<< Пред.           стр. 12 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

  Решение о прекращении статуса адвоката принимает совет адвокатской палаты того субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате. Территориальный орган юстиции, располагающий сведениями об обстоятельствах, являющихся основаниями для прекращения статуса адвоката, направляет представление о прекращении статуса адвоката в Адвокатскую палату.
 3. Права и обязанности адвокатов
  Следует различать профессиональные права и обязанности адвоката и его права и обязанности как члена сообщества адвокатов.
  Права и обязанности адвоката как члена адвокатского сообщества определяются ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" и учредительными документами Адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.
  Устав Адвокатской палаты Томской области, принятый в соответствии с ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ", закрепил положение, согласно которому адвокат - член Адвокатской палаты имеет право:
  - принимать участие в деятельности Палаты;
  - избирать и быть избранным в органы руководства Палаты в соответствии с порядком, определенным ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" и Уставом Адвокатской палаты Томской области;
  - получать необходимую информацию о деятельности Палаты;
  - требовать защиты и представления его интересов Палатой в отношениях с государственными и муниципальными органами, общественными и иными организациями.
  Адвокат - член Адвокатской палаты обязан:
  - честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами;
  - исполнять требования закона об обязательном участии защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам РФ бесплатно в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  - соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката;
  - постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию;
  - участвовать в деятельности Палаты;
  - отчислять за счет получаемого вознаграждения средства на общие нужды Палаты в размерах и порядке, определенном собранием (конференцией) Палаты;
  - исполнять решения органов управления Палаты и органов управления Федеральной палаты, принятые в пределах их компетенции.
  Профессиональные права и обязанности обусловлены видом адвокатской деятельности, которая урегулирована процессуальным законодательством РФ.
  Адвокатская деятельность - это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты прав, свобод и интересов последних.
 Участие адвоката по уголовным делам
  Адвокат вправе участвовать по уголовным делам в качестве защитника обвиняемого (подозреваемого, подсудимого), представителя потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя, а также оказывать юридическую помощь свидетелю.
  Адвокат, выступая в качестве представителя или защитника, правомочен:
  1) представлять права и законные интересы лиц, обратившихся за юридической помощью, во всех государственных и общественных организациях, в компетенцию которых входит разрешение соответствующих вопросов;
  2) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, которые обязаны в установленном порядке выдавать эти документы или их копии;
  3) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;
  4) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами;
  5) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность;
  6) совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
  В соответствии с УПК Российской Федерации защитник участвует в уголовном деле с момента:
  * вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого;
  * возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица;
  * фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях:
  - объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы;
  - начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления.
  Адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера.
  УПК Российской Федерации предусматривает случаи обязательного участия защитника в уголовном судопроизводстве.
  Участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если:
  * подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника;
  * подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним;
  * подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право нa защиту;
  * подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, нa котором ведется производство пo уголовному делу;
  * лицо обвиняется в совершении преступления, зa которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы нa срок свыше пятнадцати лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь;
  * уголовное дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей;
  * обвиняемый заявил ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в связи с его согласием с предъявленным обвинением.
  Защитник обязан использовать все указанные в законе средства и способы защиты в целях выявления обстоятельств, оправдывающих подозреваемого или обвиняемого, смягчающих их ответственность, оказывать необходимую юридическую помощь.
  С момента допуска к участию в уголовном деле защитник вправе:
  * иметь с подозреваемым, обвиняемым свидания;
  * собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи;
  * привлекать специалиста;
  * присутствовать при предъявлении обвинения;
  * участвовать в допросе подозреваемого, обвиняемого, а также в иных следственных действиях, производимых с участием подозреваемого, обвиняемого либо пo его ходатайству или ходатайству самого защитника в порядке, установленном настоящим Кодексом;
  * знакомиться с протоколом задержания, постановлением о применении меры пресечения, протоколами следственных действий, произведенных с участием подозреваемого, обвиняемого, иными документами, которые предъявлялись либо должны были предъявляться подозреваемому, обвиняемому;
  * знакомиться пo окончании предварительного расследования сo всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения в любом объеме, снимать зa свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств;
  * заявлять ходатайства и отводы;
  * участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций, а также в рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора;
  * приносить жалобы нa действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора, суда и участвовать в их рассмотрении судом;
  * использовать иные не запрещенные УПК Российской Федерации средства и способы защиты.
  Как представитель гражданского ответчика адвокат имеет те же права, что и представляемое им лицо.
  Строгое следование требованиям закона - обязательное условие деятельности адвоката. Это означает, что адвокат призван защищать не любые интересы лица, а только законные. Средства и методы осуществляемой адвокатом защиты должны быть основаны на законе. Адвокат не вправе в интересах клиента представлять правоохранительным органам подложные документы, сфальсифицированные доказательства, воздействовать на следователей, потерпевших с целью склонить их к даче ложных показаний или принудить к отказу от показаний.
  Адвокат обязан:
  1) честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством РФ средствами;
  2) исполнять требования закона;
  3) постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию;
  4) соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката.
  За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей адвокат несет ответственность, предусмотренную ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" и учредительными документами Адвокатской палаты субъекта федерации.
 Участие в суде по гражданским делам в качестве представителей истцов, ответчиков, других лиц, участвующих в деле
  Права и обязанности адвоката, участвующего в гражданском деле, предусмотрены Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Право адвоката на выступление в суде в качестве представителя удостоверяется ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием.
  ГПК Российской Федерации предусматривает возможность участия адвоката в качестве представителя по назначению суда в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях.
  Представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия. В то же время право представителя на подписание искового заявления, предъявление его в суд, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, передачу полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом.
 Участие в производстве по делу
 об административном правонарушении
  Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
  В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым соответствующим адвокатским образованием (ст. 25.5 КоАП РФ).
  Адвокат допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением адвокат (защитник) допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.
  Адвокат, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
 Оказание юридической помощи индивидуальным предпринимателям, организациям, учреждениям, предприятиям различных форм собственности
  Индивидуальные предприниматели, различные учреждения, организации, предприятия могут заключить договор с адвокатом или управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей на юридическое обслуживание. Адвокат помогает разрешать все возникающие правовые вопросы. За эти услуги адвокатскому образованию ежемесячно перечисляется обусловленная договором денежная сумма.
  Рассмотренные формы деятельности адвокатуры не являются исчерпывающими. Адвокат вправе оказывать любую правовую помощь любому лицу, представлять клиента и защищать его интересы в любом государственном органе, в любой организации, предприятии, фирме и т.п.
 4. Поощрения и дисциплинарная ответственность адвокатов
  За нарушение законов, недобросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей и обязанностей как члена адвокатуры адвокат может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
  Жалобы на действия (бездействие) адвокатов, связанные с осуществлением ими профессиональных обязанностей, рассматриваются советом адвокатской палаты, с учетом заключения квалификационной комиссии.
  Установление мер поощрения и видов ответственности находится в компетенции собрания (конференции) адвокатской палаты.
 5. Порядок оплаты труда адвокатов
  Адвокаты участвуют в уголовном деле в качестве защитников по назначению и по соглашению.
  При участии в предварительном расследовании и в суде по назначению труд адвоката оплачивается за счет федерального бюджета по установленным в законе ставкам.
  При участии в уголовном или в ином другом деле по соглашению оплата труда адвоката осуществляется по взаимному согласию между адвокатом и клиентом. Конкретные ставки законом не определены. Сумма гонорара зависит от сложности дела, опытности и известности адвоката и от материального положения клиента.
  Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом, на оказание юридической помощи. Если адвокат обслуживает фирму, предприятие, учреждение, то в зависимости от формы адвокатского образования также заключается соглашение либо с заведующим коллегии адвокатов, либо с заведующим юридической консультацией, в котором определяется объем оказываемых услуг и денежная сумма, перечисляемая ежемесячно за эти услуги на расчетный счет организации.
  Ежемесячно адвокат сдает отчет об объеме проделанной за месяц работы. В нем указывается и сумма денег, которые поступили за эту работу. Из указанной суммы вычитаются денежные средства, необходимые для содержания адвокатской палаты.
  Кроме того, адвокаты обязаны оказывать бесплатно юридическую помощь в случаях, установленных в законе. В соответствии ч. 1 ст. 26 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" юридическая помощь бесплатно оказывается гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины. В Законе дан перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, определены виды юридической помощи, оказываемой бесплатно.
  За субъектами Российской Федерации закрепляются: 1) право определения прожиточного минимума на соответствующей территории; 2) право определения перечня документов, необходимых для освобождения от оплаты юридической помощи, и порядок представления этих документов.
  Перечень документов, представляемых для получения бесплатной юридической помощи, везде примерно одинаковый. Как правило, это заявление об оказании бесплатной юридической помощи, паспорт или иной документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации; справки о составе семьи и размере доходов каждого из ее членов; удостоверение ветерана Великой Отечественной войны; свидетельство о праве на льготы, выдаваемое лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.
  Юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного законом соответствующего субъекта Российской Федерации, оказывается бесплатно в следующих случаях:
  1) истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
  2) ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
  3) гражданам Российской Федерации - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
  4) гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией.
  Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  Кроме того, суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях.
 
 
 Раздел 5. СИСТЕМА ОРГАНОВ УГОЛОВНОЙ ЮСТИЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ
 Тема 22. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
 ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
  1. Австрия.
  2. Англия и Уэльс.
  3. Бельгия.
  4. Германия.
  5. Греция.
  6. Дания.
  7. Ирландия.
  8. Испания.
  9. Италия.
  10. Люксембург.
  11. Нидерланды.
  12. Португалия.
  13. Финляндия.
  14. Франция.
 
  Органы уголовной юстиции любой страны занимают центральное место в правоохранительной системе в силу их большой значимости с точки зрения защиты прав и свобод граждан и интересов общества.
  Систему органов уголовной юстиции большинства зарубежных стран составляют органы расследования (как правило, полиция), прокуратура и суд.
 1. Австрия
  Органами расследования в Австрии являются полиция, прокуратура и следственные судьи.
  Полиции принадлежит вспомогательная роль. Она действует в составе органов общественной безопасности, возглавляемых министром внутренних дел, по указаниям (поручениям) прокуратуры или следственных судей.
  На федеральном уровне управление полицией осуществляет генеральный директорат общественной безопасности, в подчинении которого находятся федеральные полицейские директораты (всего - девять) и районные полицейские комиссариаты (всего - двадцать три).
  В структуре Генерального директората образовано отделение уголовных расследований, в федеральных полицейских директоратах - инспектораты уголовных расследований.
  Полицейский директорат Вены фактически выполняет роль центрального полицейского органа Австрии, и по этой причине ему подчинены все нижестоящие органы и службы по вопросам, касающимся уголовных расследований.
  Функции полицейского расследования уголовных дел непосредственно возложены на корпус (контингент) дознавателей (должностные лица, ведущие расследование), состоящих при полицейских директоратах и комиссариатах. В их обязанности входят: раскрытие преступлений, розыск подозреваемых и слежка (наблюдение за преступниками). В неотложных случаях (например, при угрозе жизни, здоровью, свободе или собственности) аналогичные функции (в пределах первой всесторонней помощи) могут исполнять должностные лица иных органов и служб Министерства внутренних дел (таких, как Федеральная жандармерия или Гвардия безопасности, ответственных за охрану порядка), а также служащие муниципальной полиции.
  Австрийская прокуратура (Государственная обвинительная служба) организована как судебная административная власть, в компетенцию которой входят досудебное расследование и поддержание обвинения в судах.
  Функции прокуроров осуществляют агенты (служащие) прокуратур при районных судах, государственные обвинители судов первой инстанции, старшие государственные обвинители судов первой инстанции, а также генеральный атторней и его заместители при Верховном суде.
  Прокуроры при выполнении своих обязанностей независимы от судов, при которых они состоят. Их взаимоотношения строятся на основе субординации: государственные обвинители судов первой инстанции подчинены старшим государственным обвинителям, а последние и генеральный атторней - министру юстиции.
  Досудебное расследование прокуратуры корреспондирует ее функциям возбуждения уголовного преследования и поддержания обвинения в судах.
  Все сообщения о посягательствах на уголовный закон должны немедленно передаваться прокурору, который исследует полученную информацию и принимает меры для установления и розыска преступ-
 ников.
  В ходе расследования прокурор уполномочен контактировать с полицейскими и представителями других властей (включая следственного и районного судей) и пользоваться их помощью. Например, он может поручить собирание фактических данных (доказательств), необходимых для возбуждения уголовного преследования.
  Следственный судья суда первой инстанции и районный судья вправе проводить указанные действия и по собственной инициативе, но с обязательным уведомлением прокурора, принимающего окончательное решение по результатам досудебного расследования.
  При производстве по делам о преступлениях и уголовных проступках, подведомственных суду присяжных, заочном рассмотрении дела, решении вопроса о помещении лица в специальное медицинское учреждение, а также при ходатайстве частного обвинителя требуется предварительное судебное следствие. Его самостоятельно проводит следственный судья первой инстанции. По его поручению и под непосредственным руководством отдельные следственные действия может выполнять районный судья.
  Совещательная палата суда первой инстанции (орган судебного контроля за возбуждением уголовного преследования и предварительным расследованием), состоящая из трех профессиональных судей под председательством президента суда или его заместителя, может обязать районного судью полностью осуществить предварительное судебное следствие. При этом палата вправе в любой момент вернуть дело следственному судье.
  В случае, если следственный судья считает, что в производстве следствия нет необходимости, дальнейший ход следствия зависит от решения совещательной палаты, а при несогласии с ней прокурора или частного обвинителя - от суда второй инстанции.
  Независимо от формы расследования уголовных дел (досудебной или судебной) принесение обвинительного акта является прерогативой прокуратуры.
  Судебная система Австрии относится к сфере ответственности федеральных властей. Соответственно все суды считаются федеральными.
  Юрисдикция уголовных судов осуществляется следующими судами: районными (образованными на территории одной или нескольких коммун), региональными (земельными судами первой инстанции, сформированными на территории, находящейся под юрисдикцией нескольких районных судов), высшими судами земель (апелляционными судами второй инстанции, созданными на территории, подпадающей под юрисдикцию двух и более судов первой инстанции), судами присяжных (имеющими особую юрисдикцию) и Верховным судом (чья юрисдикция охватывает территорию всей страны).
  Районный суд действует в составе одного профессионального судьи, рассматривая дела только по первой инстанции. Его компетенция распространяется на дела о преступлениях и уголовных проступках, за которые максимальное наказание не может превышать шести месяцев тюремного заключения, на некоторые категории дел, неподведомственные суду присяжных (кража без отягчающих обстоятельств, телесные повреждения без длительного расстройства здоровья и др.).
  Земельный суд первой инстанции может выступать в качестве суда шеффенов, единоличного судьи, судебного сената и суда по делам несовершеннолетних.
  Суд шеффенов включает двух профессиональных судей (один из которых председательствует в судебном разбирательстве) и двух шеффенов (непрофессиональных судей), обладающих равными правами в ходе слушания дела. Возможно привлечение запасных судьи и шеффена. В таком составе названный суд рассматривает дела о преступлениях и проступках, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более трех лет, а при совершении "кражи со взломом" - пяти лет. Кроме того, с участием шеффенов в суде первой инстанции слушаются дела о некоторых должностных преступлениях, об уголовных правонарушениях, угрожающих жизни, здоровью, неприкосновенности личности, свободе и собственности значительного числа лиц, о преступных посягательствах на общественный порядок.
  В единоличном порядке земельный суд первой инстанции компетентен по делам о "краже со взломом", а также о преступлениях, за которые предусмотрено наказание от шести месяцев до трех лет тюремного заключения. Дела, подпадающие под юрисдикцию районного суда, суда шеффенов и суда присяжных, исключены из ведения единоличного судьи.
  Судебный сенат - коллегиальный орган суда первой инстанции. Он состоит из трех профессиональных судей (один из которых - председательствующий) и является апелляционной и контрольной инстанцией для районного суда.
  Как суд по делам несовершеннолетних (лиц, не достигших 18 лет к началу слушаний) суд первой инстанции действует в составе двух профессиональных судей (один из которых - председательствующий) и двух шеффенов, имеющих по своей основной профессии отношение к воспитанию несовершеннолетних. В случае, когда привлечь таких заседателей к разбирательству невозможно, других подбирают по признаку одинаковой половой принадлежности с обвиняемым. В названном качестве этот суд рассматривает дела по первой инстанциям и может быть для районных судов апелляционной инстанцией.
  Суд присяжных имеет в своем составе трех профессиональных судей (один из которых председательствует) и восемь присяжных. В необходимых случаях допускается привлечение запасных судей (не более двух) и присяжных (не более четырех). Данному суду подведомственны дела о политических преступлениях, деяниях, направленных против высших органов государства, вооруженных заговорах, а также обо всех уголовно наказуемых посягательствах, наказание за которые - пожизненное заключение или тюремное заключение на срок не менее десяти лет.
  Если указанный суд рассматривает дела о преступлениях несовершеннолетних, то в его составе должно быть четыре присяжных, чья профессия связана с воспитанием подрастающего поколения и чей пол (как минимум двоих из них) совпадает с полом обвиняемых. В этом своем качестве суд компетентен осуществлять слушание дел о политических преступлениях и всех иных преступлениях, за которые возможно наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет и выше.
  Высший суд земли (суд второй инстанции) - это апелляционная инстанция для суда присяжных, суда шеффенов и единоличного судьи суда первой инстанции. В его компетенцию входит также осуществление контроля за деятельностью нижестоящих судов. Кроме того, он может по первой инстанции выступать в качестве суда шеффенов по делам несовершеннолетних. Постоянный состав высшего суда - трое профессиональных судей, образующих сенат.
  Верховный суд Австрии действует обычно в составе пяти профессиональных судей (сената). Он является кассационной и последней судебной инстанцией в стране, рассматривая жалобы на решения суда шеффенов и суда присяжных, на нарушения закона и по поводу чрезвычайного возобновления уголовного дела, а также на некоторые другие решения. В отношении всех уголовных судов Австрии Верховный суд осуществляет высший судебный надзор.
 2. Англия и Уэльс
  В большинстве случаев предварительное расследование в Англии и Уэльсе проводится полицией. В силу исторических причин в стране никогда не было полиции на общенациональном уровне. Всего существует сорок три полицейских органа на местном уровне, обладающих определенной автономией. Общее руководство полицией осуществляет министр внутренних дел (по закону "О полиции" 1964 г.). Он вправе сокращать финансирование полиции из правительственных фондов, отстранять от должности начальников полицейских формирований и т.п. Однако непосредственный контроль за ходом предварительного расследования он не осуществляет.
  Полномочия полиции по розыску и собиранию доказательств, применению мер принуждения в отношении подозреваемых (обвиняемых) вытекают из ее обшей обязанности по поддержанию общественного порядка ("королевского мира"). Судебный контроль за полицейским расследованием, как и в других западных странах, осуществляют путем выдачи судебных приказов - санкционирования - о применении тех или иных мер.
  До 1985 г. практически только полиция (в отдельных случаях - таможенные и иные органы) принимала решение о возбуждении уголовного дела и занималась расследованием преступлений. После принятия Закона "О расследовании преступлений" 1985 г. была создана Государственная обвинительная служба с возложением на нее задачи расследования всех преступлений в Англии и Уэльсе. Эта служба была призвана компенсировать недостатки полицейского расследования, приводящего нередко в силу недостаточности собранных доказательств к судебным ошибкам и неправильным решениям. Государственную обвинительную службу возглавляет директор публичных преследований, который подотчетен генерал-атторнею, парламенту и правительству. Директор публичных преследований располагает разветвленным аппаратом заместителей и назначает королевских обвинителей. Полиция, подчиненная министру внутренних дел, тем не менее продолжает оставаться основным органом расследования.
  Высшая судебная инстанция в Соединенном Королевстве - Палата лордов. Она принимает к рассмотрению апелляции, главным образом по вопросам права, на постановления по уголовным делам, внесенные апелляционными инстанциями Англии и Уэльса. От имени Палаты лордов дела рассматривает суд Палаты лордов, который состоит из возглавляющего его лорда-канцлера, "ординарных лордов по апелляции" и тех пэров - членов Палаты лордов, которые в прошлом занимали высшие судебные должности, включая всех бывших лордов-канцлеров. "Ординарных лордов по апелляции" назначают в Палату лордов из числа опытных юристов, как правило, членов апелляционного суда. Дела в суде Палаты лордов от имени всей палаты рассматривают не менее трех лордов. Принятое большинством голосов заключение суда Палаты лордов передают в суд, вынесший обжалованный приговор, который и выносит окончательное постановление по делу в соответствии с рекомендациями Палаты лордов.
  Верховный суд Англии и Уэльса, возглавляемый в качестве председателя лордом-канцлером, включает в себя три самостоятельных судебных учреждения - Апелляционный суд, Высокий суд и Суд Короны. Уголовное отделение Апелляционного суда рассматривает в коллегии из трех и более судей апелляции на постановления других судов. Высокий суд имеет три отделения, одно из которых - Отделение королевской скамьи - занимается, главным образом, рассмотрением апелляций на приговоры магистратских судов по уголовным делам, обычно в коллегиях из двух или трех судей. В Отделении королевской скамьи при определенных условиях слушания по делу могут проходить с участием присяжных.
  Суд Короны, созданный в 1971 г. взамен ряда прежних судебных учреждений, рассматривает дела по первой инстанции, обязательно с участием присяжных (в других уголовных судах присяжных нет), дела о преследуемых по обвинительному акту, то есть о более серьезных преступлениях, а также апелляции на приговоры магистратских судов. Суд Короны считается единым судом и регулярно проводит заседания по своим округам, центры которых расположены в крупнейших городах Англии и Уэльса. Жюри заседает под председательством судьи с участием двенадцати (иногда одиннадцати или даже десяти) присяжных заседателей. Решение (вердикт) присяжные принимают не единогласно (как ранее), но абсолютным большинством голосов. Оправдательные приговоры, вынесенные судом присяжных, апелляционному обжалованию не подлежат. Если участие присяжных не требуется, дела в Суде Короны судьи рассматривают единолично. В качестве судей в Суде Короны выступают судьи Высокого суда, окружные судьи, а также рекордеры-юристы, исполняющие обязанности судей "по совместительству". Апелляционные жалобы судьи или рекордеры рассматривают с участием мировых судей.
  Все названные суды относятся к категории высших. К низшим в Англии и Уэльсе относятся магистратские суды. Они рассматривают в суммарном порядке (без присяжных) основную массу уголовных дел (около 97%). Данные суды могут приговаривать осужденных лишь к штрафу либо лишению свободы на срок, как правило, не более шести месяцев. Если магистраты приходят к выводу, что подсудимый заслуживает более сурового наказания, дело передают на рассмотрение Суда Короны. Магистраты проводят также предварительное слушание по делам, где обвиняемый преследуется по обвинительному акту. В ходе этих слушаний они решают вопрос, имеется ли достаточно доказательств для предания обвиняемого Суду Короны. Магистраты, иногда по традиции называемые мировыми судьями, в большинстве своем
 (а всего их свыше 20 тыс.) не являются профессиональными юристами и могут не иметь юридического образования. Магистратские суды рассматривают дела лишь в коллегиях, чаще всего из двух-трех человек.
  Особую, достаточно малочисленную, группу составляют платные магистраты: они назначаются из юристов и рассматривают дела единолично. Некоторые магистратские суды по решению собрания судей получают право рассматривать дела о правонарушениях несовершеннолетних. Такие суды рассматривают дела о преступлениях, совершенных подростками и лицами в возрасте до 21 года.
  Все судейские должности в Великобритании замещаются по назначению, а не в результате выборов. Судей высших судов назначает королева по рекомендации лорда-канцлера, судьей низших судов - лорд-канцлер. Традиционно судьи высших судов назначались из числа адвокатов привилегированной категории - барристеров, но в последнее время такая возможность (при определенных обстоятельствах) появилась и у солиситоров. Судей Верховного суда назначают из числа барристеров с не менее чем десятилетним стажем; окружных судей - из числа барристеров с таким же стажем или из числа рекордеров, занимающих эту должность не менее трех лет. В свою очередь, рекордером, то есть частично занятым в этом качестве судьей, может быть назначен либо барристер с не менее чем десятилетним стажем, либо солиситор с таким же стажем. Судей высших судов назначают на должность пожизненно. В возрасте 72 и 75 лет, в зависимости от должности, по сложившейся традиции они уходят в отставку, а до этого могут быть смещены со своего поста лордом-канцлером по причине недееспособности или за недостойное поведение. Рекордеров назначают на их должности на определенный срок. Мировые судьи уходят со своих постов традиционно по достижении 70 лет, а платные магистраты - 65 лет, но и те и другие могут быть смещены до этого лордом-канцлером без указания причин.
 3. Бельгия
  Органами, осуществляющими расследование в Бельгии, являются полиция, прокуратура и суд.
  Полиция подразделяется на жандармерию, общую и судебную полицию. Жандармерия организована на национальном уровне и подчинена министерствам юстиции и внутренних дел. Общая и судебная полиция действует на местном уровне (в городах и коммунах), хотя теоретически последняя имеет национальную компетенцию. Практически все виды полиции имеют общую компетенцию по расследованию преступлений независимо от их характера или серьезности. На деле это создает проблемы, связанные, например, с нездоровой конкуренцией, осложняемой полным отсутствием координации.
  Служащие полиции обязаны составлять письменные отчеты об обнаруженных ими преступлениях и сообщать о них прокурору. Причем полиция не может самостоятельно, по своей инициативе осуществлять расследование, и поэтому ее служащие должны после уведомления прокурора о случившемся ждать от него соответствующих указаний.
  Руководителем расследования является прокурор. Он решает, какие действия необходимо предпринять после получения письменного отчета полиции об обнаружении преступления, и может на любом этапе прекратить дело.
  Прокурор обладает общей компетенцией по расследованию преступлений и теоретически может полностью осуществлять исследование обстоятельств дела. Практически же расследование проводит полиция по указаниям прокурора. Этот тип расследования является преобладающим, хотя и не регулируется уголовно-процессуальным законом. Единственное ограничение, накладываемое законом на прокурора в данном отношении, заключается в том, что он не вправе избирать меры принуждения, затрагивающие фундаментальные права и свободы обвиняемого (предварительное заключение, конфискация (выемка) и т.п.). Эти меры могут быть приняты только судьей.
  Судья осуществляет досудебное расследование в редких случаях: по сложным категориям дел или когда нужно применить необходимые меры принуждения. Причем без формального запроса прокурора судья не вправе начинать расследование. Кроме того, судья не может выйти за пределы прокурорского запроса и исследовать обстоятельства другого, даже связанного с указанным в запросе, преступления.
  Следственный судья по закону имеет общую компетенцию по расследованию преступлений, однако практически лишь дает указания полиции о том, какие действия следует произвести.
  Дисциплинарный контроль за судом осуществляет прокурор, но это не касается следственных действий. Однако такой контроль судьи воспринимают как негативное вмешательство в их дела, что создает напряжение в отношениях между ними и прокурором.
  Для бельгийского уголовного процесса характерна дихотомия, то есть разделение на две стадии: досудебную и стадию судебного разбирательства. Следственные судьи и суды, выступающие в качестве органа, расследующего преступления, - субъекты судопроизводства, которые не выносят окончательного решения по делу, но имеют различные полномочия в досудебной стадии, а суды первой инстанции рассматривают дело по существу на стадии судебного разбирательства. Судебными органами, наделенными специальной компетенцией в досудебной стадии, являются следственный судья, следственная палата (первая инстанция), обвинительная камера (вторая инстанция).
  Должность следственного судьи характерна, главным образом для инквизиционной системы уголовного судопроизводства. Он выступает в качестве судьи первой инстанции, которого назначают с целью проведения предварительного расследования. Следственный судья не выносит решения по существу, то есть он никогда не постановляет приговор, не назначает наказание. Напротив, его задача - руководить предварительным судебным следствием. При этом он может выполнять такие задачи, как выдача ордера на арест или на обыск. Таким образом, следственный судья соединяет в себе две функции - функцию следователя (его обязанность - расследование преступления) и функцию судьи (при избрании меры пресечения).
  Ничего особенного в применении следственным судьей мер пресечения нет - действуют те же правила, что и в системе общего права. Однако существенно то, что следственный судья принимает решения не только по поводу мер пресечения, но и всего расследования. Следственный судья рассматривает вопрос не только о законности и обоснованности мер пресечения, которые хотят избрать полиция или прокуратура, но и о соответствии избранной меры обстоятельствам дела. Кроме того, следственный судья в силу занимаемой должности становится руководителем расследования (при условии, что к нему с запросом обратился прокурор). Он должен собирать необходимые доказательства абсолютно объективно, чтобы установить материальную истину.
  Сущность правового статуса следственного судьи состоит в том, что он - беспристрастный судья, чья обязанность - собирание доказательств как в пользу, так и против обвиняемого. В последнее время роль следственного судьи в расследовании преступлений несколько уменьшилась, так как большинство дел теперь расследует прокурор посредством так называемых "информации" и "инструкции".
  Следственная палата - структурное подразделение суда первой инстанции ("трибунала большой инстанции") - обладает обширной компетенцией в отношении возбужденного уголовного дела, проверяя законность и обоснованность уголовного преследования, проведенных следственных действий. Для работы по сложным уголовным делам следственная палата привлекает трех дополнительных судей. Палата призвана осуществлять всеобъемлющий контроль за правильностью следствия, только она вправе информировать общественность и прессу (в форме кратких коммюнике) о ходе расследования. По существу принятых мер принуждения следственная палата выносит мотивированное постановление.
  Обвинительная камера - палата апелляционного суда - выступает в качестве следственного органа второй инстанции. Она осуществляет надзор за деятельностью следственных судей, обладая правом наложения на них дисциплинарных взысканий. Вопрос о предании суду решает также обвинительная камера.
  Судопроизводство в Бельгии, подобно многим другим странам, базируется на разграничении правонарушений в уголовном праве, которые делят на три категории: а) преступления (деяния, наказываемые лишением свободы на срок пять лет и более); б) уголовные деликты (деяния, наказываемые лишением свободы на срок от восьми дней до пяти пет либо крупным штрафом); в) проступки (деяния, наказываемые арестом до семи дней либо незначительным штрафом). В соответствии с этим делением организована триединая судебная система. Преступления рассматриваются судом присяжных заседателей (жюри), деликты - исправительным трибуналом, который является палатой суда первой инстанции, состоящей из профессиональных судей, и проступки - единолично судьей полицейского трибунала.
  В настоящее время это деление несколько размыто. Согласно правилу о подсудности, преступления (первая категория правонарушений) должны рассматриваться судом присяжных, теперь же большинство из них подсудно исправительным трибуналам. Лишь наиболее тяжкие преступления (за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двадцати лет) подведомственны судам присяжных, а остальные преступления преобразованы путем так называемой "процедуры исправления" в деликты, то есть подпадают под юрисдикцию исправительных трибуналов.
  Суд присяжных - не постоянно действующий орган, он собирается лишь в случае внесения обвинительной камерой обозначенной категории дел. Указанный суд состоит из трех профессиональных судей и двенадцати представителей общественности, выбираемых путем жеребьевки. Суд присяжных может назначить наказание вплоть до смертной казни (которая, впрочем, обычно заменяется пожизненным заключением).
  Деликты рассматривает исправительный трибунал, который не может назначить наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет, однако за "исправленные" преступления он может назначить более строгое наказание.
  Полицейскому трибуналу подсудны проступки. Но существует масса нормативных актов, "передающих" деликты (по общему правилу подведомственные исправительным трибуналам) под юрисдикцию полицейских трибуналов. Один из самых распространенных примеров - нарушение правил дорожного движения, которое является деликтом, но рассматривается не исправительным, а полицейским трибуналом.
  Классификация судов, упомянутых выше, основана на характере правонарушения. Этот тип классификации обозначен в законодательстве как "юрисдикция" (подсудность). Кроме этой классификации, есть и другая, в основу которой положен персональный критерий: а) военные суды (в отношении военнослужащих); б) суды по делам несовершеннолетних (лиц моложе 18 лет); в) первая гражданская палата апелляционного суда, обладающая исключительной компетенцией рассматривать уголовные дела обвиняемых в совершении преступлений судей и прокуроров.
 4. Германия
  Органом расследования (дознания) в Германии выступает прокуратура, в подчинении которой находится полиция. В соответствии с законом полиция может действовать только по инструкции прокурора, но на практике осуществляет расследование самостоятельно.
  Полицейская служба Германии входит в состав Министерства внутренних дел и является строго иерархической организацией, включающей в себя всех полицейских чиновников - от министра до сельского полицейского.
  Органы полиции создаются на трех административных уровнях: в крупных городах - полицейские президиумы, в других территориальных единицах, объединяющих небольшие города, деревни и сельские районы, - полицейские дирекции и инспекции. В пределах этих полицейских сил имеется внутреннее деление на общую и уголовную полицию. Общая полиция занимается расследованием мелких (малозначительных) преступлений, уголовная - серьезных преступлений.
  На федеральном уровне существует федеральное управление уголовной полиции. Оно выполняет в основном координирующую функцию и функцию поддержки местных подразделений. Управление может расследовать ограниченное число категорий уголовных дел об особо опасных преступлениях (например, фальшивомонетничество, терроризм и т. п.).
  Прокуратура в Германии является составной частью Министерства юстиции. В то же время она организована как единая централизованная структура, непосредственно подчиняющаяся министру юстиции и обладающая определенными обвинительными полномочиями перед судом.
  Система органов прокуратуры в целом соответствует системе судов, в рамках которой прокуроры поддерживают обвинение.
  На федеральном уровне существует федеральная прокуратура. Ее компетенция охватывает только особо опасные преступления.
  Органы прокуратуры по закону должны расследовать преступления, выявляя как уличающие, так и оправдывающие обстоятельства. В случае обнаружения достаточных доказательств для уголовного преследования прокурор обязан принести обвинение перед судом. Без этого формального акта суд не может осуществлять разбирательство дела.
  В суде прокурор выступает в качестве представителя государственных интересов и несет бремя доказывания виновности подсудимого.
  Судебная система Германии делится на общие и специальные суды. Общие суды осуществляют производство по гражданским и уголовным делам, специальные - по административным, финансовым и другим категориям дел.
  Уголовные (общие) суды образуют четырехзвенную систему: участковые (местные) суды, земельные суды, верховные суды земель, Верховный суд Германии.
  Участковые суды рассматривают по первой инстанции дела о преступлениях, наказание за которые не может превышать трех лет лишения свободы (легкие и средней тяжести преступления). Серьезные преступления (убийства, изнасилования, экономические преступления и т.п.) подпадают под юрисдикцию земельных судов, которые выступают в этом случае в качестве судов первой инстанции. Кроме того, действующие в составе земельных судов камеры (палаты) являются судами второй (кассационной) инстанции для местных судов. Камеры земельных судов также рассматривают по первой инстанции дела о тяжких и особо тяжких преступлениях.
  К исключительной компетенции Верховного суда земли относится рассмотрение по первой инстанции дел о терроризме, государственной измене и т.п. Действующий в его составе сенат выступает в качестве суда второй (кассационной) инстанции по отношению к земельным судам.
  Верховный суд Германии выступает только в качестве суда второй инстанции, и его сенат пересматривает в ревизионном порядке приговоры земельных и верховных земельных судов.
  Порядок разбирательства в германских судах может быть единоличным и коллегиальным.
  В участковом суде дела рассматривают либо единоличный судья, либо судья-профессионал и два шеффена (заседателя).
  Земельный суд состоит из большой и малой камер (палат), выступающих соответственно в качестве судов первой и второй инстанций. Большая камера рассматривает дела в составе трех судей и двух шеффенов, малая - судьи и двух шеффенов.
  Верховный земельный суд (точнее, его сенат по уголовным делам) рассматривает дела по первой инстанции в составе пяти судей, во второй инстанции - трех.
  Верховный суд Германии (его сенат по уголовным делам) рассматривает дела в составе пяти судей.
  В рамках системы общих судов Германии существуют так называемые молодежные суды, в юрисдикции которых находятся дела о преступлениях несовершеннолетних. Эти суды не являются самостоятельными судебными органами и действуют в составе соответствующих судов. На уровне участкового суда - единоличный судья по делам молодежи или молодежный суд (один судья и два шеффена). На уровне земельных судов - большая и малая камеры (палаты) по делам молодежи.
  Пересмотр дел о преступлениях несовершеннолетних в вышестоящих судах осуществляется в общем порядке. Суд присяжных по законодательству Германии не предусмотрен.
 5. Греция
  Расследование уголовных дел в Греции осуществляет полиция (под руководством прокурора) или следственный судья.
  Полиция в Греции организована в соответствии с административно-территориальным делением страны в рамках Министерства общественного порядка. Каждая область (префектура) страны имеет свой полицейский участок (директорат), за исключением двух крупнейших префектур, где образованы генеральные (главные) директораты. Директораты возглавляют генерал-майоры полиции и директора (полковники) полиции. В пределах своих участков они осуществляют обычные полицейские функции, связанные с обеспечением общественного порядка. Все региональные полицейские директораты располагают специальным штатом для расследования уголовных дет по малозначительным преступлениям, однако самостоятельных решений о признании того или иного лица обвиняемым они не принимают. Это прерогатива прокуратуры. Особой судебной или уголовной полиции в Греции не существует.
  Греческая прокуратура образуется в рамках судебной организации, поэтому прокурор считается судебным должностным лицом, в задачи которого входят охрана закона и защита прав граждан вообще. Он как бы находится при суде, представляя объективный государственный интерес.
  Основные принципы организации и деятельности греческой прокуратуры - иерархичность и неделимость.
  Иерархичность означает, что все нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящему, обязаны выполнять его распоряжения и следовать его инструкциям. Однако сказанное не исключает возможности в расхождении во мнениях с вышестоящим прокурором и самостоятельности нижестоящего в принятии решений в ходе и в результате судебного разбирательства.
  Неделимость прокуратуры связана с ее иерархичностью, организацией в виде пирамидальной структуры где каждый служащий (прокурор) действует от имени главы всего учреждения (главного прокурора), является его представителем. Соответственно действия, выполненные подчиненными, всегда приписывают прокурору.
  В обязанности прокурора входят проведение объективного расследования, принесение формального обвинения против подозреваемых в совершении преступлений и поддержание обвинения перед судом.
  В большинстве случаев (по делам о малозначительных преступлениях) прокурор осуществляет расследование через полицию, которая представляет ему результаты в виде соответствующего резюме. По делам о более серьезных преступлениях он может поручить дело следственному судье. В случае, если доказательств достаточно для обвинения, прокурор передает обвиняемого непосредственно в суд. В целях обеспечения надежности обвинения прокурор может делать предварительные запросы в различные учреждения, гражданам и должностным лицам.
  Прокурор вправе обжаловать любые судебные решения.
  Будучи в принципе независимым судебным должностным лицом, прокурор в некоторых случаях обязан подчиниться указаниям апелляционного суда (его пленарного заседания) или министра юстиции принести обвинение по определенному делу Однако никто не может помешать ему в случае несогласия с обвинением потребовать вынести оправдательный приговор.
  Судебная организация Греции предполагает существование двух различных типов судов, соответствующих двум судебным стадиям предварительного судебного производства и судебного разбирательства.
  Компетентными судебными органами предварительного производства являются следственный судья и судебный совет.
  Следственный судья - это судья суда первой инстанции, назначаемый на должность президентским постановлением сроком на два года. Он осуществляет предварительное судебное расследование (так называемое главное или обычное) по делам о тяжких преступлениях, а также решает вопросы о применении мер процессуального принуждения.
  Судебный совет - палата в суде первой инстанции или апелляционном суде. Состоит из трех профессиональных судей. Проводит слушания по поводу отводов в закрытых заседаниях. Судебный совет второй инстанции (апелляционного суда) рассматривает жалобы на решения судебного совета первой инстанции. Решения обоих советов должны быть аргументированы и могут быть обжалованы в кассационном порядке в Верховный суд Греции.
  Судебными органами, рассматривающими дела по существу, являются магистраты (суды магистратов), суды первой инстанции, апелляционные суды, суды присяжных (смешанные суды) и Верховный суд. Организация этих судов основана на разделении всех преступлений в уголовном кодексе по степени тяжести.
  Магистраты (один профессиональный судья) - низшая судебная инстанция, под юрисдикцию которой подпадают дела о малозначительных, мелких преступлениях. Производство в судах магистратов носит упрощенный, суммарный характер.
  Суд первой инстанции рассматривает дела о серьезных преступлениях и пересматривает в порядке обжалования магистратские решения.
  Апелляционные суды (несмотря на название) вправе рассматривать отнесенные к их компетенции дела о тяжких и особо тяжких преступлениях (фелониях), а также преступлениях, совершенных адвокатами, судьями, епископами и префектами. Они также компетентны пересматривать решения нижестоящих судов.
  Суды присяжных разбирают дела о фелониях. Их решения могут быть обжалованы в апелляционные суды присяжных.
  Верховный суд - высшая судебная инстанция Греции, куда могут быть обжалованы решения нижестоящих судов. Он выступает только в качестве апелляционного суда.
  Суд присяжных (смешанный уголовный суд), действующий по первой инстанции, состоит из председателя суда, двух профессиональных судей того же суда и четырех присяжных заседателей (судебных асессоров). Смешанный апелляционный суд в своем составе имеет председателя апелляционного суда, двух профессиональных судей того же суда и четырех присяжных.
  Апелляционный суд является сугубо профессиональным. Он может действовать в двух составах: с тремя и с пятью судьями.
  Апелляционный суд с тремя членами (председатель этого суда и два судьи) пересматривает решения суда с тремя членами, а также разбирает дела о подсудных ему фелониях по существу.
  Апелляционный суд с пятью членами (председатель этого суда и четыре судьи) пересматривает решения, вынесенные апелляционным судом с тремя членами, а также разбирает дела о терроризме.
  Суд первой инстанции может состоять из трех или одною профессионального судьи.
  Суду первой инстанции с тремя членами подсудны все дела за исключением тех, которые отнесены к ведению смешанных уголовных судов, апелляционных судов, судов с одним членом и судов по делам несовершеннолетних.
  Суд с одним членом заслушивает менее серьезные преступления, а также пересматривает дела магистратов.
  Суды магистратов рассматривают дела о малозначительных преступлениях, за исключением тех, которые находятся в юрисдикции судов с тремя членами (преступления, совершенные епископами, адвокатами, судьями и т.п.) и судов по делам несовершеннолетних.
 6. Дания
  В Дании расследование уголовных дел осуществляет полиция. В системе органов уголовной юстиции не предусмотрено должности следственного судьи (как, например, в Бельгии). Дания разделена на 54 полицейских округа. Полиция представляет собой единую организацию (в отличие, например, от Англии и Уэльса). Деление полиции на уголовный розыск, дорожную полицию и т.д. не имеет юридического значения, а только лишь административное.
  Каждый вправе сообщить о совершенном преступлении в полицию, но никто не обязан этого делать. Есть несколько исключений из данного правила: для определенных категорий государственных служащих, для водителей, сбивших пешеходов. Кроме того, есть общее обязательство сообщать о готовящихся или совершенных тяжких преступлениях, если они не могут быть предотвращены иным путем. Полиция приступает к расследованию после получения сообщения от кого-либо или после непосредственного обнаружения преступления, ее задача - установить, было ли совершено преступление, по возможности обнаружить преступника, собрать и сохранить необходимые доказательства. В ходе расследования полиция собирает доказательства независимо от того, обвинительные они или оправдательные. Защитник может знакомиться со всеми материалами полицейского расследования, которые предоставляют ему безотказно, однако он не имеет права всегда сообщать содержание этих материалов обвиняемому. По этой причине, а в ряде случаев в силу налагаемого законом запрета защита редко участвует в проведении частного расследования. Некоторые меры принуждения могут быть применены полицией только по решению суда. Участие в расследовании "агентов-провокаторов" ограничено законом. В случае возникновения спора между подозреваемым (обвиняемым) и полицией по применению тех или иных мер принуждения решение принимает суд. Если подозреваемый (обвиняемый) или кто-либо еще (родственник, защитник и т.п.) "недоволен грубым и невежливым поведением полиции", он может обжаловать такие действия вышестоящему полицейскому чиновнику или в местное полицейское управление.
  Начальник полиции уполномочен возбудить" уголовное преследование по суду". Он или его заместитель решают, достаточно ли доказательств для инициализации уголовного преследования, есть ли основания для отказа от уголовного преследования, его прекращения или снятия обвинения по суду по соображениям процессуальной экономии.
  Отсутствие доказательств, указывающих на совершение преступления, и нереальность осуждения - достаточные основания для отказа или прекращения уголовного преследования. Снятие обвинения возможно путем наложения специальных штрафов, размер которых соответствует причиненному ущербу и размеру судебного штрафа.
  Прокурора уведомляют о наиболее серьезных преступлениях, расследуемых полицией. Кроме того, сообщать прокурору о совершении преступления необходимо и в том случае, когда оно подсудно высокому суду. Прокурор (как и начальник полиции) вправе решать, начинать уголовное преследование или снять обвинение в свете особо смягчающих обстоятельств и требований процессуальной экономии (когда, например, расходы на проведение дальнейшего расследования и судебного разбирательства большего числа эпизодов преступления, чем доказано, могут превысить возможное возмещение вреда).
  Государственную систему уголовного преследования возглавляет Главный прокурор (обвинитель). Он осуществляет уголовное преследование в Верховном суде и контролирует работу нижестоящих проку-
 роров.
  В исключительных случаях решение о возбуждении уголовного преследования принимает министр юстиции (например, по делам о "политических" преступлениях).
  Судебная система Дании состоит из восьмидесяти четырех городских судов, двух высоких судов (Восточной и Западной земель), а также Верховного суда - высшего звена судебной системы. Уголовные дела рассматриваются единолично (единоличным судьей), жюри (судом присяжных заседателей), а также смешанным составом суда.
  Судья городского суда единолично осуществляет полномочия суда первой инстанции. Он компетентен рассматривать дела о малозначительных преступлениях, так называемые "полицейские дела". К этой категории относятся все правонарушения, для которых предполагаемая санкция - штраф, и их общественная опасность незначительна. Обвиняемый уплачивает штраф еще до суда над ним, тем самым исключается процедура судебного разбирательства. Под юрисдикцию единоличного судьи подпадают и более серьезные дела, если обвиняемый признает свою вину, которая подтверждается другими доказательствами. Однако для этой упрощенной процедуры требуется согласие суда, обвинителя, обвиняемого (опекуна - для несовершеннолетнего). Если обвиняемый содержится до суда под стражей либо арестован, то его интересы должен представлять защитник. Если обвиняемый (подсудимый) находится на свободе, ему лишь предлагают защиту. В случае невыполнения этих условий либо если государственный обвинитель требует назначения наказания свыше четырех лет лишения свободы, жюри высокого суда, как правило, становится судом первой инстанции. Экономические преступления (финансовые махинации, подделка денежных знаков и т.п.) жюри не подсудны. При рассмотрении дела жюри, состоящее из трех профессиональных судей и двенадцати присяжных заседателей, голосующих в раздельных комнатах, должно признать подсудимого виновным, в противном случае он считается оправданным. Для вынесения обвинительного вердикта необходимо, чтобы в его поддержку высказались двое из трех профессиональных судей и восемь из двенадцати присяжных ("двойная гарантия" от судебных ошибок), но, с другой стороны, вердикт жюри не может быть обжалован. Как единый орган, члены жюри сообща выносят свой приговор. При этом каждый присяжный имеет один голос, в то время как голос каждого судьи равен четырем. Таким образом, голоса присяжных и профессиональных судей обладают одинаковым "весом".
  Все дела, не подпадающие под юрисдикцию единоличного судьи или жюри, рассматривает смешанный состав городского суда, состоящий из двух непрофессиональных судей и одного профессионального. Непрофессиональные судьи имеют равные права с профессиональным, который является председательствующим. Их голоса "весят" одинаково, несогласный может выразить свое мнение голосованием.
  Приговоры, вынесенные датскими судами, могут быть обжалованы лишь один раз. При этом в вышестоящей инстанции дело рассматривается заново, по существу.
 7. Ирландия
  Органом расследования в Ирландии является полиции (Garda Siochana) - централизованная в масштабе всей страны и не имеющая специализированных подразделений (например, дорожной или пограничной полиции). Тем не менее государственные службы (таможенная, акцизная и т.п.) имеют большие полномочиями по обнаружению и пресечению преступлений определенного вида и могут также вести расследование.
  После полицейского расследования обычно проходит судебный процесс, вызванный, как правило, жалобой потерпевшего от преступления.
  В принципе, не существует обязанности сообщать в полицию о совершении преступления или содействовать его раскрытию. Однако сокрытие или сговор с целью сокрытия любого преступления является правонарушением, равно как и преднамеренная дача ложных показаний, предоставление недостоверной информации, связанной с расследованием. Кроме того, полиция вправе потребовать от арестованного лица полного отчета о его перемещениях и необходимые сведения о преступлениях определенного вида. Аналогичные полномочия могут быть осуществлены и в отношении неарестованных лиц.
  Служащие полиции при исполнении своих обязанностей не зависимы от Главного прокурора (Директора публичных преследований), который, в свою очередь, не зависим от них.
  Основные функции полиции - выявление, регистрация и расследование преступлений. В то же время по делам о малозначительных преступлениях, рассматриваемых в суммарном (упрощенном) производстве, представитель полиции, как правило, поддерживает сам обвинение. Что касается более серьезных преступлений (мисдиминоров и фелоний), то полиция только расследует их, собирая улики, выявляя и задерживая подозреваемых. Причем в большинстве случаев полиция самостоятельно принимает решение об обвинении какого-либо человека. Вместе с тем она может информировать Главного прокурора о своем расследовании и попросить указаний относительно необходимости и целесообразности привлечения кого-либо в качестве обвиняемого.
  Для принятия окончательного решения по расследуемому делу полиция обращается к Главному прокурору. Он изучает собранные доказательства с тем, чтобы определить, начинать ли судебное разбирательство и какое обвинение выдвинуть. Причем, не являясь субъектом расследования, прокурор может потребовать от полиции дальнейшего сбора доказательств, которые, по его мнению, нужны для судебного разбирательства.
  По общему правилу для возбуждения суммарного (в отношении малозначительных преступных деяний) производства в суде достаточно жалобы (заявления) любого лица или осведомителя. Однако это правило может быть ограничено видом правонарушения или явно выраженным, либо подразумеваемым положением закона. Только Главный прокурор, полиция или лицо, официально уполномоченное законом, могут обращаться в суд суммарной юрисдикции для получения повесток по вызову подозреваемых.
  Главный прокурор всегда вправе возбудить уголовное преследование в суммарном порядке, за исключением тех случаев, когда разбирательство дела уже начато по закону. На практике аналогичным правом обладает и полиция, действующая от имени Главного прокурора без каких-либо специальных полномочий для этого.
  Во всех судах, кроме специальных и суммарной юрисдикции, преступные деяния должны преследоваться от имени народа по заявлениям (искам) министра юстиции, Главного прокурора или специально уполномоченного законом лица. Причем единственным обвинителем по делу может быть лишь Главный прокурор.
  Директор публичных преследований (Главный прокурор) является государственным служащим, назначаемым правительством по результатам сложной процедуры отбора из числа независимых и авторитетных граждан. Прокурор отвечает за организацию судебного разбирательства, включая выбор и наем частнопрактикующих адвокатов.
  Помимо Главного прокурора, поддерживать обвинение в суде могут и другие лица в иерархии судебно-правовой власти.
  Уголовные суды Ирландии относятся к судам общей юрисдикции и состоят из районных судов, окружных судов, Центрального уголовного суда, Апелляционного уголовного суда, Верховного суда и специального уголовного суда.
  Районный суд относится к судам суммарной юрисдикции, имеет местную подсудность, проводит предварительное слушание уголовных дел и решает вопросы о залоге.
  Окружной суд также является судом местной и суммарной юрисдикции, рассматривает жалобы на приговоры районного суда и приговоры, вынесенные с участием присяжных.
  Центральным уголовным судом называют Высокий суд в тех случаях, когда он осуществляет уголовную юрисдикцию. Этот суд рассматривает дела о серьезных преступлениях с участием присяжных. Заседания проводятся в Дублине (столице Ирландии) с дублинскими присяжными.
  Специальные (особые) уголовные суды утверждаются в соответствии с законом для рассмотрения дел о таких преступлениях (государственные, политические и т.п.), по которым обычное судопроизводство признается недостаточно эффективным. Эти суды лишены гарантий суда присяжных, их члены не являются судьями по должности, слушания проводят в закрытых заседаниях.
  Апелляционный уголовный суд действует в составе одного члена Верховного суда и двух членов Высокого суда (Центрального уголовного суда). Он пересматривает обвинительные приговоры нижестоящих судов по заявлениям (жалобам) Главного прокурора либо по жалобам самих осужденных на основании собственного усмотрения или с согласия судьи на решение которого подана апелляция.
  Верховный суд является высшей и конечной апелляционной инстанцией страны. Его юрисдикция распространяется на все решения Центрального уголовного суда. В случаях особой общественной значимости Верховный суд может заслушать жалобу на решение Апелляционного уголовного суда, подтвердившего вину осужденного.
  Все ирландские суды, за исключением районных, имеющих суммарную юрисдикцию, рассматривают уголовные дела либо только с участием присяжных (окружные суды, Центральный уголовный суд), либо без них (Особый уголовный суд).
  В Ирландии отсутствует отдельная система судов по делам несовершеннолетних, эти дела рассматриваются в обычном порядке с учетом возрастных особенностей. Однако окружные суды проводят свои заседания в отношении несовершеннолетних подсудимых как заседания молодежного суда.
 8. Испания
  Испанская полиция разделена на три полицейские силы, действующие на территории страны: государственную полицию (в больших и средних городах - национальная полиция, в малых городах и сельских районах - гражданская гвардия), полицию автономий и местную муниципальную полицию.
  Полиция Испании входит в состав Министерства внутренних дел. Государственную полицию возглавляет Генеральный директор полиции, в подчинении которого находятся департаменты уголовных расследований (центральная бригада уголовных расследований, центральный департамент уголовной идентификации и др.).
  Полицейские служащие, занимающиеся расследованием преступлений, составляют так называемую судебную полицию, ответственную и подотчетную судьям, судам и прокурору.
  Полицейское расследование проводится по делам публичного обвинения (серьезные преступления) независимо от воли потерпевших, по делам частного обвинения - по просьбе потерпевших.
  Судебная полиция играет вспомогательную роль в деятельности судов и прокуроров и должна выполнять их инструкции. В случае получения (обнаружения) информации о происшедшем преступлении полиция немедленно сообщает об этом следственному судье или прокурору. При невозможности прервать предварительное полицейское расследование такое сообщение направляется сразу же после завершения всех необходимых действий.
  Если следственный или муниципальный судья начал предварительное судебное следствие, все полицейские расследования прекращаются, а материалы дела с приобщенными к нему вещественными доказательствами и документами передают судье. При этом указывается местонахождение арестованных (задержанных) людей.
  В соответствии с Конституцией страны прокуратура в Испании призвана охранять закон, права и свободы граждан, защищать общественные интересы перед судом.
  Прокурор не обладает монополией на уголовное преследование и поэтому действует либо официально (по делам публичного обвинения), либо по просьбе заинтересованных лиц (по делам частного обвинения).
  По территориальному признаку все суды Испании делятся на муниципальные (действующие в пределах одного муниципалитета), провинциальные первого уровня (действующие в пределах нескольких муниципалитетов), провинциальные второго уровня (действующие в пределах нескольких муниципалитетов и провинций первого уровня), высшие трибуналы юстиции (действующие в автономиях), Национальный (федеральный) суд и Верховный трибунал, которые действуют в пределах всей страны.
  По функциональному признаку испанские суды, осуществляющие уголовную юрисдикцию, подразделяются на мировые суды, суды первой инстанции, провинциальные суды, высшие трибуналы юстиции, Национальный (федеральный) суд и Верховный трибунал.
  Основанием для функционального деления судов в Испании является разграничение уголовных правонарушений на серьезные и малозначительные.
  По делам о серьезных преступлениях проводится предварительное судебное расследование следственным судьей того региона, где правонарушение было совершено. К компетенции так называемого центрального следственного судьи относятся дела о преступлениях, подсудных Национальному (федеральному) суду.
  По делам о малозначительных преступлениях предварительное судебное расследование не предусмотрено, а разбирательство, осуществляемое мировыми судьями, носит упрощенный характер.
  Суды первой инстанции рассматривают уголовные дела о серьезных преступлениях (максимальный размер наказания не превышает шести лет лишения свободы). Решение дела по существу здесь входит в компетенцию следственного судьи.
  Провинциальные суды в составе трех профессиональных судей разбирают дела о преступлениях, за которые может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок более шести лет.
  Под юрисдикцию уголовной палаты Национального (федерального) суда подпадают дела, связанные с организованной преступностью, экономическими преступлениями, терроризмом и т.п.
  Решения мировых судей могут быть обжалованы следственному судье при суде первой инстанции. Решения (приговоры) следственных судей - провинциальному суду.
  В том случае, когда разбирательство дела осуществляет центральный судья расследования, его приговоры обжалуются в Национальный суд.
  Решения провинциального и Национального судов не обжалуются. Они могут быть пересмотрены путем подачи заявления о прекращении дела (кассации) в уголовную палату Верховного трибунала.
  Обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, может быть пересмотрен еще раз на основании жалобы потерпевших от судебных ошибок (в том числе процедурных) или заявления о наличии ранее неизвестных доказательств невиновности.
  Провинциальные суды, действующие в качестве судов первой инстанции, по определенным составам преступлений обязаны рассматривать дело с участием присяжных (один председательствующий судья и девять присяжных заседателей).
  Приговор суда присяжных может быть обжалован в апелляционном порядке в Высший трибунал юстиции (в палату из трех профессиональных судей). После этого пересмотр решения суда присяжных осуществляется Верховным судом Испании в кассационном порядке.
 9. Италия
  Расследование уголовных дел в Италии осуществляют органы обвинения (прокуратура) и судебная полиция.
  Основной орган следственной власти - судебная полиция. В ее обязанности входит сбор информации о преступлениях, предупреждение последствий преступных действий, обеспечение сохранности доказательств. Главными полицейскими силами страны являются полиция безопасности и поенная полиция (карабинеры). Кроме того, обязанности судебной полиции могут выполнять другие государственные служащие, уполномоченные на то законом (например, таможенники).
  Руководство судебной полицией осуществляет прокуратура. Контроль за законностью полицейской деятельности - суд. Должностные лица полиции находятся только в функциональной зависимости от органов судебной власти.
  Прокуратура в Италии является органом обвинения, в ведении которого находится следствие по уголовным делам. Прокуроры действуют объективно, в интересах правосудия. В их обязанности входит собирание доказательств и решение вопроса о возможности уголовной ответственности за совершенное правонарушение. В некоторых случаях прокуроры могут осуществлять полицейские функции (по делам, переданным им судебной полицией).
  Прокуратура организована при судах. На уровне трибуналов (суды первой инстанции) - в форме ведомства (коллегии) обвинителей. На уровне Апелляционного и Верховного судов - общей коллегии.
  До 1989 г. в Италии существовал еще один орган следственной власти - судья-следователь, который обладал полномочиями, присущими и полиции, и прокурору. Данный институт упразднен по причине несоответствия принципу разделения властей.
  Судебная система Италии в целом построена в соответствии с административно-территориальным принципом (не исключающим специализации) и состоит из судов первой инстанции. Апелляционного и Верховного (Кассационного) судов.
  К судам первой инстанции относятся претории (преторы), трибуналы (окружные суды), суды присяжных, суды по делам несовершеннолетних, военные суды. Их компетенция различается либо по тяжести рассматриваемых ими преступлений, либо по возрасту или статусу обвиняемых.

<< Пред.           стр. 12 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу