<< Пред.           стр. 8 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  увеличение отдачи от имеющихся производственных фондов путем укрепления кооперационных связей между технологически связанными предприятиями и повышения загрузки мощностей за счет ослабления дефицита оборотных средств при использовании трансфертных цен;
  экономия на издержках за счет кооперации в снабженческо-сбытовой деятельности, маркетинговом анализе, подготовке инвестиционных проектов;
  активное участие центральной компании в кредитно-залоговых и торговых операциях, в том числе и на международном уровне, с целью наращивания ее собственных ресурсов;
  обеспечение ведущей роли банка группы в объединении инвестиционных потенциалов участников ФПГ;
  создание в рамках ФПГ целевых акционерных обществ, с включением в них при необходимости иностранных предприятий, под конкретные инвестиционные проекты;
  образование в рамках ФПГ внебюджетных фондов и создание управляющей компании по эффективному вложению свободных средств этих фондов.
 
  Справочно.
  На 1.087.1998г. в России было зарегистрировано 72 ФПГ, объединивших около 1500 предприятий и организаций и почти около 100 финансово-кредитных учреждений /25/.
 
  Холдинговые корпорации
  Холдинг и ФПГ различны по целям и правилам образования, по хозяйственным функциям, а также по характеру государственного стимулирования и контроля, по регламентам, определяющим их деятельность.
  ФПГ - группа предприятий, объединивших капиталы. Холдинги могут быть в виде производственной и финансовой корпорации.
  Производственная холдинговая корпорация создается предприятиями-смежниками для содействия их кооперации и осуществления согласованной инвестиционной политики (во главе такой корпорации, как правило, стоит крупное производственное предприятие).
  Финансовая холдинговая корпорация - корпорация, более 50% капитала которой составляют ценные бумаги других эмитентов. Такая корпорация обычно ведет исключительно инвестиционную деятельность, при этом реализацию акций осуществляет только на фондовой бирже (в этом случае холдингом управляет банк).
  Финансовые холдинговые корпорации не вправе вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность дочерних предприятий.
  Представители финансовой холдинговой корпорации могут принимать участие только в собраниях акционеров дочерних предприятий. Включение представителей финансовой холдинговой корпорации в состав советов директоров и иных органов управления дочерними предприятиями не допускается. Сделки с акциями, не зарегистрированные в установленном порядке на фондовой бирже, признаются недействительными.
  Холдинговые корпорации могут быть созданы в любой форме, допускаемой законодательством. В правовом отношении холдинговые корпорации не имеют юридического признака как такового и руководствуются инструкциями устава как общества с ограниченной ответственностью. Наиболее распространенные формы холдинга: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, единоличные корпорации, государственные организации и др.
  Целями создания холдингов являются /3/:
  консолидация деятельности различных предприятий в отношении с государственным бюджетом;
  создание дополнительных производственных мощностей в результате слияния предприятий под эгидой холдинговой компании;
  проникновение через посредничество холдинговых компаний в производство и сбыт различных товаров;
  проведение единой политики и осуществление единого контроля за соблюдением общих интересов больших корпораций;
  ускорение процесса диверсификации.
  Преимуществами холдингов в интеграционном процессе являются:
  эффективное управление входящими в него предприятиями, благодаря применению новейших технологий и более широкой области для сравнения результатов;
  управление и контроль за ценами во всех сферах деятельности;
  объединение технического и технологического опытов экономии и снижения издержек в производстве и сбыте продукции;
  экономичное распределение продукции по технологическим цепочкам;
  возможность управления и контроля за производством и сбытом продукции на всех этапах технологической цепочки, от добычи сырья и до получения финансовых средств от реализации готовой высокоэффективной продукции;
  концентрация продукции, позволяющая получать максимальную отдачу при оптимальных затратах;
  уменьшение накладных расходов;
  исключение копирования в управлении, капиталах, торговых затратах и т.д.
  Кроме того, важным преимуществом холдинга являются, так называемый, эффект масштаба, большая эффективность в международном движении капитала, возможность сравнительно легкой ликвидации нерентабельных предприятий, деятельность которых отрицательно сказывается на объединенной системе в целом, возможность противостоять воздействиям извне и т.д.
  В качестве недостатков холдинговых корпораций можно отметить:
  стремление к монополистическому либо олигополистическому поведению;
  тенденция к бюрократизации и злоупотреблению контрольно-управленческими функциями;
  невозможность достаточно четкого прослеживания перераспределения фондов и финансовых средств между своими предприятиями;
  отсутствие в настоящее время достаточного резерва квалифицированных управленческих кадров.
  При создании холдинга, необходимо учитывать, что в России , в настоящее время не допускается создание холдинговых корпораций в следующих сферах действия /3/:
  торговля товарами производственно-технического назначения (материально-техническое снабжение) и потребительскими товарами;
  сельскохозяйственное производство, переработка сельскохозяйственной продукции и производственно-техническое обеспечение сельского хозяйства;
  общественное питание и бытовое обслуживание населения;
  транспорт, кроме железнодорожного, трубопроводного и предприятий, осуществляющих международные перевозки.
  Для ограничения монополистской деятельности и развития конкуренции также не допускается создание холдинговых корпораций, если это приводит к монополизации производства тех или иных видов продукции (работ, услуг).
  Кроме того, функционирование холдинговых корпораций регламентируется рядом положений и условий, вытекающих из законодательных актов. Отметим некоторые из них.
  Если холдинговая корпорация признана монополией по определенной группе однородных или взаимозаменяемых продуктов (товаров, работ, услуг), включена в реестр предприятий монополистов по этой группе и реализует свое доминирующее положение на рынке посредством диктата цен, на нее и на ее дочерние предприятия, производящие продукты указанной группы, распространяется действие санкций, предусмотренных антимонопольным законодательством.
  Создаваемые холдинговые корпорации не могут быть правопреемниками ранее существовавших концернов, предприятий, союзов, ассоциаций (в том числе государственных) или иных объединений предприятий, а также органов государственного управления.
  Если холдинговая корпорация создается на базе государственных предприятий, на приватизацию которых наложены ограничения, то необходимо иметь в виду, что ее создание не допускается до отмены этих ограничений соответствующими органами государственного управления.
  Не допускается передача холдинговой корпорации или какому-либо из ее дочерних предприятий прав на сбыт третьим лицам продукции (работ, услуг) дочерних предприятий (за исключением экспортных операций), а также регулирование холдинговой корпорацией в какой-либо форме цен на указанную продукцию (работы, услуги).
  При рассмотрении вопроса о создании холдинговой корпорации в порядке консолидации пакетов акций юридически самостоятельных предприятий в соответствии с установленным регламентом определяется перечень предприятий, включаемых в создаваемую холдинговую корпорацию (либо приобретающих хозяйственную самостоятельность и подлежащих приватизации на общих основаниях), а также рассматриваются возможные способы привлечения дополнительных инвестиций.
  Среди потенциальных сторонних инвесторов (российских и иностранных), при необходимости, могут быть проведены конкурсы для их включения в число участников холдинговой корпорации.
  Высшим органом управления холдинга является общее собрание акционеров или их полномочных представителей, принимающее решения по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с законодательством и Уставом корпорации.
  Экономическая база для возникновения холдингов в нашей стране появилась в процессе акционирования государственных предприятий, развития фондового рынка, реорганизации финансовой системы, структурных преобразований в наиболее конкурентоспособных отраслях промышленности перспективных с точки зрения интеграции в мировую экономику.
  Для дальнейшего развития холдинговых корпораций в целях их внедрения в мировую экономику необходимо на государственном уровне /3,17/:
  определить списки предприятий, включаемых в холдинговые корпорации, и бессрочно закрепить пакеты акций в федеральной собственности;
  создавать холдинговые корпорации в форме ЗАО или государственных предприятий (организаций) без выпуска акций;
  формировать холдинговые корпорации в первую очередь на основе существующих концернов, союзов, ассоциаций и иных объединений предприятий, чтобы не разрушать технологических, производственных и хозяйственных связей, научно-исследовательских и проектных организаций;
  снять жесткие ограничения на долю государства в уставном капитале акционерных обществ, образующих холдинговую корпорацию;
  разрешить создание, а также внесение имущественных вкладов в уставный капитал предприятий различных организационно-правовых форм любыми органами государственной власти и управления, местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями (в настоящее время это могут делать только комитеты по управлению имуществом и фонды имущества).
 
  Российские корпорации и интеграционный процесс
  Мировой опыт в области интеграции, особенно опыт ЕС, заслуживает пристального внимания. При этом большой интерес представляют не только принципиальные решения и их осуществление, конечные результаты, но и все процедуры подготовки, согласования и принятия этих решений, пути преодоления разногласий между членами ЕС, а этих разногласий, естественно, было немало.
  Достаточно упомянуть о том, что 3 страны - Великобритания, Дания, Швеция, не отвергая в принципе своего участия в Европейском валютном союзе, отказались войти в него в намеченный срок, т.е. с 1 января 1999г., а четвертая страна - Греция - пока не прошла в ЕВС по установленным "контрольным показателям". Кроме этого необходимы были организационные и правовые формы разработки соответствующих документов, взаимодействие с государственными органами, деловыми кругами, общественными организациями, научными учреждениями и населением, информационное и пропагандистское обеспечение намеченных мероприятий.
  Как показала практика, соответствующие подходы и методы во многом применимы не только к валютной сфере, но и к другим интеграционным программам.
  Известно, что движение по проторенному пути может сделать этот путь короче, хотя и при этом не стоит забывать, что европейским странам потребовалось свыше 40 лет, чтобы подойти к полномасштабному валютному союзу и единой валюте.
  Выше было отмечено, что одним из направлений успешного решения проблем интеграции России в мировую экономику является участие российских корпораций в международных проектах, производство продукции по заказам иностранных потребителей, создание межгосударственных и транснациональных корпораций.
  Рассмотрим, какие осуществляются мероприятия и вообще что делается в России по реализации этого направления интеграции России в мировую экономику. Как показала практика, в первую очередь надо восстановить экономические связи со странами СНГ. Первые (и, скажем откровенно не слишком удачные) шаги по пути интеграции в рамках СНГ не идут ни в какое сравнение с масштабами и глубиной этих процессов в ЕС.
  Тем не менее объективная необходимость интеграции бывших советских республик в составе всех или части стран, входящих ныне в СНГ (как, например, союз четырех - России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, а в дальнейшем и Таджикистана, или союз Россия - Белоруссия), не вызывает сомнений. Очевидно также, что этой интеграции суждено пройти, по существу, тот же путь, те же этапы, что прошел и ЕС, в том числе, возможно, когда-нибудь прийти и к валютной интеграции.
 
  Создание транснациональных ФПГ
  Правительствами стран СНГ 15.04.1994 г. подписано "Соглашение о создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений", определяющее общие принципы создания транснациональных ФПГ (ТФПГ) разных форм - совместных групп, международных хозяйственных объединений, корпораций, холдингов, ассоциаций, торговых домов, агентств, бирж, совместных банков, финансовых и страховых компаний. Данным соглашением определено:
  ТФПГ являются юридическими лицами, по законодательству государства места их регистрации;
  статус филиалов и представительств ТФПГ определяется в учредительных документах в соответствии с законами стран местонахождения;
  порядок оценки финансовых, материальных ресурсов и имущества, вносимых в уставный фонд ТФПГ, устанавливаются по согласованию между учредителями;
  уставный фонд формируется на согласованных между учредителями условиях объединения активов;
  распределение прибыли и возмещение убытков регламентируется учредительными документами;
  взаимоотношения предприятий ТФПГ с бюджетом страны пребывания определяются законами этой страны;
  капитальные вложения, в том числе и третьих стран, осуществляются в соответствии с законодательством государства, где производятся соответствующие вложения, а также с договорами между сторонами о сотрудничестве в инвестиционной сфере и взаимной защите инвестиций.
  К первым ТФПГ можно отнести "Интеррос" (Россия, Казахстан), "Нижегородские автомобили" (Россия, Белоруссия, Украина, Киргизия, Таджикистан, Молдавия), "Точность" (Россия, Белоруссия, Украина).
  Сохранение и развитие взаимовыгодных межгосударственных кооперационных связей обусловлено расширением платежеспособного спроса на продукцию российских предприятий, а становление ТФПГ является условием закрепления отечественных товаропроизводителей на зарубежных рынках.
  По состоянию на конец 1997г. статус транснациональных получило 9 групп: "Интеррос", "Нижегородские автомобили", "Точность", "Славянская бумага", "Аэрофин", "Оптотроника", "Авангард", "Сибагромаш", "ТАНАКо". Образование ТФПГ пока идет только по принципу включения заинтересованных инопартнеров.
  В экономико-политическом и нормативном обеспечении формирования ТФПГ следует выделить несколько основополагающих моментов:
  1. Принятие Правительствами стран СНГ 15.04.1994г. "Соглашения...".
  2. Подписание ряда межправительственных соглашений о создании отдельных ФПГ ("Аэрофин", "Авангард" и др.), а также о принципах создания ТФПГ (между Россией и Украиной, Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном).
  3. Подписание Соглашения о создании Платежного союза государств-участников СНГ от 21.10.1994г.
  4. Принятие 29.03.1996г. Договора Между Россией и Белорусью, Казахстаном и Киргизией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.
  5. Подписание Договора о создании содружества двух государств - России и Беларуси, который существенно конкретизирует экономические условия межгосударственного взаимодействия.
  6. Подписание двухсторонних соглашений между национальными банками России и Беларуси, России и Казахстана по поддержанию стабильности валютных курсов национальных валют, учреждение в Москве всеми национальными банками СНГ Межгосударственного банка.
  7. Принятие Таможенного Союза Россией, Белорусью, Казахстаном, Киргизией.
  Из внутренних российских нормативных актов следует выделить Положение о порядке поставок товаров (работ, услуг) в рамках производственной кооперации и специализации производства между предприятиями и отраслями Российской Федерации и других государств-участников СНГ (утверждено Минсотрудничеством РФ 17.11.1994г. № ВМ-3138).
  Однако работа по выявлению потенциально эффективных кооперационных связей российских предприятий до сих пор не проведена. Поэтому в рамках создания ТФПГ до сих пор превалируют отдельные, зачастую случайные инициативы.
  Важное значение для становления транснациональных ФПГ (с участием стран СНГ) имеет получившая определенное распространение практика заключения межправительственных соглашений о создании ФПГ, имеющих значение, прежде всего, для определения общих приоритетов (взаимовыгодных сфер) для формирования групп.
  Проведенный анализ данной проблемы позволяет сделать рекомендации по интенсификации процессов создания и деятельности ТФПГ, с учетом следующего /9/:
  1. Россия может стать естественным лидером в деле создания ТФПГ. Основу такого лидерства должно составить выдвижение российской стороной предложений по приоритетным перспективным направлениям взаимовыгодной кооперации со странами СНГ.
  2. Опыт показывает, что отдельные предприятия стран СНГ достаточно охотно идут в ТФПГ, регистрируемые по российскому законодательству (получая согласие своего министерства и практически ничего не вкладывая в консолидированный капитал), понимая, что риск больше лежит на России.
  Следовательно, при создании крупных ТФПГ со значительными финансово-товарными потоками необходимо обязательное заключение межправительственных соглашений с их последующей ратификацией парламентами соответствующих государств.
  Если речь идет о лидерстве и серьезных финансовых интересах российской стороны, следует требовать от инопартнера принятия сходной (или непротиворечивой) с Россией нормативно-правовой базы создания и деятельности ФПГ.
  3. В случаях, если взаимная кооперация весьма интересна для российской стороны, но сходной нормативно-правовой базы для создания ТФПГ нет и не предвидится, целесообразно отказаться от статуса ТФПГ и подобрать более подходящую организационно-правовую форму корпорирования.
  4. С участием заинтересованных научных организаций и федеральных органов следует отработать несколько пилотных (экспериментальных) организационных проектов ТФПГ, моделирующих основные проблемы во внешнеэкономическом сотрудничестве России и стран СНГ.
  5. С учетом накопленного опыта, российской стороне целесообразно выработать и принять Федеральный закон "О транснациональных финансово-промышленных группах и корпорациях", в котором восполнить ряд пробелов и устранить неточности действующего законодательства.
  6. Практика регистрации ТФПГ по российскому законодательству пока не является достаточно отработанной, не учитывает особенности данной организационно-правовой формы. Конкретные решения по данному вопросу предложены в разработанном Минэкономики РФ Порядке рассмотрения документов по созданию ФПГ.
  В соответствии с Соглашением правительств Армении, Беларуси, Киргизии, России и Таджикистана от 18.10.1996г. в целях концентрации научно-технического и производственного потенциалов предприятий оборонных отраслей промышленности для выполнения работ по восстановлению, созданию и совершенствованию объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников СНГ создана Межгосударственная финансово-промышленная группа "Гранит" на базе ряда специализированных предприятий и организаций различных форм собственности.
  ФПГ "Гранит" является субъектом производственно-хозяйственной деятельности с правами юридического лица и проходит государственную регистрацию в уполномоченных органах Российской Федерации без предоставления организационного проекта и заключения федерального антимонопольного органа.
  Предприятия и организации - участники ФПГ "Гранит" сохраняют статус юридического лица, организационно-правовую форму, государственную и ведомственную принадлежность, не ограничиваются в производстве непрофильной для ФПГ "Гранит" продукции и осуществляют деятельность на основании законодательства своих государств.
  Участники группы "Гранит" могут входить в состав национальных финансово-промышленных групп, деятельность которых не связана с работами по восстановлению, созданию и совершенствованию объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников СНГ.
  Группа "Гранит" открыта для вхождения в ее состав других предприятий и организаций стран СНГ, непосредственно включенных в единый технологический процесс разработки и производства профильной для группы продукции в порядке, предусмотренном ее уставом.
  С целью восстановления сотрудничества между авиастроителями, авиаремонтными заводами и авиакомпаниями государств - участников СНГ, повышения их конкурентоспособности на мировом рынке авиационных услуг и перевозок, а также обеспечения высокого уровня безопасности полетов планируется создать транснациональную финансово-промышленную группу по обеспечению эксплуатации и ремонта авиационной техники гражданской авиации - "Аэрофин", в состав которой могут входить хозяйствующие субъекты различных форм собственности.
  После учреждения и регистрации группа "Аэрофин" остается открытой для присоединения к ней других хозяйствующих субъектов государств как СНГ, так и других государств, разделяющих цели ее деятельности, в соответствии с их национальным законодательством.
  Соглашение о создании ТФПГ "Аэрофин" подписано Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном и Украиной 18.10.1997г. В целях координации деятельности в области проектирования, производства, эксплуатации и утилизации летательных аппаратов невоенного назначения, а также использования технологий, научно-технических, консультационных, финансово-экономических и других услуг создан Союз "Международный авиационный консорциум "Гражданские самолеты", объединивший 12 заводов, объединений, банков, НИИ и КБ.
  Рассматривая процесс макроинтеграции стран СНГ в 1997г., следует отметить, что его политико-экономическая модель так и не заработала. Приток в содружество ссудного и производительного капитала из дальнего зарубежья многократно перекрыл взаимные инвестиции. На бумаге остались утвержденные главами государств и правительств интеграционные концепции. Так и не заработало в полную силу соглашение об избежании двойного налогообложения при взимании налога на добавленную стоимость. Страны СНГ игнорируют возможности стимулирования долгосрочных кооперационных поставок, что могло бы восстановить разрушенные технологические цепочки и оживить комплекс обрабатывающих отраслей. Фактически блокируется создание и развитие многопрофильных транснациональных финансово-промышленных групп.
  Это свидетельствует о том, что интеграция "сверху" не пошла. Бездействуют многочисленные многосторонние институты сотрудничества, их реальный вес в принятии политико-экономических решений национальными органами близок к нулю. Оказалось, что лишенное интеграционных эмоций сотрудничество России с балтийскими странами эффективнее выяснения отношений внутри СНГ.
  Национальные политические элиты Содружества в открытую сделали ставку на дальнее зарубежье. По крайней мере - в вопросах экономики. Бизнес с западными партнерами выглядит в их глазах более привлекательным.
  При этом упрекать в этом Россия должна только себя. Многосторонняя интеграционная модель могла заработать лишь на основе поддерживаемого российскими ресурсами и единой политической волей руководства платежного и таможенного союзов. Пойди Россия на это - состоялась бы не только макроэкономическая интеграция, но и российская сфера геополитической ответственности.
  Россия на это не пошла, поскольку издержки при реализации такой меры показались чрезмерными, а внешние угрозы - не столь значительными. Однако Россия с болезненными перебоями воплощает и гораздо более либеральную модель двухсторонних связей. Подспудно, но в СНГ идет весьма нежелательный процесс формирования субрегиональных политико-экономических группировок. Утратив роль верховного арбитра в улаживании в регионе постсоветских политико-экономических проблем, Россия автоматически поставит под вопрос собственную государственно-территориальную целостность, если не в законодательном порядке, то по существу.
  Едва ли не единственным успокаивающим моментом в этом неконтролируемом нарастании центробежных симпатий национальных элит является здравый смысл обычных предпринимателей и промышленников - как новых финансистов, так и старых директоров предприятий. Лишь благодаря их изворотливости и пониманию общности коммерческих интересов понятие СНГ остается не пустым звуком. А это, в свою очередь, создает политическое поле для новой политико-экономической модели Содружества.
  Основными элементами этой модели являются /8/:
  сохранение в ограниченных масштабах трансфера российских ресурсов;
  налаживание ориентированных на Россию двухсторонних политических и экономических связей;
  тщательный информационный и статистический мониторинг постсоветского пространства;
  сохранение единой системы сертификации и стандартизации.
  Смысл этого заключается в том, что Россия отказываясь от открытого доминирования, бесплодного выколачивания долгов и неработоспособных многосторонних схем, получает возможность сохранить роль регионального верховного арбитра.
  Серьезным препятствием в макроинтеграции стран СНГ, в частности, создании новых ТФПГ являются:
  расхождения в национальных законодательствах;
  отсутствие совместных проектов приватизации взаимосвязанных производств, перекрестного акционирования совместных предприятий;
  различия в экономических условиях и темпах рыночных реформ;
  отсутствие единого толкования основных юридических и экономических понятий, регулирующих процессы создания и функционирования ТФПГ;
  невозможность участия нерезидентов в центральных компаниях ТФПГ;
  отсутствие порядка ведения консолидированного учета, отчетности и бухгалтерского баланса;
  отсутствие в ряде стран СНГ мощных кредитно-финансовых организаций;
  наличие политической, социальной и экономической нестабильности.
  Более или менее успешно реализуется взаимодействие между российскими и белорусскими предприятия электроники, которые заключили договор о создании на их базе российско-белорусской межгосударственной финансово-промышленной группы "Электронные технологии" ("Элетех"). Постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998 г. было одобрено создание такой группы для разработки и производства высокотехнологичной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции промышленной электроники.
  В состав ФПГ с российской стороны вошли ОАО "Российская электроника", объединяющее 33 предприятия электронной отрасли России, ОАО "НПО "Электроника" (Воронеж), ОАО "Протон" (Орел), ГП "Научно - производственное предприятие "Пульсар" (Москва), ГП "Исток" (Фрязино, Московская область), ГП "НИИ "Полюс" (Москва), ОАО "Электронприбор" (Фрязино, Московская область), ОАО "Кремний" (Брянск), ОАО "Катод" (Новосибирск), ЗАО "Московский научно-технологический центр", ЗАО "Центр новых технологий "Оптрон" (Москва), Федеральный фонд развития электронной техники, акционерный коммерческий банк "Электроника", Российский акционерный инвестиционно-коммерческий промышленно-строительный банк, "Промрадтехбанк", АКБ развития профессионального бизнеса. От Белоруссии в группу включены НПО "Интеграл" (Минск), государственный концерн "Планар" (Минск) и ПО "Монолит" (Витебск), ПО "Горизонт" (Минск) и Белпромстройбанк. На собрании участников учреждена центральная компания в составе группы "Элетех" в форме закрытого акционерного общества с регистрацией и местом нахождения в Москве, которая также вошла в ФПГ /61/.
  Идут, хотя и не так быстро как хотелось бы, процессы интеграции в авиационной промышленности. Так, в соответствии с Федеральной целевой программой реструктуризации авиационной промышленности предполагается на базе холдингов ВПК "МАПО", АВПК "Сухой", АНТК им. Туполева и Межгосударственной компании им. Ильюшина создать 5-6 корпораций первого уровня, которые будут выпускать конечную продукцию. В дополнение к ним будет создано 10-15 корпораций второго уровня, производящих авионику, двигатели и другие комплектующие.
  Кроме того, в ближайшие годы Россия и Китай планируют создать авиационный консорциум, способный конкурировать с такими компаниями, как "Боинг", "Эрбас индастри" и др. Объем продаж консорциума может достигнуть 4000 гражданских самолетов (400 млрд. долл.), что составит 30-40% от мирового авиарынка.
  Основные задачи консорциума:
  обеспечение потребностей Азиатско-Тихоокеанского региона в новых образцах самолетов;
  совместное проектирование и производство различных типов летательных аппаратов, проведение НИОКР, модернизация эксплуатируемых самолетов;
  совместные работы в области двигателестроения, аэродинамики, прочности материалов и др. /82/.
  По заказам Норвегии, Германии и Эстонии планирует свою работу создаваемая на базе АО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" (Калининградская обл.) холдинговая компания, в которую войдут 10 предприятий.
  Что касается участия российских корпораций в крупных международных проектах, то в настоящее время это могут осуществить, пожалуй только компании сырьевых отраслей, авиационно-технического агентства и некоторых других. Рассмотрим для примера деятельность "Газпрома" в этой области.
  Из российских естественных монополий "Газпром" имеет больше всего возможностей по участию в международных проектах. Только за последние несколько лет "Газпром" резко увеличил свою долю на международном рынке газа (117 млрд. куб. м). Доля "Газпрома" на европейском рынке составляет 27% /30/.
  Одним из стратегических направлений деятельности "Газпрома" является реализация проектов транзита газа "Ямал-Европа" через Белоруссию и Польшу, "голубой поток" (в Турцию через Краснодарский край и Черное море) и "Североевропейский проект".
  После заключения соглашения с немецкой компанией "Рургаз" о долгосрочных поставках до 2002г. российского газа в Германию и праве пользования газопроводной сетью "Рургаза" и с учетом того, что "Газпром" уже имеет доступ к сети немецкой газораспределительной компании "Вингаз" российская компаний автоматически попадает в общеевропейскую газовую сеть после запуска линейной части газопровода "Ямал-Европа".
  В число стратегических планов "Газпрома" входит участие в проектах добычи газа за рубежом (Иранский проект "Южный парус", совместно с французской "Тоталь" добычи газа в Юго-Восточной Азии и поставках туда российского газа, транспортировка туркменского газа).
  Стратегическими партнерами "Газпрома" являются англо-голландская компания "Шелл", Итальянский нефтегазовый концерн "Эни", упомянутые выше "Рургаз" и Тоталь".
  На сегодняшний дель ситуация с проектом "Голубой поток" такова: в 2000г. газ должен быть поставлен в Турцию, а строительство морского участка (392 км) еще не начато, не решены вопросы отвода земель по некоторым районам Краснодарского края. Затягивание реализации этого проекта может привести к тому, что строительство лоббируемого США Транскаспийского трубопровода Туркмения-Азербаджан-Грузия-Турция может вытеснить "Газпром" из Турции.
  Включение российских корпораций в интеграционные процессы осложняется сырьевой направленностью современной экономики: подавляющее большинство крупнейших российских предприятий работает либо в нефтегазовой отрасли, либо в металлургии, либо в обслуживающей их энергетике, т.е. российская экономика имеет сырьевую направленность.
  В списке 200 крупнейших компаний России 33 - нефтегазовых, 20 - металлургических, 42 - электроэнергетических, 40 - телекоммуникационных и всего 14 -машиностроительных компаний и еще 14 банков.
  Первое место среди российских компаний по рыночной капитализации занимает "Газпром", стоимость которого на 1.07.1998г. составила 11,15 млрд. долл. За ним следует НК ЛУКОЙЛ (5,62 млрд. долл.) и РАО "ЕЭС России" (5,35 млрд. долл.). Эти же три компании занимают верхние строчки и в списках крупнейших российских предприятий по объемам выручки и прибыли за 1997г. /2/.
  В целом капитализация российских предприятий составила на 1.07.1998г. 61 млрд. долл. Объем торговли акциями 200 крупнейших российских предприятий в РТС за 1997г. составил 17 млрд. долл., что составляет мизер в сравнении с объемами торгов на фондовом рынке США. Если представить стоимость 200 крупнейших компаний как капитализацию одного предприятия, то в 1997г. такое предприятие не вошло бы в десятку, а в 1998г. даже в двадцатку самых крупных корпораций Америки. Вместе с тем РАО "ЕЭС России" или РАО "Газпром" по объемам продаж могли бы уверенно войти в число 40 крупнейших корпораций США.
  Отсюда вопрос: адекватно ли оценены крупные российские предприятия? В мировой практике для оценки компаний среди прочих показателей используется коэффициент, представляющий отношение капитализации компании к объему ее продаж. Приемлемым средним значением этого коэффициента считается 0,7 т.е. выручка компании за девять месяцев окупает ее приобретение. Чем меньше выручка компании и чем больше ее капитализация, тем значение этого коэффициента выше.
  У российских компаний из 200 крупнейших (т.е. почти у пятой части) коэффициенты капитализации выше 0,7. Однако в российской практике высокое значение этого коэффициента может означать и то, что компания под тем или иным предлогом скрывает реальные объемы своих продаж. Вместе с тем с увеличением масштабов деятельности фирмы специфические страновые искажения этого коэффициента исчезают. Поэтому, если оценивать по коэффициенту капитализации крупнейшие российские предприятия, то можно получить более объективные результаты, например: РАО "ЕЭС России" - 0,21; РАО "Газпром" - 0,46; НК ЛУКОЙЛ - 0,53. Это означает, что эти крупнейшие российские компании недооценены как минимум в 1,5-2 раза.
  Решение о переоценке акций российский компаний напрашивается само собой, но для этого Россия должна избавиться от политических рисков, увеличить сбор налогов и, наконец, изменить промышленную политику. Однако о быстром решении этих проблем российской экономики пока не может быть и речи, а значит, в ближайшее время не имеет смысла говорить о том, что российские предприятия будут оценены реально.
  Из сказанного следует, что путь интеграции России в мировую экономику будет длительным и трудным во всех отношениях: финансовом, экономическом, организационном, политическом. Но самое главное - этот путь реальный.
 
 
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
 
  Мировая экономика является сложной системой, основу которой образуют как международное, так и ограниченное рамками отдельных государств производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление.
  Одним из объективных законов развития мировой экономики является интеграция, представляющая объективный процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, которые близки по уровню экономического развития. Охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, она ведет к тесному переплетению национальных хозяйств, к созданию региональных хозяйственных комплексов. При этом процесс интеграции развивается в следующей последовательности:
  зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами;
  таможенный союз, предполагающий наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран;
  единый или общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики;
  экономический и валютный союз, являющийся высшей формой межгосударственной экономической интеграции, и совмещающий все другие формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.
  В настоящее время интеграционные процессы охватили многие страны и регионы и развиваются по следующим направлениям:
  интернационализация производительных сил;
  интернационализация международного разделения труда;
  увеличение масштабов и качественное изменение характера традиционной международной торговли овеществленными товарами;
  международное перемещение финансовых и производственных ресурсов, обеспечивающее переплетение и взаимозависимость экономической деятельности в различных странах;
  развитие сферы услуг;
  международный обмен научно-техническими знаниями;
  международная миграция рабочей силы;
  международное сотрудничество, направленное на решение глобальных проблем современности (охрана природы, освоение Мирового океана, космоса, помощь голодающему населению развивающихся стран и др.).
  Развитие интеграционных процессов в планетарном масштабе вызвали процессы интернационализации и глобализации мирового хозяйства.
  В основе предпосылок и движущих сил глобализации мировой экономики лежит ряд факторов, относящихся к ведущим сферам современной жизни, а именно:
  экономический фактор, обусловленный огромной концентрацией и централизацией капитала, ростом крупных корпораций, в том числе компаний и финансовых групп, которые в своей деятельности все больше выходят за рамки национальных границ, осваивая мировое экономическое пространство;
  политический фактор, связанный с тем, что государственные границы постепенно утрачивают свое значение, становятся все более прозрачными, дают все больше возможностей для свободы передвижения всех видов ресурсов;
  международный фактор, который заключается в воздействии на процессы глобализации крупных международных событий;
  технический фактор, обусловленный тем, что средства транспорта и связи создают невиданные прежде возможности для быстрого распространения идей, товаров, финансовых ресурсов;
  общественный фактор, связанный с ослаблением роли традиций, социальных связей и обычаев, который способствует мобильности людей в географическом, духовном и эмоциональном смысле.
  Эти факторы обусловили интенсификацию процессов глобализации в 90-х годах, которые приобрели качественно новые черты, заключающиеся в следующем:
  после распада мировой социалистической системы большое число стран оказалось жестко включенным в систему мирохозяйственных связей;
  либерализация внешнеэкономических связей и международных расчетов охватывает значительно большее число стран;
  широкое применение нашли единые для всех стран стандарты на технологию, загрязнение окружающей среды, деятельность финансовых институтов, бухгалтерскую отчетность, национальную статистику и т.д.;
  внедрение одинаковых критериев макроэкономической политики, унификация требований к налоговой политике, к политике в области занятости и т.д., чему во многом способствует деятельность таких международных организаций, как Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация и др.
  В основе объединения национальных хозяйств в единое мировое хозяйство лежит международное разделение труда, представляющее собой специализацию отдельных стран на производстве отдельных видов продукции, которой страны обмениваются между собой. Оно является объективной основой международного обмена товарами, услугами и знаниями, развития производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между всеми странами мира независимо от уровня их экономического развития и характера общественного строя. Именно международное разделение труда является важнейшей материальной предпосылкой налаживания плодотворного экономического взаимодействия государств в масштабах всей планеты, позволяющей мировой экономике прогрессировать в своем развитии, создавать предпосылки для более полного проявления общих (универсальных) экономических законов.
  Центральным звеном международной финансовой системы является валютный рынок, который по объему операций превосходит фондовый (ежедневный объем сделок на валютном рынке исчисляется в среднем в 1,2-1,4 трлн. долл., в то время, как ежедневные объемы операций на рынке облигаций (государственных и частных) составляют порядка 500-700 млрд. долл. и 100-150 млрд. долл. - на рынке акций).
  Современными международными центрами валютных операций являются Лондон (30% объема операций), Нью-Йорк (16%) и Токио (10%).
  В середине 90-х годов появилась ярко выраженная тенденция к укрупнению банковских учреждений и концентрации банковского капитала как на национальном, так и на глобальном уровне в интересах повышения доходности банковских операций. Концентрация капитала позволяет банкам диверсифицировать источники доходов благодаря улучшению набора услуг и расширению географии операций. Крупнейшие банки мира переросли национальные границы и превратились в транснациональные банки, которые наряду с транснациональными корпорациями вносят основной вклад в мировой интеграционный процесс.
  Рост общих потоков межгосударственных инвестиций привел к необходимости решения организационных вопросов на наднациональном уровне. В рамках этого в 1995г. Организация Экономического Сотрудничества и Развития приступила к переговорам по Многостороннему Инвестиционному Соглашению. Кроме того, росту импорта иностранного капитала способствовали завершение "Уругвайского раунда" переговоров в рамках ГАТТ, создание Всемирной торговой организации, подписание соглашения НАФТА (Зона свободной торговли стран Северной Америки), создание единого европейского рынка, а также увеличение числа двусторонних переговоров по инвестициям.
  Особое место в мировом хозяйстве занимает Западная Европа. На ее долю приходится около 23% совокупного ВВП и 7% населения мира.
  В настоящее время в Западноевропейском регионе основными интеграционными группировками являются Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) и Европейский Союз (ЕС).
  Главными достижениями Европейского Союза стали создание таможенного союза (отмена пошлин и других ограничений в торговле между членами Союза и единый "внешний тариф" в торговле с "третьими странами"), унификация (еще не завершившаяся) хозяйственного законодательства, а также введение единой валюты - евро.
  Что касается Восточноевропейских стран, то они прошли немалый путь реформ, обеспечивших им включение в европейский интеграционный процесс. В них созданы демократические, плюралистические системы, продолжаются рыночные реформы. Ликвидированы основы централизованного планирования и государственного контроля: цены либерализованы, национальные валюты стали конвертируемыми, потребители и производители относительно свободны в своих решениях. Инфляция в основном подавлена, сведены на нет хронические дефициты.
  В североамериканском регионе наиболее четко выделяются США и Канада. Они входят в "большую семерку" индустриально развитых стран мира, поэтому эти страны и стали центром интеграционной группировки, которая создана на основе Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), заключенного США, Канадой и Мексикой 17.12.1992г. и предполагающего постепенную ликвидацию тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле и меры, облегчающие взаимные капиталовложения. В рамках НАФТА пока не созданы специальные органы, регулирующие сотрудничество, аналогичные существующим в Евросоюзе.
  В активизации интеграционных процессов в Южной Америке заметную роль играет МЕРКОСУР, являющийся фактически общим рынком стран Южного конуса, и созданный в 1991г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем. МЕРКОСУР в короткий срок превратился в одного из основных участников реальной региональной интеграции.
  Привлекает к себе большое внимание в настоящее время Азиатско-Тихоокеанский регион как зона наиболее динамичного экономического роста, опережающая другие регионы мира по темпам роста, в том числе в технологически передовых отраслях, и стремительному усилению международной конкурентоспособности значительной группы стран этого региона. В настоящее время в АТР сложился "азиатский четырехугольник" (Япония - Китай - НИС - АСЕАН) в виде интеграционной группировки Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), объединяющего как развитые страны региона, так и большинство стран Восточной и Юго-Восточной Азии, Китай и Океанию. В 1997г. в АТЭС была принята Россия.
  Ведущей страной этого региона является Япония, которая поднялась до ведущей державы, второго экономического монстра в мире и стала одним из центров интеграционных процессов этого региона.
  Страной с переходной экономикой в АТР является Китай, который шаг за шагом входит в мировую экономическую систему. В разных местах Китая возникают особые промышленные зоны - преимущественно с продукцией высших технологий. Ключевая роль при этом отводится Сянгану (Гонконгу), поскольку его преимуществом являются торговые и финансовые связи с континентальным Китаем (80% торговли КНР), поэтому из него Китай намерен сделать региональный центр притяжения.
  Экономика африканских государств находится в сильной зависимости от внешних факторов и прежде всего от торговли с зарубежными странами, поэтому ее оздоровление напрямую связано с принятием и осуществлением таких мер, как снижение импортных таможенных тарифов, отмена налогов на экспорт сельскохозяйственной продукции, сокращение налога на корпорации. Благодаря усилиям международных организаций на Африканском континенте в последние годы обозначились позитивные сдвиги в области экономики. Наибольших успехов при этом добились: Маврикий, Ботсвана, Сейшельские Острова, Свазиленд, Лесото и некоторые другие.
  К международным финансовым организациям, являющимися основными субъектами интеграционных процессов, относятся Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк и Европейский банк реконструкции и развития. В настоящее время Международный Валютный Фонд и Всемирный Банк составляют двойную межправительственную опору, которая поддерживает всю структуру мирового экономического и финансового порядка.
  Определяя место и роль России в мировом хозяйстве, международном разделении труда и интернационализации хозяйственной жизни, можно отметить, что они обусловлены уровнем и динамикой развития национальной экономики, степенью ее открытости и вовлеченности в МРТ, прогрессивностью и развитостью внешнеэкономических связей, умением национальной экономики адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни и одновременно воздействовать на них в желаемом для себя направлении (взаимодействие с международными финансово-кредитными и экономическими организациями), наличием транснациональных корпораций.
  С началом рыночных преобразований, Россия предприняла ряд попыток включиться в мировые интеграционные процессы, что должно способствовать ускорению вхождения России в мировое сообщество на правах страны с рыночными отношениями. Однако существенным препятствием для интенсификации этого процесса является тяжелое современное состояние российской экономики.
  Успешное решение проблемы включения России в мировые интеграционные процессы будет в конечном счете зависеть от оздоровления экономики страны на путях ее структурной перестройки и перехода к рыночным условиям хозяйствования, а также от создания действенных законодательных, организационных, материальных и технических предпосылок для этого.
  Необходим подход России с глобальных позиций к участию в мировых делах, который должен стать основной частью национального интереса: полнокровное участие в работе международных многосторонних структур, таких как: Конференция ООН по торговле и развитию, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, региональные экономические комиссии.
  Кроме того, необходимо активное участие России во всемирных по сфере своего проявления организациях, таких как: Всемирная торговая организация, Международная Финансовая Корпорация, Международное агентство по гарантии инвестициям, Всемирная организация интеллектуальной собственности и региональные государственные образования (Европейский Союз, Европейская ассоциация свободной торговли, организация экономического сотрудничества и развития и др.).
  Важным направлением постепенной интеграции России в мировую экономику может быть участие в многосторонних международных экономических проектах, число которых с участием России постоянно увеличивается.
  Решение проблемы ускорения интеграции России в мировую экономику невозможно без решения ряда внутрироссийских задач, прежде всего:
  реструктуризация промышленности;
  осуществление налоговой реформы, которая бы позволила стабилизировать доходы государства, обеспечить стимулирование отечественного экспортоориентированного производства;
  обеспечение жесткого контроля над бюджетными расходами;
  обеспечение роста валютной составляющей доходов;
  осуществление гибкой таможенной политики.
 
 
 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
 1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М., 1989.
 2. Арсеньев В. Трубный глас российской экономики. КоммерсантЪ-Деньги №29, 1998.
 3. Бандурин В.В., Беленький Л.П., Блинов В.В. Корпоративное управление в условиях рынка (на примере ФПГ). М., Издательство Минобороны РФ, 1996.
 4. Бандурин В.В., Зубов Д.Л. Инвестиционная деятельность в России в условиях развития корпоративных форм управления. М., Наука и экономика, 1998.
 5. Бизнес-аналитик от 13.12.1998г.
 6. Большой экономический словарь. Под редакцией Азриэляна А.Н. М., Фонд "Правовая культура", 1994.
 7. Быков А.Н. Мировой финансовый кризис и его угроза для России. НГ- сценарии №10, 1998.
 8. Васильчук Е. СНГ ориентируется на новую модель сотрудничества. Финансовые известия №72, 1997.
 9. Винслав Ю.Б. Становление и развитие транснациональных ФПГ. Развитие корпоративных форм хозяйствования в России. Межведомственный аналитический центр, Международная академия корпоративного управления, М., 1997.
 10. Вопросы экономики №№5,12, 1997.
 11. Гладков И.С. Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран: Учебно-справочное пособие. М., 1996.
 12. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., Проспект, 1997.
 13. Грядицкий Б. Международный капитал стремится к всевластью. Независимая газета от 22.09.1999.
 14. Деловые новости от 18.09.1999г.
 15. Дементьев В.Е. Организационная структура российских ФПГ: состояние и перспективы. Развитие корпоративных форм хозяйствования в России. М., МАЦ, 1997.
 16. Друзик Я.С. Мировая экономика на финише века. Учебное пособие. Мн., 1997.
 17. Елизаров П.М., Смолян Г.Л., Шлаен П.Я. Конверсия или военно-гражданская интеграция - взгляды США. Межотраслевая информационная служба. Научно-методический журнал №1. М., ВИМИ, 1996.
 18. Жуков С.В. Развивающиеся страны: сфера услуг и экономический рост. М., Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991.
 19. Заикин П.В. Вопросы формирования холдинговых компаний на современном этапе. Экономика и коммерция. Серия 9. Вып. 1. Госкомобронпром, ЦНИИ ЭСУИ, 1995.
 20. Известия от 22.6.1999г.
 21. Иноземцев В. Глобализация национальных хозяйств и современный экономический кризис. Проблемы теории и практики управления №3, 1999г.
 22. Интерфакс за 1999г.
 23. Интерфакс-АИФ за 1999г.
 24. Информация о социально-экономическом положении России (январь-июль 1999г.). М., Российское статистическое агентство, 1999.
 25. Кириллов Д., Перфилов М. "Газпром" хочет стать вертикально интегрированным. Финансовые известия №43, 1998.
 26. Китаев И. Статус льготы не дает, но возможности роста открывает. Экономика и жизнь №1,1997.
 27. Кобяков А. Соискатели мирового богатства. Эксперт №15, 1999.
 28. Кокшаров А. США: идеальная модель. Эксперт №15, 1999.
 29. КоммерсантЪ за 1999г.
 30. КоммерсантЪ-Власть за 1999г.
 31. Ломакин В.К. Мировая экономика. Учебник. "Финансы", Издательское объединение "ЮНИТИ", 1998.
 32. Макаревич Л. Финансово-промышленные группы оперируют гигантскими капиталами. Финансовые известия №104, 1996.
 33. Международные экономические отношения, в двух томах. Под редакцией Хазбулатова Р.И. М., 1991.
 34. Меморандум Правительства РФ и Центрального банка РФ об экономической политике. По состоянию на 1.07.1999.
 35. Мировая экономика. Под ред. В.К. Ломакина. М., 1995.
 36. Мировая экономика: тенденции 90-х годов. Под редакцией И.С. Королева. М., Наука, 1999.
 37. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума.
 38. МЭМО №2, 1996.
 39. НГ-Политэкономия №14, 1998, №13 1999.
 40. Независимая газета за 1999г.
 41. Новости, РИА "Ареанда", 25.09.1999г.
 42. Нухович Э.С. Современная мировая экономическая система. Спецкурс. Российский экономический журнал №№7-10, 1996.
 43. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндиров М.А. Мировая экономика на рубеже XX-XXI веков. М., 1995.
 44. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. и с предисловием В.Д. Щетинина. М., 1993.
 45. Развитие корпоративных форм хозяйствования в России (материалы к международной конференции 3-5.11.1997г., г. Москва). М., МАЦ МАКУ, 1997.
 46. Райзберг Б.А. и др. Современный экономический словарь. М. Инфра-М, 1997.
 47. Российская газета от 27.08.1998.
 48. Российская экономика в 1998г. Тенденции и перспективы. Вып. 20. М., ИЭПП, 1999.
 49. Россия - 1998. Экономическая конъюнктура. Вып. 4. М., Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, 1998.
 50. Россия: внешнеторговые связи в условиях перехода к рынку. Под редакцией Фаминского И.П. М., Международные отношения, 1993.
 51. Русский телеграф за 1998г.
 52. Рыночная экономика. Словарь, под ред. Кипермана Г.Я. М., Издательство "республика", 1993.
 53. Савин В.А. Статистический анализ рентабельности крупнейших фирм США в 1998г. Менеджмент в России и за рубежом, май-июнь 1999.
 54. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. Перевод с английского. М., Экономика, 1994.
 55. Санько В. Защита внутреннего рынка. Независимая газета от 28.09.1999г.
 56. Сергеев П.В. Мировое хозяйство и международные отношения на современном этапе: Учебное пособие по курсу "Мировая экономика". М., Новый Юрист, 1998.
 57. Советская Россия от 22.0.1998г.
 58. Современный мир: интернационализация и отношения государств двух систем. М., 1988.
 59. Спиридонов И.А. Мировая экономика. Учебное пособие. М., Инфра-М, 1999.
 60. США: государство и рынок. М., Наука, 19990.
 61. Телетекст от 29.08.1999г.
 62. Толковый словарь рыночной экономики. М., Глория, 1993.
 63. Федеральный Закон от 30.11.1995г. №190-ФЗ "О финансово-промышленных группах".
 64. Финансовые известия за 1998г.
 65. Фишер С., Дорнбуш Р.., Шмалензи Р. Экономика. Перевод с английского. Общая редакция и предисловие Сапова Г.Г. М., Дело ЛТД, 1993.
 66. Шимаи М. Роль и влияние транснациональных корпораций в глобальных сдвигах в конце ХХ столетия. Проблемы теории и практики управления №3, 1999.
 67. Шреплер Х.А. Международные экономические организации. Справочник. М., Международные отношения, 1998.
 68. Экономика и бизнес. Под редакцией Камаева В.Д. М., 1003.
 69. Экономика и жизнь №21, 1999.
 70. Экономико-политическая ситуация в России. М., ИЭПП, август 1998.
 71. Эксперт за 1998-1999гг.
 72. Япония. Второе издание, дополненное и переработанное. Отв. редактор Дийков С.А. М., Международные отношения, 1991.
 73. Europen Economy 1996. Broad Economic Policy Guidelines №62, 1996. p. 22, p. 37.
 74. Handdook of International Trade and Development Statistics, 1994. Unctad, p. 35.
 75. OECD Economic Outlook, №57, June 1995, p. A4.
 76. Smith Barney Research, International Datapack. September 1994.
 77. UNSTAD World Investment Report, 1997. Annex.
 78. UNSTAD World Investment Report, 1997. United Nations, Geneva, 1997, p. 6,7.
 79. World Economic and Sоcial Survey, 1997, UN, p. 249.
 80. World Economic Outlook. May 1996.
 81. International Yearbook of Industrial Statistics. UNIDO. Vienna, 1997.

<< Пред.           стр. 8 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу