводят структурные преобразования с акцентом на маркетинговые подразделения. Легализируется внимание к изучению участников рынка и собственных возможностей в конкуренции. Типичным началом работы менеджеров на новом поприще является попытка создать совместное предприятие с фирмой из дальнего зарубежья, желательно лидирующей.
  Множество попыток организации совместных предприятий обстоятельно рекламируются СМИ, однако заканчиваются на этапе фуршетов. Зарубежные вояжеры действуют сообразно законам конкуренции: "лидер ест, а прочие облизываются". Добрались до этапа производства несколько совместных предприятий, например, с участием Моторолы. Общее число рабочих мест пренебрежимо мало, и, тем не менее, является очевидным стимулом для роста квалификации персонала. Конкуренция среди желающих работать на этом производстве дает возможность сравнивать производственные коллективы у "нас" и у "них", что необходимо для прогресса предприятия.
  Вторую степень конкуренции демонстрируют многие предприятия, включая и заводы градообразующие, и малые кооперативы. Общим для них является многие попытки преодоления диктата зарубежных фирм. Однако, "суждены нам благие порывы, но свершить ничего не дано".
 
 Третья степень конкурентоспособности
  Достижение третьей степени фиксируется по "проникновениям" местных интеллектуальных ресурсов в конструкцию или в технологию производства товаров. Характерным примером являются местные предприятия, работающие на компьютерном рынке. Они предлагают, кроме привычного сервиса, выбор конфигурации по индивидуальным заказам и некоторые технологические операции, типа прошивки ПЗУ и заправки картриджей. Подобные работы выполняются специалистами, уровень которых должен соответствовать требованиям производителя.
  Сегодня местный компьютерный рынок делят несколько предприятий, которые размещаются в нескольких полуподвальных комнатах, никак не приспособленных для производства. Состав технологического оснащения ограничен канцелярскими столами. Перспективы в отношении рабочих мест практически ничтожные. Мизерный потенциал предприятий определяет состав фрагментов из технической документации, на которые они в силах претендовать. Они минимизируют свои риски, но одновременно и шансы на развитие.
 
 Четвертая степень конкурентоспособности
  Преодоление третьей степени конкурентоспособности проявляется в образовании взаимосвязей в отдельных "микропрорывах", их структурировании по некоторому признаку, доступному прогнозированию. Жесткие ограничения на материальные ресурсы адресуют поиск перспективного признака в конструкторской документации.
  Типичным примером рассматриваемого поиска является выпуск известного товара с непривычным дизайном. Начало этому подходу было положено в шестидесятых годах. Сарапульский радиозавод запустил на мировой рынок карманные приемники - тогда самые миниатюрные и потому дефицитные.
  Неизвестный на технических рынках Сингапур начал с замены корпусов на ракушки и торговли радиосувенирами. Таков был "низкий старт" "азиатских тигров".
  Большие заводы начали постсоветскую реорганизацию с разделения на ЗАО с финансовой независимостью, преобразуясь в некий клуб независимых мастерских. Каждое ЗАО ищет заказчика на изделие со специфическими признаками, ограничивающими состав конкурентов вплоть до одного. Например, радиозавод заключил договор на электронное оснащение тепловозов. Прочим радиозаводам нет места на этом поприще. Заказчику нужен был комплект приборов, подлежащих разработке и мелкосерийному производству. Тематика работ была исчерпана за три года при загрузке незначительной части производственного коллектива.
  Разработанные на радиозаводе приборы характеризуются, в качестве отличительных признаков, в основном функциональными показателями. Конкуренция с прочими предприятиями обретает альтернативный тип "есть" или "нет" для каждой функции.
 
 Пятая степень конкурентоспособности
  Предыдущие степени конкуренции являются зачастую вынужденными для предприятий в связи с отсутствием у них необходимых ресурсов. Для производства они предпочтительнее, поскольку незначительны потери при неудачах, и профессиональный уровень менеджера не востребован. Предприятие напоминает семена в состоянии хранения, рост может состояться при благоприятной внешней среде - достаточные интеллектуальные и материальные ресурсы в рациональной последовательности.
  Необходимые условия для "прорастания" конкурентоспособности предприятия являются существенные отличия конструкции и технологии изготовления изделия, обеспечивающие достаточный спрос при, не менее чем, среднесерийном производстве.
  В радиоаппаратостроении практически нет примеров пятой степени, типичной ситуацией является снижение степени конкурентоспособности. Например, существовало производство магнитофонов с маркой "Иж", остродефицитных до захвата рынка импортерами. При объеме выпуска ~ 10000шт./год товар не мог быть конкурентоспособным по цене и качеству с массовыми производствами за рубежом. Выход был один - модернизировать конструкцию и технологию, расширить состав опций, включив такие, которых нет у конкурентов. Маркетинговые исследования показали, что есть опции, весьма привлекательные для покупателя, при терпимых затратах на модернизацию - индикация перемотки и вариация скорости, автоматизация переключений и дополнительные сервисные устройства, в частности, для охраны, и т.п.
  Руководство предпочло закрыть производство "Ижей" и приобрести технологическое оснащение с лицензиями на производство пылесосов в Польше. Там те пылесосы посчитали устаревшими. Устаревшие пылесосы оказались востребованы при среднесерийном производстве и минимальной цене. Удалось загрузить несколько участков и выплачивать зарплату.
  Участки для деталей и сборочных единиц собственного изготовления и КБ, разрабатывающие изменения в магнитофоне, с аналогичными кадровыми показателями, являются несколько более ресурсоемкими. Именно они были условием 5 степени и залогом дальнейшего прогресса предприятия.
 
 Шестая степень конкурентоспособности
  Основным признаком, означающим пятую степень конкурентоспособности, являются оригинальные элементы конструкции серийного изделия, для которых требуются специальные средства технологического оснащения.
  К примеру, сотовый телефон, ласково именуемый в народе "сотик" приобретает голосовой набор, для чего поставляется из-за рубежа новый процессор - это "их" конкурентоспособность наращивается.
  Но этот набор не всегда удобен - услышат окружающие и, либо подслушают, либо констатируют невоспитанность. Между тем традиционные кнопки нуждаются в усовершенствовании. Они становятся чрезмерно малыми и неудобно расположенными для взрослой ладони, тем более Русского бизнесмена. Для серийного производства местной клавиатуры потребуется автоматическая линия - признак шестой степени конкурентоспособности. Средства механизации и автоматизации обоснованы для больших объемов выпуска и поэтому сопровождаются необходимой инфраструктурой, привносящей многие сотни рабочих мест. Именно число рабочих мест, привносимое новым товаром, является главным успехом предприятия на рынке. Очевидно, что новые кадры здесь, это сокращения где-то "там", ведь покупатели не стремятся коллекционировать "сотики" или иную РЭА. Специальные СМА - это затраты материальных ресурсов, которые для конкурентов являются малодоступным барьером, а также источником значительного риска.
  На грани этой степени находится завод, выпускающий серийные электродвигатели и бытовую технику, включая кухонную, и для умельцев. Разработана на заводе микросхема для управления и средства автоматизации, включая систему технического зрения. Объем выпуска ежегодно наращивается, обеспечивая стабильность производства. К сожалению, на сегодня ассортимент электротоваров завода подчеркнуто традиционный, новые товары появляются исключительно в качестве копий с иллюстраций из журнала "Bosh". Это является самым угнетающим фактором роста для завода. Между тем, есть малое предприятие, организовавшее выпуск электрических стеклоподъемников для автомобилей. Водители говорят, что те подъемники лучше, чем с маркой "Bosh". В итоге наблюдается интенсивный рост.
 
 Седьмая степень конкурентоспособности
  Предыдущие степени конкурентоспособности имеют предприятия, действующие на внутреннем рынке. Ориентация на внутренний рынок при существенной доле импорта является доминирующим источником риска. Именно это обстоятельство ограничивает объем выпуска предприятий со степенями конкурентоспособности ниже седьмой, так что крупносерийное производство недоступно.
  Залогом успеха на внешнем рынке являются очевидные и весомые преимущества товара по сравнению с аналогами. Требуются новые функции, неосуществимые при использовании известных средств.
  Примером является направление "Вакуум в быту", по которому разработан комплект устройств и развернуто серийное производство. Устройства базировались на вакуумном насосе, простом и дешевом при достаточной производительности. Разрабатывались оригинальные переключатели, манометры, уплотнители, адаптированные к кухне. Устройства перегоняли вино, сгущали молоко и соки, консервировали и сушили продукты. Круг покупателей расширялся, включая ближнее зарубежье.
  Требовалось оснастить автоматизированное производство, достаточное для крупносерийного выпуска. Возможности для этого были, поскольку в Ижевске имелись завод, выпускающий вакуумное оборудование, и НИИ с КБ в составе одной фирмы. Однако не сложилось. Все названное приватизировано и кануло в лету. Таким образом, достижение седьмой степени не было зафиксировано в этом примере из-за неудачного менеджмента. Прочие направления в местном производстве РЭС и в смежных отраслях остались на меньших степенях конкурентоспособности, что провоцирует, в частности, многотысячные сокращения, закрытие или перепрофилирование производств и т.п.
  Снижение степени конкурентоспособности уменьшает загрузку местных производственных мощностей. Начиная с седьмой степени появляются приглашения на работу во множественном числе, принципиально отличаясь от нынешних приглашений на работу, в которых указана одна единица. По мере роста степени увеличивается многократно число работников, занятых в производстве рассматриваемого изделия, в основном за счет вспомогательных служб и обслуживающих предприятий. Для степеней выше восьмой число занятых выражается в тысячах. В качестве отличительных признаков восьмой степени рассматриваются комплексная автоматизация, АСК и АСУТП, САПР и АСТПП.

<< Пред.           стр. 12 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу