<< Пред.           стр. 8 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  Заметим, что в этом уравнении t = 0 соответствует моменту окончания капиталовложений. Величина h, рассматриваемая как номер интервала срока окупаемости, определяется путем последовательного суммирования членов ряда дисконтированных доходов до тех пор, пока не будет получена сумма, равная объему инвестиций или превышающая его.
  Обозначим совокупный доход от реализации инвестиционного проекта на момент времени m через Sm, тогда:
 ,
  причем, момент времени m выбран таким образом, что
 Sm < КV < Sm+1.
  Тогда срок окупаемости приблизительно равен
 .
  Очевидно, что на величину срока окупаемости, помимо интенсивности поступления доходов, существенное влияние оказывает используемая норма дисконтирования доходов. Естественно, что наименьший срок окупаемости соответствует отсутствию дисконтирования доходов, монотонно возрастая по мере увеличения ставки процента.
  На практике могут встретиться случаи, когда срок окупаемости инвестиций не существует (или равен бесконечности). При отсутствии дисконтирования эта ситуация возникает, только если срок окупаемости больше периода получения доходов от производственной деятельности. При дисконтировании доходов срок окупаемости может просто не существовать (стремиться к бесконечности) при определенных соотношениях между инвестициями, доходами и нормой дисконтирования.
  Определим срок окупаемости инвестиционного проекта для случая, когда поток платежей является постоянной величиной.
  Для этого положим в формуле (3.1) Р(t) = P = const.
  Тогда сумма:
 
  является суммой членов геометрической прогрессии.
  При ? , эта сумма равна:
 .
  Очевидно, при любом конечном h, Sh < S. Отсюда следует, что необходимым условием существования конечного срока окупаемости h является выполнение неравенства:
 ,
  что эквивалентно:
  . (3.2)
  Неравенство (3.2) можно использовать для оценки существования срока окупаемости реальных проектов, если интенсивность поступления доходов можно аппроксимировать некоторой средней величиной, постоянной в течение всего производственного периода.
  Заметим, что при определении срока окупаемости инвестиций последние не подвергались дисконтированию, а просто суммировались. Иногда полезно определять срок окупаемости инвестиций, осуществляя их приведение к моменту окончания капиталовложений, наряду с доходами по той же процентной ставке.
  В этом случае при норме дисконтирования, равной внутренней норме доходности, срок окупаемости инвестиций равен производственному периоду, в течение которого доходы от производственной деятельности положительны. Таким образом, внутренняя норма доходности является предельной нормой дисконтирования, при которой срок окупаемости существует. Она может быть также ориентиром при оценке предельного значения нормы дисконтирования, соответствующей существованию срока окупаемости и в случае отсутствия дисконтирования инвестиций.
  Основной недостаток срока окупаемости как показателя эффективности капитальных вложений заключается в том, что он не учитывает весь период функционирования производства и, следовательно, на него не влияют доходы, которые будут получены за пределами срока окупаемости.
  Такая мера, как срок окупаемости, должна использоваться не в качестве критерия выбора инвестиционного проекта, а лишь в виде ограничения при принятии решения. Это означает, что если срок окупаемости больше некоторого принятого граничного значения, то инвестиционный проект исключается из состава рассматриваемых.
  Рентабельность проекта
  Показатель рентабельности (benefit-cost ratio), или индекс доходности (profitability index) инвестиционного проекта, представляет собой отношение приведенных доходов к приведенным на ту же дату инвестиционным расходам.
  Используя те же обозначения, что и в формуле (3.1), получим формулу рентабельности (R) в виде:
 .
  Как видно из этой формулы, в ней сравниваются две части приведенного чистого дохода - доходная и инвестиционная.
  Если при некоторой норме дисконтирования d* рентабельность проекта равна единице, это означает, что приведенные доходы равны приведенным инвестиционным расходам и чистый приведенный доход равен нулю. Следовательно, d* является внутренней нормой доходности проекта. При норме дисконтирования, меньше этого значения, рентабельность больше 1.
  Таким образом, превышение над единицей рентабельности проекта означает некоторую его дополнительную доходность при рассматриваемой ставке процента. Случай, когда рентабельность проекта меньше единицы, означает его неэффективность при данной ставке процента.
 
 Доходность к погашению
  Доходность к погашению - один из основных показателей для оценки привлекательности той или иной ценной бумаги. Расчет его состоит в исчислении суммы дохода, приходящего на рубль вложенных средств. Это позволяет оценить эффективность инвестиций и сравнить различные бумаги между собой [20].
  Доходность к погашению рассчитывается как отношение дохода выплачиваемого по ценной бумаге к стоимости ее приобретения
 , (2.9)
  где:
  R - доходность к погашению;
  Pr - price of return - цена погашения ценной бумаги;
  Pb - price of buying - цена приобретения ценной бумаги.
  Если необходимо рассчитать текущую доходность то в формуле (2.9) цена погашения заменяется текущей рыночной стоимостью ценной бумаги. Таким образом, в любой момент времени можно измерить текущую стоимость и доходность инвестиционного портфеля.
  Дивидендная ставка
  Дивидендная ставка используется для оценки привлекательности акций корпораций на финансовом рынке, обычно рассматривается в динамике и позволяет судить об объемах получаемой корпорацией эмитентом прибыли.
  Ликвидность
  Как и любая инвестиционная ценность, каждая ценная бумага имеет определенную цену в каждый момент времени, то есть текущую стоимость. Эта стоимость зависит от многих параметров, но практически всегда она опосредованно отражает ситуацию в корпорации - эмитенте. В такой ситуации в связи с понятием стоимости и текущей цены бумаг возникло понятие ликвидности.
  Ликвидность ценной бумаги отражает уровень потерь при реализации ценной бумаги немедленно. Поэтому ликвидность может быть измерена как соотношение цены спроса и цены предложения, причем, чем меньше эта разница, тем ликвиднее бумага и наоборот.
  В этом случае ликвидность равна
 ,
  где:
  ЛЦБ - ликвидность ценной бумаги;
  Pd - demand price - текущая цена спроса;
  Pof - offer price - текущая цена предложения.
  Вполне закономерно, что могут существовать и другие формулы для определения ликвидности, но экономический смысл ликвидности от этого не изменится.
 Оценка неформальных показателей
  Экспертная оценка риска инвестиционной ценности
  Многообразие факторов риска усложняет процесс получения исходных данных и проведение самой оценки риска. В связи с этим из возможных методов оценки риска инвестиционных ценностей необходимо использовать только те методы, которые учитывают многокритериальность и многовариантность влияния различных видов риска на инвестиционные ценности. В этой связи, по нашему мнению, для анализа риска может быть использован метод экспертных оценок [20].
  Метод экспертных оценок включает комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов-экспертов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Сущность этого метода заключается в проведении квалифицированными специалистами-экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с качественной или количественной оценкой суждений и формализованной обработкой результатов.
  Комплексное использование интуиции, логического мышления и соответствующего математического аппарата позволяет получить решение поставленной задачи (проблемы). Для оценки риска инвестиционной ценности по выбранным показателям составляется анкета. Форма анкеты имеет универсальный вид и несложна в заполнении.
  Используя методы оптимальной обработки экспертной информации и решения многокритериальных задач оптимизации, можно определить и оценить основные виды рисков и очередность необходимых мероприятий по их минимизации, а также выработать предложения по изменению структуры инвестиционного портфеля.
  Общие методы экспертных оценок разрабатывались в рамках исследований в области прогнозирования. К их числу относятся, например, известный метод Дельфи, метод использования матрицы балльных оценок, сворачиваемых далее через использование весовых коэффициентов по каждому варианту. Центральной проблемой при этом (и далеко не всегда разрешимой) оказывается субъективность экспертных суждений.
  Этот же недостаток в принципе присущ и методу парных сравнений критериев, в котором сначала формулируются критерии, которые должны быть затем упорядочены в соответствии с приданными им весами. В основе метода парных сравнений лежит идея упорядочения факторов, имеющих различные веса.
  Отсутствие материала для определения весов компенсируется суждениями экспертов, которым предлагаются для парных сравнений различные критерии или цели. Здесь важно то, что сравниваются между собой лишь два критерия или две цели. На основе частоты предпочтений и с помощью арифметической средней можно осуществить ранжирование объектов и определить среднеквадратическое отклонение. Чтобы проиллюстрировать данный метод, представим данные в виде треугольной матрицы (табл. 3.1).
  Таблица 3.1
 Пример оценки критериев
 Цели и критерии № критерия в парных сравнениях 1234567 Число предпочтений Ранг 1. Сумма продаж
 2. Способ изготовления
 3. Время разработки
 4. Охрана окружающей среды
 5. Прибыль
 6. Соответствие программе развития
 7. Техническое превосходство 1111567
 232567
 33333
 4567
 567
 67
 7 4
 2
 6
 1
 5
 4
 6 3
 5
 1
 6
 2
 3
 1
  В каждой строке этой матрицы, начиная сверху, записаны номера соответствующих критериев, которым отдано предпочтение. Сравнение произведено по строкам. Сначала критерий 1 сравнивается со всеми остальными, затем критерий 2 попарно сравнивается со всеми остальными и т.д. Суммируя предпочтения, получаем основу для определения рангов.
  Этот метод можно применять различным образом. Так, критерии и проекты можно поначалу подвергать предварительному ранжированию. Затем на основе парных сравнений каждому критерию присвоить ранг. Далее можно ранжировать идеи, связанные с решениями для каждого критерия, и либо получить непосредственное суждение о предпочтительном варианте с помощью суммирования, либо исчислить коэффициенты относительной важности:
 ,
  где:
  W - коэффициент важности;
  n - число распределенных рангов;
  R - ранг.
  С помощью сравнений можно получить полезные результаты, если эксперты реалистически оценят причины и взаимосвязи факторов.
  Недостаток метода заключается в том, что с увеличением числа целей и критериев в соответствии с законами комбинаторики значительно возрастет количество оценочных суждений. Этот недостаток становится особенно серьезным при использовании многоступенчатых методов ранжирования, когда приходится сравнивать много целей и подцелей. Однако самый существенный недостаток этого метода это то, что ранжирование критериев производится только в пределах заданного набора.
 3.3. МЕТОДИКА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАССОВОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ
 Анализ потоков денежных средств
 Управление денежными потоками
  Управление денежными потоками включает [19]:
 * учет движения денежных средств;
 * анализ потоков денежных средств;
 * составление бюджета денежных средств и охватывает основные аспекты управления деятельности компании.
  Управление денежным потоком особенно важно для предприятия с точки зрения необходимости:
 * управления оборотным капиталом (оценки краткосрочных потребностей в наличных средствах и управления запасами);
 * планирования временных параметров капитальных затрат;
 * управления капитальными потребностями (финансирование за счет собственных средств или кредитов банка);
 * управления затратами и их оптимизации с точки зрения более рационального распределения ресурсов предприятия в процессе производства;
 * управления экономическим ростом.
  Проблемы в управлении денежными средствами [19]:
 * менеджеры не имеют полной оперативной информации об источниках денежных поступлений, о суммах и сроках предстоящих платежей;
 * финансовые потоки разрознены и несогласованны по времени;
 * есть случаи утери платежных документов; кассовый план создается "на коленках" из обрывков информации;
 * решение о распределении денежных средств принимается при мощном лоббировании со стороны различных служб;
 * запросы на финансирование часто не соответствуют реальным потребностям;
 * решения о привлечении кредитов принимаются без должной оценки их необходимой величины и сроков погашения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 3.4. Структура потоков от основной деятельности
 Анализ потоков денежных средств
  Основная задача анализа денежных потоков заключается в выявлении причин недостатка (избытка) денежных средств, определении источников их поступлений и направлений использования.
  Для определения потоков денежных средств обычно используются прямой и косвенный методы.
  Основным документом для анализа денежных потоков является Отчет о движении денежных средств, с помощью которого можно контролировать текущую платежеспособность предприятия, принимать оперативные решения по управлению денежными средствами и объяснять расхождение между финансовым результатом и изменением денежных средств. При анализе потоки денежных средств рассматриваются по трем видам деятельности: основная, инвестиционная и финансовая.
  Основная деятельность включает поступление и использование денежных средств, обеспечивающих выполнение основных производственно-коммерческих функций (рис. 3.4) [19].
  Инвестиционная деятельность включает поступление и использование денежных средств, связанные с приобретением, продажей долгосрочных активов и доходы от инвестиций (рис. 3.5) [19].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 3.5. Структура потоков от инвестиционной деятельности
  Финансовая деятельность включает поступление денежных средств в результате получения кредитов или эмиссии акций, а также оттоки, связанные с погашением задолженности по ранее полученным кредитам, и выплату дивидендов (рис. 3.6) [19].
 Методы расчета потока денежных средств
  Для того, чтобы эффективно управлять потоком денежных средств, необходимо знать, какова его величина за тот или иной период времени, каковы его основные элементы и какие виды деятельности предприятия их формируют. Двумя основными методами расчета величины денежного потока являются косвенный и прямой.
  Прямой метод основан на анализе движения денежных средств по счетам предприятия. С помощью данного метода корпорация получает следующие возможности управления:
 * мониторинг основных источников притока и направлений оттока денежных средств.
 * информация для оперативных выводов относительно достаточности средств для платежей по текущим обязательствам.
 * установление взаимосвязи между реализацией и денежной выручкой за отчетный период.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 3.6. Структура потоков от финансовой деятельности
  Косвенный метод основан на анализе статей баланса и отчета о финансовых результатах. Руководство корпорации может использовать этот метод, поскольку:
 * позволяет показать взаимосвязь между разными видами деятельности предприятия.
 * устанавливает взаимосвязь между чистой прибылью и изменениями в активах предприятия за отчетный период.
  Обычно встречается две трактовки понятия "прямого метода" - одна из них описывает прямой метод как метод, основанный на анализе движения денежных средств по статьям прихода и расхода или по бухгалтерским проводкам, характеризующий процесс возникновения прибыли компании. Этот метод можно условно назвать "бухгалтерским".
  Вторая трактовка термина "прямой метод" понимает его как основанный на анализе процесса формирования денежного потока и чистой прибыли компании на базе отчета о прибылях и убытках (в российском формате - ф. № 2). Причем анализ этого отчета проводится сверху вниз, поэтому иногда этот метод еще называют "верхним".
  Косвенный метод основан на анализе движения денежных средств по направлениям деятельности, он показывает, где конкретно овеществлена прибыль компании или куда инвестированы "живые" деньги. Этот метод базируется на анализе ф. № 2 снизу вверх (поэтому его иногда называют "нижним") [19].
  Косвенный метод базируется на отличии величины потока денежных средств от размера чистой прибыли. При расчете мы будем корректировать чистую прибыль от основной деятельности на величину изменений, неучтенных в ней.
  Основными документами при использовании "верхнего" и "нижнего" методов являются баланс и отчет о финансовых результатах (форма 2).
  Все методы расчета величины денежного потока используются как для целей оперативного управления, так и для выявления тенденций развития компании. В оперативном управлении прямой метод может использоваться для контроля за процессом формирования прибыли и выводов относительно достаточности средств для платежей по текущим обязательствам. Недостатком этого метода является то, что он не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения абсолютного размера денежных средств предприятия.
  В долгосрочной перспективе прямой метод расчета величины денежного потока дает возможность оценить ликвидность предприятия, поскольку детально раскрывает движение денежных средств на счетах, а также показывает степень покрытия инвестиционных и финансовых потребностей предприятия имеющимися у него денежными ресурсами.
  Преимуществом косвенного метода при использовании в оперативном управлении является то, что он позволяет установить соответствие между финансовым результатом и собственными оборотными средствами. В долгосрочной перспективе косвенный метод позволяет выявить наиболее проблемные "места скопления" замороженных денежных средств и, исходя из этого, разработать пути выхода из сложившейся ситуации.
 Ликвидный денежный поток
  Ликвидный денежный поток является одним из показателей, оценивающим финансовое положение предприятия, который характеризует изменение в чистой кредитной позиции предприятия в течение периода.
  Чистая кредитная позиция - это разность между суммой кредитов, полученных предприятием, и величиной денежных средств [19].
  При решении вопроса о возможности выдачи краткосрочных кредитов банк интересует ликвидность активов предприятия и его способность генерировать денежные средства, необходимые для платежей по кредитам.
  Ликвидный денежный поток тесно связан с показателем финансового рычага, характеризующим предел, до которого деятельность предприятия может быть улучшена за счет кредитов банка.
  Кроме косвенного и прямого методов определения величины денежного потока существует еще и так называемый метод ликвидного денежного потока, который позволяет очень быстро просчитать денежный поток данного предприятия и может быть использован для экспресс-диагностики финансового состояния. Ликвидный денежный поток (или изменение в чистой кредитной позиции) является показателем дефицитного или избыточного сальдо денежных средств предприятия, возникающего в случае полного покрытия всех его долговых обязательств по заемным средствам.
  Формула для расчета ликвидного денежного потока [19]:
 ЛДП = (ДКН + ККН - ДСН) - (ДКК + ККК - ДСК),
  где:
  ЛДП - ликвидный денежный поток;
  ДК - долгосрочные кредиты;
  КК - краткосрочные кредиты;
  ДС - денежные средства;
  индексы Н и К означают начало и конец периода соответственно.
  Отличие показателя ликвидного денежного потока от других коэффициентов ликвидности, состоит в том, что полная, абсолютная и быстрая ликвидность характеризуют способность компании погашать свои обязательства, то есть, является в большей степени важным для внешних заинтересованных лиц (в основном кредиторов). А ликвидный денежный поток характеризует абсолютную величину денежных средств, получаемых от собственной деятельности компании (основной и инвестиционной), и потому является более "внутренним", тесно связанным с эффективностью функционирования компании и, следовательно, более важным для менеджеров и владельцев компании (хотя нельзя отрицать его значимость, например, для потенциального инвестора). Кроме того, этот показатель включает в себя объем всех заемных средств компании и поэтому:
 * показывает влияние займов и кредитов на эффективность деятельности компании с точки зрения генерирования денежного потока;
 * к сожалению, пока практически не используется для оценки собственной деятельности компании, единственным его "пользователем" являются некоторые банки, прибегающие к нему при принятии решения о кредитовании предприятий, поскольку ликвидный денежный поток служит для них одной из характеристик платежеспособности компании.
  По результатам анализа денежных, потоков можно сделать заключения по следующим вопросам [19]:
 * В каком объеме и из каких источников получены денежные средства, каковы основные направления их расходования.
 * Способно ли предприятие в результате своей текущей деятельности обеспечить превышение поступлений денежных средств над платежами и насколько стабильно такое превышение.
 * В состоянии ли предприятие расплатиться по своим текущим обязательствам.
 * Достаточно ли полученной предприятием прибыли для удовлетворения его текущей потребности в деньгах.
 * Достаточно ли собственных средств предприятия для инвестиционной деятельности.
 * Чем объясняется разница между величиной полученной прибыли и объемом денежных средств.
  Более эффективное управление денежным потоком повышает степень финансовой и производственной гибкости компании, так как приводит к:
 * улучшению оперативного управления, особенно с точки зрения сбалансированности поступлений и расходования денежных средств;
 * росту продаж и оптимизации затрат за счет больших возможностей маневрирования ресурсами компании;
 * улучшению управления долговыми обязательствами;
 * сокращению расходов на проценты по обязательствам;
 * повышению ликвидности компании;
 * возможности высвобождения средств для инвестирования в "зоны роста" при относительно небольших затратах ("эффект рычага");
 * улучшению условий переговоров с кредиторами и поставщиками;
 * большей вероятности получения кредитов или инвестиций от потенциальных зарубежных партнеров;
 * большему количеству альтернатив финансовой реструктуризации;
 * созданию надежной базы для оценки эффективности работы каждого из подразделений компании, а также и ее финансового состояния в целом (особенно при анализе денежных потоков по сферам деятельности);
 * возможности быстрого реагирования на изменения в рыночной среде.
  Для правительства: денежный поток характеризует вероятность получения доходов от налогов на прибыль и подоходных налогов от работников компании.
 Кассовый бюджет
  Цель бюджетирования денежных средств состоит в расчете необходимого их объема и определении моментов времени, когда у компании ожидается недостаток или избыток денежных средств для того, чтобы избежать кризисных явлений и рационально использовать денежные средства предприятия [19].
  Кассовый бюджет - это подробная смета ожидаемых поступлений и выплат денежных средств за определенный период, включающая как конкретные статьи поступлений и выплат, так и их временные параметры.
  Кассовый бюджет является составной частью Основного бюджета предприятия и использует данные бюджетов продаж, закупок, затрат на оплату труда и др.
  Для более точного расчета объема денежных средств менеджерам предприятия необходимо знать конкретные статьи поступлений и расходов денег, а также временные параметры этих процессов. Для решения этой задачи используется бюджетирование денежных средств.
  В то же время бюджет денежных средств, как и все прочие бюджеты, во многом зависит от субъективных оценок и прогнозов (например, прогноза продаж, оценки периодов погашения дебиторской задолженности и т. п.). Следовательно, в силу интегрального характера общая ошибка расчетов (возможные отклонения) ведет к значительному искажению конечных результатов и может послужить основой для принятия неправильного управленческого решения.
  Разработка бюджета денежных средств, как и других бюджетов, является результатом тесного сотрудничества всех отделов и служб предприятия и должна быть регулярной, поскольку разовые бюджеты на основе единичных оценок могут приводить к большим отклонениям и неправильным управленческим решениям. Регулярность разработки бюджета также позволяет менеджерам определить, какие факторы оказывают самое большое воздействие на величину денежного потока, и направить основные усилия на более точную оценку этих факторов.
 Бюджетирование денежных средств
  Кассовый бюджет позволяет [19]:
 * получить целостное представление о совокупной потребности в денежных средствах.
 * принимать управленческие решения о более рациональном использовании ресурсов.
 * анализировать значительные отклонения по статьям бюджета и оценивать их влияние на финансовые показатели предприятия.
 * своевременно определять потребность в объеме и сроках привлечения заемных средств.
  Основная цель составления бюджетов - определение моментов времени, в которые у компании будет недостаток или избыток денежных средств для того, чтобы разумно избежать кризисных явлений или смягчить их и рационально использовать временно свободные средства.
  Для составления бюджета необходимо большое количество первичной информации, которая, как правило, существует лишь в разрозненном виде в различных подразделениях предприятия. Также, как правило, на предприятиях не существует единой службы, которая занималась бы сведением этой информации воедино для составления бюджетов.
  Эти функции "растащены" по разным службам, и нет возможности оперативного отслеживания и корректировок движения денежных средств. Кроме того, иногда происходит сознательное завышение показателей в разрозненных финансовых планах в надежде на то, что "денег дадут больше". Составление единого бюджета позволяет избежать подобных явлений и получить более объективную картину потребности в деньгах.
 Составление кассового бюджета
  Кассовый бюджет должен включать все денежные поступления и выплаты, которые удобно группировать по видам деятельности - основная, инвестиционная и финансовая.
  На первом этапе необходимо определить поступления и расход денежных средств по основной деятельности компании, т. к. результаты планирования денежного потока по основной деятельности могут использоваться при планировании инвестиций и определении источников финансирования.
  Планирование денежных расходов по инвестиционной деятельности выполняется на основе инвестиционных проектов и программы развития производства, с учетом поступления денежных средств от основной деятельности или от иных источников финансирования; приток денежных средств по инвестиционной деятельности определяется ее доходами от продажи основных фондов и прочих долгосрочных вложений.
  Планирование денежных потоков по финансовой деятельности осуществляется в целях обеспечения источников финансирования для основной и инвестиционной деятельности предприятия.
  Для расчета ожидаемых поступлений необходимо иметь данные о притоке денежных средств от продаж за наличные и о погашении дебиторской задолженности. На основе этих данных, базирующихся на бюджете продаж, составляется график ожидаемой инкассации наличности.
 Инкассация наличности
  Инкассация наличности - процесс получения денежных средств за реализованную продукцию.
  Коэффициенты инкассации позволяют определить, когда и в какой сумме ожидается поступление денежных средств от продаж соответствующего периода.
  Определить значение коэффициентов инкассации можно на основе анализа денежных поступлений (погашения дебиторской задолженности) прошлых периодов.
  На основе ожидаемого объема продаж и рассчитанных коэффициентов инкассации составляется График ожидаемых поступлений денежных средств от продаж.
  Самым важным документом для расчета коэффициентов инкассирования является "Реестр старения счетов дебиторов". Реестр старения составляется на основе данных бухгалтерских проводок. Результаты анализа реестра старения дают те самые доли совокупного объема дебиторской задолженности, в соответствии с которыми будет происходить реальное поступление денежных средств от продаж в кредит.
  Реальная картина, полученная в результате анализа реестра старения дебиторской задолженности, дает представление о состоянии расчетов предприятия со своими потребителями и позволяет выявлять просроченную задолженность. Для того чтобы получить еще более точную информацию о состоянии дебиторской задолженности и, соответственно, о тенденциях поступлений денежных средств, можно составить подобный реестр по конкретным потребителям или по конкретным видам продукции.
  Помимо прогнозирования поступлений денежных средств необходимо определить и величину ожидаемых выплат, т. е. погашения обязательств перед поставщиками по поставкам сырья и материалов, перед персоналом по заработной плате, перед бюджетом и внебюджетными фондами и т. п.
  В случае значительного дефицита бюджета денежных средств необходимо проанализировать возможные варианты его уменьшения или ликвидации. Для этого необходимо, прежде всего, составить несколько вариантов бюджета с разным конечным результатом и выбрать тот, который при наименьшем дефиците более всего удовлетворяет потребностям компании. Затем необходимо рассмотреть несколько альтернативных решений проблемы дефицита или найти их комбинацию.
  Существуют следующие альтернативы (по нисходящей очередности рассмотрения) [19]:
 * улучшить управление дебиторской и кредиторской задолженностью;
 * отложить или заморозить инвестиции в основные средства и собственность;
 * рассмотреть возможность предоставления покупателям скидок в случае ранней предоплаты;
 * рассмотреть возможность использования бартерных сделок;
 * увеличить продажные цены на свою продукцию;
 * попытаться сократить продажи в кредит;
 * постараться получить лучшие условия кредитов у поставщиков;
 * постараться использовать скидки, предоставляемые поставщиками;
 * проанализировать возможность привлечения кредитов и займов для покрытия дефицита;
 * рассмотреть возможность применения разовых мер привлечения денежных средств на предприятие.
  Однако большинство руководителей сразу начинают с привлечения кредитов банка, поскольку, как правило, на многих предприятиях и корпорациях отсутствуют прогнозирование потребности в денежных средствах и отработанные приемы управления собственными оборотными средствами. Как показывает анализ, в случае возникновения дефицита денежных средств, времени у руководства предприятий остается только на то, чтобы обратиться в банк за очередным кредитом.
 Автоматизация оперативного управления кассовой наличностью
  Автоматизированная система оперативного управления кассовой наличностью создается с учетом того, что финансовое управление может играть ключевую роль в деятельности корпорации (например, возникает необходимость моментально реагировать на изменения на фондовом рынке). В этом случае автоматизированная система должна предоставлять необходимые инструменты для оценки риска, ликвидности и управления финансовым портфелем. Такая задача может быть реализована с помощью нескольких взаимосвязанных блоков [14].
 Имитационный блок
  Имитационный блок должен поддерживать интегрированную обработку всех бизнес-транзакций на любой стадии их прохождения в системе по механизму их представления в финансовом учете. Наряду с этим может присутствовать широкий набор средств для поддержки работы с ценными бумагами. В рамках имитационного блока, по нашему мнению, может присутствовать разнообразный аппаратно-программный инструментарий для ввода и отображения информации по мониторингу бизнес-транзакций, который позволит при минимальных временных затратах покупать, продавать, обменивать, автоматически оценивать и формировать портфели, а также модифицировать их.
  Также, по нашему мнению, в автоматизированной системе управления должна существовать возможность оперативного управления всеми аспектами ценных бумаг, гарантированных залогом имущества, типами закладных на недвижимость и гарантий. Временной срез данных, отображающий ликвидность, валюту, риски может дать возможность планирования в ответ на изменение условий на финансовых рынках. На основе получаемой информации можно легко выполнять реальные финансовые вложения или привлечения средств.
 Блок управления наличностью
  Блок управления наличностью должен обеспечивать руководство корпорации информацией, которая необходима для принятия решений, таких как краткосрочное и долгосрочное управление наличностью или корпоративное бюджетирование.
  В связи с тем, что финансовый директор корпорации обычно имеет большой круг обязанностей. Он должен быстро реагировать на изменяющиеся внешние и внутренние условия функционирования. Для этого необходимо иметь надежные данные.
  Таким образом, система автоматизации может быть интегрирована с существующими в корпорации прикладными системами, чтобы уменьшить работу, необходимую для получения и обмена информацией. В результате наличия этих функций у финансовых менеджеров появляется время, чтобы сконцентрироваться на более важной работе планирования, что, в свою очередь, дает возможность повысить эффективность деятельности.
  Реализация функции работы с банками позволит импортировать данные о состоянии счетов, а также, учитывая настоящие условия на финансовых рынках, оптимизировать платежи по кредитам.
  Однажды разработанная система оперативного управления кассовой наличностью, позволит осуществлять ее автоматический контроль в любое удобное время и повысить эффективность деятельности корпорации в целом.
 
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Реалии переходной экономики предъявляют к руководству корпораций или иных хозяйствующих субъектов новые и постоянно меняющиеся требования. В этой связи особенно актуальными становятся методы краткосрочного управления в условиях сильной неопределенности перспектив.
  Для раскрытия сущности корпоративных отношений в книге рассмотрены этапы корпоративного управления и введено понятие корпоративной среды, в которую, по нашему мнению вовлекаются такие экономические составляющие общества как:
 * потребители продукции корпорации;
 * служащие корпорации;
 * местное население;
 * общество в целом;
 * поставщики;
 * акционеры.
  Каждая из этих составляющих накладывает определенные требования и ограничения на деятельность корпорации. В связи с этим, во всех принципиальных решениях корпорации должен быть достигнут баланс интересов участников корпоративных отношений, что повышает их важность и значимость. Помимо этого осуществление финансовой и инвестиционной и кредитной деятельности должно строиться на основе определенных стратегических целей. Для наиболее эффективного управления корпорация должна сформировать контур оперативного управления. К основным аспектам оперативного управления относятся, во-первых, оперативное управление операциями, включающее:
 * оперативное управление производственным процессом;
 * оперативное управление затратами и закупками;
 * оперативное управление запасами.
  Во-вторых, оперативное управление финансами, которое включает:
 * оперативное управление дебиторской задолженностью;
 * оперативное управление краткосрочными финансовыми вложениями;
 * оперативное управление кассовой наличностью.
  В рамках рассмотренной классификации все вопросы оперативного управления подлежат отнесению к одной из двух групп, для наиболее четкого и своевременного решения. Предлагаемые решения проблем имеют ярко выраженный оперативный характер, не претендуют на стратегический уровень и отвечают, прежде всего, на вопросы что делать сейчас, в настоящее время.
  В частности, при оперативном управлении производством должны учитываться следующие основные моменты:

<< Пред.           стр. 8 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу