<< Пред.           стр. 9 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

  Внутренние войска - вторая ветвь системы МВД РФ - состоят из округов внутренних войск, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск, органов управления внутренними войсками (в частности, их верхнее звено представлено Главным командованием внутренних войск, входящим в структуру центрального аппарата МВД РФ).
  Особое место в системе МВД РФ занимает милиция. Милиция - неотъемлемая составная часть органов внутренних дел. Милицию составляют структурные подразделения центрального аппарата МВД РФ и подчиненных ему органов внутренних дел. Особая значимость деятельности подразделений милиции определяется тем, что ими непосредственно осуществляется, пожалуй, наибольшая часть вышеназванных относящихся к правоохранительной деятельности функций, возложенных на систему МВД РФ.
  В систему МВД РФ входят также органы предварительного следствия. Данные органы, хотя и определяются как состоящие "при" органах внутренних дел (например, Следственный комитет при МВД РФ), все же в силу ряда организационных моментов являются составными подразделениями органов внутренних дел.
  Главным образом, именно на милицию и органы предварительного следствия в системе МВД РФ возложено осуществление выявления и расследования преступлений и оперативно-розыскной деятельности, а также охранной деятельности и предупреждения преступлений и иных правонарушений - как двух основных видов правоохранительной деятельности, реализуемых системой МВД РФ. Поэтому далее данные подразделения органов внутренних дел рассматриваются в первую очередь и более подробно.
 3. Милиция в Российской Федерации
  Основные вопросы организации и деятельности милиции регулируются Законом РСФСР от 18.04.1991 г. № 1026-I "О милиции"49. Регламентацией организации и деятельности милиции на уровне специального закона подчеркивается особое место милиции не только в системе МВД РФ, но и в целом среди правоохранительных органов, значимость ее роли в жизни российского общества, что связано с важностью задач, решаемых милицией, наличием у нее широких полномочий по применению мер государственного принуждения.
  Действительно, согласно ст. 1 Закона "О милиции", милиция в Российской Федерации представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных данным Законом и другими федеральными законами.
  Статья 2 Закона "О милиции" устанавливает следующие задачи милиции:
  * обеспечение безопасности личности;
  * предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  * выявление и раскрытие преступлений;
  * охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
  * защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
  * оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных данным За-
 коном.
  Статья 11 Закона "О милиции", устанавливающая права, предоставленные милиции (ее сотрудникам) для выполнения возложенных на нее обязанностей, содержит 35 пунктов, в каждом из которых закреплено одно или несколько властных полномочий, которые могут применяться в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц50. Отдельный разд. IV (ст.ст. 12-16) данного Закона регламентирует основания и порядок применения милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В данном разделе закреплено немало случаев, при наличии которых милиция имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.
  В то же время Законом "О милиции" устанавливается, что деятельность милиции должна основываться на принципах законности, гуманизма, уважения прав человека. Милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека, а всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, предусмотренных законом. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.
  Вследствие вхождения милиции в систему МВД РФ, руководство всей милицией в РФ осуществляет министр внутренних дел РФ.
  Руководство всей милицией в субъектах РФ осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом РФ по представлению министра внутренних дел РФ. До внесения Президенту РФ представления по кандидатуре для назначения на должность министра внутренних дел, начальника управления (главного управления) внутренних дел субъекта РФ выясняется мнение высшего должностного лица соответствующего субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по предлагаемой кандидатуре.
  Руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ в порядке, определяемом министром внутренних дел РФ.
  Согласно Закону "О милиции", милиция в РФ подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (МОБ). Эти подразделения милиции отличаются друг от друга характером решаемых ими задач, подчиненностью, а также порядком назначения на должность и освобождения от должности их непосредственных руководителей, порядком финансирования и определения численности сотрудников.
  Основными задачами криминальной милиции являются:
  - выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно;
  - организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.
  Кроме того, согласно п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ, на органы внутренних дел, как на органы дознания в уголовном процессе, возложено выполнение в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ, неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Это означает, что по таким делам сотрудники органов внутренних дел уполномочены в течение
 10 дней с момента возбуждения ими (с согласия начальника органа внутренних дел, а затем прокурора) уголовного дела самостоятельно проводить предварительное расследование по нему, после чего обязаны направить дело прокурору для последующей передачи его в орган предварительного следствия. Именно сотрудники криминальной милиции, являющейся составной частью органов внутренних дел, специализирующейся на выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, в большинстве случаев реализуют данные полномочия.
  Криминальная милиция имеет строго централизованную (вертикальную) структуру управления.
  Начальники криминальной милиции субъектов РФ назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел РФ. Они являются по должности заместителями соответствующих министров внутренних дел или начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ.
  Начальники криминальной милиции районов, городов и иных муниципальных образований назначаются на должность и освобождаются от должности министрами внутренних дел или начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ и, аналогично, являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел.
  Структура криминальной милиции утверждена Постановлением Правительства РФ от 07.12.2000 г. № 925 "О подразделениях криминальной милиции"51. Согласно данному Постановлению, в криминальную милицию входят следующие подразделения: уголовного розыска; по борьбе с экономическими преступлениями; по налоговым преступлениям; по борьбе с организованной преступностью; оперативно-поис-
 ковые; специальных технических мероприятий; собственной безопасности; отряды милиции специального назначения; оперативно-розыскной информации. В криминальную милицию также входит Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.
  Криминальная милиция финансируется за счет федерального бюджета, а численность её сотрудников устанавливается Правительством РФ.
  В отличие от криминальной милиции, милиция общественной безопасности решает задачи, имеющие значение в большей мере на местном уровне.
  Так, основными задачами милиции общественной безопасности являются:
  - обеспечение безопасности личности;
  - обеспечение общественной безопасности и охрана общественного порядка;
  - охрана собственности;
  - выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  - раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно;
  - предварительное расследование в форме дознания по большинству уголовных дел, по которым необязательно производство предварительного следствия (указаны в ч. 3 ст. 150 УПК РФ), возбуждаемых в отношении конкретных лиц;
  - оказание в пределах ее компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям;
  - розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности.
  В отличие от криминальной милиции, милиция общественной безопасности имеет "двойное" подчинение. Так, согласно Закону "О милиции", в своей деятельности милиция общественной безопасности подчиняется как МВД РФ, так и соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ.
  Соответствующие отличия имеют порядок назначения на должность и освобождения от должности непосредственных руководителей милиции общественной безопасности.
  Начальники милиции общественной безопасности субъектов РФ назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел РФ по представлению министров внутренних дел, начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ, согласованному с высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), и являются по должности заместителями министров или начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ.
  Начальники милиции общественной безопасности районов, городов и иных муниципальных образований назначаются на должность и освобождаются от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления и являются по должности заместителями начальников органов внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований.
  Структура милиции общественной безопасности утверждена Постановлением Правительства РФ от 07.12.2000 г. № 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности"52. Согласно данному постановлению, в милицию общественной безопасности входят: 1) дежурные части; 2) участковые уполномоченные милиции; 3) Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ; 4) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых; 5) специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке; 6) приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество; 7) медицинские вытрезвители при органах внутренних дел; 8) центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей; 9) отряды милиции особого назначения;
 10) подразделения: а) милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел; б) дознания; в) патрульно-постовой службы милиции; г) лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; д) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых; е) по делам несовершеннолетних; ж) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства; з) по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.
  Милиция общественной безопасности, в отличие от криминальной милиции, финансируется не только за счет средств федерального бюджета, но и за счет средств бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Среди источников финансирования следует выделить также средства предприятий, учреждений и организаций, охраняемых милицией по договорам.
  Численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета (как и ее структура, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений) определяется Правительством РФ.
  Численность же милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, устанавливается соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. При этом она не должна быть ниже нормативов, утверждаемых министром внутренних дел РФ.
  Так, Указом Президента РФ от 12.02.1993 г. № 209 "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации"53 установлены нормативы штатной численности подразделений милиции общественной безопасности, содержащихся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации. Например:
 1 работник ППС на 1-1,5 тыс. человек городского населения; 1 участковый инспектор милиции - на 3-3,5 тыс. человек городского населения; 1 инспектор по делам несовершеннолетних - на 4-5 тыс. несовершеннолетних.
  В то же время органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать дополнительную численность подразделений милиции общественной безопасности.
  Несмотря на рассмотренные различия, криминальная милиция и милиция общественной безопасности составляют единую систему органов, решают общие для всей милиции задачи, оказывают содействие друг другу в исполнении возложенных на них обязанностей.
 4. Органы предварительного следствия системы
 Министерства внутренних дел РФ
  В отличие от милиции, на которую возложен максимально широкий объем функций, органы предварительного следствия в системе МВД РФ специализируются лишь на одном направлении правоохранительной деятельности - на предварительном расследовании преступлений. Однако предварительное расследование преступлений, осуществляемое в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке, является важнейшей составной частью правоохранительной деятельности в сфере борьбы с преступностью, по отношению к которой деятельность милиции в данной сфере носит в основном вспомогательный, служебный характер.
  Органами предварительного следствия в системе МВД РФ осуществляется предварительное расследование в его основной форме, предусмотренной УПК РФ, - форме предварительного следствия, которое обязательно проводится по делам о преступлениях с достаточно высокой степенью сложности и общественной опасности. Такие преступления предусматриваются в большинстве статей Особенной части УК РФ. При этом именно следователями органов внутренних дел, занимающими данные должности в органах предварительного следствия в системе МВД РФ, осуществляется предварительное следствие по делам о тех из числа таких преступлений, которые имеют наибольшую распространенность, по сравнению с преступлениями, расследуемыми следователями иных ведомств (прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ). К подследственности следователей органов внутренних дел, согласно п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, относятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных более чем в 90 статьях Особенной части УК РФ. Среди них такие имеющие достаточно высокую степень общественной опасности и нередко, к сожалению, довольно распространенные преступления, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), кража (ст. 158 УК РФ), мошенничество (ст. 159 УК РФ), грабеж (ст. 161 УК РФ), разбой (ст. 162 УК РФ), вымогательство (ст. 163 УК РФ), бандитизм (ст. 209 УК РФ), хулиганство (ст. 213 УК РФ), различные преступления в сфере экономической деятельности и многие другие.
  Согласно п. 4 Положения об органах предварительного следствия в системе МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 23 ноября 1998 г. № 1422 "О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации"54, в органы предварительного следствия в системе МВД входят: Следственный комитет при МВД РФ, следственные управления Следственного комитета по федеральным округам, главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов РФ, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.
  Организация, структура следственных подразделений в системе МВД РФ, порядок назначения на должности и освобождения от должностей их сотрудников регулируются Положением об органах предварительного следствия в системе МВД РФ, утвержденным вышеназванным Указом Президента РФ от 23.11.1998 г. № 1422, а также Приказом МВД РФ от 04.01.1999 г. № 1 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1998 г. № 1422"55. Основные требования к сотрудникам следственных подразделений, а также к порядку и условиям прохождения ими государственной службы в системе МВД РФ установлены Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. № 4202-I56.
  Органы предварительного следствия в системе МВД РФ возглавляет Следственный комитет при МВД РФ, он осуществляет организационно-методическое руководство следственными подразделениями органов внутренних дел, ведомственный и процессуальный контроль за данными подразделениями, организует и проводит предварительное следствие по уголовным делам особой сложности или особого общественного значения, а также носящих межрегиональный и международный характер.
  Следственный комитет при МВД РФ возглавляет заместитель министра внутренних дел РФ - начальник Следственного комитета при МВД РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.
  Начальник Следственного комитета при МВД РФ имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности по его представлению министром внутренних дел РФ.
  Иные сотрудники Следственного комитета при МВД РФ, имеющие специальные звания, в том числе старшие следователи, следователи по особо важным делам и старшие следователи по особо важным делам, назначаются на должность и освобождаются от должности непосредственно начальником Следственного комитета при МВД РФ.
  На уровне среднего звена системы МВД РФ действуют главные следственные управления (управления, отделы) при министерствах внутренних дел, при главных управлениях (управлениях) внутренних дел субъектов РФ, следственные управления (отделы) при управлениях внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, на особо важных и режимных объектах.
  Они также осуществляют организационно-методическое руководство нижестоящими следственными подразделениями органов внутренних дел, ведомственный и процессуальный контроль за данными подразделениями, организуют и проводят предварительное следствие по наиболее сложным уголовным делам.
  Начальники следственных подразделений (главных следственных управлений, управлений, отделов) среднего звена системы МВД РФ назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета МВД РФ. Они одновременно (по должности) являются заместителями министров внутренних дел, начальников главных управлений (управлений) внутренних дел субъектов РФ, начальников управлений внутренних дел на транспорте, на особо важных и режимных объектах и, в то же время, в своей деятельности подчиняются начальнику Следственного комитета при МВД РФ.
  Начальники следственных подразделений (главных следственных управлений, управлений, отделов) среднего звена системы МВД РФ имеют заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности по их представлениям соответствующими министрами внутренних дел, начальниками ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ и т.п.
  Иные сотрудники следственных подразделений (главных следственных управлений, управлений, отделов) среднего звена системы МВД РФ, имеющие специальные звания, в том числе следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам и старшие следователи по особо важным делам назначаются на должность и освобождаются от должности непосредственно начальниками этих подразделений.
  На уровне нижнего (и основного в силу объема работы и близости к населению) звена системы МВД РФ действуют следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах, в закрытых административно-территориальных образованиях, при линейных органах внутренних дел на транспорте. Именно следователями данных подразделений расследуется наибольшая часть уголовных дел.
  Начальники этих следственных подразделений (управлений, отделов, отделений, групп) назначаются на должность и освобождаются от должности начальником вышестоящего (т.е. на уровне среднего звена) органа внутренних дел по представлению начальника главного следственного управления (управления, отдела) при этом органе внутренних дел. Они являются заместителями начальников органов внутренних дел нижнего (основного) звена системы МВД РФ, т.е. начальников ГОВД, РОВД, ЛОВДТ, и одновременно подчиняются начальнику вышестоящего главного следственного управления (управления, отдела), по представлению которого они назначаются на должность.
  Заместители начальников следственных подразделений (управлений, отделов, отделений, групп) нижнего звена системы МВД РФ, иные сотрудники этих подразделений, имеющие специальные звания, в том числе следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам и старшие следователи по особо важным делам назначаются на должность и освобождаются от должности по представлениям начальников этих подразделений начальниками вышестоящих следственных подразделений среднего звена системы МВД РФ, т.е. главных следственных управлений (управлений, отделов) при МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ и т.п.
  Следователи органов внутренних дел, как и следователи иных ведомств, осуществляя предварительное следствие по уголовным делам, руководствуются уголовно-процессуальным законодательством и, несмотря на подчинение в организационном плане начальникам следственных подразделений и их заместителям, обладают широкой процессуальной самостоятельностью. Так, согласно п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, следователь уполномочен: самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора. В то же время на начальников следственных подразделений (управлений, отделов, отделений, групп) и их заместителей возлагается процессуальный контроль за законностью и эффективностью процессуальной деятельности руководимых ими следователей.
  Начальник следственного подразделения и его заместитель вправе проверять материалы уголовных дел, давать следователю обязательные для исполнения письменные указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и объеме обвинения. Они имеют полномочия поручать производство предварительного следствия одному либо нескольким следователям, передавать дело от одного следователя другому, принять уголовное дело к своему производству и лично провести предварительное следствие, непосредственно отменять некоторые необоснованные постановления следователя, а в отношении иных незаконных и необоснованных постановлений следователя вносить прокурору ходатайство об их отмене.
 5. Внутренние войска Министерства внутренних дел РФ
  Внутренние войска МВД РФ играют заметную роль в обеспечении выполнения ряда функций, возложенных в целом на МВД РФ и составляющие его систему органы и иные подразделения. В силу своего предназначения внутренние войска МВД РФ, прежде всего, в значительном объеме охватывают выполнение функций, относящихся к такому виду правоохранительной деятельности, как охранная деятельность и предупреждение преступлений и иных правонарушений. Внутренние войска МВД РФ оказывают содействие органам внутренних дел и в осуществлении иных функций. Внутренние войска МВД РФ, пожалуй, в большей мере, чем иные органы и подразделения системы МВД РФ, участвуют в осуществлении такого вида правоохранительной деятельности, как обеспечение государственной безопасности.
  Значимость места внутренних войск в системе МВД РФ и среди других государственных органов и структур, осуществляющих правоохранительную деятельность, подтверждается регламентацией основ их организации и деятельности на уровне федерального закона. В настоящее время действует Федеральный закон от 06.02.1997 г. № 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"57.
  Статья 1 названного Закона определяет, что внутренние войска МВД РФ предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.
  Задачами внутренних войск, согласно ст. 2 указанного Закона, являются:
  - участие совместно с органами внутренних дел РФ в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;
  - охрана важных государственных объектов и специальных грузов;
  - участие в территориальной обороне Российской Федерации;
  - оказание содействия пограничным войскам федеральной службы безопасности в охране государственной границы РФ.
  Министр внутренних дел РФ осуществляет непосредственное руководство внутренними войсками. Для этих целей в его подчинении находится главнокомандующий внутренними войсками, являющийся одновременно его заместителем, и образовано специальное структурное подразделение в центральном аппарате МВД РФ - Главное командование внутренних войск (ГКВВ).
  Управление внутренними войсками строится, по сути, аналогично управлению войсками в системе Министерства обороны: округа внутренних войск, воинские соединения, части (подразделения)58. Кроме того, в системе внутренних войск существуют военные образовательные учреждения, учреждения обеспечения деятельности внутренних войск.
  Внутренние войска комплектуются путем призыва граждан РФ на военную службу или заключения контракта на прохождение службы.
  Военнослужащие внутренних войск при несении боевой службы обладают комплексом прав, обеспечиваемых возможностью применения мер государственного принуждения (ст. 24 Федерального закона от 06.02.1997 г. № 27-ФЗ).
  При этом военнослужащие внутренних войск вправе применять физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие, а также состоящую на вооружении войск боевую и специальную технику, но исключительно на условиях, в пределах, при наличии оснований
 и в порядке, установленных в ст.ст. 25-30 Федерального закона от 06.02.1997 г. № 27-ФЗ.
 
 
 Тема 14. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РФ
  1. Назначение федеральной службы безопасности РФ. Правовые основы ее организации и деятельности.
  2. Основные направления деятельности и задачи органов и пограничных войск федеральной службы безопасности.
  3. Система федеральной службы безопасности и структура ее органов.
 1. Назначение федеральной службы безопасности РФ.
 Правовые основы ее организации и деятельности
  Согласно ст. 1 Закона РФ от 05.03.1992 г. № 2446-I "О безопасности"59, под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
  К основным объектам безопасности названный Закон относит: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность.
  Последний из названных объектов - государство - является основным инструментом создания условий для нормального существования и развития первых двух - личности и общества, в том числе и обеспечения их безопасности. Отсюда, для того чтобы обеспечить безопасность личности и общества, необходимо, прежде всего, обеспечить безопасность государства. Деятельность по обеспечению безопасности именно государства приобретает первостепенное значение, что предполагает сосредоточение на ней особых усилий, ее специализацию.
  Для обеспечения безопасности государства в его структуре создаются специально предназначенные для этого органы и иные подразделения. Для обеспечения безопасности Российской Федерации (как государства) созданы специальные государственные органы и иные подразделения (в частности, войска), среди которых выполняет наибольший объем функций и играет ключевую роль федеральная служба безопасности.
  В ст. 1 Федерального закона от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности"60 под федеральной службой безопасности понимается единая централизованная система органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ.
  Органы и пограничные войска федеральной службы безопасности отличаются от других специальных подразделений (органов) обеспечения безопасности РФ, к которым относятся Служба внешней разведки РФ (СВР) и Федеральная служба охраны РФ (ФСО), тем, что кроме осуществления такого вида правоохранительной деятельности, как обеспечение государственной безопасности, выполняют и функции, относящиеся в полном объеме к иным видам правоохранительной деятельности, в первую очередь, к выявлению и расследованию преступлений и оперативно-розыскной деятельности. Однако названный последним вид правоохранительный деятельности органы (а в определенной мере и пограничные войска) федеральной службы безопасности осуществляют в качестве дополнительного к основному - обеспечению государственной безопасности, как вытекающего из него и подчиненного ему.
  В соответствии с п. "м" ст. 71 Конституции РФ вопросы безопасности находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Поэтому правовую основу организации и деятельности федеральной службы безопасности составляют нормативные акты только федерального уровня: Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, ратифицированные международные договоры РФ.
  Согласно одному из требований правового стандарта, принятого государствами - членами Совета Европы, рамки деятельности спецслужб61, к каковым в РФ относится, прежде всего, федеральная служба безопасности, должны быть установлены на законодательном уровне62. В РФ такие рамки применительно к федеральной службе безопасности определены отмеченным выше специальным законом - Федеральным законом от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности". Этот Закон определяет назначение, состав, правовые основы и принципы деятельности федеральной службы безопасности, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за деятельностью органов федеральной службы безопасности.
  Так, в общих положениях названного Закона закреплены принципы деятельности федеральной службы, а именно такие, как законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; гуманизм; единство системы органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, а также централизация управления ими; конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности. Важным представляется и положение о том, что в органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках запрещаются создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний.
  В ст. 13 названного Федерального закона закреплены права, предоставленные органам федеральной службы безопасности (их сотрудникам) для решения возложенных на них задач. В данной статье содержится 34 пункта, в каждом из которых закреплено одно или несколько властных полномочий, которые могут применяться в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц63.
  Отдельно следует отметить, что случаи и порядок применения сотрудниками органов федеральной службы безопасности физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также оружия и специальных средств предусматриваются в законодательных и иных нормативных правовых актах РФ для сотрудников милиции - в настоящее время они определены в разд. IV (ст.ст. 12-16) Закона РСФСР от 18.04.1991 г. № 1026-I "О милиции"64.
  В рамках предоставленных им полномочий правоохранительная деятельность сотрудников федеральной службы безопасности основывается также на нормах УК РФ и УПК РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"65, Закона РФ от 01.04.1993 г. № 4730-I "О государственной границе Российской Федерации"66, Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне"67, Федерального закона от 10.01.1996 г. № 5-ФЗ "О внешней разведке"68 и др.
  В правовом регулировании деятельности федеральной службы безопасности важную роль играют нормы законодательства о государственной тайне. Согласно ст. 2 Закона РФ "О государственной тайне", к государственной тайне относятся те защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Соответственно в силу своего предназначения именно федеральная служба безопасности играет главную роль в обеспечении защиты сведений, составляющих государственную тайну. При этом предназначение федеральной службы безопасности для обеспечения безопасности РФ предопределяет отнесение к государственной тайне и значительной части сведений о сотрудниках (военнослужащих) органов и пограничных войск этой службы, их деятельности, а также о лицах, оказывающих им содействие.
  Не случайно граждане РФ, принимаемые на военную службу (работу) в органы федеральной службы безопасности, как и допускаемые к сведениям об этих органах, а в случаях, специально оговоренных в нормативных правовых актах РФ, также граждане, принимаемые на военную службу (работу) в пограничные войска и допускаемые к сведениям о пограничных войсках, проходят процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Такая процедура предусматривает, прежде всего, принятие гражданами на себя обязательств о неразглашении указанных сведений. Кроме того, в нее включается дача гражданами согласия на частичные, временные ограничения некоторых их прав (в частности, права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовых договорах (контрактах) при оформлении допуска граждан к государственной тайне), на проведение в отношении них полномочными органами проверочных мероприятий. Для лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливаются льготы - в соответствии со ст. 21 Закона РФ "О государственной тайне".
  Граждане РФ, допущенные к сведениям об органах федеральной службы безопасности или о пограничных войсках, составляющим государственную тайну, несут за их разглашение ответственность, предусмотренную законодательством РФ. В частности, самая строгая ответственность - уголовная - предусмотрена ст.ст. 275, 283, 284 УК РФ.
  Следует констатировать, что отнесение сведений к государственной тайне должно осуществляться строго по основаниям, в пределах и порядке, установленных законом. Это позволит избежать формирования режима "чрезмерной секретности" в деятельности государственных органов, распоряжающихся этими сведениями, в том числе органов федеральной службы безопасности. Формирование режима "чрезмерной секретности", связанного с отсутствием необходимой гласности, в деятельности данных органов неизбежно влечет ослабление общественного контроля за их деятельностью, а это, в свою очередь, нередко приводит к незаконным и необоснованным нарушениям с их стороны прав и свобод человека и гражданина, что противоречит действительным интересам общества и государства.
  Полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне наделен ряд руководителей органов государственной власти, в том числе директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ РФ)69. Это осуществляется данными уполномоченными руководителями, прежде всего, в соответствии с приведенным в ст. 5 Закона РФ "О государственной тайне" Перечнем сведений, составляющих государственную тайну. Кроме того, они должны руководствоваться формируемым в дальнейшем с их участием на основании и в пределах названного Перечня, утверждаемым Указом Президента РФ и открыто публикуемым Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне70. В последнем Перечне кроме конкретизации и группировки соответствующих сведений указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению теми или иными группами этих сведений. Следует заметить, что в данном Перечне органы федеральной службы безопасности наделяются полномочиями по распоряжению важнейшими и достаточно обширными группами этих сведений.
  В свою очередь, в соответствии с утвержденным Президентом РФ Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в том числе органы федеральной службы безопасности, разрабатывают развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию.
  Должностным лицам, наделенным полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне и их засекречиванию, следует соблюдать установленный ст. 7 Закона РФ "О государственной тайне" запрет на отнесение к государственной тайне и засекречивание ряда указанных в данной статье сведений, например: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина.
  Значительное место в правовом регулировании организации и деятельности органов и войск федеральной службы безопасности занимают также подзаконные (в том числе - ведомственные) нормативные акты. Так, задачи и функции федерального органа исполнительной власти, возглавляющего органы и войска федеральной службы безопасности в РФ, каковым является ФСБ РФ, конкретизируются в Положении о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 11.08.2003 г. № 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации". Этим же Указом утверждена и общая структура органов федеральной службы безопасности. Система, задачи, обязанности и права органов федеральной службы безопасности в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах конкретизированы в Положении об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности РФ в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках), утвержденном Указом Президента РФ от 07.02.2000 г. № 318171.
  Необходимо иметь в виду, что, согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
 2. Основные направления деятельности и задачи органов
 и пограничных войск федеральной службы безопасности
  В соответствии с Федеральным законом от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности", деятельность органов (а в известной мере и пограничных войск) федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:
  - контрразведывательная деятельность;
  - борьба с преступностью и террористической деятельностью;
  - разведывательная деятельность;
  - пограничная деятельность;
  - обеспечение информационной безопасности.
  Иные направления (например, разведывательная деятельность в той части, в которой она осуществляется Службой внешней разведки РФ и Главным разведывательным управлением Министерства обороны РФ) определяются только федеральными законами.
  При осуществлении перечисленных основных направлений деятельности органы и войска федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством РФ решают ряд задач. Наиболее важными из них представляются следующие задачи:
  1) информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ, а также по их поручениям - органов государственной власти РФ и ее субъектов об угрозах безопасности РФ;
  2) выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ;
  3) координация осуществляемых другими государственными органами контрразведывательных мероприятий и мер по обеспечению собственной безопасности;
  4) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, осуществление дознания и предварительного следствия по которым отнесено к ведению органов федеральной службы безопасности, а также осуществление розыска лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;
  5) осуществление предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам, подследственным дознавателям пограничных органов федеральной службы безопасности (п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ);
  6) осуществление предварительного расследования в форме предварительного следствия по уголовным делам, подследственным сле-
 дователям органов федеральной службы безопасности (п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ);
  7) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений, возбуждение и (или) рассмотрение дел о которых отнесены КоАП РФ к ведению органов федеральной службы безопасности;
  8) выявление, предупреждение и пресечение актов терроризма;
  9) разработка и осуществление во взаимодействии с другими государственными органами мер по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ;
  10) обеспечение в пределах своих полномочий безопасности в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях, их органах управления и в органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, таможенных органах и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  11) осуществление в пределах своих полномочий разведывательной деятельности;
  12) обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, и противодействия иностранным организациям, осуществляющим техническую разведку;
  13) осуществление мер по обеспечению защиты и охраны государственной границы РФ, защиты и охраны экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также мер по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;
  14) обеспечение в пределах своих полномочий безопасности объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасности в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;
  15) участие в решении вопросов, касающихся приема в гражданство РФ и выхода из него, въезда на территорию РФ и выезда за ее пределы граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.
  На органы и войска федеральной службы безопасности возложены и иные задачи72, решение которых необходимо для обеспечения безопасности РФ.
 3. Система федеральной службы безопасности
 и структура ее органов
  Возглавляющий федеральную службу безопасности федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности - ФСБ РФ - традиционно находится в прямом подчинении Президента РФ. Непосредственное руководство деятельностью ФСБ РФ со стороны Президента РФ определено и в современной структуре федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". В связи с этим, именно Президент РФ уполномочен утверждать Положение о ФСБ РФ, назначать на должность и освобождать от должности ее руководителя - директора ФСБ РФ, а также его заместителей, - согласно п. 7 названного Указа Президента РФ.
  Согласно п. 1 Положения, утвержденного вышеназванным Указом Президента РФ от 11.08.2003 г. № 960, ФСБ РФ осуществляет государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, защиты и охраны государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов, обеспечивает информационную безопасность РФ и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, а также координирует контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.
  Второе звено единой системы органов федеральной службы безопасности составляют:
  - управления (отделы) ФСБ РФ по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
  - управления (отделы) ФСБ РФ в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);
  - управления (отряды, отделы) ФСБ РФ по пограничной службе (пограничные органы), в их подчинении находятся пограничные войска;
  - другие управления (отделы) ФСБ РФ, осуществляющие отдельные полномочия ФСБ РФ или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности и пограничных войск (другие органы безопасности).
  Органы федеральной службы безопасности в своем подчинении имеют также авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.
  В отличие от системы органов внутренних дел, в отдельных городах, городских и сельских районах организационно обособленные органы федеральной службы безопасности, как правило, не образуются. При необходимости для реализации возложенных на них задач создаются районные (межрайонные, городские) отделы (отделения) территориальных управлений, а также выделяются отдельные уполномоченные сотрудники федеральной службы безопасности, действующие в указанных административно-территориальных единицах. Такие сотрудники могут закрепляться и за конкретными предприятиями, учреждениями, организациями и воинскими частями.
  В структуру ФСБ РФ включаются департаменты, управления и другие подразделения, непосредственно реализующие направления деятельности органов федеральной службы безопасности, а также подразделения, исполняющие управленческие функции. Управления (отделы) ФСБ РФ, составляющие второе звено системы органов федеральной службы безопасности, имеют аналогичную структуру.
 
 
 Тема 15. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ И ЕЕ ОРГАНЫ
  1. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), ее назначение, задачи и функции.
  2. Система органов и структура центрального аппарата Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
  3. Прохождения службы в органах Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
 1. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), ее назначение, задачи и функции
  Созданный на базе органов налоговой полиции Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль России) был переименован Указом Президента РФ в Федеральную служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а затем в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков73. Данная Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти. Ее назначение в том, чтобы решать вопросы и проблемы, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, противодействовать их незаконному обороту, а также координировать деятельность других органов исполнительной власти в этой области. Федеральная служба РФ по наркоконтролю призвана осуществлять правоохранительную деятельность по обеспечению законности применения и использования наркотических средств и психотропных веществ на территории России гражданами, юридическими лицами и специальными учреждениями74.
  Основные задачи Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков можно разделить на две группы.
  К первой группе относятся задачи, направленные на выявление, предупреждение, пресечение и расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
  Ко второй группе относятся задачи, направленные на координацию деятельности, разработку государственной политики в области оборота наркотических средств и психотропных веществ.
  Основные задачи первой группы:
  1. Обеспечивать контроль в пределах своей компетенции за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществлять меры по противодействию их незаконному обороту.
  2. Выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать преступления, отнесенные уголовно-процессуальным законодатель-
 ством Российской Федерации к подследственности органов ФСКН
 России.
  Основные задачи второй группы:
  1. Координировать деятельность органов исполнительной власти по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
  2. Участвовать в разработке и реализации государственной политики в области оборота наркотических средств и психотропных веществ и противодействию их незаконному обороту.
  3. Создать и вести единый банк данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств и психотропных веществ и противодействия их незаконному обороту.
  4. Осуществлять в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействие и информированный обмен с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, а также представлять интересы Российской Федерации в международных организациях по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
  Поставленные перед Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков задачи решаются через выполняемые ею функции, которые она обязана осуществлять. Раздел 2 "Положения о Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков" называется "Полномочия", а п. 8 конкретно и подробно закрепляет, что должны делать органы ФСКН России.
  Основные полномочия ФСКН России:
  - обеспечивать исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах;
  - готовить предложения Президенту РФ и Правительству РФ по совершенствованию государственной политики, участвовать в разработке и реализации целевых программ, обобщать практику и вести профилактическую работу в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также по противодействию их незаконному обороту;
  - осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по подследственным уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с действующим законодательством России;
  - осуществлять контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за обращением наркотических лекарственных средств;
  - выполнять другие функции, возложенные на него законодательством Российской Федерации75.
  ФСКН России и его территориальные органы составляют единую систему органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией России и федеральными законами руководит деятельностью ФСКН России. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России координирует деятельность ФСКН России.
  ФСКН России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и Положением о Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков России.
 Руководство и коллегия ФСКН России
  ФСКН России возглавляет директор в ранге федерального министра. Директор ФСКН России, его первые заместители и заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
  Директор ФСКН России имеет первых заместителей и заместителей, в том числе статс-секретаря - заместителя директора. Директор образует коллегии в органах ФСКН России и утверждает их состав (18 человек). В состав коллегии входят директор ФСКН России (председатель коллегии), заместители директора, а также руководящие работники органов ФСКН России. Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов ФСКН России и принимает по ним решения. Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов и оформляются приказами ФСКН России.
 2. Система органов и структура центрального аппарата Федеральной службы Российской Федерации по контролю
 за оборотом наркотиков
  Структуру центрального аппарата ФСКН России составляют департаменты по основным направлениям деятельности. В основе структуры ФСКН России лежит устройство Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которое включало в себя:
  - Главное оперативное управление.
  - Главное управление по контролю за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
  - Главное организационно-аналитическое управление.
  - Главное следственное управление.
  - Управление собственной безопасности.
  - Управление международного сотрудничества.
  - Управление специального назначения.
  - Управление кадров.
  - Управление межведомственного взаимодействия в сфере профилактики.
  - Управление режима и информационной безопасности.
  - Информационно-техническое управление.
  - Управление общественных связей.
  - Управление делами.
  - Правовое управление.
  - Финансово-экономическое управление.
  - Организационно-мобилизационное управление.
  - Отдел дознания и административной практики.
 3. Прохождения службы в органах Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
  Правоохранительная служба в органах по контролю за оборотом наркотиков является видом государственной службы граждан Российской Федерации. Сотрудниками органов ФСКН России являются граждане, проходящие службу в органах ФСКН России, которым в порядке, установленном Положением, присваиваются специальные звания. Гражданам, принятым на службу в органы ФСКН России, присваиваются специальные звания, начиная от прапорщика до генерала полиции. На службу в органы ФСКН России имеют право поступать граждане, достигшие возраста 20 лет, но не старше 40 лет, владеющие русским языком, способные по своим личным и деловым качества, имеющемуся профессиональному образованию и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на органы ФСКН России. Сотрудникам, являющимся близкими родственниками или состоящим между собой в родственных отношениях (супруги, братья, сестры, родители или дети супругов), запрещается проходить службу в одном и том же органе ФСКН России, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
  Сотрудник не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.
  Для гражданина, впервые поступающего на службу в органы ФСКН России, может устанавливаться испытание продолжительностью от трех до шести месяцев, в зависимости от уровня его профессиональной подготовки и должности, на которую он назначается. В этом случае гражданин назначается на соответствующую должность стажером без присвоения ему специального звания и заключения контракта о прохождении службы в органах ФСКН России. С гражданами, прошедшими испытательный срок, заключается контракт в письменной форме сроком на один год, три года или пять лет. В контракте предусматривается ответственность сторон за невыполнение взятых на себя обязательств. Невыполнение сторонами взятых на себя обязательств является основанием для расторжения контракта по инициативе одной из сторон до истечения срока его действия. Гражданин, принятый на службу в органы ФСКН России, не позднее чем через два месяца со дня присвоения ему первого специального звания принимает присягу76.
  Для определения уровня профессиональной подготовки сотрудников и их соответствия занимаемой должности проводится аттестация.
  Аттестация сотрудников проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. За добросовестное исполнение должностных обязанностей к сотрудникам могут применяться поощрения. За нарушение служебной дисциплины на сотрудников могут налагаться дисциплинарные взыскания. Служба в органах госнаркоконтроля прекращается в случае увольнения сотрудника.
 
 
 Тема 16. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ
  1. Правовые основы деятельности таможенных органов.
  2.Система и структура таможенных органов, их задачи, основные направления деятельности.
  3. Компетенция таможенных органов.
 1. Правовые основы деятельности таможенных органов
  Как такового правового определения таможни нет. Под понятием "таможня" имеются в виду органы, осуществляющие таможенную деятельность.
  Таможенные органы РФ непосредственно осуществляют таможенное дело в России, являются правоохранительными органами и составляют единую федеральную централизованную систему. Именно им отводится ведущая роль в обеспечении экономической безопасности российского государства. На них возложено осуществление таможенного дела (таможенной деятельности), под которым понимается таможенная политика РФ, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь77. В соответствии с Конституцией РФ таможенное дело является исключительной монополией государства. Проведение таможенной политики включает в себя комплекс мер и направлений в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляемый через таможенную систему78.
  Правовую основу организации и деятельности таможенных органов образуют Конституция РФ, Таможенный кодекс, указы и распоряжения Президента РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
  Для того чтобы то или иное таможенное правило стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определенную правовую форму. Под источниками (формами) таможенного права следует понимать внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, в результате которой устанавливаются нормы таможенного права.
  Источником таможенного права может быть не любой правовой акт, а только тот, который содержит общие правила в таможенном деле.
  Деятельность таможенных органов регулируется Таможенным кодексом РФ, Общим положением о региональном таможенном управлении (с изменениями от 16 июня 2003 г.), Положением о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении. Таким образом, источник таможенного права должен носить нормативный характер. Поэтому различные приказы руководителей таможенных органов о назначении на должность, перечислении средств, объявлении дисциплинарного взыскания, отмене незаконного акта нижестоящего органа и др. не являются источниками таможенного права, так как не содержат общих правил. Такие акты по конкретным вопросам называются индивидуальными. Индивидуальные правовые акты выступают в качестве юридических фактов - порождают, изменяют или прекращают конкретные правоотношения в таможенной сфере. Индивидуальный характер правовых актов может проявляться в конкретности предписаний, определенности субъектов, регулировании конкретных отношений, однократности реализации (применения, исполнения) и др.
  В таможенно-правовых актах могут содержаться одновременно и нормативные предписания, и предписания оперативно-исполнительного или правоохранительного характера. Исполнителю подобных актов приходится всякий раз определять, какое предписание носит нормативный, а какое - индивидуальный характер.
  Источники таможенного права составляют единую целостную систему, элементы (составные части) которой находятся в отношениях субординации и иерархической подчиненности в соответствии с логикой правового регулирования таможенного дела.
  Основными принципами построения системы источников таможенного права являются конституционность и законность. Конституционность в данном случае предполагает строгое соответствие всех источников права основным принципам таможенного регулирования, закрепленным в Конституции РФ. Законность означает обязательное соответствие подзаконных актов предписаниям законов, на основании и в развитие которых принимались данные подзаконные акты. В случае нарушения этого требования подзаконные акты в установленном законом порядке признаются ничтожными, то есть никогда не действовавшими.
  К основным элементам системы источников таможенного права России относятся:
  а) внутреннее таможенное законодательство;
  б) международно-правовые договоры и соглашения с участием России, касающиеся таможенных вопросов.
  Следует отметить, что большое влияние на правовое регулирование таможенных отношений оказывают судебная практика и обобщаемая практика административной юстиции, накопленная при разрешении таможенных споров.
 2. Система и структура таможенных органов, их задачи
 и основные направления деятельности
  Таможенные органы - это единая централизованная система, действующая в рамках всего государства. В нее входят:
  - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (Федеральная таможенная служба Министерства экономического развития и торговли РФ - ФТС МЭРиТ РФ);
  - региональные таможенные управления РФ;
  - таможни РФ;
  - таможенные посты РФ.
  Указом Президента от 9.03.2004 г. таможенные органы переданы Министерству экономического развития и торговли России. Создание, реорганизация и ликвидация таможенных органов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, однако фактически на практике руководство таможенными органами по-прежнему осуществляет Государственный таможенный комитет России - ГТК РФ (ФТС МЭРиТ РФ), который как таможенный орган в законе не фигурирует, но решения об его упразднении принято еще не было79.
  Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (ФТС МЭРиТ РФ), определяет компетенцию конкретных таможенных органов по совершению определенных таможенных операций. Он вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров80.
  Региональные таможенные управления (РТУ) действуют на основании положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. В них создается коллегия в составе начальника РТУ (председатель коллегии), заместителей начальника РТУ по должности, а также должностных лиц руководящего состава РТУ и подчиненных таможенных органов.
  Члены коллегии РТУ (кроме лиц, входящих в ее состав по должности) утверждаются по представлению начальника РТУ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
  Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью РТУ.
  Решения коллегии оформляются при необходимости приказами РТУ.
  Основными задачами регионального таможенного управления являются:
  - реализация таможенной политики Российской Федерации на территории подведомственного региона;
  - разработка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории Российской Федерации;
  - обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
  Таможня входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность на основании положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
  Таможню возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом ГТК (ФТС МЭРиТ РФ).
  Первый заместитель начальника таможни, начальник отдела - главный бухгалтер назначаются на должность и освобождаются от должности приказами ГТК России (ФТС МЭРиТ РФ), а в отношении таможни, непосредственно подчиненной РТУ, - по представлению начальника РТУ.
  Заместители начальника таможни назначаются на должность и освобождаются от должности приказами вышестоящего таможенного органа по представлению начальника таможни и по согласованию с соответствующими подразделениями ГТК России (ФТС МЭРиТ РФ).
  Начальники отделов таможни назначаются на должность и освобождаются от должности приказами таможни по согласованию с соответствующим подразделением вышестоящего таможенного органа.
  Начальники и сотрудники подразделений собственной безопасности таможни назначаются на должность и освобождаются от должности на основании отдельных нормативных правовых актов ГТК России (ФТС МЭРиТ РФ).
  Территория региона деятельности (подведомственного региона) таможни определяется ГТК России (ФТС МЭРиТ РФ). Пределы подведомственного таможне региона могут не совпадать с административными границами субъектов Российской Федерации.
  Территория подведомственного региона таможни, непосредственно подчиненной Управлению, определяется по представлению либо с учетом мнения Управления.
  Управление вправе изменять подведомственный регион непосредственно подчиненной таможне в порядке, определяемом ГТК России (ФТС МЭРиТ РФ).
  Основными задачами таможни являются:
  - непосредственное осуществление таможенного дела на территории подведомственного региона;
  - осуществление мер по реализации таможенной политики Российской Федерации на территории подведомственного региона;
  - реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории Российской Федерации, экономической безопасности Российской Федерации в части, относящейся к таможенному делу;
  - обеспечение в пределах своей компетенции в подведомственном регионе защиты экономических интересов Российской Федерации;
  - применение в подведомственном регионе средств таможенного регулирования экономической деятельности;
  - осуществление таможенного оформления и таможенного контроля;
  - осуществление в пределах компетенции таможенных органов Российской Федерации и своих полномочий валютного контроля;
  - осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, с нарушениями таможенных правил;
  - руководство, обеспечение, координация и контроль за деятельностью нижестоящих таможенных постов.
  Типовая структура, типовая штатная численность, типовая численность структурных подразделений таможни и фонд оплаты труда таможни утверждаются ГТК России (ФТС МЭРиТ РФ).
  Допускается создание специализированных таможен, выполняющих специальные таможенные операции или осуществляющих таможенный контроль за перемещением через таможенную границу отдельных специфических товаров.
  Таможенный пост осуществляет свою деятельность на основании положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела под непосредственным руководством таможни Российской Федерации либо регионального таможенного управления Российской Федерации в случае непосредственного подчинения Управлению.
  Решение о непосредственном подчинении таможенного поста Управлению принимает ГТК России (ФТС МЭРиТ РФ), в том числе по представлению либо с учетом мнения Управления. Решениями ГТК России (ФТС МЭРиТ РФ) отдельные таможенные посты могут быть подчинены непосредственно ГТК России (ФТС МЭРиТ РФ).
  Территория региона деятельности (подведомственного региона) таможенного поста определяется Управлением (в отношении таможенного поста, непосредственно подчиненного таможне, - по представлению таможни) либо ГТК России (ФТС МЭРиТ РФ). Территория региона деятельности таможенного поста, непосредственно подчиненного таможне, входит в состав подведомственного региона этой таможни.
  Таможенный пост возглавляет начальник. Назначение на должность и освобождение от должности начальника таможенного поста осуществляется:
  - приказом ГТК России (ФТС МЭРиТ РФ) - в отношении таможенного поста, подчиненного непосредственно ГТК России (ФТС МЭРиТ РФ);
  - начальником Управления - в отношении таможенного поста, подчиненного непосредственно Управлению;
  - приказом Управления по представлению начальника таможни и по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями Управления - в отношении таможенного поста, подчиненного непосредственно таможне;
  - начальником таможни - в отношении таможенного поста, подчиненного таможне, непосредственно подчиненной ГТК России (ФТС МЭРиТ РФ).
 3. Компетенция таможенных органов
  На таможенные органы возложен широкий круг обязанностей в сфере контрольной, административной, оперативно-розыскной деятельности.
  Никакие государственные органы, кроме Верховного Совета Российской Федерации, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов Российской Федерации, выполнять без соответствующего допуска или изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в деятельность этих органов, которая соответствует положениям Таможенного кодекса и иных актов законодательства Российской Федерации.
  Таможенные органы России в соответствии с их компетенцией вправе быть истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде; контролировать в пределах своей компетенции экономическую деятельность участников внешнеэкономической деятельности; принимать решения по делам об административных правонарушениях, а также решения по результатам пересмотра постановлений по указанным делам, отменять или изменять по жалобам лиц, протестам прокуроров, в порядке контроля решения должностных лиц ГТК (ФТС МЭРиТ РФ), РТУ, подчиненных таможенных органов и их должностных лиц, а также принимать в отношении их неправомерных действий или бездействия меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Они также вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия в части выявления контрабанды и иных преступлений, дознание и проведение неотложных следственных действий, преступлений против интересов государственной службы. Данная деятельность таможенных органов осуществляется в соответствии с Законом РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" и УПК РФ. В компетенцию таможенных органов входит и проведение мероприятий по контролю за деятельностью декларантов, таможенных перевозчиков, таможенных брокеров и иных лиц.
  Таможенные органы обеспечивают содействие подчиненных таможенных органов борьбе с международным терроризмом и пресечению незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации; разрабатывают в пределах своей компетенции систему мер по противодействию иностранным техническим разведкам и защите информации и обеспечивают их осуществление собственными структурными подразделениями и подчиненными таможенными органами; обеспечивают в регионе деятельность за соблюдением режима зоны таможенного контроля, осуществляют охрану объектов таможенной инфраструктуры, организуют и контролируют систему охраны объектов таможенной инфраструктуры, принимают меры по охране таможенной границы Российской Феде-
 рации.
  Сотрудники таможенных органов вправе вызывать граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства для получения от них объяснений по вопросам, входящим в компетенцию этих органов.
  Сотрудники таможенных органов также имеют право хранения и ношения табельного огнестрельного оружия и специальных средств. Основания и порядок применения ими оружия и специальных средств, физической силы определяются Законом РФ "О милиции".
  В таможенных органах России не допускается создание и деятельность политических партий и других общественных объединений, а их сотрудники не могут быть ограничены в своей деятельности решениями таких партий и объединений.
 
 
 Тема 17. МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ
  1. История Министерства юстиции.
  2. Задачи Министерства юстиции РФ и его положение в системе органов исполнительной власти.
  3. Функции Министерства юстиции РФ и его органов.
  4. Система органов и структура Министерства юстиции РФ. Учреждения и организации Министерства юстиции РФ.

<< Пред.           стр. 9 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу