<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 * адаптирование банковских средств к нуждам МП;
 * развития гарантийных фондов для финансирования МП;
 * практической доработки схемы взаимного гарантирования;
 * более эффективного использования глобальных займов, предоставляемых Европейским Инвестиционным Банком;
 * более быстрого получения гарантий от Европейского Инвестиционного Фонда;
 * более гибкого использования процентных ставок в займах, предоставленных Европейским Инвестиционным Банком;
 * развития такого инструмента, как компании Начального и венчурного капитала.
 2. Укрепление финансовых ресурсов МП посредством:
 * снижение налогообложения на уровне стран-участниц, что могло бы способствовать инвестированию в МП;
 * большего использования займов с практически полным отсутствием дополнительного обеспечения;
 * распространения Немецкой модели развития финансовых компаний;
 * нового европейского рынка капитала для МП под названием EASDAQ (подобного NASDAQ, действующего в США);
 * более благоприятных налоговых соглашений для держателей акций МП;
 * более широкого использования механизмов совместного финансирования и гарантий для венчурного (рискового) капитала;
 * сотрудничества между Европейским Инвестиционным Фондом и венчурным капиталом.
 3. Гарантия соблюдения договорных сроков платежей благодаря:
 * законодательным мерам на уровне Стран-участниц;
 * поощрению таких финансовых механизмов, как факторинг и страхование крупных кредитов.
 4. Повышение квалификации предпринимателей благодаря внедрению в МП:
 * специализированной подготовки;
 * облегченного доступа к внешним консультациям;
 * более широкого использования компьютеризованных систем менеджмента;
 * более широкого использования оценок качества менеджмента.
 С тех пор многие банки в разных Странах-участницах подготовили целый ряд инициатив для улучшения отношений со своими клиентами, являющимися субъектами малого бизнеса.
 Для усиления и поддержки обмена положительным опытом, накопленным в Европейском Союзе, Европейская Комиссия организовала в конце сентября 1995 г. еще один Круглый Стол, посвященный взаимоотношениям банков с малыми предприятиями. Число участников данного мероприятия было намного больше за счет присутствия большего числа представителей малого бизнеса: 7 из 22 участвующих групп представляли различные организации европейских МП. Число банков также возросло до 15 (по одному из каждой Страны-участницы Европейского Союза), в том числе - кооперативные, сберегательные и коммерческие банки. Такое количество участвующих в Круглом Столе кооперативных и сберегательных банков свидетельствует о большой разветвленности их местных сетей во многих Странах-участницах, делая их особенно близкими малому бизнесу.
 Второй Круглый Стол изучил положительный опыт на национальном уровне и выбрал все лучшее, что можно впоследствии использовать в Странах-участницах. Это "все лучшее" относится к следующим областям:
 * оценка банками степени риска (в Италии, Германии, Англии и Нидерландах);
 * работа с клиентами, представляющими высокую степень риска (в Ирландии, Германии, Италии, Франции и Швеции);
 * поддержка конкретных целевых групп (Нидерланды);
 * частное финансирование рисков (в Англии и Ирландии);
 * меры поощрения успешно действующих МП (в Португалии);
 * содействие предпринимательству (в Англии и Ирландии), и
 * консультации со стороны банков (в Греции, Португалии и Франции).
 В выводах данного Круглого Стола подчеркивается, помимо всего прочего, что проблемы партнерства банков с малыми предприятиями являются в некотором роде цикличными, что МП не желают просто получать банковские средства и услуги по рыночным ценам, а стремятся к пониманию сути и к получению знаний по финансовым вопросам. Банки признают, что связи с МП можно и нужно укреплять, и считают, что информационные технологии являются таким же "приводным ремнем" для изменений в лучшую сторону, как либерализация банковского законодательства, расширение предприятий путем их слияния, и конкуренция среди провайдеров новых финансовых услуг.
 Исходя из этого, Европейская Комиссия приняла в 1997 г. Коммюнике по созданию общеевропейского рынка капитала для быстро растущих малых и средних предприятий. Главный вывод данного Коммюнике состоит в том, что существующее европейское законодательство по ценным бумагам, будучи полностью введенным в силу, должно технически обеспечить создание общеевропейского рынка ценных бумаг, открывающего возможность размещения своих акций малыми предприятиями, растущих в Европе быстрее других, и способствовать доступу МП к долгосрочному акционерному капиталу. Создание таких рынков на уровне ЕС для развития МП в международном масштабе поможет обеспечить достаточную ликвидность и избежать ограничений, тормозящих развитие национальных вторичных рынков.
 В Коммюнике также отмечается слабость современной европейской финансовой структуры и отсутствие европейского эквивалента электронной биржи Национальной Ассоциации автоматического квотирования дилеров ценных бумаг (NASDAQ), существующей в Соединенных Штатах. Там это дает возможность примерно 400 небольшим компаниям каждый год получать готовый доступ к долгосрочному акционерному капиталу путем публичного предложения своих акций. В Европе же сегодня лишь от 10 до 20% этого числа еще, пожалуй, обладают такой возможностью, если позволяет их экономическое положение. Успешная работа таких рынков в Европе требует одинаково высокого уровня ликвидности и одинаковых возможностей при проведении анализа финансового состояния приведенных в списке компаний. По-видимому, в финансовых кругах существует однозначное мнение, что удовлетворить данному требованию могут лишь рынки, действующие на общеевропейской основе.
 Комиссия остановилась на содействии двум инициативам, обе из которых стараются приблизиться к общеевропейскому масштабу: EASDAQ (the European Association of Securities Dealers Automatic Quotation - Европейская Ассоциация автоматического квотирования дилеров ценных бумаг), организованная по принципу NASDAQ, и французская инициатива с участием Бельгии под названием "Новый рынок" (Nouveau Marche). При наличии достаточного времени и либерализации структуры, обеспечиваемой законодательством ЕС по ценным бумагам, такого рода электронные рынки смогли бы открыть более широкие возможности для малых растущих компаний, желающих получить капитал, для инвесторов, а также для тех, кто работает на финансовых рынках, независимо от географического положения.
 Такие инициативы, вместе с другими мероприятиями на национальном уровне, представляют собой чисто коммерческие предприятия. Однако это не означает, что Европейская Комиссия или страны-участницы могут остаться в стороне от такого развития. Поступить так значило бы рискнуть подорвать саму идею облегчения доступа быстро растущих малых фирм в Европе к долгосрочному акционерному капиталу. Это особенно касается тех фирм, которые внедряют у себя современные технологии.
 III.4. Лизинг для малых предприятий
 В законодательном смысле лизинг представляет собой контрактное соглашение, по которому одна сторона передает принадлежащее ей имущество другой стороне на ограниченный период времени на разных условиях в обмен на что-то ценное, но сохраняет за собой право собственности на это имущество. Лизинг-контракт может относиться к любому виду собственности, владение которой не связано с нарушением закона, но чаще всего такие контракты представляют собой договора на аренду недвижимого имущества, квартир, помещений для офисов, а также производственного и сельскохозяйственного оборудования.
 Арендодатель (обычно - лизинговая компания) дает право арендатору на обладание и использование имущества, находящегося в собственности у арендодателя, на определенный период времени, но без приобретения права собственности. Критическим пунктом такого соглашения является то, что законное право собственности, которое сохраняется за лизинговой компанией, отделяется от экономического использования данного средства и сохраняется за арендодателем. Аренда может также содержать условие, означающее, что арендатор должен дать за это арендодателю что-то ценное. Это условие обычно включает в себя денежные платежи, которые, как правило, покрывают общую стоимость покупки имущества, находящегося в собственности арендодателя, плюс проценты и маржу. Арендатор несет ответственность за техническое обслуживание и устаревание (износ) имущества. И наконец, арендатор обязан привезти обратно данное имущество либо вернуть его арендодателю каким-то иным способом.
 Помимо финансового лизинга, о котором говорилось выше, существует также аренда типа "от найма - к собственности" (т.е. покупка в рассрочку), которая предоставляет альтернативу банковскому финансированию для покупки имущества. По такому соглашению арендатор платит некоторую сумму денег в течение какого-то периода времени, и в конце этого срока получает взятую в аренду вещь в свое полное владение. Такая аренда "от найма - к собственности" часто применяется к таким товарам, как офисное оборудование, станки и транспортные средства.
 Еще один вид лизинга представляет собой так называемую "рабочую аренду", по которой арендатор заключает контракт на краткосрочное использование оборудования, имеющегося под рукой у лизинговой компании. Типичным примером является прокат автомобиля. Капитальные затраты обычно покрываются из целого множества прокатов и продажи имущества в конце срока использования. В противовес финансовому лизингу, техническое обслуживание и риск износа берет на себя лизинговая компания.
 С точки зрения МП, лизинг как средство средне- и долгосрочного финансирования является предпочтительным по сравнению с традиционным банковским займом, поскольку:
 * МП может получить доступ к лизинговому финансированию намного легче, чем к банковским займам, благодаря простым договоренностям о гарантиях и менее строгим требованиям к финансовой биографии клиента. Лизинговая компания обращает основное внимание на способность арендатора изыскивать наличные средства для обслуживания и уплаты аренды, чем на его прежние расчеты по кредитам, фонды или основной капитал. С другой стороны, право собственности на арендуемую вещь обеспечивает лизинговой компании высокую степень безрисковых гарантий, создавая таким образом возможность быстро распространять аренду среди заинтересованных МП. С точки зрения арендодателя, ему легче уследить за использованием оборудования, отданного в аренду, чем за правильным и законным использованием денежных средств, предоставленных в кредит. Обычно арендодатель имеет право на проверку помещений арендатора, чтобы убедиться в наличии и состоянии имущества, а также требовать от арендатора финансовых отчетов и другой информации.
 * поскольку имущество, сданное в аренду, представляет само по себе единственную требующуюся гарантию, нет необходимости обращаться к залогу в виде имущества других компаний, поскольку гарантии при лизинге можно получить быстрее и проще, чем при обычном финансировании в виде денежного займа;
 * простота лизинговых процедур, включая согласование залога, составление документов и рассмотрение заявлений, означает снижение операционных расходов по сравнению с одалживанием денег в банке - к обоюдному интересу вступающих в соглашение сторон;
 * поскольку посредством лизинга можно профинансировать суммарную капитальную стоимость требуемого оборудования, для арендатора отпадает необходимость использовать свой собственный капитал для закупки того же самого оборудования.
 * арендные отношения являются каждый раз индивидуальными, что позволяет удовлетворить потребности и преодолевать ограничения, связанные с нехваткой наличных средств у арендатора. Обычно полный срок аренды выбирается равным сроку службы оборудования, однако арендный договор может быть закончен раньше, либо продлен, т.е. обладает повышенной гибкостью;
 * оплата услуг по лизингу разбивается на платежи, источником которых являются доходы от использования оборудования; это помогает планировать поток наличных средств и обеспечивает защиту от инфляции;
 * Обычно налоговое законодательство разрешает арендаторам вычесть полные арендные платежи из дохода перед уплатой налога - в отличие от банковского займа, где сами проценты подлежат налогообложению.
 С другой стороны, лизинг накладывает определенные ограничения и обязанности. Имеется в виду риск случайного разрушения или повреждения имущества и обязательство сохранить его для арендодателя, что заставляет беречь и пользоваться взятым в аренду имуществом в полном соответствии с техническими характеристиками, а также нести все необходимые расходы. Арендатор не имеет права сдавать в аренду имущество, взятое им самим, использовать его в качестве залога, и даже переводить его в другое место, не предусмотренное условиями контракта, без согласия арендодателя.
 На практике преимущества лизинга снижаются из-за целого ряда факторов, присущих малому бизнесу:
 * отсутствие соответствующих помещений;
 * трудности в легализации прав на помещения и землю для установки оборудования;
 * Недостаточная квалификация персонала при обращении с оборудованием.
 Вообще говоря, использование лизинга на национальном и региональном уровне способствует росту инвестиций и деловой активности, повышает конкуренцию на рынке финансовых услуг и создает возможности для применения современного кредитного анализа, основанного на потоках наличных средств. Перекрестный анализ по нескольким возникшим рынкам в разных странах, контролируемым Международной Финансовой Корпорацией, указывает на следующие положительные явления:
 * доступ к финансированию получает больший процент МП;
 * облегчается привлечение частных инвестиций в основной капитал;
 * сам по себе сектор лизинга быстро расширяется по мере того как арендодатели приобретают опыт, а потенциальные заемщики приходят к пониманию преимуществ лизинга;
 * в результате возросшей конкуренции между существующими лизинговыми компаниями скоро произойдет проникновение на новые рынки (обычно благодаря образованию новых структур или появлению новых видов финансового продукта);
 * лизинг помогает развитию рынков капитала. С точки зрения средств, лизинговая деятельность является весьма привлекательной для малого и среднего бизнеса, который до этого вынужден был полагаться на неформальное финансирование, кредиты поставщиков и на изыскание собственных наличных средств для формальных финансовых рынков.
 С точки зрения обязательств усилия лизинговых компаний пустить в обращение заемные средства и мобилизовать собственные ресурсы помогают углубить и расширить внутренние рынки капитала. Лизинговые компании пускают в обращение заемные средства следующим образом:
 * одалживая у банков и, где это возможно, у пенсионных фондов и страховых компаний. Спрос на заемные средства от лизинговых компаний расширяет спектр заемных операций для всех этих институтов;
 * выпуском облигаций и других продаваемых на рынке ценных бумаг. Это расширяет выбор и повышает ликвидность различных ценных бумаг на внутренних рынках капитала;
 * поручительство за арендные задолженности.
 И наконец, что касается собственных средств, то несколько лизинговых компаний распространили свои акции публично.
 
 IV. Информация
 IV.1. Общая часть
 В соответствии с приоритетами, сформулированными в третьей долгосрочной программе ЕС по малому и среднему бизнесу, предоставление информации для малых и средних предприятий особенно необходимо для их интеграции в европейский и мировой рынок. Поскольку число предприятий, вовлеченных в международную деятельность, сравнительно невелико по сравнению с общим числом действующих европейских компаний, основная стратегическая цель органов ЕС - способствовать участию МП в транснациональном бизнесе. Конечно, участие посредников и Стран-участниц в мероприятиях, направленных на достижение этой цели, является здесь решающим, однако конкретные действия, которые следовало бы предпринять соответствующим институтам ЕС, могли бы помочь доступу предприятий, особенно малых и средних, к Общему Рынку, и способствовать повышению их конкурентоспособности до европейского уровня. Но для реализации таких ориентированных на внешний мир стратегий необходимо снабдить МП соответствующим арсеналом средств. Доступ к рыночной информации, сетям делового сотрудничества и программам партнерства являются главными инструментами МП в их внешнеэкономической деятельности в рамках Единого Рынка.
 Результатом такой работы органов ЕС явилась организация нескольких сетей и мероприятий по информации и сотрудничеству в тесном контакте с большим количеством децентрализованных ведущих организаций на местах.
 Таблица 1 на следующей странице показывает основные информационные сети ЕС.
 
 ТАБЛИЦА 1
  ОСНОВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СЕТИ СООБЩЕСТВА
  Название Число участников и географический охват Роль A B C Евро-Инфо-Центры (EIC)
 DG XXIII 230 в странах ЕС и ЕФТП , 20 корреспондентских центров в CЦВЕ и средиземноморских странах Информация и консультации предприятиям, особенно - малым, по законодательству и программам Сообщества. Сеть делового сотрудничества (BC-Net)
 DG XXIII 300 консультантов в 38 странах Помощь предприятиям в развитии международного партнерства путем консультаций во время, до или после поиска партнеров. Бюро по сближению предприятий (BRE)
 DG XXIII 500 корреспондентов в 70 странах мира Помощь МП в поиске партнеров через массовое объявление их условий сотрудничества. ""ЕВРОПАРТЕНАРИАТ""
 DG XXIII Национальных консультантов в 60 странах (ЕС, Средиземн., Центр. и Вост. Европы и Азии ) проводят по 2 мероприятия ""Европартенариат" в год Содействие сотрудничеству между предприятиями в районах, которым предоставляется поддержка (цели 1, 2, 5b и 6), и предприятиями других стран-участниц и не-участниц ЕС. "ИНТЕРПРАЙЗ"
 DG XXIII 200 партнеров ЕС вовлечены в организацию 40-50 мероприятий в год Содействие международному сотрудничеству между МП в Европе. Бизнес-Инновационные Центры ЕС (BIC)
 DG XVI 110 BIC (98 в областях, получающих помощь, остальные - в Центральной и Восточной Европе) Создание и развитие инновационных МП через предоставление комплексных услуг. "Сеть ремесленных центров"
 DG XII 200 центров (23 Национальных центра ), 18 стран (ЕС + страны с Европейской Финансово-Технической Помощью) Распространение информации для МП по научно-техническим программам и помощь во внедрении этих программ. Инновационные Центры (IRC)
 DG XIII 56 участников ЕС + Норвегия + Исландия Содействие инновациям путем передачи технологий, внедрение результатов исследований и проведение программ научно-технического развития ЕС. Организации содействия энергетическим технологиям
 (OPET) DG XVII + XIII 50 в Европе. Новый прием предложений в 1996. Установление отношений с индустриальным миром и МП Мультимедийная сеть демонстрации и поддержки информации (MIDAS) (на смену NAP в 1997 г.)
 DG XIII 22 центра в 17 странах (ЕС + ЕЕА) Ознакомление и проведение информационных кампаний по новым информационным услугам. Партнеры по национальному самосознанию (NAP)
  DG XIII 30 Участников ЕЕА Содействие развитию электронно-информационного обслуживания. Европейская служба занятости (EURES)
 DG V 12 приграничных структур 450 Европейских консультантов в 15 Странах-участницах + Исландия и Норвегия,
 12 межгосударственных структур. Обеспечение свободы передвижения рабочих и помощь в найме рабочей силы на международном уровне. Информационные центры для потребителей о зарубежных товарах DG XXIV 21 участник в странах ЕС за исключением Греции и Англии Информация для потребителей, касающаяся международной деятельности по проблемам потребителей. "Центры сельской информации"
 DG X
  70 в странах ЕС Информация Сообщества для сельских общин, стимулирование обмена опытом и партнерства между европейскими и сельскими регионами Инфо-пункты-Европа, Евробиблиотеки DG X Все Страны-участницы Информация для широкой общественности
 IV.2. Распространение информации посредством информационных центров
 Генеральный Директорат DG XXIII играет существенную роль в формировании Европейской Предпринимательской Политики. Помимо определения самой политики, он организует практическую работу на местах через информационные сети и мероприятия, которые он проводит и координирует. В данном разделе мы подробно рассмотрим сети и мероприятия, организуемые DG XXIII для распространения деловой информации. Эти мероприятия включены в Диаграмму 1.
 ДИАГРАММА 1
 
 IV.2.1. Евро-Инфо-Центры (EIC)
 Евро-Инфо-Центры (EICs), созданные по инициативе DG XXXIII, адресуют свои услуги МП, желающим быть более информированными, чтобы использовать максимум возможностей, предлагаемых Европейским рынком. Будучи объединенными в информационную сеть, узлы которой находятся во всех Странах-участницах, эти центры являются сторонниками активной политики и в тоже время децентрализованы, что позволяет им давать нужные ответы на разные вопросы МП.
 Создание сети EIC обусловлено пониманием того, что большинство МП сталкивается с трудностями, когда пытается использовать возможности, предлагаемые "Единым рынком" (главная трудность состоит в отсутствии информации по европейским проблемам), что в основном происходит из-за различий в законодательстве разных стран-участниц и из-за множества связанных с этим административных ограничений. Соответственно, деятельность каждого EIC в основном сводится к следующему:
 * Предложение заинтересованным МП целевой информации и обеспечение доступа к экспертизе по европейским проблемам.
 * Использование своих регулярных контактов с другими участниками сети и с Европейской Комиссией на пользу МП.
 * Проведение консультаций по поводу предпринимательской деятельности за границей и предоставление помощи в развитии и сопровождении проектов.
 * Упрощение обмена информацией внутри сети, сведение в одно целое информации о законах и опыте предпринимательства в других странах-участницах.
 * Создание обратной связи между европейскими органами для выявления задач и потребностей последних, а также для оценки воздействия европейских программ и связанного с ними законодательства.
 
 Услуги, обычно предоставляемые EIC, можно разделить на следующие виды:
 
 * Информация о добавленной стоимости, включая обзоры, опросы общественного мнения, использование баз данных и разработку программного обеспечения.
 * Распространение информации и публикаций, в том числе - информационных бюллетеней, обзоров, сотрудничество с органами массовой информации.
 * Обучение, включающее в себя найм преподавателей, разработку методик обучения, подготовку учебных материалов, трудоустройство выпускников.
 * Юридическая помощь, включая предоставление образцов типовых контрактов, помощь в заключении контрактов, и ведение дел по апелляциям.
 * Консультации по менеджменту, бухгалтерии, налогообложению, логистике, человеческим ресурсам и занятости, охране труда, составлению проектов.
 * Технические консультации, включая исследования и разработки, внедрение новой техники, передачу технологий, вопросы интеллектуальной и промышленной собственности, защиты окружающей среды, проблемы энергетики.
 * Коммерческая поддержка, включая использование других сетей DG XXIII (BC-NET, BRE), участие в мероприятиях ""Европартенариат"" и "Интерпрайз", поиск партнеров, составление договоров о сотрудничестве, общественное содействие, обзоры состояния рынка, устный и письменный перевод.
 * Консультации по финансовой поддержке, включая поиск имеющихся средств и доступ к ним с упором на рисковый и начальный капитал.
 * Региональное развитие, включая организацию конференций или селекторных совещаний с применением видеотехники, деловых центров, ярмарок и специализированных выставок, а также создание специализированных предприятий и бизнес-групп.
 * Непосредственное участие в европейских программах путем реагирования на объявления ЕС по поводу тендеров, и подготовка проектов в масштабе ЕС.
 Работа Евро-Инфо-Центров всегда основывается на партнерстве, включающем несколько европейских, национальных и местных органов, которые действуют в соответствии с принципами, иллюстрируемыми Диаграммой 2.
 ДИАГРАММА 2
 
 Все Евро-Инфо-Центры расположены в местных руководящих организациях, отобранных в результате тесного сотрудничества стран-участниц и Европейской Комиссии. Действует множество представителей на местах, вовлеченных в курирующую структуру EIC, в том числе - торговые палаты, представительства по развитию регионов, профессиональные или межпрофессиональные ассоциации, промышленные группы, союзы, объединения кустарей, банки, правительственные департаменты, местные или региональные органы, и т.д. Кроме того, EIC сотрудничают с местными университетами и исследовательскими учреждениями, которые могли бы дать научное обоснование нужд МП и возможностей их развития. Подобный плюрализм позволяет разнообразить EIC и, таким образом, сеть способна удовлетворить потребности большинства секторов экономики.
 Как правило, местные организации оказывают материально-техническую поддержку EIC, предоставляя персонал., экспертизу, и т.д. В свою очередь, Евро-Инфо-Центры повышают ценность услуг, уже оказанных существующими в стране своими организациями, добавляя им международный колорит и престиж. Чтобы повысить степень информированности МП в отношении возможностей, создаваемых Европейским Союзом, EIC также завязывают более тесные связи с местными, региональными и национальными органами, ответственными за выполнение новых инициатив ЕС.
 Сразу после своего основания в 1987 г. и по настоящее время сеть EIC работает в соответствии с некоторыми формальными принципами, введенными в то время. Например, каждый EIC связан контрактом, который подписан между участвующими в нем местными представителями и DGXXIII. В контракте определены следующие моменты:
 * назначение EIC,
 * его обязанности по отношению к DG XXIII, включая предоставление квартальных отчетов и годового финансового отчета, а также
 * его право доступа к "услугам поддержки" со стороны XXIII, включающим в себя обучение, предоставление информации, помощь при составлении документов и техническую помощь.
 EIC, полностью выполняющие свои обязательства по контракту, каждый год получают от DG XXIII значительную финансовую поддержку, которая помогает им покрывать расходы, связанные с их текущей деятельностью, доступом к банкам данных, и т. д.
 Поскольку потребности МП меняются от региона к региону, отдельные EIC ввели в свою практику множество разных услуг, чтобы помочь и дать нужную ориентацию этим предприятиям. Чтобы гарантировать качество услуг, предоставляемых различным МП от множества Центров, разбросанных по большой территории, был разработан своего рода Кодекс Чести, который подписали все EIC. Этот оригинальный документ не имеет контрактной силы и лучше всего может быть охарактеризован как "философия поведения". Он используется в качестве общего руководства для регулирования отношений EIC со своими "клиентами", т.е. малыми предприятиями, нуждающимися в поддержке.
 Ключевым моментом при объединении EIC в единую сеть является развитие хороших отношений и понимания между разными EIC по всей Европе. Общее стремление слить воедино отдельные, хотя и взаимно дополняющие оценки для их взаимного блага и для блага заинтересованных МП является движущей силой для такого сотрудничества, которое основывается на разнообразном опыте, проистекающем из местных условий. Учитывая важность данного фактора, DG XXIII организует множество мероприятий, где EIC могут общаться друг с другом, например, ежегодные конференции, учебные семинары и групповые встречи, способствующие поддержанию постоянных контактов и приобретению новых знаний.
 Частое общение и выработка общих точек зрения у всех участников сети EIC потребовало создания нескольких межнациональных групп EIC, которые действуют по инициативе EIC разных национальностей, желающих работать сообща для выполнения определенной общей цели. Кроме того, многие EIC организовали у себя собственные малые сети, чтобы расширить географию и увеличить число вовлеченных МП. Цель таких разветвлений состоит в том, чтобы распространять информацию и консультации на местном уровне при поддержке и руководстве активно действующего и более опытного "старшего" EIC. Дополнительная "ветвь" связана лишь со своим старшим EIC и, в отличие от обычных EIC, не имеет прямых связей с DG XXIII.
 И наконец, в конце 1990 г. сеть открыла свои представительства в третьих странах в ответ на интерес, который они проявили к присоединению. Эти представительства, получившие название Корреспондентских Евро-Инфо-Центров (EICC), работают в областях, считающихся по классификации Европейского Совета зонами особого внимания, т. е. в Центральной и Восточной Европе и в Средиземноморском регионе. EICC действуют как связующее звено между МП Европейского Союза и предпринимателями в странах Центральной и Восточной Европы и Средиземноморья.
 Согласно официальным данным, относящимся к концу 1996 г., в странах Европейской Экономической Зоны на тот момент насчитывалось 230 EIC и, кроме того - еще 20 EICC. Судя по динамике последних лет, можно сделать вывод, что сеть EIC быстро расширяется, гарантируя даже в отдаленных районах малым предприятиям доступ к целому ряду предоставляемых информационных услуг.
 Приводимая ниже диаграмма иллюстрирует развитие сети с момента ее основания.
 ДИАГРАММА 3: РАСШИРЕНИЕ Евро-Инфо-Центров (EIC)
 
 В настоящее время Евро-Инфо-Центры, имеющиеся в большинстве регионов Европейского Союза, превратились в один из главных институтов поддержки местного экономического развития на основе содействия предпринимательству. Эти центры хорошо знакомы с конкретными нуждами и проблемами местного малого бизнеса в области производства, управления и маркетинга, и повышают интерес малых предприятий к возможностям, открывающимся на обширном европейском рынке.
 В декабре 1995 г. Европейский Совет в Мадриде особо отметил привилегированное положение EIC в предпринимательском мире. Одно из главных положений в резолюции Мадридской встречи состояло в том, что доступ ко всем программам содействия МП должен стать проще и идти в ногу со временем. Предложение, выдвинутое Советом по этому поводу, указывает, что Страны-участницы и Комиссия должны работать по принципу "first-stop-shop" (круговое обслуживание), где основная роль отводится именно Евро-Инфо-Центрам.
 И действительно, если посмотреть на различные сети, работающие с МП в рамках и вне рамок политики Комиссии по содействию предпринимательству, сразу можно заметить множество неопределенностей в предлагаемых услугах. Учитывая рекомендации Совета, Комиссия предложила двойной подход: одинаковые полномочия для всех сетей ЕС, работающих на МП, и единый интерфейс для конечных потребителей, позволяющий адресовать каждый запрос в соответствующую сеть ЕС или к соответствующему провайдеру услуг. Последнюю роль могли бы по логике взять на себя EIC, поскольку перед ними и так стоит задача предоставления полной информации бизнесу. Принцип "комплексного обслуживания", взятый на вооружение в EIC, поможет предприятиям быстрее найти себе дорогу среди множества существующих сетей. Однако, чтобы справиться со своей новой ролью, EIC должны непрерывно поддерживать и развивать регулярные контакты с представителями других сетей ЕС, и вместе с ними проводить деятельность, направленную на более полное раскрытие программ помощи со стороны ЕС.
 Диаграмма на следующей странице показывает, как EIC функционируют в качестве механизма комплексного обслуживания.
 Роль EIC в системе комплексного обслуживания
 Новая роль комплексного обслуживания, взятая на себя Евро-Инфо-Центрами, означает работу с различными видами информации. В то время как в прошлом EIC просто специализировались на распространении материалов ЕС и обсуждении возможностей сотрудничества, теперь в их компетенцию попадают следующие вопросы:
 * Понимание общей политики ЕС: Возникнет дополнительная необходимость в стимулирующей деятельности, особенно в рамках широкого понимания функций ЕС - организации кампаний, проводимых Комиссией для утверждения основных политических приоритетов Союза (например, введения Единого Рынка и Единой Валюты). Помимо этого, должна существовать систематическая обратная связь от делового мира к Комиссии, особенно, по проблемам, стоящим перед предприятиями в их деятельности, связанной с проведением в жизнь основной политики ЕС.
 * Повышенное внимание к судьбе малых предприятий: Задача доведения программ ЕС в отношении МП до сведения всех европейских компаний, может быть достигнута посредством "прицельных" кампаний, проводимых участниками сети EIC наряду с их обычной деятельностью.
 * Своевременное предоставление информации: Потребности МП в информации напрямую связаны с развитием стратегий и различных видов деятельности ЕС, которые быстро меняются. Чтобы информационные услуги шли в ногу со временем, сеть EIC должна мгновенно приспосабливаться к любому изменению программ ЕС, в то время как выдача индивидуальных ответов на различные запросы от МП будет оставаться без изменений. Возможность пополнения и ясность при распространении информации будут иметь принципиальное значение.
 * Международная ориентация: Окончательное формирование Европейского Единого Рынка и постепенная "глобализация" рынков открывают для европейских компаний большие перспективы. Однако одно из главных препятствий, которое МП должны преодолеть для гарантированного доступа к расширенному рынку, представляет собой трудность получения и свободного доступа к информации о всеобщем или региональных рынках. Такую информацию можно найти во многих организациях в пределах ЕС, некоторые из которых являются участниками сети EIC: торговые палаты, агентства по содействию экспорту, Евростат, и т.л. Таким образом, координация усилий этих организаций в рамках сетевого принципа будут поощряться.
 * Окружающая среда: Сеть EIC активизирует свои действия в плане предоставления необходимой информации по "экологически ориентированному" управлению, законодательству, исследованиям и программам ЕС. Непрерывно развиваясь и совершенствуясь, сеть EIC может играть важную роль в помощи МП понять проблемы окружающей среды и найти для них соответствующие решения. Евро-Инфо-Центры могли бы также облегчить контакты между предприятиями, желающими или стремящимися инвестировать свои средства в более экологически чистые или энергосберегающие технологии, либо в компании, которые производят экологически чистые товары или оказывают услуги с учетом этих факторов.
 * Секторная информация: EIC потратят немало усилий, чтобы удовлетворить часто проявляемый малыми предприятиями интерес МП к информации, связанной с какой-то конкретной промышленной, финансовой или торговой областью. Это потребует более тесного сотрудничества между сетью EIC и ассоциациями, представляющими свой сектор на европейском или национальном уровне.
 
 IV.2.2. Бизнес - Поисковые Сети (BC-NET & BRE)
 Особый вид информационных услуг направлен на помощь МП в нахождении деловых партнеров, особенно, за границей - в других Странах-участницах или даже в третьих странах. Как было отмечено в пятом годовом отчете Европейского обзора МП, большинство малых предприятий, желающих участвовать в деловом сотрудничестве, не очень активны в поиске партнеров. Чтобы выбрать для себя потенциального зарубежного партнера, они в основном обращаются к неформальным источникам, где информация о предприятиях базируется на основе хороших личных отношений. Реноме предприятия на основных рынках тоже влияет на процесс принятия решений и иногда способствует международному сотрудничеству. Неудовлетворенность занимаемой нишей на сегодняшнем рынке, поиск новых продуктов и рынков и, наконец, желание повысить конкурентоспособность компании путем подключения к рыночной информации вместе с другими деловыми партнерами - все это способствует межнациональным деловым связям.
 И наоборот, причины, которые мешают деловому сотрудничеству, состоят главным образом в неспособности повысить конкурентоспособность, страхе потерять независимость, и подозрении, что другая сторона может оказаться непригодной для сотрудничества. Основные практические трудности заключаются в том, что МП, начавшие поиск и оценку качеств партнера за границей, не обладают нужной осведомленностью, испытывают нехватку средств и трудности в общении.
 В предлагаемой ниже таблице представлены наиболее типичные виды делового сотрудничества, классифицированные по размеру компаний, отраслям экономики и группам стран.
 Таблица 2
 Основные различия в области международного сотрудничества в зависимости от размера фирмы, отрасли и группы стран
 Вид сотрудничества Размер Отрасль Группа стран Поставки и контракты - Гостиничное хозяйство, общественное питание, производство, услуги предприятиям, строительство и транспорт Центр Европы и ее северные окраины Виды сделок - Ремонт, прочие услуги, розничная и оптовая торговля, услуги предприятиям Страны, не входящие в ЕС Маркетинг/распространение - Банковское дело, страхование, услуги предприятиям, транспорт и строительство Южные окраины Европы и Ирландия Совместные закупки - Оптовая торговля, транспорт и строительство - Лицензирование - - - Создание ассоциаций - Банковское дело, страхование, прочие услуги, розничная торговля Центр Европы Совместные предприятия - Строительство, транспорт, промышленное производство - Совместные исследования и разработки - Гостиничное хозяйство, общественное питание, промышленное производство Северные регионы Европы Участие в акционировании Большие - - Франчайзинг Средние Транспортные и другие услуги предприятиям Южные регионы Европы и Ирландия Образование Европейских Групп Экономических Интересов - - - Источник: ENSR Enterprise Survey 1997.
 В общем случае размер не очень влияет на стремление к сотрудничеству, за исключением участия в капитале, которому отдают предпочтение более крупные предприятия, а также при франчайзинге, который характерен для самых больших среди средних предприятий. Что касается различий в зависимости от вида деятельности, то строительные и транспортные МП находят партнеров быстрее всех. Сотрудничество также высоко котируется в секторе услуг. И наконец, некоторые виды сотрудничества чаще всего встречаются в определенных странах.
 С целью содействия деловому сотрудничеству DG XXIII выступил с инициативой создания двух поисковых сетей: Сети Делового Сотрудничества (BC-NET) и Бюро Сближения Предприятий (BRE).
 Участниками BC-NET являются частные и общественные (государственные) организации, действующие на местном уровне: торгово-промышленные палаты, профессиональные организации, региональные агентства по развитию, центры инновации, BIC, консалтинговые фирмы, банки, и т.д. Сильной стороной таких сетей является широкий спектр ее участников.
 После того как предприятия, заинтересованные в нахождении финансового, торгового или технического партнера, связались с участником BC-NET, начинается процедура поиска, которая включает в себя несколько этапов:
 * Подготовительная фаза: Если предприятие имеет мало или вообще никакого опыта в межнациональном сотрудничестве, консультант из BC-NET оценивает возможности (финансовые, человеческие, и т.д.).
 * Определение характера сотрудничества: Если BC-NET может предложить для предприятия соответствующее решение, консультант формирует пакет основных сведений о компании, включающий информацию о ее услугах или продукции и виде сотрудничества. Уровень услуг, предоставляемых предприятию перед составлением данного пакета, может варьироваться: некоторые участники BC-NET тратят минимум времени на поверхностную проверку информации, вводимой в данный пакет, в то время как другие тщательно проверяют и оценивают такую информацию.
 * Иногда предприятие желает представить свое предложение о сотрудничестве, сообщая о себе лишь часть сведений. Тогда другим участникам BC-NET предоставляется лишь ограниченная информация, а именно, название, отражающее факт искомого сотрудничества, вид сотрудничества, требуемая страна или регион, и вид деятельности предприятия, Подробности, касающиеся самой компании (название предприятия, размер штата, оборот, и т.д.) на данной стадии не сообщаются другим участникам BC-NET. Преимущество частичного предоставления сведений состоит в том, что компания может держать свои реквизиты в секрете и сама решать, обнародовать ей информацию или нет. Однако если объем открытой информации ограничен, шансы заинтересовать потенциального партнера понижаются.
 * Предприятие предпочитает представить свое предложение о сотрудничестве в виде полного пакета сведений. Тогда вся информация, содержащаяся в данном пакете, является открытой для всех участников BC-NET и для всех корреспондентов BRE. В этом случае корреспонденты BRE распространят текст с описанием условий сотрудничества, используя различные каналы связи: Интернет, бюллетени новостей, базы данных, прямая посылка по почте, и т.д. Одновременно пакет сведений будет электронным путем переправлен в центральную базу данных, куда имеют доступ только участники BC-NET и корреспонденты BRE, делая запросы на основе различных критериев поиска.
 * Сопровождение: если пакет сведений представляет интерес для какого-то участника BC-NET, последний свяжется с составителем, и оба начнут диалог и обмен информацией. Если в конце концов оба участника BC-NET посчитают (согласовав оба пакета), что сотрудничество между этими предприятиями возможно, устраивается прямая встреча представителей обоих предприятий.
 Некоторые консультанты BC-NET могут также помочь предприятию на стадии переговоров, либо ввести данное предприятие в контакт с другими советниками сети, в зависимости характера проблемы (юридической, налоговой или технической). При достаточной сложности некоторых договоров о сотрудничестве личная помощь такого рода может оказаться решающей для успеха всего дела.
 В настоящее время сеть состоит примерно из 300 организаций в 39 странах, т. е. имеется в 15 странах Европейского Союза и в 24 странах, не входящих в ЕС.
 Общие критерии для выбора участников BC-NET таковы:
 * наличие опыта в международном сотрудничестве;
 * квалификация персонала, работающего в сфере налаживания сотрудничества;
 * виды услуг, предоставляемых предприятиям;
 * методология, применяемая при поиске деловых партнеров.
 Все отобранные участники BC-NET подписывают Договор с Комиссией, который можно возобновлять ежегодно, при условии, что данный участник является активным и действует согласно Кодексу Положительной Практики (Code of Good Practice), содержащий принципы, которые все участники должны соблюдать, осуществляя поиск возможного сотрудничества. Они также платят ежегодные членские взносы в размере 1000 ЭКЮ каждый, чтобы снизить размеры финансовой поддержки сети со стороны ЕС.
 Подобно участникам BC-NET, члены BRE представляют собой государственные или частные организации разного рода, связанные с развитием МП и действующие на местной основе.
 Предприятия, заинтересованные в установлении финансового, коммерческого или технического сотрудничества через BRE, могут:
 * либо просто заполнить стандартный бланк пакета сведений о себе и отправить его в DG XXIII;
 * либо непосредственно связаться с корреспондентом BRE.
 В первом случае специальный отдел DG XXIII включит полученные сведения в центральную базу данных и пришлет в ответ письменное подтверждение. Во втором случае заинтересованный предприниматель связывается с представителем BRE, помогающим ему заполнить такой же пакет сведений, который затем (как и в первом случае) отсылается в ту же центральную базу данных.
 На следующем этапе все участники сети BRE (которые регулярно обращаются к базе данных) будут просматривать этот пакет сведений и публиковать его в бизнес-журналах, бюллетенях новостей, в Интернет, и т. д.
 И наконец, прочитавшие публикацию о данном пакете сведений и проявившие интерес к предлагаемой возможности, будут связываться либо с представителем BRE, либо с самим предприятием, чтобы напрямую обсудить детали будущего сотрудничества.
 Сеть BRE состоит примерно из 500 организаций более чем в 70 странах, т.е. в 15 Странах-участницах ЕС плюс в 55 третьих странах, включая Российскую Федерацию.
 Общие критерии для отбора участников BRE таковы:
 * средства, которые желающий вступить имеет в своем распоряжении для распространения сведений о компаниях через BRE;
 * возможности организации сотрудником, который является подавший заявку на вступление в BRE в сфере контактов с МП, наличие опыта сотрудничества, число работающих, рекомендации, и т.д.
 * число корреспондентов BRE, уже закрепившихся в той же области.
 Все отобранные претенденты на вступление в BRE подписывают Договор с Комиссией, который будет продлятся ежегодно, при условии, что корреспондент продолжает работать активно.
 Поскольку МП выражают свою потребность в партнерстве самыми различными способами, в зависимости от степени сложности желаемого сотрудничества, то слияния сетей BRE и BN Комиссией не ожидается. Однако тот факт, что некоторые EIC также имеют дело с предложениями о сотрудничестве, заставляет их участвовать в одной или нескольких сетях, в зависимости от их интересов и возможностей.
 Другой важной мерой в данном контексте является создание каталога, содержащего список всех участников различных сетей с перечислением видов услуг, которые они предлагают. Эти услуги могут включать в себя проверку деятельности компании еще до формулирования стратегии, содержащей поиск партнерства, а также помощь в переговорах при заключении договора о сотрудничестве.
 И наконец, приоритеты Европейской Комиссии таковы:
 * повышение эффективности сетей благодаря поддержке специализированных групп в самих сетях;
 * разработка новой информационной системы для замены устаревшей технологии, существующий с момента создания ВC-NET;
 * устройство единой базы данных, чтобы облегчить интегрированный доступ к поиску возможного партнерства или предпринимательства, где эти возможности будут определяться через различные инициативы ЕС в данной сфере (включая ""Европартенариат"" и "Интерпрайз").
 
 IV.2.3. Содействие прямым контактам через программы партнерства
  ("Европартенариат" и "Интерпрайз")
 Еще один путь содействия международному деловому сотрудничеству состоит в организации регулярных деловых встреч, что дает возможность заинтересованным предпринимателям взаимодействовать и вести переговоры "визави" с перспективой заключения деловых соглашений. Существуют две программы такого рода: ""Европартенариат"" и "Интерпрайз".
 Цель "Европартенариат", организованного совместно с DG XXIII и XVI, состоит в том, чтобы стимулировать развитие отсталых регионов в странах ЕС путем содействия МП во всех странах ЕС и третьих странах в установлении деловых отношений со своими собратьями именно в этих регионах.
 Согласно данной программе, каждые два года организуются мероприятия, во время которых руководителям МП предлагается ряд заранее запланированных личных встреч с предпринимателями из других стран.
 Решения, касающиеся будущего размещения "Европартенариат", принимаются Комиссией на основе официального запроса от cтран-участниц.
 Подготовка и организация мероприятия "Европартенариат" включает в себя несколько этапов:
 * определение и отбор от 300 до 400 МП в своем регионе, которые удовлетворяют конкретным критериям для участия в "Европартенариат";
 * публикация проспекта на нескольких языках с подробностями касательно выбранных МП и их проектов;
 * организация сети для проведения данного мероприятия, состоящей из отобранных местных советников в участвующих странах;
 * организация двухдневной встречи, которая принимает форму заранее подготовленных двухсторонних переговоров между руководителями предприятий;
 * оценка результатов мероприятия в количественном и качественном отношении.
 Участвующие компании платят только за проезд и проживание. Комиссия берет на себя две трети расходов по данному мероприятию, а одна треть оплачивается принимающей страной. Для участия МП из других стран имеются специальные фонды от DG1A по линии программ PHARE и TACIS. Помимо финансовой помощи, Комиссия предлагает также техническую поддержку, поскольку ее квалифицированный персонал оказывает консультации главному организатору на различных стадиях данного мероприятия.
 Оценка эффективности данных мероприятий показала, что в ходе встреч ""Европартенариат" примерно 30-40% предприятий в принимающем регионе заключают договора о сотрудничестве.
 Цель программы Интерпрайз состоит в поддержке местных, региональных и национальных инициатив, которые направлены на поддержку сотрудничества между МП в Европе. По этой программе деловые встречи организуются аналогично тому, как это делается в "Европартенариат".
 В данном мероприятии должны принимать участие как минимум три организации из трех различных стран-участниц Европейского Союза и/или Европейской Экономической зоны: главный организатор и два партнера. Каждый из участников должен представить предложение не менее чем за 9 месяцев до самого мероприятия, что делается после официального объявления о тендере. Желающие участвовать в тендере должны заявить о себе в письме-обязательстве и набрать не менее 15 компаний из заданного региона.
 Чтобы лучше подготовиться к встречам, Комиссия выбирает организацию на национальном уровне, способную предоставить помощь предприятиям, выбранным для участия. Европейская Комиссия сможет тогда субсидировать одобренное мероприятие "Интерпрайз" с максимальным денежным взносом в 60 000 ЭКЮ. Взнос ни в коем случае не должен превышать 50% суммарного бюджета данного мероприятия.
 Учитывая, что до сих пор Программы "Европартенариат" и "Интерпрайз" пользовались успехом, Комиссия намеревается продолжать организацию мероприятий "Европартенариат" по два раза в год, а также проводить около 40-50 мероприятий "Интерпрайз" в год. Хотя "Европартенариат" и "Интерпрайз" разрабатывались для предприятий, которые не рассчитывают на помощь посредников, при рекламировании таких мероприятий было бы желательно привлечь внимание к набору услуг, предлагаемых различными сетями ЕС, о которых говорилось выше.
 IV.2.4. Развитие субподряда
 Европейская Комиссия признает, что субподряд играет все большую роль в обеспечении конкурентоспособности европейских МП. Все больше крупных компаний передают вспомогательные производства субподрядчикам, чтобы не распылять усилия и сконцентрироваться на главном предмете своей деятельности. Данная ситуация открывает значительные возможности для узкоспециализированных субподрядчиков и могла бы стимулировать рост числа МП во всем Европейском Союзе.
 Учитывая данные обстоятельства, Комиссия проводит специальную политическую линию на содействие субподрядческой деятельности, где данная политика опирается на сбор и распространение информации. Вообще говоря, действия ЕС в сфере субподряда направлены на наведение порядка на рынках и на укрепление межотраслевого партнерства. Главные цели здесь таковы:
 1. Создание среды, способствующей развитию субподряда:
 * инициативы по формированию статистических данных в области субподряда;
 * публикация Практического руководства по законодательным актам, регулирующим промышленный субподряд с целью прояснения законодательства, регулирующего субподрядные отношения в каждой стране-участнице;
 * Экспериментальная программа повышения конкурентоспособности субподрядчиков в производстве бытовой электроники.
 2. Регулирование информационных и коммуникационных потоков между основными подрядчиками и субподрядчиками:
 * составление многоязычного руководства по отраслевой терминологии для облегчения межнациональной субподрядной деятельности, позволяющей улучшить договорные отношения между основными компаниями и субподрядчиками;
 * децентрализованная взаимосвязь и действенность субподрядных обменов и баз данных в Европе;
 * публикация Каталога посреднических организаций по Субподряду;
 * организация и спонсирование встреч и совещаний, имеющих целью определить новые разработки и концепции, связанные с субподрядом в стратегических областях деятельности, а также осветить лучшие практические достижения в третьих странах, которые можно было бы перенести в Союз;
 * содействие выставкам товаров для покупателей;
 * содействие заключению субподрядов через сети BC-NET и BRE, а также через мероприятия "Европартенариат" и "Интерпрайз".
 3. Содействие европейскому субподряду в странах, не входящих в Сообщество:
 * Чтобы улучшить конкурентоспособность европейских субподрядчиков, будут предприняты меры, направленные на их сближение с основными фирмами третьих стран, желающих либо осуществлять инвестиционную деятельность в Европе, либо импортировать европейские средства и услуги. Кроме того, будут предприняты действия, направленные на достижение лучшего понимания структур субподрядных рынков третьих стран, а также природы субподрядных отношений в этих странах, чтобы определить существующие возможности сотрудничества. Комиссия уже выбрала Японию объектом своей специальной инициативы, и DG XXIII предоставляет гранты для взаимных визитов руководителей МП.
 Чтобы еще больше облегчить контакты с субподрядчиками и оптимизировать поиск партнеров, Комиссия собирается разработать Сеть Помощи Субподряду (SCAN - Sub-Contracting Assistance Network), ориентированную на определение и содействие предприятиям высокой культуры, с возможностью их сертификации на территории Европейского Союза.
 V. Консалтинг
 V.1. Общие положения
 Помощь в виде консультаций считается очень важной для развития большинства МП, поскольку многие из них страдают отсутствием опыта и квалификации, необходимых для успешной конкуренции на рынке.
 Как указывается в пятом ежегодном отчете Европейского Обзора для МП, имеется три главных фактора, влияющих на использование консалтинговых услуг малыми предприятиями:
 * факторы, относящиеся к самим предприятиям, такие как размер предприятия, его вид деятельности, "возраст", степень интернациональности, отношение к внутреннему рынку;
 * факторы, относящиеся к личности предпринимателя, такие как уровень образованности, деловые качества и, наконец,
 * факторы, связанные с тем, на какой стадии жизненного цикла находится предприятие.
 Третий фактор является очень важным, поскольку он в значительной степени влияет на характер советов или консультаций, требующихся для МП, а также на причины, почему консультация нужна именно в данный момент. Консультации для МП можно разделить на три основных группы в зависимости от стадии жизненного цикла предприятия:
 * консультации, необходимые на стадии становления;
 * консультации, необходимые в период расширения и развития;
 * консультации, необходимые в период кризиса.
 Влияние всех трех факторов на требуемые консультационные услуги представлено в Таблице 3.
 Таблица 3
 ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ И МП, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ ВНЕШНИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
 Факторы, связанные с предприятием Факторы, связанные с предпринимателем Факторы, связанные с фазами жизненного цикла Размер МП: чем меньше само предприятие, тем реже использование консультационных услуг. Кроме того, малые предприятия в основном пользуются финансовым консалтингом, в то время как более крупные прибегают к консультированию по широкому спектру вопросов.
 Вид деятельности МП: производственные предприятия чаще прибегают к внешним консультациям
 "Возраст" МП: за исключением компаний, переживающих начальную стадию, консалтингом чаще пользуются зрелые предприятия.
 Интернациональность МП означает повышенное использование услуг внешнего консалтинга.
 МП, востребованные внутренним рынком, чаще пользуются консультациями, чем не востребованные. Высокообразованные, стремящиеся к росту и неконфликтные
 Предприниматели больше зависят от внешних консультаций. МП, переживающие период становления: требуются консалтинговые услуги, связанные с развитием и отсевом деловых идей, либо с внешними советами по административным проблемам.
 МП на стадии роста: активные потребители различных консалтинговых услуг
 МП на стадии зрелости: пользуются внешними консалтинговыми услугами
  Источник: ENSR Enterprise Survey 1997.
 Согласно последнему обзору ENSR Enterprise Survey, составленному в 1997 г. и включенному в пятый ежегодный отчет Европейского Обзора по МП, главные барьеры, ограничивающие доступ малых предприятий к консультационным услугам, можно разделить на следующие категории:
 * барьеры, связанные со стоимостью;
 * барьеры, связанные с характером услуг;
 * барьеры, связанные с недостаточной информативностью;
 * барьеры, связанные с исполнением.
 Главным препятствием, влияющим ограничивающим доступ к внешним услугам, является дефицит средств, так как 40% респондентов уверены, что внешняя консультация - дорогое удовольствие. На втором месте стоят причины, касающиеся характера услуг. Здесь 26% респондентов верят, что консалтинг не отвечает их истинным потребностям, а еще 22% считают, что консалтинговые услуги носят слишком общий характер. 17% респондентов считают препятствием недостаточную информативность внешних консультаций. Интересно, что обзор ENSR доказывает, что подобного рода барьеры чаще упоминаются малыми предприятиями и предприятиями сферы услуг, в то время как большие и производственные предприятия, по-видимому, в целом не очень доверяют внешнему консультированию.
 
 V.2. Политика ЕС
 С учетом важности внешней экспертной поддержки развития МП, а также высокой стоимости такой поддержки, предоставление советов экспертов и консалтинговых услуг для МП за меньшую цену представляет собой меру, включаемую в несколько стратегий ЕС:
 * DG XVI для региональной политики ввел концепцию бизнес- и инновационных Центров (BIC) в 1984 г. сначала как инструмент для поддержки местного развития в слаборазвитых районах. С тех пор BIC выросли в заслуживающих доверия советников для новаторов-предпринимателей в странах ЕС и третьих странах.
 * DG 1A для Внешних сношений и DG XXIII для Политики в сфере предпринимательства ввели в действие ряд программ, направленных на субсидирование консалтинговых услуг, с намерением помочь предпринимательству в Европейском Союзе, осуществить инвестиции в других странах ЕС или в третьих странах через создание и развитие совместных предприятий с местными партнерами.
 V.2.1. Бизнес- и Инновационные Центры (BIC)
 DG XVI определяет BIC следующим образом:
 "BIC представляет собой местную или региональную схему партнерства, которая предоставляет МП полный набор услуг на благоприятных условиях, делая основной упор на инновациях для промышленности или в сфере промышленных услуг. Такой центр определяет, отбирает и поддерживает подающих надежды предпринимателей и их проекты, либо уже существующие МП. BIC отражает многоплановую договоренность и мобилизует местный потенциал с позиций глобального подхода. Он направляет общественные и частные финансовые ресурсы на инициативы, которые являются полезными ввиду своего инновационного характера и экономической ориентации и предназначены для повышения благосостояния и создания рабочих мест, а также для придания разнообразия деятельности. Кроме того, подобные инициативы также помогают выходу МП на международный рынок и обеспечивают им доступ к международному сотрудничеству."
 В своем простейшем варианте BIC содержит команду квалифицированных экспертов по развитию предпринимательства, способных лично консультировать предпринимателей или направлять их в сеть профессиональных советников, находящихся в данном регионе. Однако, несколько BIC настолько развились, что сами внесли в свою деятельность элементы предпринимательства, а некоторые даже получили возможность создать начальный капитал.
 BIC выполняют двойную функцию:
 * помогают новым МП с инновационными идеями в таких областях, как разработка новых изделий, процессы производства и вопросы сбыта;
 * содействуют уже существующим МП в налаживании бесперебойного производства, руководства предприятием и маркетинга.
 Поступая таким образом, BIC предоставляют широкий спектр услуг, таких как определение и оценка потребностей, планирование первичных предпринимательских действий, реструктуризация компании, обучение персонала, предоставление консультаций, запуск, сопровождение и руководство проектами. В общем случае наиболее типичными услугами, характерными для BIC, являются следующие:
 * выбор компетентных предпринимателей и жизнеспособных проектов, нуждающихся в поддержке;
 * содействие новым инновационным проектам;
 * организационная помощь посредством стратегического и оперативного бизнес-планирования;
 * передача технологий и консультации по развитию инноваций;
 * обучение управленческому искусству владельцев и персонала МП;
 * помощь в маркетинге;
 * советы по созданию фондов;
 * доступ к сетям профессиональных бизнес-консультантов;
 * мониторинг и текущая оценка бизнес-проектов после их внедрения;
 * предоставление офисов и помещений в "бизнес- инкубаторах", включая дополнительные услуги (секретарская деятельность, телекоммуникационное, аудио- и видеозаписывающее оборудование) для новых МП.
 Финансирование со стороны ЕС зависит от стоимости конкретного BIC, но обычно составляет от 30 до 50% первоначальных и текущих расходов. Другие источники совместного финансирования - Страны-участницы, региональные и местные органы, торговые палаты, университеты и исследовательские институты и, наконец, частный сектор, например, банки, венчурные компании, компании с промышленной конверсией и крупные фирмы. Это позволяет администрации BIC проводить политику наиболее приемлемого ценообразования для МП посредством квалифицированных консультаций и советов по ценам, значительно ниже средних рыночных.
 До настоящего времени успех деятельности BIC измерялся по двум критериям:
 * свое собственное выживание и расширение, поскольку BIC, получивший признание в отношении услуг, предоставляемых местным МП, будет поддерживаться на местном уровне как финансовым, так и другим образом, и тогда его оборот от продажи экспертиз будет расти. В настоящее время имеется около 140 BIC, действующих не только в ЕС, но и третьих странах., причем лишь немногие из них прекратили свое существование. Неудачи в основном происходили из-за неспособности вписаться в местную предпринимательскую среду;
 * Степень выживаемости МП, поддерживаемых со стороны BIC на начальной стадии и в последующий период. Средний коэффициент выживаемости клиентов BIC через 5 лет составляет 89%, что является очень неплохим показателем в сравнении со среднеевропейской цифрой, не превышающей 50% за такой же период жизни.
 В заключение можно сказать, что работа BIC по оказанию помощи в создании предприятий и обеспечении их выживания в трудные первые годы их существования была достаточно успешной.
 
 V.2.2. Консалтинговые услуги для содействия доступу МП на новые рынки
 Исходя из общей тенденции глобализации рынка, европейским МП приходится соразмерять свою деятельность со стратегиями иностранных конкурентов и обстановкой на зарубежных рынках, на которые они хотят выйти, включая новые зарождающиеся и быстро растущие отрасли экономики.
 Отчет Комиссии для заседания Европейского Совета в Мадриде указал на необходимость осуществления мер для поддержки бизнеса в данной области. Хотя многие усилия приходится предпринимать на уровне Стран-участниц, органы ЕС тоже активно содействуют интернациональному характеру МП и их доступу на Европейский рынок и рынки третьих стран. Программы ЕС, направленные на поощрение международного сотрудничества, в основном нацелены на предоставление консалтинговых услуг для МП, особенно, в плане кооперации, и совместным предприятиям с участием зарубежных партнеров. Общая черта всех этих программ состоит в том, что МП может получить доступ к ним через множество местных Финансовых Посредников.
 Инициатива по созданию совместных европейских предприятий (JEV)
 JEV представляет собой механизм поддержки для создания межнациональных совместных предприятий малого бизнеса в ЕС, утвержденный Комиссией 5 ноября 1997 г. Финансовое участие ЕС сводится к покрытию части расходов, связанных с созданием совместного предприятия. Цель каждого нового совместного предприятия состоит в развертывании новой экономической деятельности, включая инвестиции и создание новых рабочих мест на территории ЕС. Совместное предприятие должно быть заново создано по крайней мере двумя МП из двух разных стран-участниц.
 В рамках этой программы покрываются и расходы на советы экспертов и консалтинговые услуги, связанные с созданием и организацией совместного предприятия, которые включают:
 * расходы, связанные с различными исследованиями (обзоры состояния рынков, изучение законодательства и подготовка документов, оценка влияния на внешнюю среду, технические нормы, бизнес-планы, и т.д.),
 * оплата услуг внешних экспертов, и
 * расходы на внутренних экспертов (связанные с поездками за границу).
 Помимо указанного выше, имеется также грант, покрывающий до 10% инвестиций, при условии, что инвестиция представляет собой любую покупку или производство осязаемых или неосязаемых средств, которые учитываются как основные фонды в бухгалтерском отчете совместного предприятия и оцениваются в соответствии с общепринятыми нормами бухгалтерского учета.
 Программа Содействия образованию и развитию совместных предприятий в странах Центральной и Восточной Европы (PHARE JOPP)
 Назначение этой Программы состоит в следующем:
 * увеличить число частных предприятий в странах Центральной Европы;
 * способствовать инвестициям в малые и средние предприятия Европейского Союза в странах Центральной Европы;
 * повышать квалификацию работников, нанимаемых частными компаниями в странах Центральной Европы;

<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу