<< Пред.           стр. 2 (из 32)           След. >>

Список литературы по разделу

 Приверженности правильному действию.
 Раскрытию славы и доброй воли.
  Луч Четвёртый
 Беспорядочная борьба.
 Различение высокого и низкого.
 Тьма, предшествующая выражению в форме.
 Затмение интуиции.
 Ощущение дисгармонии и сотрудничество с частью, а не с целым.
 Отождествление с человечеством, с Четвёртой Творческой Иерархией.
 Преждевременное принятие результатов речи.
 Ненормальная чувствительность к тому, что есть Не-"Я".
 Постоянные кризисы,
 ведущие к
 Единству и гармонии.
 Пробуждению интуиции.
 Правильному суждению и чистому разуму
 Мудрости, действующей через Ангела Присутствия.
  Я хотел бы указать на постоянное заблуждение, в которое впадают эзотеристы. Четвёртый Луч Гармонии, Красоты и Искусства сам по себе не является Лучом творческого художника. Творческого художника можно встретить на всех без исключения Лучах. Этот же Луч - Луч интуиции и гармонизации всего, что достигается через активность жизни в форме и позднее синтезируется и абсорбируется солнечным ангелом. В 42] конце концов это проявляется как всё, что может быть вызвано и развито могуществом Единой Жизни (Монады), действующей через выражение в форме. Это точка, где сходятся все энергии, протекающие через высшую духовную триаду и низшую тройственную комбинацию.
  Луч Пятый
 Энергия неведения.
 Критицизм.
 Способность рационализировать и разрушать.
 Ментальное разделение.
 Желание знать. Оно приводит к материальной активности.
 Подробный анализ.
 Ярый материализм и временное отрицание Божества.
 Повышенная способность к изоляции.
 Неправильная расстановка акцентов.
 Искаженные представления об истине.
 Ментальная приверженность форме и активности в ней.
 Теология,
 ведущие к
 Знанию реальности.
 Осознанию души и её возможностей.
 Способность распознать Ангела Присутствия и соприкоснуться с Ним.
 Чувствительности к Божеству, свету и мудрости.
 Духовной и ментальной преданности.
 Способности принять посвящение (что действительно важно).
  Луч Шестой
 Неистовство. Фанатизм. Упрямая приверженность идеалу.
 Недальновидное безрассудство.
 Воинственность и тенденция к конфликтам с другими людьми и группами.
 Склонность к неприятию иных мнений, кроме собственного.
 Подозрительность относительно людских мотивов.
 Быстрый отклик на наваждение и иллюзию.
 Эмоциональная преданность и путаный идеализм.
 Вибрационная активность между парами противоположностей.
 43] Сильная склонность к личностному поведению и акцентированию личностей,
 ведущие к
 Направленному вмещающему идеализму.
 Устойчивости восприятия через расширение сознания.
 Пониманию и уважению чужих мнений.
 Готовности позволить другим осуществлять их работу так, как они считают нужным.
 Избранию срединного пути.
 Миру, а не войне. Благу Целого, а не части.
  Луч Седьмой
 Черная магия, или использование магических сил в эгоистических целях.
 Склонность занимать выжидательную позицию до выявления эгоистических ценностей.
 Беспорядок и хаос из-за неправильного понимания Плана.
 Неверное употребление речи ради достижения желаемых результатов.
 Лживость.
 Сексуальная магия. Эгоистическое извращение способностей души,
 ведущие к
 Белой магии, использованию способностей души ради духовных целей.
 Отождествлению себя с реальностью.
 Правильному порядку через правильную магию.
 Способности сотрудничать с Целым.
 Пониманию Плана.
 Магической работе интерпретации.
 Проявлению божественности.
  Вдумчивое изучение всех этих фраз, описывающих основные неправильные и правильные выражения лучевой силы, поможет учащемуся верно определить собственную лучевую природу и примерный уровень своего развития. Одним из главных недостатков учеников 44] является сегодня излишне пристальное внимание к недостаткам, ошибкам и активности других учеников и слишком малое внимание к тому, как они сами исполняют закон любви, собственную дхарму и работу. Второй недостаток (особенно действующих и принятых учеников мира в настоящее время) - это некорректная речь, допускающая двусмысленности и мотивируемая критицизмом или индивидуальным желанием блистать. В прежние времена неофит принуждался к длительному молчанию. Речь воспрещалась ему. Так пресекалось физическое произнесение неправильных слов и идей, основанных на неполном знании. Сегодня тот же урок внимания к личному совершенствованию и к личной работе неофит должен усвоить посредством внутреннего безмолвия, в которое погружается ученик, чтобы заниматься собственными делом и задачей, предоставляя другим делать то же самое, проходя уроки собственного опыта. Правильная деятельность сегодня в огромной степени тормозится словесными дискуссиями между учениками с потерей массы времени на обсуждение дел и работы других учеников. Как никогда прежде, человечество в целом нуждается сейчас в молчании; ему нужны время для размышления и возможность ощутить универсальный ритм. Чтобы как следует делать своё дело и правильно сотрудничать с Планом, современные ученики нуждаются в том внутреннем вдумчивом спокойствии, которое никоим образом не отрицает интенсивной внешней деятельности, но не допускает словесной критики, возбужденных дискуссий и постоянной озабоченности дхармой, мотивами и методами своих товарищей-учеников.
  б. Лучи и Посвящение
  Невозможно осветить лучевые реакции на кратко рассмотренный нами заключительный процесс, то есть на стадию освобождения духа, которую мы называем Отождествлением. Даже в случае Посвящения я могу 45] привести лишь элементарные стансы, в какой-то мере раскрывающие принятым ученикам значение первого посвящения. Что касается отождествления, то реакции просветлённого посвящённого сообщаются уму в символической форме, поскольку описание этих форм полностью исказит их смысл. При третьем посвящении, когда посвящённый оказывается перед ещё более широко распахнутой дверью, ему открывается значение того типа осознания, который здесь (за неимением лучшего термина) назван Отождествлением.
  Луч Первый
  "Ангел Присутствия пребывает в божественном свете, - центре и месте встречи многих сил.
  Эти силы сливаются при встрече. Они фокусируются в голове того, кто стоит перед Ангелом.
  Глаза в глаза, лицом к лицу, рука об руку стоят они. Воля укрепляет волю, любовь встречается с любовью. Воля-к-могуществу сливается с волей-к-любви и сила - с мудростью. Оба суть одно. Из этого высокого положения единства выступает Освобождаемый и говорит:
  'Я возвращаюсь туда, откуда вышел; иду из бесформенного в мир формы. Я изъявляю волю быть. Я изъявляю волю работать. Я изъявляю волю служить и спасать. Я изъявляю волю поднимать человечество. Плану Я служу своей волей, Целому - своим могуществом.'"
  Луч Второй
  "Ангел Присутствия привлекает странника к себе. Божественная любовь притягивает идущего по Пути искателя. Точка слияния достигнута.
  Из уст в уста дыхание выходит и входит. От сердца к сердцу биение обоих становится одним. Нога к ноге от большего к меньшему переходит сила, так преодолевается Путь.
  Сила вдохновляет Слово, Дыхание. Любовь вдохновляет сердце, жизнь. Активность управляет движеньем по Пути. Все три сливаются. И всё теряется и обретается.
  Раздается слово: 'Я иду по Пути Любви. Я люблю План и отдаю ему всё, что имею. 46] Целому Я отдаю свою глубокую сердечную любовь. Я служу Плану; Я служу Целому с любовью и пониманием'".
  Луч Третий
  "Ангел Присутствия пребывает в центре кружащихся сил. Так он выстаивает долгие века, являясь центром всех энергий, идущих сверху и идущих снизу.
  Своей разумной работой Ангел соединяет воедино Того, Кто наверху с тем, кто внизу. Двенадцать чистых нот пробили час - и двое суть одно. Ангел погружается в экстатический восторг.
  Ухо к уху, грудь к груди, правая рука к левой - двое (которые суть трое) сливают свои жизни. И сияет слава, и открывается истина. Работа окончена.
  И человек, который есть душа, исторгает мощный крик: 'Я понимаю Путь - внутренний Путь, безмолвный Путь, проявленный Путь, ибо все три Пути едины. План переходит на внешний Путь; он выявляется. Целое будет открыто. Я знаю этот План. Я изъявляю волю служить Плану любовью и умом'".
  Луч Четвёртый
  "Ангел Присутствия во всей своей необычайной красоте встаёт на светлый Путь. Сиянием Присутствия озаряется поле брани, и битва завершается миром.
  Воин стоит открыто. Его работа исполнена. Спиной к спине встают Ангел и Воин, образовав своими аурами лучистую сферу света. Оба суть одно.
  Раздаётся Голос: 'Гармония восстановлена и воссияла красота Владыки Любви. Таков План. Так открывается Целое. Сходятся высшее и низшее; сливаются форма и бесформенное, сплавляются и познают себя как одно. В гармонии со всеми объединёнными душами Я служу Плану'".
  Луч Пятый
  "Ангел Присутствия служит троим: Тому, Кто наверху, тому, кто внизу, и вечно Сущему. [Имеется в виду, что на пятом плане непосредственно встречается и познается Ангел и здесь же сливаются и сплавляются три аспекта высшей триады: буддхи, абстрактный ум и дух вместе с Эго в каузальном теле и низшим умом.]
  47] Великий Треугольник начинает своё вращение во всех направлениях разбрасывая свои лучи, пронизывающие Целое.
  Лицом к лицу сойдясь, друг в друге человек и Ангел узнают самих себя. Свет сердца сливается со светом горла и светом центра между ними. Двое становятся одним.
  Раздается Голос, что звучит в безмолвии:
  'Могущество, исходящее из высшей точки, достигло низшей. Теперь может быть познан План и открыто Целое. Любовь, идущая из сердца, жизнь, исходящая от Бога, послужили Плану. Ум, мудро обращающий всё на служенье Плану, достиг внешних пределов сферы активности Бога. И это могущество наполняет мою жизнь, эта любовь вдохновляет моё сердце, этот ум просветляет весь мой мир. И потому Я служу Плану'".
  Луч Шестой
  "Ангел Присутствия проникает вниз и в средней точке пронзает плотный туман наваждения. Путь озаряется.
  Тот, кто идёт по пути и останавливается, чтобы сразиться, вслепую борется с двумя, пытающимися задержать и ослепить, - он видит, что Путь свободен. Путь открыт. Шум стихает, идущий прекращает сражение. Он вступает в Присутствие.
  Колено к колену и нога к ноге стоят они. Рука к руке, грудь к груди, лоб ко лбу стоят они. И так они усиливают единение и слияние.
  И раздается трубный глас: 'Нет больше войны. Окончено сражение. Наваждение и облака рассеяны. Сияют свет и слава Дня. Свет открывает План. Целое теперь с нами. Цель открыта. Всем, что имею, я служу Плану'".
  Луч Седьмой
  "Ангел Присутствия простирает одну десницу в синеву небес и глубоко погружает другую в море форм. Так он соединяет мир форм с бесформенной жизнью. Он переносит небо на землю и землю в небо. И человек, стоящий перед Ангелом, знает об этом.
  Он постигает смысл начертанного знака, поднятого Ангелом. [Далее следует непереводимая 48] на современный язык фраза. Она передает ту полноту слияния, которую мистики пытаются выразить фразой "брак на небесах", безосновательно использующейся в ложном учении о сексуальной магии. Эта фраза, выраженная начертанным символом, символизирует совершенное единство между внешним и внутренним, объективным и субъективным, духом и материей, физическим и сущностным].
  Двое становятся одним. Постигать больше нечего. Слово проявлено. Работа завершена. Целое открыто видению. Магическая работа исполнена. Двое вновь едины. План исполнен. В словах больше нет нужды".
 
  Эти стансы представляют собой попытку выразить некоторые осознания истинного посвящённого, когда - при третьем посвящении - он предстает перед Ангелом и видит, как тот тоже исчезает и не остаётся ничего, кроме сознательного знания и осознания. Хотя в настоящее время это утверждение мало что значит для нас, оно, тем не менее, показывает бессилие слов в передаче тайн мистерий и посвящения. Когда это будет понято лучше, масонские драмы станут полностью оправдывать своё назначение.
  В этом разделе описываются ряд базовых истин, важных для старших учеников и посвящённых мира, которые сегодня буквально сражаются, служа Плану. Благодаря их присутствию в мире в настоящее время осуществляется плодотворная работа, но иногда им нужен стимул в виде достижимой в будущем славы, помогающий им выстоять.
  Трактат наш довольно сложен и несет в себе глубокий символизм. Кому-то он может показаться трудным для постижения, кому-то - мало что значащим, а кому-то - не значащим ничего. Если ученики мира действительно прилагают все усилия и если применяют предлагаемое учение на практике, насколько оно созвучно им, то со временем и по мере пробуждения их разума и интуиции 49] эти символические и глубокомысленные положения становятся для них всё яснее и яснее, способствуя правильной передаче учения. При этом Ангел Присутствия подходит всё ближе и освещает ученику его путь. Чувство обособленности слабеет, свет, наконец, изгоняет тьму, и Ангел начинает доминировать в жизни.
 
 2. Два цикла эгоического присвоения
  Рассмотрим теперь техническую сторону связи Эго и его Луча с оболочками, или проводниками, через которые оно должно выражать себя и через которые должно получать определённый божественный опыт. Основы того, что здесь подробно излагается о циклах присвоения, кратко рассматриваются в "Трактате о Космическом Огне" (стр. 787-790]), и следующие взятые оттуда положения разъясняются ниже.
 1. При присвоении Эго, или душой, оболочки для своего выражения и накопления опыта оно неизбежно проходит через кульминацию таких кризисов, как:
 а. Работа перехода на конкретный план для целей воплощения. Речь идёт о нисхождении на низший план или восхождении с низшего плана на более высокий. Указания на важность и критический характер такого перемещения можно видеть в некоторых формулах, которые используются в масонстве при переходе с одной ступени на другую, а также при изменении статуса нижестоящей Ложи на более высокий.
 б. Активизация ментального тела при одновременном и аналогичном оживотворении эфирного тела.
 50]
 2. Связь между Эго, или душой, и плотным физическим телом устанавливается, когда:
 а. Материя трёх низших подпланов физического плана встраивается в эфирное тело перед физическим воплощением, и формируются потенциальные каналы связи и выхода. Через селезёнку они образуют основной канал или линию связи между центром у основания позвоночника и головным центром.
 б. Происходит соответствующая активность в процессе освобождения на Пути Возвращения, когда между низшим ментальным телом, каузальным телом и высшими ментальными мирами формируется мост (или антахкарана).
  Когда на физическом плане завершена работа первого этапа и освоена её техника, человек может выходить из физического тела, сохраняя полноту и непрерывность сознания. Когда подобная работа проведена на высшем плане и "мост" благополучно построен, "посвящённый" может вырваться из ограничений жизни в форме и войти в состояние сознания, называемое буддистами Нирваной. В этом высоком состоянии существования также должна сохраняться полная непрерывность сознания. Оба главных кризиса в жизни души - один, ведущий к физическому воплощению, другой, дающий душе свободу от этого состояния, - являются и всегда должны являться результатом групповой вибрации, группового импульса, группового побуждения и групповой движущей силы. Один импульс исходит от группы душ, составной частью которой является воплощающееся Эго; другой представляет собой результат активности групп атомов, вибрирующих в ответ на этот эгоический импульс (но не в унисон с ним). Последнее предложение обобщает работу и возможность 51] души, так как она действует ради возрождения материи, а не ради собственного спасения. Можно утверждать, что освобождение души, или Эго, происходит, когда работа по спасению материи (через её привлечение для строительства форм) достигает желанного результата. Достижение человеком определённого духовного статуса и демонстрация им определённых духовных качеств не играет в этом первостепенной роли. Желанный статус и духовные качества проявляются после того, как проводники "оккультно спасены" и материя преображена, трансмутирована и символически "вознесена на небо". Освобождение приходит, когда проводники вибрируют в унисон с душой.
  а. Точки кризиса
  Как человек по мере приближения к цели посвящения (которую мы зовем пятью Посвящениями) проходит в своей жизни через пять точек кризиса, так и процесс присвоения форм в трёх мирах включает пять аналогичных точек кризиса, три из которых наиболее важны: первый, третий и пятый. Когда (говоря, опять же, символически) душа под влиянием божественного импульса приходит в воплощение и усваивает расовый опыт с тем, чтобы развивать некоторые проявленные качества, она переживает пять точек кризисов. Я говорю о человечестве в целом, о выражении им так называемого "человеческого состояния сознания", а не об индивидуальной душе, если позволителен столь некорректный термин. Эти пять кризисных точек отмечают переход жизни души из одной расы в другую. При этом всякий раз имеет место расовое раскрытие и более-менее осознанное присвоение расой ещё одного проводника выражения. Следующая таблица показывает присвоения, отмечающие пять расовых кризисов:
 52]
 1. При лемурийской цивилизации присвоение физического тела с его пятью чувствами.
 2. При атлантической цивилизации присвоение астрального тела.
 3. В нынешнем арийском мире присвоение ментального тела с последующим интеллектуальным раскрытием.
 4. В будущей расе сознательное присвоение и интеграция тройственной личности.
 5. В последней расе самое полное выражение души и её проводников с определённой степенью духовного проявления.
  Таким образом получаем в жизни индивида пять кризисных точек, связанных с целым: первая стадия (называемой индивидуализацией) в Лемурии, третья стадия в нашей расе и конечная стадия "в конце времен". Стадии занимают столь длительный период и столь тесно взаимосвязаны, что одна стадия, или период, делает возможной другую и только аналитический ум видит или ищет различия между ними. Отражение этого пятеричного опыта в каждой индивидуальной жизни осуществляется в следующем порядке в жизни среднего мыслящего стремящегося, созвучного современной цивилизации и пользующегося её преимуществами и образованием.
 1. Присвоение физической оболочки, происходящее между четырьмя и семью годами, когда душа, до этого времени только осенявшая, овладевает физическим проводником.
 53]
 2. Кризис отрочества, когда душа присваивает астральный проводник. Этот кризис не распознается широкими массами, и лишь средний психолог по временным отклонениям от нормы смутно догадывается о нём. При этом видны лишь следствия, а не причина.
 3. Аналогичный кризис между двадцатью одним и двадцатью пятью годами, когда присваивается умственный проводник. При этом может начаться регистрация эгоических влияний и в случае продвинутых людей часто так и случается.
 4. Кризис между тридцатью пятью и сорока двумя годами, когда устанавливается сознательный контакт с душой; тройственная личность начинает отзываться, как единица, на импульсы души.
 5. В оставшиеся годы жизни взаимодействие души со своими проводниками должно расширяться, что приведет к следующему кризису между пятьюдесятью шестью и шестьюдесятью тремя годами. От этого кризиса зависит будущая полезность субъекта: будет ли Эго продолжать использовать свои проводники до старости или же произойдёт постепенное удаление обитающей внутри сущности.
  За многие века в истории жизни любой души имеет место немало сходных кризисных циклов, но с позиции более высокого видения пять главных кризисов прослеживаются очень чётко.
  Одним из способов схематичного отображения истории жизни души в архивах Учителей (в нынешнем планетарном эксперименте) являются диаграммы, отражающие эти кризисы - расовые и индивидуальные. Иногда, в случае более продвинутых стремящихся, отображаются и важные физиологические кризисы. Вся история отношений души с 54] несколькими её проводниками выражения в трёх мирах представляет собой историю различных типов энергии, которые магнетически взаимодействуют друг с другом и которые временно подчиняются разным аспектам силы с тем, чтобы создавать поля магнетической активности, где могут быть развиты определённые уровни вибрации. С позиций посвящённых во Вневременную Мудрость история человека, стремящегося, есть история его отклика на прилагаемые энергии или же отторжения им этих энергий. Образование в результате взаимодействия различных типов энергии тех формаций, или сгустков, силы, которые мы называем телами, оболочками или проводниками (материальными или нематериальными), подчинено главной перспективе - развитию сознательного отклика на жизнь Бога.
  Сравнительно малые энергетические единицы вовлекаются в контакт с великими силовыми полями, которые мы называем планами. От силы воздействия (которая символически определяется мощью порождающей воли, так называемым возрастом души, интенсивностью групповой активности и планетарной или групповой кармой) зависят отклик энергетиуеской единицы на поле, с которым она соприкасается, а также качество и вибрационная активность взаимно притягивающиэся и объединяющихся атомов материи. Из них-то и образуется при этом временная форма, в которой они могут считаться экстернализованными и сравнительно осязабмыми и которая может использоваться как способ, или средство, контакта души с большими формами божественной жизни и выражения. Чем сложнее организация формы и чем совершеннее механизм отклика, тем точнее определяется возраст души, яснее выявляется совершенное намерение, или мощь, её воли и тем свободнее душа от ограничивающей кармы неразвитого обусловливающего провкдника.
  Здесь невозможно обстоятельно рассмотреть данный предмет. Присвоение душой тех энергетических единиц, которые 55] с переходом её с одного плана на другой, из одного состояния сознания в другое составят её тело, или оболочку, это настолько сложный и трудный для понимания предмет, что только те посвящённые, чье развитие это позволяет и чьи интересы побуждают их работать с законом кармы (соединённым во времени и пространстве с субстанцией и силой), могут без труда вникнуть во все его тонкости.
  В современной психологии появились два понятия, имеющие непосредственное отношение к этому трудному закону и обозначающие две основные идеи, с которыми работают подготовленные посвящённые. Идея образов6 и идея обусловливания несут конкретный оккультный подтекст. Занимающиеся этим видом эзотерической работы имеют дело в первую очередь с миром образов, который лежит в основе всей активности Сверхдуши и индивидуальных душ. Не забывайте, что выражение "индивидуальные души" ограничивает смысл и используется разделяющим умом для обозначения аспектов единой реальности.
  В конечном счёте образы - это лишь те типы энергии, что всячески стараются получить материальное выражение и в конце концов подчиняют более поверхностные и явные энергии (которые выбились на поверхность в процессе проявления) своему новому ритму. Так они создают видоизмененные типы, новые формы и иные звучания, тональности и явления. Эти образы буквально представляют собой божественные идеи, идущие из субъективного группового сознания и принимающие те ментальные формы, которые могут быть оценены и приняты умом и мозгом человека текущей эпохи. Отсюда можно было бы сделать вывод о том, что эти образы, или фундаментальные идеи, которые, воплощаясь, явно управляют "стезей человека на земле", выражаясь эзотерически, и производят упомянутое обусловливание. Но как ни странно, фактически это не так. С точки зрения эзотерической мысли 56] обусловливание (правильно понимаемое) связано с присущим и неотъемлемым откликом материи или субстанции на образ. Можно утверждать, что образ пробуждает и вызывает отклик, но что обусловливание результирующей активности определяется качеством аппарата отклика. Это качество присуще самой субстанции, и взаимодействие между образом и обусловливаемым материалом порождает тот тип оболочки, который душа присваивает во времени и пространстве для экспериментирования и накопления опыта. Поэтому при изучении и глубоком осмыслении предмета становится ясно, что по мере продвижения по пути эволюции и приближения человека к статусу посвящённого присущая и неотъемлемая обусловленность формы непрерывно приближается к требованиям образа. Следует также отметить, что исходящая из ума либо макрокосмического Божества, либо микрокосмического мыслителя образ относительно непреложен и неизменен по присущей ему природе, а вот процесс внутреннего обусловливания материи непостоянен и непрерывно изменяется. Когда при третьем посвящении достигается единство образа и обусловливаемой формы, происходит Преображение посвящённого, ведущее к тому венчающему кризису, когда оба познаются как одно и природа формы (помимо низших проводников включающая на этой фазе и каузальное тело) рассеивается и исчезает.
  Начальные стадии человеческого развития - как и во всём в природе, - являются, очевидно, зачаточными и бесформенными в сравнении с истинным образом, вечно сущим на Небесах. Есть форма физическая, но внутренняя изменчивая субъективная природа, эмоциональная и ментальная, нисколько не соответствует образу; стало быть неадекватна и внешняя форма. Но проходят кризис за кризисом, и внутренняя природа формы всё увереннее и точнее отзывается на внешние воздействия импульсов души 57] (отметьте парадоксальность фразы), и, наконец, сознательно присваиваются и начинают столь же сознательно использоваться астральный проводник и ментальное тело. Никогда нельзя забывать, что эволюция (как мы понимаем её и как она должна рассматриваться человеческим интеллектом) - это история эволюции сознания, а не история эволюции формы. Эволюция формы полностью подчинена эволюции сознания и является вторичной с оккультной точки зрения. Сознание - это буквально реакция активного интеллекта на образ. В настоящее время мы, как бы сознательно и со всё более разумным намерением, отзываемся на замысел, отображенный на чертеже Мастера-Строителя. Пока мы не проникаем, да и не способны ни проникнуть в Космический Ум и сознательно вибрировать в унисон с божественной Идеей; мы не способны постичь план в том виде, как он воспринимается и видится космическим Мыслителем. Пока нам приходится работать с замыслом, с образом и с Планом, так как мы находимся лишь в процессе посвящения в План и не ведаем истинного значения тех великих Отождествлений, которые позволили Плотнику из Назарета сказать: "Я и Отец - одно".7
  Но необходимо также помнить (и в этом ключ к мировому раскрытию и к тайне прошлого, настоящего и будущего), что мы имеем дело с материей-субстанцией и с формами, которые уже обусловлены и которые были обусловлены к началу творческого процесса. Материал, добываемый в каменоломнях проявленной цели, символически представляет собой Мрамор, в чем, собственно, и состоит его обусловленность. Это не глина и не сланец. Именно из этого мрамора со всеми свойствами, присущими мрамору, должен быть выстроен Храм Господень в соответствии с замыслом, или образом. Необходимо признать существование этой обусловленной субстанции и обращаться с ней соответственно. Такова вековая притча. Замысел, материал и будущий храм субъективно взаимосвязаны, и душа 58] знает об этом, поскольку она есть тот Единый, который присваивает материал (уже обусловленный и наделенный качествами) и веками бьётся над этим материалом, строя из него пробные формы, отбрасывая его по своей воле, вновь собирая нужный материал и упорно создавая всё более адекватные модели в соответствии с воспринимаемым образом. Когда-нибудь модель будет отвергнута, и воспринимая образ таким, каков он есть в действительности, работник, душа, примется за сознательное построение Храма Господня из обусловленного и подготовленного материала, который она долгими веками добывала в каменоломне жизни в форме, личной жизни.
  Итак, мы показали два кризиса в субъективной жизни души:
 1. Кризис, во время которого душа, слепая, ограниченная и связанная формой, начинает трудиться в каменоломне опыта, далеко от собственной страны, с неприспособленным инструментом и в полном, временном, добровольном неведении относительно замысла, или образа.
 2. Кризис, наступающий в опыте души гораздо позднее, когда душа знает замысел гораздо лучше и подготовила больше материала. Она уже не слепа и способна работать в сотрудничестве с другими душами, готовя материал для завершения Храма Господня. Воплощённая в человеческой форме, она, трудясь в Храме, вносит свой особый вклад в целое, который символически можно определить как:
 а. Камень, заложенный в основании и характеризующий освященную физическую жизнь.
 б. Колонна самого Храма, характеризующая жизнь, движимую желанием или устремлением.
 в. Чертёж, воспроизводящий 59] Великий Образ или Замысел и представляющий собой тот фрагмент, который индивид должен был реализовать и поисками которого занимался.
 г. Излучение, или свет, усиливающий Шекину, свет, "всегда сияющий на Востоке".
 В решении задачи души, присваивающей одну оболочку выражения за другой, важны три момента:
 1. Состояние субстанции оболочек, определяющее оснащённость.
 2. Отзывчивость на образ, зависящая от стадии сознательного развития.
 3. Способность работать в согласии с Планом, зависящая от количества и качества пережитых кризисов.
  Все они развиваются по мере того, как душа, раз за разом, проходит опыт физического воплощения; позднее, когда сознательно осуществляется продвижение с плана на план, это развитие происходит с явным намерением. Работа облегчается и значительно ускоряется, когда душа начинает, активно, разумно и интуитивно работать с образом, вынося из каждого кризиса (обязательно отмечаемого расширением сознания) все новые наработки и новые постижения великого Замысла вместе с более совершенной и адекватной оснащённостью для исполнения работы.
  Развивая далее тему о связи души со своим инструментом - механизмом, посредством которого или через который она выражает качество, активность и, в конце концов, божественность (что бы ни значило это неопределённое слово), - нам придётся рассмотреть её с двух сторон.
 60] Во-первых, мы должны рассмотреть применение этого механизма на Пути Выхода, во-вторых, - его применение на Пути Возвращения.
  В первом случае мы имеем дело с тем, что можно считать физиологическим аспектом, поскольку сознание главным образом фокусируется в физической природе. Во втором случае нас интересует чисто ментальный аппарат, хотя слово "аппарат" не подходит принципиально.
  Здесь стоит прерваться и обсудить идеи механизма и божественности, так как в них прослеживается тенденция к материализации представления о божественности, особенно на Западе. Божественность Христа, например, нередко подтверждают Его чудесами и сверхъестественными способностями, которые Он так часто демонстрировал. Но сверхъестественные способности сами по себе отнюдь не являются свидетельством божественности. Крупные выразители зла могут производить такие же чудеса и демонстрировать те же способности творить за гранью нормальных человеческих возможностей. Такие способности присущи творческому аспекту Божественности, третьему, или материальному, аспекту и связаны с интеллектуальным пониманием материи и способностью ума управлять субстанцией. Поэтому данная способность не является ни божественной, ни не-божественной. Она демонстрирует возможности ума и может в равной степени использоваться и воплощённым Сыном Божьим, действующим как Мировой Спаситель, или Христос, и существами, которые стоят на пути разрушения и называются (теми, кто не знает более подходящего названия) Черными Магами, Злыми Силами и Дьяволами.
  Божественность (в строгом смысле этого слова) означает выражение качеств второго, или строительного аспекта Бога: магнетизма, любви, вмещения, нераздельности, жертвенности на благо миру, бескорыстия, интуитивного понимания, сотрудничества с Планом Бога и множества других качественных 61] характеристик. Механизм же, в конце концов, предполагает создание формы из материи и наделение этой формы жизненным принципом, который являет себя в способности расти, воспроизводить, сохранять ту или иную подлинность8, развивать инстинктивные реакции и сохранять свою особую качественную природу. Жизнь подобна топливу, обеспечивающему механизм мотивирующим принципом и делающим возможным активность и необходимое движение. Но в проявлении наличествует нечто большее, нежели формы, обладающие жизненным принципом. Это и разнообразие природы и качественных принципов, отличающее механизмы; это и общий синтез и цель, бросающая вызов способностям человека, побуждая его к творческому воспроизведению этого синтеза, и являющаяся самой главной характеристикой божественности. Она выражается через цвет и красоту, через разум и любовь, через идеализм и мудрость, через множество тех качеств и ту цель, которые, например, вдохновляют стремящегося. Таково - краткое и неадекватное - определение Божественности. Однако такое определение Божественности относительно. Когда каждый из нас достигнет уровня Учителей и Христа, мы будем смотреть на всю проблему с иной точки зрения. Развитие добродетелей и понимания, демонстрация хорошего характера и высоких целей, выражение этических и моральных норм - всё это необходимые основы, предшествующие тем конкретным переживаниям, которые вводят душу в миры осознания, настолько отличающиеся от наших нынешних установок, что всякое их определение будет бессмысленным. И мы заняты развитием этих качеств и добродетелей, "проясняющих наше видение", поскольку они способствуют очищению проводников, вследствие чего нашему сознанию может начать открываться реальное значение божественности.
  62]
  б. Некоторые базисные предпосылки
  После такой преамбулы приступим к рассмотрению механизма и того, что наполняет его и мотивирует жизнью и интеллектом.
  Здесь очень чётко выявляются некоторые базисные предпосылки, которые можно очень кратко перечислить:
 1. Душа наполняет механизм двояко, через две точки контакта в теле:
 а. Через "нить жизни", закреплённую в сердце, где находится жизненный принцип, который из этой станции насыщает всё физическое тело через кровообращение, ибо "кровь есть жизнь".9
 б. Через "нить сознания", или интеллекта, закреплённую в голове, в районе шишковидной железы; из этой станции восприятия душа управляет, или руководит, активностью на физическом плане посредством мозга и нервной системы.
 2. Направляющая активность души или степень её власти над механизмом тела зависит от уровня её развития или так называемого "возраста души". С человеческой точки зрения душа не имеет возраста, и в действительности речь идёт о времени, в течение которого душа применяет метод физического воплощения.
 3. К обусловленности, присущей собственной природе материала, прибавилась обусловленность, ставшая следствием такого двойного владения механизмом за прошлые эпохи. Образуется форма, удовлетворяющая временным потребностям души и являющаяся отражением, во времени и пространстве, её "относительного возраста", или уровня 63] развития. Всё это определяет создание мозга и тела соответствующего типа, эндокринной системы и, как следствие, ряда качеств, особого вида ментальной реакции и характера, с которыми субъект вступает в жизнь на физическом плане. Так получается база для дальнейшей работы. Работа эта может рассматриваться как попытка усилить власть божественного Мыслителя над механизмом. Её результатом станет более мудрое и полное руководство, более глубокое осознание цели и попытка расчистить путь душе с помощью практик, утверждающих правильное поведение, правильную речь и хороший характер. Мысль, лежащая в основе данного пункта, соединяет выводы психологов материалистической школы и школы интроспекции, а также школ, постулирующих "я", душу, или духовную сущность, и показывает, что обе группы имеют дело с фактами и что обе должны совместно участвовать в подготовке стремящихся в Новом Веке.
 4. Благодаря применению интроспективного метода в исследованиях человека обнаруживается, что в основе всех частей человеческого тела, находится проводник, называемый "эфирным телом", который составляет неотъемлемую часть человеческого аппарата и состоит исключительно из силовых нитей, которые, в свою очередь, образуют каналы для протекания других, ещё более разнообразных и тонких типов энергии. Последние сами во время проявлений "обусловливаются" статусом души. Эти нити лежат в основе и пронизывают всё тело и нервную систему, и в действительности именно они и приводят нервную систему в действие. Их отзывчивость как на внешние, так на и внутренние воздействия невероятно высока. Нервные реакции ученика и высокоразвитого человека, 64] эфирные тела которых тесно связаны с их нервной системой, превышают среднее понимание.
 5. Совокупность нервов с миллионами нади, или "нитями-двойниками", эфирного тела образует единое целое, и в этом целом, по учению Вневременной Мудрости, имеются фокусы различных типов энергии. Они называются "силовыми центрами", и именно от них, а не от тела, зависят жизненный опыт души и её выражение. Они и являются тем фактором, что обусловливает систему желез тела.
 6. Эта субъективно-объективная система управляет проявлением души на физическом плане. Тем, кто владеет реальным видением, они показывают степень владения душой своим инструментом и позволяют судить, является ли эта власть случайной и частичной или же полной и безраздельной. Это самым чудесным образом отражается в определённом постижении, знаменующим пик переживания кандидата в масонских мистериях.
  Ранее я упоминал о главном канале связи между душой и её механизмом, проходящем через:
 а. Центр у основания позвоночника.
 б. Теменной центр - самый важный с точки зрения души. Это её точка входа и выхода; это большая приемная радиостанция и распределительный центр управления.
 в. Селезёнку, которая является вспомогательным - по отношению к сердечному - центром и органом.
  Селезёнка служит соединительным звеном между жизненным принципом (расположенным в сердце) и системой сознания, соединяющей между собой все материальные органы и атомную 65] субстанцию физического тела. Такое утверждение означает, что там, где в человеческом теле находится селезёнка вместе с соответствующим субъективным силовым центром, пересекаются два больших энергетических потока: физический витальный поток, или поток жизни, и поток сознания составляющих форму атомов. Можно заметить, что мы обсуждаем здесь групповую подсознательную жизнь, а не сознательную жизнь и самосознание. Селезёнка - орган, принимающий и передающий планетарную прану, или витальность, которая поступает через "открытые врата" селезёночного силового центра и далее следует в сердце, где сливается с индивидуальным жизненным принципом. Через селезёночный центр проходит также сознательная жизнь совокупности клеток тела, являющихся в свою очередь приемниками энергии аспекта, или принципа, сознания всех атомов и форм четвёртого царства природы. Пока мы не в состоянии понять, но сможем сделать это позднее по мере развития человечества. Здесь можно найти намёк на чрезмерную чувствительность центра солнечного сплетения к поступающим из окружения групповым воздействиям и впечатлениям астрального рода. Существует тесная связь между селезёночным центром, солнечным сплетением и сердцем.
 7. Оба субъективных, подсознательных энергетических потока пересекаются в области селезёнки и пересечением своих силовых линий образуют в человеческом теле крест, соответствующий материальному кресту, о котором говорится в связи с Божеством. Сознание и жизнь образуют крест. Нисходящий из сердца поток жизни и поток жизнедательной энергии из селезёнки передаются (пересекаясь друг с другом и образуя силовой вихрь) в область солнечного сплетения, где, 66] на определённой стадии жизни продвинутого стремящегося, они самым непосредственным образом соединяются в единый поток. Там они сливаются со всеми энергиями, используя три упомянутые точки - голову, основание позвоночника и селезёнку - как средства связи, распределения и контроля и, в конечном итоге, окончательного сознательного или бессознательного удаления в момент смерти или в технике достижения той стадии контроля, которая известна как самадхи.
 8. Когда управляющий Агент в голове намеренно, волевым актом, поднимает аккумулированные в основании позвоночника энергии, он вводит их в магнетическое поле центров вдоль позвоночника и соединяет с двойной энергией, исходящей из селезёнки. Это пробуждает активность позвоночного столба с пятью центрами, и в конце концов все силы собираются в единый смешанный энергетический поток. Затем следуют три события.
 а. Поднимается огонь кундалини и немедленно сжигает все эфирные перегородки, образующие предохранительные барьеры между центрами.
 б. Интенсифицируется витальность эфирного тела, в результате чего происходит мощное оживление физического тела, его активизация и энергетизация.
 в. Вся аура координируется и просветляется, и в результате душа может по собственной воле удалиться из физического проводника в полноте сознания или оставаться в нём как воплощённый Сын Божий, сознание Которого полностью охватывает физический и астральный планы, ментальные уровни и три аспекта, которые суть низший ум, каузальное сознание и нирваническое осознание. Процесс завершается при третьем посвящении.
 67] В жизни стремящегося способность добиться этого грандиозного свершения зависит от продвижения внутренней субъективной, духовной работы, названной ранее "построением моста на ментальном плане" между тремя вышеупомянутыми аспектами. Для человеческого рода в целом такая работа началась в середине нашей арийской расы и в настоящее время идёт очень быстро. Для индивидуального стремящегося она была возможна всегда, во все эпохи и в настоящее время составляет главную задачу, решаемую учениками. Добавим, что Новая Группа Мировых Служителей состоит из тех, кто выполняет эту работу для человечества, и каждый, кто строит свой мост, присоединяется к группе оккультных "мостостроителей". И в работе современных мостостроителей, наводящих переправы через пропасти и воды, есть что-то символическое, поскольку они наглядно свидетельствуют о работе, исполняемой в настоящее время продвинутой частью человечества.
  Теперь можно обсудить процесс устранения разрыва, или пробела, (говоря символически) между низшим личным "я" и высшим "Я", функционирующем в своём собственном мире. Разрыв должен быть устранен для достижения объединения и осуществления интеграции всего человека. Чтобы ясно понять, как это происходит, целесообразно точнее определить, что такое высшая природа и как она устроена.
  Как мы уже видели, в том, что касается временной связи души с её механизмом, душа представляет собой сплав двух энергий - энергии жизни и энергии ума. Слияние обеих энергий в человеческом механизме производит так называемое сознание: сначала самосознание, а в конечном итоге групповое сознание. Механизм же, по своей природе, тоже представляет собой соединение, или сплав, энергий: во-первых, энергии самой субстанции, принимающей вид атомной структуры 68] физического тела, и витальности, оживотворяющей это тело, и, во-вторых, энергии тела, которое мы называем астральным и которое характеризуется чувствительностью, эмоциональной активностью и той магнетической силой, которая именуется желанием. Наконец, имеется энергия самого ума. Эти четыре типа энергии образуют так называемое низшее личное "я", но именно высший ментальный аспект ума субъективно связывает личность с душой. Именно низшее сознание (будучи развитым) позволяет человеку в конце концов установить сознательный контакт с высшим сознанием. Чтобы высший ум стал средством познания тех реалий, что составляют царство Божие, необходимо пробудить, понять и начать целенаправленно использовать низший конкретизирующий ум. Чтобы правильного пробудить интуицию, сначала необходимо раскрыть интеллект.
  Итак, в случае человека в результате длительного опыта воплощения в форме получаем две доминирующие группы главных энергий: это энергия астральной природы, или природы желания, и энергия ума. Когда они слиты и сплавлены, чётко организованы и применяются эффективно, мы видим действенную и могучую Личность. А овладеть её энергиями и подчинить их иным, более высоким целям пытается та составная энергетическая единица, которую мы называем душой. Две её энергии (ум и любовь, причём последняя также представляет собой двойную энергию) закреплены - если это слово применимо в символическом и эзотерическом смысле - в человеческом мозге, тогда как жизненный принцип, как мы видели, закреплён в человеческом сердце. Четыре энергии низшего "я" - атомная энергия, витальная энергия, чувственная энергия и ментальная энергия - вместе с обеими энергиями души составляют шесть энергий, используемых человеком во время его жизненного опыта. Однако энергия атома обычно не причисляется к человеческим, поскольку она равно используется всеми 69] формами жизни во всех царствах, поэтому человек рассматривается как совокупность пяти, а не шести, энергий.
  Человеческая душа (в отличие от души, функционирующей в своём собственном царстве и свободной от ограничений человеческой жизни) в продолжение большей части накопления опыта находится в заточении и подчинении у низших энергий. Позднее, на Пути Испытаний, двойная энергия души становится всё более активной, и человек старается сознательно использовать свой ум и выражать любовь-мудрость на физическом плане. Такова простая формулировка задачи всех стремящихся. Когда начинается сознательное и мудрое использование этих пяти энергий в служении, между личностью и душой устанавливается ритм. Возникает как бы магнитное поле, и обе вибрирующие магнетические единицы, или сгруппированные энергии, начинают взаимопроникновение в поле влияния друг друга. На первых порах это происходит редко и случайно, но затем всё чаще, формируя контактный канал, который в конечном итоге превращается в линию наименьшего сопротивления, "путь схождения", как её иногда эзотерически называют. Так возводится первая половина "моста" - антахкараны. К третьему посвящению этот путь закончен и посвящённый может "вступить по своей воле в высшие миры, оставляя низшие далеко позади, или вернуться и ступить на путь, ведущий от тьмы к свету, от света во тьму и из дольних, низших миров в сферы света".
  Так двое становятся одним, и достигается первое великое согласие на пути возвращения. Но впереди вторая стадия пути, приводящая ко второму, ещё более важному соединению, дающему полное освобождение от трёх миров. Необходимо помнить, что душа в свою очередь представляет собой союз двух энергий с энергией духа, по отношению к которым три низшие энергии являются отражением. В ней синтезированы 70] энергия самой Жизни (демонстрирующейся в мире форм в виде жизненного принципа), энергия интуиции, или духовной любви-мудрости или понимания (демонстрирующейся чувствительностью, чувством, астрального тела) и энергия духовного ума, отражением которого в низшей природе является ум, или принцип интеллекта в мире форм. Это те три энергии, что в теософской литературе называются атма-буддхи-манасом. Они составляют высшую тройственную комбинацию, которая отражается в низших трёх и фокусируется через тело души на высших уровнях ментального плана перед "материализаций в воплощении", как это эзотерически называется.
  Модернизируя эту концепцию, можно утверждать, что энергии, оживляющие физическое тело и сознательную жизнь атома, чувственно-эмоциональные состояния и понимающий ум, в конечном счёте должны быть слиты и преобразованы в энергии, оживляющие душу. Это духовный ум, приносящий просветление, интуитивная природа, дающая духовное восприятие, и божественная жизненность.
  После третьего посвящения движение по "Пути" ускоряется и заканчивается построение "моста", образующего совершенное соединительное звено между высшей духовной Триадой и её низшим материальным отражением. Три мира души и три мира Личности превращаются в единый мир, в котором посвящённый живёт и работает, не видя различия и считая один из них миром вдохновения, а другой полем служения, но оба вместе - единым миром активности. На внешнем плане оба мира символизируются субъективным эфирным телом (или телом витального вдохновения) и плотным физическим телом.
  Как должна строиться связующая антахкарана? Какие шаги должен предпринимать ученик? Мы не касаемся здесь Пути Испытаний, на котором должны исправляться 71] основные недостатки и развиваться основные добродетели. Большая часть данных в прошлом духовных наставлений содержит правила культивирования добродетелей и качеств, необходимых для ученичества, и констатируют необходимость самоконтроля, терпимости и бескорыстия. Но это элементарные стадии, само собой разумеющиеся для всех, кто изучает данный трактат. Предполагается, что они не только вырабатывают нужный для ученичества характер, но и стараются привести себя в соответствие с более серьёзными и трудными требованиями для тех, кто хочет достичь посвящения.
  Нас интересует именно работа "мостостроителей". Прежде всего, отметим, что реальное построение антахкараны происходит лишь тогда, когда ученик начинает твёрдо фокусироваться на ментальных уровнях, и его ум, следовательно, функционирует сознательно и с пониманием. На данной стадии он должен более точно, чем раньше, представлять различие между Мыслителем, аппаратом мышления и самой мыслью, начиная с его двойной эзотерической функции:
 1. Распознавания и восприимчивости к Идеям.
 2. Творческой способности сознательного построения мыслеформ.
  Это в силу необходимости требует твёрдого ментального настроя и переориентации ума на реальность. Начиная фокусироваться на ментальном плане (в чём и состоит главный смысл медитативной работы), ученик берётся за работу в ментальной материи и осваивает возможности и цели применения мысли. Он достигает определённого умственного контроля и способен поворачивать прожектор ума в двух направлениях: в мир человеческих стараний и в мир активности души. Как душа пролагает себе путь, проецируя себя энергетической нитью, или потоком, в три мира, так и ученик 72] начинает сознательно проецировать себя в высшие миры. Через посредство контролируемого, направляемого ума его энергия входит в мир высшего духовного ума и в сферу интуиции. Так устанавливается взаимодействие. Взаимная отзывчивость между высшим и низшим умом символически описывается в терминах света, и возникает "светлый путь" (часто употребляемое выражение) между личностью и - через тело души - духовной Триадой точно так же, как душа установила определённый контакт с мозгом через ум. "Светлый путь" - это мост просветления, и возводится он в медитации. Он строится благодаря непрестанным усилиям пробудить интуицию, быть полезным и подчиниться Плану (распознавание которого начинается, как только интуиция входит в контакт с умом), а также благодаря сознательному вступлению в группу ради служения и растворения в целом. Все эти качества и способность к различным видам деятельности основаны на хорошем характере и тех качествах, которые были обретены на Пути Испытаний.
  Попытка пробудить интуицию требует направленной оккультной медитации (но не медитации устремления). Она требует подготовленного интеллекта для ясного различения границы между интуитивным осознанием и формами высшего психизма. Она требует постоянной дисциплины ума, чтобы он мог "устойчиво держаться в свете", и развития умения правильной культурной интерпретации для облачения интуитивного познания в правильные мыслеформы.
  Полезность и подчинение Плану требует чего-то ещё, помимо смутного и туманного представления о том, что у Бога есть План и что мы включены в него. Это больше, чем укрывание в тени воли Божией. Для этого требуется мудрое различение между:
 73]
 1. Общей перспективой, обширным мировым Планом для планеты, и
 2. Текущими фазами Плана, на которых в наше время вообще и в непосредственном настоящем требуется сотрудничество, основанное на понимании.
  Жгучий интерес к последним коренным расам и спекуляции о жизни на других планетах могут быть действительно увлекательны, но они сравнительно пусты и бесполезны, так как излишне будоражат воображение, разогревая интерес к не поддающимся проверке деталям и заставляя тратить время на нелепые домыслы и химеры непросветлённого интеллекта. Та часть Плана, что требует немедленного осуществления, - вот, что действительно интересно и полезно. Для опытного ученика характерно подчинение ближайшей цели и непосредственному долгу. Знающие о Плане гораздо больше, чем мы, отказываются занимать Свои умы недоказуемыми, хотя и возможными, гипотезами о будущем развитии человечества. Своё внимание Они концентрируют на том, чего требует текущий момент. Я рекомендовал бы всем ученикам делать то же, ибо это способствует устранению разрыва и соединению берегов высшего и низшего аспектов сознания, берегов между уходящим веком и новым, между царством Бога и царством людей, и позволяет занять своё место в рядах Новой Группы Мировых Служителей, чья нелегкая задача требует от нас жертвенного усилия. Сознательное вступление в эту группу требует прекращения личностной жизни и включения малого "я" в работу целого. Слова эти легко пишутся и читаются, но в них отражена задача всех учеников в настоящее время. И там, где нет такого побуждения и осознания, ученик ещё очень далек от своей цели.
  Стоит также отметить, что возведение моста, благодаря которому сознание сможет легко функционировать и в высших 74] мирах, и в низших, осуществляется главным образом при наличии целенаправленной жизненной тенденции, неуклонно влекущей человека к миру духовных реалий, а также определённых динамических шагов, основанных на планируемой, точно рассчитываемой по времени, направленной ориентации, или фокусировке. В этом процессе тщательно оценивается успех последних месяцев или лет; так же скрупулезно отлеживается влияние этого успеха на повседневную жизнь и телесные механизмы; целеустремлённо и решительно внедряется в сознание воля-жить как духовное существо, что обеспечивает немедленный прогресс.
  В группах некоторых Учителей (не всех) ученики каждые семь лет поощряются к этому и к прохождению того, что эзотерически именуется "кризисом поляризации". Процесс этот представляет собой что-то вроде просмотра, наподобие того, к какому принуждается сознание по ночам, только уходят на него годы, а не часы. Над этой мыслью стоит подумать.
  У каждого преданного стремящегося построение антахкараны происходит самыми быстрыми темпами. Если работа осуществляется с пониманием и с полной осведомлённостью относительно желаемой цели, и если стремящийся не только осознаёт процесс, но и принимает в нём живое и активное участие, то дело спорится и мост строится быстро.
  В связи с построением антахкараны нужно добавить лишь тот важный факт, что чем больше людей добьются соединения высшего и низшего аспектов человеческой природы, тем быстрее пойдет дело спасения мира. Чем старательнее и упорнее будет продвигаться работа, тем скорее Иерархия планеты возобновит Свою древнюю деятельность и вернёт свой статус в мире, тем скорее будут 75] восстановлены Мистерии и мир будет более сознательно жить согласно Плану. Успех любой отдельной единицы семьи человечества на Пути Ученичества сам по себе может иметь сравнительно небольшое значение. Но масса единиц обладает колоссальной мощью. Чтобы ободрить и поощрить вас, я скажу, что сейчас количество учеников в мире быстро растёт. Страдания и беды, понимание и процессы, усиливающие отстранённость и бесстрастие, делают своё дело. Во всём мире то там, то здесь практически еженедельно представители каждой нации переходят с Пути Испытаний на Путь Ученичества. И сегодня это даёт надежду миру. Этот факт указывает на значительное усиление активности Учителей.
  Такое событие, такой переход никогда не произойдёт, пока первая тонкая энергетическая ниточка (подобно первому стальному тросу физического моста) не закрепится на другом берегу. Так устанавливается хрупкий и (поначалу) почти неразличимый канал связи между высшей природой и низшей, между миром души и мирами человеческих дел. Ежемесячно в полнолуние Учителя активизируют Свои усилия, готовя людей к процессу Посвящения с такой быстротой, какая только возможна без риска для них. Помните, что понимание всегда должно сопровождаться интеллектуальным уяснением предмета, и именно невыполнение данного условия удерживает некоторых учеников от такого крупного шага вперёд.
  Исполнение непосредственного долга, направление своей жизни к реальности, рассеяние иллюзии и служение с любовью и пониманием - вот что движет работу. Разве 76] не способен на это каждый из нас? И неужели нам не понятно, что это значит? Думаю, что это не так.
  в. Семь лучевых методов присвоения
  Как мы видели, присвоение представляет собой двойной процесс или, вернее, включает два действия: взятие и отдачу, овладение и отказ, удержание желанного и отстранение от того, что удерживалось ранее. Разные типы человеческих существ, относящиеся к семи Лучам, осуществляют это определённым образом, специфическим только для них. Об этом я и собираюсь рассказать. Но здесь придётся иметь в виду, что истинный смысл моих слов и значение происходящего могут быть поняты лишь теми, кто сам находится в процессе отказа. Стадия присвоения протекает вслепую и бессознательно. Человек не знает, что делает. Только в конце своего долгого странствия и процесса присвоения он обнаруживает, как в действительности он устал хватать несущественное и материальное, и насколько он готов к отстранению. Символически этот двойственный процесс можно заметить в жизни каждого человеческого существа на физическом плане, насыщенно и полностью прожившего свой срок. Беспечная юность (а беспечны все, ибо такова природа) держится за жизнь, не думая о том времени, когда придётся перестать держаться за физическое существование. Юные забывают - и это правильно - о неизбежности того конечного символического отстранения, которое мы называем Смертью. Но когда жизненная роль сыграна и с возрастом поубавилось интересов и сил, у утомленного и уставшего от мира человека нет страха перед этим процессом отстранения и он уже не старается держаться за то, чего когда-то желал. Он приветствует смерть и охотно отбрасывает то, что раньше поглощало внимание.
  77] Говоря о процессе присвоения необходимо рассмотреть следующие пункты, проливающие свет на множество стадий с разных точек зрения:
 1. Стадия конкретизации и материализации. Душа собирает то, что ей нужно и желательно для построения формы.
 2. Стадия воплощения, которая пока проходит вслепую.
 3. Период, когда главная цель - удовлетворение желаний. Последние варьируются от физического желания и его удовлетворения до общего, неопределённого желания избавления.
 4. Процессы конкретного присвоения:
 а. Тела или тел.
 б. Оболочки или оболочек.
 в. Проводника или проводников.
 г. Формы или форм.
 5. Погружение во тьму. Это является результатом желания. Избрав тьму неведения, человек начинает прокладывать себе посредством желания путь от тьмы к свету, от неведения к знанию, от нереального к Реальному. Такова великая символическая масонская работа. Она олицетворяет Путь Отказа.
 6. Путь выхода ради обладания.
 7. Эгоизм, главная характеристика "я" в отношениях и при отождествлении с "не-Я".
 8. Любовь к обладанию, проституирование духовной любви.
 9. Стяжательство, иллюзия материальной нужды.
 10. Период, названный в Библии "распутной жизнью" Блудного Сына.10
 11. Направление и использование энергии с личным, эгоистическим намерением.
 78]
 12. Личностная жизнь и всё, что она подразумевает: амбиции, эгоистическая целью и так далее
 13. Привязанность к видимым, известным, знакомым внешним объективным формам.
 14. Стадия построения мыслеформ, сначала неосознанно, затем - намеренно и эгоистично.
 15. Период поглощённости тем, что принадлежит царству земному.
 16. Мир, плоть и дьявол.
  О прогрессе и намерениях в выражении души, которое обусловлено отстранением, нам дадут представление следующие фразы и предложения:
 1. Стадия одухотворения и дематериализации. Душа действует с целью освобождения, а не дальнейшего накопления опыта на физическом плане.
 2. Отказ от жизни в форме.
 3. Период пресыщения; из-за своего господства и частоты удовлетворения желания перестали привлекать.
 4. Процесс конкретного освобождения от:
 а. Тела или тел.
 б. Оболочки или оболочек.
 в. Проводника или проводников.
 г. Формы или форм.
 5. Вхождение в свет - символическая противоположность погружению во тьму.
 6. Путь Возвращения, мотивируемый желанием ничего не присваивать ради своего обособленного "я". Начало группового сознания и групповой работы.
 7. Бескорыстие, главная характеристика Души, или "Я".
 8. Свобода от желания обладать, свобода от стяжательства и, как следствие, состояние отсутствия желаний.
 79]
 9. Утверждение чувства реальности в качестве руководящего принципа жизни.
 10. Возвращение Блудного Сына в дом Отца.
 11. Направление и использование энергии в групповых целях в сотрудничестве с Планом ради целого.
 12. Жизнь души и всё, что она подразумевает.
 13. Любовь к Богу в противоположность любви к "я".
 14. Привязанность к незримому, истинному, субъективному и Реальному, возможная лишь при отстранении от видимого, ложного, объективного и нереального.
 15. Полное освобождение от контроля низшего ума.
 16. Период, когда главный интерес составляет царство Бога и души.
 17. Реальность. Бесформенное. Бог.
  Рассматривая семь лучевых методов присвоения и обратные стадии, следует помнить, что мы имеем дело с энергиями. Изучающие оккультизм в своём мышлении и работе должны всё больше руководствоваться энергетическими представлениями. Эзотерически об энергиях говорят как об "обладающих импульсивным влиянием, магнетическим влечением и фокусированным действием". Существуют, как хорошо известно, семь основных аспектов, или качеств, энергетических потоков, или эманаций. Они приносят сынов человеческих в воплощение и уносят из него. Они обладают собственными специфическими качествами и характеристиками, которые определяют природу создаваемых форм, качество жизни, выражаемое в конкретное время или в конкретном воплощении, продолжительность жизненного цикла и появление и исчезновение каждого из трёх аспектов формы. Для определения каждой стадии присвоения достаточно нескольких коротких параграфов. А параграфы, дающие детальное описание методов отстранения, приведены в "Трактате о Белой Магии".
 80]
  Луч Первый. Энергия Воли, или Могущества. Аспект Разрушителя.
  О душах этого Луча оккультно говорят как о "пробивающих себе путь в воплощение". Они динамически присваивают то, что им требуется. Они не терпят препятствий при удовлетворении своих желаний. Они стоят особняком, в гордом одиночестве, упиваясь своей силой и безжалостностью. Эти качества необходимо преобразовать в разумную мощь, которая сделает их могучими факторами Плана, магнетическими силовыми центрами, собирающим вокруг себя работников и силы. В качестве примера здесь можно привести работу Учителя Мории, являющегося центром, магнетическим притягательным центром всех эзотерических групп, Который Своим могуществом наделяет их способностью устранять всё нежелательное из жизни учеников. Не забывайте о том, что стимуляция необходимого является одной из главных задач Учителя, а ученику очень нужна способность разрушать то, что ему мешает. Души этого Луча, приходя в воплощение благодаря желанию, овладевают. Именно так определяется природа их силового проявления. В их технике есть определённая доля силы. В конце концов они "силой берут Царство Небесное".11
  Луч Второй. Энергия Любви-Мудрости.
  На этом Луче души используют метод "вбирания", "втягивания". Душа устанавливает вибрацию (как бы далеки ещё мы ни были от реального смысла этого слова), под воздействием которой на окружение атомы субстанции всех трёх планов притягиваются к центральной точке энергии. По сравнению с методом Первого Луча это относительно мягкий метод и длится чуть дольше, тогда как осенение (перед вступлением 81] в три мира с целью явления) занимает намного больше времени. Имеется в виду осенение субстанции, из которой будет построена форма, а не законченной формы, то есть младенца в материнской утробе. Надо сказать, что души на Первом Луче быстры и стремительны в своём желании воплотиться и в употребляемых методах. На Втором же Луче души не так быстро приходят к тому "импульсивному" действию (в смысле импульса к действию, а не импульса во времени), которое способствует оккультному обеспечению явления.
  Души этого Луча, воплощаясь вследствие желания, притягивают. Их магнетизм больше, чем их динамизм; они конструктивны и действуют по линии, которая в нашей вселенной составляет линию наименьшего сопротивления для всех жизней и форм.
  Луч Третий. Энергия Активного Интеллекта
  Как овладение и притяжение определяют методы двух первых Лучей, так процесс "избирательной манипуляции" характеризует Третий Луч. Этот метод совершенно отличается от первых двух. Можно сказать, что тональность, инициирующая активность душ на этом Луче, такова, что атомы разных планов приводятся в движение, как бы сознательно отзываясь на избирательный процесс. Когда вибрационная активность души становится ощутимой, в ответ на определённое качество этой вибрации из самых разных точек собираются атомы. Здесь имеет место гораздо большая избирательность, нежели в случае Второго Луча.
  Как в первом случае, души, похоже, без разбора овладевают тем, что им нужно, встраивая захваченную субстанцию в требуемую форму, или явление, и динамически и интенсивно наделяя её соответствующим качеством; и как на Втором Луче души инициируют движение, собирающее материал из 82] непосредственной окружающей среды и магнетическим притяжением наделяющее его желательным качеством, так и на Третьем Луче необходимый материал собирается душами отовсюду, но такой, что уже обладает нужным качеством (отметьте разницу) и ничем более не наделяется. Отсюда очевидно, что сама субстанция существует в трёх главных категориях и что эти три категории соответствуют в ней трём Лицам Троицы или трём телам воплощённого человека. В третьем аспекте божественности (в жизни третьего Лица Троицы) они аналогичны также качеству трёх периодических проводников, посредством которых происходит проявление.
  Одна часть, или тип, субстанции динамически электризована, и из неё все Эго Первого Луча выбирают нужный им в трёх мирах материал. Другой тип субстанции магнетически электризован, и из него выбирают необходимый для проявления во времени и пространстве материал все Эго Второго Луча. Третий тип субстанции диффузно электризован (не знаю лучшего слова), и из него в количестве, необходимом для построения формы проявления, берут субстанцию все Эго Третьего Луча.
  Что касается методов, техник и типов субстанции, употребляемых душами на четырёх малых Лучах, то они в силу необходимости наделены характерными свойствами Третьего главного Луча, который в конечном итоге синтезирует их.
  Нижеследующая таблица представляет попытку определить то, что почти невозможно передать понятными словами. С точки зрения просветлённого оккультиста она бессмысленна даже больше, чем для среднего учащегося, поскольку до сих пор тайна электричества и истинная природа электрических феноменов (а больше ничего и нет) остаются за семью замками даже для самых продвинутых современных учёных.
 83]
 Луч Энергия Техника Качество Источник
 1. Могущество Овладение Динамическая Динамически
  или Воля цель электризованные
  формы
 2. Любовь- Притяжение Любовь Магнетически
  -Мудрость электризованные
  формы
 3. Разумная Выбор Интеллект Диффузно
  активность электризованные
  формы
 4. Красота Воссоединение Унификация Гармонизирующие
  или искусство электризованные
  формы
 5. Наука Дифферен- Различение Кристаллизирующие
  циация электризованные
  формы
 6. Идеализм Отклик Чувствительность Текучие
  электризованные
  формы
 7. Организация Координация Явление Физические
  электризованные
  формы
  То, что существует такой фактор, как электричество, то, что он, вероятно, лежит в основе всего, что можно увидеть, ощутить и познать, и то, что вся вселенная есть проявление электрической силы, - всё это можно констатировать и всё это в настоящее время начинает признаваться. Но такая констатация не открывает нам тайны, которая даже частично не откроется до середины следующего столетия. Тогда станет возможным откровение, поскольку в мире будет больше посвящённых, а внутреннее видение и внутреннее слышание получат более широкое признание и распространение. Когда человек будет лучшее понимать эфирное тело с его семью силовыми центрами (которые связаны с семью Лучами и в своём выражении являют семь лучевых характеристик и техник, приведённых в таблице), тогда можно будет пролить больше света на природу семи типов электрических феноменов, которые мы называем семью Лучами.
  Говоря о Пути Возвращения в связи с процессом отстранения, отмечающего приближение души к освобождению и окончание периода присвоения, можно привести цитаты из "Трактата о Белой Магии", чётко 84] излагающие его техническую сторону. Цитаты взяты со страниц 288] и 289].
  Первый Луч: - "Пусть Силы соберутся. Пусть они поднимутся на Высокое Место, и с этой величественной высоты пусть душа взглянет на разрушенный мир. И пусть прозвучит слово: 'Я продолжаю существовать!'".
  Второй Луч: - "Пусть вся жизнь устремится к Центру и войдет в Сердце Божественной Любви. Затем из этой точки чувствующей Жизни пусть душе откроется сознание Бога. Пусть слово прозвучит раскатами сквозь безмолвие: 'Ничего нет, кроме Меня!'".
  Третий Луч: - "Пусть Воинство Господа, откликнувшись на слово, прекратит свою деятельность. Пусть знание завершится мудростью. Пусть точка вибрирующая станет точкой статичной, и все линии соберутся в Одно. Пусть душа распознает Единого во Множестве, и пусть прозвучит слово совершенного понимания: 'Я - Работник и Работа, Единый Сущий'".
  Четвертый Луч: - "Пусть исчезнет внешняя слава, и красота внутреннего Света откроет Единого. Пусть диссонанс уступит место гармонии, и из центра скрытого Света пусть говорит душа. Да пронесется слово: 'Красота и слава Меня не сокроют. Я открыт. Я есмь'".
  Пятый Луч: - "Пусть три формы электрической энергии вознесутся в Место Могущества. Пусть силы головы и сердца и все низшие аспекты соединятся. И пусть душа взглянет на внутренний мир божественного света. Пусть прозвучит торжествующее слово: 'Я овладел энергией, ибо я - Сама энергия. Мастер и то, чем он овладел, суть Одно'".
  Шестой Луч: - "Пусть иссякнут все желания. Пусть прекратится устремление. Поиск завершен. Пусть душа осознает, что она достигла цели, и из этих врат, ведущих к вечной Жизни и космическому Миру и Покою, пусть прозвучит слово: 'Я - искатель и искомое. Я отдыхаю!'".

<< Пред.           стр. 2 (из 32)           След. >>

Список литературы по разделу