<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 2.6.2. Расчет показателей ликвидности, допустимых для данного предприятия (организации)
 В западной практике для оценки ликвидности предприятия (организации) используется сравнительный метод, при котором расчетные значения коэффициентов сравниваются со среднеотраслевыми. Несмотря на то, что оптимальные значения коэффициентов ликвидности для определенной отрасли и определенного предприятия уникальны, в качестве ориентира нередко используются следующие значения:
 * для коэффициента общей ликвидности - более 2,
 * для коэффициента абсолютной ликвидности - 0,2 - 0,3,
 * для коэффициента промежуточной ликвидности - 0,9 - 1,0.
 В России пока не существует обновляемой статистической базы оптимальных значений показателей ликвидности предприятий (организаций) различных сфер деятельности. Поэтому в российской практике при оценке ликвидности рекомендуется
 * обращать внимание на динамику изменения коэффициентов;
 * определять значения коэффициентов, допустимых (оптимальных) для данного конкретного предприятия
 Известно, что способность организации отвечать по текущим обязательствам зависит от двух принципиальных моментов:
 * условий взаимных расчетов с поставщиками и покупателями;
 * степени ликвидности текущих активов (структуры имущества)
 Перечисленные выше условия являются базовыми при проведении расчета показателя общей ликвидности, допустимого для данного конкретного предприятия.
 Расчет допустимого значения общей ликвидности базируется на следующем правиле - для обеспечения приемлемого уровня ликвидности организации необходимо, чтобы за счет собственного капитала были профинансированы наименее ликвидные текущие активы и часть текущих платежей поставщикам, не покрытых за счет поступлений от покупателей. Таким образом, первым шагом расчета является определение суммы собственных средств, необходимой для обеспечения бесперебойных платежей поставщикам, а также выделение наименее ликвидной части текущих активов организации.
 Сумма наименее ликвидной части текущих активов и собственных средств, необходимых для покрытия текущих платежей поставщикам, представляет собой общую величину собственных средств, которые должны быть вложены в текущие активы организации для обеспечения приемлемого уровня ликвидности. Иными словами, это величина текущих активов, которая должна быть профинансирована за счет собственных средств.
 Зная фактическую величину текущих активов организации и величину текущих активов, которая должная быть профинансирована за счет собственных средств, можно определить допустимую величину заемных источников финансирования текущих активов - то есть допустимую величину текущих пассивов.
 Коэффициент общей ликвидности, допустимый для данного предприятия, определяется как отношение фактической величины текущих активов к расчетной допустимой величине текущих пассивов.
 Можно предложить два варианта расчетов показателя общей ликвидности, допустимого для конкретного предприятия. Условно их можно назвать "мягкий" и "жесткий". Отличие вариантов состоит в различиях описания условий расчетов организации с поставщиками и покупателями. С использованием "мягкого" и "жесткого" варианта можно определить, соответственно, минимальную и максимальную границы изменения показателя общей ликвидности, допустимого для данной организации в сложившихся условиях работы.
 "Мягкий" вариант
 "Мягкий" вариант предполагает регулярную оплату счетов покупателями и регулярную оплату счетов поставщиков. При этом определяется минимальное допустимое значение показателя общей ликвидности (таблица G стр. 80, таблица 11 стр. 199).
 В данном варианте сумма собственных средств, необходимых для обеспечения бесперебойных платежей поставщикам, определяется на основании абсолютных величин и периодов оборота поступлений (авансы покупателей, дебиторская задолженность) и платежей (авансы поставщикам, кредиторская задолженность).
 
 Остановимся подробнее на строке 10 "Поступления, имеющиеся к сроку погашения кредиторской задолженности и выплаты авансов". Данная величина определяется как произведение абсолютных величин по данным агрегированного баланса (Дебиторская задолженность + Авансы покупателей) на дробь (Период оборота кредиторской задолженности + Период оборота авансов поставщикам)/(Период оборота дебиторской задолженности + Период оборота авансов покупателей). Дробь позволяет определить долю поступлений, имеющихся к сроку выполнения обязательств перед поставщиками.
 В прошлой редакции данной книги для строки 10 таблицы G была предложена формула несколько другого вида, а именно:
 
 
 Логика расчетов и используемые данные в обоих вариантах одинаковы. Одинаковыми также будут результаты расчетов, полученные с использованием обеих формул, но при одном условии: при наличии у предприятия авансов поставщикам и кредиторской задолженности (соответственно, наличии в формуле периодов оборота перечисленных двух элементов, строки 2 и 3).
 Например, при отсутствии у предприятия авансов поставщикам (строка3=0) в формуле, приведенной на данной странице, второе слагаемое станет равно 0. Таким образом из рассмотрения исключались авансы покупателей, что не корректно: авансы покупателей в этом случае также как и дебиторская задолженность будут направляться на погашение кредиторской задолженности. В формулу необходимо было вносить изменение, , что делалось далеко не всегда. Аналогичная ситуация возникала при отсутствии кредиторской задолженности.
 Перечисленные выше нюансы привели к необходимости трансформировать формулу к виду, представленному в строке 10 на стр.81. Данная формула позволяет производить корректные расчеты при наличии или отсутствии любого из элементов расчетов (в частности, обновленная формула автоматически и корректно учитывает ситуацию с отсутствием авансов поставщикам либо кредиторской задолженности).
 Повторно отметим, что при наличии всех элементов взаимных платежей предприятия с покупателями и поставщиками, результаты расчетов по предыдущей (стр.82) и модифицированной (стр. 81, строка 10) формулам будут равны.
 "Жесткий" вариант
 "Жесткий" вариант предполагает дискретную оплату счетов покупателями и дискретную оплату счетов поставщиков. Предполагается, что оплата счетов производится единовременно всей суммой через период, равный периоду оборота рассматриваемой задолженности. При этом определяется максимальное допустимое значение показателя общей ликвидности (таблица H, таб. 12 стр. 200).
 В данном варианте сумма собственных средств, необходимых для обеспечения бесперебойных платежей поставщикам, определяется на основании разницы периодов поступлений (авансы покупателей, дебиторская задолженность) и платежей (авансы поставщикам, кредиторская задолженность) и величины среднедневных затрат.
 
 
 Рассчитанные допустимые значения коэффициента общей ликвидности необходимо сравнить с его фактическими значениями, на основании чего можно сделать вывод об уровне общей ликвидности организации.
 Проводя расчет оптимального показателя ликвидности для конкретного предприятия необходимо в индивидуальном порядке решать вопрос: что включать в состав наименее ликвидной части текущих активов (например, учитывать ли все запасы или часть из них исключить как высоколиквидные). Учитывать ли готовую продукцию или ее часть как наименее ликвидные активы.
 Допустимые значения показателя общей ликвидности, определенные по "мягкому" и "жесткому" варианту, могут отличаться между собой. В этом случае в качестве ориентировочного значения выбирается то, которое определено при условиях взаиморасчетов, наиболее близких предприятию.
 Если оплата счетов поставщикам и поступление средств от покупателей достаточно регулярны, в качестве допустимого (приемлемого) выбирается значение коэффициента общей ликвидности, определенное по "мягкому" варианту. В противоположном случае в качестве ориентира выбирается значение коэффициента общей ликвидности, определенное по "жесткому" варианту. Расчет показателя общей ликвидности, допустимого для данного предприятия в сложившихся условиях работы, необходимо проводить для каждого интервала анализа.
 
 Постепенно организация сможет накапливать статистическую базу значений допустимых (оптимальных) значений коэффициента общей ликвидности в зависимости от условий работы.
 В ходе расчета показателя общей ликвидности, допустимого для данного предприятия, определяются важные характеристики состояния предприятия:
 * необходимая (допустимая) величина чистого оборотного капитала;
 * соотношение величины поступлений от покупателей и платежей поставщикам
 Строка "Всего необходимо собственных средств" таблиц G, H (таблиц 11, 12) отражает величину собственных источников финансирования, которую необходимо вложить в текущие активы. Величина собственных средств, вложенных в текущие (оборотные) активы предприятия - не что иное, как чистый оборотный капитал.
 Сравнивая расчетные значения чистого оборотного капитала, необходимого предприятию, с фактическими значениями ЧОК, можно судить о достаточности (недостаточности) уровня оборотного капитала организации.
 Строка "Собственные средства, необходимые для покрытия текущих платежей поставщикам" может рассматриваться как показатель, характеризующий условия расчетов организации с покупателями и поставщиками.
 Выбор нулевого значения по данной строке говорит о том, что поступления покрывают платежи, и не требуется дополнительных источников финансирования для обеспечения бесперебойных расчетов. Такие условия расчетов являются благоприятными для организации. Чем больше величина собственных средств, которые необходимо вкладывать для обеспечения бесперебойных расчетов, тем менее благоприятны для организации условия расчетов с покупателями и поставщиками.
 Рычагами оптимизации ликвидности организации могут быть:
 * Увеличение собственных средств.
 * Увеличение доли собственных источников финансирования может быть достигнуто за счет повышения прибыльности деятельности организации и дальнейшего направления чистой прибыли на увеличение собственных средств.
 * Совершенствование работы по управлению оборотным капиталом;
 Резервы оптимизации оборотного капитала определяются на этапе анализа оборачиваемости и могут состоять в сокращении периодов оборота элементов текущих активов и (или) увеличении периодов оборота элементов текущих пассивов. Безусловно, под увеличением периодов оборота элементов текущих пассивов не подразумевается нарушение условий договоров с поставщиками и расчетов с бюджетов (не подразумевается создание просроченных задолженностей перед поставщиками, бюджетом, персоналом).
 * Оптимизация инвестиционной политики
 Под оптимизацией инвестиционной политики подразумевается приведение масштабов капитальных вложений в соответствие реальным финансовым возможностям организации.
 * Оптимизация финансовой политики
 Под оптимизацией финансовой политики подразумевается, в частности, отказ от финансирования капитальных вложений за счет краткосрочного кредитования. Привлечение долгосрочного финансирования.
 Реализация части постоянных активов, не используемых в процессе производства.
 
 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
 Цель анализа финансовой устойчивости - оценить способность предприятия погашать свои обязательства и сохранять права владения предприятием в долгосрочной перспективе.
 Способность предприятия погашать обязательства в долгосрочной перспективе определяется соотношением собственных и заемных средств и их структурой.
 2.7.1. Расчет и интерпретация основных показателей
 Интегральным показателем, характеризующим финансовую устойчивость организации, является коэффициент автономии.
 Коэффициент автономии соизмеряет собственный и заемный капитал организации.
 
 Для финансово устойчивого предприятия коэффициент автономии должен быть больше единицы. С экономической точки зрения это означает, что в случае если кредиторы потребуют свои средства одновременно, предприятие, реализовав активы, сможет расплатиться по обязательствам и сохранить за собой права владения предприятием.
 Возможности предприятия отвечать по обязательствам напрямую зависят от структуры активов, точнее, от степени ликвидности активов. В связи с этим рекомендуется расчетным путем определять коэффициент автономии, допустимый для данной конкретной организации (таблица К стр. 88, таблица 15 стр. 202 ).
 Методика расчетов показателя автономии, допустимого для предприятия, основывается на общеизвестном экономическом принципе: для обеспечения финансовой устойчивости необходимо, чтобы за счет собственных средств была профинансирована наименее ликвидная часть активов. К наименее ликвидной части активов в классическом случае относятся основные средства, запасы материалов и незавершенное производство. Для различных предприятий и организаций состав наименее ликвидной части активов может изменяться.
 
 Для оценки структуры источников финансирования наравне с коэффициентом автономии используется коэффициент платежеспособности.
 Коэффициент платежеспособности определяет долю собственного капитала в общих источниках финансирования организации.
 
 
 Назначение коэффициентов автономии и платежеспособности одинаково - оценить долю собственного капитала в структуре источников финансирования. При характеристике финансовой устойчивости организации достаточно рассчитать один из них.
 Для финансово устойчивого предприятия коэффициент платежеспособности должен быть больше 0,5.
 Обоснование минимального значения коэффициента платежеспособности можно провести, сопоставив расчетные формулы коэффициента платежеспособности и коэффициента автономии.
 Валюта Баланса (общие пассивы) представляют собой сумму собственного капитала и заемного капитала организации. Для финансово устойчивого предприятия минимальное значение соотношения собственного капитала и заемных средств составляет 1, то есть минимальная допустимая величина собственного капитала равна заемному капиталу. Учитывая сказанное выше, можно представить расчет минимального значения коэффициента платежеспособности следующим образом:
 
 
 При проведении анализа финансовой устойчивости организации могут быть использованы следующие показатели.
 Коэффициент иммобилизации рассчитывается как соотношение постоянных и текущих активов. Данный показатель отражает степень ликвидности активов и тем самым возможность отвечать по текущим обязательствам в будущем.
 Значение коэффициента иммобилизации во многом определяется отраслевой спецификой организации. Статистическая база рекомендуемых значений в настоящее время отсутствует. В общем можно сказать, что чем ниже значение коэффициента, тем больше доля ликвидных активов в имуществе организации и тем выше возможности организации отвечать по текущим обязательствам.
 
 
 Коэффициент маневренности показывает, какая часть собственного капитала вложена в наиболее маневренную (мобильную) часть активов.
 
 
 Доля собственных источников финансирования текущих активов показывает, какая часть текущих активов образована за счет собственного капитала.
 
 Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками финансирования характеризует степень покрытия запасов и затрат (незавершенного производства и авансов поставщикам) собственными источниками финансирования.
 
 Для оценки финансовой устойчивости можно использовать показатель вероятности банкротства Альтмана (Z-показатель), рассчитываемый по следующей, адаптированной к российской терминологии, формуле:
 
 
 Величина общих активов, текущих активов, уставного капитала, накопленного капитала определяется по данным агрегированного Баланса. Выручка от реализации и прибыль от основной деятельности определяются за рассматриваемый интервал анализа (не нарастающим итогом) на основании отчета о финансовых результатах.
 Весовые коэффициенты (1,2; 3,3 и т.д.) были получены г-ном Альтманом на основании анализа статистических данных работы западных предприятий и организаций несколько десятков лет назад.
 Каждый из элементов формулы Альтмана имеет наименование и экономический смысл. Отношение текущих активов к общей величине активов (ТА/ВБ) носит название степень мобилизации активов. Аналогично коэффициенту иммобилизации, он определяется отраслевой спецификой организации.
 Соотношение накопленного капитала и валюты Баланса (НК/ВБ) отражает уровень самофинансирования. Выражение УК/ЗК отражает соотношение уставного (акционерного) капитала и обязательств (заемных источников финансирования) предприятия. Перечисленные показатели характеризуют долю собственных средств в пассивах, то есть отражают финансовую устойчивость организации.
 Отношение прибыли от основной деятельности (за период) к общей величине активов (ПОД/ВБ) отражает рентабельность активов по основной деятельности.
 Отношение выручки от реализации (за период) к общей величине активов (ВР/ВБ) - формула расчета коэффициента оборачиваемости всех активов.
 Чтобы иметь возможность сравнивать различные организации по Z-показателю, необходимо обеспечить сопоставимость результатов расчета. Сопоставимость можно обеспечить, если
 * в расчетах используются величины выручки от реализации и прибыли от основной деятельности за интервал анализа (не нарастающим итогом);
 * показатели рентабельности активов и оборачиваемости активов приведены к годовому измерению (или к другому единому интервалу анализа).
 Чтобы привести показатели рентабельности и оборачиваемости активов в сопоставимый вид, необходимо умножить их на выражение
 
 Степень близости предприятия к банкротству определяется по следующей шкале:
 
 Принимая во внимание, что формула расчета Z-показателя в представленном здесь виде отличается от оригинала (в частности, вместо уставного капитала (УК) в оригинальном варианте используется рыночная стоимость акций - неопределяемый сейчас для большинства показатель), рекомендуем снизить верхнюю границу "очень высокой" степени вероятности банкротства до 1.
 При ретроспективном анализе предприятия следует обращать внимание не столько на шкалу вероятности банкротства, сколько на динамику этого показателя.
 Z-показатель Альтмана является комплексным показателем, включающим в себя целую группу коэффициентов, характеризующих разные стороны деятельности предприятия: структуру активов и пассивов, рентабельность и оборачиваемость. В связи с этим представляется интересным анализ влияния отдельных составляющих показателя Альтмана на изменение оценки вероятности банкротства.
 Для характеристики финансовой устойчивости организации используется достаточно большой набор показателей. Однако, многие из показателей финансовой устойчивости являются производными друг друга, то есть не предоставляют дополнительной управленческой информации о предприятии.
 Например, если фактическая величина чистого оборотного капитала превышает расчетную допустимую величину ЧОК (глава 2.6.2), то показатели, в расчете которых используется величина чистого оборотного капитала, будут иметь приемлемые значения.
 Проводя исследования, рекомендуется выбирать несколько показателей, представляющих наиболее полную информацию о финансовой устойчивости организации - например, коэффициент автономии и чистый оборотный капитал (абсолютная величина и доля ЧОК в общих активах). Дополнительные коэффициенты рассчитываются при необходимости, например, при подготовке отчета для собрания акционеров или по требованию инвесторов.
 Расчет основных показателей финансовой устойчивости рекомендуется дополнять анализом показателей самофинансирования.
 Необходимо отметить, что финансовая устойчивость и рентабельность собственного капитала находятся в обратно пропорциональной зависимости. Чем больше доля собственных средств в составе пассивов, тем выше устойчивость предприятия, но тем меньше рентабельность собственного капитала. В связи с этим задачу финансового менеджмента на предприятии можно сформулировать следующим образом: обеспечивая приемлемый уровень финансовой устойчивости необходимо способствовать росту рентабельности собственного капитала.
 2.7.2. Анализ показателей самофинансирования
 Цель анализа самофинансирования - представить выбранные организацией принципы распоряжения собственным капиталом.
 Так как финансовая устойчивость организации зависит от величины собственных средств, имеет смысл понять, насколько эффективно организация использует источники увеличения собственного капитала и насколько рационально распоряжается собственными средствами (таблица 14, стр. 201).
 Основной источник увеличения собственного капитала организации - чистая прибыль. Направления использования чистой прибыли могут быть различными. Чистая прибыль может направляться на увеличение собственных средств (нераспределенная прибыль, средства фондов), может быть направлена на выплату дивидендов, поддержку социальной сферы, выплату процентов по кредитам, оплату штрафов, пеней, НДС по суммовым разницам и т.д.
 Коэффициент самофинансирования показывает, какая часть чистой прибыли предприятия направлена на его развитие, то есть на увеличение накопленного капитала.
 
 
 Источником информации о приросте накопленного капитала является агрегированный Баланс (таблица 5). Также можно воспользоваться информацией таблицы "Анализ изменений статей Баланса" (таблица 6). Чистая прибыль определяется за интервал анализа (не нарастающим итогом) по данным отчета о финансовых результатах (таблица 16).
 Логично предположить, что, с точки зрения финансового состояния предприятия, основную долю чистой прибыли рационально направлять на увеличение собственного капитала.
 Если основным направлением использования чистой прибыли являются прочие цели (низкий коэффициент самофинансирования или устойчивая тенденция на его снижение), можно сделать вывод, что предприятие недостаточно эффективно использует потенциал увеличения собственных источников финансирования. Как следствие, может возрастать потребность предприятия в заемных источниках финансирования, которые в настоящее время достаточно "дорогие".
 Используя данные аналитического учета, рекомендуется проанализировать прочие направления использования чистой прибыли и оценить возможности их сокращения (или отказа).
 Значение коэффициента самофинансирования, превышающее 100%, свидетельствует, что рост накопленного капитала связан не только с направлением чистой прибыли на развитие предприятия, но и с ростом прочих составляющих накопленного капитала (например, с получением целевого финансирования).
 При отрицательных значениях чистой прибыли либо отрицательных приростах накопленного капитала рассчитывать коэффициент самофинансирования не имеет смысла.
 Прирост собственного капитала может быть направлен на финансирование постоянных активов либо на финансирование оборотного капитала.
 Коэффициент мобилизации накопленного капитала позволяет определить, какая часть прироста накопленного капитала направлена на увеличение оборотных средств.
 
 
 Значение коэффициента мобилизации, превышающее 100%, свидетельствует о том, что финансирование чистого оборотного капитала осуществлялось не только за счет собственных средств, но и за счет выбытия (продажи) части постоянных активов.
 При отрицательных значениях прироста оборотных средств и (или) накопленного капитала рассчитывать коэффициент мобилизации нецелесообразно.
 Таким образом, логику проведения анализа самофинансирования можно представить так, как показано на рисунке 12. Вначале определяется, какая часть чистой прибыли направляется на увеличение накопленного капитала, и далее - на финансирование оборотных средств либо постоянных активов.
 
 
 В зависимости от этапа развития предприятия приоритетным может быть финансирование либо постоянных активов, либо оборотного капитала. Однако, в любой ситуации желательно сохранять Баланс между указанными направлениями использования собственных средств. Об этом напоминает правило финансового менеджмента: за счет собственных средств должны финансироваться как постоянные активы, так и часть оборотных средств.
 Для характеристики финансового менеджмента организации может быть использован коэффициент обеспеченности долгосрочных активов собственными средствами, который определяет степень покрытия постоянных активов инвестированным капиталом.
 
 
 Инвестированный капитал = Собственный капитал + Долгосрочные обязательства
 Расчет показателя осуществляется по данным агрегированного Баланса.
 Коэффициент обеспеченности долгосрочных инвестиций позволяет проконтролировать соблюдение предприятием важного правила финансового менеджмента: за счет собственного капитала должны быть профинансированы постоянные активы и часть оборотных средств.
 Для финансово устойчивого предприятия коэффициент обеспеченности долгосрочных инвестиций должен быть больше 1. При этом наблюдается положительная величина чистого оборотного капитала.
 Значение коэффициента меньше 1 говорит о том, что за счет заемных средств финансируется весь оборотный капитал и часть постоянных активов. В этом случае финансовое положение организации является неустойчивым и возникает серьезная угроза проблем с погашением заемных средств.
 Коэффициент обеспеченности долгосрочных инвестиций, не достигающий 1, может быть индикатором рискованной инвестиционной политики. В данном случае под нерациональной инвестиционной политикой понимается то, что масштабы инвестиций превышают финансовые возможности предприятия.
 При недостаточном объеме собственных источников финансирования рекомендуется проанализировать возможности увеличения собственного капитала организации. В этом случае особенно актуальным становится анализ прибыльности.
 
 ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ (ФОРМА №2) И ЕГО ПОДГОТОВКА К АНАЛИЗУ
 Отчет о финансовых результатах - это бухгалтерский документ, представляющий результаты деятельности предприятия за определенный период. Результаты отражаются по отдельным направлениям деятельности организации - основной, прочей операционной и внереализационной. Оценка результатов осуществляется путем сопоставления доходов и расходов за определенный период.
 Отчет о финансовых результатах (таблица 3 стр. 191, таблица 16 стр. 203) содержит следующие характеристики результатов деятельности организации:
 Выручка от реализации - это стоимость реализованной продукции или оказанных услуг (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п. налогов) за отчетный период.
 Для торговых и снабженческо-сбытовых предприятий в данной строке показывается общая сумма поступлений от реализации товаров.
 Прибыль от основной деятельности (прибыль от реализации) представляет собой разность между выручкой от реализации и затратами на реализованную продукцию.
 Экономический смысл прибыли от основной деятельности состоит в оценке эффективности производственной деятельности предприятия.
 Балансовая прибыль (прибыль до налогообложения) представляет собой массу прибыли до ее налогообложения. Поэтому иногда эта строка именуется как "Прибыль до уплаты налогов". Балансовая прибыль формируется из прибыли (убытков) от основной деятельности а также прочих операционных и прочих внереализационных доходов (расходов).
 Чистая прибыль - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов - ключевая характеристика эффективности деятельности предприятия. Чистая прибыль является основным источником увеличения собственного капитала предприятия. Показатель рассчитывается как разница между Балансовой прибылью и налогом на прибыль.
 Направления использования чистой прибыли (отвлечения средств) определяются самим предприятием. Чистая прибыль может быть направлена на формирование фондов и резервов предприятия (увеличение собственного капитала), выплату дивидендов, погашение кредитов, уплату штрафов и пеней, содержание объектов социальной сферы и прочее.
 Анализ отчета о финансовых результатах следует начинать с преобразования его в более удобный для исследования вид.
 ! Подготовка формы №2 для анализа заключается в переводе отчета нарастающим итогом в отчет за интервал анализа и выделении маржинальной прибыли.
 Отчет о финансовых результатах в течение одного года выполняется нарастающим итогом (таблица 3, стр. 191). Если интервал анализа меньше года, необходимо выполнить пересчет нарастающего итога в отчет за интервал. Для этого из значений строк формы №2 на текущую дату вычитаются значения аналогичных строк на предыдущую отчетную дату. Перевод не осуществляется для первого с начала года отчетного периода. Подобное представление Отчета о финансовых результатах позволяет оценить результаты деятельности предприятия за отдельные периоды и сравнить их между собой (таблица 16, стр. 203).
 Принятая в России форма Отчета о финансовых результатах не позволяет получить представление о структуре затрат на производство продукции (оказание услуг). В форме №2 не предусмотрено выделение постоянных и переменных затрат, что обедняет анализ прибыльности. В частности, отсутствует информация для проведения анализа безубыточности и ценовой политики предприятия.
 Для построения более информативного отчета о прибылях и убытках целесообразно разделить затраты на реализованную продукцию на переменную и постоянную составляющие.
 Переменные затраты (издержки) - затраты, изменение которых связано с изменением объема произведенной продукции.
 
 К переменным затратам в большинстве случаев относятся затраты на сырье и материалы (прямые затраты), покупные изделия, сдельная заработная плата, технологическая энергия и топливо, транспортно-заготовительные расходы.
 Постоянные затраты (издержки) - затраты, не изменяющиеся при изменении объемов производства. Как правило, это затраты, связанные с обслуживанием производственного процесса (административно-управленческие, сбытовые расходы).
 Примером постоянных затрат могут служить амортизационные отчисления по основным фондам и нематериальным активам, топливо и энергия на обслуживание производственного процесса (освещение, отопление), заработная плата персонала, не зависящая от объемов произведенной продукции (оклады, оплата простоев).
 Нередко постоянными являются затраты, учитываемые как общецеховые, общехозяйственные (общезаводские) расходы, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО).
 
 
 Как правило, к постоянным затратам относится основная доля затрат вспомогательных производств - например, гальванических, кузнечных цехов (производств).
 Необходимо отметить, что абсолютная величина постоянных затрат может изменяться по периодам в зависимости от масштабов и условий деятельности. Например, в летние периоды постоянные издержки могут сокращаться за счет снижения затрат на отопление и освещение зданий. Увеличение постоянных затрат может быть связано с проведением текущего ремонта, приобретением имущества на условиях лизинга и т.п.
 В общем случае, высокая доля постоянных затрат в себестоимости может объясняться:
 * Недозагруженностью производственных фондов;
 * Особенностями технологического процесса.
 Если доля постоянных затрат в себестоимости продукции высока или растет, возрастает риск получения убытков в случае сокращения объемов реализации.
 ! Отнесение затрат к переменным или постоянным зависит от особенностей технологического процесса, принятой на предприятии системы оплаты труда и т.п., поэтому должно осуществляться индивидуально для каждого предприятия. Рекомендации по разделению затрат на переменную и постоянную составляющие представлены в главе 1.3.
 ! Разделение затрат на переменную и постоянную составляющие (выделение доли постоянных затрат в себестоимости) желательно осуществлять для каждого анализируемого периода. Подход, при котором выделенная в первом интервале анализа доля постоянных затрат используется для всех последующих интервалов, не вполне корректен.
 Разница между выручкой от реализации и переменными затратами носит название маржинальная прибыль.
 Маржинальная прибыль имеет принципиальное значение при анализе прибыльности, так как позволяет проанализировать причины убытков, определить границы безубыточности деятельности, охарактеризовать тенденции ценовой политики организации.
 С экономической точки зрения, маржинальная прибыль представляет собой "резерв" покрытия постоянных расходов и получения прибыли.
 
 АНАЛИЗ ПРИБЫЛЬНОСТИ
 Цель анализа прибыльности - оценить способность предприятия приносить доход на вложенные в текущую деятельность средства.
 Анализ прибыльности (таблица 18) выполняется на основании отчета о финансовых результатах, переведенного из нарастающего итога в отчет за интервал (таблица 16).
 Анализ прибыльности необходимо начинать с общей характеристики доходности отдельных направлений деятельности предприятия, а также описания динамики изменения доходности в течение анализируемого периода.
 Необходимо определить, под влиянием каких основных причин изменялись объемы получаемой прибыли в течение анализируемого периода (подробнее см. Рис. 3). Например, это может быть изменение выручки от реализации, изменение уровня переменных или постоянных затрат, прочих операционных и внереализационных доходов (расходов).
 В свою очередь, изменение выручки от реализации может быть связано с изменением номенклатуры реализуемой продукции (реализуется продукция, имеющая различный уровень спроса на рынке), изменениями в работе маркетинговых служб, изменением цен на реализуемую продукцию и т.д.
 Величина переменных затрат может меняться вследствие изменений номенклатуры реализуемой продукции (разный уровень затрат на производство различных изделий), изменений цен на закупаемые сырье и материалы. Постоянные затраты могут варьироваться в результате изменения цен на постоянную составляющую затрат, в результате ввода новых фондов, изменения технологии производства продукции и т.п.
 С точки зрения устойчивости предприятия в перспективе, целесообразно, чтобы основная часть доходов формировалась за счет основной деятельности, но не за счет прочих операций, носящих случайный характер (прочие операционные и внереализационные доходы). Если результаты деятельности организации во многом определяются величинами прочих операционных и внереализационных доходов и расходов, необходим их подробный анализ и контроль. Для анализа прочей операционной и внереализационной деятельности недостаточно информации Баланса и формы №2, необходимы данные аналитического учета.
 2.9.1. Расчет и интерпретация основных показателей
 При анализе прибыльности предприятия отдельно рассматриваются и сравниваются между собой результаты основной деятельности, прочих операций и деятельности организации в целом (таблицы 16, 17 стр.203).
 Рассматривая основную деятельность, рекомендуется особое внимание уделять маржинальной прибыли. Наличие и рост маржинальной прибыли является положительной характеристикой деятельности организации. Положительная маржинальная прибыль свидетельствует о потенциальной возможности прибыльной продажи продукции.
 Для общей характеристики ценовой политики организации рассчитывается ценовой коэффициент, называемый также нормой маржинальной прибыли.
 Ценовой коэффициент определяется как отношение маржинальной прибыли к выручке от реализации и характеризует соотношение цен на произведенную продукцию и цен на потребляемые в процессе производства сырье и материалы.
 Динамика ценового коэффициента отражает, насколько темп роста цен на реализуемую продукцию отличается от темпа роста цен на потребляемые в процессе производства переменные затраты.
 
 Значение ценового коэффициента не зависит от объема производства и реализации и определяется уровнем цен на реализуемую продукцию и переменную составляющую затрат. Это можно подтвердить, записав формулу ценового коэффициента для однономенклатурного производства.
 При однономенклатурном производстве выручка от реализации определяется как произведение цены единицы реализуемой продукции и объема реализации. Переменные затраты представляют собой произведение удельных переменных затрат (переменных затрат на единицу продукции) и объема реализации. Объем реализации присутствует в расчетах числителя и знаменателя формулы и может быть сокращен.
 Полученное выражение подтверждает, что при прочих равных условиях с изменением объема производства ценовой коэффициент остается неизменным.
 
 Величина ценового коэффициента определяется следующими факторами:
 * цена на реализуемую продукцию,
 * цены на сырье, материалы и прочие элементы переменных затрат ("стоимость" переменных затрат),
 * номенклатура реализуемой продукции,
 * изменение технологии производства продукции.
 * Анализируя изменения ценового коэффициента, необходимо уточнить, какая из причин оказала основное влияние на его динамику.
 Общая положительная величина маржинальной прибыли не гарантирует, что каждый из видов продукции является потенциально прибыльным - имеет положительную маржинальную прибыль. Для выявления потенциально прибыльной продукции и продукции, имеющей отрицательную маржинальную прибыль, необходим номенклатурный анализ. Для этого по основным видам производимой продукции рассчитываются ценовые коэффициенты.
 
 При анализе результатов маржинального анализа продукции необходимо иметь в виду, что с точки зрения максимизации прибыли целесообразно:
 * реализовывать (не просто производить, а именно реализовывать) продукцию, имеющую максимальный ценовой коэффициент;
 * минимизировать объем реализации продукции, имеющей отрицательный ценовой коэффициент (отрицательную маржинальную прибыль)
 Наличие отрицательной маржинальной прибыли - крайне негативная ситуация, при которой выручка от реализации продукции (работ, услуг) не покрывает даже переменных затрат на ее производство. Следовательно, каждая новая продажа увеличивает убыток организации, то есть ухудшает ее финансовое состояние.
 При отрицательной маржинальной прибыли обязательное условие улучшения финансового состояния предприятия - оптимизация ценовой и номенклатурной политики.
 Поддержание ликвидности убыточных предприятий возможно при соблюдении трех основных условий:
 * Наличии накопленного капитала (сокращается при убытках);
 * Возможности кредитования (привлечение кредитов, увеличение текущих пассивов);
 * Поддержание приемлемой оборачиваемости текущих активов.
 Однако, необходимо помнить, что устойчивость предприятия в долгосрочной перспективе определяется именно прибыльностью. Высокая оборачиваемость является временным рычагом поддержания предприятия "на плаву" (ограничением "поддержания на плаву" в данном случае являются сбои в поступлении средств или исчерпание возможности увеличения текущих пассивов). При снижении оборачиваемости убыточное предприятие более других подвержено риску банкротства.
 Для оценки прибыльности основной деятельности используются следующие показатели (таблица 18):
 Прибыльность переменных затрат - показатель, позволяющий оценить, насколько изменится прибыль от основной деятельности при изменении переменных затрат на 1 рубль.
 
 Прибыльность переменных затрат позволяет сориентироваться в вопросе, какое из направлений вложения средств несет в себе большую потенциальную доходность - основная деятельность или какие-либо прочие направления (например, депозитные вклады). Нередко прибыльность переменных затрат, превышающая доходность прочих возможных направлений вложения капитала, акцентирует внимание руководства на оптимизации основной деятельности.
 
 
 Всего затраты на реализованную продукцию представляют собой сумму позиций формы №2 Себестоимость реализованной продукции + Управленческие расходы + Коммерческие расходы, либо, что одно и то же - это сумма переменных и постоянных затрат.
 Прибыльность продаж по основной деятельности показывает долю прибыли от основной деятельности в выручке от реализации (без НДС).
 
 Показатели прибыльности всей деятельности рассчитываются аналогично показателям прибыльности основной деятельности, но при этом анализируется деятельность предприятия в целом. В частности, прибыльность затрат балансовая рассчитывается как отношение балансовой прибыли к общей величине текущих затрат периода.
 
 Встречается подход, при котором прибыльность всех продаж определяется как отношение чистой прибыли к выручке от реализации, то есть в расчетах не участвует величина прочих операционных и внереализационных доходов.
 Для того, чтобы оценить взаимосвязь выручки от реализации, маржинальной прибыли и прибыли от основной деятельности, рассчитывается производственный рычаг.
 
 
 Производственный рычаг показывает, на сколько изменится прибыль от основной деятельности предприятия при изменении выручки на 1%. Например, значение рычага 15% говорит, что при изменении выручки от реализации на 1% прибыль предприятия изменится на 15%.
 При увеличении объемов реализации предприятие, имеющее высокий производственный рычаг, имеет возможность более высокими темпами повышать прибыль, чем предприятия с низким производственным рычагом. Однако, необходимо помнить, что производственный рычаг, как и любой другой рычаг, может действовать в обратную сторону. При снижении объемов реализации темп снижения прибыли будет более высоким у предприятия, имеющего высокий производственный рычаг.
 Таким образом, чем больше производственный рычаг, тем выше зависимость предприятия (с точки зрения получаемой прибыли) от объемов реализации продукции.
 Величина производственного рычага зависит от структуры текущих затрат - величины переменных и постоянных затрат в себестоимости продукции. Чем больше переменных затрат в составе затрат (себестоимости реализованной продукции), тем ниже производственный рычаг.
 Управление производственным рычагом заключается в изменении структуры затрат - изменении доли переменных и постоянных затрат.
 В составе затрат на производство продукции достаточно сложно выделить элементы, которые могут переводиться из разряда постоянных в переменные или наоборот. Пример затрат, которые организация может устанавливать как переменные или постоянные, - заработная плата.
 Например, в период кризиса при труднопрогнозируемом объеме сбыта продукции, встречалась практика установления зависимости заработной платы административно-управленческого и производственного персонала от объемов реализуемой продукции (с выделением базовой постоянной величины). При этом заработная плата переходила в разряд переменных затрат, что способствовало минимизации убытков при сокращении объемов реализации.
 Обратимся к данным, отраженным в таблице L. Производственный рычаг для предприятия по данным за последний отчетный период составляет 4,3=(2600-1560)/(2600-2560-800). Предположим, что у рассматриваемого предприятия в ближайшее время прогнозируется падение объемов продаж на 20%.
 
 При падении выручки на 20% произойдет угрожающее падение прибыли - на 86% (таким образом можно проверить действие производственного рычага - 20%*4,3=86%). В подобной ситуации необходимы оперативные меры по "замедлению" падения прибыли - по снижению действия производственного рычага.
 Как обсуждалось выше, снижение производственного рычага - это снижение доли постоянных затрат. В составе постоянных затрат был выделен элемент, который возможно сделать переменным - это заработная плата административно - управленческого персонала. В последнем отчетном периоде на предприятии заработная плата АУП начислялась по повременному принципу - на основании окладов. Перевод затрат на оплату труда в разряд переменных предполагает установление зависимости зарплаты от объемов реализации как процента от объемов продаж.
 По факту, заработная плата АУП составила 4% выручки от реализации продукции - 100/2600. Установим на будущее аналогичной соотношение - величина заработной платы как 4% от продаж.
 
 При переводе заработной платы в разряд переменных падение прибыли замедлилось. Понятно, что пример утрирован: сложно оплату труда сделать полностью зависимой от объемов продаж, определенные оклады будут сохранены. Следовательно, эффект по "замедлению падения" прибыли будет менее заметным.
 При низкой доле заработной платы в составе затрат манипуляции с ее величиной не приведут к ощутимому росту прибыли, но могут создать напряженную обстановку в коллективе. Стоит заметить, что при росте объемов продаж начисление зарплаты на основании окладов, но не процентом от продаж будет более целесообразным с точки зрения максимизации прибыли.
 Таким образом, можно сделать выводы:
 * при одном и том же объеме реализации размер получаемой прибыли может изменяться за счет изменения доли переменных и постоянных затрат;
 * целесообразно изменять долю переменных и постоянных затрат за счет элементов, имеющих значительный удельный вес в составе затрат.
 Изменение принципов начисления зарплаты - не единственный способ изменения "распределения сил" между переменными и постоянными затратами. Передача отдельных технологических операций для выполнения на стороне - знаменитый аутсорсинг - это способ сократить постоянные затраты, связанные с эксплуатацией собственного оборудования. При росте объемов продаж, напротив, возникает вопрос об организации производство отдельны комплектующих силами самого предприятия, отказа от их приобретения на стороне.
 С точки зрения максимизации прибыли (минимизации убытков) более выгодным является:
 * высокий производственный рычаг в случае устойчивого роста объемов реализации;
 * низкий производственный рычаг в случае прогнозируемого снижения объемов реализации, либо трудно прогнозируемого объема реализации.
 ! При расчете показателей прибыльности необходимо использовать данные о выручке, затратах, прибыли в расчете за период анализа, не нарастающим итогом.
 
 Анализ безубыточности
 Одной из важных составляющих оценки прибыльности деятельности является анализ безубыточности.
 При проведении анализа безубыточности решаются три основные задачи:
 * Определение точки безубыточности (также встречается наименование "точка равновесия" и английское словосочетание break-event point) - минимального объема выручки от реализации, при котором деятельность организации остается безубыточной (прибыль от основной деятельности неотрицательна).
 * Определение "запаса прочности" организации с точки зрения прибыльности - степени удаленности реального состояния предприятия от точки безубыточности.
 Выявление и оценка причин, повлиявших на изменение "запаса прочности" организации.
 Точка безубыточности в денежном выражении
 При неотрицательной маржинальной прибыли точка безубыточности (BEP) в денежном выражении рассчитывается по формуле
 если Выручка от реализации - Переменные затраты > 0
 
 В расчетах используются фактические данные о выручке и затратах за период. Данные должны относиться к одному и тому же интервалу анализа.
 Из формулы расчета видно, что для проведения анализа безубыточности обязательным условием является разделение затрат на переменную и постоянную составляющие.
 В случае, когда величина маржинальной прибыли отрицательна, величина точки безубыточности определяется как сумма постоянных и переменных затрат данного периода.
 Точка безубыточности как критерий успешной работы компании
 Достаточно часто встречается утверждение: снижение точки безубыточности - критерий успешной работы предприятия; рост точки безубыточности - свидетельство ухудшения его финансового состояния. Необходимо помнить, что данные выражения справедливы только при условии, что масштабы компании не меняются, иными словами, не изменяются объемы продаж.
 Рост объемов продаж (расширение, рост компании) неизбежно приводит к росту постоянных затрат. Так, с увеличением объемов производства вырастут затраты на ремонт и обслуживание оборудования. Расширение производственных мощностей, выпуск нового продукта - это арендная плата за новые помещения, привлечение дополнительного персонала и, следовательно, дополнительные затраты на оплату труда, рост затрат на рекламу и продвижение товаров. Как только размер компании увеличился - размер, измеряющийся объемами продаж - компания выходит на новую, более высокую, точку безубыточности.
 Получаем следующую закономерность: точка безубыточности изменяется пропорционально оборотам компании. Поэтому BEP мастерской по ремонту автомобилей будет всегда ниже, чем у предприятия-производителя автомобилей. Предприятие-производитель автомобилей будет иметь BEP заведомо ниже, чем автомобильный консорциум с сетью предприятий и сбытовых центров по всему миру. Очевидно, что сравнивать эти компании по точке безубыточности не объективно. Если ориентироваться на минимум точки безубыточности, то предприятия никогда не должны становиться больше маленькой ремонтной мастерской.
 Выясняется, что точка безубыточности может дать объективный ответ не на все вопросы. BEP всегда покажет, какой минимум продаж необходим, чтобы компания работала без убытков. Но сказать, упрочилось или ослабло финансовое положение компании, BEP может не всегда. Для ответа на последний вопрос определяется рассмотренный далее "запас прочности".
 Необходимо помнить, что превышение безубыточного объема реализации еще не гарантирует получение денег. Полученная прибыль "будет потрачена" на уплату налогов, на приобретение оборудования, зданий, земли (то есть на осуществление капитальных вложений), на финансирование прироста потребности в оборотном капитале, на погашение ранее привлеченных кредитов, выплату штрафов, пеней. Таким образом, расчет и оптимизация прибыли должны сочетаться с планированием и оптимизацией денежных потоков.
 "Запас прочности" по прибыли
 Чтобы определить, насколько близко предприятие подошло к границе, за которой деятельность становится убыточной, определяется отклонение фактического объема выручки от реализации продукции от расчетной величины точки безубыточности.
 
 где ВР (факт) - фактическая выручка от реализации за период , ден. ед.
 Наиболее наглядным показателем, характеризующим степень удаленности предприятия от точки безубыточности является "Запас прочности". Он показывает, на сколько процентов может быть снижен объем реализации для сохранения безубыточного уровня работы (либо на сколько процентов необходимо увеличить объем реализации для достижения безубыточного уровня работы). "Запас прочности" определяется как отношение абсолютного отклонения от точки безубыточности к фактической величине выручки от реализации.
 
 Определение "Запаса прочности" позволяет снять влияние масштаба производственной деятельности (как при анализе абсолютного отклонения от точки безубыточности) и тем самым дает возможность сравнения предприятий с различными оборотами (различными объемами выручки от реализации). Получив для первого и второго предприятия значения "Запаса прочности" соответственно 14% и 37%, можно сказать, что второе предприятие является более устойчивым к изменению рыночной конъюнктуры с точки зрения получаемой прибыли.
 Изменение точки безубыточности: определяющие факторы
 Возможны ситуации, при которых объемы реализации предприятия от периода к периоду остаются стабильными, при этом точка безубыточности возрастает.
 Подобная ситуация является тревожным симптомом: зарабатывать прибыль становится все сложнее. Важно определить причину роста точки безубыточности и принять необходимые меры по ее оптимизации.
 Причины роста минимально допустимого объема продаж (роста BEP) могут заключаться как в изменениях внешней среды, так и в действия самого предприятия. Изменения внешней среды - это, в частности, рост цен на поставляемые сырье, комплектующие, энергию, рост стоимости услуг по доставке или обслуживанию оборудования. Действия предприятия, повлекшие за собой рост точки безубыточности, как правило, связаны с постоянными затратами - например, произошло повышение заработной платы работников, было выведено из строя оборудование, что привело к росту затрат не его ремонт, бесконтрольно расходовались тепло- и электроэнергия. Также возможной причиной роста BEP является изменение структуры продаж - компания стала продавать меньше прибыльной продукции.
 Таким образом, на величину запаса прочности оказывают влияние три фактора:
 * выручка от реализации продукции (работ, услуг),
 * величина постоянных затрат,
 * значение ценового коэффициента.
 Для того чтобы наглядно представить взаимосвязь "Запаса прочности" с перечисленными параметрами перепишем формулу (43) следующим образом:
 
 где ВР - фактическая величина выручки от реализации анализируемого периода, ден. ед.;
 ПостЗатр - величина постоянных затрат в анализируемом периоде, ден. ед.;
 (МаржПрибыль/ВР) - ценовой коэффициент.
 Факторы, определяющие величину "Запаса прочности", являются рычагами оптимизации данного показателя. В частности, можно выделить следующие пути повышения "запаса прочности" организации:

<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу