<< Пред.           стр. 1 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Л. Е. БАЛАШОВ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 МОСКВА ? 2003
 
 ББК 87.817
  Б 20
 
 
 О цикле "Философские беседы"
 
  Цикл задуман автором как своеобразная библиотечка философской литературы по широкому кругу проблем. Он рассчитан на читателя, которому интересно философствование само по себе. Таким читателем может быть и философ-профессионал, и деятель науки, культуры, и учащийся, студент, аспирант.
  Книги цикла относятся к разряду развивающей литературы и могут служить учебными пособиями для пополнения знаний по философии.
 
 
 
 
 
 Л. Е. Балашов.
 Этика. Учебное пособие - М., 2003. - 137 с.
 
  В учебном пособии освещаются основные вопросы этики, морали, человеческого общежития, культуры поведения.
  Достоинство книги в том, что автор не поучает, а исследует, анализирует, аргументирует, размышляет.
  Пособие может быть полезно всем, кто постоянно оказывается в ситуации морального выбора, анализа основных проблем морали и права, кто нуждается в советах, как вести себя в обществе.
  В конце учебного пособия даются задачи и упражнения по этике.
  В ПРИЛОЖЕНИИ 1 приводится открытое письмо всем убийцам и заказчикам убийств.
  В ПРИЛОЖЕНИИ 2 подобраны мысли-высказывания разных авторов на темы морали.
 
 
 
  Отзывы и предложения направлять по адресу:
  Россия, 115583, Москва, Воронежская ул., д. 9, кв. 110
  Телефон: 397-77-91 E-mail: lev_balashov@mail.ru
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ISBN (c) Балашов Л.Е., 2003
 
 
 
 
 
 
 
  ОГЛАВЛЕНИЕ
 
 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО 6
 2. ЭТИКА - УЧЕНИЕ О НРАВСТВЕННОСТИ 7
 3. О ЖИЗНИ, СМЫСЛЕ И ЦЕЛИ ЖИЗНИ 10
 3.1. Что такое жизнь? 10
 3.2. О смысле жизни 11
 3.3. Цель жизни 13
 4. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ 16
 4.1. Немного истории 16
 Древние о золотом правиле 16
 Т. Гоббс и Д. Локк о золотом правиле 19
 Золотое правило и категорический императив Иммануила Канта 22
 Золотое правило в "Оправдании добра" В.С. Соловьева 24
 4.2. Золотое правило - главный принцип человеческого общежития 30
 4.3. Золотое правило далеко не так элементарно-очевидно 34
 5. ДОБРО И ЗЛО 37
 5.1. Отличие моральных понятий добра и зла от общих понятий блага и зла 37
 5.2. Что такое добро? 38
 5.3. Добро и зло в плане соотношения действительности и возможности 40
 5.4. Человек по своей природе добр 43
 5.5. Как бороться со злом и надо ли с ним бороться? 55
 6. ГУМАНИЗМ - ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ 57
 7. О ЛЮБВИ К СЕБЕ И ДРУГИМ (ЭГОИЗМ, АЛЬТРУИЗМ, НОРМАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ) 65
 7.1. Эгоизм 65
 7.2. Альтруизм, самопожертвование, самоотверженность 68
 7.3. Героизм 70
 7.4. Нормальное поведение 70
 8. КОЛЛЕКТИВИЗМ И/ИЛИ ИНДИВИДУАЛИЗМ 71
 8.1. Коллективизм: за и против 71
 8.2. Положительная сила коллективизма 72
 8.3. Минусы коллективистского принципа "один за всех и все за одного" 74
 8.4. Разрушительный или уродливый коллективизм (гиперколлективизм) 75
 8.5. Положительное значение индивидуализма 76
 8.6. Удушение посредством объятий (коммунистический коллективизм) 78
 8.7. Гримасы коллективизма и индивидуализма 79
 8.8. Взаимоопосредствование коллективизма и индивидуализма 79
 8.9. Дружба - компромисс-симбиоз индивидуализма и коллективизма 80
 8.10. Товарищество 81
 8.11. Братство 81
 8.12. Человечность 82
 9. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЧАСТЬЕ 82
 9.1. Взаимосвязь смысла жизни и счастья 82
 9.2. Что такое счастье? 82
 9.3. Счастье: и результат везения, и результат борьбы-труда 84
 9.4. Счастье - единство удовлетворенности и неудовлетворенности 85
 9.5. Можно ли сделать людей счастливыми, а тем более заставить их быть счастливыми? 86
 10. ЛЮБОВЬ И МОРАЛЬ 89
 10.1. Любовь-деятельность 89
 10.2. Любовь - солнце жизни 93
 10.3. Любовь и бессмертие жизни 94
 10.4. Продолжение человеческого рода 95
 10.5. Ценность любви для жизни 97
 10.6. Любовь: норма, отклонения, патология 99
 10.7. Любовь и брак 101
 10.8. Половая мораль 103
 11. СОВЕСТЬ 103
 12. БЛАГОРОДСТВО 107
 13. НЕСЧАСТНОЕ И ПРЕСТУПНОЕ СОЗНАНИЕ 107
 14. О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ 109
 Нормальные взаимоотношения людей - тонкая материя 110
 О воспитанности и благовоспитанности 112
 О вежливости 113
 Волшебные слова 113
 Этика телефонного разговора 113
 Обязательность, точность 115
 ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ЭТИКЕ 116
 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 123
 Открытое письмо всем убийцам и заказчикам убийств 123
 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 127
 Мысли разных авторов на темы морали 127
 О нравственности 127
 Добро и зло 130
 Честь, честность 131
 Скромность, гордость, самоуничижение, высокомерие 132
 Совесть 132
 Стыд 134
 Культура поведения, этикет 134
 ЛИТЕРАТУРА 138
 
 
 1. Человек и общество
 
  О человеке говорят и пишут многие: писатели, ученые разных специальностей, религиозные деятели, философы... Писатели-художники изображают человека исключительно с субъективной стороны. Ученые исследуют его как объект. Они - объективисты. Религиозные деятели говорят и пишут о человеке лишь в связи со своей верой в сверхъестественное; для них человек - деятель-субъект постольку, поскольку воплощает, реализует потустороннее, надчеловеческое начало. Это всё односторонние точки зрения. Лишь философу по плечу всеохватный взгляд на человека. Для него человек - и субъект, и объект, и един, и неедин, и "я", и "мы", и индивид, и человеческий род. Такой взгляд на человека обусловлен спецификой философа как универсального мыслителя.
  Конечно, и философы могут специализироваться и быть ограниченными в своих предпочтениях. Тем не менее по сравнению с другими "человековедами" они в большей степени ориентированы на универсализм во взгляде на человека. По крайней мере, именно среди них встречаются мыслители, которые стремятся к этому универсализму.
 
  Человек - субъект, в единстве двух значений: разделительном и собирательном. В разделительном смысле человек - индивидуум, личность, живое существо. В собирательном смысле человек - человечество, человеческий род, человеческое общество.
  Между тем и другим "человеком" существует определенная дистанция, которая в практике словоупотребления обозначается как противоположность "человек-общество" (или: "личность-общество", "индивид-род", "я - мы" и т. п.). Слово "человек" чаще всего употребляется в разделительном смысле. В собирательном же смысле обычно употребляется слово "общество".
  Человек-общество - двойной субъект, в котором определяющую роль играет человек. Человек - первичный субъект, общество - вторичный. Человек "светит" своим светом, общество - отраженным. С другой стороны, эти два субъекта, как два магдебургских полушария, неразделимы. Человек для себя - субъект во всех отношениях. Общество не является субъектом для себя и тем более субъектом во всех отношениях. Для человека общество - отчасти объективная реальность, отчасти часть его самого. По отношению к природе общество- субъект; оно действует, преобразует природу, но по отношению к человеку оно и объективно, и суть нечто зависимое, являющееся, как я уже говорил, частью человека. Например, наука, часть общества, не может существовать без отдельных ученых. Последние делают науку наукой!
  Наибольшая реальность - не в отдельном человеке и не в обществе, а в чем-то среднем между тем и другим: в человеке-обществе или в обществе-человеке. Человек-общество - это человек, живущий в обществе; общество-человек - это общество, реализующее себя в отдельном человеке, живущее благодаря человеку.
 
  Итак, человек по сути - индивид, индивидуальность, личность и в то же время представитель рода homo sapiens, член общества. С одной стороны, он хочет быть как все, а, с другой, не быть похожим на других, чем-нибудь выделяться. Это - вечное противоречие жизни. Человек - не коллективист и не индивидуалист, а то и другое вместе. Отсюда все проблемы...
 
 2. Этика - учение о нравственности
 
  Предметом этики является нравственность, мораль1. Этика - учение, наука, размышление о нравственности.
  Нравственность, мораль - одна из важнейших форм регуляции поведения человека, межчеловеческих отношений. Иными словами, она является одной из форм общественной воли.
 
  Формы общественной воли
 
  Воля вообще есть способность человека управлять своим поведением.
  Общественная воля есть соединенная, совокупная, коллективная воля людей, означающая их способность управлять совместной жизнью, человеческим общежитием, жизнью в обществе себе подобных.
  Наряду с моралью формами общественной воли являются право и политика. Все они регулируют отношения между людьми.
  Мораль регулирует отношения людей путем убеждения: внутреннего - через совесть, и внешнего - через мнение других, общественное мнение.
  Право регулирует отношения людей путем принуждения - внешнего - со стороны государства, и внутреннего - через законопослушание.
  Политика регулирует отношения людей и путем убеждения, и путем принуждения. Путем убеждения - через пропагандистскую деятельность политических партий, через их участие в государственном управлении, в предвыборных кампаниях и т. п. мероприятиях. Путем принуждения - через партийную дисциплину или через применение силы в социальных, военных конфликтах (например, через "принуждение к миру" - так было с враждующими сторонами в боснийском конфликте, когда международное сообщество и блок НАТО принудили эти стороны к соглашению).
  Государство - политико-правовой институт, устанавливающий и поддерживающий общий порядок жизни в стране. Оно отвечает за управление обществом в целом на определенной территории.
  Государство - инструмент компромисса и согласования интересов отдельных людей и их групп, средство гармонизации межчеловеческих отношений. Без государства люди постоянно конфликтовали бы, убивали бы друг друга, воевали бы между собой.
  Государство играет консолидирующую роль в объединении людей как этноса, как нации и в отдельных случаях - в объединении этносов.
  Государство - это власть + граждане (или подданные, в случае монархического государства). Ясно, что государство без власти существовать не может. (Это состояние общества называют анархией). Но и без законопослушных граждан оно не может существовать. Власть так или иначе должна кем-то управлять. А управлять можно только теми, кто управляем. Гражданское общество это как раз общество, состоящее в основном из законопослушных граждан.
  -------
  Кант говорил об автономии нравственности. С моей точки зрения, нравственность не может быть всецело автономна. Она же ведь часть жизни человека, часть его жизни в обществе. Жизнь шире и нравственности, и права, и политики, и разума, поскольку она их объемлет.
 
  Мораль и право
 
  Мораль и право - это те же правила дорожного движения, только применительно к человеческому общежитию и к жизни в целом.
  Между моралью и правом имеется как сходство, так и различие. Общее между ними то, что они регулируют отношения между людьми, имеют дело с нормами и правилами человеческого общежития.
  Различие между правом и моралью в следующем.
  Право регулирует отношения между людьми с помощью законов и опирается на силу государства (полиция, армия, суд, тюрьма). Мораль же регулирует отношения людей путем убеждения, действия на их сознание, на их разум. Она опирается на силу общественного мнения, на силу порицания или одобрения людей и полагается на совесть человека.
  Нормы права, установленные государством, выражаются в законах и являются обязательными для граждан государства. Государство обязывает соблюдать эти нормы, принуждая к такому соблюдению всей мощью своего аппарата. Право - ничто без аппарата, способного заставлять людей соблюдать нормы права.
  Подобное различие морали и права можно выразить в такой игре слов. Если право в своем регулировании взаимоотношения людей опирается на авторитет силы, каковой является сила государства, то мораль опирается на силу авторитета, будь то отдельное мнение уважаемого человека, уважаемое общественное мнение или же внутренний авторитет, самоуважение, чувство собственного достоинства.
  Далее, если право есть регулирование межчеловеческих отношений сверху, исходящее от воли государства, то мораль есть регулирование межчеловеческих отношений снизу, исходящее от воли и сознания отдельных людей или групп людей, создающих общественное мнение.
  Право - связь людей, имеющая характер черепной коробки, скелета, панциря, жесткого каркаса.
  Нравственность - духовная связь, единение, общность людей. Она охватывает область тонких, гибких, пластичных взаимоотношений людей.
 
 3. О жизни, смысле и цели жизни
 
  Пустота жизни, отсутствие жизнезначимых дел, откровенная скука - вот что порой приводит к преступлениям, наркотикам. Молодой человек может быть просто в растерянности: чем себя занять, что делать, зачем он на этой Земле. Умственная растерянность - благоприятная почва для всяких вывихов поведения, для анормальных поступков.
  В этой ситуации очень важно разобраться: в себе, в жизни, что она собой представляет, из чего, из каких моментов она складывается, в чем смысл жизни, нужно ли ставить перед собой цель жизни и т. д. и т. п.
 3.1. Что такое жизнь?
 
  Жизнь - способ существования живого (организмов, животных, человека), выражающийся как минимум в обмене веществом-энергией с окружающей средой и размножении (воспроизведении себе подобных). У живых организмов и существ жизнь - биологическая форма деятельности, у человека - биосоциальная форма.
  Для человека жизнь - деятельность вообще, интегральная деятельность, жизнедеятельность в самом глубоком смысле этого слова. На фоне жизни человек осуществляет специальные или специализированные формы деятельности, такие как общение, познание, практическая деятельность, труд, отдых и т. д. Эти формы деятельности существуют и развиваются лишь в общем контексте жизни, жизнедеятельности субъекта.
  Существуют три уровня человеческой жизни или три жизни человека:
  1. Растительная жизнь - это питание, выделение, рост, размножение, приспособление.
  2. Животная жизнь - это собирание, охота, защита, половое и иное общение, уход и воспитание детей, ориентировочная деятельность, игровая деятельность.
  3. Культурная жизнь или жизнь в культуре - это познание, управление, изобретение, ремесло, спорт, художество (искусство), философия.
  Такое деление жизни намечалось уже у Аристотеля (см. "О душе", 413а 21 и далее, 414а30-415а10 и далее).
  Эти три жизни относительно самостоятельны, одинаково важны для человека, взаимодействуют, взаимовлияют и опосредуют друг друга. В итоге мы имеем одну весьма многообразную, богатую, противоречивую, человеческую жизнь.
  Наличие третьего уровня жизни у человека делает его жизнь принципиально отличной от жизни растения или животного и это отличие увеличивается с каждым шагом по пути прогресса культуры.
  На основе сказанного можно дать такое определение: жизнь человека есть его жизнь как живого существа и жизнь в культуре.
 3.2. О смысле жизни
 
  Наполни смыслом каждое мгновенье,
  Часов и дней неумолимый бег
 
 Р. Киплинг. Заповедь
 
  Вопрос о смысле жизни есть прежде всего вопрос о том, является ли жизнь человеческая осмысленной, т. е. освещена ли она светом разума, мышления2 или лишена смысла, бессмысленна, никак не управляется разумом человека.
  Вопрос о смысле жизни есть также вопрос о ее ценности, значимости для самого человека. Имеет ли жизнь смысл, стоит ли жить?3
  В этом вопросе есть еще такой оттенок: о смысле жизни мы говорим тогда, когда жизнь осмысливается в целом, когда выясняются вопросы "что такое жизнь?", "для чего, зачем живет человек", "для чего, зачем живу я", "что я делаю в этом мире?", когда наша жизнь осмысливается в контексте жизни всех людей, вообще жизни на Земле, вообще бытия мира.
  Мы должны четко различать понятия "смысл жизни" и "цель жизни". Когда перед человеком стоит цель стать, например, врачом, ученым, инженером, то в этом еще нет ответа на беспокоящий его вопрос о смысле жизни (во всяком случае ответ ощущается им лишь интуитивно, в чисто эмоциональном ключе). Человек в своих размышлениях идет дальше: для чего нужно стать врачом, инженером, ученым? Таким образом, если цель указывает на то, к чему человек стремится, то смысл жизни говорит о том, во имя чего он это делает.
  Некоторые люди, в том числе некоторые философы, полагают, что смысл жизни в том, чтобы искать этот смысл. Русский философ Н. А. Бердяев писал, например: "Пусть я не знаю смысл жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу свою жизнь этому исканию смысла" ("Самопознание", III глава). Такой взгляд на смысл жизни по форме не более чем игра слов, умничанье...
  Мне представляется, что искать все время, всю жизнь смысл жизни - это какой-то инфантилизм. Взрослый, зрелый человек так или иначе находит смысл жизни и реализует его, живет осмысленной жизнью. Человек, ищущий смысл жизни, только пытающийся его найти, - это еще не определившийся, не сформировавшийся человек, который пока не состоялся как решающий жизненные задачи. Смысл жизни в этом похож на цель. Прежде чем достигать цель, двигаться от цели к результату, человек должен определить для себя цель, поставить ее. Но целеполагание - лишь первый этап. Человек совершает действия не для того только, чтобы поставить, определить цель, а для того, чтобы достигнуть ее. Так и смысл жизни. Поиск смысла жизни - первая часть проблемы. Вторая часть - реализация смысла жизни, смыслозначимая, осмысленная жизнь.
  Далее, очень важно, с одной стороны, искать и находить смысл жизни, а, с другой, не переоценивать значение этого вопроса, не зацикливаться на поисках смысла жизни. Жизнь отчасти имеет смысл, а отчасти не имеет.
  Жизнь имеет смысл в той мере, в какой она осмысленна, разумно организована, человечески значима.
  Жизнь не имеет смысла, т. е. вопрос о ее смысле неуместен в той мере, в какой она автоматична и растительна, в какой она управляется инстинктами, регулируется органическими потребностями. Французское "селяви" ("такова жизнь") как нельзя лучше передает ее автоматизм, растительность. Наличие этой второй стороны жизни позволяет человеку не напрягаться слишком сильно в поисках смысла жизни, не спешить с жизнезначимыми ответами и решениями, т. е. в какой-то мере расслабиться, отдаться потоку жизни, плыть по ее течению.
 
  В чем же конкретно смысл жизни? Ясно, что каждый отвечает на этот вопрос по-своему. С другой стороны, в нем есть общие моменты. Это - любовь и творчество. В подавляющем большинстве случаев люди осмысляют-оценивают свою жизнь именно в русле этих двух категорий. Любовь поддерживает, умножает жизнь, делает ее гармоничной, гармонизирует. Творчество обеспечивает прогресс жизни.
 3.3. Цель жизни
 
  Человек наиболее живет в то время, когда он чего-нибудь ищет
 Ф.М. Достоевский
 
  Жизнь - это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день - значит десять раз продвинуться к самореализации.
  А.Маслоу
 
  Цель "задает" целостность деятельности. Если это цель жизни, то она определяет целостность жизни. У человека, не имеющего цели жизни, и жизнь не реализуется как органическое целое в биосоциальном, т. е. человеческом смысле. "Жизнь без цели - человек без головы" - гласит народная мудрость.
 
  Еще в юности я определил для себя жизненную установку, которую выразил в следующих словах:
  Люди нередко распыляют свою жизнь в массе маленьких удовольствий, радостей, не задумываясь о смысле жизни в целом, о главной цели жизни. Они руководствуются правилами: "живи, пока живется", "бери от настоящего все, что можешь, и не заглядывай в будущее" и т. п. Хотя в массе своей маленькие радости делают жизнь приятной, радужной, тем не менее они не могут по-настоящему удовлетворить человека. Ибо человек - не только сумма состояний, переживаний. Человек - это цельность, единство всех его состояний. Он не может удовлетвориться маленькими сиюминутными удовольствиями. Ему нужна радость, которая была бы всеобъемлющей. Она не является простой суммой маленьких радостей. Эта большая радость рождается в упорной борьбе, проходящей через всю жизнь.
  Поставить главную цель жизни, стремиться к этой цели всеми силами души и, наконец, достигнуть ее - вот высшая радость жизни!
 
  Не всякий человек ставит перед собой цель жизни, но если ставит, то этим человек полагает ее как целенаправленную деятельность.
  Вообще в реальной жизни существует целое дерево целей. Цель жизни - это главная или общая цель жизни. Помимо нее существуют либо подчиненные, промежуточные, либо побочные цели. Подчиненные и промежуточные цели - это цели, осуществление которых открывает путь к главной цели жизни, приближает к ней. Побочные или параллельные цели - это цели, которые формируют всю "кухню" жизни, обусловливают полноценное гармоническое развитие человека. В своей сумме они не менее важны, чем главная цель жизни (например, цель укрепить здоровье средствами физической культуры, построить дом, различные увлечения, хобби). В некоторых ситуациях возникает конфликт между главной целью жизни и побочными целями. Этот конфликт может завершиться либо победой главной цели жизни, либо победой побочных целей.
  Главная цель жизни - это цель, осуществление которой оправдывает жизнь человека в целом, как личности, субъекта, стоящего где-то наравне с обществом, осознающего свои цели как цели человека вообще или цели того или иного сообщества людей. В главной цели жизни по логике вещей сливаются воедино стремления человека как индивидуума и цели общества.
  Проблема определения цели жизни сродни проблеме выбора профессии. Более того, первая является, как правило, продолжением второй. В формировании цели жизни "участвуют" и случайность, и необходимость, и внешние обстоятельства, стимулы, и внутренние побуждения, мотивы.
  В некоторых случаях бывает и так, что человек не останавливается на выборе какой-то одной цели жизни (яркий пример: две жизни А. П. Бородина как композитора и химика).
  Если цель поставлена, то она становится законом деятельности, категорическим императивом, необходимостью, которой человек подчиняет свою волю.
  Таким образом, мы видим две стороны сознательной жизнедеятельности: целеполагание (поиски цели, выбор цели) и целенаправленность (целеустремленность, движение к цели, вернее, от цели к результату). Обе стороны важны для человека в равной степени.
  Понимая важность цели и связанных с ней целеполагания и целеустремленности, не следует, однако, абсолютизировать ее. Жизнь в некотором смысле есть единство цели и бесцельности, т. е. единство организованности и неорганизованности, труда и отдыха, напряжения и расслабления. Бесцельность реализуется прежде всего в том, что наряду с главной целью жизни существует множество побочных целей. Поиск и реализацию побочной цели (и вместе с тем отвлечение от главной цели) можно интерпретировать как бесцельность. Говорят же, что нельзя все время работать, думать об одном, что нужно отвлечься, развлечься, отдохнуть, снять напряжение, переключиться на другой род деятельности. Не случайно современный человек все больше внимания уделяет побочным занятиям, хобби, интуитивно сознавая, что напряжение труда, главной цели, главного дела жизни может просто уничтожить его.
  Нужно также иметь в виду, что жизнь человека не всегда протекает на уровне целеполагания и реализации целей. Человек может совершать целесообразные действия, минуя стадию целеполагания, чисто инстинктивно, безотчетно. Например, потребность в отдыхе, сне может "реализоваться" в виде цели (поисков ночлега и т. п.) или непосредственно - человек незаметно для себя уснул в метро. Или такой пример: когда человек случайно касается рукой горячего предмета, то он отдергивает ее - здесь совершено целесообразное действие, но нет целеполагания и сознательного стремления к цели.
  Когда возникает необходимость целеполагания? Вероятно тогда, когда между потребностью и ее удовлетворением имеется какое-то препятствие (не очень большое, но и не очень маленькое) или для удовлетворения потребности нужно совершить сложные ориентировочные действия.
 
 4. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ
 
  В основе взаимоотношений человека с другими людьми, с обществом в целом лежит золотое правило поведения: "не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе" (отрицательная формулировка) и "поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой" (положительная формулировка). Нарушающий золотое правило поведения не может рассчитывать на доброе отношение к себе. В лучшем случае его не будут замечать; в худшем - будут обращаться с ним по принципу "око за око, зуб за зуб".
 4.1. Немного истории
 Древние о золотом правиле
 
  Оже ти собе не любо, то того и другу не твори
 
  Дьяк Иоанн. Изборник 1073 г.
  Золотое правило известно людям с незапамятных времен. Оно упоминается в одном из древнейших памятников письменности древневавилонском сказании об Акихаре. Престарелый визирь обращается к своему племяннику с наставлением: "Сын, что тебе кажется плохим, ты не должен также делать своим товарищам"1.
  Золотое правило приписывается двум из семи греческих мудрецов, - Питтаку и Фалесу (VII-VI в.в. до н. э.). Питтак: "Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам"5. На вопрос: "Каким образом нам прожить наилучше и наисправедливее?" Фалес ответил: "Если мы сами не будем делать того, что порицаем в других"6. Известно и такое изречение Фалеса: "Какие услуги окажешь родителям, такие и сам ожидай в старости от детей"7. (Сравн. с знаменитой библейской заповедью: "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле" - Исход, 20,12).
  У Конфуция (VI-V в.в. до н. э.) золотое правило - основа поведения. Разъясняя ученику смысл человечности ("жэнь"), он говорит: "Не делай человеку того, чего не желаешь себе" (Луньюй, 12, 2)8.
  Примерно в это же время Будда сказал: "Не причиняй другому боли способом, который для тебя будет болезненным".
  В древнеиндийской "Махабхарате" (V в. до н. э.) легендарный мудрец Бхишма дает перед смертью наставления:
  "Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому неприятно, пусть не делает другим людям.
  Кто спутался с чужой женой, что может сказать другому? Но то, что он тогда сделал другому, для себя не захотел бы, кто для себя хочет жизни, как может убить другого? Надо позаботиться для других о том, что для себя желают"9.
  У мудреца Бхишмы золотое правило предстает как норма норм. (Так называемые библейские заповеди не убий, не кради, не прелюбодействуй и т. д. оказываются не чем иным как частными и усеченными выражениями золотого правила.
  Золотое правило можно встретить в "Одиссее" Гомера, в "Истории" Геродота, у Аристотеля, Сенеки, в Библии...
  На вопрос, как вести себя с друзьями, Аристотель сказал:
  "Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с нами"10.
  Древнеримский философ-моралист Сенека сформулировал золотое правило в таком виде: "...вот общая суть моих советов: обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обращались стоящие выше" 11.
  В Библии золотое правило упоминается, по крайней мере, трижды: в книге Товита (4, 15), в Евангелии от Луки (6, 31) и в Евангелии от Матфея (7, 12: "Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки").
  Библейская заповедь "возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Левит 19; 18. Евангелие от Матфея 22; 39) тоже опирается на золотое правило. В Евангелиях она признается наибольшей заповедью в "законе" после заповеди "возлюби Господа Бога твоего". Моральное значение этой заповеди раскрывается в следующем фрагменте Евангелия от Луки:
  "И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
  Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя.
  Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай и будешь жить.
  Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
  На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем (...) Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
  Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Ииcус сказал ему: иди, и ты поступай так же" (Евангелие от Луки 10; 25-37).
  А вот еще из Библии: "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Евангелие от Матфея 7, 1-2). "Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам" (Евангелие от Луки 6, 37-38). Это все частные выражения золотого правила.
  Следует также отметить, что еще в античную эпоху золотое правило вошло в число крылатых латинских выражений: Quod tibi fieri non vis, alteri ne feceris (Не делай другому того, чего сам себе не желаешь). В частности, оно было излюбленным выражением римского императора Александра Севера (222-235 н. э.)12.
  По мнению А.А. Гусейнова, с Августина Блаженного (IV-V в.в. н. э.) "начинается традиция рассмотрения золотого правила как основополагающего принципа естественного права и нравственности, которой в течение столетий следовали многие теологи и философы средневековья и которую в известной мере наследовали философы Нового времени"13.
  Т. Гоббс и Д. Локк о золотом правиле

<< Пред.           стр. 1 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу