<< Пред.           стр. 13 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

  Претория (единоличный суд) рассматривает дела о преступлениях небольшой тяжести, за которые не может быть назначено наказание, превышающее четыре года лишения свободы.
  Суд присяжных состоит из двух профессиональных судей (один из которых является председательствующим) и шести народных судей. В юрисдикции этого суда находятся дела о тяжких преступлениях.
  Трибуналы действуют в составе трех профессиональных судей и обладают компетенцией рассматривать дела о преступлениях, не подсудных преторам и присяжным (например, о серьезных финансовых преступлениях, грабежах, коррупции и т. п.).
  Суд по делам несовершеннолетних рассматривает преступления, совершенные лицами, не достигшими 18 лет. Он состоит из четырех судей, два из которых являются народными и имеют специальную подготовку (квалификацию) в области медицины, психиатрии и психологии.
  Военный суд обладает компетенцией в отношении преступлений, совершенных военнослужащими.
  Апелляционный суд пересматривает приговоры судов первой инстанции, проверяя дело по вопросам факта и права. В некоторых случаях, предусмотренных законом, он может возобновлять и пересматривать окончательные решения судов других инстанций (в порядке кассации).
  Верховный суд Италии является высшим (последним) звеном, пересматривающим решения нижестоящих судов в кассационном порядке. Поэтому его ещё называют Кассационным судом. В редких случаях, установленных законом, он может быть также и судом первой инстанции.
  Рассматривая кассационные жалобы, Верховный суд касается только вопросов права. Однако в его компетенции находятся и некоторые другие случаи: ограничение свободы личности, конфликт с властями, так называемые "серьезные локальные ситуации". Таким образом, в принципе у него есть возможность следить за применением нижестоящими судами норм материального и процессуального права.
  Как правило, решения Верховного суда принимаются коллегиально в составе пяти профессиональных судей. Но когда требуется предотвратить или устранить разногласия в толковании законов, состав суда может увеличиться до девяти судей.
  Специальной компетенцией наделен Конституционный суд Италии, которому подведомственны дела о таких преступлениях, как измена или выступление против Конституции, Президента Республики. Эти дела рассматриваются судом в составе пяти профессиональных и шестнадцати народных судей.
  Особым субъектом судебной власти в Италии является судья предварительного слушания (стадия уголовного процесса, предшествующая судебному разбирательству), который принимает решения о передаче уголовного дела в суд и тем самым осуществляет судебный контроль за предварительным (полицейским или прокурорским) расследованием.
  Следственный судья (так еще именуют этого судью) рассматривает дела, относящиеся к компетенции преторов, трибуналов, судов присяжных. Его решения об отказе в передаче дела в суд могут быть обжалованы в апелляционном и кассационном порядке.
 10. Люксембург
  Основными органами расследования в Люксембурге являются полиция и жандармерия, должностные лица которых (агенты, офицеры и др.) обладают полномочиями судебной полиции. Они находятся в сфере ответственности, т. е. подчиняются Министерству вооруженных сил. Однако свои следственные (точнее, розыскные) функции служащие судебной дотации осуществляют под руководством прокуратуры и судебным контролем. В задачи полиции входят обнаружение правонарушений, собирание доказательств и розыск преступников вплоть до формального запроса перед судом о начале судебного преследования.
  Преследование по суду может быть начато мировыми судьями, некоторыми государственными служащими, а также частными лицами (гражданскими истцами).
  Государственный прокурор и его помощники также вправе инициировать преследование по суду. Однако полномочия их несколько ограничены: они не могут заключать или принимать участие в сделках о признании вины, отказаться от судебного преследования.
  Прокуратура является независимой, иерархически организованной государственной службой.
  Судебная система Люксембурга включает в себя три мировых суда, два окружных и Высший суд, образуя три звена, различающихся между собой по компетенции.
  Мировые суды рассматривают дела только по первой инстанции, в то время как окружные могут выступать в качестве апелляционной, а Высший суд - апелляционной и кассационной инстанций.
  Все суды Люксембурга в функциональном отношении делятся на суды предварительного слушания и суды, разбирающие дела по существу.
  К судам предварительного слушания относятся: следственный судья (единоличный орган), судебный совет (камера) суда первой инстанции (трое профессиональных судей) и судебный совет апелляционного суда (трое профессиональных судей). В их обязанности входит судебный контроль за предварительным расследованием и принятие решений о преследовании по суду.
  К судам, разбирающим дела по существу, относятся полицейские суды (единоличные судьи), исправительные и уголовные палаты окружных судов и Высшего суда (по три профессиональных судьи, исключая уголовную палату Высшего суда, состоящую из пяти профессиональных судей). Они компетентны рассматривать уголовные дела в соответствии с делением правонарушений на простые и декриминализированные нарушения (наказание от 1 до 7 суток тюремного заключения или штраф от 250 до 2500 франков) и преступления.
  Исправительная палата окружного суда вправе пересматривать в апелляционном порядке приговоры полицейских судов, а исправительная палата Высшего суда - приговоры одноименного органа окружного суда.
  Приговоры уголовной палаты окружного суда апеллируются (обжалуются) в уголовную палату Высшего суда. Институт присяжных судей в Люксембурге отменен в 1987 г.
 11. Нидерланды
  К органам уголовной юстиции Нидерландов относятся 4 учреждения, занимающиеся расследованием и разбирательством уголовных дел: полиция, прокуратура (служба судебного преследования), судебные органы и Испытательная служба (RecLassering).
  Полицейские силы Голландии имеют сложную, организационно не упорядоченную систему.
  В крупных городах есть собственная муниципальная полиция, находящаяся в подчинении соответствующих муниципалитетов. Остальные территории обслуживает национальная полиция, относящаяся к Министерству юстиции. Кроме того, в составе Министерства обороны действует Королевская полиция, обеспечивающая правопорядок в армии и пограничную охрану. Существует проект преобразования системы полицейских сил страны путем их объединения в одно ведомство, которое будет состоять из 25 региональных подразделений по территориальному принципу.
  Функции полиции - поддержание общественного порядка и расследование уголовных дел.
  Согласно законодательству, руководство полицейским расследованием осуществляет прокурор, но на практике это не совсем так.
  Помимо регулярных полицейских сил, некоторые категории уголовных дел в Голландии могут расследовать специальные службы таких ведомств, как, например, Министерства финансов, Министерства экономики и Министерства сельского хозяйства.
  Прокуратура Нидерландов - строго иерархическая организация, во главе которой по закону стоит министр юстиции.
  Работники прокуратуры действуют при судах, выполняя задачи руководства полицейским расследованием, судебного преследования и исполнения судебных решений. В судах кантонов и окружных судах прокуратура представлена офицерами (служащими) юстиции или обвинителями в апелляционных судах и в Верховном суде - генеральными (общими) поверенными: генеральными прокурорами и адвокатами.
  Общие поверенные в Верховном суде могут осуществлять преследование ряда высших государственных должностных лиц, в апелляционных судах - давать руководящие указания (формулировать принципы) нижестоящим прокурорам (при условии согласования с министром юстиции). Отсюда их особое независимое положение в пределах всей системы голландской уголовной юстиции, усиливаемое предоставленной прокуратуре монополии на судебное преследование в сочетании с его необязательностью (так называемый принцип возможности).
  Судебная система Нидерландов построена в соответствии с делением уголовных правонарушений на преступления и уголовные проступки (мисдиминоры).
  Уголовные проступки подсудны судам кантонов (всего 61 суд), преступления - окружным (всего 19 судов). Окружные суды рассматривают дела обычно в составе трех профессиональных судей, а по простым случаям - одним из членов такого суда.
  Апелляции на решения судов кантонов подведомственны окружным судам, приговоры которых, в свою очередь, могут быть обжалованы в один из пяти апелляционных судов, в чью компетенцию не входит рассмотрение дел по существу.
  Высшей судебной инстанцией является Верховный суд Голландии. Он решает две задачи: наблюдение за правильностью применения уголовных и уголовно-процессуальных норм и достижение единообразия в принятии судебных решений. В силу этого Верховный суд рассматривает только вопросы права, выступая в качестве кассационной инстанции. Лишь в редких случаях он рассматривает дела непосредственно по существу.
  Суды в Нидерландах осуществляют также еще две функции: судебный контроль за применением мер принуждения в ходе полицейского расследования и так называемое предварительное досудебное расследование. Первую функцию выполняют судьи расследования (следственные судьи) и судебные советы (камеры), вторую - только следственный судья.
  Института присяжных в Голландии нет. Осуществление правосудия - прерогатива только профессиональных судей.
  Однако есть несколько реальных исключений из этого правила. Если окружной суд рассматривает дело о преступлении, совершенном военнослужащим, то в его составе должен быть представитель Вооруженных сил. Кроме того, на более или менее регулярной основе в отправлении правосудия могут участвовать преподаватели права, защитники и другие профессионалы, обладающие определенным опытом и знаниями в сфере уголовной юстиции. Они назначаются на должность так называемого судьи замены и получают вознаграждение за свой труд.
  Четвертым учреждением, играющим важную роль в системе органов уголовной юстиции Нидерландов, является Испытательная служба (RecLassering). Она представляет собой федерацию множества негосударственных испытательных служб и субсидируется Министерством юстиции. В задачи Испытательной службы входит обеспечение судов информацией о личности и ближайшем социальном окружении обвиняемых, оказание им социальной помощи и поддержки. В силу этого данная служба скорее относится к учреждениям социальной защиты, нежели к органам уголовной юстиции.
 12. Португалия
  К органам уголовной юстиции Португалии относятся полиция, прокуратура и суд. Причем доминирующая роль по закону принадлежит прокуратуре и судам, между которыми распределены функции расследования, уголовного преследования и осуществления правосудия. Полиции отведена вспомогательная роль.
  Прокуратура осуществляет задачи раскрытия преступлений, обнаружения лиц, их совершивших, и собирания доказательств, необходимых для вынесения обвинительного акта. Содействует ей в этом полиция, находящаяся под непосредственным руководством прокуроров и зависящая от них в ходе расследования. В некоторых случаях полиция вправе самостоятельно вынести обвинительный акт (например, при необходимости совершения неотложных действий, направленных на сохранение доказательств).
  Прокурор (ответственный магистрат) в Португалии является чиновником, имеющим конституционную привилегию независимости во взаимоотношениях с правительством. Его обязанности в ходе судопроизводства сводятся к сотрудничеству с судами в установлении истины, достижении справедливости и основываются на вытекающих из закона объективных критериях. Устройство прокуратуры отвечает требованиям централизации, а ее иерархия подобна судебной.
  Представители прокуратуры (магистраты) подчиняются друг другу в порядке субординации и подконтрольны Ведомству Генерального прокурора.
  Ведомство Генерального прокурора - высший орган прокуратуры, возглавляемый Генеральным прокурором Республики. Оно включает в себя Высший совет прокуратуры, в состав которого входят члены, избранные Ассамблеей Республики, и члены, избранные представителями прокуратуры из своей среды.
  Судьи, компетентные рассматривать уголовные дела в Португалии, - это судьи первого и второго звена, Верховного суда, а также судьи военных трибуналов.
  В целом судебная система образована в соответствии с административно-территориальным делением страны. Судами первого звена являются, как правило, суды комарки, а второго - реласао (административно-территориальная единица страны). Верховный суд занимает высшее положение в иерархии судов. Специализация допускается на любом уровне в виде либо судов особой компетенции и специализированных судов (например, военные трибуналы), либо специализированных палат (рассматривающих, к примеру, уголовные дела).
  С точки зрения организации и подведомственности различают единоличные суды, коллегиальные ("коллективные") и суды присяжных.
  Единоличный суд состоит из одного профессионального судьи, который рассматривает дела о преступлениях, не подпадающих под юрисдикцию суда присяжных или коллегиального суда (против государственной власти, использование чеков на предъявителя без обеспеченного денежного покрытия или о преступлениях, наказание за которые не превышает трех (в перспективе - пяти) лет тюремного заключения).
  Коллегиальный ("коллективный") суд состоит из трех профессиональных судей. Он осуществляет разбирательство только тех дел, которые не находятся в юрисдикции единоличного суда и суда присяжных: о предумышленных убийствах или преступлениях с отягчающими обстоятельствами, повлекшими за собой смерть человека, и преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более трех лет.
  Суд присяжных состоит из судей коллегиального суда и четырех непрофессионалов - присяжных. В компетенцию данного суда входит рассмотрение уголовных дел о преступлениях против мира и человечества, безопасности государства и о преступлениях, подлежащих наказанию сроком более восьми лет.
  Суд реласао (промежуточный суд) и Верховный суд Португалии могут выступать в качестве апелляционных инстанций. Подведомственность между ними разделена: первый рассматривает апелляции на решения единоличного судьи, второй - коллегиального суда и суда присяжных.
  Как и во многих других европейских странах, в Португалии существует должность судьи расследования (следственного судьи), который осуществляет по просьбе обвиняемого или потерпевшего предварительное судебное разбирательство (исследование обстоятельств дела при помощи полиции, прений сторон).
 13. Финляндия
  Органами, осуществляющими расследование, уголовное преследование и судебное разбирательство, в Финляндии являются полиция, обвинительные власти и суды.
  Финская полиция действует в составе Министерства внутренних дел и организована на трех уровнях, соответствующих административному делению страны центральном (при Министерстве внутренних дел), провинциальном (при администрациях провинций) и местном (при местных администрациях).
  Центральный административный орган полиции - полицейский департамент, глава которого является шеф-директором всех полицейских сил страны. Провинциальный - полицейское бюро, возглавляемое суперинтендантом полиции. Местный - полицейский департамент, высшее должностное лицо которого - начальник городской или сельской полиции.
  Функционально полиция разделена на центральную уголовную полицию, мобильную полицию и полицию безопасности, юрисдикция которых распространяется на всю страну.
  Большинство уголовных дел расследуется уголовной полицией. Мобильная полиция может оказывать ей содействие. Полиция безопасности расследует преступления против государства, а также против государственного и общественного правопорядка.
  Судебная система Финляндии состоит из трех звеньев: Верховного суда, судов по апелляциям и низовых мировых судов (окружных и городских).
  Верховный суд является высшим судебным органом страны, рассматривающим дела по апелляциям на решения нижестоящих судов и наряду с этим надзирающим за отправлением правосудия судьями и органами власти, применяющими меры принуждения.
  Верховный суд правомочен рассматривать дела в составе пяти судей, если законом специально не оговорено иное.
  Суды по апелляциям (их шесть) - высшие суды общей юрисдикции, они выступают в качестве первичной апелляционной инстанции. По первой инстанции они рассматривают дела, связанные с отстранением от должности высших лиц государства и судей низовых судов.
  Низовые окружные суды действуют в сельской местности. Как правило, окружной судья рассматривает дела единолично. В определенных законом случаях он может председательствовать в коллегии непрофессиональных судей, состоящей, по меньшей мере, из семи членов.
  Низовые городские суды рассматривают дела в составе трех профессиональных судей, один из которых - председатель суда - председательствует в процессе разбирательства по делу.
  Обвинительные власти (прокуроры) в Финляндии формально являются организацией, отделенной от судебной системы. Однако в административном отношении прокуроры (обвинители) - это служащие, подчиненные как Министерству внутренних дел, так и Министерству юстиции. Дело в том, что Верховный прокурор Финляндии - это канцлер юстиции, возглавляющий Министерство юстиции, а все нижестоящие прокуроры - полицейские чиновники.
  В окружных судах в качестве прокурора по дотам о преступлениях, совершенных на территории округа, выступает шериф. В городских судах - суперинтендант полиции (глава полицейского бюро).
  Канцлер юстиции должен контролировать соблюдение закона и надлежащее исполнение обязанностей органами власти и их должностными лицами, работниками государственных учреждений и другими лицами с тем, чтобы ничьи законные права не нарушались.
  Как Верховный прокурор страны он должен выступать по уголовным делам в Верховном суде, а также поддерживать обвинение или поручать его поддержание в других судах в случае необходимости. Кроме того, канцлер юстиции обязан следить за соблюдением интересов государства и руководить действиями официальных обвинителей (прокуроров), которые подчиняются его указаниям.
 14. Франция
  Органы уголовной юстиции Франции подразделяются на следственные (власти расследования), обвинительные (власти преследования по суду) и судебные.
  Основной властью расследования является судебная полиция. В административном отношении она объединяет две различные полицейские силы: национальную полицию, подчиненную Министерству внутренних дел, и национальную жандармерию, входящую в структуру Вооруженных сил. В функциональном отношении судебная полиция едина - в ее обязанности входит установление и регистрация фактов нарушения уголовного закона, собирание доказательств и розыск преступников, включая их задержание. После начала преследования (возбуждения публичного иска) по суду полиция действует по указаниям следственного судьи или обвинительной камеры.
  Функции судебной полиции выполняют полицейские чиновники: офицеры, агенты и помощники агентов судебной полиции, а также иные чиновники и агенты. Свою деятельность они осуществляют под общим руководством прокурора Республики, непосредственным надзором Генерального прокурора и контролем обвинительной камеры суда второй инстанции (по конкретным округам апелляционного суда).
  Офицеры обладают всей полнотой полномочий судебной полиции. Агенты и их помощники могут лишь оказывать содействие офицерам полиции, устанавливать соответствующие факты, закреплять доказательства и не имеют права принимать решения о задержании.
  По делам о правонарушениях, посягающих на лесные и земельные владения, расследовать и протоколировать обнаруженные факты могут определенные должностные лица службы по охране вод и лесов и сельские смотрители.
  Специальные законы предоставляют некоторые полномочия судебной полиции чиновникам и агентам публичных служб и администраций (например, коммунальной службе), а также частным присяжным смотрителям (охранникам).
  Расследованием уголовных дел занимаются также особые судебные власти: следственный судья (орган суда первой инстанции) и обвинительная камера (орган суда второй инстанции).
  Следственный судья правомочен вести предварительное следствие в случае формального представления ему дела (заявления публичного либо гражданского иска) прокурором или потерпевшим. В отношении преступлений следствие обязательно, в отношении уголовных проступков (деликтов) - факультативно. По требованию прокурора Республики оно может иметь место и по делам о других, менее значительных нарушениях уголовного закона. Следственный судья обладает полномочиями по расследованию уголовных дел, которое он осуществляет самостоятельно или с помощью судебной полиции. В его компетенции производить все следственные действия, делать любые запросы, необходимые для отыскания материальной истины, а также применять меры принуждения.
  Решения следственного судьи могут быть пересмотрены в апелляционном порядке.
  Обвинительная камера является следственным органом второй инстанции и образуется в каждом апелляционном суде. Указанный орган действует в составе председателя камеры и двух советников, полномочия которых по расследованию находящихся в их ведении уголовных дел сходны с полномочиями следственного судьи. Помимо этого, обвинительная камера осуществляет функцию предания суду и функцию судебного контроля за деятельностью полиции. Она обладает также определенной административной компетенцией в отношении поднадзорных ей следственных судей (вплоть до привлечения одного или нескольких таких судей к проводимому ею расследованию).
  Прокуратура Франции - иерархическая организация, в которой полномочия обвинительной власти принадлежат ее представителям при судах.
  Основным назначением прокуратуры является производство по публичному иску. Она также следит за правильностью применения уголовных законов и требует их соблюдения.
  Представители прокуратуры принимают участие в судебных разбирательствах, решения по итогам которых оглашаются в их присутствии. Кроме того, в компетенцию прокуратуры входит обеспечение исполнения судебных решений.
  Центральное положение в системе обвинительной власти занимает прокурор Республики, который лично или через своих заместителей представляет прокуратуру при исправительных и полицейских трибуналах, а также при суде ассизов (присяжных), учрежденном в месте нахождения соответствующего трибунала.
  С целью установления нарушений уголовного закона и возбуждения по ним преследований прокурор Республики руководит деятельностью судебной полиции, отдавая ее служащим и должностным лицам необходимые распоряжения. В некоторых (достаточно редких на практике) случаях он может самостоятельно осуществлять полномочия по расследованию уголовных дел.
  Прокурор Республики, как и все обвинители, подчиняется Генеральному прокурору. Это должностное лицо прокуратуры представляет ее при апелляционных судах (лично или через своих заместителей), а также при судах ассизов, учрежденных в местах нахождения указанных судов.
  Генеральный прокурор обязан следить за правильностью применения уголовного закона на всей подведомственной ему территории, каждый прокурор Республики должен представлять ему отчет о состоянии дел в районе своей компетенции и (как и другие чиновники прокуратуры) исполнять его письменные требования, включая возбуждение уголовного преследования.
  Функцией Генерального прокурора является также надзор за судебной полицией, офицерам и агентам которой он может давать отдельные поручения.
  Официальным (высшим) главой прокуратуры считается министр юстиции. Он вправе информировать Генерального прокурора о всех известных ему посягательствах на уголовный закон и давать распоряжения о возбуждении судебного преследования (в том числе через подчиненных последнему должностных лиц), а также направлять компетентным судебным органам письменные требования, которые полагает целесообразными.
  Французские суды, имеющие право разрешать уголовные дела по существу, образованы на двух уровнях первой и второй инстанции.
  К судам первой инстанции относятся полицейские и исправительные трибуналы, суды ассизов (присяжных).
  Компетенция между ними разграничена в соответствии с делением всех нарушений уголовного закона на уголовные правонарушения, проступки и преступления.
  Полицейские трибуналы действуют в составе одного судьи и рассматривают правонарушения в упрощенном порядке.
  Исправительные трибуналы, как правило, состоят из трех судей, в ведении которых находятся дела о проступках. По сложным вопросам предусмотрено участие запасного судьи. В целом ряде случаев (проступки несовершеннолетних, нарушения правил дорожного движения, правил охоты и рыболовства и т.п.) исправительный трибунал осуществляет судебное разбирательство в единоличном порядке.
  Судам ассизов подведомственны дела о преступлениях. В составе этих судов три профессиональных судьи (председателем которых является член апелляционного суда) и девять присяжных заседателей. Особенностью французского суда присяжных является то, что все вопросы (вины и наказания) профессиональные судьи и присяжные рассматривают совместно.
  Апелляционные суды относятся к судам второй инстанции. Они пересматривают решения полицейских и исправительных трибуналов и действуют в составе трех судей (председателя палаты по проступкам и двух советников).
  Решения суда ассизов не пересматриваются в апелляционном порядке.
  Высшая судебная инстанция Франции - Кассационный суд, палата по уголовным делам которого при обнаружении нарушений закона может отменить в кассационном порядке решения обвинительной камеры суда ассизов, полицейского и исправительного трибуналов.
  В целях влияния на правоприменительную практику Кассационным судом используется кассация в интересах закона (решение отменяется, но его исполнение - нет).
 
  ПРИЛОЖЕНИЕ
 Схема 1
  Судебная система России - это предусмотренная законом и действующая на территории всей России совокупность судов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  *"В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации".
  Ч. 2 ст. 4 ФКЗ "О судебной системе РФ"
 
 Схема 2
  Федеральные суды* - это действующая на территории России совокупность предусмотренных федеральным конституционным законом судов, осуществляющих от имени РФ правосудие и финансируемых из федерального бюджета.
 
  Система федеральных судов РФ
 
  Конституционный Суд РФ
 
  Система федеральных судов общей юрисдикции
 
  А) Верховный Суд Российской Федерации,
  Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов
  федерального значения, суды автономной области и автономных округов,
  районные суды
  Б) Военные суды
  В) Специализированные суды
 
  Система федеральных арбитражных судов
 
  Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
 
  Федеральные арбитражные суды округов
  Арбитражные апелляционные суды
  Арбитражные суды субъектов РФ
  Пояснения к схеме 2
 
 
  *К федеральным судам относятся:
  Конституционный Суд Российской Федерации;
  Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
  Ч. 3 ст. 4 ФКЗ "О судебной системе РФ"
  Ст. 3 ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ"
 
 
 Схема 3
  Суды общей юрисдикции
 
  Система судов общей юрисдикции
 
 
  Суды субъектов РФ Федеральные суды
  (общей юрисдикции) (общей юрисдикции)
 
 
  Мировые судьи
  (суды общей юрисдикции субъектов РФ)
  (Ст. 1 ФЗ "О мировых судьях в РФ")
 
  *Специализированные суды
 
  Военные суды
 
  Гражданские (общие) суды
 
  Верховный Суд РФ Военная коллегия ВС РФ
  **Федеральные суды ОЮ субъектов РФ Окружные (флотские) военные суды
  Районные (городские) суды Гарнизонные военные суды
  Пояснения к схеме 3
 
 
 
  *Специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный конституционный закон.
  Ч. 1 ст. 26 ФКЗ "О судебной системе РФ"
 
  **Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов - федеральные суды общей юрисдикции субъектов РФ.
 
 
 
 
 
 Схема 4
 Федеральные гражданские (общие) суды
 
 
  Верховный Суд РФ
 
 
  Федеральные суды общей
  юрисдикции субъектов РФ
 
  Районные (городские) суды
 
  Верховный суд республики в составе РФ
  Областной суд
  Краевой суд
  Суд автономной области
  Суд автономного округа
  Городской суд (Москвы и Санкт-Петербурга)
 
  Ст.ст. 19-21 ФКЗ РФ "О судебной системе РФ"
 
 
 Схема 5
  Система федеральных арбитражных судов
 
  Высший Арбитражный Суд РФ
  ст. 127 Конституции РФ
  ст. 23 ФКЗ "О судебной системе РФ"
  ст.ст. 9-23 ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ"
 
  *Федеральные арбитражные суды округов
  ст. 24 ФКЗ "О судебной системе РФ"
  ст.ст. 24-33 ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ"
 
  ***Арбитражные апелляционные суды
  ст.ст. 3, 33.1-33.11 ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ"
 
  **Арбитражные суды субъектов РФ
  ст. 25 ФКЗ "О судебной системе РФ"
  ст.ст. 34-43 ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ"
 
  *В Российской Федерации действуют 10 федеральных арбитражных судов округов.
  Ст. 24 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"
  **Арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Ст. 34 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"
  ***Арбитражных апелляционных судов предусмотрено на территории России 20.
  Ст. 33.1 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"
 Схема 6
 
  Суды субъектов Российской Федерации
 
 
 
  *Конституционные (уставные) субъекта РФ Мировые судьи субъектов РФ
  Ст. 27 ФКЗ "О судебной системе РФ" Ст. 28 ФКЗ "О судебной системе"
  Ст. 1 ФЗ "О мировых судьях в РФ"
 
 
 
  *Конституционные суды республик, входящих в состав РФ.
  Уставные суды иных субъектов РФ.
 
 
 
 Схема 7
  Звено судебной системы
  Звено судебной системы - совокупность судов, обладающих одинаковой компетенцией при осуществлении правосудия.
  Высшее
 
  Верховный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ
  Военная коллегия ВС РФ
 
  Среднее
 
 
  Федеральные суды общей юрисдикции субъектов РФ Федеральные арбитражные суды округов
 
  Окружные (флотские) военные суды
 
  Дополнительное
 
  Низшее Арбитражные апелляционные суды
 
 
  Районные (городские) суды Арбитражные суды субъектов РФ
  Гарнизонные военные суды
  Пояснения к схеме 7
 
 
  В судебной системе Российской Федерации принята трехзвенная или однозвенная системы федеральных судов и однозвенная система судов субъектов РФ.
  Трехзвенная система существует у федеральных судов общей юрисдикции, кроме специализированных.
  В трехзвенную систему федеральных арбитражных судов предусмотрено включение дополнительного звена - создаваемых федеральных апелляционных судов.
  Однозвенная система: федеральных судов - Конституционный Суд Российской Федерации;
  судов субъектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды;
  - мировые судьи.
  Трехзвенная система судов включает высшее, среднее и низшее звено соответствующей судебной системы.
  В систему арбитражных судов добавится дополнительное звено.
 
 
 
 Схема 8

<< Пред.           стр. 13 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу