<< Пред.           стр. 14 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

 Правом пересмотра наделены: вышестоящий орган (должно­стное лицо; суд; орган (должностное лицо), принявший поста­новление. А процессуальными основаниями для пересмотра мо­гут быть:
 — жалоба лица, в отношении которого вынесено постановле­ние;
 — жалоба потерпевшего; — протест прокурора;
 
 
 336 Глава 18. Стадии производства
 — усмотрение вышестоящего органа (председателя вышесто­ящего суда);
 — усмотрение органа, принявшего постановление. Иными словами, стадия пересмотра может начаться по жа­лобе гражданина и по инициативе органа, осуществляющего надзор за законностью, а также автора постановления.
 Существует два вида жалоб на постановления по делам об ад­министративных проступках: общие и специальные. Специаль­ная жалоба, или жалоба в порядке производства по делам об административных нарушениях, подается и рассматривается по правилам, закрепленным в ст. 266—273 КоАП, ст. 370—377 ТК.
 На постановление народного судьи допускается подача толь­ко общей жалобы. Все иные постановления могут быть обжало­ваны в общем порядке и в порядке производства по делам об административных нарушениях.
 Административное законодательство установило два канала, по которым деликвент или потерпевший может подать специ­альную жалобу на принятое постановление: а) вышестоящему органу; б) в районный (городской) или арбитражный суд. Ины­ми словами, постановления субъектов исполнительной власти обжалуются либо в административном, либо в судебном поряд­ке. Законодательством четко определены инстанции и различ­ные варианты обжалования постановлений. Таких вариантов несколько.
 Первый вариант — альтернативный. Любое постановление коллегиального органа, а также единоличное постановление должностного лица о наложении штрафа может быть обжало­вано гражданином в вышестоящий орган (должностному лицу) или в суд. Какой канал обжалования избрать — администра­тивный или судебный, — решает гражданин.
 Второй вариант обжалования — последовательный, ступен­чатый, т. е. закон предоставляет право обжаловать постановле­ние сначала в один орган, а затем в другой. Последовательное (ступенчатое) обжалование заключается в следующем. Жалоба на единоличное постановление должностного лица о наложении административного взыскания (кроме штрафа) подается граж­данином в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, после получения ответа она может быть подана в суд.
 Таможенным кодексом предусмотрено последовательное об­жалование организациями постановлений таможенных органов. Третий вариант обжалования — исключительный: жалоба подается в административном порядке, т. е. только в вышестоя­щий орган, вышестоящему должностному лицу.
 
 
 § 4. Пересмотр постановлений 337
 Четвертый вариант обжалования касается постановлений судей. По общему правилу они не подлежат обжалованию, но постановление о привлечении к административной ответствен­ности за малозначительное преступление, принятое на основа­нии ст. 50^ УК РСФСР, в 7-дневный срок может быть обжалова­но в вышестоящий суд.
 Специальная жалоба может быть подана в течение десяти дней (по ТК — двадцати дней) со дня вынесения постановления. В случае пропуска этого срока по уважительным причинам (бо­лезнь, другие непредвиденные и чрезвычайные обстоятельст­ва) законодательством допускается его восстановление органом, должностным лицом, правомочным пересматривать дела (ст. 268 КоАП). Если лицо подало жалобу в установленный срок, то это является основанием приостановления исполнения постановле­ния о взыскании до ее рассмотрения. Исключение составляют постановления о наложении таких взысканий, как предупреж­дение, штраф, взимаемый на месте совершения проступка^ Жалоба подается в орган, вынесший постановление. Поступив­шая туда жалоба в течение трех суток должна быть направле­на вместе с делом в орган (должностному лицу), который право­мочен рассматривать ее и которому она адресована.
 Протест прокурора на постановление субъекта исполнитель­ной власти может быть направлен в вышестоящий орган, а на постановление народного судьи — самому судье или председа­телю вышестоящего суда.
 Правомочный орган (должностное лицо) обязан рассмотреть поступившую жалобу или протест в десятидневный срок со дня поступления, а таможенный орган — в месячный срок. В соот­ветствии со ст. 272 КоАП при рассмотрении жалобы или про­теста на постановление он должен проверить законность и обос­нованность вынесенного постановления, внимательно разобраться в существе жалобы, выяснить вопрос о компетентности органа (должностного лица), принявшего постановление, рассматривать данное дело и налагать взыскание, а затем вынести обоснован­ное решение. Субъект пересмотра обязан проанализировать нормативное, фактическое и процессуальное основания привле­чения к ответственности, в том числе сам факт совершения про­ступка, причем данным лицом, его личности, доказательства по делу (объяснения свидетелей, потерпевших, выводы эксперта,
 ^ Следует напомнить, что специальная жалоба не может быть подана на поста­новление судьи, а значит, не предусмотрено приостановление ареста, исправи­тельных работ.
 
 
 338 Глава 18. Стадии производства
 специалиста) и другие моменты. Кроме того, он должен прове­рить соблюдение процессуальных и давностных сроков привле­чения лица к ответственности (возбуждения, административно­го расследования и рассмотрения), правильность квалификации деяния, законность и обоснованность взыскания.
 Вышестоящий орган (должностное лицо), суд, пересматривая постановление, принимает одно из следующих решений:
 1) оставляет постановление без изменения, а жалобу или про­тест без удовлетворения;
 2) отменяет постановление и направляет дело на новое рас­смотрение. Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), ко­торый не был правомочен решать данное дело, то оно отменяет­ся и дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица);
 3) отменяет постановление и прекращает дело об админис­тративном нарушении;
 4) изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных санкцией соответствующей статьи с тем, однако, чтобы взыска­ние не было усилено.
 Следует подчеркнуть, что при пересмотре дела наложенное взыскание не может быть усилено. Иными словами, на стадии пересмотра поворот к худшему законом (ст. 273 КоАП РСФСР) не допускается. А ст. 373 ТК РФ разрешает вышестоящему та­моженному органу при пересмотре дела в связи с жалобой от­менить постановление и возбудить уголовное дело. Такое от­ступление от запрещения поворота к худшему трудно признать обоснованным.
 Копия решения по жалобе или протесту в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также органу, принявшему постановление по делу. Потерпевшему копия высылается по его просьбе. О результатах рассмотрения про­теста сообщается прокурору.
 Орган (должностное лицо), пересмотревший постановление, при установлении причин и условий, способствовавших совер­шению административных нарушений, вправе вносить соответ­ствующим организациям и должностным лицам предложения о принятии мер по устранению этих причин и условий.
 Отмена постановления с прекращением дела влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, конфискованных предме­тов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата пред­мета возвращается его стоимость.
 
 
 § 5. Исполнение постановлений 339 § 5. Исполнение постановлений
 Исполнение постановлений — завершающая стадия произ­водства. Ее сущность заключается в практической реализации административного взыскания, назначенного деликвенту. В про­цессе исполнения постановления лицо, совершившее админис­тративный проступок, претерпевает соответствующие лишения и ограничения личного, морального или материального харак­тера.
 В соответствии со ст. 278 КоАП постановление подлежит ис­полнению с момента его вынесения. Постановления являются административными актами и вступают в силу немедленно.
 Исполнением постановлений заняты различные органы. При этом они осуществляют двоякую по характеру деятельность: по обращению постановлений к исполнению и по фактическому приведению их в исполнение. Первую из них, согласно ст. 278 КоАП, осуществляют юрисдикционные органы, т. е. те, которые выносят постановления о наложении административных взыс­каний. Вторую, в соответствии со ст. 279 КоАП, осуществляют специально уполномоченные на то органы государства в поряд­ке, установленном законодательством. Вместе они образуют еди­ную стадию исполнения постановлений, но являются разными ее этапами.
 На первом этапе — обращения постановлений к исполнению — прежде всего юрисдикционный орган должен своевременно на­править вынесенное постановление органу-исполнителю. В со­держание этой деятельности входят также осуществление кон­троля за правильным исполнением постановлений и разрешение всех связанных с ним вопросов, прекращение исполнения пос­тановлений по основаниям, предусмотренным ст. 281 КоАП.
 Деятельность государственных органов по приведению в ис­полнение направленных им постановлений имеет своей целью непосредственную реализацию административных взысканий. Она производится посредством действий, которые причиняют наказанному соответствующие лишения и правоограничения в установленных постановлением пределах.
 В производствах по некоторым нарушениям юрисдикцион­ный орган, вынесший постановление, уполномочен сам приве­сти его в исполнение. Так, за управление транспортными сред­ствами водителями в состоянии опьянения виновные могут быть лишены прав на срок до трех лет органами ГАИ. Эти же органы и исполняют вынесенные ими постановления. Таможенные, на­логовые органы тоже в основном сами исполняют свои поста­новления.
 
 
 340 Глава 18. Стадии производства
 В ст. 282 КоАП установлено, что не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения. В этот срок не включается время, на которое исполнение приостанавливается в связи с отсрочкой, связанное с принесением протеста или подачей жалобы. Нужно подчер­кнуть: постановление должно быть обращено к исполнению в трехмесячный срок со дня вынесения. Позднее начинать испол­нительное производство нельзя, это было бы нарушением за­конности. Но если исполнение начато до окончания срока дав­ности, его можно продолжать столько, сколько необходимо. Закон не устанавливает предельного срока исполнительного производ­ства, он может быть много больше трех месяцев.
 Установленный ст. 282 КоАП срок исполнительской давности является общим. А в ст. 378 ТК закреплен специальный срок давности исполнения постановлений: постановление таможен­ного органа о наложении взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение шести месяцев со дня вынесения, ис­полнению не подлежит. Еще один специальный срок назван ст. 298 КоАП: водительское удостоверение не подлежит изъятию, если срок, на который водитель лишен права управления тран­спортными средствами, истек. Особенность этого специального срока заключается в том, что он различен в конкретных делах. В каждом конкретном случае он равен названному в постанов­лении сроку лишения водительских прав конкретного лица. Зна­чит, со дня, следующего за днем вынесения постановления, те­чет срок обращения его к исполнению. Он может быть прерван фактическим изъятием удостоверения. Но если истекло время, равное сроку лишения прав, водительское удостоверение уже изымать нельзя, поскольку срок давности окончился.
 Статья 280 КоАП предусматривает отсрочку исполнения та­ких постановлений, которыми наложены административные взыскания в виде штрафа, ареста и исправительных работ. От­срочка, как и жалоба и протест, также приостанавливает ис­полнение данных постановлений; время отсрочки исключается из трехмесячного давностного срока. Предоставить отсрочку до одного месяца имеет право тот орган (должностное лицо), кото­рый вынес постановление. Основанием ее предоставления слу­жат обстоятельства, наличие которых делает невозможным немедленное его исполнение. Так, Ц. был подвергнут админис­тративному аресту на 15 суток и помещен в изолятор времен­ного содержания. На следующий день произошел несчастный случай в его семье. Судья, руководствуясь ст. 280 КоАП, отсро-
 
 
 § 5. Исполнение постановлений 341
 чил на один месяц исполнение своего постановления, которым подверг Ц. административному аресту.
 Производство по исполнению постановления о наложении штрафа регулируется ст. 285—288 КоАП. Они предусматрива­ют два варианта исполнения постановлений. В кодексе один из них называется добровольным, а другой — принудительным.
 Согласно ст. 285 КоАП штраф должен быть уплачен наруши­телем не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему поста­новления, а в случае его обжалования или опротестования — не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. Сумма штрафа вно­сится в учреждение банка, если иное не предусмотрено законо­дательством. Квитанция об уплате представляется органу (долж­ностному лицу), наложившему штраф.
 В случае неуплаты штрафа в установленный срок орган, вы­несший постановление, обязан направить его для удержания суммы штрафа из заработной платы или иного заработка, пен­сии или стипендии в соответствии с правилами, установленны­ми ГПК РСФСР. Бухгалтерия организации, в которую поста­новление направлено для исполнения, обязана удержать соответствующую сумму штрафа (удерживая не более 20 % за­работной платы ежемесячно), после чего возвратить постанов­ление с отметкой об исполнении органу (должностному лицу), наложившему штраф.
 Если нарушитель не работает либо взыскание штрафа из за­работной платы или иного заработка, пенсии или стипендии не­возможно, постановление должно быть направлено судебному исполнителю по месту жительства оштрафованного для обра­щения взыскания на его имущество или на долю в общей соб­ственности. Судебный исполнитель предлагает нарушителю уп­латить штраф, а в случае отказа от уплаты описывает, а затем реализует имущество на сумму, необходимую для взыскания штрафа. Взыскание не может быть обращено на имущество, на которое в соответствии с законодательством Российской Феде­рации не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. Если необходимое имущество отсутствует, судеб­ный исполнитель должен составить акт о несостоятельности ош­трафованного и вместе с постановлением направить его органу (должностному лицу), наложившему штраф.
 В соответствии со ст. 31 КоАП исправительные работы отбы­ваются по месту постоянной работы нарушителя. Контроль за правильным исполнением наказания осуществляют судья, вы-
 
 
 342 Глава 18. Стадии производства
 несший постановление, а также инспекция исправительных ра­бот, входящая в систему органов внутренних дел.
 Постановление об исправительных работах направляется на исполнение не позднее чем на следующий день после его выне­сения. Бухгалтерия предприятия на основании постановления удерживает из заработной платы нарушителя часть заработка, определенную постановлением, но не свыше 20 процентов, в те­чение всего срока наказания.
 Судья в постановлении определяет календарный срок испра­вительных работ (1 месяц, 2 месяца). Виновный должен отрабо­тать все рабочие дни, приходящиеся на данный срок. Если число отработанных дней меньше числа рабочих дней, приходящихся на установленный календарный срок, и отсутствуют основания для зачета неотработанных дней, то исправительные работы про­должаются до полной отработки нарушителем положенного числа рабочих дней.
 Надо иметь в виду, что в срок отбывания исправительных работ засчитывается время, в течение которого нарушитель не работал по причинам, считающимся в соответствии с законода­тельством уважительными, и ему за это время выплачивалась заработная плата (призыв на военные сборы, вызов в качестве свидетеля на судебное заседание и т. п.). В этот срок засчитыва­ется и время болезни, время, предоставленное для ухода за боль­ным, время, проведенное в отпуске по беременности и родам. Этот перечень, приведенный в ст. 300 КоАП, является исчерпы­вающим. Период болезни, вызванный опьянением или действи­ями, связанными с опьянением, в срок отбывания исправитель­ных работ не засчитывается.
 В соответствии со ст. 301 КоАП на администрацию предпри­ятия, организации, учреждения по месту отбывания нарушите­лем исправительных работ возлагается: правильное и своевре­менное производство удержаний из заработка нарушителя в доход государства, своевременный перевод удержанных сумм в установленном порядке; трудовое воспитание нарушителя; уве­домление органов, ведающих исполнением исправительных ра­бот, об уклонении нарушителя от отбывания данного наказания.
 В случаях, если исправительные работы назначены за совершение мелкого хулиганства и виновный уклоняется от их отбывания, судья вправе своим постановлением заменить неот­бытый срок исправительных работ штрафом до половины ми­нимального размера оплаты труда или административным арес­том из расчета один день ареста за три дня исправительных работ, но не более чем на пятнадцать суток (ст. 302 КоАП).
 
 
 § 6. Особенности отдельных категорий дел 343
 Постановление об административном аресте выносится судьей и приводится в исполнение немедленно органами внутренних дел. Лица, подвергнутые такому взысканию, содержатся под стражей в местах, определяемых органами внутренних дел, от­дельно от других задержанных или содержащихся под стражей по иным основаниям. Арестованные перед исполнением поста­новления подвергаются личному досмотру; у них изымаются вещи и предметы, запрещенные в местах содержания под стра­жей. Арестованные могут использоваться на физических рабо­тах без оплаты труда.
 На этапе окончания исполнения постановление о наложении штрафа с отметкой об исполнении возвращается органу, вынес­шему постановление. Конфискованное имущество должно быть реализовано, изъятые у водителей документы по истечению срока лишения водительских прав возвращаются. После реально­го исполнения или в случае, если невозможно выполнить поста­новление (несостоятельность лица, отсутствие вещей, подлежа­щих конфискации, окончание срока давности и т. п.), исполнение должно быть прекращено, дело возвращено органу, вынесшему постановление. Окончание исполнения означает и окончание про­изводства по делу. Административное дело становится архив­ным делом.
 § 6. Материально-правовые и процессуальные особенности отдельных категорий дел
 Закончив рассмотрение материально-правовых и процессу­альных вопросов административной ответственности, можно со знанием дела проанализировать особенности отдельных катего­рий дел об административных нарушениях. Этот класс наруше­ний юридических норм очень велик по объему и разнообразию охватываемых им явлений. Административные нарушения раз­личаются по объекту (экологические, таможенные, налоговые и т. д.), по субъектам (индивидуальные, коллективные) и по дру­гим материально-правовым признакам. И во многих случаях материально-правовые особенности нарушений обуславливают процессуальные особенности производства по соответствующим категориям дел.
 В юридической литературе большое внимание уделено адми­нистративной ответственности несовершеннолетних, должност­ных лиц, водителей и других субъектов правонарушений, от­ветственности за нарушение общественного порядка, налогового законодательства, экологических правил и т. д. Имеются специ­альные работы о рассмотрении дел в судебном порядке комис-
 
 
 344 Глава 18. Стадии производства
 сиями по делам несовершеннолетних, административными ко­миссиями и другими субъектами административной юрисдик­ции.
 Ряд важных материальных и процессуальных особенностей имеют дела об административных нарушениях несовершенно­летних, коллективных субъектов и прежде всего организаций, являющихся юридическими лицами, а также дела, рассматри­ваемые в судебном порядке. Даже краткий анализ специфичес­ких признаков этих категорий дел позволяет лучше узнать и усвоить материально-правовые и процессуальные свойства ад­министративной ответственности по российскому праву в 90-х годах XX века.
 А. Основные особенности административной ответственности коллективных субъектов (организаций)
 1. Особая нормативная база.
 Все нормы, содержащие административные санкции, следует поделить на три группы:
 1) устанавливающие административную ответственность толь­ко индивидуальных субъектов (физических лиц);
 2) устанавливающие административную ответственность ин­дивидуальных и коллективных субъектов;
 3) устанавливающие административную ответственность толь­ко коллективных субъектов.
 К третьей группе нормативных актов относится, например, Закон Российской Федерации от 17 декабря 1992 г. «Об адми­нистративной ответственности предприятий, учреждений, ор­ганизаций и объединений за правонарушения в области строи­тельства». Во вторую группу входят ТК РФ, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» в редакции Федерально­го закона от 9 января 1996 г.' и десятки иных актов.
 При анализе нормативной основы административной ответ­ственности организаций следует обратить внимание на то, что КоАП РСФСР на действие коллективных субъектов не распро­страняется. А с другой стороны, ответственность за такие дей­ствия во многих случаях регулируется подзаконными актами: указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и даже глав администраций субъектов Федерации.
 2. Наличие вины не является обязательным условием для при­влечения организаций к ответственности. Во многих случаях сам факт противоправного поведения считается достаточным
 ' СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
 
 
 § 6. Особенности отдельных категорий дел 345
 основанием для наложения административных взысканий, если причиной неправомерных действий не стала непреодолимая сила.
 3. К коллективным субъектам применяются такие админис­тративные взыскания, как отзыв лицензий, ликвидация (запре­щение деятельности, закрытие). Фактической ликвидацией яв­ляется лишение права заниматься определенной деятельностью, ради которой коллективный субъект был создан (например, ли­шение специализированного совета по защите диссертаций права проведения защиты, лишение банка права заниматься финан­сово-кредитной деятельностью).
 Большинство из названных в КоАП взысканий — возмездное изъятие, исправительные работы, арест, выдворение — к орга­низациям не применяются. На них, как и на индивидуальных субъектов, чаще всего налагаются штрафы. Но размеры штра­фов, налагаемых на организации, намного больше, чем размеры штрафов, налагаемых на физических лиц. Напомним, что мак­симальный размер штрафов, налагаемых на физических лиц, по общему правилу не должны превышать 100 минимальных размеров оплаты труда, а на организации штрафы налагаются и в сумме одной, пяти, десяти тысяч и более минимальных раз­меров оплаты труда.
 4. С названными выше материально-правовыми связаны и про­цессуальные особенности рассматриваемой категории дел. Про­цессуальным основанием для рассмотрения дел в таких случа­ях часто являются не протоколы, а материалы, акты проверки. От имени организаций, в производстве участвуют их руководи­тели или другие уполномоченные лица, жалобы организаций на постановления о наложении взысканий рассматривают арбит­ражные суды. Для организаций установлены иные сроки дав­ности наложения, исполнения взысканий, иные сроки соверше­ния процессуальных действий, иной порядок взыскания штрафов. К ним применяется такая мера процессуального принуждения, как арест банковских счетов.
 Нужно отметить, что нет единого нормативного акта, который бы регулировал производство по наложению административ­ных взысканий на коллективных субъектов. А во многих случаях такое производство регламентируется фрагментарно, частично'.
 Б. Основные особенности административной ответственности несовершеннолетних
 1. Дела об административных проступках несовершеннолет­них в возрасте от 16 до 18 лет, как правило, передаются на
 ' См.: Масленников М. Я. Порядок применения административных взысканий. Тверь, 1995.
 
 
 346 Глава 18. Стадии производства
 рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних (ст. 14, 201 КоАП).
 2. К несовершеннолетним не применяется административный арест. А с другой стороны, комиссии по делам несовершенно­летних могут применять к ним следующие меры воздействия воспитательного характера:
 а) обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему; б) вынести предупреждение; в) объявить выговор или строгий выговор; г) передать под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей;
 д) направить в специальное лечебно-воспитательное учреж­дение;
 е) поместить несовершеннолетнего, достигшего одиннадцати­летного возраста, в случае совершения им общественно опас­ных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения, в специальное воспитатель­ное учреждение для детей и подростков (специальная школа, специальное профессионально-техническое училище). Указан­ную меру воздействия комиссия по делам несовершеннолетних может установить также условно с годичным испытательным сроком.
 3. Несовершеннолетие является обстоятельством, смягчающим ответственность.
 4. За ряд проступков к ответственности привлекаются только лица, достигшие 18 лет (ст. 163 КоАП РСФСР и др.).
 5. За совершенные правонарушения к ответственности могут привлекаться как подростки, так и их родители (ч. 1 ст. 164 КоАП).
 6. Интересы несовершеннолетних в производстве по делам об административных правонарушениях могут представлять их за­конные представители: родители, опекуны, попечители.
 7. Комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела по месту жительства нарушителей.
 8. При отсутствии у несовершеннолетних, совершивших мел­кое хулиганство или нарушение правил дорожного движения, самостоятельного заработка, штраф взыскивается с родителей или лиц, их заменяющих.
 9. Основными актами, регулирующими административную от­ветственность несовершеннолетних, являются КоАП РСФСР и Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних.
 
 
 § 6. Особенности отдельных категорий дел 347
 В. Основные особенности рассмотрения административных дел в судебном порядке
 1. Дела, как правило, рассматриваются судьей единолично. Независимость судей, их квалификация, особые процедурные правила рассмотрения дел обеспечивают надлежащий уровень этой административной деятельности.
 2. Подведомственность судов (судей) регулируется ст. 202 КоАП. Судам поручено рассмотрение дел либо наиболее слож­ных, либо требующих большей беспристрастности, независимос­ти, квалификации субъектов юрисдикции (ст. 40'-40^ 158, 165, 166' и др.).
 3. Только в судебном порядке могут быть наложены такие взыскания, как исправительные работы и административный арест.
 4. Суды (судьи) по общему правилу не могут рассматривать дела заочно. В случае уклонения деликвента от явки в суд, он может быть подвергнут приводу (ст. 247).
 5. Как правило, судьи должны рассматривать дела в краткие сроки (ст. 257). Если по общему правилу дела рассматриваются в 15-дневный срок, то судьи рассматривают дела по ст. 40'—40^, 44, 153, 168 в течение суток, а в иных случаях — трех или пяти суток.
 6. Постановление суда (судьи) является окончательным и об­жалованию в порядке производства по делам об администра­тивных нарушениях не подлежит. Иными словами, специаль­ная административная жалоба на постановление суда подана быть не может.
 7. Постановление судьи может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим судьей, а также независимо от наличия протеста прокурора председателем вышестоящего суда.
 Рассмотрение судьями (судами общей юрисдикции) дел об ад­министративных нарушениях — это не правосудие, а админис­тративная деятельность, осуществление исполнительной влас­ти. К виновным применяются административные взыскания, производство регулируется административным правом. Процес­суальные нормы не предусматривают ведение протокола при рассмотрении дела, состязательность сторон, обжалование пос­тановления судьи. Иными словами, производство по делам об административных нарушениях даже в судебном варианте еще не обладает в полном объеме качествами, которые позволили бы считать его правосудием.
 
 
 Глава 19. Дисциплинарное принуждение по административному праву
 § 1. Понятие и признаки дисциплинарного принуждения
 Дисциплинарное принуждение — один из видов государствен­ного принуждения и ему присущи все общие признаки этого ме­тода осуществления исполнительной власти. В то же время оно обладает рядом особенностей, совокупность которых определяет его качественное своеобразие как самостоятельной разновидно­сти принудительной деятельности. А именно:
 1. Меры дисциплинарного принуждения применяются чаще всего в связи с дисциплинарными проступками, но могут быть использованы и для борьбы с другими нарушениями и даже амо­ральными деяниями (студентов, следователей, например).
 2. Дисциплинарное принуждение является внесудебным, оно — разновидность исполнительно-распорядительной деятельности. Когда речь идет об органах исполнительной власти, это очевид­но. Но и прокурор, объявляющий выговор подчиненному работ­нику, осуществляет не прокурорский надзор.
 3. Дисциплинарное принуждение осуществляют и органы не­государственных организаций в отношении работающих в них граждан. Таким правом, в частности, наделены коллегии адвока­тов, профсоюзные комитеты, руководители коммерческих орга­низаций. Они делают это на основе норм трудового права, в соот­ветствии с теми полномочиями, которые закон предоставил работодателям. Процесс разгосударствления увеличил объем дисциплинарного принуждения, осуществляемого негосударствен­ными органами и их должностными лицами.
 4. Важнейшим признаком рассматриваемого явления является то, что дисциплинарное принуждение может осуществляться толь­ко в отношении членов устойчивых коллективов, субъектов пос­тоянных организационных связей (рабочих, военнослужащих, сту­дентов, заключенных и т. д.).
 5. Названный выше признак обуславливает содержание дис­циплинарного воздействия, для которого характерно широкое использование морально-правовых санкций (например, выгово­ров).
 6. Дисциплинарное принуждение осуществляется субъектами дисциплинарной власти. Обычно ее имеют субъекты линейной власти, руководители коллективов. Исключения из этого прави-
 
 
 § 1. Понятие и признаки дисциплинарного принуждения 349
 ла установлены нормами, предоставившими дисциплинарную власть в отношении военнослужащих начальнику и коменданту гарнизона, а также и некоторыми другими актами, действующи­ми на транспорте. К конкретному правонарушителю меру дис­циплинарного воздействия может применить только непосред­ственный или вышестоящий руководитель. А в целом носителями дисциплинарной власти являются очень многие субъекты, право осуществлять дисциплинарное принуждение предоставлено боль­шому кругу органов и должностных лиц.
 7. Дисциплинарное принуждение регламентировано многими отраслями права: трудовым, административным, исправитель­но-трудовым. В основном оно регулируется законодательными актами, но в ряде случаев правительственными постановления­ми и даже ведомственными актами.
 8. Если средства гражданско-правового и административного принуждения могут применяться как к индивидуальным, так и коллективным субъектам права, то меры дисциплинарного и уго­ловного воздействия применяются только к конкретным лицам. Дисциплинарное принуждение не только персонифицировано, но и индивидуализировано. Это частично проявляется в том, что в его рамках существует множество санкций и процедур, рассчи­танных только на определенную группу лиц. Так, можно выде­лить особые санкции, применяемые к солдатам и матросам, офи­церам и генералам, студентам и аспирантам, руководящим работникам, прокурорам и следователям.
 Таким образом, дисциплинарное принуждение — это приме­нение на основе юридических норм в процессе исполнительно-распорядительной деятельности субъектами дисциплинарной (линейной) власти принудительных мер к подчиненным в связи с совершением дисциплинарных (а в установленных специаль­ными нормами случаях и иных) нарушений.
 Дисциплинарное принуждение в отношении определенной ка­тегории субъектов регламентируется той отраслью права, кото­рая целиком или в основном регулирует отношения администра­ции коллектива с ее членами. Так, применительно к рабочим и служащим действует трудовое право, применительно к заклю­ченным — исправительно-трудовое. Административное право за­крепляет применение мер дисциплинарного воздействия в отно­шении трех групп субъектов:
 1) милитаризованных служащих (военнослужащих, военизи­рованных служащих, аттестованных работников милиции); 2) обучающихся (учащихся, студентов, аспирантов);
 
 
 350 Глава 19. Дисциплинарное принуждение по административному праву
 3) лиц, свобода которых временно ограничена на основе норм административного права (помещенных в лечебно-трудовые и иные профилактории, специальные приемники).
 Нормативной основой дисциплинарного принуждения в отно­шении военнослужащих и аттестованных работников органов внутренних дел являются общевойсковые уставы Вооруженных сил РФ, Положение о службе в органах внутренних дел и По­ложение о материальной ответственности военнослужащих. При­менение дисциплинарных санкций к студентам и аспирантам регламентировано в основном Типовыми правилами внутреннего трудового распорядка вузов, т. е. ведомственным актом. Дисцип­линарная ответственность многих военизированных служащих, профилактируемых тоже в основном регулируются ведомствен­ными актами. А нормативного акта, устанавливающего, какие санкции и в каком порядке можно применять к учащимся, — а в России их десятки миллионов, — вообще нет.
 По функциональному критерию, непосредственной цели при­менения мер дисциплинарного принуждения можно различать: взыскания, восстановительные и иные меры.
 Когда используются первые, наступает дисциплинарная ответ­ственность; применение восстановительной меры — взыскания ущерба — есть не что иное, как материальная ответственность.
 К иным следует отнести все меры дисциплинарного воздейст­вия, которые законодатель не включил в число дисциплинарных взысканий и которые не связаны с возмещением ущерба. Напри­мер, отстранение от работы, применение оружия командиром в случае открытого неповиновения в боевой обстановке, помеще­ние виновных, находящихся в нетрезвом состоянии, на гауптвах­ту или в камеру временно задержанных сроком на одни сутки. Приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что в числе иных много мер пресечения, как самостоятельных, так и процес­суальных.
 § 2. Дисциплинарная ответственность по административному праву
 Дисциплинарная ответственность — это наложение дисцип­линарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на основе правовых норм на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонару­шения. Она является составной, но достаточно самостоятельной частью дисциплинарного принуждения. Ее важнейшие отличи­тельные особенности:
 
 
 § 2. Дисциплинарная ответственность по административному праву 351
 1) дисциплинарная ответственность наступает, как правило, за дисциплинарный проступок, но может наступить и за совер­шение иных правонарушений (например, на основании ст. 16 КоАП РСФСР) и даже порочащих действий. Так, ст. 26 Закона РФ «О статусе военнослужащих» устанавливает: «За проступки, свя­занные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воин­ской чести, военнослужащие несут дисциплинарную ответствен­ность...»;
 2) она состоит в применении карательных санкций — дисцип­линарных взысканий;
 3) право на ее осуществление принадлежит субъектам линей­ной власти; она, как правило, реализуется в рамках линейной власти, в отношении линейно подчиненных руководителю чле­нов коллектива;
 4) основания и порядок наступления дисциплинарной ответ­ственности регулируются различными отраслями права, а в рас­сматриваемых нами случаях дисциплинарная ответственность урегулирована административным правом (Дисциплинарным ус­тавом Вооруженных сил РФ и другими актами).
 На основе административно-правовых норм к дисциплинарной ответственности могут привлекаться десятки миллионов лиц — милитаризованные служащие, обучающиеся (учащиеся, студен­ты, аспиранты и др.) и лица, свобода которых ограничена в адми­нистративном порядке.
 Дисциплинарный проступок — один из видов правонаруше­ний. Это вредное, антиобщественное, виновное деяние, совершен­ное членом устойчивого коллектива, и состоящее в нарушении обязанностей, связанных с пребыванием лица в данном коллек­тиве.
 За совершение дисциплинарного проступка на виновного мо­жет быть наложено дисциплинарное взыскание. Виды и размеры этой разновидности карательных санкций устанавливаются нор­мативными актами. Цель их использования — общая и частная превенция правонарушений — достигается как содержанием, так и процедурой их применения. Дисциплинарные взыскания ухуд­шают правовое положение наказанного, на определенное время создают для него состояние наказанности.
 Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рам­ках устойчивых коллективов, среди них много морально-право­вых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, пре­кращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение, исключение). И действуют они, как правило, лишь пока гражданин находится в коллективе, служит.
 
 
 352 Глава 19. Дисциплинарное принуждение по административному праву
 Набор дисциплинарных санкций различен для разных катего­рий субъектов постоянных организационных связей. Так, для студентов, аспирантов, слушателей подготовительных отделений вузов — это замечание, выговор, строгий выговор, исключение, а для лиц рядового и младшего начальствующего состава МВД — это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о не­полном служебном соответствии, понижении в должности, лише­ние нагрудного знака, снижение в специальном звании на одну ступень, увольнение из органов внутренних дел.
 К дисциплинарной ответственности военнослужащие, лица рядового, начальствующего состава МВД по общему правилу могут привлекаться до истечения 10 суток с того дня, как командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке, а студен­ты, аспиранты — не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка (не считая времени болезни или нахождения виновно­го в отпуске, на каникулах), но не позднее 6 месяцев со дня его совершения.
 Налагается дисциплинарное взыскание приказом компетентного должностного лица или решением коллегии. В Вооруженных си­лах, органах МВД взыскания могут налагаться устно. До нало­жения взыскания должно быть проведено служебное расследо­вание обстоятельств дела, а члену коллектива обязательно должна быть предоставлена возможность дать устно или письменно объ­яснение.
 Приказ о наложении дисциплинарного взыскания с указанием его применения объявляется виновному под расписку. Как акт исполнительной власти он вступает в силу немедленно. Если на­чальник избрал взыскание организационного характера — по­нижение в должности, увольнение (исключение) и т. п., — его нужно выполнить реально. В отношении военнослужащих, со­трудников милиции взыскания должны быть исполнены не позд­нее месячного срока со дня издания приказа. По истечении ме­сячного срока давности дисциплинарное взыскание не может быть приведено в исполнение, но оно подлежит учету.
 Взыскания, налагаемые на милитаризованных служащих, за­носятся в их служебные карточки.
 Сотрудник органа внутренних дел вправе обжаловать нало­женное на него дисциплинарное взыскание последовательно вы­шестоящим начальникам вплоть до министра внутренних дел РФ, а в установленных законом случаях — в суд. Так, он вправе в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении обжало­вать его в суд. Но по общему правилу лица, на которых дисцип-
 
 
 § 3. Материальная ответственность по административному праву 353
 линарные взыскания налагаются на основе норм административно­го права, обжалуют их в административном порядке.
 Дисциплинарное взыскание по общему правилу считается сня­тым при наличии двух условий: 1) истек годичный срок давности и 2) лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответ­ственности. Устные взыскания автоматически утрачивают силу по истечении одного месяца (ст. 39 Положения о службе в орга­нах внутренних дел).
 Состояние наказанности может быть прекращено и досрочно приказом руководителя, который наложил взыскание.
 Дисциплинарным уставом Вооруженных сил не установлен срок, по истечении которого дисциплинарное взыскание утрачи­вает силу, а значит, состояние наказанности автоматически не может прекращаться. Взыскание может быть отменено приказом командира в порядке поощрения военнослужащего.
 § 3. Материальная ответственность по административному праву
 Административная и дисциплинарная ответственность состо­ят в применении взысканий, т. е. карательных санкций с целью общей и частной превенции правонарушений. А материальная ответственность — это применение восстановительных санкций для того, чтобы возместить причиненный имущественный ущерб. Поэтому она наступает, если: 1) государству действительно при­чинен прямой, реальный ущерб; 2) при исполнении служебных обязанностей; 3) противоправным деянием; 4) виновно; 5) между противоправным деянием и наступившим ущербом имеется при­чинная связь.
 Административным правом регламентируется только матери­альная ответственность военнослужащих и аттестованных ра­ботников МВД. Соответствующие нормы содержатся в положе­нии о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству, утвержденном Указом Верховного Совета СССР от 13 января 1984 г.'
 Справедливо мнение о том, что «нет оснований противопостав­лять гражданско-правовую ответственность за причинение вре­да материальной ответственности: оба вида деятельности явля­ются реализацией правовосстановительных санкций»^. Но с другой стороны, материальная ответственность реализуется в рамках коллектива, соответствующие полномочия — часть дисциплинар-
 ' ВВС СССР. 1984. № 3. Ст. 61. " Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976. С. 159.
 
 
 354 Глава 19. Дисциплинарное принуждение по административному праву
 ной власти линейного руководителя, ущерб взыскивается с чле­на устойчивого коллектива. Поэтому в отличие от гражданской ответственности размеры взыскания связываются с размерами должностного оклада (заработной платы), дифференцируются в зависимости от степени вины, выполняемой работы.
 Очень важно также отметить, что материальная ответствен­ность наступает, когда причиненный ущерб связан со служебной деятельностью. От дисциплинарной этот вид ответственности отличает то, что размер применяемых санкций зависит в основ­ном не от степени вины, а от размера наступившего в результате виновных противоправных действий вреда (1); виновный может добровольно возместить причиненный вред полностью или час­тично (2); санкция не может быть заменена мерами общественно­го воздействия (3).
 Карательные и правовосстановительные санкции дополняют друг друга, могут применяться одновременно к одному лицу. Воз­мещение ущерба военнослужащими и призванными на сборы военнообязанными производится независимо от привлечения их к административной или уголовной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб государству. Взыскание ущерба с военнослужащих, работников МВД является разновид­ностью дисциплинарного принуждения. Административным пра­вом регулируется не только основание, но и порядок привлече­ния названных выше лиц к ответственности. Он существенно отличается от порядка взыскания ущерба с рабочих и служа­щих, закрепленного трудовым правом.
 Меры материальной ответственности, установленные нормами административного права, применяются в административном процессе. На основании Положения о материальной ответствен­ности военнослужащих имущественный ущерб, если он причи­нен при исполнении служебных обязанностей, может быть взыс­кан: 1) с любых военнослужащих; 2) призванных на сборы военнообязанных; 3) курсантов военно-учебных заведений; 4) а также с лиц рядового и начальствующего состава МВД.
 Положение устанавливает три вида материальной ответствен­ности названных лиц: ограниченную, полную, повышенную. По общему правилу они несут ограниченную ответственность, с них взыскивается прямой действительный ущерб, но не более: ме­сячного оклада с кадровых работников; 150 рублей — с военно­обязанных; 100 рублей — с курсантов и военнослужащих сроч­ной службы^
 ' Эти суммы можно индексировать по аналогии с КоАП РСФСР: 100 руб. при­равниваются к месячному размеру минимальной оплаты труда.
 
 
 § 3. Материальная ответственность по административному праву 355
 Имущественная ответственность в размере полного ущерба наступает, если он причинен: 1) умышленным уничтожением, порчей, повреждением, незаконным расходованием военного иму­щества или другими умышленными действиями; 2) приписками, искажениями отчетных данных; 3) недостачей, уничтожением или порчей подотчетного имущества; 4) лицом, находившимся в не­трезвом состоянии; 5) деянием, содержащим признаки преступ­ления.
 Повышенная ответственность — в кратном (от двух до деся­тикратного) размере — может наступить за ущерб, причинен­ный хищением, промотанием, недостачей оборудования, обмун­дирования, специальной одежды и обуви, валютных ценностей, изделий из драгоценных металлов и камней и некоторых иных видов военного имущества.
 Установлен следующий порядок взыскания ущерба. Командир (начальник) воинской части, учреждения, предприятия при об­наружении ущерба немедленно назначает административное рас­следование. Оно должно быть закончено в месячный срок. В не­обходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим командиром, но не более, чем на один месяц. Если причины, раз­мер ущерба и виновные лица установлены ревизией, проверкой, следствием, расследование может не проводиться.
 В месячный срок со дня окончания расследования, поступле­ния материалов ревизии, следствия командир издает приказ о взыскании соответствующей суммы. Приказ объявляется под расписку виновному, который вправе его обжаловать вышестоя­щему командиру (начальнику). Жалоба не приостанавливает удер­жания, но при отмене приказа удержанные суммы не возвраща­ются.
 Если ко дня увольнения, окончания сборов лицо не возмес­тило причиненного им государству ущерба, оставшаяся за ним задолженность взыскивается в бесспорном порядке судебным ис­полнителем на основании исполнительной надписи органов, со­вершающих нотариальные действия, высылаемой командиром (на­чальником) по месту жительства (работы) виновного.
 
 

<< Пред.           стр. 14 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу