<< Пред. стр. 4 (из 78) След. >>
грехопадение. Грех, в христианском понимании, -- это нарушение установленныхБогом законов и запретов. И первый же самостоятельный поступок людей
оказался греховным. Отсюда вытекает еще одна важнейшая христианская идея --
идея грехопадения.
С христианской точки зрения, человечество изначально греховно. Бог
создал людей для вечного счастья, но они сразу же нарушили Божественную
волю. За это, по воле Господа, греховность Адама и Евы была распространена
на все их потомство. И вся дальнейшая история человечества, по Библии, --
это борьба немногих праведников, познавших Божественную истину за
распространение Слова Божиего в сердцах и душах остальных людей, погрязших в
своей греховности, борьба за спасение человечества.
Спасение необходимо потому, что, по христианским убеждениям, история
человечества конечна. Учение о конце мира -- это тоже одна из главных идей
христианства. Земной мир, земная жизнь людей -- это их временное, неистинное
пребывание в жизни. Земная жизнь должна будет закончиться последним
сражением между силами добра и зла, после чего Господь призовет людей на
последний, Страшный Суд, на котором всем будет вынесен последний и
окончательный приговор. Истинно верующих Господь призовет в Свои
божественные чертоги и дарует им вечную жизнь, а нераскаявшихся грешников
обречет на вечные мучения. Яркая картина этой последней битвы, Апокалипсиса,
представлена в "Откровении Иоанна Богослова".
Но кто достоин спасения? И как человек может спастись? Многовековая
история, изложенная в Ветхом Завете, показала, что люди, в силу своей
изначальной греховности, постоянно отворачиваются от Бога. И здесь в Библии
возникает фигура Бога-Спасителя, посланного Господом на Землю, чтобы дать
людям последний и окончательный Завет. "Ибо Он спасет людей Своих от грехов
их", -- говорится в Евангелии от Матфея (Мф. 1:21). Иисус Христос своей
жизнью, смертью и посмертным воскрешением показывает всем пример истинной
жизни и истинного спасения -- человек может спастись только тогда, когда он
на протяжении всей своей земной жизни искренне и беззаветно соблюдает все
Божественные заповеди.
В этом смысле очень важна христианская идея о богочеловеческой природе
Иисуса Христа. Иисус -- Сын Божий, Мессия, потому Он может творить чудеса,
рассказами о которых наполнены все Евангелия, потому Он, единственный на
Земле, кто абсолютно точно знает Божественную истину. Однако если бы Иисус
был только Богом, Его слово было бы далеко от сознания людей -- что может
Бог, то недоступно человеку. Сам Иисус говорит: "Отдавайте кесарево кесарю,
а Божие Богу" (Мк. 12:17).
Но Иисус не только Бог, Он еще обладает и человеческим телом, Он --
Богочеловек. Иисус претерпевает страшные телесные страдания во имя Божие.
Более того, Он знает о том, что будет подвергнут мучительной казни, что тело
Его будет истекать кровью. Он знает и предрекает Свою телесную смерть. Но
Иисус не страшится ее, ибо знает и другое -- телесные муки ничто, по
сравнению с вечной жизнью, которую дарует Ему Господь за стойкость духа, за
то, что в земной, телесной жизни Он ни на секунду не засомневался в
истинности своей веры.
Человеческие, телесные страдания Христа во славу Бога, столь страстно и
ярко описанные в Новом Завете, как бы показывали обычным людям, что Сам
Господь снизошел до их человеческой природы и показал им пример настоящей
жизни. Именно поэтому личность Иисуса Христа оказалась столь близка
огромному количеству людей, уверовавших в то, что за все их земные мучения
будет дано Божественное воздаяние, воскрешение после смерти телесной и жизнь
вечная, если они будут блюсти Божьи заповеди.
Эти заповеди, которые Господь даровал еще Моисею и изложенные в Ветхом
Завете, Иисус заново приносит людям. В заповедях Иисуса и заключено
собственно окончательное и последнее Слово Божие человеку. По сути дела, в
них излагаются основные правила человеческого общежития, соблюдение которых
позволит всему человечеству избежать войн, убийств, насилия вообще, а
каждому отдельному человеку -- прожить земную жизнь праведно.
Разница же заповедей в их ветхозаветном и новозаветном толкованиях в
том, что в Ветхом Завете Божественные заповеди носят форму закона, который
Бог требует соблюдать только от евреев, а в Новом Завете Иисус несет не
закон, но Радостную Весть, Благодать и обращается уже ко всем уверовавшим в
Бога, как бы показывая, что Господь примет под Свое покровительство каждого,
кто проникся верой в Него.
Когда Иисуса спросили о главных Божественных заповедях, первой Он
назвал любовь к Богу, а второй -- любовь к ближним своим: "Возлюби ближнего
твоего, как самого себя". И продолжил: "Иной большей сих заповеди нет" (Мк.
12:31).
По сути дела, в христианстве произошла одна из самых глобальных
переоценок ценностей в истории человечества. Идеалы античности, с их культом
реальной, плотской жизни, культом человеческого тела, культом разума и
знания оказались полностью перечеркнуты христианством. "Блаженны нищие
духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны кроткие, ибо они наследуют
землю. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное" --
говорит Иисус (Мф. 5:3--ll).
Смирение, полное и добровольное подчинение самого себя Божественному
Провидению -- вот, что становится основной христианской добродетелью,
Человек должен отречься и от самой жизни во имя веры и других людей.
Даже идеалы эллинистических философов, с их четко выраженным отрицанием
суетности мира и призывом сосредоточить внимание на внутренних, духовных
проблемах человека, на познании собственной души, не шли ни в какое
сравнение с этой христианской проповедью. Ведь итогом жизни, по мнению
мудрецов эпохи эллинизма, должна стать "автаркия" -- признание
самодостаточности, способности индивидуальным образом познать истину. Иначе
говоря, они опять же концентрировали внимание на возможностях отдельного
человека самостоятельно, в одиночку достичь счастья.
Идеал же христианина -- жизнь во Христе и во имя Христа. Без помощи
Господа человек не может ничего. Недаром Иисус говорил: "Пребудьте во Мне, и
Я в вас... Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни
пожелаете, просите, и будет вам... Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас;
пребудьте в любви Моей" (Ин. 15:4--9).
Основой такой жизни в христианстве становится любовь -- не разум, но
чувство. Но эта любовь опять же не имеет никакого отношения к любви в ее
античном понимании как Эроса, плотского чувства. Христианская любовь --
высшая духовная ипостась человека. Именно на любви -- любви к Богу и другим
людям -- покоится все здание христианской морали. Иисус в Новом Завете
дарует людям новую заповедь: "Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так
и вы да любите друг друга" (Ин. 13:34). "Нет больше той любви, как если кто
положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15:13).
Но "больше той любви" нет среди людей. Источником же человеческой любви
может быть только Бог. Поэтому центром, средоточием любви вообще, является
сам Бог, ибо только воистину возлюбивший Бога способен на любовь к другим
людам: "Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл
заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви" (Ин. 15:10).
Религиозно-философские идеи, изложенные в Библии, поставили перед
человечеством совершенно иные, новые цели, по сравнению с теми целями,
которые были разработаны в религиозно-мифологических и философских учениях
античности. Христианство не только перевернуло представления человека о
мире, о Боге, об обществе, но и развернуло совершенно новую концепцию самого
человека, о его способностях и жизненно важных идеалах.
БИБЛИЯ. ФРАГМЕНТЫ
Публикуется по: Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового
Завета. М., 1991.
I
[СОТВОРЕНИЕ МИРА И ЧЕЛОВЕКА. ПЕРВОЕ ГРЕХОПАДЕНИЕ]
ПЕРВАЯ КНИГА МОИСЕЕВА
БЫТИЕ ГЛАВА 1
В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий
носился над водою.
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день
один.
6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от
воды.
7 И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды,
которая над твердью. И стало так.
8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.
9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и
да явится суша. И стало так.
10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел
Бог, что это хорошо.
11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, дерево
плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И
стало так.
12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево,
приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это
хорошо.
13 И был вечер, и было утро: день третий.
14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня
и ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
15 И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на
землю. И стало так.
16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления
днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
17 И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
18 И управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что
это хорошо.
19 И был вечер, и было утро: день четвертый.
20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы
да полетят над землею, по тверди небесной.
21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся,
которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И
увидел Бог, что это хорошо.
22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и
наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
23 И был вечер, и было утро: день пятый.
24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и
гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех
гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему;
и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над
скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил
его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и
наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и
над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву сеющую семя, какая есть на
всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие
будет в пищу;
30 А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому
пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зеленьтравную в
пищу. И стало так.
31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер,
и было утро: день шестый.
ГЛАВА 2
Так совершены небо и земля и все воинство их.
2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в
день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
3 И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от
всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда
Господь Бог создал землю и небо,
5 И всякий полевый кустарник, которого еще не было на земле, и всякую
полевую траву, которая еще не росла; ибо Господь Бог не посылал дождя на
землю, и не было человека для возделания земли;
6 Но пар поднимался с земли, и орошал все лице земли.
7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его
дыхание жизни, и стал человек душею живою.
8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там
человека, которого создал.
9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и
хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на
четыре реки.
11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
12 И золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
13 Имя второй реки Тихон: она обтекает всю землю Куш.
14 Имя третьей реки Хиллекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая
река Евфрат.
15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы
возделывать его и хранить его.
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду
ты будешь есть;
17 А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в
который ты вкусишь от него, смертию умрешь.
18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему
помощника, соответственного ему.
19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц
небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как
наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям
полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял
одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее
к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти
моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа.
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене
своей; и будут одна плоть.
25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
ГЛАВА 3
Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И
сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в
раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не
прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете;
5 Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза
ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для
глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала
также мужу своему, и он ел.
7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили
смоковные листья, и сделали себе опоясания.
8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня;
и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
9 И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты?
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг,
и скрылся.
11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с
которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я
ел.
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей
обольстил меня, и я ела.
14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред
всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве
твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей.
15 И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и
между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в
пяту.
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в
болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет
господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от
дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: "не ешь от него", проклята земля
за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей.
18 Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою
травою.
19 В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю,
из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься.
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева*, ибо она стала матерью всех
живущих.
* Жизнь.
21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их.
22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и
зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева
жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю,
из которой он взят.
24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и
пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни.
ГЛАВА 4
Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала:
приобрела я человека от Господа.
2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец; а Каин был