<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  Ю.П. АНИСИМОВ И.А. БОРИСЕНКО
 
 
 
 
 
 
 ОСНОВЫ
  ИННОВАЦИОННОГО
  МЕНЕДЖМЕНТА
 
 
  Учебное пособие
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Воронеж 2000
 
 
 
 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Воронежский государственный технический университет
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Ю.П. АНИСИМОВ И.А. БОРИСЕНКО
 
 
 
 
 
 Учебное пособие
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Воронеж 2000
 
 
  удк 338.24.0012
 
  Основы инновационного менеджмента: Учеб. пособие / Ю.П. Анисимов, И.А. Борисенко; Под общ. ред. Ю.П. Анисимова: Изд-во ВГТУ, 2000, 67 с.
 
  В пособии излагаются функции и основные черты инновационного менеджмента, особенности малого инновационного предприниматель става. На примере отечественных и зарубежных предприятий описаны стратегии инновационной деятельности, определены особенности и содержание ее экономической диагностики, приведены методы оценки эффективности инновационных проектов и процесса выбора направления экономической диагностики инновационной деятельности предприятия.
  Учебное пособие "Инновационный менеджмент" предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 060800 "Экономика и управление на предприятии" и 521500 "Менеджмент" при изучении дисциплины, а также может быть полезно слушателям факультета переподготовки и повышения квалификации кадров.
  Издание подготовлено: доктором экономических наук, профессором Ю.П. Анисимовым - гл.1.3,2,3.3,4; кандидатом экономических наук, И.А. Борисенко - гл.1.1, 1.2, 3.1, 3.2, 5, 6.
 
  Табл. 8. Ил. 1. Библиогр. 21 назв.
 
  Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета
 
  Рецензенты: кафедра экономики предприятий и предпринима-
  тельской деятельности Воронежского государ-
  ственного университета;
  канд. экон. наук, доц. Л.Н. Лихачева
 * Анисимов Ю.П., Борисенко И.А, 2000
 ? Оформление. Издательство Воронежского государственного технического университета, 2000
 
 
 
 
 
 
 ВВЕДЕНИЕ
 
  Инновационный менеджмент - относительно новое направление менеджмента. Это понятие стало широко употребляться с тех пор, как наука, технологии, инновации превратились в развитых странах в ключевой фактор экономических стратегий и конкуренции на рынках. Инновационный менеджмент связан с профессиональной реализацией функции управления, прежде всего, на корпоративном уровне. Особенно следует подчеркнуть, что инновационный менеджмент имеет органическую связь с явлениями, породившими в свое время концепцию стратегического менеджмента. Он изучает ряд особых законов и требований управления современными корпорациями и развития предпринимательства. Вместе с тем поведение фирм, корпораций, инновационных предпринимателей, во многом зависит от принципов и институтов государственной научно-технической политики, государственной поддержки инновационной деятельности.
  Инновационный менеджмент - это менеджмент научно-технических и интеллектуальных ресурсов. Понятие ресурсов включает в себя науку, технологию и информацию, которые не являются бесплатными экономическими благами. Они представляют собой активы, которые следует планировать, использовать, зарабатывать и возобновлять.
  Инновационный менеджмент - менеджмент системный. Всегда ощущается недостаток горизонтальных связей между отраслями научных знаний, недостаток интеграции различных дисциплин ради решения важнейших проблем общества. Творческий инновационный менеджмент рассматривает проблемы в их целостности. Менеджмент инноваций является передовым краем современной науки управления. Специалисты отмечают, что если в области предпринимательской деятельности большинство нашего населения пассивно и безграмотно, то в области коммерциализации новых научных знаний оно безграмотно вдвойне.
  Инновационный менеджмент изучает экономические, организационно-управленческие, социально-психологические и правовые факторы, воздействующие на инновационные процессы, и наиболее эффективные формы организации этих процессов на предприятиях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
  ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
 
  1.1. Инновационный менеджмент: причины возникновения, сущность
  и содержание
 
  В современных условиях развития менеджмента, характерного для любого предприятия в целом, выделяются отдельные его разновидности, использующие специфические формы, технологии, методы управления в зависимости от сферы деятельности предприятия или вида хозяйственной деятельности. Инновационный менеджмент представляет собой одну из таких разновидностей, непосредственным объектом которого выступают инновации. Причинами его появления стали проблемы в инновационном предпринимательстве и ранее волновавшие традиционный менеджмент, но раскрывшиеся полностью только теперь. К таким проблемам относятся:
  1. Спонтанность создания новых знаний.
  2. Потребность в выработке методов, с помощью которых можно ускорить процесс достижения новых решений.
  3. Неприменение новшеств в нужном направлении и требующихся масштабах.
  4. Противоречия между старым и новым, которые порождают социальные и психологические проблемы реализации нововведений.
  Рассмотрим их более подробно. Развитие науки происходит под влиянием двух групп факторов:
  внешних, связанных с потребностями отдельного человека, социальных групп, общества в целом, производственной сферы и т.д.;
  внутренних, которые обусловлены сущностью самой науки, отражают логику ее становления и развития.
  Преимущественное воздействие первой или второй группы факторов приводит к спонтанности создания новых знаний, не ориентированных на конкретного потребителя, либо не учитывающих внутренние закономерности развития науки в той или иной сфере. Возникает необходимость в управлении этим процессом.
  Современный этап развития науки, техники, экономики и всего общества характеризуется наличием огромных объемов накопленных знаний. С одной стороны, отдельно взятый человек не в состоянии охватить всю массу существующих знаний, с другой же, человечество постоянно их пополняет. Появляется потребность в формировании специальных методов, которые позволили бы вести поиск новых знаний с меньшими эвристическими (творческими) затратами и соответственно потребность в управлении творческим потенциалом создателей новых знаний, нацеленного на ускорение их реализации.
  Новые решения, полученные в технике, экономике или в других областях, подлежит внедрить в практику. Но далеко не всякую идею можно претворить в данном направлении. Многие плодотворные решения вообще не используются; зачастую же насильно внедряются идеи бесперспективные. Управление внедрением новшеств становится более чем актуальным.
  Внедрение чего-то нового практически всегда сопровождается противоречиями со старым, что приводит к социальным и психологическим проблемам реализации нововведений. Поэтому возникает необходимость в управлении социальными и психологическими аспектами нововведений.
  Исходя из всего вышесказанного, инновационный менеджмент можно представить как процесс управления созданием новых знаний, творческим потенциалом создателей новых знаний, внедрением новшеств, социальными и психологическими аспектами нововведений.
  Данный процесс можно рассматривать в трех аспектах:
  * как науку управления инновациями, базирующуюся на теоретических положениях традиционного менеджмента, работах, посвященных проблемам управления НТП, научными исследованиями и разработками;
  * как вид деятельности с принятием соответствующих управленческих решений, включающей совокупность процедур по реализации функций управления инновациями: планирования, организации, контроля и прогнозирования;
  * как аппарат управления инновациями, представляющий собой структурное оформление инновационной сферы и включающий систему специализированных органов управления инновациями и руководителей различных уровней / 9 /.
  Однако в каком бы аспекте не рассматривался инновационный менеджмент, как и любое иное направление менеджмента, он связан с реализацией функции управления, главным образом, на уровне отдельного предприятия.
  Вместе с тем инновационный менеджмент трудно понять вне анализа современных направлений государственной научно-технической политики. Влияние этого фактора на поведение фирм, корпораций, инновационных предпринимателей столь велико, что не принимать его во внимание нельзя. Поэтому, переходя к предмету изучения инновационного менеджмента, под ним следует понимать систему управления инновационной деятельностью, охватывающую вопросы регулирования инновационных процессов, как на макро -, так и на микроуровне.
  Целью изучения является овладение теоретическими основами управления инновационной деятельностью и умение применить их на практике при решении задач по выводу системы из кризисной ситуации, имея в виду при этом ее инновационную восприимчивость.
  Под инновационной восприимчивостью следует понимать восприимчивость хозяйствующих субъектов к нововведениям, находящим отражение:
  * в более высоком качестве, конкурентоспособности и потребительских свойствах конечной продукции по сравнению с мировым уровнем и продукцией фирм-конкурентов;
  * в более высоком технико-экономическом уровне производства, который обеспечивает низкие издержки производства, высокое качество продукции, совершенную организацию внутрифирменного производства.
  Содержание инновационного менеджмента определяется последовательной реализацией функций управления инновациями. Указанная последовательность представлена на рисунке.
 
 
 
 
 
 
 
  Процесс реализации функций инновационного менеджмента
 
 
  Формирование инновационных целей предполагает выделение приоритетных для предприятия направлений развития, определение возможных путей и способов их реализации, установление периода достижений желаемых результатов, построения "дерева целей".
  Планирование инноваций предусматривает детализацию инновационных целей предприятия и доведение их до отдельных структурных звеньев и исполнителей, установление состава реализуемых в рамках приоритетных направлений развития предприятия проектов, распределение заданий по участникам инновационных проектов, определение состава необходимых ресурсов, согласование очередности и сроков реализации отдельных работ.
  Организация инноваций связана с определением научно-произ-водственной структуры предприятия, структуры управления инновациями, формы их организации (концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование).
  Контроль за инновациями на предприятии предполагает сбор и анализ информации о состоянии инновационной деятельности, выявление отклонений от установленных параметров, выяснение причин таких отклонений, подготовку и реализацию решений, направленных на достижение намеченных целей развития.
 
 
 
  1.2. Нововведение - как объект инновационного менеджмента
  Понятие "нововведение" является русским вариантом английского слова "innovation" , буквальный перевод, которого означает "введение новаций". То есть, с момента принятия к внедрению новшество (novation) приобретает новое каче-ство - становится нововведением (инновацией).
  Впервые понятие "инновация" появилось в научных исследованиях культурологов в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Обычно речь шла об инфильтрации Европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества. В экономических исследованиях в 1912 году, в работе Й. Шумпетера " Теория экономического развития", выделяется пять типовых новых комбинаций, приводящих к развитию производства и рынка, а именно:
  * использование новой техники, технологических процессов, нового рыночного обеспечения производства;
  * внедрение продукции с новыми свойствами;
  * использование нового сырья;
  * изменение в организации производства;
  * появление новых рынков сбыта.
  Им же, впервые, в работе " Капитализм, социализм и демократия" (30-е годы) употребляется в экономике и термин "инновация". Согласно Й. Шумпетеру, инновация представляет собой главный источник прибыли: "Прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций ... Без развития нет прибыли, без прибыли нет развития".
  В литературе встречаются несколько подходов к определению сущности нововведения. В одном случае нововведение - это результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д., в другом - процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов и т.д. вместо действующих. В целях упорядочения терминологии специалистами предлагается ввести два понятия: нововведение и инновационный процесс, соответствующих нововведению как отдельному объекту внедрения (новая продукция, новая идея и т. д.) и нововведению как процессу переноса новшества в сферу его применения.
  Нетрадиционный, отличный от других, подход к определению сущности нововведения предложил А.А. Кутейников, определяя его как новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, дающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники. Отсюда, оно обладает двумя свойствами: новизной применения данной потребительной стоимости для удовлетворения некой общей потребности (рыночной новизной) и новизной, лежащей в основе нововведения, научной идеи иди технического решения (научно-технической новизной). Сама экономическая природа нововведения обусловливает главенство рыночной новизны над научно-технической. Потребителя в первую очередь интересуют полезные свойства новой потребительной стоимости и ее преимущества перед альтернативными потребительными стоимостями, а не степень оригинальности научно-технической идеи, составляющей принцип функционирования или применимости того или иного новшества. Для него важен полезный эффект, соотнесенный с размером ресурсов, которые затрачиваются для получения этого эффекта, а не достижения науки и техники, благодаря которым такой эффект достигается. Поэтому научно-техническая новизна, скорее, обязательное свойство не нововведения, а изобретения, составляющего основу его применимости и принцип функционирования /11/.
  Согласно четвертому, так называемому финансовому подходу, нововведения - процесс инвестирования в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.
  Интересна точка зрения на сущность нововведения (инновации) одного из основоположников менеджмента как науки: Питера Дракера. Инновация определяется им как специальный инструмент предпринимателя для реализации потенциальных возможностей в бизнесе. Изучив опыт успешного инновационного предпринимательства, Дракер пришел к выводу, что таких предпринимателей объединяет одна черта - стремление к созданию новых отличных от других ценностей и новых отличных от других способов удовлетворения потребностей. Его точка зрения в этом схожа со взглядом А.А. Кутейникова на сущность инноваций.
  П. Дракер выделяет семь источников инновационных возможностей. Первые четыре находятся в самом предприятии, а оставшиеся три включают изменения вне предприятия и отрасли. Этими источниками являются:
  1. Неожиданный успех, неудача или какое либо внешнее событие;
  2. Несоответствие между объективной действительностью и ранее спрогнозированным ходом событий;
  3. Потребности предприятия;
  4. Негативные изменения в структуре отрасли или рынка;
  5. Демографические изменения;
  6. Изменения в восприятии и настрое;
  7. Новое знание, как научное, так и ненаучное / 20 /.
  Не следует смешивать понятия "открытие", "изобретение", и "нововведение" (инновация). Отличия состоят в следующем:
  изобретение и открытие делаются, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация - на уровне прикладного порядка;
  открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой или кустарем, а инновация, как правило, разрабатывается комплексными промышленными лабораториями;
  открытие по своей сущности является бескорыстным актом, а инновация имеет целью повышение производительности в результате применения ее в процессе производства или управления;
  открытие может произойти случайно, а инновация является результатом комплексного использования элементов систематических технических разработок, научно-исследовательских программ и т.д.
  Количество работ в области инноваций постоянно растет, интерес к проблематике не ослабевает. Однако это не означает, что "выкристаллизовалась" теория и прояснилась роль инноваций. Для систематизации нововведений рассмотрим несколько классификационных признаков: тип инноваций, инновационный потенциал; особенности инновационного процесса; источник возникновения; роль в производственном процессе.
  По типу нововведения классифицируются на:
  * продуктовые (product innovation) - новая продукция, потребляемая в сфере производства (в качестве средств производства) или в сфере потребления (как предмет потребления или труда);
  * технологические (technological innovation) - новые технологии (способы) производства выпускаемой или новой продукции;
  * организационно-управленческие (organizational - managerial innovation) - новые методы организации работ и управления производством /15/.
  По инновационному потенциалу нововведения делятся на:
  радикальные (базовые) - принципиально новые изделия, технология методы организации и управления;
  комбинаторные - использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов;
  модифицирующие - улучшения, дополнения исходных конструкций, форм, принципов.
  По особенностям инновационного процесса выделяют нововведения:
  * внутриорганизационные;
  * межорганизационные.
  По источнику возникновения нововведения классифицируются на:
  * нововведения, вызванные развитием науки и техники;
  * нововведения, вызванные потребностями рынка;
  * нововведения, вызванные потребностями производства.
 По роли в воспроизводственном процессе нововведения делятся на:
  * инвестиционные;
  * потребительские.
 
 
 
  1.3. Модели инновационного процесса
 
  В американских исследованиях по управленческим нововведениям выделяют две основные модели инновационного процесса: диффузионную и внутриорганизационную модели.
  Диффузионная модель характеризует развитие управленческих нововведений на макроуровне, в пределах всей экономики. Этот процесс включает три этапа: создание, распространение (диффузия) и внедрение (использование) нововведения. Центральным здесь является взаимодействие нововведения с внешней средой, его распространение среди множества компаний, государственных учреждений.
  Параметры инновационного процесса: масштаб и скорость распространения конкретного нововведения. Они зависят от следующих факторов: 1) характера самих нововведений; 2) развитости сети коммуникаций между разработчиками и потребителями; 3) восприимчивости организаций к потребителям; 4) восприимчивости организаций к нововведениям. Темп распространения технических нововведений позитивно связан с прибыльностью и негативно - с величиной капитала, требуемого для его освоения.
  Согласно исследованиям американских ученых, управленческое нововведение проходит в своем развитии следующие стадии жизненного цикла: введение инновации; рост объема продаж; зрелость рынка сбыта; насыщение рынка сбыта; закат нововведения.
  На первой стадии жизненного цикла - введение новых методов управления - спрос на них незначителен, поставщиков немного. В основном - это авторы нововведения. С ростом осведомленности увеличивается объем услуг по освоению нововведения. Производителями становятся не только авторы, но и подражатели - фирмы, которые первыми освоили новые методы управления и теперь могут передать свой опыт другим организациям.
  На второй - рост объема продаж - потребителями нововведения становятся уже не единицы "передовиков", а значительное число корпораций, составляющие "раннее большинство" (первая половина компаний, внедривших нововведение). В целях получения повышенной прибыли консультанты модифицируют нововведение, приспосабливают к потребительскому спросу. Следует отметить, что большая реклама, сопутствующая стадии роста объема продаж, мода на нововведение по законам конкуренции вызывает к жизни "фальсификаторов", консультантов, которые предлагают свои услуги под маркой данного нововведения, нисколько не заботясь о том, соответствуют ли их услуги первоначальной идее новшества. Это одна из причин последующего снижения темпа роста сбыта нововведения и преждевременного наступления стадии зрелости. В этот период ужесточается конкуренция, распространяется практика заключения субконтрактов.
  На стадии зрелости рынка сбыта интенсивность коммуникационных потоков по поводу нововведения наиболее высока, что является результатом больших затрат на рекламу и стимулирование объекта своих услуг. Потребляют эти услуги фирмы, составляющие "позднее большинство" (вторая половина компаний, внедряющих данное нововведение).
  На стации насыщения рынка темп роста объема продаж падает. Это происходит, прежде всего, потому, что многие компании уже обладают достаточным потенциалом для разработки и внедрения данного новшества. Некоторые организации пытаются диверсифицировать свою деятельность и освоить новые методы, процессы, изделия.
  На стадии заката нововведения продолжают свою деятельность главным образом те фирмы, которые стали ведущими. В качестве потребителей выступают организации, которые являются самыми консервативными с точки зрения новаций в области управления.
  Внутриорганизационная (внутрифирменная, внутриотраслевая) модель инновационного процесса характеризует использование нововведения в отдельно взятой компании или государственном ведомстве.
  Она включает шесть фаз: 1) определение потребности в нововведении; 2) сбор информации; 3) предварительный выбор нововведения; 4) принятие решения о внедрении; 5) внедрение; б) институциализация (длительное использование нововведения).
  Первые две фазы, как правило, протекают одновременно, выполняются компаниями параллельно, так как в большинстве организаций имеются специальные структуры, разработаны соответствующие механизмы, которые анализируют текущую деятельность предприятия, выявляют его сильные и слабые стороны, определяют потребность в инновациях, собирают о них информацию или сами разрабатывают необходимые нововведения.
  Предварительный выбор нововведения осуществляется на основе системы характеристик, позволяющих всесторонне оценить перспективность нововведения.
  Принятие решения о внедрении нововведения (четвертая фаза инновационного процесса) зависит от восприимчивости организации к новшествам, которая измеряется временем внедрения конкретного нововведения и общим их числом, принятым к освоению в данной организации к определенному моменту времени. Чем раньше достигнуто решение о внедрении и чем больше освоено нововведений к определенному моменту времени, тем выше восприимчивость организации к инновациям.
  Процесс внедрения предполагает следующие условия: формулирование однозначно определенных целей и задач применения нововведения; распределение обязанностей среди различных подразделений и должностных лиц; выработку стандартов (показателей) исполнения, характеризующих степень достижения поставленных целей и решения задач; контроль с помощью этих стандартов и показателей за ходом внедрения новшеств.
  Институциализация управленческих нововведений (последняя фаза внутриорганизационной модели инновационного процесса) состоит в длительном и эффективном использовании нововведения, в результате чего новшество утрачивает свою новизну и превращается в рутину / 3 /.
  Выделяется также жизненный цикл нововведения-продукта и нововведения-процесса. Инновационный цикл нововведения-продукта имеет следующую структуру: исследование - разработка - производство - потребление.
  Исследование - фундаментальные, поисковые и прикладные теоретические исследования; экспериментальное исследование и проверка.
  Разработка - определение технических характеристик изделия; проектирование изделия; конструкторское и технологическое обеспечение изделия; изготовление, испытание и доводка образцов изделия. Производство - подготовка производства; проверка в производстве, освоение производства изделий; управление освоенным производством; поставка продукции (по необходимости монтаж и ввод в эксплуатацию у потребителя).
  Потребление - использование у потребителя; предоставление услуг и обеспечение безаварийной и экономичной работы; ликвидация устаревшего и создание вместо него нового производства.
  Применительно же к нововведению - процессу содержание жизненного цикла несколько отличается и включает:
  * зарождение - осознание потребности и возможности изменений, поиск и разработка новшества;
  * освоение - внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производных изменений;
  * диффузию - распространение нововведения, тиражирование, многократное повторение на других объектах;
  * рутинизацию - нововведения, реализующиеся в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов.
  Оба вида жизненных циклов различны по временным диапазонам и по сути. Например, рутинизация нововведения - процесса может наступить, а новый продукт еще не устареть или наоборот новое изделие может морально устареть, а нововведение еще не начаться. В результате немало научной продукции не находит применения.
  Приведенные жизненные циклы объединены общим понятием - "инновационный процесс". Основное их отличие состоит в том, что в одном случае происходит процесс формирования новой продукции, а в другом - процесс ее реализации / 15 /.
 
 
 
  2. СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
 
  2.1. Характеристика стратегий предприятий на рынке
 
  Управление инновационными процессами предполагает способность прогнозировать и принимать во внимание взаимосвязи и взаимозависимость сложных ситуаций с элементами неопределенности и риска при значительном влиянии субъективных факторов. Стратегия управления инновационной деятельностью является составной частью общей стратегии развития предприятия. Она представляет собой субстратегию, которая служит основой динамического развития процесса воспроизводства. Это движущая сила всей производственной стратегии и среды деятельности предприятия.
  Роль стратегии управления инновациями заключается в определении целей, сфер и путей эффективного внедрения новых изделий и производственных систем, совершенствования уже существующих изделий и оборудования, исходя из современных и прогнозируемых на перспективу требований интенсивного развития предприятия. Стратегия управления инновациями изделий должна определять целевую ориентацию и основные направления деятельности:
  * быстрое и рациональное внедрение достижений научно-технического прогресса для осуществления основной функции предприятия по производству качественных товаров и услуг;
  * эффективное использование ресурсов, необходимых для инновационной деятельности;
  * использование творческой инициативы работников предприятия и достижений других организаций, внутренней и внешней научно-исследовательской базы, опыта потребителей продукции и поставщиков;
  * определение стратегии развития отдельных видов производств, отношений с потребителями и конкурентами с учетом конъюнктуры рынка.
  Ключевую роль в управлении инновациями играет выбор стратегии поведения предприятия на рынке. Выделяют четыре основных стратегии, которых придерживаются предприятия: активно наступательная, умеренно наступательная, оборонительная, остаточная стратегии / 7 /.
  1. Активно наступательная стратегия означает постановку цели стать первым, ведущим предприятием с точки зрения инноваций на определенном участке деятельности (сегменте). Обычно даже крупные и мощные предприятия не рискуют использовать ее в рамках широкого круга видов производства. Как правило, она применяется лишь в отношении одного или нескольких отдельно взятых видов производства, где существуют благоприятные условия для проведения такой стратегии (ресурсы, научно-технический задел).
  Активно наступательная стратегия очень "амбициозна", сложна в смысле завоевания и сохранения позиций, связана с риском. Она может оправдать себя в случае выбора подходящей перспективной области производства, где предприятия сосредоточивают свои силы. Правильный выбор области и участка деятельности (сегмента) дает возможность стратегически запланировать "фронтальное наступление" с новой продукцией и в узкой сфере преодолеть барьер высоких расходов на реализацию инноваций. В этой узкой сфере в течение относительно короткого периода времени (2-3 года) необходимо доминировать, удерживать передовые позиции. В тот период, когда конкурирующие предприятия уже стремятся завоевать широкие слои потребителей данных товаров, необходимо переориентироваться на другие возможные инновации.
  2. Умеренно наступательная стратегия обеспечивает позиции "второго самого лучшего производителя", в некоторых случаях следующего непосредственно за ведущей фирмой. Обычно ее применяют мощные и крупные предприятия, опять же в некоторых видах деятельности, хотя круг их, как правило, более широкий, чем в случае активно наступательной стратегии.
  Осуществление даже умеренно наступательной стратегии обходится недешево. Она сложна с точки зрения управления, поскольку необходимо постоянно удерживаться на втором месте в группе претендентов на успех, проводить эффективную инновационную политику. Исследования и разработки на таком предприятии должны осуществляться самостоятельно и на очень высоком уровне.
  Основной целью умеренно наступательной стратегии является "безопасная торговая политика". Предприятие стремится избежать большого риска, которому подвержен ведущий инноватор, а также возможных трудностей во время освоения в производстве новой продукции с высокими инновационными характеристиками. Умеренно наступательная стратегия обычно ориентирована на широкого потребителя (массовая продажа в результате этого - большой доход), в то время как активно наступательная стратегия направлена на обеспечение высокой рентабельности на рынках наиболее передовых потребителей, которые могут оплатить сложные инновации.
  Л. Водачек приводит пример частого использования умеренно наступательной стратегии фирмой ИБМ в области производства определенных элементов вычислительной техники. Считается, что в исследованиях она не отстает от фирм, использующих активно наступательную стратегию. Иногда ИБМ опережает здесь своих конкурентов. Однако в серийном текущем производстве она специально поддерживает некоторое временное отставание и в результате получает возможность проанализировать ход конкуренции, мнение потребителей, подготовить надежное эксплуатационное обеспечение у большого числа потребителей.
  3. Оборонительная стратегия ориентирована на сохранение позиций среднего предприятия. Предприятие, использующее оборонительную стратегию, обычно в значительной степени экономит на исследованиях и разработках, в некоторых случаях - и на других расходах, связанных с завоеванием и удерживанием передовых позиций в инновационной деятельности. Оно пользуется возможностью перенимать опыт и достижения предприятий, ведущих в данной инновационной области. Таким образом, целенаправленно снижаются расходы на освоение продукции в производстве.
  Применение оборонительной стратегии обычно создает для производителя мало возможностей закрепиться на рынке, на котором производители с наступательной стратегией могут без препятствий и дискриминации реализовать свою продукцию. Если даже производитель и попытается проникнуть на такой рынок, он должен рассчитывать на сравнительно низкую прибыль. Размер прибыли будет зависеть от того, насколько оперативно он воспользуется "оставшимися" возможностями сбыта или другими выгодами, предоставляемыми, например, определенной областью сбыта (предположим, рынок развивающихся стран). Некоторые предприятия очень успешно используют эту стратегию в условиях монополии на внутреннем рынке, охраняемом государственным протекционизмом.
  4. Сущность остаточной стратегии заключается в стремлении "прижиться на уже освоенном рынке" со средними или даже устаревшими в инновационном отношении изделиями. Обычно она применяется на том этапе, когда из конкуренции в данной области или на данном участке инновационной (или сбытовой) деятельности выходит ведущий производитель. Иногда, главным образом, для мелких предприятий, бывает выгодно использовать остаточный спрос, не привлекающий уже крупных производителей. Для этого необходимы минимальные затраты на исследования и на то, чтобы перенять у других уже освоенные достижения.
  Использование остаточной стратегии (например, продвижение отечественных изделий на иностранные рынки) во многих случаях не является таким уж легким делом. Недооценка конкуренции или неправильное определение времени (забегание вперед или слишком длительное отставание) могут привести к потерям при сбыте. В каждом случае использование остаточной стратегии ограничено временными рамками и предполагает относительно высокую гибкость в области сбыта. Например, быстрая переориентация на производство запасных частей для уже освоенного ассортимента продукции другой фирмы или работа c так называемым консервативным потребителем.
  Естественно, в хозяйственной практике могут существовать и использоваться различные модификации описанных стратегий. Каждое предприятие может применять параллельно различные стратегии для отдельных отраслей и видов производства или ассортиментных групп продукции.
  Подробный анализ стратегий крупных промышленных предприятий раскрывает интересные нюансы в характере инновационной политики. Некоторые предприятия ориентируют решение задач инновационной деятельности в избранных областях или по всей производственной программе на технико-экономические параметры производства, другие - на качество продукции или ее безопасность и надежность, на предоставление услуг, эстетические и экологические параметры, простоту обслуживания и т.д. Как правило, они исходят из пожеланий различных групп потребителей, на которых ориентируется предприятие.
  Например, по многим позициям производственной программы (производство канцелярской техники) фирма ИБМ не столько принимает во внимание техническое совершенство и уровень нововведений, сколько способность оказывать сопутствующие качественные услуги. Существенными характеристиками стратегии, таким образом, являются стремление обеспечить качество и надежность продукции, хорошие отношения с покупателями, оперативный и долгосрочный системный сервис, что отражено в одном из пропагандистских лозунгов фирмы: "ИБМ - это сервис".
  Подобный подход существует и у фирмы "Катерпиллер Трактор". Составной частью стратегии инноваций продукции является обеспечение такого качества производства и услуг (запасные части, оперативность), чтобы в конкурентной борьбе фирма могла бы гарантировать покупателю поставку любой детали в любой конец света в течение 48 часов. Если фирма не окажет эту услугу в установленные сроки и на принятых условиях торговли, покупатель получает требуемую запасную часть бесплатно / 6 /.
 
 
 
  2.2. Виды стратегий инновационной деятельности
 
  Классификация НИОКР, сделанная Брайаном Твиссом, охватывает направления научно-технической инновационной деятельности предприятий. НИОКР ведется внутри предприятий и обычно скрыта. Деятельность этого предприятия можно определить по ее внешним проявлениям: по патентованию изобретений и, главное, по выпуску товара на рынок. Реально картину о стратегии инновационной деятельности предприятий может дать анализ развитого рынка. Используя классификацию Б.Твисса, специалист АООТ "Упаковочные машины" В.Н. Ульянов сделал анализ стратегий, которых придерживаются ведущие зарубежные и отечественные предприятия, выпускающие фасовочно-упаковочное оборудование, при разработке и поставке товара на европейский и российский рынки. Существует девять видов инновационных стратегий: наступательная, защитная, поглощающая, промежуточная, создание рынка, разбойничья, привлечение специалистов, приобретение компаний, кооперативная стратегия / 20 /. Наступательная стратегия характеризуется постоянным выпуском новых образцов техники. Причем, как принципиально новых, так и образцов со значительно улучшенными параметрами. В производстве упаковочной техники наступательную стратегию постоянно применяют крупные компании: "R. Bosh", " Rovema" (Германия); "Науs-sen" (США) "Теtга Раk" (Швеция) и ряд других. Применение данной стратегии требует сильных подразделений НИОКР.
  Защитная стратегия характерна для мелких компаний, поддерживающих норму прибыли за счет низких издержек производства. НИОКР в этом случае направлена на улучшение отдельных показателей упаковочной техники за счет применения частных технических решений как предложенных в самой компании, так и (чаще) полученных извне. Сама конструкция выпускаемой техники принципиально не меняется в течение многих лет. Характерными представителями предприятий, применяющими защитную стратегию, являются мелкие фирмы Италии: "ОМАG", "Воаtо", "Саvаnnа" и др. Эти фирмы, не обладая мощными конструкторско-исследовательскими подразделениями, уделяют большое внимание маркетинговым исследованиям.
  Поглощающая стратегия, основанная на лицензировании, в отличие от предыдущих стратегий, требует равновесия маркетинговых и технических исследований. Успешное применение данной стратегии требует не столько большого количества специалистов маркетинга и НИОКР, сколько их высокой квалификации. Иначе можно приобрести лицензию на продукцию, не нужную потребителю иди технически отсталую. Лицензирование применяют как крупные предприятия, например, приобретение фирмой "R. Bosh" лицензии у фирмы "Ishida" (Япония) на комбинационные весовые дозаторы -так и мелкие - например, фирма "Multi - pak" (Испания), начинала свою деятельность с приобретения лицензии на воротниковую упаковочную машину у фирмы "Rovema".
  Промежуточная стратегия требует, избегая конфронтации на рынке, находить еще не занятую нишу. Как и в предыдущей стратегии, здесь необходимы сильные специалисты в маркетинге и НИОКР. Промежуточная стратегия не может быть длительной. Найденная ниша, расширяясь, соединяется с такой же нишей на другом рынке, либо в открытую нишу устремляются конкуренты. Поэтому промежуточная стратегия должна переходить либо в наступательную, либо в защитную.
  Пример промежуточной стратегии - выпуск на рынок Италии горизонтальных машин упаковки "флоу-пак" фирмами "ОТЕМ" и "Cavanna". Расширяя продажу своих машин, новые продавцы противопоставили свои интересы интересам первого изготовителя оборудования данного типа - фирме "Rose Forgrove" (Великобритания). После этого фирма "ОТЕМ" перешла к стратегии, которая была ближе к наступательной, а "Cavanna" использовала типичную защитную стратегию. Основоположник же данной упаковки, которую мы видим теперь на всех импортных шоколадных батончиках, давший само патентованное название "флоу-пак", не предприняв достаточных мер, заметно потерял рынок.
  Создание рынка - очень редкая стратегия, когда выпускается принципиально новая продукция, не замещающая ранее выпускавшуюся, а создающая новый рынок. Так как стратегия очень редкая, близких примеров привести трудно, а в качестве примера приведем выпуск в 1953 г. фирмой "Теtга Раk" машины по фасовке молока в пакет из термосвариваемого материала в форме тетраэдра. Это было созданием рынка оборудования для фасования и упаковывания продуктов (при чем, не только жидких) в термоовариваемые материалы. Следует отметить правильные дальнейшие действия этой фирмы. Она организовала выпуск машин по упаковке жидких продуктов в пакеты "тетра-рекс", "тетра-брик", "тетра-рекс-асептик", "тетра-брик-асептик". Перейдя к активно наступательной деятельности, фирма стала ведущей в мире, а во многом и монополистом в области упаковки жидкостей. Несомненно, данная стратегия требует очень сильной службы НИОКР.
  Разбойничья стратегия по Твиссу, - когда компания-аутсайдер, обладая новой технологией, выпускает товар, резко уменьшающий рынок данного изделия, что обеспечивает производителю преимущества на ранней стадии, а в долгосрочной перспективе обещает успех, если в дальнейшем пользоваться наступательной стратегией. Вызывает сомнение, что только "компания-аутсайдер" может использовать такую стратегию. Во-первых, очень редко аутсайдер обладает сильной службой НИОКР, во-вторых, в области упаковочной техники именно ведущие фирмы попытались применить данную стратегию.

<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу