<< Пред.           стр. 5 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  10. После регистрации первых двух партий дальнейшая регистрация партий не производится.
  11. После регистрации партий проводится всеобщее голосование, в котором участвуют как рядовые избиратели, так и члены партий.
  12. Процедура голосования начинается с записи на доске позиций избирателей (указанных в бюллетенях) слева направо: от минимального к максимальному. Затем выделяются позиции партий. Позиции избирателей, расположенные ближе к позиции партии "А", отмечаются этой буквой. Соответственно позиции избирателей, расположенные ближе к позиции другой партии, обозначаются буквой "В" (лучше использовать начальные буквы названий партии).
  13. На выборах побеждает партия, набравшая большее количество голосов избирателей (недействительные бюллетени не учитываются).
  14. Партия распадается, если хотя бы один ее член проголосовал за другую. Победа этой партии выгодна голосовавшим за нее избирателям, достигающим своей цели (в той или иной мере), но не членам партии, потерпевшим политическое фиаско.
  15. Если проигравшая партия не распалась в ходе голосования, она выступает в качестве "сильной оппозиции" и сохраняет возможность победы в будущем (но не в этой игре).
  16. Баллы присуждаются по следующим правилам:
  * пять баллов. Лидер партии, которая победила на выборах и не.
  распалась после них;
  * четыре балла. Рядовые члены партии, которая победила и не
  распалась;
  * три балла. Члены сильной оппозиции, т. е. члены проигравшей,
  но не распавшейся партии;
  * два балла. Рядовые избиратели, проголосовавшие за победившую партию;
  * один балл. Рядовые избиратели, проголосовавшие за проигравшую партию, не маргиналы;
  * ноль баллов. Члены распавшихся партий, рядовые избиратели-маргиналы, а также избиратели, сдавшие недействительные бюллетени.
 
  Подготовка игры
  1. Выбрать регулируемый социально-экономический показатель, о котором у студентов к началу занятия уже есть мнение, сформирована собственная позиция.
  2. Заготовить бюллетени для голосования - чистые листки бумаги.
  3. Заготовить два бланка заявки на регистрацию партии (табл. 9.1).
 
  Таблица 9.1
  Бланк заявки на регистрацию партии
 Партия позиция № избиратель позиция подпись 1 2 3
  Порядок проведения игры
  1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для проведения игры.
  2. Объяснить студентам цели и правила игры.
  3. Обсудить в аудитории сущность и общественное значение выбранного социально-экономического показателя.
  4. Обратить внимание студентов на правило записи позиции в бюллетене (п. 5 "Правил").
  5. Раздать студентам бюллетени и предложить написать в них свою фамилию и позицию (число) по уже известным им правилам.
  6. Напомнить студентам, что им надо также записать свою позицию в тетрадь (она потребуется в дальнейшем).
  7. Собрать заполненные бюллетени.
  8. Обратить внимание студентов на условия, при которых партия распадается, а студенты получают минимальные баллы. Студенты должны осознать, что создание партии - рискованное дело: они могут получить либо максимальные баллы, либо минимальные.
  9. Дать студентам 10-15 мин на сравнение позиций (исследование общественного мнения), создание партий и оформление заявок на их регистрацию.
  10. Зарегистрировать две партии, объявить их учредителей и лидеров.
  11. Написать на доске позиции избирателей в порядке их возрастания, поместив их в одной строке.
  12. Объявить избирателей, сдавших недействительные бюллетени, избирателей-маргиналов и медианного избирателя. Последнего рекомендуем отметить на доске каким-нибудь особым знаком.
  13. Отметить флажками позиции партий.
  14. Отметить соответствующей буквой (А или В) избирателей, проголосовавших за ту или иную партию.
  15. Определить победившую партию.
  16. Проверить, не распалась ли победившая партия. Если, например, все члены партии А отмечены этой же буквой (голосовали за свою партию), то партия не распалась.
  17. Проверить (тем же способом), не распалась ли проигравшая партия.
  18. Выставить баллы студентам, объявить победителей игры.
  19. Проанализировать роль в игре медианного избирателя. Ответить на вопросы:
  * Является ли он членом победившей партии?
  * Является ли он лидером победившей партии?
  * Если он рядовой член победившей, но распавшейся партии, распалась бы она, если бы он был ее лидером?
  * Если он рядовой избиратель, голосовал ли он за победившую партию?
  Таблица 9.2
  Позиции избирателей
 № Избиратель Позиция Действит. Примечания 1 ИИ 1599 - Недейств. 2 КК 1958 + Миним. 3 ДД 2456 + 4 ЛЛ 2000 - Недейств. 5 НН 3072 + 6 АА 3274 + 7 ЕЕ 3469 + Медиан. 8 ББ 3698 + 9 ЖЖ 4201 + 10 ММ 4028 + 11 ЯЯ 5120 + Макс.
  Пример игры
  1. Исходные данные:
  * студентов - 11;
  * обсуждаемый показатель - стипендия;
  * число членов партии - 3.
  2. В результате голосования выяснены и расположены в порядке возрастания численного значения следующие позиции избирателей (табл. 9.2).
 
  3. Из таблицы следует, что:
  * избиратели ИИ и ЛЛ сдали недействительные бюллетени (в первом - две девятки, во втором - три нуля);
  * избиратели КК и ЯЯ являются маргиналами;
  * избиратель ЕЕ - медианный: сданы четыре действительных бюллетеня с меньшими позициями (КК, ДД, НН, АА) и четыре-с большими позициями (ББ, ЖЖ, ММ, ЯЯ).
  4. После завершения этапа создания партий получены следующие две заявки:
  * партия "Груша". Учредители: КК, ДД, АА, лидер - АА, позиция - 3274;
 
 
 
 Рис. 9.1. Избиратели: партийные и беспартийные
 
  * партия "Бобер". Учредители: ЕЕ, ББ, ММ; лидер - ББ;
  позиция - 3698.
  5. Используя данные таблицы, выясняем, что:
  * за партию "Груша" проголосуют пять избирателей: КК, ДД, НН, АА и ЕЕ, т. е. она получит большинство голосов. Все учредители партии голосовали за позицию ее лидера АА, поэтому она не распалась;
  * за проигравшую партию "Бобер" не голосовал избиратель ЕЕ, который является одним из ее учредителей. Вследствие этого данная партия распалась.
  6. На рис. 9.1 схематически изображены все избиратели, подавшие действительные бюллетени. Медианный избиратель ЕЕ помечен знаком "М", а члены партий - флажками.
  7. Итоги игры:
  * победитель игры - студент АА. Он - лидер выигравшей партии и получает 5 баллов;
  * также сделали "политическую карьеру" два других члена партии "Груша": КК и ДД. Они получают по 4 балла;
  * сильной оппозиции не получилось, поэтому никто не получил 3 балла;
  * единственный рядовой избиратель, проголосовавший за победившую партию, - НН. Он получает 2 балла;
  * рядовые избиратели ЖЖ и ЯЯ проголосовали за проигравшую партию. Однако избиратель ЯЯ - маргинал, поэтому 1 балл получит лишь ЖЖ;
  * ноль баллов получат: маргинал ЯЯ (в отличие от другого маргинала - КК, он не защищен "партийным" иммунитетом), а также члены распавшейся партии "Бобер": ЕЕ, ББ, ММ.
  8. Проанализируем роль медианного избирателя в этой игре:
  * во-первых, отметим главное: позиция партии "Груша" была ближе к медианной (3469 - 3274 = 195), чем позиция партии "Бобер" (3698 - 3469 = 229). Именно поэтому первая партия выиграла. Заметим, что ни одна из партий "не нащупала" медианной позиции;
  * во-вторых, если бы лидером партии "Бобер" вместо ББ был избран медианный избиратель ЕЕ, то она победила бы со счетом 6: 3, т. е. одержала бы убедительную победу.
 
 
 
 
 Часть IV
 РЫНОК ТРУДА
 ___________________
 
 
  10. Деловая игра "Отбор персонала"
 
  Цели игры
  1. Научиться определять психологический тип личности по методу С. Деллингер и устанавливать соответствие между типом личности и характером труда на конкретном рабочем месте.
  2. Приобрести опыт проведения психологических тестов.
  3. Расширить представление студентов о своих психологических особенностях и психологических особенностях других студентов группы. Помочь студентам сориентироваться в выборе будущего места работы.
  4. Приобрести элементарные навыки отбора персонала.
 
  Понятия
  Отбор персонала - процесс выбора предприятием из списка претендентов наиболее подходящего лица или группы лиц в соответствии с критериями вакантного места и с учетом условий реальной обстановки.
 
  Теория
  Игра основана на теории американского психолога Сьюзен Деллингер, согласно которой каждый человек принадлежит к одному из пяти психологических типов: Квадрат, Треугольник, Прямоугольник, Круг и Зигзаг. Каждый тип наиболее подходит для работы, для которой нужны определенные характеристики труда: исполнительность, умение управлять людьми, способности к общению или творчеству.
  Квадрат. Символизирует трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей отрасли. Умение анализировать - сильная сторона Квадрата, он может прорабатывать детали сложных проектов. Квадраты могут быть отличными исполнителями, но редко бывают хорошими менеджерами. Когда приходит время принимать решение, особенно, связанное с риском, Квадраты, вольно или невольно, оттягивают его принятие. Эмоциональная сухость мешает Квадратам контактировать с разными людьми.
 
 
 Рис. 10.1. Психологические типы личности
 
  Треугольник. Символизирует лидерство. Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Они сосредоточиваются на главном, на сущности проблемы. Треугольники честолюбивы, стремятся сделать карьеру. Из них получаются великолепные менеджеры самого высокого уровня. На пути к вершинам власти они не слишком щепетильны с точки зрения моральных норм.
  Прямоугольник. Символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, человека, неудовлетворенного тем образом жизни, который он ведет сейчас. Основным психическим состоянием Прямоугольника является замешательство, запутанность в проблемах и неопределенность. Им просто необходимо общение с другими людьми. Они открыты для новых идей и ценностей, легко усваивают все новое. Они любознательны и смелы.
  Круг. Символизирует коммуникативность, общительность. Круг служит тем "клеем", который скрепляет трудовой коллектив. Люди тянутся к Кругам. Они очень популярны среди коллег. Однако это - слабые менеджеры и руководители бизнеса, так как избегают принятия непопулярных решений. Круги нерешительны и слабы в "политических играх", над ними часто берут верх сильные личности. Круг - прирожденный психолог, его мышление - образное, интуитивное, эмоционально окрашенное.
  Зигзаг. Символизирует творчество, образное мышление, интуицию. Для них нет ничего более скучного, чем рутина, шаблон, правила и инструкции. Их раздражают строго фиксированные обязанности, они хотят быть независимыми от других в работе. Основное назначение
  Зигзага - генерировать новые идеи. Зигзаг устремлен в будущее, ему больше интересна возможность, чем действительность. Зигзаги непрактичны, нереалистичны и наивны. Они способны мотивировать всех вокруг себя, но им не хватает гибкости: они несдержанны и экспрессивны. Проработка деталей проекта - не их сильная сторона.
 
  Правила игры
  1. Игра предназначена для группы студентов, которые достаточно хорошо знают друг друга.
  2. Каждый студент одновременно играет две роли: менеджера по персоналу, отбирающего претендентов (активное участие); и претендента на вакантную должность (пассивное участие).
  3. В качестве менеджера по персоналу студент должен отобрать из числа других студентов группу из четырех претендентов на следующие вакантные должности (в скобках указан желательный психологический тип претендента):
  * бухгалтер (Квадрат);
  * начальник отдела (Треугольник);
  * дизайнер (Зигзаг);
  * пресс-секретарь (Круг).
  4. Отбор персонала производится до того, как будет определен тип каждого студента с помощью тестирования.
  5. Отбор осуществляется следующим образом: напротив каждой вакантной должности студент пишет фамилию студента, который, по его мнению, наиболее подходит для нее (всего указывается четыре фамилии).
  6. Студент не может включить себя в число претендентов на вакантные должности.
  7. После того как отбор персонала завершен и все студенты сдали списки рекомендуемых претендентов, проводится тест для определения психологического типа каждого студента.
  8. В результате анализа результатов теста будет определен доминирующий (главный) психологический тип, а также дополнительный (скрытый) тип каждого студента.
  Пример. В результате тестирования определена характеристика студента Иванова: Квадрат-Треугольник. Это значит, что он исполнитель с задатками руководителя.
  9. Качество отбора, произведенного студентом, оценивается по числу совпадений психологических типов в парах "должность-претендент". Задача студента - добиться наибольшего числа таких совпадений, пытаясь интуитивно (до проведения теста) определить психологический тип претендента.
  10. Баллы присуждаются по числу совпадений психологических типов в парах "должность-претендент". Максимально возможное число баллов равно четырем, минимально возможное - нулю.
  11. Тест может показать, что в группе студентов отсутствует какой-либо психологический тип. Чтобы заполнить вакансию, отвечающую этой "фигуре", студенты могут принимать на работу претендентов с подходящим дополнительным (скрытым) типом.
  Пример. Студента Иванова (Квадрат-Треугольник) можно принять на должность начальника отдела (Треугольник), но только если в группе нет студентов с характеристиками типа "Треугольник". В этом случае регистрируется совпадение психологических типов в паре "должность-претендент" и студент, предложивший такое назначение, получает дополнительный балл.
 
  Подготовка игры
  1. Подготовить карточки по числу участников игры (табл. 10.1).
 
  Таблица 10.1
  Бланк для записи отобранных претендентов
 Должность Тип должности Претендент Тип претендента Бухгалтер KB Начальник отдела ТР Дизайнер ЗГ Пресс-секретарь КР
  Обозначения. KB - квадрат; ТР - треугольник; ЗГ - зигзаг; КР - круг.
  2. Начертить на доске таблицу, необходимую для подведения итогов игры (табл. 10.6).
  3. Предложить студентам начертить в тетради таблицу, необходимую для проведения теста (табл. 10.2).
  Таблица 10.2
  Таблица для самотестирования
  А В В Г Д 1 2 3 4 5 Итого: 4. Составить тест для определения психологического типа личности. В тесте рассматриваются пять типов (зашифрованные буквами А, Б, В, Г, Д) и пять характеристик личности:
  * внешний вид (1-я строка в табл. 10.2);
  * речь (2-я строка);
  * движения (3-я строка);
  * работа (4-я строка);
  * психология(5-я строка).
  При проведении теста следует учитывать следующее:
  • По каждой характеристике студенту предлагается пять вариантов (А, Б, В, Г, Д), среди которых он должен выбрать наиболее подходящий для себя. В соответствующем столбце таблицы ставится единица, остальные элементы строки заполняются нулями.
  Пример. Студент Петров считает, что характеристика его внешнего вида: "меняющийся, не в тон ситуации" - больше подходит для него. Тогда он ставит единицу в столбце "Б" первой строки ("Внешний вид"), остальные ячейки строки заполняет нулями.
  • Для получения результатов теста необходимо сложить элементы всех пяти столбцов таблицы. Столбец с наибольшей суммой отвечает доминирующему типу личности, а столбец со следующей по величине суммой - дополнительному (скрытому) типу.
  • Вопросы по первой характеристике ("Внешний вид") юношам и девушкам задают раздельно. Остальные вопросы - общие для всех.
 
  Вопросы теста
  1. Внешний вид
  Мужчины
  А - опрятен, коротко подстрижен, чисто выбрит.
  Б - меняющийся, не в тон ситуации.
  В - модный, соответствует ситуации.
  Г - растрепанный, иногда демонстративный.
  Д - неофициальный, небрежный.
  Женщины
  А - сдержанный, неяркий, опрятный.
  Б - меняющийся, небрежный, не в тон ситуации.
  В - модный, элегантный, ухоженный.
  Г - разнообразный, небрежный, экстравагантный.
  Д - неофициальный, неизысканный, женственный.
  2. Речь
  А - логичная, обстоятельная, медленная, с речевыми штампами.
  Б - неуверенная, эмоциональная, быстрая, со словами-паразитами.
  В - логичная, краткая, уверенная, быстрая, с жаргоном и словами-паразитами.
  Г - непоследовательная, яркая, эмоциональная, с жаргоном и остротами.
  Д - непоследовательная, успокаивающая, плавная, с комплиментами.
  3. Движения
  А - скованная поза, скупые жесты, медленная походка, бесстрастное лицо.
  Б - неловкость, отрывистые движения, неуверенная походка.
  В - уверенные движения, выразительные жесты, энергичная походка.
  Г - оживленная жестикуляция, стремительная походка, живая мимика.
  Д - расслабленная поза, свободные движения, доброжелательная улыбка.
  4. Работа
  А - пунктуальность, трудолюбие, профессиональная эрудиция.
  Б - любознательность, избегает конфликтов, не пунктуален.
  В - честолюбие, высокая работоспособность, хороший "политик".
  Г - энтузиазм, недисциплинированность, отвращение к "бумажной" работе.
  Д - плохой "политик", склонность к общественной деятельности, нерешительность.
  5. Психология
  А - рациональность, осторожность, терпеливость.
  Б - доверчивость, забывчивость, смелость, импульсивность.
  В - прагматизм, уверенность в себе, нетерпеливость, смелость.
  Г - мечтательность, непосредственность, одержимость.
  Д - контактность, щедрость, уступчивость, сентиментальность.
 
  Порядок проведения игры
  1. Изложить студентам основы теории С. Деллингер.
  2. Объяснить студентам цели и правила игры.
  3. Сообщить студентам перечень вакантных должностей и объявить, какой психологический тип работника соответствует каждой должности (Квадрат, Круг и т. д.).
  4. Раздать студентам карточки (см. табл. 10.1). Предложить записать в таблицу на карточке претендента на каждую должность из числа присутствующих студентов (кроме самого студента). Выделить на выбор кандидатур и заполнение таблиц 5-10 мин. Необходимо обратить внимание студентов на то, что последний столбец таблицы ("Тип претендента") не заполняется студентом. Это сделает преподаватель после того, как соберет карточки и подведет итоги психогеометрического теста.
  Примечание. Согласия студентов на замещение вакантной должности не требуется. Составляется список возможных лучших претендентов на должность, т. е. ограничений в выборе кандидатов (помимо психологического соответствия) в данном случае нет.
  5. После сбора карточек с фамилиями претендентов проводится тест для определения психологического типа студентов (см. раздел "Подготовка игры"). Подчеркнем, что ко времени проведения теста студенты не должны знать, какой буквой (А, Б и т. д.) зашифрован тот или иной психологический тип. Это нужно для того, чтобы обеспечить объективность теста, исключив возможность "подгонки" данных под желательный психологический тип.
  6. После того как студенты заполнят таблицы в тетрадях и,суммируют элементы столбцов, необходимо сообщить им, какой тип зашифрован той или иной буквой: А - Квадрат, Б - Прямоугольник, В - Треугольник, Г - Зигзаг, Д - Круг.
  7. После тестирования каждый студент в тетради должен нарисовать свой доминирующий знак с вписанным в него дополнительным (скрытым) знаком.
  Пример. Итоговая строка таблицы у студента Попова выглядит так: А = О, Б = 3, В = О, Г = 2, Д = 0, поэтому у него следующая психологическая характеристика: Треугольник-Зигзаг, т. е. он является лидером, не лишенным творческих способностей. Его полный знак изображен на рис. 10.2.
 
  Рис. 10.2. Доминирующий и скрытый типы личности
 
  Примечание. Суммы элементов в двух строках таблицы могут быть равны. В этом случае студенту надо выбрать тип, который, по его мнению, соответствует ему в большей степени.
  Пример. Итоговая строка таблицы у студентки Сомовой: А = 2, Б = 1, В = 2, Г = О, Д = 0. Доминирующий знак Сомовой - или Квадрат, или Треугольник. Если она считает себя больше исполнителем, то ее знак - квадрат со вписанным в него треугольником, если же она считает себя лидером, ее знак - треугольник со вписанным в него квадратом.
  8. После того как каждый студент узнал свой психологический тип, преподаватель оценивает качество проведенного студентами отбора претендентов. Для этого он:
  * на доске напротив фамилии каждого студента чертит соответствующий знак;
  * в карточках студентов (они лежат на столе преподавателя) заполняет последний столбец: проставляет в них установленные в результате тестирования знаки претендентов. При этом преподаватель сравнивает знак должности и знак претендента и выставляет студенту количество баллов, равное количеству совпавших знаков.
  9. Выставление баллов в этой игре - не завершающий этап. Интересно рассмотреть также три других вопроса, возникающих в ходе игры:
  * Как часто каждого студента выбирали претендентом на какую-либо должность (Какова степень востребованности студента)?
  * Претендентом на какую должность наиболее часто выбирали каждого студента (Какова оценка психологического типа этого студента другими членами группы)?
  * Соответствует ли знак студента знаку той должности, претендентом на которую его наиболее часто выбирали (Если не соответствует, - либо теория Деллингер дала сбой, либо студент не дал объективных ответов на вопросы теста о самом себе, либо студенты группы ошибаются в оценке психологического типа этого студента).
 
  Пример игры
  1. Исходные данные:
  * студентов - 8; " вакансий - 4.
  2. В результате проведенного студентами отбора претендентов получены следующие данные (табл. 10.3).
 
 
  Таблица 10.3
  Решения по отбору персонала, принятые разными менеджерами
 №
 
  Студент
 
  Отобраны бухгалтер начальник дизайнер секретарь 1 Алла Боря Зина Женя Дима 2 Боря Егор Гена Зина Дима 3 Валя Дима Боря Гена Зина 4 Гена Зина Алла Дима Валя 5 Дима Женя Гена Алла Зина 6 Егор Боря Алла Дима Женя 7 Женя Зина Гена Дима Валя 8 Зина Боря Валя Егор Женя
  В результате тестирования получены следующие данные:
  * Квадрат - Боря;
  * Треугольники - Алла, Гена, Зина;
  * Прямоугольник - Егор;
  * Круги - Валя, Женя;
  * Зигзаг -Дима.
  Возьмем для примера табл. 10.4, заполненную Аллой при отборе претендентов и преподавателем при выставлении баллов. Есть совпадение по первым двум должностям, поэтому Алла получает 2 балла.
 
  Таблица 10.4
  Пример выбора претендентов
 Должность Тип должности Претендент Тип претендента Бухгалтер KB Боря KB Начальник отдела ТР Зина ТР Дизайнер ЗГ Женя КР Пресс-секр. КР Дима ЗГ
  3. Возьмем для примера табл. 10.5, заполненную Аллой в тетради в ходе тестирования:
 
 
  Таблица 10.5
  Пример результатов самотестирования
  А Б В Г Д 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 Итого: 0 1 2 1 1
  Поскольку максимальная сумма получена в столбце "В", то доминирующий тип Аллы - треугольник.
  4. Таблица на доске содержит результаты отбора претендентов и итоги тестирования (см. табл. 10.6).
  5. Итоги игры:
  * Победил в игре Егор. Результативность проведенного им отбора равна 100%, поскольку тип каждого претендента совпал с типом соответствующей должности. Егор мало востребован на рынке труда - у него всего два предложения. Возможно, это связано с его "прямоугольным", переходным психологическим типом. Егор получил 4 балла.
  Таблица 10.6
  Студент как менеджер и как претендент
 № Студент Типа Баллы Предложения 1 Алла ТР 2 Начальник, начальник,
 дизайнер 2 Боря KB 1 Бухгалтер, бухгалтер, бухгалтер, начальник 3 Валя КР 0 Начальник, секретарь,
 секретарь, секретарь 4 Гена ТР 3 Начальник, начальник,
 начальник, дизайнер 5 Дима ЗГ 1 Бухгалтер, дизайнер, дизайнер,
 дизайнер, секретарь, секретарь 6 Егор ПР 4 Бухгалтер, дизайнер 7 Женя КР 3 Бухгалтер, дизайнер,
 секретарь, секретарь 8 Зина ТР 2 Бухгалтер, бухгалтер,
 начальник, дизайнер,
 секретарь * Менее успешным был отбор претендентов у Гены и Жени - 3 совпадения из четырех, или 75%. Каждый из них умеренно востребован на рынке труда - у них по 4 предложения. Работодатели признают в Гене руководителя: 3 из 4 предложений - на руководящую работу. Что касается Жени, то лишь 50% работодателей предлагают ему работу, соответствующую его психологическому типу, выявленному в результате тестирования (Круг). Гена и Женя получили по 3 балла.
  * Средний результат у Аллы и Зины (2 совпадения из 4, или 50%). Алла мало востребована на рынке труда (3 предложения), но при этом студенты признают в ней лидера: 2 предлог жения из 3 - на руководящую работу (что соответствует ее типу). В то же время студенты не признают Зину лидером, хотя тест определил ее как Треугольник (лишь одно предложение из 5 - на руководящую работу, или 20%). Алла и Зина получили по 2 балла.
  * Слабый результат у Бори и Димы (1 совпадение из 4). Студенты группы подтвердили психологический тип Бори (Квадрат): 3 из 4 предложений - на работу бухгалтера. Дима больше востребован на рынке труда (6 предложений), однако он в меньшей мере подтвердил свои творческие способности (Зигзаг), выявленные в результате теста (50%). Боря и Дима получили по одному баллу.
  * Чрезвычайно низкий результат у Вали: ни одного совпадения. Она востребована на рынке труда, но работодатели, тем не менее, видят в ней Круг, т. е. подтверждают результаты теста: 3 предложения из 4 - на работу пресс-секретарем. Валя получила 0 баллов.
 
 
 
 
 
 
 
  11. Деловая игра "Рынок труда"
 
  Цели игры
  1. Усвоить понятия "ставка заработной платы", "трудовой доход", "равновесие работника", "предельный продукт труда", "равновесный объем труда", "спрос на труд", "предложение труда".
  2. Научиться определять функцию индивидуального предложения труда работника на основе его функции полезности, заданной в табличной ферме на множестве альтернатив "досуг - доход".
  3. Научиться определять функцию спроса на труд предприятия на основе его производственной функции, представленной в табличной форме.
  4. Приобрести элементарные навыки определения оптимальной численности работников предприятия и набора персонала.
  5. Приобрести элементарные навыки поиска наилучшего места работы и определения оптимальной продолжительности рабочего дня.
 
  Понятия
  Ставка заработной платы - цена одного часа труда.
  Трудовой доход - дневная заработная плата, равна ставке заработной платы, умноженной на продолжительность трудового дня работника.
  Равновесие работника - ситуация, когда при заданной ставке заработной платы достигается максимальная полезность набора "досуг - доход".
  Производственная функция - зависимость дневной выручки предприятия от объема используемого за день труда.
  Предельный продукт труда - прирост дневной выручки предприятия, полученный в результате увеличения объема используемого за день труда на один час.
  Равновесный объем труда - объем используемого за день труда, который при заданной ставке заработной платы обеспечивает предприятию максимальную ежедневную прибыль.
  Спрос на труд - количество часов труда, которое предприятие приобретет в день при заданной ставке заработной платы; равен равновесному объему труда.
  Предложение труда - количество часов труда, которое работник желает продать в течение дня при заданной ставке заработной платы.
 
  Теория
  1. Функция предложения труда работника строится исходя из предположения, что он может количественно оценить полезность любого набора "досуг - доход". Полезность измеряется в гипотетических (несуществующих, условных) единицах. Под досугом понимается время, свободное от наемного труда. Величина досуга (как и трудового дня) может меняться от 0 до 24 часов. Доход есть дневная заработная плата работника.
  В табл. 11.1 представлены три значения досуга, два значения дохода и шесть значений индивидуальной полезности, отвечающих соответствующим наборам "досуг - доход".
  В табл. 11.2 представлены значения продолжительности трудового дня, дохода и ставки заработной платы, отвечающие соответствующим наборам "досуг- доход". Так набору (18; 72) отвечает продолжительность трудового дня 6 часов (24 - 18) и ставка заработной платы 12 руб./ч (72:6).

<< Пред.           стр. 5 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу