<< Пред.           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  - Чудак! - отвечает пес. - Ты только представь, сколько денег мы загребем завтра!
  Однажды признав, что не бывает поражений - бывает только обратная связь, мы раз и навсегда выносим себя из-под оценки. Мы не проигрываем - мы получаем возможность еще более усовершенствовать свои действия. Конечно же, это достигается сбором обратной связи и грамотным использованием ее в последующих попытках. Иначе можно раз за разом достигать одного и того же совершенно ненужного результата.
  Повадился ежик в продуктовый магазин за сметаной ходить. Приходит, встает в очередь, покупает трехлитровую банку и уходит. А на следующий день опять то же самое. Чеpез две недели надоело это все продавцу - спрашивает он ежика:
  - Ежик, а зачем тебе так много сметаны?
  - Да так, - отвечает тот.
  - Ну, хоть куда ты ее деваешь-то?
  - Ну, пойдем, посмотришь, - говорит ежик и, забрав банку сметаны, они идут в лес.
  В лесу тропинка, рядом с тропинкой дерево стоит, старое такое. Ветка дерева прямо над тропинкой растет. Залазит туда ежик с банкой и... падая, роняет ее на землю.
  - И вот такая хреновина каждый день...
  Как же собирать эту самую обратную связь? Перед очередной попыткой следует спокойно взглянуть со стороны на возникшие при достижении нашей цели сложности. Какие причины? Как мы попали в трудную ситуацию? Что при этом происходило? Какие были ошибки в нашем поведении? Какие меры следует принять в дальнейшем во избежание повторения проблемной ситуации? Как мы еще могли бы повести себя при ее повторении?
  Потратьте несколько минут на сбор информации, и они еще сторицей окупятся. Это действительно выгодное вложение.
  Воспитательница детского сада потратила четверть часа на то, чтобы натянуть рейтузы на маленькую девочку. После чего девочка сказала:
  - Это - не мои.
  Проклиная все на свете, воспитательница потратила еще столько же, чтобы стащить рейтузы обратно.
  - Это моего братика, - сообщила девочка, - только мама сегодня надела их на меня.
  Подсчитаем затраты времени? На сбор информации ушло бы минут пять плюс пятнадцать минут на одевание ребенка. Итого двадцать минут на всю работу. Взрослая воспитательница пошла другим путем...
  После сбора обратной связи приходит время следующего шага. Это вырабатывание нового поведения, формирование новой цели. Хорошо, повторения такой ситуации я не хочу. Тогда что я хочу вместо этого? Что я могу для этого сделать? Как я пойму, что я это получил? Где, когда и с кем я этого хочу? Какие эффекты это привлечет в мою жизнь? Какие ресурсы мне для этого понадобятся? Какие препятствия могут возникнуть у меня на пути? Какие первые шаги для достижения цели я уже могу сделать?
  Если вы решились делать этот шаг, то ответьте на все вопросы - они составляют условия хорошо сформулированного результата. Каждый из них даст вам новый взгляд на заявленную цель. Между прочим: где, когда и с кем старая реакция была бы полезной и очень даже желательной? Взгляните на ситуацию с этой точки зрения, и вас там будет ждать не один сюрприз!
  Пьяный мужик пришел ночью домой и кричит с порога в темноту:
  - Жена, начни ругаться, а то я кровать не найду!
  Уж этот-то мужик хорошо усвоил, что не бывает поражений - бывает только обратная связь, и даже научился ею пользоваться.
 7. В основе любого поведения лежит позитивное намерение, оно связано с первоначальным окружением
  Тьма - это просто отсутствие света.
  Зло - это просто отсутствие добра?
 Андрей Кнышев
  Весь мир насилья мы разрушим
  До основанья, а затем
  Мы наш, мы новый мир построим -
  Кто был ничем, тот станет всем.
  Для начала разберемся с первой частью пресуппозиции: в основе любого поведения лежит позитивное намерение. Да-да, даже самые ужасные и разрушительные действия совершаются с благими намерениями. В НЛП принято разделять поведение и намерение (действия и их смысл), с тем чтобы, сохраняя позитивное намерение, изменять поведение.
  Если уж мы собрались в гости, то уместнее будет идти по чистому тротуару, нежели шлепать по лужам. Действительно, ведь обычно мы в полной мере согласны с самим намерением. Нас только не устраивают способы их реализации. Мы согласны идти в гости, только не надо при этом пачкаться в грязи.
  Позитивное намерение есть всегда. Нужно только научиться его находить. Для начала, послушаем объяснения самих виновников:
  Лорд играет свадьбу. После свадьбы гости-холостяки идут в публичный дом и застают там молодого мужа.
  - Сэр, почему вы здесь, ведь у вас молодая красавица жена?
  - Крошка так устала, что сразу же заснула. Стоило ли будить ее из-за каких-то нескольких фунтов?
  Думаю, здесь вы легко смогли разобраться, где поведение, а где - позитивное намерение. Не правда ли, прекрасно, что муж заботится о свое любимой? Единственное, что может ее не устроить, так это его действия. А намерения - приветствуются. Чуть сложнее отыскать позитив в этом анекдоте:
  В ювелирный магазин вбегает парень, наставляет на продавца пистолет и говорит:
  - Дай мне кольцо с драгоценным камнем и побыстрей!
  Перепуганный продавец протягивает бандиту кольцо. Тот его критически осматривает и рявкает:
  - Ты что мне даешь, идиот! Это же бриллиант! Дай мне что-нибудь подешевле, чтобы моя невеста поверила, что это кольцо я купил.
  Молодой человек, конечно же любит свою невесту и хочет сделать ей подарок. Правда, средства, которые он для этого использует весьма трудно назвать уместными. Еще одна классическая фраза: "Цель оправдывает средства". В связи с этим, немножко черного юмора:
  - Дорогой, в газете пишут, что вдовы становятся хорошими женами...
  - Выходит, мне надо повеситься, чтобы ты стала хорошей женой?
  Откуда при всей изначальной положительности намерения может взяться негативное поведение? Ответ мы находим во второй части пресуппозиции: позитивное намерение связано с первоначальным окружением. То есть когда-то в прежнем контексте поведение оказалось самым уместным, непосредственно реализующим позитивное намерение. А сейчас оно - несколько устарело. И потому служит уже не так хорошо, как раньше.
  Буфетчик говорит официанту:
  - Послушай, перестань выталкивать клиентов на улицу! Ты, наверное, забыл, что работаешь в вагоне ресторане.
  Когда-то это поведение действительно сработало. Оно показало свою реальную действенность - эффективность. Там оно было вполне уместно. Более того - единственно возможно. Теперь-то мы понимаем, что наше давнишнее приобретение пора отправлять на покой. Сейчас пришло время искать более привлекательные пути к тем же целям.
  Осознание этой пресуппозиции - это хороший повод взглянуть под новым углом зрения на свои взаимоотношения с окружающими и, в особенности, со своими близкими. Какие неудобства они вам доставляют? За их действиями обязательно кроется какая-то конструктивная цель. Найдите ее! А может быть, что-то нехорошее делаете вы? Кричите, ругаетесь, обижаетесь? Зачем? Что вам это дает? Может быть, есть более приятные способы добиться того же?
  Еще одно применение эта идея находит во взаимоотношениях с собственным организмом. А что если относиться ко всем внутренним событиям (ощущениям, болям, напряжениям, болезням) как к поведению нашего тела? Тогда сразу становится понятно, что все действия нашего мозга имеют позитивное намерение - он заботится о нашем благополучии.
  В психотерапевтической литературе достаточно таких примеров. Так, ночное недержание мочи у детей может являться результатом бессознательного желания ребенка привлечь внимание своих родителей. Паралич может помочь сохранить семью. Фобия (неконтролируемый страх перед чем-либо) - просто чрезмерное проявление инстинкта самосохранения.
  Со своим организмом не надо бороться, с ним надо сотрудничать. И тогда вы сможете найти более комфортные способы для получения того же самого23.
  Итак, есть поведение, а есть намерение. И в основе любого поведения лежит позитивное намерение, которое связано с первоначальным окружением.
 8. Любое поведение - выбор наилучшего варианта из имеющихся на данный момент
  Адвокат своему клиенту:
  - Самое лучшее в вашем положении будет пойти к жене и помириться.
  - Интересно, а что же будет самое худшее?
  Ни для кого не секрет, что шествуя по жизни, мы периодически попадаем в "точки выбора". В этих точках мы вынуждены принимать решения, в той или иной степени, определяющие наше будущее.
  У меня растут года,
  будет и семнадцать.
  Где работать мне тогда,
  Чем заниматься?
  Где работать? На кого учиться? На ком жениться? И чем дальше по жизни, тем больше приходится выбирать. Понятно, что широта выбора определяются нашими возможностями. Большие возможности - богатый выбор. Скромные возможности... В общем, выбираем из того, что есть. Лучшее из того, что доступно.
  На полусогнутых ногах поддатый товарищ пытается открыть дверь машины трясущимися руками. Подходит милиционер: "И вы в таком состоянии еще собираетесь ехать?!?" На что получает вполне логичный ответ: "А что же мне делать, если идти я уже не могу!?!"
  Но это и так понятно. На самом деле, эта пресуппозиция содержит гораздо более сильное утверждение. Она гласит, что Любое поведение - выбор наилучшего варианта из имеющихся на данный момент. Это означает, что каждый раз перед тем, как что-то сделать, мы выбираем именно эти действия. Разумеется, из того, что есть.
  - В чем заключается особенность улицы с односторонним движением?
  - В том, что в другую машину можно врезаться только сзади.
  Как мы умудряемся не сойти с ума, постоянно решая в уме задачи оптимизации с массой параметров? Очень просто. Сознательно мы решаем только очень маленький спектр задач. Остальные решает наше бессознательное. Выбирает из автоматических и очень привычных реакций.
  - Мама, мышка прыгнула в бидон с молоком!
  - Ты вытащила ее?
  - Нет, но я бросила туда кота.
  Вы еще помните, что в основе любого поведения лежит позитивное намерение. Вот вам и еще один ответ на вопрос: "Почему при позитивном намерении возможно негативное поведение?" Просто был выбор между плохим и очень плохим.
  Как-то Вождь всех народов товарищ Сталин смотрел очередной кинофильм перед выпуском его в массы. После просмотра Сталин раскурил свою трубку, попыхтел и, наконец, изрек:
  - А что это у главного злодея усы, как у товарища Сталина? Это что, заговор? Товарищ Берия, расстрелять актера, гримера, сценариста и режиссера.
  - Есть!
  Насмерть перепуганный режиссер:
  - А может быть, мы ему просто усы сбреем?
  - ...Или так.
  Как видите, стоит добавить новый вариант, и поведение может существенно измениться. Сразу хочу предостеречь: вместо того, чтобы бросаться в окружающих своими советами, займитесь собой. Ищите новые альтернативы для своего поведения.
  Развивайте собственную поведенческую гибкость. В кибернетике существует такой закон: "В любой системе, состоящей из людей или машин, элемент, обладающий наибольшей вариабельностью, будет являться контролирующим". Расширяйте собственные возможности и вы всегда сможете контролировать ситуацию. А вот и иллюстрация.
  Плывет крокодил по реке Нил. Плывет и помирает со скуки. Вдруг видит: на пальме висит обезьяна и ест банан. "Дай, - думает, - подшучу над ней. Спрошу, замужем ли она? Если ответит, что да, спрошу, кто ж ее обезьяну-то взял? Если нет - кто ж ее обезьяну-то замуж возьмет?" Подплывает и спрашивает с эдакой ухмылкой:
  - Обезьяна, ты замужем?
  - Выйдешь тут, когда вокруг одни крокодилы плавают!
  Крокодил "просчитал" только два варианта. И просчитался - более разумная обезьяна нашла третий выход. И тут же возникает вопрос: "Какое число вариантов будет минимально достаточным?" Давайте разбираться. Один вариант реагирования у нас есть всегда.
  Собеседование при приеме на работу.
  - Что Вы можете делать?
  - Могу копать.
  - А еще?
  - Могу не копать.
  Такая ситуация называется линейный выбор и хорошо иллюстрируется классическим: "Быть или не быть?" Почему я утверждаю, что здесь только один вариант? Потому что при линейном выборе альтернативы жестко взаимосвязаны. Отказ от одной из них приводит к автоматическому выполнению другой.
  Добавив еще одну альтернативу (независимую), получим дилемму. Здесь мы опять ничего не выбираем. Отказавшись от одного варианта, тут же попадаем во власть другого.
  Глава совместного предприятия вызывает служащего:
  - Завтра вы выезжаете в командировку в Канаду. Как вы относитесь к канадцам?
  - Я считаю, что в Канаде живут только хоккеисты и проститутки.
  - Но-но, поосторожнее! Моя жена - канадка!
  - Да?! И в какой команде она играет?
  Только имея три независимых альтернативных варианта, мы, наконец, попадаем в ситуацию выбора. Теперь мы действительно можем выбирать. Теперь наше поведение практически невозможно предсказать.
  И напоследок: для успешной адаптации уровень гибкости элемента системы должен быть пропорционален вариативности остальной части системы. В переводе на человеческий язык, это означает, что при постоянно меняющихся внешних условиях, лучше всего себя чувствует тот, кто умеет приспосабливаться к этим изменениям. Тот, кто имеет наибольшую поведенческую гибкость.
  Купили молодого петуха в курятник, а он и говорит старому:
  - Я теперь буду главный, а тебя завтра в суп!
  - Ты погодь - вот сбегаем наперегонки вокруг курятника, кто победит, тот и главный. Только ты мне фору дай.
  Бегут. Вдруг - бабах! Молодой петух падает замертво. Подходит хозяин с ружьем, поднимает его за ногу:
  - Надо же! Третьего петуха купил - опять педик!
 9. Каждый располагает всеми необходимыми ему ресурсами
  Как всегда, начнем с необходимых пояснений. По всему тексту то здесь, то там мелькает слово "ресурсы". Что это такое? Интуитивно, его значение нам давно уже ясно. Ну, там "природные ресурсы", "экономические ресурсы", "трудовые ресурсы"... То есть средства, к которым обращаются при необходимости, запасы, источники чего-либо...24 С хорошей степенью точности можно сказать, что ресурсы - это то, что помогает нам жить лучше.
  Хотелось бы дать более точное определение с точки зрения НЛП. Ресурс - это прежде всего ресурсное состояние. Находясь в ресурсном состоянии, мы можем использовать все, что "попадется под руку". Все, что добавляет нам выборы. Это могут быть люди и вещи, убеждения и ценности. Далее списком: время, деньги, информация, ценные идеи, наши таланты, способности... Все, чем мы можем воспользоваться для достижения наших целей, может стать ресурсом. Конечно же, для НЛПеров огромнейшим, ценнейшим ресурсом становится само НЛП и его инструменты.
  А какое состояние назвать ресурсным? Ресурсное состояние - то, в котором мы обладаем наибольшим количеством выборов. И это то, к чему стремится любой НЛПер. Ведь чем больше наша гибкость, тем эффективнее наши действия. Помните предыдущую пресуппозицию? Любое поведение - выбор наилучшего варианта из имеющихся на данный момент. То есть чем больше у нас реальных альтернатив, тем больше у нас свободы, тем лучше наш выбор.
  Разделение состояний на ресурсные и нересурсные часто совпадает с разделением на приятные и неприятные. В самом деле, когда мы в хорошем настроении, у нас лучше работает голова, и нам доступно значительно больше вариантов поведения. И все же эти классификации несколько отличается. Вряд ли очень приятное для вас состояние радости подойдет вам в тот момент, когда начальник решает сделать вам выговор или нет. Скорее всего ресурснее окажутся менее приятные состояния "осознания собственной вины" и "раскаяния". Вот и еще пример:
  Художественная выставка в Париже. Пикассо забыл свой пригласительный билет. Его не пускают:
  - Докажите, что вы Пикассо.
  Он одним взмахом карандаша изобразил голубя мира, и его пропустили. Фурцева тоже забыла приглашение, и ее не пускают.
  - Я министр культуры СССР!
  - Чем вы это можете доказать? Вот Пикассо тоже забыл билет, и ему пришлось рисовать.
  - А кто такой Пикассо?
  - Все в порядке, госпожа министр культуры, можете проходить!
  Вроде бы и лишними знаниями не обладала, но ведь прошла же! Чем еще раз доказала, что каждый располагает всеми необходимыми ему ресурсами. И это действительно так. Каждый - это значит каждый. То есть - любой. Любой человек на планете может достигнуть того, чего хочет он. И для этого он уже обладает всеми необходимыми для него ресурсами. Не правда ли, сильное утверждение? Настолько сильное, что поначалу даже и не верится.
  Так на то она и пресуппозиция, чтобы не пытаться доказывать ее справедливость. Достаточно просто действовать, исходя из нее, и смотреть, что получится. И если в самом деле предположить, что каждый располагает всеми необходимыми ему ресурсами, то эти ресурсы и впрямь находятся. Умные люди говорят: "Сделай все, что можешь, и скажи: "Не получилось". Правда, при таком подходе обычно получается...
  Ворона сидит на ветке и видит: по дереву лезет корова. Ворона:
  - Корова, ты чего? Сдурела? Зачем на дерево лезешь?
  - Яблочек поесть!
  - Так это ж сосна!!!
  - А у меня с собой!
  Особый акцент стоит сделать на том, что ресурсы эти подбираются под собственную цель. Данный конкретный человек добивается своего результата, поставленного им самим и для себя. Да еще и при условии, что ему этого хочется. В противном случае, любой человек будет выдумывать всякие сложности и прочие отговорки.
  - Вам следует бросить пить!
  - Мне уже поздно.
  - Никогда не поздно!
  - В таком случае, я брошу попозже...
  У него есть стойкое желание - продолжать пить. И он легко находит для этого все необходимые ему ресурсы. Это действительно вопрос фокуса внимания. Мы видим только то, что нам нужно.
  Некоторые задачи для нас просто пока еще не актуальны. Конечно, пятилетний малыш вряд ли сможет, например, устроиться на работу. А ему это надо!!? Тем более, что он легко сможет в нее поиграть. Или же он может заработать похвалу (в том числе и в материальном выражении) за вовремя почищенные зубки. И это его работа на данный момент. Для нее у него ресурсов хватит.
  Молодой специалист приходит наниматься в метеорологический институт. На собеседовании его спрашивают:
  - Какие у вас данные для работы в нашей области?
  - За последний год я трижды выигрывал в лотерею!
  Каждый располагает всеми необходимыми ему ресурсами. Приглядитесь к окружающим повнимательнее - они уже сейчас реализуют все свои насущные задачи. Для этого у них совершенно неограниченный выбор средств. Взгляните на любого - он уже нашел свою устойчивую нишу и в ней прекрасно существует. Даже если конкретно вам не удалось заметить это сразу.
  Сидит уже знакомая нам обезьяна на берегу Нила и полощет веревку в воде. К ней подходит бегемот.
  - Ты чего делаешь?
  - Дай доллар, скажу.
  Бегемот мнется, но любопытство побеждает. Обезьяна прячет доллар и отвечает:
  - Крокодилов ловлю.
  - Дура! Кто же ловит крокодилов на пустую веревку?
  Обезьяна (про себя): "Может быть и дура, но штуку в месяц имею".
  У ресурсов есть еще одно забавное свойство: они работают на вас только тогда, когда вы начинаете их использовать. В противном случае - лежат себе в сторонке. Пылятся. Зато если заняться их поиском, брать все, что только может пригодиться, то окажется, что их просто видимо-невидимо. Успевай только воспользоваться.
  - Что ты вырезаешь из газеты?
  - Заметку о мужчине, который потребовал развода вследствие того, что жена роется в его карманах.
  - И что ты с этим сделаешь?
  - Положу в карман.
  Не правда ли, ценный ресурс? А не искал бы, так не нашел бы. Ресурсы вокруг нас. Надо только научиться их находить и использовать. Тем более, что каждый располагает всеми необходимыми ему ресурсами.
 10. Вселенная - дружественная среда, изобилующая ресурсами
  Ура! Наконец-то мы добрались до самой таинственной и самой многообещающей базовой пресуппозиции. По моему мнению, она стоит несколько особняком относительно остальных. Если те имеют четкое обоснование и конкретные пути использования, то механизмы действия этой пресуппозиции не столь очевидны. Можно сказать, что если первые девять объясняют, как построить эффективную коммуникацию, то десятая - куда ее направить и зачем это нужно. Она придает НЛП направление.
  Заинтригованы? Давайте разбираться. Вселенная... Масштабы воистину огромны. Чтобы осознать глобальность замысла пресуппозиции, придется разрастись до масштабов всего человечества. Надеюсь запастись там обещанными ресурсами и спуститься до наших житейских нужд.
  На чем построена теория естественного отбора? Там говорят: "Мир жесток и опасен. Смысл жизни - выживание. Выживание индивида. Выживание стаи. Выживание вида". Человек жил так же - спасался от дикой природы. Его врагами были хищники и болезни, голод и холод. Постоянная смертельная опасность стимулировала мышление. И человек выиграл эту смертельную гонку. По крайней мере, так нам внушали в школе.
  Парадокс: для всех, существовавших тогда видов, условия соревнования были примерно одинаковыми. Тогда почему же человек стал разумным, а остальные виды - нет. Посмотрим на те же процессы с точки зрения нашей пресуппозиции. Что мы видим: человек начал становиться Человеком только тогда, когда впервые доверился внешнему миру, когда начал приручать огонь. Если раньше животные инстинкты заставляли его видеть в огне источник опасностей, то теперь огонь стал его другом. Огонь согревает, огонь освещает, огонь защищает от хищников. Он по-прежнему обжигает, но если соблюдать определенные предосторожности, то от него куда больше пользы, чем вреда. Дальше - больше. Однажды признав, что природа может быть дружественной и дарить ресурсы, человек стал учиться их использовать.
  Трудно представить себе радость открытия того, кто однажды обратил внимание, что природа живет по некоторым законам: день сменяет ночь, за зимой приходит лето. Научившись делать прогнозы, человек перестал быть жертвой обстоятельств. Размеры познанной Вселенной росли25. На смену охотникам неминуемо пришли животноводы. На смену собирателям - земледельцы. Человечество училось дружить с живой природой...
  Экскурс в историю можно было бы продолжить, но суть, полагаю, вы уже уловили: человечество развивалось тогда, когда искало ресурсы, а не тогда, когда бегало от опасностей. Животноводчество началось тогда, когда вместо того, чтобы убить пойманного животного, человек попробовал накормить его. Развитие стало возможным только тогда, когда люди стали исходить из дружественности и познаваемости внешнего мира.
  Главный вывод сделан. Можно потихоньку начинать спускаться до более житейских масштабов. Что эта пресуппозиция дала человечеству, уже понятно. Для меня интереснее, что она может дать конкретным людям? Оказывается, выгода вполне реальная и очень даже житейская. Приглядитесь: мир оказывается намного более дружественный, чем мог казаться раньше.
  Лысый человек бежит по джунглям. За ним несется стая диких обезьян. Одна обезьяна спрашивает у другой:
  - Почему это все обезьяны охотятся за одним человеком?
  - Это не охота. Это Тарзана в армию провожают.
  Даже когда нам по-настоящему тяжело, мы можем продолжать учиться и развиваться. Ведь информация - это один из важнейших ресурсов! Вселенная дарит вам ее постоянно и с небывалой щедростью. Воспользуйтесь ею в полной мере.
  Шерлок Холмс и доктор Ватсон отправились путешествовать на воздушном шаре. Долго ли, коротко ли, но в дороге их застал ураган... Когда они вновь смогли разглядеть землю, то поняли, что не знают, где находятся. Тут они увидели пастуха, что пас овец, и решили обратиться к нему за помощью:
  - Сэр! Не подскажите, где мы сейчас находимся?
  - На воздушном шаре!
  Шар понесло дальше. Ватсон в шоке:
  - Что же делать, Шерлок? Как мы теперь узнаем, где находимся?
  - Все в порядке, Ватсон. Мы в России.
  - Но как вы узнали, Холмс?!
  - Элементарно, Ватсон. Только математик может дать такой точный и в то же время такой бесполезный ответ. И только в России есть математики, которые пасут овец.
  Иногда окружающие доставляли вам неприятные мгновения. Но вы-то помните, что намерение у любого поведения позитивно. Просто они еще не научились правильно дружить. Помогите им.
  Профессор вошел в палату к своему пациенту психиатрического отделения. Тот, увидев врача, схватил стул и кинулся к нему. Профессор бросился бежать. Тот - за ним. Профессор, тяжело дыша, выскочил на садовую аллею и прибавил ходу. Преследователь, держа стул над головой, не отставал. Наконец, профессор выбился из сил и обреченно взглянул на больного. Тот поставил стул на землю и вежливо произнес: "Садитесь, пожалуйста!"
  Постепенно, мы учимся все лучше и лучше использовать ресурсы, предоставляемые нам жизнью. А жизнь становится все щедрее и щедрее. Давайте прикинем. Если у каждого есть хотя бы один ресурс, то общее количество ресурсов будет равно количеству обитателей нашей планеты. А если у каждого есть все необходимые ему ресурсы, это ж сколько получается?
  Собаковод выгуливает свою любимицу. К нему подходит прохожий и спрашивает:
  - А у вашей собаки есть генетическое дерево?
  - А зачем? Она пользуется любым.
  Давайте освободим свои руки! Выбросив из них оружие, мы можем взять в них инструменты. Перестав выискивать опасности, мы начинаем замечать подарки. Теперь мы получаем от мира только приятные сюрпризы. Научившись доверять людям, мы приобретаем множество новых друзей. Жизнь становится гораздо светлее, теплее и радостней.
  Итак: Вселенная - дружественная среда, изобилующая ресурсами.
 Ну и что?..
  Как видите, базовые пресуппозиции НЛП достаточно общие, чтобы называться философскими постулатами. И вместе с тем они настолько же просты и практичны, как и само НЛП. Это действительно нечто работающее. Причем, работающее эффективно.
  Само наличие пресуппозиций изменяет положение НЛП относительно других психологических направлений. НЛП позволяет научиться гармоничному взаимодействию с собой и со Вселенной. Оно не лечит, оно учит. Открывает множество перспектив для развития, ведь самое главное уже ясно: с Вселенной можно дружить.
  Конечно, любители поспорить всегда найдут, к чему здесь можно придраться. Более того, они смогут сделать это аргументировано, с реальными жизненными примерами... Из собственной жизни. Которой они живут по другим пресуппозициям. Что ж, карта - это не территория. А базовые пресуппозиции - это всего лишь НЛПерская карта окружающей реальности. Одна из многих.
  На ее справедливости никто, в общем-то, и не настаивает. Просто так уж повелось, что принято различать людей, которые применяют технологии НЛП, и тех, кто применяет НЛП. Вторые могут даже не знать многих техник, но если они действуют исходя из базовых пресуппозиций, они уже НЛПеры. Остальные - пользователи.
  Инструменты конечно будут работать, только как? Чего стоит самая совершенная техника, если человек воюет со всем окружающим миром? Мир же больше! Как может добиться успеха тот, для кого любая ошибка превращается в поражение? Во что превратиться попытка договориться, если для нас верна только наша карта?..
  Убедил? Ладно, в любом случае все, что написано далее основано именно на этих пресуппозициях.
 Жизнь в карте
  Карта реальности (модель мира) - уникальные представления о мире каждого человека, построенные из индивидуальных восприятий и опыта. Сущностное целое личных принципов действия индивидуума.
  Правильный - удовлетворяющий некоторому набору формальных требований.
 Словарь НЛП
  Вообще, люди очень трепетно относятся к своим представлениям о мире. Еще бы! Каждое мнение там выстраданно, получено из собственного (иногда болезненного) опыта. Что-то отпечаталось там долгие годы назад и на долгие годы вперед. Там живут их застывшие оценки и затвердевшие ценности. Это их способ общения с миром. Способ понимания мира. Возможность разложить все по полочкам, подписать и навесить таблички и ярлычки.
  Их представления о мире - самые правильные представления на свете. И за свою правоту они могут биться насмерть, спорить до хрипоты, вытравливать инакомыслящих. Конечно они правы! В рамках своих карт. А как же иначе? В карту будет попадать только то, что соответствует уже заложенным в ней представлениям. Складываясь вместе, они будут обобщаться на весь остальной опыт. Остальное - отбрасывается, как ненужный мусор, или искажается. До неузнаваемости.
  На завод привезли японскую пилораму. Рабочие решили ее проверить. Положили доску.
  - Вжик! - сказала пилорама.
  - О-о-о!.. - с уважением отзываются рабочие.
  Попробовали бревно.
  - Вж-ж-жик! - сказала пилорама.
  - О-о-о!!. -с завистью отзываются рабочие.
  Притащили рельс.
  - Вж-ж-ж-ж... Хрясь! - только и смогла сказать пилорама.
  - То-то же! - удовлетворенно произносят рабочие.
  Забывая, что карта - это только карта, люди начинают жить в воображаемой реальности. Их перестает интересовать жизнь за окном. Зачем!? Ведь они уже все знают. "Моделька" происходящего уже заложена в их голове. И они даже не осознают, насколько она упрощена. Они не догадываются, что это лишь обобщенное, искаженное и лишенное деталей упрощение.
  Для нас с вами уже не секрет, что карта - это не территория, и наши представления о мире всегда проще самого мира. Это действительно большой шаг вперед. Теперь мы уже знаем, что моделей мира может быть множество. Что у каждой отдельно взятой личности она своя. Более того - ее можно изменять по своему усмотрению.
  Как же определить, в каком направлении ее имеет смысл менять? Как вообще оценить, хорошая у тебя модель или не совсем? Что является критерием? С чем ее сравнивать?
  Что здесь можно сказать? Начнем с того, что не бывает истинных карт. Не бывает карт более правильных или менее правильных. Бывают карты эффективные и не очень. Бывают карты богатые - наполненные большим количеством различных возможностей. Бывают бедные (узкие, ограниченные) - с однозначными суждениями и механичными реакциями. Бывают карты яркие и красочные, а бывают - блеклые и черно-белые.
  Они бывают разными. Но общее направление развития - расширение. Добавление новых возможностей, неожиданных точек зрения, дополнительных вариантов поведения. Больше гибкости, больше свободы, больше прозрачности! Если в вашу карту заложена возможность встать на точку зрения собеседника, "примерить" его карту, если вы можете выйти за рамки ситуации и оценить ее со стороны, если вы туда встроили возможность изменений - эта карта поможет вам сделать вашу жизнь более эффективной. Хотя и не будет истинной26.
  Неправильное цитирование закона Х.Л. Менкина Гроссманом27:
  "Сложные проблемы всегда имеют простые, легкие для понимания неправильные решения".
 Для чего нужны модели мира
  А для чего нужны географические карты, планы городов, схемы метро? Чтобы ориентироваться. Чтобы доехать туда, куда нужно тебе, а не куда ноги приведут. Это конечно же возможность выбора. Приехав в незнакомое место, можно, купив местную карту или схемку, сразу увидеть множество возможностей и выбрать лучший вариант. Посетить самое интересное. Побывать там, где больше всего хочется.
  Еще это прекрасная возможность передать другому информацию об окружающем мире. Пусть не всю, но самую необходимую. Ту, что нужна здесь и сейчас. Может быть поэтому создается такое большое количество разнообразных карт и атласов. Эта информация может быть самая разная - начиная от указаний на ресурсы, кончая предупреждениями об опасности. А это, согласитесь, тоже очень важный момент.
  Карты позволяют взглянуть на всю систему в целом - выйти за рамки своего обычного восприятия. Не так-то много землян удостоились чести видеть свою планету со стороны, а глобус видели многие. Какое-никакое представление о нашем мире мы теперь имеем. Мы уже можем мыслить глобально.
  Так и в наших представлениях о реальности. Это хороший способ разобраться в окружающей нас богатой и многообразной жизни. Во всех ее тонкостях и хитросплетениях. Зная, как устроена ссора, как делается конфликт, из чего состоит интрига, можно легко подняться над ситуацией и решить ее максимально эффективно. Представляя себе механику успеха, источники счастья, ключи к интересу, можно легко получить и это.
  Воспитывая нас, наши родители делятся своим жизненным опытом - своими картами. Они учат детей всему, что может быть интересно и полезно в жизни. Что может пригодиться. Они предостерегают свое чадо от всех опасностей, которые могут ему встретиться.
  Ребенок учится ориентироваться в этой странной штуке под названием "жизнь". Сначала взрослые буквально ведут его за руку. Потом, по мере взросления, он делает все более и более самостоятельные шаги. Он учится опираться на свою карту. Он учится ею пользоваться.
  Начиная с некоторого момента, прилежный ученик уже умеет путешествовать по карте там, где он никогда не был в жизни. Числа, буквы, сложение, вычитание, логика, поэзия, Африка, мораль, электрон, квантово-волновой дуализм... Их ни пощупать, ни понюхать, ни попробовать, ни рассмотреть, ни послушать. Но человек уже может этим пользоваться, оперировать и получать реальную пользу.
  Но и это еще не все.
  Для чего вообще нужны модели реально действующих объектов? Математические модели? Чтобы по поведению модели спрогнозировать поведение самого объекта. Нет необходимости строить множество дорогостоящих самолетов в тайной надежде, что хоть один из них да полетит. Для этого существуют упрощенные, но эффективные математические модели поведения самолета в воздухе.
  Где-то в начале двадцатого века была создана уменьшенная копия броненосца. Командование флота очень повеселил тот факт, что кораблик переворачивался даже от небольшой волны.
  Броненосец решено было построить. Он утонул в первый же шторм.
  Незачем сразу строить огромный (или микроскопический) механизм, не представляя себе, будет ли он работать. Вдруг какая шестеренка застрянет! Для модели можно использовать материалы попроще и подешевле. Она уже не будет точной копией прототипа, но самые важные его свойства она отразит.28
  Еще с помощью моделей можно объяснять школьникам, как работает сложный прибор. Не будешь же тащить в школу атомный реактор! Или так - реальный объект хрупкий, ломкий и скоропортящийся, а модель можно сделать из пластмассы. Или стали.
  В принципе, основной задачей всех ученых во все времена можно считать создание наиболее действенных моделей окружающей реальности. Оговорюсь: некоторые пытались и пытаются понять истинную суть вещей - Бог им в помощь. Все философы, психологи, социологи, физики, химики, математики, филологи, биологи... создают свои модели мира.
  Они пытаются понять окружающую действительность. Научиться прогнозировать события, контролировать ситуацию. Управлять. Они выискивают закономерности, формулируют правила (тут же находя и записывая исключения), изобретают законы природы. Все это служит двум вещам: пониманию и управлению.
  И индивидуальные карты только тем и отличаются, что довольно большая их часть формируются на основе личного опыта. А еще - многие люди искренне верят, что их видение реальности и есть сама реальность. В отличие от ученых. Уж они то знают, что они работают с моделями, а не с миром. Знают - в пределах своей профессии. Редко больше.
  Как видите, карты - это очень удобный инструмент, особенно если грамотно с ним работать. Они помогают нам ориентироваться, путешествовать в неизведанное, передавать информацию, учиться, понимать и познавать окружающий мир, контролировать ситуацию. А также знать, как относиться к внешним событиям и как на них реагировать.
  Чтобы выжить.
 За пределами карты
  Фильтры восприятия - уникальные идеи, опыт, убеждения и язык, которые формируют нашу модель мира (карту реальности).
 Словарь НЛП
  Вы любите путешествовать? По неизведанным мирам, по тайным тропам? Хотелось бы вам хоть раз в жизни побывать там, где еще не ступала нога человека? Говорят, Жюль Верн все головокружительные приключения своих героев пережил в своем воображении. Путешествуя исключительно по географическим картам...
  Могу смело утверждать, что любая ваша карта - лишь крохотный островок в огромной вселенной кипящей вокруг жизни. Моя, понятное дело, тоже. Путешествие, которое я предлагаю совершить, может никогда не кончаться. Это путешествие по реальностям других людей.
  У вашего знакомого другие взгляды на мир? Он с вами периодически бывает не согласен? А у этого - просто странное поведение. Это же жутко интересно! Это же целый мир! И он - другой. Можете убедиться в этом сами. Просто спросите у своих близких, что для них значат такие слова, как "счастье", "любовь", "радость". Что для них "уют", "отдых", "приключение". Что такое "заботиться", "помогать", "мешать".
  Научитесь просто слушать, и не переставайте удивляться. Многообразию взглядов, фейерверку мнений, фонтану суждений. Очень может быть, что вы будете с ними не согласны. Ну и что. Просто слушайте и удивляйтесь. И расширяйте свою карту. Наполняйте ее свежими идеями и неповторимыми возможностями. Просто удивительно, как много полезного скрывалось в тех словах, которые поначалу показались чужими и непонятными. Чужеродными. А стали такими близкими и родными - своими.
  Привыкайте к мысли, что каждое ваше слово в карте соседа будет значить что-то свое. Знайте, что понять до конца слова собеседника практически невозможно. Умейте это учитывать и поймите, что в этом безусловно есть своя прелесть.
  Обычное знание, что люди разные и мыслят по разному - это первый шаг к пониманию другого. Карта - это не территория, и странности превращаются в особенности. Попробовав примерить на себя ценности и убеждения собеседника, мы уже становимся во много крат ближе к нему, чем ранее. Мы уже можем предположить, чего он может хотеть. И предложить ему помощь в этом. Мы уже знаем, какими словами к нему обратиться, чтобы он нас понял. Мы используем самые весомые для него аргументы, чтобы он сделал то, что нам нужно. Если мы примерим его карту.
  Чем больше моделей мира окружающих входит в нашу модель, тем она богаче. Разнообразнее, подвижнее, полнее - эффективнее. Тем лучше работает наша жизнь. Тем больше у нас возможностей для саморазвития и самосовершенствования. Тем лучше для нас и окружающих. С нами просто приятнее общаться!
  Еще бы! Насколько приятнее, когда твое мнение с интересом выслушивают и принимают к сведению, чем разбивают на корню. Насколько приятнее общаться с разносторонне развитым человеком, вобравшем в себя множество самых разных находок. А может быть вам просто нравится разговаривать с человеком на одном языке? Когда вы друг друга понимаете?
  Двое элегантно одетых мужчин на заднем сиденье такси:
  - Ты знаешь, я вчера на приеме так опозорился. Размешивал кофе и ложечкой звякнул! Весь вечер испорчен.
  - Да... А я вчера вообще бестактность допустил: шел по ковру и нечаянно на инкрустированный паркет наступил.
  Шофер, оборачиваясь:
  - Мужики! Ничего, что я к вам спиной сижу?
  Выйти за пределы своей карты, значит - существенно обогатить ее. Можете провести небольшой эксперимент: выпишите на бумагу десяток собственных убеждений. Напишите то, в правильности чего вы уверены на сто процентов. Или на сто десять. А теперь рядышком напишите те убеждения, что им противоречат. Возможно, совсем противоположные мнения.
  Скажем:
 Настоящий мужчина всегда должен быть прав! а с другой стороны Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Чтобы вы не делали, количество добра в мире должно увеличиваться а с другой стороны Зло злу - добро. Добро злу - двойное зло. Написали.
  А теперь попробуйте представить, на что была бы похожа ваша жизнь, если бы эти убеждения были вашими.29 Вживитесь в образ на несколько минут. Как теперь выглядят ваши типичные проблемы? Что изменилось? А теперь совсем другой вопрос: Не правда ли, с этими убеждениями можно жить? Причем неплохо. Есть люди, которые с такой "перевернутой" картой пробовали пожить недельку. И ничего. Весьма, надо полагать, интересный опыт.
  Что дает этот простой эксперимент? Возможность побывать в тех областях, где вы никогда не были. Заметьте, что внимательный путешественник может взять оттуда неожиданное решение самых нерешаемых ранее вопросов.
  Самое интересное, что карта от этой новой местности у вас уже есть. Точнее, была всегда. Это не более чем негатив вашей собственной карты. Это полная противоположность тому, к чему вы уже привыкли. Срослись. Полагаю, что теперь-то, вам уж точно будет легче воспринимать другие модели мира. С ними у вас, по крайней мере, есть точки соприкосновения, есть нечто общее. Их модели - это уже не полярная противоположность вашей. Уже проще.
 АнтиПресуппозиции или НЛП наоборот
  Когда я впервые услышал об этом упражнении, мне стало интересно: "На что похожи АнтиПресуппозиции НЛП или Пресуппозиции АнтиНЛП?" Родился такой список:
 Карта - это не территория - Я знаю все о мире. Знания заменяют опыт. Сознание и тело - части единой системы - Сознание и тело свободны друг от друга Весь наш жизненный опыт закодирован в нервной системе - Я не обязан помнить всякую ерунду Субъективный опыт можно разделить на образы, звуки, ощущения, вкус и запах - Мир принципиально непознаваем с помощью обычных органов чувств Смысл коммуникации в реакции, которую она вызывает - Кому надо - поймет и так Не бывает поражений - бывает только обратная связь - Если я не победил - мне помешали В основе любого поведения лежит позитивное намерение, оно связано с первоначальным окружением - Существует абсолютное зло, его появление от нас никак не зависит Любое поведение - выбор наилучшего варианта из имеющихся в данный момент - Никогда нельзя заранее определить, каким боком повернется к тебе твое следующее действие Каждый располагает всеми необходимыми ему ресурсами - Рожденный ползать, летать не может Вселенная - дружественная среда, изобилующая ресурсами - Жизнь - это постоянная борьба с окружающим миром, всегда оканчивающаяся поражением. Надеюсь, что с самими базовыми пресуппозициями НЛП вы уже хорошо знакомы и прекрасно представляете себе, что они могут дать: гибкость, творчество, спонтанность, внимательность, терпимость, уверенность, радость... Они дают практически все, что может дать само НЛП.
  А что же дают АнтиПресуппозиции - такие, какими они записаны здесь? Может быть силу, свободу, независимость. Они снимают с человека всякую ответственность. Они позволяют просто делать свое дело, не беспокоясь о его последствиях. Они здорово упрощают жизнь. Если вдуматься, они дают все те же спонтанность, терпимость, уверенность, творчество...
  Вряд ли я смогу сказать, что АнтиПресуппозиции - это мои жизненные принципы. И при этом я совершенно точно знаю, что многим людям эти десять постулатов могли бы здорово помочь. Освободиться, встать на ноги и пойти по жизни. И скорее всего, они рано или поздно придут к базовым пресуппозициям. Как к источнику.
 Как рисуются карты
  Возможно, вы уже и так примерно представляете, как это делается. По крайней мере, многим приходилось рисовать схемки для своих знакомых.
  "Выйдешь из метро, сверни налево. Увидишь большое красное здание, обойди его справа - там еще киоск такой стоит, всякой мелочевкой торгует... ...подойдешь к дому - третий подъезд, черная железная дверь..." - объясняешь, а сам картинку рисуешь для наглядности.
  Зная, как создаются карты, можно легко понять, как мы делаем свои модели мира. На таком примере можно ясно показать, как, каким образом мы решаем задачу моделирования внешнего мира. Итак, как сделать удобную и понятную карту?
  Скажем так. Берешь некоторый реальный объект - город, например. Правда, это только сказать легко: "Берешь город". Чтобы сделать даже приблизительную схему города, нужна информация. Уже на этом этапе могут возникнуть определенные сложности. Ладно. Допустим, сложностей нет, а есть прекрасный аэрофотоснимок30. То есть общее представление о городе мы уже имеем.
  Затем выделяются главные и второстепенные составляющие - здания, дороги, парки, водоемы. Главные - это значит нужные. Те, по которым мы будем ориентироваться, или те, которые мы будем искать. Понятно, что реальные схемы создаются под конкретный заказ. Для автомобилиста важно знать местонахождение заправки и автосервиса, а для водопроводчика - канализационных люков. Второстепенные объекты рисовать не будем - их отбрасываем. Остановимся на главных.
  Среди них определяем однотипные - жилые дома, государственные учреждения, дома культуры. Особенность выбора типов, очевидно, также диктуется целью карты. Так, для кого-то все здания попадут в один разряд, а для другого - скажем, городского архитектора - различных типов домов будет десятки. Разобрались. Теперь для каждого типа объектов надо придумать значки, которые будут их обозначать - условные обозначения.
  Кстати, а вы не забыли, что надо выбрать масштаб искажения? Причем, некоторые объекты (длины дорог, например) будут изображаться действительно в масштабе, а некоторые - только условными обозначениями. Все это должно сохранять более или менее верное взаимное расположение значков на карте.
  Все. Можно рисовать? Можно, и не забудьте на уже нарисованной карте отвести место для условных обозначений, чтобы ею мог воспользоваться кто-нибудь еще...
  Обсудив, процесс создания плана города, мы уже можем выделить главные составляющие, дающие отличия между реальностью и ее картой. Уже не говоря о чисто физических (биологических) ограничениях, наложенных на наши источники информации о внешнем мире, мы находим способы еще больше упростить окружающее. Эти способы называются: обобщение, упущение и искажение.
  Работая над картой местности, мы упустили31 множество тонкостей и деталей. Мы не стали рисовать детскую песочницу и мячик, катящийся по дороге. Мы не обратили внимание на длинную очередь к пивному ларьку и пропустили надпись на стене дома. Нам пришлось обобщить понятие дома, чтобы облегчить себе задачу. Мы не стали подчеркивать индивидуальность каждого здания, вырисовывая случайно замеченную пеленку, висящую на его балконе. И конечно же, мы исказили истинный облик нашего города, "слегка" уменьшив его до размеров карты. Спрямили улицы и написали на дорогах их названия, заменили значками все достопримечательности, выровняли высоту зданий32...
  Мы создали карту.
 В общем об обобщениях
  Обобщение - процесс, посредством которого один специфический опыт начинает представлять целый класс опытов, членом которого он является. Одна из трех универсалий человеческого моделирования.
 Словарь НЛП
  Не будет слишком большим обобщением сказать, что обобщения помогают человеку жить. Они помогают ориентироваться в мире, находить общий язык с себе подобными. Искать сходства в самых разных вещах. Делать общее дело. Обобщения позволяют нам находить традиционные ответы на стандартные ситуации, решать аналогичные задачи и понимать окружающих.
  С помощью обобщений мы учимся. Представьте, каково было бы ребенку, не умей он обобщать. Мир состоит из непонятного нечто, и младенец не в состоянии выделить даже то, что одно он видит, другое чувствует, а третье - слышит. Ведь, чтобы выделить - надо обобщить33. Что-то надо объединить под названием "приятное", а что-то - "неприятное". Более того - про что-то надо сказать: "Это Я", а что-то станет: "Не Я". Но как все это сделать, не умея находить общее?
  Хорошо, что ребенку бывает достаточно один раз обжечься, чтобы всю оставшуюся жизнь быть осторожным с огнем. Ему нет необходимости исследовать на болезненность контакт с пламенем камфорки, свечи и костра. Все это уже - огонь. И он жжется. А это - больно.
  Хорошо, что в нашем лексиконе есть такое общее слово, как стул. Нам не нужно теперь каждый раз пояснять, что "я воспользовался чем-то таким деревянным, черным, на четырех палочках, с полочкой и подпоркой для спины". Или "металлическим, на трех ножках, с круглым сиденьем и мягкой спинкой". Согласитесь, что слово "стул" несколько короче. Плюс ко всему, оно гораздо более общее.
  В психлечебнице:
  - Сестра! В меня Наполеон стулом кинул!
  - Ну и вы в него киньте!
  - Не могу - он у меня жидкий!
  Мы обобщаем почти все. Обобщаем окружающие нас предметы: мебель, жилье, улица. Обобщаем действия: работать, отдыхать, развлекаться, учиться. События: будни, выходные, праздники, отпуска. Людей: родные, близкие, знакомые, чужие. Явления, методы, способы, закономерности, правила...
  Влияние обобщений на жизнь вообще трудно переоценить. Они существенно экономят наше время и порой значительно удлиняют жизнь. Возьмем, к примеру, обобщение вроде "на дорогах надо быть предельно внимательным". В двадцатом веке оно приобрело весьма большое значение и способствовало сохранению большого числа жизней.
  Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что обобщения существенно помогают нам составлять свои представления о мире и о себе. Позволяют нам понимать себя и других, освобождают нас от необходимости постоянно изучать одни и те же явления, нас окружающие.
 А с другой стороны...
  Все обобщения ложные.34 Как только мы называем два разных предмета одним и тем же словом, может появиться ошибка. Представьте: "В комнате три стола и пять стульев". Теперь уточним: "Один письменный стол, один обеденный и журнальный. А из пяти стульев один сломан". Картинка другая?
  Идет пьяный по пустыне. Навстречу бедуин на верблюде.
  - Эй, мужик, у вас что тут, гололед?
  - Нет, с чего ты взял?
  - А зачем столько песка насыпали?
  Встречаются обобщения ограничивающие. Скажем, ребенок получил "двойку" за диктант. Некоторые "добрые" взрослые могут помочь ему сформулировать обобщение: "Диктанты мне даются плохо". Или еще круче: "Русский язык..." Или: "Обучение..." После чего ребенок зачастую начинает бояться диктантов, русского языка, учиться... И даже не пробует получить "пятерку".
  В некотором смысле обобщения просто вредны. Ведь живой и многообразный мир превращается в стандартный и стереотипный. Одноразовый.
  Два прапорщика обсуждают, что подарить другу на день рождения:
  - Давай подарим ему книгу.
  - Что ты!? У него уже есть одна.
  Знания начинают заменять реальный опыт. Застывая в форме жестких стереотипов, из мира исчезает возможность перемен. Однажды поместив знакомого в разряд "нытиков", трудно заметить, что он уже давно изменился в лучшую сторону.
  Бывают обобщения ошибочные. Так, однажды встретившись с грубой продавщицей, люди делали вывод обо всех представителях этой профессии. Или шире - обо всех представителях службы быта. Государственных служащих... Споткнувшись на первой неинтересной книге, некоторые школьники формируют отношение к книгам вообще.
  Был как-то у мужика жуткий понос. И что он, бедняга, только не делал: и у всех врачей обошел, и знахарей с народными целителями - не помогает и все тут. И кто-то ему посоветовал, что мол, есть некий дед Макар, лечит все что хочешь. Мужик приходит к нему, объясняет проблему, а тот и говорит:
  - Снимай штаны и наклоняйся.
  После чего дед Макар берет красный фонарь и начинает им размахивать перед задним местом мужика. Через некоторое время мужик спрашивает:
  - А что, разве это поможет?
  - Поможет, еще как поможет. Это и поезда останавливает...
  Да мало ли таких примеров?!
  И за этой фразой понеслись в голове куча примеров. И пять частных случаев, затронутых в этой главке уже превращаются в грандиозное обобщение обо всех обобщениях. Не надо! Единственный критерий (ну, может, и не единственный), который полезно применять к своим обобщениям - критерий полезности в данной ситуации. Ведь каждое обобщение служит какой-то цели, имеет позитивное намерение. Стоит ли от него отказываться?
 Не пропустите упущения
  Упущение - процесс, посредством которого из модели исключается часть реального опыта. Одна из трех универсалий человеческого моделирования.
 Словарь НЛП
  Сходу отметая все ненужные предисловия, скажу, что упущение - это работа своеобразного фильтра, который из всей толпы рвущейся в наш мозг информации, выбирает самую нужную и важную. Это преданная секретарша, которая допускает к шефу только необходимых ему посетителей. Это зоркие дозорные, которые высматривают вокруг именно то, что приказал начальник. Это хорошие наушники, которые сообщают только то, что полезно.
  Так, из всего потока информации, что вываливает на нас мироздание, мы выделяем дистиллированный, рафинированный и исключительно важный и полезный ручеек. Который и воспринимаем. Это действительно суть. Это то, на что мы прежде всего обращаем внимание. Это то, что нам наиболее интересно.
  Приходилось ли вам общаться по телефону, когда вокруг шум и гам? Вдали голос еле слышен, но то, что он говорит, для вас важнее всего, что происходит вокруг. Все внимание сосредоточено на этом голосе... И вы даже не сможете ответить потом, что же происходило вокруг, когда вы разговаривали по телефону.

<< Пред.           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу