<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
  Таблица 12.1
  Оплата труда без дискриминации
 Ставка зарплаты Спрос А В С D Предложение Спрос-предложение 100 9 8 7 6 5 26 -17 80 15 8 6 6 4 24 -9 60 20 8 5 6 0 19 1 40 25 0 2 3 0 5 20 20 28 0 1 1 0 2 26 Зарплата 480 300 360 0 - -
  Поскольку точное равенство значений спроса и предложения при некоторой ставке заработной платы достигается редко, будем считать равновесной ту ставку, при которой разность спроса и предложения достигает минимального неотрицательного значения. В нашем примере этот минимум равен единице при ставке зарплаты 60 руб./ч (см. последний столбец табл. 12.1). Отсюда следует, что:
  • у работника А - рабочий день 8 ч, заработная плата 480 руб./день;
  • у работника В - рабочий день 5 ч, заработная плата 300 руб./день;
  • у работника С - рабочий день 6 ч, заработная плата 360 руб./ день;
 • работник D остался без работы из-за своих высоких требований к оплате труда.
  2. В условиях ценовой дискриминации на рынке труда ставка заработной платы и продолжительность рабочего дня каждого работника устанавливаются монопсонистом исключительно в своих интересах: для максимизации прибыли или выручки, минимизации издержек и т. д. Проводя политику ценовой дискриминации на рынке труда, монопсония получает лучший финансовый результат, чем в отсутствие дискриминации. В то же время дискриминация противоречит принципам социальной справедливости, поэтому она обычно запрещена в развитых странах.
  Пример 2. Дискриминация работников возможна. Монопсония стремится купить фиксированный объем труда 14 ч/день при минимальных затратах. Возможные ставки заработной платы взяты из примера 1. На рынке есть три работника - Е, F и G. Функции их индивидуального предложения труда записаны в соответствующих столбцах табл. 12.2 (в ч/день).
 
  Таблица 12.2
  Оплата труда в условиях дискриминации
 Ставка Е F G Сумма 100 10 6 4 20 80 10 6 4 20 60 0 6 4 10 40 0 0 4 4 20 0 0 0 0 Рабочий день 4 6 4 14 Зарплата 320 360 160 840
  Монопсония, стремясь минимизировать затраты на оплату труда, в первую очередь наймет работника G, который согласен работать 4 ч/ день за минимальную предложенную плату 40 руб./ч; его зарплата составит 160 руб./день. Затем будет нанят работник F на 6 ч/день с оплатой 60 руб./ч, его зарплата составит 360 руб./день. В последнюю очередь будет нанят работник Е, согласный только на высокий уровень оплаты труда. Но монопсонисту требуется всего 14 ч/день, а уже наняты два работника на 10 ч/день, поэтому работник Е будет нанят лишь на 4 ч/день, его доход составит 320 руб./день (табл. 12.2).
  В последнем столбце табл. 12:2 представлена функция суммарного предложения труда на рынке. Поскольку рыночный спрос на труд в данном случае равен 14 ч/день при каждой ставке зарплаты, равновесная ставка равна 80 руб./ч. Поэтому при отсутствии дискриминации затраты монопсониста на труд составили бы 80 х 14 = 1120 (руб./день), а не 840 руб./день, как при ценовой дискриминации работников.
 
  Правила игры
  1. Все студенты являются работниками, предлагающими труд одинакового качества.
  2. Есть два рынка труда:
  * На первом рынке устанавливается единая для всех работников равновесная ставка заработной платы, уравновешивающая суммарное предложение труда работников и суммарный спрос на труд со стороны неких работодателей, которые в игре не рассматриваются. Этот рынок мы называем легальным. На нем дискриминации в оплате труда нет.
  * На втором рынке есть только один работодатель (монопсония), практикующий ценовую дискриминацию. Он устанавливает ставки заработной платы и объемы занятости так, чтобы минимизировать затраты на приобретение фиксированного объема труда. Этот рынок мы называем теневым, потому что дискриминация в оплате труда запрещена.
  3. Работник выбирает первый или второй рынок труда на основе предварительного анализа:
 * заданной функции рыночного спроса на легальном рынке труда;
 * заданного фиксированного объема спроса на труд со стороны
  монопсонии на теневом рынке.
  При принятии решения работник также учитывает общее количество работников (студентов группы) и их склонность к риску.
  4. Выбрав рынок труда, работник задает функцию индивидуального предложения, т. е. приводит в соответствие с каждой возможной ставкой заработной платы объем предложения труда. Возможные ставки заработной платы: 20,40, 60,80 и 100 руб./ч.
  5. При формировании функции индивидуального предложения труда работник должен принять следующие условия:
  * С ростом ставки заработной платы объем труда не уменьшается.
  * На легальном рынке труда объем предложения труда при каждой ставке заработной платы не может превышать 8 ч/день. Таково требование "Трудового кодекса".
  * На теневом рынке труда функция предложения труда должна иметь вид (0:0,..., а; а), где а - положительное число, не превышающее 24. Разрешается работать целые сутки, так как трудовое законодательство здесь не действует. Иными словами, при маленьких ставках предложение труда равно нулю, а при больших - имеет некоторое постоянное значение. Допускается функция, у которой все значения предложения труда одинаковы. Описанный специфический вид функции индивидуального предложения труда необходим для того, чтобы можно было быстро рассчитать в аудитории наилучшие для монопсонии ставки заработной платы и объемы занятости работников.
  6. На легальном рынке работник остается без работы, если:
  * объем его предложения труда при равновесной ставке заработной платы равен нулю;
  * заданная функция рыночного спроса и сложившаяся в игре рыночная функция предложения труда не пересекаются. Это произойдет, если: минимальный объем спроса будет больше максимального объема предложения, или минимальный объем предложения больше максимального объема спроса. В этих случаях легальный рынок перестает существовать и все работники, выбравшие его, остаются без работы.
  7. Если на легальном рынке работник остался без работы, он получает пособие по безработице, только если при некоторой ставке заработной платы его предложение труда равно нулю, т. е. он согласен получать за свой труд плату не ниже определенного уровня. У такого требовательного работника раньше была высокооплачиваемая работа, поэтому он имеет право на пособие. Величина пособия равна 10% от заработной платы, которую он получал бы при минимально допустимой для него ставке заработной платы. Пример. Функция предложения труда работника на легальном рынке труда задана вектором (0; 4; 5; 8; 8). Минимально допустимая для него ставка равна 40 руб./ч (вторая по счету). При этой ставке объем предложения труда работника равен 4 ч/день, поэтому он имел бы заработную плату 40 х 4 = 160 (руб./день). Пособие составит 0,1 х 160 = 16 (руб./день).
  8. Если на теневом рынке работник остался без работы, то он не получает пособия по безработице независимо от вида его функции предложения труда. Мы видим, что теневой рынок более рискованный, чем легальный, но на нем можно заработать значительно больше, поскольку рабочий день не ограничен.
  9. Если на теневом рынке объем предложения недостаточен для удовлетворения спроса монопсонии, то она сокращает (пересматривает) спрос до достижимого уровня.
  10. На легальном рынке труда равновесной считается ставка заработной платы, которая обеспечивает минимальное не отрицательное значение разности спроса и предложения. Отсюда следует, что при равновесной ставке заработной платы все работники обеспечены желаемым объемом занятости, т.е. между ними не возникает конкуренции.
  11. На теневом рынке труда в условиях ценовой дискриминации возможна конкуренция между работниками. В этой ситуации монопсония отдаст предпочтение менее "алчному" работнику, который предлагает меньший объем труда при данной ставке заработной платы. Если объемы предлагаемого труда работников равны, работа распределяется между ними поровну.
  Примечание. Положение о том, что монопсонист при прочих равных условиях предпочитает нанимать работников с меньшим объемом предложения труда, принято нами, чтобы исключить предложение всеми работниками на нелегальном рынке труда максимального объема труда, равного 24 ч/день. Указанное положение делает такое поведение работника весьма рискованным, и он вынужден предлагать некоторый средний объем труда. В этом случае задача участников игры усложняется, а результаты игры становятся менее предсказуемыми.
  Пример. Рассмотрим случай, когда на теневом рынке есть только два работника (М и N), кривые предложения труда представлены в табл. 12.3. Монопсония стремится приобрести объем труда 7 ч/ день с минимальными затратами.
  Таблица 12.3
  Конкуренция работников при дискриминации
 Ставка М N 100 4 7 80 4 7 60 4 7 40 4 7 20 0 0 Рабочий день 4 3 Доход 160 120
  При ставке 40 руб./ч оба работника вместе предлагают объем труда 4 + 7 = 11 (ч/день). Это превышает 7 ч/день - объем спроса монопсонии. Менее "алчен" работник М (7 больше 4), поэтому его занятость равна желаемой для него - 4 ч/день. Другой работник (N) будет работать оставшиеся 3 ч/день.
  12. Цель работника - максимизировать доход. Под доходом понимается заработная плата или пособие по безработице.
  Примечание. Каждый работник может получить гарантированное пособие по безработице - 80 руб./день. Для этого он должен выбрать легальный рынок и указать следующую функцию предложения труда: 0; 0; 0; 0; 8.
  13. Баллы определяются по следующим правилам:
  * пять баллов. Присуждаются работнику, получившему наибольший доход;
  * четыре балла. Присуждаются работникам, доход которых меньше максимального, но больше гарантированного минимума - 80 руб./день;
  * три балла. Присуждаются работникам, получившим доход 80 руб./день;
  * два балла. Присуждаются работникам, получившим нулевой доход, меньший 80 руб./день;
  * один балл. Присуждается работникам, получившим нулевой доход. К ним относятся работники с "развалившегося" легального рынка труда, готовые работать при любом уровне оплаты труда (нет нулей в функции предложения труда), а также работники с теневого рынка труда, не выдержавшие конкуренции в условиях ценовой дискриминации.
 
  Подготовка игры
  1. Установить функцию спроса на легальном рынке труда и объем спроса на теневом рынке труда. Если предполагаемое количество студентов в группе - 7 чел., то можно взять эти данные из примеров 1 и 2 раздела "Теория". Если число студентов больше, то все объемы спроса рекомендуется увеличить в соответствующее количество раз. Так, если число студентов равно 14 чел., то указанные значения следует удвоить, тогда функция спроса на легальном рынке будет задана вектором (18; 30; 40; 50; 56), а объем спроса на теневом рынке составит 28 ч/день.
  2. Подготовить карточки, в которых работники укажут избранный ими рынок труда и запишут объемы индивидуального предложения труда при заданных ставках заработной платы, а преподаватель запишет результаты игры - рабочий день, доход и количество баллов (табл. 12.4).
 
  Порядок проведения игры
  1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для проведения игры. Подробно разобрать на доске примеры 1 и 2 из пункта "Теория".
  Таблица 12.4
  Выбор работника и его последствия
 Работник Рынок Ставка зарплаты Предложение 100 80 60 40 20 Рабочий день Доход Баллы
  2. Объяснить студентам цели и правила игры. Показать возможные положительные и отрицательные последствия выбора легального или теневого рынка труда, той или иной функции индивидуального предложения труда.
  3. Написать с одного края доски функцию рыночного спроса на легальном рынке (см. табл. 12.1), а с другого края - объем на теневом рынке (число).
  4. Раздать студентам карточки, предложить указать в них выбранный рынок труда и записать свою функцию предложения труда (см. табл. 12.4).
  5. Дать студентам на обдумывание выбора 5-10 мин. Собрать карточки, разложить их по двум пачкам, соответствующим легальному и теневому рынкам труда.
  6. Записать на доске все функции индивидуального предложения труда на легальном рынке. Рассчитать на доске значения функции рыночного предложения труда и рыночную ставку заработной платы (см. табл. 12.1)i Для каждого работника на легальном рынке труда надо определить:
  а) продолжительность рабочего дня, равную объему индивидуального предложения труда при равновесной ставке заработной платы;
  б) заработную плату (для занятых);
  в) пособие по безработице (для безработных);
  г) число полученных баллов.
  Значения а)-г) записать в соответствующих клетках таблицы на карточке.
  7. Записать на доске все функции предложения труда на теневом рынке (см. табл. 12.2). Для каждого работника на теневом рынке определить:
  а) продолжительность рабочего дня (алгоритм расчета описан в Примере 2 раздела "Теория" и в примере к 11-му разделу "Правил игры");
  б) заработную плату (для занятых),
  в) полученные баллы.
  Значения а), б) и в) записать в соответствующих клетках таблицы на карточке.
  8. Подвести итоги игры, дать оценку действиям студентов.
  Пример игры
  1. Исходные данные:
  * студентов - 7;
  * рынков труда - 2;
  * ставки заработной платы - 20,40, 60, 80 и 100 руб./ч;
  * функция спроса на легальном рынке - 9,15,20,25 и 28 ч/день;
  * объем спроса на теневом рынке - 14 ч/день;
  * предел рабочего дня на теневом рынке - 24 ч/день;
  * ставка пособия по безработице (от минимально допустимой заработной платы) - 10%.
  2. Легальный рынок труда выбрали работники А, В, С и D (см. пример 1 раздела "Теория").
  3. Теневой рынок труда выбрали работники Е, F и G (см. пример 2 раздела "Теория").
  4. Итоги игры:
  * пять баллов получил студент А. Он заработал 480 руб./день -
  максимальный доход;
  * четыре балла получили студенты В, С, Е, F и G. Их доход - не
  максимальный, но больше 80 руб./день;
  * три балла не получил никто;
  * два балла получил студент D. Его пособие по безработице составило 0,1 х 80 х 4 = 32 руб./день;
  * один балл не получил никто.
 Часть V
 ПРОИЗВОДСТВО И СБЫТ
 ____________________________
 
 
  13. Деловая игра "Поставщики и покупатели"
 
  Цели игры
  1. Усвоить понятие "ресурс", "продукт", "норма затрат ресурса", "оптимальный выпуск".
  2. Научиться рассчитывать оптимальные запасы ресурсов и оптимальный выпуск продукта при простейшем производстве.
  3. Приобрести элементарные навыки поиска на рынке поставщиков ресурсов и покупателей продуктов, учета риска невыполнения обязательств поставщиками.
 
  Понятия
  Ресурс - товар, необходимый для производства другого товара-продукта. При разных производствах один продукт может служить как ресурсом, так и продуктом.
  Норма затрат ресурса - количество ресурса, необходимое для производства одной единицы товара.
  Оптимальный выпуск - объемы производства продуктов, которые при заданных запасах ресурсов обеспечивают фирме максимальную выручку.
 
  Теория
  Рассмотрим случай, когда фирма производит два продукта из двух ресурсов. Заданы нормы затрат ресурсов и цены продуктов. Кроме того, примем два упрощающих предложения:
  а) норма затрат первого ресурса при производстве второго продукта равна нулю, т. е. первый ресурс не используется при производстве второго продукта;
  б) цена 1 кг первого ресурса равна цене 1 кг второго ресурса. Поэтому доля денежных средств, затраченных на закупку первого ресурса, совпадает с долей этого ресурса в общем весе обоих ресурсов.
  Предположим, что на создание запасов ресурсов выделена определенная сумма денег. Определим, какая их часть должна быть затрачена на закупку первого ресурса, а какая часть - на закупку второго ресурса. Запишем все рассматриваемые производственные показатели в табл. 13.1.
 
  Таблица 13.1
  Ресурсы и продукты
  Продукт 1 Продукт 2 Запасы Ресурс 1 a о r1 Ресурса в с r2 Цены p1 p2
  Введены обозначения: а - норма затрат 1-го ресурса при производстве 1-го продукта; в - норма затрат 2-го ресурса при производстве 1-го продукта; с - норма затрат 2-го ресурса при производстве 2-го продукта; r1- весовая доля запасов 1-го ресурса в общем запасе ресурсов (в %); r2- весовая доля запасов 2-го ресурса в общем запасе ресурсов (в %); р1 - цена 1-го продукта; р2 - цена 2-го продукта.
  Такая производственная ситуация относится к задачам линейного программирования, которые обычно решаются весьма непросто. Однако наши упрощающие предположения позволяют легко найти искомую структуру запасов, которая обеспечит фирме максимальную выручку. Критерий оптимальности структуры запасов основан на анализе отношения цены продукта и объема затраченных на него ресурсов, он утверждает:
  а) если отношение цены первого продукта к сумме норм затрат ресурсов превосходит аналогичное отношение для второго продукта, то следует производить только первый продукт. При этом запасы ресурсов должны быть пропорциональны соответствующим нормам затрат ресурсов. Иными словами,
  если p1 /(a + в) > р2 /с, то r1 = a /(a + в), r2= b /(а + b).
  б) если отношение цены первого продукта к сумме норм затрат ресурсов меньше аналогичного отношения для второго продукта, то следует производить только второй продукт. При этом следует закупать только второй ресурс:
  если p1 /(a + в) < р2 /с, то r1 = 0, r2 = 1 (100%).
  Пример 1. Из говядины и свинины производят колбасу и ветчину. Для изготовления 1 кг колбасы требуется 2 кг говядины и 1 кг свинины (часть мяса идет в отходы). Для изготовления 1 кг ветчины требуется 3 кг свинины. Цена колбасы равна 90 руб./кг, цена ветчины - 75 руб./кг. Поскольку 90Д2+1) больше 75/3, то для максимизации выручки надо производить только колбасу. Поскольку соотношение затрат говядины и свинины при производстве колбасы равно 2 : 1, то и соотношение запасов должно быть таким же: доля говядины - 2/3 (67%), свинины - 1/3 (33%).
 
  Таблица 13.2
  Пример: ресурсы и продукты
 
 олбаса
 етчина
 апасы
 овядина
 
 
 7%
 винина
 
 
 3%
 ена
 0
 5
  Примечание. Предположим, что цена ветчины увеличилась до 120 руб./ кг. Поскольку 90Д1+2) меньше 120/3, теперь необходимо выпускать только ветчину, а закупать в качестве ресурса только свинину. Предположим, что у фирмы нет собственных средств для закупки ресурсов и их закупают заинтересованные покупатели продукции фирмы. В этом случае продукт фирмы делится между покупателями пропорционально затраченным ими средствам. Пример 2. Фирма производит колбасу. Универсам оплатил фирме закупку мяса на 120 тыс. руб., а ресторан - на сумму 40 тыс. руб. Универсам получит 75% (120/160) всего выпуска колбасы. Остальные 25% выпуска достанутся ресторану. Правила игры 1. Каждый студент представляет фирму, которая может производить два продукта из двух ресурсов. 2. Студенту заданы нормы затрат ресурсов и розничные цены продуктов. Первый ресурс не используется при производстве второго продукта, ресурсы закупаются по оптовым ценам. Оптовые цены всех ресурсов равны между собой (эта цена в игре не используется). 3. Цель фирмы - максимизировать выручку, вычисленную в розничных ценах. 4. Для получения максимальной выручки фирме необходимо определить: а) какой продукт производить; б) в какой пропорции создавать запасы ресурсов; в) какие фирмы будут поставлять ресурсы; г) какие фирмы будут покупать произведенный продукт и оплачивать закупку ресурсов; д) в какой пропорции готовый продукт будет распределяться между покупателями. 5. Если по объективной причине (например, из-за ошибочных действий другой фирмы) фирма не найдет на рынке поставщика необходимого ресурса или ни одного покупателя своего продукта, она может обратиться за помощью к правительству. Она может указать его в качестве поставщика или покупателя, определив, по своему усмотрению объемы государственных поставок ресурсов и объем государственных закупок продукта. 6. Если фирма обратится к государству необоснованно, т. е. могла бы обойтись без его помощи, она разорится.
 
  Примечание. Предположим, что цена ветчины увеличилась до 120 руб./ кг. Поскольку 90Д1+2) меньше 120/3, теперь необходимо выпускать только ветчину, а закупать в качестве ресурса только свинину.
  Предположим, что у фирмы нет собственных средств для закупки ресурсов и их закупают заинтересованные покупатели продукции фирмы. В этом случае продукт фирмы делится между покупателями пропорционально затраченным ими средствам.
  Пример 2. Фирма производит колбасу. Универсам оплатил фирме закупку мяса на 120 тыс. руб., а ресторан - на сумму 40 тыс. руб. Универсам получит 75% (120/160) всего выпуска колбасы. Остальные 25% выпуска достанутся ресторану.
 
  Правила игры
  1. Каждый студент представляет фирму, которая может производить два продукта из двух ресурсов.
  2. Студенту заданы нормы затрат ресурсов и розничные цены продуктов. Первый ресурс не используется при производстве второго продукта, ресурсы закупаются по оптовым ценам. Оптовые цены всех ресурсов равны между собой (эта цена в игре не используется).
  3. Цель фирмы - максимизировать выручку, вычисленную в розничных ценах.
  4. Для получения максимальной выручки фирме необходимо определить:
  а) какой продукт производить;
  б) в какой пропорции создавать запасы ресурсов;
  в) какие фирмы будут поставлять ресурсы;
 г) какие фирмы будут покупать произведенный продукт и оплачивать закупку ресурсов;
 д) в какой пропорции готовый продукт будет распределяться между покупателями.
  5. Если по объективной причине (например, из-за ошибочных действий другой фирмы) фирма не найдет на рынке поставщика необходимого ресурса или ни одного покупателя своего продукта, она может обратиться за помощью к правительству. Она может указать его в качестве поставщика или покупателя, определив, по своему усмотрению объемы государственных поставок ресурсов и объем государственных закупок продукта.
  6. Если фирма обратится к государству необоснованно, т. е. могла бы обойтись без его помощи, она разорится.
  7. Вероятность выполнения правительством обязательств - 50%. Поэтому перед проверкой производственного отчета фирмы, обратившейся за помощью к правительству, преподаватель бросает монету и определяет, выполнило ли свои обязательства правительство. Если оно свои обязательства не выполнило, то фирма разоряется.
  8. Если студент правильно произвел расчеты и определил поставщиков и покупателей (включая правительство), а правительство (если оно задействовано) выполнило свои обязательства, эта фирма получит максимальную выручку. В противном случае фирма разорится.
  9. Покупатель продукта разорившейся фирмы получает ресурсы с опозданием. Мы считаем, что он теряет два дня (два балла).
  10. Рассмотрим фирму, которая покупает продукты у фирмы - покупателя продукта разорившейся фирмы. Такую фирму мы называем вторичным покупателем по отношению к разорившейся фирме. У вторичного покупателя больше времени, чтобы найти поставщика, но все же он теряет один день (один балл).
  11. Итак, баллы присуждаются по следующим правилам:
  * пять баллов. Присуждаются фирме, которая получила максимальную выручку и при этом не является ни покупателем продукта разорившейся фирмы, ни ее вторичным покупателем;
  * четыре балла. Присуждаются фирме, которая получила максимальную выручку, но является вторичным покупателем;
  * три балла. Присуждаются фирме, которая получила максимальную выручку и является либо покупателем продукта разорившейся фирмы, либо вторичным покупателем продуктов двух разорившихся фирм;
  * два балла. Присуждаются фирме, которая получила максимальную выручку, но потеряла три балла. Она является одновременно покупателем продукта одной разорившейся фирмы и вторичным покупателем другой разорившейся фирмы;
  * один балл. Присуждается фирме, которая получила максимальную выручку, но потеряла четыре балла. Она является одновременно покупателем продуктов двух разорившихся фирм;
  * ноль баллов. Присуждается разорившейся фирме.
 
  Подготовка игры
  1. Подготовить карточки с нормами затрат ресурсов и ценами продуктов (табл. 13.3). Примечания:
  а) фирмы 1 и 2 - крестьянские хозяйства, производящие молоко и зерно. Они используют корм для животных и труд квалифицированных техников;
  б) фирмы 3 и 4 - хлебопекарни, производящие хлеб и тесто. Они используют труд квалифицированных пекарей и зерно;
  в) фирмы 5 и 6 - молокозаводы, производящие йогурт и масло из сахара и молока;
  г) фирмы 7 и 8 - кондитерские предприятия, производящие торты и бублики из йогурта и теста;
  д) фирмы 9 и 10 - учебные заведения. Они поставляют фирмам на платной основе практикантов - техников и пекарей. Затраты на обучение сводятся к затратам на питание студентов (торты и хлеб);
 
 
 
 
 
 
  Таблица 13.3
  Игра: ресурсы и продукты
 
 1. "Заря" 2. "Восход" Ресурсы Молоко Зерно Ресурсы Молоко Зерно Корм
 Техник 8
 2 0
 9 Корм
 Техник 7
 3 0
 5 Цена 20 16 Цена 20 16 3. "Колосок" 4. "Каравай" Ресурсы Хлеб Тесто Ресурсы Хлеб Тесто Пекарь
 Зерно 3
 7 0
 7 Пекарь
 Зерно 4
 6 0
 11 Цена 25 21 Цена 25 21 5. "Коровка" 6. "Буренка" Ресурсы Йогурт Масло Ресурсы Йогурт Масло Сахар
 Молоко 1
 4 0
 6 Сахар
 Молоко 2
 3 0
 5 Цена 28 30 Цена 28 30 7. "Сластена" 8. "Гурман" Ресурсы Торт Бублик Ресурсы Торт Бублик Йогурт
 Тесто 4
 1 0
 2 Йогурт
 Тесто 3
 2 0
 6 Цена 18 15 Цена 18 15 9. Колледж 10. Лицей Ресурсы Пекарь Техник Ресурсы Пекарь Техник Торт
 Хлеб 4
 6 0
 10 Торт
 Хлеб 2
 4 0
 4 Цена 24 22 Цена 24 22 11. "Бартер" 12. "Импэкс" Ресурсы Сахар Корм Ресурсы Сахар Корм Масло
 Бублик 1
 2 0
 2 Масло
 Бублик 1
 4 0
 5 Цена 21 18 Цена 21 18
  е) фирмы 11 и 12 - экспортно-импортные компании. Они обменивают отечественные масло и бублики на импортные сахар и корм.
  2. Подготовить бланки производственного отчета фирмы (заполненный бланк - табл. 13.6).
  3. Подготовить таблицу для проверки производственных отчетов фирм (табл. 13.4).
 
 
  Порядок проведения игры
  1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для проведения игры. Разобрать на доске примеры 1 и 2 из раздела "Теория".
 
  Таблица 13.4
  Поставщики и покупатели
 Фирма
 
  Продукт
 
  Поставщики Покупатели фирма объемы, % фирма объемы, % 1 Молоко 10,11 20,80 5,6 44,56 2 Зерно 10 100 3,4 63,37 3 Тесто 2 100 7,8 72,28 4 Хлеб 2,9 60,40 9,10 37,63 5 Йогурт 1,12 80,20 8 100 6 Масло 1 100 12 100 7 Бублик 3 100 11,12 56,44 8 Торт 3,5 40,60 9 100 9 Пекарь 4,8 60,40 4 100 10 Техник 4 100 1,2 17,83 11 Корм 7 100 1 100 12 Сахар 6,7 20,80 5 100
  2. Объяснить студентам цели и правила игры.
  3. Если число студентов превышает 12, разбить их на 12 групп. Игра рассчитана ровно на 12 участников.
  4. Раздать студентам бланки производственного отчета и карточки с исходными данными.
  5. Дать студентам 20-25 мин для выбора продукта для производства, поиска поставщиков и покупателей, расчета объемов поставок ресурсов и продаж продукта, оформления производственных отчетов.
  6. Собрать производственные отчеты и карточки с исходными данными.
  7. Определить фирмы, у которых производимый продукт не совпадает с продуктом, указанным в табл. 13.4. Это грубая ошибка. Такие фирмы разоряются.
  8. Определить покупателей продуктов разорившихся фирм из предыдущего пункта и их вторичных покупателей. Отметить, сколько баллов потеряла каждая такая фирма. Для фирм, обратившихся за помощью к правительству, установить, выполнило ли оно свои обязательства.
  9. Проверить отчеты фирм, о которых не говорилось в двух предыдущих пунктах. Определить количество баллов, потерянных каждой такой фирмой.
  10. Выставить баллы игрокам, подвести итоги игры.
 
  Пример игры
  1. Исходные данные:
  * студентов - 12;
  * продуктов (ресурсов) - 12;
  * нормы затрат и цены - в табл. 13.3;
  * вероятность выполнения обязательств правительством - 50%.
  2. Информация сданных студентами производственных отчетов соответствует табл. 13.4 для всех фирм, за исключением трех. Нестандартные отчеты представлены в табл. 13.5, в них правительство обозначено буквами "ПР".
  Таблица 13.5
  Нестандартные производственные отчеты
 Фирма
 
  Продукт
 
  Поставщики Покупатели фирма объемы, % фирма объемы, % 1 Зерно 10 100 3,4 63,67 5 Йогурт ПР,12 80,20 8 100 6 Масло ПР 100 12 100
  3. Из трех фирм только Фирма 1 неверно определила производимый продукт: зерно вместо более выгодного молока. Из-за этого Фирмы 5 и б не смогли найти на рынке поставщика молока и обратились за помощью к правительству. В их отчетах вместо разорившейся Фирмы 1 указано правительство (ПР). Все остальные данные соответствуют таблице.
  4. Определим судьбу Фирмы 5. Преподаватель, подбросив монету, выяснил, что правительство в этом случае не выполнило свои обещания и эта фирма разорилась. Фирма 8 является покупателем продукта разорившейся Фирмы 5 и вторичным покупателем продуктов разорившейся Фирмы 1, поэтому она потеряла 2 + 1=3 балла. Фирма 9 является вторичным покупателем продуктов разорившейся Фирмы 5, поэтому она потеряла один балл (см. рис. 13.1).
  5. Определим судьбу Фирмы 6. Преподаватель, подбросив монету, выяснил, что правительство в этом случае выполнило свои обещания и эта фирма получила максимальную выручку, но с опозданием в два балла, поскольку является покупателем продукта разорившейся фирмы. Фирма 9 является вторичным покупателем продуктов Фирмы 1, она потеряла один балл (см. рис. 13.1).
 
 
 
  2 3
  Рис. 13.1. Сбой в поставках
 
  6. В табл. 13.6 приведен пример заполнения бланка производственного отчета Фирмы 5. Правительство считается фирмой с номером 0.

<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу