<< Пред.           стр. 8 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

 Трехмесячный срок, по истечении которого возникает право на обращение с заявлением о признании должника банкротом по денеж­ным обязательствам, исчисляется по правилам, установленным ст. 314 ГК РФ, по обязательным платежам — в соответствии с нало­говым, таможенным и другим соответствующим законодательством. Правила о сумме задолженности и сроках неплатежа как обязатель­ных условиях подачи заявления распространяются на все категории заявителей: должника, кредиторов и прокурора.
 В Законе о несостоятельности (банкротстве) подробно изложены требования, предъявляемые к форме и содержанию заявления и при­лагаемым к нему документам. К содержанию заявления должника и кредитора Закон предъявляет разные требования.
 В соответствии со ст. 33 Закона заявление должника — юриди­ческого лица подписывается только руководителем должника либо лицом, его заменяющим; заявление должника-гражданина — самим гражданином. Заявление должника не может быть подписано по до­веренности представителем.
 В заявлении должника должны быть указаны:
 наименование арбитражного суда, в который подается указанное заявление;
 сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в раз­мере, который не оспаривается должником;
 сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, оплате труда и выплате выходных пособий работникам должника, сумма вознаграждения, причитающегося к выплате по ав­торским договорам;
 размер задолженности по обязательным платежам;
 обоснование невозможности удовлетворить требования кредито­ров в полном объеме;
 сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными и третейскими судами исковых заявлений к должнику, а также об исполнительных и иных документах, предъявленных к бес­спорному (безакцептному) списанию;
 сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности;
 номера счетов должника в банках и иных кредитных организаци­ях, почтовые адреса банков и иных кредитных организаций;
 сведения о наличии у должника имущества, достаточного для по­крытия судебных расходов по делу о банкротстве;
 перечень прилагаемых документов.
 К заявлению должника прилагаются (ст. 104 АПК, ст. 34 Закона):
 1) доказательства уплаты государственной пошлины в 10-кратном размере минимального размера оплаты труда;
 2) доказательства направления копий заявления всем кредиторам должника и иным лицам, участвующим в деле;
 3) документы, подтверждающие наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;
 4) список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженности и указанием почтовых адресов кредиторов и должников заявителя;
 5) бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заме­няющие его документы, документы о составе и стоимости имущества должника-гражданина;
 6) решение собственника унитарного (государственного или муни­ципального) предприятия или учредителей (участников) должника — юридического лица об обращении в арбитражный суд с заявлением должника, если должник обращается с заявлением добровольно;
 7) протокол собрания работников должника, на котором избран представитель работников должника для участия в арбитражном про­цессе по делу о банкротстве, если указанное собрание проведено до подачи заявления должником.
 Заявление кредитора может быть подписано не только руково­дителем юридического лица — должника или гражданином-руково­дителем, но и их представителями. В заявлении кредитора должны быть указаны:
 1) наименование арбитражного суда, в который подается заявление;
 2) наименование (фамилия, имя, отчество — для граждан) долж­ника и его почтовый адрес;
 3) наименование (фамилия, имя, отчество — для граждан) кре­дитора и его почтовый адрес;
 4) размер требований кредитора к должнику с указанием размера подлежащих к уплате процентов и неустоек (штрафов, пени);
 5) обязательство должника перед кредитором, из которого воз­никло требование, а также срок его исполнения;
 6) доказательства обоснованности требований кредитора, в том числе вступившее в законную силу решение суда, доказательства, под­тверждающие признание указанных требований должником, испол­нительная надпись нотариуса*;
 * Следует иметь в виду, что исполнительная надпись нотариуса не указана в перечне исполнительных документов, перечисленных в ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
 
 7) доказательства, подтверждающие основания заявления кре­дитора.
 В соответствии со ст. 104 АПК и ст. 37 Закона к заявлению кре­дитора должны быть приложены следующие документы:
 1) доказательства уплаты государственной пошлины — десять ми­нимальных размеров оплаты труда;
 2) доказательства направления должнику копии заявления;
 3) доказательства, подтверждающие обязательства должника перед кредитором, а также наличие и размер задолженности по ука­занным обязательствам.
 Кроме того, к заявлению могут быть приложены решение суда, рассматривавшего требования кредитора к должнику, исполнитель­ные документы (исполнительный лист, акцептованные должником платежные требования, исполнительная надпись нотариуса и др.) либо доказательства, подтверждающие признание должником требо­ваний кредитора. К заявлению, подписанному представителем кре­дитора, прилагается доверенность, подтверждающая полномочия представителя.
 Законом установлены некоторые особенности оформления заяв­ления такими заявителями, как государственно- или административ­но-территориальные образования, налоговый или иной уполномочен­ный орган.
 В соответствии со ст. 38 Закона в случаях, когда кредитором по денежным обязательствам выступает Российская Федерация, ее субъ­ект или муниципальное образование, заявление может быть подано в арбитражный суд уполномоченным на то органом государственной власти или местного самоуправления: правительством, администрацией, министерством, ведомством. В этом случае к заявлению обяза­тельно прилагаются документы о наделении органа, обращающегося в арбитражный суд, соответствующими полномочиями в установлен­ном законом порядке (Положение об органе, Устав и т.п.).
 К заявлению налогового или иного уполномоченного органа о при­знании должника банкротом должны быть приложены доказательства принятия мер к получению задолженности по обязательным платежам в установленном федеральным законом порядке (к примеру, доказа­тельства предъявления платежных документов на инкассо, обращения с иском в суд и т.п.).
 Заявление о признании должника банкротом, подаваемое Россий­ской Федерацией, ее субъектом, муниципальным образованием как кредиторами по денежным обязательствам, налоговым или иным уполномоченным органом, прокурором, должно соответствовать тре­бованиям, предъявляемым к заявлению кредитора (ст. 35,37 Закона), за исключением доказательств уплаты государственной пошлины.
 Принятие заявления о признании должника банкротом произво­дится судьей арбитражного суда единолично по правилам, предусмот­ренным ст. 106 АПК. Судья должен вынести определение в течение трех дней после его поступления. В определении о принятии заявления также могут быть указаны меры по обеспечению требований кредито­ров, предусмотренные гл. 7 АПК «Обеспечение иска» и ст. 44 Закона.
 Если арбитражный суд вводит такую процедуру банкротства, как наблюдение, в определении о принятии заявления указывается о на­значении временного управляющего: фамилия, имя, отчество, номер, серия и дата выдачи паспорта или документа, его заменяющего. При отсутствии возможности определить кандидатуру временного управ­ляющего при введении наблюдения, определение о его назначении должно быть вынесено арбитражным судом в течение десяти дней со дня принятия заявления.
 Временный управляющий назначается арбитражным судом из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии ука­занных предложений — из числа лиц, зарегистрированных в арбит­ражном суде в качестве арбитражных управляющих. При отсутствии таких лиц кандидатуру временного управляющего в недельный срок с момента получения запроса арбитражного суда обязан предложить государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздо­ровлению.
 Отказ в принятии заявления о признании должника банкротом производится судом по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 3 ч. 1 ст. 107 АПК и ст. 42 Закона, в частности:
 1) Если дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Дело о банкротстве не может рассматриваться арбитражным судом в следующих случаях:
 а) если требования к должнику — юридическому лицу в совокуп­ности составляют менее пятисот, к должнику-гражданину — менее ста минимальных размеров оплаты труда;
 б) если заявление подано до истечения трехмесячного срока, ис­числяемого со дня, следующего за днем, когда должно быть произ­ведено исполнение денежных обязательств или внесены обязательные платежи;
 в) если требования к должнику возникли не в связи с неисполне­нием им денежных обязательств (к примеру, из обязательства передать имущество, определенное индивидуально-определенными признака­ми, из трудовых отношений, из обязательств, возникших из причине­ния вреда жизни, здоровью гражданина, из отношений между долж­ником — юридическим лицом и его учредителями (участниками), вы­текающими из такого участия (например, по выплате дивидендов);
 г) если в состав требований к должнику включены неустойки (штрафы, пени), иные финансовые санкции и убытки для искусст­венного создания суммы задолженности в размере более пятисот ми­нимальных размеров оплаты труда для должников — юридических лиц и ста — для должников-граждан;
 д) если должником является гражданин, не обладающий статусом индивидуального предпринимателя, а заявление подано до вступле­ния в силу Федерального закона о внесении соответствующих изме­нений в ГК;
 е) если должником является казенное или унитарное предприятие, не основанное на государственной или муниципальной собственнос­ти, к которому в соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального Закона «О вве­дении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Фе­дерации» применяются нормы о казенных предприятиях;
 ж) если должником является некоммерческая организация, за ис­ключением потребительского кооператива и фонда (учреждения, об­щественные и религиозные организации, объединения и т.д.).
 2) Если имеется вступившее в законную силу решение арбит­ражного суда о признании этого должника банкротом, а также оп­ределение о прекращении производства по делу в связи с утвержде­нием мирового соглашения или о введении внешнего управления.
 При этом следует иметь в виду, что решение арбитражного суда об отказе в признании должника банкротом, вступившее в законную силу, не является препятствием для принятия в последующем ана­логичного заявления, поскольку в основание такого заявления могут быть положены другие обстоятельства: долг другому кредитору, из­менение финансово-экономического положения должника и т.д.
 3) Если в производстве арбитражного суда имеется дело о при­знании этого должника банкротом.
 Определение об отказе в принятии заявления выносится в течение трех дней после поступления заявления в арбитражный суд и может быть обжаловано.
 Возвращение заявления о признании должника банкротом про­изводится по основаниям, предусмотренным п. 1,2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 ч. 1 ст. 108 АПК и ст. 43 Закона.
 В соответствии со ст. 43 Закона заявление возвращается арбит­ражным судом, если оно не соответствует требованиям, предусмот­ренным ст. 32-40 Закона, в частности:
 а) если оно подано лицом, не имеющим права на обращение с таким заявлением: например, гражданином, перед которым должник имеет задолженность по зарплате, другим выплатам, вытекающим из трудовых отношений; гражданином, которому должник обязан воз­местить вред, причиненный жизни, здоровью; учредителем (участни­ком) должника — юридического лица по задолженности, вытекающей из такого участия;
 б) если не соблюдены форма и содержание заявления, предус­мотренные ст. 33, 35, 38, 39, 40 Закона, а также если к заявлению не приложены документы, указанные в ст. 34, 37 Закона, в том чис­ле, доказательства уплаты государственной пошлины, направления копии заявления другим лицам, привлеченным заявителем к участию в деле, т.е. по основаниям, предусмотренным п. 1, 4, 5, 8 ч. 1 ст. 108 АПК.
 В тех случаях, когда подача заявления является для руководителя должника — юридического лица (ликвидационной комиссии) или ин­дивидуального предпринимателя обязательной (ст. 8 Закона), по­ступление в арбитражный суд одного заявления, без приложения до­кументов, предусмотренных ст. 34 Закона, не является основанием для возвращения заявления (п. 2 ст. 43 Закона); недостающие доку­менты истребуются при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству;
 в) если заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим права его подписывать (например, заявление должника — юридичес­кого лица подписано не руководителем, а представителем по доверен­ности), либо лицом, должностное положение которого не указано;
 г) если дело неподсудно данному арбитражному суду (например, заявление подано в арбитражный суд не по месту нахождения или жительства должника, а по месту нахождения кредитора);
 е) если в одном заявлении объединены не связанные между собой требования, например о признании банкротом и о взыскании долга;
 д) если до вынесения определения о принятии заявления от за­явителя поступило заявление о его возвращении.
 В отличие от АПК, которым предусмотрено право ответчика и других лиц, участвующих в деле, направлять отзыв на исковое заяв­ление (ст. 109 АПК), Закон о банкротстве в ст. 45 предусмотрел обя­занность должника в случае принятия арбитражным судом заявления кредитора, налогового или иного уполномоченного органа, прокурора о признании должника банкротом направить в пятидневный срок с момента получения определения отзыв в арбитражный суд на такое заявление, а также уведомить всех кредиторов, не указанных в заяв­лении, о возбуждении в отношении него дела о банкротстве. Копию отзыва должник обязан направить заявителю и иным лицам, участ­вующим в деле.
 Помимо сведений, предусмотренных ст. 109 АПК, в отзыве долж­ника указываются (п. 2 ст. 45 Закона):
 а) имеющиеся у должника возражения по требованиям заявителя;
 6) общая сумма задолженности должника по обязательствам перед кредиторами, оплате труда работников должника, обязательным пла­тежам;
 в) сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах, находящихся на его счетах в банках и иных кредитных организациях, номера указанных счетов в банках и иных кредитных организациях и почтовые адреса банков и иных кредитных организаций;
 г) доказательства удовлетворения требований заявителя в случае их признания должником.
 Данные правила (об обязательности представления должником отзыва) введены Законом с целью оперативности рассмотрения дел о банкротстве, поскольку отсутствие у арбитражного суда назван­ной информации, которая обязательно должна содержаться в отзы­ве на заявление, не позволяло, во время действия Закона о банкротст­ве 1992 г. практически во всех случаях рассмотреть заявление креди­тора или прокурора при первом разбирательстве дела, поскольку на­званные лица, как правило, не обладали и не могли обладать сведения­ми обо всех кредиторах должника, размере его задолженности и т.д.
 Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству производится в порядке, предусмотренном ст. 112, 113 АПК, однако имеет и одну существенную особенность.
 В случае наличия у должника возражений по требованиям кре­диторов, налоговых или иных уполномоченных органов, прокурора арбитражный суд на стадии подготовки дела к судебному разбира­тельству, по заявлению должника, проверяет в отдельном судеб­ном заседании обоснованность возражений (к примеру, устанавлива­ет размер задолженности конкретному кредитору или ее отсутствие), т.е. фактически разрешает спор о праве.
 Таким образом, в рамках подготовки дела к судебному разбира­тельству по существу рассматриваются требования, мало отличаю­щиеся от традиционных исковых. Необходимость рассмотрения воз­ражений должника на стадии подготовки дела к судебному разбира­тельству вызвана тем, чтобы к моменту рассмотрения дела о банкрот­стве арбитражный суд обладал более или менее полными сведениями о наличии или отсутствии задолженности должника, поскольку ре­альные суммы долга зачастую расходятся с данными кредиторов, налоговых и других органов, бухгалтерскими документами самого должника.
 Возражения должника рассматриваются арбитражным судом в за­седании, которое должно быть назначено не позднее одного месяца (п. 3 ст. 46 Закона) до установленного срока рассмотрения дела о бан­кротстве, с обязательным извещением о времени и месте заседания должника, временного управляющего, кредитора, налогового или иного уполномоченного органа, прокурора. Заседание проводится по правилам, установленным АПК для судебного разбирательства, по ре­зультатам заседания выносится определение. В определении указы­вается размер требований кредитора, налогового или иного уполно­моченного органа, которые признаны обоснованными. В случае удов­летворения возражений должника в определении указываются суммы, не включаемые в задолженность.
 Дело о банкротстве должно быть рассмотрено арбитражным судом в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (п. 1 ст. 47 За­кона). Установление более продолжительного по сравнению с иско­вым производством (два месяца — ст. 114 АПК) срока рассмотрения дела о банкротстве связано с его (дела) относительно большей тру­доемкостью (иногда в деле участвуют до ста лиц; в процессе рассмот­рения дела о банкротстве арбитражному суду приходится совершать больше процессуальных действий, чем в исковом производстве). Рас­смотрение дела о банкротстве может быть отложено на срок не более двух месяцев (п. 2 ст. 47 Закона).
 Судебное разбирательство дел о банкротстве производится по правилам, установленным АПК (гл. 16). Каких-либо особенностей, за исключением порядка заключения и исполнения мирового согла­шения, являющегося отдельной процедурой банкротства, Закон не предусматривает.
 В соответствии со ст. 48 Закона арбитражный суд по результатам рассмотрения дела о банкротстве принимает один из следующих актов:
 решение о признании должника банкротом и об открытии кон­курсного производства;
 решение об отказе в признании должника банкротом;
 определение о введении внешнего управления;
 определение о прекращении производства по делу.
 Решение арбитражного суда, вынесенное по результатам рас­смотрения дела о банкротстве, должно по форме и содержанию со­ответствовать требованиям, установленным ст. 127 АПК. В решении о признании должника банкротом должны содержаться указания (п. 2 ст.49 Закона):
 о признании должника банкротом;
 об открытии конкурсного производства;
 о назначении конкурсного управляющего (фамилия, имя, отчест­во, номер и серия паспорта, дата его выдачи, кем выдан).
 В решении арбитражного суда о признании банкротом индиви­дуального предпринимателя также указывается (п. 3 ст. 49 Закона) о признании утратившей силу регистрации должника в качестве ин­дивидуального предпринимателя (номер, дата решения и наименова­ние органа, зарегистрировавшего должника в качестве индивидуаль­ного предпринимателя).
 Решение арбитражного суда о признании должника банкротом подлежит немедленному исполнению, если иное не установлено ар­битражным судом.
 Обязательным последствием вынесения решения о признании должника банкротом является публикация информации об этом в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и официальном издании государственного органа по делам о банкрот­стве и финансовому оздоровлению (ст. 50 Закона). Публикация объ­явления производится за счет должника, а при отсутствии у него средств — за счет средств кредитора, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. В таком же по­рядке в указанных изданиях подлежит опубликованию сообщение об отмене решения арбитражного суда о признании должника банкротом в случае вынесения соответствующего постановления апелляцион­ной, кассационной или надзорной инстанциями, арбитражным судом первой инстанции в порядке пересмотра решения по вновь открыв­шимся обстоятельствам.
 В соответствии со ст. 51 Закона решение об отказе в признании должника банкротом принимается в случаях:
 отсутствия признаков банкротства, что обычно подтверждается наличием у должника денежных средств и ликвидного имущества, достаточного для погашения задолженности;
 удовлетворения заявленных требований кредиторов до принятия арбитражным судом решения;
 установления фиктивного банкротства;
 в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом.
 Если имеются доказательства, очевидно свидетельствующие о воз­можности должника погасить задолженность, арбитражный суд с целью предоставить должнику такую возможность вправе отложить рассмотрение дела на срок не более двух месяцев в пределах трехме­сячного срока с момента поступления заявления в арбитражный суд (п. 2 ст. 51 Закона). Закон дает возможность предоставить должнику своебразную отсрочку, несмотря на то, что на момент принятия за­явления у должника имелись признаки банкротства.
 Вынесение арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом — основание для прекращения действия обсто­ятельств, являющихся последствием принятия заявления о призна­нии должника банкротом (ст. 52 Закона): мер по обеспечению тре­бований кредиторов (ст. 44), наблюдения (ст. 56).
 Процедуры банкротства. Вторая стадия рассмотрения дела о бан­кротстве заключается в проведении процедур банкротства: внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения.
 На данной стадии, особенно при проведении внешнего управления и конкурсного производства, арбитражный суд выполняет нехарак­терные для него функции: общее руководство и контроль за ходом процедур, что является еще одной особенностью, отличающей рас­смотрение арбитражным судом дел о банкротстве от искового про­изводства.
 В частности, арбитражный суд назначает, освобождает и отстра­няет арбитражного управляющего; решает вопросы продления и пре­кращения процедур банкротства; рассматривает заявления и жалобы кредиторов, других участников арбитражного процесса на действия арбитражного управляющего, заявления самого арбитражного управ­ляющего; рассматривает и решает вопрос об утверждении отчета ар­битражного управляющего; заслушивает последнего о ходе процедуры банкротства.
 В то же время на стадии процедур банкротства — внешнего уп­равления и конкурсного производства — суд выполняет и чисто су­дебные функции, разрешая разногласия между арбитражным управ­ляющим и работниками должника, между арбитражным управляю­щим и кредиторами, налоговыми и иными уполномоченными орга­нами по наличию, размеру и составу задолженности, вытекающей из гражданских, трудовых и административных отношений, очередности ее удовлетворения; рассматривает споры, связанные с признанием права собственности и других вещных прав (в целях исключения иму­щества из конкурсной массы), их защитой, признанием сделок не­действительными и т.п.
 Таким образом, задачами арбитражного суда на второй стадии рас­смотрения дела о банкротстве являются:
 1) Обеспечение путем осуществления надзора за деятельностью арбитражного управляющего правомерности, эффективности и опе­ративности проведения процедур банкротства.
 2) Решение основных задач арбитражного судопроизводства, ука­занных в ст. 2 АПК: защита прав и интересов организаций и граждан, содействие укреплению законности и предупреждению правонаруше­ний в сфере предпринимательской деятельности, а также граждан­ского оборота в целом.
 Характерной особенностью рассмотрения всех спорных вопросов по заявлениям и жалобам лиц, участвующих в деле, в процессе осу­ществления процедур банкротства является то, что они рассматрива­ются арбитражным судом обязательно в заседании. О времени и месте заседания заинтересованные лица надлежащим образом должны быть уведомлены по правилам, предусмотренным АПК; заседание должно быть проведено не позднее двух недель со дня получения арбитраж­ным судом заявлений и жалоб (п. 1 ст. 55 Закона).
 По результатам рассмотрения заявлений или жалоб арбитражным судом выносится определение, возможность обжалования которого ни АПК, ни Закон не предусматривают (п. 3 ст. 55 Закона). Отсутствие возможности обжалования таких определений, несомненно затрагива­ющих права и интересы лиц, участвующих в деле, связано с необходи­мостью оперативного рассмотрения дел о банкротстве в целом и про­ведения процедур банкротства в частности, иначе обжалование таких определений может привести к остановке процесса банкротства.
 Целью введения внешнего управления является восстановление платежеспособности должника путем передачи полномочий по уп­равлению должником внешнему управляющему (ст. 2 Закона). Эта процедура может быть введена только в отношении должника — юри­дического лица (ст. 23 Закона).
 Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Арбитражный суд, рассмотрев хода­тайства кредиторов, самого должника, других заинтересованных лиц, при условии наличия оснований для введения внешнего управления выносит определение о введении внешнего управления, которое под­лежит немедленному исполнению и может быть обжаловано (ст. 68 Закона). Обычно вопрос о возможности введения внешнего управле­ния рассматривается собранием кредиторов еще на стадии наблюде­ния (ст. 65). Решая вопрос о введении внешнего управления, арбит­ражный суд анализирует имущество должника на предмет определе­ния его ликвидности, состав и квалификацию работников должника, спрос на производимую должником продукцию или оказываемые ус­луги. При решении вопроса о введении внешнего управления учиты­ваются и возможные социально-экономические последствия объяв­ления конкретного должника банкротом.
 Срок проведения внешнего управления ограничен двенадцатью месяцами и может быть продлен арбитражным судом по ходатайству заинтересованных лиц на срок не более шести месяцев (п. 4 ст. 68 Закона).
 С момента введения внешнего управления руководитель долж­ника отстраняется от должности; прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества унитарного пред­приятия; снимаются ранее принятые арбитражным судом меры по обеспечению прав кредиторов; арест на имущество и другие ограни­чения по распоряжению имуществом должника могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, т.е. только тем ар­битражным судом, который принял определение о введении внешнего управления; вводится мораторий на удовлетворение требований кре­диторов по денежным обязательствам и обязательным платежам (ст. 70, 71 Закона).
 Внешний управляющий назначается арбитражным судом, о чем указывается в определении о введении внешнего управления. К внеш­нему управляющему переходят все функции органов должника (ст. 69, 74 Закона).
 По завершении внешнего управления внешний управляющий представляет собранию кредиторов свой отчет о проделанной работе. Отчет внешнего управляющего подлежит утверждению арбитражным судом (ст. 92 Закона).
 При утверждении отчета производство по делу о банкротстве пре­кращается (ст. 93 Закона). При отказе арбитражным судом в утверж­дении отчета внешнего управляющего (обычно при сохранении при­знаков банкротства у должника), в том числе и при наличии соответствующего ходатайства кредиторов, арбитражный суд может выне­сти решение о признании должника банкротом и об открытии кон­курсного производства (п. 6 ст. 92 Закона).
 Основная цель конкурсного производства — соразмерное удов­летворение требований кредиторов в случае признания должника бан­кротом (ст. 3 Закона).
 Конкурсное производство проводится как в отношении должни­ков — юридических лиц, так и должников-граждан (ст. 23 Закона). Об открытии конкурсного производства указывается в решении ар­битражного суда о признании должника банкротом.
 Законом о банкротстве 1998 г., в отличие от Закона 1992 г., ус­тановлен предельный срок конкурсного производства — один год, ко­торый может быть продлен арбитражным судом не более чем на шесть месяцев (п. 2 ст. 97 Закона). Закон предоставляет арбитражному суду право продлить срок конкурсного производства и сверх вышеназван­ного при необходимости в этом. Как правило, на продление срока конкурсного производства суд идет в том случае, если имеются ре­альные шансы увеличить конкурсную массу, к примеру за счет взыс­кания долгов с дебиторов должника, но исполнительное производство в отношении названных лиц затягивается по независящим от кон­курсного управляющего причинам.
 С момента вынесения арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства наступа­ют следующие последствия:
 срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей считается наступившим;
 прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), иных фи­нансовых санкций;
 сведения о финансовом состоянии должника прекращают отно­ситься к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной;
 сделки по отчуждению имущества должника могут совершаться конкурсным управляющим только с согласия собрания кредиторов;
 снимаются все наложенные ранее аресты имущества и другие ог­раничения по распоряжению имуществом;
 все требования к должнику могут быть заявлены только в рамках конкурсного производства (ст. 98 Закона). Последнее означает, что исковые заявления к лицу, объявленному арбитражным судом бан­кротом, не должны приниматься к рассмотрению судами общей юрис­дикции, арбитражными и третейскими судами, а производство по при­нятым делам должно быть прекращено.
 Общую схему действий конкурсного управляющего можно изло­жить следующим образом:
 1) после принятия имущества и всей документации должника кон­курсный управляющий проводит их анализ на предмет определения размера и действительности кредиторской и дебиторской задолжен­ностей, ликвидности и состава имущества, которое должно включать­ся в конкурсную массу (ст. 103, 104 Закона);
 2) конкурсный управляющий проводит анализ сделок, заключен­ных должником, особенно связанных с отчуждением имущества, на предмет их действительности, с тем чтобы при обнаружении ничтож­ных сделок или сделок, подлежащих оспариванию, возвратить иму­щество в конкурсную массу в порядке реституции;
 3) в процессе осуществления конкурсного производства конкурс­ный управляющий предъявляет иски дебиторам (должникам) долж­ника о взыскании задолженности, предъявляет иски к третьим лицам об истребовании имущества должника, если оно находится в чужом незаконном владении, о расторжении договоров должника, участву­ет в рассмотрении заявлений кредиторов в арбитражном суде в слу­чае возникновения разногласий по объему кредиторской задолжен­ности и т.д;
 4) после определения состава и оценки имущества, включаемого в конкурсную массу, конкурсный управляющий в порядке, опреде­ленном собранием кредиторов, проводит продажу имущества долж­ника с публичных торгов (ст. 112 Закона);
 5) расчеты с кредиторами должника конкурсный управляющий производит в очередности, установленной ст. 106 Закона;
 6) по завершении конкурсного производства — реализации иму­щества должника, увольнения его работников, расчета с кредиторами и сдачи на хранение документов должника, подлежащих обязатель­ному хранению, — конкурсный управляющий представляет в арбит­ражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производ­ства (ст. 117 Закона).
 Рассмотрев отчет конкурсного управляющего, арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, кото­рое является основанием для внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 119 Закона).
 Среди особенностей мирового соглашения, заключаемого при рассмотрении арбитражным судом дел о банкротстве, можно назвать следующие:
 1. Мировое соглашение является процедурой банкротства (ст. 23 Закона), т.е. одним из способов реализации целей банкротства.
 2. Мировое соглашение может быть достигнуто на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве, в том числе и на стадии конкурсного производства, т.е. после вынесения арбитраж­ным судом решения о признании должника банкротом.
 3. Мировое соглашение со стороны должника подписывается гражданином-должником, руководителем должника — юридического лица, внешним или конкурсным управляющим, со стороны кредито­ров — лицом, уполномоченным собранием кредиторов (п. 2 ст. 121 Закона).
 4. Решение о заключении мирового соглашения принимается со­бранием кредиторов и считается принятым, если за него проголосо­вало большинство (более 50%) от общего числа конкурсных креди­торов и все кредиторы (100%) по обязательствам, обеспеченным за­логом имущества должника (п. 2 ст. 120 Закона).
 5. Законом допускается участие в заключении мирового соглаше­ния третьих лиц (п. 3 ст. 120 Закона), которые берут на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением (к примеру, по погашению части долга должника).
 6. Мировое соглашение должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) пре­кращении обязательств должника предоставлением отступного, про­щением долга либо иными способами, предусмотренными граждан­ским законодательством (п. 1 ст. 122 Закона).
 7. Мировое соглашение может быть заключено и утверждено ар­битражным судом только после погашения задолженности по требо­ваниям кредиторов первой и второй очереди (п. 1 ст. 123 Закона). К ним относятся граждане, перед которыми должник несет ответст­венность за причинение вреда жизни и здоровью, по расчетам тру­дового характера (зарплаты, пособия) и выплате вознаграждений по авторским договорам (п. 2 ст. 106 Закона).
 8. Заключение мирового соглашения является при утверждении его арбитражным судом основанием для прекращения производства по делу, за исключением случаев, когда оно заключено во время кон­курсного производства. В этом случае арбитражный суд производство по делу не прекращает, а выносит определение об утверждении ми­рового соглашения (п. 4 ст. 121 Закона). Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного про­изводства не подлежит исполнению (п. 4 ст. 124 Закона).
 9. Мировое соглашение по заявлению должника, кредитора или прокурора может быть признано недействительным по основаниям, предусмотренным ст. 127 Закона. В этом случае производство по делу о банкротстве возобновляется отдельным определением арбитражно­го суда, которое может быть обжаловано (п. 1 ст. 128 Закона). Объ­явление о возобновлении производства по делу публикуется арбит­ражным судом за счет должника в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».
 10. Мировое соглашение может быть расторгнуто по соглашению всех кредиторов, а также по решению арбитражного суда. Кроме того, арбитражный суд может расторгнуть мировое соглашение в отноше­нии отдельного кредитора (п. 2 ст. 129 Закона). Расторжение дого­вора влечет те же последствия, что и признание мирового соглашения недействительным.
 § 2. Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение
 
 С принятием нового АПК в 1995 г. появилась новая категория дел, рассматриваемых арбитражными судами — дела об установле­нии фактов, имеющих юридическое значение. Их рассмотрение и раз­решение арбитражным судом имеет свои процессуальные особен­ности, обусловленные спецификой предмета судебной деятельности. Это обстоятельство нашло отражение в ч. 3 ст. 22, 27, п. 8 ст. 87, 133, 144 АПК.
 В статье 127 Конституции РФ, в ст. 4 Федерального конституци­онного закона «Об арбитражных судах» и в ст. 1 АПК предусмотрено, что арбитражные суды разрешают не только экономические споры, но и рассматривают иные дела.
 В числе иных дел, отнесенных к подведомственности арбитраж­ного суда, которые не охватываются собственно понятием экономи­ческого спора, в ч. 3 ст. 22 АПК называются дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
 В науке гражданского процессуального права, в законодательстве о гражданском судопроизводстве и судебной практике сложилось единое мнение о существовании самостоятельного вида судопрои­зводства — особого производства. Предметом его разбирательства и являются дела об установлении фактов, имеющих юридическое зна­чение.
 В арбитражном процессуальном законодательстве также упоми­нается данная категория дел, однако законодатель не относит ее к особому производству, поскольку в арбитражном процессе нет такого понятия*. И в то же время дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, не являются делами искового производства, поскольку в них отсутствуют истец и ответчик, а существует только заявитель.
 * См.: Комментарий к АПК РФ. Ростов-н/Д., 1996, С. 264.
 
 Анализ ст. 22, 27, п. 8 ст. 87, 133, 144 АПК дает основание для вывода о том, что речь в них идет о делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение, как о делах особого производства, ибо это не споры о праве, а нечто иное, не охватываемое понятием искового производства.
 АПК (ч. 3 ст. 22) относит к подведомственности арбитражных судов, помимо экономических споров, и дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предприниматель­ской и иной экономической деятельности. В данном случае речь идет об установлении арбитражным судом не любых фактов, а только тех, которые имеют правовые последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
 АПК, определив понятие фактов, имеющих юридическое значе­ние, не расшифровывает его и в отличие от ГПК не называет перечень таких фактов. Этот пробел в арбитражном процессуальном законе восполнен в виде разъяснения в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 31 октября 1996 г; «О применении АПК РФ при рассмотрении дел в суде первой инстанции», в п. 2 которого за­писано, что к юридическим фактам, которые устанавливает арбит­ражный суд, в частности, относятся:
 1) факт принадлежности строения или земельного участка на праве собственности;
 2) факт добросовестного, открытого и непрерывного владения как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет;
 3) факт регистрации организации в определенное время и в оп­ределенном месте.
 В литературе можно встретить упоминание об установлении факта принадлежности организации или гражданину правоустанавливающего документа, в том числе и учредительного*.
 * См.: Комментарий к АПК РФ. М., 1995. С. 61.
 
 Арбитражные суды принимают к своему производству и рассмат­ривают заявления об установлении юридических фактов при наличии следующих условий:
 1) если согласно закону факт порождает юридические последст­вия, т.е. влечет возникновение, изменение или прекращение право­отношений в сфере предпринимательской и иной экономической де­ятельности;
 2) если установление юридического факта не связывается с пос­ледующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитраж­ному суду;
 3) если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридичес­кий факт;
 4) если действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.
 Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, возбуждаются арбитражным судом на основании заявления лица, за­интересованного в установлении данного факта. Заявление об уста­новлении юридического факта подается с соблюдением требований о его форме и содержании, изложенных в ст. 102 АПК.
 В частности, в нем должны быть указаны:
 — факт, об установлении которого просит заявитель;
 — доказательства, подтверждающие его;
 — перечень прилагаемых документов;
 — цель, для которой заявителю необходимо установить данный факт;
 — доказательства, подтверждающие невозможность получения за­явителем надлежащих документов либо невозможность восстановле­ния утраченных документов иным способом.
 Несоблюдение указанных требований влечет последствия, пред­усмотренные ч. 1 ст. 108 АПК, т.е. возвращение заявления.
 Заявление об установлении фактов, имеющих юридическое зна­чение, подается в арбитражный суд с соблюдением правил о подсуд­ности, закрепленных в АПК. Заявления по делам данной категории подаются в арбитражный суд по месту нахождения заявителя. Ис­ключение из этого правила касается заявлений по делам об установ­лении факта принадлежности здания, сооружения, земельного участка или другого объекта недвижимости на праве собственности и за­явлений об установлении факта добросовестного, открытого и непре­рывного владения как своим собственным недвижимым имуществом. Заявления по этим делам подаются в арбитражный суд по месту на­хождения недвижимого имущества.
 При определении подсудности дел об установлении фактов, имею­щих юридическое значение, учитываются характер или вид фактов, подлежащих установлению.
 Несоблюдение правил о подсудности является основанием для возвращения заявления и приложенных к нему документов (п. 3 ч. 1 ст. 108 АПК).
 Дела об установлении юридических фактов рассматриваются ар­битражными судами по общим правилам, предусмотренным АПК, с участием заявителя, других заинтересованных в исходе дела лиц.
 Привлеченные арбитражным судом к участию в деле заинтересо­ванные лица (лица, права которых может затронуть принятое реше­ние) вправе представлять доказательства в подтверждение обосно­ванности или необоснованности рассматриваемого арбитражным судом заявления об установлении юридического факта, участвовать в исследовании обстоятельств дела, обжаловать принятое решение и совершать другие действия, указанные в ст. 33 АПК РФ.
 Разбирательство по делу об установлении факта, имеющего юри­дическое значение, не всегда может быть окончено вынесением ре­шения арбитражного суда. Это связано с тем, что в ходе разбиратель­ства дела могут возникнуть обстоятельства, препятствующие даль­нейшему движению данного дела.
 Например, если заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим права подписывать его, либо лицом, должностное положе­ние которого не указано (п. 3 ст. 87 АПК), или если заявитель не явит­ся в заседание арбитражного суда и не заявит о рассмотрении дела без его участия (п. 6 ст. 87 АПК). В перечисленных случаях суд оставляет заявление без рассмотрения. Однако эти случаи распространяются на все арбитражные дела, отнесенные Законом к его ведению.
 Вместе с тем в п. 8 ст. 87 АПК предусмотрено основание для ос­тавления заявления без рассмотрения только по делам об установле­нии фактов, имеющих юридическое значение. В соответствии с ука­занной нормой заявление оставляется без рассмотрения, если при рас­смотрении заявления об установлении фактов, имеющих юридичес­кое значение, выясняется, что возник спор о праве между заинтере­сованными лицами, подведомственный арбитражному суду, или если сам суд придет к выводу, что в данном деле установление факта свя­зано с необходимостью разрешения судом спора о праве.
 Например, заявитель просит установить факт владения недвижи­мым имуществом, однако суду стало известно, что еще одно лицо предъявляет свои права на данное имущество. В этом случае заяви­телю и заинтересованным лицам разъясняется, что они вправе предъ­явить в арбитражный суд иск на общих основаниях.
 Решение арбитражного суда об установлении факта, имеющего юридическое значение. Судебное разбирательство по делу об уста­новлении фактов, имеющих юридическое значение, заканчивается вы­несением решения. Оно излагается в соответствии с общими прави­лами для составления судебных решений и должно удовлетворять всем требованиям гл. 17 АПК.
 Вместе с тем это решение имеет свои особенности. В его моти­вировочной части следует привести доказательства, подтверждающие вывод об обстоятельствах, имеющих значение для разрешения дела. В резолютивной части решения констатируется наличие или отсут­ствие факта, имеющего юридическое значение. В случае удовлетворения заявления арбитражный суд должен четко изложить установленный юридический факт. Конкретное содержание резолютивной части решения обусловлено характером заявленных требований. На­пример, при удовлетворении заявления об установлении факта вла­дения строением на праве собственности указываются: место нахож­дения строения, когда, где и за какой организацией или граждани­ном-предпринимателем оно было зарегистрировано.
 В силу ст. 13 АПК решение арбитражного суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, обязательно для органов, ре­гистрирующих такие факты или оформляющих права, которые воз­никают в связи с установлением судом факта.
 Решение арбитражного суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, не заменяет собой документов, выдаваемых этими органами, а лишь служит основанием для регистрации соот­ветствующими органами такого факта или для оформления прав, ко­торые возникают в связи с установленным фактом.
 § 3. Производство по делам с участием иностранных лиц
 
 Понятие иностранных лиц. Категория «иностранные лица», упот­ребляемая АПК (ч. 1 ст. 210), включает в себя лиц, имеющих раз­личный правовой статус. К названной группе участников арбитражного процесса относятся иностранные и международные организации, иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
 Вместе с тем, поскольку ст. 213 АПК не исключает при определен­ных условиях участия в арбитражном процессе иностранных госу­дарств, к группе «иностранные лица» можно отнести и любое государ­ство (кроме Российской Федерации), обладающее государственным Суверенитетом и признанное субъектом международного права.
 Одним из первых действий судьи арбитражного суда, решающего вопрос о принятии поступившего искового заявления с участием ино­странного лица, является определение статуса такого лица (идентифи­кация). Проверка данного обстоятельства имеет важнейшее значение для решения вопросов подсудности спора и определения компетенции арбитражного суда, для определения круга доказательств, необходи­мых для разрешения спора, и порядка их представления, для выбора применимого права (российского, иностранного или международно­го), нормы которого будут положены в основу решения по делу.
 В соответствии с ч. 1 ст. 22 АПК арбитражному суду подведомст­венны споры между юридическими лицами, гражданами, осуществля­ющими предпринимательскую деятельность без образования юриди­ческого лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя. Поскольку АПК не содержит никаких изъятий в отношении подве­домственности споров с участием иностранных лиц арбитражному суду, при определении правового положения иностранного лица ар­битражный суд должен исходить из принципа: обладает ли иностран­ная организация статусом юридического лица, является ли иностран­ный гражданин или лицо без гражданства предпринимателем по зако­нодательству страны нахождения или постоянного проживания.
 По российскому гражданскому законодательству (ст. 23, 51 ГК) в качестве доказательства наличия у организации статуса юридичес­кого лица, а у гражданина — статуса индивидуального предпринима­теля принимаются документы о государственной регистрации: вы­писка из Единого государственного реестра юридических лиц, реше­ние уполномоченных государственных органов о регистрации, сви­детельство о регистрации и т.д.
 Многообразие форм функционирования организаций и граждан в гражданском обороте иностранных государств тем не менее позво­лило выработать рекомендации по определению юридического ста­туса иностранных организаций, участвующих в арбитражном процес­се. Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил, что юридический ста­тус иностранного лица подтверждается выпиской из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного лица в соответствии с законода­тельством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства*. Названное разъяснение основано на положениях пункта «е» ст. 16 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР»**.
 * См. п. 3 Обзора практики рассмотрения споров по делам с участием иностран­ных лиц, рассмотренных арбитражными судами после 1 июля 1995 г. (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1996 г. № 10) // ВВАС РФ. 1997. № 3. С. 90.
 ** СЗ РФ. 1991. № 29. Ст. 1008.
 
 Таким образом, определение правового статуса иностранного лица и наличия у него процессуальной правосубъектности, позволяющей при­нимать участие в рассмотрении дела в арбитражном суде Россий­ской Федерации, производится в соответствии с внутренним законода­тельством страны происхождения, а не с российским гражданским за­конодательством. Данный вывод подтверждают и положения п. 3 ст. 23 Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной 22 янва­ря 1993 г. государствами — членами СНГ (далее — Минская Конвенция 1993 г.): «Правоспособность юридического лица определяется законо­дательством государства, по законам которого оно было учреждено»*.
 * СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1472.
 
 Статус международной организации определяется ее учредитель­ными документами, как правило, международно-правовыми акта­ми. Если штаб-квартира международной организации находится вне Российской Федерации, ее правосубъектность, в том числе и про­цессуальная, помимо учредительных документов, может определяться и соглашением между уполномоченными федеральными органами го­сударственной власти Российской Федерации и этой организацией.
 Несколько сложнее решить проблему статуса иностранного лица в том случае, когда по законодательству страны происхождения ор­ганизация не является юридическим лицом, но тем не менее ее функ­ционирование вполне легитимно. В такой ситуации, арбитражный суд может поступить двояко: либо отказать в принятии искового заявле­ния с участием такого лица (прекратить производство по делу при установлении данного факта после принятия искового заявления) и разъяснить, что спор должен рассматриваться судом общей юрисдик­ции, либо рассматривать исковое заявление по существу, исходя из того, что по соответствующему внутреннему законодательству такое лицо обладает правосубъектностью, достаточной для участия в про­цессе в арбитражном суде Российской Федерации*.
 * Такое мнение высказано, к примеру, В.К. Пучинским. См.: Пучинский В.К. Производство по делам с участием иностранных лиц // Хозяйство и право. 1996. № 4. С. 26.
 
 В случае участия в арбитражном процессе иностранных граждан и лиц без гражданства, не зарегистрированных на территории Россий­ской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, ар­битражный суд, исходя из положений соответствующего внутреннего законодательства, проверяет, имеет ли такой гражданин статус пред­принимателя или коммерсанта в стране происхождения, что подтверж­дается документами о его регистрации в торговом реестре страны или иным образом. Если же гражданин — иностранное лицо не представ­ляет таких документов, в данном случае целесообразно, в отличие от описанной аналогичной ситуации с иностранной организацией, не рас­сматривать дело, исходя из того, что дела с участием граждан, не яв­ляющихся зарегистрированными в установленном порядке предпри­нимателями, подведомственны судам общей юрисдикции как по рос­сийскому законодательству, так и по законодательству многих других стран. Кроме того, решение арбитражного суда может затронуть иму­щественные и личные неимущественные права и интересы гражданина, не связанные с его предпринимательской деятельностью.
 Процессуальные права иностранных лиц. Одна из основных задач российской экономики — привлечение иностранных инвести­ций. Важнейшим условием обеспечения роста иностранных инвести­ций, в целом, и участия иностранных лиц в предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, в частности, является наличие законодательных гарантии иностранных инвестиции, в том числе права на судебную защиту прав и интересов иностранных инвесторов при осуществлении гражданского (в широком смысле) судопроизводства.
 Такие гарантии предоставлены иностранным лицам Конститу­цией РФ (ст. 62) и АПК, в соответствии со ст. 210 которого ино­странные лица наделены правом обращаться в арбитражные суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспари­ваемых прав и законных интересов. При этом в соответствии с ч. 2 указанной статьи АПК иностранные лица пользуются процессуаль­ными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с организациями и гражданами Российской Федерации. Судопроизвод­ство в арбитражных судах по делам, в которых участвуют иностранные лица, осуществляется в соответствии с настоящим кодексом и иными федеральными законами (ст. 211 АПК).
 Таким образом, арбитражное процессуальное законодательство, исходя из основных положений международного права, закрепленных в международных договорах Российской Федерации*, предоставляет иностранным лицам так называемый национальный правовой режим, применительно к арбитражному судопроизводству означающий, что при рассмотрении дел с участием иностранных лиц арбитражный суд не делает каких-либо различий между ними и российскими участни­ками процесса, руководствуясь российским процессуальным законо­дательством с особенностями, предусмотренными иными федераль­ными законами и международными договорами.
 * См., напр., ст. 3 Киевского Соглашения государств - участников СНГ о поряд­ке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, под­писанного 20 марта 1992 г. (далее - Киевское Соглашение 1992 г.) // ВВАС РФ. 1992. № 1. С.114.
 
 Всякого рода правовые ограничения (так называемые реторсии) процессуальных прав иностранных лиц возможны в соответствии с ч. 3 ст. 210 АПК только по решению Правительства Российской Фе­дерации и только в одном случае: в ответ на ограничения, которые допускаются в судах конкретных государств в отношении процессу­альных прав российских организаций и граждан. Ограничения про­цессуальных прав иностранных лиц (например, установление больше­го размера государственной пошлины для обращения с иском в арбит­ражный суд для истцов, происходящих из страны, в отношении кото­рой установлены реторсии; установление обязанности внесения на де­позитный счет суда залога, достаточного для компенсации судебных расходов ответчика — российского лица, если он выиграет процесс и т.д.) возможны в отношении организаций и граждан только конкрет­ного государства. Арбитражному суду не предоставлено право самостоятельно устанавливать ограничения процессуальных прав ино­странных лиц. Суд также не вправе заставлять их доказывать отсутст­вие в национальном законодательстве дискриминационных норм в от­ношении процессуальных прав российских организаций и граждан.
 Наличие равной с российскими участниками процессуальной правосубъектности иностранных лиц означает, что они могут выступать в арбитражном суде в качестве истца, ответчика, третьих лиц, заяв­ляющих и не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, заявителей и заинтересованных лиц по делам о несостоятель­ности и об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Иностранные лица пользуются всем объемом полномочий указанных лиц в арбитражном процессе.
 Однако осуществление арбитражным судом судопроизводства по делам с участием иностранных лиц по общим правилам, установлен­ным АПК, не исключает и учет некоторых особенностей при рассмот­рении этих дел. Это касается определения статуса иностранного участ­ника, подведомственности и подсудности спора с участием иностран­ного лица, порядка представления и оценки доказательств, особенно официальных иностранных документов, вручения иностранному лицу судебных документов, установления применимого права, уплаты государственной пошлины и возмещения судебных расходов, испол­нения судебных актов и т.д. Подробные разъяснения учета названных особенностей даны Высшим Арбитражным Судом РФ в Обзоре прак­тики рассмотрения споров по делам с участием иностранных лиц, рас­смотренных арбитражными судами после 1 июля 1995 г.* Вопросы установления применимого права также подробно освещены в Обзоре судебно-арбитражной практики разрешения споров по делам с учас­тием иностранных лиц**.
 * См.: ВВАС РФ. 1997. № 3. С. 87.
 ** См.: ВВАС РФ. 1998. № 4. С. 38.
 
 Компетенция арбитражных судов по делам с участием иностран­ных лиц. Термин «компетенция» применительно к процессуальному законодательству не имеет однозначного толкования. Его использо­вание в АПК вызвано, в основном, широким применением в между­народных договорах, регулирующих процессуальные вопросы.
 Анализ содержания ст. 212 АПК, содержащей нормы о компетен­ции арбитражных судов по делам с участием иностранных лиц, по­казывает, что в указанной статье урегулированы некоторые вопросы как подведомственности арбитражным судам дел с участием ино­странных элементов (определено, в каких случаях арбитражный суд может рассматривать такое дело), так и подсудности указанной ка­тегории арбитражным судам (определено, какой арбитражный суд может рассматривать такое дело). Такого же понимания «компетен­ции» придерживаются и другие авторы, занимающиеся процессуаль­ными проблемами рассмотрения арбитражными судами дел с учас­тием иностранных лиц*. При этом нормы ст. 212 АПК не устанавли­вают каких-либо новых правил определения подведомственности и подсудности дел рассматриваемой категории; эти нормы можно рас­ценить как дополняющие соответствующие общие правила, содержа­щиеся в гл. 3 АПК «Подведомственность и подсудность».
 * См., напр.: Пучинский В.К. Указ. соч. С. 29.
 
 Общие правила подведомственности дел арбитражным судам оп­ределены в ст. 22 АПК. В соответствии с указанной статьей арбит­ражный суд рассматривает дела с участием организаций и граждан Российской Федерации, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, ино­странных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпри­нимательскую деятельность, если иное не предусмотрено междуна­родным договором Российской Федерации. В названной статье за­креплено правило, что арбитражные суды рассматривают все подве­домственные им дела независимо от того, кто является участником — российские или иностранные лица.
 Следовательно, при решении вопроса о принятии заявления, по которому истцом или ответчиком является иностранное лицо, суд, прежде всего руководствуется правилами разграничения подведом­ственности споров между судами общей юрисдикции и арбитражны­ми судами, установленными ч. 1 ст. 22 АПК.
 Арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоот­ношений, между юридическими лицами, гражданами, осуществляю­щими предпринимательскую деятельность без образования юриди­ческого лица.
 Примерный перечень категорий дел по экономическим спорам со­держится в ч. 2 ст. 22 АПК, таким образом, арбитражный суд вправе рассматривать любые дела с участием иностранных лиц, указанные в названной статье, в том числе и заявления иностранных лиц о при­знании недействительными актов государственных органов и органов местного самоуправления*.
 * См. п. 7 постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбит­ражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с при­менением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» // ВВАС РФ. 1996. № 9. С. 6.
 
 Нормы, регулирующие вопросы подведомственности арбитраж­ным судам дел с участием иностранных лиц и их подсудности, со­держатся в ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 212 АПК. Общее правило, содержащееся в ч. 1 ст. 212 АПК, определяет, что арбитражные суды вправе рас­сматривать дела с участием иностранных лиц, если ответчик нахо­дится, а гражданин имеет место жительства на территории Россий­ской Федерации.
 Комментируя содержание названной нормы, следует отметить не­которую ее редакционную неточность, на что уже обращалось вни­мание*. Буквальный смысл указанной нормы, исходя из общих пра­вил подведомственности и подсудности дел, состоит в том, что ар­битражному суду подведомственно дело по экономическому спору с участием иностранной организации, обладающей статусом юридичес­кого лица, иностранного гражданина или лица без гражданства, яв­ляющегося по законодательству страны происхождения предприни­мателем, при условии, что ответчик — юридическое лицо или граж­данин — находится или имеет место жительства на территории Рос­сийской Федерации независимо от того, имеет ответчик российское или иностранное гражданство. В комментируемой норме нашел от­ражение признак, характерный для любого искового производства: дело рассматривается судом той территории, на которой находится ответчик. Данная норма соответствует норме, содержащейся в ч. 1 ст. 25 АПК, которой установлена общая территориальная подсуд­ность дел.
 * См., напр.: Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Россий­ской Федерации. 2-е изд. М., 1998. С. 469; Пучинский В.К. Производство по делам с участием иностранных лиц (окончание) // Хозяйство и право. 1996. № 5. С. 14.
 
 Второй частью ст. 212 АПК установлены случаи, когда подсуд­ность дел с участием иностранных лиц определяется по выбору истца (альтернативная подсудность). В частности, дело может быть рассмот­рено арбитражным судом также в следующих случаях:
 1) если филиал или представительство иностранного лица нахо­дятся на территории Российской Федерации. Данное правило кор­респондирует с нормой ч. 2 ст. 25 АПК и дает возможность россий­ским организациям или гражданам привлекать в качестве ответчика по делу, рассматриваемому арбитражным судом РФ, иностранное юридическое лицо, если на территории Российской Федерации на­ходится его филиал или представительство*;
 * См. п. 1 Обзора практики рассмотрения споров но делам с участием иностран­ных лиц, рассмотренных арбитражными судами после 1 июля 1995 г. (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1996 г. № 10) // ВВАС РФ. 1997. № 3. С. 87.
 
 2) если ответчик имеет имущество на территории Российской Фе­дерации. В названном случае споры должны приниматься арбитраж­ным судом при наличии всех других оснований независимо от рода имущества (движимое или недвижимое, вещи или бездокументарные ценные бумаги, доли в уставных капиталах юридических лиц, безна­личные денежные средства и т.д.), а также без проверки соответствия стоимости имущества цене иска или предполагаемому размеру су­дебных расходов. В данном случае под ответчиком следует понимать и иностранное, и российское лицо (в том случае, если российская организация или гражданин находятся на территории другого госу­дарства). Иск может быть подан в арбитражный суд по месту нахож­дения имущества;
 3) если иск вытекает из договора, по которому исполнение должно иметь или имело место на территории Российской Федерации. Здесь законодатель повторил норму ч. 4 ст. 26 АПК. Определение места ис­полнения договорного обязательства производится судом исходя из содержания текста договора с учетом положений ст. 316 ГК;
 4) если по делу о возмещении вреда, причиненного имуществу, действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для предъявления требования о возмещении вреда, имело место на тер­ритории Российской Федерации;
 5) если иск вытекает из неосновательного обогащения, имевшего место на территории Российской Федерации.
 Два последних обстоятельства — новые для арбитражного процес­суального законодательства. В статьях, определяющих общие правила подсудности, аналогичные нормы отсутствуют. Соответственно п. 4 и 5 ч. 2 ст. 212 АПК дают истцу возможность выбора суда: иск может быть подан либо по месту нахождения ответчика, причинившего вред или неосновательно обогатившегося, либо по месту совершения дей­ствий, послуживших причиной возникновения вреда или неоснова­тельного обогащения;
 6) если по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации истец находится на территории Российской Федерации. Слова «истец находится» следует трактовать применительно к положениям ст. 20 ГК «Место жительства гражданина» и ст. 54 ГК «Наименование и место нахождения юридического лица». Это правило дает возмож­ность рассматривать дела, по которым ответчиком может быть, на­пример, иностранное средство массовой информации. Введение его в АПК вызвано наличием аналогичной нормы в ст. 20 Минской Кон­венции 1993 г., т.е. международными обязательствами Российской Федерации;
 7) если имеется соглашение об этом между организацией или гражданином Российской Федерации и иностранным лицом. Указан­ная норма, предоставляя сторонам в споре заключать так называемые пророгационные соглашения, по существу устанавливает дополнитель­ные основания для принятия арбитражным судом к своему произ­водству дела с участием иностранного лица (т.е. определяет подве­домственность дел) и одновременно такую подсудность, которая на­зывается договорной. При этом свобода выбора сторонами суда не безгранична: иностранное лицо и российское, например, находящееся в Тульской области, не могут договориться о рассмотрении споров арбитражным судом Московской области, поскольку такое соглашение для последнего суда в силу установленных АПК правил подсудности (изменена может быть только общая и альтернативная подсуд­ность) не является обязательным. Фактически такое соглашение может быть достигнуто только в одном случае: когда иностранное и российское лица договариваются о том, что возникший спор или все могущие возникнуть между ними (при исполнении договора, напри­мер) споры рассматриваются арбитражным судом Российской Феде­рации по месту нахождения российского лица, даже в том случае, если ответчиком будет иностранное лицо.
 Как правило, соглашение оформляется в качестве одного из условий гражданско-правового договора либо в виде самостоятельного документа. В соглашении должен быть зафиксирован факт принципиальной договоренности сторон о рассмотрении споров именно государственными арбитражными судами Российской Федерации, по­скольку но международно-правовой терминологии под категорией «арбитражные суды» понимаются третейские суды*.
 * См. информационное письмо ВАС РФ от 1 марта 1996 г. № ОМ-37 «О приме­нении международных договоров и исполнении решений арбитражных судов других государств»// ВВАС РФ. 1996. № 12. С. 101.
 
 Необходимость наличия в соглашении указания на государствен­ный статус арбитражного суда диктуется еще и тем, что при отсут­ствии всех других признаков, позволяющих считать, что именно ар­битражный суд компетентен рассматривать данное дело, соглашение сторон может быть истолковано судом в пользу третейского суда. В этом случае иск должен быть оставлен без рассмотрения в соот­ветствии с п. 2 ст. 87 АПК*.
 * См. п. 14, 15 Обзора судебно-арбитражной практики разрешения споров но делам с участием иностранных лиц (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 16 февраля 1998 г. № 29).
 
 Правила об исключительной подсудности некоторых категорий дел с участием иностранного лица установлены ч. 3 и 4 ст. 212 АПК. Эти правила касаются исков, связанных с защитой вещных прав на недвижимое имущество (виндикационные и негаторные), с призна­нием вещных прав на недвижимое имущество, — они должны рас­сматриваться только арбитражным судом по месту нахождения не­движимого имущества; исков, вытекающих из договора перевозки, — они рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения ор­гана транспорта. Названные положения повторяют нормы ч. 1 и 2 ст. 29 АПК, а также общепринятые нормы международного права и международных договоров Российской Федерации*.
 * См., напр., ст. 20 Минской Конвенции 1993 г. // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1472.
 
 Кроме того, АПК установлена исключительная подсудность по искам к государственным органам, органам местного самоуправления субъектов Российской Федерации, вытекающим из административ­ных правоотношений, — эти иски, заявленные истцами, рассматри­ваются арбитражным судом этого субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 29 АПК).
 Также следует иметь в виду, что исключительная подсудность ус­тановлена и по двум категориям дел особого производства: по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и о несо­стоятельности (банкротстве) организаций и граждан.
 Заявления об установлении фактов, имеющих юридическое зна­чение, рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения заявителя, за исключением дел об установлении факта владения не­движимым имуществом (ст. 27 АПК). Дела о несостоятельности (бан­кротстве) в соответствии со ст. 28 АПК рассматриваются арбитраж­ными судами по месту нахождения должника.
 Все правила об исключительной подсудности трех последних ка­тегорий дел распространяются и на дела с участием иностранного лица, хотя они и не перечислены в ст. 212 АПК.
 Следует отметить, что дела, указанные в п. 1-7 ч. 2 ст. 212 АПК, не имеют широкого распространения в практике арбитражных судов Российской Федерации, несмотря на определенное «удобство» для российских организаций и граждан прежде всего потому, что их ис­полнение, особенно если ответчиками являются иностранные граж­дане, крайне затруднительно из-за отсутствия надлежащей коорди­нации органов, осуществляющих исполнительное производство в Рос­сийской Федерации и в иностранных государствах, что практически сводит на нет эффективность этих процессов.
 В части 5 ст. 212 закреплено правило, повторяющее норму, со­держащуюся в ч. 1 ст. 31 АПК о том, что дело, принятое арбитражным судом с соблюдением правил подсудности, разрешается им по суще­ству, даже если оно в ходе рассмотрения стало подсудно суду другого государства.
 Судебный иммунитет. Наряду с юридическими и физическими лицами участником судебного процесса, в том числе и арбитражного, может быть государство. Российское гражданское и процессуальное законодательство допускает участие в судебном процессе Российской Федерации в лице ее уполномоченных органов (гл. 5 ГК, ст. 16, 1069 ГК), не наделяя государство какими-либо привилегиями.
 В отношении иностранных государств, в качестве субъектов пра­воотношений обладающих такими признаками, как суверенитет и ра­венство с другими государствами, в процессуальном законодательстве закреплен судебный иммунитет.
 Сущность судебного иммунитета (ст. 213 АПК) применительно к арбитражному процессу заключается в том, что иностранное госу­дарство может выступать в арбитражном процессе в качестве ответ­чика, третьего лица только лишь с согласия компетентных органов этого государства (обычно — правительства). То же самое касается и возможности принять в отношении иностранного государства меры по обеспечению иска, обратить взыскание на имущество иностранного государства, находящееся на территории Российской Федерации.
 Вопросы о наличии согласия иностранного государства на предъ­явление иска в арбитражный суд Российской Федерации, на привле­чение его в качестве третьего лица и другие перечисленные в ст. 213 АПК действия изучаются арбитражным судом при принятии искового заявления. При этом основой для вывода о возможности совершить такие действия должно являться внутреннее законодательство ино­странного государства, которым определен компетентный орган, чье согласие необходимо. Согласие должно быть дано по каждому из ука­занных в ст. 213 действий.
 Учитывая возможность предъявления иска к иностранному госу­дарству, сложность рассмотрения такого дела, в основном с точки зре­ния политического аспекта, лучше всего отнести эту категорию дел к исключительной подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ.
 Судебный иммунитет может распространяться и на некоторые международные организации (ч. 2 ст. 213 АПК). Аргументы между­народной организации о наличии у нее судебного иммунитета необ­ходимо изучать в каждом конкретном случае, исходя из положений федеральных законов и международных договоров, закрепляющих статус международной организации.
 Процессуальное взаимодействие российских арбитражных судов и иностранных судов. Пересечение деятельности арбитражных судов Российской Федерации и иностранных судов в процессуальной плос­кости происходит по двум направлениям: когда иностранным судом принято решение по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, производство по которому находится в ар­битражном суде Российской Федерации, и взаимное выполнение су­дебных поручений.
 В первом случае ст. 214 АПК установила общий принцип, анало­гичный содержащемуся в ст. 85 (п. 2, 3), ст. 87 (п. I): арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения или прекращает производство по делу, если компетентный суд иностранного государства, принявший дело к рассмотрению до предъявления иска в арбитражный суд, со­ответственно рассматривает или принял решение, вступившее в за­конную силу, по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.
 В то же время ст. 214 АПК установлены изъятия из этого правила: арбитражный суд продолжает рассмотрение дела по существу, если решение суда иностранного государства не подлежит признанию или исполнению на территории Российской Федерации либо соответст­вующее дело подлежит рассмотрению исключительно в арбитражном суде РФ.
 АПК не устанавливает случаи, когда решение суда иностранно­го государства не подлежит признанию или исполнению на террито­рии Российской Федерации. Поэтому, как и в других случаях наличия правоотношений с международным элементом, необходимо обра­щаться к международным договорам. Примером регулирования та­кого вопроса государствами — участниками СНГ является ст. 9 Ки­евского Соглашения 1992 г. и ст. 55 Минской Конвенции 1993 г.
 В названных договорах воспроизводятся общепринятые в между­народном праве основания непризнания и неисполнения решений судов иностранных государств, такие как: решение не вступило в за­конную силу, ответчик не был извещен надлежащим образом о вре­мени и месте судебного заседания, отсутствует соглашение сторон по делу договорной подсудности, истек срок давности принудительного исполнения решения и т.д.
 К делам, относящимся к исключительной компетенции арбитраж­ных судов Российской Федерации, относятся дела о несостоятель­ности (банкротстве) российских организаций и граждан (ст. 5 Феде­рального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Как правило, в большинстве государств, в том числе и Российской Федерации, к исключительной компетенции судов относятся дела по искам о вещ­ных правах на недвижимое имущество (о признании права собствен­ности, виндикационные, негаторные)*.
 * См.. напр., ст. 20 Договора между СССР и Королевством Испания о правовой помощи но гражданским делам, ратифицированного Федеральным Собранием Рос­сийской Федерации 30 июля 1996 г. // СЗ РФ. 1998. № 9. Ст. 1049.
 
 В отличие от ст. 73, 74 АПК, обязывающих арбитражные суды безусловно исполнять судебные поручения, направленные арбитраж­ными судами Российской Федерации, ст. 215 АПК предусматривает такую обязанность арбитражных судов только в тех случаях, когда исполнение поручения не противоречит суверенитету и не угрожает безопасности Российской Федерации и если исполнение поручения входит в компетенцию арбитражного суда.
 Рассматривая вопрос об исполнении судебного поручения, посту­пившего из суда иностранного государства, арбитражный суд при на­личии оснований, позволяющих считать, что его исполнение может нанести вред суверенитету или безопасности Российской Федерации, отказывает в его исполнении, о чем, с указанием причин отказа, не­замедлительно сообщает запрашивающему суду*. При необходимости арбитражный суд в данном случае может обратиться за дачей заклю­чения в органы государства, компетентные в таких вопросах (ФСБ, МИД, МВД, ФАПСИ, орган государственной власти субъекта РФ и т.д.). Исходя из общих правил арбитражного процесса, отказ в ис­полнении судебного поручения суда иностранного государства целе­сообразно оформлять в виде определения.
 * См., напр., ст. 13 Конвенции по вопросам гражданского процесса (далее — Га­агская Конвенция 1954 г.) // ВВАС РФ. 1996. № 12. С, 107.
 
 Вопрос о том, входит ли исполнение поручения в компетенцию арбитражного суда, должен решаться исходя из общих правил под­ведомственности дел арбитражным судам, проще говоря, если пору­чение поступило для разрешения спора, вытекающего из экономи­ческой деятельности между организациями и гражданами, обладаю­щими статусом юридического лица или предпринимателя, т.е. спора, который арбитражный суд вправе принять для рассмотрения.
 Если арбитражный суд полагает, что исполнение судебного по­ручения не входит в его компетенцию, поручение должно быть пере­дано органу Министерства юстиции РФ для определения последним суда, который должен исполнять поручение.
 АПК (ч. 4 ст. 215) предоставляет арбитражным судам право об­ращаться к судам иностранных государств с судебными поручениями. Порядок обращения с поручениями устанавливается международны­ми договорами Российской Федерации с конкретными государствами либо многосторонними межгосударственными соглашениями*.
 * См., напр., разд. 1 Гаагской Конвенции 1954 г., ч. 2 Минской Конвенции 1993 г., гл. 2 Договора между СССР и Королевством Испания о правовой помощи но граждан­ским делам.
 
 Порядок исполнения судебных поручений практически одинаков во всех международных договорах:
 судебное поручение пересылается непосредственно в запрашивае­мый суд либо при посредстве дипломатических или консульских уч­реждений государств;
 судебное поручение составляется на языке судопроизводства за­прашиваемого или запрашивающего суда либо на языке, о котором достигнута договоренность между государствами. К поручению, как правило, прикладывается засвидетельствованный дипломатическими или консульскими учреждениями перевод на язык судопроизводства запрашиваемого суда;
 судебное поручение исполняется по законодательству суда, ис­полняющего поручение, т.е. арбитражные суды в случае поступления судебного поручения суда иностранного государства должны испол­нять его по правилам, установленным ст. 73, 74 АПК. При этом о времени и месте исполнения судебного поручения суд, исполняющий поручение, может известить запрашивающий суд;
 исполнение судебного поручения не облагается, если иное не пре­дусмотрено международным договором, какими-либо сборами или из­держками.
 Исполнение решений. В АПК отсутствуют нормы, регулирующие отношения по исполнению решений арбитражных судов, принятых в отношении иностранных лиц, и решений, принятых иностранными судами и арбитражами, подлежащими исполнению на территории Российской Федерации.
 В соответствии со ст. 79 Федерального закона «Об исполнитель­ном производстве» судебные акты в отношении иностранных лиц ис­полняются по правилам, установленным названным Законом. При на­личии на территории Российской Федерации у иностранных лиц иму­щества, в том числе денежных средств, исполнение производится в общем, установленном российским законодательством, порядке, т.е. российской службой судебных приставов.
 В частности, при наличии у иностранного лица денежных средств на счете в российском банке, а также в филиале иностранного банка, зарегистрированного в Российской Федерации, обращение взыскания производится в том же порядке, что и в отношении российских ор­ганизаций и граждан*. В таком же порядке производится обращение взыскания на имущество иностранных лиц, находящееся на террито­рии Российской Федерации, если иное не предусмотрено ее между­народным договором.
 * См. п. 14 Обзора практики рассмотрения споров по делам с участием ино­странных лиц, рассмотренных арбитражными судами после 1 июля 1995 г. (приложе­ние к информационному письму Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1996 г. № 10). С.100.
 
 В том случае, если иностранное лицо, в отношении которого ар­битражным судом вынесено решение, не имеет в Российской Феде­рации имущества, исполнение решения производится в порядке, ус­тановленном международными договорами. В частности, такой поря­док предусмотрен Киевским Соглашением 1992 г. (ст. 8) и Минской Конвенцией 1993 г. (разд. III) (примером установления порядка исполнения решений судами государств дальнего зарубежья являются ст. 22-25 Договора между СССР и Королевством Испания о правовой помощи по гражданским делам).
 Заинтересованная сторона — взыскатель — обращается через суд, принявший решение, или напрямую в компетентный суд государства, в котором находится или имеет место жительства иностранное лицо, с ходатайством о принудительном исполнении решения арбитраж­ного суда.
 К ходатайству прикладываются следующие документы: заверен­ная копия решения суда, со справкой о том, что оно вступило в за­конную силу; документы, подтверждающие, что лицо, не принявшее участия в заседаниях по делу, было надлежащим образом извещено о времени и месте разбирательства (квитанция органов почтовой связи с отметкой о вручении, к примеру), доказательства наличия соглашения сторон о рассмотрении дела в суде государства, приняв­шем решение по делам договорной подсудности, надлежаще заверен­ный перевод указанных документов.
 При соблюдении вышеназванных условий компетентный суд иностранного государства выносит судебный акт о принудительном исполнении, которое производится по законодательству этого госу­дарства.
 В таком же порядке производится исполнение решений судов го­сударств — членов СНГ, подписавших Киевское Соглашение 1992 г. и Минскую Конвенцию 1993 г., а также судов других государств, с которыми у Российской Федерации имеются соответствующие дого­воры, арбитражными судами и судебными приставами Российской Федерации. Арбитражный суд, получивший ходатайство взыскателя — иностранного лица о принудительном исполнении решения ар­битражного, хозяйственного или аналогичного суда государства, вхо­дящего в СНГ, в отношении находящегося на территории Российской Федерации ответчика, проверяет соблюдение описанных выше усло­вий, выносит определение о принудительном исполнении и выдает исполнительный лист, срок предъявления которого в соответствии с ч. 2 ст. 80 Федерального закона «Об исполнительном производст­ве» — три года.
 Рассмотрение ходатайства иностранного лица — взыскателя о принудительном исполнении решения суда иностранного государства следует производить, исходя из принципов равенства перед законом и судом, равноправия сторон, с извещением взыскателя и должника в заседании арбитражного суда с тем, чтобы предоставить им воз­можность высказать свои аргументы за или против принудительного исполнения решения.
 
 Глава 15
 ПРОИЗВОДСТВО В АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ
 

<< Пред.           стр. 8 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу