<< Пред.           стр. 1 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 БАНДУРИН Александр Владимирович
 БАСАЛАЙ Сергей Иванович
 ЛИ Игорь Алексеевич
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ПРОБЛЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ КОРПОРАЦИЙ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Москва
 1999
 
 
  УДК 334.754:658.152.012
  ББК 65.290=93
 
  Б23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Б23 Бандурин А. В., Басалай С. И., Ли И. А. Проблемы оперативного управления активами корпораций. Под ред. д. э. н. В. В. Бандурина - М.: "ТДДС Столица-8", 1999. - 164 с. В предлагаемой вашему вниманию монографии проанализированы проблемы оперативного управления активами корпораций, проведен анализ отечественного и зарубежного опыта систем оперативного управления, предложена система оперативного управления активами корпораций, основанная на современных методах управления операциями и финансами. Предлагаемые методы управления проанализированы с точки зрения их применимости в условиях криза макроэкономики и политической неопределенности. Обобщены типовые рекомендации по повышению эффективности оперативного управления.
  В целом работа может быть интересна сотрудникам российских корпораций, а также широкому кругу заинтересованных лиц.
 
 
 
 
  ББК 65.290=93
 
 
 (c) Бандурин В. В., Басалай С. И., Ли И. А., 1999
 Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения одного из авторов
 
 ОГЛАВЛЕНИЕ
 ВВЕДЕНИЕ 4
 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ КОРПОРАЦИЙ 6
 1.1. РОССИЙСКИЕ КОРПОРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
 1.2. ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ КОРПОРАЦИЙ 19
 1.3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 35
 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИГЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЯМИ 50
 2.1. МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ 50
 2.2. МЕТОДИКА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ КОРПОРАЦИИ 81
 2.3. МЕТОДИКА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ И ЗАКУПКАМИ 94
 3. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИГЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 109
 2.1. МЕТОДИКА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ 109
 3.2. МЕТОДИКА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КРАТКОСРОЧНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ВЛОЖЕНИЯМИ 127
 3.3. МЕТОДИКА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАССОВОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ 146
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159
 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 162
 
 
 ВВЕДЕНИЕ
  В современных непростых условиях хозяйствования, когда экономическая и политическая ситуация меняется настолько часто, что уследить за ней практически не представляется возможным, руководство любого хозяйствующего субъекта в России должно постоянно предпринимать меры по стабилизации деятельности. Причин такого положения в экономике достаточно много, отметим лишь главные из них [17]:
 * нестабильность политической обстановки;
 * безвластие на всех уровнях управления;
 * разбалансированность экономики;
 * недостаточная квалификация кадров управления рыночной экономикой.
  В этих условиях наряду со стратегическими задачами перед высшим менеджментом хозяйствующих субъектов встает задача четкого, правильного и своевременного реагирования на любые изменения как внутри самого хозяйствующего субъекта, так и во внешней среде. Только при постоянном отслеживании основных финансовых, производственных и прочих характеристик текущей деятельности появляется возможность их четкой фиксации и принятия своевременных мер по ликвидации нежелательных последствий.
  Таким образом, управление хозяйствующим субъектом в постоянно меняющих друг друга краткосрочных периодах является одной из важнейших задач управления. Наряду с этим необходимо отметить, что возможные негативные последствия от несвоевременных или неправильных решений затрагивают не только хозяйствующий субъект, но и другие категории связанных с ним субъектов общества. И чем больше субъектов вовлекаются в сферу интересов хозяйствующего субъекта, тем больший резонанс получают ошибки в управлении. По нашему мнению, термином, наиболее полно отражающим процесс управления именно в краткосрочном периоде, является термин оперативное управление.
  Поэтому, на наш взгляд, является актуальным обобщение международного и отечественного опыта именно по проблемам оперативного управления. При этом, не пытаясь обобщить все приемы и методы для любых хозяйствующих субъектов, мы постараемся рассмотреть теоретико-методологические аспекты оперативного управления корпоративными структурами, поскольку именно они на сегодняшний день оказывают наибольшее влияние на экономическую жизнь нашей страны.
  В рамках поставленной проблемы могут рассматриваться многие вопросы, затрагивающие различные сферы деятельности корпораций в современных условиях, однако описать эти вопросы в одной монографии не представляется возможным. В этой связи, в настоящей публикации на основе анализа деятельности корпораций в России будут выделены основные, по мнению авторов, проблемы именно оперативного управления корпорациями, и, в частности, проблемы оперативного управления оборотными активами.
  Такое ограничение рассматриваемой проблемы сделано сознательно, поскольку дефицит оборотных средств в условиях постоянной угрозы банкротства предъявляет к руководству корпораций повышенные требования к правильности решений по оперативному управлению оборотными или текущими активами. Поэтому структурирование, планирование, мониторинг и принятие краткосрочных решений выходят на первый план при осуществлении процесса оперативного управления оборотными активами корпораций.
  Структура книги отражает поставленные задачи и включает разделы, описывающие возможные решения проблем оперативного управления. В соответствии с поставленными целями рассматриваются и вопросы корпоративного устройства, и вопросы оперативного управления операциями, и вопросы оперативного управления финансами. Таким образом, книга представляет собой попытку обобщения основных задач оперативного управления наиболее важными аспектами текущей деятельности корпораций.
 
 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ КОРПОРАЦИЙ
 1.1. РОССИЙСКИЕ КОРПОРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
 Этапы становления корпоративного управления
  На различных этапах развития экономики России закладывались предпосылки создания эффективной корпоративной среды, но в то же время возникали определенные противоречия в системах корпоративного управления, с которыми приходится иметь дело на практике и в настоящее время. Каждый этап олицетворяет новую стадию понимания руководством страны экономических проблем и выработки путей их решения, поэтому границы этапов условны и могут быть сдвинуты в любую сторону в соответствии с применяемыми критериями. На наш взгляд временные рамки и ключевые проблемы каждого из этапов могут быть описаны следующим образом.
  Период до 1987 года: экономические методы централизованного управления показали свою несостоятельность; отчуждение большинства работников от реального участия в управлении побудило многих из них попробовать себя в зарождающемся мелком кооперативном бизнесе или индивидуальном предпринимательстве, а отсутствие четкой законодательной базы и знаний практической экономики быстро привело к краху иллюзий быстрого обогащения; корпоративность как система управления производством все больше отождествлялась с клановостью партийно-номенклатурной элиты и вызывала противоречивое отношение начинающих предпринимателей.
  Корпоративная среда в этот период была похожа на систему партийно-хозяйственных активов: все ключевые посты на предприятиях распределялись не в соответствии с профессионализмом управляющих, а по старым партийно-номенклатурным связям. Это было вызвано, на наш взгляд, тремя причинами [8]:
 * отсутствие отечественных высококвалифицированных независимых управляющих на рынке труда;
 * неготовность предприятий высоко оплачивать квалифицированный труд зарубежных управляющих;
 * остатки тоталитарного мировоззрения в обеих системах и, в связи с этим, низкое желание взаимопроникновения накопленного опыта между странами с развитой рыночной экономикой и странами бывшего социалистического лагеря.
  Период с 1987 года по 1991 год: центробежные силы уверенно вели к распаду монополизированной и централизованной организации хозяйства; поощряемая самостоятельность и разрешенная аренда предприятий побудили директорский корпус к поэтапному подчинению предприятий группам работников, разделявшим позицию первых руководителей, то есть корпоративность приобретала оттенок лояльности власти; предусмотренное законодательными нормами участие коллективов в управлении предприятиями через советы трудовых коллективов не получило развития в силу неподготовленности работников к эффективному участию в управлении и нежелания руководителей "делиться властью". В этот период закладывались основы корпоративности директорского корпуса и структур, приближенных к партийно-номенклатурным органам управления, но уже появились ростки нарождающейся корпоративной среды. Помимо промышленности в России появился и начал развиваться банковский и страховой капитал. Появились источники и первые инструменты накопления капитала.
  Период с 1991 года по 1994 год: активная чековая приватизация, в ходе которой произошло первичное перераспределение собственности среди директорского корпуса и сформированных финансово-банковских структур; участие в приватизации было возможно, прежде всего, через открытое и скрытое сотрудничество с администрацией регионов и Госкомимущества России; создаваемые в ходе приватизации на базе крупных государственных предприятий акционерные общества уже можно было относить к корпорациям, но неразработанность акционерного права, недооцененность имущества, а также неподготовленность персонала предприятий сводили корпоративное управление к традиционным методам управления, которые в исполнении непрофессиональных менеджеров приводили к дальнейшему развалу предприятий и банкротству. В то же время начал складываться определенный корпоративный стиль взаимоотношений отдельных структур, таких, как банковский капитал, нефтегазовые и другие предприятия, когда на смену государственным органам управления приходят самоуправляемые компании. Отчужденность же большинства населения от активных процессов участия в управлении собственностью, потеря рабочих мест и экономическая безграмотность сформировали негативное отношение ко всем процессам реформирования экономики.
  Но именно в этот период были заложены основы настоящей корпоративности среди новых предпринимательских структур, созданных молодыми (образованными, честолюбивыми) предпринимателями, у которых было только два пути: или войти в кооперацию с бывшими государственными структурами, или противопоставить им цивилизованный бизнес, основанный на опыте зарубежных корпораций. К тому же на принимаемые в корпорациях решения начало влиять уже полученное качественное зарубежное образование в новых для российской экономики сферах: на финансовом и фондовом рынке, на рынке обязательств, в маркетинге, менеджменте. Активное взаимопроникновение западных и российских корпораций, совместная работа на российском фондовом рынке неизбежно подталкивали российские корпорации к пониманию особенностей корпоративного управления.
  Период с 1994 года по август 1998 года: денежная приватизация в условиях принятия законов об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, Гражданского кодекса РФ, уточнения законодательства о приватизации. Активно формируется инфраструктура рынка: инвестиционные компании и фонды, депозитарии и регистраторы, паевые инвестиционные фонды, страховые компании, аудиторские и консалтинговые компании, пенсионные фонды и др. Крупные зарубежные компании открывают в России свои филиалы, представительства или создают совместные фирмы.
  Основная тяжесть проблемы привлечения инвестиций перемещается из федерального центра на регионы. Региональные власти принимают местные инвестиционные законы, в том числе об образовании страховых фондов для привлечения инвестиций, а объектом купли-продажи в соответствии с принятыми региональными законами становится земля и другие объекты недвижимости.
  Период с августа 1998 года по настоящее время: Ситуация внешнего и внутреннего дефолта. Общий недостаток финансовых ресурсов. Бегство капиталов из России заставляет искать новые финансовые инструменты или новые механизмы использования старых активов. Напряженность на валютном рынке наряду с практически полным отсутствием рынка корпоративных ценных бумаг делают региональные финансовые инструменты практически единственным способом защиты от инфляции и получения дохода в России.
  На этом фоне проявляется слабая подготовленность российских менеджеров, особенно высшего эшелона управления, к выбору стратегии развития, привлечению капиталов и инвестиций, удержанию и завоеванию рынков сбыта, учету истинной мотивации партнеров по бизнесу. Все это приводит к дальнейшему перераспределению собственности, но уже на фоне понимающих свои права акционеров. Коррупция и беспредел теневого капитала заставляют высший менеджмент выбирать одно из двух направлений: либо входить в контакт с мафиозными структурами и постепенно терять управление, либо строить такую систему корпоративных отношений, которая позволяла бы сохранить и себя, и собственность.
  Корпоративное управление строится на базе проверенных и действенных норм в сфере финансов, ценных бумаг, управления, трудовых взаимоотношений, контрактных обязательств, договорной деятельности, организационных структур, маркетинга. При наличии базовых государственных документов и накопленного опыта можно строить систему корпоративных отношений на уровне конкретной корпорации, задавая таким образом ориентиры для всей российской экономики. В каждом конкретном случае корпорация в лице ее высшего менеджмента (а в условиях России это пока сами собственники) делает выбор в пользу постепенного включения работников в систему деловых взаимоотношений в сфере собственности вместо жесткого управления наемным персоналом. Это представляет важнейшую тенденцию в становлении и формировании нормальных корпоративных отношений.
 Баланс интересов
  Многолетняя противоречивая практика работы корпораций дала аналитическим и консалтинговым фирмам очень большой материал для обобщения и выработки единых норм и рекомендаций по корпоративному управлению. Так, в США в 1992 году подготовлены Американским институтом права "Принципы управления корпорациями". Регулярно готовит предложения Круглый стол по вопросам бизнеса. Все это создает определенную упорядоченность в понимании сути корпоративных отношений и интересов самых разнообразных структурных категорий общества. В процессе функционирования корпорации в ее корпоративную среду вовлекаются тем или иным способом различные категории людей, поэтому руководство корпорации в процессе принятия решений должно учитывать интересы таких экономических составляющих общества как:
  Потребители, которые требуют к себе самого пристального внимания со стороны корпорации. Без потребителей она просто не сможет существовать. Потребители хотят получить от нее качественные товары и услуги, приемлемые цены, хорошее обслуживание и правдивую рекламу. Если корпорация не стремится направить силы на удовлетворение потребностей потребителей, то это можно назвать главным стратегическим просчетом корпорации, из-за которого ее может постичь неудача как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде. Это обусловлено тем, что отношение общества к корпорации в значительной степени формируется в точках продажи товаров и услуг.
  Служащие, суть отношений которых с корпорацией переходит от обычных требований справедливой оплаты труда к другим аспектам взаимоотношений работодателя с работником: равенство возможностей, защита здоровья на рабочем месте, финансовая безопасность, невмешательство в личную жизнь, свобода самовыражения и обеспечение соответствующего уровня жизни.
  Местное население, на которое корпорации оказывают наибольшее воздействие в процессе производства. Именно здесь от них ждут непосредственного участия в решении местных проблем: образование, организация транспорта, условия для отдыха, система здравоохранения, решение проблем окружающей среды. В России, где много градообразующих предприятий эта проблема особенно актуальна, поэтому именно здесь корпорации, прежде всего, должны объяснять суть и характер своей деятельности.
  Общество в целом, на которое корпорации оказывают воздействие на национальном и международном уровне. Их деятельность оказывается объектом пристального внимания различных групп и организаций, включая академические круги, правительственные структуры и средства массовой информации. От корпораций ждут участия в решении проблем национального и международного масштаба. В то же время их первой и главной обязанностью перед обществом является забота о поддержании собственной экономической жизнеспособности в качестве производителя товаров и услуг, в качестве налогоплательщика, нанимателя и создателя рабочих мест. Одной из главных мировых проблем, особенно в настоящее время, является проблема экологической безопасности производства.
  Поставщики, большую часть которых составляют, как правило, малые предприятия, ожидающие от сотрудничества с крупными компаниями справедливых торговых отношений и своевременных платежей. Взаимоотношения крупных корпораций и их поставщиков являют собой важное звено любой экономической системы, так как само существование малого бизнеса зависит от честного отношения к нему со стороны корпораций.
  Акционеры вступают с корпорацией в особые отношения: они делают возможным само существование корпорации как поставщики "рискового" капитала, необходимого для ее возникновения, функционирования и роста. Интересы акционеров должны учитываться во всех важнейших действиях общества. То есть, корпоративная среда представляет собой область взаимодействия корпорации как объекта с теми, на кого она может в силу своих возможностей оказывать влияние (рис. 1.1).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 1.1. Корпоративная среда
  Во всех принципиальных аспектах деятельности корпорации должен быть достигнут баланс интересов всех участников корпоративных отношений, что повышает важность и значимость принимаемых решений. В этих целях корпорации, как правило, разрабатывают и утверждают следующий примерный перечень документов, регламентирующих правила взаимоотношений и устанавливающих структуру в рамках корпоративной среды [8]:
 * кодекс поведения;
 * рекомендации по оплате и вознаграждениям служащим, обеспечению равных прав для служащих, невмешательство в их частную жизнь, свободу самовыражения;
 * нормы и правила, касающиеся охраны окружающей среды, обеспечения здоровья и безопасности на рабочем месте;
 * нормы и правила, предписывающие постоянную заботу о повышении качества производимых товаров и услуг, проведение приемлемой политики ценообразования, а также соблюдение этических аспектов рекламной деятельности;
 * нормы и правила, определяющие приоритеты благотворительной деятельности корпорации;
 * программы информирования, подготовки и обучения менеджеров проблемам корпоративных отношений.
  Все это составляет весьма важную часть корпоративного права, представляющую интерес и для формирующейся системы корпоративных взаимоотношений, складывающихся в России. Естественно, что западный опыт не панацея от всех наших проблем. Применительно к российским условиям необходимо учитывать особенности как экономического, так и социального развития общества, мировоззрение большинства обывателей, уровень готовности наших граждан к восприятию норм корпоративной культуры. Без таких поправок западные рекомендации по корпоративному управлению могут показаться изысками пресыщенных бизнесменов, неприменимыми к нашей реальности. С другой стороны, в этих рекомендациях просматривается очень сильный коллективистский дух социализма, что также мало способствует восприятию лучших и эффективных методов и систем.
 Цели и структура
  Прежде чем рассматривать тенденции развития российского корпоративного управления на ближайшую перспективу - начало ХХI века - рассмотрим пути возможного безболезненного вхождения корпораций в систему нормального корпоративного управления. Для этого высшему менеджменту корпораций предстоит выполнить большой объем разносторонней, многоплановой работы, основанной на требованиях современного менеджмента, маркетинга, бизнеса. Эта работа состоит из следующих основных этапов [20]:
 * строгого определения целей деятельности корпорации и способов мотивации ее собственников;
 * реструктуризации корпорации до уровня самоуправляемых структур под контролем собственников;
 * выбора организационной структуры, адекватной поставленным целям: сбыт продукции, производство, инновации, маркетинг;
 * разработки единых принципов работы корпорации в виде миссии, философии или иного основополагающего документа;
 * изменения философии оплаты труда персонала, особенно высших менеджеров.
  Переходя от марксистского принципа "справедливой оплаты по труду" к оплате труда, учитывающей реальный вклад каждого работника, как в получение текущей прибыли, так и в формирование капитализированной прибыли корпорации, мы сталкиваемся с проблемой личной заинтересованности акционеров. Если пакет акций значителен, то и влияние акционера весомо в принятии решений и доля прибыли, распределяемая по итогам финансового года, значительна. Если же пакет акций незначителен, то мотивация сдвигается в область получения высокой оплаты за итоги работы. Поэтому реальная система оплаты труда в корпорациях должна учитывать три компонента [8]:
 * прямую оплату труда за выполняемую работу на основе контракта;
 * доход от доли акций по итогам финансового года;
 * дополнительные выплаты и льготы (бонусы), определяемые в каждой корпорации внутренними документами.
  При такой схеме оплаты труда высшие менеджеры должны получать суммарно высокий доход, стимулирующий к интенсивному труду, к увеличению доли принадлежащей им капитализированной прибыли, к расширению социальных выплат и гарантий в корпорации. Этот путь естественным образом снимет имеющиеся в России противоречия между высокой оплатой труда высших менеджеров корпораций и результатами работы самих корпораций.
 Организация единой финансовой, инвестиционной и кредитной деятельности
  Развитие корпораций сегодня напрямую зависит от правильно организованной финансовой деятельности и в ее рамках кредитной и инвестиционной деятельности. Поскольку реструктуризация корпораций и создание самоуправляемых структур приводит к взаимодействию большого количества юридических лиц, высший менеджмент корпорации должен "спроектировать" принципы финансовой, инвестиционной и кредитной стратегии на основе следующих долгосрочных целей [20]:
 * консолидации структурных подразделений корпорации в отношении налогов;
 * создания дополнительных производственных мощностей в результате слияния предприятий;
 * проникновения через посредничество корпорации в производство и сбыт различных товаров;
 * проведения единой политики и осуществление единого контроля за соблюдением общих интересов корпорации;
 * ускорения процесса диверсификации;
 * организации внутренних инвестиционных потоков;
 * централизации участия в капитале других предприятий и др.
  Кредитная стратегия корпорации должна быть ориентирована прежде всего на оптимизацию мобилизуемых ресурсов за счет привлечения капиталов путем выпуска и работы с ценными бумагами, активного взаимодействия с зарубежными фондами и организациями, использования оффшорных и свободных экономических зон, аккумулирования средств работников корпораций в негосударственных (может быть и учрежденных в рамках корпорации) пенсионных фондах, страховых компаниях, в депозитах банков и финансовых компаний, а также в капитале предприятий - участников корпорации. Таким образом, успешная финансовая деятельность корпорации обусловлена как своевременными и правильными решениями высшего менеджмента в текущей работе, так и в вопросах стратегии, которая должна разрабатываться не только на основе внутренних условий корпорации, но и с учетом влияния существующей финансовой системы, сложившейся в России на данном этапе.
 Типы корпоративных объединений
  Помимо общих принципов построения корпоративных взаимоотношений, в каждом корпоративном объединении могут возникать определенные особенности, вызванные спецификой организационной структуры корпорации, приобретенной собственности и др. Рассмотрим наиболее распространенные формы корпоративных объединений в России.
  Ассоциация. Добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов.
  Консорциум. Временное объединение компаний, банков на основе общего соглашения для осуществления капиталоемкого проекта или совместного размещения займа (несет солидарную ответственность перед заказчиками).
  Концерн. Крупное объединение предприятий, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности (часто такая группа объединяется вокруг холдинга, держащего акции этих компаний).
  Синдикат. Объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, в целях организации ее коллективного сбыта через единую торговую сеть.
  ФПГ. Зарегистрированная на федеральном уровне группа юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, объединивших свои материальные ресурсы и капиталы. Центральной (головной) компанией в ФПГ могут быть: производственные предприятия или объединения, банк, финансовая или страховая компания.
  Холдинг. Акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций и управляющая или контролирующая деятельность других компаний, предприятий с целью осуществления контроля над их операциями. Холдинговая компания может не владеть собственным производственным потенциалом и не заниматься производственной деятельностью.
  В рамках перечисленных объединений возникает необходимость управления корпоративными активами. Как показывает дальнейший анализ, одной из наиболее важных статей активов, которая нуждается в управлении, является дебиторская задолженность.
 Проблемы формирования исходных данных для оперативного управления в российских корпорациях
  Необходимость совершенствования системы учета и отчетности корпоративных объединений естественным образом вытекает из экономической сущности объединения хозяйственных обществ. Практическое отсутствие отечественного опыта по составлению и ведению единой финансово-экономической отчетности в интегрированных структурах указывает на то, что перед этими структурами поставлена принципиально новая задача. В мировой практике такого рода отчетность называется консолидированной.
  В российских условиях, при использовании понятий консолидированного учета и отчетности можно исходить из того, что речь идет об интеграции показателей деятельности хозяйствующих субъектов, содержащихся в:
 * балансе;
 * отчете о прибылях и убытках;
 * отчете о движении фондов.
  Необходимость в консолидированной отчетности появляется тогда, когда в реальной экономической жизни начинают создаваться структуры, например, корпорации, которые связанны взаимным участием в капитале друг друга либо иным образом. Объекты для консолидированной отчетности возникают по самым разным причинам. Акционерные общества или товарищества приобретают другие хозяйственные общества с целью расширения сферы своей деятельности или получения доходов от инвестиций, устранения конкурентов или же приобретения крупного пакета акций другого общества, чтобы установить контроль над ним или наладить более тесные официальные отношения взаимного сотрудничества.
  Наличие консолидированной отчетности корпорации позволяет повысить финансовую и социально-экономическую управляемость им, иметь объективную картину деятельности объединения в целом и каждого его участника в частности, осуществлять инвестирование ресурсов в действительно перспективные направления развития экономики.
  Сущность консолидированной отчетности корпорации заключается в том, что:
  а) она не является отчетностью юридически самостоятельного хозяйствующего субъекта и имеет явно выраженную аналитическую направленность. Цель такой отчетности заключается не в выявлении налогооблагаемой прибыли, а в получении общего представления о деятельности хозяйствующих субъектов в рамках объединения, группы;
  б) процесс консолидации - это не простое суммирование одноименных статей финансовой отчетности хозяйствующих субъектов корпорации. В процессе консолидации исключаются любые внутригрупповые финансово - хозяйственные операции, и в консолидированной отчетности показываются лишь активы и пассивы, доходы и расходы от операций с третьими лицами.
  Как показывают исследования, информация финансово-экономического характера о результатах работы корпорации в целом необходима для:
 * внешних органов управления - в целях определения роли и места корпорации в экономическом развитии государства и региона в частности; выявления степени совпадения интересов федеральных, местных органов управления и корпорации в реализации экономических программ развития, декларированных корпорацией в момент ее регистрации, т. е. является ли данная корпорация инструментом развития промышленного производства в условиях структурной перестройки экономики государства или направленность ее деятельности подлежит изменению либо коррекции;
 * внутреннего потребления корпорацией - в целях выработки общей эффективной корпоративной стратегии развития и деятельности, повышения управляемости ее участниками, проведения участниками корпорации единой, скоординированной финансово-экономической и социальной политики;
 * информирования широкой общественности, существующих и потенциальных инвесторов о деятельности данной корпорации, позволяющей им судить о суммах, времени и рисках, связанных с ожидаемыми доходами, а также о хозяйственных ресурсах корпорации, ее обязательствах, составе средств и источников, причинах их изменений.
  Таким образом, консолидированная финансовая отчетность содержит информацию, характеризующую группу хозяйствующих субъектов, действующих в рамках единой экономической стратегии и участвующих (в той или иной мере) в капитале друг друга. Она необходима всем, имеющим или предполагающим иметь интересы в данной группе предприятий: инвесторам, кредиторам, поставщикам, заказчикам, персоналу предприятий, банкам, правительственным и местным органам управления.
 Общие требования к финансовой отчетности корпорации
  Для удобства анализа финансовой отчетности различных фирм был разработан и составлен так называемый "свод обычаев", который известен как Общепринятые принципы бухгалтерского учета (Generally Accepted Accounting Principles - GAAP). Другой целью GAAP является структуризация финансовой отчетности, которая позволяла бы сравнивать документацию различных фирм.
  Адаптируя требования GAAP для отечественных корпораций, можно сформулировать требования, определяющие:
  Периодичность отчетности (Accounting Periods) - финансовые отчеты должны подготавливаться периодически, через равные промежутки времени. Корпорация может выбрать время, когда будет завершаться ее финансовый период (минимум - ежегодный отчет).
  Полноту охвата (Matching) - в свои финансовые документы корпорация должна включать все расходы, осуществление которых необходимо для получения доходов, указанных в отчетности.
  Консерватизм (Conservatism) - в ситуации, когда неопределенность измерения порождает равновероятные размеры прибыли, корпорация должна сообщать в отчете наименьшую цифру. При этом корпорация должна стремиться предвидеть все расходы и не сообщать о доходах без тщательного обоснования. Умышленное искажение информации запрещено.
  Ясность (Understandability) - информация, содержащаяся в отчетах, должна быть изложена на таком уровне, чтобы ее мог воспринять читатель со средним уровнем понимания проблем бизнеса.
  Существенность (Relevance) - отчеты должны содержать информацию, существенную для принятия решений и ориентированную на пользователей.
  Надежность (Reliability) - предоставляемая информация должна быть полной и достоверной.
  Преемственность (Consistency) - корпорация должна стремиться использовать сопоставимые методы финансовых расчетов, так чтобы обеспечивалась возможность сравнения отчетных данных за различные периоды времени.
  Приведенный список включает не все требования GAAP, а только те, которые, прежде всего, относятся к внешней отчетности. Любая корпорация в своей финансовой отчетности должна показать:
 * финансовое состояние на конец периода (the Financial Position at Period's End);
 * потоки денежных средств за период (the Cash Flows for the Period);
 * доходы за период (the Earnings for the Period);
 * полный доход за период (the Comprehensive Income for the Period);
 * вклады собственников и выплаты собственникам за период (the Investments by and Distributions to Owners for the Period).
 Консолидированная отчетность корпорации
  Исходя из вышеперечисленных требований, можно сформулировать перечень отчетных документов, составление которых необходимо для функционирования корпорации:
 * баланс - документ, отражающий структуру имущества корпорации (структуру активов), распределенного по степени ликвидности, и структуру источников для приобретения активов (структуру пассивов), распределенных по срокам погашения;
 * отчет о доходах и расходах корпорации - документ, иллюстрирующий структуру доходов и структуру расходов (затрат) корпорации;
 * сводная ведомость по платежам - документ, распределяющий дебиторов и кредиторов в две группы: по срокам платежей (нам должны, мы должны), по суммам платежей (такому-то - столько-то, от такого-то - столько-то).
  Таким образом, корпорация, имея достаточную свободу в формировании списка статей отчетности, представляет в фискальные органы стандартизированный набор документов финансовой отчетности. Для проведения анализа могут понадобиться дополнительные данные, которые запрашиваются в индивидуальном порядке у каждой корпорации.
  Схематично документы представлены на рис. 1.2.
  Также при составлении консолидированной отчетности за основу можно принять рекомендуемые ЕС формы финансовой отчетности.
 
 Баланс (структура)
 Активы Пассивы по степени ликвидности:
 денежные средства имеют самую высокую степень ликвидности по сроку погашения:
 собственные средства имеют неограниченный срок погашения
 Отчет о доходах и расходах (структура)
 Доходы Расходы по видам деятельности по видам деятельности
 Сводная ведомость платежей (контрагенты и даты)
 Приток Отток по дебиторам по кредиторам
 Дебиторы Кредиторы по датам по датам
 Рис. 1.2. Документы консолидированной отчетности
 1.2. ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ КОРПОРАЦИЙ
 Создание системы оперативного управления
  Во всем мире перед любой коммерческой организацией возникает проблема управления активами в краткосрочном периоде. Это связано с тем, что под воздействием различных факторов активы находятся в динамическом состоянии, то есть совокупность их характеристик постоянно меняется.
  Для наиболее эффективного управления корпорация должна сформировать контур оперативного управления, к которому могут быть отнесены задачи, непосредственно связанные с реализацией производственных планов. Среди этих задач можно выделить такие задачи как снабжение, складской учет, операции с консигнационным товаром, розничная торговля. Задачи технико-экономического планирования и технической подготовки производства ориентированы на деятельность, связанную с изготовлением промышленной продукции. При этом, создание контура должно быть направлено на решение следующих целей [17]:
  1. Формулирование текущих задач.
  2. Временная организация деятельности предприятия.
  3. Полное, целесообразное и равномерное использование всех ресурсов предприятия.
  4. Минимизация связывания оборотных средств.
  5. Создание условий для развития предприятия, его организации.
  Рассмотрим кратко эти цели.
  Формирование текущих задач. При осуществлении повседневной деятельности в связи с влиянием внешних и внутренних воздействий состояние корпорации подвержено постоянным колебаниям. В этой связи зачастую возникает необходимость решения некоего набора задач для стабилизации деятельности корпорации. Для фиксации действий и предупреждения нежелательных воздействий может осуществляться процедура краткосрочного планирования повседневной работы, текущий мониторинг и контроллинг деятельности.
  Временная организация деятельности корпорации. В соответствии со сказанным выше, в качестве реакции на длительные колебания руководство корпорации может принять решение о переходе на временные режимы работы, для этого может быть создана временная организация работы корпорации.
  Полное, целесообразное и равномерное использования всех ресурсов корпорации. При наличии ограниченного набора и объема постоянно возникает необходимость оперативного переброса дефицитных ресурсов в наиболее значимые направления деятельности, утвержденные в рамках стратегии корпорации. В этой связи основным критерием перераспределения ресурсов выступает их полное, целесообразное и равномерное использование.
  Минимизация связывания оборотных средств. По нашему мнению наиболее показательной характеристикой эффективности использования оборотных средств является их оборачиваемость, то есть количество так называемых оборотов вида оборотных активов. В соответствии с этим нежелательным является связывание оборотных активов, то есть уменьшение скорости оборота. Таким образом, одной из основных задач при управлении оборотными активами является минимизация связывания оборотных средств.
  Создание условий для развития корпорации, ее организации. Ресурсы корпорации, затрачиваемые на основную деятельность, должны быть распределены таким образом, чтобы существовал резерв на собственное развитие, осуществление научных разработок и другие мероприятия, позволяющие укрепить положение на рынке.
  Основой контура оперативного управления является система оперативного управления, созданная в соответствии с требованиями, предъявляемыми к традиционным схемам управления. В рамках таких схем управление рассматривается, как процесс выработки и осуществления управляющих воздействий субъектом управления [1].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Условные обозначения:
  ИФ - информация о функционировании корпорации;
  УВ - управляющее воздействие;
  ВВ - внешнее воздействие.
 Рис. 1.3. Традиционная схема управления
  Управляющее воздействие - воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, обработку, передачу необходимой информации, принятие решений (рис. 1.3).
  Рассмотрим основные принципы, реализация которых необходима в ходе формирования системы оперативного управления [17]:
  1. Принцип своевременности.
  2. Принцип рациональной точности.
  3. Принцип группировки.
  4. Принцип делегирования полномочий.
  5. Принцип адаптивности.
  Принцип своевременности заключается в оперативном реагировании субъектом управления на изменения информации о функционировании объекта управления. Решения должны приниматься своевременно, то есть событие и реакция на него могут быть разнесены во времени на срок не более того, который требуется для эффективного решения возникшей проблемы.
  Принцип рациональной точности заключается в том, чтобы затраты на решение проблемы не превышали тех возможных потерь или убытков, которыми чревато произошедшее событие.
  Принцип группировки состоит в том, что некоторые проблемы или события в деятельности корпорации могут быть сгруппированы для их наиболее эффективного решения.
  Принцип делегирования полномочий сводится к тому, чтобы руководитель определенного уровня не опускался до проблем более низкого уровня и занимался только проблемами соответствующей сложности.
  Принцип адаптивности позволяет применять некоторые стандартные наборы действий при решении типовых проблем, то есть адаптировать типовые ходы для решения типовых проблем.
  Таким образом, на наш взгляд, с целью повышения эффективности при осуществлении текущей деятельности корпорации должна функционировать система ее оперативного управления.
  Оперативное управление - целенаправленное воздействие на объект управления для стабилизации текущего состояния и приведения основных характеристик объекта в соответствие со стратегией его деятельности.
  Мы рассматриваем оперативное управление как управление в краткосрочном периоде, поэтому основное внимание при осуществлении мероприятий оперативного управления руководство корпорации необходимо уделить управлению оборотными активами. В этой связи могут быть выделены основные аспекты оперативного управления, а процесс оперативного управления должен состоять в осуществлении нескольких параллельных процессов (рис. 1.4). Рассмотрим перечисленные аспекты более подробно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 1.4. Аспекты системы оперативного управления
 Сущность основных аспектов оперативного управления
 Оперативное управление производственными процессами корпорации
  Оперативное управление производственными процессами или оперативное управление производством (ОУП) осуществляется на основе плана изготовления продукции в рамках системы ОУП (рис. 1.5) [12].
  Система ОУП может быть единой для всех производственных процессов, однако, она должна учитывать специфические особенности текущих процессов корпорации и четко описывать технологические процессы.
 Оперативное управление запасами
  При оперативном управлении запасами необходимо применять приемы логистики, к задачам которой относятся:
 * мониторинг запасов;

<< Пред.           стр. 1 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу