<< Пред.           стр. 8 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  - Ну а кроме детей?
  - А все, что вы делаете руками - плохо.
  После Дейла Карнеги65 часть любителей покритиковать перед тем как обрушиться с разгромной критикой, стали пытаться говорить что-нибудь приятное. По принципу: "Ложка меда в бочку дегтя". Она тоже - помогает. У некоторых даже сформировался соответствующий шаблон: "Чем больше в начале расхваливает, тем сильнее потом врежет".
  Обратная связь высокого качества разрывает и этот стереотип. В ней вообще нет критики! Мы ни в какой момент времени не говорим о недостатках. Мы акцентируем все внимание на достоинствах. Сначала, на тех, что уже есть, потом - на тех, что можно будет приобрести. Мы говорим о том, что уже сейчас хорошо, и о том, что можно добавить, чтобы стало еще лучше.
  По телевизору транслируют футбольный матч.
  - Похоже, что этому новому форварду не хватает только двух вещей, чтобы играть просто отлично.
  - Каких же?
  - Ног и головы.
  Мы даем человеку сладостей, а потом показываем, где их можно еще достать. Подобный "разрыв шаблона" позволяет завоевать симпатии тех, кто уже привык к "штучкам по Карнеги", и окончательно укрепить общее мнение о вашей компетенции.
  Полагаю, вы уже прекрасно знаете о волшебных свойствах отрицаний и требовании позитивности формулировок. Нам просто необходимо концентрироваться на достоинствах. Говоря о том, что уже есть хорошего, мы отлавливаем и фиксируем даже случайно проявившиеся удачные моменты. Он мог даже не догадываться, что эта незначительная в его понимании деталь оказывается определяющим штрихом в его поведении. Выделив ее, мы можем помочь ей стать более частой гостьей в выполняемой работе.
  Если вы коллеги и выполняете схожую работу, то обратная связь высокого качества - это прекрасный шанс выделить и перенять у вашего соседа самые лучшие штришки и тонкости его работы. Это верно даже в тех случаях, когда ваша квалификация значительно превосходит его. Для меня это было самым крупным открытием в таком стиле общения! Люди разные и делают свое дело по разному. И каждого есть чему поучиться.
  Особенно подобные вещи полезны при скоплении некоторого количества специалистов в одной области. Тогда их совокупное мастерство может значительно возрасти именно благодаря такому обмену опытом. У одного хорошо получается одно, у другого - другое. Поделились - оба стали богаче. Как говорится: "У тебя есть яблоко, а у меня - груша. Поделились - теперь у каждого по половинке яблока и груши. У меня информация, у тебя - другая. Поделились - теперь у каждого в двое больше информации".
  И еще раз. Акцент на хорошем способствует созданию благожелательной атмосферы к общему удовольствию. Он позволяет повысить веру в себя и собственные силы. Когда мы фокусируемся на положительном опыте, мы можем найти множество удачных деталей поведения, которые полезно выделить и закрепить. Комментарии о том, что можно было бы добавить позволяют расширить инструментарий за счет прибавления новых выборов. И чем конкретнее они будут, тем лучше.
 К вопросу о конкретике
  Нет, ну понятно,
  Но что конкретно...
 "Несчастный случай"
  Если вы хотите, чтобы у большого количества людей сложилось впечатление, что они прекрасно вас понимают, то можете говорить самые общие фразы. При этом употребляйте максимально общие слова, по возможности размывая смысл сказанного. Нарисуйте им подходящие картинки, на которых каждый смог бы увидеть что-то свое, введите их в чарующий мир мягких формулировок...
  Если директор хочет абстрактного улучшения в работе и общего подъема непонятно на что, то он так и говорит: "Через некоторое время я хотел бы заметить существенные сдвиги в работе". А вот если вам надо, чтобы конкретный подчиненный в точности выполнил порученное ему задание в узнанный срок, то пришло время переходить на четкий и ясный язык. Лучше всего это понимают программисты: компьютер абстракциями не питается. Ему бы чего-нибудь посущественнее.
  Конечно, дело здесь не в отношениях начальник-подчиненный. Дело в том, что по своему замыслу общие фразы не несут никакой конкретной информации. Они просто создают соответствующую иллюзию. А вот фактов там как не было, так и нет. На чем и держится большинство политиков и прочих "шоуменов".
  И не только. Похвала и комплименты - вот настоящая кладезь общепонятных и потому общеупотребительных выражений: "Молодец! У тебя хорошо получается". Зачастую нашим милым дамам приходится "питаться" шаблонами вроде: "Вы сегодня просто очаровательны!", "Вы выглядите очень мило!", "Сражен вашей красотой!" Они конечно вкусные, но совершенно непитательные. Непонятно, что именно ему так понравилось?
  Обратная связь - это информация, которую мы возвращаем человеку о нем же самом. Это фактический материал, и чем он определеннее, тем полезнее. "Какое прекрасное платье! Вам очень идет зеленый цвет!", "У вас просто чарующие глаза!", "Какая нежная и бархатистая кожа!", "Мне нравится ваш мелодичный голос!" - понятненко, учтем на будущее.
  Когда говорятся просто теплые и добрые слова, мы наслаждаемся и купаемся в их лучах. Когда эти же слова несут еще и конкретную информацию, мы "мотаем на ус" и совершенствуемся. Ведь мы теперь знаем, что именно является нашими главными преимуществами, что стоит подчеркнуть и еще больше выделить. О присутствии чего стоит позаботиться.
  И это верно практически в любом деле. Чем больше полезной информации можно выделить из похвалы, тем весомей "сухой остаток" - обратная связь. Именно на основе этих сведений и могут произойти требуемые изменения, остальное - фон.
  К тому же, оценочные слова могут оказаться мягко говоря сомнительными. А то и вообще - ошибочными.
  В очереди:
  - Что это за моду завели? Брюки, короткая стрижка. Ну вот, кто там стоит, мужчина или женщина?
  - Это девушка. Она моя дочь.
  - Ох, извините. Такая взрослая дочь и такой молодой папа!
  - Почему папа? Я ее мама.
  Вот видите! Человек попытался применить очевидные для него критерии для собственной оценки и просчитался. "Брюки" и "короткая стрижка" оказались более точными высказываниями, чем оценка пола.
  Оставьте в покое оценки - говорите о том, что можно увидеть, услышать или почувствовать. Пусть ваша речь имеет реальные подтверждения во внешнем мире. Так, чтобы с вами мог бы согласиться любой. Каждое ваше высказывание, которое слушатель смог проверить и удостовериться, несет вам все больше и больше очков.
  Если вы хотите напомнить о том, что было, или научить чему-то новому, сделайте это сами. Покажите, как это было. Продемонстрируйте, как это может быть. Вам понравились какие-то слова - скажите их. Удачные интонации - озвучьте. Красивый жест - повторите его. Может быть вас поразила деталь одежды - укажите на нее.
  Максимально используйте возможности личного примера и красивой демонстрации. Одна демонстрация может заменить тысячу пространных слов. При этом, если ученик делал что-то удачное раньше, но не сделал этого на этот раз - напомните о тех ситуациях. Собственный опыт бывает намного проще повторить, чем опыт соседа. И все же, если рядом есть кто-то, у кого получается удачно, то покажите на него.
  Таким способом научить гораздо легче и проще, чем долгими часами критических разборов. Если они вообще кого-то чему-либо учат. Но даже если вы не удержались и все-таки сорвались на критику, то пусть она будет максимально конкретной.
  "Ты ничего не понимаешь!" - грязно, а главное - мимо. "Ты в третий раз делаешь одну и ту же ошибку в разных задачах," - уже лучше. Совсем хорошо будет, если скажете: "Если бы ты сделал то-то и то-то, тогда у тебя было бы на три правильно решенных задачи больше". На том и мир держится.
  В речи ребенка послышались "плохие" слова. "Никогда больше не говори этих грязных слов!" - доносится голос сурового родителя. А каких, собственно? Он много чего произносил. "Особыми" некоторые слова являются только для родителей. На которых точно так же орали в детстве. Кстати, не от них ли он подцепил эти самые слова?
  Запрет прозвучал достаточно общий. А конкретных указаний, какие именно слова нельзя произносить, не прозвучало. Еще бы! Эти "страшные" слова воспитатели могут позволить себе только перед взрослыми. А ребенку - непонятно. Поэтому, особо послушные дети (или при особо громком крике, подкрепленном поркой) перестают произносить все те слова, которые были в той злосчастной фразе. Поздравляю с появлением очередного молчуна или заики.
  "Ты отлично сегодня работал!" - А что является критерием? Много? Качественно? Быстро? "Ты очень добрая!" - А как ты догадался? "Ваши слова звучали действительно убедительно!" - Какие конкретно? "Ты классно к нему подстроился!" - А что я сделал? По каким параметрам? "Я тронут вашим вниманием!" - А это как? "Ты очень остроумная!" - Какая из острот тебе больше понравилась?
  Надеюсь, эти мета-модельные вопросы останутся в вашем внутреннем диалоге, а на поверхности окажутся готовые ответы. Привыкайте давать четкую и понятную обратную связь, не забывая, впрочем, об очаровании просто благозвучных комплиментов. Ведь они так украшают нашу жизнь!
 Всеобщее программирование судьбы
  За долгие века существования системы образования сформировался общеизвестный способ получения обратной связи о собственных знаниях - оценки. Кажется, это действительно лучшее, до чего могло додуматься человечество. В самом деле, подобная массовость подхода к обучению требует столь же универсальной системы оценивания.
  Все бы хорошо, да только люди постепенно начали забывать, что поставленная оценка фиксирует уровень знаний на данный момент. Она имеет очень слабое отношение к способностям ученика. А тем более - к его личности. Между тем, существует разряд оценок, буквально определяющий нашу дальнейшую жизнь.
  Всем нам неоднократно приходилось сдавать экзамены. Помните то "чудесное" чувство, когда вы знали, что от предстоящего экзамена зависит ваше будущее. Выпускные в школе, вступительные в ВУЗ, экзамены в сессию, защита диплома, защита диссертации... Часто за этими событиями стояла ваша карьера и возможность дальнейшего роста.
  Там наши знания оцениваются и заработанные практически лотерейным способом оценки попадают в личное дело, начиная влиять на все дальнейшие оценки. Почему лотерея? Потому что на это испытание влияет такое количество различных факторов, что текущие знания оказываются далеко не определяющим. Это удачно или неудачно вытянутый билет, ваше самочувствие и настроение оценивающего. А как вам такой фактор, как его отношение лично к вам? Немалую роль играет степень уверенности вашего ответа, то есть его несловесная часть. Некоторых особенно интересуют ваши прошлые оценки...
  Студенты даже придумали расшифровку оценок, согласно собственным заслугам:
  ОТЛ - обманул товарища лектора
  ХОР - хотел обмануть - разоблачили
  УД - удалось договориться
  НЕУД - не удалось...
  Так что знания здесь порою - ни при чем.
  Я уже не говорю о том простом факте, что большинство студентов за несколько дней до экзамена не знают о предмете практически ничего. И с почти такой же скоростью все забывают. Теперь представьте, что у такого студента внезапно появились неотложные дела или в общежитии за день до экзамена отключили свет - это же катастрофа! Теперь преподаватель сможет с полным правом поставить ему "неуд", и это несмотря на то, что буквально через день на пересдаче знания будут на "отлично".
  Бывает очень обидно, когда от набора, в общем-то, случайных факторов зависит оценка наших знаний. А ведь по совокупности полученных оценок порою судят о нас самих. Так и появляются "двоечники", "троечники", "хорошисты" и "отличники". И первые из них оказываются "людьми второго сорта", а вторые - "ботаниками" и "зубрилами". Это в школе.
  А в жизни потом наблюдается почти железная зависимость - те, кого успели "забить" учителя и прочие воспитатели, идут либо в рабочий класс, либо в бандиты. Они даже не пытаются чему-то выучиться, считая себя "неспособными". Те же, кто все-таки сумел сбросить гнет былых оценок и поступил в престижный ВУЗ, часто оказываются весьма преуспевающими по жизни людьми. Что еще раз доказывает относительность проставленных им в прошлом оценок.
  Сын приходит из школы. Отец:
  - Что принес сегодня?
  - "Тройку".
  - Молодец! Поставь в холодильник.
  Инерция оценочного мышления до сих пор заставляет многих вздрагивать, когда какой-либо значимый для них человек пытается дать им обратную связь. Они с напряжением ожидают: похвалит или поругает. Так ли я хорошо делаю, как мне это кажется. Достоин ли я похвалы? Стоит ли мне продолжать? Порою излишняя мнительность убивает на корню самые замечательные начинания. Читали когда-нибудь второй том "Мертвых душ"? Я тоже. Испугался оценки великий русский писатель...
  Как вы понимаете, при обратной связи высокого качества никто никому оценок не выставляет. Ничего не оценивается. Просто мы говорим о некоторых действиях, которые показались нам эффективными в тот момент времени. Потом мы можем присоветовать еще какой-то набор полезных по нашему мнению действий. По нашему мнению и на тот момент времени. Его могут принять к сведению или не принять - просто идет некоторый обмен мнениями.
  В какой-то степени такой эффект достигается тем, что мы обсуждаем события, которые были в прошлом, оставляя их там. Мы ничего не знаем о том, что будет в будущем. Мы не знаем, как тот же человек сделал бы то же самое спустя пять минут или час. Нам удалось заметить нечто, что было тогда. Именно о нем мы и рассказываем. Говорим о том, что тогда видели и слышали - сообщаем информацию. Даем обратную связь.
  Оставляя все события в прошлом, мы освобождаем настоящее и будущее для изменений.
  Мужик поймал Золотую Лягушку. Та ему и говорит:
  - Повезло тебе, мужик. Исполню я тебе одно твое желание.
  - А почему только одно? - удивился он.
  - А как иначе? Я ж тебе не Рыбка - я Лягушка!
  Задумался мужик: "Что б такое загадать, чтобы одним махом все желания выполнить?" Думал-думал и решился:
  - Золотая Лягушка, хочу, чтобы у меня все было!
  - Мужик, ты хорошо подумал?
  - Хорошо!
  - Точно?
  - Ну, да.
  - Ну ладно, мужик, пеняй на себя: у тебя все было...
  Получив обратную связь, человек теперь имеет необходимую информацию для дальнейшего роста. Он теперь знает больше о своих действиях в прошлом, а также о том, как они виделись вам. На основе этих знаний он и будет действовать дальше.
 По поводу третьей позиции
  Есть на Руси старинная народная забава - резать правду-матку в глаза. Ну то есть так забавлялись не только там, но и во всем мире. Нечто из серии: "Платон мне друг, но истина дороже!" Причем это считается проявлением высшей доблести и смелости. Это ж надо суметь сказать горькую истину прямо в лицо, не побоявшись испортить хорошие отношения с человеком. И в правду - видеть поначалу растерянный, потом - обиженный, а то и обозленный взгляд приговоренного вами - зрелище не для слабонервных.
  Поначалу это делают "скребя сердцем" и под девизом: "Истина дороже". Потом, по мере дальнейшего огрубения души это делается все легче и легче. И кто-то даже начинает получать от подобной борьбы взглядов некоторое удовольствие. Особенно легко это происходит на фоне постепенной потери друзей и все большего обозления на мир.
  Извините, но процедура обратной связи высокого качества лишает вас подобного удовольствия. Потому что мы все выходим в третью позицию. Мы диссоциируемся от самих себя в прошлом. Все эмоции остались там. Остался сухой остаток полезной информации. Его-то вы и передаете. Вы словно обсуждаете просмотренный по телевизору фильм. Пусть актеры в нем похожи на вас - это всего лишь актеры!
  Диссоциация снимает весь накал страстей. Да, в вас действительно могла кипеть буря эмоций. Пусть она себе продолжает кипеть, только - в нем. В том, от имени кого вы говорите. А вы теперь спокойно и уверенно сможете говорить то, что надо вам, а не то, что давно наболело. Без этого процедура получения обратной связи рискует превратиться в нечто менее приятное.
  Вы отсоединились от себя и поднялись над ситуацией - теперь и обзор лучше. Заметны новые детали и проясняется общая схема происходящего. Более того, выходя в третью позицию, мы берем с собой и собеседника. Мы ставим в позицию беспристрастного наблюдателя и его тоже. Его ответные эмоции остались там же, где и ваши - в прошлом.
  Когда вместо "я считаю, что тебе надо..." звучит "наблюдателю показалось, что тому человеку следовало бы...", происходит чудо - ваши слова начинают доходить до сознания человека. Если раньше он активно защищал собственную неприкосновенность, то теперь он в безопасности. Ведь вы говорите о взаимоотношениях "тех людей".
  Он уже не сможет слепо отмахнуться от этих слов - они говорятся не ему! И не вами. Мало ли чей диалог вы пересказываете! А между тем вся необходимая информация уже передана. Без какого-либо сопротивления. Что, собственно, и требовалось.
  Совершенно особая песня в этом вопросе - метафора. Иногда ее можно рассматривать, как крайнюю форму выхода в третью позицию. Здесь, метафора - это небольшая история или анекдот, отношения между героями которых очень похожи на реальные жизненные отношения. Было ли у вас когда-нибудь такое, что вычитанная в книге или подсмотренная в фильме ситуация здорово напоминает вашу?
  В пути у дамы поломалась машина. Она останавливает такси и просит водителя помочь ей. Таксист лезет под капот. Дама интересуется:
  - Ну как, большая поломка?
  - Мадам, если бы это была лошадь, я бы посоветовал ее пристрелить.
  Метафора, как волшебное зеркало, отражает реальную жизнь. И в этом зеркале мы можем многое понять о себе и о своей проблеме. А возможно - сможем найти там ответы на так волнующие нас вопросы. В НЛП и Эриксоновском гипнозе есть целые исследования по поводу метафор. Как их создавать, как и какие подсказки в них заключать, в каких случаях применять...
  Это целая наука со своими открытиями и достижениями. Здесь же для нас важно, что метафора может помочь нам мягко обойти любые возражения человека. И вывести и его, и себя в третью позицию. Впрочем, для этих целей есть и более простые способы. И их следует освоить в первую очередь.
  Не секрет, что выход в третью позицию потребует определенного искусства в речи. Это не настолько распространенная привычка, чтобы автор мог рассчитывать на то, что любой читатель сделает это легко и непринужденно с первого же раза. Да и для других людей подобный способ общения может несколько удивить. Особенно с непривычки. Да еще - неожиданно.
  Что ж, на первое время действительно бывает уместно предупреждать о несколько новом стиле беседы. Особенно успешно проходят подобные вещи на фоне увлечения новейшими видами психологии. Можно, например, буквально сослаться на то, что в одной книге был описан подобный способ, и вы ему теперь учитесь. Выполняете упражнение.
  А там, где не любят всяких новомодных психологических штучек, легко сослаться на... ораторское искусство, интеллектуальный тест, тренировку по расширению словарного запаса... Иногда полезно превратить это в игру: "Давай оба попробуем говорить по-новому". Впрочем, наработав соответствующий навык, замечаешь, что выход в третью позицию практикуется достаточно часто.
  Особенно политиками. А еще - родителями, воспитателями и прочими хорошими людьми. Причем, делается это настолько естественно, что без специального на то указания никто этого не замечает. "Ну разве такое можно родителям говорить?!" - эффективно вышибает ребенка в третью позицию. "Давай обсудим трудности в наших взаимоотношениях," - знакомо? "Президента часто спрашивают, не собирается ли он прикрыть свободу слова," - начинает свой ответ президент...
  "Хорошо живет на свете Винни-Пух!
  От того поет он эти песни вслух!"
  Помните, кто пел эту веселую песенку? Он самый. Непосредственно из третьей позиции.
  А пока вы будете собирать свою коллекцию отстраненных высказываний, могу порекомендовать еще один способ "подготовить почву". В первых же фразах определите роль, от имени которой собираетесь говорить. Это может быть роль стороннего наблюдателя, роль участника событий, эксперта, близкого человека. Особенно хорошо здесь срабатывают звания, должности, специальности...
  Если вы собираетесь давать обратную связь по поводу отношений с вами, то так и сформулируйте: "Как человек, которого это больше всего касается..." Определив роль, вы уже можете говорить от имени ее, а точнее - о ней. Полезно специально подчеркнуть, что вы - это вы, а та роль - это та роль. "Это не я такой - это просто роль такая," - и вы к ней имеете такое же отношение, как и любой другой актер. Ну, может быть, чуть большее.
 Ода обратной связи
  Давать людям обратную связь бывает просто необходимо. Необходимо ровно на столько же, как и получать ее. Как вы поймете, нравятся ли ваши действия окружающим или нет? Что даст нам знать об уместности наших поступков? Кто поможет нам взглянуть на самих себя со стороны? Те, кто дают нам обратную связь.
  Берите из мира любую информацию, которую вам предлагают. В любой форме и любой подаче. Она поможет вам стать совершеннее. Лучше и уместнее, приятнее в общении и полезнее в работе. Принимайте любое проявление внимания с удовольствием и благодарностью! Вам дают ценнейшую информацию о вас - бесплатно.
  "Свет мой, зеркальце, скажи
  Да всю правду доложи".
  Люди платят огромные деньги за специальные тренинги, где им дают возможность взглянуть на себя со стороны. Они пользуются для этого специальной аппаратурой, видеокамерами, участвуют в ролевых играх... И это только затем, чтобы узнать о себе то, что их близкие пытаются донести до них уже много лет.
  Подумайте сами - мысли мы читать еще не умеем. То есть умеем, но пока еще робко - по внешним проявлениям, по малозаметным реакциям. Приходится тратить определенные усилия, чтобы считывать "язык тела". И все равно - так определяется в основном оценка происходящего другим человеком. Нравятся ему ваши действия или нет, согласен ли он с вами, понимает ли.
  Удачные варианты приходится искать методом перебора. Или роясь в психологической литературе, где "все про всех". Здесь же человек сообщает вам то, что ему нужно, от чего он был бы счастлив. Он сообщает свое мнение и дарит новую точку зрения. Это щедрый подарок! Даже если подводит упаковка - резкий тон, критика, раздражение, указания сверху...
  Все это - шелуха. А в ней - бриллиант! Многие мечтают о преимуществах чтения мыслей, между тем напрочь игнорируя простые и понятные слова. Не говоря уже об изощренных намеках. Как трудно бывает выбрать подарок любимому человеку на день рождения! Такой, чтобы ему понравился. Особенно, когда напрочь пропускаешь все его слова и пожелания. Помните - упущения, искажения? Ему может нравиться совсем другое, нежели нам. Но разве ж мы услышим то, что нам не нравится?
  Впечатляет и другая сторона медали. Когда надо дать четкую обратную связь, а мы ее не даем. Жадничаем что ли? Да нет - просто считаем это неприличным, невозможным для себя. Ну разве можно так уж прямо просить человека о конкретных одолжениях?! Он же почувствует себя неудобно!
  Откуда вам знать, как он себя почувствует?!?
  На пляже:
  - Гражданочка. что это за безобразие? Ваш ребенок взял и закопал мою рубашку в песок. Гражданочка, я к вам обращаюсь! Ваш ребенок взял и закопал...
  - Отстаньте, это не мой ребенок. Мой ребенок вон там. Он в вашей шляпе черешню моет.
  Бесчувственному человеку ваши слова не повредят - только проинформируют о вашем отношении. Стараетесь уберечь от неприятных эмоций чувствительного?
  Старания напрасны - он все равно в полной мере все это ощутит! Только чуть позже и намного больше. От вас же. В виде упреков о невнимании. Или похлеще - в отсутствии любви или безмерном эгоизме. Годы терпения и страданий выплескиваются в грязном потоке бытовой ругани вместе с ручьями крокодиловых слез. Или просачиваются - в виде систематических подколок и наездов по мелочам.
  Терпение - это вообще одно из самых сомнительных достоинств. Нам бы дать четкую и своевременную обратную связь, так нет же - копим в себе. И при этом обижаемся. На весь мир. И особенно - на тех, кто для нас больше всего старается.
  Некий благовоспитанный джентльмен лежит в больнице со сломанной челюстью. Его навещает жена:
  - Дорогой! А я тебе вкусненького принесла! Картошечки жаренной с поджаркой - как ты любишь.
  - Шпашибо!
  На следующий день:
  - Вот, родной, покушай яблочек! Говорят, очень полезно для здоровья.
  - Шпашибо!
  - А что тебе принести завтра?
  - Орэшкоу прынэсы! Шука!
  Правда оригинальный способ давать обратную связь? А ведь с такой чуткостью она того и гляди принесет. Сам попросил! А вообще, называть окружающих свиньями - это верный способ оставаться в свинарнике.
  Есть и еще один печально известный вид народного творчества - жалобы. Как правило - третьим лицам. "Мой муж такой идиот - никак не догадается, что я терпеть не могу эти розы! Дарит их каждый год," - а додуматься сообщить о своих предпочтениях самому близкому человеку... Ума что ли не хватает. Или совесть не позволяет. Такая оригинальная совесть - охаять на весь честной мир можно, а поговорить по душам - уже нет.
  - Вы знаете, у меня жена - ангел!
  - Счастливец! А моя еще жива.
  Благовоспитанные хозяева никогда не прогонят засидевшегося гостя, даже если у них совсем нет на него времени. Они выжмут из себя последнюю кроху, займут по соседям, но накроют для него шикарный стол. Еще бы - они же до смерти боятся прослыть жадинами! Потом они переглянутся между собой и скажут: "Незваный гость - хуже татарина". А вот дать четкую и понятную обратную связь: "времени мол нет да зарплату второй месяц не платят" - нет. Воспитание не позволяет.
  Лучше уж они потом пойдут кому-нибудь пожалуются. Или отомстят.
  - Что случилось? - спросил аптекарь, услышав довольный хохот своего напарника.
  - Помнишь, как в прошлом году нам заменили трубы, и теперь они текут не переставая?
  - Ну и что?
  - Тот самый водопроводчик пришел за средством от головной боли.
  Но мы-то с вами знаем, что это лучший вариант из тех, что оказывается им доступным. И вариант весьма оригинальный. С одной стороны, носить всю боль в себе уже просто невозможно, с другой - начнешь высказываться - рискуешь сгоряча заварить такую кашу, что годами расхлебывать придется.
  При этом есть еще шанс, что упакованная таким образом обратная связь все-таки дойдет до адресата. А уж если он с головой - смотри сначала - то он скажет что-нибудь вроде: "Не бывает поражений - бывает только обратная связь". Затем поблагодарит за информацию и исправится.
  - Муженек! Ты про меня вчера такое во сне говорил!
  - Ошибаешься. Я вовсе не спал.
  "Но есть способ лучше!" Да. Мы с вами знаем способ намного более эффективный. И экологичный - безопасный то есть. Конечно же, это обратная связь высокого качества. Обладая таким чудесным инструментом мы можем действительно легко и комфортно выдать всю необходимую информацию. Особенно, когда есть хорошая практика в удовлетворении всем критериям качества.
  Мы с вами подробно рассмотрели и по деталям разобрали наиболее важные из них. Это ориентация на достоинства и преимущества, когда мы сначала говорим о том, что уже хорошо, а потом добавляем то, как сделать это еще лучше. Подобный подход позволяет концентрироваться на самом хорошем и приятном.
  "Дорогой! Мне очень нравится, что ты даришь мне прекрасные цветы. И мне бы хотелось, чтобы ты чаще дарил мне..." - вставьте свои предпочтения.
  Ваша информация станет еще ценнее, если она будет действительно конкретной и выполнимой. Вместо "мне хотелось бы больше твоего внимания" скажите, чего именно вы хотите. Больше цветов? Помощи по дому? Душевных разговоров? Комплиментов?
  Войдите в роль историка. Вы говорите о том, что было в прошлом, и этим изменяете будущее. Отдайте роль провидца экстрасенсам и займите позицию наблюдателя. Говорите только о том, что было. Освободите настоящее и будущее для изменений. Это очень просто - достаточно использовать прошлые времена глаголов.
  Снимите накал страстей. Диссоциируйтесь сами и помогите диссоциироваться собеседнику. Выйдите в третью позицию - рядовой видеофильм обсуждать намного легче, чем насущные проблемы! Взгляните на ситуацию со стороны и вам откроются действительно новые перспективы.
  Оставьте за собой роль простого информатора. Зачем претендовать на роль архитектора чужих судеб? В ваших руках уже есть бесценный груз - ваша собственная жизнь. Ей и займитесь, а другого - просто проинформируйте. А уж он сам решит, что делать с этой обратной связью.
  - А знаешь, ведь невестка гуляет!
  - Это ее дело.
  - Но ведь она изменяет нашему сыну!!
  - Это его дело.
  - Но ведь она изменяет с тобой!!!
  - Это уже мою дело.
  - Ну, а как же я?!!
  - Ну, а это твое дело.
  И еще раз. Принимайте с благодарностью обратную связь - любую. И возвращайте - обратную связь высокого качества. Выпускайте качественный товар! И - о чудо! - очень скоро вам будут доставаться самые лестные отзывы о вас и ваших действиях. А к вашему мнению начнут прислушиваться. И ценить. А это тоже - обратная связь о проделанной над собой работе.
 Перед тем, как закончить чтение...
  Умный человек - тот, кто учится. А на своих ошибках или чужих - это не важно.
 Александр Любимов
  Некий мудрец века сего пришел к старцу. Увидев, что у того нет ничего, кроме Библии, он подарил ему свой собственный библейский комментарий. Через год он снова пришел к старцу и спросил:
  - Отче, помогла ли тебе моя книга лучше понимать Библию?
  - Напротив, - отвечал старец, - мне пришлось обращаться к Библии, чтобы понимать твою книгу.66
  Экскурсия по стране Нейро-Лингвистического Программирования близится к завершению... Уже теперь вы можете с гордостью сказать, что буквы НЛП для вас не пустой звук. Вы получили свое собственное представление о нем, о его философии, об инструментах, подходах... Что-то вы уже привнесли в собственную жизнь, что-то вы с удивлением (или без) обнаружите в своем поведении спустя некоторое время...
  Очень хочется верить, что благодаря знакомству с НЛП вы стали больше обращать внимание на те проявления человеческого совершенства, что постоянно окружают вас. Как шутят НЛПеры, одиннадцатой базовой пресуппозицией стоит сделать такую: "Жизнь - это частный случай НЛП!" Действительно, кажется, что оно не внесло ничего нового в этот мир - талантливые люди всегда используют те или иные подходы НЛП. И это очень легко заметить - самый убедительный мой довод - это анекдоты, которые я использовал. Можно взять практически любой анекдот и расшифровать его с точки зрения НЛП... Так что, не стоит зацикливаться на книжной теории - вокруг есть достаточно примеров для подражания!
  Завсегдатаи страны НЛП (привет, коллеги!), прочитав эту книгу, наверняка удивились ее содержанию. Здесь нет целого ряда тем, что уже давно стали "визитной карточкой НЛП", и без чего не обходится практически ни один путеводитель по этой чудесной стране. Зато здесь есть много чего другого! Это сделано намеренно - у меня свои приоритеты в этой области. Свой взгляд на то, что в НЛП важнее всего и с чего начинается настоящий НЛПер. Именно это я и постарался вам передать. Правда, это не повод, чтобы не знакомиться с другими авторами...
  Буду рад, если моя книга станет стартовой площадкой в вашем путешествии в безграничном мире успеха и совершенства. Буду счастлив, если вы привнесете хотя бы некоторые из подсказанных мною идей в свою собственную жизнь. Буду считать свою задачу выполненной, когда вы продолжите свое обучение в НЛП с помощью других книг или даже тренингов и семинаров. Ведь главная моя цель - это познакомить и заинтересовать. Показать, что жить можно интереснее, а добиваться своих целей - легче и эффективнее.
  А мне осталось осветить совсем немного вопросов.
 Берегите близких!
  В сущности, знание практической психологии и приемов гипноза не сделает вашу жизнь более счастливой - только более понятной.67
 Сергей Горин
  В принципе, если бы я был твердо уверен в том, что вы уже давно следуете базовым пресуппозициям НЛП, четко помните про второй пункт спецификации цели (зависимость от вас) и соблюдаете требования экологии, я бы не утруждал себя дополнительными нотациями. Но именно требования экологии настоятельно рекомендуют мне предупредить своих читателей: "Берегите близких!" От вас самих...
  Приводит женщина дочку на осмотр ко врачу:
  - Знаете, доктор, моя дочка все время почему-то улыбается.
  - Ну, вы бы еще потуже косички ей затянули!
  Основной проблемой занимающихся НЛП (да и психологией вообще) оказывается то, что их близкие зачастую недовольны этими занятиями. Еще бы! Был человек, как человек, а тут он прочитал какую-то книжку, сходил на некий семинар и теперь достает всех вокруг своими советами. Он-то знает, как жить правильно!68 И автоматически забывает, что карта - это не территория. Ярый энтузиаст новейшего направления практической психологии начинает учить своих близких, как им теперь жить. Теперь он "точно знает", как нужно измениться окружающим, чтобы жизнь вокруг стала благодатной...
  Впечатление, что он занялся не НЛП, а чем-то другим. И тут я солидарен с его близкими: подобными вещами заниматься не следует! Это же не экологично! А следовательно - во вред. В чем дело? НЛП не работает? НЛП работает! Особенно если его применять. Но разве тот, кто пытается изменить мир вместо того, чтобы измениться самому применяет НЛП? Нет: он нарушает второй пункт спецификации цели. Какое уж тут НЛП!? Может быть он использует критерии обратной связи высокого качества? Если бы это было так, то нареканий бы не было.
  Основа НЛП в том, что вы применяете его инструменты именно к себе. Именно я исхожу из того, что карта - это не территория. А у окружающих может быть любое другое мнение. Это ИХ карта. Мне туда соваться - не стоит. Если я хочу построить раппорт, именно я и буду подстраиваться. Уместен рефрейминг - я его сделаю. Зачем мне тратить время на внушение, что рефрейминги нужно делать всем и всегда. Особенно, если это вовсе не нужно... Когда в мою задачу входит использование 3-позиционного описания, догадайтесь, кто это будет делать?..
  Никто не сомневается, что попытка повлиять на своих близких диктуется самыми позитивными намерениями. Мы их любим и хотим, чтобы их жизнь облегчилась! И своими корявыми попытками эту самую жизнь усложняем... А как иначе? Помните, что одной и той же цели можно добиться самыми разными способами? Так вот, изменяя себя в лучшую сторону, рано или поздно замечаешь, что происходит чудо: ты становимся примером для подражания. Не только дети перенимают полезные навыки у окружающих. Мы все постоянно учимся у тех, с кем постоянно общаемся. И стараемся брать самое лучшее. Так что, чем больше мы работаем над собой, тем больше у нас шансов вовлечь своих близких в свой мир.
 До встречи!
  Теперь я уже могу быть на 100% уверен, что ваш диалог с автором состоялся. Мы уже можем говорить на одном языке, и даже если я напишу, что мы с вами давно и крепко установили раппорт, то вы меня прекрасно поймете. И поэтому хотелось бы отдельно поблагодарить именно вас, людей, дочитавших мою работу до конца. Не будь вас и вам подобных, книга никогда не увидела бы свет. Обидно было бы... И именно потому, что вы читаете эти строки, я доволен. Теперь уж я точно могу сказать, что моя книга стоит того, чтобы прочитать ее всю. Приятно!..
 * * *
  Буду очень рад получить любую обратную связь по поводу моего творения. В особенности от тех, кто учился вместе со мной в "Московском Центре НЛП в образовании". А связаться со мной просто - через Интернет. Мой электронный адрес: unvar@mail.ru - пишите письма!
 
  Домашняя страница Анвара Бакирова и Елены Рогашковой: http://www.duals.da.ru (материалы по НЛП и практической психологии, отрывки из изданных книг, информация по тренингам, неопубликованные тексты).
 Оглавление
 ПРЕДИСЛОВИЕ 2
 Мои благодарности 4
 ВВЕДЕНИЕ 7
 Коротко об НЛП 7
 Самомнение 8
 Самое интересное 10
 Что такое бессознательное 12
 ЧАСТЬ 1. КАК УЗНАТЬ НЛПЕРА 16
 ФИЛОСОФИЯ НЛП 16
 Непонятные слова с понятными значениями 18
 Базовые пресуппозиции 20
 1. Карта - это не территория 21
 2. Сознание и тело - части единой системы 23
 3. Весь наш жизненный опыт закодирован в нервной системе 26
 4. Субъективный опыт можно разделить на образы, звуки, ощущения, вкус и запах 28
 5. Смысл коммуникации в реакции, которую она вызывает 30
 6. Не бывает поражений - бывает только обратная связь 33
 7. В основе любого поведения лежит позитивное намерение, оно связано с первоначальным окружением 35
 8. Любое поведение - выбор наилучшего варианта из имеющихся на данный момент 37
 9. Каждый располагает всеми необходимыми ему ресурсами 40
 10. Вселенная - дружественная среда, изобилующая ресурсами 43
 Ну и что?.. 46
 ЖИЗНЬ В КАРТЕ 47
 Для чего нужны модели мира 48
 За пределами карты 50
 АнтиПресуппозиции или НЛП наоборот 52
 КАК РИСУЮТСЯ КАРТЫ 55
 В общем об обобщениях 56
 А с другой стороны... 57
 Не пропустите упущения 59
 Маленькая главка о размерах внимания 60
 Поточнее об искажениях 62
 Чуть ближе к реальности 65
 Формируя события... 69
 В НАЧАЛЕ БЫЛА ЦЕЛЬ 71
 1. Цель заявлена утвердительно 72
 Волшебные свойства отрицаний 74
 2. Достижение цели зависит от вас 77
 3. Цель подтверждаема с помощью органов чувств 79
 4. Цель находится в нужном контексте 80
 5. Цель сохраняет все преимущества настоящего положения 82
 Обслуживающий персонал 85
 Общим взглядом 89
 ПРИВЕТ ОТ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 94
 Та самая модель... 95
 Кое что о гибкости... 98
 Что показывают тесты 100
 Развиваем чувствительность 101
 Пару слов о наблюдательности 104
 Азы моделирования 106
 Памятка на память 107
 ЧАСТЬ 2. ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА 109
 ОСНОВА НЛПЕРСКОГО ОБЩЕНИЯ 109
 Маленькие чудеса про сознание и тело 110
 Что говорит о нас больше, чем мы сами 111
 Зазеркалье без зеркала 114
 Немного теории для "почемучек" 116
 Подстройка напрямую. Как это делается 117
 Ожидаемая неожиданность 118
 Более эффективные способы 120
 Чтобы было легче 125
 Памятка на память 128
 ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ РАППОРТА 129
 С раппортом по жизни 130
 Когда нужна "безраппортица" 132
 Введение в подстройку и ведение 137
 Одна шестая - много или мало 139
 Будьте внимательны! 142
 Памятка на память 143
 СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ РЕАЛЬНЫЙ МИР 145
 Чудеса за рамкой 146
 Рамки и рамочки 148
 Два вида рефрейминга 149
 Из коллекции самых-самых 153
 А еще работают рефрейминги... 155
 Ничего нового... 156
 Памятка на память 158
 НАУКА ДОЗИРОВАННОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ 159
 Кладовая памяти 161
 Выходим из себя... 162
 Волшебство речи 163
 С РАЗНЫХ СТОРОН 166
 Три кита и три ракурса 167
 Человеки бывают разные 168
 Немного житейской конфликтологии 171
 За мир во всем мире 174
 Пространство возможностей 176
 КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ К ВАМ ПРИСЛУШИВАЛИСЬ 179
 Критерии качества обратной связи 180
 Кое-что об искусстве публичных выступлений 182
 Хорошее и лучшее 183
 К вопросу о конкретике 187
 Всеобщее программирование судьбы 190
 По поводу третьей позиции 192
 Ода обратной связи 194
 ПЕРЕД ТЕМ, КАК ЗАКОНЧИТЬ ЧТЕНИЕ... 199
 Берегите близких! 200
 До встречи! 201
 ОГЛАВЛЕНИЕ 202
 
  www.e-puzzle.ru
 
  1 В "Московском Центре НЛП в образовании"
  2 Вестник НЛП, выпуск 2/2000. - М.,: Издательство "КСП+", 2000.
  3 Более того, я совершенно не претендую на изложение официальной версии НЛП (если таковая вообще существует). Поэтому имеет смысл ознакомиться и с другими книгами и статьями в этой области.
  4 Как вам нравится "Масло не масляное"?
  5 Ему - особая благодарность. Кстати, зайдите на его сайт в Интернете: http://lubimov.da.ru - не пожалеете. Там такая тьма полезной информации для начинающих (и не только)! А если уж говорить об Интернете, то нельзя не упомянуть сайт Стаса Уколова: http://nlp.ekb.ru - полезней него придумать просто сложно. Мой сайт, напоминаю, расположен по адресу: http://www.duals.da.ru
  6 Козлов Н.И. "Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни." - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
  7 Козлов Н.И. "Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день." / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Новая школа: АСТ-ПРЕСС, 1996.
  8 Очень рекомендую! Связаться с ними можно по телефону: (095)112-25-77 и через Интернет: http://www.nlpcenter.ru, nlp@aha.ru.
  9 Можете читать эту аббревиатуру как угодно: "энэлпэ" (легче всего), "энэльпэ" (грамотно по-русски) или же "энэлпи" (грамотно по-английски). Последний вариант традиционно отличает тех, кто овладевал НЛП (NLP) на семинарах, от тех, кто знаком только с его книжным аналогом.
  10 Приведенные в этой главе мнения принадлежат разным людям, которых объединяет одно: они владеют НЛП как минимум на уровне НЛП-практика, т.е. успешно прошли 24-дневный семинар-тренинг.
  11 А потом еще - всю оставшуюся жизнь.
  12 Например, в области лечения фобий и соматических аллергий.
  13 Подробнее читай у Козлова в его "Философских сказках...":
  Козлов Н.И. "Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности". - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Новая школа, 1996
  14 Вам еще неоднократно встретятся ссылки на "Словарь НЛП". Его справки отличаются наукоемкостью и некой заумностью. Зато за научную строгость можно не беспокоиться: она там есть. А если с первого раза эти определения показались вам непонятными, не беспокойтесь: далее по тексту есть все необходимые пояснения - весьма доходчивые.
  Сейчас уже сделано достаточно много попыток создания "Словаря НЛП". Поэтому у меня был достаточно большой выбор, какие определения откуда брать. Я и взял - по возможности самые точные. А некоторые определения приходилось создавать самому... Обязательно приведу авторов использованных словарей (да и самих терминов): Джон Гриндер, Ричард Бендлер, Роберт Дилтс, Джозеф О'Коннор, Джон Сеймор, Ян Мак-Дермотт.
  15 Открытие скрытых, неосознаваемых процессов психики по праву принадлежит основателю психоанализа Зигмунду Фрейду. Вслед за ним и за Милтоном Эриксоном (именем которого названо целое направление недирективного гипноза) НЛПеры относятся к бессознательному со значительной долей уважения и даже почтения. Ведь бессознательное может сделать нечто, с чем сознание не согласно, а сделать наоборот... затруднительно. И себе дороже. Посему, с бессознательным предпочитают сотрудничать и договариваться, а не подчинять. Именно поэтому НЛПеры стараются как можно реже употреблять синонимичный ему термин подсознание. Какое же оно "под-", когда оно "бес-"!?

<< Пред.           стр. 8 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу