<< Пред.           стр. 9 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 196 Глава 10. Методы деятельности исполнительной власти
 К исключительной компетенции Президента РФ относится на­граждение государственными наградами, присуждение государ­ственных премий.
 В. Поощрительное производство
 Административно-правовые нормы регулируют не только ос­нования и систему поощрений, но и поощрительное производство. Особенно много процессуальных норм содержится в актах, регу­лирующих награждение государственными наградами, присуж­дение государственных премий, премий Правительства РФ.
 В централизованном поощрительном производстве выделяют­ся стадии:
 — возбуждения дела о поощрении;
 — общественной и государственной оценки материалов о по­ощрении;
 — принятия решения о поощрении; — исполнения решения.
 Положением о государственных наградах Российской Федера­ции в редакции Указа Президента РФ от 1 июня 1995 г. регулиру­ется разновидность поощрительного — наградное производство.
 Ходатайства о награждении государственными наградами воз­буждаются в коллективах предприятий, учреждений, организа­ций, частной, государственной, муниципальной и иных форм соб­ственности либо органами местного самоуправления. После согласования с органами местного самоуправления районов, горо­дов их направляют соответствующим главам исполнительной вла­сти субъектов РФ или в федеральные органы государственной власти по согласованию с главами исполнительной власти субъ­ектов РФ.
 Порядок возбуждения ходатайства о награждении государствен­ными наградами военнослужащих, гражданского персонала Во­оруженных Сил Российской Федерации, сотрудников органов внут­ренних дел, работников таможенной службы и налоговой полиции определяется соответствующими федеральными органами испол­нительной власти.
 Представления к награждению государственными наградами вносятся Президенту РФ руководителями федеральных органов государственной власти и руководителями органов исполнитель­ной власти субъектов Федерации.
 Комиссия по государственным наградам при Президенте: — оценивает представление;
 — готовит материалы и представляет заключения о возмож­ном награждении, а также проекты указов.
 
 
 § 4. Правовое принуждение 197
 Награждение производится Указом Президента РФ. Государственная награда вручается награжденному не позд­нее двух месяцев со дня вступления в силу указа о награждении в торжественной обстановке. Одновременно награжденному вы­дается удостоверение к государственной награде.
 Со дня издания указа лица, удостоенные государственных на­град, пользуются льготами в случаях и порядке, установленных законодательством.
 Президент РФ отменяет указ о награждении, если выясняется недостоверность или необоснованность представления к награж­дению. Государственная награда и документ к ней, уже вручен­ные лицу, подлежат возврату в службу государственных наград Президента.
 Лишение государственных наград может быть произведено толь­ко Президентом РФ по представлению суда в случае осуждения награжденного за тяжкое преступление.
 § 4. Правовое принуждение
 Принуждение можно понимать как отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение. Поскольку команда не исполнена, нарушена воля властвующего, последний воздейству­ет на моральную, имущественную, организационную, физичес­кую сферу подвластного, чтобы преобразовать его волю, добиться подчинения.
 В настоящее время и в обозримом будущем принуждение необ­ходимо для охраны правопорядка, собственности, прав и интере­сов граждан и организаций, создания нормальных условий для деятельности аппарата публичной власти. Это хотя и не главный, но важный и необходимый метод властвования.
 В обществе существуют различные виды принуждения. По объ­екту различаются психическое, материальное, организационное и физическое воздействие. Последнее может быть направлено на личность, ее имущество. Примерами организационного воздейст­вия являются увольнение, исключение, лишение прав, ликвида­ция организаций. Деление это в значительной мере условно, так как нередко эти способы влияния на граждан и организации со­четаются.
 Принудительные меры могут применяться как к индивидуаль­ным, так и к коллективным субъектам права.
 По юридическому критерию очень важно отличать легальное (правовое) и нелегальное, не основанное на законе принуждение (насилие). Видами нелегального принуждения являются агрессия
 8—2797
 
 
 198 Глава 10. Методы деятельности исполнительной власти
 других государств, завоевания, внешнее насилие. Внутри страны источниками насилия могут быть преступность, охлократия (власть толпы, самосуд), бандократия (власть полулегальных формирова­ний, например, мафии, черной сотни). Источником насилия внутри страны нередко являются злоупотребления ее властных струк­тур, некомпетентность, халатность должностных лиц, т. е. админист­ративный произвол. Его яркие проявления — раскулачивание, высылка целых народов, история деятельности ВЧК — ОГПУ — НКВД — КГБ.
 Юриста принуждение интересует прежде всего как средство охраны правопорядка, как метод государственной деятельности. Юридическая наука изучает правовое принуждение, которое при­меняется на основе юридических норм и в связи с их нарушени­ем, понуждает к соблюдению государственно-властных предпи­саний.
 1. Оно осуществляется в связи с неправомерным, вредным для общества деянием как реакция на вредоносное поведение. Его использование обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в норме, и индивидуальной волей лиц, нару­шающих ее. Если же нет неправомерных действий — нет и при­нудительных акций. Собственно, здесь и лежит граница принуж­дения. Так, увольнение по сокращению штатов, изъятие земельного участка для общественных нужд и др. не являются мерами при­нуждения, несмотря на невыгодность наступающих для гражда­нина последствий. Далеко не всякое невыгодное последствие, даже если оно предусмотрено юридическим актом и возникает в ре­зультате сознательных действий лица, является принудительной мерой. Одна и та же мера в одних случаях может быть принуди­тельной, а в других — нет (увольнение, приостановление работы, отзыв лицензии и др.).
 2. Правовое принуждение применяется только к конкретным субъектам права, которые нарушили юридические нормы, оно персонифицировано. Это внешнее воздействие на субъекта с целью заставить его выполнять правовые предписания, не допускать новых правонарушений, воспитать виновного и окружающих. Цели принудительной деятельности достигаются путем воздействия на моральную, имущественную, организационную, физическую сфе­ру конкретного субъекта права.
 3. Правовое принуждение осуществляется посредством юрис-дикционных, правоприменительных актов.
 4. Принуждение применяется на основе закона. Юридические нормы регулируют, какие меры, при каких условиях, в каком порядке, кем могут применяться. Четкая регламентация прину-
 
 
 § 4. Правовое принуждение 199
 дительного воздействия является конкретизацией и юридической гарантией провозглашенных Конституцией принципов неприкос­новенности личности, жилища и личной собственности граждан.
 Всякую принудительную меру следует рассматривать как до­зволенное в виде исключения нарушение неприкосновенности прав личности, закрепленных законом. Только в рамках закона упол­номоченные государством органы и должностные лица могут ог­раничивать права и свободы личности.
 Законодательством определяются основания для применения органами власти мер принуждения, закрепляются признаки (со­ставы нарушений), при наличии которых применяются принуди­тельные средства. В нормативном порядке устанавливается, ка­кие принудительные меры и в каком размере могут применяться при наличии законных оснований. Большое значение имеет чет­кая регламентация порядка применения принудительных средств, определение круга субъектов принуждения и их компетенции. Процедура осуществления принудительного воздействия устанав­ливается законом и создает необходимые гарантии для охраны прав и интересов граждан и организаций.
 5. Существует государственная монополия на правовое при­нуждение. Только государство вправе издавать юридические нор­мы и применять установленные им санкции. Только государство, обладающее специальным аппаратом принуждения, вправе при­менять принудительные меры к гражданам и к организациям, коллективным субъектам. Что же касается общественных, иных негосударственных организаций, то они могут применять меры принуждения только к своим членам на основе своих уставов (по­ложений), и только те, которые непосредственно связаны с член­ством в организации. Это в основном меры морального принужде­ния, самой серьезной из которых является исключение из организации. Негосударственные организации не могут физичес­ки воздействовать на своих членов. В тех случаях, когда членство в негосударственных организациях связано с использованием кол­лективных фондов, и меры воздействия, особенно исключение, затрагивают имущественные интересы граждан, государство рег­ламентирует правовыми нормами использование подобных мер, а государственные (муниципальные) органы контролируют закон­ность их применения.
 С целью привлечения трудящихся к охране правопорядка го­сударство предоставило комиссиям по делам несовершеннолет­них, народным дружинам, общественным природоохранным ор­ганам право применять к гражданам меры принуждения на основе юридических норм. Общественные органы могут осуществлять при-
 8*
 
 
 200 Глава 10. Методы деятельности исполнительной власти
 нуждение в отношении граждан только по поручению государст­ва, в установленных законом случаях и, как правило, под госу­дарственным контролем.
 Таким образом, принуждение как способ обеспечения правопо­рядка должно применяться строго на правовой основе, как пра­вило, специально уполномоченными государством органами, только к конкретным субъектам права в связи с их неправомерными дей­ствиями, путем принятия актов применения права.
 Поскольку меры правового принуждения разнообразны и обла­дают многочисленными признаками, возможна различная класси­фикация их в зависимости от избранного критерия. Так, по субъекту можно различать государственно-правовое и общественно-право­вое принуждение. Первое, в свою очередь, делится на судебное и внесудебное.
 Основная задача принудительных актов — защита правопо­рядка. По способу его охраны, по функциональному назначению следует различать три вида принуждения: пресечение, восста­новление, наказание (взыскание).
 В зависимости от основания и процедурных особенностей вы­деляют уголовное, административное, дисциплинарное, граждан­ско-правовое, государственно-правовое принуждение.
 Юридическая наука выделяет два типа неправомерных дея­ний: правонарушения (виновные неправомерные деяния) и объ­ективно-противоправные (не виновные противоправные деяния). Соответственно есть принуждение в связи с правонарушениями и в связи с объективно-противоправными действиями. Неправо­мерные действия могут быть невиновными и виновными, но при­знак вины в ряде установленных законом случаев не имеет юри­дического значения.
 Органы исполнительной власти участвуют в осуществлении разных видов принуждения. Они сами используют средства дис­циплинарного и административного воздействия. Органы мили­ции, службы безопасности, налоговой полиции возбуждают уго­ловные дела, ведут предварительное расследование и применяют меры уголовно-процессуального принуждения. Одной из важней­ших задач системы МВД является исполнение уголовных наказа­ний.
 
 
 Глава II. Специальные административно-правовые режимы
 § 1. Понятие и виды специальных административно-правовых режимов
 Под правовым режимом понимается совокупность правил, за­крепленных в юридических нормах, регулирующих определен­ную деятельность людей. Специальное правовое регулирование связано с объектами деятельности (режим наркотических, ав­тотранспортных средств, культурных ценностей и др.) временем и местом ее осуществления, спецификой самих действий, а чаще всего — сочетанием этих факторов. Понятие правового режима сопоставимо с понятием правового статуса. Последнее означает права и обязанности субъекта, связывает их с какими-то лица­ми, а правовой режим характеризует деятельность и с нею свя­зывает права и обязанности ее участников.
 Режимы могут быть межотраслевыми, т. е. урегулированными несколькими отраслями права (например, режимы законности, предпринимательства) и отраслевыми (административно-право­выми, гражданско-правовыми и др.).
 Правовой режим — это комплекс общественных отношений определенного вида деятельности, закрепленный юридическими нормами и обеспеченный совокупностью юридико-организацион-ных средств. Он задается параметрами двоякого рода: во-пер­вых, особой специальной значимостью общественных отношений, их специфическими целями и задачами; во-вторых, использова­нием особых принципов, форм и методов деятельности, отража­ющихся в системе прав и обязанностей субъектов. Понятие ре­жима «несет в себе основные смысловые оттенки этого слова, в том числе и то, что правовой режим выражает степень жесткос­ти юридического регулирования, наличие известных ограниче­ний или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пре­делы их правовой самостоятельности»^
 Среди правовых режимов выделяются наиболее общие, уни­версальные и производные, вторичные режимы.
 К первым, лежащим в самой основе правовой действительнос­ти, в глубине правовой материи относятся режимы отраслей права.
 ' Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 186.
 
 
 202 Глава II. Специальные административно-правовые режимы
 Правовой режим отрасли права представляет собой совокупность юридических средств регулирования — отраслевой юридичес­кий инструментарий. Он опосредован отраслевым методом пра­вового воздействия и базируется на принципах, специфичных для данной отрасли.
 Административно-правовой режим — это определенное соче­тание административно-правовых средств регулирования, опо­средованное централизованным порядком, императивным мето­дом юридического воздействия. Оно отражается в том, что субъекты правоотношений по своему статусу занимают юриди­чески неравные позиции.
 Что касается конкретных параметров специальных админис­тративно-правовых режимов, то они могут существенно разли­чаться. И это проявляется в наличии большего или меньшего количества запретов и позитивных обязываний, или более раз­вернутой сети льгот и дозволений. Они различаются масштабом свободы граждан и организаций в использовании своих возмож­ностей для реализации субъективных прав, по глубине измене­ний в конституционном статусе граждан и организаций, по вре­мени и территории действия и другим критериям.
 Административно-правовые режимы можно различать по тер­риториальному критерию: общегосударственные (секретности и др.), региональные (закрытого административно-территориаль­ного образования и др.). По времени действия существуют режи­мы постоянные и временные, ситуационные (например, чрезвы­чайное положение). В ряде случаев полезно различать режимы по объектам, средствам деятельности: заповедников, ядов, валю­ты и др.
 Можно также поделить их на централизованные и децентра­лизованные в зависимости от порядка их введения.
 В 90-х годах в России принято значительное число «режим­ных» актов: Закон «О защите населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г.; Закон «Об особо охраняемых природных терри­ториях от 14 марта 1995 г.; Закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 г. и др.
 Большую роль в формировании правовой основы администра­тивно-правовых режимов играют акты исполнительной власти. По юридической природе среди них следует различать норма­тивные, содержащие первичные «режимные» нормы, акты нор­мативного правоприменения и чисто правоприменительные. Под нормативно-правоприменительными понимаются такие содержа­щие нормы права решения, которые исполнительные органы при-
 
 
 § 2. Правовой режим чрезвычайного положения 203
 нимают, опираясь на нормы более высокой юридической силы. Например, на основе закона Президент издает указ, которым вво­дится режим чрезвычайного положения и устанавливаются оп­ределенные правила, а временная администрация, руководству­ясь законом и указом, устанавливает комендантский час.
 В создании, осуществлении административно-правовых режимов, кроме нормативно-правовой, огромное значение имеют органи­зационная и материально-техническая подсистемы. Организаци­онная подсистема обслуживает значительную правоприменитель-ную деятельность органов исполнительной власти (должностных лиц), призванных обеспечить соблюдение установленных запре­тов и ограничений и выполнение возложенных на граждан и хо­зяйствующих субъектов обязанностей.
 Обеспечение действия административно-правовых режимов связано также с решением экономических, материально-техни­ческих вопросов: подготовка сил и средств, достаточных для функционирования режима, создание специальных фондов фи­нансирования, оказание помощи пострадавшим, осуществление спасательных, ремонтных работ и т. д.
 Во всех специальных административно-правовых режимах следует различать две взаимосвязанных стороны: содержатель­ную и формальную. Содержательная сторона — это причины и цели существования режима, его организационные, экономичес­кие элементы, связанные с ним действия. А юридическая сторо­на — кто, на какой срок, на какой территории устанавливает режим, процедура его введения, отмены, изменения, система «ре­жимных» обязанностей и прав.
 Все специальные режимы, как правило, ограничивают права граждан. Поэтому такие ограничения не должны быть чрезмер­ными, а режимные ограничения должны устанавливаться только законами.
 § 2. Правовой режим чрезвычайного положения
 Развитие человеческого общества представляет собой слож­ный, противоречивый процесс. В определенные периоды его жиз­недеятельности происходит обострение социальных и техноген-ных противоречий, противоречий между природой и обществом. Это влечет за собой возникновение этнических и социальных, политических и военных конфликтов, экономических катастроф, крупномасштабных промышленных аварий и т. п. Экстремаль­ные ситуации угрожают жизни и здоровью людей, создают усло­вия для уничтожения значительных материальных и духовных ценностей. Они грозят дестабилизацией и разрушением социаль-
 
 
 204 Глава II. Специальные административно-правовые режимы
 ной системы и требуют безотлагательного принятия неординар­ных мер и прежде всего правовых, организационных, экономи­ческих, материально-технических.
 Анализ чрезвычайных ситуаций выявил рост числа пожаров и взрывов в жилых, промышленных зданиях и сооружениях, ави­ационных катастроф, аварий на магистральных трубопроводах, на сетях коммунального хозяйства и в системах жизнеобеспече­ния городов, случаев массовых отравлений людей.
 Наряду с ростом происшествий техногенного характера отме­чается и увеличение количества чрезвычайных ситуаций природ­ного характера. Лесные пожары, инфекционные заболевания, сти­хийные бедствия наносят значительный ущерб экономике, влекут гибель людей.
 Экстремальная (чрезвычайная) ситуация представляет собой совокупность опасных для общества факторов, создающих угро­зу безопасности жизненно важным интересам личности, общест­ва и государства и требующих для своего урегулирования иного нормативного воздействия, иной управляющей подсистемы, чем те, которые действуют в обычных условиях.
 Правовые режимы, при помощи которых происходит такая перестройка юридического инструментария, можно определить как экстремальные (чрезвычайные). Они относятся к админис­тративно-правовым.
 Чрезвычайные режимы — это специальные правовые режи­мы жизнедеятельности населения, осуществления хозяйствен­ной деятельности и функционирования органов власти на тер­ритории, где возникла чрезвычайная ситуация. Главное в их содержании то, что они изменяют правовой статус субъектов этой территории, систему органов исполнительной власти, устанавли­вают меры, которые используются для урегулирования ситуации.
 Законодательство закрепляет три основных разновидности чрезвычайных режимов: 1) «особое»; 2) чрезвычайное и 3) воен­ное положение. Из них наибольшее внимание законодатель уде­лил режиму чрезвычайного положения (ЧП).
 Правовую основу чрезвычайного положения, кроме конституци­онных норм (ст. 56, 88, 102), составляют Закон «О чрезвычайном положении», а также законодательные акты, в основном регла­ментирующие деятельность отдельных органов государственного управления в условиях ЧП, — Законы «О милиции», «О внут­ренних войсках Министерства внутренних дел Российской Фе­дерации», «О безопасности» и др.
 Режим чрезвычайного положения при наличии чрезвычайной ситуации вводится в установленном законом порядке компетен-
 
 
 § 2. Правовой режим чрезвычайного положения 205
 тными государственными органами. Иными словами, существу­ют фактическое (ЧС) и юридическое (правовой акт) основания возникновения данного правового режима.
 Главное в его содержании: 1) ограничение прав и свобод граж­дан, коллективных субъектов права; 2) изменение системы госу­дарственной власти путем образования новых исполнительных органов, перераспределения компетенции, предоставления допол­нительных полномочий.
 Цели введения режима ЧП — нормализация в кратчайшие сроки обстановки, устранение угроз безопасности, восстановле­ние законности, нормальной деятельности, оказание помощи пос­традавшим гражданам, организациям, ликвидация последствий беспорядков, эпидемии, катастрофы, стихийного бедствия.
 Законодательство РФ, определяя основания объявления ЧП, дает характеристику возможных обстоятельств, используя сле­дующие критерии:
 а) конкретные явления, возникновение которых создает опас­ность для жизни и здоровья граждан, нормальной деятельности государственных институтов, имущества: эпидемии, эпизоотии, крупные аварии;
 6) обстоятельства, служащие основанием для объявления ЧП, должны представлять собой реальную, чрезвычайную и неиз­бежную угрозу. То есть законодатель не связывает основания объявления ЧП с наступлением конкретных явлений или собы­тий; применение чрезвычайных мер может быть вызвано и угро­зой наступления реальной опасности; задачей ЧП будет как раз устранение такой угрозы;
 в) сферы, в которых могут возникнуть чрезвычайные ситуа­ции, — общественный порядок, межнациональные отношения, взаимоотношения природы и общества;
 г) степень крйзисности чрезвычайной ситуации должна быть таковой, чтобы органы государственной власти признали, что существующие у них в силу обычного законодательства возмож­ности недостаточны и что для ее урегулирования необходимо применение чрезвычайных мер.
 Закон различает два вида ЧП: 1) вызванное попытками на­сильственного изменения конституционного строя, массовыми беспорядками и т. п., если они создают угрозу жизни и безопас­ности граждан, нормальной деятельности государственных ин­ститутов'; 2) порождаемое стихийными бедствиями, эпидемия-
 ' Новым законом необходимо четко установить, что режим ЧП может быть введен и при организованном вооруженном неповиновении, вооруженном мяте­же, попытках нарушить целостность России.
 
 
 206 Глава II. Специальные административно-правовые режимы
 ми, эпизоотиями, крупными авариями, ставящими под угрозу жизнь и здоровье населения и требующими проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ (социальное бедствие).
 Известно, что законы — нормативные акты, обладающие выс­шей юридической силой. Помимо всего прочего, это означает, что они могут быть отменены, изменены или приостановлены только актами, принятыми тем же законодательным органом. Из этого конституционного принципа правового государства есть исключе­ния, одно из которых — предоставление, согласно ст. 88 Консти­туции РФ, Президенту Российской Федерации права издавать указ о введении чрезвычайного положения с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Предоставление Президенту права вводить режим ЧП вполне оправдано: он имеет в своем распоряжении эффективный меха­низм оперативного реагирования на кризисные ситуации, может быстро запустить в работу чрезвычайный инструментарий'.-
 «Чрезвычайный» указ сохраняет свою силу в течение 24 часов при работающем парламенте и в течение 72 часов — в период между сессиями. После утверждения данного указа Советом федерации он действует в течение названного в нем срока, но может быть отменен досрочно.
 В указе об установлении режима ЧП должны быть названы: а) обстоятельства, послужившие основанием для его введения; б) обоснование необходимости введения ЧП; в) государственные органы, ответственные за осуществление режима ЧП, и точные границы чрезвычайных полномочий тих органов;
 г) границы территории, на которой вводится ЧП; д) время вступления в силу акта о ЧП, а также точный срок, на который вводится ЧП.
 Акт о введении ЧП доводится до сведения населения через средства массовой информации не менее чем за 6 часов до вступ­ления его в законную силу, за исключением обстоятельств, тре­бующих неотложных мер по спасению населения, когда ЧП вво­дится немедленно и без предупреждения.
 Срок действия режима ЧП, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 дней, а вводимого на части ее террито­рии — 60 дней. По истечение этого срока ЧП прекращается или продлевается на такой же срок в таком же порядке, как ЧП уста-
 ' Конституции ряда субъектов Федерации тоже предоставили право вводить режим ЧП своим президентам, губернаторам, главам администраций.
 
 
 § 2. Правовой режим чрезвычайного положения 207
 навливается. Чрезвычайная ситуация видоизменяет обществен­ные отношения, являющиеся объектом управленческого воздей­ствия и тем самым влияет на систему исполнительной власти. Чрезвычайное законодательство России предусматривает: во-первых, введение прямого президентского правления, при котором органы исполнительной власти территории, на которой введено ЧП, ставятся в прямое подчинение Президенту либо на­значаемому им органу;
 во-вторых, создание специальных временных органов — вре­менных администраций, комитетов, штабов, комендатур, являю­щихся федеральными органами исполнительной власти, которым могут быть переданы полностью или частично распорядитель­ные и исполнительные полномочия органов государственной вла­сти территории, где введено ЧП.
 Увеличение полномочий органов исполнительной власти в ус­ловиях чрезвычайного положения происходит одновременно с ограничением прав и свобод граждан. В условиях социальных бедствий управленческое воздействие направлено на ликвида­цию их причин, обеспечение хозяйственно-восстановительных работ, эвакуацию людей и оказание им помощи, поддержание особого режима проживания на указанной территории, содейст­вие деятельности органов власти и иных организаций. В соответ­ствии с этими задачами государственные органы применяют сле­дующие меры: временно выселяют граждан из районов, опасных для проживания с обязательным предоставлением жилища; про­водят санитарно-противоэпидемические мероприятия; устанав­ливают особый режим работы предприятий, учреждений, орга­низаций; в исключительных случаях проводят мобилизацию трудоспособного населения и транспортных средств граждан.
 ЧП, объявляемое в связи с возникновением массовых беспо­рядков, представляет собой жесткий административно-правовой режим ограничений и запретов, основу которого составляют меры предупредительно-пресекательного характера. Предусматрива­ется возможность: ограничения свободы печати; приостановле­ния деятельности политических партий и других общественных организаций, препятствующих нормализации обстановки; огра­ничения продажи оружия, спиртных напитков, а в исключитель­ных случаях — изъятие у граждан и организаций предметов и веществ, использование которых в условиях ЧП угрожает об­щественной безопасности; выдворения нарушителей обществен­ного порядка, не являющихся жителями данной местности, за пределы территории, на которой объявлено ЧП; установления комендантского часа.
 
 
 208 Глава II. Специальные административно-правовые режимы
 Государственным органам даются полномочия изымать у граж­дан и организаций оружие, звукоусиливающие технические сред­ства и другие предметы, использование которых влияет на со­стояние общественной безопасности, вводить запрет на проведение собраний, митингов, забастовок.
 Одновременно идет усиление административно-правовой дея­тельности. Это выражается в: а) закреплении в законодательстве новых составов административных проступков (например, нару­шение комендантского часа, распространение провокационных слухов); б) увеличение штрафных санкций за отдельные виды правонарушений; в) установление особых административно-про­цессуальных правил. Например, вводится новая фигура в адми­нистративную юрисдикцию — комендант района чрезвычайного положения, сокращается срок рассмотрения дел об администра­тивных правонарушениях.
 § 3. Режимы особого и военного положения
 «Особое положение» — это собирательное понятие, включаю­щее в себя различные режимы, опосредующие экстремальную ситуацию «регионального бедствия», диктующую необходимость применения особых мер, по жестокости и объему правоограниче-ний уступающих тем мерам, которые используются при режиме чрезвычайного положения.
 Чрезвычайная ситуация, дающая основание установить особое положение (ОП), как правило, характеризуется потенциальной угрозой жизнедеятельности населения, нарушением обычных процессов хозяйственной деятельности, невозможностью органов государственной власти и управления нормально выполнять свои функции без расширения их административно-властных полно­мочий.
 Законодатель не определяет точного перечня мер, которые могут быть использованы при возникновении особых условий, ограни­чиваясь формулировками: «осуществление неотложных мер», «особые меры, связанные со спасением жизни людей...» и т. п.
 Например, в случае опасности распространения инфекцион­ных заболеваний людей на отдельной территории или в населен­ных пунктах правительство или местная администрация могут вводить особые условия хозяйствования и режимы жизни на­селения. Или в случае объявления участка территории зоной экологического бедствия на ней прекращается деятельность хозяйствующих субъектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строи­тельство, реконструкция хозяйствующих объектов, существен-
 
 
 § 3. Режимы особого и военного положения 209
 но ограничиваются все виды природопользования. В условиях особого положения применяются также следующие меры:
 — установление особого режима въезда и выезда граждан, а также ограничение свободы передвижения;
 — ограничение движения транспортных средств и других ма­териально-технических ресурсов хозяйствующих субъектов.
 В особых условиях необходимо создать специальный органи­зационно-управленческий механизм — временные структурные единицы с компетенцией, позволяющей им решать задачи над-ведомственного характера. Например, в соответствии со ст. 102 Водного кодекса РФ осуществление мер по ликвидации стихий­ных бедствий, вызванных вредным воздействием вод, проводит­ся противопаводковыми и другими специальными комиссиями. На основании ст. 24 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологичес­ком благополучии населения» для оперативного руководства и координации деятельности организаций, предприятий и граж­дан по предупреждению и ликвидации массовых заболеваний образуются чрезвычайные противоэпидемические комиссии.
 30 декабря 1994 г. Правительство России утвердило комплекс мер по обеспечению эвакуации российских граждан из зарубеж­ных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуа­ций. Постановлением Правительства установлено, что в случае возникновения ЧС для осуществления оперативного руководства деятельностью по проведению эвакуации российских граждан из государства, где возникла чрезвычайная ситуация, Правитель­ством образуется комиссия под руководством Первого замести­теля его Председателя'.
 Меры, используемые органами исполнительной власти в осо­бых условиях для ликвидации экстремальной ситуации, могут быть подразделены на административно-правовые и организа­ционно-технические. К последним относятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов, про­тивоэпидемические, противопаводковые, противопожарные, ин­женерно-технические и др. мероприятия.
 Таким образом, особые меры, составляющие содержание ре­жима особого положения, отличаются от чрезвычайных мер ре­жима чрезвычайного положения: во-первых, по порядку уста­новления (ОП вводится по решению как органов федеральных, субъектов Федерации, так и местных органов государствен­ной власти); во-вторых, по степени жесткости и объему пра-воограничений; в-третьих, по характеру изменения организа­ционно-управленческого механизма.
 ' СЗ РФ. 1995. № 2. Ст. 153.
 
 
 210 Глава II. Специальные административно-правовые режимы
 До сих пор речь шла о территориальных экстремальных пра­вовых режимах. Однако чрезвычайные условия требуют созда­ния не только специальных территориальных, но и специальных режимов отдельных видов деятельности. В частности, это каса­ется режимов функционирования Российской системы предуп­реждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
 РСЧС объединяет органы государственной исполнительной власти РФ всех уровней, различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с безопас­ностью и защитой населения, реагированием и действиями в чрез­вычайных ситуациях. В зависимости от обстановки различают три режима функционирования РСЧС: 1) режим повседневной деятельности; 2) режим повышенной готовности и 3) чрезвычай­ный режим.
 Чрезвычайный режим — это функционирование системы при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время, а также в случае применения возможным противником современных средств поражения.
 Решения о введении того или иного режима принимают МЧС России, соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям с учетом конкретной обстановки. Введение чрезвычайного режима означает: — организацию защиты населения; — выдвижение сил и средств в район ЧС; — организацию работ по ликвидации ЧС. Особые режимы работы предусмотрены на электростанциях, железных дорогах, в нефтяной, газовой, химической, атомной промышленности и на других объектах.
 В соответствии со ст. 21 Закона РФ «Об обороне» военное поло­жение (ВП) вводится на всей территории РФ или в отдельных ее местностях с объявлением состояния войны, а также при нали­чии непосредственной угрозы вооруженного нападения другого го­сударства или группы государств на Российскую Федерацию.
 Регулирование режима военного положения определяется ха­рактером и степенью угрозы общественной и государственной безопасности, жизни и здоровью граждан во время войны. В пе­риод военных действий разрушаются нормальные общественные взаимосвязи, изменяется работа управленческого механизма. Социальная среда в районе военных действий практически вы­ходит из-под нормативного воздействия обычного законодательст­ва. В этой связи на режим военного положения возлагаются задачи стабилизации системы общественных отношений, обеспечения
 
 
 § 4. Режим секретности 211
 работы государственных институтов, общественного порядка и общественной безопасности. Кроме того, режим военного положе­ния должен обеспечить успешное действие вооруженных сил.
 «В случае агрессии против Российской Федерации, — гово­рится в ст. 87 Конституции, — Президент Российской Федера­ции вводит на территории Российской Федерации или в отдель­ных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется федеральным консти­туционным законом».
 Военное положение вводится вплоть до прекращения состоя­ния войны, вторжения, нападения, блокады территории России или отдельных ее местностей или устранения реальной угрозы перечисленных действий. Руководство на территории страны или в отдельных ее местностях, объявленных на военном положении, может передаваться специальным органам или даже военным властям.
 Необходимо четко разграничить режим чрезвычайного положе­ния, при котором угроза безопасности исходит от внутренних социальных конфликтов, и режим военного положения, призван­ный способствовать преодолению внешней угрозы, достижению победы над воюющей стороной.
 Хотя в исключительных случаях и в условиях чрезвычайного положения, вызванного стихийным бедствием, Президент РФ может принимать меры по привлечению вооруженных сил для обеспечения безопасности, социально-правовая функция этих воинских частей отличается от той, которую они выполняют при ВП. В условиях ЧП они играют вспомогательную роль, выполня­ют распоряжения и приказы гражданских властей.
 Военным положением обусловлено ограничение ряда прав граж­дан и организаций, связанных с передвижением, проведением собраний, митингов, забастовок, использованием транспортных, радиопередающих средств, хозяйственной деятельностью и др. Одновременно могут быть возложены дополнительные обязан­ности, ужесточено административное принуждение (вплоть до расстрела на месте).
 § 4. Режим секретности
 Одно из значений слова тайна — «нечто скрываемое от дру­гих, известное не всем, секрет»'. Тайну можно понимать как ин­формацию, не подлежащую разглашению, доступ к источникам которой должен быть ограничен ради защиты чьих-то интересов.
 ' Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С. 776.
 
 
 212 Глава II. Специальные административно-правовые режимы
 В зависимости от субъекта, интересы которого обеспечиваются такими ограничениями, различают личную, коммерческую, слу­жебную, государственную тайну. Защита такой информации от нежелательного распространения обеспечивается нормами морали и права.
 Государственная тайна — это информация, сведения, несан­кционированный доступ к которым может причинить вред инте­ресам страны, государства. В Законе РФ «О государственной тайне» дано такое определение: «государственная тайна — защищае­мые государством сведения в области его военной, внешнеполи­тической, экономической, разведывательной, контрразведыватель­ной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Феде­рации».
 Информация тесно связана с ее носителями — материальны­ми объектами, в которых сведения, составляющие государствен­ную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.
 Правовой основой режима секретности являются Конституция РФ, Законы РФ «О безопасности», «О государственной тайне», а также принятые на основе последнего закона акты Президента и Правительства РФ'. Нужно отметить, что Закон РФ «О государ­ственной тайне» — первый в российской (советской) истории акт такого уровня. Раньше эти вопросы решались подзаконными актами, которые к тому же сами были секретными, не публико­вались. Принятие данного открытого правового акта, к тому же имеющего высшую юридическую силу, — еще один шаг в разви­тии российской демократии, в повышении роли закона в адми­нистративно-правовом регулировании.
 Можно назвать следующие признаки государственной тайны: 1) это очень важные сведения; 2) их разглашение может причи­нить ущерб государственным интересам; 3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, закреп­ляется федеральным законом; 4) она охраняется мерами уголов­ной ответственности и иными принудительными средствами;
 ^ Например, Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. «Об утверждении пере­чня сведений, отнесенных к государственной тайне», постановления Правитель­ства от 14 октября 1994 г. «О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допу­щенных к государственной тайне»; от 4 сентября 1995 г. «Об утверждении Пра­вил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности».
 
 
 § 4. Режим секретности 213
 5) для ее охраны создан специальный административно-право­вой режим — режим секретности.
 Секретность — важное средство обеспечения государствен­ной безопасности. С другой стороны, засекречивание сведений — это предусмотренное Конституцией ограничение закреплен­ного ст. 27 Конституции права граждан «свободно искать, полу­чать, производить и распространять информацию любым закон­ным способом».
 Практика показывает, что режим секретности может быть ис­пользован для ограничения демократических институтов, усиле­ния власти государственного аппарата. Засекречивание — лю­бимое «лакомство» бюрократии: чем больше секретности, тем больше власть чиновников. Используя секретность, бюрократия может манипулировать широкими массами, скрывать истинные результаты своей деятельности, свои ошибки и преступления, ограничивать или вообще не допускать контроль за власть иму­щими. Любое необоснованное расширение режима секретности усиливает власть аппарата, ограничивает демократию. Поэтому режим секретности — передовая линия борьбы демократии и тоталитаризма, а его реальное состояние отражает результаты этой борьбы.
 Режим секретности является постоянным, общегосударствен­ным. Его требования обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами власти, мес­тного самоуправления, предприятиями, учреждениями и органи­зациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами РФ, взявшими на себя обязательства, либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства о государствен­ной тайне.
 Как и вся иная деятельность исполнительной власти, деятель­ность по обеспечению секретности должна быть эффективной, т. е. основанной на принципах целесообразности, законности, опера­тивности.
 Главные элементы режима секретности: 1) правила засекре­чивания; 2) защита государственной тайны; 3) рассекречивание'. 1. Засекречены могут быть названные в законе сведения в во­енной области, о внешней политике, экономике, научно-исследо­вательских и проектных работах, технологиях, имеющие важное
 ' Их можно рассматривать и как стадии производства по обеспечению секрет­ности.
 
 
 214 Глава II. Специальные административно-правовые режимы
 оборонное или экономическое значение, о разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности. Не подлежат засекречиванию сведения о: — чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожаю­щих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а так­же о стихийных бедствиях;
 — состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демо­графии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности;
 — привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
 — фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами;
 — размерах золотого запаса и государственных валютных ре­зервах Российской Федерации;
 — состоянии здоровья высших должностных лиц России. Должностные лица, засекретившие такие сведения, могут быть привлечены к ответственности, а граждане вправе обжаловать такие акты в суд.
 Засекречивание сведений и их носителей состоит в установлении ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.
 Установлены три степени секретности и соответствующие им грифы (реквизиты), проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительном документе на него: «особой важности», «со­вершенно секретно» и «секретно». Степень секретности сведе­ний, составляющих государственную тайну, должна соответство­вать размеру ущерба, который может быть причинен безопасности страны в случае их распространения. Правила отнесения инфор­мации к той или иной степени секретности устанавливается Пра­вительством РФ.
 Президент РФ утверждает перечень должностных лиц, наде­ленных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне'.
 Государственные органы, руководители которых наделены правом засекречивать информацию, разрабатывают разверну­тые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Основани­ем для засекречивания является соответствие информации пе-
 ' Такой перечень был утвержден распоряжением Президента РФ от 11 февра­ля 1994 г. В нем названы руководители 37 федеральных ведомств (МВД, МИД, МПС. ГТК и др.) и начальник службы безопасности Президента.
 
 
 § 4. Режим секретности 215
 речням сведений, подлежащих засекречиванию. Уполномоченно­му должностному лицу направляются предложения о засекречи­вании, оно принимает решение о его необходимости и степени секретности. При засекречивании, помимо прочих обстоятельств, необходимо учитывать реальную возможность сохранить тайну и экономическую целесообразность (соответствие расходов на обеспечение тайны и пользы от этого, влияние засекречивания на экономические связи и т. д.).
 2. Защита государственной тайны прежде всего предполагает создание ведомств, органов, структурных единиц, которые пос­тоянно и профессионально занимаются этим делом. Иными сло­вами, необходимо организационное обеспечение. Оно представ­лено Межведомственной комиссией по защите государственной тайны, Федеральной службой безопасности, Федеральным аген­тством правительственной связи и информации, Службой внеш­ней разведки, Государственной технической комиссией и други­ми административными ведомствами и органами исполнительной власти. Во многих организациях, предприятиях, учреждениях созданы специальные подразделения, обеспечивающие режим секретности (в прошлом они чаще всего назывались «первыми отделами»). Ответственность за организацию защиты государ­ственной тайны органом, предприятием, учреждением возлага­ется на его руководителя.
 Второй компонент защиты — правила допуска должностных лиц, граждан организаций к государственной тайне. Допуск пред­приятий, учреждений и организаций к проведению работ, свя­занных с использованием сведений, составляющих государствен­ную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по ее за­щите осуществляется путем получения ими в установленном по­рядке лицензий на проведение работ со сведениями соответству­ющей степени секретности.
 Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне производится в порядке разрешительного производства. Заинтересованные лица подают заявления в компетентные орга­ны, прилагая к ним необходимые документы. Властные субъекты проверяют, нет ли оснований для отказа (наличия судимости за тяжкое преступление, медицинских противопоказаний, постоян­ное проживание заявителя или его близких родственников за границей и др.). Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществля­ется в исключительно разрешительном порядке, устанавливае­мом Правительством РФ.
 
 
 216 Глава II. Специальные административно-правовые режимы
 Допуск не разрешается, если лицо уклоняется от проверочных мероприятий, сообщает заведомо ложные анкетные данные. С учетом результатов проверочных мероприятий руководитель организации принимает решение о допуске или об отказе в нем. При положительном решении определяется одна из трех форм допуска, соответствующая трем степеням секретности.
 Лица, допущенные к государственной тайне, становятся носи­телями специального административно-правового статуса, кото­рый включает ряд специальных обязанностей и прав. Допуск предполагает, в частности, принятие гражданами на себя обяза­тельств по нераспространению доверенных им сведений, состав­ляющих государственную тайну; письменное согласие на прове­дение в отношении них полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предос­тавления льгот; ознакомление с нормами законодательства Рос­сийской Федерации о государственной тайне, предусматриваю­щими ответственность за его нарушение.
 Допуск связан с согласием лица на частичное, временное огра­ничение права выезда за границу.
 За работу со сведениями, составляющими государственную тайну, лица, допущенные к ней на постоянной основе, получают ежемесячно процентную надбавку к должностному окладу (та­рифной ставке) в зависимости от степени секретности сведений.
 Допуск должностного лица, гражданина к государственной тай­не может быть прекращен по решению руководителя органа го­сударственной власти, предприятия, учреждения или организа­ции в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (сокращения штатов, ликвидации организации и т, д.), а также даже за однократное нарушение лицом взятых на себя обяза­тельств по соблюдению режима секретности.
 Прекращение допуска является дополнительным основанием для расторжения с гражданином трудового договора (контрак­та), но не освобождает его от взятых обязательств по неразгла­шению сведений.
 В соответствии со ст. 114,115,119 ГПК РСФСР иски, связан­ные с государственной тайной, рассматриваются судами субъек­тов Федерации: республиканскими, областными и т. д.
 Передача секретной информации от одной организации дру­гой, другим государствам (т. е. распоряжение сведениями, со­ставляющими государственную тайну) производится только с разрешения компетентного органа государственной власти. На органы Федеральной службы безопасности возложена обязанность осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений,
 
 
 § 5. Общий и специальные таможенные режимы 217
 составляющих государственную тайну в государственных орга­нах, воинских формированиях, на предприятиях и в учреждени­ях независимо от форм собственности.
 3. Рассекречивание сведений и их носителей представляет со­бой снятие ранее введенных ограничений на распространение информации и на доступ к ее носителям. Как правило, оно, как и засекречивание, производится в административном порядке, по решению тех должностных лиц, которые признали, что сведения относятся к государственной тайне. Рассекречивание может осу­ществляться по общему правилу и в специальном порядке.
 По общему правилу срок засекречивания не должен превы­шать тридцати лет, и носители государственной тайны рассекре­чиваются не позднее сроков, установленных при их засекречи­вании. В исключительных случаях срок рассекречивания может быть продлен путем принятия специального решения. Некото­рые сведения (об оперативно-розыскной, разведывательной дея­тельности и др.) никогда не должны рассекречиваться.
 Рассекречивание может производиться досрочно. Во-первых, в связи с международными обязательствами России.
 Во-вторых, из-за изменения объективных обстоятельств, вслед­ствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих го­сударственную тайну, является нецелесообразной. Закон обязал органы государственной власти, руководители которых наделе­ны полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматри­вать соодержание действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведе­ний и их соответствия установленной ранее степени секретности.
 В-третьих, досрочное рассекречивание может быть осуществле­но руководителями органов государственной власти, предпри­ятий, организаций, если они установят, что их подчиненные не­обоснованно засекретили носители информации.
 В-четвертых, граждане вправе обращаться с запросами о рас-секречивании в архивы и другие организации. Кроме того, обос­нованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. Сведения могут быть рассекречены по просьбе гражданина или на основании решения суда.
 § 5. Общий и специальные таможенные режимы
 Таможенный режим является постоянным, общегосударствен­ным режимом перемещения через Государственную границу то-
 
 
 218 Глава II. Специальные административно-правовые режимы
 варов, грузов и транспортных средств. Он закрепляется систе­мой установленных федеральными актами юридических норм, регулирующих деятельность по перемещению материальных цен­ностей через таможенную границу Российской Федерации.
 Сущность любой деятельности раскрывается, прежде всего.че-рез выявление ее целей. Таможенное дело преследует две груп­пы целей:
 1. Экономические, В их числе: чисто фискальные (т. е. пополне­ние доходной части бюджета страны) и регулятивные. Свое регу­лирующее воздействие на экономику таможенный механизм ока­зывает таможенными тарифами (методами косвенного руковод­ства), а также запретами, ограничениями, лицензированием, квотированием экспорта и импорта (методами прямого, админис­тративного руководства).
 2. Защитные, т. е. обеспечение экономической, санитарной без­опасности страны, защиты общественного порядка, здоровья на­селения, культурных ценностей.
 Товары попадают под таможенный режим («затаможивают-ся») при их ввозе с момента пересечения таможенной границы РФ, а при вывозе — с начала таможенного оформления или с момента их размещения в зоне таможенного контроля. «Растамо-живание» — прекращение действия таможенных правил в отно­шении конкретных товаров и транспортных средств — происхо­дит в момент их выпуска для свободного обращения. Следует учесть, что «растаможивание» может быть условным, а в отно­шении импортируемых ценностей оно, как правило, не является абсолютным, так как ст. 193 Таможенного кодекса Российской Федерации разрешает проведение таможенного контроля в лю­бое время после выпуска товаров и транспортных средств, «если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушений...»
 Важнейшими компонентами общего таможенного режима яв­ляются, иными словами, его содержание составляют:
 1) меры экономической политики, т. е. административное воз­действие на их ввоз и вывоз путем запретов или ограничений, что предполагает лицензирование, квотирование и применение иных административных рычагов регулирования экономических процессов;
 2) таможенное оформление;
 3) таможенные платежи;
 4) таможенный контроль;
 5) правила пользования и распоряжения «затаможенными» товарами и транспортными средствами.
 
 
 § 5. Общий и специальные таможенные режимы 219
 В зависимости от содержания обязанностей можно различать следующие разновидности общего таможенного режима:
 1) льготный (перемещение физическими лицами товаров не для коммерческих целей, экспортно-импортные операции на ос­нове международных соглашений и др.);
 2) обычный;
 3) усиленный (стратегических товаров, культурных ценностей, валюты и др.).
 Общий таможенный режим по признаку объекта делится на три вида режимов:
 1) режимы товаров;
 2) режимы транспортных средств;
 3) режимы валют и валютных ценностей. Если продолжать выявление специфики режимов по крите­рию объекта, то можно говорить об особенностях перемещения через границу нефти и газа, товаров военного назначения, това­ров и технологий, применяемых в ядерных целях, товаров, для импорта которых требуется подтверждение их безопасности и т. д.
 На основе анализа мировой практики составители Таможен­ного кодекса РФ закрепили в нем 15 специальных таможенных режимов товаров (ст. 23): 1) выпуск для свободного обращения; 2) реимпорт; 3) транзит; 4) таможенный склад; 5) магазин беспош­линной торговли; 6) переработка на таможенной территории; 7) переработка под таможенным контролем; 8) временный ввоз (вы­воз); 9) свободная таможенная зона; 10) свободный склад; II) переработка вне таможенной территории; 12) экспорт; 13) реэк­спорт; 14) уничтожение; 15) отказ в пользу государства.
 Что лежит в основе выделения этих спецрежимов? Следую­щие признаки являются режимообразующими:
 а) направление перемещения товаров и транспортных средств (ввоз, вывоз, ввоз — вывоз, вывоз — ввоз);
 б) уплата таможенных пошлин и налогов, освобождение от них или возврат выплаченных сумм;
 в) правила пользования, владения, распоряжения материаль­ными ценностями (не для извлечения прибыли, переработка, унич­тожение, отказ в пользу государства, свободное обращение);
 г) помещение под режим производится непосредственно на основе ТК РФ или с разрешения таможенного органа; д) срок помещения под режим;
 е) полное, безусловное или условное «растаможивание» това­ров и транспортных средств; ж) является товар российским или иностранным.
 
 
 220 Глава II. Специальные административно-правовые режимы
 Правилам, закрепляющим содержание каждого спецрежима, посвящены отдельные —с 4 по 17 — главы ТК. В дополнение к ним Государственный Таможенный комитет Российской Федера­ции издал специальные акты почти по каждому спецрежиму.
 Все названные выше спецрежимы по направлению перемеще­ния товаров делятся на три группы:
 1) экспортные (экспорт, переработка товаров под таможенным контролем);
 2) импортные (выпуск для свободного обращения, магазин бес­пошлинной торговли, уничтожение товаров, отказ в пользу госу­дарства);
 3) смешанные, экспортно-импортные (таможенный склад;, вре­менный ввоз (вывоз), транзит, свободная таможенная зона, сво­бодный склад, переработка товаров на таможенной территории, переработка товаров вне таможенной территории, реэкспорт, реимпорт).
 Статья 25 ТК закрепила право лица «в любое время выбирать любой таможенный режим или изменить его на другой, незави­симо от характера, количества, страны происхождения или на­значения товаров и транспортных средств», если иное не преду­смотрено действующими правовыми актами. Представляется, что, исходя из целей перемещения, лицо может выбрать любой из смешанных режимов или любой из режимов, но либо только эк­спортных, либо только импортных.
 Под некоторые режимы товары помещаются бессрочно (вы­пуск для свободного обращения, экспорт), но большинство режи­мов для отдельных партий товаров носит срочный (шестимесяч­ный, двухлетний, трехлетний) характер.
 Важно различать режимы, которые действуют непосредствен­но, на основе прямого применения закона (таможенный склад, реимпорт) и под которые товары могут быть помещены только с разрешения таможенного органа (реэкспорт, отказ в пользу го­сударства).
 Основная масса специальных режимов перемещения регули­рует только действия с товарами, а режимы уничтожения, отка­за в пользу государства рассчитаны и на товары, и на транспор­тные средства.
 § 6. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации
 Процесс обретения Россией государственности включает в себя и процесс обретения границ. Любое государство обеспечение своей безопасности начинает с государственной границы.
 
 
 § 6. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации 221
 Протяженность Государственной границы России на суше, по воде — 58 тысяч километров. Большая часть этой линии — бывшие границы СССР, но велика протяженность и новых гра­ниц — с бывшими союзными республиками.
 Понятие государственной границы включает в себя три крите­рия: фактический, юридический, технический.
 Прежде всего — это линия и проходящая по ней вертикаль­ная поверхность, определяющая пределы государственной тер­ритории Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия ее государственного суверенитета.
 Юридически граница России закрепляется международными договорами, законодательными актами РФ и бывшего СССР. 1 ап­реля 1993 г. был принят Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации»' В п. 2 постановления о порядке введе­ния этого закона в действие установлено: до заключения догово­ров о прохождении Государственной границы РФ с сопредель­ными государствами — бывшими союзными республиками СССР — придать границе с этими государствами статус Государствен­ной границы.
 Технический критерий — это обозначение соответствующей линии на местности, обустройство границы, организация ее ох­раны.
 Государственная граница выполняет две основные функции: обеспечивает безопасность страны и служит передовой линией контактов с другими странами, способствует установлению добро­соседских отношений с ними. Охрана государственной границы — важное условие защиты политических, экономических интере­сов и безопасности РФ. Ее эффективность зависит от умелого использования юридического инструментария, закрепления наде­жного режима охраны границы (1), выделения для этого необхо­димого количества средств (2), создания специальных служб (пог­раничной, таможенной, карантинной, ПВО и др.), успешно взаимодействующих между собой и другими государствами, му­ниципальными службами (3).
 Политическая охрана преследует цель не допустить незакон­ного пересечения границы людьми, транспортными средствами; задача экономической охраны — предотвращение незаконного перемещения через границу предметов, продукции духовного творчества, а санитарная охрана нужна, чтобы через границу ни в ту, ни в другую сторону не распространялись инфекции, опас­ные для людей, фауны и флоры.
 ' ВВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594; СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1861.
 
 
 222 Глава II. Специальные административно-правовые режимы
 Режим охраны границы состоит из следующих элементов:
 1) режима границы;
 2) пограничного режима;
 3) режима в пунктах пропуска через границу;

<< Пред.           стр. 9 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу