<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  А может вам случалось когда-нибудь читать книгу в транспорте? Очень-очень интересную книгу? Когда читаешь и забываешь обо всем вокруг. Когда весь мир исчезает, и вы остаетесь наедине с книгой. Вы просто забываете, где находитесь. Вам жутко интересно, что же будет дальше, и взгляд даже не замечает строчек... Осторожно! Не пропустите своей остановки!
  Не вдаваясь в мелкие подробности, можно утверждать, что в каждый момент времени только часть окружающей обстановки занимает наше сознательное внимание. Только небольшая часть нам важна и интересна. Остальное - фон. Он - за кадром.
  На уроке физики:
  - Иванов, какая разница между молнией и электричеством?
  - Молния - это бесплатное электричество.
  И впечатления о прошедшей вечеринке у всех участников будут разными: "Там я познакомился с такой девушкой!", "А какой там был закусон!", "Терпеть не могу попсы!", "Было слишком поздно, еле домой добралась". Они были в одном месте, но каждый взял что-то свое. А фон - оставил. Просто не обратил внимания.
  Информация может быть существенной для нас и не очень. Это особенно ясно, когда сравниваешь происходящее на лекции с получившимся конспектом. Лектор может говорить и о погоде, и о дисциплине, и о мировой значимости его предмета... В конспект попадают только основные законы, формулировки и формулы - с краткими пояснениями. Остальное - вода. Впрочем, это тоже зависит от наших интересов - мне попадались конспекты с "крылатыми фразами" лекторов, типа "Векторок торчит сюда". Или так: "Тема лекции: Последствия похмелья". Видимо, ничего интереснее на лекции не было.
  Итак, упущение позволяет брать из мира только самое необходимое и игнорировать шум. Что особенно приятно в условиях дефицита объема нашего внимания.
 Маленькая главка о размерах внимания
  Очень интересный вопрос: сколько разных вещей может одновременно держать в фокусе своего внимания один человек? Сколько информации он способен одновременно воспринять? Каков объем нашего сознательного внимания? Вопрос действительно нетривиальный, ибо объем этот, очевидно, невелик. И им надо пользоваться грамотно.
  Проведем эксперимент.35 Выберите какие-нибудь три точки, на которые можете одновременно смотреть. Желательно, чтобы они были удалены друг от друга - так интереснее. Если они движущиеся, то следите за всеми изменениями, которые с ними могут происходить.
  За всем этим следим одновременно!
  Уже получается? Не сомневаюсь. Теперь нужно выбрать три звука, которые вы можете слышать. Звуки имеют особенность иногда исчезать, поэтому просто берите какой-нибудь еще. Позаботьтесь о том, чтобы этих звуков было всегда по три. Выбрали? Добавьте эти три звука к тем точкам, за которыми мы уже следим.
  Эксперимент набирает обороты. Участники стойко удерживают все шесть фокусов внимания, хотя некоторые уже норовят выпасть из нашего поля зрения. Ничего - подбираем и вновь продолжаем.
  Потому что впереди еще один этап - ощущения. Требуется выбрать три точки на теле и следить за всеми ощущениями в них. В каждый момент времени в нас что-нибудь да происходит. И в каждой из трех выбранных точек - что-то свое. Отследите.
  Теперь у нас уже девять точек внимания. Тем, кому удается с успехом удерживать всю девятку, могу порекомендовать попробовать продолжать чтение в этом состоянии. Те, кто отслеживает меньше, могут делать то же самое.
  А вы заметили, что пока вы отслеживали все эти точки, из вашей головы исчезли практически все мысли? У кого не исчезли, те могли бы удержать больше точек, если бы внутренний диалог немного помолчал.
  В свое время было проведено множество самых различных экспериментов для определения объема сознательного внимания. Были среди них и похожие на наш, и совсем другие. Один из вариантов: дается довольно длинный ряд чисел и несколько секунд для его запоминания. После чего числа закрываются а участникам предлагается восстановить его по памяти.
  Удивительно, но в абсолютном большинстве случаев количество восстановленных цифр было около семи. Точнее - колебалось в пределах 7?2, то есть от пяти до девяти. Более того, все проводимые эксперименты с перегрузкой сознания говорили о том же самом: 7?2 - это предел. Итак, объем сознательного внимания составляет 7?2 единицы информации.
  Причем, единица информации здесь - понятие весьма растяжимое. Мы с одинаковым успехом можем помнить о семи листочках, семи веточках, семи деревьях... Понятное дело, с разной степенью детальности: "Дерево - оно дерево и есть. Какие еще листочки!?"
  Для более эффективного запоминания мы часто разбиваем информацию на удобоваримые блоки. Так, семизначные телефонные номера с успехом превращаются в три блока. Теперь требуется воспринять и запомнить не семь цифр, а только три числа. А это - существенно легче. Что показательно, в экспериментах с рядом чисел лучшие результаты показывали те, кто запоминал их блоками по три цифры.
  14916253649648110 - вообще не воспринимается
  1, 4, 9, 1, 6, 2, 5 - разбили на читаемую последовательность
  149-16-25 - сила привычки
  149, 162, 536 - стандартные троечки
  1, 4, 9, 16, 25, 36, 49,.. - а вот до этого можно было додуматься
  Да. Если удается найти в числах смысл, то запоминание идет на порядок легче: n2 и никакого мошенства.
  Важное уточнение: 7?2 - это объем сознательного внимания. Столько единиц мы можем сознательно удерживать в поле своего зрения. А вообще-то наш мозг имеет полную запись того, что когда-либо поступало к нему от органов восприятия. Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе. Телефонный номер может быть запечатлен в виде одной картинки. Причем, вместе с бумажкой, на которой он был записан. Просто даже из собственных воспоминаний мы выбираем только 7?2 блока. И не более.
  Итак, событий вокруг море, а пить его приходится - по капле. Через маленькую трубочку размером 7?2 кусочка информации. Может быть, поэтому нам приходится упускать так много деталей?
 Поточнее об искажениях
  Искажение - процесс, в результате которого взаимосвязи между частями модели становятся отличными от реальных взаимосвязей между частями реального опыта. Одна из трех универсалий человеческого моделирования.
 Словарь НЛП
  Не думаю, что сильно совру, если скажу, что передать что-то без искажений практически невозможно. Это вам подтвердит любой художник. Да что там художник - любая фотография уже изображает объемный мир плоским. Любая аудиозапись хоть немного, но искажает реальный звук. Может быть вам удастся детально передать другому свое ощущение?
  - Не понимаю, что люди нашли в этом Карузо? У него же ни слуха, ни голоса!
  - А ты что, слышал, как он поет?
  - Нет, но мне приятель по телефону напел.
  Даже будучи непосредственным участником событий, мы умудряемся исказить реальность. Представляете, какая интересная работа у оперативников, допрашивающих свидетелей? "Он был весь такой страшный. Огромный! Весь в черном". "Злобная усмешка и колючие глаза". "Голос скрипучий, как ножом по стеклу". Помните классическое: "у страха глаза велики"?
  Заяц и медведь сидят в тюрьме.
  - Миша, здесь, наверное бьют, - говорит перепуганный заяц.
  Дверь открывается. и в камеру вталкивают верблюда.
  - Миша, посмотри, что с лошадью сделали!
  Что-то, что произвело на вас сильное впечатление, скорее всего запомнилось, как более яркое, значительное и громкое. Оно приобретает воистину громадные размеры. В нашем восприятии. А другое может превратиться в серое и невыразительное - незапоминающееся. Все такое блеклое, стандартное. Пресное и безвкусное.
  Глядя сквозь призму очарования на понравившуюся девушку, впечатлительный молодой человек видит настоящую королеву красоты. Она для него действительно самая красивая. Она просто прекрасна! А какая у нее восхитительная улыбка! Можете не сомневаться, что в его рассказе обязательно будут присутствовать ее прекрасные душевные качества и блестящий ум. Кто из нас не познал прелести влюбленности!
  Конечно же, это искажение.
  Можете даже не пытаться по этому описанию найти, кто же произвел на него такое грандиозное впечатление. Все эти "самые лучшие в мире глаза и гениальные мысли" существуют только в его представлениях. То, как он отреагировал на внешнее событие на девять десятых определяется его внутренним опытом. Его интересами и предпочтениями, душевными болячками и нуждами, ожиданиями, мечтами - изначальной предрасположенностью.
  Что-то изначально нам кажется более важным. Что-то - менее. Какую-то деталь очень хочется подчеркнуть, выделить. Или преуменьшить - мало ли что случается. Даже просто рассказывая приятелям о каком-то событии, мы наверняка где-то преувеличим, что-то недоскажем, в чем-то приукрасим.
  Сын рыбака, широко раздвигая руки:
  - Мама! Я сегодня ТАКУЮ пятерку получил!
  А представьте теперь, как исказится ваш рассказ, когда приятели примутся пересказывать его своим знакомым. Слушая вас, они пропускают его через свой собственный опыт. Свои представления. Свои карты. Вы говорите, что вы "были в походе и здорово отдохнули", и эта фраза может читаться, как "прошли по бурной речке", "устроили пикничок с водкой и ночевкой" или "взобрались на новую вершину". Каждому свое.
  Я пишу "родина", и каждый думает о чем-то своем. Я говорю "душа", и у каждого это слово находит свой отклик. Все мы когда-то узнавали значение каждого слова, и это было значение из жизни, а не из толкового словаря. Хотя, карта - это не территория, кто-то может быть учился именно по нему.
  Еще один оригинальный способ использования искажения - брать из мира только то, что хочется. Или переформировывать то, что дают. Скажем, верю я в то, что "все люди хорошие". Весьма, надо сказать, полезная вера. Допустим, некто делает мне зло36. Суждение "делает мне зло" в мою карту вряд ли пролезет - включается мой процесс искажения: "Не бывает поражений, бывает только обратная связь". Начинаем ее собирать.
  "Смысл коммуникации в реакции, которую она вызывает". - Что я сделал не так? "В основе любого поведения лежит позитивное намерение". - Чего он хочет добиться? "Вселенная - дружественная среда!" - Какую выгоду я могу из этого извлечь? И так далее - по пресуппозициям.
  Результат? Во-первых, ситуация разрешается наилучшим образом. Во-вторых, я сохранил хорошее настроение и контроль над ситуацией. В-третьих, человек получил то, что хотел, и ушел довольным. И наконец - вера в людей осталась нерушимой. А для этого все и запускалось. Искажение поработало на славу!
  К сожалению (к счастью), искажение прекрасно защищает любые убеждения хозяина - и поддерживающие, и ограничивающие. И те, что помогают человеку жить, и те, что мешают. И если женщина знает, что "все мужики сволочи и пьяницы", то она будет так искажать внешний мир, что это убеждение останется незыблемым. Она действительно сможет превратить всех мужчин вокруг в сволочей и пьяниц. Хотя бы в воображении. А тут еще и упущение с обобщением на помощь приходят...
  Что еще дает искажение? Оно дает новое! То, чего мы раньше никогда не видели и не слышали. С чем мы никогда не соприкасались. Это изначально заложенная в человека способность к творчеству. Развитию. Изобретательству. Искажения позволяют создавать что-то новое. Фантазировать, мечтать - творить. Без способности к искажению мы были бы вынуждены бесконечно воспроизводить то, что уже и так есть на этом свете. Ничего нового.
  Из дня в день.
  Подводя итог, можно еще раз выделить: Искажение - это способ упрощения сложной жизни до простой, понятной и предсказуемой. Это неминуемое следствие (да и причина) различия наших моделей мира. Это возможность обратить более пристальное внимание на отдельные детали происходящего. Где-то, даже способ приукрасить нашу жизнь. Это верный защитник наших убеждений и мнений. А еще в нем заложена наша способность к созданию чего-то нового.
  И это последний из описанной троицы способов создания моделей мира, которыми мы пользуемся: обобщениями, упущениями и искажениями.
 Чуть ближе к реальности
  Мета-модель - модель языка, которая определяет те лингвистические паттерны37, которые делают неясным смысл коммуникации, благодаря процессам искажения, упущения и обобщения (генерализации), и определяет конкретные вопросы, имеющие целью прояснить и поставить под сомнение неточности языка, чтобы восстановить их связь с сенсорным опытом и с глубинной структурой.
  Номинализация - лингвистический термин для обозначения процесса превращения глагола в абстрактное существительное и для обозначения самого существительного, образованного таким способом. Компонент мета-модели.
 Словарь НЛП
  Теперь, когда мы знаем, какими способами реальность заменяется своей упрощенной моделью, мы уже можем наметить пути возвращения. Возвращения к более полному миру. Конечно же, оказавшись связанными нашими собственными опорами - словами - мы теперь вряд ли сможем полностью вернуться в реальность. Карта - это не территория. И все же мы можем стать чуть ближе к ней самой.
  И сейчас я предлагаю обратить наше внимание на слова, которые мы произносим. Слова - это краски, с помощью которых мы создаем наше видение окружающего мира. Именно они помогают фиксировать постоянно изменяющуюся обстановку в виде устойчивых понятий, ложащихся в основание наших моделей мира. И чем богаче наша речь, тем разнообразнее получается карта реальности. И тем она щедрее.
  Звонит отец новому русскому и приглашает его в деревню помочь заколоть поросенка. "Базара нет", - говорит он. Приезжает, как положено, на 600-м "Мерседесе" и резво помогает папе.
  - Значит так, я с собой возьму передний, задний мост и раму поросенка, - говорит помощничек.
  - ???
  Проходит год - та же история. Закололи зверя.
  - Hу, папа, я - как обычно.
  - Э нет, сынок, теперь ты возьмешь передние фары, кардан, и выхлопную трубу.
  Именно с помощью слов мы передаем львиную долю информации другим людям. Точнее, с помощью условных обозначений на наших картах, которые могут иметь собственные значения в карте собеседника. И если он принимает свою интерпретацию ваших слов за истину, то он рискует получить совсем не то, что вы хотели передать. Более того, благодаря тому, что вы передаете упрощенную модель, он оказывается вынужденным самостоятельно дополнить недостающую информацию.
  Чукча спрашивает в кассе Аэрофлота:
  - Самолет до Чукотки сколько летит?
  - Минуточку...
  - Спасибо.
  Теперь-то мы знаем про обобщения, упущения и искажения. Осталось только выяснить, каким образом эти процессы выражаются в речи. В самые первые годы развития НЛП была сформирована мета-модель языка. В ней были выделены основные способы упрощения нашей речи. Конечно же, распределение их по трем категориям весьма условно, но определенный порядок все же сохраняется.
  Так, мы обобщаем, когда произносим что-нибудь вроде "все", "всегда", "везде", "любой", "каждый". При этом единичное событие разрастается по месту, времени, на всех участников... И получаем в полной мере все достоинства и недостатки обобщений. Как говорится, смотри выше. Соответственно, рождаются вопросы: "Любой?", "Каждый?", "Везде?", "Всегда?" И более интересный: "А нет ли каких исключений из этой закономерности?" Наконец: "Какой конкретно? Приведите хотя бы парочку примеров".
  - Почему ты все время молчишь?
  - ВСЕ время? Даже прямо сейчас?
  Если в моей речи встречаются слова "(не) могу", "(не) должен", а также "(не) следует", то я также обобщаю. Сравните: "он может петь" и "он вчера пел". Разве это одно и то же? В первом случае речь идет о его способности, а во втором - о действиях. Если человек сделал что-то однажды, то это не значит, что он всегда сможет это повторить. Один раз у него могло получиться чисто случайно. О способности можно говорить лишь после многократного повторения этого действия. Точно такое же бессмысленное занятие заявлять об отсутствии способности на основе одного неудачного опыта. Возможно, это было просто такое стечение обстоятельств...
  Не менее интересная история со словами типа "должен", "обязан", "следует"... Это опять же обобщение некоторого действия, превращающегося в предписание или же ограничение в зависимости от наличия или отсутствия предваряющей частички "не". Когда произносятся подобные слова, то все богатейшее пространство выборов схлопывается в единственный возможный вариант. Точнее, этот вариант обобщается и, разрастаясь, вытесняет из поля зрения всех своих конкурентов.
  А ведь есть же масса интересных вопросов, которые остаются "за кадром": "Что случится, если не сделать то, что "должен"?", "А если сделать то, что "не следует"?", Что мешает сделать то, что "не могу"?", "С чего вы взяли, что кто-то кому-то что-то должен?" Это весьма незатейливые вопросы, но мало кому удавалось говорить с прежней уверенностью, хотя бы однажды попытавшись на них ответить.
  Только будьте осторожны со всеми этими вопросами! Прежде чем спросить, убедитесь, что вам будут рады ответить. Ведь начиная с некоторого момента беседа рискует превратиться в допрос, что может вызвать очень даже адекватную реакцию:
  В трамвае:
  - Вы выходите?
  - Да.
  - А впереди вас выходят?
  - Да!
  - А вы спрашивали?
  - Да!!
  - И что они вам ответили?
  Одесса-мама... Но мы отвлеклись - продолжим.
  А как прячутся упущения? Например, с помощью деперсонализации и суждений: "Война была развязана". - Кем? "Считается, что данное поведение недопустимо". - Кто так считает? Как видите, главное действующее лицо попросту умалчивается. Или упускается.
  Не менее замечательным способом работают неконкретные существительные и местоимения. Конечно, фраза "некоторые люди могут быть опасными" звучит весьма осмысленно, но невольно задаешься вопросом: "Какие конкретно люди?" Кстати, если вы получаете какое-либо задание от начальства, то требование конкретики может существенно уменьшить объем работ.
  - Официант! Эти мухи в супе меня уже достали!
  - Скажите, какие конкретно, и я их выловлю.
  Не правда ли, сервис на высоте?
  Иногда действительно лучше вовремя уточнить, нежели самому додумывать подробности.
  Во Внукове приземлился самолет рейсом Кишинев-Москва. Пассажиры сходят с трапа. У одного сваливаются штаны:
  - Задолбал "Аэрофлот": то застегните ремни, то расстегните...
  Как вы думаете, какие именно ремни имела в виду стюардесса? Мы упускаем массу информации, когда употребляем неконкретные глаголы. Скажем, очень любимый мною глагол "отдыхать" содержит в себе огромное количество различных действий. Кто-то отдыхает, лежа на диване, кто-то - на теннисном корте. Кому-то поможет отдохнуть чашечка крепкого чая, кому-то - бутылка пива... Как именно вы отдыхаете? Как конкретно вы это делаете? Получили ответ и восстановили недостающую информацию.
  Но с глаголами-то еще можно разобраться. А что делать с номинализациями? Это когда некоторое действие, процесс превращается в нечто застывшее и неизменное.38 Глагол превращается в существительное. При этом, за таким существительным стоит не предмет, а действие или качество. Любовь, свобода, учеба - эти "вещи" не удастся потрогать, их просто нет в застывшем виде. Это процесс. Можно любить, быть свободным, учиться... А превратив эти действия в нечто статичное, мы крадем у самих себя возможность изменяться.
  "Грусть-тоска меня съедает..."39
  Грустить и тосковать можно перестать, а куда деть грусть с тоскою? Возвратим миру динамику40! Как только мы заменяем номинализацию глаголом, становится очевидным недостаток информации. Соответственно: "Где, когда и с кем вы этого хотите?" А еще: "Как именно?" По крайней мере, нелишним было бы поинтересоваться: "А как вы себе это представляете?"
  Не менее милые упущения мы можем себе позволить при сравнениях. В речи встретились слова "лучше", "более", "интереснее", "качественнее", и мы уже заостряем на них свое внимание. Как вам нравится такое заявление: "Мог бы и получше постараться!" - А по сравнению с чем (с кем)? Правда логичный вопрос? Старания заботливых мамочек: "Сегодня ты плохо поел!" - Что является критерием? "Плохо" - это как?
  - Мамочка, ты такая красивая, такая красивая... ну, как мотоцикл!
  Добрались и до искажений (хотя их и в предыдущих примерах было с избытком). Самый родной способ искажать окружающую реальность - это установление причинно-следственных отношений между различными явлениями. "Меня огорчает твое поведение". Буквально, эта фраза гласит, что чье-то поведение является причиной огорчения другого человека. Разве это так? Задумайтесь! От кого на самом деле зависит наше внутреннее состояние? Кто хозяин в нашей душе? В моей - я! Посему: "Как именно мое поведение связано с твоим огорчением?" "Что ты такого делаешь, чтобы огорчиться?" В общем случае: "Как причина связана со следствием?" После этих вопросов представлять себя следствием каких-либо внешних событий становится затруднительно. И даже если такая причинно-следственная связь оказывается верной, то заданные вопросы помогут смягчить невольное искажение.
  В автобусе старушка обращается к панку:
  - Сынок, на улице холодно, ты б форточку закрыл...
  - Бабка, я с тебя тащусь! Ты думаешь, если я закрою форточку, на улице станет теплее?!
  Другой, не менее любимый способ искажать мир в своей карте - это приравнивать совершенно разные явления. "Ты на меня не смотришь, значит, ты меня не слушаешь". - Как одно связано с другим? Вы уверены, что это одно и то же? С помощью этого замечательного способа, можно приравнять покупку шубы и вечную любовь, наличие сотового телефона и личную успешность... Скорее всего, толика правды в этом есть, но нельзя же так искажать реальность!
  Ближе к началу книги, я уже обращал ваше внимание на употребление пресуппозиций в речи. Это та часть фразы, которая принимается "по умолчанию". "Ты опять будешь врать?" - А с чего ты взял, что я в прошлый раз врал? Говорящий не спрашивает о прошлом разе, он просто предполагает. Стоит ли говорить, что его предположение может оказаться неверным?
  И последний из мета-модельных способов искажения - "чтение мыслей". Это фразы, в которых я предполагаю, что знаю, что творится во внутреннем мире собеседника. "Вам будет тяжело это сделать". - Как вы поняли? "Ну, вы же знаете..." - Да!?? "Вам будет нелегко со мной согласиться". - А как вы догадались?
  Таким образом, нам удалось классифицировать способы упрощения информации в нашем языке через обобщения, упущения и искажения. Более того, предложенные мета-модельные вопросы намечают пути восстановления утраченного. Почему только намечают? Потому что отвечать на них придется тоже словами. Пусть даже более конкретными.
 Формируя события...
  Слова и магия были вначале одним и тем же, и даже сегодня слова во многом сохраняют свою магическую силу. Словами один человек может осчастливить другого или повергнуть его в бездну отчаяния; словами учитель передает свои знания ученикам; словами оратор увлекает слушателей и формирует их суждения и решения. Слова вызывают эмоции и вообще являются универсальным средством воздействия людей друг на друга.
 Зигмунд Фрейд
  И все же я не ставил перед собой задачи обучить вас мета-модели в том виде и на таком уровне, на каком ею владеют профессиональные НЛП-консультанты. Да вам это и не нужно. А тем, кому действительно нужно, тем будет вполне достаточно этой главы. Они овладеют всеми этими вопросами самостоятельно. Тем более, что у создателей мета-модели подобной подсказки перед глазами и вовсе не было...
  Моя задача значительно скромнее. Мне только хотелось, чтобы вы лишний раз обратили внимание на то, как и какими словами вы пользуетесь. По моему глубокому убеждению, все слова волшебные, и то, что мы произносим, в той или иной степени формирует события вокруг нас.
  В темном переулке бандит пристал к девушке.
  - Жить хочешь?
  - А с кем?
  - Деньги есть?
  - А сколько надо?
  - А ну, раздевайся!
  - А ты?
  - Ты не хами, не хами - я на работе!
  Мне было бы очень приятно, если бы эта глава научила вас использовать более мягкие слова и выражения. Зачем произносить "все", когда это только "большинство". Кому приятно выслушивать категоричное "ты должен", когда он имеет собственный взгляд на вещи. Старайтесь говорить о возможности, а не о необходимости. "Ты можешь" добавляет выбор и оставляет свободу, "ты должен" - предписывает один вариант. Какая польза от ограничительного "я не могу", когда более верной была бы фраза "у меня не получилось". Задумайтесь, ведь "тебе следует" вовсе не такая уж очевидная вещь. Дополните ее хотя бы аргументацией.
  Если речь идет о передаче важной информации, было бы полезным позаботиться о ее полноте и конкретности. Все существительные и глаголы в какой-то степени неконкретны, но какие-то более, а какие-то - менее. "Работать" - это одна степень конкретности, "пилить" - другая. Если вы уж так привыкли к номинализациям, то пользуйтесь ими на здоровье! Разве что желательно хоть иногда вспоминать об их происхождении и восстанавливать утерянную информацию. А перед тем, как что-то с чем-то сравнить, ответьте хотя бы себе на вопрос о критерии и о том, с чем сравниваем.
  Что можно сказать про искажения? Просто, в тот момент, когда вам в очередной раз захочется связать две свои фразы оборотами вроде "потому что", "значит" и т.п., задайтесь мета-модельным вопросом: "А как это связано?" Вы удивитесь, насколько мягче станут ваши формулировки. То же самое и про "чтения мыслей" - вы уверены, что обладаете этим даром? А уж про пресуппозиции я столько писал, что осталось только упомянуть их. Вы же знаете, что это фундамент нашего общения.
  Проведите инвентаризацию собственного словарного запаса, и вы здорово облегчите жизнь своим собеседникам, ведь ваша карта станет богаче и чуть ближе к территории.
 В начале была цель
  Условия хорошо сформулированного результата - способ мышления о результате и способ его выражения, который делает его как достижимым, так и проверяемым. Это основа согласования результатов и получения экологичных решений.
 Словарь НЛП
  Попали на необитаемый остров француз, англичанин и русский. Нашли бутылку. В ней, как ни странно, был долгие годы заточен джинн. Естественно, он решил отблагодарить спасителей и исполнить по два желания.
  - Миллион фунтов и домой! - сказал англичанин и исчез.
  - Десяток красоток и домой! - очевидное желание француза.
  Оставшись в одиночестве, русский загрустил:
  - Хорошая была компания. Ящик водки и всех обратно!
  Привалило счастье! Сказочный джинн или Золотая Рыбка согласились исполнить ваше желание! Или два. А может и три. Но только прямо сейчас! На раздумья несколько секунд, от силы - минута. Загадать решитесь? Мудрый старик из "Сказки о рыбаке и рыбке" от такого счастья отказался...
  Потому что был к нему не готов. А вы готовы? Вы готовы встретить свой успех? Существует мнение, что успех начинается с правильно поставленной цели. Действительно, как понять, добились ли вы успеха, если вы даже не представляете, чего вы хотите? Сразу возникает вопрос: "А в чем конкретно вы собирались достичь успеха? Как вы себе его представляете?"
  Жена врачу:
  - Доктор! Есть хоть какая-нибудь надежда?
  - В зависимости от того, мадам, на что вы надеетесь.
  Если вы сами не сможете сходу ответить на эти вопросы, то никакой маг и волшебник за вас не ответит. Это в лучшем случае. В худшем - ответит самостоятельно.
  Ползет негр по пустыне. Умирает - пить хочет. Видит на бархане кувшин. Разумеется, вместо вожделенной воды там обитал Джинн. Обрадованный негр решил потребовать за спасение с Джинна выполнения его желания:
  - Хочу быть белым, и чтобы вокруг было много воды и голых женщин.
  И стал он унитазом в женском туалете...
  Порою люди могут потратить море усилий на абстрактную мечту о хорошей жизни, не удосужившись выяснить, что это такое. У них, конечно, есть некое представление об этом, но до четкой цели ему еще далеко. Так и мечутся, разбрасывая усилия направо и налево. То вдруг им показалось, что счастье невозможно без машины, то стала жизненной необходимостью дача, то захотелось наладить отношения в семье...
  Даже иногда получая желаемое, они никак не могут сообразить, то ли они получили, не обманули ли их в чем, не просчитались ли они?
  - Официант! Что вы мне подали - кофе или помои?
  - А вы разве не можете отличить?
  - Нет.
  - Тогда какая вам разница?
  Действительно, какая вам разница, что вы получили, если вы даже не определили четко свои пожелания? Что ж, волшебство НЛП к вашим услугам. В свое время было потрачено достаточно много усилий на выявление условий хорошо сформулированного результата. Теперь вы за несколько минут сможете проверить и подкорректировать собственную цель.
  И, возможно, после этого она покажется намного четче, конкретнее и даже достижимее, чем ранее. Убедитесь, что...
 1. Цель заявлена утвердительно
 2. Ее достижение зависит от вас
 3. Она подтверждаема с помощью органов чувств
 4. Находится в нужном контексте
 5. Сохраняет все преимущества настоящего положения
  А после того, как вы добавите еще четыре пункта, можете считать, что произвели полную спецификацию цели. После чего можно смело браться за ее достижение.
 6. Цель имеет подходящие размеры
 7. Подобраны ресурсы для ее достижения
 8. Вы исследовали возможные препятствия на пути к цели
 9. Намечены первые шаги
  Осталось только пояснить каждый из пунктов.
 1. Цель заявлена утвердительно
  Лучше всего об этом знают те, кто знаком со стрелковым оружием. Наметил себе мишень, поймал ее в прорезь прицела и посылай пулю прямо к цели. Авось долетит - это уже зависит от квалификации стрелка. В любом случае, у него гораздо больше шансов добиться желаемого результата, чем у тех, кто поступает иначе.
  В авиакассе:
  - Дайте мне, пожалуйста, один билет от Москвы.
  С такой "целью" далеко не улетишь. Или наоборот - улетишь, но совсем не туда, куда хотел. Цель должна быть заявлена утвердительно. Правильная формулировка должна содержать максимум конкретной информации: куда вы хотите полететь, когда, на каком рейсе, в каком классе... Чем точнее закажете, тем больше вероятность оказаться на нужном самолете.
  Все, вроде бы, понятно, но мы настолько привыкли мыслить "от противного", что сразу перестроиться бывает не очень легко. Классический лозунг борцов за мир: "Чтобы не было войны!", "За мир без насилия!" Обратите внимание: слово "борьба" предполагает наличие противника, ориентацию на войну.
  - Будет ли Третья Мировая война?
  - Нет. Но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется!
  Многие уже настолько привыкли бегать от плохого, что все их желания формулируются через то, от чего они мечтают избавиться. "Сбросить лишний вес". "Бросить курить". "Перестать страдать". "Избежать нищеты". "Побороть бессонницу". Рисуя себе эти страшные стимулирующие картинки, они в ужасе пытаются от них убежать.
  Но бежать-то им некуда! Пока у них нет впереди четкой цели, они вынуждены ориентироваться по своим бедам. То есть постоянно оборачиваться назад: "Далеко ли мы уже убежали?" Оглядываясь, приходится постоянно вспоминать о собственных ограничениях и недостатках. И постоянно чувствовать себя от этого плохо.
  Впрочем, некоторым на свою беду убежать все-таки удается. От постоянных ссор с женой - в свободный полет холостяцкой жизни. От маленькой зарплаты - к пособию по безработице. От постоянных стрессов - в пьяный покой. Теперь они уже не видят пугающего ориентира. И оказываются в безвестности. Без каких-либо ориентиров. Раньше они боялись чего-то конкретного. Теперь приходится бояться неизвестности. Если раньше можно было оправдывать свои проблемы плохими близкими, то теперь, лишившись их общества, обнаруживаешь все эти неурядицы в себе самом.
  "Из огня да в полымя"
  Убегая от одной проблемы очень легко "вляпаться" в другие. Действительно, чтобы убежать, вам постоянно приходится глядеть назад. А ноги, тем временем, несут вперед. А глаз на затылке Создатель не предусмотрел. Самое предсказуемое в такой ситуации - это оказаться в другой крайности. Если она, конечно, есть.
  Некоторые врачи шутят:
  "Возле клиники для похудения нужно сразу же ставить клинику для лечения анорексии41. Тогда пациенты будут постоянно кочевать из одного здания в другое, и доход будет вечным".
  Выход из этой ситуации именно в позитивных формулировках. Ставьте себе позитивные цели! "Стать стройнее и грациознее". "Научиться управлять своими желаниями". "Стать счастливым человеком". "Разбогатеть". "Приобрести здоровый крепкий сон". От этих слов веет силой и новыми перспективами. Когда человек ставит перед собой столь привлекательную цель, его мысли уже заняты подбором ресурсов и выяснением собственных возможностей.
  Начиная движение, он уже идет непосредственно к ней, и ему действительно легко ориентироваться. Цель зовет, и путник может свободно определить, как близко ему еще осталось до нее идти, какие средства ему в этом помогут, а может быть - какие альтернативные цели он еще может достичь по пути.
  А об отрицаниях стоит поговорить несколько подробнее.
 Волшебные свойства отрицаний
  Проведем эксперимент. Вот вам небольшое задание: "Представьте себе, как лает собака". Представили? Полагаю, что - да. Не сомневаюсь, что хоть собака на вашей картинке оказалась несколько иной, чем ее представлял я, она все же лаяла. Как и было попрошено.
  Теперь изменим просьбу на противоположную: "Представьте, что собака не лает". Попробуйте... Дальше начинаются фокусы: кто-то представил, что собака теперь спокойно лежит у своей конуры, чья-то - зарычала, кому-то оказалось достаточным перечеркнуть предыдущую картинку...
  А задание не смог выполнить никто. Простите мою категоричность и прочитайте объяснение. Сравните: когда я попросил вас представить лающую собаку, вы все создали соответствующие картинки. То есть правильно выполнили задание. Когда же нужно было вообразить собаку, которая не лает, вы стали подсовывать более или менее подходящие заменители, которые не противоречат прозвучавшей просьбе. Жующая собака - такая же "нелающая", как и спящая.
  Чтобы хоть как-то отобразить отрицание вам пришлось восстанавливать первую картину, чтобы ее перечеркнуть, либо - описывать все остальные возможности. А это - хлопотно. Не говоря уже о появившихся многочисленных расхождениях в образах разных участников эксперимента.
  Чукча вернулся из Москвы, делится впечатлениями:
  - Однако, паровоз видел.
  - А что это такое?
  - Сани знаешь?
  - Да.
  - Совсем не похож!
  Попытка определить хоть что-нибудь через отрицание заранее обречена на провал. Чисто теоретически, конечно, можно сказать, что паровоз, это не сани, не апельсин, не магнитофон, не дерево... Другое дело, что - замучаешься.
  Впрочем, "нет худа без добра": реклама хорошо известного газированного напитка вся основана на том, каких выгод вы не получите, испробовав его. Разумеется, все эти заявления снабжены соответствующим видеорядом.
  Мозг работает на утверждениях, а отрицания существуют только до тех пор, пока мы обращаем на них сознательное внимание. Природа не знает частицы "не". Ее придумал человек. Для тех, у кого дома есть четвероногий друг, предлагаю крикнуть ему как-нибудь "Не гулять!" и убедиться в истинности этого заявления.
  Лучше всего отношение к частице "не" сформулировал мой племянник (в возрасте год и два месяца). Когда ему говоришь: "Дима, нельзя!" Он тут же эхом отвечает: "Льзя! Льзя!" Слова из двух слогов ему пока еще не даются.
  Так что, если хотите облегчить человеку понимание, говорите по возможности утвердительно. Не так уж и не легко не потерять ни одну частицу "не" ни разу не перечитав немного непонятное утверждение, и я нисколько не сомневаюсь, что некоторая нестройность фразы не смогла ни у кого не вызвать ни капли затруднения.
  Многочисленные частицы "не" способны буквально "пожирать" объем нашего внимания, отнимать его у самой сути предложения. А ведь мы с вами знаем, что этот объем весьма невелик: 7?2 единицы информации. И каждая "не" забирает как минимум одну из них. Переполняя свою просьбу отрицаниями, можно здорово затруднить ее понимание. И выполнение.
  Просто по факту. Как действует механизм понимания? Услышав слово, человек должен подобрать ему соответствующий эквивалент в своей карте. То есть - понять его. Добавив к нему отрицание, он уже вынужден искать этому эквиваленту противоположный по значению.
  Идет человек по скользкой тропинке. "Не поскользнись!" Стало быть, нужно осознать, что такое "поскальзываться" - вспомнить пару-тройку моментов с этим интересным действием. Потом, если хватит времени, хорошо бы найти что-нибудь противоположное этому опыту. И только после этого внять совету. Почему может не хватить времени? Потому что пока он думал над этой фразой он вынужден был отвлечься от дороги да еще и вспомнить, что такое потеря равновесия.
  Странно, но несмотря на то, что люди давно и прекрасно знают это свойство мозга, приведенный выше абзац порою читается как настоящее откровение. Я просто настаиваю, что об этом знают все воспитатели и все, кого когда-либо воспитывали! Попробуйте скажите ребенку, что нельзя говорить такие слова, как "..."42, с ним еще рано обсуждать темы "...", и он сразу же спросит: "А что это такое?" Или: "Повтори, пожалуйста, я не расслышал".
  И совсем банальная издевка: "Не думай о белой обезьяне!" Если вы о ней раньше и не собирались думать, то теперь - придется. Чтобы хотя бы понять смысл этой просьбы. Более изощренные "садисты" запрещают смотреть в верхний левый угол страницы... Зачем вы только что туда посмотрели? Чтобы понять, куда смотреть не надо. И дело здесь вовсе не в чувстве противоречия - это просто способ понимания.
  Иду по рынку. В паре минут ходьбы друг от друга стоят два лотка. Их роднит то, что оба производят распродажу по сниженным ценам. Но у одного надпись: "Недорого", у другого - "Дешево".
  Не знаю как вам, но мне больше льстит покупать недорогой товар. Так я экономлю деньги. И совсем не хочется размениваться на дешевый - как бы не продешевить! Субъективно, зато показывает важность оболочки - может быть и товар-то у них одинаковый, да только... Не тянет.
  Подумайте, что вы на самом деле произносите, когда отвечаете на вопрос "Как дела?" - "Неплохо", "Не жалуюсь", "Ничего плохого". На чем вы акцентируете свое внимание? Можно ведь играть и в другие игры: "Отлично!", "Прекрасно!", "Хорошо". В крайнем случае - "Нормально". Хотите пожаловаться? Легко! "Не особо хорошо", "Не удачный день", "Не так, как хотелось бы". Ориентируйтесь на желаемое в любых ситуациях, и оно придет к вам гораздо быстрее.
  Слова буквально управляют направлением внимания человека. Поэтому запреты вроде "по газонам не ходить" часто помечают хорошо протоптанные тропинки. Или место будущей дорожки...
  Мужик, выйдя из бани в раздевалку обнаружил, что забыл дома полотенце. Он бы так и ходил мокрым, если бы на глаза ему не попалась надпись: "Занавесками не вытираться!"
  По поводу таких табличек - слово "не" очень быстро стирается заботливой детской рукой. Или взрослой.
  И еще раз. Если хотите, чтобы ваша просьба оказалась выполнена, сформулируйте ее утвердительно. Ребенку будет гораздо легче "сидеть смирно", чем "не ерзать". Приятелю будет проще "улыбнуться", чем "не хмуриться". Гораздо полезнее бывает "успокоиться", вместо "не беситься".
  Это особенно актуально, когда ваши слова будут приниматься к сведению не прямо сейчас, а через некоторое время. И возможно - на автомате.
  "Купи мне какую-нибудь жвачку, только не "Жуй-Плюнь". "Так... Надо взять пива, воды, орешков и жвачку. О какой там жвачке он упоминал? Кажется только не "Жуй-Плюнь". Ага! Еще раз: пива, воды, орешков, "Жуй-Плюнь".
  Суматоха, сами понимаете...
 2. Достижение цели зависит от вас
  Отец просматривает дневник своего сына и укоризненно качает головой. Сын участливо спрашивает:
  - Как ты думаешь, папа, тут виновата плохая наследственность или влияние окружающей среды?
  Даже если теперь ребенок сформулирует свою цель позитивно: "Хочу, чтобы у меня была хорошая наследственность и позитивное влияние окружающей среды", останется еще множество интересных вопросов. Что он может сделать для ее приближения? Находится ли цель вообще под его контролем? Сможет ли он взять на себя ответственность за ее выполнение?
  Пока что - сомнительно. Чтобы цель зависела от нас, мы должны приложить ее к себе. На себя мы еще повлиять сможем, а вот на "плохую наследственность" или "окружающую среду" - весьма проблематично. И бессмысленно. Попробуй втолкуй Миру, каким он должен быть на самом деле! А потом убеди его, что к твоему мнению стоит прислушаться.
  Это же отличный способ нажить себе невроз! Рецепт тому, кому это надо: ставь цель вне своей компетенции, а потом волнуйся "на здоровье", что она никак не желает приближаться. "Хочу, чтобы был мир во всем мире!", "Чтобы все вокруг были счастливы!", "Чтобы всегда светило яркое солнышко!" и "Чтобы люди понимали друг друга!" Как некоторые умудряются ставить свое настроение в зависимость от мировых проблем?!! Как они могут отвечать за то, что не находится под их контролем? Хотя... иногда приходится:
  Новые русские приезжают на курорт. В первый же день выходят на прекрасный берег океана:
  - Красота! - восхищается один. - В Москве сейчас дождь, слякоть, грязь... А здесь - солнце светит, тепло, хорошо! И представляешь - все время, пока мы здесь будем, будет стоять такая же прекрасная погода!
  - Ну, братан, тебя за язык никто не тянул - за базар ответишь! Чтобы погода была, как обещал!
  Соответственно, когда формулируете желательный результат, убедитесь, что у вас есть возможности для его достижения. Проверьте: каждый этап должен зависеть только от вас и находиться под вашим контролем. Не надо становиться рабом обстоятельств. Лучше быть единовластным хозяином собственной цели.
  Новый русский заслал своего управляющего на Черное море, чтобы тот обеспечил ему достойную встречу. Управляющий приехал на первый попавшийся курорт, осмотрелся и сразу же направился в дирекцию:
  - Через месяц сюда приедет мой хозяин. Нужно создать соответствующие условия. Он любит выходить на веранду собственного номера...
  - Но у нас нет номеров с верандами!
  - Сделайте! Хозяин платит. Теперь, мне не нравится, что у вас скалистые берега. Нужен песчаный пляж.
  - Но...
  - Хозяин платит! Море у вас слишком грязное - надо бы почистить.
  - Вы представляете, сколько это стоит?!
  - Хозяин платит. Облака надо бы разогнать... Да, и еще: чайки у вас какие-то дикие - носятся, орут, гадят, где попало...
  Приезжает хозяин. Выходит на веранду своего личного номера, смотрит на песчаный берег - любуется на восходящее на идеально чистом небе солнце, отражающееся в кристально чистой воде. По берегу чинно и тихо ходят парами чайки...
  - Красота то какая! Ну разве за деньги такое купишь?
  До чего же люди любят изменять окружающий мир! Они тратят на это такую тьму ресурсов, что просто обидно. Обидно, что все эти ресурсы тратятся впустую! Мир настолько всеобъемлющ, что титанические усилия отдельных личностей оказываются только легчайшей косметикой, легко смываемой рекой времени.
  Попросил старик у Золотой Рыбки жену помоложе, а она ему и отвечает:
  - Ох, старик, жену-то я тебе дам, да ты бы лучше для себя чего-нибудь попросил.
  Изменять других - дело неблагодарное. В первую очередь потому, что другим такие изменения не нужны. Они могут быть нужны вам, но не им! Приложенные усилия - это ваша прихоть. И прихоть, как правило, бесполезная. Займитесь лучше собой! И тогда вы вдруг удивитесь, как разительно изменилось все вокруг...
  - Я вот три жены сменил и теперь точно знаю, что им надо.
  - И чего же?
  - Мужика хорошего!
  Он-то теперь знает. А вы?
  "Я хочу, чтобы мой муж занялся психологией!" - Это нужно ему или вам? Что вы можете сделать с собой? "Хочу, чтобы близкие больше помогали мне". - Может быть лучше позаботиться о том, как научиться большей самостоятельности? "Меня бесит, когда люди задают идиотские вопросы!" - Вопрос скорее в том, насколько вы являетесь хозяином собственного настроения. "Этот президент - полный кретин!" - А какой вы правитель в государстве своей души?
  Примените к себе! На любой из этих заказов можно задать и более мягкие вопросы: "Что лично вы можете для этого сделать?", "Как достижение этой цели зависит от вас?", "Сможете ли вы отвечать за ее выполнение?" Все эти вопросы возвращают нас к главному - цель должна относиться к нам и находиться под нашим личным контролем.
  Тогда она станет реальней и достижимее.
 3. Цель подтверждаема с помощью органов чувств
  - Будете копать отсюда и до обеда!
 Армейский не юмор
  - Вы слышали? Режиссер потребовал пятьсот статистов!
  - В костюмах той эпохи?
  - Нет, в обычных - заполнить зал.
  Когда вы придумываете для себя желаемый результат, задайтесь простым вопросом: "Как я пойму, что я его уже получил?" Не так уж и много людей серьезно относятся к этому вопросу. Между тем, если критерий успешности пьесы в заполненности зрительного зала, то его можно заполнять самыми разными способами.
  Можно впасть и в другую крайность. Когда мы совершенно не представляем, как выглядит наша цель, то получая желаемое, мы даже не замечаем этого и проносимся мимо нее. Мы бываем настолько заняты самим процессом поиска клада, что пропускаем несметные сокровища, о которых так долго мечтали.
  Есть много прекрасных и при этом зачастую вечных целей. "Изучение иностранных языков". - Сколько языков вы хотите знать? Как вы поймете, что уже владеете изучаемым языком? "Самосовершенствование!" - В чем, как и до каких пределов? "Богатство!" - На каком уровне доходов вы собираетесь остановиться? "Счастье!" - А в чем вы привыкли его измерять?
  - Нет предела совершенству! - сказал солдатик, сотый раз перекрашивая забор воинской части.
  Какой сигнал дадут вам ваши органы чувств, чтобы ознаменовать вашу победу? Когда мне уже можно начинать радоваться своему успеху? Именно так, иначе можно всю жизнь ощущать свою бедность, откладывая "на черный день" очередной миллиард долларов. Немного точнее: "Что я увижу, услышу или почувствую, когда достигну своей цели?"
  Муж возвращается из командировки и сразу же начинает допрашивать сына:
  - Приходили ли к маме какие-нибудь дяди?
  - Приходил какой-то дяденька, они с мамой закрылись в спальне и включили музыку. А больше я ничего не видел - они повесили на замочную скважину трусы.
  - Опять эта проклятая неопределенность!
  Пусть люди мучаются, зарабатывая третье высшее образование, не зная куда приткнуть первые два... Пусть кто-то старательно учится острить, когда уже давно стал всеобщим посмешищем... А мы поставим "галочку" на этом пункте спецификации цели и перейдем к следующему.
 4. Цель находится в нужном контексте
  Контекст - ситуация, условия, обстановка, структура, в которой происходит событие. Данная обстановка во многих случаях будет определять истолкование конкретного опыта или события.
 Словарь НЛП
  В США подготовили разведчиков и забросили их к нам. Один из них вышел из лесу в деревню и попросил старушку дать напиться. Старушка:
  - Пей, сынок. А правда ли, что у вас в Америке коровы перестали доиться?
  - С чего это ты, бабушка, взяла, что я из Америки? Я здешний хлопец.
  - Может, ты и хлопец, да только негров у нас отродясь не бывало.
  На решение некоторых задач можно потратить море усилий. В пустую. Если мы не учли контекст, в котором будет действовать наш результат, мы не учли практически ничего. Потому что уместность чего угодно определяется именно местом его приложения. Окружением, временем - обстановкой.
  То, что в одних обстоятельствах было бы для вас желанным, может погубить всю вашу карьеру в других. То, что уместно в одно время, не всегда пригодно в другое.
  Конец войны. Штирлиц идет по бункеру Гитлера. Наткнувшись на фюрера, он вытягивается в струнку:
  - Хайль Гитлер!
  Гитлер устало машет рукой:
  - Хоть бы ты, Максимыч, не подкалывал!
  Невинное желание всегда сохранять радостное расположение духа в дни траура может вызвать всеобщее негодование. Как минимум - непонимание. Поэтому, даже тогда, когда ваше желание кажется вам уместным всегда и во всем, спросите у себя: "Где, когда и с кем я этого хочу?" В любом случае, это поможет ей приобрести более конкретные очертания. Учтите возможные обстоятельства, уточните время и место - уделите этому толику своего внимания и вы еще не раз этому порадуетесь.
  После семейной консультации:
  - Ну как? Вас устраивают результаты нашей работы?
  - О да! Буквально несколько дней назад мы с мужем ужинали при свечах. Звучала тихая нежная музыка, наши глаза встретились, и вдруг словно какая-то искорка проскочила между нами. Мы бросились друг другу в объятия и предались любовным наслаждениям прямо на столе! Только...
  - Что, "только"?
  - Только нас теперь больше не пускают в этот ресторан.
  Работа с парой была проведена замечательно. Единственное, что осталось без внимания консультанта - контекст. Он-то и сыграл значительную роль. Вообще, контекст - штука очень занимательная! В некоторых случаях он буквально развязывает руки:
  - Кто такой массажист?
  - Это человек, который получает с женщин деньги за то, за что остальные мужчины обычно получают по морде.
  И еще раз:
  Здоровый сон ночью в постели полезнее, чем днем на работе. Громкий голос пригодится на трибуне, но не в читальном зале. Сотовый телефон в бане - не есть главное мужское достоинство. Нежные объятья на борцовском ковре помогут хуже, чем стальной захват. Прекрасные розы больше понравятся вашему начальнику, если это женщина... А микроволновая печь особенно хороша, когда в доме есть электричество.
  Придумывая себе цель, учтите ее контекст. Определите, где и когда и при каких обстоятельствах она вам нужна, а при каких - нет. Конкретизируйте свой ответ настолько, на сколько это вообще возможно. А результат от этого станет все более отчетливым и ясным.
 5. Цель сохраняет все преимущества настоящего положения
  Экология - забота о целостности взаимосвязей между существом и окружающей средой. Употребляется также в отношении внутренней экологии: уравновешенность взаимосвязей между личностью и ее мыслями, поведением, способностями, ценностями и убеждениями. Динамическое равновесие элементов в системе.
 Словарь НЛП
  Иначе говоря, ничего ли вы не потеряете, достигнув своей цели? Мне удалось устроиться на высокооплачиваемую работу. А как теперь со временем? Какие теперь отношения с родными, близкими, друзьями? Сколько теперь стоит минута моего отдыха? Что там насчет перспектив дальнейшего роста?
  Парочка у стен ЗАГСа:
  - Милый, я должна тебе признаться: я не умею готовить.
  - Не беспокойся, дорогая, тебе не придется готовить, так как я не умею зарабатывать.
  Ничего ли вы не лишитесь в процессе ее достижения? Поставили перед собой цель стать лучшим из лучших в выбранной стезе. А через несколько лет упорного труда вдруг обнаруживается, что у вас полно почитателей, но совсем нет ни друзей, ни семьи. Кто-то показался вам слишком примитивным, на кого-то не хватило времени, кому-то - душевной теплоты...
  Снесла курица яйцо весом пять килограммов, что не могло не вызвать сенсацию в округе. Приехал журналист, берет интервью у курицы:
  - Как это у вас получилось?
  - Это мой маленький женский секрет.
  - Ваши планы на будущее?

<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу