<< Пред.           стр. 4 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  - Снести яйцо в семь килограммов.
  Спрашивает петуха:
  - Как это у вас получилось?
  - Секрет!
  - Ваши планы на будущее?
  - Набить морду страусу!
  Удастся ли вам сохранить все преимущества настоящего положения? Если нет, то согласны ли вы на подобный обмен? На самом деле это не такой уж и формальный вопрос. После него многие начинают слегка умерять свой пыл. По крайней мере - корректировать желаемый результат.
  В поликлинике:
  - На что жалуетесь?
  - Плохо слышу.
  - Курите?
  - Курю.
  - Выпиваете?
  - Выпиваю, бывает.
  - Женщины?
  - Ну...
  - Придется Вам от всего этого отказаться.
  - Это чтобы лучше слышать? Ни за что!
  Если подумать, преимуществ пока еще множество. Действительно ли вы хотите стать, скажем, сильнее? Маленькому и слабенькому многое позволительно. Стал взрослее - оказался загружен работой и ответственностью. Бессилие - это прекрасный способ оправдать свое безделье.
  - В школу больше не пойду, - заявляет первоклассник.
  - Это еще почему?
  - Писать я не умею, читать не умею, а разговаривать мне не разрешают.
  Требование "не навреди" - это один из основополагающих принципов НЛП - критерий экологичности заявленного результата. Когда мы соблюдаем экологию, мы отдаем дань сложности и многогранности нашего мира. Мы учитываем взаимосвязанность всех процессов, проходящих в нашей жизни. Совершая экологичные изменения мы проявляем уважение к уже установившемуся равновесию в этой сложнейшей системе. И она отвечает нам взаимностью, поддерживая и подкрепляя наши достижения.
  - Слушай, как твоей жене удалось так быстро похудеть?
  - У нее все калории посчитаны. 40 таблеток "Тик-так" - на завтрак, 70 - на обед и 30 - на ужин. Зато вес почти постоянный, дыхание свежее. Правда, слабое...
  Экология - это взвешенный учет мнений каждой из заинтересованных сторон. Интересы, порою, настолько тесно переплетены, что требуется воистину дипломатическое искусство, чтобы все остались довольны реформами. Попробуйте сместить время движения одного из электропоездов. Сколько придется потом согласовывать по всей стране? Сколько разных людей это затронет? Какие силы будут брошены на "латание дыр" в расписаниях? Зато когда все мнения учтены - действуйте на здоровье!
  Экология - это о том, как строя одно, не разрушить другое. Как, наслаждаясь "раем в шалаше", потихоньку строить прочный дом. Мы ищем те пути, что позволяют избавляться от "вредных привычек", оставляя их действительно полезные свойства.
  - Если вы перестанете пить, я назначу вас начальником отдела.
  - Не утруждайтесь. Когда я выпью, я воображаю себя самим генеральным директором.
  Вы никогда не задумывались почему "вредные" привычки оказываются настолько стойкими? Именно потому, что люди научились совершенно уникальным образом их использовать. Поведение, уже изначально имевшее позитивное намерение "обросло" дополнительными преимуществами. А НЛПеры подобрали им соответствующее название - вторичные выгоды.
  Самое забавное, что как только все вторичные выгоды учтены, начинают происходить самые настоящие чудеса:
  Ребенок приходит домой с большой шишкой на лбу.
  - Что с тобой случилось?
  - Упал.
  - Сильно плакал?
  - Нет, там никого не было.
  В самом деле, для чего плакать, когда все равно некому пожалеть?
  Давайте попрактикуемся в выявлении вторичных выгод, чтобы оценить значительность их вклада в дело сохранения привычек. Самый проработанный в этом плане вопрос - курение. В совершенно произвольном порядке перечисления можно сказать, что сигарета часто: помогает успокоиться и взбодриться, расслабиться и собраться. Сделать вовремя перерыв во время работы, притупить к ней, притупить или нагулять аппетит, завязать или завершить разговор. В том числе - с начальником в курилке.
  С помощью сигареты можно продемонстрировать утонченность манер или же наоборот - крутость. Дети от школьного до пенсионного возраста часто используют ее, чтобы подчеркнуть свою взрослость и важность. С ней легче завести новые интересные знакомства, адаптироваться в новом коллективе. Согреться зимой и отпугнуть комаров летом. Занять время и занять руки. Потянуть время...
  Список вторичных выгод можно было бы продолжить, но дело в том, что я - не курю. Поскольку пользуюсь другими средствами для тех же целей.
  А теперь представьте, как себя чувствуют те, кто пытается бросить это милое занятие традиционными способами. Мало то, что они (не всегда добровольно) лишили себя традиционного удовольствия, так они еще и оказываются в положении неумелых детей.
  Закинул старик в море невод...
  И сидит, как дурак, без невода!
  Как теперь проснуться и взбодриться? Как успокоить нервы? Как объяснить начальнику незапланированный перерыв в работе? Где теперь общаться с сослуживцами? Как начать разговор с понравившейся персоной? Как притупить голод? Как показать окружающим, что вам надо побыть в одиночестве? Отдельный вопрос: куда девать отработанные годами привычки?
  Как ни крути, а за изменение стиля жизни всегда приходится платить.
  Врач говорит пациенту:
  - Лечение обойдется Вам в пятьсот франков.
  - Это грабеж! Лучше я умру!
  - Не советую. Вы знаете, сколько сейчас стоят похороны?
  На все вопросы приходится искать ответы. И лучше это сделать еще в процессе формирования цели. Лучше спросить, где кольцо у парашюта до прыжка в неизвестность, чем нервно шарить руками, глазея на стремительно приближающуюся землю. На этом и специализируется пятый пункт спецификации цели - требование экологичности результата.
 Обслуживающий персонал
  Все условия хорошо сформулированного результата уже выполнены. Цель поставлена утвердительно и к ней теперь можно стремиться. Ее достижение зависит от нас, и мы наметили, что для этого потребуется сделать. Мы точно знаем как ее распознать вблизи, чтобы своевременно перейти к новой задаче. Цель располагается в выбранных нами контекстах, мы определили где, когда и при каких обстоятельствах она будет уместна. Наш результат сформулирован максимально экологично. Так, что от его достижения нам будет только лучше.
  Цель поставлена. И поставлена хорошо. Осталось только выполнить "вспомогательные работы" по сбору дополнительного материала для облегчения себе пути. Он касается повышения мотивации к началу или продолжению движения, планирования его этапов, изучения возможных препятствий и подбора средств к их преодолению. Последний пункт непосредственно связан с первыми шагами на выбранном пути.
 6. Цель имеет подходящие размеры
  Насколько масштабно вы привыкли мыслить? Насколько глобальны ваши замыслы? Детально ли вы прорабатываете промежуточные этапы? Размеры вашей цели имеют прямое отношение к ее достижимости. Во всяком случае - к срокам выполнения задачи.
  Подходящий размер задачи подбирается достаточно кропотливо. Вряд ли кто-нибудь станет проводить спецификацию цели, чтобы вынести мусорное ведро.
  Новый русский входит в магазин и спрашивает красной материи, очень четко выраженного красного цвета, чтобы была не слишком толстая, не слишком тонкая. Одну за другой продавщица приносит ткани, перечисляет цены, расхваливает качество. Все прилавки завалены грудами тканей. Прошел час. Наконец, новый русский нашел то, что искал.
  - Сколько метров? - спрашивает продавщица.
  - Вы знаете, я привез из-за бугра куклу, так у нее язычок куда-то потерялся...
  Зато есть множество мелких, но нужных дел, за которые мы никак не беремся, пока они не привязаны к какой-нибудь более важной задаче. Это может быть никак не отправленное письмо, телефонные счета, оплата которых регулярно откладывается до последнего. Или, например, куча бумаг на столе, до которых никак "руки не дойдут".
  Соответственно, за подобные дела берутся уже тогда, когда закрывать на них глаза уже не получается. Вот-вот телефон отключат, бумаги уже сваливаются на пол, а нужные документы - бесследно исчезают в общей куче...
  Приходит мужик в травматологию с ушибленным пальцем. Врач осмотрел:
  - Это фигня - фигню не лечим.
  Вздохнул мужик, но пошел домой. А палец все не проходит - посинел весь. Возвращается в больницу, а там все тот же врач:
  - Это фигня - фигню не лечим.
  Мужик засомневался, но все же поверил. Привозят его через какое-то время на "скорой помощи". Врач, увидев посиневшую руку, присвистнул:
  - А это уже хана - неизлечимо.
  Как вы понимаете, чтобы взяться за такие мелочи пораньше, достаточно самостоятельно связать их с какими-то глобальными последствиями. Желательно, не дожидаясь, пока это сделает за нас сама жизнь. Скажем, уборка в кабинете может стать первым этапом начала новой большой работы. Оплата телефона "развязывает руки" в те дни, когда время будет требоваться для более насущных задач. Вовремя отосланное письмо - грамотно налаженные связи...
  С другой стороны, в нашей жизни встречаются по-настоящему грандиозные проекты, на воплощение которых могут уйти годы. Можно год за годом изучать мировую литературу, когда работы еще непочатый край, а запал уже не тот. В таком случае разумнее всего было бы выделить множество промежуточных результатов, достижение каждого из которых стало бы вашей очередной победой.
  Это еще хорошо тем, что планируя очередной этап, мы учитываем полученный опыт и изменяющиеся обстоятельства. Требования к себе становятся более разумными и взвешенными. Опять же - с каждым разом спецификация цели будет проходить все легче и легче. Вы научитесь удовлетворять сразу же нескольким условиям хорошо сформулированного результата.
  Корреспондент, держа в руках советскую газету, интервьюирует Генри Форда:
  - Что бы вы сделали, если бы ваши рабочие стали в несколько раз перевыполнять нормы?
  - Уволил бы инженеров, установивших такие нормы.
  Баланс между детальностью и глобальностью достигается с помощью специальных вопросов. Для увеличения масштаба обобщения используется вопросы: "Зачем вам этого добиваться?", "Что это даст?" Для уменьшения: "Чего вы хотите добиться в первую очередь?", "На какие этапы можно разделить задачу?"
  Первая группа вопросов поможет проникнуться важностью задачи. Вторая - спустить ее с небес, сделать житейской и выполнимой. Все это позволит начать-таки работать, вместо того, чтобы откладывать цель на потом.
 7. Подобраны ресурсы для достижения цели
  Здесь мы просто задумываемся над тем, какие средства нам понадобятся на пути к цели, и что поможет нам начать движение. Проводим ревизию собственных возможностей, прикидываем, чего нам стоит еще поднабрать. Выясняем, как можно использовать все, что только может нам помочь.
  Как и всегда, ориентация на возможности и способности, на то, что нас поддерживает и то, что мы можем использовать. При таком взгляде на мир оказывается, что он изобилует ресурсами и готов с нами поделиться прямо сейчас или когда попросим.
  - Как правильно пользоваться банковским автоматом?
  - Очень просто:
 1. Зайти в банк.
 2. Достать автомат.
 3. Получить деньги.
  Следующий пункт также предназначен для поиска ресурсов.
 8. Вы исследовали возможные препятствия на пути к цели
  Что вам помешало до сих пор начать движение? Что с этим можно поделать? Какие возможны неприятности в будущем и как на них реагировать? К чему стоит готовиться, чтобы встретить его во всеоружии? Что нам понадобится, чтобы все-таки достигнуть своей цели несмотря ни на какие препятствия?
  Мальчик с папой едет в цирк в трамвае и задумчиво смотрит в окно. Папа спрашивает:
  - Сынок, ты что такой задумчивый?
  - Папа! Если во время циркового представления лев выскочит из клетки и съест тебя, каким трамваем мне возвращаться?
  Предусмотрительный сынок! Ничего не скажешь.
  Препятствия - это особенно приятный объект исследования. Ведь каждое из них - это отличный повод подыскать еще больше различных ресурсов, сделать свою работу еще более изящной и продуманной. Гораздо лучше подумать о способах их обхода или преодоления прямо сейчас в комфорте и уюте, чем тогда, когда они возникают прямо перед носом.
  Совещание у командира части. Обсуждается проблема организованной поездки на рыбалку. Командир:
  - По сколько будем брать?
  - По две!
  - По две уже брали и удочки там забыли
  - По три!!
  - И по три брали - забыли замполита...
  - Тогда по три и чекушку!!!
  - По три с чекушкой брали в прошлый раз и забыли автобус!
  Командир:
  - Все, я решил: берем по четыре, удочки и замполита не брать, из автобуса не выходить!
  Кстати, совет на случай, если препятствий оказалось так много, что вы перепугались, не зная как дотащить до цели такую кучу необходимых ресурсов. Вернитесь к шестому пункту и слегка умерьте свои аппетиты. Сделайте цель такой, чтобы она оказалась вам "по зубам".
 9. Намечены первые шаги
  Когда вы сделаете свой первый шаг по направлению к цели? Назовите день и час. Если легче ориентироваться по событиям, то - после чего? Что это будет за шаг? Что вы сделаете в первую очередь? Как вы поймете, что уже начали двигаться?
  Вовочка после просмотра рекламной паузы бросается с ревом к матери:
  - Мама! Мамочка! Я тоже хочу играть в теннис, ездить на лошади и купаться в бассейне. Купи мне, пожалуйста "Тампакс"!
  Первые шаги - это гораздо более важная процедура, нежели просто посидеть на вещах перед дальней дорогой. Она скорее сродни покупке билетов на поезд или самолет. Теперь уже не отвертеться. Теперь уже нужно отправляться в путь. Иначе столько трудов пропадут...
  Древние китайцы говорили: "Дорога в тысячу ли начинается с первого шага". И ведь были правы! Любое дело с чего-то начинается. Пусть раньше вы только планировали и мечтали, как это будет. Кончилось время слов - пришло время действий.
  Вперед!
 Общим взглядом
 1. Цель заявлена утвердительно
  Общее направление - ориентация на позитив. Вы должны говорить о том, чего вы хотите. В формулировке не должно быть даже намеков на отрицание, отказ или избегание. Исключите любое напоминание о нежелательных моментах. Говорите о достижениях и ресурсах. Пусть вас буквально тянет к цели.
 - Я не хочу постоянно ссориться с родителями! - Я тоже. А чего вы хотите? - Хочу мира и взаимопонимания. - Мне надоели эти депрессивные мысли. - А какие мысли вы предпочитаете? - По крайней мере, конструктивные. - Хочу бросить курить. - Бросить? А зачем? - Пора уже развивать силу воли. 2. Достижение цели зависит от вас
  Убедитесь, что цель находится под вашим контролем. Проясните, от каких ваших действий зависит ее приближение. Что вы можете сделать для этого? Сможете ли вы взять на себя ответственность за нее? Переформулируйте результат относительно себя.
 - Хочу, чтобы родители понимали мои заботы. - А что лично вы можете сделать для этого? - Наверное, стоит поговорить с ними об этом. - Вот если бы постоянно была весна, я бы была счастлива! - Так чего вы хотите - быть счастливой или чтобы была весна? - Конечно, быть счастливой! - Главное, чтобы окружающие создали подходящую атмосферу. - И как вы собираетесь это сделать? - Кажется, проще научиться действовать в любой... 3. Цель подтверждаема с помощью органов чувств
  Главный мотив - не пропустите своего счастья! Пусть оно будет реально ощутимо и измеримо. Чем конкретнее цель, тем легче ее заметить.
 - Мне надо научиться дипломатично разговаривать. - А что вам скажет, что уже умеете это делать? - Когда смогу в течение месяца ладить с близкими. - Я буду учиться поддерживать у себя хорошее настроение. - Как вы поймете, что уже получили это? - Если в ответ на ругань я смогу ответить тепло. - Стать видной личностью - это по мне. - Сможете ли вы сами это заметить? - Я это увижу по тому, что другие будут брать с меня пример. 4. Цель находится в нужном контексте
  Где, когда и с кем вы этого хотите? Оценка событий во многом зависит от того, в каких обстоятельствах они произошли. В каких контекстах ваша цель желательна, а в каких - нет. Убедитесь, что вы получите ее именно там, где вам это нужно.
 - Мне надо научиться дипломатично разговаривать. - С кем и при каких обстоятельствах? - С родителями, особенно, когда они ворчат. - Я буду учиться поддерживать у себя хорошее настроение. - Всегда ли оно уместно? - Когда будет нужно сострадание, я его сумею обеспечить. - Стать видной личностью - это по мне. - "Светить всегда, светить везде"? - Ну, иногда лучше уйти в тень, но в работе и личной жизни я этого хочу. 5. Цель сохраняет все преимущества настоящего положения
  Соблюдайте экологию! Мир - достаточно сложная штука, чтобы этот факт начать уважать. В нем все взаимосвязано. Поэтому внимательно отнеситесь к своему заказу. Ничего ли вы не потеряете, если вдруг ваше желание исполнится? Не пропадет ли чего на пути к заветной цели? Сохраните ли вы все выгоды текущего положения? Все ли мнения учтены?
  Учтите все заранее - потом расплачиваться придется совсем по другим счетам. Зато хорошо продуманная цель получает всеобщую поддержку и благоприятную атмосферу.
 - Мне надо научиться дипломатично разговаривать. - А что дает нынешний стиль общения? - Сейчас на меня боятся особо "наезжать". - Я буду учиться поддерживать у себя хорошее настроение. - Ничего не боитесь потерять? - Да. Иногда приятно потосковать, пожалеть себя, но пора учиться быть взрослой. - Стать видной личностью - это по мне. - Хорошо обдумали все последствия? - Я готов к большей ответственности и новым нагрузкам. 6. Цель имеет подходящие размеры
  Слишком маленькая цель не стоит столь тщательного планирования. Пусть у нее за спиной встанет действительно значительное начинание. За слишком большую цель неясно с какой стороны взяться. Убедитесь, что ее можно добиться в обозримом будущем. Выделите первый, начальный этап и работайте с ней. На оставшуюся часть задачи у вас еще будет время.
 - Мне надо научиться дипломатично разговаривать. - Чему бы вы хотели научиться в первую очередь? - Для начала, я бы хотел научиться просто выслушивать собеседника. - Что вам это даст? - Тогда и к моему мнению станут больше прислушиваться. - Я буду учиться поддерживать у себя хорошее настроение. - Какая будет ваша первая задача? - Научиться принимать в себя только хорошее. - А зачем? - Я рассчитываю прожить на этом свете подольше. - Стать видной личностью - это по мне. - С чего вы собираетесь начать? - Полагаю, мне нужно овладеть ораторским искусством. - А какая вам от этого польза? - Тогда меня будут больше уважать. 7. Подобраны ресурсы для достижения цели
  Что вам поможет в этом начинании? Какие у вас есть средства и возможности для реализации собственных замыслов? Что даст вам силы дойти до конца? Какие у вас есть варианты приближения к цели? Сфокусируйтесь на собственных возможностях, и вы удивитесь, насколько они огромны.
 - Мне надо научиться дипломатично разговаривать. - У вас уже есть примеры таких разговоров? - Да. Однажды мне удалось помирить двух своих друзей... - Я буду учиться поддерживать у себя хорошее настроение. - У вас есть для этого задатки? - Конечно! Я обладаю очень сильной настойчивостью в достижении своих целей. - Стать видной личностью - это по мне. - Что вам может помочь? - Я уже присмотрел себе подходящий психологический тренинг. 8. Возможные препятствия на пути к цели
  Что мне может помешать? Какие могут возникнуть трудности? Что мне мешает прямо сейчас начать движение? Как мне обойти возможные преграды? Как сделать путь более легким? Подумайте об этом, когда прорабатываете желаемый результат, и он станет еще более доступным.
 - Мне надо научиться дипломатично разговаривать. - А что вам мешает делать это сейчас? - Понимаете, меня бесит, когда люди начинают обманывать. И я ничего не могу с этим поделать. - Я буду учиться поддерживать у себя хорошее настроение. - Трудностей не будет? - Если только какое несчастье. Тогда придется туго. - Стать видной личностью - это по мне. - Что-нибудь вам может помешать? - Я уже пробовал неоднократно, но мне всегда мешало отсутствие способности сосредоточиться на одной цели. 9. Намечены первые шаги
  Где, когда и при каких обстоятельствах я начну работать в этом направлении? Что это будут за действия? С чего я начну в первую очередь? Как я пойму, что машина реализации уже заработала? Первый шаг - самый трудный. На него надо решиться. Потом будет легче.
 - Мне надо научиться дипломатично разговаривать. - С чего начнете учебу? - Выслушаю и приму к сведению первый же совет родителей. - Я буду учиться поддерживать у себя хорошее настроение. - Первый шаг? - Я его уже сделала - я улыбаюсь! - Стать видной личностью - это по мне. - Когда начнете? - Пойду на тренинг, как только сдам квартальный отчет. Привет от искусственного интеллекта
  Модели на вычислительных машинах отличаются точностью. При реализации теории на вычислительных машинах вскрываются те ошибки и недочеты, которые обычно ускользают от внимания даже самых скрупулезных исследователей.
 Патрик Уинстон
  Где-то в середине двадцатого столетия, когда появились первые электронно-вычислительные машины, люди задались вопросом: "Как научиться их использовать с наибольшей эффективностью?" Их очень интересовал вопрос, как заставить эту груду железа, напичканную лампами и проводами, приносить человеку наибольшую пользу.
  Первые попытки особой оригинальностью не отличались. Ученые просто отдали машине право проводить быстрые вычисления. Отсюда и название - электронно-вычислительная машина. В результате ученые осуществляли всю интеллектуальную часть работы, а ЭВМ - вычислительную. Черновую, стало быть.
  Правда, общение с компьютерами43 оказалось достаточно затруднено. Не говоря уже о том, что они совершенно не умели решать более или менее отвлеченные задачи.
  Решили испытать новейший военный суперкомпьютер. Заложили в него всевозможные данные по военному делу. Приходит генерал и спрашивает:
  - Нам наступать или отступать?
  Компьютер думает несколько часов и выдает:
  - Yes!
  Полковник:
  - Что 'Yes'?
  Компьютер думает еще несколько часов и рапортует:
  - Yes, sir!
  Для общения с ЭВМ потребовались особые специалисты - программисты. А уж об их умении думать, как их собственные подопечные стали ходить настоящие легенды:
  Программист ставит себе на тумбочку перед сном два стакана. Один с водой - на случай, если захочет ночью пить. А второй пустой - на случай, если не захочет.
  Гораздо более интересный подход наметился с приходом кибернетики. Здесь уже человек задумался над тем, как научить машину думать. Ну, хотя бы в минимальных пределах. Понятное дело, чтобы "не изобретать велосипед" решили скопировать собственный стиль мышления. Так появилось понятие искусственного интеллекта.
  А ученые в очередной раз задались вопросом: "Как же человек думает?" И главный сюрприз был именно в том, что теперь уже этим вопросом занялись представители точных наук. Их в первую очередь интересовали те вещи, которые действительно работали. Они отбросили все домыслы и фантазии и взяли из человеческого интеллекта именно то, что можно реально переложить на точный машинный язык. Ведь эти ученые собирались научить компьютеры думать, причем думать эффективно. И по-человечески...
  Как вы понимаете, НЛПеры в своем поиске реально работающих инструментов просто не могли пройти мимо столь полезных находок. А это действительно оказалось самым настоящим сокровищем. Удобным, простым, универсальным - полезным. Причем, они взяли уже обработанный трудами многих кибернетиков алмаз и просто применили к моделированию человеческого совершенства.
  Компьютеры просто отдали свой долг людям. С помощью тех же методов, какими они учились мыслить по-человечески, люди сами стали учиться тому же...
 Та самая модель...
  Простая, удобная, универсальная и потому - базисная, она появилась одной из первых. Ее иногда называют моделью эффективного достижения целей, основанной на обратной связи. Общую идею этой модели можно выразить словами "постепенное приближение к выбранной цели методом последовательных циклических приближений".
  Вспомните грибников. Если подумать, там они выполняют большое количество повторяющихся действий, и в результате получают полную корзину.
  Идут, смотрят по сторонам, заметили гриб, подошли, наклонились, срезали, положили в корзину, идут дальше, смотрят по сторонам, заметили гриб, подошли, наклонились, срезали, положили в корзину ...
  Цикл, стало быть. И так гриб за грибом они постепенно приближаются желаемому результату. Кому-то нужна корзина, кто-то стремится к ужину...
  Формулировка действительно сложновата, но ее можно понять с помощью трех главных слов: цель, чувствительность, гибкость. Действительно, те кто легко достигает поставленных перед собой целей, руководствуются именно этими тремя принципами. Они четко знают, чего хотят. Они чувствительны к внешней обстановке. Они могут проявлять гибкость в средствах достижения своей цели.
  Про важность грамотной постановки цели я говорить не буду - этому уже и так уделено достаточно много слов. Чувствительность проявляется в том, что после каждого небольшого шага мы собираем обратную связь из внешнего мира: "Приблизил ли меня этот шаг к желаемому результату?" Гибкость определяет нашу способность изменять свои действия вместе с переменой внешней обстановки.
  Примерно этому самому и стали тогда учить машины. Ей ставилась максимально конкретная задача, давались средства для ее решения, назначалась "целевая функция" (она определяет эффективность каждого очередного шага) и давался четкий критерий выхода. Благодаря всему этому, компьютер учился решать самые различные задачи: от решения сложнейших систем дифференциальных уравнений до традиционных головоломок типа "пятнашек".
  Формально полученная модель называется T.O.T.E.44 - Тест-Операция-Тест-Выход (Exit). При первом тесте мы определяем нашу цель, то чего мы хотим достичь. При втором - где мы сейчас находимся. Операции, которые мы выполняем, направлены на уменьшение разницы между первым и вторым тестом. Выход определяет условие перехода к следующей цели (при совпадении тестов, по прошествии определенного количества времени, при обнаружении более желаемой цели и т.д.)45.
 Т1 Критерии выхода (при совпадении тестов, по времени и т.д.). При не выполнении условия выхода идем на операции Е О Т2 Операции по приближению второго теста (текущего положения) к первому тесту (желаемому положению) Кстати, на картинке заметна образовавшаяся петелька. Она называется петлей обратной связи. Так мы получаем информацию об изменении нашего местоположения относительно цели. Именно благодаря этой петле модель Т.О.Т.Е. стала столь эффективной. Она позволяет делать именно те шаги, которые непосредственно приближают к желаемому результату. Или, что тоже не редкость, вовремя отказаться от труднодостижимой цели в пользу более реальной.
  Как ни странно, критерии выхода имеют действительно немалое значение. Если его не проработать, можно зациклиться очень надолго, что с удовольствием любят демонстрировать наши друзья-компьютеры. Да и некоторые люди... Как здесь - тесты совпали, а выхода нет:
  Гражданин в нетрезвом состоянии бьет палкой по луже. Подходит милиционер и спрашивает:
  - Ты что здесь делаешь?
  - Акул гоняю.
  - Так их же нет нигде!
  - Значит, хорошо гоняю.
  Распишем T.O.T.E. поподробнее. Можно предположить, что первым тестом (целью) этого гражданина было желание, "чтоб не было акул". Операции тоже вполне конкретны: удары палкой по луже. Милиционер указывает ему на то, что значение второго теста (текущего положения): "акул нигде нет", совпадает со значением первого теста. Но выход в нетрезвом состоянии "не сработал".
  У меня есть предположение, почему он не сработал. Цель была неправильно сформулирована. Мы уже знаем, что здесь был нарушен первый пункт спецификации цели - позитивность формулировки. Впрочем, нарушен и второй пункт - зависимость.
  Продолжая тему целей, стоит отметить, что у каждой цели есть множество подцелей, промежуточных задач. Аналогично, каждый результат является промежуточным для более глобального результата. Если вашей целью считается прочитанная и понятая глава, то подцелями здесь будут абзацы. Для абзацев - строки. Для строк - слова. Таким образом, любой T.O.T.E. можно разбить на множество более мелких промежуточных "тоутов", при этом он является частью некоего более глобального "тоута".
  Помните про пример с грибами? Там первым тестом была полная корзина, к операциям относились все эти действия по поиску и сбору каждого гриба. Второй тест - степень заполненности корзины или же количество найденных грибов. Выход осуществлялся либо по времени, либо по совпадению тестов - заполнению корзины.
  При этом более мелкие "тоуты" оказались заложены, как в операции, так и в промежуточные тесты. Т.О.Т.Е. осмотра окрестностей, Т.О.Т.Е. перемещения по лесу, Т.О.Т.Е. оценивания съедобности каждого гриба... И вместе с тем Т.О.Т.Е. подсчета количества грибов, Т.О.Т.Е. принятия решения... Более крупный Т.О.Т.Е. позволяет вернуться с набранными грибами домой. Он как бы управляет подчиненными "тоутами": приехать в лес, собрать грибы, вернуться домой, приготовить грибы... Все эти "тоуты" являются его операциями.
  Не правда ли, очень напоминает матрешку? Внутри каждой - еще одна. А для нее же можно найти внешнюю. Причем, это такая хитрая матрешка, что в каждый из "тоутов" вложено помногу разнотипных, но одинаковых по размеру составляющих "тоутов".
  Вот такая интересная модель...
 Кое что о гибкости...
  Модель Т.О.Т.Е. настолько универсальна, что ее можно приложить практически к любому виду деятельности. С ее помощью можно понять его сущность и даже найти и устранить возможные неисправности. В эту модель просто изначально заложен успех и безупречное функционирование. И не удивительно, что с ее помощью очень легко можно объяснить по меньшей мере две из базовых пресуппозиций46.
  Смысл наших действий в полученной реакции. В самом деле, смысл очередной операции нашего "тоута" в изменении значения второго теста. Операция либо приближает нас к цели, либо удаляет. Какие могут быть обиды? Кого тут упрекнешь в непонимании?
  Если же прикинуть, что такое "поражение" с точки зрения рассматриваемой модели, то окажется, что это не более чем второй тест текущего "тоута". А второй тест, как известно замыкает петлю обратной связи нашего процесса достижения желаемого результата. Поражение исчезает, и появляется обратная связь. То есть можно сказать, что не бывает поражений - бывает только обратная связь.
  Что и требовалось...
  И все-таки, цель установлена и конкретна. Чувствительность говорит о том, что мы "зашли куда-то не туда". Что делать? Если то, что вы делаете не работает, сделайте что-нибудь другое. Надеюсь, у вас достаточно различных вариантов поведения. Воспользуйтесь своей поведенческой гибкостью! Поведенческая гибкость - это мера богатства вашего арсенала операций - сколькими способами вы можете достичь одного и того же. Это то, насколько велики ваши возможности к изменению собственных действий.
  Если у вас не получилось одним способом, то, может быть, другой сработает. Или третий, четвертый, десятый, но все равно сработает.
  Врач велел пациентке высунуть язык. Через пару минут он разрешил ей закрыть рот.
  - Но, доктор, вы так ни разу и не взглянули на мой язык!
  - Просто мне было нужно, чтобы вы помолчали, пока я выписывал этот рецепт.
  Если вы настойчиво подбираете самые различные ключики, то рано или поздно вы откроете любой замок. Гибкость является одной из самых важных основ успеха. В любой системе самый гибкий элемент становится управляющим. Совершенствуя собственную гибкость, мы получаем возможность контролировать любую ситуацию и добиваться всего, чего только душа пожелает.
  Лежит крокодил Гена на берегу речки - травку курит. Подходит Чебурашка:
  - Ген, дай курнуть!
  - Нельзя, ты еще маленький.
  - Ой, Ген, милиция идет!
  Крокодил все бросил - и в воду. Через пять минут выныривает. Смотрит - на берегу лежит Чебурашка и курит:
  - Я балдею, зеленый, как ты ныряешь!
  До сих пор мы с вами говорили о гибкости на уровне средств (поведенческой), но ведь есть еще такая замечательная вещь, как гибкость на уровне цели. Иногда она пригождается больше.
  Мужик долгое время живет в пустыне. Страстный инстинкт вынуждает его и так и сяк подкрадываться к антилопе. День, неделю, месяц, измученный желанием, он охотится за ней по пустыне, но каждый раз, в последний момент антилопа успевает отскочить.
  В один из дней он наталкивается на вертолет, упавший в песчаный бархан, вытаскивает оттуда прелестную блондинку и отпаивает ее водой. Она открывает глаза и говорит:
  - Ах, вы спасли мне жизнь! Я готова выполнить любое ваше желание!
  - Женщина, - измученно просит мужчина, - будь человеком, помоги поймать антилопу!
  Я, конечно, не собираюсь навязывать свои вкусы, но кажется этому мужику следовало задаться вопросом: "Зачем ему антилопа?" Тогда бы он смог подняться на уровень более глобального "тоута" и уже "с высоты птичьего полета" заметить появление более привлекательной альтернативы.
  Это достаточно распространенный способ. Вопрос "Зачем?" дает возможность отделить поведение от намерения. А в терминах модели Т.О.Т.Е.: операции от первого теста. А уж под это намерение и подбирается новое поведение. Настолько, насколько хватит гибкости.
  Впрочем, не один этот мужик способен так "зацикливаться" на выбранной цели. А может быть именно он стал героем следующей истории?
  Выиграл чукча "Волгу" по лотерейному билету. Приходит и говорит: "Дайте мне красную "Волгу". А ему: "Хотите черную? Зеленую? Синюю? Желтую? А красных у нас нет". - "Ах так, - говорит чукча, - тогда верните мне мои пятьдесят копеек".
  Как вы понимаете, и гибкость средств, и гибкость цели можно понимать как разные уровни поведенческой гибкости. Просто в момент смены цели сменяются операции более глобального "тоута", то есть для него это и есть гибкость на уровне средств. Сейчас будет понятнее.
  - Папа! Папа! Почему бабушка по огороду скачет?
  - Кому бабушка, а кому теща! Дай еще патрон, сынок.
  Вот такие родственные отношения.
 Что показывают тесты
  Состояние - ваши чувства, ваше настроение. Единство неврологических и физических процессов, протекающих в индивидууме в любой момент времени. Состояние, в котором мы находимся, оказывает влияние на наши способности и интерпретации опыта.
 Словарь НЛП
  Говорят, что второй тест показывает текущее состояние задачи, а первый - желаемое. Слово "состояние" звучит весьма "научно". Но что это такое? Оказывается, что оно нам весьма привычно. Мы всю жизнь проводим в некоторых состояниях: бодрствования и сна, радости и грусти, состоянии мира и войны. Тело может находиться в состоянии движения или покоя.
  Когда у нас что-то не получается, мы говорим: "Я не в состоянии этого сделать". Когда человек хорошенько выпьет, он находится "в состоянии алкогольного опьянения". По счастью, нам не очень часто попадаются люди в состоянии аффекта, и мы уже умеем иногда вводить собеседника в состояние согласия.
  Мы можем быть в самых разных состояниях, но нам не удастся вообще не быть ни в каком состоянии. Даже про лежащих в морге можно сказать, что они находятся в состоянии смерти. Все вокруг находится в определенных состояниях. Вот вода, например, имеет три основных: твердого тела, жидкости и газа.
  Нас же в первую очередь интересуют наши собственные состояния. Как научиться их замечать и ими управлять, как их использовать. А также состояния систем - команд, коллективов, организаций - в которые мы входим и которые мы создаем. Для этого стоит поучиться в них ориентироваться. По крайней мере, в тех, которые помогут нам лучше и эффективнее достигать своих целей. То есть - желаемых состояний.
 Развиваем чувствительность
  Сенсорная чувствительность - приобретение умений делать более тонкие и более полезные различения в отношении сенсорной информации, которую мы получаем из окружающего мира.
  Калибровка - точное узнавание состояния другого человека по невербальным47 сигналам. Способность прочтения бессознательных невербальных реакций другого человека в процессе текущего взаимодействия путем установления однозначного соответствия между наблюдаемыми поведенческими признаками и характерным внутренним состоянием.
 Словарь НЛП
  Чувствительность, конечно, везде хороша. Что бы мы ни делали, к какой бы цели мы ни стремились, чего бы ни добивались. Она помогает художникам, музыкантам, поварам, парфюмерам, массажистам... людям самых разных профессий. Даже ученые, в основном имеющие дело с абстракциями, которых ни увидеть, ни послушать, ни потрогать, развивают в себе чувствительность к ним. Везде требуется свой род чувствительности. По крайней мере - внимательности к обратной связи.
  Нас же сейчас будет больше интересовать сенсорная чувствительность - способность различать самые тонкие сигналы от наших органов чувств. Именно она поможет нам получать качественную и своевременную обратную связь непосредственно в процессе общения. Например, мы сможем узнать, как другой человек относится к нашим действиям, словам, мнениям. Сознание и тело - части единой системы. И это значит, что по изменениям в теле можно отследить изменения в сознании. Ведь у любого внутреннего процесса есть свои внешние проявления. А уж по ним можно определить, что творится у человека в душе. Кстати, это и называется калибровкой.
  Нужен конкретный пример? Пожалуйста.
  Пусть вам нужно узнать, согласен ваш собеседник с тем, что вы говорите, или нет. Как это сделать? Сначала задаем ему ряд вопросов, ответы на которые мы уже знаем: "Мы с вами договорились на 11 часов? Вас зовут Иван Иванович? Вы курите?" При этом, ставим вопросы так, чтобы он мог ответить на них однозначно "да" или "нет". Отвечая на вопрос, собеседник продемонстрирует множество несловесных внешних реакций, которые внимательный наблюдатель может заметить со стороны.
  Почему я об этом так уверенно говорю? Именно потому, что сознание и тело - части единой кибернетической системы. Прежде, чем ответить на вопрос вам, он должен ответить на него себе. Благодаря взаимосвязи между сознанием и телом, он при этом входит в соответствующее внутреннее состояние. Вспомните, когда вы были с чем-то абсолютно согласны. Вспомнили? Теперь вы можете себе представить, что такое состояние согласия. Конечно же этому внутреннему состоянию соответствуют некоторые внешние проявления. Их-то мы и замечаем.
  Вернемся к нашему собеседнику. Вопрос задали - ответ (словесный и несловесный) получили. Какие-то внешние реакции заметили, какие-то - не успели. Задаем еще несколько "установочных" вопросов. Заметили больше. Таким образом, в вашей голове могут получиться как бы два списка. Например, таких:
 Согласие: "Да" Несогласие: "Нет" * Корпус подается вперед.
 * Кисти расслабляются.
 * Легкий кивок головой.
 * Лицо расслабляется.
 * Уголки губ поднимаются.
 * Веки прикрываются. * Корпус отклоняется назад.
 * Кисти напрягаются.
 * Движения (головы, плеч) из стороны в сторону.
 * Лицо "застывает".
 * Задержка дыхания. Теперь мы можем узнать, согласен он или нет, по любому вопросу. Очень удобно! Разумеется, списки можно существенно дополнить (за счет индивидуальных особенностей) и даже существенно изменить. Единственным ограничением здесь могут стать ваши собственные способности замечать, сортировать и запоминать внешнюю информацию. Эти способности постоянно развиваются и совершенствуются по мере применения навыка калибровки. Со временем они станут вашими надежными помощниками.
  Хочу обратить внимание читателя еще на одну тонкость. В НЛП предпочитают рассматривать обобщения с точки зрения их полезности, а не правильности или же истинности. Приведенный список внешних проявлений полезен в том смысле, что он демонстрирует наиболее типичные признаки, по которым можно определить состояние собеседника. При этом я ни в коей мере не берусь утверждать, что этот список верен во всех отношениях. Почему?
  Во-первых, мы уже обсудили, что карта - это не территория. Каждый новый собеседник продемонстрирует вам свой индивидуальный набор реакций (территорию внешних проявлений), который, скорее всего, будет в чем-то отличаться от нашего списка (т.е. от карты).
  Во-вторых, даже один и тот же человек в разных ситуациях может продемонстрировать разные территории. Например, если у него устали глаза, то моргать он будет несколько чаще обычного. Получается, что движения век в этой ситуации критерием быть уже не могут. Собеседник пришел с мороза и у него "горят щеки". Как насчет цвета лица? Таких примеров, как легко проверить, можно набрать множество.
  Какой из всего этого можно сделать вывод? Когда надо точно знать внутреннее состояние конкретного собеседника, именно этого собеседника и нужно калибровать. Тогда, созданная вами, карта индивидуальных реакций будет работать гораздо лучше, нежели любой более обобщенный список. Кроме всего прочего, это дополнительно развивает соответствующие способности. Второй вывод: можно существенно повысить надежность калибровки, уделяя внимание комплексу внешних проявлений, а не какому-то одному признаку.
  Итак, давайте еще раз перечислим признаки, по которым мы можем калибровать состояние другого человека. Мы можем...
 Увидеть Услышать Почувствовать мимику
 цвет кожи
 жесты
 дыхание (глубину, скорость, частоту)
 положение корпуса громкость голоса
 его высоту
 интонации
 и скорость
 дыхание и прочие звуки тела температуру
 влажность
 пульс
 дрожь
 дыхание
 мышечные напряжения В принципе, количество таких характеристик практически неограниченно. Ведь даже в мимике можно выделить особенности положения глаз, носа, губ, щек, подбородка, челюстей, лба... Каждую характеристику можно все больше и больше разукрупнять, то есть выделять множество составляющих деталей и работать с ними. Особенно интересно (да и полезно) отслеживать изменения всех этих признаков. Ведь именно по ним можно откалибровать смену состояния собеседника.
  Таким образом, развивая сенсорную остроту, мы получаем волшебный ключ к таинствам внутреннего мира собеседника. Любому внутреннему изменению соответствуют некоторые внешние проявления - изменения во внешнем облике человека. И чем больше нам удается отследить признаков изменения состояния собеседника, тем надежнее сделанные на их основе выводы. Тем качественнее собранная нами обратная связь.
 Пару слов о наблюдательности
  В районе часа ночи из одной из квартир многоэтажного дома все еще доносится ритмичный рев динамиков и топот многочисленных ног. Заспанный жилец решается наконец пойти навести порядок. Он полчаса звонит в дверь, наконец она открывается, и его взору представляется такая картина: На пороге в отцовском халате, с бутылкой коньяка в одной руке и сигарой - в другой, стоит восьмилетний Вовочка. Сзади в дыму, подсвеченном светомузыкой, мелькают тела обнаженных девиц... Вовочка:
  - Че надо?
  - Мальчик, а кто-нибудь из взрослых дома есть?
  Эффектная пауза, за время которой Вовочка успевает глотнуть коньяка и затянуться сигарным дымом. Наконец, взрослый получает ответ:
  - А сам-то как думаешь?
  Мечтая об умении читать мысли других людей, об изощренном искусстве калибровки, о блестящей сенсорно чувствительности... Стараясь определить тончайшие грани перехода между мышечными напряжениями на лице собеседника или между степенью покраснения кожи, мы зачастую пропускаем самое очевидное.
  Так, преподаватели, увлеченные своим предметом, напрочь не замечают, что некоторые слушатели уже откровенно зевают, кто-то с интересом читает посторонние книжки, где-то идут разговоры на отвлеченные темы... От скуки. Таким лекторам больше нужна не сенсорная чувствительность, а чувствительность внимания.
  Это вовсе не значит, что они совсем не внимательны. Напротив - они очень внимательно относятся к преподаваемому предмету. Они отдают ему все свое внимание, все 7?2 единицы контролируемой информации. А реакция зала - упускается. Помните, как рисуются карты? Так вот, в его карте будет содержаться очень удачная лекция (ни разу не сбился).
  Таким образом, все, что нам потребуется для более эффективного использования собственного внимания, так это перенаправить хотя бы его часть на получение обратной связи. А дальше - гибкость поможет. Развитая чувствительность наших органов восприятия, конечно, нужна, но она не заменит обычной внимательности к "мелочам" - наблюдательности. А ведь именно эти "мелочи", порою, дают большую часть информации о человеке.
  Некий врач, приехал к одному из своих постоянных клиентов вместе со своим учеником. После краткого осмотра и проверки пульса он строго взглянул на пациента и сказал:
  - Почему вы опять нарушили мои предписания? Я же запретил вам есть яйца!
  - Простите, доктор, а как вы догадались? - спросил уличенный пациент.
  - Я не догадался. Это строгий научный метод. Вы же знаете, что пища, которую вы употребляете, сильно влияет на ваш организм. Поэтому, я смог легко определить нарушение в диете по изменению пульсации крови.
  Само собой разумеется, что клиент смиренно пообещал свято соблюдать диету... Когда врач со своим учеником возвращались обратно в клинику, тот восхищенно воскликнул:
  - Профессор! Я поражен вашим искусством! Как вы смогли по одной только пульсации определить рацион пациента?
  - Идиот! У него рукав был испачкан желтком!
  Такие дела...
  Кстати, весьма интересный жанр человеческого общения - намеки. Вот уж где воистину помогает чувствительность внимания!
  Наташа Ростова посылает с посыльным записку поручику Ржевскому: "Сегодня муж уедет, и я буду ночью совершенно одна..."
  Ржевский: "Хорошо, наверное, быть ночью совершенно одной".
  Наташа: "Я буду спать в большой мягкой постели..."
  Ржевский: "Хорошо, наверное, спать в большой мягкой постели..."
  Наташа: "Я буду спать совершенно обнаженная..."
  Ржевский: "Хорошо, наверное, спать совершенно обнаженной..."
  Наташа, потеряв терпение: "Ржевский, приходите сегодня ко мне - займемся любовью!"
  Ржевский: "Намек понял".
 Азы моделирования
  Модель - практическое описание того, как что-то действует, конечная цель которого - использование на практике. Обобщенная, искаженная и содержащая упущения копия.
  Моделирование - процесс наблюдения, составления и внедрения моделей успешных людей: последовательности идей и действий (паттернов), которая позволяет справиться с задачей. Основа ускоренного обучения.
 Словарь НЛП
  Хотя на нашем уровне владения НЛП еще и рано говорить о полноценном снятии моделей успешного поведения с других людей, кое-какую идею я уже могу вам подарить. Конкретно: достижение любой цели может быть расписано с помощью модели Т.О.Т.Е. А стало быть, мы имеем возможность выделить ряд ключевых элементов стратегий успешных людей.
  Если вы хотите научиться чему-либо у другого человека, то в расспросах вам помогут четыре точки модели Т.О.Т.Е. Вопросы к первому тесту: "Чего ты хочешь добиться, когда начинаешь движение к цели?", "Зачем тебе эта цель?" Операции выясняются вопросами: "Что ты для этого делаешь?", "Какие действия ты совершаешь?", "Что ты при этом используешь?" Второй тест: "Как ты понимаешь, что продвигаешься к цели?" Выход: "В какой момент и каким образом ты решаешь, что цель уже достигнута?"
  Даже если вы лишены возможности задавать прямые вопросы, то все равно подаваемая им информация может быть размещена на этих четырех "полочках": что хотел, что делал, как ориентировался, когда вышел. Более того, благодаря такой сортировке вы сможете выявить действительно важные элементы стратегии. А лишнее - отбросить.
  Когда у вас есть ответы на каждый из вопросов модели Т.О.Т.Е., вы уже можете сравнить моделируемую стратегию с вашей собственной. Буквально по пунктам. И тогда вы легко сможете найти собственные ошибки, да еще и улучшить смоделированную стратегию за счет преимуществ вашей.
  Между прочим, а кто сказал, что моделировать надо только других? Можно снимать модели с самого себя! В каких-то делах мы более успешны, в каких-то - менее. Так вот, берем те случаи, где у нас все работает хорошо, и непосредственно переносим туда, где пока еще не все так гладко. Скажем, у меня отлично получается играть, но с трудом - работать. Выясняем в чем разница на уровне точек модели Т.О.Т.Е., и вот уже любая работа спорится...
  Примерно таким методом моделирования и пользовались при создании инструментов НЛП. Брали каждый пункт и искали его наилучшую реализацию.
  Не секрет, что в любой серьезной организации можно выделить сотрудников, отвечающих за каждый из пунктов "тоута". В отделе планирования сидят "первые тесты". Основная масса работников - это "операции". Обязательно наличие контролеров - "вторых тестов". Ну, и кто-то (глава?) следит за тем, как все эти планы реализуются, анализирует, оценивает...
  С наиболее успешных людей снимаются удачные стратегии. Так, собственно, и появились в НЛП понятия хорошо сформулированного результата, калибровки, гибкости средств и гибкости целей. Они-то и оказались сейчас к вашим услугам.
 Памятка на память
  * Выявленные в исследованиях в области искусственного интеллекта закономерности мышления человека оказались эффективными в приложении к моделированию человеческого совершенства. Благодаря найденным моделям удается описать успешные стратегии талантливых людей.
  * Появление "думающих машин" акцентировало внимание людей на необходимости создания точного и однозначного стиля общения. В основе такой коммуникации легла идея передачи сенсорной информации взамен суждений. Сенсорная информация проверяема с помощью органов восприятия, суждения лежат у области оценок и не могут быть квалифицированы, как верные или неверные.
  * Одной из самых первых и в то же время центральных моделей мышления стала модель Т.О.Т.Е. (Тест-Операция-Тест-Выход(Exit)). Она оказалась достаточно универсальной и простой. А следовательно - удобной в применении. В то же время, она сама по себе являет пример эффективной стратегии достижения целей, основанной на обратной связи.
  * Первый тест - это желаемое состояние, второй тест - текущее состояние, операции направлены на уменьшение разницы между тестами, выход - это критерий окончания движения к цели. Каждый из пунктов модели Т.О.Т.Е. содержит в себе несколько более мелких "тоутов", ответственных за их выполнение. Соответственно, каждый Т.О.Т.Е. является частью некоторого более глобального "тоута".
  * Модель Т.О.Т.Е. содержит в себе целый ряд пресуппозиций НЛП, акцентирующих наше внимание на необходимости проявления чувствительности к обратной связи и развития поведенческой гибкости. А также - разделения поведения и намерения.
  * Поведенческую гибкость можно понимать, как многообразие различных операций, направленных на достижение однотипных целей. Фактически - это количество способов, которыми мы можем достичь одного и того же. Различают гибкость на уровне средств и гибкость на уровне цели. В первом случае меняются операции, во втором - весь Т.О.Т.Е.
  * По внешним проявлениям человека можно определить его внутреннее состояние. Инструмент, который позволяет использовать эту возможность, называется калибровка. Степень точности калибровки зависит от количества параметров, по которым она проводится. Чем больше признаков учтено, тем качественнее результат.
  * Часто позитивный эффект от применения калибровки определяется перенесением фокуса внимания на другого человека. Сама внимательность позволяет собирать на порядок больше обратной связи, нежели ранее.
 Часть 2.
 Волшебная палочка
 Основа НЛПерского общения

<< Пред.           стр. 4 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу