<< Пред.           стр. 4 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  7. Деловая игра "Международная торговля"
 
 
  Цели игры
  1. Усвоить понятия "производственная возможность", "вмененные издержки", "торговая возможность", "граница торговых возможностей", "сравнительное преимущество", "выгодность международного обмена".
  2. Научиться определять условия, при которых вывоз (ввоз) товара выгоден для страны.
  3. Приобрести элементарные навыки поиска торговых партнеров и ведения деловых переговоров в условиях ограничения во времени.
 
  Понятия
  Производственная возможность - набор продуктов, который можно произвести в стране. Прочие наборы называются недостижимыми в производстве.
  Граница производственных возможностей - совокупность производственных возможностей, которые граничат с наборами, недостижимыми в производстве.
  Вмененные издержки производства продукта - величина вынужденного сокращения выпуска другого продукта при увеличении на единицу выпуска данного продукта. Вмененные издержки равны тангенсу угла наклона границы производственной возможности к соответствующей оси координат.
  Торговая возможность - набор продуктов, который доступен для потребления в стране. Эти продукты могут как производиться в стране, так и ввозиться в нее. Прочие наборы продуктов называют недостижимыми.
  Граница торговых возможностей - совокупность торговых возможностей, которые граничат с недостижимыми наборами.
  Сравнительное преимущество - одной стране выгодно вывозить продукт в другую, если вмененные издержки производства этого продукта в ней меньше.
  Выгодность международного обмена - количество ввозимого продукта, обмениваемого на единицу вывозимого продукта, должно быть больше вмененных издержек производства вывозимого продукта в данной стране.
 
 
 
 
  Теория
  Рассмотрим две страны: А и В, у которых множества производственных возможностей - треугольники.
 
 Рис. 7.1. Производственные возможности стран
  Вмененные издержки первого продукта в стране А равны 10/20 = 0,5, а вмененные издержки этого продукта в стране В равны 15/3 = 3. Таким образом, страна А имеет сравнительное преимущество при производстве первого продукта (0,5 меньше 3), т. е. ей выгодно его вывозить. Соответственно стране В выгодно вывозить второй продукт.
  Понятно, что есть бесконечно много вариантов взаимовыгодного обмена между странами (один более выгоден для первой страны, другой - для второй страны). Среди вариантов обмена выделяют один равновыгодный обмен. Степень выгодности такого обмена оценивают с помощью коэффициента равновыгодности:
 
  ,
  где "вывоз А" - максимально возможный объем выпуска вывозимого товара из страны А продукта (в нашем случае - 20); "ввоз А" - максимально возможный объем выпуска ввозимого в страну А продукта (в нашем случае -10); "вывоз В" - максимально возможный объем выпуска вывозимого из страны В продукта (в нашем случае - 15); "ввоз В" - максимально возможный объем выпуска ввозимого в страну В продукта (в нашем случае - 5).
  В нашем случае коэффициент равновыгодности равен
 К = (20/10 х 15/5)0,5 = 60,5= 2,4.
  Экономический смысл коэффициента равновыгодности: он характеризует "непохожесть" треугольников, изображающих множества производственных возможностей. Если эти треугольники подобны (соответствующие углы равны), данный коэффициент принимает свое наименьшее значение, равное единице. В этом случае условия производства обоих продуктов в этих странах схожи и международный обмен не имеет смысла.
  Коэффициент равновыгодности показывает, во сколько раз при равновыгодном обмене достижимый для потребления объем ввозимого продукта превышает его максимально возможный объем производства в данной стране (в отсутствие международного обмена). Так, в приведенном выше числовом примере максимально возможный объем производства второго продукта в стране А равен 10. При равновыгодном обмене со страной В достижимый для потребления объем этого продукта составит 10 х 2,4 = 24. Соответственно достижимый для потребления объем первого продукта в стране В (ввозимого в эту страну) при равновыгодном обмене составит 5 х 2,4 = 12.
  Пример "интуитивного" распознавания наилучшего варианта обмена. На рис. 7.2 изображены множества производственных возможностей трех стран.
  Стране А необходимо выбрать среди двух других стран партнера по международному обмену. Треугольник А меньше "похож" на треугольник В2, чем треугольник В,, поэтому стране А следует выбрать страну В2 в качестве партнера по международному обмену.
 
 Рис. 7.2. Выбор партнера по международной торговле
  Правила игры
  1. Каждый студент представляет страну, которая предлагает для международного обмена три продукта.
  2. Студент получает карточку, в которой указаны номер и название страны, а также максимально возможный объем производства каждого из трех продуктов.
  3. Страны могут совершать обмен только в том случае, когда у них совпадают два продукта или более.
  4. Страны совершают только равновыгодные обмены.
  5. Задача страны - найти партнера по обмену с максимальным коэффициентом равновыгодности. Вообще же этот коэффициент характеризует выгодность обмена, он зависит от профессионализма студента ("министра по внешней торговле"), объективных возможностей страны и случайных факторов.
  6. Контракт считается подписанным, если преподавателю сданы обе карточки (удостоверяющие согласие сторон) и сам контракт, в котором указываются страны, фамилии студентов и значение коэффициента равновыгодности.
  Примечание. В контракте не отражается объем сделки, а указывается лишь важнейший параметр (К), характеризующий выгодность обмена для обеих стран ("рамочный контракт").
  7. Если у страны не оказалось партнера, студент сдает карточку и "пустой контракт", где он указывает страну и свою фамилию.
 
  Индия Япония
  Петров Сидоров
  К =3,5
 Рис. 7.3. Форма контракта
  8. У преподавателя есть рассчитанные заранее значения коэффициента равновыгодности для любой пары стран. Он объявляет эти значения для совершенных сделок после того, как все контракты "подписаны" и все карточки сданы.
  9. Баллы присуждаются по следующим правилам:
  * пять баллов. Коэффициент равновыгодности имеет максимально возможное значение;
  * четыре балла. Коэффициент равновыгодности меньше максимального значения, но больше единицы;
  * три балла. Коэффициент равновыгодности равен единице (безразличный обмен);
  * два балла. У страны объективно нет партнера;
  * один балл. Студент решил, что у его страны нет партнера, и сдал "пустой контракт". Вместе с тем другой студент также сдал "пустой контракт", но между этими двумя студентами возможен обмен. Они не проявили активности и "не нашли друг друга". Это грубая ошибка, она наказывается низшим баллом. Один балл также получают студенты, допустившие ошибку при расчете коэффициента равновыгодности.
  10. В игре побеждает студент (студенты), получивший наибольшее число баллов.
 
  Подготовка игры
  1. Подготовить карточки (табл. 7.1).
  Примечание. Названия конкретных стран используются здесь, чтобы придать игре большую достоверность. Приписанные странам условные показатели никак не связаны с их реальным экономическим положением.
  2. Рассчитать коэффициент равновыгодности для каждой пары стран (табл. 7.2).
 
 
  Таблица 7.1
  Максимальные объемы производства продуктов в разных странах
 1. Англия 2. Бразилия 3. Венгрия Кофе - 10
 Бумага - 30
 Вино - 20 Бумага - 50
 Газ - 70
 Вино - 10 Газ - 10
 Бумага - 90
 Кофе- 10 4. Германия 5. Дания 6. Египет Вино - 50
 Газ - 20
 Кофе- 10 Рыба - 80
 Бумага - 60
 Кофе - 20 Бумага - 60
 Вино - 40
 Рыба - 40 7. Италия 8. Канада 9. Мексика Вино - 10
 Газ - 70
 Рыба - 50 Кофе- 10
  Рыба - 50
 Газ - 70 Сталь - 30
 Вино - 50
  Кофе - 10
  Таблица 7.2
  Коэффициенты равновыгодности международного обмена
 №
 п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 X 1,8 1,7 1,6 1 1 1,6 2 1,8 X 3,5 4,2 1,8 1 3 1,7 3,5 X 1,4 1,7 2,6 4 1,6 4,2 1,4 X 4,2 1,9 1 5 1 1,7 X 1,4 1,1 6 1 1,8 1,4 X 2,2 7 1 4,2 2,2 X 1 8 2,6 1,9 1,1 1 X 9 1,6 1 X
  Порядок проведения игры
  1. Повторить понятия, теоретические положения и формулы, необходимые для проведения игры. Особое внимание уделить выявлению сравнительных преимуществ и алгоритму расчета коэффициента равновыгодности.
  2. Рассчитать на доске коэффициент равновыгодности для конкретного случая (см. раздел "Теория").
  3. Объяснить студентам цели и правила игры.
  4. Раздать студентам по карточке и бланку контракта (приблизительно половину бланков они не используют, поскольку один контракт подписывается двумя странами).
  5. Дать студентам 20-30 минут на поиск самого лучшего партнера по международному обмену. За это время каждый студент должен успеть сравнить свои данные с данными всех других студентов и оценить соответствующие коэффициенты равновыгодности (в случае, если обмен возможен). В итоге студент должен выделить наиболее "выгодные" для него страны и ранжировать их в соответствии с коэффициентом равновыгодности. При этом можно использовать интуитивный, образно-геометрический способ ранжирования, основанный на визуальном сравнении треугольников - множеств производственных возможностей (рис. 7.2).
  6. Объявить студентам, что в течение 5 минут они должны принять окончательное решение и подписать контракты.
  7. Собрать контракты. Если число студентов (стран) нечетное, то обязательно будет сдан хотя бы один "пустой контракт" (мы называем таких студентов одиночками).
  8. Подвести итоги игры, используя табл. 7.2. Выставить студентам баллы. Сообщить каждому студенту, какая страна была для него наиболее предпочтительной. Проанализировать ошибки, допущенные при выборе партнера и расчете коэффициента равновыгодности. Объявить победителя (победителей) игры.
 
  Пример игры
  1. Исходные данные:
  * студентов - 9;
  * стран - 9.
  Примечание. Если студентов больше, чем стран (карточек), то можно прикрепить двух-трех студентов к одной стране, создав "делегацию" на внешнеторговых переговорах.
  2. В результате проведенных студентами "переговоров" были сданы следующие контракты с рассчитанными значениями коэффициента равновыгодности (табл. 7.3):
 
  Таблица 7.3
  Подписанные контракты
 Контракт Страна А Страна В К 1 2. Бразилия
 Иванов 4. Германия
 Власов 4,2 2 3. Венгрия
 Петров 5. Дания
 Орлова 1,7 3 1 . Англия
 Сидоров 6. Египет
 Борзое 3,5 4 7. Италия
 Котова - Пустой 5 9. Мексика
 Жуков - Пустой 6 8. Канада
 Серова - Пустой
  3. Итоги игры:
  * Иванов (Бразилия) получает 5 баллов, так как им подписан контракт с наиболее выгодным партнером - Германией;
  * Власов (Германия) получает 5 баллов, так как им также достигнуто максимально возможное значение коэффициента равновыгодности (4,2). Вместе с тем, он мог бы получить тот же результат, подписав контракт с Италией (Котова);
  * Петров (Венгрия) получает 4 балла, так как для него наиболее "выгодна" Бразилия, а не Дания (3,5 против 1,7);
  * Орлова (Дания) получает 5 баллов, так как она подписала контракт с наиболее выгодной для себя страной - Венгрией (1,7); Сидоров (Англия) получает 1 балл, так как коэффициент равновыгодности рассчитан неверно (нужно 1, а не 3,5);
  * Борзов (Египет) получает 1 балл;
  Котова (Италия) получает 1 балл, так как она могла подписать контракт с Канадой - другой "лжеодинокой" страной. Коэффициент равновыгодности был бы равен 1 (при подписании этого контракта они получили бы по 3 балла);
  * Серова (Канада) получает 1 балл;
  * Жуков (Мексика) получает 2 балла, так как он не мог совершить обмен ни с одной из двух других стран-"одиночек". Из таблицы следует, что данная страна объективно имеет наименьший внешнеэкономический потенциал.
  Итак, победителями игры стали Власов, Иванов и Орлова.
 
 
  8. Деловая игра "Общественный выбор"
 
  Цели игры
  1. Усвоить понятия "общественный выбор", "правило простого большинства", "альтернатива" и др.
  2. Убедиться, что нет единственного варианта общественного выбора.
  3. Изучить механизм принятия решений с помощью голосования.
  4. Научиться формально выражать индивидуальные предпочтения и сравнивать индивидуальные предпочтения различных избирателей.
  5. Приобрести элементарные практические навыки участия в принятии коллективных решений.
 
 
 
  Понятия
  Общественный выбор - совокупность процессов нерыночного принятия решений через систему политических институтов.
  Альтернатива (позиция) - один из предлагаемых вариантов решения проблемы.
  Правило простого большинства - побеждает альтернатива, в поддержку которой высказывается более половины участников выбора (голосования).
 
  Теория
  Предположим, что депутаты Думы решают проблему дополнительного финансирования четырех отраслей: культуры (К), металлургии (М), науки (Н) и обороны (О). Дума должна расположить эти отрасли в порядке уменьшения объемов финансирования.
  У каждого депутата Думы есть свои предпочтения в отношении финансирования этих отраслей, или своя позиция. Например, предпочтения депутата Явлина задаются формулой "НКОМ", т. е. важнейшей отраслью он считает науку, менее важной - культуру и т. д. Иными словами, "ранг" науки для него равен 1, культуры - 2 и т. д. Предпочтения этого депутата можно записать более развернутой формулой: "Н1К2О3М4". Она более удобна, чем первая, поскольку допускает изменение порядка записи отраслей.
  Позиции депутатов могут быть похожи или существенно отличаться. Есть способ вычисления "расстояния" между двумя позициями. Во-первых, надо вычислить модуль разности рангов для каждой отрасли. Во-вторых, следует сложить полученные четыре числа. Рассмотрим пример.
  Предположим, что предпочтения депутата Шандова задаются формулой "М1О2К3Н4". Сравним данную позицию и позицию депутата Явлина, приведенную выше. Ранг отрасли "Наука" у Явлина равен 1, у Шандова - 4. Модуль разности рангов равен 3. Аналогично значение модуля разности рангов отраслей "Культура", "Оборона" и "Металлургия" равно соответственно 1; 1 и 3. Тогда "расстояние" между позициями двух данных депутатов будет равно 3 + 1 + 1 + 3 = 8.
  Для четырех отраслей максимально возможное расстояние между позициями равно 8. Другие возможные значения расстояния: 0; 2; 4 и 6. Полезно знать, что общее число разных позиций для четырех отраслей равно 24.
 
  Правила игры
  1. Каждый студент является депутатом Думы. У него есть свои предпочтения в отношении дополнительного финансирования четырех отраслей: культуры (К), металлургии (М), науки (Н) и обороны (О). Депутат выражает свои предпочтения, располагая эти отрасли в порядке уменьшения их значения. Студент "вынимает" карточку (мандат) с фамилией депутата и его позицией.
  2. Утверждается та альтернатива (позиция), за которую проголосует больше половины депутатов. Утвержденная позиция должна совпадать с индивидуальной позицией какого-либо депутата.
  3. Задача каждого депутата - добиться, чтобы Дума проголосовала за позицию, как можно более близкую к его собственной позиции. Метод вычисления "расстояния" между позициями описан в разделе "Теория". Близкой позицией считается та, расстояние до которой не больше 4. Депутат не может проголосовать за более дальние позиции (это ему не позволит сделать совесть).
  4. Абсолютным победителем игры является депутат, личная позиция которого совпадает с позицией, за которую проголосовало большинство Думы. Его мы называем лидером. Для того чтобы стать лидером, депутат должен создать фракцию, т. е. объединить депутатов с близкими позициями. Число депутатов фракции должно составлять более половины состава Думы (в игре - одна фракция, на практике - их больше).
  5. Для регистрации фракции ее члены сдают преподавателю список с указанием лидера и "расстоянием" от позиции каждого члена фракции до позиции лидера. Одновременно все члены фракции сдают свои карточки (мандаты).
  6. Если депутат теоретически может стать лидером, его называют потенциальным лидером. Не каждый депутат является потенциальным лидером: это зависит от полученной карточки. В нашей игре при 8 депутатах в Думе есть 4 потенциальных лидера, при 9 депутатах - 5, при 10 депутатах - 3 лидера и т. д.
  7. В Думе есть несколько потенциальных лидеров, поэтому исход голосования не предопределен. Окончательное решение Думы существенно зависит от их активности, способности быстро находить единомышленников и объединять их вокруг себя.
  8. Депутаты, вошедшие во фракцию лидера, утверждают его позицию большинством голосов. Поскольку эта позиция близка позиции каждого члена фракции, всех их можно считать победителями игры.
  9. Проигрывают депутаты, не вошедшие во фракцию лидера. Принятое Думой решение не отвечает их предпочтениям. Политическое поражение терпят потенциальные лидеры, которые не смогли "протолкнуть" свою позицию.
  10. Баллы присуждаются по следующим правилам:
  * депутат-лидер - 5 баллов;
  * депутаты - члены фракции лидера - 4 балла;
  * депутаты, не вошедшие во фракцию лидера по идейным соображениям (оппозиция), - 3 балла;
  * депутаты с позицией, близкой к позиции лидера, но не вошедшие в его фракцию, упускают шанс реализовать свою позицию и получают по два балла;
  * депутаты, незаконно вошедшие в победившую фракцию, т.е. расстояние до позиции лидера рассчитано неверно (в действительности оно больше 4), получают по одному баллу. В результате такого подлога голосование в Думе объявляется недействительным.
 
  Подготовка игры
  1. Подготовить карточки (мандаты), в которых надо указать: номер мандата, фамилию депутата и четыре отрасли в порядке убывания их важности - по его мнению (табл. 8.1).
  2. Надо рассчитать "расстояние" между позициями каждой пары депутатов (табл. 8.2).
 
  Таблица 8.1
  Позиции депутатов
 1. Явлин 2. Шандов 3. Зюгов Наука
 Культура
 Металлургия
 Оборона Металлургия
 Оборона
 Культура
 Наука Металлургия
 Культура
 Наука
 Оборона 4. Примов 5. Рогозов 6. Маков Наука
 Культура
 Оборона
 Металлургия Металлургия
 Оборона
 Наука
  Культура Оборона
 Культура
 Наука
 Металлургия 7. Алфов 8. Говоров 9. Жиров Наука
 Оборона
 Культура
 Металлургия Культура
 Наука
 Оборона
 Металлургия Оборона
 Наука
 Металлургия
 Культура 10. Комисов 11. Митрин 12. Немов Культура
 Металлургия
 Наука
 Оборона Оборона
 Наука
 Культура
 Металлургия Наука
 Металлургия
 Оборона
 Культура 13. Луков 14. Жаков 15. Босов Наука
 Металлургия
 Культура
 Оборона Культура
 Оборона
 Наука
 Металлургия Оборона
 Металлургия
 Наука
 Культура
 
 
 
  Таблица 8.2
  "Расстояние" между позициями депутатов
 № Ф. И. О. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 Явлин 0 8 4 2 8 6 4 4 6 4 6 4 2 6 8 2 Шандов 8 0 4 8 2 6 6 8 6 6 6 6 6 6 4 3 Зюгов 4 4 0 6 4 6 8 6 8 2 8 6 4 6 6 4 Примов 2 8 6 0 8 4 2 2 6 6 4 4 4 4 8 5 Рогозов 8 2 4 8 0 6 6 8 4 6 6 4 6 6 2 6 Маков 6 6 6 4 6 0 4 4 4 6 2 8 8 2 4 7 Алсров 4 6 8 2 6 4 0 4 4 8 2 4 4 4 6 8 Говоров 4 8 6 2 8 4 4 0 6 4 4 6 6 2 8 9 Жиров 6 6 8 6 4 4 4 6 0 8 2 4 6 6 2 10 Комисов 4 6 2 6 6 6 8 4 8 0 8 6 4 4 6 11 Митрин 6 6 8 4 6 2 2 4 2 8 0 6 6 4 4 12 Немов 4 6 6 4 4 8 4 6 4 6 6 0 2 8 4 13 Луков 2 6 4 4 6 8 4 6 6 4 6 2 0 8 6 14 Жаков 6 6 6 4 6 2 4 2 6 4 4 8 8 0 6 15 Босов 8 4 6 8 2 4 6 8 2 6 4 4 6 6 0
  3. Определить потенциальных лидеров при возможной разной численности Думы: 8 чел., 9 чел.,..., 15 чел. Напоминаем, что потенциальным лидером является депутат, число единомышленников которого (расстояние между позициями не больше 4), включая его самого, составляет более половины всего состава Думы. Полученные результаты записать в табл. 8.3.
 
  Таблица 8.3
  Депутаты - потенциальные лидеры
 Число депутатов Потенциальные лидеры Число потенциальных лидеров Доля потенциальных лидеров, % 8 1,4,7,8 4 50 9 1,4,6,7,8 5 56 10 1,7,8 3 30 11 1,4,6,7,8,10 6 54 12 1,4,7,8 4 33 13 1,4,7,8,12,13 6 46 14 1,4,7,8 4 28 15 1,4,6,7,8,10,11 7 41
 
  Порядок проведения игры
  1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для проведения игры.
  2. Вычислить на доске расстояние между позициями депутатов Яв-лина и Шандова (табл. 8.2).
  3. Объяснить цели и правила игры.
  4. Раздать карточки (мандаты).
  5. Дать студентам 10-15 минут на оценку степени близости своих позиций, выделения из своей среды лидеров, создание фракции и ее регистрацию.
  6. Объявить состав фракции и ее лидера. Проверить по таблице правильность расчета "расстояний" от позиции каждого депутата до позиции лидера. Выявить ошибки (если они есть).
  7. Определить депутатов, позиция которых близка к позиции лидера, но которые не вошли во фракцию (если они есть).
  8. Объявить имена депутатов, которые были потенциальными лидерами.
  9. Выставить и объявить студентам полученные ими баллы. Подвести итоги игры.
 
  Пример игры
  1. Исходные данные:
  * студентов - 9;
  * мандатов - 9.
  2. В результате попарного сравнения студентами индивидуальных предпочтений и "политических консультаций" представлена к регистрации следующая фракция (рядом с фамилией депутата указано "расстояние" от его позиции до позиции лидера): Алфов (лидер), Маков (4), Шандов (2), Говоров (4), Примов (2), Жиров (4).
  3. Проверяя представленные студентами данные с помощью седьмого столбца табл. 8.2 (у лидера Алфова мандат номер 7), преподаватель отметил, что фактически "расстояние" между позициями лидера и депутата Шандова равно 6, а не 2. Этот депутат был исключен из фракции за подлог. Во фракции остались 5 официально зарегистрированных депутатов, но этого достаточно, чтобы принять решение большинством голосов.
  4. Из табл. 8.2 следует, что депутат Явлин - единомышленник Ал-фова ("расстояние" между их позициями равно 4), но он не вошел во фракцию. Избиратели Явлина не могут одобрить его бездействие, поскольку оно не способствует реализации обещаний (предпочтений) этого депутата.
  5. Потенциальными лидерами в данной игре помимо Алфова были депутаты Говоров, Маков, Примов и Явлин, т. е. все зарегистрированные члены фракции, кроме депутата Жирова, а также депутат Явлин.
  6. Итоги игры:
  * депутат Алфов - лидер, он получает 5 баллов;
  * депутаты Говоров, Жиров, Маков и Примов, официально зарегистрированные в члены фракции лидера, - 4 балла;
  * депутаты Зюгов и Рогозов не вошли во фракцию лидера по идейным соображениям и составили оппозицию - 3 балла;
  * депутат Явлин потерял доверие избирателей и коллег-депутатов, поскольку не поддержал при голосовании своих единомышленников, - 2 балла;
  * депутат Шандов совершил подлог - 1 балл.
 
 
 
 
 
 
 
  9. Деловая игра "Медианный избиратель"
 
  Цели игры
  1. Усвоить понятие "медианный избиратель".
  2. Убедиться в справедливости теоремы о медианном избирателе.
  3. Приобрести элементарные навыки создания политической партии и выработки ее программы на основе изучения общественного мнения.
 
  Понятия
  Медианный избиратель - избиратель, занимающий среднюю, центристскую позицию по какому-либо вопросу.
  Пример. Избиратели А, В, С, Д и Е считают, что доля расходов на оборону в госбюджете должна составлять соответственно 10,20,38,40 и 45%. С - медианный избиратель: число избирателей, предлагающих меньшее значение этого показателя, равно числу избирателей, предлагающих большее значение (и тех и других- по два).
 
  Теория
  Рассмотрим ситуацию нечетного количества избирателей и двух партий. Позиция каждого избирателя и каждой партии выражается каким-либо значимым социально-экономическим показателем (минимальная заработная плата, граница пенсионного возраста и т. п.).
  Избиратель голосует за партию с более близкой ему позицией. "Расстояние" между позициями определяется как обычное расстояние между точками на оси чисел; оно равно модулю разности соответствующих значений рассматриваемого показателя.
  Пример. Партия предлагает минимальную пенсию 2000 руб., а избиратель считает, что она должна быть 2300 руб. Расстояние между этими позициями равно 300 руб.
  Теорема о медианном избирателе: на всеобщих выборах выигрывает партия, предложившая позицию медианного избирателя.
 
  Правила игры
  1. Каждый студент выступает в роли избирателя.
  2. Число участников игры должно быть нечетным. Если число присутствующих студентов четное, то можно считать одного студента-добровольца "несовершеннолетним" и "прикрепить" к другому студенту, играющему роль отца или матери.
  3. Избирателям объявляют какой-либо значимый социальный показатель, который может установить государство, и предлагают записать его значение, лучшее на их взгляд.
  4. Свои позиции (бюллетени) избиратели тайно друг от друга сдают преподавателю. Совокупность этих позиций составляет общественное мнение.
  5. Значение позиции избирателя в бюллетене должно состоять не менее чем из четырех цифр, причем без повторений. Это необходимо, чтобы можно было в дальнейшем упорядочить все позиции по возрастанию их значений.
  Пример. Пусть рассматриваемый показатель - ставка подоходного налога. Нельзя указывать позицию по этому вопросу так: 15%, 20,99% или 13,5%, но можно задавать так; 17,46%, 4,321% и т. д.
  6. Бюллетень, в котором позиция избирателя записана неверно (состоит из менее чем четырех разных цифр), считается недействительным.
  7. Крайние позиции (наибольшая и наименьшая) объявляются маргинальными. Избиратели-маргиналы получают наименьшее число баллов (согласно соответствующему "Закону"). Исключение делается для членов партии.
  8. На втором этапе, после сдачи бюллетеней, создаются партии. Партию создают "рядовые" избиратели по следующим правилам:
  * партия состоит из трех членов;
  * позиция партии совпадает с позицией одного из членов (лидера);
  * партия распадается, если один из членов голосует за другую
  партию. Члены этой партии терпят политическое поражение.
  9. Партия регистрируется после подачи заявки, в которой указаны: название партии (придумывают студенты), три фамилии избирателей и их позиции, подписи этих избирателей и позиция партии.

<< Пред.           стр. 4 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу