<< Пред. стр. 13 (из 15) След. >>
Восьмая степень конкурентоспособности
Необходимым условием восьмой степени является массовое производство изделий при использовании существенной части комплектующих собственного изготовления. Продукция поставляется на многие рынки, включая дальнее зарубежье. Предприятие входит в состав мировых лидеров. Ассортимент товаров характеризуется достаточными шириной и глубиной для перекрытия сегментов, отличающихся наибольшим объемом рынка. Своевременно разрабатываются модификации товаров, достаточно часто предлагаются новинки. Реализуется полномасштабная маркетинговая стратегия. Предприятие становится локомотивом в регионе, "вдыхает жизнь" во множество фирм, занятыми всеми видами обслуживания для работников основного производства. Наращивается социальная программа, включая воспитание молодого поколения.
Примеров в регионе нет.
Девятая степень конкурентоспособности
Предприятия с высшей степенью конкурентоспособности обладают всеми признаками лидера в отрасли. Ассортимент, в котором поставляется рассматриваемый товар, отличается наибольшей шириной и глубиной, наилучшим для потребителя соотношением качество-цена, а также малым жизненным циклом при высокой надежности.
Предприятие лидирует со значительным отрывом от конкурентов по всем основным показателям, включая темпы накопления интеллектуальных ресурсов. На предприятии хороший инновационный климат и аккумулируются кадры высшей квалификации. Количество и уровень разработок, в частности, патентуемых за рубежом, достигают рекордных показателей в отрасли. Девятая и десятая степени являются гипотетическими.
Шкалирование степеней конкурентоспособности
Рассмотренные выше степени являются интервалами шкалы, построенной для комплексных затрат всех ресурсов, вложенных в массовое производство, начиная от технической идеи. Шкала имеет размерность N - число рабочих мест при полной загрузке, включая все виды обслуживания. В наблюдаемых сегодня процессах интегрирования производств в мировой экономике зачастую остается за кадром явление "намотки" на оси фирм-лидеров наиболее выгодных фрагментов производственных цепочек - с наибольшей загрузкой высококвалифицированных кадров и особо сложного оснащения, и при адекватной доле в доходах. Такие сведения не "озвучиваются" или отсутствуют, поскольку ставят все точки над "и" в отношении менеджеров, увлеченных отверточными и совместными производствами.
Оценки этого показателя относительно просты, тем более, что к точности требования скромные, скажем, ошибка в первом знаке не является чрезмерной. Показатель не может, как и никакой другой, характеризовать конкурентоспособность в достаточной мере, однако в ряде задач является исчерпывающим, например, при сравнении производств из разных отраслей, объединенных общим адресом. Очевидна его полезность при стратегическом планировании на заводе или в городе в качестве критерия оптимизации размещения ресурсов.
Для задач, существенно отличающихся от рассматриваемых, потребуется другой доминирующий показатель со шкалой, построенной аналогично предложенной выше.
8.4. Предпринимательство
Выше отмечалось, что термин "предприниматель" остается столь престижным, что им обозначается в рекламных целях торговец, коммерсант, аферист и т.п. Общепринятого для мировой литературы определения для этого термина нет. Если воспринимать его вслед за многими авторами как деятеля чего-либо, обладающего стоимостью, приносящее прибыль, сопровождающуюся риском, то наркоторговец или киллер вполне подойдут.
Целесообразно ограничить термин вслед за некоторыми источниками: предпринимательство - общественно полезная деятельность субъекта, затрачивающего свои интеллектуальные и материальные ресурсы и принимающего риск неудач, с целью удовлетворения достигнутым и получения прибыли.
Но официальная размытость терминологии в России удобна чиновникам, создающим фонды и центры поддержки предпринимательства. Выкачанные из бюджета деньги поддерживают бюрократический аппарат и бессмысленные съезды и конгрессы. Все это никак не может стимулировать "предпринимательский бум".
Предпринимательство неотъемлемо от среды обитания и доступно восприятию в комплексе, как медуза с морем.
Принято говорить о предпринимательском пространстве или поле - территориальной целостности, в рамках которой имеют место воздействия на деятельность предпринимателя.
Характеризуют это пространство как сумму трех сфер:
1. Правовая сфера - правила "игры" установленные государством для предпринимателя:
- законы и подзаконные акты, а также отношения с учреждениями, которые предприниматель обязан установить для развития своей деятельности.
2. Социальная сфера - общественные факторы, под которые предприниматель должен подстраиваться:
- доминирующая в обществе концепция (представление о стратегических целях и направлениях развития, к которым стремится большинство);
- национальные обычаи и традиции;
- образовательный уровень нации и условия подготовки специалистов;
- отношение окружающих к предпринимательству;
- наличие инфраструктуры, необходимой для предпринимательства;
- отношение государства к предпринимательству.
3. Рыночная сфера:
- условия конкуренции в сфере деятельности, избранной предпринимателем. Товары и производства, избранные для оценки уровня конкурентоспособности;
- интеллектуальные и материальные ресурсы, используемые предпринимателем;
- маркетинговые исследования - характеристики потенциальных потребителей, включая ранжирование по значимости показателей качества;
- экономические показатели.
Предпринимательство принято относить к творчеству, а оно, как и любое, нуждается в длительной подготовке и наличии "искры божьей" для достижения успеха.
Предприниматели у многих ассоциируются с инициаторами инноваций, хотя это далеко не всегда соответствует действительности. На самом деле, предприниматели взаимодействуют с изобретателями, совершенствуя производство и товары. Их роли удобно рассмотреть на примере: радиозавод нуждается в новом изделии, спасающим от банкротства. Изобретатель предложит свою работу - новейший радиоприемник, отличающийся от известных на пределе его творческих возможностей. Предприниматель предложит радио в стиле "ретро", рекламу теплоты звука на радиолампах и т.п. меры достижения коммерческого успеха - безотносительные к новизне.
Крайние новизну и полезность придется совмещать к оптимуму - в ходе дискуссий и, нередко, конфликтов.
Изобретатели создают интеллектуальные ресурсы и это, само по себе, требует полной самоотдачи во имя наивысшего достижения. (Как музыкант не расстается со скрипкой всю жизнь). Существенная новизна становится полюсом недоступности, благодаря борьбе за лидерство многих фирм и университетов.
Авторы состоявшегося изобретения, естественно, испытывают восторг победы, ощущают себя альпинистами, покорившими вершину впервые. Однако авторам предстоят задачи со значительными рисками при попытке воплотить в жизнь свою инновацию:
1. Риск невостребованной инновации. Любая инновация может остаться невостребованной - нигде и никем. Причиной тому могут стать недостаточная полезность или несвоевременность, пассивность авторов или позиции предпринимателей и т.п. Объем невостребованных инноваций характеризует интеллектуальный потенциал разработчиков. Востребованные инновации, формирующие конкурентоспособность производства, составляют долю из общего числа, существенно меньшую, чем невостребованные, не всегда отличную от нуля.
2. Риск излишнего предложения инновации. Инновация может быть предложена пользователям на условиях, которые впоследствии окажутся неприемлемыми для авторов.
Предприниматели и топменеджеры изменяют алгоритм применения инновации, как им выгодно, или просто обманывают авторов, зачастую, в ущерб возможностям первоначальной сделки. Авторы пытаются защитить себя от предпринимательского произвола, например, вводя в свой коллектив ответственных лиц. Формальных директоров-изобретателей значительно больше, чем реальных. Некоторые авторы придумывают некие "ключи" к своим инновациям, без которых бесполезно их внедрять. Эти "ключи" требуют не меньше авторских усилий, чем сама инновация. Однако в целом, авторы, настоявшие на своих правах, составляют малую долю от всех тех, кто обнародовал итоги своего творчества.
Говорят "апробация" о детище авторов, предъявленного потенциальным потребителям. Инновации, в частности, изобретения, являются товаром на специальном рынке, где потребителями являются предприниматели, принимающие или отвергающие предложенное. Следовательно, для инновационного рынка рационально применять оперативную характеристику, табулированную для контроля по альтернативному признаку (см. рис. 60).
Рис. 60. График оперативной характеристики.
Здесь уровень q будет означать уровень полезности - некий комплексный показатель, избранный для производства. Определяется для выборки из комплекта инноваций экспертным методом или для одной инновации многократно. Устремление q к нулю означает безусловность внедрения. Р(q) - вероятность приемки инновации предпринимателем.
q? - уровень приемочный с ?-риском изобретателя - невостребованность незаслуженно.
q? - уровень отказной с риском предпринимателя ? отказаться не от всех неприемлемых инноваций.
Для расчетов и эмпирических оценок используется уровень с равными шансами приема и отказа предпринимателем.
Все расчеты производятся по аналогии с контролем по альтернативному признаку, хотя правила или план приема инноваций в производство не является общеизвестным документом.
Значение q обычно не превышает 10%. Избранные инновации предприниматель обязуется финансировать. Часть из них планируется к немедленному применению, а остальные останутся в "запасе", составляя "инновационный портфель".
По аналогии с предыдущим, можно видеть двухступенчатый "контроль", в итоге которого принимается не более 2% от первоначального объема инноваций. Критериями разбраковки являются не приемочные с браковочными числа, привычные для контролеров, а предельные значения показателей полезности или мнения экспертов при голосовании.
При устойчивом инновационном процессе соотношение положительных и отрицательных решений будет, примерно, постоянным, например 2% к 98%. Рост доли принятых инноваций демонстрирует повод для приглашения новых экспертов, а рост доли отвергнутых инноваций является основанием для стимулирования инновационного процесса.
Принятые предпринимателями инновации являются объектом сделок, согласующих интересы обеих сторон. Предприниматели заинтересованы в сотрудничестве с изобретателями на момент передачи достаточной информации об инновации. В следующий момент предприниматели стремятся избавиться от авторов, всячески устраняясь от обязательств, принятых до передачи инновации.
Противостояние между изобретателями и предпринимателями неизбежно, поскольку прогноз полезности инноваций на момент сделки слишком субъективный и ориентировочный.
Экспертные оценки, подчас, различаются от "полная бесполезность" до "феноменальная польза".
Истинная полезность инновации выявится на последующих этапах при использовании в производстве. Предприниматель, обладающий интеллектуальными ресурсами, сращивает их с финансовыми, трудовыми и материальными.
Принадлежность ресурсов - предпринимателю или другим владельцам - не рассматривается в качестве существенного фактора конкурентоспособности. Убежденные в приоритетах собственности могут сравнить бегунов в личных майках с теми, кто бежит в заимствованной одежде. Воистину важны в этом примере стимулы для бега, наличие дорожек и финишной ленты, зрителей и судей и т.п., что для производства является предпринимательской средой.
Предпринимательскую среду обычно рассматривают, как комплекс условий, включая предпринимательский корпус, наличие ресурсов для свободного использования, доминирование рыночных отношений. Зарубежные источники подчеркивают приоритет личной инициативы предпринимателя и личной ответственности.
В отечественном производстве именно личная инициатива всячески гасилась, а проповедовалась общественная инициатива вместе с всеобщей безответственностью. Осталось множество явных и неявных приемов у производственных коллективов отторжения личной инициативы. Кадровая единица запрограммирована на неразрывный контакт с соседом. Если рассмотреть современный производственный коллектив в воображаемый "электронный микроскоп", то обнаружатся "атомы", неделимые в том смысле, что единица кадровая не может функционировать в производстве вне жесткой "упаковки".
Самые малые "атомы" - это несколько специалистов, обычно из разных подразделений, которые объединились в творческую бригаду для обретения некоторой самостоятельности в попытках реализации своих инициатив.
Система защиты от личных инициатив на предприятии не срабатывает при творческой активности коллективов, даже если они состоят из 3 единиц.
Творческие бригады бывают способны преодолевать все субъективные препоны при наличии достаточного производственного опыта. Однако, следующий барьер - "материальный" - гораздо неприступнее. Надо проверить инновацию в производственных условиях, а для этого потребуется изменения, зачастую, материалоёмкие, трудоёмкие, энергоёмкие. За рубежом говорят о внутрифирменном предпринимательстве - интрапренерстве.
8.4.1. Интрапренер
Интрапренер эквивалентен лидеру творческой бригады. Разница - в наличии интракапитала, необходимого для реализации идей, которым оперирует интрапренер за рубежом и который не предусмотрен для авторов в России. Свободу творчества за рубежом всячески стимулируют, интракапитал наращивается, умножая конкурентоспособность предприятия. Традиционный предприниматель-одиночка, работающий независимо от производств, может взаимодействовать с интрапренерами, образуя зарубежную предпринимательскую среду. Отечественный предприниматель не заинтересован сегодня в производстве, "длинных денег" у него нет, предпочтение - торговле оптом и теневым сделкам. Инновации его вовсе не интересуют, разве что приемы ухода от налогов или защиты от "наездов" мафии (коллег).
Таким образом, инновации являются индикатором, который обнаруживает среди предпринимателей интрапренеров, остальных принято называть бизнесменами. Для интрапренера инновация является товаром, который надо было выгодно купить на инновационном рынке, а затем продавать на товарном рынке изделия, выгодно расходуя производственные ресурсы. Интрапренер может быть по совместительству автором идеи, владельцем других ресурсов, но это не влияет на объективную сторону взаимоотношений.
Приобретение инновации осуществляется путем выбора по техническим показателям, характеризующим конкурентоспособность на всех стадиях проектирования производства и эксплуатации изделия, а также по потребительским показателям, определяющим конкурентоспособность товара в процессе реализации маркетинговой стратегии предприятия.
Интрапренер решает задачу со многими неизвестными, поскольку производственные проблемы всегда находятся в противоречии с конъюнктурой рынка. Можно перефразировать крылатую фразу Суворова: "Тяжело на заводе, легко на рынке".
Процесс технической подготовки производства и последующего сервиса можно представить в виде цепи или эстафеты, в которой передаются между исполнителями продукты их работы, относящиеся к товару. На каждом техническом этапе ТЭ: принимается полуфабрикат с предыдущего этапа ТЭj-1 и передается на последующий этап ТЭj+1.
Каждый участник является потребителем на входе и производителем на выходе. Хотя на предприятии связи между участниками рассматриваемой цепи монополизированы, на любом этапе может иметь место приемка или забраковка.
Инновация является возмущающим воздействием для некоторых этапов производства, которые сопровождаются потерями с предельным (критическим) уровнем QПР.
Ресурсы, необходимые для преодоления потерь на каждом этапе, индивидуальны для каждой инновации, основная часть определяется при освоении в производстве. Прогнозы могут быть ориентировочными, по данным для прототипа. Составляются они исключительно экспертным методом.
Технические и, в основном, экономические показатели конкурентоспособности есть в бизнес-планах, непременно составляемых для ведения переговоров, защиты проектов и т.п. Бизнес-планы составляются по инструкциям, имеющимся во многих источниках. Обычно они достаточны для ЛПР, поскольку их нельзя утомлять подробностями о всех затратах. Сами авторы могут скрывать часть неизбежных затрат, либо не знать о них.
Интерпренеру нужны необходимые и достаточные данные о конкурентоспособности, поскольку для него это шанс личного успеха и хлеб насущный родного коллектива.
Показатели конкурентоспособности, которыми оперирует интрапренер по каждому ТЭ определяют профессиональный уровень интрапренера - от них зависит прозрачность и управляемость обновленного производства.
По Американской версии, интрапренер - сотрудник предприятия, а вне его действует предприниматель. Отечественная версия включает в себя сотрудника предприятия, но он может быть занят как в официальном кадровом составе, так и в теневом, неизвестном руководству и, тем более, налоговым органам. Немало фирм пользуется производственными мощностями предприятий нелегально или полулегально, затягивая интрапренерство в теневую экономику. С технической точки зрения состав работ у всех интрапренеров одинаков, а различия лишь иллюстрируют российскую "специфику". Здесь деятельность интрапренера рассматривается вне записей в его трудовой книжке.
Деятельность интрапренера на отечественных предприятиях является самой таинственной, скрываемой наиболее тщательно. Руководство, и даже сотрудники, могут ничего не знать ни о том, кто в коллективе интрапренер, ни о его делах. Впрочем, отсутствие интрапренеров на предприятии никем не будет замечено сегодня. Искать какие-либо сведения об этом в любых источниках бесполезно. Ничего, кроме рекламных статей о бизнесменах, претендующих на личный интеллектуальный вклад в создание конкурентоспособного товара.
Путаница возникает из-за отсутствия в России венчурных фирм, зарабатывающих на быстром росте акций успешно конкурирующих производств с особо удачными инновациями. Удачные инновации компенсируют потери от неудачных, так что в целом итог для венчурных фирм - хорошая прибыль. Венчурная фирма оперирует исключительно финансовыми ресурсами - это своеобразная "рулетка".
Интрапренер действует на стадиях, предшествующих этапу, когда можно выходить на венчурную фирму. Интрапренерский капитал гораздо скромнее венчурного и сопряжен с большим риском. Интрапренер "обречен" на достаточные знания производства и рынка, его вклад непременно включает в себя интеллектуальную составляющую.
Функции интрапренера можно уподобить практике китайской медицины. А именно, поиску биологически активных точек, воздействие на которые разнообразными средствами (иглы, свечи и т.п.) ведет к успеху лечения. Главное, это найти из тысячи известных точек несколько самых "влиятельных" и активировать их как надо, чтобы победить болезнь (конкурента).
8.4.2. Анализ технических показателей конкурентоспособности
При социализме бытовая техника не конкурировала с зарубежной, будучи за "железным занавесом". Конкурировали ракетами и водородными бомбами, обгоняли по ледоколам и космосу. Вал импорта на отечественный рынок превратил магазины в выставки достижений конкуренции в бытовой сфере. Нокаут последовал немедленно. Отвоевывать утраченные позиции придется медленно, шаг за шагом, опираясь на очередной показатель конкуренции, как альпинист - на вырубленную ледорубом ступеньку.
На сегодня производство бытовой радиоаппаратуры, скорее, исключение, чем правило для отечественного предприятия. Те радиозаводы, которые сохранили в работоспособном состоянии свои цеха, являются фактически мастерскими, выполняющими мелкие заказы, будучи независимыми фрагментами некогда единой структуры.
Поражение в конкуренции сродни любой катастрофе - за шоком следует разбор завалов, анализ того, что и в какой мере разрушено, планирование восстановления. Реакция предприятия на взаимодействие с рынком характеризуется показателями конкурентоспособности.
Показатели конкурентоспособности являются непривычными для производственников, они не введены в НТД и, тем более, в обиход деятельности предприятия. Эти показатели сами по себе являются инновацией, которая может быть освоена поэтапно, начиная с того, что для них является прототипом.
Традиционно разрабатываемые конструкции отрабатывались на технологичность. Оценивали технологичность по качественным признакам экспертным методом и по расчетным показателям, исходя из государственных стандартов и узкопрофильных НТД. Показатели технологичности подразделялись на производственные и эксплуатационные, так что оценки конкурентоспособности имеют в производстве "прототип".
Система действовавших традиционно показателей на отечественных предприятия не была проигрышной полностью, для некоторых изделий она срабатывала. Примером тому является полувековое лидерство на мировом рынке автомата Калашникова. И сегодня многие знатоки во всем мире считают его оружием вне конкуренции, все версии автомата Калашникова находят многих приверженцев Успех не замыкается на гениальности Калашникова, есть оружие сопоставимого уровня у конкурентов. Но на том же заводе выпускается любимые некогда мотоцикл "Иж". Каждая очередная версия уступала предыдущей по потребительским свойствам. Объем производства сократился на два порядка, последние модели безнадежно отстают от конкурентов по экономическим и экологическим показателям. На соседнем заводе выпускался магнитофон с той же маркой, бывший самым желанным для каждой семьи. Ныне этого производства нет, как и никакой другой серийной РЭА. Нет и конструкторских разработок, достойных серийного производства.
Таким образом, расчет всех известных показателей, относящихся к техническому уровню, вовсе не застраховывает от поражения в конкуренции. Эти привычные показатели нуждаются, прежде всего, в ранжировании, поскольку конкуренту необходима концентрация всех ресурсов в самом эффективном сочетании. Состав показателей, нуждающихся в контроле, должен быть изменён.
Общее число показателей, характеризующих изделие, исчисляется сотнями. Влияние каждого из них на конкурентную позицию (ранг) определяется коэффициентом чувствительности Kj.
Определение значений Kj затруднено условием приближения всех прочих показателей к их средним среди конкурентов значениям. Это условие не реализуется в эксперименте и предназначено для имитационного моделирования.
Вклад каждого показателя в изменение конкурентной позиции варьируется в зависимости от рыночной конъюнктуры и взаимозависимым с другими показателями. К примеру, "четкость изображения" и "насыщенность цветов" перестали волновать покупателей ТВ. Они озабочены "уровнем черного" и плоским экраном. Конкуренты довели свои модели до унификации изображений, уже не различимых простым покупателем. Однако любой конкурент станет аутсайдером, допустив на своих экранах какой-либо заметный для всех дефект.
8.5. Состав показателей конкурентоспособности, используемые в промышленности.
1. Показатели назначения товара, характеризующие его отдачу при использовании по назначению на конкретном рынке.
Товары классифицируются по числу функций, для которых они предназначаются. В частности, может оказаться, что у электроэнергии всего одна функция, а у обуви несколько функций.
2. Показатели надежности товара.
Безотказность. В соответствии с ГОСТ 27.002-85 к показателям безотказности относят вероятность безотказной работы, средняя наработка до первого отказа, наработка на отказ, интенсивность отказов (неремонтируемые) параметр потока отказов (ремонтируемые) гарантийная наработка. Названные показатели заимствуются без изменений из предыдущих документов в очередных ГОСТах с шестидесятых годов. Первоисточники - в конце сороковых.
Ремонтопригодность - свойство объекта, заключающееся в приспособлении к предупреждению причин отказов и восстановлению работоспособности в результате технического обслуживания и ремонтов. Выделяется время на плановые перерывы в работе на техническое обслуживание и внеплановые из-за отказов и последующих ремонтов.
Сохраняемость (стабильность) свойств качества объекта характеризует долю снижения важнейших показателей качества по мере эксплуатации.
Долговечность - свойство сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при действующей системе технического обслуживания. Учитывается время до отказа, морального износа, капитального ремонта, либо на срок службы (срок хранения). Иногда используют гамма- процентный ресурс.
3. Показатели экологичности и безопасности применения товара.
Показатели экологичности определяют вред для воздушного бассейна, воды, почвы, здоровья и т.п. Вред может быть непосредственным, при использовании объекта, либо косвенным, а также накопительным или разовым.
Сегодня требования к экологии ожесточаются. Ряд международных организаций проводят постоянный мониторинг (МАГАТЭ, ИСО, МЭК). В товаре оценивают:
1. Содержание вредных примесей.
2. Выбросы вредных веществ.
3. Излучение.
4. Уровень шума, вибрации.
4. Показатели эргономичности товара.
Эргономические показатели охватывают все факторы, влияющие на человека, пользующегося товаром. Например, изучается рабочее место с учетом движений рабочего, его дыхания, восприятия, реакций а также параметры инструментов органов управления средств индикации и т.п.
Эргономические показатели классифицируются на:
- Гигиенические, определяющие соответствие изделия гигиеническим условиям жизнедеятельности человека при контакте с товаром;
Гигиенические показатели связаны с санитарно-гигиеническими нормами и рекомендациями.
- Антропометрические - показатели, применяемые при оценках соответствия размерам и форме человека и его составных частей.
- Физиологические и психофизиологические показатели оценивают соответствие товара физиологическим свойствам и требованиям человека и специфике его органов чувств - скоростные и силовые возможности, пороги слуха, зрения, тактильные и т.п.
- Психологические показатели, отражающие соответствие товара особенностям психики его производителя.
Номенклатура эргономических показателей распространяется на товары бытовые и производственные в т.ч. оборудование интерьера и рабочих мест, пульты управления и контроля, приборы и сигнализаторы, индикаторы, органы управления, мебель и т.п.
Уровни эргономических показателей оценивается экспертами по специальным шкалам в баллах.
5. Показатели технологичности.
Технологичность - это свойство товара совпадать с требованиями производства, а также технологической подготовки, хранения, транспортировки и технического обслуживания.
Технологичность конструкции определяет затраты времени и ресурсов на всех этапах жизненного цикла товара. Чем больше в конструкции унифицированных и стандартных сборочных единиц, тем она технологичнее. Однако нужды конкуренции заставляют поднимать уровень новизны, что обычно противоречит требованиям технологичности. Это противоречие стремятся устранять путем агретатирования составных частей, предназначенных разным потребителям.
К основным показателям технологичности относятся:
Коэффициент унификации (заимствования) определяется для компонентов конструкции и технологических процессов, как доля унифицированных и заимствованных из других конструкций составных частей.
Коэффициент прогрессивности оценивают как долю технологических операций, выполненных на современном оборудовании с новыми технологическими процессами. Определяют удельный вес деталей с механической обработкой.
Коэффициент блочности конструкции определяют по соотношению стоимости легкосъемных блоков к стоимости всей конструкции.
Показатели технологичности могут быть количественными и качественными, оцениваемыми экспертами.
6. Показатели эстетичности товара.
Эстетические требования к товарам становятся все более жесткими. В состав этих требований лежат условия рациональной композиции изделия, включая форму, гармонично сочетающуюся с функциями товара.
Сегодня применяются рекомендации по цветовой гамме и средствам оформления внешнего вида товара.
Товар должен выглядеть красивым и модным привлекать тщательностью отделки и респектабельностью.
7. Показатели стандартизации и унификации
* Коэффициент стандартизации товара:
,
где: НСТ - число типоразмеров составных частей товара, соответствующих стандартам - государственным, отраслевым, предприятия;
Н - общее число составных частей товара.
Аналогично определяется коэффициент унификации.
* Коэффициент повторяемости составных частей товара:
,
где: n - число различающихся составных частей товара;
Н - общее число составных частей.
Подобные коэффициенты рассчитываются по конструктивным элементам - размеры, радиусы, диаметры резьбы, фаски, материалы, покрытия, и т.п.
8. Патентно-правовые показатели товара.
В состав показателей конкурентоспособности предприятий, легально действующих на рынке, непременно входит уровень защиты авторских прав. Авторы есть у всех инноваций, используемых в производствах предприятия. Их взаимоотношения с руководством регламентируется юридическими нормами, прежде всего Российским авторским правом.
8.6. Защита авторских прав
8.6.1. Основные принципы авторского права:
Принцип свободы творчества. Право охранять все произведения науки, литературы и искусства независимо от их назначения, достоинства и способа выражения. Авторы в выборе темы и формы воплощения создаваемых ими понятий и т.д.
Принцип сочетания личных интересов с интересами общества. В основе права лежит признание за автором монопольного права на использование созданной ими разработки. Определение разумных границ времени этой монополии. Закон не только гарантирует охрану интеллектуальной собственности, но и закрепляет права членов общества на использование достижений других авторов.
Общество в равной степени заинтересовано как в свободном доступе к творческим разработкам своих членов так и в том, чтобы созданное охранялось правовыми нормами.
Принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора. Неимущественные права автора (право творчества, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя сам автор и выразил бы на это свое согласие. Подобное соглашение не имеет юридической силы и является недействительным даже в тех случаях, когда разработка создана в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены. Право авторства, право на авторское имя, право на защиту репутации не переходят по наследству.
Принцип свободы авторского договора.
Интересы авторов обеспечиваются запретом включать в авторские договоры явно кабальные условия (например, условие на передачу прав на разработки, которые будут созданы), а также правилами, дающими авторам определенные права (например, по расторжению авторского договора по истечении пяти лет после его заключения, если нет срока, согласованного сторонами) или налагающие на пользователей обязанности (например, по выплате автору аванса по договору заказа).
Право авторства действует в течение всей жизни автора, являясь важнейшим правомочием из которого следует все прочие права.
8.6.2. Положения Патентного закона Российской федерации.
В Российской федерации создано Государственное патентное ведомство, которое осуществляет единую политику в области правовой охраны интеллектуальной собственности, принимает к рассмотрению заявки на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, проводит по ним экспертизу, государственную регистрацию, выдает патенты, публикует официальные сведения, издает патентные правила и разъяснения.
Право на изобретение, полезную модель, промышленный образец охраняет Патентный закон РФ и подтверждает патент на изобретение, свидетельство на полезную модель или патент на промышленный образец. Патент удостоверяет приоритет авторства, а также исключительное право на объект патентования.
Патент на изобретение действует в течение 20 лет, свидетельство на полезную модель - 5 лет патент на промышленный образец - 10 лет с даты поступления заявки в Патентное ведомство.
Патентоспособность изобретения.
Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и применимо в промышленности.
Изобретение является новым, если оно неизвестно из уровня техники. Изобретение имеет изобретательский уровень, если оно для специалиста не следует явным образом из уровня техники.
Уровень техники включает в себя любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения.
Объектами изобретения могут быть: устройство, способ, вещество, а также применения известного ранее устройства, способа, вещества по новому назначению.
Устройство - конструктивный элемент или комплекс таких элементов, находящихся между собой в функциональных связях. Это машины, аппараты, установки, приборы, инструменты, агрегаты, приспособления и их детали. Устройство определяется конструктивными признаками.
Способы - процессы обработки сырья, материалов, изготовления химических и других веществ и т.д.
Способ состоит в установлении нового порядка, очередности применения определенных действий (приемов операций) необходимых для достижения искомого результата.
Не признаются патентоспособными изобретениями:
- научные теории и математические методы;
- методы организации и управления хозяйством;
- условные обозначения, расписания, правила;
- методы выполнения умственных операций;
- алгоритмы и программы для ЭВМ;
- проекты и схемы планирования сооружений, зданий, территорий;
- решения, касающиеся только внешнего вида изделий, направленные на удовлетворение эстетических потребностей;
- топология интегральных схем;
- решения, которые противоречат принципам гуманизма и морали.
Патентоспособность полезной модели
Полезная модель - это конструктивное оформление средств производства и предметов потребления, а так же их основных частей.
Представляется правовая охрана, если она является новой и применимой в промышленности. Полезная модель является новой, если совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники.
Уровень техники включает в себя ставшие общедоступными до даты приоритета полезной модели, опубликованные в мире сведения о средствах того же назначения, что и заявленная полезная модель, а также сведения об их применении в РФ.
Патентоспособность промышленного образца.
Промышленному образцу (это художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид) предоставляется правовая охрана, если он является новым, оригинальным и промышленно применимым.
Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков определяющих эстетические и (или) эргономические особенности изделия не известны из сведений ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца.
Промышленный образец признается оригинальным, если его существенные признаки обуславливают творческий характер эстетических особенностей изделия.
Промышленный образец признается применяемым в промышленности, если он доступен многократному воспроизведению путем производства, соответствующего изделия.
Не признаются патентоспособными промышленными образцами:
- решения, обусловленные исключительно технической функцией изделия;
- объекты архитектуры и прочие стационарные сооружения;
- печатная продукция;
- объекты неустойчивой формы из жидких, сыпучих и тому подобных веществ;
- изделия, противоречащие общественным интересам принципам гуманизма и морали.
Автором (авторами) признается физическое лицо, творческим трудом которого создано изобретение. Порядок пользования правами среди авторов определяется соглашением между ними.
Лицо, которое не является обладателем патента вправе его использовать с разрешением патентообладателя на основе лицензионного договора.
Патентообладатель (лицензиар) предоставляет право на использование объекта интеллектуальной собственности в объеме, указанном в договоре другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязательства вносить лицензиару обусловленные договором платежи.
Патентные исследования
В состав патентных исследований входят патентный поиск и анализ отобранных материалов.
К видам патентного поиска относятся:
- информационный поиск;
- поиск при экспертизе на новизну;
- поиск при экспертизе на чистоту;
- именной (фирменный) поиск.
Информационный поиск проводится до начала каких-либо разработок. Его цель выбор патентной документации на избранной тематике за последние 10 лет по странам, где развита изучаемая отрасль.
Поиск по экспертизе на новизну проводится с целью выявления патентов по избранной теме за максимальный период (до 50 лет) в связи с подачей заявки на изобретение.
Поиск при экспертизе на чистоту проводится по тематике, которая интересует отрасль, планирующая экспорт. Поиск проводится при планировании поставок или участии в международных выставках.
9. Показатели качества сервиса.
Сервис является высокой составной частью конкурентного преимущества. Определяется надежность и экономичность испытаний, упаковки. Транспортировки монтажа, обслуживания и утилизации.
10. Наличие сертификата соответствия.
Принято считать, что главное стратегическое оружие лидирующего предприятия это качество. Самый высокий уровень качества у товаров из стран-лидеров. По системам качества действуют международные стандарты ИСО серии 9000.
8.7. Творческая бригада
Новые элементы конструкции разрабатываются ТБ - творческой бригадой, работающей в порядке интеллектуального кредита, т.е. в качестве "хобби". Варианты ранжируются самостоятельно по минимуму затрат - времени, средств. Наиболее сложный этап - изготовление опытного образца. До стадии "технологическое предложение" разработка ведется по "теневым" правилам, будто она для личного употребления. Интрапренерский или венчурный капитал не скоро привьются на отечественных предприятиях, гораздо привычнее традиция "не пущать".
Опытный образец не может быть сделан на "коленках", как это бывает с макетами, поскольку необходимо применять планируемое для производства оснащение - штампы и пресс-формы, что явно не по карману ТБ. Непреодолимым барьером может стать проведение испытаний опытного образца и получение официальных документов, необходимых для потенциальных заказчиков.
ТБ обычно пытаются легализовать свои разработки, выступает на конкурсах или смотрах, если они есть на предприятии, а также всячески "теребит" начальство. Решение о запуске в производство по "инициативе снизу" приходит не чаще, чем выигрыши в лотерее. Стимулировать это решение можно, уговорив неких бизнесменов обратиться на предприятие с предложением выгодного заказа. "Гарантированная" оплата традиционно отсутствует, но "воз" сдвинулся.
Абсурдность ситуации именно в том, что инновации должны быть главной заботой начальства. Их надо холить и лелеять, а ТБ всесторонне оберегать, выращивать и стимулировать, не говоря о материальном оснащении. Но это норма для стран лидеров.
Интрапренеры на предприятиях обычно совмещают свою работу в производственном коллективе с участием в независимых фирмах, или действуют без образования юридического лица. Их сделки с ТБ позволяют преодолеть проблему нехватки материальных ресурсов. Освоение в производстве инновации по "теневой" схеме происходит гораздо быстрее, чем по официальному каналу. К примеру, штамп могут сделать за неделю при расчете наличными, и за полгода, причем гораздо дороже, в легальной сделке. Теневая экономика, "черный нал" продвигают инновацию в производство с ограниченным объемом до стадии "установочная" или "опытная" партия. Далее производство может быть свернуто, чтобы не провоцировать визиты аудиторов. При рыночном успехе проводится технологическая подготовка производства, разрабатывается техническая документация, составляются договоры и т.п. Крупносерийный и массовый выпуски продукции полностью соответствуют действующему законодательству и вполне доступны неусыпному надзору налоговой инспекции.
В соответствии со стадиями производства осуществляются стадии разработки конструкторской документации. Первая стадия - техническое предложение - является самой "чужеродной" для предприятий, до сих пор ждущих централизованных поставок из НИИ и КБ, хотя тех разработчиков давно нет. Тем социалистическим разработкам платило государство и снабжало интеллектуальными ресурсами все заводы бесплатно.
Отвыкание от "инновационной халявы" гораздо продолжительнее, чем от любой другой. Поэтому макетирование идет на авторских коленках, а опытный образец обретает криминальный оттенок.
Вслед за классиком можно сказать всем инициатором: "спасение утопающих дело рук самих утопающих".
Часть инноваций инициируется руководством. Эти "царские детки" свободны от любых производственных препон и достигают стадии "опытная партия" легко и быстро. Однако начальство игнорируют конъюнктуру рынка, и смутно представляет себе конкурентоспособность своего производства. Опытная партия обречена на то, чтобы осесть на складе. Однажды директор приехал на завод из дальнего вояжа и вызвал конструктора: "Сможешь сделать это?" - в директорской руке был изящный приборчик. "Смогу", - был ответ. С начальством не спорят. Приборчик предназначался для самозащиты гражданина от хулиганов. Питание от батарейки преобразовывалось в импульсы с напряжением более 30 киловольт, которое прошивало зазор между электродами ?30 мм. Хулиган должен был ретироваться или получить шок от разряда. Поэтому назвали приборчик "шокером".
На заводе производили высоковольтные трансформаторы, но они были далеки от прототипа - большие габариты и мощность. Потребовалась поисковая работа и эксперименты. Одновременно с макетированием велась подготовка серийного производства. Необходимые ресурсы были немедленно изысканы. Отдел маркетинга завода не имел ничего, кроме вывески, применительно к рынку. В итоге сюрпризы следовали друг за другом:
1. в магазинах обнаружились французские шокеры с недостижимыми параметрами, но по той же цене;
2. соседний завод тоже "выбросил" в продажу идентичные шокеры;
3. продажа шокеров была запрещена в России с мотивировкой, мол, преступники будут отнимать, разоружать, прежде всего, девушек и "шокировать" их. События были столь "шокирующими", что производство было остановлено, а все материальные затраты пришлось списать.
Шокеры были одним из многих сокрушительных провалов завода на рынке бытовых товаров. Можно было сделать попытку их спасения - разработка прибора с новыми функциями на основе модели, освоенной в производстве. Однако, все идеи, типа приборчика для контроля свечей двигателя не заинтересовали руководство. Шокеры похоронили и продолжили свою работу, городя очередные нелепости.
Директорские "изыскания" являются скорее правилом, чем исключением. Другой завод стал изготавливать проигрыватель компакт-дисков одновременно с неудачной попыткой производства бытовых компьютеров. На третьем заводе разрабатывали черно-белый телевизор. Все названные разработки имели очевидные противопоказания для заводов - явная неконкурентоспособность по всем основным показателям. Особо по цене, поскольку себестоимость мелкосерийного производства многократно уступает массовому. Директора выбирали товары, издавна выпускаемые большими партиями, демонстрируя свое "неполное соответствие" или сознательное подталкивание завода к банкротству.
Для особо очевидных "промахов" достаточно альтернативных оценок специалиста, "гарантирующего" неконкурентоспособность. Но за констатацией факта должны следовать предложения - об алгоритме выхода из конкурентного нокдауна. Для этого нужны основные количественные признаки конкурентоспособности, достаточные для обоснования модернизации производства. Если ситуация не безнадежна.
Попытки изыскать меры подъема конкурентоспособности особенно актуальны, если на "промах" затрачены чрезмерные для предприятия средства. Феноменальными затратами сопровождался запуск крупносерийного производства СВЧ печей. Это был самый грандиозный провал маркетинговых служб: продукция была обречена на склады неликвидов, коллективы - на отпуска за свой счет, оборудование - на списание.
Анализ исходных данных начинается с общих показателей конкурентоспособности, в триаде - затраты, объем, время (ЗОВ). Триада отличается тесными взаимодействиями и острыми экстремумами в оптимизационных моделях. Оптимизируют обычно прибыль - текущую или планируемую. Оппозиция конкурентов проявляется в том, что лидер наращивает затраты и объемы, увеличивая прибыль. Аутсайдер, рискнувший на аналогичные затраты с целью выйти на сопоставимые объемы, накопит долги и незавершенное производство. Ситуация в упомянутых примерах напоминает некую даму, которая увлеклась идеей стать звездой эстрады и раскошелилась на аренду зала, рекламу, туалеты и т.п. Однако, зрители остались верны своим кумирам и билеты с новым адресом не покупали. Даме остается планировать на будущее что-то для компенсации затрат, непременно привлекательное, и поначалу адресованное нескольким зрителям. Впереди много ступенек, но пропустить любую из них - нельзя.
Время в составе триады ЗОВ - определяет инерцию потребителя. Пусть конкурент предложит нечто наилучшее для потребителей, но это, скажем, ударное воздействие на рынок, вызовет постепенное наращивание спроса. Потребители далеко не сразу осознают всю пользу для себя от нового предложения. Им удобнее и безопаснее медленно увеличивать спрос. Зато, сократить спрос потребители могут мгновенно при любом значимом поводе.
Производитель вынужден идти на затраты:
- при сокращении спроса на незавершенное производства;
- при росте спроса на расширение производства;
- потери из-за упущенной выгоды.
Каждой позиции покупателей, определяемой значениями триады ЗОВ, соответствует оптимальное значение:
3i 0 i B i > 3опт0оптВопт
Применительно к СВЧ печи нужно было учесть, что за рубежом есть не только привычка пользоваться этой техникой, но и богатейший рынок полуфабрикатов для приготовления блюд, любимых многими.
В России накопились свои кулинарные привычки, недоступные скорой замене, и нет полуфабрикатов с приемлемым ассортиментом. Зато магазины бытовой техники перегружены импортными СВЧ печами. Таким образом, если специально выбирать изделие для местных заводов, самое разорительное и неликвидное, то на первом месте будут именно СВЧ печи. Эту истину проверили на практике с астрономическими потерями.
Однако заводу, накопившему вполне конкурентоспособную базу для производства специальной СВЧ техники, не с руки менять профиль, выйдя на бытовой рынок. Это значит, нужны окна, в которых есть покупатели, пусть немного, но нет назойливых коллег. Начать, к примеру, с печи СВЧ для сушки мелких деталей из дерева для предпринимателей, изготавливающих мебель. Эффект от них, очевидно, впечатляющий. Производство мелкосерийное, доходы символические, но и риск наименьший. Главное, что на рынке появляются сторонники и даже фанаты нового производителя. Следующий шаг - с малой задержкой по фазе - СВЧ печь для прогрева и обеззараживания семян с исчерпывающей инструкцией, доступной всем фермерам. С прецизионно выбранными режимами.
Массовое производство можно планировать не ранее достижения нескольких локальных успехов при констатации достаточно точного прогноза для очередного узкоспециального рынка.
Основными показателями конкурентоспособности специальных СВЧ печей будут: производительность в кг/мин, затраты на энергию и ремонты за год, точность поддержания режимов, состав среды; защита людей от излучения, производительность и емкость загрузочной камеры, а также цена. Цена должна обеспечить окупаемость в течение года. Специальными показателями будут периоды обработки и эффективность - содержание влаги или бактерий в процентах, а также параметры поля СВЧ в зоне печи.
В конструкции придется учесть объемы выпуска на всех планируемых стадиях производства. Для опытного образца - единичное, для опытной партии - мелкосерийное и т.д. Очевидно, конструкция №1 должна быть доступна изготовлению на универсальных станках. Конструкция №2 допускает применение специальной технологической оснастки и гибкого автоматизированного оборудования - роботов, станков с ЧПУ и т.п.
Все детали собственного изготовления ориентированы на многономенклатурное производство с высококвалифицированным персоналом. К примеру, все детали корпуса - из стального листа с применением гибки и обработки резанием, а также сварки или пайки. Пластмассовый корпус "не вписывается" - в крайнем случае, используют корпуса от других изделий, если удалось найти поставщика. Надписи наносятся гравировкой или фотометодом. Обычно "малосерийный" корпус гораздо дороже и смотрится "не ах".
По мере роста объема выпуска становятся обоснованными штампы и пресс- формы (от простых к самым сложным), специализированное оборудование, вплоть до сборочных автоматов. Обеспечивается полная загрузка автоматизированных линий с герметизированной технологической средой, включая покрытия, герметизацию и т.п.
Одним из показателей технологичности конструкции издавна был коэффициент "заимствования", определяющий долю комплектующих изделий собственного изготовления в конструкции. Было принято: чем больше заимствований из других, запущенных в производство конструкций, тем технологичнее разработка. Однако одновременно с ростом технологичности сокрашается вклад в конкурентоспособность. Предоставить новое изделие другому предприятию - это значит увеличить его загрузку и потерять потенциальную загрузку своего завода.
Сегодня заводы с удивительной легкостью передают свои производства соседям, мотивируя это своей недостаточной конкурентоспособностью. Вместо того, чтобы поднимать в поте лица свой уровень. Это похоже на попытку отрубить ногу, если она хромает, и купить импортный протез.
"Неуютно" чувствуют себя на многих предприятиях производство печатных плат, производство микросхем и микросборок "частного применения" и т.п. Производство таких комплектующих изделий особенно интенсивно наращивает уровень материального обеспечения. Шагать в ногу с техническим прогрессом становится все более накладно. Сокращается доля предприятий оснащенных в достаточной мере, чтобы удержать своих потребителей. Альтернатива - накопление локальных успехов, иннициируемых творческими бригадами, шаг за шагом.
ГЛАВА 9. ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ В МАРКЕТИНГОВЫХ ЗАДАЧАХ.
9.1. "Пилотные" задачи
Учебно-методические публикации содержат богатый ассортимент моделей и правил расчетов, рекомендуемых для маркетологов. Однако, в практических задачах есть специфика, которая делает выбор конкретной методики расчета и анализа результатов чрезмерно сложной. Каждый теоретический аппарат имеет существенные ограничения к применению, остающиеся наименее освещенными в публикациях. В частности, могут быть требования к исходному множеству- "бесконечность", "адекватность НР" и т.п. источники методических погрешностей.
Не остается ничего иного, как апробировать каждый теоретический подход к своим проблемам. Наилучший подход обеспечивает самые простые расчеты при достаточных достоверности и удобстве восприятия, а также наибольшую долю задач, доступных расчету.
Рассмотренный выше теоретический аппарат не упоминается в общедоступных источниках и не входит в состав освоенного на сегодня инструментария маркетологов. Однако, успешное применение альтернативных методик в других областях науки и техники обосновывает полезность попыток решения практических задач в маркетинге на основе нетрадиционного на сегодня подхода.
Возможности вероятностных графиков демонстрируются последующими "пилотными" задачами.
1. Сбор данных для вероятностного графика. Первый комплект данных для освоения методики должен быть легкодоступным, например, данные о погоде в разных городах. Главное, чтобы данных было побольше, хотя бы 10 и чтобы они различались.
Рис. 61. Функция распределения температуры.
Данные вносятся в виде точек под горизонтальной осью с масштабом, например от -20 0С до нуля, все объявленные значения температуры, не учитывая города в других географических зонах. Потребуется не менее 10 точек (лучше двадцать). Вертикальный масштаб (НР) изображается так, чтобы интервал от 0,9 до 0,1 по вертикали был примерно равным размаху tmax - tmin по горизонтали.
После построения эмпирического и теоретического распределений F(t) считывается среднее значение (медиана). Здесь x = 9 0С.
Если отметить на графике свой любимый город А, то можно прогнозировать в нём погоду, когда при очередных объявлениях упоминают несколько городов, умалчивая А. Для этого строят функцию F'(t) по нескольким городам, которые были объявлены. На новой функции нужно найти точку А', учитывая гипотезу, что ордината искомой точки не изменится.
2. При планировании наблюдений, например, торговли у конкурента, надо учесть, что никто не должен заметить слежения, поскольку вполне могут неверно расценить повышенное внимание к себе.
Наблюдателю надо заранее заготовить "инструменты" - полоску плотной бумаги со шкалой и секундомером.
Если покупателей много, то определяется "мощность" потока - число покупателей за 1 сек, проходящих через ворота, реальные или воображаемые. Наблюдателю надо стоять около выбранной линии и считать число прохожих. Данные отмечаются на шкале в виде точек. Набирается 20 или 30 точек, а затем можно повторить наблюдение - утром, вечером, в субботу т.п.
Рис. 62. Функция распределения числа покупателей.
После построения F(n) определяется среднее число, здесь n=4, например, для вечера с 17 до 20. Этот период примерно 104 сек. Если n?4, то за вечер вошли 4•104 посетителей. Максимальный наплыв прогнозируется на уровне квантиля 0,9 т.е. не более одного раза за десять дней (если не учитывать масштабный фактор), причем он не превысит 6•104. В целом констатируется стационарный поток покупателей с несущественными флуктуациями.
3. При обслуживании редких покупателей менеджер легко заметит наблюдение, так что придется изображать "безразличие" к делам магазина. Горизонтальная ось нужна с логарифмическим масштабом, а по вертикали - ВР. Измеряются периоды между приходами. Время 1 наблюдения ограничивается, например, 0,3 часа. При отсутствии покупателей указывается Т>0,3 при подсчете числа наблюдений. Всего наблюдений должно быть не менее 100 в каждой из двух выборок.
Рис. 63. Функция распределения времени между покупками.
Наблюдалось всего 10 значений меньших 0,3 часа, которые удалось измерить. Для остальных 90 периодов потребовалось экстраполяция. В первой выборке F(t) среднее время t - 3 часа, во второй F'(t) выборке t - 30 часов.
Здесь рассматривались относительно редкие клиенты, заключающие "весомые" сделки. Если время обслуживания одного клиента, к примеру 0,5 часа, то образуется "очередь". Каждому десятому клиенту приходится ждать не менее 0,5-0,3=0,2 часа. Появление третьего клиента в этой очереди маловероятно, это будет в одном из 80 случаев.
По графику оценивается загрузка продавца - в среднем 3 клиента за смену по F(t) и 1 клиент за 3 смены по F'(t). Для дорогостоящих сделок главное - не упустить клиента, простои продавцов являются второстепенными.