<< Пред.           стр. 4 (из 78)           След. >>

Список литературы по разделу

 грехопадение. Грех, в христианском понимании, -- это нарушение установленных
 Богом законов и запретов. И первый же самостоятельный поступок людей
 оказался греховным. Отсюда вытекает еще одна важнейшая христианская идея --
 идея грехопадения.
  С христианской точки зрения, человечество изначально греховно. Бог
 создал людей для вечного счастья, но они сразу же нарушили Божественную
 волю. За это, по воле Господа, греховность Адама и Евы была распространена
 на все их потомство. И вся дальнейшая история человечества, по Библии, --
 это борьба немногих праведников, познавших Божественную истину за
 распространение Слова Божиего в сердцах и душах остальных людей, погрязших в
 своей греховности, борьба за спасение человечества.
  Спасение необходимо потому, что, по христианским убеждениям, история
 человечества конечна. Учение о конце мира -- это тоже одна из главных идей
 христианства. Земной мир, земная жизнь людей -- это их временное, неистинное
 пребывание в жизни. Земная жизнь должна будет закончиться последним
 сражением между силами добра и зла, после чего Господь призовет людей на
 последний, Страшный Суд, на котором всем будет вынесен последний и
 окончательный приговор. Истинно верующих Господь призовет в Свои
 божественные чертоги и дарует им вечную жизнь, а нераскаявшихся грешников
 обречет на вечные мучения. Яркая картина этой последней битвы, Апокалипсиса,
 представлена в "Откровении Иоанна Богослова".
  Но кто достоин спасения? И как человек может спастись? Многовековая
 история, изложенная в Ветхом Завете, показала, что люди, в силу своей
 изначальной греховности, постоянно отворачиваются от Бога. И здесь в Библии
 возникает фигура Бога-Спасителя, посланного Господом на Землю, чтобы дать
 людям последний и окончательный Завет. "Ибо Он спасет людей Своих от грехов
 их", -- говорится в Евангелии от Матфея (Мф. 1:21). Иисус Христос своей
 жизнью, смертью и посмертным воскрешением показывает всем пример истинной
 жизни и истинного спасения -- человек может спастись только тогда, когда он
 на протяжении всей своей земной жизни искренне и беззаветно соблюдает все
 Божественные заповеди.
  В этом смысле очень важна христианская идея о богочеловеческой природе
 Иисуса Христа. Иисус -- Сын Божий, Мессия, потому Он может творить чудеса,
 рассказами о которых наполнены все Евангелия, потому Он, единственный на
 Земле, кто абсолютно точно знает Божественную истину. Однако если бы Иисус
 был только Богом, Его слово было бы далеко от сознания людей -- что может
 Бог, то недоступно человеку. Сам Иисус говорит: "Отдавайте кесарево кесарю,
 а Божие Богу" (Мк. 12:17).
  Но Иисус не только Бог, Он еще обладает и человеческим телом, Он --
 Богочеловек. Иисус претерпевает страшные телесные страдания во имя Божие.
 Более того, Он знает о том, что будет подвергнут мучительной казни, что тело
 Его будет истекать кровью. Он знает и предрекает Свою телесную смерть. Но
 Иисус не страшится ее, ибо знает и другое -- телесные муки ничто, по
 сравнению с вечной жизнью, которую дарует Ему Господь за стойкость духа, за
 то, что в земной, телесной жизни Он ни на секунду не засомневался в
 истинности своей веры.
  Человеческие, телесные страдания Христа во славу Бога, столь страстно и
 ярко описанные в Новом Завете, как бы показывали обычным людям, что Сам
 Господь снизошел до их человеческой природы и показал им пример настоящей
 жизни. Именно поэтому личность Иисуса Христа оказалась столь близка
 огромному количеству людей, уверовавших в то, что за все их земные мучения
 будет дано Божественное воздаяние, воскрешение после смерти телесной и жизнь
 вечная, если они будут блюсти Божьи заповеди.
  Эти заповеди, которые Господь даровал еще Моисею и изложенные в Ветхом
 Завете, Иисус заново приносит людям. В заповедях Иисуса и заключено
 собственно окончательное и последнее Слово Божие человеку. По сути дела, в
 них излагаются основные правила человеческого общежития, соблюдение которых
 позволит всему человечеству избежать войн, убийств, насилия вообще, а
 каждому отдельному человеку -- прожить земную жизнь праведно.
  Разница же заповедей в их ветхозаветном и новозаветном толкованиях в
 том, что в Ветхом Завете Божественные заповеди носят форму закона, который
 Бог требует соблюдать только от евреев, а в Новом Завете Иисус несет не
 закон, но Радостную Весть, Благодать и обращается уже ко всем уверовавшим в
 Бога, как бы показывая, что Господь примет под Свое покровительство каждого,
 кто проникся верой в Него.
  Когда Иисуса спросили о главных Божественных заповедях, первой Он
 назвал любовь к Богу, а второй -- любовь к ближним своим: "Возлюби ближнего
 твоего, как самого себя". И продолжил: "Иной большей сих заповеди нет" (Мк.
 12:31).
  По сути дела, в христианстве произошла одна из самых глобальных
 переоценок ценностей в истории человечества. Идеалы античности, с их культом
 реальной, плотской жизни, культом человеческого тела, культом разума и
 знания оказались полностью перечеркнуты христианством. "Блаженны нищие
 духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны кроткие, ибо они наследуют
 землю. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное" --
 говорит Иисус (Мф. 5:3--ll).
  Смирение, полное и добровольное подчинение самого себя Божественному
 Провидению -- вот, что становится основной христианской добродетелью,
 Человек должен отречься и от самой жизни во имя веры и других людей.
  Даже идеалы эллинистических философов, с их четко выраженным отрицанием
 суетности мира и призывом сосредоточить внимание на внутренних, духовных
 проблемах человека, на познании собственной души, не шли ни в какое
 сравнение с этой христианской проповедью. Ведь итогом жизни, по мнению
 мудрецов эпохи эллинизма, должна стать "автаркия" -- признание
 самодостаточности, способности индивидуальным образом познать истину. Иначе
 говоря, они опять же концентрировали внимание на возможностях отдельного
 человека самостоятельно, в одиночку достичь счастья.
  Идеал же христианина -- жизнь во Христе и во имя Христа. Без помощи
 Господа человек не может ничего. Недаром Иисус говорил: "Пребудьте во Мне, и
 Я в вас... Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни
 пожелаете, просите, и будет вам... Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас;
 пребудьте в любви Моей" (Ин. 15:4--9).
  Основой такой жизни в христианстве становится любовь -- не разум, но
 чувство. Но эта любовь опять же не имеет никакого отношения к любви в ее
 античном понимании как Эроса, плотского чувства. Христианская любовь --
 высшая духовная ипостась человека. Именно на любви -- любви к Богу и другим
 людям -- покоится все здание христианской морали. Иисус в Новом Завете
 дарует людям новую заповедь: "Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так
 и вы да любите друг друга" (Ин. 13:34). "Нет больше той любви, как если кто
 положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15:13).
  Но "больше той любви" нет среди людей. Источником же человеческой любви
 может быть только Бог. Поэтому центром, средоточием любви вообще, является
 сам Бог, ибо только воистину возлюбивший Бога способен на любовь к другим
 людам: "Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл
 заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви" (Ин. 15:10).
  Религиозно-философские идеи, изложенные в Библии, поставили перед
 человечеством совершенно иные, новые цели, по сравнению с теми целями,
 которые были разработаны в религиозно-мифологических и философских учениях
 античности. Христианство не только перевернуло представления человека о
 мире, о Боге, об обществе, но и развернуло совершенно новую концепцию самого
 человека, о его способностях и жизненно важных идеалах.
 
 
 
 БИБЛИЯ. ФРАГМЕНТЫ
 
  Публикуется по: Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового
 Завета. М., 1991.
 
 I
 
  [СОТВОРЕНИЕ МИРА И ЧЕЛОВЕКА. ПЕРВОЕ ГРЕХОПАДЕНИЕ]
  ПЕРВАЯ КНИГА МОИСЕЕВА
  БЫТИЕ ГЛАВА 1
 
  В начале сотворил Бог небо и землю.
  2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий
 носился над водою.
  3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
  4 И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.
  5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день
 один.
  6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от
 воды.
  7 И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды,
 которая над твердью. И стало так.
  8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.
  9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и
 да явится суша. И стало так.
  10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел
 Бог, что это хорошо.
  11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, дерево
 плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И
 стало так.
  12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево,
 приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это
 хорошо.
  13 И был вечер, и было утро: день третий.
  14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня
 и ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
  15 И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на
 землю. И стало так.
  16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления
 днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
  17 И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
  18 И управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что
 это хорошо.
  19 И был вечер, и было утро: день четвертый.
  20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы
 да полетят над землею, по тверди небесной.
  21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся,
 которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И
 увидел Бог, что это хорошо.
  22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и
 наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
  23 И был вечер, и было утро: день пятый.
  24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и
 гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
  25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех
 гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
  26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему;
 и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над
 скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
  27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил
 его; мужчину и женщину сотворил их.
  28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и
 наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и
 над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
  29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву сеющую семя, какая есть на
 всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие
 будет в пищу;
  30 А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому
 пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зеленьтравную в
 пищу. И стало так.
  31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер,
 и было утро: день шестый.
 
 
 ГЛАВА 2
 
  Так совершены небо и земля и все воинство их.
  2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в
 день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
  3 И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от
 всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
  4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда
 Господь Бог создал землю и небо,
  5 И всякий полевый кустарник, которого еще не было на земле, и всякую
 полевую траву, которая еще не росла; ибо Господь Бог не посылал дождя на
 землю, и не было человека для возделания земли;
  6 Но пар поднимался с земли, и орошал все лице земли.
  7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его
 дыхание жизни, и стал человек душею живою.
  8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там
 человека, которого создал.
  9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и
 хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
  10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на
 четыре реки.
  11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
  12 И золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
  13 Имя второй реки Тихон: она обтекает всю землю Куш.
  14 Имя третьей реки Хиллекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая
 река Евфрат.
  15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы
 возделывать его и хранить его.
  16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду
 ты будешь есть;
  17 А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в
 который ты вкусишь от него, смертию умрешь.
  18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему
 помощника, соответственного ему.
  19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц
 небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как
 наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
  20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям
 полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
  21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял
 одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
  22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее
 к человеку.
  23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти
 моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа.
  24 Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене
 своей; и будут одна плоть.
  25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
 
 
 ГЛАВА 3
 
  Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И
 сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в
 раю?
  2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
  3 Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не
 прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
  4 И сказал змей жене: нет, не умрете;
  5 Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза
 ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
  6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для
 глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала
 также мужу своему, и он ел.
  7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили
 смоковные листья, и сделали себе опоясания.
  8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня;
 и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
  9 И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты?
  10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг,
 и скрылся.
  11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с
 которого Я запретил тебе есть?
  12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я
 ел.
  13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей
 обольстил меня, и я ела.
  14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред
 всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве
 твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей.
  15 И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и
 между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в
 пяту.
  16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в
 болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет
 господствовать над тобою.
  17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от
 дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: "не ешь от него", проклята земля
 за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей.
  18 Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою
 травою.
  19 В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю,
 из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься.
  20 И нарек Адам имя жене своей: Ева*, ибо она стала матерью всех
 живущих.
  * Жизнь.
 
  21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их.
  22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и
 зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева
 жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
  23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю,
 из которой он взят.
  24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и
 пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни.
 
 
 ГЛАВА 4
 
  Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала:
 приобрела я человека от Господа.
  2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец; а Каин был

<< Пред.           стр. 4 (из 78)           След. >>

Список литературы по разделу