<< Пред. стр. 8 (из 10) След. >>
Глава 6. Бумага и Описание мираГлава 7. Бухгалтерия
Глава 8. Описание мира на языке счетов
Глава 9. Счетоводство и неуязвимость
Глава 10. Скрытая бухгалтерия
Глава 11. Отладка. Устранение помех
Выводы
Глава 1. Переход в Управление
Однажды ты должен сделать выбор и решить, кем ты пройдешь эту жизнь - Хозяином или холопом. Это сложно, это выбор жизненного пути и полная смена Мира. Переходы в иные миры, как и творение миров - это всегда магия. Но распространяться об этом не буду. Просто отошлю к работам Мирчи Элиаде ". Он очень хорошо и много об этом говорил с точки зрения культуры. Меня же больше интересует психология перехода в мир Управления.
В мировой экономической литературе отмечалось: люди боятся переходить в Управляющие.
Джек Стэк - очень успешный американский управляющий, автор "Алхимии прибыли", писал:
"Многим просто страшно бросать производство ради работы управляющим. И одно из самых больших опасений - что люди перестанут тебя уважать.
Многие рабочие часто отказываются от руководящих должностей из боязни потерять друзей. В этом таится угроза кризиса личности. Их беспокоит, что став управляющим, они смогут общаться только с руководством".34
Стэк не был психологом, хотя и был прекрасным бизнесменом. Поэтому меня не удовлетворяют его попытки объяснить это явление: "Когда я вижу человека, который пользуется подчиненным положением людей, когда я вижу грубияна начальника, я знаю - дни его власти сочтены. (...) Думаю, именно в этом одна из причин, по которым многие люди ненавидят саму идею руководства".35
Думаю, Стэк ошибается. Причина даже не в мышлении ненависти. Но это очень хорошо, что он затронул эту тему. Понятие "ненависти" позволит нам лучше понять магию этого культурного
" Смотри, напр., Элиаде М. Священное и мирское. - М.: Изд. МГУ, 1994.
34 Стэк Д. Алхимия прибыли. - Минск: Парадокс, 1996. - С. 34-35.
35 Там же.
перехода по мирам-сообществам. Поэтому поговорим о ней еще раз.
Ненависть есть невосстановленная справедливость, как утверждали мазыки. Если несправедливость происходит, мы ощущаем ее как некий болезненный груз, который рвется из нас наружу. Мы говорим о ней, кричим, плачем, требуем вернуть наше внутреннее состояние в некое равновесие, которое дает ощущение справедливости. И если справедливость восстанавливается, мы некоторое время еще пыхтим, как успокаивающийся чайник, а потом действительно приходим в какое-то равновесное или покойное состояние.
Но что делать, если несправедливость остается в тебе? И что это такое - несправедливость? Всяческие объяснения вроде "нарушения договоров" будут всего лишь описаниями "знаний", хранящихся в мышлении, то есть культуры. А что такое несправедливость психологически, для моего сознания?
Несправедливость, безусловно, есть нарушитель внутреннего гомеостаза. Гомеостазом считается "совокупность сложных приспособительных реакций животного и человека, направленных на устранение или максимальное ограничение действий различных факторов внешней или внутренней среды, нарушающих относительное динамическое постоянство внутренней среды организма". 36
Иначе говоря, несправедливость нарушает какое-то внутреннее равновесие, и мы стремимся его восстановить. В середине века, когда была очень сильна уверенность психофизиологов в действенности нейрохимического подхода, наука пришла к выводу, что поведение человека определяется биохимией организма. Простецки говоря, впрыснул одно химическое соединение в тело - радуемся, другое - горюем.
Американский физиолог У. Кеннон в 1929 году создал даже понятие "гомеостатов" - нервных механизмов, осуществляющих выравнивание состояния человеческого организма. Изменилась биохимия - меняем поведение - в итоге имеем восстановленное равновесие, гомеостаз.
При таком подходе средой, где живет несправедливость, оказывались внутриклеточные и межклеточные жидкости. И если это
36 Современный словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1992.
так, то застоявшаяся несправедливость, которая, по мнению стариков-мазыков, превращается в яд, называемый ненавистью, действительно оказывается ядом в прямом смысле этого слова. И наши метания в поисках способа восстановить справедливость оказываются поиском возможности избавиться от причиняющего боль внутреннего яда.
И тогда мы можем говорить о цивилизации ненависти, о глобальной культуре, построенной на поисках способов сбрасывания внутреннего яда. Если учесть, что единственный способ выкинуть этот яд из себя, доступный обычному человеку, - это передача в среду, которая в состоянии его впитать, то есть пролитие его на другого человека, мы должны обнаружить в общественной психологии множество способов, как оправдать подобные действия и тем самым получить право травить другого
неуязвимо для себя.
По правде говоря, если подойти к этому всерьез, то мы такие способы обнаруживаем, и обнаруживаем повсюду. По сути, эту неуязвимость для стравливания ненависти обеспечивает такой всеобщий общественно-психологический механизм, как понятие "свои - чужие". Чужой - это даже не человек. В отношении его не действуют законы и правила, относящиеся к своим. Чеченская война и работа так называемых шариатских судов показала это нам со всей очевидностью. Чужой - это материал для ослабления моего отравления!
Но это в случае открытой войны. Затравливание, которое так широко применяется в демократических обществах - есть то же самое стравливание ненависти и означает не только "преследование сворой псов", но и отравление, если приглядитесь. Травля собаками лишь оказалась, на мой взгляд, удобным воплощением внутреннего желания, даже потребности кого-то травить своей ненавистью.
Иначе говоря, пока травля относится к охотничьим зверям, - это очевидный и узнаваемый психотерапевтический прием сброса внутренних напряжений, в том числе и кипящей ненависти. Когда же мы наблюдаем травлю людей, мы распознаем этот механизм не так легко. Нам кажется, что у травящих могли быть какие-то вполне разумные цели, которые их побуждали это делать. Конечно, у тех, кто травит, почти всегда есть какой-то заказ или внешняя цель. Но ложатся они всегда на внутреннюю потребность.
Человек без ненависти и не возьмется за такую работу. Если у него есть цель, которой ты мешаешь, он просто пойдет договариваться.
Картина правдоподобная. Однако в ней есть сбои. Гуморальная среда человека вряд ли есть прямой носитель таких вещей, как несправедливость. Те же самые нейрофизиологи, исследуя теорию гомеостатов, пришли к выводу, что должно быть нечто еще. Воспользуюсь рассказом профессора Стэндфордского университета Прибрама:
"Наблюдатели и экспериментаторы, работающие с людьми, неоднократно убеждались в недостаточности нейроэндокринного подхода при рассмотрении потребностей и чувств, субъективного опыта, всего того, что мы называем переживанием.
Радость открытия, разочарование от неудачи, счастье понимания и тоска одиночества - эти чувства, по-видимому, далеки от уже описанных механизмов гомеостазиса.
Тип эксперимента, впервые проведенный С.Шехтером (1962 г.), помогает подойти к только что обозначенной проблеме. Четыре группы студентов держали экзамен. Предварительно с этими студентами проводили эксперимент, в котором две группы экзаменовались в условиях враждебности, а две другие - в условиях дружественного отношения. На экзамене одна из каждой пары групп получила инъекцию адреналина, а другая - контрольную инъекцию физиологического раствора. Студенты давали отчет о своих переживаниях. Как и ожидалось, первая группа испытывала преимущественно отрицательные эмоции, а вторая - положительные. Влияние же адреналина оказалось неожиданным. Он усиливал как положительные, так и отрицательные эмоции. Какое бы физиологическое состояние ни вызывала инъекция, его знак определялся установкой - социальным окружением студентов, а не введенным веществом". 37
И что же мы имеем? Биохимия организма, как, вероятно, и биоэнергетика его, лишь передают на тело управляющие воздействия. Впрочем, мы с вами знали это и без мудреных экспериментов. А то мы мало пьяных повидали на своем веку! Алкоголь
37 Прибрам К. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии. - М.: Прогресс, 1975. - С. 223-224.
не вызывает ни радости, ни горя. Он лишь вытаскивает наружу то, что у трезвого на уме.
Материальным носителем причин является более тонкая среда, которая и хранит в себе такие явления, как несправедливость и ненависть. И эта среда прямо связана с общественным окружением, а точнее, прямо доступна воздействию общественного окружения, я думаю, через общественное мнение.
Все это чрезвычайно важно для того, чтобы понять, что такое магия.
Человечество придумало не так уж много способов борьбы с ненавистью. Поэтому она является прекрасным материалом для исследования. С ней все очевидно. Современность знает некоторые психотерапевтические приемы, связанные с погружением в переживания из прошлого. Традиционные общества - войну своих, с чужими, как войну между обществами. Христианство и буддизм - уход в иночество, как отрешение от этого мира и уход в мир иной, прижизненную смерть.
Сейчас мне важно обратить внимание на сходство всех этих приемов, особенно того, что происходит с ушедшим из этого мира в монахи и тем, что описывается Стэком как состояние ухода в управляющие.
Совершенно определенно, уход в Управление - это не просто потеря уважения прежних друзей. Уважать-то они, может быть, будут и больше. Это потеря самих друзей. Они теперь сами начинают тебя сторониться, они боятся при тебе открыто обсуждать то, о чем раньше говорили с тобой, боятся проболтаться. Хуже того, ты постепенно замечаешь, что у тебя все меньше и меньше времени и возможностей для прежних разговоров с прежними людьми. Работа требует отдачи и затягивает тебя все сильнее. На самом деле это твой новый мир втягивает тебя в себя.
Это сложнейший психологический механизм, который надо описывать отдельно в той части психологической науки, которая посвящена понятию "Образа мира".
Сейчас для нас важно одно: переход на должность Управляющего - сильнейшее средство для очищения от старых привязанностей. Оно непроизвольно заставит тебя пересмотреть всю твою жизнь, все твои ценности, цели и установки. Все жизненные связи тоже придется перепроверить на нужность и прочность.
В этот мир, как в любой иной мир, невозможно протащить ничего, что к нему не относится. Легче продеть верблюжью веревку в иголочное ушко... Попытка это сделать заставляет тебя застрять промеж миров и прервать движение. Старики-мазыки называли подобные переходы по мирам-сообществам - Волочильнями.
Волочильня - это железная доска с отверстиями разного размера, через которые протаскивали в старину раскаленную проволоку, чтобы она стала длиннее, тоньше и гибче. Вот и человека, как они говорили, чтобы он обрел силу и свободу, чтобы стал гибче и утонченнее, надо пропустить через несколько таких волочилен, которыми являются новые миры. Все, что с него сваливается при этом - окалина, старьё. Все же, что он отказывается отпустить из этого старья, что пытается протащить в новые миры - сволочь, то, что надо сволочь с него.
Как это ни странно, но проявляется это удерживаемое старьё в быту так, что для него действительно существует только одно слово: сволочь Так люди называют проявления человеческой личности, которые вредоносны и подлы. Но когда вы приглядитесь к человеку, пытающемуся в наш мир протащить своё старьё, ваш язык непроизвольно избирает именно это бранное выражение. Может быть, в целом оно и шире по значению, но и для носителей старья, то есть разрушителей мира вашей мечты, который их принял и пригрел, оно подходит полностью: Мы мечтали, мы строили, душу свою вкладывали, а ты!..
Понимание того, что переход в Управление - это действительный уход в иной мир, осознаваемый так всеми окружающими, ставит любого из нас перед выбором: что делать и как делать? Принимать или не принимать свой новый мир. Принимать или не принимать то, что уходя в иной мир, ты становишься чужим для людей из прежнего мира, и уж одним тем заслуживаешь их ненависть. Принимать или не принимать необходимость очищения, которое во всех традиционных культурах считается необходимейшим условием перехода.
И если да, то как это делать и с чего начать?
Как ни странно, но очищение начинается с людей. Просто потому, что вся наша жизнь воплощается своими частями в образы тех или иных людей. Мир, в котором мы живем, всегда связан с обществом и людьми, и все места в нем заняты людьми. Это настолько всеобщее правило, что мы и сами места в мире воспринимаем и помним, как людей, им соответствовавших.
Первое же, что необходимо сделать, это задаться вопросом:
а зачем тебе прежние люди? И задаться не как вопросом для зрителей, на который можно прощебетать красиво: "Как вы смеете вообще задавать такие вопросы?! Служение людям! ... И т.д., и т.п.". Зрителей нет, сейчас ты один на один с собой у ворот в новый мир, не бойся и не ханжествуй из страха. Ответь себе.
И если только ты действительно всерьез вглядишься в это понятие "люди", то увидишь, что оно делится на две части:
1) несколько человек, которые тебе действительно нужны, и
2) огромная масса, стихия, биоокеан, в котором ты живешь и который научился использовать в своих интересах.
Сделать свое предприятие, стать его Управляющим - означает колоссально увеличить число тех, кто нужен тебе и кому нужен ты. Но это почти целиком будут новые люди. И это такая ответственность, что все остальные люди просто теряют значение и отваливаются. Ты начинаешь их воспринимать не как человеков, а как природную стихию, которую, конечно, надо учитывать как любую стихию, но которая больше не содержит для тебя личностей. А если и содержит, то только тех, кто полезен для твоего дела или понимает его и тебя.
Когда ты становишься Управляющим, ни одно твое действие, ни одно твое слово не останется без объяснения. Любой человек теперь вправе задать тебе вопрос: зачем? Вправе просто потому, что ты ему ответишь с полнейшей определенностью, и он пойдет делать то, о чем ты говорил.
В мире Управления правит Разум, а он всегда знает, зачем нужно сделать то или другое. Конечно, Разум и здесь, как и в остальных мирах, переводит ответы на этот вопрос сначала в образы действий, а потом в образцы, чтобы высвободиться из повседневного и думать о новом или опасном. Но предприятия есть настолько молодые миры по сравнению с обществом, что расстояние между разумом и образцом всегда очень коротко.
И ты всегда можешь увидеть задачу, которая скрывается за образцом, дающим ей решение.
Задать вопрос "зачем?" в том мире, из которого ты ушел, значит усомниться в искренности или честности говорящего. Почему? А потому что как человек одной культуры с тем, кого спрашиваешь, ты и сам должен бы все понимать. Попросту говоря, в культуре все давным-давно определено, и вовсе ни к чему лезть со своими вопросами. Не трави душу, делай, как полагается! Умные люди за нас с тобой давно подумали! Условно говоря, первопредки, творцы и демиурги нашего общества-мира дали правила и образцы, которым мы должны следовать бездумно и с песнями...
В мире, который ты покидаешь и который перестает теперь считать тебя своим, нет смысла. Вопрос, который считается безответным для людей христианской культуры: Что есть истина? - показатель именно этого. Все так абсурдно, так бессмысленно в состарившихся культурах, что можно только верить и слепо следовать образцам.
Отсутствие смысла, то есть отсутствие ответов на вопросы:
Зачем? - показатель старения культур. Поэтому в состарившихся мирах нет тех точек опоры, относительно которых можно проверить истинность. Люди живут в них, купаясь в стихии человеческого мышления, ведя постоянные бои, проверяющие отточенность их мышленческого оружия. А это значит, отточенность владения образцами культуры. Но можно сказать и так, что это мышление ведет бои человеческой материей.
Уход в Управление - это уход из мышления в Разум, это уход из драк в Битву за силу. И первый твой шаг - стать Охотником за смыслами. Простой вопрос: Какой в этом смысл? - вот ладья, которая помчит тебя сквозь мир Управления, скользя по стихии человеческого мышления.
Это разные миры и разные стихии, так что переход произойдет действительно. И его надо принять, как принимает индейский мальчишка во время инициации. Не стоит оставаться немножко утопленником. Или внизу или вверху, или плавать или летать.
Твой выбор.
Глава 2. Управление предприятием
Что же такое предприятие с точки зрения управления. В самых общих словах.
Ясно, что управляющему, если он хорошо подготовлен, все равно, каким производством занято его предприятие. Управление от производства не зависит, потому что оно занято не внешними проявлениями, а глубинной сутью, которая лежит в основе всех производств.
Производства могут быть очень и очень разнообразны, однако все они создаются затем, чтобы перерабатывать некие проявления нашего мира (материальные или телесные) в деньги. Не в вещи или услуги, а в деньги. Вещи и услуги нужны не тем, кто их Производит. Для работников предприятия есть только то, за что они работают.
При этом мы видели, что деньги есть лишь воплощение Жизненной силы, которая свершает в предприятии обращение из неусваиваемого ("несъедобного") вида в усваиваемый.
Что же представляет из себя собственно Управление? Если мы поглядим на кого-то из знакомых нам директоров или хозяев предприятий, - то это напряженнейшая битва за множество неохватных целей, которые в сумме и определяют работу обычного предприятия.
Однако если мы задумаемся, исходя из того, что рассмотрели за время этого исследования, то увидим, что вся работа Управляющего, по сути, сводится к поддержанию сложившихся Образцов или Обрядов с помощью определенных Правил.
Управляющий с помощью Правил правит, подправляет те образы, которые начинают терять свою определенность. Где он их берет ?
Создает, когда занимается доработкой соответствия Образов действий Образам миров, в которых эти действия должны совершаться. Проще говоря, Правила создаются при подгонке работников к их рабочим местам, как бы странно это ни звучало.
И получается, если эти образы хорошо прописаны на этапе творения и устроения предприятия Начальником и Руководителем в Уставе и Должностных обязанностях, а Правила им соответствуют, задача Управляющего сводится к Делопроизводству - постоянному списыванию того, что делается, и последующей сверке этого с установленными образцами.
А когда что-то выходит за рамки этим образцов, к правке, которая может называться Отладкой.
Поэтому образ того, что представляет из себя Управление, должен включать в себя три части. Первая - это лично твое решение избрать Управление своим миром. По сути, избирая мир Управления, ты избираешь перейти в мир Магии, потому что теперь смыслом твоей жизни становится охота за Силой или Битва Силы. А главным качеством - дееспособность. Могия.
Вторая часть, как и третья, - это орудия магии управления, которыми ты располагаешь. В первую очередь, Образ мира и Образы действия. Они есть скрытая суть Делопроизводства.
Третья часть - это выверение твоей дееспособности в использовании этих орудий - Отладка соответствия действий твоих воинов тому, что требуется. Иначе говоря, наработка способности приводить Образы действия в соответствие Образам миров.
Вот об этом и будет весь последующий рассказ.
Сначала о собственно Управлении еще раз.
Итак, предприятие состоит из двух основных частей: Производства и Управления. Точнее, трех - двух производств и Управления.
Производства могут каждый раз быть разными, а вот Управление принципиально одинаково везде.
Поэтому нам будет очень выгодно ввести упрощенное тройное устроение Управления:
1. Управляющий.
2. Помощники.
3. Писцы.
И все. Больше никаких должностей и сложностей в управлении нет.
При этом в Должностные обязанности управляющего входит все предприятие. Но поскольку он не в состоянии все это обрабатывать, он делит себя на части и раздает эти части своим помощникам.
Причем, поскольку предприятия разные, точное деление на части ввести нельзя. Основные отделения ясны: Производства, Делопроизводство в широком смысле. Обслуживание или Мамка.
Храм в Управление не входит. Он то, что призвано быть за рамками образцов и должностных обязанностей и создавать движение в будущее. Начальник и Руководитель после того, как сделали свои дела, уходят в Храм. Поэтому, когда Отладка показывает, что для устранения помех основному делу нужно создать что-то новое, Управляющий обращается в Храм. Можно считать, что он представитель предприятия перед Храмом, его жрец. А можно и так, что он защищает предприятие, точнее, его устоявшиеся образцы от Храма, который своими постоянными нововведениями может разрушить любое дело.
Однако сохраните образ Управляющего, постоянно устремленного в Храм. Там, где это действительно так, предприятие развивается и богатеет. Вот такая магия. Почему?
А потому, что Храмом мы с вами называем НИИ, Исследовательское сердце предприятия. Значит, то место, где постоянно исследуется рынок и готовятся новые товары и новые подходы к получению прибыли. И если Управляющий предприятием, отладив работу производств, постоянно занят своим Исследовательским институтом, фирма все время идет в ногу со временем и даже опережает его. Попросту говоря, она не побирается у ног транснациональных гигантов, а становится одним из хозяев рынка. Вот и вся магия.
Как Управляющему высвободиться от повседневных производственных забот, чтобы заняться Храмом? По всем отделениям или службам у него должны быть помощники, которые, по сути, есть его части и составляют вместе с ним одного Большого Управляющего или Управление. Разница между Управляющим и его помощником в том, что Управляющий знает все предприятие, но не так глубоко. А помощник глубже знает свой отдел, но меньше все остальное предприятие. В итоге они прекрасно дополняют друг друга, охватывая своим "большим телом управления" все предприятие.
И при этом настоящий Помощник должен стремиться познать все предприятие просто потому, что однажды ему предстоит
захватить место Управляющего. В этом предприятии или в дочернем, или же в своем собственном.
И это неизбежность. Или та же магия. Свято место пусто не бывает, гласит народная мудрость. Но означает она то, что народ видел, как работает механика такого общественно-психологического явления, как "места". Природа пустоты не терпит. Это тоже народное наблюдение. Оно дополняет первое. Свято место не потому не бывает пусто, что кто-то на него обязательно залезет. Как залезет, так и вылетит, если не по себе место схватил. Это как допрыгнуть до терема, где сидит царевна в русских сказках. Прыгают многие, а занимает достойный, что значит, тот, кому оно по силам. Не по себе дерево не руби!
При этом созданные обществом места не бывают пусты, потому что втягивают в себя людей, как полагается пустоте. Только общественной в данном случае. И при этом, при всей толчее вокруг таких мест, только кажется, что их трудно занять. Если ты чувствуешь, что это место по тебе, ты его обязательно займешь. Просто делай дело, которое хочешь делать. И тебе придет то место, которое этому делу соответствует. Места занимаются только теми, кто в состоянии делать их дела. Так не за местом надо рваться, а делать то, что ты хочешь. Однажды пустующее место оказывается занято. И всегда тем, кто делает его дела.
И самое страшное - дождаться или добиться назначения на место, которому не соответствуешь. Этим страдают армия, коммунизм и блатные сообщества. Они ждут назначений, чтобы потом властвовать. К сожалению, коммунизм очень сильно испортил русских и приучил ждать и просить места, а не делать соответствующую ему работу, набирая такую нужную для него силу... Сила - это и есть суть магии мест.
При наличии хороших помощников, знающих свое дело, на долю Управляющего остаются самые общие и самые тонкие дела. Те, что не вмещаются в среднюю струю отлаженного производства. Те, которыми помощники на поставленном предприятии не могут позволить себе заниматься, поскольку это отвлечет их от отлаженной работы.
Какие? Определенно не скажешь, потому что это дела, возникающие ситуативно, случайно, не учтенные в Должностных обязанностях. Это дела, где нужно иметь полностью свободные мозги, чтобы их разрешать. Скажем, связи с нагрянувшими государственными органами или выслушивание неожиданных жалоб работников.
Однако, как это уже рассказывалось раньше, на все, что повторяется хоть с какой-то регулярностью, должна быть заведена особая служба, хотя бы в виде дополнительной служебной обязанности у одного из работников. Управляющий ни в коем случае не должен быть перегружен работой, потому что, как мы уже говорили, его главная задача - ничего не делать. Он - стрелка компаса, перст, указующий всем дорогу в сторону Блаженства.
Повторю еще раз. Главная забота хорошего Управляющего - это блаженствовать в безделье. Как старейшина рода - самый старый дед в семье - управляющий должен, условно говоря, валяться на печи или греться на завалинке.
И если предприятие это себе позволит, то очень скоро его Управляющий станет очень восприимчив к нарушениям блаженства, потому что блаженство нарушается тогда, когда Управляющему приходится что-то делать самому. А это значит, что дело не делает кто-то, кто должен был его делать.
Это означает, что есть помехи, или пора находить помощника, кто будет делать это дело.
Вся работа Управляющего должна заключаться в том, чтобы читать газеты и отчеты писцов о состоянии дел предприятия. Ну и, соответственно, ставить свою подпись под некоторыми из отчетов, в знак того, что читал и тем дозволяет работать дальше.
Государственная система контроля за работой предприятий прекрасно продумала, как держать Управляющего в курсе всех дел. Иначе говоря, он должен подписывать такое количество разных бумажек (значит, и читать их), что никогда не останется неосведомленным о делах на предприятии.
Как это ни кажется странным на первый взгляд, но если Управляющий ограничивается блаженным бездельем, чтением бумаг и подыскиванием помощников для устранения беспокойств, это даст для предприятия гораздо больше, чем если он будет всюду лезть, всех отменять, лишать власти и убивать творчество.
Лучше найти хороших помощников, чем делать все самому. Конечно, вкалывая сам, ты экономишь на дополнительных зарплатах, зато во много раз проигрываешь на обороте. Каждый отдел - это самостоятельное предприятие, которое само себя обрабатывает, отдавая часть прибыли в общее накопление. Вообще-то, можно даже разделить разросшееся предприятие на ряд специализированных фирм - бывших отделов, которые будут друг друга обрабатывать.
Это означает, что основные помощники Управляющего, возглавляющие отдельные службы, по сути, тоже являются управляющими, а их службы могут рассматриваться полноценными малыми мирами, вложенными в мир Большого предприятия.
Если увидеть отделы как в общем-то самостоятельные предприятия-миры, появляется возможность сделать их внутреннюю жизнь насыщенно-творческой. Это дело управляющего и Отладки - психотехников. А начинать это надо с видения всего цельно, как взаимоотношения сообществ внутри общества или народа.
Глава 3. Управляющие
Итак, Управление - это одна из трех божественных задач, которую может решать человек в своей жизни.
Работать Управляющим значит править по правилам. Править же - это делать правильным, исправлять.
Правила - это договора, ставшие обычаем, чтобы хранить неизменными первоначала. Записывает их, как уже говорилось, Управляющий. Я называю правила договорами, хотя в жизни о правилах редко договариваются в собственном смысле этого слова. В подавляющем большинстве случаев нас просто вынуждают принять правила, угрожая изгойством. То есть изгнанием из мира своих.
Когда дело касается предприятия, все так же, хотя и выглядит по-другому. С тобой договариваются, как кажется, и заключают трудовые соглашения на исполнение определенных обязанностей, что равносильно занятию места. И тебя никто не имеет права заставить что-то делать, о чем с тобой не договаривались.
На самом деле выбора у тебя нет. Ты или принимаешь место, как оно есть, или изгоняешься из предприятия, как из сообщества или мира, так же как и в случае отказа соблюдать должностные обязанности.
Поэтому оказывается, что управление идет не в соответствии с волей Управляющего, а в соответствии с правилами, заложенными в должностные обязанности мест, созданных Руководителями в соответствии с образами этих мест, сотворенных Начальником.
Получается, что работа Управляющего, после того, как предприятие сотворено, воплощено и проверено, заключается, в первую очередь, в надзоре за тем, чтобы выполнялись должностные обязанности мест. То есть в Делопроизводстве.
Глава 4. Делопроизводство и писцы
Как я уже говорил ранее, Делопроизводство предприятия делится на две части - Общее делопроизводство и Бухгалтерию. Пока поговорим об Общем делопроизводстве.
Сутью делопроизводства является производство "Дел". Делами же обычно называются папки с надписью "Дело" на обложке. Поэтому надо отрешиться от излишней значимости этого названия и понять, что Делопроизводство - это правильное описание предприятия и дел, которые в нем делаются.
Попросту говоря, делопроизводители - это писцы, а Главный делопроизводитель предприятия - это Управляющий Писцовым отделом.
Это позволяет сразу же определить его должностные обязанности. Что должен делать Управляющий Писцовым отделом? Как кажется, то же самое, что и Управляющий всем предприятием - ничего, блаженствовать в безделье на своей писцовой печке! Неверно.
Не забывайте, что задача и цель жизни Главного Делопроизводителя, как и всякого Генсека, - захватить однажды место Управляющего, окончательно выпихнув того в Храм, на творческие дела.
Поэтому он должен крутиться как белка в колесе и вкалывать как проклятый. Без этого, без того, чтобы люди увидели, что он действительно стал Управляющим, ему это место не занять. А если и займет как-то нечестно, то сам же и будет наказан тем, что схватил ношу не по плечу. Тяжела шапка Мономаха.
Чтобы однажды начать блаженствовать и ничего не делать, нужно, чтобы дело шло без тебя. Этого можно достичь, только если за тебя работают помощники. А для этого их нужно обучить.
Значит, Главный делопроизводитель предприятия - всегда заведующий учебной мастерской делопроизводства в Школе производственного обучения. Даже если такой Школы на вашем предприятии нет!
Вот такая хитрая шутка это блаженное безделье Управляющих. Такое простое дело, как ничего не делать, требует немалого труда по своему устроению. Для того, чтобы все дело за тебя делали твои работники, нужно не только научить их как делать это дело, но и разбить всю работу на участки в соответствии с частями предприятия, но и определить должностные обязанности работников. Причем не только писцов, но и всех работников вообще!
Описание работы предприятия имеет хоть какой-то смысл, только если описывается работа Жилы, то есть описывается то, как протекает и перерабатывается сила. А это значит, что описание должно обеспечивать работников образами действия, а потом, следуя за исполнением работниками их должностных обязанностей, оно должно постоянно вносить уточнения в образ всего предприятия.
Попросту говоря, для предприятия Делопроизводство нужно, только если оно полезно для работы. И в этом смысле Делопроизводство чрезвычайно важный отдел. Можно сказать, что оно - инструментальный цех предприятия, потому что его задача: вслед за Руководителем описать Жилу и то, как работают все рабочие места. Должностные обязанности - это самые главные инструменты предприятия. Хорошо прописанные Должностные обязанности, Мастыры - это золотой фонд предприятия.
Обеспечить неуязвимость предприятия перед Государством, а также описать Жилу с помощью Должностных обязанностей всех мест - главное дело Делопроизводства.
И получается, что работа писцового отдела разбивается на следующие части:
1. Сначала нужно выложить внешнюю границу предприятия с помощью всех необходимых законодательных актов и ведомственных предписаний.
2. Затем вложить в эти границы описание предприятия как Жилы. То есть описать все "Устроение" и добавить к нему все "Изменения в устроении, введенные за последнее время".
3. Следующий шаг - понять, как это устроение работает, то есть как оно пропускает силу. "Понять" тут означает, прописать "Вводную часть" "Должностных обязанностей предприятия", где рассказывается, ради чего работники должны работать на своих местах, а по сути, описывается взаимодействие между участками, отделами и цехами. Поэтому называется это так: "Вводная часть к должностным обязанностям. Взаимодействие цехов и участков".
4. После этого надо объяснить каждому работнику, как он может и должен на своем рабочем месте включиться в общее взаимодействие и заработать свои деньги. Объяснить письменно. На уровне приказа по предприятию. Это расписывается в "Должностных обязанностях мест", которые утверждаются приказом Управляющего предприятием.
Всю эту часть работы Главный писец делает вслед за Руководителем предприятия и совместно с Управляющим. И начинает со своего отдела, когда описывает устройство писцового дела и должностные обязанности разных писцов в соответствии с общим устройством всего предприятия.
После этого писцовый отдел продолжает работать самостоятельно, ежедневно описывая все изменения и все сделанное предприятием в таком виде, какой требуется для двух потребителей писцового труда:
1. Для Управляющего, чтобы он мог знать, как идут дела в его предприятии.
2. И для внешней неуязвимости, то есть для составления всяческих отчетов.
Из всего вышесказанного следует, что вся писцовая работа распадается на несколько видов:
1. Во-первых, это общее описание, так сказать, летопись предприятия на языке управления, то есть приказов, деловых писем и распоряжений, которое ведет секретариат Управляющего и секретари начальников различных отделов, вроде Отдела кадров.
2. Во-вторых, это магическое описание предприятия на языке денег, которое осуществляют писцы бухгалтерии.
3. И последнее - это Сохраняющее описание отделов. В таких, как Школа, - это описание изменения качества людей, то есть отметок об их движении в готовности решать задачи.
В производственных отделах - это сохранение творческих находок, то есть накопление качества продукции или движения мысли, позволяющей лучше решать задачи, стоящие перед Жилой. Естественно, что вся писцовая служба должна быть разбита на отделы, соответствующие основным подразделениям предприятия. А все описания должны сходиться у Главного писца, что означает, что управляющий писцовым отделом должен иметь полный образ всего предприятия как Жилы и быть одним из основных помощников Управляющего.
Где и как должно храниться описанное предприятие? Очевидно, по тем отделам, где оно ведется. Но это касается бумажного хранения. Что же касается электронной версии, то ее можно свести в единый Образ Предприятия, состоящий из нескольких частей:
1. Описание Устройства.
2. Должностные обязанности и их изменения.
3. Отчетность.
4. Текущая переписка.
Главная задача подобного хранения - как только потребовалось, управляющий должен иметь возможность получить любые сведения о своем предприятии и состоянии дел на нем, просто заглянув в компьютер на своем столе.
А теперь, когда устройство Делопроизводства в общем описано, можно перейти и к более интересным темам, более близким к магии.
Глава 5. Привратник
В Делопроизводстве есть еще одно очень хитрое дело, кроме бумажных дел. Это работа секретарей при управляющих. Хотя правильнее было бы сразу назвать их не секретарями, а помощниками. В первую очередь, конечно, Помощник Управляющего предприятием.
Секретарь, если верить словарю, - это работник, ведущий делопроизводство, переписку какого-либо лица, организации, учреждения. Секретарь Управляющего, конечно, заведует и его перепиской. Но в хорошем предприятии у него для этого должны быть отдельные писцы. Задачи же у него гораздо сложнее.
И вообще, это очень сложное место, и совершенно не правы те предприятия, которые на нем держат "девочек". Это место для одного из хозяев предприятия. И вовсе не женское. Точнее, его может занимать как женщина, так и мужчина из числа тех, кто болеет за все дело и ощущает предприятие своим. Поэтому я пишу название этой должности с большой буквы - Помощник Управляющего.
У Помощника Управляющего, как я уже сказал, для писцовых работ должны быть свои писцы. Он же сам работает стражем Управления. Поэтому он сидит у дверей, которые олицетворяют Хозяина, и заведует входами. Он Привратник в высоком смысле этого слова. Телефоны тоже в его ведении, потому что они тоже являются дверьми в Управление. Тем предприятиям, где у врат Управления оказывается прирожденный Помощник, сильно повезло. Это товар штучный и редкий.
Если в отношении всяческой письменной работы все довольно просто - ее надо делать по образцам или в соответствии с желанием управляющего, - то в отношении работы Помощника есть над чем потрудиться психотехникам.
Каким-то образом до обучающегося на должность Помощника Управляющего надо донести, что он получает зарплату, только если Управляющий ее для него заработал. Иначе говоря, от заботы Помощника об Управляющем прямо зависит производительность фирмы и его собственное благосостояние.
Но это значит, что Помощник должен заботиться не собственно об Управляющем, а именно о дееспособности и производительности предприятия. Об Управлении. А выражается это в том, что он распределяет силу Управляющего, бережно расходуя ее, когда отводит время для встреч и дел.
Бережно - это самое главное! Четко видя, что это лично он с помощью такого прекрасного работника, каким является Управляющий, делает дела предприятия. А раз работник такого уровня, кто может сделать все эти дела, у него один, то и надо беречь его силы, как крестьянин бережет собственную лошадку. Надо думать и о том, как выглядит Управляющий, насколько он ухожен - по этому судят о делах на предприятии. И о том, обладает ли он всем необходимым, начиная с ручки и носового платка и кончая информацией и нужными работниками, ждущими за дверью, когда отправляешь его на важные переговоры. И о его семье кто-то должен подумать. И о том, чтобы защитить его от обид подчиненных. И о том, чтобы у него нашлось несколько минут для сна между важными встречами...
Для того, чтобы соответствовать своему месту, Помощник очень хорошо должен представлять себе устройство предприятия и то, как сила идет по Жиле, то есть обращение силы или суть производства.
Как только он начинает понимать, от кого зависит прибыль предприятия, он расставляет всех возможных посетителей Управляющего в соответствии с их значимостью для дееспособности предприятия. Соответственно, он научается оценивать и значимость документов, исходящих от управляющего, и никогда не отложит важный документ в конец очереди.
Более того, разобравшись с устройством предприятия, Помощник начинает перенаправлять поток желающих поговорить с Управляющим к тем работникам предприятия, кто и должен вести такой разговор по должности.
По сути, Помощник должен чувствовать себя продолжением Хозяина предприятия и работать в паре с управляющим. Как только это приходит, Управляющий обретает еще одну дополнительную, но очень важную возможность. Он обретает Право на ошибку.
Ошибаться может любой человек, просто оговариваться или принимать решение по незнанию. Хороший управляющий - это решительный управляющий. Но чем решительнее управляющий, тем выше риск ошибиться.
И вот тут очень важно, чтобы работники, непосредственно передающие его распоряжения, то есть помощники и заместители, вовремя замечали ошибки и бережно показывали их Управляющему, а не слепо исполняли, перекладывая на него всю ответственность.
Вот это первое, на что нужно обратить внимание при обучении Помощника.
Второе - это обстановка в приемной. Уютно ли там, и дееспособна ли приемная.
Если сквозь Помощника прорываются к Управляющему люди, которых Управляющий потом выставляет или перенаправляет к другим работникам, значит, Помощник недееспособен и предает общее дело ради мелких детских целей. Скорее всего, он упивается своей властью. Его надо проводить сквозь общее кресение и целеустроение. Иначе говоря, делать Хозяином.
Если сквозь Помощника не могут прорваться, потому что боятся, значит, эта стерва делает собственное дело и бьется за власть, за собственную империю. Его надо убирать.
Если же Помощник понимает, что на нашем предприятии мы все вместе зарабатываем деньги, и каждый важен в этом общем деле, и от каждого что-то зависит, то он начинает ценить всех - и Управляющего, и любого работника. Он тогда становится одним из основных психотехников предприятия, и в приемной уют и взаимное любование.
Глава 6. Бумага и Описание мира
Несколько мыслей о восприятии "Бумаги". Без бумажки ты букашка, а с бумажкой - человек! Это знают все.
Я живой, но я не интересую тех, кто проверяет мои документы, их интересует не то, как я существую в истинном мире, главное, как я существую в мире виртуальном, в иллюзии, иными словами, в Описании мира.
Если у меня все благополучно в Описании, как бы я ни проявился в мире телесном, это не существенно. Хорошее положение в Описании может значительно исправить и улучшить мое плохое положение в мире тел. Раньше, в советскую эпоху, в первую очередь, если обо мне хорошее мнение людей, с кем я работаю и живу, то есть хорошая Характеристика, сейчас - если обо мне хорошее мнение банков.
Иначе говоря, существование в Образе мира, в его Описании - это сущностное существование - это существование в мире Эйдосов. И мое описание там - это и есть мой эйдос. Телесное же существование - это всего лишь материализация, воплощение эйдоса.
Это странно, дико, это не хочется принимать, но это так. Когда милиционер проверяет ваши документы, вы это чувствуете, когда вы приходите с письмами к деловому партнеру, тоже.
Получается, что работа того, кто придумывает "бумажки", заполняет или пишет их, чрезвычайно важна. Без нее мы теряем какую-то сущность, и даже истинность собственного существования.
Очень похоже, что это не просто слова, не литературный оборот, а отражение того извечного закона, о котором твердят мировые религии - истинным является лишь духовное существование. Именно тело, со всей его плотскостью и материальностью является иллюзией.
Тело преходяще и скоро преходяще, бумага помнит и живет долго. Бумага о тебе, то есть твой эйдос. Поэтому люди охотятся за славой - она позволяет воплотиться в бумаге и так пережить смерть тела.
Бумага - это внешний носитель памяти, то есть образов. И если существование Описания похоже чем-то на существование духовного мира, так это тем, что мир духовный тоже хранит первообразы нас. Тут мы пришли к Платону. Это не ново, но не понято и обозвано "идеализмом", как ругательством.
Однако несмотря на то, что сопоставления эти условны, они позволяют понять значение работы писца. Да, с одной стороны, мы понимаем, что Описание мира и описание жизни не есть истинные мир и жизнь. Но с другой стороны, они, безусловно, являются указанием на то, что телесностью жизнь наша не исчерпывается. Есть и иные миры, которые нам открыты. Нужно только научиться их видеть, извлекая тонкие связи, открывающиеся через образы Описаний. Эти связи есть проявление законов, правящих миром.
Создать любой цельный мир в Описании, значит, на каком-то более или менее доступном языке воплотить законы более тонкого мира. Научить людей прозревать эти законы сквозь "Бумагу" - значит подготовить их к жизни в нетелесных мирах. Создать школу, творящую бумажные миры, значит создать храм, готовящий к переходу.
Человек, владеющий писцовым делом по-настоящему, - это жрец перехода, страж у ворот в духовный мир. Но только бы он понимал, что такое этот переход.
Глава 7 Бухгалтерия
Нельзя показать магичность и действенность Делопроизводства ярче, чем на примере Бухгалтерии.
Что такое бухгалтерия? Что она делает?
Вообще-то, бухгалтерия штука простая, хотя ее кошмарно усложняют две вещи: происки русских законодателей-бюрократов и стервизм и тупость бухгалтеров.
Про всяческое хитрое дополнительное законодательство, которое так или иначе касается бухгалтерии, я говорить не буду, потому что его не знаю, и потому что на это как раз и есть спецы-бухгалтеры.
А вот тупость и стервизм бухгалтеров учитывать необходимо, потому что любое предприятие с этим столкнется. А программистское столкнется с тупостью и стервизмом двух видов работников - бухгалтеров и программистов - просто потому, что это два вида художников, которые считают возможным показывать и то, и другое.
Я сам работал бухгалтером, а потом работал как директор с многими бухгалтерами. Причем как главными, так и расчетными.
Бухгалтер - это особый вид мышления. Это человек, испорченный властью, которую дают деньги. Пусть даже это деньги не его, но без него их не получить. Конечно, мышление бухгалтеров надо расписывать подробнее и отдельно. Пока будет достаточно всего нескольких слов.
Расчетные бухгалтеры, буквально за считанным исключением, изображают из себя тупых. Тупой, и это достаточно ярко показано в курсе Науки Мышления нашего Училища, - это не глупый. Тупой - это хитрый, но мелкотравчатый. Иначе говоря, с ним ни о чем нельзя договориться, он ничего не понимает не потому, что он дурак, а потому, что он постоянно занят достижением своих собственных и очень мелких целей. Расчетчик, имеющий хоть чуть-чуть более крупные цели, мгновенно становится главбухом, потому что дело это простое.
Главбух почти всегда стерва, даже когда он мужик. Задача главбуха быть шеей, которая вертит головой, то есть директором предприятия. А значит, и всем предприятием. К тому же главбух всегда изрядный козел, даже если он женщина.
Это потому, что его вечно недооценивают, и он должен всем доказать, что он умнее и выше всех. Все вы такие умники, но вот он сейчас позабудет про одну бумажку - и все забегаете! Почему? А потому что все забывают, что главная задача любого предприятия - это не научно-технические достижения и не участие в выставках, а обращение силы.
Обращение в смысле превращения ее из неусваиваемой в деньги.
Главбух - это одинокий боец против несправедливости и за возвращение миру магичности.
Менталитет бухгалтера, используем это слово, необходимо тонко учитывать при работе с ним, потому что, если его не учесть, бухгалтер готов пойти даже на жертвы, лишь бы быть по достоинству оцененным.
К примеру, такими жертвами являются бухгалтерские компьютерные программы. Я бы даже назвал их жертвами аборта от неудачного брака двух козлов - бухгалтера и программиста.
Программист - козел известный. Его главная жизненная задача - отбарабанить своими остро-интеллектуальными копытцами чью-нибудь крышу, обычно пользователя, потому что кто же, кроме пользователя, такое ему позволит? Ну уж только не главбух!
Но тут приходит приказ - создать программу, обслуживающую бухгалтерию.
Как это сделать? Программист, естественно, ничего не знает о бухгалтерии, а понять книжку о бухгалтерии так же просто для него, как бухгалтеру понять книжку о компьютере. Программист некоторое время бьется о такие книги, потом обзывает всех, кто их писал, козлами и просит: дайте живого и хорошо знающего свое дело бухгалтера.
Вот это вот "хорошо знающего" и есть смертный приговор программе. Ведь программист и сам из чайника и пользователя превратился в пользующего остальных козла только став "хорошо знающим" свое дело. Какое? Как кажется, компьютер и программирование. На самом деле - как пользовать пользователей. Это скрытая цель, но она правит жизнью.
Соответственно, правит она жизнью и "хорошо знающего" бухгалтера. И вот они сошлись, можно сказать, сшиблись. И вместо того, чтобы делать программу, они мгновенно начинают козлить друг друга.
Сначала программист удивляется невежеству бухгалтера, который требует от программы невозможного.
Затем бухгалтер, уже одним тем униженный, что над ним теперь появился еще один человек, кроме генерального директора, кто может с него чего-то требовать и ругать, показывает программисту, как сложна бухгалтерия. И это тем болезненнее, чем очевиднее, что деньги программист получает каждый месяц, а при этом не удосужился заглянуть в бухкухню. Ругать-то бухгалтеров вы все горазды - а вот попробуй-ка сам!
Сознательно или бессознательно, но бухгалтер показывает программисту, что бухгалтерия сложнее и запутаннее, чем она есть на самом деле. Если этого не сделать, секрет полишинеля будет раскрыт, и все увидят, что король голый. Иначе говоря, если сложность и запутанность бухгалтерии пропадает, пропадает и основание для завышенной оценки бухгалтеров.
Взаимное козление раскручивается в несколько витков и усиливается по мере создания образа бухгалтерии, запечатленного в программе...
Попробуем поговорить о бухгалтерии самым простым и очевидным способом.
Какова главная задача бухгалтерии?
Если главная задача предприятия - обратить неусваиваемую силу в деньги, то есть в съедобную силу, то задача бухгалтерии - закрепить это превращение на бумаге. Иначе говоря, задача бухгалтерии- создать описание деятельности предприятия на особом, можно сказать, тайном языке. А отнюдь не считать деньги!
Язык бухгалтерии, как язык математический или язык логический, служит описанию мира. Но как всякий тайный язык он еще призван создавать видимость магичности, то есть показывать, что с его помощью можно на мир воздействовать.
Это обман. Даже само название Бухгалтерия происходит от понятия вести книги, то есть записывать все, что делается с деньгами в книгу учета.
Зачем? Чтобы хозяин предприятия мог иметь представление о том, как протекает сила по Жиле.
Именно хозяин! Отнюдь не внешние проверяющие органы. Представлять бухгалтерскую отчетность внешним органам - это мера вынужденная, на которую государство заставило предприятия пойти. Тем не менее, это существует, и это тоже надо учесть.
Но сначала разделим всю бухгалтерию на две части: основную и дополнительную.
Итак, в основную часть бухгалтерии входит только одно: по ходу работы делать точное, полное и ясное описание всего обращения средств, материалов и труда в деньги с тем, чтобы хозяин имел четкое представление о токе силы в его предприятии.
К дополнительной относится, например, отчетность перед вышестоящими финансовыми органами (квартальная и годовая), что можно назвать неуязвимостью предприятия.
Почему так важно знать, что эта часть бухгалтерского дела дополнительная?
Да потому, что большинство русских бухгалтеров обучались своему делу в советское время. С точки зрения бухгалтерской, то время отличалось от настоящего тем, что у предприятий не было хозяина. А это значит, что советский директор, назначенный на предприятие исполкомом, был ничуть не большим хозяином, чем советский фининспектор, назначенный той же советской властью.
В итоге, бухгалтер советского предприятия жил в постоянном двойном подчинении и болел за дела финотдела, то есть фиска, ничуть не меньше, чем за дела предприятия. Более того, главбух на советском предприятии очень часто ощущал себя работником финотдела, прикомандированным к предприятию. На директора главбух начинал хоть как-то прирабатывать, только если начинал делать левые делишки с деньгами. А это он чаще всего делал не для обогащения, а для того, чтобы держать директора управляемым.
Богатство - не есть мечта бухгалтеров. Они слуги власти, кроющейся не в деньгах, а в управлении ими.
Все это значит, что до сих пор многие из бухгалтеров считают отчетность перед финорганами самым главным в их работе. Им даже кажется, что это они отчитываются перед этими органами.
Кстати, им точно так же кажется, что это они осуществляют всяческие платежи и проводки.
Это тоже самообман и обман.
Бухгалтер лишь вовремя делает описание всех действий, которые осуществляются в предприятии с деньгами, материалами и трудом.
Все платежи, проводки и отчеты перед внешними органами делает Хозяин или Управляющий предприятием!
Часто это видно лишь в том, что без его подписи бумаги никуда не уходят. А в остальном кажется, что все делает бухгалтерия. Но это только потому, что бухгалтеры постарались отхватить себе как можно больше власти и затуманить мозги всем своим тайным магическим языком.
По-настоящему бухгалтер ~ это всего лишь секретарь, то есть писец при Управляющем, отвечающий за описание обращения
денег.
Это очень мало и, как кажется, не очень значимо. Простейший способ поднять свою значимость - вставить несколько палок в колесо денежного вращения. Запутать его как следует, изобразить дурака, который не знает, как защититься от бешеного законодательства, и тем сломить хозяина, чтобы он встал на колени и попросил! Ну сделай хоть что-нибудь, чтобы предприятие не остановилось!
Но это уже выбор Хозяина, выбор Управляющего - управлять превращением денег или отдать на откуп писцам.
В любом случае ясно, что предприятие, собирающееся стать местом уютным и радостным, должно будет готовить собственных секретарей-бухгалтеров, с которыми можно будет говорить не как с вечно готовым обидеться "Бухом", а как с человеком, участвующем в общем деле, со своим.
А то, что бухгалтеры, прочитав сказанное мною, с готовностью скажут: "Ну и попробуйте обойтись без меня! А я посмотрю!" - это очевидно. Иначе говоря, оружие у них одно
уду
шить саботажем и подломить. Вот почему мы и должны иметь своих бухгалтеров с образованием психотехников.
Кстати, это сейчас совсем не сложно. Это в советское время профессия бухгалтера была, что называется, дефицитной. Или в начале перестройки. Сейчас повсюду работают курсы бухгалтеров, и множество выпускников этих курсов окончили их уже в новое время и давно успели стать опытными бухгалтерами, которые к тому же понимают, что такое Хозяин дела.
Этого одного уже достаточно, чтобы работать с таким человеком по-новому. Второе условие, которое потребуется, - это готовность бухгалтера обучаться новому. Сейчас и таких людей много, потому что должность маленького бухгалтера перестала быть престижной. Одной власти уже мало. В новом мире нужны и деньги. Следовательно, проверкой на то, подойдет ли нам новый бухгалтер, вполне может быть вопрос: Вам достаточно власти или вы хотите зарабатывать хорошо? И если хотите зарабатывать, то готовы ли ради этого учиться чему-то новому плюс к бухгалтерии?
Глава 8. Описание мира на языке счетов
То, что задача бухгалтерии - считать деньги, - очень старое мнение. Раньше в России бухгалтера так и называли счетоводом. Но если вглядеться в само слово "счетовод", то в нем видны два корня. Один - счет, а другой - ведение, вождение.
Кажется, что "счет" должно означать, что задача счетовода - считать. Но если вдуматься, то задача - делать счета, писать счета, а потом их "вести", то есть приводить в определенный порядок.
Конечно, уметь считать при делании счетов надо. Но это всего лишь особенность бухгалтерского языка - он на половину состоит из цифр. На самом деле счета не считают, а пишут. Пишут и математическими знаками. Пишут или составляют.
Определение понятия "бухгалтерия", которое дает "Словарь иностранных слов" еще начала века, тоже включает в себя счетоводство. Но в целом оно очень точно определяет суть бухгалтерии: "Наука счетоводства и ведения торговых книг, дающая возможность во всякое время видеть положение дела и определить состояние имущества и его изменения"38.
Когда бухгалтерию считают счетоводством, то есть считают главной задачей бухгалтерии счет денег, то сутью бухгалтерии становится составление балансов, то есть выведение суммы прихода-расхода. Очень многие так и считают, что главное в бухгалтерии именно приход-расход.
Однако, как раз это весьма частная вещь, и значение прихода-расхода раздуто, в первую очередь, из-за необходимости отчитываться перед внешними организациями.
Повторю. Главная задача бухгалтерии - это делать полноценное описание предприятия как мира па бухгалтерском языке, на языке счетов.
31 Словарь иностранных слов. Сост. Е. Ефремов. - М.:
Что входит в описание мира, с точки зрения человека?
Во-первых, описание мира природного.
Во-вторых, описание сил и законов, в этом мире действующих и им правящих. Для той части, что я называю мир-природа, силы и законы проявляются в виде неизбежности, которые надо принять как данность, и действовать, исходя из них.
В части же мира-общества они существуют в мире правил, записанных в законодательстве, а также договорами, приказами и распоряжениями.
Если вы вспомните, то все приказы, связанные с устройством предприятия, учитываются в бухгалтерии.
Все это означает, что бухгалтерия не просто должна обладать полным описанием предприятия, но и сама по себе полностью ему соответствовать и повторять своим устройством. Бухгалтерия - это уменьшенный образ предприятия.
И действительно, если вглядеться в устройство бухгалтерии, то вы обнаружите отраженными в нем все отделы предприятия. Какие-то будут иметь бухгалтеров, отвечающих за них, какие-то будут скрыты в книгах, собранных у одного человека. Все, что имеет в предприятии отношение к току силы, писано в бухгалтерские книги и так или иначе в них может быть обнаружено.
Вот это и есть главная задача бухгалтерии.
Что же можно там обнаружить?
Списывание действий управляющего по неуязвимости мира я пока хочу опустить.
Туда входит всяческая внешняя работа - с банками и финорганами.
Я ставлю ее на последнее место, чтобы показать, что самое главное, без чего не будет ни бухгалтера, ни его значимости, ни возможности всем ее показывать - это все-таки само предприятие, его работники и его условия зарабатывания денег. И уж только потом отчеты и неуязвимость.
Защищать нужно, но было бы что защищать. Это настолько всем понятно, что есть смысл сразу поговорить о более сущностном и более скрытом.
1. Начнем с Мира-природы.
В бухгалтерских книгах должны быть описаны все материальные предметы предприятия. Это помещения, оборудование, транспорт.
Не записаны, а именно описаны.
В чем разница?
Записать, что у нас есть такое-то здание или такой-то станок, может и обычный писец на обычном языке. Как бы я ни строго относился к личностям бухгалтеров, но личность - это одно, а профессионализм - другое. В целом бухгалтер действительно обладает исключительными знаниями. Он знает, как описывать вещи на языке силы.
Поскольку сила потребляется нами только в съедобном виде, то есть в виде денег, то и описания, которые создает счетовод, - это описания на языке денег, да еще и предписывающие людям определенные действия.
Пример. Когда бухгалтер описывает здание или станок, он указывает его изначальную стоимость, то есть стоимость предмета в тот миг, когда предприятие его получило или приобрело. Но в этом же описании уже заложена задача через определенные промежутки времени учитывать износ вещи, то есть падение ее стоимости. И этот учет износа есть предписание для всех проверяющих исходить в своих расчетах из этой и только из этой стоимости вещи. И как бы ни был враждебно настроен проверяющий, он поведет себя в этом отношении так, как написал бухгалтер. Если только бухгалтер не ошибся, конечно.
Есть ли в этом способе описания мира действительная магия? Конечно, нет тут никакой собственной магии. И тем не менее, бухгалтерские записи магичны, поскольку передают управление. Магичность эта передана подобным записям большим договором, действующим по всему государству, исходить при расчете стоимости предметов, принадлежащих предприятиям, из определенных правил.
И поскольку эти правила едины как для предприятий, так и для проверяющих, рождаются взаимное управление (приведение в соответствие правилам) и иллюзия силы бухгалтеров.
Итак, какова бы ни была скрытая суть этой силы, на поверхности мы имеем в бухгалтерских книгах не записи, а описания мира, выполненные магически.
Следующая часть описания мира-природы - это описание неизбежностей. Что это такое?
На основе жизненного опыта мы знаем различные взаимосвязи. И до тех пор, пока не найдено способов их обойти, мы вынуждены им следовать неуклонно.
К примеру, чтобы точить болты, нужно иметь токарно-винторезный станок и нужно иметь заготовки болтов. Иного пути нет. Хочешь точить болты, покупай станок и покупай или изготавливай заготовки.
Если ты эти болты продаешь, и их сегодня покупают по рублю штука, то для получения 1000 рублей нужно закупить не менее 1000 заготовок. Это та же неизбежность. И так далее, и тому подобное.
Все подобные неизбежности записываются в бухгалтерских книгах языком магии, то есть языком, предписывающим определенные действия. Как?
А, например, так: перевести в текущем месяце 200 рублей такому-то заводу в оплату за 1000 заготовок болтов.
Все эти долгие рассусоливания о том, как устроен мир, которые я себе позволяю, в магическом тексте, как в тексте компьютерной программы, опускаются. Там должны быть только концентрированные взаимодействия и управление. На то он и магический. Тем не менее, если бы кто-то задался целью описать предприятие обычными словами, то ему нужно было бы всего лишь пройтись по всем бухгалтерским записям и перевести их в другой язык - язык бытовой речи.
Кстати сказать, это постоянно делается, когда работники обучают друг друга или, когда Руководитель пишет должностные обязанности. Так что уметь рассказать обычными словами, что скрывается за бухгалтерской записью, - одна из учебных дисциплин Школы производственного обучения.
Итак, в записях о всевозможных производственных платежах скрывается полное описание мира-предприятия как мира неизбежностей. Его надо выделить в отдельный предмет и изучить, когда знакомишься с предприятием.
2. Теперь Мир-общество.
В любой бухгалтерии есть полное описание устройства предприятия как княжеского стола или кормушки. Тут я использую понятие из учебного курса нашего Училища народной культуры. Это ведомости начисления зарплат и соответствующие приказы о назначениях на должности, которые в свою очередь напрямую связаны с должностными обязанностями и устройством мест и самого предприятия.
Магичность этих документов настолько велика, что ежемесячно два или более раза проводятся обряды их магического поддержания с выходами в измененные состояния сознания и, следовательно, жертвоприношениями богам.
Это дни получения получек и следующие за ними пьянки. Только христианская неукротимая враждебность ко всем иным культам заставила человечество морально осудить пьянство, как служение нехристианскому богу. Но суть пития, мы уже это обсуждали, - это расширение сознания и выходы в те его слои, где становится возможным общение с богами, снимающими боль. Сутью жертвоприношения является жерание - пожирание жертвы (жератвы) жрецами (жерецами). Сюда входят и обряд поения богов. Пою богов - это восхваляю их пия "сому", позволю себе это ведическое слово. Для нас сейчас сома - любое расширяющее сознание питие.
То, что получка священна для работников предприятия, - очевидность. Но если смотреть на предприятие как на мир, то это значит, что люди мира, человечество, обретая силу, используют ее для расширения сознания, чтобы выйти за рамки, которые этот мир на них налагает.
И вы все знаете, что пьяницам плевать и на свое предприятие, и на правила поведения. Пока они пьяны.
Сила нужна для поддержания жизни. Избыток силы - для возвращения божественности.
Чем выше ты сидишь за столом, чем ближе ты к вершине человеческой иерархии, тем больше силы ты получаешь. Тем легче ощущать себя богом и провозглашать воплощением божиим на земле.
3. Но мир людей очень и очень плотно перевязан Правилами.
Эти Правила выражаются в законах, и в должностных обязанностях, и в трудовом договоре, которые, как я уже показал, плотно связаны с бухгалтерским описанием предприятия как общества.
Именно эти Правила и делают язык платежных ведомостей магичным и сильным. Не сам бухгалтер выдает столько-то денег работнику и не сам назначает эту сумму. Это делают Правила и Управляющий.
Бухгалтер только олицетворяет собой верховного бога, кормящего людей. Поэтому можно считать, что он жрец.
Оправданно ли мое употребление понятия "магии" в подобных случаях? Думаю, что да. И не только с мистической точки зрения. А деньги и управление ими многими воспринимаются как мистика и всегда были предметом мистической литературы. Люди гибнут за металл...
Но описанные мною явления магичны и с этнологической точки зрения, хотя на это мало кто из антропологов и обращал внимание. Общественно-психологический механизм, который я обозначаю словом Правила, на самом деле чрезвычайно близок тому, что знаменитый французский антрополог К. Леви-Стросс описал в своей "Структурной антропологии", в главе "Колдун и его магия":
"Сила воздействия некоторых магических обрядов не вызывает сомнений. Но, очевидно, действенность магии требует веры в нее, предстающей в трех видах, дополнительных по отношению друг к другу. Прежде всего, существует вера колдуна в действенность своих приемов, затем вера больного, которого колдун лечит, или жертвы, им преследуемой, в могущество колдуна и, наконец, доверие общества и его требования, создающие нечто подобное постоянно действующему гравитационному полю, внутри которого складываются взаимоотношения колдуна и тех, кого он околдовывает".39