<< Пред. стр. 7 (из 10) След. >>
Так ты из тирана, самодура и деспота превращаешься в учителя, друга и соратника. И, пожалуй, немного в жреца, если кто-то ощущает свою цель и свое предназначение в жизни мистически.Вот, на мой взгляд, основание работы Руководителя и Полководца. Глава 4. Тяжело в ученье
Основная работа любого водящего, как Полководца, так и Руководителя, - это обретение тех, кого можно вести. То есть Дружины.
Не буду говорить сейчас о том, как собрать дружину. В конце концов можно просто объявить прием на работу. Но когда люди собраны, как их превратить в дружину? Ответ прост - их надо обучить. И, значит, лучшее место для отработки этого посвящения - это место учителя или руководителя учебного заведения.
Если наш разговор идет о том, как нам создать свою экономику, то, следовательно, задача освоения посвящения Полководца или Руководителя должна решаться в таком учебном заведении, которое будет готовить работников для наших предприятий. Это или в Школе Управления при Отделе кадров, готовящей работников для предприятия, или в Научно-исследовательском институте, созданном для нужд Предприятия. В общем там, где проще всего научить людей, как работать на предприятии.
Однако тут не все так однозначно. Во-первых, говоря о Руководителе, мы все-таки имеем в виду человека, возглавляющего все Предприятие, а не подразделение Отдела кадров.
Во-вторых, подобная внутренняя школа Предприятия должна работать не по каким-то утвержденным в Министерстве образования методикам и программам, а строго исходя из того, что нужно Предприятию.
Иначе говоря, школа начинает работать после того, как на рабочих местах выявились какие-то сбои из-за непонимания людьми того, как устроено предприятие и как надо на этом месте работать. Следовательно, исправлять эти сбои придется и на производстве, и в Школе одновременно. Школа оказывается как бы влитой внутрь Предприятия, разлитой по нему и не существующей как-то отдельно, в виде самостоятельного учреждения.
Это значит, что преподаватели Школы должны быть одновременно и работниками предприятия, скажем, Авалона, а все опытные и особенно руководящие работники Авалона - преподавателями Школы. Полководец - это учитель для своих бойцов во время мира и военачальник в бою. Всем работникам Авалона предстоит совмещать работу с преподаванием.
Соответственно, вести работу Школы должен кто-то из самых ответственных работников предприятия. Скорее всего, заместитель Управляющего - вице-президент, в чьем ведении находится Отдел кадров. Тогда вопрос о подыскивании нужных работников становится вопросом об их подготовке и обучении.
Но кто должен быть Главой Школы, ее Ректором, условно говоря? Сам Руководитель Предприятия до тех пор, пока не передаст эту должность подходящему человеку. И сколько времени он должен занимать ее? А все время, пока он Руководитель.
Это значит, что, создав Начала, ты должен будешь их воплотить, подыскав и обучив людей. Все это время воплощения начал ты - Руководитель и Глава Школы. Но как только ты понял, что все заработало само и можно уходить в Управляющие, школу надо отдавать тому, у кого душа лежит к обучению. То есть тому, у кого пришло время быть Руководителем.
А это значит, что должность Руководителя Школы будет сменной, и занимать ее будут те, кому пришла пора научиться воплощать образы Начал.
Что должно войти в Школу как учебные отделения?
Все, что входит в предприятие в качестве отделов, служб и цехов. Любой отдел или цех - это воплощенная часть Предприятия. И воплощена она прежде всего в людей, способных своими действиями производить то, что ожидается от этого отдела. Значит, будут сбои и ошибки от непонимания и неумения делать то, что должен делать отдел. Образ трудно воплотить сразу и однозначно. Большой образ - это большая картина. Ее быстро до совершенства не довести.
Поэтому при любом отделе Предприятия должен быть отдел Школы, который дотачивает и доводит до совершенства понимание работников отдела.
Следовательно, в этих отделах Школы должны работать лучшие специалисты Предприятия. Иначе как они объяснят работникам, как делать дело?! Но это ловушка! Вывести из Производства лучших специалистов, чтобы они обучали новичков - труднопозволимая роскошь. Как быть?
Да просто не выводить их, оставить на своих местах и одновременно числить преподавателями Школы и доплачивать за обучение молодежи. Они ведь все равно обучают менее опытных. Любой из вас учился у такого более опытного товарища и обучал сам новичков. Это обязательная составная часть любого дела. Только обычные предприятия делают вид, что не замечают этого и не оплачивают этот труд.
Почему? Потому, что они создаются из чужих людей и ради наживы.
А мы делаем свое Предприятие из своих и для того, чтобы жить. Поэтому мы постараемся выявить все подобные скрытые виды работ, описать их и соответственно оценить. Выявить их не сложно, но и не просто. Они слишком привычны, как и это обязательное подучивание новичков. Глаз их не замечает, но руки и голова при этом делают.
Выявление пропавших из восприятия видов работ даст немало. Это, во-первых, вернет и раскроет способность видеть. Видеть действительность сквозь привычное, то есть сквозь мышление и культуру. Во-вторых, позволит сделать полноценное описание Предприятия, а значит, и Образа мира. А в-третьих, даст возможность жить за счет своего труда, а не за счет способности ловить прибыльные места.
Все мы знаем об этой общественной несправедливости - привычное, как, к примеру, труд домохозяйки, вообще не оценивается как труд. Шарлатанство же может приносить неизмеримые доходы, лишь бы поражало внимание.
С одной стороны, это не случайно и отражает то, что мы охотники за образами, но с другой стороны, это означает, что погоня человеческого внимания за новым и поразительным увела нас от истинного видения Устройства мира. Основные его части как бы сами собой разумеются и поэтому стушевываются в нашем внимании, сжимаются, ссыхаются и ощущаются маленькими. А неожиданное раздувается и воспринимается большим и значимым. И вот мы живем в мире, который как бы перевернут с ног на голову. Именно так "наниче времена ся обратиша", как говорится в "Слове о полку Игореве". Мир из Истины, действительности превратился в Морок, иллюзию.
Я, пожалуй, приведу в подтверждение того, что народ все это видел, сказку об охотнике до образов из сборника "Северных сказок" Ончукова. Сказок таких много. Обычно они называются "Морока" или "Любитель сказок":
"В одном прекрасном мести, на одной почтовой питенбурской дороги, на громадном большом волоку был почтовый содержатель и страшно любил истории и сказки, и проходящего народу, и упредил всякого человека, и кто знал сказку, тому есть ночлег, а хто вовсе ничего не знал, того- иди вперед. Он имел пять сыновей; в одно прекрасное время шел проходящий человек и попросил у его ночевать, он допросил его строго: "Знаешь сказку - есть ночлег, а не знаешь-иди вперед". Ответил ему проходящий человек, што: "Я как-нибудь скажу ". Заходит в дом, и когда не кормил, не поил человека и допрашивает уж сказку. Отвечал ему проходящий человек, што: "Ты перво накорми и напой, а потом висти выспрашивай ". После ужина уволились на спокон, проходящий человек лег на предел, сынова с женами разошлись по горницам, отец с матерью лег зараз, спросил проходящий человек хозяина: "Выстань, старичёк, проводи меня на двор ". Приходят на двориню ступень. "Стань-ко, хозяин, на правую ногу". Обернулся хозяин медведем, пришли они во двор - приломали они всих лошадей,зашли они в хлев- прирвали они всих коров,приходят они в сени, не идут они в фатеру, как кастили они много, выходят они на улицю среди темной ночи. Спрашиват проходящий человек:
"А што, хозяин, ищи репную яму, отульться набтуда ". Встал светлый белый день, приходя сынова во двор - приломаны ecu лошади, приходят невестки в хлев- прирваны ecu коровы,приходят к невестке в фатеру, и срычали громким голосом: "Мужики, што знайте, то делайте ". Два брата были полисники, взяли два ружья железны-их, лыжи под ноги деревянный, пошли по следам зверинным, приходят к ямам к репным, услышали медведи черные, говорят: "Идут полисники нетленные ". Говорит проходящий хозяину, што: "Я тебя поберегу, я сяду поближе; убьют меня ножом, погляди, што делать будут надо мной: шкуру мою сдерут, вынут с грудей вынишок, между ноги оттянут липасы [так зверей сдирают] и станут поколачивать по шкуре: "Шкура эта хороша ". Вы оборотите внимание. Выскочишь из эфтой ямы и сгреби за липасы зубами и смолитесь со слезами, што: "Детушки, меня не убейте"". Этот самый старик выскоцил мимотально на эфту медвежью шкуру, сгрёбса за липасы зубами и cpbiuful, што: "Детушки, не убейте". Прохватились ecu сынова в горницях, набежали сынова со свичками со светом: отец у матери меж ногами сгребса за липас зубами и рыцит, што "Детушки, не убейте ". Не столько отец рыцит, /соль/со мать рыцит; едва старика оттянули, полтора цяса был старик в затмении, церез полтора цяса старик отжился хорошо, пришел в старый рассудок и дал клятву допрашивать добрых людей".
Человечество пока еще в репной яме. Похоже, что до старого рассудка, то есть до того состояния Разума, которое было до опьянения образами, нам еще далеко.
Какое это имеет отношение к работе Школы при Предприятии? Думается, вопрос возможный, но излишний. Если мы действительно хотим что-то создать, мы должны жить в действительности. Люди, приходящие на Предприятие, приходят из того мира, который полностью захвачен мороком современной культуры. С ними почти невозможно говорить, а уж тем более делать дело. Он вроде бы все понимает, такой человек, но глядит как будто постоянно сквозь тебя. Ты словно марево для него, которое мешает видеть настоящий мир. А в том мире он лютый зверь или нетленный охотник. И там ему хорошо...
А мы хотим, чтобы было хорошо здесь. И этому надо учить. Учить видеть людей, видеть дело, мир, в конце концов.
Понимание того, что большая часть людей не в состоянии хорошо работать и учиться потому, что они живут не в том мире, где находятся, и видят совсем не те образы, которые нужно видеть, чтобы освоить дело, должно лежать в основе всей работы с новичками. Иначе говоря, надо лечить, прежде чем учить.
Дружина или, как мазыки называли свои артели, Сбрань - это сообщество людей, видящих мир одинаково. Единое мировоззрение позволяет работать во взаимодействии. Если же это видение дает возможность видеть истинный мир, а не воображаемые образы, тогда можно говорить и о дееспособности дружины.
Глава 5. Взаимодействие. Битва за силу
Чему же обучать дружину, когда она собрана? В первую голову, и нет важнее этого, взаимодействию. Что это такое?
Взаимодействие возможно лишь внутри чего-то между его частями, например, между отрядами внутри дружины, между полками внутри войска, между войсками внутри союза двух или более государств, между отдельными работниками внутри артели, цеха или предприятия.
Но сначала должно быть целое, тогда его части могут быть во взаимодействии. Два государства могут воевать против третьего, не объединяясь в союз, то есть не договариваясь. Тогда между их войсками не будет взаимодействия.
Точно так же, когда союз заключен, но полководцы отказываются его принимать, хотя и признают на словах, между войсками отсутствует взаимодействие.
Следовательно, цельность, которая нужна для взаимодействия, не просто звук, не просто имя. Это нечто действительное, способное управлять и объединять. Что это может быть?
Первое, что приходит на ум -. общие цели или, точнее, единая цель, ради которой создается эта общность или цельность. *
Но цели двух государств, как кажется, могут быть одними и теми же, например, разгромить третье государство, а при этом взаимодействия нет.
Значит, одного понятия единой цели еще мало для взаимодействия или, по крайней мере, оно должно быть очень и очень уточнено и понято одинаково.
На самом деле, если цель действительно едина, то в одинаковых условиях шаги ее достижения будут одинаковыми для всех соратников.
Иначе говоря, единая цель уже дает возможность для взаимодействия, но в жизни ее обычно бывает мало. Что ей мешает?
Во-первых, по-разному понимаемые шаги ее достижения. Во-вторых, ложь, скрытые за названной якобы единой целью собственные цели. Например, жажда славы, власти или денег. Иногда желание сберечь своих людей за счет больших потерь у союзника, иногда желание, разгромив третьего, ослабить и второго. И так далее, и тому подобное.
Это значит, что единая общая цель работает как основание взаимодействия, только когда она цель конечная. Но если после нее стоят какие-то еще цели, то они начинают подправлять все намеченные действия. И чем ближе к концу, тем вернее уничтожается взаимодействие союзников, потому что цели, намеченные на после победы, оказываются все сильнее. И это надо учитывать. Как?
В первую очередь, если речь идет об экономике сообщества, а не о международных отношениях, в том, чтобы не иметь дела с потенциальными врагами или конкурентами, а работать только со своими.
Если это свои, то всегда можно договориться и о главных целях, и о тех шагах, которые к ним ведут. При этом опыт нашего Училища показывает, что договариваться о шагах, заключать разнообразнейшие согласия придется постоянно.
Это значит, что главный договор на взаимодействие - это не договор о шагах, а договор о возможности постоянно пересматривать договора и передоговариваться каждый раз, когда нарушилось взаимодействие.
Надо полагать, что именно потребность в очень твердых и определенных основаниях для взаимодействия множества людей заставила древних китайцев стать страстными приверженцами ритуалов.
"О ритуале, как важнейшем основании порядка в природе, обществе и человеке в древнем Китае, ярко свидетельствуют слова Конфуция, запечатленные в классической древнекитайской книге "Ли цзи" ("Книга обрядов", IV-I вв до н.э.):
"В "Ши зцин" сказано: "Когда у человека нет ритуала, он подобен крысе, у которой [одно только] тело; если у человека нет ритуала, лучше ему скорее умереть!" Поэтому ритуал должен исходить от неба, но подражать земному, распространяться на духов и души умерших и касаться траура, жертвоприношений, стрельбы из лука, управления колесницами, брака, аудиенций и приглашения на службу. Совершенно-мудрые сделали ритуал всеобщим достоянием, так что Поднебесная и ее царства' могут употреблять их для наведения порядка"".32
Если мы теперь вспомним теорию мифологического мышления, то увидим, что ритуалы (обряды) считаются способами вероисповедания на земле первомифов, то есть своего рода оживлением, ежегодным возрождением первоначал, данных творцами мира.
Это значит, что задача водителя (руководителя или полководца)-это перевод Начал, данных творцом предприятия, начальником в своего рода обряды, которые всеми работниками, служащими или воинами понимаются одинаково, а значит, и исполняются однозначно с отданным приказом или распоряжением.
Это особенно ярко видно на примере армии. Однако и на производстве все начинает работать только тогда, когда люди обучены и понимают друг друга однозначно, а сами должностные обязанности усвоены точно обряды.
Ритуальность, обрядовость должностных обязанностей имеет и еще одно ценное качество: она позволяет людям многократно повторять одни и те же действия, не утомляясь от них психологически.
Это совершенно невозможно, если все люди занимаются творчеством, - такие люди совершенно не могут повторять однажды пройденное.
Следовательно, повторяющимся действиям просто необходимо придать обрядовый вид, чтобы люди ощущали себя священнодействующими, исполняя их, хотя бы потому, что без повторяющихся действий мы просто не сможем выжить в нашем ежегодно повторяющемся мире.
Вот почему в традиционных обществах сутью всех основных обрядов годового цикла являлось поддержание жизни мира, его возрождение. Зная о том, как важно то, что он делает, человек может повторять свое действие столько раз, сколько это требуется для поддержания жизни, и тогда это становится одновременно и служением, и молением или медитацией, посредничеством между
" А-В.Подосинов. Ex oriente lux. Ориентация по странам света. - М., 1999. - С. 46. 267
людьми и Богами, или, по крайней мере, божественностью. А люди, которых готовит руководитель-полководец - жрецами.
Поэтому путь воина, как на Востоке, так и в Европе, предполагал возможность прямого перехода в Мир богов, в Рай воинов прямо с поля битвы, если ты правильно выполнил воинский обряд.
Но если мы вспомним русскую культуру, то, начиная со "Слова о Полку Игореве" или раньше, ратный труд, труд воина уподобляется труду Ратая, крестьянина и свадьбе. Например, строка 377:
"На Немизе снопы стелют головами, молотят чепи харалужны-ми..." Или строки 183-187: "...ту кровавого вина недоста, ту пир докбнчаша храбрии русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую".
И это явно говорит об общих истоках всех культур, в том числе и таких отдаленных, как русская народная и традиционная культура Китая, как она проступает сквозь слова Конфуция. В них тоже говорится о том, что в обряды должны быть облачены воинские искусства, смерть, свадьба, служение. И при этом разговор об обрядах жертвоприношений, инициации и всего, связанного с духами и душами умерших, явно указывает на самую сущность обрядов - открытие дверей в иные миры, куда попадают только через переходы.
При этом, как это явно бросается в глаза, в китайских обрядах словно бы отсутствует обычный труд, который так заполняет нашу жизнь. Это говорит о том, что те общества по сравнению с нами видели главными совсем иные цели.
Главное - это все-таки движение к себе, даже если для этого надо совершить многочисленные переходы сквозь смерть. Вот что скрывается за внешним в глубинах любого предприятия или сообщества, которое могли бы создать люди. Хотя прозреть это сквозь внешнее и поверхностное всё труднее.
Получается, что задача водящего - это точно прочитать образы Начал, созданные начальником, разработать обряды, которые будут оживлять и поддерживать начала, подготовить людей, способных эти обряды исполнить, и расставить их по местам. После этого можно начинать битву. Если начала были верны, она будет выиграна.
Что это за битва, когда мы имеем в виду предприятие? Как и битва войск, битва предприятия - это, в первую очередь, всегда битва за жизнь. Но войска бьются против других войск, против людей. Предприятие же сражается с самой Землей, пытающейся отнять у нас то, что дала. Земля - одновременно и Матушка, и Мара-моревна. И Мать, и Смерть.
И если проигрыш в битве войск лично для тебя может означать плен или необходимость прятаться в кустах, то от того врага, которым является Земля, не спрятаться. Или ты побеждаешь, или погибаешь. А победить Землю можно, лишь извлекая из нее же скрытую силу жизни. Это всегда понималось народной культурой, поэтому в сказках Земля выступает то в образе Смерти, то в
образе любимой невесты.
Битва, в которую мы ввязываемся, создавая свою экономику, - это Битва за жизненную Силу. Ее вели во все времена и во всех сообществах Земли, а может, и Вселенной. Древнее и важнее этой битвы нет в Мире.
Поэтому все найденные нами образы взаимодействий есть возрождение древнейшего из боевых искусств мироздания. И в этой битве мужчины и женщины равны как воины.
Так что же такое взаимодействие, без которого нам эту битву за выживание не выиграть?
Взаимодействие, как следует из слова, - это действия двоих или более, которые совершаются "взаимно" или "взаймы". Иначе говоря, совместно и дополняя друг друга.
При этом предполагается, что действия, осуществленные во взаимодействии, гораздо успешнее, чем без него. Это значит, что взаимодействие всегда направлено на какую-то цель, считающуюся совместной или общей.
Это, вроде бы, ясно. Однако большинство людей не имеют даже смутного понятия о взаимодействии, когда доходит до дела. При этом они могут хотеть взаимодействовать и даже стараться. Но что-то в их сознании делает их противоположными взаимодействию, его разрушителями.
Попробую показать это на примерах. Простейший инструмент для изучения взаимодействия - это двуручная пила. Двое держатся за рукоятки и пилят бревно. Задача - напилить как можно больше чурбаков. При этом подспудной стоит задача сделать это наилегчайшим способом, потому что "как можно больше" предполагает некий запас силы: пилить, пока силы не кончатся. Значит, пилить надо как можно легче и производительнее - это становится главной задачей взаимодействия. Количество же перестает иметь значение, потому что оно определяется запасом сил.
Следовательно, суть взаимодействия при пилке дров - тратить как можно меньше сил самому и одновременно делать все, чтобы напарник тоже потратил как можно меньше сил. А для этого надо понять простейшую и, в силу этого, недоступнейшую вещь: когда вы пилите двуручной пилой, вы-одно из двух человек, и сила, отведенная вам на двоих, одна совместная.
Получается, что вопрос о взаимодействии при пилке, как и любом другом взаимодействии, - это вопрос о самом рачительном использовании совместной силы.
Как только это становится ясно, появляется и возможность думать о том, как беречь вашу совместную силу, как ее правильно перераспределять, какой рукой какого тела делать те или иные движения. Понять это глубже может только человек, изрядно потаскавший пилу. Поэтому пилку дров двуручной пилой надо сделать базовым упражнением для всех изучающих взаимодействие и ставить по нему зачет.
Это упражнение особенно хорошо тем, что дает возможность телесно почувствовать уют от взаимодействия и боль при его отсутствии.
Следующее, более сложное упражнение - это ловля рыбы бреднем. Мне пришлось пройти обе школы, и все старшие инструктора Училища и преподаватели Школы при Авалоне проходили бредень как тренинг взаимодействия.
Бредень - это невод, своего рода сеть с большим карманом посередине. Ее не ставят, как обычные сети, а волокут за концы, так что рыба сбивается в карман, который называется мотня. Находящиеся по бокам от мотни полотна сети называются крыльями. Крылья привязываются к шестам, которые называются ко-новцы. Тянущие за коновцы зовутся коновчанами. Поскольку бродят с бреднем обычно вдоль берега, то ближний к берегу коновчанин зовется береговой, а дальний от берега - забродящий. Во всяком случае так это все называлось на Верхневолжье.
Задача - поймать рыбу. Для этого бредень, который бывает от 10 до 50 метров, растягивают от берега вглубь реки или озера, выворачивают мотню так, чтобы она тянулась вслед за бреднем, и тянут бредень вдоль берега, пока не посчитают, что пора вываживать. Обычно это расстояние в сотню-другую метров. Оно называется тоня.
Вытаскивать бредень с рыбой на берег значит топиться, то есть делать тоню. Получается, что тоня - это как бы улов, который сначала плавает в воде, и его надо собрать, пройдя определенное расстояние, затем он оказывается в мотне, и его надо вытащить на берег, а потом он оказывается в мешке или корзине. И тогда говорят: хорошая или плохая тоня.
В каком-то смысле понятие тоня пересекается по значению с понятием спорость. Это своего рода урожайность определенного участка реки, как спорость - урожайность определенного участка поля.
Итак, задача, как кажется, проста: двое должны взять бредень за коновцы, растянуть вглубь реки (обычно мы ловили на Волге под Юрьевцем), тянуть бредень вдоль реки метров на 1 ОС-150, а затем затопиться на удобном местечке, чтобы выбрать из бредня улов.
Рассказать все, что происходило при этом с инструкторами, просто невозможно. Отсутствие взаимодействия каждый раз было просто патологическим. Причем настолько, что над нашей артелью стоял сплошной мат, как он обычно и стоит над любой рыболовецкой артелью.
Отличие было только в том, что там матерятся все, а у нас матерился только я один, как преподаватель науки взаимодействия.
Любой слушатель Училища Народной культуры, слушавший курс народной психологии, знает, что матерная брань никогда не вылетает зря. Она всегда предельно точна и появляется тогда, когда у кого-то отсутствуют инструменты Разума, должные лежать в самом его основании. Основание разума, состоящее из простейших образов-истот, - это тот самый первичный Образ мира, который называется Материк. Поэтому появление мата, матерной брани (можно назвать материковой бранью) всегда свидетельствует о том, что у кого-то Материк ущербен и его восполняют. Иначе говоря, в Разуме человека, которого бранят, отсутствуют образы простейших взаимодействий с миром или людьми. Как говорили старики, они выморожены, превратились в Мразь. И их надо восстановить, для чего требуется растопить эту замерзшую грязь огнем ярости.
Сплошная матерная брань говорит о том, что действие, которое требуется сделать, которое задумано и принято всеми сообща к исполнению, просто недоступно, потому что у людей отсутствует хоть какая-то возможность его выполнять. Выполнить действие, не имея его образа, - не в человеческих силах.
И тем не менее, страна, вся покрытая толстенным облаком матерной брани, как-то живет, и дела как-то делаются...
Если вспоминать наши первые рыбалки с бреднем, приходишь к очень обнадеживающему выводу: дело, которое задумано, делается само, делается назло и в противоречие, и супротив тому, что делают люди, взявшиеся за него. Если глядеть со стороны, то люди делают все, чтобы не было взаимодействия, и рыба не ловилась. Но рыба обманывает людей и ловится! И если бы Бог не был так заботлив, и не кормил нас насильно, мы бы даже не передохли, мы бы просто не родились! Все-таки надежда еще есть!..
Не буду перечислять всего, приведу в качестве примера "деятельность" двух ректоров наших учебных заведений: Федорыча - бывшего ректора Училища, и Доуля - ректора Школы Управления при Авалоне. (Прозвища не расшифровываю.)
Федорыч был недееспособник коммунистический. То есть пылепускатель. Он очень любил занимать руководящие должности, но так боялся участвовать в работе, где бы выявилась его неспособность обучаться новому, что просто ненавидел ловить рыбу и отрабатывать взаимодействие. Каким-то чудесным образом он постоянно оказывался с корзиной, а не с бреднем, хотя с нами ходили мальчишки, которые могли бы носить улов. Каждый раз, когда приходила его очередь взяться за коновец и показать людям, как изучать новое и что такое взаимодействие, он оказывался на берегу, полностью одетым-обутым, и как последний из холопов на барской охоте нагруженным и корзиной с рыбой и всей нашей одеждой, которую он незаметно отбирал у мальчишек.
Когда же я решил сам не идти на рыбалку и назначил старшим Федорыча, артель так и не вышла на реку, пока я не погнал ее пинками на рассвете.
После этого Федорыч поболел психологически несколько месяцев и ушел из Училища на полтора года. Попытка изучить взаимодействие оказалась для него просто разрушительной.
Доуль представлял из себя другой тип недееспособного человека - недееспособник комсомольский или старательный. Он никогда ни от чего не отказывался и всюду готов был быть первым и самым трудолюбивым.
Хуже этого бывает только самоубийца, каким всегда выступал у нас директор Канадского отделения Авалона Сапиенс. Тот просто бросался на косу, когда мы изучали косьбу, или пытался сам влезть в бредень вместо рыбы, чтобы утонуть или быть избитым.
Доуль старательно и даже жертвенно брался за все, что велели. Как обычно идет ловля? Рыбаки растягивают бредень вглубь. Забродящим (он же Заводящий) идет тот, кто повыше, чтобы опустить дальний коновец как можно глубже. В общем-то он должен идти по самому краю доступной ему глубины и всегда немного впереди берегового, чтобы отсекать мористым крылом бредня рыбу от "моря", как это называется.
В десятке-другом метров от намеченного места тонения Заводила-бригадир, идущий по берегу, дает знак вываживать, то есть завершать тоню на этом месте. После этого знака Береговой начинает притормаживать, а Заводящий по широкой дуге режет воду по направлению к месту тонения, где стоит Заводила. Если артель велика, то остальные, их называют боталыцики, разделяются на две части. Меньшая перекрывает водное пространство от берега до Берегового, чтобы рыба не проскочила, но ведут себя не очень шумно. Остальные же начинают подрезать воду навстречу Заводящему, одновременно ботая по воде, чтобы загнать рыбу
в мотню.
Затем по одному-два человека дополнительно хватают коновцы и помогают коновчанам быстро вытащить невод на берег.
При этом очень важно еще в воде свести как можно плотнее нижние концы коновцов так, чтобы волокущиеся по дну струны (веревки, на которые насажены крылья бредня) оказались соединенными, и рыба не выскакивала снизу. При таком соединении весь бредень оказывается как большой кошель, выход из которого только сверху, через струну с поплавками.
Частенько рыба перескакивает через нее на ходу, поэтому боталыцики обычно стараются приподнимать верхнюю струну над водой.
Как только коновцы оказываются на берегу, Заводила хватает обе нижние струны, соединяет их и тянет за них вместе, как за одну веревку. Двое бродивших точно так же тянут за свои верхние струны.
Бредень и мотня с рыбой вытаскиваются на берег. Большая часть артели занимается после этого выборкой рыбы и очисткой Дели (дель - это сетевое полотно бредня) от сучьев и травы. А кто-то одновременно с этим разбирает дель и ровно укладывает ее в сторонке, чтобы она не путалась и было бы легко снова отправиться с нею в воду.
Когда Доуль был Береговым или Забродящим, он всегда исправно тянул свой конец и все делал, вроде бы, верно. Но когда приходило время тониться, начинались трудности. Я обычно вставал именно на его крыло, ожидая потеху, и помогал ему тянуть. Это значит, что когда коновец оказывался на песке, я его держал. Время тонения - очень ответственное и очень быстрое, тут мешкать нечего - рыба уйдет. Делать и думать надо быстро. Эта спешность, очевидно, что-то перемыкала в мозгах Доуля. Стоило ему от меня услышать: Быстро! - как он становился диким.
Он быстро тянул коновец к берегу, часто забывая о том, что надо тянуть в одной скорости со вторым коновчанином, да еще сводя коновцы низами. Затем на берегу, когда кто-то уже выбирал нижние струны и надо было выбирать верхнюю с его стороны, он вдруг начинал метаться, потому что не мог расстаться с коновцом.
При этом низ и второе крыло быстро выбирались, а крыло Доуля начинало провисать, и рыба шла через него.
- Отдай, дурак, - ласково упрашивал я его, чтобы не спугнуть и тем не испортить рыбалку еще больше. А сам при этом пытался вывинтить палку из его рук. Доуль, цепко держа одной лапой коновец, а другой - струну крыла, которая почему-то одной рукой никак не выбиралась, каждый раз поворачивался и дурно смотрел на меня.
Тут я обычно не выдерживал, вырывал у него коновец и принимался поливать матерными молитвами. Лишь тогда он хватался за струну и принимался лихорадочно перебирать руками.
Так повторялось много-много раз. И каждый раз я вставал на его крыло, чтобы пролить ему как можно больше крови. Почему он не мог расстаться с коновцом, я не помню. Да это и не важно. Важно другое: ни о каком взаимодействии с другими не может быть и речи, пока тебе не ясна твоя часть работы. А это значит, пока у тебя нет простого, ясного и четкого образа действия на своем участке. Добавлю - разумного, то есть гибкого и тобою управляемого, а не правящего тобой.
Но однажды случился прорыв. Доуль, наконец, внял моим требованиям. А требования были таковы: если ты коновчанин, то, вытащив коновец на песок, просто швырни его на берег и занимайся струной - она главное, а коновец свое отслужил.
Если же ты беспокоишься о том, что коновец ляжет неудачно и потом запутает Дель, то почувствуй, что у тебя за спиной товарищ, который уже подхватил коновец. Научись отдавать часть своих дел тем, с кем взаимодействуешь. Как говорили старики, раздай себя. И научись доверять тем, с кем делаешь дело, или не делай его с ними. Иначе говоря, если даже я не подхватил коновец сразу, и он упал, поверь, что в дружине, в артели, ты не один и к тому же имеешь право на ошибку. Товарищи все понимают, они видят, что ты занят делом и подправят тебя, устранят ошибку.
Попросту говоря, занимайся делом, я тебя подстрахую и подберу я несчастный этот коновец и уложу так, чтобы никому не мешал!
И вот пришел случай, когда Доуль, не оборачиваясь, отдал мне коновец и сразу перешел на струну. Он выбирал ее, а я радовался: урок взаимодействия усвоен! Но не долго было мне радоваться!
Доуль выбрал свой конец сети и, радостно переживая победу, остановился над ней в потрясении. При этом вся мотня оставалась вместе с рыбой глубоко в воде. И если в мотне прорвались дыры, рыба так же радостно покидала нас!
Не буду описывать, что я делал и говорил. Но вывод таков:
большинство людей, делая дело, так глубоко уходят в мелочи и частности, что напрочь забывают, зачем они его вообще начали.
Ни одно дело и ни одно взаимодействие не может быть успешным, если потеряна цель, ради которой все начиналось.
Что является целью рыбалки с бреднем?
Хорошая, наваристая уха.
Что является целью рыбалки, которую мы делаем бреднем нашего предприятия?
Хорошие зарплаты и достаток в наших домах.
Что для этого нужно делать каждому из нас на его рабочем месте?
Домашнее задание. Возьмите бумажку и подумайте сами
Глава 6. Дееспособность
Нацеленность взаимодействия на достижение общей цели означает, что взаимодействие недостижимо без понятия дееспособности. Это следующая ступень в обучении дружины.
Дядька, который объяснял мне эту дисциплину, редко говорил слово "дееспособность", чаще у него звучало просто "способный", а чаще: "способен" или "способна".Там, в разговоре это было как-то очень однозначно и сразу понималось как "дееспособный". В его устах эти слова имели какое-то особое звучание.
К примеру, он бы не сказал: "У этого человека способности к управлению". Он бы сказал: "Этот к управлению способен". "Она способна. Возьмите ее" - у него звучало как: "Она справится. Можете на нее положиться".
Сейчас, когда я пишу, я вижу, что может выйти путаница, потому что выражение "способный" в современном русском языке воспримется не как "дееспособный", а как "обладающий способностями". Поэтому я предпочитаю употреблять слово дееспособный.
Дееспособность есть способность достигать поставленные цели.
Дееспособность как и взаимодействие, как это видно из самих слов, имеет отношение к действиям. Причем оба слова - через понятие цели. Разница в том, что дееспособность имеет отношение к воплощению личных целей, а взаимодействие - к целям общим.
Но когда мы говорим о дееспособности сообщества или предприятия, то в рамках его цели, цели всех членов сообщества или работников предприятия сливаются, и взаимодействие личностей становится основой достижения общей цели. Такая цель заявляется, и оценка дееспособности идет лишь относительно ее. Впрочем, точнее было бы все же говорить не о заявленных, а о поставленных перед собою целях. Причем поставленных личностью, даже если эта личность общественная, как предприятие или сообщество.
Говорить о дееспособности в общем сейчас не имеет смысла. Она подробнее расписана в учебном курсе Школы управления. Если же говорить о дееспособности экономики, которую мы хотим создать, то первой или внешней целью, которую должна достигать наша экономика (что, по сути, означает - должно достигать наше сообщество в экономике), является получение прибыли или обращение силы в съедобную.
О целях, стоящих за этим, я сейчас не говорю.
Следовательно, дееспособность предприятия, предназначенного для получения прибыли, есть способность получать прибыль.
Это означает, что, выстраивая предприятие, мы должны постоянно проверять все сделанное через понятие дееспособности. А для этого мы можем использовать прибыль как точку отсчета или основание для оценок.
Выглядит подобная проверка в виде примерно такого рассуждения:
- Если мы хотели получить прибыль и это было нашей целью, то все наши действия, как и устройство нашего предприятия, должны вести только к получению прибыли.
- Мы устроили дело таким-то образом и произвели такие-то действия.
- Получили ли мы прибыль? Если получили, то достаточно ли? Нет ли недополучки?
- И если мы прибыли не получили или же недополучили ее, то появляется возможность задать вопрос: из-за чего?
И ответов будет не так уж много:
- в первую очередь, это неправильное устройство;
- во вторую, плохая обученность работников;
- в третью, отсутствие взаимодействия;
- в четвертую, противодействия врагов или природы.
Иными словами, помехи дееспособности сообщества могут крыться: а) в Образе мира, который заложен в устройство сообщества; б) в людях, его населяющих; в) во внешних причинах.
Но прежде чем хоть что-то менять и что-то делать, надо точно определить место сбоя. Найти, где и по какой причине воз
никла помеха. А это вряд ли можно делать теоретически, да еще заранее. Такие вопросы будут прописываться по мере выверки дееспособности наших предприятий, значит, во время их отладки. А это значит, не во время Руководства, а во время Управления.
Помехи дееспособности могут быть самыми неожиданными и непредсказуемыми. К примеру, услузкливость.
Наш многократно бывший директор Училища Федорыч предпочитал сам делать секретарские дела вместо директорских. И каждый раз, когда ему указывали на это пожестче, он бросал директорство. После Федорыча мы называем таких людей не холуй и не денщик, а форточник.
Случилось так, мы проводили семинар и для этого сняли небольшой зал. Федорыч отдал распоряжение подготовить помещение. Люди работают. Посреди работы Федорыч входит в зал, замечает, что из форточек дует и отдает громкий приказ начальственным голосом. А изображать начальство он умел. Лучше его никто никогда больше не сыграет нам Генерала.
Приказ звучит:
- Закрыть форточки!
Люди слышат приказ и спокойно отправляются его исполнять.
В это время я вижу, что на лице у Федорыча отражается какая-то напряженная работа. Он словно бы к чему-то прислушивается. Вдруг лицо его меняется с генеральского на услужливое, и он трусит вперед своих людей закрывать форточку.
Его же ребята его отлавливают со словами:
- Федорыч, ты куда?! Отдал приказ, мы же сделаем. Ты директор!
Я долго пытался понять, что же произошло? Потом вспомнил, как Федорыч прислушивался, и понял. Он денщик, холоп, но великолепный фигляр. Ему не сложно сыграть генерала или генерального директора предприятия. Лишь бы партия назначила. Но каждый раз, когда это ему удается, он раздваивается. И отдавая приказ, одновременно слышит, как он звучит в воздухе.
А в следующий миг остаются только воспоминания. Одно о том, что он изображал генерала, другое о том, что был отдан приказ. Образы эти равнозначны в памяти. И Федорычева коммунистически-холуйская натура предпочитает выбрать из них то, что ей ближе. Конечно, надо закрывать форточки, сам же слышал, как приказывали! Вот и родился форточник.
Другой пример услужливости был создан другим нашим генералом, генеральным директором Авалона Тимофеем. Мы с ним отрабатывали взаимодействие при ловле бреднем вдвоем.
Бродить вдвоем несложно, но вот вытаскивать бредень вдвоем совсем другое дело. Он как бы рассчитан на троих. Один тянет обе нижние струны, чтобы подхватить рыбу кошелем в воде. Это обязательное требование, тянуть низы вперед верхов. Рыба держится у дна. И стоит чему-то приподнять низ, как она вся устремляется в образовавшуюся дыру. Поэтому можно считать, что бредень вытягивает тот, кто тянет низы, двое других должны лишь поддерживать верха, чтобы они были повыше, и рыба через них не перепрыгивала. Ну и перебирать их, конечно, понемножку.
Когда тянут трое, все понятно. Один внизу, двое вверху по сторонам, бредень вытягивается как бы по треугольнику, широким основанием кверху. Всем удобно. Нижний тянет, а двое верхних аккуратно укладывают крылья бредня по бокам от него. И никто никому не мешает.
Попробуйте представить себе, как это делать вдвоем. Один должен по-прежнему тянуть низы. А как второму тянуть оба верха? Очень трудно передать, что начинается при такой ловле, стороннему человеку... Могу сказать только одно - тому, кто снизу, не позавидуешь!
Однако я ловил вдвоем с дедушкой, и у нас все получалось. Более того, решение просто, даже чересчур. Вот этому я и обучал Тимофея, поскольку он должен был пройти мастером производственного обучения в нашей учебной игре по созданию предприятия - рыболовецкой артели. Об этой игре я рассказывал.
Сначала я показывал ему, как одному тянуть обе верхних струны. Дель, то есть полотно бредня, привязано к двум колам " коновцам. Если сложить коновцы, крылья бредня сложатся, если свести верхние концы коновцов, сложатся только верхние струны и их можно взять.
С нами был третий, которого мы использовали как помощника, пока Тимофей учился. Когда мы подводили бредень к берегу, я отдавал третьему команду выбирать низы. Как только он за них брался, я приказывал Тимофею подать мне верхи. Для этого всего лишь нужно свой коновец наклонить в мою сторону. В итоге сеть складывается наискосок, и один человек оказывается сидящим, а другой рядом с ним стоящим. И если при работе втроем сеть расходится по бокам тянущего низы, то здесь она укладывается посередине между тянущими. Вот и весь секрет.
Мы несколько раз повторяли это упражнение. После того, как ты попробовал сам дойти до этого простейшего дедовского способа и тянул бредень вдвоем всеми другими возможными способами, широко разводя руки через голову напарника, всячески мешая ему и обматывая двумя полотнами мокрой сети, это решение - просто сложить коновцы наклонно и вытягивать сеть наискосок - поражает и восхищает своей простотой.
Но при этом дойти до него оказывается очень непросто. Разум сначала перебирает все узнаваемые образцы. А тут образцы не проходят, тут нужно думать.
Думать трудно. Думать - значит творить образы. Для того чтобы творить образы, нужна материя - материал творения. Это чистое или свободное сознание, которым ты располагаешь лишь в определенном размере - в размере своего печища, как говорили мазыки. Печище - это то сознание, которому ты хозяин. Хотя об этом надо бы рассказывать подробнее в свое время.
Для нас сейчас важно понять, что, как только ты израсходовал отведенный тебе объем свободного сознания, ты на какое-то время тупеешь, пока не накопится новый объем.
Вот это и произошло с нашим генералом. Он попробовал сначала сам решить задачу о том, как вытягивать бредень вдвоем. Это получилось плохо и неумно, что для него как человека, всю жизнь бившегося за то, чтобы быть умным, было неприятно и заставило думать. Думая, он сжег весь запас свободного сознания. Тут я показал дедовский способ. Такой простой и красивый, что генералу стало стыдно. Плюс к отупению он ещё и ушел в переживания. Немножко страданул, как у нас говорят. А как не страдануть, когда такой умный, сильный мужчина и вдруг не мог решить такую простую задачу!
И тут, в очередной заброд, не предупреждая, прямо посреди его страданий я с уже привычных верхов перехожу на показ того, как надо вытягивать низы. Собственно говоря, все уже было показано. Но коновцы наклонялись в предыдущие разы верхами от себя.
Теперь, когда я резко у самого берега говорю: Подай мне низы! - нужно всего лишь сделать то же самое, что и раньше, но симметрично наоборот. Сложить коновцы вместе и наклонить их низами от себя, а верхами к себе, тогда мы опять можем работать рядом и не мешать друг другу.
Звучит:
- Подай мне низы!
Мозгов у генерала уже нет, как нет и сознания, из которого можно создать новый образ, все равно какой - сложный или простой. Есть только один способ хоть что-то сделать в этом случае и не остаться стоять безмозглым столбом - это обратиться к памяти. И он выхватывает первый подвернувшийся в памяти образ "подать".
Наш услужливый генерал внезапно выбрасывает свою часть сети в воду, падает на колени, хватает обе нижние струны и протягивает мне обеими руками, точно свою отрубленную голову...
Глава 7. Образы Разума и Дурак
Вот мы и подошли к неожиданной, если бы был разговор о менеджменте, теме - к творению образов. К счастью, мы говорим не о менеджменте, а о Руководстве. И здесь этот разговор из прикладной культурно-исторической психологии вполне уместен.
Итак, дело Начальника творить Образы миров, в которых будут жить пришедшие на его предприятие люди. В отношении предприятия образами миров будут считаться как Образ всего предприятия, который записывается в Устав, так и образы мест, которые называются Мастыры и записываются в должностные обязанности.
Дело Руководителя - творить Образы действия внутри этих Образов миров. Называются такие Образы действия Должностными обязанностями. Об этом и рассказ.
Если быть кратким, то можно просто рассказать о том, как создаются Должностные обязанности. Это лежит на поверхности, но возможно, что не поняв это, к глубине и уж тем более к магической глубине работы Руководителя не пройти.
Итак, на производстве Руководитель получает в свои руки готовое предприятие, которое как-то работает в соответствии с начальным образом. При этом люди получают за свою работу деньги в соответствии в Ведомостью оплаты труда. И это основание для того, чтобы требовать с них хорошей работы, лучшей, чем они вначале делают.
Но те же люди, которые обычно в начале творения предприятия очень стараются, чтобы оно выжило, и работают не покладая рук, с полным основанием могут сказать тебе: прежде чем требовать, научи!
И получается, что главная задача при составлении Должностных обязанностей - это создать ясные, четкие и исполнимые образы тех дел, которые надо делать на рабочем месте, за которое получаешь свою зарплату.
Исходить при этом, конечно, приходится из того, чтобы общий ток Жизненной силы по предприятию не прерывался ни одним из мест. Условно говоря, заготовка должна непрерывно и естественно передаваться из одних рабочих рук в следующие прямо от места ее приобретения и до места ее продажи уже готовым товаром.
Как написать должностные обязанности таких мест? Конечно, можно засесть самому, прокрутить в воображении, как движется по Жиле нашего предприятия эта условная "заготовка", то есть необработанная еще, несъедобная сила жизни, и записать это. Недалеко не все Руководители обладают такими литературными способностями. Да и не дело это - Руководителю писать. Это дело писцов.
Поэтому он просто должен вызывать последовательно всех работников, начиная с самого первого по ходу силы, и усаживать их вместе с Главным делопроизводителем за описание их рабочих мест. Пусть работник, который, естественно, писать не мастак - затем его и брали, чтобы он работал, а не писал - просто расскажет тебе, как он видит свою работу.
Ты задашь ему все уточняющие вопросы и спросишь, видит ли он, как его место вписано в цепочку передачи "заготовки" из рук в руки до получения денег за товар. То есть видит ли он, за что и как получает зарплату? Он тоже уточнит свой рассказ или образ с помощью твоих вопросов.
А писец пусть все это запишет и сведет в единое целое описание работы, которое назовет "Должностные обязанности такого-то места".
И так последовательно всю цепочку, всю Жилу твоего предприятия.
Вот, в общем, и все дела. А теперь не помешает несколько слов о содержании этой работы, в частности, о том, что такое эти образы, которые ты будешь описывать. Чтобы понимать, что же ты делаешь.
Итак, сотворить Начала - это еще полдела. Их еще надо воплотить, довести до завершенности.
Перед Руководителем стоит задача сначала самому увидеть тот образ, который задуман, затем рассмотреть его составляющие. А состоит Образ мира из образов вещей, образов взаимодействий и образов взаимоотношений. Следовательно, Руководителю нужно увидеть, что должны делать люди, работники, чтобы создавать такие вещи и такие взаимоотношения.
Это исключительно разумная работа - увидеть образ и разложить его на составные части и шаги, которые могут привести к его воплощению.
Что тут определенно: людям, которые будут это делать, то есть будущим руководителям, необходимо уметь разбираться в искусстве чтения и воплощения образов. Этому нужно учить.
По сути, учить нужно тому, как видеть в большом образе основы, взяв которые и сделав нужные действия, ты восстанавливаешь образ, но уже как воплощенный мир. Как научиться разбираться в основах? В истотах, как называли их мазыки.
Один из основных моих учителей - Дядька - даже создал целую "науку думать", которая целиком была посвящена образной механике Разума. Мы ее помаленьку преподаем в Училище. Повторить ее положения здесь мне не по силам, поэтому я вынужден буду пока сказать лишь самые общие вещи о работе Руководителя с образами.
Как это видно из рассказов о взаимодействии и дееспособности, все упирается в способность или, точнее, неспособность создавать нужные Образы действия.
Образы действия - это тот материал, из которого состоит все, что мы делаем. Точнее, то, что заставляет нас делать то, что мы делаем.
Дурак же - это и то, что мешает делу, что может сломать любое дело, и тот, от кого считается необходимым построить защиту. Чтобы защищаться от дурака, нужно хоть немного знать, что он такое.
Дурак - слово бранное. Значит, придется поговорить о Материке и материковой брани. Брань по-русски - это сражение, битва. Материковая или матерная брань - это сражение за Материк или за Свою землю, которой оказывается твой собственный Разум. А значит, то, что ты осознаешь собой.
Вероятно, ни Разум, ни его основание (Материк), состоящее из образов простейших взаимодействий, не являются окончательным "Я". Вряд ли познание себя заканчивается на них. Многочисленные примеры пребывания людей не в разумных, а в стихиальных состояниях показывают, что за материком еще есть что изучать. Однако определенно то, что, не познав сначала свое Мышление как отражение в сознании человеческого общества, а потом Разум как отражение природы, мы к стихиальным состояниям не проходим.
Следовательно, производственная учеба с проверкой ее производством, например, в Авалоне есть изучение собственного Разума до самых его оснований. А это не сделать, если не понять, что такое способность Разума творить образы, что такое образы и как они работают.
Сама теория образов излагается в нашем учебном курсе отдельно. В отношении создания дееспособной экономики достаточно рассказать лишь об образах действия.
Образ действия-это своего рода пространство, в которое некая сила, носившая у мазыков наименование Охота, втягивает наше сознание, заставляя двигаться и тем самым действовать.
Следовательно, если вопрос стоит об определенных действиях, о достижении определенной цели, то мы должны говорить о воплощении определенного образа, который предпишет нам, какие шаги надо сделать для его воплощения.
Но эти шаги, если мы приглядимся, есть не что иное, как тоже образы, складывающиеся в воплощаемый образ. Все образы, кроме простейших, - это матрешки, и самая большая матрешка - это наш Образ мира.
Если это становится понятным, то можно рассмотреть, что образ цели - это всегда такая матрешка, подобная Образу мира, которую надо построить с помощью множества Образов действия.
По сути, мы не имеем никаких других видов образов, кроме Образов действия и Образов миров, даже если это всего лишь образ вещи, игры или взаимоотношений. Образами миров, как вы помните, занимается Начальник, а образами действий - Руководитель или тот, кто обучает людей жизни в мире предприятия.
Что же может означать страх перед изучением взаимодействия и дееспособности, который бывает у одних, или же тупое застревание на частных действиях в ущерб целому и главному, у других?
Одно из двух: либо люди не умеют строить образы действия, либо они не умеют строить и видеть Образы миров. Если, конечно, не рассматривать третьим случаем неумение строить образы вообще.
На самом деле последнее невозможно. Способность строить образы от нас не зависит. Это данность нашего Разума, связанная со способностью восприятия. Иначе говоря, образы создаются механически при восприятии Мира.
Следовательно, вопрос не в умении создавать образы, а в умении их использовать и в умении строить из них более сложные, а еще точнее - нужные образы.
Нужные образы - это всегда новые образы. Если он у тебя уже есть, он никогда не ощущается нужным. Ты используешь его как образец, не успевая задуматься. Образ ощущается нужным, только когда его нет или не хватает. Тогда мы начинаем говорить о том, что нам не хватает знаний или умений и задумываемся о том, где их взять.
Следовательно, первая задача учебного курса по изучению работы Разума с образами - создавать такие условия, чтобы ученики чувствовали себя дураками!
Вот так все странно в перевернутом мире, если хочешь прийти к себе. Однако основное учебное пособие по курсу волшебства - народные сказки, - если вы вспомните, тоже начинает с этого условия. Вначале был дурак!
Дурак - это человек неразумный, без разума, не homo sapiens.
Дурак - это основное ругательство, которое использует человечество. Оно даже не воспринимается особо грубым или запретным, потому что вместе с ним пришлось бы запретить основную часть всей человеческой культуры.
Битва против Дурака за торжество Разума ведется на протяжении всей человеческой истории всем человечеством без исключения и перерывов. По-русски она может быть названа Великая Брань.
Но Разум - это всего лишь способность сознания создавать нужные для выживания образы. Следовательно, дурак - это человек, у которого отсутствуют нужные Образы действия или мира.
Просто отсутствие Образов действия - это еще полбеды. Их можно быстро создать, но вот когда отсутствует сама инструментальная мастерская - основа, на которой и из которой они создаются - тогда дурак становится круглым.
И это выражение "круглый дурак" подсказывает нам, что же является основной способностью творить образы разума - это Образ Мира. Мир, как считает народ, тоже круглый, как и дурак.
Причем мир круглый и в пространстве, и во времени, как круглый год. Следовательно, у Образа Мира, как и у его обратного отражения - дурака, как бы два измерения - пространственное и временное.
Мир катится по годичному кругу, и в зависимости от того, в какой части года он находится, он меняет свои черты.
Вспомните, как рождается отражение этого Мира в нашем сознании. Ребенок, придя в Мир, долгое время, первые 2-3 года целиком, занят изучением мира во всех его годичных видоизменениях. Изучает он его, можно сказать, собственным телом, хотя точнее было бы сказать, сознанием. Он бьется, трется, гладится, трогает, двигает все и обо все, что встречает. В итоге он познает плотности и пустоты, жар и холод окружающего мира, которые скрываются за внешним видом вещей и предметов.
Иначе говоря, ребенок собственным телом вступает в простейшие взаимодействия со всем окружающим миром во время всех годичных изменений. И они все откладываются образами восприятия в его сознании.
Но поскольку, как считает традиционная русская культура, сознание есть все, в том числе и тело есть лишь створожившееся сознание, большая часть этих первообразов земли хранится как бы прямо в теле. А точнее, в уплотнившейся части телесного сознания, которая соответствует плотности Матери-женщины и Матери-земли и зовется поэтому Материком.
И как на материке Земном нарастает почва и делаются постройки, так и на материке человеческом строятся все последующие личностные особенности и человеческая культура вместе с общественной психологией.
Что же такое в таком случае дурак? Это просто человек, у которого не записана в материк какая-то существенная часть мира, то есть отсутствуют образы взаимодействия с этой частью мира. Соответственно, у него и нет возможности построить из этих образов-первокирпичиков какие-то образы действия или Образы миров.
Но возможно ли такое, что у кого-то отсутствует запись на материке какой-то части мира? Скажем, ребенка так берегли, что не дали вовремя познакомиться со снегом? Не дали вовремя - познакомится потом. Оттого, что негры не знают снега, они не становятся глупее, они просто не знают снега. Дурак же снег знает, но будто бы не знает его.
Вот это вот "будто бы" и объясняет самую сущность дурака. Тот, кто просто чего-то не знает, еще не дурак. Он просто не знает, и его надо научить. Но вот тот, кто не может научиться или знает, но ведет себя, будто бы и не зная, тот дурак.
Как же это может быть?
Мазыкская психология называла такой отказ учиться или же упорное "будто бы не знание" мразью. А означает это то, что в Образе мира словно бы вымораживается какой-то участок образов взаимодействия с миром. Вымораживание, замораживание и есть мразь, мерзость, которую ощущали как замерзшую грязь.
Попробуйте представить себе замерзшую грязь, но замерзшую до такого состояния, что если ее раздавить голыми руками, она потечет, обмораживая тебе руки и царапая льдинками. Кусаясь, как говорили. Мразь - это не просто отупение, это злобное отупение. Мразь всегда кусается, вероятно, потому, что она противоположна жизни и пытается ее убить. В словах "мразь", "мерзость" явно просматривается тот же корень, что и в словах "смерть", "мор", "Мара".
Мразь и мерзость, как и дурак, одни из основных бранных слов. Бранных - значит, слов брани, слов войны. Иначе говоря, любая брань есть война, есть битва, даже если она ведется лишь в слове.
Старики Тропы называли брань языком Огня, Огнем. И это очень логично. Потому что сутью настоящей брани является ярость, природа которой ощущается огненной. А что может справиться с выморозками разума, мразью, как не огонь?
Тут, правда, надо сделать примечание. В современном быту ярость стала почти синонимом ненависти и воспринимается как состояние отрицательное. Это неверно. Ярость - состояние чистое. Вдумайтесь. Оно одно и то же как при яростной брани, так и в бою или же в творчестве. Ярость не имеет никаких личностных оттенков, она всего лишь огонь, чистый и настолько сильный, насколько ты способен его пропускать. И с его помощью можно как сжигать, так и творить или спасать.
При этом, поскольку огонь ярости сам по себе не имеет никаких личностных оттенков, язык огня - матерная брань - оказывается самым точным, а значит, магическим языком.
Приглянитесь к бранящимся матерно, и вы увидите, что матерная брань никогда не бывает случайной. Она всегда поразительно точна. И если тебя приложили матом, вглядись в себя, и ты обнаружишь, что это было за дело. Всегда! Матерная брань мимо не бьет!
И если кого-то матерно бранят, значит, у него мразь на материке, значит, ему восстанавливают разум и изгоняют круглого дурака. Простого дурака просто называют дураком, не переходя к Огню, то есть матерной брани, и учат.
Матерная брань указывает не только на отсутствие образов, но и на отсутствие способности или желания учиться - это и есть мразь - замерзшая грязь разума. А грязь - это такое вещество, которое формы не держит, то есть образов не принимает. Сколько из нее ни лепи, она опять растекается. Да при этом еще отнимает жизнь работающего, потому что холодная. Попробуйте полепить что-то из промерзшей грязи.
Следовательно, мразь - крайнее состояние дурака - вещь опасная для жизни на земле, враг действительный. И вся эта битва Разума, Великая брань ведется человечеством не случайно. И мат звучит над планетой вполне оправданно, защищая нас, наших детей и наше будущее от крадущей жизнь глупости. Если мы захотим вглядеться в это мифологически, то внезапно погрузимся в те состояния, которые описываются в древнейших книгах человечества, составленных еще мудрецами - риши, как, например, Веды.
Бесконечная битва со злыми духами, бхуттами, похищающими нашу жизнь, здоровье, силы, гобино-благополучие, - это, в первую очередь, битва с мразью и глупостью.
И мы с вами в неоплатном долгу перед этой самой изгоняемой и порицаемой матерной бранью, которая, слава богу, живет пока и не сдается, очищая мир от скверны, выжигая в нем зло.
Конечно, такой взгляд на брань многим покажется не только неожиданным, но и достойным осуждения. Не спешите, а сразу приглядитесь к тому, что в вас изготовилось осуждать. Это мерзкая штука. Сейчас она закричит о приличиях или просто заткнет уши. Она даже слышать не может этих слов, не то что их говорить. Кстати, примерно, как и видеть половые органы. Правда? А ведь это то, что дало нам жизнь, а?
Эксперимент. Понаблюдайте за собой сейчас, когда я продолжу разговор. Итак, давайте поговорим о половых органах, гениталиях человека в медицинском аспекте проблемы. Что происходит? Отозвалось что-то внутри словами: Ну в медицинском это еще куда ни шло?..
А вы обратили внимание, что при этом я перешел с русского языка на особый язык, который можно назвать тайным. Ни одного русского слова, кроме "половых", да и то бы заменить на какое-то приличное слово вроде "креативных"! Но пока не получается. Совсем ведь не поймут люди, что же я хотел сказать!
О продолжении жизни нельзя говорить прямым языком - это запрещено общественной нравственностью. Проще говоря, не принято и осуждается.
Можно свалить этот запрет на христианство. Оно, мол, объявило греховным то, без чего жизнь невозможна. В итоге все нарушают запрет и вынуждены платить за прощение грехов. И деньгами, и управляемостью. Это и верно, и неверно. Церковь, кстати, не только христианская, действительно использует подобные нравственные запреты к своей выгоде, но запреты эти появляются ранее. Церковь лишь приспосабливается к ним, делая людей управляемыми, а за нарушения получая плату.
Нет, тут корень глубже. Иметь правила приличий выгодно самому обществу, то есть всем нам и каждому в отдельности, чтобы все были управляемыми. Иначе - страшно! Иначе - непонятно, как жить рядом с этим зверем по имени "человек"! Об этом я надеюсь написать значительно подробнее в книге по общественной психологии, как ее видел народ.
Пока же нам надо понять, что в основе приличий лежит простейшее понятие - запрещать надо именно то, что невозможно не нарушить. Тогда ты - постоянный нарушитель, а значит, постоянно виноват. А это значит, что в битве, которую ведет общество, чтобы сделать тебя управляемым, в твой тыл забрасывается десант.
Как только в тебе поселяется вина, ты непроизвольно сбрасываешься в тот возраст, в котором за вину били, а ты был так слаб, что вынужден был покоряться. Тот маленький ребенок, которого многие годы приучали жить сломленным, просыпается в тебе и овладевает твоим сознанием. И ты в своей битве с обществом избираешь сдаться.
И "битва с обществом" - не пустые слова. Любое нарушение приличий - это попытка выйти за те рамки, которые старики мазыки называли стойлом. Это попытка обрести свободу. Приличия - это то, что при лице, которое нельзя терять. Исследования антропологов XX века определенно показывают, что потеря лица означала рабство. Самое настоящее рабство за потерю лица или чести.
Но раз лицо можно потерять, значит, оно не лицо, а личина, маска, ящик, разрисованный знаками покорности. И любой встречный внимательнейше следит за правильностью исполнения этих заклятий и с наслаждением бьет за их нарушения. Мы сами и рабы, и тюремщики...
Половые органы - это неприлично. Естественный запах - неприлично. Жизнь большей частью тоже... Так же и Брань.
Но неприлично - это значит всего лишь не в ящике, не в стойле. Неприлично - это там, где жрут, срут, размножаются! Неприлично - это там, куда сбегают, чтобы не задохнуться и не подохнуть. Глотнул живого воздуха - и обратно в мундир! Обратно в ящик! Пока место не заняли.
Приличия - это способ умереть спокойно. Но там, где идет битва за жизнь - на войне или на поле - люди забывают о приличиях. И им это прощается. Нравственность, как хорошо расчесанная и промытая лосьонами породистая сука, затыкается и делает вид, что не слышит, как матерятся военные или крестьяне. Самое большее, она в репортажах с полей битв вырезает "нехорошие" слова, чтобы хоть те, кто будет слушать, не испортились и этих слов не узнали!.. Анекдот!
"- Дочка, ты опять рассталась со своим парнем ? - Он знает слишком много неприличных песен, мама!
- Что, он так прямо их при тебе и пел?! • ••
- Нет... Но он их все время насвистывал!"
Раз мы все всё знаем, значит, плохо не знать, плохо - произносить или делать! Заметьте, тому, кто не произносит нехорошие слова, надо знать их лучше, чем матерщинникам. Матерщинник-то их лепит, не задумываясь, а ты все время должен их помнить и следить за собой, чтобы случайно не вырвалось, это раз, а во-вторых, следить за окружающими, чтобы тут же показать им свое отрицательное отношение и что ты не такая! Пусть не думают!
Значит, вопрос не в том, чтобы знать и владеть, вопрос в том, чтобы не дать себя ударить за знание и владение. Следовательно, матерная брань не плоха и не хороша - она осуждаема! Она делает тебя уязвимым. А ты не хочешь боли.
Сама по себе она всего лишь называет какие-то вещи своими именами. И вещи важные, без которых не обойтись. И даже ты, самый ханжа из ханжей, не можешь не говорить "о проблемах сексуальных интеракций со своим эротическим партнером", когда, к примеру, приходится попросить его "надеть средство презервации на эту штучку... Как бишь ее по-русски? Пенис, кажется!"
Раз все люди, всё человечество так или иначе используют брань в своем каждодневном общении, значит, она передает что-то жизненно важное. И это надо изучать, а не скрывать. По крайней мере, тому, кто хочет прийти к себе.
О, нет! Я не призываю всех подряд начать материться. В Тропе, кстати, мата в быту вообще не слышно. А если он где-то и появляется, значит, идет какая-то работа с подсознанием пациента, где он хранится. Более того, старики прямо говорили, что матерной брани не должно быть, как не должно быть войны... Именно поэтому, чтобы не было ни войны, ни брани, нужно их не запрещать, а убирать сами причины, их вызывающие.
Что же касается дурака, то ясно видно, что вопрос не в отсутствии нужных образов простейших взаимодействий. Тут придется поговорить, условно говоря, о психологической механике этого явления. Когда американский негр попадает в Россию на мороз, он тут же научается носить шубу и шапку. Иначе говоря, добавляет к. Образу мира недостающие образы.
Дурак же не может добавить к своему Образу мира того, чего не знает или не имеет как раз потому, что оно у него уже имеется.
Внутренняя механика разума, использую пока это всем понятное слово "механика", проверяет Образ мира на соответствие действительному миру и говорит: данная часть мира в образе отражена верно, добавлять нечего! А дурак остается дураком.
Это значит, что образы есть, но они перекрыты каким-то запретом и их нельзя использовать. Этот запрет и есть основа Мрази. Называется он в народе Проклятием.
И единственное, что можно и нужно тут делать - это восстановить этот участок разума.
Как?
Погрузив человека снова в то детское состояние знакомства с миром, когда он собирал эти образы простейших взаимодействий, и выявив через это, как, когда и какое проклятие на него наложено.
Проще сказать, человека надо заставить делать как раз то, что он делать не может или не умеет. Человек разумный может все, что необходимо для выживания на земле, просто по определению, то есть исходно. И сразу, не учась. Просто потому, что он живет и он разумный. И точно так же, без напряжения он может научиться всему более сложному сам с одного взгляда, если оно лежит в рамках обычной культуры.
В нашем обычае, в нашем быту, который отлажен и доведен до совершенства за тысячелетия жизни в определенных земных условиях, нет ничего, что бы превышало человеческие возможности, точнее, естественные возможности человеческого Разума.
Если человек подходит к крестьянскому делу и, поглядев на него, не может выполнить, значит, на нем лежит проклятие, которое является помехой и должно быть снято очищением.
Очищение от этих проклятий всегда делается огнем - или бранным в быту, или Кресом при особой знахарской работе. Крес - это живой огонь, как его называли крестьяне.
Очищение Кресом, кресение - особый вид беседы, как и брань, имеющий целью довести помеху, мразь, выморозку разума до осознавания человека. Называлось это изгнанием одержимостей.
Звучит это очень по-колдовски, но по сути является одним из народных способов психотерапевтической беседы. Не более. Поэтому проще было бы сказать, что благодаря осознаванию, которое приходит во время такой психотерапии, ты должен стать Хозяином всего себя. Ничего инородного и неуправляемого мною во мне быть не должно. Как и в предприятии, кстати.
Подробнее это рассказывается и показывается в учебном курсе психотехники в Училище народной культуры Тропы.
Осознавание в таком случае оказывается обнаружением и возвращением к использованию закрытых проклятиями участков Разума или образов, из которых эти участки состоят.
Конечно, сами приемы погружения недееспособного человека в те состояния, когда он был проклят, и его Разум выморозился и теперь не понимает дела, надо расписывать подробнее в отдельном курсе. А поскольку наша задача - создание дееспособных предприятий, то такой курс нельзя составить в общем. Он родится из прикладных задач, которые будет ставить жизнь перед нашими предприятиями и их работниками.
Убирание помех в достижении главной цели предприятия- получении прибыли- и дает очень точно приспособленный к нуждам производства учебный курс восстановления дееспособности Разума предпринимателей.
Он-то и является основой работы Руководителя, обучающего свою дружину. У Руководителя нет иной цели, кроме создания жизнеспособного Предприятия в соответствии с образами Начал. Значит, у него нет задачи раскрывать какие-либо иные способности своих людей, кроме тех, которые позволят Предприятию достичь свою цель и стать сильным и успешным. А это значит - хорошей основой для тех, кто мечтает пойти дальше.
Но дальше Руководитель не ведет, как не ведут и Начальник и Управляющий.
Однако, единожды пройдя всю битву за создание живого Предприятия и вычистив у себя все, что мешало тебе, ты всегда будешь иметь возможность воплотить свою Мечту как живой Мир.
Если ты справился с Предприятием, ты сможешь справиться с чем угодно. Даже с Жизнью, будем надеяться!
Заключение
Итак, если мы хотим, чтобы наши предприятия, основа экономики нашего сообщества, были успешными, нам придется многому обучить работающих на них людей. Но первое, что необходимо сделать, - это привить им отношение к своему предприятию как к родному Дому и одновременно нашей крепости, осажденной вражеской армией в бескрайней битве за выживание на планете Земля.
Это очень простой образ, поэтому он может быть воспринят любым человеком без особой подготовки. И тогда возможно учиться прямо в бою. Даже такое простое основание для взаимопонимания, как Дом - осажденная крепость, которую нужно беречь и защищать, и заделывать дыры и проломы в стенах - поможет добиться от людей единодушия, взаимодействия и дееспособности.
А учеба? А учеба пусть идет потихоньку прямо в бою...
Глава 1. Переход в Управление
Глава 2. Управление предприятием
Глава 3. Управляющие
Глава 4. Делопроизводство и писцы
Глава 5. Привратник