<< Пред.           стр. 11 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

 Руководители органов данного надзора являются соответственно Главными государственными санитарными врачами РФ, субъек­тов Федерации, городов и районов.
 Президент РФ 19 ноября 1993 г. утвердил Положение о Госсан-эпиднадзоре России', в котором сказано, что Госсанэпиднадзор осуществляет нормативное регулирование, обеспечивает созда­ние системы санитарно-эпидемиологического нормирования, орга­низует разработку федеральных санитарных правил и гигиени­ческих нормативов, утверждает и издает их, разрабатывает формы государственной и ведомственной статистической отчетности о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выпол­нении гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
 Органы Госсанэпиднадзора активно пропагандируют правила санитарии, проводят гигиеническое воспитание и образование граждан, ведут государственный учет инфекционных, паразитар­ных, профессиональных и массовых инфекционных заболеваний и отравлений населения в связи с неблагоприятным влиянием на здоровье человека факторов среды его обитания. Они обеспечи­вают проведение ряда медицинских анализов, обеззараживание помещений, участвуют в разработке программ повышения сани­тарно-эпидемиологического благополучия и т. д. В целом органи­зационно-массовая работа санитарно-эпидемиологической служ­бы очень разнообразна.
 Формами контрольной деятельности органов санэпиднадзора являются заключения о соответствии санитарным правилам вво­димых в эксплуатацию зданий и сооружений, новых технологий, веществ, изделий. Разработка и постановка на производство но­вых видов пищевых продуктов, внедрение новых технологичес­ких процессов и технологического оборудования, производство тары, посуды и упаковочных материалов, применение пищевых добавок и других веществ разрешаются только на основании ги­гиенической оценки их соответствия санитарным требованиям и заключения санитарно-эпидемиологической службы.
 ' САПП РФ. 1993. № 47. Ст. 4527.
 
 
 § 5. Общий административный надзор 251
 Для получения необходимой информации должностные лица Государственной санитарно-эпидемиологической службы вправе: беспрепятственно посещать и проводить обследования организа­ций, предприятий, жилищных условий граждан; получать от ор­ганизаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на них задач; изымать образцы (про­бы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиеничес­кой экспертизы.
 Законом установлено, что в целях охраны здоровья, преду­преждения возникновения и распространения заболеваний ра­ботники предприятий и организаций должны проходить меди­цинские осмотры как при приеме на работу, так и впоследствии.
 Органы санитарно-эпидемиологического надзора могут прини­мать решения:
 — о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выпол­няемой работы;
 — о проведении лабораторного обследования и медицинского наблюдения за гражданами, контактировавшими с больными ин­фекционными заболеваниями;
 — об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представ­ляющих опасность для окружающих;
 — о проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также в помещениях и на территории, где сохраняются условия для возникновения или рас­пространения инфекционных заболеваний;
 — о проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям.
 С целью пресечения санитарных нарушений организациям и гражданам могут быть предъявлены требования о проведении ги­гиенических и противоэпидемических мероприятий и устранении санитарных нарушений.
 Довольно часто органы Государственного санитарно-эпидемио­логического надзора используют право приостанавливать впредь до устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения прекращать:
 — работы по проектированию и строительству, а также введе­ние в эксплуатацию законченных строительством, реконструиро­ванных объектов;
 
 
 252 Глава 12. Режим законности в деятельности исполнительной власти
 — эксплуатацию действующих предприятий, отдельных про­изводственных цехов, участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдель­ных видов работ и производственной деятельности;
 — производство и применение (использование) продукции на­родного хозяйства;
 — производство, хранение, транспортировку и реализацию про­довольственного сырья и пищевых продуктов, использование воды (водоисточников) для питьевых, хозяйственных и культурно-оз­доровительных целей.
 А за совершение санитарных правонарушений к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа.
 7 июля 1994 г. Госсанэпиднадзор России утвердил инструкцию, регламентирующую порядок привлечения к административной от­ветственности за санитарные правонарушения.
 Главные санитарные врачи вправе направлять в компетентные органы, компетентным должностным лицам материалы о сани­тарных нарушениях и ставить вопросы о привлечении виновных к дисциплинарной или даже уголовной ответственности. Они мо­гут также предъявлять требования: о возмещении ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан, и расходов лечебно-профилак­тических и санитарно-профилактических учреждений на прове­дение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отрав­лений людей.
 § 6. Судебный надзор за законностью осуществления административной власти
 Вопрос о необходимости и преимуществах судебного контроля за государственной администрацией — один из важнейших в ад­министративном праве. Выше (см. § 7 глава 3) уже рассматривал­ся его существенный аспект — право граждан на судебную защи­ту. Но административная юстиция — только один из каналов судебного надзора за исполнительной властью. Существуют и другие его формы: а) рассмотрение жалоб организаций;
 б) рассмотрение требований и протестов органов государствен­ной власти о признании незаконными административных актов;
 в) проверка судами (судьями) при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности административ­ных актов, имеющих значение для разрешения дел;
 
 
 § 6. Судебный надзор за законностью административной власти 253
 г) проверка судами при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;
 д) рассмотрение дел о преступлениях субъектов исполнитель­ной власти.
 С точки зрения порядка обращения в суд можно различать: 1) исключительно судебный (вопрос о законности решается толь­ко судом);
 2) альтернативный (с жалобой, протестом, требованием можно обратиться в вышестоящий государственный орган или в суд);
 3) последовательный или ступенчатый (вначале заинтересован­ный субъект вправе обратиться в вышестоящий исполнительный орган, иногда вплоть до центрального, а при несогласии с его ре­шением вправе обратиться в суд);
 4) исключительно административный (дело не подведомствен­но суду).
 Судебный надзор за исполнительной властью может осуще­ствляться по жалобам (искам) граждан и организаций, по требо­ваниям государственных органов, по протестам прокуроров, а так­же по инициативе самих судов. Он может быть прямым или косвенным.
 Прямым считается контроль, когда суд рассматривает граж­данское дело по жалобе (требованию, протесту) о незаконности правоприменительного акта в соответствии с нормами ГПК, АПК. По существу это дела о законности властных действий, выясне­ние этого — главная цель правосудия, и решение суда посвяща­ется оценке законности правового акта.
 А косвенный контроль осуществляется при рассмотрении иных гражданских дел, а также всех уголовных и административных дел. В этих случаях вопрос о законности встает, если это влияет на решение главного вопроса, связанного с рассматриваемым су­дом делом (о наличии преступления, виновности подсудимого, взыскании ущерба и т. д.), и он рассматривается попутно. Специ­ального решения о законности акта исполнительной власти суд (судья) не принимает. Установив несоответствие административ­ного акта юридическим нормам, суд (судья) либо выносит частное определение (ст. 321 УПК, 225 ГПК), либо возвращает дело на доследование, либо кладет этот факт в основу принимаемого при­говора (решение, постановления).
 Надзор за законностью административной деятельности осу­ществляют все имеющиеся в России суды: общие, военные, ар­битражные, конституционные (уставные).
 
 
 254 Глава 12. Режим законности в деятельности исполнительной власти
 В арбитражных судах созданы специальные коллегии, рассмат­ривающие споры организаций и предпринимателей с властными структурами.
 Одним из главных направлений деятельности Конституцион­ного суда РФ в период перехода к рыночной экономике является защита прав граждан и юридических лиц как собственников, сво­бодных предпринимателей, равноправных участников договорных отношений. Он рассмотрел ряд индивидуальных жалоб граждан и признал неконституционной правоприменительную практику относительно увольнений граждан с работы по возрасту; установ­ления ограничительного срока обжалования незаконных уволь­нений с работы, считая его ограничением права на судебную и иную защиту; выселение из незаконно занятых жилых помеще­ний с санкции прокурора без права судебного обжалования такой санкции и др.
 Право на судебную жалобу (иск) теоретически всегда суще­ствует, но реально им пользуются далеко не все, поскольку для его реализации мало знать, что есть такое право, нужно знать, как его можно осуществить, иметь определенные финансовые сред­ства, не испытывать опасений по поводу возможных неблагопри­ятных последствий. Если к тому же учесть, что суды рассматри­вают дела очень часто с нарушением процессуальных сроков, а исполнение решений организовано не лучшим образом, то стано­вится более понятным, почему граждане, организации в нашей стране скупо используют право на судебную защиту от незакон­ных действий исполнительной власти. И это позволяет более трезво оценить возможности судебной защиты прав граждан, роль судов в обеспечении законности*.
 ^ См.: Российские вести. 1995. 12 окт.
 
 
 Часть П. Принуждение по административному праву
 Глава 13. Административно-правовое принуждение в системе государственного принуждения
 § 1. Виды принуждения и ответственности по административному праву
 Принуждение можно понимать как отрицание воли подвласт­ного и внешнее воздействие на его поведение. Поскольку коман­да не исполнена, нарушена воля властвующего, последний воз­действует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу подвластного, чтобы преобразовать его волю, добиться подчинения.
 Юриста принуждение интересует прежде всего как средство ох­раны правопорядка, как метод государственной деятельности. Юри­дическая наука изучает правовое принуждение, которое применя­ется на основе юридических норм и в связи с их нарушением, понуждает к соблюдению государственно-властных предписаний.
 Принуждение можно различать по отраслевому критерию, т. е. какой отраслью законодательства установлены принудительные меры. Соответственно принято различать принуждение по государ­ственному, гражданскому, уголовному, уголовно-процессуальному, трудовому, административному праву.
 Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых исполнительной властью для обеспечения правопорядка. Рассматриваемый вид при­нуждения охраняет не только административно-правовые нормы, но и нормы гражданского, трудового, земельного и иных отраслей права, реализацию которых призваны обеспечить органы исполни­тельной власти.
 Следует различать меры административно-правового принуж­дения и принудительные меры, установленные нормами админис­тративного права. Административное законодательство закрепляет административные (1), дисциплинарные (2), общественно-правовые (3) санкции. Так, им установлена дисциплинарная и материальная от­ветственность военнослужащих, определены властные полномо­чия общественных инспекторов. Административное принуждение полностью регулируется нормами административного права, кото­рыми, кроме того, регулируется общественно-правовое и частично — дисциплинарное принуждение. Соответственно можно различать дис-
 
 
 256 Глава 13. Административно-правовое принуждение
 циплинарное принуждение и дисциплинарную ответственность по административному праву.
 Ответственность — разновидность принуждения, а меры ответ­ственности — особый вид мер принуждения. Так, составной частью административного принуждения является административная от­ветственность, а дисциплинарное принуждение включает в себя дис­циплинарную и материальную ответственность. В целом, ответствен­ность по административному праву — часть принуждения по административному праву.
 Административным законодательством урегулированы следую­щие виды ответственности: а) административная ответственность граждан; б) административная ответственность организаций; в) дисциплинарная ответственность милитаризованных служа­щих (военнослужащих, работников милиции и др.), студентов, уча­щихся и лиц, свобода которых ограничена в административном по­рядке;
 г) материальная ответственность военнослужащих, работников органов МВД.
 Органы исполнительной власти участвуют в осуществлении раз­ных видов принуждения. Они сами используют средства дисципли­нарного и административного воздействия. Органы милиции, служ­бы безопасности, налоговой полиции возбуждают уголовные дела, ведут предварительное расследование и применяют меры уголов­но-процессуального принуждения. Одной из важнейших задач сис­темы МВД является исполнение уголовных наказаний.
 § 2. Понятие и виды административно-правового принуждения
 В научной и учебной литературе немало написано об админис­тративном принуждении. Но корректнее было бы говорить об адми­нистративно-правовом принуждении. История СССР и многих Дру­гих стран дает много оснований для горьких выводов о том, что административное принуждение намного шире административно-правового, что нередко оно связано с произволом, насилием. Для административного принуждения правовая форма еще не стала таким атрибутивным свойством, как для уголовной ответственности.
 Административно-правовое принуждение — один из видов госу­дарственно-правового. Поэтому ему присущи все признаки послед­него (это правоприменительная деятельность, она призвана обеспе­чить защиту правопорядка, реализуется в рамках охранительных правоотношений и др.). В то же время оно обладает рядом особен-
 
 
 § 2. Понятие и виды административно-правового принуждения 257
 ностей, система которых и предопределяет его качественное свое­образие.
 1. Меры административно-правового принуждения применяются в связи с антиобщественными деяниями, нарушающими правовые нор­мы, охраняемые административно-принудительными средствами.
 2. Административно-правовое принуждение осуществляется в рамках внеслужебного подчинения, при отсутствии организацион­ного, линейного подчинения между сторонами этого охранительно­го правоотношения, субъектами функциональной власти. Оно явля­ется одним из методов реализации функциональной власти.
 3. Множественность субъектов, осуществляющих административ­ную юрисдикцию, — еще одна важная его особенность. Применять меры административного воздействия вправе десятки видов орга­нов (государственные инспекции, органы транспорта, милиции, ад­министративные комиссии, судьи и др.). С другой стороны, адми­нистративному воздействию подвергаются не только отдельные лица, но и организации.
 4. Административно-правовое принуждение всесторонне регули-1 руется административно-правовыми нормами. t Таким образом, административно-правовое принуждение — это • особый вид государственного принуждения, состоящий в примене-"1 нии субъектами функциональной власти установленных нормами ^ административного права принудительных мер в связи с неправо-1 мерными действиями. Оно играет важную роль в охране правопо-' рядка. •
 1 Особо следует отметить его профилактическое значение в борьбе ^ с правонарушениями. Прежде всего это обусловлено тем, что орга-» ны внутренних дел, государственные инспекции и другие субъекты ' исполнительной власти систематически осуществляют контроль за ч' соблюдением соответствующих правил и могут своевременно Pea-1. гировать на их нарушение (1). Административно-правовое принуж-1 дение включает в себя большое число средств пресечения (задер-' жание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т. п.), использование которых прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий (2). Во многих случаях административно-принудительные средства применяются к людям, в сознании которых еще не укрепились ан­тиобщественные привычки, которые впервые, случайно совершили . правонарушения. Поэтому нередко они оказывают большое воспи­тательное воздействие, являются важным звеном в системе про­филактики преступлений (3). Практика убедительно свидетельствует о том, что безнаказанность мелких нарушений (пьянства, мелких хищений и др.), непринятие мер административно-правового при­нуждения к виновным увеличивает вероятность совершения новых правонарушений и даже преступлений.
 
 
 258 Глава 13. Административно-правовое принуждение
 Многие административно-принудительные меры являются са­мостоятельными, их применение означает решение вопроса по су­ществу. Это административные санкции. Но имеются и так называ­емые обеспечительные, процессуальные меры (задержание, досмотр вещей и др.), которые используются с целью создания условий для нормального хода производства по делам об административных на­рушениях.
 Принуждение осуществляется с целью охраны правопорядка. Но эта цель достигается различными способами: путем пресечения на­рушений, восстановления вреда, причиненного ими, наказания. По­этому в зависимости от той непосредственной цели, ради которой используются средства принуждения, можно различать меры пре­сечения, восстановительные меры и взыскания.
 Многие авторы считают, что по способу воздействия меры адми­нистративно-правового принуждения следует делить на меры преду­преждения, пресечения и наказания. По их мнению, мерами преду­преждения являются разнообразные средства, направленные на предотвращение правонарушений и других вредных последствий (карантин, закрытие участков границы и др.). Действительно, при наличии чрезвычайных обстоятельств или в иных случаях государ­ственные и муниципальные органы для обеспечения общественного порядка вынуждены устанавливать дополнительные обязанности (карантин, запрещение движения автотранспорта, комендантский час и т. п.). Эти нормативные акты распространяются на многих субъектов, и большинство из них выполняет данные обязанности. Принудительные меры применяются к тем, кто не выполняет обя­занности, нарушает запреты, т. е. совершает неправомерные дейст­вия. Отмечая большое значение предупредительных средств, сле­дует признать, что они не являются принудительными. А вот восстановительные санкции — это особый вид административного принуждения.
 Восстановительные и пресекательные средства прямо, непосред­ственно восстанавливают правопорядок, прекращают неправомер­ное поведение (снос самовольно возведенных строений, взыскание недоимки, приостановление работы, задержание и др.). Это средства прямого понуждения к обеспечению правопорядка. А взыскания — это меры негативного стимулирования. Кара (наказание, взыскание) по­буждает нарушителя и иных граждан не нарушать правовые нор­мы, воздействует на их поведение косвенно.
 § 3. Административно-восстановительные меры
 Восстановительные меры применяются с целью возмещения при­чиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного неправомерным деянием.
 
 
 § 3. Административно-восстановительные меры 259
 К ним относятся: меры материальной ответственности (взыска­ние ущерба), снос самовольно возведенных строений и сооружений, административное выселение из самовольно занятых жилых поме­щений, изъятие у организаций незаконно полученного, пеня, взыс­кание недоимки.
 Самовольно возведенные жилые и нежилые строения (дома, дачи, гаражи, сараи и т. п.) могут быть снесены. Вначале глава админис­трации обязывает правонарушителя своими силами и за свой счет снести самовольно возведенное строение и привести земельный участок в порядок. В случае, если это требование не будет выполне­но в месячный срок, он дает распоряжение муниципальным орга­нам о сносе строения своими силами за счет виновного.
 Изъятие у предприятий и учреждений незаконно полученного состоит во взимании в доход бюджета сумм, полученных предпри­ятиями и организациями путем нарушения финансовой дисципли­ны, законодательства о ценах, реализации нестандартной продук­ции и т. д. Постановления об изъятии принимаются государственными органами, осуществляющими контроль за хозяйственной деятель­ностью юридических лиц (органами стандартизации, контроля за ценами и др.).
 К числу восстановительных мер относится и предусмотренное ст. 40 КоАП РСФСР возложение обязанности возместить причи­ненный ущерб. Если в результате совершения проступка причинен имущественный ущерб, то административная комиссия, глава по­селковой, сельской администрации, комиссия по делам несовершен­нолетних, народный судья при решении вопроса о наложении взыс­кания вправе одновременно решить вопрос о взыскании с виновного имущественного ущерба, если его сумма не превышает половины минимального размера оплаты труда, а районный (городской) суд — независимо от размера ущерба. Комиссия по делам несовершенно­летних, кроме того, вправе возложить обязанность возместить при­чиненный несовершеннолетним ущерб на родителей.
 Административно-восстановительными мерами являются и так на­зываемые финансовые санкции: взыскание недоимки, пеня. Недоимка — это не внесенная в срок в бюджет или в государственные вне­бюджетные фонды сумма налогов и других обязательных платежей.
 14 февраля 1996 г. Указом Президента РФ утверждено «Вре­менное положение о порядке обращения взыскания на имущест­во организаций»'. Оно регулирует взыскание с должника задол­женности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты и государственные фонды, а также пеней за задержку уплаты, штрафов и иных санкций за нарушение законодательст-
 ' Российская газета. 1996. 21 февр.
 
 
 260 Глава 13. Административно-правовое принуждение
 ва о налоговых и иных обязательных платежах в бюджеты и го­сударственные внебюджетные фонды.
 Лицо, осуществляющее взыскание, в суточный срок со дня по­лучения оформленного в установленном порядке требования о взыскании денежных средств с отметкой банка о полном или час­тичном неисполнении взыскания направляет должнику письмен­ное требование о погашении задолженности, содержащее уведом­ление о предстоящем обращении взыскания на его имущество в случае неисполнения данного требования.
 Решение об обращении взыскания на имущество должника принимается не позднее 5-дневного срока со дня вручения ему требования о погашении задолженности. Наличные денежные средства, хранящиеся в сейфе кассы должника и находящиеся в изолированном помещении этой кассы, а также денежная налич­ность независимо от места ее хранения, которая значится по бух­галтерским (кассовым) документам должника, подлежат изъятию незамедлительно.
 Для обеспечения реального изъятия используется такая мера пресечения как арест имущества. Административный арест на иму­щество должника налагается лицом или органом, уполномоченным на это федеральным законом, не позднее месячного срока со дня вручения должнику требования о погашении задолженности или одновременно с его вручением, если задолженность не погашена.
 Арест может быть наложен только на имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности или хозяйственного ведения, а также оперативного управления (за исключением иму­щества учреждений и объектов, изъятых из оборота либо ограни­чиваемых в обороте), независимо от того, где и в чьем фактичес­ком пользовании оно находится.
 Реализация имущества, на которое обращено взыскание, осу­ществляется путем его продажи в течение двух месяцев со дня наложения ареста на имущество должника, если иное не преду­смотрено федеральным законом или «Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций».
 Пеня — это взыскание за каждый день просрочки (задержки) установленной процентной ставки от суммы просроченного пла­тежа. Начисляется она за каждый день просрочки. В случаях на­рушения финансовой дисциплины пеня, как правило, применяет­ся одновременно со взысканием недоимок.
 Уплата пени — это реализация восстановительной санкции, а они могут быть реализованы добровольно. Этой практике способ­ствует письмо ГНС РФ, направленное в мае 1995 г. налоговым инспекциям о неприменении к налогоплательщикам финансовых санкций за нарушение законодательства в случае самостоятель­ного внесения ими в отчетность допущенных ошибок.
 
 
 Глава 14. Административное пресечение § 1. Понятие и виды мер пресечения
 В принудительной деятельности исполнительной власти глав­ное — пресечение. Только она имеет необходимые кадровые, ма­териальные, информационные ресурсы, чтобы своевременно вы­явить и прекратить противоправные действия. Использование пресекательных средств позволяет предотвратить новые нару­шения, новые вредные последствия, а также привлечь виновных к ответственности. В силу своей предупредительной направлен­ности административное пресечение играет важную роль в охра­не режима законности, в защите прав граждан, общества и госу­дарства.
 Как разновидность административного принуждения пресече­ние обладает всеми его признаками, но в то же время имеет ряд особенностей. Цель пресечения — прекратить противоправные де-^яния и не допустить новых. Оно должно быть оперативным, а поэтому часто осуществляется в условиях дефицита информации об обстановке, характере противоправного деяния.
 Фактическим основанием пресечения является правонарушение, виновное противоправное действие, но меры пресечения исполь­зуются и для прекращения объективно противоправных, неви­новных действий, совершаемых лицами невменяемыми, неделик-тоспособными. А с другой стороны, помещение в медвытрезвитель, применение огнестрельного оружия и иные средства администра­тивного пресечения могут быть использованы и в связи с пре­ступлениями. Иными словами, круг оснований пресечения более широк, чем у административной ответственности.
 С этой особенностью теснейшим образом связана другая: более широкий круг субъектов, в отношении которых могут быть ис­пользованы меры административного пресечения. Их могут при­менять и к лицам, не достигшим 16-летнего возраста, и к невме­няемым, и к лицам, обладающим иммунитетом (депутатским, Дипломатическим), и к военнослужащим, работникам МВД при совершении ими правонарушений, за которые они несут дисцип­линарную ответственность.
 Пресечение осуществляется как в интересах общества, госу­дарства, так и в интересах самого нарушителя. Прежде всего властное прекращение антиобщественной деятельности позволяет предотвратить действия, события, которые усугубили бы ответ­ственность виновного. Принудительное лечение, а в некоторых
 10—2797
 
 
 262 Глава 14. Административное пресечение
 случаях и другие меры, прямо преследуют цель оказания помо­щи гражданину, совершающему противоправные действия.
 В отличие от карательных санкций, меры пресечения могут нарушать и физическую неприкосновенность граждан. Если пе­речень первых четко установлен законом, то перечень пресека-тельных мер, содержащийся в нормативных актах, нельзя счи­тать исчерпывающим. Их использование часто связано с ситуацией необходимой обороны или крайней необходимости, в которой ока­залась исполнительная власть, ее представители. И вполне воз­можно, что представитель власти вынужден будет воспользоваться не названным прямо в законе средством, например, веревкой, то­пором, применить меры, которые диктуются экстремальной ситу­ацией.
 К сожалению, единого нормативного акта, регулирующего сис­тему мер административного пресечения, основания и порядок их применения, нет. Пресекательная деятельность регламентирует­ся многими законами и подзаконными актами.
 Система мер пресечения чрезвычайно разнообразна. В нее вхо­дят средства психического и физического воздействия. Можно различать оперативное пресечение конкретных противоправных действий и пресечение «кабинетное», призванное прекратить ан­тиобщественный образ жизни, противоправное состояние.
 По цели воздействия меры пресечения можно поделить на об­щие, специальные и процессуальные.
 К общим мерам пресечения относятся: превентивное задержа­ние, принудительное лечение, административный надзор за ли­цами, прибывшими из мест лишения свободы, предписание (предо­стережение), запрещение эксплуатации, приостановление работ, изъятие незаконно хранимых, перевозимых, пересылаемых пред­метов' и др. Некоторые из них применяются только к гражданам, другие — только к коллективным субъектам.
 Специальные меры пресечения применяются только к гражда­нам, они нарушают их физическую неприкосновенность для того, чтобы оперативно прекратить противоправное поведение. В их числе: а) средства простого физического воздействия (приемы боевой борьбы, использование служебных собак); б) воздействие с помощью технических средств (дубинок, наручников и т. п.); в) ис­пользование огнестрельного оружия.
 ' См.: Порядок изъятия и уничтожения предметов, запрещенных к пересылке по сети почтовой связи. Утвержден постановлением Правительства РФ от 6 мар­та 1996 г. (Российская газета. 1996. 26 марта).
 
 
 § 1. Понятие и виды мер пресечения 263
 Процессуальные меры пресечения названы в ст. 238—247 КоАП РСФСР. Главная цель их применения — обеспечить нормальный ход производства по делам об административных правонаруше­ниях, не позволить виновному уклониться от ответственности, собрать необходимые доказательства, обеспечить исполнение по­становления. К процессуальным мерам относятся: доставление, задержание, привод, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами, замена исправительных работ арестом.
 При применении мер пресечения, как и во всей своей деятель­ности, субъекты власти должны строго соблюдать принципы за­конности и целесообразности, которые требуют избирать такие средства, которые минимально необходимы для предотвращения вредных последствий. Нельзя применять оружие для задержа­ния лиц, нарушающих общественный порядок, не следует приос­танавливать работу всего цеха, если в неисправном состоянии находится один станок. Во всех случаях должно соблюдаться не­обходимое соответствие между избранной мерой пресечения и ха­рактером нарушения.
 Административные взыскания налагаются специальными пись­менными индивидуальными актами, и наказание осуществляется на основе этих актов. Меры пресечения во многих случаях приме­няются непосредственно на основе факта нарушения без издания письменных фактов, так как необходимость срочно прервать противоправные действия исключает такую возможность. Юри­дическим актом, влекущим принуждение, здесь является само нарушение, для прекращения которого должностное лицо пред­принимает определенные действия. Не следует забывать, что они тоже являются правовыми актами исполнительной власти.
 Ни в законодательстве, ни в научной литературе ничего не ска­зано об одновременном применении нескольких мер администра­тивного пресечения к одному и тому же лицу, что представляется вполне возможным. Одновременно могут применяться несколько административно-процессуальных мер (задержание личности и изъятие имущества), административно-процессуальная и специ­альная, две общих меры пресечения и т.д.
 Необходимо отметить, что в науках административного и уго­ловно-процессуального права в понятие «меры пресечения» вкла­дывается различный смысл. В уголовно-процессуальном праве к ним не относится даже задержание подозреваемого'. Все меры
 ' См.: Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса. Т. 1. М„ 1968. С. 273—287.
 in*
 
 
 264 Глава 14. Административное пресечение
 пресечения, предусмотренные УПК, являются процессуальными, обеспечительными, несамостоятельными. В административном праве мало мер, аналогичных уголовно-процессуальным, а к ме­рам пресечения отнесены не только процессуальные, но и само­стоятельные меры принуждения.
 § 2. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
 Персональный административный надзор осуществляется ор­ганами внутренних дел за отдельными категориями граждан, при­бывших из заключения. Правовым основанием применения этой принудительной меры является Положение об административ­ном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. В настоящее время это Положение действует в редакции союзного указа от 22 сен­тября 1983 гЛ
 Административный надзор устанавливается с целью наблюде­ния за поведением лиц, ранее судимых, оказания на них необхо­димого воспитательного воздействия, предупреждения новых пре­ступлений. Эта мера применяется в отношении трех групп субъектов (ст. 2):
 а) признанных судами особо опасными рецидивистами; б) судимых к лишению свободы за тяжкие преступления или судимых два и более раза к лишению свободы за любые умыш­ленные преступления, либо ранее освобождавшихся из мест ли­шения свободы до полного отбытия назначенного судом срока на­казания условно-досрочно или условно с обязательным привле­чением к труду и вновь совершивших умышленное преступление в течение неотбытой части наказания или обязательного срока работы, если их поведение в период отбывания наказания в мес­тах лишения свободы свидетельствует об упорном нежелании встать на путь исправления и приобщения к честной трудовой жизни;
 в) судимых к лишению свободы за тяжкие преступления или судимых два и более раза к лишению свободы за любые умыш­ленные преступления, либо ранее освобождавшихся из мест ли­шения свободы до полного отбытия назначенного судом срока на­казания условно-досрочно или условно с обязательным привле­чением к труду и вновь совершивших умышленное преступление
 ' ВВС СССР. 1983. № 39. Ст. 584.
 
 
 § 2. Адм. надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы 265
 в течение неотбытой части наказания или обязательного срока работы, если они после отбытия наказания, либо условно-досроч­ного освобождения от наказания систематически нарушают об­щественный порядок и правила общежития, несмотря на преду­преждения органов внутренних дел о прекращении антиобще­ственного образа жизни.
 Административный надзор не может быть установлен в отно­шении лица, хотя и судимого за тяжкое преступление, но приго­воренного к наказанию, не связанному с лишением свободы. Административный надзор устанавливается: а) за лицами, указанными в пунктах «а» и «б», при их освобож­дении из исправительно-трудовых учреждений;
 б) за лицами, указанными в п. «в», — по месту их постоянного жительства, но не позднее трех лет с момента освобождения из исправительно-трудовых учреждений.
 Об установлении административного надзора в отношении лиц, указанных в пунктах «а» и «б» ст. 2 Положения, начальник ис­правительно-трудового учреждения выносит мотивированное пос­тановление, в котором указываются основания для установления надзора, срок надзора и определяется срок прибытия поднадзор­ного к избранному им месту жительства. Постановление направ­ляется в орган внутренних дел по избранному поднадзорным месту жительства в день его освобождения. По прибытии поднадзорного к избранному месту жительства начальником органа внутренних дел устанавливаются предусмотренные Положением ограничения. В случае неприбытия поднадзорного в определенный срок к из­бранному им месту жительства органом внутренних дел объяв­ляется его розыск.
 Об установлении административного надзора за лицами, ука­занными в п. «в» ст. 2 Положения, начальник органа внутренних дел выносит мотивированное постановление, в котором указыва­ется основание для установления надзора, срок надзора и огра­ничения, предусмотренные Положением.
 Установление административного надзора в случае, предусмот­ренном п. «б» ст. 2, согласовывается с наблюдательной комиссией, а в случаях, предусмотренных в пунктах «б» и «в», — санкциони­руется прокурором.
 Административный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до одного года; он может быть продлен каждый раз еще на шесть месяцев, но не свыше сроков, предусмотренных законом для погашения или снятия судимости за данное преступление. Продление административного надзора осуществляется органа­ми внутренних дел, о чем они уведомляют прокурора.
 
 
 266 Глава 14. Административное пресечение
 Надзор прекращается:
 а) по истечении срока, на который он был установлен; б) досрочно, если будет установлено, что поднадзорный твердо встал на путь честной трудовой жизни, положительно характе­ризуется по работе и в быту;
 в) в случае погашения или снятия судимости с поднадзорного. О прекращении административного надзора выносится специ­альное постановление. Он может быть отменен прокурором в слу­чае признания его установления необоснованным.
 Надзор за ранее судимыми лицами связан с ограничением их общего административного статуса. На поднадзорных налагаются обязанности соблюдать следующие правила:
 а) являться по вызову в ОВД в указанный срок и давать объяс­нения по вопросам, связанным с исполнением правил надзора; б) уведомлять ОВД о перемене места работы или жительства; в) при выезде за пределы района (города) по служебным делам уведомлять ОВД.
 Кроме этих общих ограничений, в постановлении об установле­нии надзора могут быть закреплены персональные ограничения:
 а) запрещение ухода из дома в определенное (как правило, ноч­ное) время;
 б) запрещение пребывания в определенных пунктах района, города (например, на рынках, вокзалах);
 в) запрещение выезда или ограничение времени выезда по лич­ным делам за пределы района, города. В таких случаях поднад­зорный обязан получать разрешение ОВД на выезд по личным делам на срок более суток и регистрироваться в ОВД по месту прибытия;
 г) обязанность явки в ОВД в определенное время дня от одного до четырех раз в месяц.
 Персональные ограничения устанавливаются в зависимости от образа жизни, семейного положения и других обстоятельств, ха­рактеризующих личность судимого. При осуществлении надзора начальник ОВД вправе ослаблять или усиливать ограничения.
 Постановления об установлении, продлении надзора, измене­нии ограничений объявляются поднадзорному под расписку. Ему разъясняются общие и персональные ограничения и ответствен­ность за нарушение правил, предусмотренных ст. 167 КоАП РСФСР.
 Работники милиции обязаны контролировать поведение под­надзорных и вправе вызывать их в милицию на беседы, требо-
 
 
 § 2. Адм. надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы 267
 вать от них объяснений, связанных с исполнением правил надзо­ра, посещать в любое время суток их жилища.
 Таким образом, изменения общегражданского статуса поднад­зорного носят карательный характер и состоят во временном ог­раничении прав на свободу передвижения, неприкосновенность жилища, возложении обязанности являться в ОВД, расширении административной деликтоспособности.
 Можно сказать, что в законе сформулированы три самостоя­тельных состава правонарушения, при наличии которых за ви­новными устанавливается административный надзор. Одним из конструктивных признаков каждого состава является судимость за умышленные преступления, предварительное пребывание в местах лишения свободы. В связи с этим возникает вопрос, ин­ститутом административного или исправительно-трудового пра­ва является административный надзор.
 Представляется, что это смежный институт, включающий в себя нормы той и другой отраслей права. Если в отношении первой из названных категорий лиц надзор является автоматическим след­ствием признания их особо опасными рецидивистами и обяза­тельным средством принудительного воздействия, то в отноше­нии лиц, принадлежащих к третьей категории, дело обстоит иначе. Здесь наличие судимости — только предпосылка для надзора, а непосредственным основанием является антиобщественный образ жизни, систематические нарушения общественного порядка, ко­торые продолжаются, несмотря на предупреждения органов ми­лиции. В одном случае основание для установления надзора — преступление, в другом — проступок. Ко второй категории лиц надзор тоже применяется не за преступления, а за систематичес­кое нарушение дисциплины в местах лишения свободы.
 Есть серьезные основания для отнесения всех норм об адми­нистративном надзоре к административному праву. Во-первых, он устанавливается после исполнения приговора. Во-вторых, эта мера применяется органами исполнительной власти. В-третьих, органы внутренних дел устанавливают ограничения, ослабляют или усиливают их с учетом личности и поведения поднадзорного, решают вопрос о сроке надзора, его продлении или досрочном прекращении. И даже в отношении особо опасных рецидивистов ОВД решает, на какой срок установить надзор, какие избрать ограничения, ослабить их или усилить, прекратить или продлить надзор. Если, например, принимается решение продлить его, то основанием является проступок, а не преступление. В-четвертых рассматриваемая мера применяется в административном поряд­ке. В-пятых, в большинстве случаев она применяется за правона-
 
 
 268 Глава 14. Административное пресечение
 рушения, которые не являются преступлениями. В-шестых, зако­нодатель сам называет надзор административным.
 Многие авторы утверждают, что административный надзор — мера предупредительная, применяемая при отсутствии правона­рушения. Но уже то, что он осуществляется в пределах срока судимости, опровергает данную позицию. Эта мера — админис­тративно-исправительное воздействие на лиц, совершивших пре­ступления, продолжающее исправительно-трудовое воздействие на основе норм УК и ИТК РСФСР.
 § 3. Принудительное лечение
 Каждый гражданин России имеет право на бесплатную меди­цинскую помощь. Но при определенных, представляющих угрозу для окружающих заболеваниях человек не только имеет право, но и обязан лечиться.
 Некоторые юристы утверждают, что принудительное лечение является мерой административного принуждения, применяемой при отсутствии нарушения. Это не так, ибо государственные, муни­ципальные органы вынуждены прибегать к нему именно потому, что гражданин не выполняет возложенных на него соответствую­щими правовыми актами обязанностей и законных требований компетентных органов. Особенностью этой меры пресечения яв­ляется то, что она применяется в интересах общества и самого больного, является средством защиты общественной безопаснос­ти, общественного порядка и здоровья нарушителя.
 Сейчас в России осуществляется принудительное лечение хро­нических алкоголиков, лиц, страдающих психическими заболева­ниями^ и некоторых заразных больных.
 Недобровольное лечение лиц, страдающих психическими рас­стройствами, предусмотрено Законом РФ от 2 июля 1992 г. «О психи­атрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»^ Без согласия такого больного или его законного представителя лечение может проводиться только по основаниям, предусмот­ренным УК РСФСР, а также при недобровольной госпитализации в порядке, установленном Законом от 2 июля 1992 г.
 Психиатрическое освидетельствование проводится для опре­деления: страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для реше-
 ^ Принудительное лечение психбольных, учитывая состояние сознания и воли подобных лиц, назвать принудительным можно лишь условно. И Поэтому закон называет его «недобровольным лечением». ' ВВС РФ. 1992. №33. Ст. 1913.
 
 
 § 3. Принудительное лечение 26S
 ния вопроса о виде такой помощи. Оно может быть проведено без согласия лица или без согласия его законного представителя в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяже­лого психического расстройства, которое обусловливает: а) его непосредственную опасность для себя или окружающих; б) его беспомощность, т. е. неспособность самостоятельно удов­летворять основные жизненные потребности;
 в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения пси­хического состояния, если лицо будет оставлено без психиатри­ческой помощи;
 г) если обследуемый находится под диспансерным наблюдени­ем в связи с хроническим и затяжным психическим расстройст­вом с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезнен­ными проявлениями.
 В случаях, предусмотренных пунктами «а» и «г», решение с недобровольном освидетельствовании принимает врач-психиатр самостоятельно, а в случаях, предусмотренных пунктами «б» и «в», — врач-психиатр с санкции судьи.
 Основанием для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке до постановления судьи является то, что обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство лица является тяжелым.
 Меры физического стеснения и изоляции при недобровольной госпитализации и пребывании в психиатрическом стационаре применяются только в тех случаях, формах и на тот период вре­мени, когда, по мнению врача-психиатра, иными методами невоз­можно предотвратить действия госпитализированного, представ­ляющие непосредственную опасность для него или других лиц, и осуществляются при постоянном контроле медицинского персо­нала. О формах и времени применения мер физического стесне­ния или изоляции делается запись в медицинской документации.
 Сотрудники милиции обязаны оказывать содействие медицин­ским работникам при осуществлении недобровольной госпитали­зации, а также в случаях необходимости предотвращения дейст­вий, угрожающих жизни и здоровью окружающих со стороны гбспитализируемого, розыска и задержания лица, подлежащего госпитализации.
 Лицо, принудительно помещенное в психиатрический стацио­нар, подлежит обязательному освидетельствованию в течение 48 часов комиссией врачей-психиатров психиатрического учрежде­ния, которая принимает решение об обоснованности госпитализа-
 
 
 270 Глава 14. Административное пресечение
 ции. Если она признается необоснованной и госпитализирован­ный не выражает желания остаться в психиатрическом стацио­наре, он подлежит немедленной выписке.
 Если госпитализация признается обоснованной, то заключение комиссии в течение 24 часов направляется в суд по месту нахож­дения психиатрического учреждения для решения вопроса о даль­нейшем пребывании лица в нем.
 Пациенту, помещенному в психиатрический стационар добро­вольно, может быть отказано в выписке, если комиссией врачей-психиатров будут установлены основания для госпитализации в недобровольном порядке.
 Заявление о госпитализации лица в психиатрический стацио­нар в недобровольном порядке подается в суд представителем психиатрического учреждения. В заявлении должны быть указа­ны предусмотренные законом основания для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке. К нему прилагается мотивированное заключение комиссии врачей-пси­хиатров о необходимости дальнейшего пребывания лица в психи­атрическом стационаре.
 Судья рассматривает заявление в течение пяти дней с момента его принятия в помещении суда либо в психиатрическом учреж­дении. При этом гражданину должно быть предоставлено право лично участвовать в судебном рассмотрении вопроса о его госпи­тализации. Если психическое состояние не позволяет ему лично участвовать в рассмотрении вопроса о его госпитализации в по­мещении суда, то заявление о госпитализации рассматривается судьей в психиатрическом учреждении.
 Участие в рассмотрении заявления прокурора, представителя психиатрического учреждения, ходатайствующего о госпитали­зации, и представителя лица, в отношении которого решается вопрос о госпитализации, обязательно.
 Постановление судьи об удовлетворении заявления является основанием для госпитализации и дальнейшего содержания лица в психиатрическом стационаре. Оно в десятидневный срок со дня вынесения может быть обжаловано госпитализированным, его представителем, руководителем психиатрического учреждения в порядке, установленном ГПК РСФСР.
 Пребывание лица в психиатрическом стационаре в недобро­вольном порядке продолжается только в течение времени сохра­нения оснований, по которым была проведена госпитализация. В течение первых шести месяцев не реже одного раза в месяц оно подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров психиатрического учреждения для решения вопроса о продлении госпитализации. В последующем освидетельствования комиссией
 
 
 § 4. Применение огнестрельного оружия 271
 врачей-психиатров проводятся не реже одного раза в шесть ме­сяцев.
 По истечении шести месяцев с момента помещения лица в пси­хиатрический стационар в недобровольном порядке заключение комиссии врачей-психиатров о необходимости продления такой госпитализации направляется администрацией психиатрического стационара в суд по месту нахождения психиатрического учреж­дения. Судья постановлением может продлить госпитализацию. В дальнейшем решение о продлении госпитализации лица, поме­щенного в психиатрический стационар в недобровольном поряд­ке, принимается судьей ежегодно.
 Все пациенты стационара являются обладателями специально­го административно-правового статуса. В частности, они вправе:
 — обращаться непосредственно к главному врачу или заведу­ющему отделением по вопросам лечения, обследования, выписки из психиатрического стационара и соблюдения прав, предостав­ленных законом;
 — встречаться с адвокатом и священнослужителем наедине; — подавать без цензуры жалобы и заявления в органы предста­вительной и исполнительной власти, прокуратуру, суд и адвокату;
 — исполнять религиозные обряды, соблюдать религиозные ка­ноны, в том числе пост, по согласованию с администрацией иметь религиозные атрибутику и литературу; — выписывать газеты и журналы;
 — получать образование по программе общеобразовательной школы или специальной школы для детей с нарушением интел­лектуального развития, если пациент не достиг 18 лет.
 Они также имеют право обжаловать в суд, вышестоящий ор­ган, прокуратуру действия медицинских работников, иных спе­циалистов, работников социального обеспечения и образования, врачебных комиссий, ущемляющие их права и законные интересы.
 § 4. Применение огнестрельного оружия
 Чаще всего использование огнестрельного оружия связано с пресечением преступлений. Поэтому возникает вопрос, является ли эта мера административно-пресекательной, входит ли она в систему административного принуждения?
 Положительный ответ на этот вопрос можно аргументировать следующими положениями. Огнестрельное оружие применяется субъектами административной власти и только ими, а все осталь­ные субъекты права (должностные лица, граждане) используют его не для реализации властных полномочий, а для необходимой обороны. Регулируется эта мера пресечения административным правом. Применение огнестрельного оружия прямо не связано с возбуждением уголовного дела и может иметь место до возбуж-
 
 
 272 Глава 14. Административное пресечение
 дения дела, после его приостановления, прекращения, а также для пресечения невиновных общественно опасных действий. Это средство воздействия лежит на грани между административным и уголовным принуждением, но все же в большей степени отно­сится к первому.
 Единого правового акта, регламентирующего применение ог­нестрельного оружия, нет. Об использовании оружия в целях пре­сечения говорится в ряде российских законов, но наиболее под­робно в Законе РСФСР «О милиции».
 Кто вправе применять оружие? По-видимому, все служащие, которым выдается на законном основании огнестрельное оружие и которые наделены правом использовать его для пресечения противоправных деяний. Очевидно, что в их круг не входят лица, которым доступ к оружию разрешен с иными целями (работники стрелковых тиров, военруки школ, лаборанты военных кафедр и т. д.), и руководители, получающие оружие для самообороны.
 В зависимости от целей можно выделить следующие виды при­менения огнестрельного оружия: 1. Не на поражение людей:
 а) использование не для пресечения (для защиты граждан от угрозы нападения опасных животных, подачи сигнала тревоги или вызова помощи);
 б) с целью пресечения (для предупреждения о намерении при­менить оружие, для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и отказывается остановиться, несмотря на не­однократные требования сотрудника милиции). 2. На поражение людей:
 а) с целью необходимой обороны, для защиты граждан от напа­дения, опасного для их жизни или здоровья; для отражения на­падения на представителя власти, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завла-дения его оружием; для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных ор­ганов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций);
 б) в условиях крайней необходимости (для освобождения за­ложников; для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооружен­ное сопротивление; для пресечения побега из-под стражи лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, в от-
 
 
 § 4. Применение огнестрельного оружия 273
 ношении которых мерой пресечения избрано заключение под стра­жу, осужденных к лишению свободы; а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц).
 Закон допускает применение огнестрельного оружия против любых лиц независимо от их вменяемости, возраста и гражданст­ва, наличия депутатского, дипломатического и иных иммуните­тов, служебного, социального положения и иных, характеризую­щих субъекта посягательства или задерживаемого субъекта, обстоятельств. Вместе с тем установлен и ряд ограничений. Так, по общему правилу запрещено применять огнестрельное оружие в отношении:
 а) женщин (если, конечно, это очевидно или известно сотруд­нику милиции);
 б) лиц с явными признаками инвалидности (к таким признакам относятся, в частности, отсутствие конечности, невозможность са­мостоятельного передвижения или крайняя его затрудненность, слепота и т. п.);
 в) несовершеннолетних (если их возраст очевиден или извес­тен сотруднику милиции).
 Как исключение из общего правила закон разрешает прибег­нуть к огнестрельному оружию, если женщина, инвалид или не­совершеннолетний совершают одно из следующих действий:
 а) в одиночку или в составе группы оказывают вооруженное сопротивление;
 б) в одиночку или в составе группы совершают вооруженное нападение;
 в) в составе группы (т. е. действуют совместно хотя бы еще с одним соучастником, независимо от его пола, возраста и состояния здо­ровья) осуществляют нападение, угрожающее жизни людей'.
 Ограничения установлены не только по субъективным, но и по объективным признакам. Запрещается применять оружие при зна­чительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать пос­торонние лица. Не будучи твердо уверенным в том, что никто из окружающих не пострадает, работник милиции, военнослужащий должен воздержаться от применения огнестрельного оружия. Например, если проводится освобождение заложников, то огонь ведется так, чтобы не поразить заложников; если задерживаемое лицо находится на многолюдной остановке общественного тран­спорта, возле многоквартирного дома, огнеопасного или взрыво­опасного склада, попадающих в сектор обстрела, необходимо воз-
 ' Кондрашм Б. П., Соловей Ю. П., Черников В. В. Внимание: оружие! М., 1992 С. 80.
 
 
 274 Глава 14. Административное пресечение
 держаться от применения оружия и продолжать преследование до безопасного места; если оружие применяется для пресечения массовых беспорядков, то огонь ведется не просто по толпе, а только по тем ее участникам, которые непосредственно осуще­ствляют погромы, разрушения, поджоги, самосуды и иные на­сильственные действия, оказывают вооруженное сопротивление силам охраны порядка.
 Наряду с общими принципами управленческой деятельности — законности и профессионализма — при применении специаль­ных средств пресечения, а тем более оружия, должен соблюдать­ся принцип минимизации вреда. Так, в ст. 12 Закона «О милиции» сказано: «При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник милиции обязан:
 предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований сотрудника милиции, за исключением тех случаев, когда промедление в при­менении физической силы, специальных средств или огнестрель­ного оружия создает непосредственную опасность жизни и здо­ровью граждан и сотрудников милиции, может повлечь иные тяжкие последствия, или когда такое предупреждение в создав­шейся обстановке является неуместным или невозможным;
 стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия, к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным...»
 Минимизации вреда способствует: а) информирование лиц, против которых возможно применение оружия о том, что они имеют дело с сотрудником милиции, службы органа безопасности, упол­номоченным должностным лицом; б) предупреждение о намере­нии использовать оружие; в) причинение лицу, против которого применяется огнестрельное оружие, по возможности наименьше­го вреда (причинение телесных повреждений, а тем более смерти не является целью пресечения, поэтому, когда работник мили­ции, военнослужащий вынужден стрелять по человеку, он по воз­можности должен вести огонь по рукам, ногам, обязан стремиться сохранить ему жизнь); г) обеспечение раненым доврачебной по­мощи (остановка кровотечения, перенесение пострадавшего в без­опасное место, доставление в медицинское учреждение), вызов скорой помощи, уведомление в возможно короткий срок родствен­ников.
 Применение огнестрельного оружия — самая серьезная мера пресечения, которая может повлечь причинение телесных пов­реждений и даже смерть. Поэтому в этом случае установлены
 
 
 § 5. Административное задержание гражданина 275
 дополнительные гарантии законности. Так, сотрудник милиции обязан о каждом случае применения огнестрельного оружия в течение 24 часов с момента его применения представить рапорт начальнику органа милиции по месту своей службы или по месту применения огнестрельного оружия.
 Правомерность применения оружия устанавливается в резуль­тате служебной проверки лицом, назначенным начальником ОВД. Она назначается обычно тогда, когда кому-либо причинен физи­ческий или имущественный вред, либо поступила жалоба на со­ответствующие действия сотрудника милиции, либо по факту случившегося возбуждено уголовное дело. О всех случаях смерти или ранения вследствие применения огнестрельного оружия должен быть немедленно уведомлен прокурор.
 В ст. 16 Закона «О милиции» закреплены гарантии личной без­опасности сотрудника милиции. Он имеет право обнажить огне­стрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения. Попытки лица, задерживаемого сотрудником мили­ции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию предоставляют работнику милиции право применить огнестрельное оружие.
 § 5. Административное задержание гражданина
 Под задержанием понимается временное лишение личной сво­боды не в результате применения наказания (взыскания). Для законного задержания характерно водворение с целью пресече­ния гражданина в официальное помещение и нахождение его там под стражей в течение определенного времени. Известны два его основных вида: уголовно-процессуальное и административное.
 Административное задержание следует отличать от задержа­ния лиц, подозреваемых в преступлениях, которое регулируется ст. 122 УПК РСФСР. Первому подвергаются лица, совершившие административные проступки, а уголовно-процессуальному — со­вершившие преступления, причем такие, за которые может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Административ­ное задержание производится в порядке, установленном нормами административного права, а задержание подозреваемого — на ос­новании и в порядке, закрепленном нормами УПК. Подозревае­мый должен быть допрошен в 24 часа, о задержании сообщается прокурору; при административном задержании ни того, ни дру­гого не делается, но с задержанных берется объяснение.
 Административное задержание затрагивает честь и достоинст­во гражданина, оказывает сильное психическое воздействие. Во-
 
 
 276 Глава 14. Административное пресечение
 прос о задержании граждан является пунктом, где «остро стал­киваются противоречивые интересы: интерес ограждения лич­ности от административного произвола, с одной стороны, и интерес охранения... порядка и безопасности, с другой» \ Это обуславливает необходимость четкого нормативного регулирования оснований и порядка производства задержания. Но правового акта, который бы устанавливал все возможные основания, сроки, исчерпываю­щий перечень органов и должностных лиц, которым предоставле­но право производить задержание, и основные правила примене­ния этой меры, нет.
 Задержание препятствует противоправной деятельности и поз­воляет в деловой обстановке уточнить обстоятельства наруше­ния, выяснить личность нарушителя, составить соответствующие документы, на основании которых будет решаться вопрос о при­менении иных мер принуждения или общественного воздействия.
 Административному задержанию не подлежат иностранцы, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как пра­вило, административное задержание не применяется к военно­служащим. Однако, при совершении военнослужащими серьез­ных нарушений порядка в общественных местах, если поблизости нет представителей военного коменданта, они могут быть задер­жаны сотрудниками милиции с немедленным сообщением соот­ветствующему командиру или военному коменданту.
 Федеральным законом «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собра­ния Российской Федерации» от 8 мая 1994 г." установлено (ст. 18): депутат не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания, кроме случаев задержания на месте преступления. Аналогичные нормы имеются в законах и статусе депутатов законодательных органов субъектов Федерации.
 В Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 т." говорится, что судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях.
 Не допускаются задержание, привод, личный досмотр проку­рора и следователя за исключением случаев, когда это преду-
 ^ А. И. Елистратов. О личном задержании по советскому праву. // Рабоче крестьянская милиция. 1923. № 2—3. С. 31. ' СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74. ' ВВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792; 1993. № 17. Ст. 606.
 
 
 § 5. Административное задержание гражданина 277
 смотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.
 Законодательством предусмотрены две основных разновидно­сти административного задержания: превентивное и процессу­альное.
 Превентивное задержание преследует цель предотвращения новых противоправных деяний, оно может применяться как в связи с административным проступком, так и в связи с преступлением, а также в отношении неделиктоспособных лиц. Регулируется та­кое задержание разными правовыми актами. Примерами превен­тивного задержания являются: — помещение в медицинский вытрезвитель; — неотложная принудительная госпитализация лица, нужда­ющегося в психиатрическом лечении;
 — временное содержание лица в приемнике-распределителе для несовершеннолетних при наличии достаточных оснований по­лагать, что несовершеннолетний, подлежащий по постановлению комиссии помещению в специальное учебно-воспитательное уч­реждение, до доставления его туда будет заниматься преступной или иной антиобщественной деятельностью. Такое задержание может производиться на срок до 30 суток, комиссия по делам несовершеннолетних вправе продлить его, но не более чем на 15 суток';
 — задержание нарушителей комендантского часа в местнос­тях, где введен режим чрезвычайного положения;
 — задержание лиц, совершающих противоправные действия на судах.
 Лица, находящиеся на улицах и в других общественных мес­тах в состоянии сильного опьянения, задерживаются и помеща­ются в медицинские вытрезвители при органах внутренних дел. Сильным считается такое опьянение, при котором лицо представ­ляет опасность для себя (может стать объектом преступного по­сягательства или несчастного случая) и для окружающих (может совершить преступление или иное правонарушение). Такое со­стояние наступает при средней и тяжелой степени алкогольного опьянения.
 Средняя степень опьянения характеризуется быстрой, громкой речью, неуверенностью движений, раздражительностью, склон­ностью к грубым поступкам, конфликтам с окружающими, сни­жением чувства реальной опасности и критической оценки ситу-
 ' Ст. 371 внесена в Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от II марта 1977 г. (См.: ВВС РСФСР. 1977. № 12. Ст. 259).

<< Пред.           стр. 11 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу