<< Пред.           стр. 13 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 § 1. Понятие и принципы производства 307
 по делам, возникающим из административно-правовых отноше­ний. Если суд отказывает в удовлетворении жалобы или снижает размер штрафа, дело вновь возвращается в русло администра­тивного процесса и дальнейшая деятельность производится на основе норм административного права.
 В зависимости от объема и сложности процессуальной деятель­ности можно различать упрощенное (ускоренное) производство (например, когда штраф налагается прямо на месте нарушения), обычное и особое (усложненное).
 Примером особого производства является процедура рассмот­рения судьями дел о мелком хищении, мелком хулиганстве. Сюда же можно отнести и порядок применения административных взыс­каний к лицам, освобожденным от уголовной ответственности. Для рассмотрения таких дел установлены специальные сроки, разре­шен принудительный привод лица, привлекаемого к ответствен­ности, закреплен особый порядок обжалования постановлений судей и их пересмотра.
 В ст. 225 КоАП сказано: «Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются: своевременное, всестороннее, полное и объективное выявление обстоятельств каж­дого дела, разрешение его в точном соответствии с законодатель­ством, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так­же выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов...» Иными словами, здесь решаются две свя­занные между собой задачи: юрисдикционная (справедливое ре­шение дел о проступках) и профилактическая (предупреждение новых правонарушений).
 Производство представляет собой разновидность исполнитель­но-распорядительной деятельности, в котором действуют ее об­щие принципы: законности, демократизма (гласности, участия общественности), оперативности. Производство осуществляется и на основе общих норм и принципов административного права. Например, начальник ОВД как вышестоящий руководитель вправе передать дело от одного работника к другому, прекратить его, отменить постановление инспектора ГАИ о наложении взыска­ния и т. д. Одновременно здесь действуют и специфические, обу­словленные задачами данной деятельности, принципы: объектив­ной истины, обеспечения права на защиту.
 Выявление объективной истины по делу — важнейшая задача производства. Данный принцип обязывает должностных лиц, рас­следующих и рассматривающих дела, исследовать все обстоятель­ства и их взаимные связи в том виде, в каком они существовали
 
 
 308 Глава 17. Общая характеристика производства
 в действительности, и на этой основе исключить односторонний, предвзятый подход к выбору решения.
 Право на защиту реализуется предоставлением лицу, привле­каемому к ответственности, необходимых правовых возможностей для доказывания своей невиновности, обстоятельств, смягчающих его вину, исключающих производство. Деликвент пользуется ши­рокими правами на всех стадиях производства. Согласно ст. 247 КоАП он может знакомиться со всеми материалами дела, да­вать объяснения, представлять доказательства, заявлять хода­тайства, обжаловать постановления, при рассмотрении дела поль­зоваться юридической помощью адвоката и т. д. Реализации права на защиту посвящена ст. 266 КоАП, в которой говорится о праве обжалования постановления по делу об административном пра­вонарушении; в ст. 235 сказано о праве лица, привлекаемого к ответственности, дать объяснения, подписать протокол или отка­заться от его подписания. Ряд других статей КоАП РСФСР тоже закрепляют право граждан на защиту при совершении опреде­ленных процессуальных действий.
 Когда говорят о праве на защиту, прежде всего имеют в виду лицо, которое привлекают к ответственности. Но нельзя забы­вать, что в процессе может участвовать и другой гражданин, не­посредственно заинтересованный в справедливом решении дела. Это потерпевший. Он тоже вправе активно защищать свои инте­ресы, и для этого он может заявлять ходатайства, подавать жа­лобы и т. д.
 Одной из важнейших основ права на защиту является презумп­ция добропорядочности гражданина и ее юридический вариант — презумпция невиновности. Она заключается в том, что инди­видуальный субъект, привлекаемый к административной ответ­ственности, считается невиновным до тех пор, пока иное не будет доказано и зафиксировано в установленном законом порядке. Отсюда следует также, что бремя доказывания лежит на обвини­теле. Привлекаемый к ответственности не обязан доказывать свою невиновность, хотя и имеет на это право. Из презумпции неви­новности вытекает важное положение: всякое сомнение толкует­ся в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Оно относится к случаям, когда сомнения не были устранены в ходе разрешения дела. Указанное обстоятельство является одним из оснований вынесения оправдательных постановлений.
 Иначе обстоит дело при решении вопроса об ответственности коллективных субъектов и иных субъектов предпринимательст­ва. Они привлекаются в ответственности независимо от наличия вины, презумпция невиновности на них не распространяется. Бремя
 
 
 § 2. Доказательства по делам об адм. нарушениях 309
 доказывания действия непреодолимой силы, как обстоятельства, освобождающего от ответственности, лежит на них. А если зако­ном установлена ответственность организации за виновные дей­ствия, она обязана доказывать отсутствие вины; здесь действует презумпция виновности в совершении противоправных действий. В ст. 401 ГК установлено: отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Это — презумпция виновности в граж­данско-правовых отношениях.
 § 2. Доказательства в производстве по делам об административных нарушениях
 Решение задач административного производства осуществля­ется посредством доказывания, которое включает в себя выявле­ние, процессуальное оформление и исследование доказательств.
 Доказательствами являются фактические данные, информация, на основе которой устанавливаются обстоятельства дела. От до­казательств как фактических данных, сведений следует отличать их источники, представляющие собой средства сохранения и передачи информации, с помощью которых она вовлекается в сферу производства. В то же время необходимо отметить, что в правовой науке и на практике доказательства нередко понима­ются и как сама информация, и как источник сведений.
 Информация может рассматриваться как доказательство при наличии двух условий: во-первых, она содержит данные о нали­чии или отсутствии административного нарушения, о деликвенте и иных обстоятельствах, имеющих значение для правильного раз­решения дела; во-вторых, известно, что юрисдикционные процес­сы формализованы, регламентированы правовыми нормами. По­рядок же сбора доказательств определен законодательством, причем в ряде случаев детально. Поэтому доказательства могут быть использованы в административном производстве только в том случае, если они получены в порядке и из источников, преду­смотренных законом. В ст. 325 ТК РФ установлено: «Не могут служить доказательствами фактические данные, сообщаемые сви­детелем, если он не может указать источника своей осведомлен­ности».
 В научной литературе принято делить доказательства на перво­начальные и производные, прямые и косвенные, положительные и отрицательные, обвинительные и оправдательные. Представля­ется очень важной и группировка доказательств в зависимости от источника соответствующих сведений.
 Во-первых, это показания, объяснения различных лиц, чаще всего участников производства: деликвента, потерпевшего, сви-
 
 
 310 Глава 17. Общая характеристика производства
 деталей, — т. е. информация, передаваемая людьми, которые не­посредственно участвовали в исследуемом деянии, были его оче­видцами, имеют какие-то сведения о нем. Не всегда показания протоколируются, фиксируются в виде объяснений, они могут восприниматься, репродуцироваться и в устной форме. Другой разновидностью данных, получаемых от людей в форме слов, цифр, графиков и иных принятых в человеческом обществе способов информационного взаимодействия, являются заключения экспер­тов, мнения специалистов.
 Решение о производстве экспертизы принимается субъектом, который ведет административное дело. Однако вопросы назначе­ния и проведения экспертизы законом не регламентируются. По­этому на практике решения о производстве экспертизы офор­мляются в виде направлений, ходатайств и т. п. Заключения экспертов, свидетельства специалистов широко используются, например, для определения состояния опьянения, принадлежности вещества к числу наркотических средств, размера ущерба, уста­новления стоимости товаров и их качества, характера загрязне­ний природной среды.
 Во-вторых, это вещественные доказательства и документы, являющиеся материальными носителями информации. Основные способы обнаружения и приобщения к делу материальных источни­ков доказательств — досмотр, изъятие, представление заинтересо­ванными лицами. Формами их приобщения к делу, используемыми в процессе доказывания, являются протокол об административ­ном проступке, протокол изъятия вещей, справка о стоимости вещей и т. д.
 В документах информация содержится в преобразованном виде, она передается словами, цифрами, чертежами, схемами мест про­исшествий и т. п. Вещественные доказательства — это предметы материального мира, на которых имеются следы неправомерных действий (например, вмятины на автомашине, испорченный пас­порт) или которые своей формой, содержанием свидетельствуют о нарушении (наркотические вещества, мелкоячеистая сеть). Ве­щественные доказательства содержат информацию в чистом, не­преобразованном виде. К материальным носителям информации можно отнести и показания технических средств. Они достаточно широко используются, например, в работе ГАИ для определения скорости движения автомобилей, содержания загрязняющих ве­ществ в выбросах, состояния опьянения водителя.
 В-третьих, это непосредственные наблюдения лиц, уполномо­ченных расследовать административные проступки. Например, инспектора ГАИ. В уголовном процессе такой вид доказательств
 
 
 §3. Участники производства 311
 не допускается: если должностное лицо было очевидцем преступ­ления, оно становится свидетелем. В административном юрисдик-ционном процессе использование подобных доказательств обес­печивает его оперативность, без них работникам ГАИ, таможен, госохотнадзора и т. д. было бы намного сложнее выполнять свои правоохранительные функции, своевременно воздействовать на лиц, совершивших неправомерные действия.
 Наблюдения полномочного лица, за исключением случаев уп­рощенного производства, фиксируются в специальном протоколе или непосредственно в протоколе об административном наруше­нии.
 Уполномоченный орган (должностное лицо) оценивает собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоя­тельств дела в их совокупности. При этом он должен руководст­воваться законом.
 § 3. Участники производства по делам об административных нарушениях
 Производство по делам об административных правонарушени­ях складывается из действий ряда органов и лиц. Важную роль в этой деятельности играют государственные и общественные ор­ганы, их должностные лица, которые уполномочены принимать предусмотренные законом меры по выявлению и предупрежде­нию административных проступков, применению и исполнению взысканий. В производстве действуют и другие участники: одни защищают свои интересы, другие привлекаются лишь при про­изводстве отдельных процессуальных действий, содействуют про­изводству. Всех субъектов производства можно разделить на не­сколько групп.
 1. Компетентные органы и должностные лица, наделенные пра­вим принимать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела (лидирующие субъекты). 2. Субъекты, имеющие личный интерес в деле: лицо, привлека­емое к ответственности, потерпевший и их законные представи­тели (родители, усыновители, опекуны, попечители, руководите­ли, адвокаты). В отличие от субъектов первой группы, никто из представителей данной группы не пользуется властными полно­мочиями.
 3. Лица и органы, содействующие осуществлению производст­ва: свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые. Одни из них (свидетели, эксперты) сообщают данные полномочному органу или должностному лицу, другие (переводчики, понятые)
 
 
 312 Глава 17. Общая характеристика производства
 нужны для закрепления доказательств либо обеспечения необхо­димых условий административного производства.
 Важные новеллы не только для таможенного, но и всего адми­нистративного права содержит глава 42 (ст. 316—319) и ст. 451 ТК РФ, закрепляющие правила отводов отдельных субъектов.
 Должностное лицо таможенного органа не может вести произ­водство, если:
 — оно ранее участвовало в нем в качестве свидетеля, эксперта, специалиста, законного представителя лица, привлекаемого к от­ветственности;
 — оно является родственником лица, привлекаемого к ответ­ственности, а также свидетеля, эксперта, ревизора, специалиста, которые ранее участвовали в производстве;
 — если имеются другие обстоятельства, дающие основания по­лагать, что оно лично заинтересовано в исходе дела.
 Эксперт, ревизор, специалист не могут участвовать в произ­водстве, если они являются родственниками лица, привлекаемого к ответственности, его адвоката или представителя, должностно­го лица, ведущего производство, если имеются иные обстоятель­ства, дающие основание думать об их личной заинтересованности в исходе дела, а также если обнаружилась их некомпетентность.
 В ч. 2 ст. 451 ТК РФ сказано, что должностное лицо, судья не могут вести производство по делу о посягательстве на нормаль­ную деятельность таможенных органов, а эксперт, ревизор, спе­циалист не могут участвовать в производстве, если одно из этих лиц является потерпевшим или его родственником.
 Таким образом, наличие обстоятельств, позволяющих считать, что должностное лицо, ведущее дело, эксперт, ревизор, специа­лист лично заинтересованы в результатах дела, что они могут быть необъективными в своих выводах, исключает возможность их участия в производстве в таком качестве (лидирующего субъ­екта, эксперта, ревизора). Статьей 317 ТК РФ также предусмот­рены обстоятельства, при которых в деле не должен участвовать конкретный адвокат или представитель лица.
 В названных выше случаях должностное лицо таможенного органа обязано заявить самоотвод. Лицо, привлекаемое к ответ­ственности, его адвокат или представитель вправе заявить отвод должностному лицу таможенного органа, ведущему дело, экспер­ту, ревизору, специалисту.
 Вопрос о возможности участия в деле эксперта, ревизора, спе­циалиста, адвоката, представителя лица, привлекаемого к ответ­ственности, решает должностное лицо, ведущее дело. А решение
 
 
 § 4. Сроки в производстве 313
 o(i о'1в()Д1- должностного лица таможенного органа принимает на­чальник ^»•!l^i•  § 4. Сроки в производстве по делам об административных нарушениях
 Производство, как и всякая деятельность, осуществляется во времени, всегда имеет определенные временные рамки. Важным его принципом является оперативность: дела должны решаться быстро, в возможно более сжатые сроки. Для чего нужна опера­тивность? Во-первых, быстрая реакция на нарушения, своевре­менное применение мер воздействия имеет большое воспитатель­ное значение как для самих нарушителей, так и для окружающих. Запоздалое наложение взыскания за деяния, социальное значе­ние которых за давностью осознается не так отчетливо, менее эффективно. Во-вторых, по каждому делу необходимо выявить объективную истину, сравнительная простота большинства дел об административных нарушениях позволяет сделать это быстро. А со временем собирать доказательства будет труднее, некото­рые из них могут быть утрачены. В-третьих, недопустима про­должительная неопределенность в существовании возможности наложения административного взыскания на лицо.
 Оперативность производства обеспечивается законодательным закреплением сроков совершения процессуальных действий. Как правило, они небольшие.
 Юридический срок — это определенный нормативным актом отрезок времени, исчисляемый по заранее установленным прави­лам. Время не зависит от воли людей. Но законодатель не только закрепляет размеры сроков, но и устанавливает правила их под­счета, ставит их исчисление в зависимость от тех или иных фак­тов^
 Во-первых, нужно знать размер срока. В большинстве случаев нормами права определены отрезки времени, в течение которых действия должны быть произведены (3 часа, 10 дней, 2 месяца и т. д.). Хотя и редко, но в нормативных актах встречаются и неоп­ределенные сроки. Например, в ст. 238 КоАП сказано, что достав­ление правонарушителя в милицию, штаб добровольной народной дружины «должно быть произведено в возможно короткий срок». Время принудительного воздействия в одних случаях исчисляет­ся часами или сутками, а в других — днями или месяцами. Поэ­тому если гражданин подвергнут исправительным работам на один месяц 1 февраля, то у него время отбывания взыскания будет на
 ' См. правило «РОКИ» на с. 303.
 
 
 314 Глава 17. Общая характеристика производства
 три дня меньше, чем у гражданина, подвергнутого такому же взыс­канию 1 июля.
 Во-вторых, очень важно знать, с какого момента течет срок. Законодатель связывает его начало с каким-нибудь юридическим фактом, чаще всего с определенным действием. Например, совер­шение процессуальных действий уполномоченными должностны­ми лицами (составление протокола, вынесение постановления и т. д.), лицами, привлекаемыми к ответственности (подача жалобы, уплата штрафа и т. д.). В ряде случаев начало срока связывается с какими-либо техническими обстоятельствами: получением про­токола (ст. 257), поступлением жалобы (ст. 271), вручением поста­новления нарушителю (ст. 258) и т. д. А вот начало срока задер­жания лица, побывавшего в вытрезвителе, начинается со времени вытрезвления, т. е. с события.
 В тех случаях, когда время исчисляется днями и более продол­жительными отрезками времени, началом срока считаются 24 часа того дня, в котором совершено действие, или, иными словами, — ноль часов следующих суток. Хотя по общему правилу началь­ным моментом срока признаются 24 часа суток, когда было совер­шено действие; время административного ареста, задержания рас­считывается иначе. Административный арест начинается с того часа, когда виновный был помещен под стражу.
 Если лицо имеет право или обязано совершить определенное действие (например, подать декларацию) к определенному сроку, а его последний день совпадает с нерабочими днями, окончание срока автоматически переносится на первый рабочий день.
 В-третьих, установлены правила определения окончания сро­ков, различаются их прекращение и пропуск (истечение). Извест­но, что сроки определяют время, в которое должны быть совер­шены действия, а значит, их течение прекращается, если действия произведены своевременно. И, наоборот, если действия в тече­ние названного времени совершены не были, значит, срок истек, пропущен. В порядке исключения законодатель разрешает его восстановить. Так, в случае несвоевременного обжалования по­становления о наложении взыскания орган, правомочный рас­сматривать жалобу, вправе восстановить срок, если признает, что он пропущен по уважительным причинам (ст. 268 КоАП).
 Моментом истечения срока по общему правилу является окон­чание суток, на которые падает его последний день. Если, напри­мер, водитель был лишен прав на один год, исполнение взыска­ния заканчивается по окончании суток, предшествующих тому числу месяца, которое соответствует дате принятия постановле­ния о привлечении к административной ответственности. Во мно-
 
 
 § 4. Сроки в производстве 315
 гих случаях фактический момент истечения срока совпадает со временем окончания работы учреждений в его последний день.
 В-четвертых, нужно учесть существующие правила приоста­новления (незачета) и зачета сроков. Остановить время невоз­можно. Приостановление означает, что тот или иной отрезок вре­мени при наличии названных законодателем обстоятельств в срок не засчитывается. Так, подача жалобы на постановление о при­влечении к административной ответственности, принесение про­курором протеста, предоставление отсрочки исполнения приос­танавливают течение срока давности исполнения постановлений до рассмотрения жалобы, протеста, окончания отсрочки (ст. 282). В срок отбывания такого взыскания, как исправительные работы, засчитывается время, в течение которого нарушитель не работал по уважительным причинам и ему в соответствии с законом вы­плачивалась заработная плата (ст. 300). Время административно­го задержания засчитывается в срок административного ареста, а время пребывания в вытрезвителе — нет. В общем плане зачет означает, что законодатель обязывает или разрешает добавлять какое-то время к отрезку времени, в течение которого фактичес­ки осуществлялось деяние.
 Среди большого разнообразия сроков следует различать общие и специальные. Так, в ч. 1 ст. 257 КоАП установлен общий срок рассмотрения дел — 15 дней со дня их получения. А в ч. 2 той же статьи названы специальные и более краткие временные рамки рассмотрения ряда категорий дел. Точно так же существуют об­щие и специальные сроки задержания, давности наложения взыс­кания.
 Наибольшее значение имеет деление сроков по их юридичес­кому значению на процессуальные, давностные и принудитель­ного воздействия. С помощью первых закрепляются отрезки вре­мени, в рамках которых уполномоченные должностные лица и органы обязаны осуществить определенное процессуальное дей­ствие (рассмотреть жалобу, довести постановление до сведения, направить постановление для исполнения и т. д.). Процессуаль­ными являются и сроки, определяющие время, в течение которо­го лицо вправе обжаловать постановление, обязано уплатить штраф. Они как опоздание на работу: их нарушение влечет для виновного неблагоприятные последствия (на должностное лицо, допустившее волокиту, может быть наложено дисциплинарное взыскание, в случае неуплаты гражданином штрафа соответству­ющая сумма удерживается в принудительном порядке и т. д.). Но такие нарушения производство по делу не прекращают.
 
 
 316 Глава 17. Общая характеристика производства
 Иное дело давностные сроки. Если они истекли, — «поезд ушел»: производство по делу должно быть прекращено, а принятые акты утрачивают юридическое значение, становятся недействительны­ми. Законодательству об административной ответственности из­вестны три срока давности: привлечения к ответственности; ис­полнения постановления; погашения наложенного взыскания (ст. 38, 39, 282 КоАП; ст. 247, 378 ТК).
 Сроки принудительного воздействия определяют время осущес­твления отдельных мер административного принуждения. Они за­крепляются непосредственно законом (задержание) или специ­альным постановлением, правоприменительным актом, принятым на основе закона (лишение специального права, исправительные работы, административный арест). Если время принудительного воздействия истекло, должностное лицо обязано прекратить его. Задержанные и арестованные должны быть освобождены из-под стражи, водителям должны быть возвращены права на управле­ние транспортными средствами.
 § 5. Подведомственность дел об административных нарушениях
 В производстве по делам об административных нарушениях участвует огромное число различных органов, их представителей, которые наделены властными полномочиями и вправе совершать действия, определяющие движение дел. Такое положение объяс­няется, во-первых, разнообразием и спецификой многочисленных отраслей исполнительно-распорядительной деятельности и сущес­твующих в них отношений, и чтобы квалифицированно заниматься делами об административных нарушениях, нужно обладать спе­циальными знаниями, быть компетентным в данной области. А во-вторых, множественность субъектов властных полномочий со­здает условия для оперативного и экономного производства, по­скольку чаще всего его ведут органы, должностные лица, пред­ставители общественности, которые систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил.
 Для научной организации исследуемой юрисдикционной дея­тельности имеет большое значение четкое определение того, ка­кой субъект власти какими делами ведает, кто какие дела оформ­ляет, рассматривает, исполняет. Правильное решение вопросов подведомственности — необходимое условие квалифицированно­го, оперативного разрешения дел об административных деликтах. Подведомственность неразрывно связана с компетенцией. В то же время подведомственность — это определенная, регулируе­мая правом связь двух сторон правоотношения: той, которая ве-
 
 
 § 5. Подведомственность дел об административных нарушениях 317
 дает, решает, и той, которая подведомственна, зависима. Ведать делами — значит решать вопросы в отношении определенных индивидуальных и коллективных субъектов права. Для лидиру­ющих субъектов подведомственность — это компонент их компе­тенции, который связывает их полномочия с определенными объ­ектами властного воздействия, определяет их предметные, территориальные границы. А для другой стороны властного пра­воотношения подведомственность означает ее правовую зависи­мость от того, кто ведает делами.
 Необходимо различать подведомственность организаций как их постоянную, линейную подчиненность и подведомственность дел как обязанность подчиняться по определенным вопросам, делам. Подведомственность дел может быть основана на линейной и фун­кциональной власти (подчиненности). Так, подведомственность дел о дисциплинарных проступках базируется на линейной власти руководителя и соответственно линейной подчиненности работ­ника, студента, военнослужащего, а подведомственность дел об административных нарушениях (как и все административное при­нуждение) является проявлением функциональной власти (под­чиненности).
 В научной литературе принято различать общую, т. е. такую, которая определяется общими нормами, и специальную подве­домственность, регулируемую специальными нормами. Послед­нее выступает как исключение из общего правила. В таком соот­ношении находятся, например, ч. 1 ст. 256 КоАП и ч. 2—4 той же статьи.
 В производстве по делам об административных нарушениях очень часто одни органы (должностные лица) вправе расследо­вать дела, другие — рассматривать их и принимать постановле­ния, третьи — рассматривать жалобы на постановления. Для ад­министративного процесса актуален вопрос о постадийной подведомственности дел (кто дело расследует, кто принимает пос­тановление и т.д.) и даже подведомственности при совершении отдельных действий (кто предоставляет отсрочку исполнения пос­тановления, составляет протокол и т. п.).
 При определении подведомственности дел о проступках нужно помнить существование разных уровней подведомственности и порядок последовательного их выявления.
 В гл. 16 КоАП, ст. 290, 297, 449 и др. ТК РФ, в иных актах решается вопрос о видовой подведомственности проступков. Она закрепляется юридическими нормами, в которых сказано, какой вид государственных органов занимается такими делами. Поста­новления по этим делам выносят, жалобы рассматривают, поста-
 
 
 318 Глава 17. Общая характеристика производства
 НОВЛ&НИЯ исполняют органы исполнительной власти, суды (судьи, судебные исполнители), а также арбитражные суды. Видовая под­ведомственность закрепляется чаще всего однозначно (дела рас­сматривает ОВД, дела рассматривает судья), иногда — альтерна­тивно (гражданин вправе обжаловать постановление таможенного органа в вышестоящий таможенный орган или в суд, а значит, жалобу вправе рассматривать либо первый, либо второй орган государственной власти).
 Решив вопрос о видовой, нужно разобраться с территориаль­ной подведомственностью. То есть, нужно выяснить, какой кон­кретно орган исполнительной власти данного вида, какой суд (судья) должен заниматься делом. Эти правила установлены ст. 297, 358, 370 ТК; ст. 256 КоАП и некоторыми иными нормами. По общему правилу дело расследуется, рассматривается по месту совершения нарушения. Дело о нарушении таможенных правил рассматривается таможенным органом, должностное лицо кото­рого занималось расследованием. А в какой суд может обратить­ся с жалобой гражданин? По общему правилу — по месту жи­тельства гражданина. Но в ч. 2 ст. 370 ТК так определена территориальная подведомственность: суд по месту нахождения таможенного органа, наложившего взыскание.
 Следующий уровень подведомственности — должностная. Пра­вила должностной подведомственности определяют, кто в госу­дарственном органе должен заниматься делом. В системе ОВД такая подведомственность регламентирована частично ст. 203 КоАП. Право рассматривать дела о нарушении таможенных пра­вил ст. 359 ТК предоставлено начальникам таможенных органов и их заместителям.
 § 6. Меры административно-процессуального принуждения
 По содержанию принудительного воздействия следует разли­чать, во-первых, меры ограничения личных неимущественных прав (доставление, задержание, привод, принудительное освидетель­ствование, личный досмотр) и, во-вторых, меры ограничения иму­щественных прав (изъятие, арест, досмотр вещей, задержание транспортных средств и другого имущества, принудительное ис­полнение постановления о наложении штрафа, отстранение от управления транспортным средством).
 Административное задержание на срок до трех часов может быть произведено, если помимо общей предпосылки — соверше­ния административного нарушения, имеется одно из следующих дополнительных условий: 1) наличие серьезных оснований пред­полагать, что активные противоправные действия будут про-
 
 
 § 6. Меры административно-процессуального принуждения 319
 должаться, что нарушитель может причинить ущерб обществен­ным интересам, другим гражданам, себе; 2) когда исчерпаны дру­гие меры воздействия, обеспечения своевременного и правильно­го рассмотрения дела и исполнения постановления по нему.
 Лица, совершившие мелкое хулиганство, торговлю с рук в не­установленных местах, нарушившие порядок организации митин­гов и демонстраций могут быть задержаны до рассмотрения дела начальником (заместителем начальника) ОВД или судьей. Мак­симальный срок такого задержания — трое суток.
 Лица, нарушившие пограничный режим, режим в пунктах про­пуска через государственную границу, режим государственной границы РФ в случаях, необходимых для выяснения обстоятельств нарушения, установления личности, могут быть задержаны на срок до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение 24 часов с начала задержания. Если нарушитель не име­ет документов, удостоверяющих его личность, с санкции проку­рора задержание может быть продлено до 10 суток.
 Большое внимание административному задержанию уделяет Таможенный кодекс Российской Федерации. В целях пресечения нарушений таможенных правил начальник таможенного органа (или его заместитель) принимает решение о задержании. Срок административного задержания на общих основаниях — до трех часов. Часть 2 ст. 331 ТК разрешает задерживать на срок до трех суток с письменным сообщением об этом прокурору в течение суток, а с санкции прокурора — до 10 суток в случаях, если:
 1) имеются достаточные данные о перемещении лицом через таможенную границу товаров, скрытых в своем теле;
 2) лицо оказывает сопротивление в проведении личного досмотра;
 3) лицо, будучи уличенным в нарушении таможенных правил, пытается скрыться;
 4) лицо препятствует установлению его личности. На практике возможны случаи, когда гражданин задерживает­ся в административном порядке, а затем по факту правонаруше­ния возбуждается уголовное дело и задержание оформляется как уголовно-процессуальное. Гражданин может быть признан подо­зреваемым и подвергнут задержанию на основании ст. 122 УПК РСФСР только в том случае, если возбуждено уголовное дело.
 Важно обеспечить законность применения этой меры. С этой целью КоАП и ТК предусмотрено, что об административном за­держании составляется протокол, закреплено право обжалова­ния задержания в вышестоящий орган, прокурору, в народный суд. «В производстве по делу о нарушении таможенных правил в
 
 
 320 Глава 17. Общая характеристика производства
 случае административного задержания физического или должно­стного лица на срок свыше трех часов может участвовать адвокат или осуществляющий юридическую помощь представитель та­кого лица», — сказано в ст. 306 ТК, закрепляющей еще одну гарантию законности задержания. Кроме того, действует общее правило: прокурор должен быть уведомлен, если задержание осу­ществляется более 24 часов, а задержание на срок свыше 72 ча­сов допускается только с санкции прокурора (судьи).
 Доставление — необходимая мера, когда нужно пресечь нару­шение или когда о деликте обязательно должен быть составлен протокол, но это невозможно сделать на месте, а также когда гражданина необходимо поместить в вытрезвитель. Данная мера имеет много общего с административным задержанием, однако они различаются по ряду признаков.
 Во-первых, в отличие от доставления, представляющего собой принудительное препровождение лица в служебное помещение, под административным задержанием понимается принудитель­ное кратковременное ограничение свободы действий и передви­жения нарушителя, который содержится в специальном помеще­нии.
 Во-вторых, время, необходимое для доставления нарушителя, четко не определено. В законодательстве лишь отмечается, что оно должно быть произведено в возможно короткий срок (ст. 238 КоАП). Лица, совершившие нарушения, могут быть доставлены в милицию, в помещение военизированной охраны, а также в мед­вытрезвитель, медицинское учреждение, штаб ДНД. Нахождение в штабе ДНД доставленного туда лица не может длиться более одного часа.
 В-третьих, доставление осуществляется более широким кру­гом лиц, чем задержание. Это работники милиции, дружинники, представители государственной и ведомственной лесной охраны, государственного охотничьего надзора, рыбоохраны, военнослу­жащие внутренних войск, военизированной охраны, обществен­ные инспектора охраны природы и лесоохраны.
 В-четвертых, доставляются не только лица, совершившие ад­министративные нарушения, но и лица, подозреваемые в совер­шении преступлений.
 В-пятых, задержание оформляется процессуально путем со­ставления специального протокола.
 Доставление производится до составления протокола о проступ­ке, на стадии административного расследования. А привод осу­ществляется после составления протокола, на стадии рассмотре­ния дела. Основанием для привода является уклонение лица,
 
 
 § 6. Меры административно-процессуального принуждения 321
 привлекаемого к административной ответственности за мелкое хулиганство, мелкое хищение и ряд других правонарушений, от явки по вызову органа внутренних дел или народного судьи. Ре­шение начальника ОВД, народного судьи о приводе выполняют работники милиции. Гражданина приводят, и он должен нахо­диться там, где рассматривается дело. Эта мера прекращается после вынесения постановления по делу.
 Привод может осуществляться также для официального предо­стережения, медицинского освидетельствования. Привод пресе­кает уклонение лица от выполнения обязанностей явиться в на­родный суд, ОВД, медицинское учреждение; обеспечивает условия для выполнения процессуальных действий, которые нельзя осу­ществлять заочно; производится на основании акта, принимаемо­го народным судьей или должностным лицом органа внутренних дел письменно или устно; осуществляется работниками милиции; осуществляется в помещение, в котором производятся процессу­альные или иные правоприменительные действия, на срок их проведения.
 Личный досмотр осуществляется уполномоченными на то долж­ностными лицами органов внутренних дел, пограничных войск, военизированной охраны, таможенных и других органов одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола. Доступ других лиц в помещение, где производится досмотр, должен быть исключен.
 Досмотр вещей уполномоченными должностными лицами осу­ществляется, как правило, в присутствии лица (его законных пред­ставителей), в собственности или владении которого вещи нахо­дятся. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр может быть произведен в отсутствии собственника (владельца), но с уча­стием двух понятых. Статьей 342 ТК предусмотрено, что осмотр товаров, транспортных средств, документов, помещений как са­мостоятельное процессуальное действие проводится в присутст­вии понятых.
 О личном досмотре и досмотре вещей составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об админис­тративном задержании, либо в протоколе об административном нарушении.
 Должностные лица изымают у нарушителей предметы (вещи и документы), явившиеся орудием совершения или непосредствен­ным объектом нарушения (например, холодное, огнестрельное оружие, наркотические вещества). При совершении нарушения, за которое может быть наложено взыскание в виде штрафа, ли­шения прав, у водителя (судоводителя) изымается удостоверение
 
 
 322 Глава 17. Общая характеристика производства
 на право управления транспортным средством, которое возвра­щается после уплаты виновным штрафа.
 Изъятие следует понимать как лишение права пользоваться и владеть предметами материального мира. Оно может быть посто­янным и временным, возмездным и безвозмездным. Его нужно отличать от конфискации, которая всегда безвозмездна и состоит в лишении права собственности.
 Процессуальное изъятие безвозмездно, носит временный ха­рактер, оно продолжается до принятия постановления по делу, в котором должен быть решен вопрос об изъятых товарах и иных предметах. Такое изъятие имеет обеспечительный характер, так как осуществляется с целью сохранения и использования в про­изводстве вещественных доказательств, а также обеспечения ис­полнения постановлений о конфискации, штрафе, взыскании сто­имости товаров и транспортных средств. В ряде нормативных актов эта мера называется задержанием имущества. Так, транспорт­ные средства могут быть задержаны, если управляющие ими лица не имеют при себе документов на право управления, если они не зарегистрированы, не прошли технического осмотра, имеют неис­правности тормозной системы, рулевого управления. Задержание означает запрещение эксплуатации с помещением его на охраня­емое место. Районная, городская администрация устанавливает порядок хранения транспортных средств и размер оплаты за та­кую принудительную услугу.
 Изъятые вещи перечисляются и описываются в протоколах либо в прилагаемых к ним описях, предъявляются присутствующим лицам, доставляются в официальные помещения для хранения, оцениваются в рублях на основании государственных регулируе­мых цен, а при их отсутствии — на основании свободных (рыноч­ных) цен.
 Арест на имущество может быть наложен, если его невоз­можно изъять (задержать). Фактически он означает запрещение или ограничение пользования, владения, распоряжения имущес­твом до принятия постановления по делу с оставлением его в месте, где живет или куда имеет доступ лицо, привлекаемое к ответственности, его законные представители.
 По таможенным делам постановление о наложении ареста мо­жет быть вынесено начальником таможенного органа или лицом, его заменяющим, по результатам его исполнения должен состав­ляться протокол. По налоговым делам арест имущества произво­дится должностными лицами налоговой полиции.
 Правом предусмотрено, что арест может быть наложен на все или лишь на то имущество, стоимость которого необходима и до-
 
 
 § 6. Меры административно-процессуального принуждения 323
 статочна для полного погашения недоимки и других обязатель-.ных платежей, а также расходов по оценке, хранению, транспор­тировке и реализации имущества.
 В постановление налоговой инспекции об обращении взыска­ния на имущество включается предложение органу налоговой полиции о производстве административного ареста имущества налогоплательщика. Это является основанием для издания на­чальником органа налоговой полиции соответствующего распоря­жения.
 Выполняя такое распоряжение, должностное лицо органа на­логовой полиции предлагает налогоплательщику представить имущество, денежные средства, подлежащие административно­му аресту. Если налогоплательщик уклоняется от добровольного представления имущества, денежных средств, то проводится об­следование мест, используемых для производства, хранения и реализации материальных ценностей, с целью их обнаружения.
 По результатам обследования составляется протокол, который подписывается проводившим его должностным лицом — пред­ставителем налогоплательщика и двумя понятыми.
 Незамедлительно после ареста подлежат изъятию ценные бу­маги, валютные ценности, ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, антиквариат, произведения живописи и скульптуры в подлинниках. Назван­ные вещи в течение трех суток должны быть сданы на ответ­ственное хранение в банк или иное специализированное учреж­дение, способное обеспечить надлежащие условия их хранения. Ценности, имеющие индивидуальные признаки, впоследствии могут быть выкуплены или заменены иным имуществом, имею­щим равную или более высокую стоимость. Фактически в данном случае арест на имущество не налагается, так как сразу же после вынесения постановления оно изымается.
 Иное (кроме ценных бумаг и валютных ценностей) имущество, подвергнутое аресту, может быть изъято без письменного согла­сия налогоплательщика по истечении установленных законода­тельством сроков обжалования в административном или в судеб­ном порядке решения налоговой инспекции об обращении взыскания недоимок на имущество.
 По истечении установленных сроков должностные лица орга­нов налоговой полиции изымают имущество, на которое был на­ложен арест, и передают его для реализации. Изъятие произво­дится с учетом возмещенных за время ареста сумм недоимок.
 
 
 Глава 18. Стадии производства по делам об административных нарушениях
 § 1. Система стадий и этапов производства по делам об административных нарушениях
 Деятельность участников административного процесса раз­вивается во времени как последовательный ряд связанных между собой процессуальных действий по реализации прав и взаим­ных обязанностей. Процесс проходит несколько сменяющих друг друга фаз развития или стадий.
 Под стадией следует понимать такую сравнительно само­стоятельную часть производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи, документы и другие особенности. Так, стадии отличаются друг от друга и кругом участников производства. На каждой стадии соверша­ются определенные действия, которые являются частными по отношению к общей цели производства. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности. После принятия такого акта начинается новая стадия. Стадии органично связа­ны между собой: последующая, как правило, начинается лишь поле того, как закончена предыдущая, на новой стадии прове­ряется то, что было сделано раньше. Производство состоит из четырех частей (стадий):
 1) административное расследование;
 2) рассмотрение дела;
 3) пересмотр постановления;
 4) исполнение постановления.
 На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совер­шения проступка, данные о виновном и составляется протокол. На второй — компетентный орган рассматривает дело и прини­мает постановление. На третьей— факультативной — стадии постановление пересматривается по жалобе гражданина, про­тесту прокурора, она заканчивается принятием решения об от­мене, изменении или оставлении постановления в силе. На чет­вертой — реализуется принятое постановление.
 В связи с существованием наряду с общим ускоренного (уп­рощенного) производства по некоторым категориям дел стадии производства в отдельных случаях недостаточно четко выра­жены или даже сливаются. Так, при взыскании штрафа на мес­те соединяются расследование, рассмотрение дела и даже ис­полнение постановления.
 
 
 § 2. Административное расследование 32{;
 На каждой стадии существуют этапы — группы взаимосвя­занных действий. Схематически система стадий и этапов про­изводства по делам об административных правонарушениях может быть представлена так: 1. Административное расследование:
 1) возбуждение дела;
 2) установление фактических обстоятельств,
 3) процессуальное оформление результатов расследования;
 4) направление материалов для рассмотрения по подведом­ственности.
 II. Рассмотрение дела:
 5) подготовка дела к рассмотрению и слушанию;
 6) анализ собранных материалов, обстоятельств дела;
 7) принятие постановления;
 8) доведение постановления до сведения.
 III. Пересмотр постановления:
 9) обжалование, опротестование постановления;
 10) проверка законности постановления;
 11) вынесение решения;
 12) реализация решения.
 IV. Исполнение постановления:
 13) обращение постановления к исполнению;
 14) фактическое исполнение;
 15) окончание исполнения (дела). Логика трех первых стадий такова: 1 этап — формальные моменты процедуры (возбуждение ста­дии); 2 этап — сбор и анализ информации; 3 этап — проделан­ная работа фиксируется в документе (протоколе, постановле­нии, решении); 4 этап — материалам дается ход.
 На стадии исполнения информация не собирается, а испол­няется принятый акт.
 § 2. Административное расследование А. Расследование по общему правилу
 Расследование дела, являясь начальной стадией производст­ва по делам об административных нарушениях, представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств нарушения, их фиксирование и квалификацию деликта. В этой стадии создаются предпосылки для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к деликвенту предусмотренных законом мер воздействия.
 12—2797
 
 
 326 Глава 18. Стадии производства
 Основанием возбуждения административного дела и произ­водства расследования является совершение лицом деяния, со­держащего признаки административного нарушения.
 Началу административного расследования предшествует по­лучение информации о деянии, имеющем признаки нарушения, т. е. наличие повода, ибо не обнаруженное нарушение нормы не вызывает административно-процессуальных отношений. Право­вое значение повода к возбуждению и расследованию дела со­стоит в том, что он вызывает публичную деятельность полно­мочных органов, требует, чтобы они соответствующим образом реагировали на сигнал об административном нарушении.
 Поводами к возбуждению и расследованию административ­ных дел могут быть заявления граждан, сообщения представи­телей общественности, учреждений, предприятий и организа­ций, печати и иных средств массовой информации, а также непосредственное обнаружение неправомерного деяния упра-вомоченным лицом.
 Последний повод отличается от других прежде всего тем, что вопрос о возбуждении административного дела решается по соб­ственной инициативе лиц, осуществляющих административный надзор. Здесь нет внешнего побудительного начала, толчка к тому, чтобы эти лица занялись решением вопроса. Данный повод име­ет некоторые особенности. Во-первых, непосредственное усмот­рение нигде не фиксируется, а потому не всегда поддается кон­тролю. Во-вторых, предположение о проступке возникает лишь в сознании управомоченного лица. В случае неподтверждения такого предположения нет необходимости официально опровер­гать его составлением какого-либо специального документа.
 Расследование дела лицом, являвшимся очевидцем проступ­ка, позволяет ему немедленно предпринять все необходимые действия по пресечению нарушения, задержанию нарушителя, отысканию и закреплению доказательств. Иное противоречило бы принципам оперативности, экономичности административ­ного производства.
 Субъекты расследования наделены широкими правами: тре­бовать от граждан, должностных лиц объяснений, представле­ния необходимых документов, доставлять нарушителей в мили­цию, применять иные меры процессуального принуждения.
 О возбуждении административного дела можно говорить толь­ко как о психическом, волевом акте, не фиксированном процес­суально вовне, но предопределяющем принятие решения на­чать расследование при наличии признаков проступка. Возбудив
 
 
 § 2. Административное расследование 327
 дело, должностное лицо определяет тем самым начало дейст­вий, направленных на сбор доказательств, которые подтвержда­ют или опровергают совершение административного деликта.
 В процессе расследования должны быть установлены факти­ческие обстоятельства совершенного проступка, которые можно подразделить на три группы. Первую составляют обстоятельст­ва, имеющие непосредственное значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава проступка. В другую группу входят обстоятельства, находящиеся за рамками состава нару­шения, но имеющие значение для определения вида и размера взыскания. Одна из задач административного производства за­ключается в выявлении причин и условий, способствующих со­вершению нарушений, их предупреждении (третья группа).
 Выяснение фактических обстоятельств дела осуществляется различными способами. Основным является опрос. Для опроса и получения объяснений могут быть вызваны любые лица, распо­лагающие сведениями, которые имеют значение для дела. Это нарушители, потерпевшие, свидетели, специалисты. Субъект рас­следования может назначить эксперта, когда возникает необхо­димость в специальных познаниях (ст. 252 КоАП), затребовать справки от организаций.
 Исследование фактических обстоятельств может осуще­ствляться и с помощью материальных носителей информации (вещественных доказательств и документов), получаемых в ре­зультате задержания деликвента, личного досмотра и досмотра вещей, изъятия предметов.
 Процессуальным документом, фиксирующим окончание рас­следования по административному делу, является протокол, который составляется о каждом нарушении, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством. В ст. 235 КоАП приводится перечень сведений, которые должны содержаться в протоколе. Все они могут быть подразделены на четыре группы.
 Первая группа сведений касается обстоятельств совершения и квалификации нарушения. В протоколе указываются место, время и существо совершенного проступка. Должен быть точно и конкретно указан акт, предусматривающий административ­ную ответственность за данное нарушение, его статья. В случае изъятия у нарушителя незаконно добытых, привозимых, хра­нимых, приобретенных или используемых предметов, водитель­ского удостоверения, иных документов в протоколе делается со­ответствующая запись.
 Вторая группа сведений связана с закреплением обстоя­тельств, характеризующих личность деликвента: фамилия, имя,
 12*
 
 
 328 Глава 18. Стадии производства
 отчество, возраст, род занятий, материальное положение, место жительства и работы, документ, удостоверяющий личность. Личность удостоверяется по паспорту, удостоверению водителя или другому документу.
 Третью группу составляют сведения, характеризующие про­токол как официальный документ. В нем указываются дата и место его составления, фамилия и должность составителя, фа­милии и адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются. Отсутствие сведений о составителе протокола делает его де­фектным, так как неизвестно, составлен он полномочным на то лицом или нет. Протокол скрепляется рядом подписей. Прежде всего он должен быть подписан лицом, его составившим, и де-ликвентом. При наличии свидетелей и потерпевшего протокол подписывается также этими лицами.
 Четвертая группа сведений связана с реализацией права на защиту. Лицу, привлекаемому к ответственности, необходимо разъяснить его права и обязанности, предусмотренные ст. 247 КоАП, о чем делается отметка в протоколе. Оно вправе ознако­миться с содержанием протокола, внести в него собственноруч­ные объяснения, подписать его или отказаться от подписи и указать мотивы отказа, представить прилагаемые к протоколу объяснения или замечания по его содержанию. Отказ подписать протокол не останавливает дальнейшего движения дела, но он должен быть зафиксирован специальной записью.
 При совершении проступка группой лиц протокол составля­ется на каждого деликвента в отдельности. Составление одного протокола на всех нарушителей не позволяет конкретизировать обвинение, предъявляемое каждому из них, и лишает возмож­ности прямо в протоколе дать свои объяснения по существу про­ступка. Этим ограничивается право лица на защиту при при­влечении его к административной ответственности. Протокол не составляется:
 1) в случаях, названных в ст. 237 КоАП РСФСР, ст. 383—386 ТК РФ, когда законодательством разрешается упрощенное про­изводство;
 2) если производство по делу возбуждено постановлением про­курора.
 Завершающим этапом первой стадии производства по делам об административных правонарушениях является направление материалов расследования на рассмотрение. Очевидно, что он имеет место лишь тогда, когда лицо, закончившее расследова­ние и составившее протокол, само не вправе решить дело по существу или считает необходимым передать его в другие го­сударственные органы.
 
 
 § 2. Административное расследование 329
 Дело, по которому проведено расследование, направляется: 1) органу или должностному лицу, уполномоченному рассмат­ривать соответствующую категорию административных нару­шений; 2) в орган внутренних дел, прокуратуру, если будут выявлены признаки преступления; 3) на рассмотрение обще­ственной организации или трудового коллектива; 4) командиру воинской части, ректору вуза, соответствующему органу для решения вопроса о привлечении лица, совершившего админис­тративный проступок, к дисциплинарной ответственности.
 Б. Упрощенное производство
 Законодательством в порядке исключения предусматривает­ся упрощенное производство по делам об административных на­рушениях. В подобных случаях протокол не составляется. Чет­кий перечень таких правонарушений дается в ст. 237 КоАП РСФСР.
 Производство может быть ускоренным при обязательном на­личии сразу трех условий: если совершено одно из правонару­шений, которое считается малозначительным; если за данное деяние на виновного может быть наложено такое взыскание, как предупреждение или штраф до одной пятой минимального размера оплаты труда; если гражданин не оспаривает налагае­мое на него взыскание. Иными словами, когда гражданин не признает себя виновным или считает применяемую санкцию не­обоснованно суровой, дело должно быть разрешено не в упро­щенном, а в общем порядке.
 Глава 51 Таможенного кодекса регламентирует упрощенную форму наложения взысканий за таможенные проступки. Упрощенная форма может использоваться: 1) при совершении нарушений, прямо названных в ТК (ко­декс называет 23 состава нарушений таможенных правил, по которым возможно использование упрощенной формы наложе­ния взысканий);
 2) если за совершение таких нарушений таможенных правил налагаются взыскания в виде предупреждения или штрафа;
 3) в отношении граждан, достигших восемнадцатилетнего воз­раста, которые не имеют физических или психических недо­статков, мешающих им осуществлять свое право на защиту, а также организаций и предпринимателей, если в момент обна­ружения нарушения присутствует руководитель организации, его заместитель, лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, либо их уполномоченный на то представитель;
 
 
 330 Глава 18. Стадии производства
 4) если лица признают факт совершения нарушения тамо­женных правил, а граждане признают свою виновность;
 5) если лица согласны с упрощенной формой применения взыс­кания в виде штрафа, готовы и могут уплатить штраф немед­ленно на месте.
 Должностное лицо таможенного органа выявляет наличие на­званных выше пяти условий. Затем составляется акт о наложе­нии взыскания, в котором указывается, кем и когда он состав­лен, данные о лице, совершившем нарушение, содержание проступка и статья ТК, предусматривающая ответственность за него, вид взыскания, а в случае наложения штрафа — его размер и отметка о его уплате. Прямо в акте лицо, привлекае­мое к ответственности, подтверждает факт совершения нару­шения, свою готовность уплатить штраф немедленно. Копия акта под расписку вручается наказанному лицу или его представи­телю.
 Акт может быть обжалован начальнику или заместителю на­чальника таможенного органа в течение 10 дней.
 § 3. Рассмотрение дел об административных проступках
 Согласно действующему законодательству дела об админис­тративных правонарушениях рассматриваются: 1) админист­ративными комиссиями при районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских администрациях; 2) главами по­селковых, сельских администраций; 3) районными, городскими, районными в городах комиссиями по делам несовершеннолет­них; 4) районными, городскими, районными в городах комисси­ями по борьбе с пьянством; 5) районными, городскими судами (судьями); 6) органами внутренних дел, органами государствен­ных инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательными актами.
 По характеру компетенции выделяются специальные юрис-дикционные органы — административные комиссии. Главное их назначение — рассмотрение дел об административных право­нарушениях. Все другие органы (внутренних дел, госинспек­ции, военные комиссариаты и т. д.) осуществляют юрисдикци-онную деятельность наряду с другими функциями: организацией, контролем, надзором, и т. п.; рассмотрение дел об администра­тивных нарушениях не составляет главного содержания их ра­боты.
 Большое значение проблема подведомственности имеет на ста­дии рассмотрения дел. Поэтому законодатель уделяет ей много внимания, посвящая этому вопросу главу 16 КоАП РСФСР, ко-
 
 
 § 3. Рассмотрение дел об административных проступках 331
 торая так и называется «Подведомственность дел об админис­тративных правонарушениях», а также ст. 256 — о месте рас­смотрения дел.
 Важно определить, где, а значит, какой конкретно орган дан­ного вида должен рассматривать конкретное дело (ст. 256 КоАП). Территориальная подведомственность зависит от предметной (видовой) и определяется чаще всего местом совершения нару­шения.
 Из этого общего правила имеется ряд исключений. Во-пер­вых, дела, подведомственные административным комиссиям и комиссиям по делам несовершеннолетних, рассматриваются по месту жительства деликвента. Во-вторых, дела о нарушении водителями транспортных средств правил дорожного движе­ния могут рассматриваться как по месту учета транспортных средств, так и по месту совершения проступка.
 Стадия рассмотрения дела — главная в производстве по де­лам об административных правонарушениях. Здесь принимает­ся акт, в котором компетентный орган официально признает наличие нарушения, определяет меру воздействия, а если за­кон требует — и наличие вины деликвента.
 Процессуальным основанием для рассмотрения дела обычно является составленный компетентным должностным лицом (представителем общественной организации) и надлежащим об­разом оформленный протокол о нарушении. В установленных законодательством случаях таким основанием может быть пос­тановление прокурора о возбуждении производства об адми­нистративном нарушении.
 Орган, рассматривающий дела, обязан проверять качество про­токолов и не должен принимать к своему производству прото­колы, составленные с нарушением требований закона. В таких случаях материалы должны быть возвращены для дополнитель­ного производства. В ст. 360 ТК установлено: «Должностное лицо таможенного органа... получив для рассмотрения дело... возвра­щает это дело для дополнительного производства в случаях не­полноты производства, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, или наличия иных обстоятельств, препят­ствующих рассмотрению дела по существу».
 Сразу же следует выяснить, компетентен ли орган рассмат­ривать данное дело, не нарушены ли правила о подведомствен­ности при направлении дела на рассмотрение.
 Важным моментом подготовки дела к слушанию является вызов нарушителя, свидетелей и иных лиц, показания которых необходимы для правильного разрешения дела. Потерпевший,
 
 
 .332 Глава 18. Стадии производства
 если он имеется, может быть допрошен в качестве свидетеля. В случае необходимости органом (должностным лицом), в произ­водстве которого находится дело, может быть назначен пере­водчик, который обязан явиться по вызову.
 Обычно вопрос q вызове свидетелей и иных лиц решается по усмотрению субъекта административной юрисдикции. Вызов лица, привлекаемого к административной ответственности, рег­ламентируется особо. По общему правилу дело разрешается в его присутствии. Заочное рассмотрение возможно лишь в слу­чаях, когда имеются данные, что деликвент извещен о месте и времени рассмотрения, но от него не поступило ходатайство об отложении слушания дела (ст. 247 КоАП). Несомненно, что разби­рательство дела в присутствии гражданина, уполномоченного пред­ставителя организации оказывает большее воспитательное воз­действие, чем заочное. Кроме того, заочное разбирательство не позволяет всесторонне и тщательно исследовать обстоятельст­ва, мотивы совершения нарушения, что может привести к при­нятию неправильного постановления.
 В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, присутствие гражданина, привлекаемого к ответственности, при разбирательстве дела обязательно. При его участии рассматри­ваются дела о мелком хищении, мелком хулиганстве, злостном неповиновении и др. В случае уклонения от явки лица, привле­каемого к административной ответственности за такие проступки, по вызову органа внутренних дел и народного судьи оно может быть подвергнуто приводу (ст. 247 КоАП).
 Заочное рассмотрение дел о нарушении таможенных правил возможно лишь в случаях, когда:
 — имеются данные, что лицо извещено о месте и времени рассмотрения, но от него не поступило ходатайство об отложении слушания дела;
 — имеются данные о том, что лицо находится вне пределов Российской Федерации;
 — лицо, могущее быть привлеченным к ответственности, не установлено;
 — нарушение совершено при пересылке товаров в междуна­родных отправлениях.
 В рассмотрении дела могут участвовать и другие заинтере­сованные лица. Административные комиссии и комиссии по де­лам несовершеннолетних обязательно извещают прокурора о дне своих заседаний; в разбирательстве дела могут участвовать адвокаты, представители общественных организаций.
 
 
 § 3. Рассмотрение дел об административных проступках 333
 Законодательством установлен общий 15-дневный срок рас­смотрения дела и вынесения постановления по нему со дня по­лучения протокола об административном нарушении и других материалов. Однако некоторые категории дел должны быть рас­смотрены в сокращенные сроки: например, о мелком хулиган­стве, злостном неповиновении, распитии спиртных напитков и появлении лиц в общественных местах в пьяном виде — в тече­ние суток; о мелком хищении — в течение пяти суток. А дело о нарушении таможенных правил организацией должно быть рас­смотрено в месячный срок.
 Дела об административных правонарушениях рассматрива­ются открыто. Слушание начинается с объявления состава кол­легиального органа или представления должностного лица, рас­сматривающего данное дело. Затем председательствующий коллегиального органа или должностное лицо объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к администра­тивной ответственности, разъясняет участникам производства их права и обязанности. После этого оглашается протокол об административном нарушении. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются доказа­тельства и разрешаются ходатайства. Если в рассмотрении дела участвует прокурор, заслушивается его заключение.
 На этой стадии лицо, привлекаемое к административной от­ветственности, наделяется рядом прав, служащих гарантией за­конного и обоснованного решения дела. В частности, орган ( долж­ностное лицо), рассматривающий дело, установив личность нарушителя, должен разъяснить ему права на ознакомление с представленными материалами, истребование новых доказа­тельств или проведение дополнительной проверки обстоятельств нарушения, вызов свидетелей. По заявленному ходатайству орган обязан вынести свое решение о его удовлетворении или откло­нении. Граждане, представители коллективных субъектов име­ют право давать объяснения по существу, приводить дополни­тельные доказательства и т. д.
 В процессе рассмотрения дела важное значение имеют ана­лиз и оценка фактической ситуации (деяния), выбор и анализ правовой нормы и принятие постановления. Анализируя ситуа­цию, субъект административной юрисдикции определяет харак­тер совершенного деяния, степень виновности деликвента, оце­нивает все доказательства; он обязан внимательно разобраться в существе дела, принять меры для объективного разрешения вопроса. Объективная истина по делу устанавливается на осно­вании представленных материалов, а также в соответствии с данными, полученными в ходе слушания дела.
 
 
 334 Глава 18. Стадии производства
 На этом этапе необходимо установить: был ли совершен про­ступок, виновно ли лицо, подлежит ли оно ответственности, причинен ли имущественный ущерб, а также каковы отягчаю­щие и смягчающие обстоятельства, причины и условия, способ­ствовавшие нарушению; имеются ли основания для примене­ния альтернатив административной ответственности.
 Подведение итога всей предшествующей работы — принятие постановления. В нем дается окончательная оценка поведения лица, привлеченного к административной ответственности, оп­ределяется мера воздействия. В зависимости от результатов рассмотрения дела компетентный орган принимает один из двух вариантов постановления по делу: а) о наложении администра­тивного взыскания; б) о прекращении дела производством.
 Постановление по делу представляет собой юридически власт­ный — административный акт, обязательный как для наруши­теля, так и для любых организаций, которые должны его испол­нять. Оно должно надлежащим образом оформляться и содержать установленные законом реквизиты: наименование органа (должностного лица), принявшего акт; время и место принятия; данные о нарушителе (фамилия, имя, отчество, воз­раст, место работы, учебы, жительства); время, место и сущ­ность нарушения; указание на норму права, предусматриваю­щую ответственность за данное нарушение; характер решения (вид и размер взыскания и др.). В этом акте должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах. Постановление подпи­сывается должностным лицом, рассмотревшим дело, а поста­новление коллегиального органа — председательствующим и секретарем.
 В случаях, предусмотренных законодательством, о мере взыс­кания производится соответствующая запись на протоколе об административном нарушении либо постановление оформляет­ся иным установленным способом.
 На заключительном этапе стадии рассмотрения дела чаще всего совершаются следующие действия: постановление дово­дится до сведения субъектов производства, имеющих личный интерес в деле, о принятом решении сообщается администра­ции или общественной организации по месту работы, учебы или жительства виновного, вносятся предложения об устранении причин и условий нарушений.
 Постановление должно быть доведено до сведения лиц или организаций, которым оно адресовано. Оно объявляется немед­ленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отноше-
 
 
 § 4. Пересмотр постановлений 335
 нии которого оно вынесено. По просьбе потерпевшего, прокуро­ра ему тоже должна быть выдана такая копия.
 § 4. Пересмотр постановлений по делам об административных нарушениях
 Важной гарантией законности и обоснованности применения административных взысканий является существование стадии пересмотра постановлений. Под пересмотром понимается рас­смотрение дел органами, на которые возложен контроль за за­конностью постановлений. Такая стадия предусмотрена во всех юрисдикционных производствах (процессах).
 Пересмотр — это новое разбирательство дела субъектом, на­деленным правом отменить, изменить или составить ранее при­нятое постановление без изменений. Пересмотр следует отли­чать от повторного рассмотрения дела, которое производится в тех случаях, когда принятое ранее постановление отменено и дело направлено на новое рассмотрение. В первом случае дей­ствует постановление по делу, законность и обоснованность ко­торого проверяется. Во втором случае старое постановление отменено, и по делу необходимо принять новое.
 Стадия пересмотра является факультативной, необязатель­ной. Лишь небольшое количество дел рассматривается в поряд­ке контроля, но уже сам факт существования такой возможно­сти имеет большое превентивное значение, дисциплинирует тех, кому поручено применять административные взыскания. Пере­смотр постановлений как самостоятельная стадия, построенная на основе сочетания свободы обжалования и опротестования пос­тановлений с обязанностью компетентных органов рассмотреть их, позволяет на основе единообразного толкования и примене­ния закона исправлять и устранять допущенные ошибки. Га­рантией соблюдения законности является также право выше­стоящих органов исполнительной власти, независимо от наличия жалобы, протеста прокурора, отменять или изменять постанов­ления. Таким правом наделен и председатель вышестоящего суда.

<< Пред.           стр. 13 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу