<< Пред. стр. 1 (из 14) След. >>
На главную страницуД.Н.Бахрах
Административное право
учебник для вузов
Москва, 1996
Предисловие
В демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть четко урегулированы юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата — исполнительной власти.
Административное право — важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества.
Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.
Создание российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, организационные реформы в стране повлекли коренные изменения всего массива административно-правовых норм. В 90-х годах XX века Российской Федерации пришлось полностью обновлять и быстро расширять систему административно-правового регулирования. Были закреплены демократические начала организации и функционирования исполнительной власти, расширены права граждан, значительно повышена роль закона в регулировании властеотношений.
В работе над учебником «Административное право» автор стремился использовать богатейший опыт подготовки учебной литературы по административному праву СССР в 1940—1990 гг. и учесть кардинальные изменения в правовой системе Российской Федерации в 1990—1996 гг. При освещении тех институтов административного права, которые принято было описывать в учебниках (государственная служба, административные акты, административная ответственность и др.), в максимальной степени учитывались новые положения законодательства. Одновременно значительное внимание было уделено описанию тех административно-правовых институтов, которым в учебниках прошлых лет не было
VI
уделено должного внимания (административные договоры, специальные административно-правовые режимы, административный надзор, административное пресечение, поощрение в деятельности исполнительной власти, дисциплинарное принуждение на основе норм административного права и др.).
Настоящий учебник написан на основе критического осмысления огромного массива нормативных актов, практической деятельности государственного аппарата. В нем использованы основные положения работ по административному праву, опубликованных на русском языке советскими и российскими издательствами, а также результаты научных исследований автора за период с 1955 г.
В основу содержания и структуры этой работы положены разработанная автором и утвержденная советом Уральской государственной юридической академии программа учебной дисциплины и курс лекций по административному праву, ежегодно читаемый студентам.
Проф. Д.Н. Бахрах
Содержание
Предисловие.......................................................................................... VII
Часть 1. Общие вопросы административного права
Глава 1. Административное право и административно-правовые нормы
§ 1. Предмет административного права ................................................. 1
§ 2. Метод административного права ..................................................... 4
§ 3. Система административного права .................................................. 7
§ 4. Нормы административного права .................................................. 10
§ 5. Действие административно-правовой нормы во времени ......... 13
§ 6. Источники норм административного права ................................. 16
Глава 2. Административно-правовые отношения
§ 1. Понятие и виды административно-правовых отношений .......... 20
§ 2. Структура административного правоотношения . ...................... 21
§ 3. Система коллективных субъектов административного права .. 23
§ 4. Содержание административно-правового статуса
государственных коллективных субъектов ........................................ 26
Глава 3. Индивидуальные субъекты административного
права России
§ 1. Административная правосубъектность индивидуальных
субъектов ................................................................................................. 29
§ 2. Административно-правовой статус гражданина .......................... 32
§ 3. Административно-правовой статус иностранных
граждан и лиц без гражданства ............................................................. 35
§ 4. Специальные административно-правовые статусы
индивидуальных субъектов ................................................................... 40
§ 5. Способы защиты прав граждан ...................................................... 47
§ 6. Право гражданина на административную жалобу ....................... 50
§ 7. Право гражданина на судебную защиту
(административная юстиция в РФ) ....................................................... 56
§ 8. Право граждан на возмещение ущерба,
причиненного незаконными действиями исполнительной
власти и ее должностных лиц ................................................................ 61
Глава 4. Административная власть
§ 1. Основные признаки административной
(исполнительной) власти......................................................................... 64
Содержание
§ 2. Демония административной власти в СССР ................................ 69
§ 3. Функции (содержание) исполнительной власти . ........................ 73
§ 4. Линейная и функциональная власть .............................................. 75
§ 5. Организационная структура аппарата исполнительной
власти ........................................................................................................ 77
§ 6. Административное ведомство ....................................................... 78
§ 7. Административная подведомственность ..................................... 81
Глава 5. Органы исполнительной власти
§ 1. Понятие органа исполнительной власти ....................................... 84
§ 2. Виды органов исполнительной власти .......................................... 86
§ 3. Правительство Российской Федерации ....................................... 88
§ 4. Центральные органы федеральной исполнительной власти ...... 96
§ 5. Территориальные федеральные органы исполнительной
власти ........................................................................................................ 99
Глава 6. Государственная служба
§ 1. Понятие службы ............................................................................ 102
§ 2. Государственная должность ....................................................... 103
§ 3. Государственный служащий и государственная служба ......... 108
§ 4. Правовой институт государственной службы ........................... 111
§ 5. Основные принципы государственной службы ........................ 114
§ 6. Классификация государственных служащих ............................. 120
§ 7. Обязанности и права государственного служащего ................ 126
§ 8. Замещение государственных должностей ................................ 132
§ 9. Прохождение государственной службы (служебная
карьера) .................................................................................................. 135
§ 10. Управление государственной службой .................................... 146
Глава 7. Формы деятельности исполнительной власти
§ 1. Виды форм деятельности исполнительной власти .................. 150
§ 2. Административный процесс ......................................................... 153
Глава 8. Правовые акты исполнительной власти
(административные акты)
§ 1. Основные признаки правового акта исполнительной
власти (административного акта) ....................................................... 157
§ 2. Виды административных актов .................................................... 159
§ 3. Условия эффективности административных актов .................. 162
Содержание IX
§ 4. Процесс принятия административных актов ............................. 167
§ 5. Изменение, приостановление, прекращение действия
административных актов ...................................................................... 168
Глава 9. Административные договоры
§ 1. Место административного договора в деятельности
исполнительной власти ........................................................................ 171
§ 2. Структура и признаки административного договора ................ 174
§ 3. Функции административного договора ..................................... 180
§ 4. Административный договор и административный акт ............ 183
Глава 10. Методы деятельности исполнительной власти
§ 1. Понятие и виды методов деятельности исполнительной
власти ...................................................................................................... 185
§ 2. Убеждение в деятельности исполнительной власти ............... 188
§ 3. Поощрение в деятельности исполнительной власти .............. 190
§ 4. Правовое принуждение . ............................................................... 197
Глава II. Специальные административно-правовые режимы
§ 1. Понятие и виды специальных административно-правовых
режимов ................................................................................................. 201
§ 2. Правовой режим чрезвычайного положения ............................ 203
§ 3. Режимы особого и военного положения .................................. 208
§ 4. Режим секретности ....................................................................... 211
§ 5. Общий и специальные таможенные режимы ............................. 217
§ 6. Режим охраны Государственной границы
Российской Федерации ........................................................................ 220
Глава 12. Режим законности (правозаконности) в деятельности
исполнительной власти
§ 1. Содержание законности (правозаконности) .............................. 228
§ 2. Система гарантий законности (правозаконности) .................... 234
§ 3. Президентский контроль за органами исполнительной
власти ...................................................................................................... 237
§ 4. Контроль органов законодательной власти за органами
исполнительной власти ........................................................................ 241
§ 5. Общий административный надзор ............................................... 244
§ 6. Судебный надзор за законностью осуществления
административной власти .................................................................... 252
Х Содержание
Часть II. Принуждение по административному праву
Глава 13. Административно-правовое принуждение в системе государственного принуждения
§ 1. Виды принуждения и ответственности по административному
праву........................................................................................................ 255
§ 2. Понятие и виды административно-правового принуждения ... 256
§ 3. Административно-восстановительные меры ............................ 258
Глава 14. Административное пресечение
§ 1. Понятие и виды мер пресечения ................................................. 261
§ 2. Административный надзор за лицами, освобожденными из
мест лишения свободы ........................................................................ 264
§ 3. Принудительное лечение ............................................................. 268
§ 4. Применение огнестрельного оружия ......................................... 271
§ 5. Административное задержание гражданина .............................. 275
Глава 15. Понятие и основания административной
ответственности
§ 1. Признаки административной ответственности .......................... 280
§ 2. Нормативная основа административной ответственности ...... 282
§ 3. Административное нарушение (деликт) и административное
правонарушение ................................................................................... 284
§ 4. Состав административного проступка ....................................... 287
Глава 16. Административные взыскания
§ 1. Система административных взысканий ...................................... 293
§ 2. Виды административных взысканий ........................................... 295
§ 3. Общие правила (принципы) наложения административных
взысканий ............................................................................................... 300
Глава 17. Общая характеристика производства по делам об
административных нарушениях
§ 1. Понятие и принципы производства по делам об
административных нарушениях .. ....................................................... 306
§ 2. Доказательства в производстве по делам об
административных нарушениях .. ....................................................... 309
§ 3. Участники производства по делам об
административных нарушениях .......................................................... 311
§ 4. Сроки в производстве по делам об административных
нарушениях ............................................................................................ 313
§ 5. Подведомственность дел об административных
нарушениях ............................................................................................ 316
Содержание XI
§ 6. Меры административно-процессуального принуждения ........ 318
Глава 18. Стадии производства по делам об
административных нарушениях
§ 1. Система стадий и этапов производства по делам об
административных нарушениях .. ....................................................... 324
§ 2. Административное расследование ............................................. 325
§ 3. Рассмотрение дел об административных проступках .............. 330
§ 4. Пересмотр постановлений по делам об административных
нарушениях ............................................................................................ 335
§ 5. Исполнение постановлений .......................................................... 339
§ 6. Материально-правовые и процессуальные особенности
отдельных категорий дел .................................................................... 343
Глава 19. Дисциплинарное принуждение по
административному праву
§ 1. Понятие и признаки дисциплинарного принуждения ................ 348
§ 2. Дисциплинарная ответственность
по административному праву .............................................................. 350
§ 3. Материальная ответственность по
административному праву ................................................................... 353
Указатель сокращений
АПК РФ — Арбитражный процессуальный кодекс РФ
ВВС РСФСР — Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР
ВВС РФ — Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ
ГК РФ — Гражданский кодекс РФ ГПК РСФСР Гражданский процессуальный кодекс РСФСР
КоАП РСФСР — Кодекс РСФСР об административных правонарушениях
САПП РФ —Собрание актов Президента и Правительства РФ
СЗ РФ — Собрание законодательства РФ
ТК РФ — Таможенный кодекс РФ
УПК РСФСР — Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР
Часть 1. Общие вопросы административного права
Глава 1. Административное право и административно-правовые нормы
§ 1. Предмет административного права
Административное право — самостоятельная отрасль правовой системы России. Известно, что отрасли права отличаются друг от друга прежде всего по предмету и методу правового регулирования.
Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти. В законодательстве и юридической литературе как очень близкие по смыслу используются следующие понятия: исполнительная власть, государственное управление, государственная администрация', административная власть. Все эти названия связаны с понятием, которое включает в себя три главных признака: управленческий (исполнительный, административный) аппарат (совокупность служащих, органов), выполняемую им деятельность (управленческую, исполнительную, административную) и используемую им при этом управленческую (исполнительно-распорядительную, административную) власть.
В самом общем виде можно сказать, что административное право — это управленческое право. Оно регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, обслуживает сферу государственного управления. Административно-правовое регулирование производится путем: а) упорядочения, закрепления, совершенствования существующих общественных отношений; б) конструирования новых общественных отношений, соответствующих требованиям объективных законов развития общества, положениям Консти-
' Эти понятия связаны с властной деятельностью, которая осуществляется под руководством более высокой власти (парламента, монарха и т. д.). Но их смысл не совпадает полностью. Управление — это деятельность, администрация — основной субъект этой деятельности, власть — главный способ ее осуществления. Понятие «государственное управление» прежде всего раскрывает содержание властной деятельности, понятие «государственная администрация» связано с ее субъектом. Понятия «административная власть», «исполнительная власть» не идентичны, но оба соединяют субъектов, деятельность и методы воздействия, часто под ними понимают только власть.
2 Глава 1. Административное право и административно-правовые нормы
туции РФ; в) охраны урегулированных нормами административного и других отраслей права' общественных отношений; г) вытеснения из сферы деятельности исполнительной власти общественных отношений, не соответствующих интересам граждан, общества, государства.
Кто осуществляет исполнительную власть? Что включается в понятие «государственная администрация»?
Во-первых, главным образом, имеется в виду властная деятельность органов исполнительной власти и ряда подчиненных им организаций (воинских частей, спецучреждений МВД, вузов и др.).
Во-вторых, это внутриорганизационная деятельность руководителей иных государственных органов. Председатель представительного органа и тем более руководитель его аппарата, прокурор, председатель суда, руководя подчиненными им работниками, органами, выступают как главы учреждений, администраторы. Так, председатель областного суда, организуя работу аппарата областного суда, занимается не правосудием, а управлением.
В-третьих, суды районных, городских судов, рассматривая административные дела (о мелком хулиганстве, злостном неповиновении и многие другие), реализуют административную власть, издают административные акты, а не акты правосудия.
В-четвертых, по поручению государства, на основе переданных им властных полномочий административную власть могут использовать общественные инспекции и другие общественные формирования.
Следовательно, предметом административного права являются отношения, возникающие при организации аппарата исполнительной власти, в процессе его административной деятельности, а также административной деятельности ряда подчиненных ему организаций (например, вузов, медвытрезвителей), при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных органов, в ходе реализации административной власти судьями и общественными организациями.
Уточняя предмет административного права, следует назвать еще два обстоятельства. При функционировании исполнительной власти (государственной администрации) она вступает в отношения с гражданами, предприятиями, общественными организациями. Административное право регулирует деятельность обеих
* Например, ст. 41 КоАП РСФСР устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства о труде и правил по охране труда.
§ 1. Предмет административного права 3
сторон: управляющих и управляемых. Правила дорожного движения, санитарии и многие другие могут служить тому примером.
Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько тесно связана с особым видом управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое правр, дознание и предварительное расследование — уголовно-процессуальное право, управленческие отношения, связанные с финансовыми, — финансовое право. Поэтому необходимо в определение предмета административного права внести следующее уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые регламентированы другими отраслями права Российской Федерации.
Предмет административного права условно можно поделить на две части:
1. Внутриаппаратные отношения. Соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы в них, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных органах. Сюда же можно отнести отношения органов исполнительной власти с подчиненными им организациями, а также отношения администраций организаций, деятельность которых регулируется административным правом (воинские части, вузы и др.) с их служащими, учащимися и т.д.
2. Взаимоотношения административной власти с предприятиями, учреждениями, организациями любых организационно-правовых форм, с гражданами'.
Пока преобладали нормы, закрепляющие внутриаппаратные отношения, государства имели систему юридических норм, регулирующих разделение труда по управлению, устанавливающих власть аппарата и обязанности граждан и иных невластных субъектов. В дореволюционной России такая система норм называлась полицейским правом.
Административное право как отрасль современного права появилось тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от админис-
' Отношения исполнительной власти с другими властями регулируются государственным (конституционным) правом и частично гражданско-, арбитражно-, уголовно-процессуальным правом.
4 Глава 1. Административное право и административно-правовые нормы
тратавного произвола. Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией — необходимое условие превращения полицейского права в административное.
§ 2. Метод административного права
Предмет правового воздействия — главный, но не единственный критерий разграничения отраслей права. Они различаются и по методу регулирования. Предмет (что, какие отношения?) определяет специфику метода (как, каким образом регулируются общественные отношения?).
Приступая к характеристике административно-правового метода регламентации общественных отношений, необходимо предварительно привести ряд важных теоретических положений. Человек — существо общественное, он всегда живет и взаимодействует с другими людьми. Любая совместная деятельность требует согласованности, упорядочения, организации; усилия разных людей должны быть гармонизированы во времени и пространстве, подчинены определенной цели, единым правилам безопасности. Совместная деятельность предполагает управление, последнее объективно необходимо и является неотъемлемым признаком общественного бытия, его атрибутом. Управленческие отношения всегда были и будут, пока существует человеческое общество. Они, как и семейные, экономические связи, появились намного раньше, чем юридические нормы. Последние не создают управленческих отношений, а используются для того, чтобы их формализовать, упорядочить, развить, охранять.
Управление предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому. В системе управленческих связей субъекты не равны и к тому же они выполняют разные социальные роли. Этого неравенства административное право не может и не стремится устранить. Воспринимая его как объективную необходимость, законодатель, регламентируя организацию и функционирование исполнительной (административной) власти, юридически оформляет такое неравенство. Этим объясняются особенности административно-правового метода.
Главные признаки метода правового регулирования выявляются при ответе на вопросы: каково устанавливаемое юридическое положение сторон (1); с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений (2) как определяются права и обязанности субъектов правоотноше-
§ 2. Метод административного права 5
ний (3) и как они защищаются (4). Метод характеризует волевую сторону регулятивных свойств отрасли.
Наибольшей спецификой, качественной определенностью обладают два существенно различных метода регулирования — административно-правовой и гражданско-правовой. Их сравнение позволяет лучше выявить особенности каждого.
Административное право — это юридическая форма, модель управления. Оно закрепляет юридическое неравенство, асимметрию субъектов управленческих отношений. Это связано с подчинением одной стороны другой, которое может быть линейным (связи типа «начальник — подчиненный») или функциональным (связи типа «инспектор — контролируемый»). Юридическое неравенство сторон обусловлено и разными ролями, задачами субъектов. Даже у органов, должностных лиц, находящихся на одном уровне управленческой иерархии, не одинаковы права и обязанности. Например, различно правовое положение областного управления внутренних дел, областного комитета по управлению имуществом и областного финансового отдела. Не равны полномочия инспекторов ГАИ, саннадзора, рыбоохраны.
Что же касается гражданского права, то, закрепляя имущественные, товарные отношения, оно устанавливает юридическое равенство сторон (покупателя и продавца, заказчика и подрядчика и т. д.). Поэтому юридическим фактом, порождающим, прекращающим, изменяющим гражданские правоотношения, является договор, отражающий волю обеих сторон'.
Административно-правовые отношения чаще всего возникают в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями. Действиями, совершаемыми по воле одной стороны и влекущими юридические последствия, являются, например, приказ, предписание субъекта административной власти, жалоба, заявление гражданина, решение о выдаче лицензии, постановление о наложении штрафа.
Субъекты гражданского права во многих случаях сами выбирают, с кем и когда вступать в отношения, заключая договоры, определяют взаимные права и обязанности. Иначе строится административно-правовое регулирование. Как правило, нормами точно определяется, когда и между какими субъектами должны
^ В ст. 2 ГК РФ говорится: «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».
6 Глава 1. Административное право и административно-правовые нормы
возникать правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон. Так, отношения граждан, связанные с призывом на военную службу, получением прав на управление транспортными средствами, возникают при заранее определенных обстоятельствах, с определенными органами исполнительной власти, при этом права и обязанности сторон четко закреплены юридическими нормами. В определенные сроки, по определенной форме, определенным адресатам организации, к примеру, должны направлять статистические данные, отчеты, справки.
При возникновении споров между участниками равноправных гражданско-правовых отношений они вправе обратиться за помощью к третьей, незаинтересованной стороне — суду. Санкции, которые применяются к виновной стороне, чаще всего являются правовосстановительными (взыскание убытков и т.п.) и используются в интересах пострадавшего. Иными словами, гражданско-правовые отношения обеспечены судебной защитой. Существующие в административно-правовых отношениях права и интересы тоже могут защищаться в судебном порядке. Но это не правило, а исключение из него'. В основном же права участников таких отношений, споры между ними решаются в административном порядке: субъектом управления, который был (является) стороной административного правоотношения, вышестоящим или иным органом исполнительной власти. Субъекты исполнительной (административной) власти наделены правом решать, а другие участники отношений имеют право обжаловать такие решения.
Более того, субъекты исполнительной власти во многих случаях наделены правом применять самые разнообразные меры воздействия к другим субъектам правоотношений. В частности, они могут потребовать объяснений, дать указания, отказать в просьбе, не присвоить звание, использовать средства административного, дисциплинарного принуждения. «Одинаковое подчинение закону и суду ставит должностных .лиц и граждан на общую юридическую плоскость. Должностное лицо может быть наделено большими правами нежели гражданин, но перед законом они становятся принципиально равными»^.
Еще раз подчеркнем, что особенности предмета обуславливают специфику метода регулирования. Административное право
^ Во-первых, многие административно-правовые споры вообще не могут рас-•матриваться судами. Во-вторых, хотя административно-правовые споры могут )азрешаться в судебном или в административном порядке, на практике чаще »сего используется второй вариант.
' Елистратов А. И. Должностное лицо и гражданин. — В сб.: Вопросы адми [истративного права. М., 1916. С. 80.
§ 3. Система административного права 7
закрепляет юридическое неравенство субъектов, право носителей административной власти во внесудебном порядке воздействовать на граждан и организации. Но административно-правовое регулирование властеотношений обеспечивает внедрение в сферу администрирования демократических начал.
В управленческих отношениях есть субъект и объект воздействия. Их правовое опосредование превращает обе стороны в субъектов правоотношений, носителей определенных прав и обязанностей. И властвующий уже не вправе делать то, «что захочет», выдавая свой каприз за государственную мудрость, а подвластному не нужно/упрашивать «дать слово молвить». Закрепляя демократические начала формирования административной власти и контроля за ее деятельностью, рациональные формы организации управленческого труда, разнообразные права граждан, процедуры разрешения споров с исполнительной властью и многое другое, административное право придает управленческим отношениям цивилизованной характер, способствует развитию в них начал законности, справедливости, демократии.
§ 3. Система административного права
Наряду с предметом и методом регулирования, третьей особенностью самостоятельной отрасли права является ее целостность. Эта черта довольно четко прослеживается в административном праве. Единый предмет и единственный метод правового опосредования реальных общественных отношений предопределили взаимосвязь образующих отрасль юридических норм'.
Административное право — целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с .другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и специальных. А в целом отрасль создает специфический — административно-правовой — режим регулирования.
«Под юридическим режимом следует понимать особую, целостную систему регулятивного воздействия—особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реали-
' В реальной правовой системе могут быть и внутриотраслевая несогласованность норм и даже противоречия между ними, но это не правило, а исключение из него.
8 Глава 1. Административное право и административно-правовые нормы
зации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм»'. Два основных элемента более всего влияют на отраслевой режим: метод правового регулирования и содержание принципов, общих положений, пронизывающих содержание отраслевых норм".
Административное право принадлежит к числу публичных отраслей, поэтому общеотраслевой режим административного права носит публично-правовой характер. Это означает прежде всего опосредование публичных, общественных интересов. В качестве обязательного субъекта общественных отношений, регулируемых административным правом, выступает государство в лице своих институтов, призванное в первую очередь, как считалось ранее, выразить, осуществить и обеспечить реализацию общего блага. К сожалению, именно деятельность государства по осуществлению публичных интересов, ведению общих дел была абсолютизирована, коллективное преобладало над индивидуальным.
В настоящее время коренным образом меняется подход к целям и задачам административного права. И отправным пунктом в данном преобразовании являются положения ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». На первое место среди задач исполнительной власти выходят выражение, соблюдение и защита прав и свобод человека. Можно говорить об определенном дуализме целевых установок административного права: с одной стороны, эффективность деятельности исполнительной власти, с другой, — реализация, защита прав и свобод.
Основные цели административного права можно определить так:
1) создание условий для эффективной деятельности административной (исполнительной) власти как важного инструмента обеспечения безопасности граждан, общества, государственного аппарата, страны;
2) обеспечение демократической организации исполнительной власти (государственной администрации);
^ Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981. С. 245. ' Ж. Ведель вторую часть своего учебника «Административное право Франции» назвал «Административный режим». В это понятие он включил следующие элементы: принцип разделения властей, юрисдикцию административного судьи, правовой режим административных актов, принцип законности, ответственность администрации и ее представителей (см.: Ведель Ж. Административное право Франции. М„ 1973. С. 66-273).
§ 3. Система административного права 9
3) создание условий для реализации гражданами, их объединениями прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти;
4) обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, от злоупотреблений, небрежности, некомпетентности, своеволия субъектов исполнительной власти.
<< Пред. стр. 1 (из 14) След. >>