<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Всего по обл. 13
 
 160 13
 
 159 -
 
 72 -
 
 71 -
 
 75 -
 
 75 -
 
 39 -
 
 38
  Частные медицинские организации
  В настоящий момент в Ярославской области зарегистрировано и имеет лицензию 160 частных юридических и физических лиц. Основные направления их деятельности - стоматология (примерно 70%), а также нетрадиционные методы диагностики и лечения: диагностика по Фолю, мануальная терапия, иглорефлексотерапия и пр.
 
  Ведомственные медицинские организации
  Сеть ведомственных лечебно-профилактических учреждений представлена:
 1. Системой ЛПУ Министерства путей сообщения по Северной железной дороге, в которую входят:
 1.1. Дорожная клиническая больница, включающая Ярославскую линейную и узловые больницы, а также сеть амбулаторий и здравпунктов (всего 16). Дорожная клиническая больница представлена многопрофильным стационаром на 630 коек и сетью поликлиник в общей сложности на 1340 посещений в смену. Штат больницы составляет 1584 ставки, из них 258 врачебных и 587 среднего медицинского персонала.
  1.2. Дорожная стоматологическая поликлиника.
  1.3. Дорожный противотуберкулезный диспансер.
  1.4.Станция переливания крови северной железной дороги.
  1.5.Узловая больница в г. Рыбинске.
  1.6.Сеть амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов.
 
 2.Системой ЛПУ на предприятиях водного транспорта, в которую входят:
 2.1.Линейная поликлиника водников в г.Ярославле, рассчитаная на 125 посещений в смену
 2.2.Бассейновая больница водников в г.Рыбинске, мощностью 50 коек
 2.3.Медицинская служба (здравпункты и т.д.) в различных службах водного транспорта.
 
 3. Поликлиникой Управления Внутренних Дел (УВД) в г. Ярославле.
 
 4. Поликлиникой Управления Федеральной службы безопасности (УФСБ).
 
 5. Гарнизонным госпиталем Министерства Обороны (МО) в г.Ярославле, который является многопрофильным лечебным учреждением, включающим стационар и поликлинику.
 
 6. Больницей Академии наук в Борке (Некоузский район) мощностью 75 коек, которая также имеет поликлинику на 200 посещений в смену.
 
 
 Материальные ресурсы и их использование
 
  Коечный фонд Ярославской области составил в 1997 г. 17 тыс. коек. Показатель обеспеченности населения области стационарными койками ниже среднероссийского. На протяжении ряда лет отмечается тенденция к сокращению данного показателя, так если в 1996 г. показатель обеспеченности койками был равен 121,6 на 10 тыс. населения, то в 1998 г. он составил 110 коек на 10 тыс. населения. Уровень госпитализации равен 18,6 случаям на 100 жителей, что ниже среднероссийского на 11%. Показатель работы коечного фонда, составивший в 1997 г. 280,5 дней в году, на 7% ниже среднего по России. Показатель средней длительности пребывания в стационаре был равен в 1997 г. 17,6 дней, что несколько выше среднероссийского.
  Число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений составило в 1997 г. 7,5 на 1 жителя, что ниже среднего по стране показателя.
 Число вызовов скорой помощи на 1000 населения, равное 314,4, соответствует среднероссийскому уровню.
 
 Таблица 5
  Использование ресурсов здравоохранения
 
  1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 Обепеч.
 Койками (на10000 129,9 124,7 122,6 122.4 122,7 121,6 118,5 115,3 Уровень госпит.
 (на1000) 197,0 195,0 195,0 200,1 197,5 186,1 186,0 196,1 Занят. Койки в году 280,2 289,6 298,3 299,7 293,9 278.3 280,5 297,4 Средняя длит.пребыван. 18,5 18,6 18,4 18,2 17,9 17,9 17,6 - Кол-во посещ. На 1жит. 8,5 8,0 8,0 8,2 8,1 7,8 7,5 6,9 Кол-во посещ.в смену на10000 206,2 200,1 191,7 184,9 203,8 188,4 208,5 211,1
 
 
 
 
 Кадровые ресурсы
 
  Обеспеченность врачами несколько выше среднероссийской и составляет в целом по области 46,9 на 10000 населения (без зубных врачей), средним медицинским персоналом - 95,2. Из общего колличества врачей 43% имеют сертификат специалиста, 56,5% врачей имеют квалификационную категорию.
 
 Финансовые ресурсы
 
 Данные об объемах и источниках финансирования системы здравоохранения Ярославской области представлены в таблице 6.
 Таблица 6
 Финансирование здравоохранения Ярославской области
  Бюджет по области Средства ОМС- всего по области Внебюджетные ср-ва - всего по области Всего: в o.?. Платежи Год Сумма % Всего: % На Сумма % Сумма % Неработа Ющих 1991 257,0 98,3 0,0 4,5 1,7 261,5 100,0 1992 3088,0 98,7 0,0 39,6 1,3 3127,6 100,0 1993 42900,0 99,0 0,0 452,3 1,0 43352,3 100,0 1994 137949,0 87,4 16222,0 10,3 1150,0 3600,0 2,3 157771,0 100,0 1995 288615,0 72,3 99799,0 25,0 7450,0 10800,0 2,7 399214,0 100,0 1996 368508,0 73,1 118575,0 23,5 13301,0 17046,0 3,4 504129,0 100,0 1997 444970,0 70,4 163159,0 25,8 16604,0 23600,0 3,7 631729,0 100,0 1998 588776,0 72,1 188731,0 23,1 9598,0 39300,0 4,8 816807,0 100,0
  Доля расходов на здравоохранение в областном бюджете составляет 6,5%. В то же время по решению Администрации области на 1999 г. был разработан социально-ориентированный бюджет, в котором при определении бюджета здравоохранения был использован самый высокий по отношению к другим отраслям социальной сферы коэффициент прироста - 1,46.
  Подушевые расходы на здравоохранение составили в 1998 г. 360 руб. На 1 жителя. По данным на 1996 г. Ярославская область занимала 55 место среди субъектов РФ по уровню подушевых расходов.
  Общественное финансирование здравоохранение осуществляется из двух источников: консолидированного областного бюджета - 70% и средств системы обязательного медицинского страхования - 30%.
  Основными источниками поступлений финансовых средств в ТФОМС являются страховые взносы работодателей на ОМС работающих. Доля отчислений из местных бюджетов на ОМС неработающих граждан в общей сумме страховых платежей в ТФОМС составила в 1998 г. 5,6%. Столь низкая доля объясняется тем, что лишь несколько муниципальных образований осуществляют платежи за неработающее население в систему ОМС.
  Показатели эффективности использования финансовых ресурсов в Ярославской области близки к среднероссийским, так на долю стационарной помощи приходится примерно 65% от объема общих расходов, выделенных на здравоохранение.
 
 
 2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
 
 На региональном уровне управление в сфере здравоохранения осуществляют следующие органы:
  Администрация Ярославской области
 Департамент здравоохранения и фармации администрации Ярославской области
 Областной центр госсанэпиднадзора
 Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
 
 На муниципальном уровне управление в сфере здравоохранения осуществляют следующие органы.
  В г.Ярославле: Мэрия г.Ярославля, Управление здравоохранения Мэрии г. Ярославля, Центр госсанэпиднадзора г.Ярославля
  В г.Рыбинске: Администрация г.Рыбинска, Отдел здравоохранения Администрации г.Рыбинска, Центр госсанэпиднадзора г.Рыбинска
  В остальных муниципальных образованиях: Администрации муниципальных образований, Центральные районные больницы, районные центры госсанэпиднадзора.
 
  Существующая структура управления здравоохранением Ярославской области представлена на схеме в Приложении 1.
 
 
 
 3. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
 
 3.1. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
 
 3.1.1. Компетенциия и функции регионального органа управления здравоохранением
 
  В соответствии с Законом Ярославской области "Об охране здоровья жителей Ярославской области", принятым Государственной Думой Ярославской области 20 апреля 1999г., органом управления здравоохранением в Ярославской области является структурное подразделение Администрации Ярославской области, обеспечивающее проведение государственной политики в вопросах охраны здоровья жителей и осуществляющее руководство здравоохранением на территории Ярославской области. Данным структурным подразделением является Департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области (далее - Департамент).
  Компетенция Департамента определена в Положении о Департаменте здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области, утвержденом Постановлением губернатора Ярославской области от 31.07.98 N 499.
  В соответствии с указанным Положением основными целями деятельности Департамента являются:
 * осуществление единой государственной политики в вопросах охраны здоровья населения, руководства здравоохранением в Ярославской области, сочетание интересов области и муниципальных образований, координация и контроль за работой муниципальных органов управления здравоохранением области.
 * разработка концепции и стратегии Ярославской области в вопросах здравоохранения и медицинской помощи населению, организация ее реализации;
 * обеспечение территориальной программы государственных гарантий медицинской помощи гражданам области;
 * проведение на территории области единой технической и технологической политики в области здравоохранения;
 * определение приоритетных направлений развития здравоохранения области;
 * осуществление лицензирования и аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности, контроль за работой комиссий, осуществляющих лицензирование;
 * осуществление контроля качества медицинской помощи, лекарственных средств, изделий медицинского назначения и другой медицинской продукции;
 * выдача разрешений государственным учреждениям здравоохранения области на платные медицинские услуги;
 * осуществление аттестаций медицинских и фармацевтических работников;
 * разработка единой методики составления тарифов на платные услуги населению;
 * осуществление руководства фармацевтической сетью;
 * представление интересов области в вопросах организации медицинской помощи на федеральном, межрегиональном и международном уровнях.
 
 Важнейшими функциями Департамента в соответствии с вышеуказанным Положениием являются:
 * Разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам охраны здоровья на территории области.
 * Обеспечение контроля за соблюдением законодательства РФ по вопросам здравоохранения на территории области.
 * Разработка стандартов в области здравоохранения, включая медицинскую помощь, обеспечение лекарственными препаратами.
 * Разработка предложений и реализация мер по совершенствованию системы здравоохранения и механизма правоотношений с органами местного самоуправления.
 * Создание условий для развития частной системы здравоохранения.
 * Разработка и реализация мер по оздоровлению и структурной перестройке организаций государственной системы здравоохранения.
 * Разработка и реализация территориальных целевых программ по вопросам охраны здоровья.
 * Участие в разработке территориальных программ ОМС.
 * Контроль за соблюдением нормативов и стандартов в области здравоохранения.
 * Разработка и утверждение в пределах своей компетенции порядка и правил оказания медицинской помощи, лекарственного обеспечения населения, контроль их соблюдения.
 * Участие совместно с органами госсанэпидслужбы области в обеспечении социально-гигиенического и эпидемиологического благополучия населения.
 * Совершенствование форм и методов взаимодействия медицинских организаций и органов управления здравоохранением.
 * Взаимодействие с органами местного самоуправления на основе договоров, соглашений.
 * Руководство государственными предприятиями и учреждениями здравоохранения области.
 * Организация системы контроля качества медицинской помощи и анализа претензий населения по вопросам организации медицинской помощи.
 
 Для реализации своих функций Департамент имеет право:
 * принимать в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории области; приостанавливать действия правовых актов организаций по вопросам, отнесенным к его компетенции в случаях, когда они противоречат действующему законодательству;
 * проводить проверку организаций, независимо от видов собственности по вопросам, входящим в его компетенцию; выдавать обязательные для исполнения заключения, указания и предложения по устранению выявленных недостатков;
 * принимать участие в определении объема средств на здравоохранение в бюджете области;
 * заключать контракты, назначать на должности и освобождать от должности руководителей государственных предприятий и учреждений здравоохранения области;
 * запрашивать и получать от органов исполнительной власти, юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в его компетенцию.
 
  Рассмотрим деятельность Департамента по осуществлению следующих основных функций:
 1? Разработка концепции и стратегии области в вопросах здравоохранения;
 2? Подготовка законопроектов и других нормативных документов;
 3? Планирование и реализация территориальных программ в области охраны здоровья;
 4? Разработка и реализация территориальных целевых программ;
 5? Реструктуризация медицинского обслуживания;
 6? Разработка стандартов и нормативов в области здравоохранения;
 7? Контроль качества медицинской помощи;
 8? Лицензирование медицинских организаций;
 9? Проведение анализа деятельности областных медицинских учреждений и муниципальных органов управления здравоохранением.
 
  1. Разработка концепции и стратегии Ярославской области в вопросах здравоохранения.
 
  Департаментом разработан проект Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в области, которая является стратегическим документом совершенствования системы здравоохранения региона и предусматривает решение следующих приоритетных задач:
 * Повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения за счет оптимизации структуры и объема медицинской помощи;
 * Внедрение новых технологий в профилактике заболеваний и лечебном процессе;
 * Формирование и развитие института врачей общей практики, организация дневных стационаров, создание межрайонных специализированных центров;
 * Совершенствование системы управления здравоохранением за счет усиления координации деятельности всех ведомств, имеющих отношение к охране здоровья жителей области;
 * Внедрение мониторинга здоровья населения и оценки деятельности лечебных учреждений;
 * Усиление роли стратегического планирования.
  Приоритеты, обозначенные в проекте областной концепции, соответствуют приоритетам федеральной концепции развития системы здравоохранения. Отмечая исключительное значение документа, в котором определяются стратегические цели и направления развития областного здравоохранения, каковым является Концепция, необходимо активизировать работу Департамента по доработке проекта и его утверждению.
 
  2. Подготовка законопроектов и других нормативных документов
 
 Департамент участвовал в разработке:
 * Закона "Об охране здоровья жителей Ярославской области", принят Государственной Думой Ярославской области 20 апреля 1999 г.
 * Проекта Закона Ярославской области "О социальных гарантиях работникам бюджетной сферы".
 * Проекта Закона Ярославской области "О лекарственных средствах".
 * Территориальной программы государственных гарантий обеспечения жителей Ярославской области бесплатной медицинской помощью.
 Департамент издает приказы, распоряжения, инструкции и другую организационно-методическую документацию по вопросам охраны здоровья, обязательную для всех организаций и учреждений.
 
  3. Планирование и реализация территориальных программ в области охраны здоровья.
 
  Центральным звеном системы планирования стала разработка "Территориальной программы Государственной гарантий обеспечения жителей Ярославской области бесплатной медицинской помощью на 1999 год".
  Программа разработана Департаментом совместно с Территориальным фондом ОМС по заказу Администрации Ярославской области и утверждена постановлением Правительства Ярославской области № 29-п от 10.03.99 г.
  В программе обозначено разделение ответственности между ТФОМС и органами управления здравоохранением в вопросах финансирования оказания медицинской помощи, разграничены мероприятия по оказанию медицинской помощи, финансируемые за счет средств государственного бюджета Ярославской области и бюджетов муниципальных образований, Территориальная программа ОМС жителей Ярославской области.
  В программе обозначены проблемы софинансирования медицинской помощи, установлены порядок и условия оказания как бесплатной так и платной медицинской помощи, приведен перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
  Однако, существующие условия финансирования не обеспечивают в полном объеме потребности в реализации этой программы.
  Стоимость территориальной программы государственных гарантий Ярославской области на 1999 г . в ценах на 1.08.98 г. - 756 989 тыс. руб., с учетом индекса - дефлятора, принятого на территории Ярославской области в размере 1,4 - 1 059 785 тыс. руб., финансовое покрытие - 918 500 тыс. руб. или 87% , подушевой норматив - 743 руб. на 1 жителя , в том числе платеж на неработающее население 21,1 руб. Объемы медицинской помощи по программе государственных гарантий : поликлиника - 10822,3 тыс. посещений, стационар - 4835,6 к/дн., стационаро-замещающая -115,3 тыс. к/мест.
  Стоимость территориальной программы ОМС на 1999г. в ценах на 1.08.98 г. - 430 487 тыс. руб., с учетом индекса - дефлятора - 602 682 тыс. руб., финансовое покрытие средствами ОМС - 222 500 тыс. руб. или 37%, подушевой норматив - 422,5руб. на 1 жителя. Объемы медицинской помощи : поликлиника - 8 957 тыс. посещений, стационар - 3303,4 к/дн., стационаро-замещающая - 50,2 к/мест. Низкий уровень финансового покрытия средствами ОМС объясняется тем, что на территории области за госбюджетом и бюджетами муниципальных образований сохранилось финансирование заработной платы и коммунальных услуг по всем видам медицинской помощи, входящим в территориальную программу ОМС.
  Уровень финансирования за 1полугодие 1999г. составил 343,3тыс.руб.( 32% к годовой стоимости программы государственных гарантий , или 65% к полугодовому плану стоимости программы) , в том числе за счет средств бюджета 221,7 тыс. руб., за счет средств ОМС - 121,6 тыс. руб. . Фактическое финансирование по платежам на неработающее население - 2 487 тыс. руб. или 3 руб. на 1 неработающего жителя при годовом плане 17 200тыс.руб. и 21,1 руб. на 1 неработающего.
  Территориальная программа стала основной для формирования муниципальных заказов - комплексных планов, содержащих объемные и финансовые показатели деятельности здравоохранения городов и районов области. Органы управления здравоохранением должны устанавливать контроль за выполнением программ государственных гарантий и муниципальных заказов, проводить анализ их реализации. Примером документов, содержащих муниципальный заказ, являются утвержденный Департаментом государственный заказ по использованию коечного фонда стационара областной клинической больницы на 1999 г и приказ №100 от 25.03.99 управления здравоохранением мэрии г.Ярославля "О муниципальном заказе на пролеченных больных" для городской больницы №9.
 
  4.Разработка и реализация территориальных целевых программ
 
  Важным разделом деятельности Департамента является осуществление разработки и контроля реализации целевых программ по вопросам охраны здоровья. Основной целью их создания является определение в условиях финансового дефицита актуальных и перспективных направлений развития медицины в регионе. Технология разработки целевых программ разработана Министерством здравоохранения РФ.
  В частности, на 1998 г. были утверждены следующие целевые программы с финансированием из государственного бюджета области:
 
  лимит фактическое
  финансирования финансирование
 
  1. Сахарный диабет 800 тыс.руб 553 тыс.руб
  (приобретение инсулина)
 
  2. Неотложные меры 1000 тыс.руб 500 тыс.руб
  борьбы с туберкулезом (мед.оборудование)
  на территории Ярос-
  лавской области
  3. Развитие донорства крови 900 тыс.руб 644 тыс.руб
  и ее компонентов (мед.оборудование)
 
  Источники финансирования целевых территориальных программ - бюджеты всех уровней: федеральный, областной и муниципальный и внебюджетные ресурсы: средства обязательного медицинского страхования, прибыль от платных услуг, благотворительные взносы. В частности, В 1998 г. по территориальной программе "Сахарный диабет" кроме средств государственного бюджета области было выделено 1760 тыс.руб из федерального бюджета (поставки инсулина в область из централизованных закупок Минздрава России) и 2706 тыс.руб из средств муниципального бюджета г.Ярославля. Процесс реализации целевых программ затрудняется из-за невыполнения федеральным правительством обязательств по их финансированию, что требует совершенствования организационно-методического руководства федеральными целевыми программами со стороны Минздрава РФ, в том числе более точного расчета финансовых потребностей для их выполнения.
  Контроль за реализацией программ осуществляется достаточноо эффективно экспертно-экономическим отделом Департамента совместно с главными специалистами и руководителями соответствующих учреждений.
 
 5. Реструктуризация системы медицинского обслуживания
 
  Область достигла высоких результатов в решении проблемы сокращения неэффективных коек, их перепрофилированию в койки сестринского ухода, создании дневных стационаров, отделений амбулаторной хирургии в поликлиниках и амбулаториях, реабилитационных центров. Показатель обеспеченности населения больничными койками постоянно сокращается, в 1998 г. он составил 110 коек на 10 тыс. населения, предполагается довести его до уровня 89 коек на 10 тыс. населения. В то же время работа в этом направлении тормозится главами местного самоуправления, которые в преддверии выборов чисто по политическим соображениям противятся сокращению больничных коек.
  Начата работа по внедрению института врача общей практики в систему первичного медицинского обслуживания. В области уже работают два врача общей практики. Подготовка врачей общей практики осуществляется в Ярославской государственной медицинской академии, в настоящее время в академии по специальности ВОП обучается 7 специалистов. Врач получает специальность ВОП после двухгодичного последипломного обучения в клинической ординатуре. Академия готовит ВОП по заявке Департамента здравоохранения под конкретные рабочие места. Одним из основных моментов, сдерживающих рост числа обучаемых по специальности ВОП, является недостаток средств для финансирования длительной подготовки или переподготовки врачей и невозможность быстрой переподготовки нынешних терапевтов ввиду их недостаточной квалификации, усугубляемой отсутствием развитой диагностической базы.
  По мнению руководства Департамента, наиболее перспективно внедрение врачей общей практики в сельской местности, где слабо развита специализированная помощь. В то же время широкое внедрение этих врачей в амбулаторно-поликлинические учреждения с достаточно развитой специализированной помощью может привести к ухудшению качества медицинского обслуживания, поскольку соответствующие специалисты будут сокращены, а семейному врачу потребуется не один год работы для того, чтобы достичь их уровня знаний и навыков.
  Перспективы создания новых частных медицинских организаций можно оценить как весьма низкие в условиях достаточно высокой платы за содержание зданий и высокой стоимости медицинского оборудования. Единственный частный стационар, созданный за последнее время в Ярославле, вынужден был закрыться из-за финансовых трудностей. Те же частные заведения, которые успешно функционируют в области (Центр медицинской реабилитации "Большие Соли", Медико-санитарная часть "Славич"), создавались на "заре приватизации", когда условия для этого были более благоприятными. Трудность создания новых частных учреждений косвенно подтверждается отсутствием попыток тиражирования вышеназванного положительного опыта частной медицины, в том числе и его создателями.
 
  6. Разработка стандартов и нормативов в области здравоохранения.
 
  В Ярославской области, как в субъекте Российской Федерации, на основе общегосударственной методологии разработаны и утверждены нормативы стоимости одного посещения в поликлинику и одного койко-дня по основным профилям стационаров.
  Особое внимание Департамент уделяет вопросам стандартизации.
  Департаментом разработаны стандарты медицинской помощи, которые отражают многоуровневую систему оказания медицинской помощи, они адаптированы к соответствующим лечебно-профилактическим учреждениям и условиям их финансирования. Данные стандарты одобрены Министерством здравоохранения РФ. Однако, в силу существующих трудностей финансирования они не увязаны со стоимостью законченного случая лечения в поликлинике и стационаре, что стимулирует ЛПУ к завышению объемов медицинской помощи.
 
  7. Контроль качества медицинской помощи
 
  В Ярославской области с 1993 года существует оригинальная система контроля качества медицинской помощи, она создана за три года до выхода совместного приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования № 363/77 от 24.10.96 г. "О совершенствовании контроля качества медицинской помощи в Российской Федерации".
  Разработанные Департаментом карты экспертной оценки качества медицинской помощи для поликлиники и стационара используются во всех государственных и муниципальных медицинских учреждениях Ярославской области.
  В то же время практически не функционирует механизм контроля качества медицинской помощи, оказываемой в частных медицинских организациях, что связано в первую очередь с несовершенством нормативно-правовой базы.
 
  8. Лицензирование медицинских организаций
 
  В 1994 году постановлением Губернатора Ярославской области при Департаменте создана государственная комиссия по лицензированию и аккредитации медицинской практики. Председателем комиссии является заместитель директора Департамента, заместителем - начальник отдела по подготовке к лицензированию и аккредитации.
  Лицензированию подлежат все учреждения, работающие в системе ОМС. Для Ярославской области это областные, городские и районные ЛПУ. Исключаются лишь участковые больницы. сельские амбулатории и ФАПы.
  Практика проведения лицензирования показала, что этот процесс является важным методом контроля качества работы ЛПУ поскольку:
 * в процессе лицензирования путем проведения экспертиз оценивается возможности ЛПУ по предоставлению заявленных видов медицинской практики, а также качество медицинской помощи. В1998 году проведено 275 экспертиз в муниципальных и областных ЛПУ;
 * в течение срока действия лицензии ЛПУ подлежат контролю со стороны лицензионной комиссии. В 1998 году проведено 18 надзорных проверок в муниципальных и областных ЛПУ;
 * у лицензионной комиссии имеется возможность применения таких санкций как приостановление действия или лишение лицензии. По отношению к муниципальным и областным ЛПУ в 1998 году таких случаев не было, однако "угроза применения" является существенным фактором соблюдения установленных стандартов медицинской деятельности.
  Экспертиза ЛПУ проводится по следующим разделам:
 * Уровень руководства.
 * Материально-техническая база.
 * Обеспеченность ресурсами: медицинским оборудованием, инструментарием, оборудованием, медикаментами.
 * Кадровый потенциал.
 * Объем оказываемой помощи (по службам и подразделениям).
 * Процесс деятельности (технология соблюдения стандартов).
 * Организация управления службами.
 * Экспертная оценка деятельности учреждения в целом и по службам, с выдачей рекомендаций пол устранению выявленных дефектов.
  По мнению сотрудников Департамента, процесс лицензирования побуждает ЛПУ к существенному совершенствованию своей деятельности.
 
 9. Проведение анализа деятельности областных медицинских учреждений и муниципальных органов управления здравоохранением
 
  Все организации и учреждения здравоохранения можно разделить на две группы с точки зрения возможностей управления ими со стороны Департамента.
 Первая группа - областные учреждения. Департамент осуществляет прямое руководство их деятельностью: определяет объем ежегодного финансирования, утверждает их уставы и положения, назначает и освобождает от должности их главных врачей.
 Вторая группа - муниципальные учреждения. Управление ими осуществляется опосредовано через Управление здравоохранения мэрии г.Ярославля, Отдел здравоохранения администрации Рыбинского муниципального округа, центральные районные больницы.
  Управление и анализ деятельности медицинских учреждений и муниципальных органов управления здравоохранением осуществляется следующими методами:
 1) Оценка деятельности на основе сбора и анализа отчетной информации;
 2) Подготовка и проведение организационных мероприятий:
 3) Проведение и анализ результатов комплексных проверок.
 4) Разовые тематические проверки.
 
 1) Оценка ЛПУ на основе сбора и анализа отчетной информации.
 
 Основные виды отчетной информации:
 * Основные показатели здоровья населения городов и районов.
 * Модель конечных результатов.
 * Эффективность работы ЛПУ района (города).
 
 Основные показатели здоровья населения городов и районов.
 Городские и районные органы здравоохранения ежеквартально предоставляют Департаменту отчет по следующим основным показателям здоровья населения:
 * Детская смертность,
 * Работа койки,
 * Заболеваемость с ВУТ (в случаях),
 * Заболеваемость с ВУТ (в днях),
 * Первичный выход на инвалидность на 10 000 взрослого населения,
 * Первичный выход на инвалидность на 10 000 трудоспособного населения,
 * Профосмотры по приказу 555.
 * Уровень диспансеризации на 1000 населения,
 * Профосмотры (% флюорографии)
 * Послеоперационная летальность,
 * Оздоровление призывников,
 * Жалобы (абсолютное число),
 * Запущенные случаи онкозаболеваний,
 * Запущенные случаи tbc,
 * Инфекционная заболеваемость на 10 000 населения
 * Обследование женщин на cito,
 * Смертность в трудоспособном возрасте,
 Показатели сравниваются с
 * прошлогодними,
 * средними по области,
 * другими районами и городами.
 Контроль за своевременной подачей отчетов и их анализ осуществляют специалисты отдела организации и контроля качества медицинской помощи.
 
 Модель конечных результатов.
 Модель конечных результатов используется для сравнительной оценки работы ЛПУ района или города за год. Она включает в себя 29 нормативных годовых показателей (Таблица 7), механизм оценки их реализации и определения интегрального показателя результативности работы. Нормативные показатели определяются экспертным путем, основываясь на их динамике за два предшествующие года. Выполнение каждого показателя оценивается в баллах с учетом его значимости и "цены отклонения". Затем, на основе оценки выполнения всех запланированных показателей определяется итоговый "показатель результативности".
 Таблица 7
 Показатели модели конечных результатов.
 Показатель Единица измерения Младенческая смертность Число умерших до 1 года на 1000 родившихся живыми Перинатальная смертность Случаев на 1000 родов Заболеваемость с ВУТ в целом по району Количество случаев и дней на 1 работающего Больничная летальность % к числу госпитализированных Первичный выход на инвалидность Количество случаев на 10000 населения Послеоперационная летальность от экстренных хирургических операций % летальных случаев к общему количеству экстренных операций В т. ч. Трудоспособного возраста % летальных случаев в трудоспособном возрасте к экстренным операциям Оздоровление подростков % снятия с диспансерного учета после окончания лечения В т. ч. Призывников То же Смертность населения трудоспособного возраста Случаев на 1000 трудоспособного населения Индекс здоровья детей 1 года жизни % не болевших детей Выявления патологии при профосмотре Случаев на 100 осмотренных Количество абортов Случаев на 1000 женщин Вакцинация дифтерии в 1 год % Вакцинация полиомиелита в 1 год % Ревакцинация дифтерии в 2 года % Ревакцинация полиомиелита в 3 года % Ревакцинация дифтерии групп риска взрослого населения % Ревакцинация дифтерии прочих групп взрослого населения % Удельный вес впервые выявленных онкобольных, не доживших до года % к числу взятых на учет Активность диспансеризации онкобольных % к стандарту Выявлено запущенных случаев туберкулеза Количество Удельный вес запущенных случаев онкозаболеваний % от вновь взятых на диспансерный учет Удельный вес посмертно учтенных больных % от вновь выявленных Случаи смерти детей на дому до 1 года (пневмония, ОРВИ.ОКИ) Количество Материнская смертность Количество Обоснованные жалобы Количество
 В конце года руководители и специалисты ЦРБ обсуждают свои отчеты с главными специалистами по соответствующим службам (терапии, хирургии и т.д.). Работу с моделями конечных результатов возглавляет заместитель директора Департамента. Результаты оценки районов по этой модели обсуждаются на Коллегии Департамента.
 По оценке интервьюированных главных врачей ЦРБ использование этой модели достаточно эффективно т. к.
 * показатели конкретны и достаточно полно характеризуют работу ЛПУ;
 * модель может использоваться как для отдельных ЛПУ, так и для его структурных подразделений. Так, к примеру, ее применяют в областной клинической больнице;
 * модель может использоваться ЛПУ и ЦРБ для внутреннего оперативного контроля своей деятельности;
 * модель имеет соревновательный характер, побуждая ЛПУ к совершенствованию своей работы.
  Повысить отдачу от применения "Модели конечных результатов" возможно посредством создания механизма обратной связи между Департаментом и ЦРБ, который позволил бы не только оценивать эффективность применяемых методов управления со стороны Департамента, но и совершенствовать их.
  В модели недостаточно отражены такие новые направления работы, как реструктуризация коек, внедрение врачей общей практики, использование методов оценки пациентами качества предоставляемой медицинской помощи, развитие платных услуг и т. п.
 

<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу