<< Пред. стр. 9 (из 78) След. >>
покорил под ноги Свои, дабы и самих правителей научить правилам управленияименно через то, что Он необходимо должен царствовать, доколе положит врагов
под ноги Свои и уничтожит последнего врага -- смерть. Но Он пришел, как мы
сказали, восстановить искусство не только управления, или царствования, но и
повиновения, Сам прежде исполняя то, исполнения чего желал от других;
поэтому он не только сделался послушным Отцу даже до крестной смерти, но в
совершении века, обнимая в Себе всех, покоренных Им Отцу и чрез Него
приходящих ко спасению, Он и Сам вместе с ними и в них, говорят, покорился
Отцу: так как все существует в Нем, и Он есть глава всего, и в Нем --
спасение и полнота наследующих спасение. Именно это говорит о Нем апостол:
"когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да
будет Бог во всем" (1 Кор. 15.28).
7. Но я не знаю, каким образом еретики, не понимая мысли апостола,
заключающейся в этих словах, бесславят в Сыне имя подчинения. Ведь исследуя
свойство этого наименования, легко можно будет найти это свойство по
сравнению с противоположным. Если быть покоренным не есть добро, то,
конечно, противоположное, т.е. не быть покоренным -- добро. И действительно,
изречение апостола: "когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын, покорится
Покорившему все Ему", по их пониманию означает, кажется, то, что теперь Сын
не покорен Отцу, покорится же Ему после того, как Отец покорит Ему все. Но я
удивляюсь, как можно понять это, что Тот, Кто даже до покорения Ему всего,
Сам не был подчинен, этот самый должен покориться после того, как все будет
покорено Ему, когда Он сделается царем всего и получит власть над всем? Они
не понимают, что покорение Христа Отцу означает блаженство нашего
совершенства и выражает победоносное окончание принятого Им на Себя дела,
когда Он представит Отцу не только исправленную власть управления и
царствования над всею тварью, но также исправленные и восстановленные
порядки повиновения и покорности человеческого рода. Итак, если то
подчинение, которым, говорят, Сын покорился Отцу, признается добрым и
спасительным, то будет вполне последовательно и соответственно (этой мысли)
признавать спасительным и полезным и упоминаемое (в Писании) покорение
врагов Сыну Божьему. Когда Сын называется покорившимся Отцу, то этим
указывается совершенное восстановление всей твари; подобным же образом,
когда враги Божьи называются покорившимися Сыну, то в этом покорении
разумеется спасение покорившихся и восстановление погибших.
8. Но это покорение будет совершаться некоторыми определенными
способами путем определенного научения и в определенные времена. При этом
никакая необходимость не будет принуждать к покорению, так что весь мир
будет покорен Богу не силой, но словом, разумом, учением, призванием к
добру, наилучшими учреждениями, а также надлежащими и соответствующими
угрозами, справедливо устрашающими тех, кто пренебрегает своим здоровьем и
заботою о своем спасении и пользе. Ведь и мы, люди, обучая рабов или
сыновей, обуздываем их угрозами и страхом, пока они, по своему возрасту, еще
не восприимчивы к убеждению; когда же они станут понимать добро, пользу и
честь, тогда прекращается страх побоев, и они довольствуются словесным и
разумным убеждением ко всему доброму. Но как нужно управлять каждым при
сохранении свободы воли во всех разумных тварях? т.е. кого слово Божье
должно считать и наставлять, как уже приготовленного и способного, кого на
время отстранять, от кого совсем скрываться и далеко отклонять слух их от
себя? И опять: каких людей, презревших объявленное и проповеданное им слово
Божье, нужно побудить к спасению какими-либо исправлениями и очищениями и
как бы истребовать и вынудить у них обращение? Кому дать какие-нибудь
удобные случаи к спасению, как это иногда бывает, что человек получает
несомненное спасение, доказавши свою веру одним только ответом? По каким
причинам и в каких случаях бывает это? Что провидит Божественная Премудрость
в этих людях и какие движения их воли видит она, устрояя это? Все это
известно одному только Богу и Его Единородному, через Которого все сотворено
и восстановлено, и Святому Духу, через Которого все освящается, Который
исходит от Самого Отца. Ему слава во веки веков. Аминь. <...>
[УЧЕНИЕ ОБ АПОКАТАСТАСИСЕ]
<...> Видя такой конец, когда все враги покорятся Христу, когда
истребится и последний враг -- смерть, и когда Христос, Которому все
покорено, предаст царство Богу Отцу, -- от такого, говорю, конца вещей
обратимся к созерцанию начал. Конец всегда подобен началу. И поэтому, как
один конец всего, так должно предполагать и одно начало для всего; и как
один конец предстоит многим, так от одного начала произошли различия и
разности, которые, по благости Божьей, через покорение Христу и единение со
Святым Духом, снова призываются к одному концу, подобному началу, т.е.
призываются все те, которые преклоняют колено во имя Иисуса и этим самым
изъявляют знак своей покорности.
Из письма Иеронима к Авиту: "Начало рождается из конца, и конец из
начала, и все так изменяется, что кто теперь человек, тот в ином мире может
сделаться демоном, а демон, если будет жить слишком небрежно, получит
грубейшее тело, т.е. сделается человеком. И, таким образом, он все
перемешивает, так что, по его мнению, из ангела может сделаться дьявол, и,
наоборот, дьявол может превратиться в ангела").
Преклоняющие колено относятся к небесным, земным и преисподним; но в
этих трех названиях указывается вся вселенная, т.е. все те существа,
которые, происходя от одного начала, по заслугам были разделены на разные
чины, -- именно, каждое существо, сообразно с его побуждениями и
особенностями, ибо добро не было присуще всем им субстанциально подобно
тому, как оно пребывает в Отце и Христе Его, и Святом Духе. Только в этой
Троице, Которая есть виновница всего, благость присутствует субстанциально;
все же прочие существа имеют в качестве случайного свойства, могущего
прекратиться, и находятся в блаженстве только тогда, когда участвуют в
святости и Премудрости, и самом Божестве. <...>
"Когда при конце и совершении мира, как бы из некоторых затворов и
темниц, будут выпущены Господом души и разумные твари, то одни из них, по
беспечности, выйдут позднее, а другие, по своей ревности, полетят с
быстротой. И так как все имеют свободную волю и добровольно могут
предаваться или добродетелям или порокам, то первые будут в гораздо худшем
состоянии, чем теперь, а последние перейдут в лучшее состояние, потому что
различные движения и расположения воли в ту или другую сторону послужат
основанием различных состояний; тогда агнелы могут сделаться людьми или
демонами и, наоборот, из демонов могут произойти люди или ангелы". <...>
УТВЕРЖДЕНИЕ СИМВОЛА ВЕРЫ
На Никейском (325 г.) и Цареградском (381 г.) Соборах произошло
утверждение Символа веры христианской церкви. Символ веры -- это важнейший
христианский догмат. Он обязателен для всех, кто считает себя христианином,
ибо именно в нем формулируются все основные постулаты христианской веры --
прежде всего догмат о троичности Бога.
Принятию Символа веры предшествовали жаркие дебаты между христианскими
теологами о его сущности, продолжавшиеся и на самих Соборах. В процессе этих
дебатов оформились два наиболее популярных понимания Символа веры.
Автором одного из них был пресвитер Арий (256--336). В его трактовке
три лица Святой Троицы -- Бог-Отец, Бог-Сын и Дух Святой не равны и не едины
по своей сущности. Бог-Отец сотворил Бога-Сына "из ничего", как и все
остальное. Поэтому Христос не извечен и не обладает единой сущностью с
Богом-Отцом, а лишь "подобосущен" ему. Так же и Дух Святой не существовал
извечно и тоже был сотворен, но уже не Богом-Отцом, а Христом.
В арианской трактовке Символа веры прослеживается значительное влияние
аристотелизма -- Бог-Сын и Дух Святой происходят от Бога-Отца как низшее из
высшего, так же как низшие сущности происходят из высшей -- Ума. Поэтому
Бог-Сын и Дух Святой считались сторонниками Ария "подобо-сущными" и даже
отделенными от Бога-Отца. Так как по-гречески слово "по-добосущный" звучит
как "омойусиос", сторонников Ария прозвали "омойу-сианами". Арианская
трактовка Символа веры была более простая, более доступная обычным
христианам, особенно новообращенным, которые приняли крещение недавно.
Другую точку зрения выражали диакон Афанасий (295--373), прозванный
впоследствии Великим, и поддерживающий его Александр епископ
Александрийский. Мнение Афанасия формировалось под влиянием неоплатонизма.
По Афанасию Бог един в трех лицах. Бог-Отец и Бог-Сын существовали извечно,
поэтому хотя Бог-Сын и рожден Богом-Отцом, но не сотворен им. Сын --
"собственное порождение Отца", -- говорил Афанасий. Следовательно, Бог-Сын
обладает единой сущностью с Богом-Отцом. Афанасьевское толкование Символа
веры более сложное и требует не только логического понимания взаимоотношений
лиц Святой Троицы, но и безоговорочной веры, ибо это великое Божественное
таинство.
На Никейском Соборе был принят догмат о соотношении Бога-Отца и
Бога-Сына в трактовке, близкой к той, которую предлагал Афанасий -- было
введено понятие "единосущ-ность" и, следовательно, Бог-Сын стал считаться
"единосущным" Богу-Отцу, а не "подобосущным". По-гречески слово
"единосущность" пишется как "омоусиос"
Казалось бы, разница в понимании взаимоотношений Бога-Отца и Бога-Сына
между арианами и афанасьевца-ми заключалась всего лишь в одной букве --
греческой букве "йота", которой различались понятия "омойусиос" и
"омоусиос". Однако официальное признание того или иного толкования Символа
веры было напрямую связано не только с выяснением истинного понимания
сущности Бога, но и с борьбой разных групп церковных иерархов за
политическое преобладание в церкви. В случае победы какой-то из этих групп
вся христианская церковь переходила под контроль данной группы. Поэтому
теологические споры имели свое продолжение в самой жестокой политической
борьбе.
Сначала Ария прокляли и сослали, а его учение было объявлено ересью. Но
само арианство имело очень широкое распространение среди христиан. И в
скором времени Ария возвращают из ссылки и туда же попадает Афанасий,
ставший к тому времени епископом Александрии.
Борьба между арианами и афанасьевцами продолжалась несколько
десятилетий, пока в 381 г. не состоялся Константинопольский (Цареградский)
Собор, На этом Соборе, на основе Никейского догмата о "единосущности"
Бога-Отца и Бога-Сына, был утвержден уже полный Символ веры, состоящий из 12
членов (частей). С тех пор и существует название -- Никео-Царег-радский
Символ веры.
Впрочем, арианство просуществовало еще несколько столетий и, хотя оно
считалось ересью со стороны официальной церкви, было широко распространено
среди многочисленных варварских народов.
Никео-Цареградский Символ веры, при всей своей определенности, не дал
все же точной и ясной трактовки вопроса о том, как возник Дух Святой.
Позднее эта проблема стала причиной догматического расхождения Восточной
церкви с центром в Константинополе и Западной церкви, возглавляемой римским
папой.
В Западной церкви уже в VI в. было принято, а в VIII--X вв. введено в
практику дополнение к Символу веры -- было решено, что Дух Святой происходит
не только от Бога-Отца, но и от Сына. На латинском языке выражение "и от
Сына" звучит как "филиокве". Этот Символ веры стал главным в католической
церкви.
В Восточной церкви не приняли такого дополнения и продолжали
придерживаться Никео-Цареградского Символа веры. С тех пор он является
Символом веры в православии, в том числе и в Русской Православной Церкви.
Противоречия между Восточной и Западной церквами с годами становилось
все сильнее. Они были вызваны как различным пониманием отдельных
догматических вопросов, в том числе и разным толкованием Символа веры, так и
борьбой за политическое влияние в Европе. В XI веке произошел окончательный
раскол -- в 1054 г. римский папа отлучил константинопольского патриарха от
церкви, за что в ответ константинопольский патриарх проклял римского папу. С
этого времени ведется отсчет самостоятельного существования католической и
православной церквей.
АРИАНСКАЯ ТРАКТОВКА СИМВОЛА ВЕРЫ
Мнение Ария и его сторонников о существе Святой Троицы сохранилось
только в изложении критиков арианства. Поэтому в данном случае публикуются
два фрагмента из книг антиарианской направленности.
Публикуется по: Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1887. Т. 1. Изд.
2-е. С. 7, 16-17.
...Было время, когда Сына Божия не было; Сын Божий сотворен из
несущего, а никак не рожден из сущности Отца; притом рожден во времени, а не
от вечности, не как Бог истинный от Бога истинного, но сотворен, как другие
для создания прочих тварей; Он и по естеству ниже Отца и по воле изменяем;
называется же Сыном Божиим не по естеству, а по усыновлению, как послушный
воле Отца.
(Из книги Сократа Схоластика "Церковная история").
...Не всегда Бог был Отцом; было время, когда Он не был Отцом. Не
всегда было Слово Божие, но получило бытие из ничего; потому что Бог, всегда
существующий, сотворил Его не сущего из не сущего.
...Было время, когда Его не было. Сын есть создание и тварь. Но подобен
Он Отцу по сущности и по естеству, не есть истинное Слово (Логос) Отца, ни
истинная Мудрость (София) Его, а есть одно из творений и порождений.
Называется же Словом и Мудростию не в подлинном смысле, будучи и Сам рожден
собственным Словом Божиим и Мудростию, которая в Боге и которую Бог сотворил
как все, так и Его самого. Таким образом, по природе Он подлежит превращению
и изменяем, как все разумные существа. Слово отчуждено, обособлено и
отделено от существа Божия. И Отец не постижим для Сына; ибо Сын совершенно
и точно не знает Отца, и не может Его видеть. Даже и собственной сущности,
как она есть, Сын не знает. Он сотворен ради нас, с тем, чтобы чрез Него,
как орудие, Бог создал нас. И не было Его, если бы Бог не восхотел дать нам
бытие.
(Из выступления Александра епископа Александрийского на Никейс-ком
Соборе).
АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ О СУЩНОСТИ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Публикуется по: Спасский А. А. История догматических движений в эпоху
Вселенских Соборов. Сергиев Посад, 1914. Т. 1. Тринитарный вопрос. С.
176-181.
...Истинный по природе и преискренний Отчий Сын, собственно
принадлежащий сущности Отца, Он есть истинный Бог, как единосущный Отцу,
свет от света, сила и истинный образ Отчей сущности. Всегда был и есть и не
было, когда не был. Как вечен Отец, так вечен и Логос Его и вечна
Премудрость Его.
...Он есть преискреннее, истинное и собственное рождение сущности Отца,
истинный Бог, единосущный истинному Богу. Он есть первый и исполнение
первого и единого Божества (Отца), всецелый и совершенный Бог.
...Всецелое бытие Сына принадлежит сущности Отца.
...Сын имеет тожество по отношению к Отцу.
...Сын вечен и всегда сосуществует Отцу.
...Если Сын не был, пока не рожден, то в Боге не всегда была истина.
НИКЕИСКИИ ОРОС
Вероопределение, принятое на Никейском Соборе, еще не было полноценным
Символом веры, так как оно дополнялось анафемой, направленной всем, кто не
принимает этого вероопределения. Поэтому за ним закрепилось название "орос",
или Никейский орос.
Публикуется по: Карташев А. В. Вселенские Соборы. М., 1994. С. 35.
Веруем во Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и
невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от
Отца, Единородного, т.е. из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света,
Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через
Которого все произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков,
вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на
небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа.
А говорящих, что было время, когда не было Сына, или что Он не был
прежде рождения и произошел из несущего, или утверждающих, что Сын Божий из
иной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем -- таковых
анафематствует кафолическая церковь.
НИКЕО-ЦАРЕГРАДСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ
Публикуется по: Деяния Вселенский Соборов. Казань, 1887. Т. 1. Изд.
2-е. С. 111-112.
Веруем во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего
видимаго и невидимаго.
И в единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго,
рожден-наго от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истиннаго от
Бога ис-тиннаго, рожденнаго, не сотвореннаго, Отцу единосущнаго, чрез
котораго все произошло;
Для нас человеков и для нашего спасения сшедшаго с небес, и
воплотившагося от Духа Святаго и Марии Девы, и вочеловечившагося;
Распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшаго, и погребеннаго;
И воскресшаго в третий день, по писаниям;
И восшедшаго на небеса, и сидящаго одесную Отца;
И опять имеющаго придти со славою -- судить живых и мертвых, --
котораго царству не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, исходящаго от Отца, вместе со
Отцем и Сыном покланяемаго и славимаго, изрекавшаго чрез пророков.
Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.
Исповедуем одно крещение в отпущение грехов.
Ожидаем воскресения мертвых.
И жизни будущаго века. Аминь.
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ (НАЗИАНЗИН) (330--390)
Григорий был родом из г. Назианза, почему и получил одно из своих
прозваний -- Назианзин. В юности он учился в школах сначала в Кесарии
Каппа-докийской, а затем в Кесарии Палестинской, где находилась знаменитая
христианская школа, основанная Оригеном. Затем Григорий продолжал
богословское и философское обучение в Александрии и Афинах. Позднее за свою
ученость Григорий был прозван Богословом. В Афинах Григорий подружился с
Василием из Кесарии, ставшим позднее одним из выдающихся отцов церкви и
вошедшим в историю под именем Василия Великого.
Вскоре, после того как Василий Великий основал в Понте (на севере Малой
Азии) монастырь, Григорий пришел к своему другу. Вместе они писали для
иноков монастыря уставы постнической жизни и подражали друг другу, ибо
каждый из них видел в друге образец добродетели. Вернувшись по просьбе отца,
который был епископом Назианзским, в Назианз, Григорий принял действенное
участие в полемике с арианами. Вскоре, по просьбе Василия Великого, Григорий
принял сан епископа и занял кафедру в г. Сасиме.
В 379 г. исполняя просьбу своего уже умершего друга Василия Великого,