<< Пред.           стр. 13 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

 3) 0,25-0,30 СЗХ-4 5 1) Возможность
 2) 3-7 лет
 3) 0,08-0,18 Примечания: 1) Описание опасности (или благоприятной возможности).
 2) Период возможного воздействия.
 3) Доля снижения (увеличения) доходов. а) наличие опасности или благоприятной возможности или того и другого;
 б) оставшееся время, меняющееся от большой до малой степени вероятности (выражаясь языком статистики, в диапазоне двух S);
 в) диапазон воздействия на доходы от деятельности в стратегической зоне хозяйствования (опять же в пределах от большой до малой вероятности). Цифрами обозначена доля снижения (увеличения) доходов.
  Расчетные показатели времени и величины воздействия на доходы при снижении уровня осведомленности растут. Так, воздействие на стратегическую зону (СХЗ-2) в пределах от 10 до 15 лет может быть или опасно или благоприятно, однако ясно, что воздействие это будет ощутимым. Ясно также, что такое спонтанное явление следует постоянно держать в поле зрения. С другой стороны, расчетные доходы при благоприятном исходе в стратегической зоне могут быть определены в лишь ограниченном количестве случаев.
  5.4.7. Стратегия альтернативной реакции
  Аналогично тому, как мы ранее расширили диапазон информированности, включив категорию малой осведомленности, необходимо увеличить перечень ответных мер, введя категорию слабой реакции. Это отражено в табл. 5.4.3, где реакция руководителей выделена в две группы: реакция, изменяющая взаимоотношения фирмы с внешней экономической средой, и реакция, изменяющая потенциальные возможности фирмы. Для каждой группы существует три вида стратегии, где каждая последующая эффективней предыдущей: одна направлена на увеличение осведомленности и понимания, другая - на увеличение гибкости фирмы и третья непосредственно направлена на отражение опасности или использование благоприятных возможностей. Таким образом, в таблице представлены все шесть видов стратегии.
 ТАБЛИЦА 5.4.3 Виды стратегической реакции Направление реакции Стратегия реакции Непосредственная реакция Гибкость Осведомленность Внешняя экономическая среда Действие во внешней среде (стратегическое планирование и реализация) Гибкость фирмы во внешней среде О состоянии внешней среды Внутренние потенциальные возможности Готовность к действиям внутри фирмы (планирование внутренних возможностей и их реализация) Внутрифирменная гибкость О состоянии внутри фирмы Наиболее эффективная стратегия внешних действий, как это подразумевает само название, заключается в принятии прямых контрмер по устранению опасности, использованию благоприятных возможностей, подготовке программ и финансовых средств и реализация последних.
  Конечным результатом может стать устранение угрозы или использование благоприятной возможности. Под последним понимается увеличение потенциала фирмы в целях последующего роста прибыли.
  Как указывалось в ч. 3, непосредственные внешние стратегические действия должны сопровождаться соответствующей внутренней готовностью, как показано в нижней части колонки, озаглавленной "Непосредственная реакция".
  Наиболее ранняя реакция на проблемы представлена в двух строках колонки, озаглавленной "Осведомленность", представляющих разновидность стратегий (см. табл. 5.4.3). В большинстве фирм осведомленность о состоянии окружающей среды достигается с помощью экономического прогнозирования, прогнозирования сбыта и анализа поведения конкурентов. Однако все эти меры часто экстраполируются, т. е. когда будущее прогнозируется исходя из тенденций, существовавших в прошлом, и не могут дать представления о спонтанных явлениях стратегического характера.
  Расширяя осведомленность, фирма должна целенаправленно заняться анализом окружающей среды, т. е. осуществлять постоянный контроль за ее состоянием, заниматься прогнозированием технологии, прогнозированием социально-политических событий и анализом вероятных проблем и благоприятных возможностей (гл. 5.2).
  Для развертывания деятельности по увеличению осведомленности не требуется конкретной информации о проблемах. к Таким образом, низкий уровень осведомленности, чувство опасности являются именно теми условиями, когда необходимо разработать программу повышения осведомленности о состоянии окружающей фирму среды. При появлении чувства опасности также необходимо принять меры по укреплению внутренних возможностей фирмы, провести анализ сильных и слабых сторон, а также ее финансового состояния. Стратегия гибкости, представленная в средней колонке табл. 5.4.3, отличается от стратегии непосредственной реакции тем, что ее конечным результатом является повышение способности принятия ответных мер, а не существенные перемены в прибылях и темпах роста. Стратегия гибкости фирмы во внешней среде заключается в разнообразной экономической деятельности, которая, с одной стороны, давала бы ей возможность участвовать в большинстве перспективных предприятий, появляющихся в стратегической зоне хозяйствования, а с другой - сводила бы к минимуму негативные воздействия катастрофических событий, которые могут поразить ее зону хозяйствования.
  Формирование стратегии гибкости фирмы во внешней среде является частью процесса планирования внешней гибкости, для чего требуется осведомленность высокого уровня. Однако такие меры, как балансирование технологического, делового и политического риска, могут быть запланированы и реализованы задолго до того, как выявится истинная природа опасности, если уровень осведомленности о ней будет не выше второго.
  Внутрифирменная гибкость выражается в организации средств фирмы, позволяющей быстро и эффективно перейти к новой продукции, выйти на новый рынок, когда в этом появляется необходимость. Важным элементом является гибкость руководства, осведомленность о состоянии внешней среды, психологическая готовность к встрече с незнакомыми явлениями, способность решать незнакомые проблемы и творческая активность. Другим элементом является гибкость системы управления и структуры фирмы, позволяющая чутко реагировать на всевозможные изменения. Третьим элементом является гибкость систем и средств обеспечения - ликвидность ресурсов, рабочих широкого спектра квалификаций, модульная производственная структура и т. д.
  В отличие от гибкости фирмы во внешней сфере идея внутрифирменной гибкости менее популярна среди руководителей, занятых стратегическим планированием. Однако события последних лет показали, что этот элемент является важным компонентом готовности фирмы к различным переменам. Подготовка руководителей к стратегическому мышлению и деятельности признается в настоящий момент существенной и жизненно важной, если фирма намерена прочно удерживать позицию в условиях изменчивой внешней среды.
  Гибкости материально-технического обеспечения уделялось еще меньше внимания, чем гибкости управления. Основная причина этого заключалась в том, что сама идея гибкости противоречит фундаментальным принципам индустриальной эпохи, одним из лозунгов которой являлось получение максимальной прибыли путем специализации средств и оборудования, а также максимально продолжительного производства экономически выгодной продукции.
  Применение этого принципа приводит к осуществлению целевых капиталоемких инвестиционных проектов. В прошлом принцип максимальной специализации время от времени оказывался несостоятельным, когда дорогостоящие специализированные предприятия морально устаревали в результате появления новых технологий, а жизненный цикл продукции сокращался, что делало невыгодным производство освоенных ранее изделий. В ближайшие годы, когда стратегические изменения будут происходить чаще, гибкость материально-технического обеспечения приобретает особо важное значение. Однако знания источника возможных перемен уже достаточно для того, чтобы разработать программу активной подготовки материально-технического обеспечения.
  Нарастающая роботизация и полная автоматизация предприятий вносят существенные коррективы в философию индустриальной эпохи. В свете идей, изложенных в ч. 3 и 6, главной трудностью управления фирмой в условиях слабых сигналов будет решение проблемы гибкости самого управления.
  5.4.8. Возможные ответные меры
  Руководство, способное реагировать на слабые сигналы, может многое сделать задолго до того, как проблема, угрожающая фирме, станет острой. На рис. 5.4.1 заштрихованные области означают, что некоторые, хотя и не все, меры становятся возможными при определенном уровне осведомленности.
 
  Все меры, связанные с осведомленностью о состоянии внешней среды, внутрифирменной гибкости, и значительная часть мер, связанных с гибкостью во внешней среде, могут быть предприняты еще до того, как опасность становится явной. Так, например, производители электронных компонентов задолго до появления транзисторов смогли достичь высокой степени готовности к их применению.
  Стратегия прямых ответных мер, представленная в нижней части рис. 5.4.1, предполагает ясное осознание потенциальной угрозы и новых возможностей, чтобы угрозе можно было противостоять, а возможности - использовать. Но уже и в этом случае достаточно четкое представление об источнике и характере опасности дает возможность использовать внутренние средства формирования готовности, включая совершенствование технологии, производства и маркетинга, создание новой продукции и расширение источников снабжения ресурсами. Как показывает практика, даже для осуществления прямых ответных мер, направленных вовне, часто нет необходимости ожидать информации, позволяющей произвести надежный расчет прибыли и поступления наличности. Именно на этом этапе фирмы, исповедующие идеи запланированного риска, перестают следовать осторожному курсу. Рискующие фирмы, чья осведомленность соответствует четвертому уровню, как правило, вторгаются в новую отрасль промышленности до того, как необходимая технология, рынки сбыта и конкурентные отношения определены настолько, что можно сделать точные расчеты. Более консервативные фирмы предпочитают оставаться в стороне до тех пор, пока ситуация полностью не прояснится.
  5.4.9. Динамика реагирования
  Каждая из шести возможных стратегий реагирования по-своему укрепляет способность фирмы решать стратегические спонтанно возникающие проблемы. Каждая стратегия имеет различные сроки применения. Время, необходимое для устранения конкретной угрозы или использования благоприятной возможности, зависит от готовности фирмы, энергичности ответных мер и последовательности реализации вариантов стратегии на практике.
  Обычное стратегическое планирование от прямых ответных действий переходит к гибкому поведению, а от него - к осведомленности. Рис. 5.4.1 и предыдущие рассуждения наводят на мысль о целесообразности действий в обратной последовательности: от осведомленности к гибкости, от гибкости к ответным мерам. Эти ответные действия фирма может начать намного раньше и закончить соответственно раньше, используя слабые сигналы. Преимущества при этом дает предварительная готовность: чем лучше подготовлена фирма к моменту начала действий, тем меньше времени ей требуется для завершения реакции.
  Обычная реакция означает решение проблемы обычными средствами: структурными, системными и процедурными. Спонтанная реакция на чрезвычайную ситуацию позволяет сэкономить время. Делается все возможное для быстрейшего начала ответных мер, перестают действовать обычные правила и процедуры, первостепенные вопросы отодвигаются на второй план, границы между организационными подразделения стираются, некоторые мероприятия дублируются, вводится сверхурочная работа и т. д.
  Простой отказ от участия в данном деле не является единственной аварийной мерой, к которой может прибегнуть фирма. Если, несмотря на все упреждающие усилия, фирма чувствует приближение неожиданной, быстро нарастающей опасности, имеет смысл вложить средства в разработку программы по подготовке руководства к действиям в условиях кризисной ситуации. Результатом будет сокращение времени реакции и отработка запланированной реакции в кризисной ситуации (см. 1.2.6).
  Размер и сложная структура фирмы увеличат время реагирования. Окажет соответствующее влияние и природа возможной опасности. Важным фактором являются масштабы спонтанного явления, его неизвестность; и то и другое определяет масштабы самой реакции.
  5.4.10*. Диагностика готовности
  Табл. 5.4.2 показывает, что в каждый данный момент времени соответствующие уровни осведомленности будут различными в разных стратегических зонах хозяйствования. Следовательно, диапазон возможных реакций будет также различен. Таким образом, прежде всего необходимо определить возможные реакции на каждое сочетание опасности и возможностей в данной стратегической зоне хозяйствования.
  Обратимся вновь к табл. 5.4.2 и выберем, например, СЗХ-1, где на конкретной стадии выявлена возможная угроза. Рис. 5.4.1 показывает, что возможны 5 или 6 вариантов стратегии уже на первом уровне осведомленности; во второй колонке на рис. 5.4.2 они обозначены буквой F (возможные) или I (невозможные).
  Следующим шагом является диагностика текущего состояния готовности фирмы по каждому варианту стратегии. Результат представлен в колонке 3 на рис. 5.4.2. Взяв за 100 % максимальную реакцию на возможную угрозу на данном уровне осведомленности, получаем расчетный показатель готовности по каждому варианту стратегии. Примерно 15-процентный результат по "осведомленности о состоянии фирмы" свидетельствует о том, что, хотя опасность достаточно конкретна, фирма мало сделала для определения своих возможностей по предотвращению опасности. Можно было бы привести в качестве примера фирму, специализирующуюся на производстве электронных ламп, которая, узнав о существовании транзистора, не попыталась проанализировать применимость технологии и организации производства полупроводников в быстро растущей отрасли их промышленного производства. Фирма, по-видимому, знала о новом рынке, потенциальной конкуренции и будущем транзистора.
 
  В том же примере, низкая степень внутрифирменной гибкости показывает, что доходы фирмы во многом зависят от производства электронных ламп, поэтому-то новая технология представляет для нее угрозу.
  Следующим важным шагом является расчет времени, необходимого фирме для достижения 100-процентной готовности по каждой стратегии. Расчеты выполняются по каждой стратегии как для обычной реакции, так и для реакции на чрезвычайную ситуацию. Последняя строка на рис. 5.4.2 представляет итоговый расчет, составленный исходя из того, что на завершение реакции уходит от 4 до 8 лет. В нашем примере это могло бы означать отказ от производства электронных ламп в данной СЗХ, ориентацию на рынок, где лампы еще могут быть конкурентоспособны, или попытку проникновения в отрасль, производящую полупроводники.
  Завершающим шагом в диагностике готовности является расчет стоимости - эффективности конкретной реакции в полном объеме. Затраты на осуществление реакции показаны в последней строчке как доля процента от текущих доходов, полученных в данной стратегической зоне хозяйствования. Если, как представлено на рис. 5.4.2, расходы на чрезвычайную программу окажутся в 4 раза выше текущих доходов, а своевременное реагирование позволит сократить на 0,15-0,40 ежегодные потери в доходах (см. табл. 5.4.2), вложения амортизируются через 10-27 лет. Низкая стоимость - эффективность расходов означает, что опасностью можно пренебречь и продолжать действовать в том же направлении. Обычная реакция (если она своевременна), влекущая расходы в размере 1,0, будет по критерию стоимости - эффективности более выгодна, так как амортизация капиталовложений произойдет всего лишь через 2,5-7 лет.
  5.4.11*. График разброса
  Из предыдущих рассуждений можно сделать два заключения. Первое, решение реагировать должно приниматься исходя лишь из одного критерия: расходов на реакцию, снижения доходов или возможной прибыли. Скорее, такое решение следует принимать исходя из того, что могут принести эти расходы, чем обернуться. Используем простой, но полезный прием. При более достоверной информации (особенно на раннем этапе возникновения угрозы) можно использовать и другие приемы. Поступая таким образом, мы не выбрасываем денег на ветер, особенно когда опасность нарастает и возникает соблазн предпринять решительные ответные меры, сколько бы они ни стоили.
  Второе, выбор противомер в диапазоне от обычной до чрез-вычайной реакции следует делать в зависимости от времени наступления опасности. Разница во времени прослеживается на рис. 5.4.3, на котором представлены результаты анализа опасности и диагностика готовности.
  Заштрихованные прямоугольники представляют "области вероятного воздействия" на соответствующую стратегическую зону хозяйствования. Прямоугольники, расположенные ниже горизонтальной оси, отражают потенциальные потери доходов, вызванные опасностью, расположенные выше-доходы, связанные с благоприятной возможностью. Высота прямоугольников соответствует размерам вероятных расходов (доходов), основание - вероятному времени, когда воздействие спонтанно возникшего события достигнет критического уровня. Обе величины взяты из табл. 5.4.2.
 
  Горизонтальные пунктирные линии на рис. 5.4.3, взятые из рис. 5.4.2 диагностики готовности, обозначают время вероятного завершения успешных ответных мер. Таким образом, обычная реакция в СЗХ-3 будет запоздалой, однако фирма еще может исправить положение, если примет программу чрезвычайных мер. СЗХ-2 не вызывает опасений, обычные меры помогут устранить опасность (или дадут возможность воспользоваться благоприятной возможностью) при условии, что фирма будет внимательно следить за развитием событий. СЗХ-1 находится в тяжелом положении, так что даже чрезвычайные меры могут быть запоздалыми; данная ситуация похожа на вариант "внезапных" изменений.
  Все примеры показывают, что оценка появления угрозы во времени еще не устанавливает очередности принятия ответных мер. Очередность частично определяется срочностью, т. е. разницей между сроком возникновения опасной ситуации и сроком, необходимым для принятия ответных мер. Так, в нашем примере как в СЗХ-1, так и в СЗХ-4 критическая ситуация возникает примерно в одно и то же время. Однако из-за того, 1Что на ответные меры в СЗХ-1 потребуется намного больше времени, здесь необходимо будет прибегнуть к чрезвычайным ответным мерам, тогда как в СЗХ-4 будет достаточно несрочных мер. Очередность устанавливается также исходя из оценки потенциальной стоимости - эффективности расходов на реагирование.
  График иллюстрирует перспективу значительных стратегических изменений на фирме. Ей необходимо компенсировать потери в СЗХ-1, ибо если этого не сделать, потери доходов составят от 15 до 40 %. Так как своевременно устранить опасность будет трудно, надо или принять программу чрезвычайных мер, или же совсем покинуть данную стратегическую зону хозяйствования. Фирма должна прибегнуть к программе чрезвычайных мер и использовать благоприятные возможности в СЗХ-3, чтобы компенсировать возможные потери в СЗХ-1. Далее, если фирма хочет воспользоваться возможностями в СЗХ-4, ей необходимо начинать действовать немедленно, чтобы избежать в дальнейшем чрезвычайных мер. Похоже, что только в СЗХ-2 события не требуют неотложных энергичных мер. Однако их потенциальное воздействие столь велико, что без программы тщательного контроля развития ситуации не обойтись.
  5.4.12. Выбор вариантов решений
  Как следует из рис. 5.3.6, действия управляющих в условиях сильных сигналов можно разделить на четыре категории: бездействие; контроль событий; действия, отложенные до следую-щего периода планирования; немедленные действия по приоритетным программам.
  В условиях слабых сигналов имеется еще один важный вариант решения, который был рассмотрен в 2.3.11 и 2.6.8. Речь идет о постепенном вложении капитала, когда фирма предпринимает действия шаг за шагом - по мере улучшения своей осведомленности.
  Процесс принятия решений по стратегическим проблемам в условиях слабых сигналов иллюстрирует рис. 5.4.4. Если потенциальное воздействие оценивается как значительное, то возникает вопрос: какой сигнал о нем поступает? Прежде всего следует установить степень срочности. Как видно на схеме, вопросы, решение которых можно задержать или отложить, ведут к одинаковой очередности действий как при сильных, так и при слабых сигналах. Однако имеется существенное различие: проблемы, связанные с сильными сигналами, требуют разработки программы очередности действий, тогда как проблемы, связанные со слабыми сигналами, должны решаться путем последовательного вовлечения капиталов.
 
  5.4.13*. Периодическое планирование и управление в условиях сильных и слабых сигналов
  Как уже отмечалось, помимо реакции на кризисную ситуацию, существуют еще два варианта ответа на внешние обстоятельства: обычная реакция на основе системы регулярно осуществляемого планирования и реализации планов и спонтанная реакция на чрезвычайную ситуацию, когда установленный порядок действий отменяется и создаются временные "целевые команды" для принятия быстрых ответных мер. Назовем периоды времени, необходимые для принятия ответных мер по каждому варианту, "сроками нормальной реакции" (Т) и "сроками чрезвычайной реакции" (Ti).
  Выбор реакции зависит от быстроты развития конкретной опасной ситуации во внешней среде. Это отражено на рис. 5.4.5. Вертикальная ось представляет степень осведомленности об угрозах. Как мы помним (табл. 5.4.1), пятый уровень соответствует достаточной степени осведомленности, чтобы рассчитать воздействие и результат предпринятых ответных мер (с определенной степенью вероятности расчетов). На рис. 5.4.5 добавлен шестой уровень, когда осуществляется воздействие и реагировать уже поздно.
 
  Горизонтальная ось обозначает время, которое проходит с момента достижения первого уровня осведомленности об опасности. На графике представлены четыре случая, которые развиваются с разной скоростью. Случай А - наиболее медленный, случай D - наиболее быстрый. Достижение шестого уровня на каждой из кривых означает "время полного воздействия".
  Главная кривая А достигает пятого уровня своевременно, что позволяет принять обычные ответные меры. В данном случае не требуется специального вмешательства руководства и проблема может быть решена путем обычного периодического планирования.
  Что касается кривой В, то она достигает пятого уровня слишком поздно и периодическим планированием фирме уже не обойтись. Однако реакция будет правильной, если принять чрезвычайные меры.
  Кривая С достигает пятого уровня слишком поздно, чтобы успеть принять решительные меры противодействия. Как видно из графика, нормальные ответные меры следовало бы начать еще где-то между первым и вторым уровнями осведомленности, а чрезвычайные меры на уровне 3,5. В этом случае необходимо начать поиски слабых сигналов. Кривая D означает "неустранимую неожиданность", так как даже чрезвычайные ответные меры следовало бы предпринять еще до того, как во внешней среде появятся первые признаки неминуемой опасности (первый уровень осведомленности).
  Если анализ событий указывает на приближение значительных изменений, которые могут произойти быстрее, чем фирма успеет принять чрезвычайные ответные меры, руководству следует серьезно задуматься над составлением программы, действий в кризисной ситуации.
  Если мы обозначим промежуток времени между пятым уровнем осведомленности и полным воздействием (шестой уровень) через 6, а между наступлением опасности и полным ее воздействием F:
 а) Т < б - периодическое планирование;
 б) если Т > б и Ti < б - чрезвычайные меры;
 в) если Ti > 6 < F - вариант действия при слабых сигналах;
 г) если Ti > F - вариант управления в кризисной ситуации.
  5.4.14. Выводы
  Когда дестабилизирующие явления выходят за рамки четвертого уровня (см. гл. 1.2), опасность надвигается так быстро, что если фирма ожидает момента, когда можно будет точно рассчитать ее воздействие и последствия, то она может не успеть своевременно отреагировать. В таких случаях необходимо начать предпринимать ответные меры еще до получения полной информации, по слабым сигналам.
  Осведомленность о каждой угрозе возрастает постепенно: сначала появляются первые признаки изменений во внешней среде, затем выявляется вероятный источник этих изменений, далее конкретная опасность вырисовывается достаточно ясно, но еще не настолько, чтобы рассчитать последствия ее воздействия на фирму. В дальнейшем становится возможным определить меры противодействия этой опасности, хотя информации о ней пока еще недостаточно, чтобы рассчитать, как она может отразиться на доходах фирмы. Последнее может быть рассчитано на следующей ступени развития событий, но с невысокой достоверностью, а это означает, что следует учитывать еще и вероятность событий. Все становится ясным лишь тогда, когда действия фирмы направлены на предотвращение воздействия угрозы.
  Руководство фирмы в условиях слабых сигналов требует прежде всего, чтобы специалисты, анализирующие информацию о внешней среде, были хорошо подготовлены и имели "тренированное ухо". Полученную информацию нужно правильно классифицировать и сделать расчеты возможного воздействия опасности и времени ее наступления. Чем меньше имеется информации, тем больше будет разброс расчетных данных о воздействии опасности и о сроках ее приближения.
  На любом уровне осведомленности можно отреагировать на скрытое явление, что постепенно подготавливает фирму к действиям в условиях грозящей опасности. Преимущество заблаговременной реакции состоит в том, что позволяет предпринять своевременные шаги к устранению опасности, чего не случится, если фирма будет ожидать окончательного развития событий.
  Помимо заблаговременной реакции, фирма может компенсировать нехватку времени путем использования специальных тактических средств.
  Методы реагирования определяются путем сравнения времени приближения опасности со временем, необходимым для выработки ответных мер, и путем сравнения доходов, полученных в результате этих действий с расходами по ним.
  Руководство по слабым сигналам - один из трех вариантов действий при возникновении угрозы. Другими вариантами являются руководство по сильным сигналам и планирование на регулярной основе. Выбор комбинаций этих вариантов зависит от скорости приближения опасной ситуации по сравнению со скоростью реакции на нее в каждом из трех вариантов. Когда опасная ситуация приближается очень быстро и периодическое планирование уже не может помочь, применяется вариант действий в условиях сильных сигналов. Когда не остается времени для применения последнего, используется вариант действия в условиях слабых сигналов.
  Но развить в себе навык внедрения управления по слабым сигналам нелегко. Нужно учитывать, что сама идея такого подхода неотточена и может трудно восприниматься руководством. Не пытайтесь заставлять ваших руководителей прорабатывать гл. 5.4 данной книги - она может лишь отпугнуть слишком занятых людей. Намного лучше подготовить краткое (минимум на 30 мин) выступление с иллюстрациями о необходимости, способах и возможных преимуществах использования управления по слабым сигналам.
  Постарайтесь использовать практические примеры слабых сигналов, которые оказались весьма важными для судеб предприятий определенных отраслей. Попробуйте выявить пять действительно важных слабых сигналов, которые должны учитывать предприятия конкретной отрасли, проведите аналогичный анализ для сталелитейной промышленности, индустрии переработки данных, финансовой сферы, банков, образования.
  Однако конечная цель вашего анализа и изложения его результатов должна быть конкретной - определить влияние слабых сигналов на стратегические зоны хозяйствования вашей фирмы и точно указать: как включить управление по слабым сигналам в систему управления вашей фирмы, кто этим должен заниматься, во сколько это обойдется и какие трудности могут встретиться на пути внедрения. Доведите ваши выводы до конкретного плана.
 
 
 
 
 АНСОФФ И. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
  Часть 6
  Управление в условиях стратегических изменений
  6.1. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ГРУППОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМ 308
  6.1.1. Феномен сопротивления 308
  6.1.2. Выявление сопротивления 310
  6.1.3. Сопротивление и скорость изменений 311
  6.1.4. Пример 312
  6.1.5. Сопротивление отдельных лиц 312
  6.1.6. Групповое сопротивление 313
  6.1.7. Преданность корпорации 313
  6.1.8. Реальность и ее восприятие 314
  6.1.9. Сфера культуры и политики фирмы 315
  6.1.10. Обобщение воздействующих факторов 315
  6.1.11. От реактивного управления к упреждающему воздействию 316
  6.1.12. Создание "стартовой площадки" 316
  6.1.13. Анализ природы изменений 317
  6.1.14. Создание атмосферы поддержки 317
  6.1.15. Учет поведенческих факторов при планировании преобразований 318
  6.1.16. Управление процессом перемен через изменение поведения работников 318
  6.1.17. Выводы 319
  6.2. СОПРОТИВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ 319
  6.2.1. Двойственность деятельности организации 320
  6.2.2. Потенциал для выработки и реализации стратегии 320
  6.2.3. Профессиональный уровень управляющих для выполнения текущей производственно-хозяйственной и стратегической деятельности 321
  6.2.4. Зависимость сопротивления от управленческой компетенции 323
  6.2.5. Последовательность действий и сопротивление изменениям 324
  6.2.6. Мотивация последовательности изменений 326
  6.2.7. Сопротивление и власть в организации 328
  6.2.8. Учет сопротивления в плане изменений 329
  6.2.9. Выводы 329
  6.3. ДРУГИЕ СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОНТАННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ 330
  6.3.1. Принудительный метод проведения изменений 330
  6.3.2. Адаптивные изменения 332
  6.3.3. Управление кризисной ситуацией 332
  6.3.4. Управление сопротивлением (метод "аккордеона") 333
  6.3.5. Сравнение методов 334
  6.3.6 *. Выбор подходящего метода 335
  6.3.7. Выводы 336
  6.4. ВНЕДРЕНИЕ СПОНТАННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ УПРАВЛЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЕМ 336
  6.4.1. Управление сопротивлением и альтернативные методы 337
  6.4.2. Японский и западный методы принятия решений 337
  6.4.3. Создание "стартовой площадки" 338
  6.4.4. Разработка модульного плана изменений 340
  6.4.5. Обеспечение внедрения планов 342
  6.4.6. Контроль процесса планирования 343
  6.4.7. Последовательные решения и раннее внедрение 344
  6.4.8. Институционализация новой стратегии 345
  6.4.9. Выводы 345
  6.5. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ 346
  6.5.1. Введение 346
  6.5.2. Почему не срабатывает стратегическое планирование 347
  6.5.3. Система двойного управления 348
  6.5.4. Контроль и поощрение стратегий 349
  6.5.5. Двойное финансирование 351
  6.5.6. Двойная структура 352
  6.5.7. Институционализация культуры и структуры власти для стратегической деятельности 353
  6.5.8. Управление процессом институционализации стратегий 354
  6.5.9. Насколько глубоко институционализировать стратегии 356
  6.5.10. Выводы 356
  6.5.11. Контрольный перечень мероприятий по управлению изменениями 357
 
 
 6.1. Индивидуальное и групповое сопротивление изменениям
  ИСТОЧНИКИ СОПРОТИВЛЕНИЯ
  Много лет назад Макиавелли в своей знаменитой книге "Государь" сказал: "Нет ничего более трудного, чем браться за новое, ничего более рискованного, чем направлять, или более неопределенного, чем возглавить создание нового порядка вещей, потому что противниками нововведений будут выступать те, кому хорошо жилось при старом порядке вещей, а робкими защитниками - те, кому будет хорошо при новом".
  В этих пророческих словах заключена сущность одного из основных источников сопротивления стратегическим изменениям.
  В этой главе мы исследуем природу "порядка вещей" и выдвигаем предложения по решению возникающих проблем.
 
  Источники сопротивления
  6.1.1. Феномен сопротивления
  6.1.2. Выявление сопротивления
  6.1.3. Сопротивление и скорость изменений
  6.1.4. Пример
  6.1.5. Сопротивление отдельных лиц
  6.1.6. Групповое сопротивление
  6.1.7. Преданность корпорации
  6.1.8. Реальность и ее восприятие
  6.1.9. Сфера культуры и политики фирмы
  6.1.10. Обобщение воздействующих факторов
 
  Управление сопротивлением
  6.1.11. От реактивного управления к упреждающему воздействию
  6.1.12. Создание "стартовой площадки"
  6.1.13. Анализ природы изменений
  6.1.14. Создание атмосферы поддержки
  6.1.15. Учет поведенческих факторов при планировании преобразований
  6.1.16. Управление процессом перемен через изменение поведения работников
  6.1.17. Выводы
 
  6.1.1. Феномен сопротивления
  С момента появления систематизированного управления стратегиями внимание практиков и обучающихся было сконцентрировано на двух аспектах. Первый - это логика и методы анализа стратегий (формулирование стратегий), второе-проектирование систематического процесса (стратегическое планирование), в рамках которого взаимодействуют управляющие для формулирования стратегии.
  Предписания, разработанные для стратегического планирования, основывались на трех следующих положениях.
  Первое гласило: "Здравомыслящие люди поступают разумно", и поэтому управляющие приветствуют новое мышление и будут искренне сотрудничать. Когда на практике новое стратегическое мышление встретило сопротивление планированию, это было воспринято как временное препятствие-из-за незнания, которое можно устранить путем введения планирования сверху.
  Коль скоро фирма способна проводить в жизнь свои решения, она может обратиться ко второму положению, которое заключается в том, что ключевой проблемой в стратегии являются правильные решения, а существующие системы и процедуры позволяют эффективно претворять стратегические решения в жизнь.
  Третье ключевое положение состоит в том, что формулирование стратегии и ее претворение на практике являются последовательными и независимыми видами деятельности. Следовательно, озабоченность по поводу реализации стратегических решений может возникнуть лишь после того, как они приняты, и поэтому это не может помешать более трудному и комплексному процессу выработки стратегического решения.
  Накопленный за последние 20 лет опыт подвергает сомнению эти три положения.
  Когда фирмы осваивали новые рынки и технологии, расходы на новые виды деятельности обычно превышали расчетные, появлялись непредвиденные задержки, а организация оказывала сопротивление новым начинаниям.
  При слияниях компаний и приобретении акций возникала неудовлетворенность. Эти приобретения, бывшие рентабельными до слияния, загадочным образом становились впоследствии убыточными; управляющие, оказавшиеся на фирме в результате слияния, пытались уйти с ключевых постов, несмотря на привлекательные финансовые условия; ожидавшегося увеличения производительности и эффективности после слияния не происходило.
  Когда управляющие высшего звена решали поставить принятие стратегических решений на систематическую основу, путем введения стратегического планирования, организация оказывала сопротивление новой системе. Когда же планирование все-таки осуществлялось, многие системы переставали срабатывать, планирование начинало хиреть, а стратегия не оказывала никакого влияния на реализацию продукции. В дополнение к этому четко прослеживалась тенденция к выталкиванию системы планирования из фирмы и возврату к старым, менее радикальным методам принятия решений.
  Выражения поддержки нововведениям со стороны управляющих высшего звена скорее походили на временные принуждения. Только когда они оказывали силовое давление, организация подчинялась. Но стоило давление ослабить или переключить внимание на другие первостепенные вопросы, как сопротивление усиливалось.
  Практический опыт показал, что существенные изменения в стратегической ориентации фирмы, внесенные либо на основе формальных процедур стратегического планирования, либо неформально встречают сопротивление со стороны организации.
  Здравомыслящие люди не поступают здраво, если под здравомыслием понимать логику, аналитические исследования. Сопротивление планированию явление не случайное, у него своя логика, его не преодолеть одними призывами со стороны руководства.
  Реализация стратегии не является автоматическим следствием ее разработки. Она сама себе создает препятствия, что может свести к нулю усилия в области планирования.
  Подход к стратегическому планированию и его реализации как к двум последовательным и независимым процессам пренебрегает тем фактом, что способ планирования оказывает определяющее воздействие на реализуемость решений.
  Сопротивление изменениям не ограничивается введением стратегического планирования. Оно возникает всякий раз, когда организационное изменение влечет за собой разрыв в сложившемся поведении, критериях и структуре управления.
  Таким образом, существенные стратегические преобразования вызывают сопротивление не только планированию, а всему процессу перемен. Это сопротивление - не случайность, а фундаментальная проблема, заслуживающая внимания наряду с формулированием самой стратегии.
 
  6.1.2. Выявление сопротивления
  Под сопротивлением понимается многогранное явление, вызывающее непредвиденные отсрочки, дополнительные расходы и нестабильность процесса стратегических изменений. Это сопротивление проявлялось всегда в ответ на любые изменения. В процессе изменений имеют место отсрочки начала процесса изменений; непредвиденные отсрочки внедрения и прочие трудности, которые замедляют изменения и увеличивают расходы по сравнению с запланированными; попытки саботировать изменения внутри организации или "утопить" их в потоке других первоочередных дел.
  После того как изменения все же были осуществлены, отмечается характерное отставание в получении результатов от них. Изменения медленно приносят ожидавшиеся плоды; в организации отмечаются попытки отнести эффект, полученный от изменений, на счет ранее существовавших порядков.
  Ниже в табл. 6.1.1 приводятся некоторые признаки организационного сопротивления. Эти и подобные высказывания можно услышать на фирме, внедряющей изменения.
  Наши рассуждения в ч. 3 показывают, что, когда фирмы подвергают кардинальному пересмотру свою внешнюю стратегию, внутренние возможности приходят в рассогласование с ними, отчего страдает производство. Мы высказали предположение, что стратегическая реакция фирмы на поведение внешней среды будет более своевременна и эффективна, если возможности фирмы будут совершенствоваться параллельно с ее стратегией. Но до тех пор, пока производство станет более эффективным лишь после внедрения новых возможностей, процесс внедрения новой стратегии более чем удвоит нагрузку на организацию (по сравнению с внедрением этой стратегии), а неизбежные потрясения в организационной культуре и в структуре власти станут еще более осязаемы. В конечном итоге планирование стратегической позиции фирмы встретит еще большее сопротивление, чем стратегическое планирование.
  ТАБЛИЦА 6.1.1. Признаки сопротивления "Терпение и труд все перетрут" (отказ) "Начнем новую жизнь с понедельника" (откладывание на потом) "Не сыграть бы в ящик" (неопределенность) "Новый клич разбил паралич" (отсутствие внедрения) "Чем больше тратим краски (на лозунги), тем меньше верим в сказки", (стратегическая неэффективность) "Чего босс не знает, от того и не страдает" (саботаж) "Давайте вернемся назад к настоящей работе!" (отступление) С точки зрения исследователя стратегии, сопротивление является проявлением иррационального поведения организации, отказа признать новые черты реальности, размышлять логически и реализовывать на практике выводы логического мышления.
  С точки зрения наук о поведении сопротивление представляет из себя естественное проявление различных психологических установок в отношении рациональности, согласно которым группы и отдельные индивиды взаимодействуют друг с другом. В следующих параграфах мы поговорим об источниках и правилах этой рациональности.
 
  6.1.3. Сопротивление и скорость изменений
  Ключевую характеристику сопротивления можно найти в высказывании Н. Макиавелли: "Сопротивление переменам пропорционально силе ломки культуры и структуры власти, происходящей из-за перемен".
  "Применительно к конкретной ломке сопротивление будет обратно пропорционально периоду времени, в течение которого происходит изменение" (Ansoff, 1979).
  На деловом языке "культура" часто означает "ориентация руководителей", или "образ мышления руководителей". Таким образом, при производственной ориентации эффективность является ключевым критерием и считается, что успех зависит от способности устойчиво поставлять на рынок продукцию по минимально низкой цене. В 30-х и 40-х годах, когда производственная ориентация была заменена ориентацией на рынок, некоторые управляющие еще продолжали настаивать на своем производственном образе мышления. Они держались за исторический опыт, обеспечивавший успех, и сопротивлялись переходу на новый образ мышления, основанный на концепциях маркетинга. Сопротивление еще более усиливалось в связи с тем, что переход к ориентации на рынок сопровождался изменениями в структуре власти: от подразделений, занятых в производстве, власть перешла к подразделениям маркетинга.
  ТАБЛИЦА 6.1.2 Перемены в структуре власти и культуры и ответная реакция Смысл изменений Угрожающие Нейтральные Позитивные туры
  Приемлемость с точки зрения культуры Наибольшее сопротивление
  Зависит от масштабов угрозы Зависит от степени изменения критериев
 Наименьшее сопротивление Зависит от степени изменения критериев
 Позитивное усиление Таким образом, когда смена культуры сопровождается переходом власти, характер сопротивления становится более сложным.
  Вторая часть утверждения касается скорости изменений. Оно Основано отчасти на том, что изменения, если они проводятся постепенно, затрагивают, как правило, только одну часть организации. В этом случае сопротивление локальное и не получает поддержки от подразделений организации, которых оно не затрагивает.
  Сопротивление индивидов и групп зависит от опасности и беспокойства, вызванного нарастанием текущих изменений, поскольку они обычно видят лишь ближайшие последствия этих изменений и редко представляют себе, насколько значительными они окажутся в будущем.
  Табл. 6.2.1 иллюстрирует ответную реакцию на изменение культуры и политики фирмы. Не все стратегические изменения вызывают сопротивление: группы и индивиды, чья культура усиливает свои позиции благодаря изменениям, и (или) те, кто намеревается добиться руководящего положения, приветствуют и поддерживают изменения. По словам Макиавелли, они обычно "небескорыстно выступают за новый порядок". Однако их поддержка зачастую бывает вялой. В следующем параграфе мы исследуем причины такого отношения и как от этих "вялых" можно добиться большей поддержки. Выразим содержание табл. 6.1.2 с помощью символического уравнения:
 
  где R - ответная реакция; dС и dР - признаки нарушений культуры и политики организации, вызванных изменением, a dT - период времени, в течение которого происходит изменение.
 
  6.1.4. Пример
  Контраст между двумя аналогичными изменениями, одно из которых вызывает серьезное сопротивление, а другое нет, наглядно представлен в недавнем прошлом внедрением долго срочного и стратегического планирования, о чем мы уже говорили в гл. 1.2. Оба вида появились на свет с разницей в несколько лет, но их "пути-дороги" различны.
  Следует напомнить, что долгосрочное планирование, введенное в 50-е годы, является методом экстраполяции прошлых тенденций развития фирмы на будущее. Оно не нарушает, а углубляет и подтверждает историческую модель реальности и культуры.
  Изменения в политике фирмы здесь незначительны, так как этот "перевернутый вверх дном" процесс не угрожает установившейся структуре власти. Более того, долгосрочное планирование позволяет могущественным группам еще более обосновать свои традиционно сложившиеся претензии на ресурсы, в то время как слабые группы продолжают оставаться слабыми.
  Идея долгосрочного планирования очень быстро завоевала популярность. Обследования показали, что большинство средних и крупных фирм США взяли его на вооружение.
  Иная история у стратегического планирования. Несмотря на энтузиазм и популярность, оно внедрялось очень медленно. Лишь в конце 70-х годов ведущие фирмы стали систематически заниматься стратегическим планированием. Было отмечено немало случаев энергичного противодействия, а подчас и саботажа этой затеи.
  Причина таких драматических различий заключалась в том, что стратегическое планирование обычно изменяет культуру и политику фирмы, сложившийся порядок вещей. Цель такого планирования - изменить историческую модель реальности, а в иерархическом плане оно увеличивает влияние и власть управляющих высшего звена. Поэтому стратегическому планированию в организациях часто показывают сильное сопротивление.
 
  6.1.5. Сопротивление отдельных лиц
  Причины сопротивления можно проследить по реакции отдельных лиц, а также по совместным действиям групп индивидов. Известно, что человек сопротивляется изменениям тогда, когда он не чувствует себя в безопасности. Это происходит, когда руководитель не уверен в результатах и последствиях изменений:
  * вынужден рисковать, а это противоречит его натуре;
  * чувствует, что в результате изменения он может оказаться лишним;
  * не способен выполнять новую роль, отведенную ему в результате изменения;
  * чувствует, что он потеряет "лицо" в глазах руководства;
  * не способен и(или) не желает обучаться новому ремеслу и осваивать новый стиль поведения.
  Управляющие, помимо того, сопротивляются изменениям, когда их позиции в системе организационной власти оказываются в опасности. Это случается, когда руководитель ожидает, что вознаграждение за его труд может уменьшиться и при этом уменьшится его контроль над организационными ресурсами, его влияние на процесс принятия решений, упадут престиж и репутация.
  Но не все руководители одинаковы. Одни предпочитают безопасность, другие склонны к беспокойству; одни упоены собой, другие нет. Одни энергично стремятся к власти, другие - к ней безразличны. Одни рождены лидерами, другие довольствуются ролью ведомых. Есть "закрепощенные", они движутся в колее, другие легко воспринимают перемены и стремятся к познанию. Поэтому ответ руководителя на изменения зависит от силы личности и индивидуальной гибкости.
  Сопротивление, оказываемое руководителем, в каждом конкретном случае изменения культуры и структуры власти зависит от силы его убеждения, готовности постоять за себя. движущих мотивов и отношения к познанию и к изменениям.
 
  6.1.6. Групповое сопротивление
  Групповая реакция и влияние группы существуют наряду с индивидуальным. Их характеризует стабильность и постоянство в гораздо большей мере, чем индивидов. Намного легче отодвинуть в сторону одного человека, когда он стоит на пути прогресса, чем изменить культуру и структуру группы или лишить ее влияния.
  Социологическая литература и практический опыт показывают, что группы руководителей, имеющие общие задачи и обязанности, вырабатывают через определенный промежуток времени одинаковые взгляды и поведение. Они устанавливают критерии и нормы, оправдывающие определенный тип поведения и осуждающие иной Например, на некоторых фирмах и учреждениях лозунг "Мы не раскачиваем лодку" имеет силу указа. В фирмах-новаторах бытует мнение: "Если это не ново, то это плохо". В группах складывается точка зрения на то, какая информация относится к общей задаче, а какая не относится к делу. Например, в деловых фирмах существовала долгая традиция, что политические и социальные явления не должны интересовать управляющих, поскольку "дело всех дел есть бизнес".
  В группах вырабатывается согласие в отношении того, что социологи называют "моделью реальности", в соответствии с которой поведение даст желательные или нежелательные результаты. Так, в начале века господствовала точка зрения, согласно которой для получения максимальной прибыли надо производить самую дешевую стандартную продукцию. Таким образом, вырабатывается верность общей культуре в описанном смысле и единение в защите от посягательств со стороны других культур. Литература по политическим наукам показывает, что в организациях вступают в коалиции и действуют центры силы, что они стараются приобрести силу и влияние, отстаивают свое руководящее положение.
  Сила сопротивления, оказываемая группой, пропорциональна характеру и масштабу угрозы ее власти, степени, с которой возникающие изменения нарушают признанные ими ценности и нормы, их соответствию информации, расцениваемой как имеющей отношение к делу, а также тому, отличается ли предлагаемая модель реальности от той, которой придерживается данная группа.
 
  6.1.7. Преданность корпорации
  Описанную ранее реакцию можно было бы назвать "эгоистичной" - реакцией групп и индивидов в ответ на угрозу их влиянию и безопасности. Такие реакции изменяются под воздействием озабоченности за благополучие организации в целом.
  Драматическим и часто наблюдаемым примером является поведение организации, когда она оказывается в кризисе, угрожающем ее выживанию. Сопротивление, имеющее культурно-политический характер, длится долго, и каждый прилагает усилия, чтобы обеспечить выживание организации. Таким хорошо проверенным методом является возобновление сопротивления после того, как организация успешно миновала кризисную ситуацию. Будем считать это выражением "отрицательной преданности" организации, когда сопротивление ослабевает при приближении кризисной ситуации.
  Отрицательная преданность, которую иногда именуют "тягой к выживанию", обычно наблюдается в многоцелевых организациях, как ориентированных, так и не ориентированных на получение прибыли. В деловых фирмах и некоторых моноцелевых, не связанных с получением прибыли организациях встречается также явление "положительной преданности", т. е. снижение сопротивления в зависимости от того положительного вклада в производственную деятельность организации, который ожидается в результате стратегических изменений.
  Таким образом, в процессе изменений, направленных на предупреждение катастрофической ситуации для организации, сопротивление культурно-политическим изменениям уменьшается. Это может быть вызвано приближением кризисной ситуации и "отрицательной преданностью" групп и отдельных лиц.
  Таким образом, сопротивление культурно-политическим изменениям, направленным на улучшение производственной деятельности, может ослабевать и перейти в поддержку.
 
  6.1.8. Реальность и ее восприятие
  В обычных условиях излишне говорить, что люди реагируют на то, что они воспринимают и понимают. Но в процессе изменений разрыв между действительностью и ее восприятием может значительно увеличить сопротивление.
  Инициаторы и сторонники изменений реагируют на признаки новшеств в окружающей среде. Эти новшества таят опасность. Трудно установить последствия различных вариантов реакции в стратегическом смысле. Решение "распрощаться" с хорошо знакомыми и, как правило, удачными в прошлом ответными действиями требует смелости, широкого взгляда на проблему и убеждения, что апробированные приемы не способны разрешить новых проблем.
  Редко встречаются управляющие, обладающие такой прозорливостью и смелостью. В деловых кругах их называют предпринимателями, в политической жизни - государственными деятелями. Принимать решение им помогает убеждение в том, что именно это является их обязанностью, а также доступ к наиболее полной информации.
  Как правило, такие люди находятся на верхних ступенях иерархической лестницы, они осмотрительны и принимают важные решения в узком кругу избранных лиц. Однако претворение в жизнь их решений и тяжесть последствий ложатся на всю организацию.
  Обычно такие решения поражают и удивляют управляющих, не вхожих в узкий круг избранных. Они не имели ни малейшего представления ни о необходимости перемен, ни об их последствиях. В этих условиях может возникнуть суждение, что в переменах нет необходимости и они "не по делу", что зависит от степени соответствия или несоответствия перемен прошлому опыту. Имеется тенденция преувеличения негативного влияния перемен со стороны групп и лиц, которых эти перемены затрагивают. Те, кого изменения никак не затронут, могут считать, что и они каким-то образом могут пострадать.
  Положительные воздействия перемен часто недооцениваются, тогда как издержки преувеличиваются.
  Таким образом, когда инициаторы преобразований извещают организацию о неизбежности кризиса, их первоначально воспринимают как паникеров. С другой стороны, когда неизбежность кризиса становится понятной, может действительно возникнуть паника. Именно в этот момент "отрицательная преданность" достигает апогея. Отдельные лица, желающие, чтобы организация выжила, поддерживают перемены. Не столь преданные "покинут корабль", а те, кто настроен враждебно, будут способствовать углублению кризиса. Когда организация находится на стадии выхода из кризиса, может преждевременно возродиться сопротивление изменениям, способствовавшим его преодолению.
  Таким образом, реакция на перемены базируется на понимании существа и последствий перемен.
 
  6.1.9. Сфера культуры и политики фирмы
  Известно немного организаций, где власть сосредоточена в руках одного человека или группы, которые разделяют единую культуру. Большинство организаций применяют разнообразные критерии и имеют несколько силовых центров. Поэтому определенное изменение может вызвать и безоговорочную поддержку и быть полностью отвергнуто.
  В большинстве организаций, и в частности на фирме, каждый центр силы отождествляется с определенной культурой. На фирме такими центрами обычно бывают производственные подразделения, подразделения, занимающиеся маркетингом, долгосрочным планированием и т. д. Как уже было сказано в ч 3, характер работы соответствующих подразделений влияет на формирование у них специфических, отличных от других культур.
  Переход оппозиционных тенденции в открытую оппозицию переменам зависит от культурно-политической ориентации центров силы. Под культурной ориентацией подразумевается готовность отстаивать убеждения своего центра, а под политической - использование власти для навязывания своих условий другим.
  Сильная культурная ориентация заставляет прибегать к использованию власти. Как правило, к такому образу действий в поддержку убеждений относятся терпимо. Но оно менее терпимо к случаю использования власти при отсутствии глубоких убеждений. О таких группах и лицах говорят, что они "жадны до власти", а их действия квалифицируются как проявления "голой власти".
  Отдельные группы и лица обладают слабой культурной ориентацией, если сила их убеждений невелика, и они легко поддаются влиянию, не умея отстоять свою позицию.
  Другие обладают сильным воздействием, могут отстаивать свои позиции, но не пытаются оказать влияния на других. Их называют приверженцами "немиссионерских" культур. Наконец, существуют и "воинствующие", которые хотят навязать свою "правду" всему миру. К ним относятся те, кто активно использует свое влияние и власть.
  Таким образом, в рамках одной организации можно встретить как сопротивление, так и поддержку перемен.
  Активность поддержки или сопротивления зависит от уровня в иерархии и культурных ориентации различных центров.
 
  6.1.10. Обобщение воздействующих факторов
  Ранее мы рассмотрели ряд факторов, определяющих поведенческую и политическую рациональность в организации. Все они широко освещены в литературе по психологии, социологии и политическим наукам. Опытные управляющие выявляют их. Но дело это сложное из-за многочисленности воздействующих факторов.
  Итак, сопротивление изменениям определяется следующими факторами:
  1. степенью несоответствия культуры и структуры власти грядущим изменениям;
  2. длительностью периода внедрения изменения;
  3. угрозой потери престижа и власти и связанными с ними другими затруднениями для высших управляющих;
  4. последствиями изменений для организации;
  5. преданностью работников организации ("положительной" или "отрицательной");
  6. силой культурно-политических ориентации в соответствующих центрах силы.
  Мы установили, что влияние факторов 1, 2, 3 и 4 определяется пониманием необходимости перемен и их последствий и что это восприятие часто находится в противоречии с действительностью. Поэтому из-за искаженного понимания действительности сопротивление подчас превышает ситуационно оправданный уровень.
 
  6.1.11. От реактивного управления к упреждающему воздействию
  Крупные стратегические перемены часто осуществляются без учета последующего сопротивления. Они внесены в план, дано "разъяснение" тем, кто отвечает за их осуществление. При возникновении задержек и неэффективной реализации стратегий немедленно принимаются меры по регулированию процесса, но не по отношению к корням и источникам сопротивления.
  Проводятся совещания по выявлению слабых мест, принимаются меры по процедуре осуществления перемен, а вызванные ими страх, разочарование и оппозиция отдельных лиц остаются за кадром. Для преодоления недостатков применяются рычаги власти: нерадивым работникам и группам отдаются приказы, за невыполнение плана и превышение расходов назначаются наказания.
  Такой процесс, хотя и неэффективен, в конечном итоге все же дает определенные результаты при условии, что сторонники преобразований имеют достаточно власти, и чем решительнее преобразования, тем больше требуется власти. Если этой власти нет или "рычаги воздействия" неэффективны, преобразования заходят в тупик и организация возвращается "на круги своя".
  Даже если власти достаточно для завершения преобразований, они тем не менее еще не стабилизировались, то требуется постоянное внимание для нейтрализации враждебных по отношению к переменам центров и культур. Если у сторонников перемен преждевременно притупляется бдительность, то организация скатывается к старым добрым временам.
  Эта "ухабистая дорога" годилась тогда, когда спонтанные события стратегического значения случались редко, а преобразования происходили небыстро. По мере увеличения дестабилизирующих факторов во внешней среде управляющие должны уметь реагировать на перемены быстрее и эффективнее.
  Пользуясь результатами, полученными в первой части этой главы, предлагаем ряд мер, которые помогут предвидеть, ослаблять и держать под контролем сопротивление изменениям.
 
  6.1.12. Создание "стартовой площадки"
  Всякий раз, когда стратегические изменения требуют создания новой философии и структуры управления на фирме, можно сэкономить время и средства и избежать недоразумений, если руководствоваться принципом "поспешай не торопясь".
  Желательно, чтобы первым серьезным шагом до начала собственно стратегического планирования стала "подготовка почвы". Для этого на начальном этапе сопротивление сводится до минимума. Создаются источники власти, способные обеспечить процессу изменений стартовый импульс и непрерывность. Разрабатываются подробные планы процесса изменений, определяются ответственные лица, ресурсы, схемы взаимодействий и этапы осуществления. Анализируются индивидуальные свойства работников, их возможное отношение к новой стратегии и потенциальные возможности.
  Этот подготовительный этап назовем созданием "стартовой площадки".
 
  6.1.13. Анализ природы изменений
  Первым шагом по созданию платформы является предварительный "стратегический диагноз". На этом этапе выясняется, единичное ли это спонтанное явление, повторится ли оно в ближайшем будущем, или же оно - одно из ряда явлений, отражающих изменения во внешней среде, за которыми последует новый этап нестабильности (в 6.2.6 мы рассмотрим важность такой оценки).
  Далее определяется период времени, имеющийся в распоряжении фирмы (устанавливается по скорости изменений во внешней среде) для эффективных мер в ответ на это спонтанное явление. Эта информация - первостепенной важности для планирования изменений (см. 6.3.6).
  Анализ природы изменений включает также изучение изменений возможностей фирмы, необходимых для обеспечения новой стратегии. В этом случае для диагностики всей совокупности изменений без детального анализа каждой стратегической зоны хозяйствования может быть использован упрощенный вариант анализа, изложенный в гл. 3. выявляются подразделения организации, которых затронут изменения.
  Вторым шагом является анализ поведения, позволяющий определить культурно-политические перемены, которые произойдут в этих подразделениях, а также ведущих работников, которые или поддержат изменения, или окажут им сопротивление, а также причины такого поведения. Выявляются отношение групп, способных оказать поддержку или сопротивление, а также индивиды и группы, ориентированные на успешное проведение преобразований.
  Результаты этого анализа могут быть распространены на организационную структуру всей фирмы для составления схемы поддержки или сопротивления.
 
  6.1.14. Создание атмосферы поддержки
  Используя схему вероятного сопротивления, можно принять меры по устранению излишнего сопротивления. Для этого исключаются неверное понимание и преувеличение характера изменений. работникам фирмы разъясняется необходимость, благоприятная возможность и выгодные последствия изменений для результатов деятельности фирмы. Особое внимание уделяется группам и отдельным лицам, с чьей стороны можно ожидать противодействия. Информация о причинах и последствиях перемен должна пройти по всей фирме. Таким образом снимаются или уменьшаются страхи и беспокойства, группам и отдельным лицам разъясняются благоприятные последствия изменений.
  Эта информация используется для создания "опорной базы" из числа сторонников преобразований. Если позволяет время для обеспечения поддержки изменениям, проводятся изменения в структуре власти на фирме. Создаются группы из работников, которые получат выгоду от преобразований. Следует попытаться включить туда потенциально "вялых" сторонников, предложить им вознаграждение за поддержку преобразований, а также нейтрализовать основные источники потенциального сопротивления путем уступок и материальных стимулов.

<< Пред.           стр. 13 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу