<< Пред. стр. 27 (из 78) След. >>
П: Что составляет свободу человека? -- А: Невинность.П: Что такое голова? -- А: Вершина тела.
П: Что такое тело? -- А: Жилище души.
П: Что такое волоса? -- А: Одежда головы.
П: Что такое борода? -- А: Отличие полов и почет зрелого возраста.
П; Что такое мозг? -- А: Хранитель памяти.
П: Что такое глаза? -- А: Вожди тела, вместилище света, истолкователи
души.
П: Что такое ноздри? -- А: Проводники запаха.
П: Что такое уши? -- А: Собиратели звуков.
П: Что такое лоб? -- А: Образ души.
П: Что такое рот? -- А: Питатель тела.
П: Что такое зубы? -- А: Жернова.
[Далее следует ряд вопросов об остальных частях тела с ответами того же
рода; затем ученик и учитель обращаются к изучению внешней природы.]
П: Что такое небо? -- А: Вращающаяся сфера, неизмеримый свод.
П: Что такое свет? -- А: Поверхность всех предметов.
П: Что такое день? -- А: Возбуждение к труду.
П: Что такое солнце? -- А: Сияние шара, краса небес, счастье природы,
честь дня, распределитель часов.
П: Что такое луна? -- А: Глаз ночи, подательница росы, предвестница
непогоды.
П: Что такое звезды? -- А: Пестрота неба, направительница мореходов,
краса ночи.
П: Что такое дождь? -- А: Зачатие земли, кончающееся рождением плодов.
П: Что такое туман? -- А: Ночь среди дня, тяжесть для глаз.
П: Что такое ветер? -- А: Волнение воздуха, приводящее в движение воду
и осушающее землю.
П: Что такое земля? -- А: Мать рождающая, кормилица живущих, келья
жизни, пожирательница всего.
П: Что такое вода? -- А: Подпора жизни, омовение нечистот.
П: Что такое снег? -- А: Сухая вода.
П: Что такое зима? -- А: Изгнанница лета.
П: Что такое весна? -- А: Живописец земли.
П: Что такое лето? -- А: Облачение земли и спелость плодов.
П: Что такое осень? -- А: Житница года.
П: Что такое год? -- А: Колесница мира.
П: Кто ее везет? -- А: Ночь и день, холод и жар.
П: Кто ее возницы? -- А: Солнце и луна.
П: Сколько они имеют дворцов? -- А: Двенадцать.
П: Кто в них распоряжается? -- А: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев,
Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.
П: Сколько дней живет год в каждом из этих дворцов? -- А: Солнце 30
дней и 10 с половиной часов, а луна двумя днями и восемью часами меньше.
П: Я боюсь, учитель, пускаться в море. -- А: Кто же тебя побуждает к
тому?
П: Любопытство. -- А: Если ты боишься, я сяду с тобой и последую, куда
бы ты ни отправился.
П: Если бы я знал, что такое корабль, я устроил бы такой для тебя,
чтобы ты отправился со мной. -- А: Корабль есть странствующий дом,
всегдашняя гостиница, путник, не оставляющий следа, сосед берегов.
П: Что такое берег? -- А: Стена земли.
П: Что такое трава? -- А: Одежда земли.
П: Что такое коренья? -- А: Друзья медиков и слова поваров.
П: Что делает горькое сладким? -- А: Голод.
П: Что не утомляет человека? -- А: Прибыль.
П: Что такое сон наяву? -- А: Надежда.
П: Что такое надежда? -- А: Освежение труда, сомнительное состояние.
П: Что такое дружба? -- А: Равенство друзей (по другой редакции --
"душ").
П: Что такое вера? -- А: Уверенность в том, чего не знаешь и что
считаешь чудесным.
П: Что такое чудесное? -- А: Я видел, например, человека на ногах,
прогуливающегося мертвеца, который никогда не существовал.
П: Как это возможно, объясни мне? -- А: Отражение в воде.
П: Почему же я сам не понял того, когда столько раз видел? -- А: Так
как ты добронравен и одарен природным умом, то я тебе предложу несколько
примеров чудесного; постарайся, не можешь ли их сам разгадать.
П: Хорошо, но если я скажу не так, как следует, поправь меня. -- А:
Изволь! Один незнакомец говорил со мною без языка и голоса; его никогда не
было и не будет; я его никогда не слыхал и не знал.
П: Быть может, мой наставник, это был тяжелый сон? -- А: Именно так,
мой сын. Послушай еще: я видел, [как] мертвое родило живое, и дыхание живого
истребило мертвого.
П: От трения дерева рождается огонь, пожирающий дерево? -- А: Так. Я
видел мертвых, много болтающих.
П: Это бывает, когда их повесят на воздухе. -- А: Так. Я видел огонь,
не гаснувший в воде.
П: Думаю, что ты говоришь об известке. -- А: Ты верно думаешь. Я видел
мертвого, который сидит на живом, и от смеха мертвого умер живой.
П: Это знают наши повара? -- А: Да, но положи палец на рот, чтобы дети
не услышали, что это такое... Я видел человека, который держал в руках
восемь, уронил семь, о осталось шесть.
П: Это знают и школьники. -- А: Я видел летающую женщину с железным
носом, деревянным телом и пернатым хвостом; она несла за собой смерть.
П: Копье воина. -- А: Что такое воин?
П: Стена государства, страх неприятеля, служба, полная славы. -- А: Что
вместе существует и не существует?
П: Ничто. -- А: Как же это может быть?
П: По имени существует, а на деле нет. -- А: Кто бывает немым
вестником?
П: То, что я держу в руке. -- А: Что же ты держишь в руке?
П: Твое письмо. -- А: И читай его благополучно, сын мой.
АЛКУИН И УЧЕНИКИ ЛЕКЦИЯ ОБ ИСТИННОЙ ФИЛОСОФИИ
Ученик: О, премудрый наставник, мы слышали от тебя, что философия есть
наставница всякое добродетели и она одна, между всеми временными
богатствами, никогда не оставляла в бедности своего обладателя. Мы
сознаемся, ты возбудил нас такими речами к достижению такого высшего
благополучия; мы желаем теперь знать, в чем состоит ее сущность и по какой
лестнице можно подняться до нее. Наш возраст еще нежен, и если ты нам не
подашь руки, мы не взойдем одни. Мы понимаем, что душа наша помещена в
сердце, как глаза в голове. Но глаза могут различать ясно предметы только
при помощи солнца или какого-нибудь другого света; всякий знает, что без
света мы и с глазами оставались бы в темноте. Точно так же и мудрость бывает
доступна нашей душе, когда кто-нибудь ее просветит.
Учитель: Вы сделали, мои дети, хорошее сравнение души с глазами. Но,
Тот, кто просвещает всякого человека, грядущего в мире (Иоан. 1, 9),
просветит и ваши умы для восприятия философии, которая никогда, как вы
сказали, не оставляла своего обладателя нищим.
Ученик: Знаем, наставник, знаем наверное, что просить надобно у того,
кто подает щедро и никому не препятствует. Но нас нужно наставить и вести
под руку, пока не разовьется в нас сила. Конечно, кремень имеет в себе
огонь, выскакивающий при ударе, как и уму человека прирожден свет науки; но
пока на него не посыплются удары сведущего человека, искра будет также
скрываться, как она скрывается в кремне.
Учитель: Мне легко будет показать вам путь к мудрости, когда вы
полюбите ее для Бога, ради душевной чистоты, ради познания истины и ради ее
самой, а не ради человеческой славы, временных наград и лживых обольщений
богатствами; чем кто более любит последнее, тем он далее блуждает от света
науки: так пьяный не может переступить порога своего дома...
Ученик: Веди же нас, гони и приведи божественными путями разума на
вершину совершенства; хотя и неровным шагом, но мы последуем за тобою.
Учитель: О, человек, разумная тварь, бессмертная лучшею своею частью,
образ своего Творца, скажи, зачем ты теряешь свои богатства и стараешься
приобрести чужие? К чему ты ищешь внизу и не смотришь выше?
Ученик: Но что свое, а что чужое?
Учитель: Чужое -- что ищется вне, как, например, накопление богатств.
Свое -- что внутри, украшение себя мудростью. К чему же, о смертные, вы
ищете вне, когда имеете то, что ищите, внутри.
Ученик: Мы ищем счастия.
Учитель: Хорошо делаете, если ищете постоянного, а не преходящего.
Посмотрите, какою горечью окроплено земное счастье; никому не достается в
целости, никому не остается верным, потому что в этой жизни нет ничего
неизменяемого. Что прекраснее света? Но и он затмевается наступающим мраком.
Что прелестнее летом цветов? Но и они погибают от зимнего холода. Что
отраднее здоровья тела? Но кто пользуется им постоянно? Что приятнее
покойного мира? Но взрывы печальных распрей и его нарушают.
Ученик: Мы никогда не сомневались в том, что все это так и бывает, как
ты сказал. Но скажи, почему это так?
Учитель: Чтобы из великого вы познали малое.
Ученик: Каким образом?
Учитель: Если небо и земля, которыми все любуются и пользуются,
представляют постоянные перемены, то тем более должно представляться
преходящим пользование чем-нибудь отдельным. И к чему любить то, что не
может оставаться с нами? К чему слава, почести, богатства? Вы читали о
богатствах Креза, славе Александра, величии Помпеи? А что из всего этого
может помочь осужденным на гибель?.. Гораздо лучше украшать себя внутри, чем
извне, и просвещать бессмертную душу.
Ученик: Какие же могут быть украшения души?
Учитель: Прежде всего мудрость, и к ее-то приобретению я убеждаю вас
стремиться.
Ученик: Откуда же мы знаем, что мудрость вечна? И если все исчисленное
тобою преходяще, то почему же и наука не может пройти?
Учитель: Думаете ли вы, что душа бессмертна?
Ученик: Не только думаем, но и наверное знаем.
Учитель: А мудрость украшает душу?
Ученик: Без сомнения.
Учитель: Следовательно, они обе бессмертны, и душа, и мудрость. Вот
богатства часто оставляют человека, и почести уменьшаются; разве вы этого не
видели?
Ученик: Мы видим, что даже и могущество государств не вечно.
Учитель: Что же значат богатства без мудрости?
Ученик: То же, что и тело без души, как сказал Соломон: "Что приносят
глупому его богатства, когда он не может купить на них ума?"
Учитель: Не мудрость ли возвышает смиренного и нищего поднимает из
ничтожества, чтобы посадить его с царями, и поддерживает престол славы?
Ученик: Все это так, но она широка и трудно ее приобретение.
Учитель: Но какой воин увенчивается без битвы? Какой земледелец без
труда добывает хлеб? Разве не знаете старой пословицы: корень учения горек,
но плоды его сладки...
Ученик: Но покажи же нам первые ступени мудрости, чтобы Божиею и твоею
помощью мы могли после перейти от низших к высшим.
Учитель: Мы читаем у Соломона, устами которого говорила сама мудрость:
"Мудрость построила себе дом и вырубила для него семь столбов". Хотя
собственно это выражение относится к божественной мудрости; которая
построила себе в девственной утробе дом, т.е. тело, и подкрепило его семью
дарами Духа святого; это и есть церковь, прославленная теми дарами; но и
книжная мудрость точно так же утверждается на семи столбах, и не иначе можно
довести до совершенства свое познание, как поднявшись на те столбы, или,
лучше сказать, ступени...
Ученик: Веди же нас и изведи когда-нибудь из норы невежества, чтобы мы
могли воссесть на ветви мудрости, данной тебе Богом; оттуда мы увидим свет
правды; покажи же нам, как ты часто то обещал, семь ступеней науки.
Учитель: Тех ступеней, о которых вы спрашиваете, семь, и -- о! если бы
для переступления их вы обнаружили такую же жажду, какую теперь показываете
для того, чтобы взглянуть на них; вот они: грамматика, риторика, диалектика,
арифметика, геометрия, музыка и астрология. Над ними потрудились все
философы, ими они просветились, превзошли славою царей и восхваляются на
вечные времена; этими же науками святые наставники и защитники нашей
католической веры одерживали верх над всеми ересиархами во время публичных
диспутов с ними. Пусть по ним пройдется и ваша мудрость, о любезные дети,
пока более зрелый возраст и новые душевные силы не позволят вам приступить к
вершине всего -- Священному Писанию. Вооружившись таким образом, вы
выступите после неодолимыми защитниками и утвердителями истин веры.
ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА
(ок. 810--877)
Иоанн Скот Эриугена родился в Ирландии и на европейском континенте
оказался примерно в 840 г., когда был приглашен участвовать в теологическом
споре о Божественном предопределении. Результатом участия в дискуссии стал
написанный им трактат "О предопределении". Молодой ирландец, судя по всему
даже не имевший священнического сана, выказал такое глубокое понимание
христианского вероучения, что в конце 40-х гг. IX в. ему предложили занять
место руководителя школы в Париже при дворе французского короля Карла
Лысого.
В конце 50-х гг. Иоанн Скот Эриугена занялся переводом неизвестных до
того времени в Западной Европе "Ареопагитик" с греческого на латинский язык.
Дело втом, что в Ирландии, в отличие от континента, среди христианских
философов было распространено знание греческого языка, которым прекрасно
владел и сам Эриугена. Под впечатлением, произведенным на него текстами
Псевдо-Дионисия, в 862--866 гг. он написал собственное сочинение под
названием "О разделении природы", имеющее форму диалога между "Учителем" и
"Учеником".
В своих произведениях Иоанн Скот Эриугена предстает как христианский
философ неоплатонического направления, считающий, что вера и разум, религия
и наука неразделимы. "Истинная философия есть истинная религия, и обратно,
истинная религия есть истинная философия", -- писал он. Более того, он
утверждал, что без знания вообще не может быть истинной веры, что
бездоказательная догматика сама по себе неубедительна: "Авторитет рождается
от истинного разума, но разум никогда не рождается из авторитета". Поэтому с
его точки зрения "никто не восходит на небо иначе, чем через философию".
В неоплатоническом духе Иоанн Скотт Эриугена трактует и строение
мироздания, "природы", состоящей из четырех уровней. Сама структура
мироздания определяется неоплатонически-христианским принципом,
проповедуемым Псевдо-Дионисием: Бог есть Начало и Конец всего сущего.
Следовательно, мир, сотворенный Богом, проходит несколько уровней своего
развития и в конце концов вновь возвращается к Богу.
Первый уровень -- природа несотворенная, но творящая. Это сам Бог-Отец,
пребывающий в абсолютном единстве, бесконечно возвышающийся над всей
множественностью и порождающий все сущее. В духе Псевдо-Дионисия, Иоанн Скот
Эриугена утверждает, что к познанию Бога можно идти двумя путями --
положительным и отрицательным. Однако полное постижение Божественной
сущности невозможно, ибо человеческие понятия бессильны выразить
неизреченную природу Бога-Отца. Бог-Отец незримо присутствует во всем и
доступен человеку только в виде богоявлений -- теофаний. Поэтому человек
посредством теофаний обнаруживает бытие Бога в бытии всех вещей.
Второй уровень -- природа сотворенная и творящая. В соответствии с
христианизированным неоплатонизмом, Эриугена воспринимал эту природу, как
первую ипостась, первое порождение Бога-Отца -- Логос, Божественный ум или
всеведение Бога. Логос уже множественен -- в нем содержатся бестелесные
первообразны всех вещей (идеи), которые обладают бессмертием. "Все, что в
Нем, остается всегда -- это вечная жизнь", -- утверждает философ.
Третий уровень -- природа сотворенная, но не творящая. Это, собственно
мир, созданный в пространстве и во времени, но другого мира уже не
создающий. На этом уровне природа достигает апогея своей множественности,
ибо возникает бесчисленное число единичных вещей. Эти вещи обладают
материальностью, в которых воплощаются первообразы, однако сама
материальность призрачна. По сути самостоятельной материи не существует
вообще, ибо материя -- это лишь одна из теофаний, богоявлений.
Человек, живущий в данном мире, способен познать свою природу, а,
следовательно, познать богоявления и таким образом приблизиться к постижению
Бога. Знание же заключается в том, чтобы понять греховную природу своей
материальности, и конечность телесной жизни, и бесконечность жизни духовной.
"Тело -- наше, -- пишет Эриугена, -- но мы -- не тело".
Четвертый уровень -- природа несотворенная и нетворящая. Этот уровень
-- конечная цель всякой жизни, сотворенной Богом. Вся природа, пройдя
предыдущие уровни своего развития, возвращается к Богу. Все единичные, все
конкретные элементы мира на этом уровне теряют свои индивидуальные
особенности и, прежде всего, свою материальность и воссоединяются в своем
первоначале -- Боге.
И человек должен уподобиться Сыну Божему, который, вочеловечившись,
указал людям истинный смысл их пребывания на земле -- возвращение к
Божественному единству и вечной жизни.
Влияние идей Псевдо-Дионисия прослеживается и в учении о
предопределении, разработанном Иоанном Скотом Эриугеной. С его точки зрения,
Бог, предопределяя все судьбы мира, не может быть источником зла. Зло,
являясь ослабленным добром, само по себе не существует и на него
Божественное предопределение не распространяется. Источник зла -- в
человеке, которому Бог даровал свободу воли. И уже сам человек выбирает свой
жизненный путь. Поэтому Бог, предопределяя все доброе в человеке, дает
человеку возможность самостоятельно сделать выбор между Божественным добром
и присущим человеку злом.
Само стремление Иоанна Скота Эриугены совместить науку и религию в
едином учении оказало большое влияние на всю западноевропейскую схоластику.
Однако многие его конкретные идеи, особенно учение о предопределении и
свободе воли, не были приняты официальной церковью. Еще при жизни он
неоднократно обвинялся в ереси, а после его смерти трактат "О разделении
природы" был осужден (в 1050 г.) и даже приговорен к сожжению (1225 г.).
ФРАГМЕНТЫ ИЗ ТРАКТАТОВ "О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ" И "О РАЗДЕЛЕНИИ ПРИРОДЫ"
Публикуются по: Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т. 1. Ч.
2. С. 788--794. Перевод С. С. Аверинцева.
[ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ РАЗУМОМ И ВЕРОЙ]
Учитель. Итак, пусть никакой авторитет не отпугивает тебя от положений,
внушаемых правильным рассмотрением по законам разума. Истинный авторитет не
противоречит правильному разуму, так же как правильный разум -- истинному
авторитету. Ведь не может быть сомнения, что оба проистекают из одного и
того же источника, а именно из божественной мудрости ("О разделении природы"
I, 66, 511 В).
Учитель, Тебе, я полагаю, небезызвестно, что первичному по природе