<< Пред. стр. 18 (из 25) След. >>
82. Попробуйте объяснить: в чем сходство и различие между истиной и правдой?83. Попробуйте объяснить: в чем различие между знанием и верой? (под верой имеется в виду вера вообще, а не религиозная вера).
84. Что есть истина? - Попробуйте дать ответ, не заглядывая в учебники, словари и энциклопедии.
85. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:
А. Всё познается в сравнении.
Б. Сравнение всегда хромает. (Януш Корчак, известный педагог, говорил еще более резко: "Отбросим сравнения, они вводят в заблуждение").
86. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:
А. "...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь" (библейский проповедник Экклезиаст).
Б. "Знание - сила" (Ф. Бэкон) (сравн. подобное: "знать больше сегодня - значит быть более сильным завтра" - Э. Теллер).
87. Одни считают интуицию высшей формой познания, другие - атавизмом, доставшимся нам от животных.
А Вы как думаете? Дайте развернутый ответ.
88. Прокомментируйте следующее утверждение, исходящее от Гегеля:
Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.
- Дайте развернутый ответ, приведите примеры.
89. В чем сущность дилеммы "сциентизм - антисциентизм", возможно ли ее решение? *
Дайте развернутый ответ.
90. А. Эйнштейн утверждал: "Лишь теория решает, что мы ухитряемся наблюдать!". Примерно о том же говорил И. П. Павлов: "Если не имеешь в голове идей, то не увидишь фактов".
- Что они имели в виду? Дайте развернутый ответ.
91. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте
А.: "...художественные произведения должны создаваться не для изучения и не для цеховых ученых, а они... должны быть понятны и служить предметом наслаждения непосредственно сами по себе. Ибо искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа." (Гегель. Соч. Т. XII. С. 280) [Сравн.: "Искусство принадлежит народу" (В.И. Ленин)]
Б.: "Глубоко ложен принцип "искусство для всех". В нем выявляется ложная демократизация. "Искусство для всех" вовсе не подразумевает необходимой ясности и простоты, это было бы прекрасно, - нет, в нем есть гибельное требование об урезке роста мастера в уровень современными ему невежеством и дурным вкусом, требование "общедоступности", азбучности и полезности. Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.
Искусство должно быть "для каждого", но отнюдь не для всех. Только тогда оно сохранит отношение индивидуальности к индивидуальности, которое и составляет смысл искусства, в отличие от других ремесел, обслуживающих вкусы и потребности множеств." (М.Волошин. Заметки 1917 года)
92. Древние философы выдвинули девиз "Подвергай всё сомнению". Что они имели в виду? Как можно истолковать этот девиз?
Разное
93. Верите ли вы в судьбу? Что такое судьба?
94. Что такое, по Вашему, притча? Два примера:
А. (Притча о самаритянине) "И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем (...) Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Ииcус сказал ему: иди, и ты поступай так же" (Евангелие от Луки 10; 25-37).
Б. (Притча "Буриданов осел") Некий философ, которого звали Буридан, уезжая, оставил своему ослу две одинаковые охапки сена. Осел не мог решить, с какой охапки начать, и умер с голоду.
95. Прокомментируйте
"Когда начинается война, первой жертвой надо считать истину" (Р. Киплинг)
96. Прокомментируйте следующее утверждение:
"Во всем нужна мера, даже в том, чтобы соблюдать ее".
97. Какое из двух мнений Вас больше устраивает? Почему?
А. "Не в силе правда, а в правде сила".
Б. "Кто сильнее, тот и прав" (вариант: "Сильный всегда прав").
98. В чем изъян следующего утверждения:
"С ними человечно - быть жестоким, жестоко - быть человечным" (так сказала Екатерина Медичи, мать французского короля Карла IX, в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь).
99. В чем противоречивость, логическая некорректность следующего рассуждения:
"Наслаждение - антипод любви, и не потому, что оно не может сопровождать любовь, а потому, что их сущность отличается (например, объект любви может постареть, любовь - нет, она неподвластна времени)" (цитата из книги).
100. Прав ли Бисмарк, говоря: "Это только дураки учатся на собственном опыте. Я же предпочитаю учиться на опыте других." - Оцените и прокомментируйте.
101. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:
А. "...ничто великое в мире не совершалось без страсти" (Гегель. Соч. Т. VIII. С. 23-24)
Б. "Сильные страсти - слабые нервы" (из кинофильма). Или: "Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля" (В. О. Ключевский).
- Дайте развернутый ответ.
102. Прокомментируйте, насколько правильно употребление слов "материалист" и "идеалист" в следующем анекдоте:
В суде разводится пожилая пара.
Судья спрашивает у мужа о причинах развода.
Муж отвечает, что причины чисто философские и поясняет, что он материалист, а жена идеалистка.
В разговор вступает жена: "Я отдала ему всю свою романтическую возвышенную душу, а он говорит, что ему нужно молодое тело".
103. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:
А. Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык. (Ф. И. Тютчев)
Б. В пустыне нет красоты. Красота в душе араба.
(А. М. Горький)
104. Правильно ли утверждение:
"Мы не замечаем прекрасного, пока не лишаемся его" (из кинофильма).
- Дайте развернутый ответ.
105. Что означает выражение "золотая середина"? Приведите примеры, поясняющие это выражение.
ПОЯСНЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Предлагаемые задачи и упражнения не носят специфически учебного характера и поэтому могут использоваться для самых разных целей, в том числе: 1) для написания эссе, небольших философских работ, 2) в качестве тем для обсуждения, дискуссий, 3) для конкурсных заданий.
2. Задача по философии указывает на философскую проблему и/или помогает ее решить (устранить).
3. Упражнение по философии тренирует мыслительные способности, развивает и совершенствует ум, способствует закреплению знаний (сведений) по философии.
4. Распределение задач и упражнений по разделам учебного курса. Задачи и упражнения для удобства преподавания распределены (с известной долей условности) по пяти разделам учебного курса ("что такое философия?", "история философии", "философское понимание мира", "философия человека", "философия деятельности"). Кроме того, в отдельный раздел "Разное" помещены задачи и упражнения, которые трудно отнести к какому-то одному разделу учебного курса.
Распределение задач и упражнений по разделам учебного курса не означает автоматически, что они предлагаются студентам в том же порядке, по разделам. Допустимы самые разные варианты.
На экзамене по философии рекомендуется давать задачи и упражнения без указания их принадлежности к тем или иным разделам учебного курса.
5. Критерии оценки ответа:
1) обстоятельность (от нескольких предложений до 1-3 страниц; ответы типа "да", "нет" не принимаются);
2) аргументированность (логическая обоснованность, связность, использование примеров);
3) точность (ответ именно на этот вопрос и ни на какой другой).
5. Ответы на задачи и упражнения можно давать как в письменном, так и в устном виде. В последнем случае ответы могут стать предметом обсуждения-дискуссии на семинарском занятии.
Письменные ответы-работы студенты могут готовить непосредственно на семинарском занятии (не больше 30-и минут) или как домашние задания.
6. На зачете или экзамене студенту следует предоставить право выбирать как минимум из двух вариантов задач/упражнений. В остальных случаях - по усмотрению преподавателя.
Литература
К разделу "Что такое философия"
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.
Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. - М.: Идея-Пресс, 2001.
К разделу "Краткий очерк истории философии"
Гегель. Лекции по истории философии.
Рассел Б. История западной философии.
Чанышев А.Н. Философия древнего мира: Для вузов. - М.: Высш. школа, 1999.
История русской философии: Для вузов / Ред.-сост. П.П.Апрышко. М.: Республика, 2001.
Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рольф, 2001.
Гулыга А. Кант.
Гулыга А. Гегель.
К разделу "Философская картина мира"
Аристотель. Категории.
Аристотель. Метафизика.
Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики.
Поппер К. Лекция "Об облаках и часах" - К.Поппер. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 596-557.
Растригин Л. А. Этот случайный, случайный, случайный мир. М., 1974.
Тарасов Л. В. Мир, построенный на вероятности. М., 1984.
Категории "закон" и "хаос". Киев, 1987.
Книгин А. Н. Учение о категориях. Учебное пособие. М., 2002.
К разделу "Философия человека"
Платон. Диалоги "Пир", "Федон", "Государство"
Аристотель. Никомахова этика.
Сенека. Нравственные письма к Луцилию.
Монтень М. Опыты.
Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости.
Соловьев В. С. Оправдание добра.
Поппер К. Открытое общество и его враги.
Проблема человека в западной философии. Сборник переводов. М., 1988.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1985.
Куртц Пол. Искушение потусторонним. М., 1999.
Куртц Пол. Мужество стать. Добродетели гуманизма. М., 2000.
Хайек Ф.А. Дорога к рабству. - журн. "Вопросы философии, 1990, №№ 10, 11, 12.
Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить.
Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей.
Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Основы современного гуманизма: Учебное пособие для вузов. М.: Российское гуманистическое общество, 2002.
К разделу "Философия деятельности"
Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы.
Поппер К. Логика научного исследования.
Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем. Исследование процесса научного познания. Пер. с англ. М., 1984.
Ко всем разделам
Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН; Предс. науч.-ред. совета В.С.Степин. М.: Мысль, 2000-2001.
Тейчмен Д., Эванс К. Философия. Руководство для начинающих. М., 1997.
Волков Г. Н. Сова Минервы. М., 1973.
Книги автора
1. Жизнь, смерть, бессмертие. М., 1996. - 96 с.
2. Как мы думаем? М., 1996. - 60 с.
3. Мир глазами философа. (Категориальная картина мира). М., 1997. - 293 с.
4. Критика марксизма и коммунизма. М., 1997. - 69 с.
5. Золотое правило поведения. М., 1996. - 20 с. (2-е издание, испр., дополн.: М., 1999. - 23 с.)
6. Что такое философия? М., 1998. - 33 с. (2-е издание, испр., дополн.: М., 1999. - 33 с.)
7. Соответствия и антисоответствия между категориями. Проблемы категориальной логики. М., 1998. - 51 с.
8. Либерализм и свобода. М., 1999. - 19 с.
9. О любви. М., 2000. - 48 с. (2-е изд., расшир.: М., 2001. - 56 с.)
10. Гуманистический манифест. М., 2000. - 15 с.
11. Россия и мир на рубеже веков-тысячелетий (что было и что будет). М., 2001-2001. - 28 с.
12. Практическая философия. М.: МЗ Пресс, 2001. - 320 с.
13. Философия для жизни. Пособие по практической философии. М.: МЗ Пресс, 2001. - 56 с.
14. Об опасности наркотиков и прелестях жизни без них. Заметки философа. М., 2001. - 30 с.
15. Мысли о религии. М., 2001. - 28 с.
16. Негатив жизни: антикультура и антифилософия. М.: ACADEMIA, 2002. - 39 с.
17. Человек среди людей. (Как вести себя в обществе?). М.: ACADEMIA, 2002. - 61.
18. Ошибки и перекосы категориального мышления. М.: МЗ-Пресс, 2002. - 137 с.
19. Глупость философов (самоирония). М., 2003. - 34 с.
20. Мысли и изречения. (Составитель и автор - Л. Е. Балашов). М.: МЗ Пресс, 2003. - 214 с. (Выходит из печати в 2003 г.)
На сайте "balashov44.narod.ru" размещены электронные тексты большинства указанных книг автора
Указатель имен
Абчук В.А. 185, 186
Августин Блаженный 21, 159
Аверинцев С.С. 26, 138
Александр Македонский 102
Александр Север 159
Алексеев В.П. 249
Алешин С. 105
Алкиной (Альбин) 20
Амундсен Р. 269, 270
Анджеевский 100
Аристотель 18, 21, 24, 25, 27, 29, 102, 112, 177, 182, 183, 217, 250, 253, 259, 266, 267
Арсан Э. 141
Архимед 229
Бальзак О. 109
Беккерель А. 188, 189
Белинский В.Г. 101, 117, 140, 142
Бердяев Н.А. 215
Беркли Д. 215
Берне 100
Бетховен Л. 70, 108, 134
Биант 26
Бомбар Ален 49, 50
Бор Н. 247
Боуви 132
Боэций 20-22
Бруно Дж. 212
Буаст П. 224
Бунге М. 231, 234, 241
Бунин И.А. 37, 90
Буридан Ж. 185
Быкова С.В. 75
Бычко И.В. 177, 236
Бэкон Ф. 13, 22, 217
Васильева Т.В. 17
Виндельбанд В. 17
Вишневский Вс. 195
Вольтер Ф. 119
Вольф Х. 215
Вудберри 224
Галилей Г. 112
Галлай М.Л. 118
Гартман Н. 161, 162
Гаусс 112
Гегель 23-26, 41, 60, 101, 103, 114, 115, 176-179, 181, 182, 223, 232, 249, 250, 258, 259
Гекатон, стоик 267
Гераклит 104, 213
Гердер И.Г. 160
Геродот 158
Герцен А.И. 197
Гесиод 19, 89
Гёльдерлин 25
Гёте И. 101, 120, 144, 241
Гитлер 106
Гоббс Т. 159, 160, 166, 174, 204, 215
Голсуорси Д. 120, 121
Гольбах П. 176
Гольденвейзер А.Б.
Гомер 89, 101, 102, 158
Гораций 26, 102, 103, 105
Горбовский А. 85
Горький М. 96
Грасиан Б. 26
Грин Александр 190
Гук Р. 108
Гулыга А.В. 8
Гумбольдт А. 101
Гурьев В. 45
Гусейнов А.А. 26, 27, 159, 164
Давыдов Ю.Н. 52, 54, 55, 96, 97
Декарт Р. 108, 112, 213, 249
Демидов В.И. 118
Державин Г.Р. 89, 105
Джалиль Муса 100, 103
Джеймс У. 13, 34
Дидро Д. 110, 111, 134
Диксон Р. 149
Дильман В.М. 40, 41
Диоген Лаэртский (Лаэрций) 24-26, 267
Дробницкий О.Г. 7
Екатерина Вторая 132
Ерофеев Виктор 61
Жуков Ю.М. 30
Зинченко В.П. 30
Иоанн, евангелист 182, 183
Кант И. 23, 161-163, 179, 221, 247-249
Кантор Г. 112, 113
Карнеги Д. 13, 26, 30-31, 283
Кейзер К. Дж. 74
Кинди, аль-Кинди 254
Киплинг Р. 254
Клайн М. 111
Кликс Ф. 249
Клини С. 114
Коган Л.Н. 70