<< Пред.           стр. 11 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

  - организация стажировок лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышения профессиональной подготовки нотариусов;
  - возмещение затрат на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов;
  - организация страхования нотариальной деятельности.
  Законодательством республик в составе РФ могут быть предусмотрены дополнительные полномочия нотариальной палаты.
  Организация работы и руководство нотариальной палатой осуществляется ее органами, к которым относятся собрание членов нотариальной палаты, правление и президент нотариальной палаты.
  Высшим органом нотариальной палаты является собрание членов нотариальной палаты. Участниками собрания могут быть нотариусы, занимающиеся частной практикой, помощники нотариуса и стажеры. При голосовании на собрании члены нотариальной палаты, являющиеся нотариусами, занимающимися частной практикой, обладают правом решающего голоса, а помощники и стажеры нотариуса - правом совещательного голоса.
  Текущую работу нотариальной палаты организуют правление и президент нотариальной палаты, избранные на собрании членов нотариальной палаты.
  Полномочия собрания членов нотариальной палаты, правления нотариальной палаты и президента нотариальной палаты регламентируются уставом нотариальной палаты.
  Размер членских взносов и других платежей членов нотариальной палаты, необходимых для выполнения ее функций, определяет собрание членов нотариальной палаты (ст. 27 Основ).
  Нотариальная палата может истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представления сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях - личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики.
  Федеральная нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение нотариальных палат республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, основанное на их обязательном членстве.
  Федеральная нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою деятельность на принципах самоуправления в соответствии с законодательством РФ и своим уставом (ст. 29 Основ).
  Полномочия Федеральной нотариальной палаты определяются Основами и ее уставом.
  Федеральная нотариальная палата:
  - осуществляет координацию деятельности нотариальных палат;
  - представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, предприятиях, учреждениях, организациях;
  - обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой;
  - участвует в проведении экспертиз проектов законов РФ по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью;
  - обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов;
  - организует страхование нотариальной деятельности;
  - представляет интересы нотариальных палат в международных организациях.
  Федеральная нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач.
  Органами Федеральной нотариальной палаты являются собрание представителей нотариальных палат, правление и президент Федеральной нотариальной палаты.
  Высшим органом Федеральной нотариальной палаты является собрание представителей нотариальных палат. Руководят Федеральной нотариальной палатой правление и президент Федеральной нотариальной палаты, избранные тайным голосованием на собрании представителей нотариальных палат.
  Полномочия собрания представителей нотариальных палат, правления Федеральной нотариальной палаты, президента Федеральной нотариальной палаты регламентируются уставом Федеральной нотариальной палаты.
  Министерство юстиции РФ организует на территории России нотариат и осуществляет общее руководство, учет и контроль.
  Деятельность государственных нотариальных контор организуется, направляется и контролируется органами юстиции непосредственно, что выражается в их финансировании, приеме на работу государственных нотариусов и так далее.
  Нотариусы, занимающиеся частной практикой, их конторы и нотариальные палаты, в том числе Федеральная нотариальная палата, осуществляют свою деятельность во взаимодействии с Министерством юстиции РФ и его органами.
  Это взаимодействие выражается в том, что Министерство юстиции РФ ведет реестр контор нотариусов, занимающихся частной практикой; устанавливает порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности; принимает нормативные акты, определяющие деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой, совместно с Федеральной нотариальной палатой; при органах юстиции субъектов РФ создаются квалификационные комиссии с участием представителей нотариальных палат, а при Министерстве юстиции РФ образуется апелляционная комиссия совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах. Основы законодательства РФ о нотариате предусматривают и другие формы взаимодействия Министерства юстиции РФ с нотариусами, занимающимися частной практикой, и их объединениями, например, ст.ст. 9, 12, ч. 1 ст. 20 и другие.
 3. Нотариус: государственный нотариус и нотариус, занимающийся частной практикой. Требования, предъявляемые к лицам, желающим стать нотариусами. Порядок наделения лиц полномочиями нотариуса. Увольнение нотариуса и (или) лишение его права заниматься нотариальной деятельностью. Права и обязанности нотариуса. Оплата труда нотариусов. Контроль за деятельностью нотариуса и ответственность нотариуса
  Нотариус - лицо, работающее в государственной нотариальной конторе в указанной должности или занимающееся частной нотариальной практикой.
  Государственный нотариус - это гражданин, назначенный в установленном законом порядке и работающий в должности нотариуса в государственной нотариальной конторе в определенном нотариальном округе Российской Федерации и имеющий соответствующий классный чин.
  Нотариус, занимающийся частной практикой, - это гражданин, назначенный на должность нотариуса в установленном Основами законодательства РФ о нотариате порядке и являющийся членом нотариальной палаты субъекта Российской Федерации.
  К лицам, претендующим на должность нотариуса в Российской Федерации, предъявляется ряд социальных, профессиональных и формальных требований. Лицо, желающее стать нотариусом, должно быть гражданином РФ, иметь высшее юридическое образование, а также пройти стажировку сроком не менее года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой. Кроме того, претендент должен иметь сданный квалификационный экзамен и лицензию на право нотариальной деятельности.
  Лица, отвечающие указанным требованиям, могут претендовать на должность нотариуса.
  Для наделения лица полномочиями нотариуса Основами законодательства РФ о нотариате установлен определенный порядок.
  Назначение возможно при наличии вакантной или открытой должности нотариуса.
  Должность нотариуса учреждается и ликвидируется органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется органом юстиции совместно с нотариальной палатой (ст. 12 Основ).
  Претендент должен отвечать всем ранее названным требованиям и иметь рекомендацию нотариальной палаты. На имеющуюся должность открывается конкурс, по итогам которого Министерство юстиции РФ или по его поручению орган юстиции наделяет выигравшего конкурс лицо полномочиями нотариуса. Нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу.
  Сроки и порядок прохождения стажировки, порядок сдачи квалификационного экзамена и порядок выдачи лицензии на право осуществлять нотариальную деятельность, а также порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса определяются Основами, нормативными актами Министерства юстиции РФ и его совместными актами с Федеральной нотариальной палатой96.
  Так, ст. 3 Основ устанавливает, что нотариальной деятельностью вправе заниматься гражданин РФ, получивший лицензию на право этой деятельности. Лицензия на право нотариальной деятельности выдается органами юстиции республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии.
  Квалификационная комиссия образуется при органах юстиции республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга с участием представителей нотариальной палаты названных субъектов (ст. 4 Основ).
  Представители Министерства юстиции РФ могут принимать участие в работе любой квалификационной комиссии.
  Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в апелляционную комиссию.
  Апелляционная комиссия образуется при Министерстве юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах.
  Апелляционная комиссия при рассмотрении жалоб истребует из квалификационной комиссии все необходимые материалы. Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в суд в месячный срок со дня его вынесения.
  Положения о квалификационной и апелляционной комиссиях утверждаются Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.
  Увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ о труде, с учетом того, что он является государственным служащим.
  Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права заниматься нотариальной деятельностью в случаях:
  1) осуждения его за совершение умышленного преступления - после вступления приговора в законную силу;
  2) ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;
  3) по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами РФ.
  Орган юстиции совместно с нотариальной палатой принимает решение о передаче документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу.
  Назначение на должности стажера и помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе осуществляется органом юстиции на основании трудового договора. Стажером нотариуса может быть лицо, имеющее высшее юридическое образование, а помощником нотариуса - имеющее лицензию на право нотариальной деятельности.
  Права и обязанности стажера и помощника нотариуса определяются Основами и трудовым договором (ст. 19 Основ).
  В случае невозможности исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, служебных обязанностей, которые могут возникнуть в течение календарного года, в том числе отпуск, болезнь и другие уважительные причины, возможно наделение полномочиями нотариуса лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса. Наделение полномочиями нотариуса такого лица осуществляется органом юстиции совместно с нотариальной палатой по предложению нотариуса из числа лиц, отвечающих требованиям, указанным в ст. 2 Основ, для исполнения его обязанностей на период временного отсутствия.
  Наделение полномочиями лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, производится на основании соглашения, заключенного между нотариусом и лицом, желающим исполнять обязанности нотариуса. За исполнение обязанностей нотариуса лицо, временно его замещающее, получает денежное вознаграждение, обусловленное соглашением.
  Полномочия лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, возникают после наделения его правом совершения нотариальных действий и непосредственного исполнения служебных обязанностей нотариуса и заканчиваются в момент их сдачи нотариусу.
  Нотариус не вправе исполнять свои должностные обязанности в период их исполнения лицом, временно его замещающим.
  Ответственность за ущерб, причиненный действиями лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, несет нотариус. При этом нотариус вправе предъявить лицу, исполняющему его обязанности, регрессный иск в размере причиненного ущерба.
  При осуществлении своей деятельности нотариус наделен определенными правами и обязанностями, а также несет установленную законами ответственность.
  Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности.
  Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных Основами.
  Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.
  Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами. Справки о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, представляются в налоговый орган в случаях, предусмотренных ст. 16 Основ.
  Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя.
  Нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба РФ97, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы, штампы удостоверительных надписей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы.
  Нотариус имеет право:
  - совершать предусмотренные Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством РФ или международными договорами;
  - составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;
  - истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий.
  Законодательством республик в составе РФ нотариусу могут быть предоставлены и иные права.
  Нотариус обязан:
  - оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов;
  - разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.
  Нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с Основами, законодательством республик в составе РФ и присягой.
  Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.
  Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству РФ или международным договорам.
  Нотариус в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, обязан представить в налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения (см. ст. 16 Основ).
  Нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью и какой-либо иной, кроме нотариальной, научной и преподавательской. Он не может оказывать посреднические услуги при заключении договоров.
  Источники и формы оплаты труда нотариусов зависят от вида занимаемой должности нотариуса: нотариус государственной нотариальной конторы или нотариус, занимающийся частной практикой.
  Государственные нотариальные конторы содержатся за счет отчислений из федерального бюджета Российской Федерации98. Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, получают заработную плату за выполняемую работу государственного служащего.
  Источником финансирования деятельности нотариусов является оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых нотариусами.
  За совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации.
  Нотариус, занимающийся частной практикой, за выполнение действий, указанных выше, когда для них законодательными актами РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между физическими и (или) юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом.
  Полученные денежные средства остаются в распоряжении нотариуса, занимающегося частной практикой, и являются источником финансирования его деятельности. Кроме денежных средств, полученных им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, могут быть и другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
  Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса.
  Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе открыть расчетный и другие счета, в том числе валютный, в любом банке.
  Денежные средства, находящиеся на депозитных счетах, не являются доходом нотариуса, занимающегося частной практикой.
  Льготы для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством о государственной пошлине, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий, составлении проектов документов, выдаче копий и выполнении технической работы как нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, так и нотариусами, занимающимися частной практикой.
  При выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы заинтересованные физические и юридические лица возмещают ему фактические транспортные расходы (см. ст.ст. 22-23 Основ).
  Контроль за деятельностью нотариусов может осуществляться органами юстиции, нотариальными палатами, налоговыми органами и судами.
  Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты.
  Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РФ.
  Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, должна быть проведена через год после наделения его полномочиями нотариуса.
  Законодательством республик в составе РФ могут быть предусмотрены иные сроки проведения проверок организации работы нотариуса.
  Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами.
  Статья 33 Основ предусматривает возможность судебного контроля за совершением нотариальных действий. Так, жалобы на отказ в совершении нотариальных действий или неправильное их совершение рассматриваются в судебном порядке.
  Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции субъектов РФ, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, - органы юстиции совместно с нотариальными палатами.
  Действующее законодательство предусматривает ответственность нотариусов в определенных случаях. В частности, ст. 17 Основ устанавливает, что нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству РФ, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб. В других случаях ущерб возмещается нотариусом, если он не может быть возмещен в ином порядке.
  В случае совершения нотариусом, занимающимся частной практикой, действий, противоречащих законодательству РФ, его деятельность может быть прекращена судом по представлению должностных лиц либо органов юстиции, нотариальных палат, налоговых органов.
  Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, в случае совершения действий, противоречащих законодательству РФ, несет дисциплинарную, административную, уголовную или материальную ответственность в установленном законом порядке.
  В случаях непредставления либо несвоевременного представления в налоговый орган справок о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимых для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, нотариус может быть привлечен в судебном порядке к ответственности в соответствии с налоговым и административным законодательством РФ.
  Гарантией деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, является его обязанность заключить договор страхования своей деятельности. Причем нотариус не вправе выполнять свои обязанности без заключения договора страхования. Страховая сумма не может быть менее 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
 4. Нотариальный округ. Нотариальное делопроизводство.
 Нотариальные действия
  Нотариальный округ - это территория деятельности нотариуса, устанавливаемая в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации. В городах, имеющих районное или иное деление, нотариальным округом является вся территория города99.
  Нотариус должен иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность.
  Территория деятельности нотариуса может быть изменена совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты, в частности, при определении количества должностей нотариусов в нотариальном округе.
  Каждый гражданин для совершения нотариального действия вправе обратиться к любому нотариусу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 40 Основ "Место совершения нотариальных действий".
  Совершение нотариусом нотариального действия за пределами своего нотариального округа не влечет за собой признания недействительности этого действия.
  Нотариус вправе выехать в другой нотариальный округ для удостоверения завещания в случае тяжелой болезни завещателя, где в это время нотариус отсутствует.
  Организация работы нотариуса в соответствии с установленными правилами делопроизводства, соблюдение порядка совершения нотариальных действий, организация хранения документов и т.д. образуют нотариальное делопроизводство нотариусов или нотариальных контор.
  Нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой. Порядок совершения отдельных нотариальных действий может определяться Министерством юстиции РФ100.
  Нотариальное делопроизводство ведется на языке, предусмотренном законодательством РФ, республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов.
  Если обратившееся за совершением нотариального действия лицо не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформленных документов должны быть переведены ему нотариусом или переводчиком.
  Документы, оформляемые нотариусом, заверяются его личной печатью с изображением Государственного герба РФ, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы. При осуществлении нотариальной деятельности могут также использоваться штампы удостоверительных надписей, личные бланки нотариусов или бланки государственной нотариальной конторы.
  Основное содержание работы нотариуса составляет совершение нотариальных действий.
  Так, ст. 35 Основ предусматривает, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, совершают следующие нотариальные действия:
  1) удостоверяют сделки;
  2) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
  3) налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;
  4) свидетельствуют подлинность копий документов и выписок
 из них;
  5) свидетельствуют подлинность подписи на документах;
  6) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;
  7) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;
  8) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;
  9) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
  10) удостоверяют время предъявления документов;
  11) передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
  12) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;
  13) совершают исполнительные надписи;
  14) совершают протесты векселей;
  15) предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;
  16) принимают на хранение документы;
  17) совершают морские протесты;
  18) обеспечивают доказательства.
  Законодательными актами РФ могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия.
  Нотариальное действие признается совершенным после уплаты государственной пошлины или суммы согласно тарифу.
  Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, совершают нотариальные действия, предусмотренные названной ст. 35 Основ, а также выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества.
  При отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение названных нотариальных действий поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой.
  Свидетельство о праве собственности в случае смерти одного из супругов выдается государственной нотариальной конторой, в компетенцию которой входит оформление наследственных прав.
  Перечень нотариальных действий, совершаемых в отсутствие нотариуса в населенном пункте должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченных на это, определен в ст. 37 Основ.
  Должностные лица консульских учреждений РФ совершают нотариальные действия, предусмотренные ст. 38 Основ, перечень которых может быть дополнен законодательными актами РФ.
 
 
 Тема 21. АДВОКАТУРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  1. Понятие адвокатуры. Организация адвокатуры и адвокатской деятельности в Российской Федерации.
  2. Приобретение статуса адвоката. Приостановление и прекращение статуса адвоката.
  3. Права и обязанности адвокатов.
  4. Поощрения и дисциплинарная ответственность адвокатов.
  5. Порядок оплаты труда адвокатов.
 1. Понятие адвокатуры. Организация адвокатуры
 и адвокатской деятельности в Российской Федерации
  Адвокатура является профессиональным, самоуправляемым сообществом адвокатов, свободным от государственного вмешательства, призванным обеспечивать право граждан на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированной ст. 48 Конституции РФ. Адвокатура является институтом гражданского общества и не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.
  В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ адвокатура находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
  В основу организационного построения адвокатуры положен территориальный принцип. В соответствии с Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"101 органом адвокатуры субъекта федерации является Адвокатская палата.
  Адвокатская палата субъекта Российской Федерации является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации. Адвокатская палата образуется учредительным собранием (конференцией) адвокатов и действует на основании утвержденного им (ею) устава Адвокатской палаты субъекта федерации. На территории субъекта Российской Федерации может быть образована только одна Адвокатская палата.
  Адвокатская палата субъектов Российской Федерации создается в целях:
 * обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории субъекта Российской Федерации;
 * организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно;
 * представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
 * организацией контроля над профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката.
  Адвокатская палата наделена полномочиями по организации обмена опытом и повышения квалификации адвокатов, по определению порядка прохождения стажировки в адвокатских образованиях и осуществлению контроля над его соблюдением. Кроме того, на Адвокатскую палату возложено ведение реестра адвокатских образований субъекта Российской Федерации.
  Решения органов Адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов Адвокатской палаты.
  Органами Адвокатской палаты субъекта РФ являются собрание (конференция) адвокатов, совет Адвокатской палаты, ревизионная комиссия, квалификационная комиссия.
  Собрание (конференция) адвокатов является высшим органом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации. В том случае, если численность адвокатской палаты превышает 300 человек, высшим органом адвокатской палаты является конференция адвокатов. Собрание (конференция) адвокатов созывается не реже одного раза в год. Единоличным исполнительным органом адвокатской палаты является президент, который избирается советом адвокатской палаты из состава его членов сроком на четыре года. По представлению президента совет Адвокатской палаты избирает одного или нескольких вице-президентов сроком на два года.
  Полномочия собрания (конференции) адвокатов определяются ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" и учредительными документами Адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.
  Например, Устав Адвокатской палаты Томской области, принятый в соответствии с ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ", относит следующие вопросы к исключительной компетенции собрания (конференции):
 * формирование совета Адвокатской палаты субъекта РФ и принятие решений о досрочном прекращении полномочий членов совета;
 * утверждение порядка определения норм представительства и порядка избрания делегатов на конференцию;
 * определение количества и избрание ревизионной комиссии и членов квалификационной комиссии из числа адвокатов;
 * избрание делегатов на всероссийский съезд адвокатов;
 * определение порядка направления адвокатов для работы в юридических консультациях;
 * утверждение штатного расписания аппарата органов Адвокатской палаты;
 * установление мер поощрения и видов ответственности адвокатов;
 * определение размера обязательных отчислений адвокатов на общие нужды Адвокатской палаты;
 * утверждение регламентов собрания (конференции) адвокатов, совета и ревизионной комиссии;
 * утверждение сметы расходов на содержание Адвокатской палаты;
 * утверждение отчета ревизионной комиссии о результатах ревизии финансово-хозяйственной деятельности Адвокатской палаты;
 * утверждение отчета совета Адвокатской палаты, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание совета Адвокатской палаты;
 * утверждение регламентов собрания (конференции) адвокатов, совета и ревизионной комиссии;
 * определение места нахождения совета;
 * принятие иных решений в соответствии с ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" и Уставом Адвокатской палаты Томской области.
  Совет Адвокатской палаты субъекта Российской Федерации является коллегиальным исполнительным органом Адвокатской палаты. Совет избирается собранием (конференцией) адвокатов тайным голосованием в количестве не более 15 человек из состава членов Адвокатской палаты. Собрание (конференция) адвокатов обновляет состав совета один раз в два года не менее чем на одну треть.
  В соответствии с ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" в полномочия совета Адвокатской палаты входит:
 * определение нормы представительства на конференцию;
 * обеспечение доступности юридической помощи на всей территории субъекта Российской Федерации, в том числе юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
  В обязанности совета входит:
 * принятие решения о создании по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации юридических консультаций;
 * направление адвокатов для работы в юридических консультациях в соответствии с порядком, определенным собранием (конференцией) адвокатов;
 * финансирование деятельности юридических консультаций и работающих в них адвокатов в соответствии со сметой, утверждаемой собранием (конференцией) адвокатов;
 * определение порядка оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, и в иных случаях; доводит этот порядок до сведения указанных органов, а также адвокатов и контролирует исполнение его адвокатами;
 * определение порядка выплаты вознаграждения за счет средств адвокатской палаты адвокатам, оказывающим юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно;
 * представление Адвокатской палаты в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и в иных организациях;
 * содействие повышению профессионального уровня адвокатов;
 * рассмотрение жалоб на действия (бездействие) адвокатов с учетом заключения квалификационной комиссии;
 * защита социальных и профессиональных прав адвокатов;
 * содействие обеспечению адвокатских образований служебными помещениями;
 * организация информационного обеспечения адвокатов, а также обмен опытом работы между ними;
 * осуществление методической деятельностью;
 * созыв собрания (конференции) адвокатов, формирование их повестки дня;
 * распоряжение имуществом Адвокатской палаты в соответствии со сметой и с назначением имущества.
  Совет Адвокатской палаты не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью.
  Для осуществления контроля над финансово-хозяйственной деятельностью Адвокатской палаты и ее органов избирается ревизионная комиссия. Члены ревизионной комиссии могут совмещать работу в ревизионной комиссии с адвокатской деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в ревизионной комиссии. Об итогах своей деятельности ревизионная комиссия отчитывается перед собранием (конференцией) адвокатов.
  Квалификационная комиссия создается для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействия) адвокатов. Квалификационная комиссия формируется на срок два года в количестве 13 членов комиссии. При этом в комиссию входят: от адвокатской палаты - семь адвокатов, от территориального органа юстиции - два представителя, от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - два представителя, от верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа - один судья, от арбитражного суда субъекта Российской Федерации - один судья.
  ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" определяет критерии отбора членов квалификационной комиссии. Так, например, адвокат - член комиссии должен иметь стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет, а представители от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не могут быть депутатами, государственными или муниципальными служащими, при этом порядок избрания указанных представителей и требования, предъявляемые к ним, определяются законами субъектов Российской Федерации. В Томской области принят Закон "О порядке избрания представителей от Государственной думы Томской области в квалификационную комиссию при Адвокатской палате Томской области"102. Законом установлены требования, предъявляемые к членам квалификационной комиссии при Адвокатской палате Томской области, а именно указано, что представителями от Государственной думы Томской области могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет. Кроме того, Закон предусматривает, что членами квалификационной комиссии при Адвокатской палате Томской области - представителями от Государственной думы Томской области не могут быть лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также депутаты, государственные или муниципальные служащие.
  Председателем квалификационной комиссии является президент Адвокатской палаты по должности.
  Квалификационная комиссия считается сформированной и правомочна принимать решения при наличии в ее составе не менее двух третей от числа членов квалификационной комиссии.
  Решение квалификационной комиссии по вопросу о приеме квалификационного экзамена у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, принимается простым большинством голосов членов квалификационной комиссии, участвующих в заседании, путем голосования именными бюллетенями.
  Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации входят в состав Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (ст. 35 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ"). Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией.
  Федеральная палата адвокатов является органом адвокатского самоуправления в Российской Федерации и создается в целях:
 * представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления;
 * координации деятельности адвокатских палат;
 * обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.
  Федеральная палата адвокатов образуется Всероссийским съездом адвокатов. Устав Федеральной палаты адвокатов принимается Всероссийским съездом адвокатов.
  Решения Федеральной палаты адвокатов и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов.
  Высшим органом Федеральной палаты адвокатов является Всероссийский съезд адвокатов. Съезд созывается не реже одного раза в два года. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей делегатов съезда.
  Всероссийский съезд адвокатов:
 * принимает устав Федеральной палаты адвокатов;
 * принимает кодекс профессиональной этики адвоката103;
 * утверждает единую норму представительства от адвокатских палат на Всероссийский съезд адвокатов;
 * формирует состав совета Федеральной палаты адвокатов и принимает решение о досрочном прекращении полномочий его членов;
 * определяет размер отчислений адвокатских палат на общие нужды Федеральной палаты адвокатов, исходя из численности адвокатских палат;
 * утверждает смету расходов на содержание Федеральной палаты адвокатов;
 * утверждает отчеты совета Федеральной палаты адвокатов, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание Федеральной палаты адвокатов;
 * избирает ревизионную комиссию Федеральной палаты адвокатов и утверждает ее отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности совета Федеральной палаты адвокатов;
 * утверждает регламенты Всероссийского съезда адвокатов и совета Федеральной палаты адвокатов;
 * утверждает штатное расписание аппарата Федеральной палаты адвокатов;
 * определяет место нахождения совета Федеральной палаты адвокатов;
 * осуществляет иные функции, предусмотренные уставом Федеральной палаты адвокатов.
  Коллегиальным исполнительным органом Федеральной палаты адвокатов является Совет Федеральной палаты адвокатов.
  Совет Федеральной палаты адвокатов избирается Всероссийским съездом адвокатов тайным голосованием в количестве 36 человек. Всероссийский съезд адвокатов обновляет состав Совета Федеральной палаты адвокатов один раз в два года не менее чем на одну треть.
  Совет Федеральной палаты адвокатов наделен следующими полномочиями:
 * избирает из своего состава президента Федеральной палаты адвокатов сроком на четыре года и по его представлению трех вице-президентов Федеральной палаты адвокатов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов;
 * представляет Федеральную палату адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях в Российской Федерации и за рубежом;
 * координирует деятельность адвокатских палат;
 * содействует повышению профессионального уровня адвокатов, разрабатывает единую методику профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов;
 * защищает социальные и профессиональные права адвокатов;
 * участвует в проведении экспертиз проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к адвокатской деятельности;
 * организует информационное обеспечение адвокатов;
 * обобщает дисциплинарную практику, существующую в Адвокатских палатах, и разрабатывает в связи с этим необходимые рекомендации;
 * занимается методической деятельностью;
 * созывает не реже одного раза в два года Всероссийский съезд адвокатов, формирует его повестку дня;
 * распоряжается имуществом Федеральной палаты адвокатов в соответствии со сметой и с назначением имущества;
 * осуществляет иные функции, предусмотренные уставом Федеральной палаты адвокатов.
  Заседания Совета Федеральной палаты адвокатов созываются президентом Федеральной палаты адвокатов по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов Совета Федеральной палаты адвокатов.
  Решения Совета Федеральной палаты адвокатов принимаются простым большинством голосов членов Совета Федеральной палаты адвокатов, участвующих в его заседании.
  Президент Федеральной палаты адвокатов представляет Федеральную палату адвокатов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, а также с физическими лицами, действует от имени Федеральной палаты адвокатов без доверенности, выдает доверенности и заключает сделки от имени Федеральной палаты адвокатов, распоряжается имуществом Федеральной палаты адвокатов по решению Совета Федеральной палаты адвокатов в соответствии со сметой и с назначением имущества, осуществляет прием на работу и увольнение с работы работников аппарата Федеральной палаты адвокатов, созывает заседания Совета Федеральной палаты адвокатов, обеспечивает исполнение решений Совета Федеральной палаты адвокатов и решений Всероссийского съезда адвокатов.
  Президент и вице-президенты, а также другие члены Совета Федеральной палаты адвокатов могут совмещать работу в Совете Федеральной палаты адвокатов с адвокатской деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в Совете Федеральной палаты адвокатов в размере, определяемом Всероссийским съездом адвокатов.
  Формами адвокатских образований в РФ являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. Адвокат вправе самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности.
  Адвокатский кабинет не является юридическим лицом. Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет. Адвокатский кабинет может быть размещен и в жилом помещении. При учреждении адвокатского кабинета адвокат открывает счета в банках, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект РФ, на территории которого учрежден адвокатский кабинет.
  Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией. Ее вправе учредить два и более адвокатов. Коллегия адвокатов основывается на членстве адвокатов и действует на основании устава, утверждаемого ее учредителями, между которыми заключается учредительный договор. Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии адвокатов, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов.
  Коллегия адвокатов вправе создавать филиалы на всей территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, если это предусмотрено законодательством данного иностранного государства.
  Сведения об адвокатах, осуществляющих адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, вносятся в региональный реестр того субъекта Российской Федерации, на территории которого создан филиал.
  Адвокатское бюро вправе учредить два и более адвоката, которые заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме. По партнерскому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. После прекращения партнерского договора адвокаты обязаны заключить новый партнерский договор, в противном случае, адвокатское бюро подлежит преобразованию в коллегию адвокатов либо ликвидации.
  Ведение общих дел адвокатского бюро осуществляется управляющим партнером, если иное не установлено партнерским договором. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей. В доверенностях указываются все ограничения компетенции партнера, заключающего соглашения и сделки с доверителями и третьими лицами. Указанные ограничения обязательно доводятся до сведения доверителей и третьих лиц.
  Юридическая консультация образовывается в случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью.
  Для обеспечения квалифицированной юридической помощью населения и юридических лиц там, где не созданы коллеги адвокатов и адвокатские бюро, где индивидуально работающие адвокаты не стремятся образовать адвокатские кабинеты, адвокатскими палатами учреждаются юридические консультации.
  Субъектам Российской Федерации предоставлена возможность регулирования вопросов, связанных с созданием юридических консуль-
 таций.
  Адвокатская палата по представлению органа государственной власти соответствующего субъекта РФ учреждает юридическую консультацию, которая является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения.
  Вопросы, связанные с порядком учреждения и условиями материально-технического обеспечения юридической консультации, выделением служебных и жилых помещений для адвокатов, направленных для работы в юридической консультации, а также с оказанием финансовой помощи адвокатской палате для содержания юридической консультации, регулируются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 6 Закона Омской области от 27 декабря 2002 г. "О государственной поддержке адвокатской деятельности и адвокатуры в Омской области" предложения об учреждении юридических консультаций на территории Омской области направляются органами государственной власти, органами местного самоуправления Омской области, адвокатскими образованиями и общественными объединениями в уполномоченный орган исполнительной власти Омской области в сфере государственной поддержки адвокатской деятельности и адвокатуры. Уполномоченный орган в течение месяца рассматривает указанные предложения, в случае их обоснованности подготавливает и направляет Губернатору Омской области проект представления Губернатора Омской области в адвокатскую палату Омской области об учреждении юридической консультации.
 2. Приобретение статуса адвоката. Приостановление
 и прекращение статуса адвоката
  Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, либо ученую степень по юридической специальности. Лица, не имеющие указанного стажа, проходят стажировку от шести месяцев до одного года.
  Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица:
  1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
  В стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа:
  1) в качестве судьи;
  2) на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах;
  3) на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации, находившихся на территории Российской Федерации;
  4) на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях;
  5) на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
  6) на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций;
  7) на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях;
  8) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
  9) в качестве адвоката;
  10) в качестве помощника адвоката;
  11) в качестве нотариуса.
  Адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения.
  К осуществлению адвокатской деятельности на всей территории Российской Федерации допускаются иностранные граждане и лица без гражданства, получившие статус адвоката в порядке, установленном федеральным законом. Адвокатов иностранного государства, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрирует Министерство юстиции Российской Федерации. Адвокату иностранного государства выдается свидетельство, подтверждающее регистрацию в реестре адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации и возможность оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права. Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается.
  Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.
  Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.
  Лицо, отвечающее требованиям, предусмотренным в ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ", вправе обратиться в квалификационную комиссию с заявлением о присвоении ему статуса адвоката. Претендент помимо заявления представляет в квалификационную комиссию копию документа, удостоверяющего его личность, анкету, копию трудовой книжки. Предоставление недостоверных сведений может служить основанием для отказа в допуске претендента к квалификационному экзамену. Квалификационная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с запросом о проверке либо подтверждении достоверности указанных сведений. После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену. Квалификационный экзамен состоит из письменных ответов на вопросы (тестирование) и устного собеседования. Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов, а также перечень вопросов, предлагаемых претендентам, разрабатываются и утверждаются советом Федеральной палаты адвокатов. После сдачи экзамена квалификационная комиссия принимает решение о присвоении претенденту статуса адвоката, которое вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката. Претендент, не сдавший квалификационный экзамен, допускается к его повторной сдаче не ранее чем через год. Со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты. Квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия соответствующего решения уведомляет территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение. Статус адвоката присваивается на неопределенный срок и не ограничивается определенным возрастом. Адвокат вправе осуществлять свою деятельность только в одном адвокатском образовании.
  Приостановление статуса адвоката влечет за собой приостановление действия в отношении данного адвоката гарантий, предусмотренных ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ". Статус адвоката приостанавливается по следующим основаниям:
  - избрание адвоката в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе;
  - неспособность адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности;
  - призыв адвоката на военную службу;
  - признание адвоката безвестно отсутствующим в установленном федеральным законом порядке.
  Решение о приостановлении статуса адвоката принимает совет Адвокатской палаты того субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате и уведомляет об этом в письменной форме территориальный орган юстиции, который, в свою очередь, вносит сведения о приостановлении либо возобновлении статуса адвоката в региональный реестр.
  Прекращение статуса адвоката происходит по следующим основаниям:
  - личное заявление адвоката в письменной форме о прекращении статуса адвоката;
  - вступление в законную силу решения суда о признании адвоката недееспособным или ограниченно дееспособным;
  - смерть адвоката или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
  - совершение поступка, порочащего честь и достоинство адвоката или умаляющего авторитет адвокатуры;
  - неисполнение либо ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем;
  - вступление в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении умышленного преступления.

<< Пред.           стр. 11 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу