<< Пред.           стр. 3 (из 78)           След. >>

Список литературы по разделу

 поэтому мыслителей того времени стали называть гуманистами, а период
 XIV--XVI вв. нередко именуют также Эпохой Гуманизма. А вообще с тех пор
 гуманизм существует как одно из направлений общественно-политической и
 философской мысли. Гуманистическую направленность можно выделить в различных
 конкретных философских и социально-политических учениях разных времен и
 разных авторов.
  Новое понимание проблемы человека сказалось и на новом понимании
 проблемы Бога мыслителями Ренессанса. Вместе с антропоцентризмом на смену
 теоцентризму приходит пантеизм. Пантеизм -- это философское учение, которое
 признает слияние Бога с природой, когда Бог воспринимается не как всемогущая
 личность, а как некая сверхъестественная, существующая во всех природных
 объектах сила. По сути дела мыслители-пантеисты уже обожествляли саму
 природу, считал, что Божественная сила как бы разлита в природе, в том числе
 присутствует и в самом человеке.
  Подобное отношение к идее Бога сказывалось и на отношении к церкви.
 Гуманисты не были атеистами, т.е. не отрицали необходимость веры. Однако
 многие из них критически относились к церкви считая, что официальная
 римско-католическая церковь неправильно трактует понятие Бога и,
 следовательно, ведет всех верующих людей по ложному пути. Поэтому для Эпохи
 Возрождения характерны антиклерикальные настроения. Антиклерикализм -- это
 критика церкви, как организации, взявшей на себя обязанности ооеспе-чить
 верующим общение с Богом. Антиклерикальные идеи проявились во многих
 произведениях XIV--XVI вв. Например, знаменитый "Декамерон" Джованни
 Боккаччо буквально наполнен сатирическим изображением образа жизни монахов,
 священников, церковных деятелей вообще.
  Новое понимание идеи Бога, критическое отношение к официальной церкви
 повлияло и на то, что в Эпоху Ренессанса начинается резкая критика
 официального католического вероучения. С точки зрения гуманистов,
 схоластическая философия совершенно неверно трактует важнейшие религиозные
 проблемы. В первую очередь принижается роль научно-философского знания, ибо,
 благодаря Фоме Аквинскому, наука, по мнению гуманистов, превратилась всего
 лишь в служанку теологии. Именно в это время принципы и методы познания
 античной философии возводятся гуманистами в абсолют.
  С другой стороны, в томизме не придается значение иным, более
 таинственным способам познания-- магии, мистикеСГуманисты же, наоборот,
 видели в античной магии и мистике важнейшие средства постижения Божественных
 истин. Магию и мистику они считали чуть ли не высшими формами научного
 знания. Поэтому возрождение интереса к античной культуре сопровождалось и
 возникновением интереса к античным религиозно-мистическим учениям.
  В XIV веке на латинский язык переводятся и становятся крайне
 популярными сочинения древних мистиков-- Гермеса
 Трисмегиста(Триждывеличай-шего), Зороастра и Орфея. Сами гуманисты считали
 авторов этих сочинений историческими личностями, современниками
 ветхозаветного Моисея. По мнению большинства мыслителей Ренессанса, Бог
 передал Моисею законы человеческого общежития, а Гермесу Трисмегисту,
 Зороастру и Орфею -- некие тайные истины, которые постижимы только
 специальными религиозно-мистическими способами. Следовательно, знание трудов
 древних мистиков и проведение магических обрядов дает возможность
 прикоснуться к самым величайшим Божественным тайнам, недоступным простым
 христианам.
  Уже в наше время было установлено, что сочинения, приписываемые древним
 мистикам, на самом деле были написаны не в глубокой древности, а в начале
 нашей эры. Так, тексты, подписанные именем Гермеса Трисмегиста, относятся
 примерно ко II--IV вв. "Халдейские оракулы", приписываемые Зо-роастру -- ко
 II в. Орфические гимны имеют более древние корни, однако в Эпоху Возрождения
 были переведены тексты, также написанные или в период эллинизма, или во
 времена Римской империи.
  Да и сами авторы этих сочинений -- плод позднейших мистификаций.
 Гермесс Трисмегист -- это мифическая фигура, сочетающая в себе черты
 древнеегипетского бога Тота и древнегреческого бога Гермеса. Имя Гермеса
 Трисме-тиста появилось в эллинистические времена, когда греки познакомились
 с египетской мифологией и увидели много общего между Тотом и Гермесом.
 Зороастром гуманисты называли историческую личность -- Заратустру, одного из
 иранских религиозных реформаторов VII--VI вв. до н. э. Однако исторический
 Заратустра не имеет никакого отношения к известным в Эпоху Возрождения
 "Халдейским оракулам".
  Необходимо также отметить, что некоторые гуманисты проявляли
 значительный интерес и к восточной культуре, прежде всего к древнееврейским
 мистическим произведениям, в частности к Каббале. Например, итальянский
 философ Пико делла Мирандола (1463--1494) специально изучил древнееврейский
 язык, чтобы познать таинства Каббалы.
  В целом же культура Эпохи Возрождения -- это грандиозный синтез
 христианской, античной и восточных культур. На основе смешения, переплетения
 различных религиозных, научных, литературных и мистических традиций в Эпоху
 Возрождения рождалась будущая западноевропейская культура.
  Само движение гуманизма началось в конце XIII -- начале XIV в. в
 Италии, а затем распространилось по всей Западной Европе. Первоначальным
 источником возрожденческих настроений принято считать "Божественную Комедию"
 Данте Алигьери. Родоначальником же собственно гуманистического движения
 общепризнанно считается Франческо Петрарка (1304--1374).
  В Эпоху Возрождения возникает интерес к материалистическим учениям
 античности. Так, Лоренцо Балла (1407--1457) одним из первых гуманистов
 обратил внимание на творческое наследие Эпикура и Тита Лукреция Кара.
 Мыслителей Эпохи Ренессанса привлекло в философии Эпикура прежде всего
 учение о наслаждении, и между ними развернулась настоящая дискуссия о
 сущности этого учения. Трактат "Об истинном и ложном благе" ("О
 наслаждении"), написанный Лоренцо Балла, стал прямым продолжением данной
 дискуссии. Большинство современных исследователей склоняются ктому, что для
 самого Лоренцо Балла характерна в некотором смысле синтетическая позиция, в
 большей степени эпикурейско-христианская.
  Примером того, как гуманистические идеи проникали в самые разные сферы
 западноевропейской религиозно-философской мысли, можно считать творчество
 Николая Кузанского (1401--1464), кардинала римско-католической церкви, а
 впоследствии генерального викария. Николай КузанскиЙ автор многих
 философских и богословских сочинений, которые могут служить ярким примером
 кардинального свойства всей философии эпохи Возрождения -- стремления
 примирить в русле одного учения разнообразные научные и религиозные течения.
 В частности, по мнению исследователей, идеи Николая в области космологии
 стали одним из источников учения Джордано Бруно о бесконечности Вселенной.
  В XV в. в Западной Европе происходит новое открытие философии Платона.
 До этого времени произведения великого античного философа были известны в
 основном в изложении позднейших авторов. По сути дела, идеи Платона дошли до
 XV в. в неоплатонической трактовке, кроме того, с еще более поздними
 христианскими напластованиями. Уже говорилось, что значительную роль в этом
 сыграл Аврелий Августин, приспособивший платонизм к христианскому
 вероучению.
  В Эпоху Возрождения сочинения Платона заново переводятся с греческого
 на латинский язык, кроме того осуществляются массовые переводы текстов
 других античных философов платоновского направления.
  Платонизм вновь становится крайне популярным -- теперь уже среди
 мыслителей-гуманистов. Более того, в философии Платона гуманисты увидели
 опору для противостояния схоластике, которая, как известно, базировалась на
 философии Аристотеля. Сама аристотелевская философия начинает
 рассматриваться лишь как преддверие к изучению платонизма.
  Значительную роль в широком распространении платоновского учения в это
 время сыграла так называемая Платоновская Академия. Эта Академия не была
 школой в общепринятом смысле слова, скорее это был союз мыслителей,
 увлеченных философией Платона, Возникла она в 1462 г. во Флоренции, когда
 глава флорентийской республики Козимо Медичи Старший подарил своему
 секретарю Марсилио Фичино виллу, на которой стали собираться ученые,
 литераторы, переводчики -- все, кто был поклонником платоновской философии.
 И именно Марсилио Фичино (1433--1499) было суждено сыграть одну из самых
 значительных ролей в разработке гуманистических идей.
  В деятельности Марсилио Фичино, как в фокусе, нашли свое отражение
 практически все формы и направления развития гуманистической мысли Западной
 Европы -- философия, религия, магия, литературные занятия. Марсилио Фичино в
 своем творчестве ярко показал основную черту всего гуманистического
 движения, ибо, как и большинство гуманистов впоследствии, он считал, что
 разработка новых гуманистических идеалов возможна только в том случае, если
 христианское вероучение заново обосновать с помощью древних мистических и
 магических учений, а также с помощью философии Платона, которого он
 признавал как бы продолжателем Гермеса Трисмегиста, Орфея и Зороастра. Более
 того, он считал, что необходимо разработать единую религиозно-философскую
 концепцию, совместить древнюю мистику, философию Платона со Священным
 Писанием. В соответствии с такой логикой у Фичино возникает концепция
 "всеобщей религии".
  Гуманистическое мировоззрение, распространившееся в Европе в XIV -- XVI
 вв. нашло свое отражение и в создании новых политических и этических учений.
 Общая философская направленность на признание человеческой личности центром
 Вселенной оказала значительное влияние на тогдашних мыслителей,
 интересующихся проблемами политики и этики. Объяснения этих проблем стали
 строиться не на неких высших, Божественных идеалах, а исходя из интересов
 отдельного конкретного реального человека. Наиболее яркие и своеобразные
 мысли в этом отношении высказали итальянский политический мыслитель Никколо
 Макиавелли (1469--1527), нидерландский мыслитель Дезидерий Эразм
 Роттердамский (ок. 1469--1536) и французский философ Мишель де Монтень
 (1533--1592). А английский философ и политический деятель Томас Мор
 (1478--1535) создал гуманистический образ совершенного общества, знаменитую
 "Утопию". Самый образ утопийского общежития, где упразднены частная
 собственность, денежное обращение, привилегии, производство роскоши и т.д.,
 стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний об "идеальном
 государстве".
  С. В. Перевезенцев, доктор исторических наук
 
 
 
 
 БИБЛИЯ КАК СВЯЩЕННАЯ КНИГА ХРИСТИАНСТВА
 
  Библия (от древнегреч. biblia -- "книги") -- это собрание книг, которые
 в христианстве считаются Священным Писанием, ибо все, что записано в
 библейских книгах, продиктовано людям самим Богом. По своему составу Библия
 разделяется на две части: Ветхий Завет и Новый Завет.
  Поначалу среди христиан не существовало единого мнения о том, сколько
 именно и какие именно книги нужно считать Священными и включать в состав
 Библии. В IV в. н. э. был принят канон, т.е. правило, закон, по которому в
 состав Библии включалось определенное количество книг. Впрочем, с тех пор
 как христианство разделилось на несколько направлений (православие,
 католичество, протестантизм), в каждом из этих направлений существует свой
 канон книг Ветхого Завета.
  Ветхий Завет -- это древнееврейский Танах, в котором рассказывается
 история древнееврейского народа, а также представлен в письменном изложении
 процесс складывания у древних евреев монотеистического культа Яхве. Само
 слово "Завет" означает договор, заключенный Богом с древними евреями о том,
 что они будут исповедовать веру в Него, а Он будет покровительствовать их
 земной жизни.
  Книги, входящие в Ветхий Завет, писались на протяжении нескольких
 столетий. В иудейской традиции канонизировано 39 книг в составе Танаха.
 Протестанты принимают еврейский канон. В католический канон входит 46 книг.
 Православная церковь в составе Ветхого Завета признает 50 книг.
  Логический анализ позволяет разделить книги Ветхого Завета по их
 содержанию на несколько групп:
  1. Пятикнижие -- древнееврейская Тора или Законы.
  2. Исторические книги, повествующие об истории древних евреев.
  3. "Книги Премудрости" или поэтические книги.
  4. Пророческие книги.
  Книги еврейского Танаха именуются Ветхим Заветом только в христианской
 традиции. Ветхим, т.е. древним, Заветом эти книги стали называться уже после
 появления Нового Завета. В представлении христиан, это первый, древний
 Закон, данный людям Богом. Изначальная греховная природа людей не позволила
 им полностью понять этот Божественный Завет и тогда Ему пришлось дать
 человечеству Новый Завет. Вот почему Ветхий Завет считается неотъемлемой
 частью Писания христиан.
  Интересно, что пророчество Нового Завета можно найти уже в книгах
 Ветхого Завета. Так, в книге пророка Иеремии Господь, обращаясь к иудеям,
 говорит: "Они будут Моим народом, а Я буду им Богом. И дам им одно сердце и
 один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу
 детей своих после них. И заключу с ними вечный завет, по которому Я не
 отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их,
 чтобы они не отступали от Меня" (Иер. 31:38--40).
  Новый Завет составляют книги, священность которых признается только
 христианами. По христианским верованиям, древние евреи не смогли соблюсти
 Завет, заключенный с Богом в древности, ибо не приняли Иисуса Христа как
 Мессию. Но именно Иисус как Сын Божий принес на Землю истинную Благодать,
 истинное Слово Божие и лишь уверовавшим в Него будет даровано Спасение после
 смерти. Учение Иисуса -- это и есть Новый Завет, новое Слово Божие,
 предназначенное теперь уже всем, принявшим христианскую веру, а не только
 иудеям. В этом смысле Новый Завет -- это последнее и окончательное слово
 Бога к человеку.
  Разные христианские церкви признают единый канон Нового Завета,
 принятый еще в IV в. В состав Нового Завета входит 27 книг. Прежде всего,
 это Евангелия. Каноническими считаются четыре Евангелия (Четвероевангелие),
 именуемые по именам их авторов: Евангелие от Марка, Евангелие от Матфея,
 Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна. Эти Евангелия были написаны во
 второй половине I в. н. э. Исторические исследования показали, что наиболее
 ранним является Евангелие от Марка, а наиболее поздним -- Евангелие от
 Иоанна.
  Необходимо заметить, что до канонизации четырех Евангелий, существовало
 еще несколько произведений с изложением учения Иисуса Христа и повествующих
 о его пребывании на Земле, например Евангелия от Фомы, от Василида, от
 Евреев, от Египтян и др. Эти Евангелия не признаются христианским каноном и
 считаются апокрифами (от греч. "апокрифос" -- "тайный", "скрытый"), т.е.
 ложными, поддельными. Апокрифами также называют книги, появившиеся уже после
 установления новозаветного канона, в которых сообщаются дополнительные
 сведения о жизни Иисуса, отсутствующие в канонических Евангелиях. Так, в
 "Протоевангелии Иакова" рассказывается о Марии, матери Иисуса. Детским годам
 Иисуса посвящено "Сказание Фомы, израильского философа, о детстве Господа".
  В состав Нового Завета входят также:
  -- Деяния Апостолов;
  -- Послания Апостолов (14 Посланий Апостола Павла, 2 послания Апостола
 Петра, 3 Послания Апостола Иоанна, Послание Апостола Иакова и Послание
 Апостола Иуды);
  -- Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).
  Интересно, что Восточное христианство, из которого впоследствии выросло
 православие, долгое время причисляло Откровение Иоанна к "спорным"
 новозаветным книгам, и оно самым последним было допущено в каноническое
 собрание христианских Писаний. Отголосок такого отношения к Откровению
 Иоанна сохранился в православии до сих пор: православный литургический
 календарь не содержит чтений из этой книги.
 
 
 
 ВАЖНЕЙШИЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ БИБЛИИ
 
  Важнейшая идея христианства -- это идея единого Бога. Показать людям
 существование могущественного и единственного Бога, а также доказать им
 необходимость веры в Него -- это и есть главная задача всего Священного
 Писания. Вся Библия проникнута духом монотеизма, Первая и главная из десяти
 заповедей, дарованных Господом Моисею, так и звучит: "Да не будет у тебя
 других богов пред лицем Моим" (Втор. 5:7). И далее: "Не поклоняйся им и не
 служи им; ибо Я Господь, Бог твой" (Втор. 5:9).
  Об этом же говорит и Иисус, отвечая на вопрос Книжника о том, какая
 заповедь первая из всех: "Господь Бог наш есть Господь единый" (Мк. 12:29).
  В этом заключается основное отличие христианства от иных существовавших
 тогда религиозных верований. Если религия древних греков и римлян была
 политеистической, т.е. они признавали существование многих богов, то
 христианство -- это строго монотеистическое мировоззрение. И именно
 монотеизм христианство почерпнуло в иудаизме.
  Более того, для христианства характерен не только монотеизм, но и
 тео-центризм -- единый Бог является центром всего в мире: веры, мышления,
 познания и т.д. Иисус, продолжая свой ответ книжнику, говорит: "И возлюби
 Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем
 разумением твоим, и всею крепостию твоею" (Мк. 12:30).
  Восприятие Бога как единственной и всемогущей мировой силы оказало
 влияние и на космологическую концепцию христианства. В основе этой концепции
 лежит идея творения. Если в античных религиях и древнегреческой философии
 говорилось о том, что мироздание возникло из чего-то, и первоначалами
 космоса виделись некие божественные, но в тоже время и природные объекты, то
 в христианстве Господь Бог творит мироздание "из ничего", Начало мира -- это
 Сам Бог, который Своим словом, Своим желанием творит, создает весь мир: "В
 начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале
 у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что
 начало быть" (Ин. 1:1--3).
  Более того, Господь не просто сотворил мир, но присутствует в каждом
 его движении, ибо все, что происходит в мире, есть Промысел Божий.
  С философской точки зрения, христианская идея творения снимает вопрос,
 который был одним из основных в древнегреческой философии: что такое бытие?
 Господь и есть несотворенное, вечное бытие. Все остальное -- это сотворенное
 одним Его словом бытие, и являющееся бытием потому, что Бог этого пожелал.
  Непосредственно связанной с идеей творения оказывается и идея
 откровения -- любое знание, доступное людям, есть Божественное откровение;
 все, что люди знают о мире, о себе и о Боге -- все это открыто им Самим
 Богом, ибо само знание тоже является результатом Божественного творения.
 Бог, создав первых людей, Адама и Еву, наложил на них единственный запрет --
 не прикасаться к плодам дерева, которое дает знания. Люди же, подстрекаемые
 змеем, вкусили этих плодов и тем самым попытались сами стать богами. Змей
 говорил им: "В день, который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы
 будете, как боги, знающие добро и зло" (Бытие. 3:5).
  Поэтому в христианском мировоззрении на всякое знание, полученное вне
 Божественного откровения, налагается своего рода запрет. Более того, вера в
 Бога, в Его абсолютное всесилие и всезнание не просто выше всякого
 собственно человеческого знания, а является единственным истинным знанием.
 Апостол Павел так формулирует эту мысль в Первом послании Коринфянам:
 "Мудрость мира сего есть безумие пред Богом" (1-е Кор. 3:19).
  Впоследствии христианская церковь сформулировала основные, с ее точки
 зрения, знания о мире, человеке и о Боге в виде догматов -- своеобразных
 установлений, истинность которых принимается без доказательства. Эти догматы
 не могут быть опровергнуты, ибо являются словом и волей Божией.
  Но, как мы знаем, первые люди все же нарушили Божественный запрет и
 вкусили плоды с дерева познания. Тем самым они совершили первое

<< Пред.           стр. 3 (из 78)           След. >>

Список литературы по разделу