<< Пред.           стр. 27 (из 78)           След. >>

Список литературы по разделу

  П: Что составляет свободу человека? -- А: Невинность.
  П: Что такое голова? -- А: Вершина тела.
  П: Что такое тело? -- А: Жилище души.
  П: Что такое волоса? -- А: Одежда головы.
  П: Что такое борода? -- А: Отличие полов и почет зрелого возраста.
  П; Что такое мозг? -- А: Хранитель памяти.
  П: Что такое глаза? -- А: Вожди тела, вместилище света, истолкователи
 души.
  П: Что такое ноздри? -- А: Проводники запаха.
  П: Что такое уши? -- А: Собиратели звуков.
  П: Что такое лоб? -- А: Образ души.
  П: Что такое рот? -- А: Питатель тела.
  П: Что такое зубы? -- А: Жернова.
  [Далее следует ряд вопросов об остальных частях тела с ответами того же
 рода; затем ученик и учитель обращаются к изучению внешней природы.]
  П: Что такое небо? -- А: Вращающаяся сфера, неизмеримый свод.
  П: Что такое свет? -- А: Поверхность всех предметов.
  П: Что такое день? -- А: Возбуждение к труду.
  П: Что такое солнце? -- А: Сияние шара, краса небес, счастье природы,
 честь дня, распределитель часов.
  П: Что такое луна? -- А: Глаз ночи, подательница росы, предвестница
 непогоды.
  П: Что такое звезды? -- А: Пестрота неба, направительница мореходов,
 краса ночи.
  П: Что такое дождь? -- А: Зачатие земли, кончающееся рождением плодов.
  П: Что такое туман? -- А: Ночь среди дня, тяжесть для глаз.
  П: Что такое ветер? -- А: Волнение воздуха, приводящее в движение воду
 и осушающее землю.
  П: Что такое земля? -- А: Мать рождающая, кормилица живущих, келья
 жизни, пожирательница всего.
  П: Что такое вода? -- А: Подпора жизни, омовение нечистот.
  П: Что такое снег? -- А: Сухая вода.
  П: Что такое зима? -- А: Изгнанница лета.
  П: Что такое весна? -- А: Живописец земли.
  П: Что такое лето? -- А: Облачение земли и спелость плодов.
  П: Что такое осень? -- А: Житница года.
  П: Что такое год? -- А: Колесница мира.
  П: Кто ее везет? -- А: Ночь и день, холод и жар.
  П: Кто ее возницы? -- А: Солнце и луна.
  П: Сколько они имеют дворцов? -- А: Двенадцать.
  П: Кто в них распоряжается? -- А: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев,
 Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.
  П: Сколько дней живет год в каждом из этих дворцов? -- А: Солнце 30
 дней и 10 с половиной часов, а луна двумя днями и восемью часами меньше.
  П: Я боюсь, учитель, пускаться в море. -- А: Кто же тебя побуждает к
 тому?
  П: Любопытство. -- А: Если ты боишься, я сяду с тобой и последую, куда
 бы ты ни отправился.
  П: Если бы я знал, что такое корабль, я устроил бы такой для тебя,
 чтобы ты отправился со мной. -- А: Корабль есть странствующий дом,
 всегдашняя гостиница, путник, не оставляющий следа, сосед берегов.
  П: Что такое берег? -- А: Стена земли.
  П: Что такое трава? -- А: Одежда земли.
  П: Что такое коренья? -- А: Друзья медиков и слова поваров.
  П: Что делает горькое сладким? -- А: Голод.
  П: Что не утомляет человека? -- А: Прибыль.
  П: Что такое сон наяву? -- А: Надежда.
  П: Что такое надежда? -- А: Освежение труда, сомнительное состояние.
  П: Что такое дружба? -- А: Равенство друзей (по другой редакции --
 "душ").
  П: Что такое вера? -- А: Уверенность в том, чего не знаешь и что
 считаешь чудесным.
  П: Что такое чудесное? -- А: Я видел, например, человека на ногах,
 прогуливающегося мертвеца, который никогда не существовал.
  П: Как это возможно, объясни мне? -- А: Отражение в воде.
  П: Почему же я сам не понял того, когда столько раз видел? -- А: Так
 как ты добронравен и одарен природным умом, то я тебе предложу несколько
 примеров чудесного; постарайся, не можешь ли их сам разгадать.
  П: Хорошо, но если я скажу не так, как следует, поправь меня. -- А:
 Изволь! Один незнакомец говорил со мною без языка и голоса; его никогда не
 было и не будет; я его никогда не слыхал и не знал.
  П: Быть может, мой наставник, это был тяжелый сон? -- А: Именно так,
 мой сын. Послушай еще: я видел, [как] мертвое родило живое, и дыхание живого
 истребило мертвого.
  П: От трения дерева рождается огонь, пожирающий дерево? -- А: Так. Я
 видел мертвых, много болтающих.
  П: Это бывает, когда их повесят на воздухе. -- А: Так. Я видел огонь,
 не гаснувший в воде.
  П: Думаю, что ты говоришь об известке. -- А: Ты верно думаешь. Я видел
 мертвого, который сидит на живом, и от смеха мертвого умер живой.
  П: Это знают наши повара? -- А: Да, но положи палец на рот, чтобы дети
 не услышали, что это такое... Я видел человека, который держал в руках
 восемь, уронил семь, о осталось шесть.
  П: Это знают и школьники. -- А: Я видел летающую женщину с железным
 носом, деревянным телом и пернатым хвостом; она несла за собой смерть.
  П: Копье воина. -- А: Что такое воин?
  П: Стена государства, страх неприятеля, служба, полная славы. -- А: Что
 вместе существует и не существует?
  П: Ничто. -- А: Как же это может быть?
  П: По имени существует, а на деле нет. -- А: Кто бывает немым
 вестником?
  П: То, что я держу в руке. -- А: Что же ты держишь в руке?
  П: Твое письмо. -- А: И читай его благополучно, сын мой.
 
 
 АЛКУИН И УЧЕНИКИ ЛЕКЦИЯ ОБ ИСТИННОЙ ФИЛОСОФИИ
 
  Ученик: О, премудрый наставник, мы слышали от тебя, что философия есть
 наставница всякое добродетели и она одна, между всеми временными
 богатствами, никогда не оставляла в бедности своего обладателя. Мы
 сознаемся, ты возбудил нас такими речами к достижению такого высшего
 благополучия; мы желаем теперь знать, в чем состоит ее сущность и по какой
 лестнице можно подняться до нее. Наш возраст еще нежен, и если ты нам не
 подашь руки, мы не взойдем одни. Мы понимаем, что душа наша помещена в
 сердце, как глаза в голове. Но глаза могут различать ясно предметы только
 при помощи солнца или какого-нибудь другого света; всякий знает, что без
 света мы и с глазами оставались бы в темноте. Точно так же и мудрость бывает
 доступна нашей душе, когда кто-нибудь ее просветит.
  Учитель: Вы сделали, мои дети, хорошее сравнение души с глазами. Но,
 Тот, кто просвещает всякого человека, грядущего в мире (Иоан. 1, 9),
 просветит и ваши умы для восприятия философии, которая никогда, как вы
 сказали, не оставляла своего обладателя нищим.
  Ученик: Знаем, наставник, знаем наверное, что просить надобно у того,
 кто подает щедро и никому не препятствует. Но нас нужно наставить и вести
 под руку, пока не разовьется в нас сила. Конечно, кремень имеет в себе
 огонь, выскакивающий при ударе, как и уму человека прирожден свет науки; но
 пока на него не посыплются удары сведущего человека, искра будет также
 скрываться, как она скрывается в кремне.
  Учитель: Мне легко будет показать вам путь к мудрости, когда вы
 полюбите ее для Бога, ради душевной чистоты, ради познания истины и ради ее
 самой, а не ради человеческой славы, временных наград и лживых обольщений
 богатствами; чем кто более любит последнее, тем он далее блуждает от света
 науки: так пьяный не может переступить порога своего дома...
  Ученик: Веди же нас, гони и приведи божественными путями разума на
 вершину совершенства; хотя и неровным шагом, но мы последуем за тобою.
  Учитель: О, человек, разумная тварь, бессмертная лучшею своею частью,
 образ своего Творца, скажи, зачем ты теряешь свои богатства и стараешься
 приобрести чужие? К чему ты ищешь внизу и не смотришь выше?
  Ученик: Но что свое, а что чужое?
  Учитель: Чужое -- что ищется вне, как, например, накопление богатств.
 Свое -- что внутри, украшение себя мудростью. К чему же, о смертные, вы
 ищете вне, когда имеете то, что ищите, внутри.
  Ученик: Мы ищем счастия.
  Учитель: Хорошо делаете, если ищете постоянного, а не преходящего.
 Посмотрите, какою горечью окроплено земное счастье; никому не достается в
 целости, никому не остается верным, потому что в этой жизни нет ничего
 неизменяемого. Что прекраснее света? Но и он затмевается наступающим мраком.
 Что прелестнее летом цветов? Но и они погибают от зимнего холода. Что
 отраднее здоровья тела? Но кто пользуется им постоянно? Что приятнее
 покойного мира? Но взрывы печальных распрей и его нарушают.
  Ученик: Мы никогда не сомневались в том, что все это так и бывает, как
 ты сказал. Но скажи, почему это так?
  Учитель: Чтобы из великого вы познали малое.
  Ученик: Каким образом?
  Учитель: Если небо и земля, которыми все любуются и пользуются,
 представляют постоянные перемены, то тем более должно представляться
 преходящим пользование чем-нибудь отдельным. И к чему любить то, что не
 может оставаться с нами? К чему слава, почести, богатства? Вы читали о
 богатствах Креза, славе Александра, величии Помпеи? А что из всего этого
 может помочь осужденным на гибель?.. Гораздо лучше украшать себя внутри, чем
 извне, и просвещать бессмертную душу.
  Ученик: Какие же могут быть украшения души?
  Учитель: Прежде всего мудрость, и к ее-то приобретению я убеждаю вас
 стремиться.
  Ученик: Откуда же мы знаем, что мудрость вечна? И если все исчисленное
 тобою преходяще, то почему же и наука не может пройти?
  Учитель: Думаете ли вы, что душа бессмертна?
  Ученик: Не только думаем, но и наверное знаем.
  Учитель: А мудрость украшает душу?
  Ученик: Без сомнения.
  Учитель: Следовательно, они обе бессмертны, и душа, и мудрость. Вот
 богатства часто оставляют человека, и почести уменьшаются; разве вы этого не
 видели?
  Ученик: Мы видим, что даже и могущество государств не вечно.
  Учитель: Что же значат богатства без мудрости?
  Ученик: То же, что и тело без души, как сказал Соломон: "Что приносят
 глупому его богатства, когда он не может купить на них ума?"
  Учитель: Не мудрость ли возвышает смиренного и нищего поднимает из
 ничтожества, чтобы посадить его с царями, и поддерживает престол славы?
  Ученик: Все это так, но она широка и трудно ее приобретение.
  Учитель: Но какой воин увенчивается без битвы? Какой земледелец без
 труда добывает хлеб? Разве не знаете старой пословицы: корень учения горек,
 но плоды его сладки...
  Ученик: Но покажи же нам первые ступени мудрости, чтобы Божиею и твоею
 помощью мы могли после перейти от низших к высшим.
  Учитель: Мы читаем у Соломона, устами которого говорила сама мудрость:
 "Мудрость построила себе дом и вырубила для него семь столбов". Хотя
 собственно это выражение относится к божественной мудрости; которая
 построила себе в девственной утробе дом, т.е. тело, и подкрепило его семью
 дарами Духа святого; это и есть церковь, прославленная теми дарами; но и
 книжная мудрость точно так же утверждается на семи столбах, и не иначе можно
 довести до совершенства свое познание, как поднявшись на те столбы, или,
 лучше сказать, ступени...
  Ученик: Веди же нас и изведи когда-нибудь из норы невежества, чтобы мы
 могли воссесть на ветви мудрости, данной тебе Богом; оттуда мы увидим свет
 правды; покажи же нам, как ты часто то обещал, семь ступеней науки.
  Учитель: Тех ступеней, о которых вы спрашиваете, семь, и -- о! если бы
 для переступления их вы обнаружили такую же жажду, какую теперь показываете
 для того, чтобы взглянуть на них; вот они: грамматика, риторика, диалектика,
 арифметика, геометрия, музыка и астрология. Над ними потрудились все
 философы, ими они просветились, превзошли славою царей и восхваляются на
 вечные времена; этими же науками святые наставники и защитники нашей
 католической веры одерживали верх над всеми ересиархами во время публичных
 диспутов с ними. Пусть по ним пройдется и ваша мудрость, о любезные дети,
 пока более зрелый возраст и новые душевные силы не позволят вам приступить к
 вершине всего -- Священному Писанию. Вооружившись таким образом, вы
 выступите после неодолимыми защитниками и утвердителями истин веры.
 
 
 
 
 ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА
 
  (ок. 810--877)
  Иоанн Скот Эриугена родился в Ирландии и на европейском континенте
 оказался примерно в 840 г., когда был приглашен участвовать в теологическом
 споре о Божественном предопределении. Результатом участия в дискуссии стал
 написанный им трактат "О предопределении". Молодой ирландец, судя по всему
 даже не имевший священнического сана, выказал такое глубокое понимание
 христианского вероучения, что в конце 40-х гг. IX в. ему предложили занять
 место руководителя школы в Париже при дворе французского короля Карла
 Лысого.
  В конце 50-х гг. Иоанн Скот Эриугена занялся переводом неизвестных до
 того времени в Западной Европе "Ареопагитик" с греческого на латинский язык.
 Дело втом, что в Ирландии, в отличие от континента, среди христианских
 философов было распространено знание греческого языка, которым прекрасно
 владел и сам Эриугена. Под впечатлением, произведенным на него текстами
 Псевдо-Дионисия, в 862--866 гг. он написал собственное сочинение под
 названием "О разделении природы", имеющее форму диалога между "Учителем" и
 "Учеником".
  В своих произведениях Иоанн Скот Эриугена предстает как христианский
 философ неоплатонического направления, считающий, что вера и разум, религия
 и наука неразделимы. "Истинная философия есть истинная религия, и обратно,
 истинная религия есть истинная философия", -- писал он. Более того, он
 утверждал, что без знания вообще не может быть истинной веры, что
 бездоказательная догматика сама по себе неубедительна: "Авторитет рождается
 от истинного разума, но разум никогда не рождается из авторитета". Поэтому с
 его точки зрения "никто не восходит на небо иначе, чем через философию".
  В неоплатоническом духе Иоанн Скотт Эриугена трактует и строение
 мироздания, "природы", состоящей из четырех уровней. Сама структура
 мироздания определяется неоплатонически-христианским принципом,
 проповедуемым Псевдо-Дионисием: Бог есть Начало и Конец всего сущего.
 Следовательно, мир, сотворенный Богом, проходит несколько уровней своего
 развития и в конце концов вновь возвращается к Богу.
  Первый уровень -- природа несотворенная, но творящая. Это сам Бог-Отец,
 пребывающий в абсолютном единстве, бесконечно возвышающийся над всей
 множественностью и порождающий все сущее. В духе Псевдо-Дионисия, Иоанн Скот
 Эриугена утверждает, что к познанию Бога можно идти двумя путями --
 положительным и отрицательным. Однако полное постижение Божественной
 сущности невозможно, ибо человеческие понятия бессильны выразить
 неизреченную природу Бога-Отца. Бог-Отец незримо присутствует во всем и
 доступен человеку только в виде богоявлений -- теофаний. Поэтому человек
 посредством теофаний обнаруживает бытие Бога в бытии всех вещей.
  Второй уровень -- природа сотворенная и творящая. В соответствии с
 христианизированным неоплатонизмом, Эриугена воспринимал эту природу, как
 первую ипостась, первое порождение Бога-Отца -- Логос, Божественный ум или
 всеведение Бога. Логос уже множественен -- в нем содержатся бестелесные
 первообразны всех вещей (идеи), которые обладают бессмертием. "Все, что в
 Нем, остается всегда -- это вечная жизнь", -- утверждает философ.
  Третий уровень -- природа сотворенная, но не творящая. Это, собственно
 мир, созданный в пространстве и во времени, но другого мира уже не
 создающий. На этом уровне природа достигает апогея своей множественности,
 ибо возникает бесчисленное число единичных вещей. Эти вещи обладают
 материальностью, в которых воплощаются первообразы, однако сама
 материальность призрачна. По сути самостоятельной материи не существует
 вообще, ибо материя -- это лишь одна из теофаний, богоявлений.
  Человек, живущий в данном мире, способен познать свою природу, а,
 следовательно, познать богоявления и таким образом приблизиться к постижению
 Бога. Знание же заключается в том, чтобы понять греховную природу своей
 материальности, и конечность телесной жизни, и бесконечность жизни духовной.
 "Тело -- наше, -- пишет Эриугена, -- но мы -- не тело".
  Четвертый уровень -- природа несотворенная и нетворящая. Этот уровень
 -- конечная цель всякой жизни, сотворенной Богом. Вся природа, пройдя
 предыдущие уровни своего развития, возвращается к Богу. Все единичные, все
 конкретные элементы мира на этом уровне теряют свои индивидуальные
 особенности и, прежде всего, свою материальность и воссоединяются в своем
 первоначале -- Боге.
  И человек должен уподобиться Сыну Божему, который, вочеловечившись,
 указал людям истинный смысл их пребывания на земле -- возвращение к
 Божественному единству и вечной жизни.
  Влияние идей Псевдо-Дионисия прослеживается и в учении о
 предопределении, разработанном Иоанном Скотом Эриугеной. С его точки зрения,
 Бог, предопределяя все судьбы мира, не может быть источником зла. Зло,
 являясь ослабленным добром, само по себе не существует и на него
 Божественное предопределение не распространяется. Источник зла -- в
 человеке, которому Бог даровал свободу воли. И уже сам человек выбирает свой
 жизненный путь. Поэтому Бог, предопределяя все доброе в человеке, дает
 человеку возможность самостоятельно сделать выбор между Божественным добром
 и присущим человеку злом.
  Само стремление Иоанна Скота Эриугены совместить науку и религию в
 едином учении оказало большое влияние на всю западноевропейскую схоластику.
 Однако многие его конкретные идеи, особенно учение о предопределении и
 свободе воли, не были приняты официальной церковью. Еще при жизни он
 неоднократно обвинялся в ереси, а после его смерти трактат "О разделении
 природы" был осужден (в 1050 г.) и даже приговорен к сожжению (1225 г.).
 
 
 ФРАГМЕНТЫ ИЗ ТРАКТАТОВ "О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ" И "О РАЗДЕЛЕНИИ ПРИРОДЫ"
 
  Публикуются по: Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т. 1. Ч.
 2. С. 788--794. Перевод С. С. Аверинцева.
 
  [ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ РАЗУМОМ И ВЕРОЙ]
  Учитель. Итак, пусть никакой авторитет не отпугивает тебя от положений,
 внушаемых правильным рассмотрением по законам разума. Истинный авторитет не
 противоречит правильному разуму, так же как правильный разум -- истинному
 авторитету. Ведь не может быть сомнения, что оба проистекают из одного и
 того же источника, а именно из божественной мудрости ("О разделении природы"
 I, 66, 511 В).
  Учитель, Тебе, я полагаю, небезызвестно, что первичному по природе

<< Пред.           стр. 27 (из 78)           След. >>

Список литературы по разделу