<< Пред.           стр. 9 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

  Вот только вместо веры в данном случае мы имеем некие договора, переплетающие и перевязывающие все общество. По
  39 Леви-Стросс К.Структурная антропология. - М.: Наука, 1985. - С. 148.
  сути, они ничем от "веры", описанной Леви-Строссом, не отличаются. Их с нами никто не заключал. Условно говоря, мы родились, а в обществе уже существовали эти договора, которые мы вынуждены были "добровольно" принять, чтобы выжить. То же самое происходит и с человеком первобытного общества: он рождается, и общество ему навязывает "веру" или обычаи, которые предписывают определенное поведение. И то, и другое - культура. Именно она - носитель этого вида магии.
  Каким-то образом культура связывает общество своего рода жилами, по которым течет сила, могущая как давать человеку жизнь, так и отнимать ее.
  Сама по себе постановка вопроса о подобных связях человека и общества впервые, пожалуй, была сделана основателем французской социологической школы Эмилем Дюркгеймом в главе "Анемичное самоубийство" его классического труда, посвященного самоубийству40. Первое же по-настоящему серьезное исследование этнографических материалов, связанных с магией, сделал Мосс в работе, посвященной внушенной смерти, где он прямо берет за исходное "существование в человеке прямой связи между физическим, психологическим и моральным, то есть
  социальным"4>.
  Приведу описание подобных явлений, сделанное Моссом. "Категория фактов, которые я хочу представить, с нашей точки зрения и для нашего доказательства поразительна <...>. Это случаи смерти, наступающей внезапно и просто у многих индивидов лишь потому, что они знают или верят (что то же самое), что скоро умрут. <...>
  Мы же рассмотрим только те случаи, когда умирающий субъект не считает себя больным или не знает, что болен, а просто уверен, что по определенным причинам коллективного характера находится в состоянии, близком к смерти. Это состояние, как правило, совпадает с разрывом связей (вследствие либо магии, либо греха) со священными силами и вещами, присутствие
  <0 Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. - М.: Мысль, 1994. •" Мосс М. Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти (Австралия, Новая Зеландия) // Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. - М.: Изд. "Восточная литература" РАН, 1996. - С. 223.
  которых обычно поддерживает индивида. Сознание в этом! случае полностью охвачено мыслями и чувствами исключительно коллективного происхождения, не отражающими никаких| физических нарушений. Анализ не обнаруживает никакого элемента воли, выбора, даже произвольного создания представлений у жертвы или же умственного расстройства индивида вне собственно коллективного внушения. Этот индивид верит в то, что он околдован, или в свою вину и умирает по этой причине".42
  Этнография действительно приводит огромное число свидетельств о том, что человек вдруг узнает, что он околдован на смерть. Тогда он ложится и умирает, и никакая медицина его спасти не может. Разве что его расколдуют.
  В связи с этим интересны два вопроса. Первый - какова же причина этих смертей? Даже если мы допустим, что причина магическая, вопрос остается в силе: а каким образом магия передает такое воздействие, что человек умирает.
  Второй вопрос заключен в последующих словах Мосса:
  "Отмеченные факты хорошо известны во многих так называемых низших цивилизациях, но редки или отсутствуют в наших. Это связано с их отчетливо выраженным социальным характером, так как они явно зависят от присутствия или отсутствия некоторых специфических институтов и верований, исчезнувших у нас: магии, запретов и табу и т. п.".43
  Вопрос тут таков: если эти, можно сказать, всеобщие для "низших" культур явления не узнаются нами в окружающей нас культуре, то исчезли ли они в действительности? Ведь ни о каком исчезновении запретов, к примеру, на самом деле говорить не приходится. И "табу" исчезают у нас лишь в том виде, в каком они существовали в тех обществах. А это значит, что они и не исчезали у нас, их у нас просто не было. А было нечто иное. Но равноценное!
  Потому что сила общественной жизни во всех обществах равна, хотя и проявляется по-разному. Просто потому, что она равна силе жизни людей, составляющих общество. А у людей разных народов она примерно равна, как мы знаем.
  "Там же.-С. 224-225. 43 Там же.
  Следовательно, вполне правомочен вопрос: если нечто сходное существовало в нашей культуре раньше, а теперь как бы ушло, то на что мы его заменили?
  Как вы догадываетесь, я, конечно же, выдвигаю гипотезу, ;что вся сила подобных орудий общественного воздействия на личность в современных обществах перешла в те самые Правила и Образцы поведения, которые мы изучаем в науке Управления.
  Из этого предположения следует, что сами эти способы воздействия или орудия общественного управления личностями должны быть чрезвычайно действенны, на уровне с внушенной смертью первобытных.
  И тогда естественно возникает вопрос о той "прямой связи между физическим, психологическим и моральным, то есть социальным". Мосс в 1926 году, отвечая на этот вопрос, приводил объяснения некоего доктора Голди, которые сам считал уже несколько устаревшими по форме:
  "Эта столь часто наблюдавшаяся фаталистическая тенденция, ...приводящая к смерти после более или менее длительного периода глубокой депрессии, сопровождаемой отсутствием желания жить, обусловлена последствиями суеверного страха, воздействующего на чрезвычайно чувствительную нервную систему". 44
  Леви-Стросс, с работы которого я начал этот разговор, попытался дать на него ответ, обращаясь к авторитету физиологов. В частности Кеннона, о котором мы уже говорили в связи с его теорией гомеостатов - нервных механизмов, приводящих организм в равновесие:
  "Каким же образом эти сложные явления отражаются на физиологии? Кеннон показал, что страх, как и ярость, сопровождаются исключительно интенсивной деятельностью симпатической нервной системы. Подобная деятельность обычно полезна, поскольку возникающие при этом органические изменения позволяют индивиду приспосабливаться к новой ситуации, однако если индивид не наделен по отношению к необычной ситуации никакой инстинктивной или выработавшейся ответной реакцией или считает, что не обладает таковой, то деятельность симпатической нервной системы усиливается и расстраивается,
  •" Там же. - С. 238.
  что может привести, иногда за несколько часов, к уменьшению объема крови и сопровождающему падению давления. Это вызывает, в свою очередь, необратимое расстройство органов кровообращения...".45
  Сегодня мы знаем, что Кеннон ошибался. Я думаю, что он не очень ошибался в описании того, что происходит, когда расстраивается симпатическая нервная система. Он ошибался при определении причин, воздействующих на нее. Очевидно, между общественным внушением и человеком, кроме нервной системы, есть еще какое-то упущенное исследователями звено. Вероятнее всего, правильнее было бы сказать - между общественным мнением и нервной системой человека. Что это за звено?
  На мой взгляд, его назвал Мосс в заключении своей работы:
  "Психологическое звено зримо и твердо - это сознание"46.
  Боюсь только, что мы с ним понимаем сознание по-разному. Для меня, как для человека, который этнографию изучал не по книгам, а в живом общении с действующими колдунами в русских деревнях, сознание - это тонкоматериальная среда, действительно способная принимать и передавать воздействие. Не только внушение. Но это не относится к нашему разговору о магии Описания мира.
  Поэтому я всего лишь ограничусь постановкой задачи для будущего исследования. Если рассматривать сообщество или общество как целостный организм, некое общественное существо, то в нем, по аналогии с телом человека, должны быть некие "нервные системы", которые осуществляют в обществе работу, сходную с той, что и нервная система в человеческом теле. Именно эта общественная "нервная система" или системы и передают воздействия на личную нервную систему, а точнее, на человеческое сознание, которое и управляет нервной системой.
  Русская народная культура, в частности, мазыки, называли эти "нервы" Жилами по аналогии с жилами человеческого тела. При этом если "жила" телесная в их понимании была отнюдь не сухожилием, а каналом, путем тока жизненной силы, то Жила общественная - это, в первую очередь, предприятие. Исходно -
  43 Леви-Стросс К. - М.: Главная редакция восточной литературы, 1985. - С. 148. 46 Там же. - С. 240.
  ''семья и Дом. То, что обрабатывает и перекачивает жизненную силу по обществу.
  Но это лишь один из видов возможных Жил. Дать описание всех их видов - дело будущего исследования. А пока вывод:
  Магия, безусловно, присуща бухгалтерскому делу, как и первобытному колдовству, и держится она исключительно на силе общественного мнения. Разница между магией колдовской и магией Описания мира лишь в том, записано это мнение или не записано в виде Закона.
  При этом сама способность человеческого тела принимать подобные мнения как нечто обязательное не только для поведения, но и для физиологии, показывает, что за общественным мнением есть и нечто гораздо более природное, стихиальное, что и есть истинная причина подобных воздействий и самой всеобщей веры в магию.
  Глава 9. Счетоводство и неуязвимость
  Теперь попробуем поразмышлять о том, что же такое приход-расход и что же все-таки в бухгалтерии считается.
  Хотя подсчеты в бухгалтерии неминуемы, но, на мой взгляд, они не являются сущностными. Если говорить современно, то всю счетную часть вполне может выполнять за человека простейшая компьютерная программа, иными словами, машина. Это означает, что и без компьютера счетную часть бухгалтерии проделывает человек-машина или механическая часть его мозгов.
  Попробуем поглядеть на бухгалтерию с этой стороны. Все сложные подсчеты в современной бухгалтерии связаны с отчетностью. Но отчетность, усложняя жизнь предприятия, упрощает задачу управляющего в его битве с бухгалтером. Конечно, внешние органы требуют, как кажется, много лишнего по сравнению с тем, что нужно знать о движении денег хозяину. Но лишнее это является лишним только по отношению к необходимой основе. А какова она есть?
  Любой хозяин должен знать, сколько средств потрачено, сколько заработано и каков остаток, то есть - есть ли прибыль и какова она.
  Говоря иначе, удалось ли на вложенные средства добыть излишек силы.
  Соответственно, мы видим, что вся счетная часть состоит из расхода-прихода и их разницы.
  Если разница отрицательна, придется сжиматься, тратить запас и сокращать производство. Если положительна, то можно расширяться. Расширяться во всех возможных смыслах - расширять производство, поехать в отпуск на другой конец света, купить себе поместье, напиться или завести еще одну любовницу.
  Финорганы, по сути, интересует то же самое: какова прибыль предприятия. А значит, сколько с него можно содрать налогов, то есть какой навар можно забрать в пользу государства и себя.
  Но поскольку ни один предприниматель платить налоги, а особенно большие налоги, не хочет, финорганы вынуждены проверять, не занижается ли в отчетах сумма прибыли. Вот почему они интересуются всяческими подробностями о расходной и доходной частях бюджета предприятий.
  И если смириться с тем, что налоги платить надо и писать в отчетах то, что есть, то эти отчеты становятся очень полезными вещами для хозяина предприятия. В них все отражено.
  Дело, конечно, значительно усложняется, когда предприятие многое скрывает. Но усложнение это - всего лишь увеличение труда в 2 раза, потому что приходится вести 2 бухгалтерии. Одну для финорганов, другую - для себя. С точки зрения внутреннего содержания отчетов - это одно и то же. Хоть это открытая бухгалтерия, хоть скрытая, ее задача показать, как из расхода и дохода появляется прибыль и какова она.
  И вот, если мы увидим, что на одном конце жилы находится годовой отчет с очень четко определенными графами показателей, по которым надо отчитываться, а на другом ее конце - описание предприятия, сделанное бухгалтером, то промежуточная часть оказывается очень и очень проста. А именно она-то и есть подсчеты, которые может делать машина. Покажу на примерах.
  Если речь идет об износе, который называется амортизацией, то главное, чтобы в начале отчетного периода было сделано описание всего, что подлежит амортизации. Далее процент износа определяется по формуле, которая дается в соответствующей фининструкции по исчислению износа. Это значит, что каждый месяц стоимость оборудования снижается на определенный процент, который считается автоматически. Соответственно этому изменяются еще несколько показателей, по которым надо отчитываться. Машина выдавала бы их лучше и точнее человека. Человек тут должен делать лишь точное начальное описание.
  Другой случай - материалы и сырье. Скажем, те же заготовки для болтов. Если их куплено 1000 штук в начале периода, то в конце периода мы должны иметь или сумму дохода от продажи всех изготовленных винтов, или все заготовки в наличии, или часть винтов проданных, а остальные в винтах и заготовках. Главное, что ни одна единица подобного сырья не должна просто исчезнуть. Или она в наличии, или же на счету есть документы о ее продаже. Это тоже работа для машины.
  Соответственно, так же с любыми материалами и сырьем. Поскольку все превращения сырья расписаны в технологических картах, то лишь путь, который изделие проходит от сырья до денег на счету предприятия, может быть разложен на несколько обязательных шагов и отмечаться в соответствующих таблицах. Это называется учет. И главное тут - вовремя и точно давать описание прохождения изделий сквозь эти шаги и превращения в деньги. Сами же подсчеты опять же автоматически выполнит программа.
  Точно так же программа может автоматически начислять зарплату работникам, нужно только вносить в нее сведения об изменениях, вроде больничных, штрафов или повышений.
  Получается, что самая трудная часть работы, с которой программа справиться не может, - это описание предприятия как мира. Все остальное она подсчитает сама. И если в нее вовремя вносить данные о новых придумках коварно-заботливых законодателей, то она применит нужные коэффициенты, сделает правильные отчисления и выдаст распечатанный квартальный или годовой отчет без малейшего участия главбуха. Только дайте ей правильное описание и введите вовремя сведения об изменениях условий, то есть отладьте в соответствии с сегодняшним днем.
  Что мешает созданию такой программы, которая устранила бы главбухов и нуждалась бы только в бухгалтерах-секретарях, писцах?
  Очевидно, сложности двойной бухгалтерии предприятий и сложности с мозгами бухгалтеров и программистов.
  Впрочем, может быть, существование честной бухгалтерии и невозможно. Тогда всегда будет нужен человек, который будет решать, какие показатели изменить и ввести в программу искаженными, но так, чтобы полученный отчет был внутренне увязан и выглядел правдоподобным. И тем не менее, создание программы, которая просто жестко увязывает между собой графы отчета и описание предприятия, производя все необходимые подсчеты по формулам, данным в инструкциях, было бы очень полезно для того, чтобы люди могли понять, что такое бухгалтерия.
  Кроме того, на мой взгляд, не представляет никакого труда ввести в такую программу набор подсказок о том, как законно показать наименьшую прибыль и тем уменьшить налоги, раз уж это все равно делается предприятиями.
 
  Глава 10. Скрытая бухгалтерия
  От этой части бухгалтерии зависит слишком многое, вплоть до выживания всего предприятия. Поэтому ее было бы желательно или вообще убрать и принять мир таким, каков он есть (мало кто согласится на это в России), или же уменьшить и упростить до такой степени, чтобы ее мог вести сам Управляющий.
  Если это удается, на предприятии убирается необходимость в наличии привычной бухгалтерии - внутреннего врага, который постоянно изыскивает возможности подломить Управляющего и подчинить работников собственной власти.
  Тогда весь оборот силы смогут описывать бухписцы. Они же смогут составлять и отчеты с помощью бухпрограммы.
  Возможно, отказ от главбуха пугает начинающего управляющего. Однако цена, которую надо платить за удовольствие посоветоваться с этим "знающим человеком" в трудные для предприятия мгновенья, так велика, что игра стоит свеч.
  Бухгалтерия должна работать на общее дело, а не сосать кровь в пользу каких-то неведомых богов.
  Однако это не всегда возможно. Если предприятие старо, крупно, а бухгалтерия уже здорово запутана и имеет сложную скрытую часть, главбух оказывается неизбежностью.
  В таком случае, как кажется, его психотехником должен стать сам Управляющий. Но это накладно, да и никогда не помешает уменьшить значимость главбуха, а также его возможности обрабатывать сознание Управляющего. Очень важно ввести третейского для разборок с главбухом.
  Это значит, что психотехник, облеченный доверием, должен присутствовать при всех разговорах Управляющего с главбухом. По крайней мере, до тех пор, пока главбух не станет своим, одним из членов команды нашего предприятия.
  Чтобы главбух принял и не затравил такого человека, хорошо бы, чтобы этот психотехник обладал властью на предприятии. Скажем, был одним из его совладельцев или рассматривался возможным кандидатом на место Управляющего. Скажем, был бы официально назначен заместителем управляющего по психотехническим делам. А главбуху был бы сделан намек, что в случае ухода Управляющего именно этот человек станет первым, поэтому его надо ввести в курс всех дел.
  Я не случайно так много внимания уделяю этому вопросу. Это жуткая беда предпринимательства, когда по мере роста объемов производства Хозяин или Управляющий начинает терять представление о том, что же действительно творится у него с финансами.
  Если зам по психотехнике или кто-то другой из своих получает доступ к закрытой бухгалтерии, у Управляющего появляется возможность знать, что действительно творится в бухгалтерии и как обращаются деньги. Иначе говоря, появляется возможность выкинуть этот кусок дела из головы и вздохнуть спокойно. После этого даже такой язвоподобный участок предприятия, как скрытая бухгалтерия, станет управляемой частью производства.
  Для психотехника скрытая часть бухгалтерии еще проще, чем открытая. Она вся разбивается на простейшие задачи, которые надо решать неуязвимо. Например: нужно заплатить налогов как можно меньше. Как это сделать? - это постановка задачи управляющим перед главбухом.
  Ответ: можно не показывать в бухгалтерских бумагах, то есть в описании предприятия, подпольный цех. Это значит, что целый цех, отдел или заказ можно перевести из явной бухгалтерии в скрытую в надежде, что продукция этого цеха будет распродана так, что никто не задаст вопроса, откуда она взялась.
  Как избежать этого вопроса - забота управляющего и не касается психотехника бухгалтерии. Его касается только то, как все это принимает и обрабатывает главбух. А как он это может принять и обработать?
  Принять это он может или как способ заработать фирме деньги, или как способ держать управляющего на крючке.
  Если он хочет заработать деньги, то он позволит себя "замазать", то есть свяжет себя с этим тайным делом ради денег. Если же он хочет шантажировать управляющего, то он пройдет по нему так, что останется ни при чем. Проще говоря, главбух или будет брать свою долю от прибыли, или не будет. И это надо сразу выявить. Если он на этом не зарабатывает, значит, он должен сделать все, чтобы уберечь Управляющего от нарушения закона.
  И если тот все-таки решится на дело, даже несмотря на отказ буха в нем участвовать, бух должен или уйти, или дать очень сильное личное объяснение, почему он остался в уязвимом деле.
  Если этого нет, то главбух - враг, и надо осторожно от него избавляться.
  Если же главбух в деле, то все просто. Скрытая бухгалтерия подпольного цеха - это та же самая бухгалтерия, но только не попадающая в отчеты. Следовательно, в скрытой части главбух работает точно так же, как и в открытой, только меньше пишет бумажек, чтобы не попасться.
  Вот это и есть основное отличие. Скрытую бухгалтерию надо проверить точно так же, как и открытую, только устно.
  Устно, конечно, проще многое скрыть и запутать, притворившись тупым. Вот почему Управляющему нужен помощник для работы с бухгалтером скрытой бухгалтерии.
  Можно ли скрытую бухгалтерию перевести в компьютерную программу? Да, почему нет? Враги же не только проверяющие, но и собственное ворье, и легче всего их выявить именно на проверке учета и тонких счетоводческих операций. А ничто лучше хорошей засекреченной программы не покажет, где слова людей расходятся с показаниями машины.
  Как бы там ни было, но задача Управляющего, прямо или через психотехника бухгалтерии, сделать так, чтобы этот участок Жилы проводил силу без помех.
  Самый простой способ увидеть, что помехи есть, это посмотреть на Управляющего во время и после разговора с главбухом. Если он сдерживается или матерится, значит, главбух предатель и им надо серьезно заниматься.
  Точно так же видны помехи в работе главбуха с его подчиненными. Да, кстати, это работает и в любом другом отделе. Если там не царит благодушное взаимолюбование - ищи предательство.
  Работники в хорошем предприятии наслаждаются работой и друг другом.
  Как это определить? А по своему состоянию. Если тебе доставляет наслаждение бывать в отделе, к которому ты прикреплен, значит, там хорошо.
  Итак, основная часть бухгалтерии очень проста. Лишь бы бухгалтерия сделала правильное бухгалтерское описание предприятия и постоянно поддерживала его обновление. Тогда независимо от требований достаточно получить форму отчета, который требуется, и можно все его показатели с помощью простейших математических действий вывести из описания. Тем более, что формулы этих действий чаще всего прилагаются к требуемому отчету.
  Это все означает, что счетоводство - это, в основном, та часть работы бухгалтера, которая связана с отчетами. Главное же - правильное ведение Описания. Конечно, считать надо и в других случаях, например, пересчитывая зарплату или платежи. Но это может делать и школьник. К тому же это должен делать кассир или расчетный бухгалтер. Под бухгалтерией же обычно понимается то, что должен делать главбух.
  А главбух занят отнюдь не математикой денежного обращения, а изысканием возможностей, как обеспечить предприятие деньгами и защищать его от внешних органов.
  Отчетность - это и есть защита. В отчетность входят две вещи:
  1) умение правильно составлять отчеты;
  2) способность вовремя узнавать об изменениях законодательства, которые могут быть опасны, и учитывать их в работе и
  при составлении отчетности.
  В изыскание возможностей обеспечить предприятие деньгами
  входят, пожалуй, две вещи:
  1) способность вовремя узнавать об изменениях законодательства, которые можно выгодно использовать. Например, разрешение создавать на предприятии фонды, типа ремонтного или строительного, означает, что дозволенную часть от всей прибыли предприятия можно в конце отчетного периода скинуть в такой фонд и тем уменьшить налогооблагаемую базу;
  2) и, конечно, способность хитрить, обходить закон и вести двойную бухгалтерию, скрывая прибыль да и вообще денежный оборот от проверяющего и от работников собственного предприятия.
  Вот именно за это ценятся так высоко главные бухгалтеры, именно из-за этого они не могут работать открыто с программистами и из-за этого никак не может родиться полноценная компьютерная бухгалтерия. Ведь в ней никак не отразить тайную бухгалтерию, хотя бы потому, что тогда она будет доступна проверке или шпионажу. А без нее вся остальная бухгалтерия - липа, и никогда программа не сменит главбуха. Главбух - это всегда виртуоз обмана. И очень важно, чтобы этот виртуоз работал на предприятие. Тогда ему цены нет!
  Кроме того, нельзя недооценивать и еще одно качество настоящего Главного бухгалтера. Главбух - это главный защитник предприятия. Он - действительный начальник Отдела безопасности.
  Это кажется странным. Уж слишком определённым и определённо связанным с деньгами является образ бухгалтера.
  Однако если присмотреться, станет очевидно - главный бухгалтер всегда и во всех предприятиях отвечает за безопасность. И не только со стороны интересующихся деньгами - госорганов, бандитов и собственных работников. Но на нем же и ответственность за правильное использование основных средств, оборудования, сырья, материалов и готовой продукции.
  Иначе говоря, он постоянно должен видеть некий воображаемый образ предприятия, состоящий вроде бы из предметов, но, по сути, из неких объёмов ценностей, как бы странно это не звучало.
  Накопление этих ценностей - одна из важнейших задач предприятия. Именно они обеспечивают перевод силы в съедобное состояние. Утеря их ослабляет предприятие.
  У главбуха должно развиться некое особое видение, которое позволяет не только видеть эти ценности, вложенные в образ предприятия, но и буквально телесно ощущать неуют оттого, что они уязвимы из-за того, что предприятие плохо защищено в каком-то из возможных смыслов. Именно это видение позволяет заботиться о неуязвимости и предпринимать нужные шаги. Какие?
  Когда уязвимость денежная - те, что идут через бухгалтерию и делопроизводство. Когда материальная - через отдел охраны.
  В любом из этих случаев от главбуха требуется только забота. Остальное должны делать его помощники - начальник отдела охраны или старший бухгалтер.
  Когда же оказывается так, что главбухом взят новый человек, которому ещё нельзя доверять безопасность целиком, его надо ставить на должность старшего бухгалтера, с правом второй подписи. А начальником отдела безопасности - одного из заместителей Управляющего, разбирающегося в бухгалтерии.
  Это все должен учитывать Управляющий, обеспечивая возможности для работы своего Главбуха. Лучше всего и ему придать доверенного психотехника, который помогал бы Главбуху справляться с бухгалтерией. Он должен прекрасно знать открытую бухгалтерию и понимать, как с ней связана бухгалтерия скрытая.
  По открытой бухгалтерии - а это прежде всего описание предприятия - он должен работать с расчетными бухгалтерами. И тут его "заказчиком", условно говоря, выступает главный бухгалтер. Ведь плохая работа расчетников и кассиров ведет к тому, что ему труднее защитить предприятие и изыскать средства. Следовательно, первый уровень работы психотехника - это помощь главбуху в отладке работы его отдела.
  Отладка же эта проста. Нужно всего лишь проверить, какие задачи ставит главбух перед своими подчиненными и как они решаются. Иначе говоря, не возникает ли каких помех при их решении.
  Производства обновляются и постоянно создаются новые виды производств- Так что скорее всего бухгалтерия окажется одной из самых древних частей вашего предприятия. Это значит, что все задания, которые может дать главбух своим подчиненным, давно отработаны и четко прописаны в образах должностных обязанностей и различных Положениях о производстве тех или иных действий. Что, в свою очередь, означает, что проблемы с расчетниками или кассирами могут быть лишь личного свойства, условно говоря - из-за тупости.
  Убрать тупость работников бухгалтерии - вот основная задача психотехника при работе с открытой бухгалтерией.
  Если же, убирая помеху, помимо тупости ты налетаешь на что-то еще, - спроси главбуха, не давал ли он этому работнику какого-то дополнительного задания, которое нужно для скрытой части бухгалтерии.
  Если нет, значит, в доме предатель.
 
  Глава 11. Отладка. Устранение помех
  Вопрос о том, что такое предатель, я оставляю на усмотрение читающих. Для кого-то - это враг народа или друг, доносящий на тебя в налоговую инспекцию. А для кого-то и просто человек, неспособный соблюдать договоренности или исполнять Должностные обязанности. По причиненному вреду еще неизвестно, кто навредит больше.
  В любом случае, если наше предприятие - наш Дом и наша сражающаяся за выживание крепость, предателей надо убирать. Если сказать об этом помягче, то означает это, что одна из основных забот Управляющего, после того, как сотворены Начала, то есть Образы миров и созданы Образы действий в этих мирах, - это приведение тех и других в соответствие друг другу. Это и есть отладка.
  Суть же этого приведения образов в соответствие заключается в убирании помех исполнению Должностных обязанностей работниками. Чистой воды прикладная психологическая или психотерапевтическая работа.
  Что может помешать работнику исполнять должностные обязанности?
  Только две причины:
  1) или человек, занимающий место, не хочет работать;
  2) или есть помеха, которая не позволяет ему делать дело.
  Если человек не хочет работать, то вопрос прост - позвольте ему не работать. Отпустите. А поскольку предприятие работать должно, значит, место этого человека надо занять человеком, который хочет работать. Сейчас таких много. Вот и все.
  Это самая простая часть в работе управляющих: выгнать всех лодырей и перевести ошибающихся с выбором на подходящие им места.
  Гораздо сложнее и объемнее оказывается в Отладке работа по устранению помех, мешающих вашим работникам делать дело. Описать все виды помех невозможно. Они могут быть и личными, и производственными. Поэтому проще сразу взять на вооружение несколько общих правил:
  1. Для того, чтобы устранять личные помехи в работе, надо быть хорошим прикладным психологом.
  2. Для устранения помех производственных надо научиться хорошо видеть и подробно расписывать должностные обязанности, четко выделяя все, что должно быть сделано, чтобы цель Жилы была достигнута. Иначе говоря, надо понять, что такое задачность, и устранять любую производственную помеху, решая ее как задачу. Это соответствует природе Разума.
  3. И, наконец, после прописывания должностных обязанностей тобой или самим работником надо постоянно исследовать каждое место на предмет выделения из него подмест. Иначе говоря, прописав должностные обязанности места или получив такую роспись от работника, надо посмотреть, нельзя ли выделить часть их в отдельные должностные обязанности.
  В хорошем предприятии один человек должен исполнять только одну обязанность, но зато исполнять ее хорошо.
  Повторю еще раз: Основная работа Управляющего - это не командование, а устранение помех исполнению должностных обязанностей своих работников.
  Устранять производственные помехи лучше всего путем своего рода "управленческой сангигиены". Иными словами, надо постоянно садиться и прописывать устроение предприятия и должностные обязанности мест. Причем прописывать, то есть делать описание того, что имеется и что делается, надо с одной простой целью - не удастся ли выискать еще какое-нибудь место, которое сразу не было замечено.
  Как только обнаруживается дополнительное место, а это значит, что обнаружено какое-то количество вполне самостоятельных должностных обязанностей, появляется возможность видеть их как излишнюю помеху работе тех людей, чьим местам пока эти обязанности принадлежат.
  Лучший способ убрать эту помеху - передать это место дополнительному человеку - помощнику того, чью помеху мы этим устраняем.
  Конечно, такое решение возможно, только если у предприятия есть средства. Но тут вопрос не однозначный. Очень часто предприятие как раз и не имеет средств на дополнительных работников потому, что пытается экономить на местах, скаредничает, а в итоге и не может развернуть настоящие обороты.
  Хорошо зарабатывает то предприятие, где люди работают легко и с охотой, где они всегда точно знают, как сделать свое дело и в любой миг готовы переключиться на творческий поиск и решение задач. Почему они готовы легко переключаться? Да потому, что их мозги не перегружены. Говоря на профессиональном языке психотехников, рабочая часть их сознания, "мережка" по-мазыкски, свободна от лишнего, и им есть чем думать. Эта тема подробнее рассматривается в учебном курсе Училища.
  Конечно, вначале, когда предприятие только создается и доходов еще почти нет, зарплаты всех работников будут низкие или отсутствующие. Но таково условие задачи. Точно так же долго будут низкими зарплаты тех работников, которые работают охотно, но плохо владеют профессией. От того, что ты вкалываешь почти сутками напролет, количество труда, конечно, растет. Но растет ли количество денег? Хороший работник как раз не бывает перегружен работой. Именно потому, что умеет работать.
  Так что считайте начальные небольшие зарплаты сниженными за счет того, что вы платите за учебу. Это подготовка к настоящей битве. Подготовка победы.
  Как от построения предприятия подойти к Отладке.
  Вначале, во времена Руководства, вопрос управления предприятием - это, в первую очередь, вопрос подбора нужных и знающих людей под необходимые места.
  В это время построения предприятия по образам начал ты подбираешь людей на Основные места, которые как бы олицетворяют собой основные части предприятия, без которых оно не будет завершенным, то есть не будет приносить деньги.
  Следовательно, начальное построение предприятия завершается с получением первых денег за его работу.
  Их получение означает: в целом все построено верно. Предприятие есть! Можно работать!
  Теперь Хозяин как Управляющий переходит к Отладке. Что он делает?
  Он постоянно собирает сведения со всех мест о том, какие на них существуют помехи делу. При этом места могут видеть и себя, и свое дело как угодно, но Управляющий должен видеть предприятие лишь одним образом: как поток силы.
  Мы уже договорились, что, если мы хотим понять мазыкский магический подход к миру, предприятие надо видеть как одну большую Жилу.
  Жилами в русской народной культуре называли иногда связки, а иногда вены и артерии. Но это уже утеря понимания. На самом деле кровеносные сосуды назывались венами, а жилами назывались сосуды внутренние, скрытые. И до наших времен сохранилось древнее, сказочное - былинное речение: Силушка по жчлушкам гуляет.
  Жилы - это пути тока силы.
  Как в человеке, так и в мире, считали мазыки. Люди же - дети силы, потребители силы. Мы живем на силе и за счет силы. Поэтому мы даже селимся в тех местах, где есть сила и ее легче извлекать из мира.
  Отсюда и жилье, жило. Любое большое жилье - это большой источник Силы, большая жила.
  Собственно и та часть сознания, которой мы улавливаем силу из окружающего мира, называлась у мазыков "Пузырь жизни", "Жилой гвор" или просто жило, что очень близко к жильё.
  Итак, предприятие - это большая Жила, по которой течет сила, питающая нас, дающая жизнь всем, кто работает на этом предприятии, и тем, кто вокруг.
  Мы, в силу слабости видения, воспринимаем лишь внешнее, "съедобное" проявление этой силы жизни - деньги. Неважно. Пусть так. Если тебе сложно все время прозревать сквозь пену, просто прими это и помни о том, что деньги мчатся по этой жиле твоего предприятия, как пена на потоке силы. И поскольку пена от потока неотделима, следи за движением силы по движению денег. Что для этого надо?
  Надо увидеть свое предприятие как цепочку последовательных шагов, которые необходимо сделать, чтобы сила-деньги пришла к людям. А себя - как чистильщика потока, который держит источники силы, проливающейся в наш мир, открытыми.
  Тогда сведения с мест, которые соответствуют шагам достижения силы, будут сведениями о заторах в жиле, сведениями о том, где образовался разрыв тока силы.
  Отладка предприятия - лажение жил - и есть восстановление и улучшение этого тока силы Жизни по Жиле нашего предприятия.
  Появился сбой, дело не идет - Управляющий должен прежде всего понять, какого рода этот сбой.
  А видов сбоев, если видеть ток силы по Жиле, может быть только два: либо это затор, либо разрыв.
  Что такое сама Жила? Из чего она состоит? Из последовательности Мастыр, образов мест, которые и складываются в цельное предприятие. Но это все лишь образы. А на самом деле Предприятие состоит из последовательности людей, которые эти рабочие места занимают и мастырят что-то на своих рабочих местах в соответствии с тем, как свои должностные обязанности поняли.
  И мастырят плохо. Сейчас это слово имеет сниженное значение. "Мастырить" и воспринимается нами как "плохо работать", "работать спустя рукава", кое-как. Это пошло от блатной фени, где это офенское слово сохранилось до сих пор и используется блатными для обозначения работы. А поскольку "вор в законе" работать не должен вообще, а работу презирать, то и "мастырить" несет оттенок презрения к труду. Это, конечно, надо учесть и понять, что я использую это слово в его этнографическом содержании.
  И тем не менее, большинство наших русских людей работать не умеют и не любят, а так, мастырят себе кое-как... Вот они-то и есть заторы в токе нашей Русской силы.
  И получается, что любой сбой в протекании силы по Жиле нашего предприятия - это всегда человек.
  Либо это человек, который не пропускает сквозь себя ток силы, либо человек, которого не хватает для тока силы. Что делать?
  Для начала понять, что при таком подходе Отладка предприятия становится исключительно "отладкой людей". Это значит, Следовательно, вторая задача Отладки - восстанавливать способность работать самого предприятия.
  А для этого нужно получить от работников описание остающихся помех. Будет описание задачи, препятствующей работе предприятия, - появится возможность эту задачу решить и восстановить работу.
  И какими могут решения? Скорее всего, либо придется прописать имеющийся образ рабочего места так, чтобы он стал понятен, либо дописать еще один образ, то есть создать дополнительное рабочее место или должностную обязанность. Именно отсутствие четко и определенно названной должностной обязанности в ведении определенного работника и создает разрывы в жиле.
  Представьте или вспомните из своего опыта: работа есть, работу кто-то должен делать. Но никому не приказано, никто не знает, чья это обязанность. И что тогда? Ничего, кроме вопроса:
  А почему я?! А работа стоит, и все без денег.
  Уберите саму возможность для подобных вопросов, издайте приказ, которым эта работа вменяется в чьи-то обязанности. И тогда ответ прост: Приказано! Такова должностная обязанность.
  Возможность для межличностных игр в справедливость или независимость пропадает, когда дело выходит на уровень выживания и жизненной силы.
  Это никак не устраняет необходимости точно определять объемы работ, отводимых работникам. Возможно, что создание дополнительной должностной обязанности окажется созданием рабочего места для помощника кого-то из работников. Но пусть об этом думает Управляющий. Заранее тут все равно ничего не скажешь.
  Итак, повторю: для того, чтобы научиться отлаживать предприятие, надо научиться видеть предприятие как Жилу, по которой идет ток силы. И состоит эта жила из последовательности мест, проводящих ее, проталкивающих, точно клапаны.
  Помеха на одном из мест означает, что есть затор или разрыв Жилы. Но в предприятии нет никакой жилы, и даже места - это нечто воображаемое, это образы действия, которые оживают лишь воплощенные в соответствующих людей. Значит, вопрос в людях. Следовательно, если на каком-то месте затор, этот клапан не справляется с идущим сквозь него потоком необработанной силы. Нужно создать дополнительный клапан - дать помощника тому работнику, который занимает место.
  Место от этого станет шире, дороже, но зато будет мощнее и тоньше приспосабливаться к потоку.
  Это и является сутью Отладки предприятия - встроить дополнительные клапаны-места всюду, где случаются заторы и имеющиеся места не справляются.
  Для того, чтобы отладка прошла действительно хорошо, надо всегда держать в памяти, что в сторону покупателя по предприятию течет несъедобная, неусваиваемая человеком сила. Где-то там в конце этого тока она должна обернуться и потечь к нам съедобной и усваиваемой. Где? Предприятия - это своего рода большие желудки общества, которые эту силу перерабатывают и переваривают, выдавая съедобной.
  "Съедобной" сила становится, воплотившись в деньги. А это происходит уже у покупателя.
  Это значит, что Покупатель или Заказчик для Управляющего являются частью предприятия! Именно той, которая превращает товар в деньги.
  И если все мы в состоянии думать о том, как заработать больше для себя и близких, то есть своего предприятия, то хороший Управляющий постоянно думает о том, как с помощью своего предприятия заработать как можно больше Заказчику или Покупателю.
  Чем больше ты принесешь денег Заказчику, тем легче и больше он заплатит тебе и твоим людям. Но это отдельный разговор.
  Отладка предприятия в каком-то смысле может длиться вечно, потому что жизнь вечно меняется, и надо к ней приспосабливаться и приспосабливать предприятие. И тем не менее, можно выделить Отладку как вполне самостоятельный и определенный во времени период работ, сопоставимый с творением предприятия.
  Что такое построить предприятие?
  Построить предприятие - это создать основную Жилу - узкую цепь из мест, которая уже будет достаточна для зарабатывания денег.
  Что в таком случае- отладить предприятие? Это создать широкую цепь мест, соответствующую внешним условиям существования предприятия на миг его построения.
  Широкая цепь мест - это такая Жила, в которой у каждого человека имеется лишь одна должностная обязанность.
  Узкая цепь - это Жила, в которой на каждом работнике столько обязанностей, сколько он может тащить на пределе своих возможностей.
  Обычно предприятия находятся посередине между узкой и широкой Жилами.
  Что такое одна должностная обязанность?
  Вот это надо обязательно понимать, иначе все будет очень механистично. - -
  На первый взгляд может показаться, что иметь только одну должностную обязанность - это выполнять что-то типа одной операции. Этакий биоробот на вахте, который делает одно - увидел пропуск, нажал кнопку.
  Как раз нажатие кнопки не является должностной обязанностью вахтера. Должностные обязанности вообще не относятся к работникам, они относятся к местам.
  Это значит, что должностной обязанностью места "вахта" является работа вахтером со всем, что может сюда входить как понимание подобной работы. А вот кнопка может нажиматься и сама, если пропуск не показывать, а вставлять в автомат.
  Поэтому простейшим определением должностной обязанности будет, пожалуй, такое: Должностная обязанность - это то, что здоровый человек может делать на своем рабочем месте полный рабочий день с наслаждением и не истощая себя.
  Определение для психотехников, потому что требуется еще и дать дополнительное определение понятия "здоровый человек". А заодно и объяснить, с какой это стати наш человек хоть что-то будет делать с наслаждением. А если будет, то почему, скажем, работать, а не играть в домино на своем рабочем месте?
  Ясно, что я говорю здесь о человеке, который способен полноценно трудиться. Более того, все отрицательные примеры я считаю примерами психических болезней, которые надо лечить. Вот почему вопрос о плохих работниках для меня - это вопрос
  для психотехников.
  Поэтому мною под именем "здоровый человек" имеется в виду не только телесное здоровье, но и отсутствие психических помех работе именно на этом месте. Разобраться с этим для психотехника - несложно. По крайней мере, понять - есть помехи или нет. Вылечить, может быть, гораздо сложнее. И часто проще заменить сумасшедшего работника на другого, пока тот лечится.
  Для людей же, психотехникой не владеющих, определить больного можно только сравнением с другими работниками на сходных местах. Если твой работник работает плохо, и дело не делается, а ты знаешь, что где-то, кто-то справляется с такой же работой, задайся вопросом: а этот, который справляется, случайно не одержимый? Не помешанный на этой работе?
  И если ответ будет: нет, нормальный человек, - значит, твой работник нуждается в лечении, а ты - в новом работнике.
  Если же в отношении того, кто справляется, появится ощущение, что он несколько помешан на своем деле, за счет чего и справляется, прими, что справиться с этой работой можно одному человеку плюс небольшое помешательство. Иначе говоря, твоему работнику нужно давать помощника.
  Итак, отладка предприятия идет до тех пор, пока ты не почувствуешь, что на сегодняшний день ширина твоей жилы достаточна. И у всех работников или только одна должностная обязанность, или же несколько, но они довольны компенсацией и работают с удовольствием.
  После этого отладка будет идти только как приспособление предприятия к меняющимся внешним условиям.
  Основным орудием отладки предприятия для Управляющего оказывается прикладная психология и психотехники. На том предприятии, которое может себе позволить содержать штат психотехников, их количество подбирается само по мере работы и определяется просто достаточностью для отладки всех участков.
  Можно считать, что Управляющий на предприятии является главой отдела психотехников или главным психотехником.
  Сами психотехники должны быть закреплены за определенными службами и постоянно докладывать Управляющему о состоянии дел в их службах.
  Естественно получается, что устройство службы психотехников должно соответствовать устройству всего предприятия. И тут особо важно, чтобы в устройство службы психотехников, как и в устройство предприятия, входил Отдел заказчиков. Об этом я хочу сказать особо.
  Обычно подобные отделы называют отделами по работе с заказчиками. От этого стоит отказаться, потому что за этим названием стоит уже вполне сложившийся образ определенного отношения к заказчикам и определенных действий, которые надо делать.
  Психотехники, подобно Управляющему, должны работать с заказчиками, как с работниками своего предприятия.
  Это значит, что психотехники должны постоянно смотреть на заказчика как на человека, который должен им и всему предприятию выдать зарплату, а значит, должен зарабатывать как можно больше.
  Что для этого нужно?
  1. Нужно понимать как заказчик зарабатывает деньги.
  2. Нужно понимать как поможет ему зарабатывать деньги то, что он нам хочет заказать, то есть наш товар, наше изделие.
  3. Нужно уметь видеть разницу между тем, что нужно заказчику, то есть тем, что поможет ему зарабатывать деньги, и тем, что он заказывает.
  Иначе говоря, нужно помочь Заказчику сделать целеустроение, а затем, когда он поймет, что же в действительности ему нужно, надо помочь ему создать и записать точный и выполнимый образ заказа.
  Очень часто, особенно в программировании, да и других побочных для заказчика отраслях, он весьма приблизительно знает, что ему нужно, и уж совсем не может это выразить словами.
  Программист же, как полагается молодому козлу, с наслаждением показывает заказчику, кто умнее и выше, так что тот оказывается опущенным и обиженным. В итоге между ними теряется не только взаимопонимание, но и простая возможность поговорить.
  Программист делает то, что он понял, и, чувствуя, что обидел заказчика, сам встает во встречную готовность к обиде, чтобы только не извиняться.
  Итогом оказывается не тот продукт. Тут уж заказчик берет власть и начинает унижать программиста и всю фирму из-за того, что ему сделали не то, что он просил.
  Теперь у программиста есть все основания говорить, что заказчик дурак и козел, и работать с ним было невозможно. Вы же сами видите? И фирма вынуждена прощать его за срыв заказа. Ведь и в самом деле видно, что с таким заказчиком невозможно работать!
  Именно от этого дурного и подлого цирка и должны спасти психотехники свое предприятие, работая с заказчиком.
  Заказчики должны с наслаждением ощущать себя частью нашего предприятия и бежать к своему прикрепленному психотехнику с каждым вопросом, даже личного порядка.
  Это значит, что по мере расширения предприятия, то есть по мере увеличения крупных заказчиков, с которыми работает предприятие, должен расти и Отдел психотехников заказчика. И за каждым крупным заказчиком должен быть закреплен свой отдельный психотехник, получающий в зависимости от прибыли, полученной от его заказчика.
  Конечно, мелких заказчиков можно объединять и по несколько на одного психотехника, чтобы у него набиралась зарплата.
  При таком подходе психотехники ничего не будут стоить предприятию, поскольку сами себя будут обрабатывать, и их можно иметь очень и очень много. А это значит, что для выпускников Училища и Школы производственного обучения всегда будут рабочие места.
  Соответственно должны быть закреплены психотехники и за всеми внутренними отделениями предприятия. Но это там, где у предприятия имеется достаточно средств для содержания штата психотехников.
  А что делать тем предприятиям, где средств для этого нет?
  В таком случае психотехниками должен работать весь руководящий состав предприятия. Те люди, которые яснее других видят, из-за чего мы все можем не получить зарплату.
  На самом деле все руководители всех уровней постоянно работают психотехниками. Даже просто более опытные работники постоянно помогают новичкам убирать помехи в работе, точно так же, как и постоянно обучают новичков. Это настолько естественно и привычно, что мы просто не замечаем этой части нашей работы.
  И получается, что, предлагая создать Школу производственного обучения и Отладку, как отдел психотехников, я на самом деле не предлагаю совсем ничего нового. Все и так есть и делается. В чем же разница?
  А в том, что если мы дадим имя явлению и опишем его, можно будет поставить вопрос: а достаточно ли хорошо происходит на нашем предприятии обучение и убирание помех? И нельзя ли это улучшить?
  И как по-вашему, что ответится, если мы будем искренними?
  Закончить же рассказ об Отладке и психотехниках я хочу словами о том, что самое главное как в работе психотехника на предприятии, так и в освоении этой работы, - это очень отчетливо понимать, как его предприятие делает деньги. И соответственно, как затор на любом месте обрывает ток денег. На языке психотехники это называется Прикладное Целеустроение.
  Именно видение предприятия как Жилы и Прибыли как вершинной цели деятельности предприятия позволяет хозяевам предприятий, не имеющим никакого психотехнического образования, тем не менее устранять помехи и лечить людей и все дело.
  Если только ты понял, что одно из мест работает плохо и из-за этого все предприятие меньше зарабатывает, ты уже можешь решать это как задачу. Просто задашься вопросом: А что нужно сделать, чтобы место заработало? - и разум начнет искать решения одно за другим. И если ты не сдашься, то однажды задача будет решена. Вот и все.
  Психотехник гораздо лучше знает, как лечить людей и убирать помехи из их сознания. К сожалению, он очень плохо умеет видеть все предприятие целиком, да еще как свое предприятие. И поэтому ему трудно болеть за дело так, чтобы собственным сознанием чувствовать, что где-то, на каком-то участке дело стопорится.
  По сути, чтобы стать хорошим психотехником, нужно не
  столько осваивать способы очищения сознания, сколько становиться Хозяином. Хозяином себя, своей жизни и своего предприятия. Даже если ты не его собственник. Ты только стань Хозяином, а хозяйство и собственность тут же не замедлят появиться!
  Выводы
  Выводы будут короткими. Для того, чтобы стать хорошим Управляющим, конечно, нужно овладеть и искусством творения Образов Миров, и искусством создания Образов действия, но в первую очередь - наукой написания Правил.
  Именно наукой, потому что в основе подгонки Образов действий к Образам миров лежит точная психологическая наука, основывающаяся на знании того, как работает Разум. Проще говоря, на знании Языка образов.
  Это подводит нас к тому, что самым основанием обучения Управляющих должен быть курс прикладной психологии, позволяющий как работать с механикой разума, так и вести очищение сознания от помех и сбоев в правильной работе.
  Наверное, подобных учебных курсов может быть много, поскольку в мире существует множество школ прикладной психологии. Тот курс, который читается сейчас в Училище народной культуры Общества русской народной культуры, включает в себя в качестве основных две дисциплины: науку очищения сознания, построенную на этнографических и этнопсихологических исследованиях, проводившихся нами в течение уже полутора десятков лет, и науку Мышления, как называли старики. Это, пожалуй, даже не наука, а большая подробная карта, рассказывающая о том, как же устроено наше мышление, которое предполагается очищать от мозгового сора.
  В общем, хочешь понять Управление на глубинном уровне, как магию или медитацию, надо учиться и чиститься. Вот и весь вывод.
  Глава 2. Дееспособность и обидчивость
  Глава 3. Неопытность. Молодой работник
  Глава 4. Родственники
  Глава 5. Неистовость
  Глава 6. Необучаемость и возвращение способности учиться
  Заключение
  Глава 1. Не хочу!
  Эта книга во многом задумывалась как учебник "Сделай сам" для нашей Школы производственного обучения. Пока этот учебник существует лишь в виде Методического пособия или, даже точнее, Методических материалов. Но, возможно, однажды эта книга состоится как полноценный учебник, позволяющий человеку с пониманием создать собственное предприятие, которое бы влилось в общую экономику нашего маленького казачьего народа.
  Поэтому завершаться она должна была следующим образом. Наилучший образ начала своего предприятия, который видится мне, такой: ты находишь симпатичного тебе человека и предлагаешь ему стать Начальником отдела кадров в твоем новом предприятии.
  Если он соглашается, то ты говоришь ему: найди мне Помощников среди учащихся Школы - Заведующего Основным производством, заведующего Вторым производством - Рынком и Генсека, управляющего Делопроизводством.
  Он уходит искать, а ты ложишься на печь и ничего не делаешь. Он находит людей и приводит их к тебе. Ты раздаешь им по главе из этого учебника и говоришь: изучите и найдите необходимых вам людей в соответствии с образами ваших отделов. Они уходят, а ты опять ничего не делаешь.
  После этого они возвращаются и говорят: Все готово, можно приступать ? Ты говоришь: Приступайте! И больше никогда ничего не делаешь.
  Только следишь, чтобы тебя ничто не беспокоило и не отвлекало от блаженства.
  Конечно, это шутка, хотя, мне думается, что создание своего предприятия для понявших Науку Управления будет настолько простым и естественным, что многие предприниматели, хлебнувшие горя и труда до крови из-под ногтей, скажут вам, что шуткой это только кажется. Просто в России никто никогда не обучал людей, как вообще делать предпринимательство, не говоря уж о том, как делать его легко и богато. Такие знания почему-то утаивают, думая, что этим самым обходят конкурентов. А на самом деле лишь удерживают нашу экономику дикой, а себя обрекают работать с плохообученными партнерами.
  В подтверждение я хочу привести слова из совершенно неожиданной книги русского исследователя Г.М. Галуцкого о культуре и культуре управления одновременно: "Управление культурой как научная дисциплина не существует, хотя и является реальностью, смыслом и жизненным уделом по меньшей мере десятков тысяч человек только в России, которые пытаются управлять культурными процессами в надежде на то, что тем самым они влияют на культуру отдельных людей и человечества в целом"47. Вот то утверждение или жизненное наблюдение практики управления, которое является методическим оправданием моей книги: "Управление - это род деятельности для немногих избранных и посвященных. Те высшие управляющие, кто уже имеет власть, хотели бы удерживать ее дальше и не заинтересованы в том, чтобы множить число претендентов на свое место. Поэтому по объективным законам им не нужна публикация и популяризация сведений, которые основаны на беспристрастном научном анализе механизмов управления и разрушают "таинство" власти, демонстрируют ее "анатомию". Люди начинают делиться знаниями о тайнах управления только после того, как утратили власть"48.
  Я создавал несколько предприятий разного вида, начиная с кооперативов, как только это разрешили. Я помню, как я бился с работниками в первые два года в своем крошечном коопера-тивчике по изготовлению игрушек. Они тогда приходили с госпредприятий, отношения были тесными, тем более что руководству и хозяевам постоянно приходилось стоять за станками вместе с работниками, не говоря уж о всяких других работах, которые обрушились внезапно. Грузчиков нет? Есть руководство! Вперед.
  47 Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. - М.: 1998. - С. 11.
  48 Там же.-С. 12.
  До меня долго не доходило, почему при всем горении, с которым мы тогда работали, наше предприятие все никак не становилось прибыльным. Сначала я подозревал, что это потому, что мы не хотим воровать. Но однажды я понял, что дело в
  людях.
  У меня было внезапное прозрение, сатори. До меня вдруг дошло, что они хотят получать за свою работу ту цену, которая стоит на их изделии в магазине! Все объяснения о том, что такое производство, что такое производственные затраты, прибыль, социальное страхование, они умудрялись не слышать, глядя тебе
  в глаза!
  Они еще как-то были согласны платить зарплату мне, правда, давая почувствовать, что я у них ворую, как полагается бездельникам из управления. Но всё остальное!..
  На этом рифе разбился мой первый корабль с очень символичным названием "Не хочу!".
  Это было в Иванове - городе со старыми революционными традициями, иначе говоря, в городе с устоявшейся пролетарской культурой. Пролетарская культура - это мировоззрение неимущих и не хотящих, озлобленных плебеев. Подлого люда, как их называли в старину. Единственное желание людей пролетарской культуры - сровнять с собой все, что выдается. Известный анекдот про внучку Пестеля - про них.
  У окна сидит внучка декабриста Пестеля. Мимо, с выстрелами, криками пробегают толпы вооруженных пролетариев.
  - Что происходит ?- кричит она в окно.
  - Революция, бабуся!- отвечают ей.
  - Как хорошо. Мой дедушка тоже хотел революцию! А что вы хотите?- снова кричит она.
  - Чтобы не было богатых!
  - Как странно, а мой дедушка хотел, чтобы не было бедных...
  Сейчас кооператорам и предпринимателям работать гораздо легче, даже в Иванове. Люди поняли: частное предприятие - это тоже предприятие, а не калым, шабашка или групповое воровство.
  Но зато сами предприятия, с трудом выживающие в условиях дикого законодательства, пока еще, в основном, напоминают мне тех пролетариев. Теперь уже не работники, а сами Хозяева ненавидят государство, потому что оно у них ворует...
  Оно не ворует, оно берет, что полагается, но, к сожалению, отбирает последнее, потому что другого не осталось.
  И людей, и предприятия, и даже государство надо учить. И учить не экономике и менеджменту, а тому, как работать и становиться богатыми, не воруя.
  Так вот, начиная наш экономический эксперимент, мы предполагали, что учеба в нашей Школе управления будет завершаться тем, что для успешно сложившейся за время учебы команды мы будем создавать Фирму под ключ. Это несложно и даже выгодно для нас. Просто сделать дочернюю фирму от одной из наших основных компаний. И даже иметь в ней долю. Нам эта доля дает прибыль, а значит, оправдывает наши затраты на ее создание и последующее поддержание, вплоть до обеспечения кадрами и заказами. А молодой команде эта доля дает уверенность в том, что ее не бросят, и они не прогорят по неопытности.
  Подобный подход в мире широко используется. Да и создать дочернюю фирму от Авалона действительно очень просто. Однако как много подводных камней, оказывается, преграждает этот простой и очевидный путь. И камней, в первую очередь, психологических. А в силу этого хоть и преодолимых, но каким трудом преодолимых, какими слезами и кровью...
  К примеру, как легко и просто преодолеть малый жизненный опыт!? Очень трудно сделать свое дело успешным, если ты не знаешь, как устроен мир и как в нем делаются дела. Все равно как вести корабль сквозь рифы с завязанными глазами.
  Или как преодолеть культуру, которая на протяжении всей жизни убеждает нас, что своим надо помогать. К примеру, родственникам. А если ты не помогаешь, то тебя можно превратить в чужого и начать травить. То есть стравливать на тебя ненависть. А что делать, если родственник хуже врага?
  Чем страшны подводные камни более всего? А тем, что их не видно на поверхности, то есть за обычным поведением. Они в глубине, ниже уровня, достаточного для бездумного бытового взаимодействия.
  Где? В какой глубине? Ясно, что в психологической, то есть в основаниях разума.
  И распознать - это не случайное слово. Именно распознать, узнать, разглядеть - вот основная способность, которая должна раскрыться у Хозяина, если он хочет сделать предприятие успешным. Поэтому надо учиться видеть не сами столь разнообразные помехи делу, а что-то более глубинное, что присутствует в них во всех.
  Или, еще важнее, задуматься о том, а что мешает тебе видеть это? И как вернуть способность видеть, распознавать подводные камни, помехи делу.
  Вот этим самым рифам и камням и посвящены последующие главы. По сути, они являются мало связанными между собой очерками, хотя все они - итог наших экспериментов. Мы вполне осознанно поставили себе задачу выявить как можно больше подобных камней. Методически это было выстроено так.
  Как только основное производство Авалона заработало, мы собрали основных работников и ведущих преподавателей нашей Школы Управления и провели серию учебно-производственных игр. Начиналось все с прикладной этнографии. Как я уже рассказывал в самом начале, мы восстановили артельную ловлю рыбы бреднем. Для этого мы и изучали этнографические материалы, и сами ездили ловить рыбу с местными рыбаками в Ивановской и Костромской областях.
  Затем мы провели нашу первую Игру, в которой прошли все создание Артели - от голодного ребенка и до пира. Она и дала материал для обобщений. Первые подводные камни полезли уже в этом эксперименте.
  Затем мы начали создавать наши отделения и поселения. По сути, это были эксперименты по созданию предприятий на основе артельного и производственного права прежней Руси. Рассказывать подробно о том, как шли эти эксперименты, в этой книге я не буду. Но кое-что из выявившихся камней покажу.
  Поскольку всех подводных камней не перечислишь, да и жизнь не прекращает одаривать нас новыми подарками, рассказывая о скрытых сложностях в Устройстве и Управлении предприятием, я решил исходить из того, что в любом случае надо не описывать всеразнообразие проявлений, а указать на ту основу, которая их всех определяет. Если вернуться к языку культурно-исторической психологии, то это означает вернуться от описания многообразных проявлений мышления и культуры к Разуму, который и обеспечивает наше выживание на Земле. А через это к способности обучаться новому. В том числе и способности распознавать помехи.
  Иными словами говоря, в тех примерах подводных камней, что я привел, я постараюсь показать, как за многообразием помех предпринимательству скрываются сбои в работе Разума. Все эти разнообразные помехи, если приглядеться, и составляют содержание нашей культуры, связанной с предпринимательством. Получается, что мы можем говорить о таком неожиданном явлении, которое предстоит преодолеть на пути к успешной экономике, которые я бы назвал Культурой помех. Культурой помех нашему выживанию в мире.
  Глава 2. Дееспособность и обидчивость
  Начну с такого вопроса: Что требуется предприятию от его работников? Чтобы дело делалось. Иначе говоря, главное требование к любому работнику - это дееспособность.
  Но дееспособность - это способность достичь поставленную цель. И тут начинаются сложности.
  Попробуем сначала разобрать такие понятия, как способность достигать, затем цель и поставленная цель.
  Я различаю цель и поставленную цель как внутреннее желание и договор. Многие чрезвычайно дееспособны в отношении личных целей или своего сумасшествия, но зато совсем не могут выполнять договоры. А цель, которая определяет дееспособность работника предприятия, - это договор о том, что он должен делать. То есть его должностные обязанности.
  И если окажется, что его личные цели расходятся с требованиями предприятия, он начнёт "воровать", как говорили в старину. "Воровать в Литву", как это звучит в летописях, означает предавать, пытаться сбежать из той страны, где ты живёшь, то есть из настоящего, куда-нибудь. В мечту, например.

<< Пред.           стр. 9 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу