<< Пред. стр. 11 (из 19) След. >>
в) договора и иные документы, на основании которых производило отчуждение или приобретение имущества должника, изменение в структуре активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, а также другие документы по сделкам или действиям, повлекшим изменения в финансово - хозяйственном положении должника;г) документы, содержащие сведения о составе руководства организации - должника за весь период проверки, а также лицах, имеющих право давать обязательные для организации - должника указания либо имеющих возможность иным образом определять действия организации - должника.
3. Источниками информации для проведения экспертизы и подготовки заключения могут являться:
а) перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 12 месяцев, предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);
б) список дебиторов (за исключением организаций с суммой долга менее 1% от величины дебиторской задолженности) с указанием величины дебиторской задолженности по каждому дебитору на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 12 месяцев, предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом); документы, подтверждающие осуществление мер по истребованию дебиторской задолженности;
в) справка о задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами с раздельным указанием сумм основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 12 месяцев, предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);
г) перечень кредиторов (за исключением организаций с суммой долга менее 1% от величины кредиторской задолженности) должника с указанием основной суммы задолженности, штрафов, левей и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору и сроков наступления их исполнения на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 12 месяцев, предшествующий дате подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);
д) отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, соответствующие требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ";
е) отчет временного управляющего о проведении процедуры наблюдения.
4. Выводы экспертизы основываются на документах, являющихся оригиналами или копиями, заверенными в установленном порядке, и официально представляемых в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству (далее - ФСФО России) или ее территориальные органы.
II. Порядок определения признаков фиктивного банкротства
5. Определение признаков фиктивного банкротства производится только при наличии в производстве дела о банкротстве организации должника, возбужденного арбитражным судом по заявлению должника.
6. Признаком фиктивного банкротства является наличие у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме на дату обращения должника в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
7. Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства определяется обеспеченность краткосрочных обязательств должника его оборотными активами.
Обеспеченность краткосрочных обязательств должника его оборотными активами определяется как отношение величины оборотных активов, за исключением налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (стр. 290 - стр. 220 формы № 1 бухгалтерской отчетности), к величине краткосрочных пассивов, за исключением доходов будущих периодов, фондов потребления и резервов предстоящих расходов и платежей (стр. 690, стр. 640 - стр. 650 - стр. 660 формы № 1 бухгалтерской отчетности).
8. При определении обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами в составе краткосрочных обязательств следует учитывать, помимо величины основного долга, величину признанных штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций, а также (по возможности) степень ликвидности соответствующих оборотных активов.
9. На основании рассчитанной величины обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами делаются следующие выводы:
- если величина обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами равна или больше единицы, то признаки фиктивного банкротства усматриваются.
- если величина обеспеченности краткосрочных обязательств должника его оборотными активами меньше единицы, то признаки фиктивного банкротства отсутствуют.
III. Порядок определения признаков преднамеренного банкротства
10. Определение признаков преднамеренного банкротства производится в случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве и при наличии оснований предполагать неправомерные действий лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия.
Признаки преднамеренного банкротства могут быть установлены как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе самих процедур банкротства (за исключением конкурсного производства).
11. Признаками преднамеренного банкротства являются действия определенных выше лиц, вызвавшие неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
12. С целью выявления признаков преднамеренного банкротства проводится анализ финансово - хозяйственной деятельности должника, который делится на два этапа.
На первом этапе рассчитываются показатели, характеризующие изменения в обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами, имевшие место за период проверки.
На втором этапе анализируются условия совершения сделок должника за этот же период, повлекших существенные изменения в показателях обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами.
13. К показателям, характеризующим степень обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами, относятся:
- обеспеченность обязательств должника всеми его активами;
- обеспеченность обязательств должника его оборотными активами;
- величина чистых активов.
14. Обеспеченность обязательств должника всеми его активами характеризуется величиной активов организации, приходящихся на единицу долга.
Обеспеченность обязательств должника всеми его активами определяется как отношение всей величины имущества, равной валюте баланса, за исключением организационных расходов, налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям и убытков (стр. 399 - стр. 111-стр. 220 - стр. 390 формы № 1 бухгалтерской отчетности), к сумме кредиторской задолженности, включая задолженность по обязательным платежам (стр. 690 + стр. 690 - стр. 640 - стр. 650 - стр. 660 формы № 1 бухгалтерской отчетности).
15. Обеспеченность обязательств должника его оборотными активами характеризуется величиной оборотных активов организации, приходящихся на единицу долга.
Обеспеченность обязательств должника его оборотными активами определяется как отношение величины оборотных активов, за исключением налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (стр. 290 - стр. 220 формы № 1 бухгалтерской отчетности), к сумме кредиторской задолженности, включая задолженность по обязательным платежам (стр. 590 + стр. 690 - стр. 640 - стр. 660 - стр. 660 формы № 1 бухгалтерской отчётности).
16. Величина чистых активов организации характеризует наличие активов, не обремененных обязательствами.
Чистые активы рассчитываются как разность между активами организации (стр. 190 + стр. 290 - стр. 220 - стр. 244 - стр. 252 формы № 1 бухгалтерской отчетности) и пассивами организации (стр. 460 + стр. 500 + стр. 690 - стр. 640 - стр. 650 формы № 1 бухгалтерской отчетности).
17. Проведение анализа финансово - хозяйственной деятельности должника предполагает рассмотрение динамики вышеназванных показателей за период проверки.
При рассмотрении показателей, характеризующих обеспечение требований кредиторов, в составе обязательств следует учитывать, помимо величины основного долга, величину признанных штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций, а также (по возможности) степень ликвидности соответствующих активов должника.
Данные отчета оценщика о рыночной стоимости имущества должника могут быть использованы только в случае соответствия данного отчета законодательным и иным правовым актам об оценочной деятельности, а также общепринятым методам рыночной оценки.
18. В случае установления на первом этапе существенного ухудшения в показателях обеспеченности обязательств проводится экспертиза сделок должника за тот же период, реализация которых могла быть причиной соответствующей динамики показателей.
К заведомо невыгодным условиям сделки для должника могут быть отнесены:
- занижение или завышение цены на поставляемые (приобретаемые) товары (работы, услуги) по сравнению со сложившейся рыночной конъюнктурой;
- заведомо невыгодные для должника сроки и (или) способы оплаты по реализованному или приобретенному имуществу;
- любые формы отчуждения или обременения обязательствами имущества должника, если они не сопровождаются эквивалентным сокращением задолженности.
19. В результате проведенной экспертизы делаются следующие выводы:
- если обеспеченность требований кредиторов за период проверки существенно не ухудшилась, то признаки преднамеренного банкротству отсутствуют;
- если обеспеченность требований кредиторов существенно ухудшилась, но сделки, совершенные должником, соответствуют существовавшим рыночным условиям, нормам и обычаям делового оборота, то признаки преднамеренного банкротства отсутствуют;
- если обеспеченность требовании кредиторов ухудшилась и сделки совершенные должником, не соответствуют существовавшим рыночным условиям, нормам и обычаям делового оборота, то признаки преднамеренного банкротства усматриваются.
IV. Сроки проведения экспертизы и представления заключения по ее
результатам
20. Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного и(или) преднамеренного банкротства представляется в адрес заявителя не позднее 30 календарных дней после регистрации запроса на проведем экспертизы в ФСФО России или ее территориальных органах.
21. В случае установления судом или иным уполномоченным на это органом конкретной даты представления заключения заключение представляется в установленный срок при наличии всех необходимых для проведения экспертизы документов и материалов.
22. В случае недостаточности представленных документов ФСФО России или ее территориальные органы в течение 5 дней после регистрации запроса на проведение экспертизы направляют запрос в адрес заявителя с перечнем необходимых для проведения экспертизы документов и указанием о невозможности представления заключения в установленные заявителем сроки.
23. В случае непредставления запрошенных документов и материалов ФСФО России или ее территориальные органы вправе направить заявителю письмо с отказом от представления заключения о наличии (отсутствии) признаков фиктивного и (или) преднамеренного банкротства в связи с невозможностью проведения экспертизы из-за недостаточности документов и материалов.
УТВЕРЖДЕН
приказом МНС РФ и ФСФО России
от 22 октября 1999 года
№ АП-3-09/335, 118
ПОРЯДОК обмена информацией между МНС РФ и ФСФО России, а также их территориальными органами
Настоящий порядок в соответствии со статьей 102 НК РФ устанавливает правила передачи и перечень информации при обмене между МНС РФ и ФСФО России, а также их территориальными органами.
1. Порядок предоставления информации ФСФО России и ее
территориальными органами.
ФСФО России и ее территориальные органы направляют:
- ежемесячно до 25 числа информацию об организациях, по которым арбитражным судом за предшествующий месяц возбуждено дело о банкротстве, с указанием наименования организации и даты возбуждения дела о банкротстве;
- по Письменным запросам МНС России и его территориальных органов информацию о ходе рассмотрения дела о банкротстве организации;
- по письменным запросам МНС России и его территориальных органов информацию о финансовых показателях крупных, экономически или социально значимых организаций, по которым ФСФО России проводит мониторинг финансового состояния;
- по письменным запросам МНС России и его территориальных органов информацию о наличии и категории лицензии у арбитражных управляющих, назначаемых арбитражным судом для проведения процедур банкротства.
2. Порядок предоставления информация МНС РФ и его
территориальными органами
МНС РФ направляет ежемесячно до 25 числа в ФСФО России сведения (с указанием ИНН) об организациях, имеющих по состоянию на последнюю отчетную дату задолженность по налогам и сборам в федеральный бюджет свыше 20 млн. рублей, а территориальные органы МНС России в соответствующие территориальные органы ФСФО России сведения об организациях, имеющих на последнюю отчетную дату задолженность по налогам и сборам в федеральный бюджет свыше 1 млн. рублей. Кроме того, территориальные налоговые органы по тем же организациям передают в территориальные органы ФСФО России аналогичную информацию о задолженности в бюджет субъекта РФ и местный бюджет.
Полномочный представитель МНС России или территориального налогового органа на заседаниях межведомственной балансовой комиссии предоставляет членам комиссии информацию, необходимую для анализа финансово-экономического состояния организации и принятия соответствующего решения.
По письменным запросам территориальных органов ФСФО России территориальные органы МНС России предоставляют справки о задолженности организаций по налогам и сборам (включая величину задолженности, просроченной свыше 3 месяцев) и документы, подтверждающие принятие мер налоговыми органами к получению этой задолженности, необходимые для обращении в арбитражный суд, с заявлением о признании должника банкротом.
3. В случае возникновения необходимости получения ФСФО России или ее территориальными органами либо МНС России или его территориальными органами дополнительной информации, не указанной в настоящем Приказе, в соответствующий орган направляется мотивированный письменный запрос. Запрос с перечнем необходимой информации и подробным указанием цели ее использования подписывается Руководителем (заместителем Руководителя) ФСФО России, ее территориального органа или начальником агентства территориального органа по соответствующей территории, либо Министром (заместителем Министра), РФ, по налогам и сборам или Руководителем (заместителем Руководителя) его территориального органа.
Раздел III
ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О БАНКРОТСТВЕ
Принят Государственной Думой
5 апреля 1995 года
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
Извлечение
РАЗДЕЛ II. ПРОИЗВОДСТВО В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ ПЕРВОЙ
ИНСТАНЦИИ
Статья 143. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан
Дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными Законом о несостоятельности (банкротстве).
<...>
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ФСДН России
от 27 декабря 1999 года № 48-р
Положение о производстве по делам организация, в отношении которых приняты решения об обращении взыскания на имущество
(в ред. Распоряжения ФСДН РФ от 24 марта 2000 года М 15-р)
Настоящее Положение определяет порядок производства по делам организаций, в отношении которых приняты решения об обращении взыскания на имущество, в связи с реализацией Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству полномочий, установленных Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве". Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденным Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 года № 199 "О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций".
I. Общие положения
1. Производство по делу организации, в отношении которой принято решение об обращении взыскания на имущество (далее - организация-должник), предусматривает проведение оценки возможных 'последствий обращения взыскания на ее имущество, осуществление действий по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании организации-должника банкротом в рамках полномочий Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, вытекающих из законодательных и иных правовых актов Российской Федерации, включая получение необходимых для этого документов и сведений.
2. Если иное не установлено Федеральной службой России по финансовому Оздоровлению и банкротству, производство по делам организаций-должников осуществляют территориальные органы Федеральной J службы России по финансовому оздоровлению и банкротству.
3. Основанием для открытия производства по делу организации-должника является поступившее в соответствии со статьей 60 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в территориальный орган уведомление судебного пристава-исполнителя о произведенном аресте имущества организации-должника (пункт в редакции, введенной в действие с 29 мая 2000 года распоряжением ФСДН России от 24 марта 2000 года № 15-р, - см. предыдущую редакцию).
II. Прием документов и материалов
4. Территориальный орган, получив уведомление судебного пристава-исполнителя о произведенном аресте имущества организации-должника, проверяет наличие в уведомлении сведений о составе и стоимости имущества, на которое наложен арест, а также о сумме требований взыскателя (абзац в редакции, введенной в действие с 29 мая 2000 года распоряжением ФСДН России от 24 марта 2000 года № 15-р, - см. предыдущую редакцию).
В случае если уведомление не содержит указанных сведений, территориальный орган в 3-дневный срок возвращает уведомление судебному приставу-исполнителю с указанием о несоответствии установленным требованиям (абзац в редакции, введенной в действие с 29 мая 2000, года распоряжением ФСДН России от 24 марта 2000 года № 15-р, - см. предыдущую редакцию).
5. В материалах дела организации-должника фиксируется дата получения территориальным органом уведомлений документов и иных, материалов.
III. Анализ правового положения (статуса) организации-должника
6. Территориальный орган в течение двух дней с даты, указанной в пункте 6 настоящего Положения, проводит анализ правового положений (статуса) организации-должника, в том числе выясняет организационно-правовую форму организации-должника и проверяет:
- обладает ли данная организация-должник статусом банка или иной кредитной организации;
- относится ли данная организация-должник к атомным электростанциям.
7. Анализ правового положения (статуса) организации-должника проводится на основании документов и материалов, полученных от судебного пристава-исполнителя, федерального органа налоговой полиции, налогового органа, а также организации-должника.
При необходимости территориальный орган запрашивает сведения об организационно-правовой форме организации-должника у соответствующего органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, а сведения о регистрации организации-должника в статусе банка или иной кредитной организации у соответствующего территориального учреждения Центрального банка Российской Федерации.
8. Если в результате анализа правового положения (статуса) организации-должника установлено, что организация-должник относится к числу юридических лиц, указанных в п. 1 ст. 65 ПС РФ, и не является атомной электростанцией, производство по делу такой организации осуществляется территориальным органом в соответствии с разделами IV-VI настоящего Положения.
9. В отношении организации, обладающей иным правовым положением (статусом), чем предусмотрено пунктом 8 настоящего Положения, территориальный орган подготавливает и направляет в. порядке, установленном разделом VI настоящего Положения, уведомление о неосуществлении им действий по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании организации-должника банкротом.
IV. Оценка возможных последствий обращения взыскания на имущество
организации-должника
10. Территориальный орган BV течение 10 дней с даты получения документов проводит оценку возможных последствий обращения взыскания на имущество организации-должника.
Оценка возможных последствий обращения взыскания на имущество организации-должника состоит из:
- оценки соотношения имущества и обязательств организации-должника;
- оценки устойчивости хозяйственной деятельности (бизнеса) организации-должника.
В случае ареста имущества организации-должника в целях обеспечения исполнения требований по обязательным платежам, возврату ссуд и иных средств, выделенных на возвратной основе из федерального бюджета, выплат заработной платы оценка соотношения имущества и обязательств организации-должника не производится.
11. Оценка возможных последствий обращения взыскания на имущество организации-должника проводится на основе данных бухгалтерской отчетности этой организации за последний отчетный период, иных документов и материалов, поступивших от налогового органа, сведений, содержащихся в уведомлении судебного пристава-исполнителя 6 произведенном аресте имущества организации-должника, а также сведений, представляемых руководителем организации-должника по запросу территориального органа (абзац в редакции, введенной в действие с 29 мая 2000 года распоряжением ФСДН России от 24 марта 2000 года № 15-р, - см. предыдущую редакцию).
При проведении оценки могут также использоваться данные об оценке стоимости имущества организации-должника, проведенной оценщиком, если указанные данные имеются на момент проведения оценки.
12. Оценка соотношения имущества и обязательств организации-должника проводится путем сопоставления величины оборотных средств (уменьшенной на сумму арестованных оборотных средств) за исключением налога на добавленную стоимость (сумма по строке 290 формы № 1 бухгалтерской отчетности минус сумма по строке 220) и суммы краткосрочных обязательств организации в части обязательных платежей и заработной платы (сумма по строкам 624, 625, 626 формы № 1 бухгалтерской отчетности).
13. По результатам проведения оценки соотношения имущества и обязательств организации-должника могут быть сделаны следующие выводы:
а) в случае если величина оборотных средств превышает или равна сумме задолженности по обязательным платежам и заработной плате, - организация-должник может исполнить обязанность по уплате обязательных платежей и выплате заработной платы;
б) в случае если величина, оборотных средств меньше суммы задолженности по обязательным платежам и заработной плате, - организация-должник не может за счет оборотных средств исполнить обязанность по уплате обязательных платежей и выплате заработной платы.
14. Оценка устойчивости хозяйственной деятельности (бизнеса) организации-должника проводится территориальным органом одновременно (за исключением случаев, предусмотренных абзацем 5 пункта 10 настоящего Положения) с оценкой соотношения имущества и обязательств организации-должника.
16. Для проведения оценки устойчивости хозяйственной деятельности (бизнеса) организации-должника территориальный орган направляет руководителю организации-должника запрос (приложение № 1). К запросу прилагается форма ответа (приложение № 2) и справка о составе и характеристике имущества организации-должника до и после ареста имущества (приложение № 3).
На основании информации, полученной от руководителя организации-должника, территориальный орган делает один из следующих выводов:
- после реализации имущества, на которое обращается взыскание, организация-должник сможет продолжать основную хозяйственную деятельность;
- после реализации имущества, на которое обращается взыскание, организация-должник не сможет продолжать основную хозяйственную деятельность.
16. Если в соответствии с заключением организация-должник после обращения взыскания на имущество может исполнить обязанность по уплате обязательных платежей и выплате заработной платы, а также( сможет продолжать основную хозяйственную деятельность, территориальный орган подготавливает и направляет в порядке, установленном разделом V! настоящего Положения, уведомление о неосуществлении им действий по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании организации-должника банкротом.
V. Осуществление действий по обращению в арбитражный суд с
заявлением о признании организации-должника банкротом
17. Территориальный орган в соответствии с законодательством РФ обращается в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом организации-должника, в отношении которой сделан вывод о том, что она не может за счет оборотных средств исполнить обязанность по уплате обязательных платежей и выплате заработной платы, и (или) сделан вывод о неспособности организации-должника продолжать основную хозяйственную деятельность.
В случае если организация-должник обладает статусом банка или иной кредитной организации и лицензия на осуществление банковских операций у нее не отозвана, территориальный орган направляет в ЦБ РФ предложение об отзыве лицензии в соответствии со ст. 35 Федерального закона от 25.02.99 № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
18. В отношении организаций-должников, отнесенных к крупным, экономически или социально значимым организациям, предприятиям оборонного комплекса, приватизация которых запрещена, а также акционерным обществам, производящим продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, вопрос об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании таких организаций банкротами рассматривает Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству.
Территориальный орган после составления заключения оперативно с использованием средств факсимильной связи, имеющихся сетевых ресурсов и электронной почты направляет в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству документы и материалы, необходимые для решения данного вопроса.
19. Территориальный орган обращается в арбитражный суд с заявлением о призвании организации-должника банкротом при наличии признаков банкротства, установленных законодательством Российской Федерации для соответствующих категории должников.
20. Если предусмотренные пунктом 19 настоящего Положения условия отсутствуют, территориальный орган подготавливает и направляет в порядке, установленном разделом VI настоящего Положения уведомление о неосуществлении им действий по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании организации-должника банкротом.
VI. Подготовка и направление уведомлений
21. Территориальный орган подготавливает и направляет судебному приставу-исполнителю, взыскателю, организации-должнику, а также суду или арбитражному суду, выдавшему исполнительный лист, уведомление об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании организации-должника банкротом либо уведомление о неосуществлении им в отношении организации-должника указанных действий (пункт в редакции, введенной в действие с 29 мая 2000 года распоряжением ФСДН России от 24 марта 2000 года № 15-р).
22. Бели по результатам оценки возможных последствий обращения взыскания на имущество организации-должника установлено, что необходимо осуществление действий по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании такой организации банкротом, однако предусмотренные пунктом 19 настоящего Положения условия для совершения территориальным органом указанных действий отсутствуют, территориальный орган направляет организации-должнику одновременно с соответствующим уведомлением (пункт 20 настоящего Положения) заключение, составленное по результатам оценки возможных последствий обращения взыскания на имущество этой организации, и информирует руководителя организации-должника о необходимости исполнения обязанности, предусмотренной статьей 8 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и (или) статьей 3 Федерального закона от 24.06.99 № 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" (Собрание законодательства РФ, 1999, № 26, ст. 3179), и о последствиях ее неисполнения.
Территориальный орган вправе направить судебному приставу-исполнителю предложение об опубликовании в печати сообщения об обращении взыскания на Имущество организации-должника (абзац в редакции, введенной в действие с 29 мая 2000 года распоряжением ФСДН России от 24 марта 2000 года № 15-р, - см. предыдущую редакцию).
23. Указанные в настоящем разделе уведомления и иные документа подлежат направлению в течение 14 дней с даты, указанной в пункте настоящего Положения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(На бланке территориального органа)
Руководителю
____________________________________
(наименование организации-должника)
В адрес ___________________________________________________________________
(территориальный орган Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству)
поступило уведомление судебного, пристава (федерального органа налоговой полиции) от +.. г. № ++ об обращении взыскания на имущество организации-должника.
Для рассмотрения вопроса о необходимости обращения в арбитражный суд с заявлением о признании организации-должника банкротом прошу в трехдневный срок сообщить, приведет ли реализация арестованного имущества к прекращению основной хозяйственной деятельности организации-должника.
К ответу необходимо приложить документы или их копии, подтверждающие содержащийся в нем вывод.
Приложения: 1. Копия уведомления судебного пристава (федерального органа
лотовой полиции) -___ л.
2. Форма ответа __ л.
3. Справка о составе и характеристике имущества организации-
должника до и после ареста имущества ____ л.
Подпись
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(На бланке организации)
Настоящим сообщаю, что реализация имущества, арестованного на основании
__________________________________________________________________________
(наименование документов, на основании которых произведен арест)
___________________________ к прекращению основной хозяйственной деятельности
(приведет/не приведет)
_________________________________________________________________________________
(наименование организации)
Обоснование:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Приложение: Справка о составе и характеристике имущества организации-должника
до и после ареста имущества - ___ л.
Руководитель организации
Приложение 3
Справка о составе и характеристике имущества организации-должника до и после ареста имущества
Имущественный состав организации-должника, до ареста имущества, балансовая стоимость в тыс. руб.
Внеоборотные активы Оборотные активы Итого Основные выпускаемой продукции и объемы производства по ним за последний отчетный период до ареста имущества
Объем производства Вид
продукции В натуральном выражении В стоимостном В % от проектной мощности В тыс. руб. В % от выручки от руб. реализации продукции Итого: Состав арестованных средств, непосредственно участвующих в производстве, балансовая стоимость в тыс. руб.
Наименование Стоимость Внеоборотные активы,
всего в том числе:
Оборотные активы, всего в том числе: Основные виды выпускаемой продукции и объемы производства по ним после ареста имущества
Объем производства Вид
продукции В натуральном выражении В стоимостном В % от проектной мощности В тыс. руб. В % от выручки от руб. реализации продукции Итого:
ПРИЛОЖЕНИЕ
к информационному письму
Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
от 13 января 2000 годе № 50
Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)
1. Осуществление коммерческой организацией деятельности, подлежащей лицензированию, после аннулирования лицензии может являться основанием для ее ликвидации.
Прокурор обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации унитарного предприятия в связи с осуществлением им фармацевтической; деятельности после аннулирования лицензии на ее ведение.
Как следовало на материалов дела, ответчик был лишен лицензии департаментом здравоохранения области в связи с тем, что осуществлял, выпуск лекарственных средств с нарушением установленных требовании. Несмотря на аннулирование лицензии, предприятие продолжало фармацевтическую деятельность.
Суд удовлетворил иск, руководствуясь пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и статьей 15 законодательства Российской федерации по охране здоровья граждан.
Согласно пункту 2 статьи 61 Кодекса юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии). Статья 15 Основ законодательства об охране здоровья граждан предусматривает, что организации, осуществляющие фармацевтическую деятельность с нарушением лицензионных требований, могут быть лишены лицензии лицензирующим органом. Департамент, здравоохранения области, лишивший ответчика лицензии, действовал в соответствий с этой нормой.
Суд в данном случае обоснованно признал продолжение фармацевтической деятельности после аннулирования лицензии на ее ведение на рушением, служащим основанием в силу пункта 2 статьи 61 Кодекс для ликвидации юридического лица.
В тех случаях, когда юридическое лицо осуществляет несколько видов деятельности, лишение его лицензии на ведение какого-либо одного вида деятельности не может рассматриваться как основание для его ликвидации, если после аннулирования лицензии оно прекратило этот вид деятельности и не допускает неоднократных или грубых нарушений 3 кона или иных правовых актов.
При рассмотрении споров о ликвидации юридических лиц в связи с осуществлением ими подлежащей лицензированию деятельности после аннулирования лицензии следует иметь в виду, что в настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 25.09.98 "О лицензирований отдельных видов деятельности" в отношении ряда видов деятельности, том числе фармацевтической, действует порядок аннулирования лицензии, предусмотренный статьей 13 названного Закона, согласно которому лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего ее, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией.
2. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) вправе предъявить иск о ликвидации кредитной организации в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О банках и банковской деятельности".
Банк России обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации кредитной организации, у которой, была отозвана лицензия, на осуществление банковских операций.
Истец обосновал свои требования ссылкой на Закон Российский Федерации "О банках и банковской деятельности", наделяющий его правом лицензирования деятельности кредитных организаций и контроля за ее осуществлением. В соответствий с указанным Законом Банк России может отозвать лицензию у кредитной организации на осуществление банковских операций в связи с нарушением требований законодательства (статья 20). Банк России вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации кредитной организации, если в течение одного месяца с момента отзыва у нее лицензии не создана ликвидационная комиссия или в отношении организации не применяется процедура банкротства (статья. 23.1 Закона). Поскольку кредитная организация, у которой была отозвана лицензия, не приступила к процедуре ликвидации в установленный Законом срок, суд обоснованно признал требования Банка России правомерными и удовлетворил иск.
При разрешении подобных споров необходимо иметь в виду что установленный Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" порядок не распространяется на лицензирование тех видов деятельности, порядок лицензирования которых определен вступившими в силу до дня вступления в силу названного Закона иными федеральными законами (пункт 3 статьи 19). К ним относится, в частности, порядок лицензирования деятельности кредитных организаций, предусмотренный Законом Российской Федерации "О банках и банковской деятельности", включая порядок отзыва лицензии.
3. Решение суда по иску о ликвидации юридического лица в связи с неоднократными нарушениями закона принимается судом с учётом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий.
Государственная налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, допустившего повторное нарушение Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин". Истец основывал свои требования на статье 6 названного Закона, предусматривающей при выявлений повторного нарушения предприятием его положений обязанность Налоговых органов обращаться в суд с иском о ликвидации данного юридического лица.
Суд, оценив характер, допущенных ответчиком нарушений; не признал их достаточным основанием для ликвидации юридического лица и в иске отказал. Им было принято во внимание и то обстоятельство, что ответчик является единственным торговым предприятием в населенном пункте, и ликвидация этого предприятия могла бы вызвать негативные последствия для проживающих там граждан.
Решение по данному делу вынесено судом в рамках предоставленных ему прав и мотивировано пунктом 2 статьи 61 Кодекса, согласно которому суд при рассмотрении иска о ликвидации юридического лица в связи с неоднократными нарушениями законодательства может, но не обязан принять решение о принудительной ликвидации юридического лица. В рассматриваемом случае судом дана правильная оценка фактическим обстоятельствам, при которых допущено нарушение, и возможным последствиям удовлетворения иска.
4. Неприведение в установленный срок акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью учредительных документов в соответствие с законом, регулирующим порядок создания и деятельности таких обществ, может являться основанием для их ликвидации.
Прокурор обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации акционерного общества, которое в нарушение пункта 3 статьи 94 Федерального закона "Об акционерных обществах" не привело до 1 июля 1097 года свой устав в соответствие с Законом.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что невыполнение требований законодательства о приведении обществом своих, учредительных документов в соответствие с законом в установленный, им срок является грубым нарушением законодательства, и по этим основаниям юридическое лицо (общество) может быть ликвидировано гласно решению арбитражного суда в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 61 Кодекса.
В подобных случаях арбитражному суду следует руководствоваться указаниями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного, Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.98 № 4/2 "О применении пункта 3 статьи 94 Федерального закона "Об акционерных обществах", согласно которому суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству может предложить обществу принять меры по устранению имеющихся в учредительных документах, расхождений с законом путем внесения в них необходимых изменений и дополнений с регистрацией их в установлен ном порядке (пункт 3 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд вправе также отложить рассмотрение назначенного к слушанию дела, предложив обществу устранить имеющиеся в учредительных документах расхождения с Законом не позднее установленного в определении суда срока (статья 120 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Если указания, суда, данные период подготовки дела к судебному разбирательству, либо определение об отложении рассмотрения дела не будут выполнены в установление судом срок, суд решает вопрос о ликвидации общества на основании пункта 2 статьи 61 Кодекса.
Аналогично следует подходить к рассмотрению соответствующих при поступлении на разрешение арбитражных судов исков о ликвидации обществ с ограниченной ответственностью на основании статьи Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"
5. В случае нарушения юридическим лицом требований закона иных правовых актов, которые могут быть устранены, суд вправе предложить ему принять меры по устранению этих нарушений.
Прокурор обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации акционерного общества в связи с нарушением им правил ведения реестра акционеров общества.
Суд первой инстанции иск удовлетворил. Апелляционная инстанция решение отменила, в удовлетворения иска отказала, признав, что допущенные обществом нарушения носили устранимый характер и не могли служить основанием для ликвидации общества.
Анализ материалов данного дела свидетельствовал о том, что нарушения, допущенные ответчиком, нельзя было расценивать как грубые, они носили устранимый характер. Доказательств причинения существенного ущерба правам и охраняемым законом интересам участников общества в деле не было.
При рассмотрении подобных дел судам следует исходить из соответствующих норм Кодекса и Федерального закона "Об акционерных обществах". Согласно названному Закону общество несет ответственность за надлежащее ведение и хранение реестра акционеров. Однако наличие в Законе такой ответственности не означает, что любое нарушение порядка ведения реестра акционеров может рассматриваться в качестве основания ликвидации общества.
Если нарушения, допущенные юридическим лицом, не являются грубыми и носят устранимый характер, суд вправе предложить акционерному обществу принять меры по устранению имеющихся нарушений, установив для этого необходимый срок, и лишь в случае невыполнения данных им указаний в установленный срок; может решить вопрос о ликвидации юридического лица на основании пункта 2 статьи 61 Кодекса.
6. Прокурор вправе заявить иск о признании недействительным акта государственного органа затрагивающего вопросы ликвидации юридического лица, если такой акт принят с нарушением требований законодательства.
Прокурор области обратился в арбитражный суд с иском к администрации муниципального органа о признании недействительным постановления главы администрации об исключении общества с ограниченной ответственностью из государственного реестра юридических лиц. В исковом заявлении имелась ссылка на принятие указанного постановления с нарушением установленного гражданским законодательством порядка ликвидации юридических лиц.
Требование о ликвидации общества рассматривалось арбитражным судом по иску налоговой инспекции и было удовлетворено. На основании данного решения администрация муниципального округа, проводившая в 1992 году государственную регистрацию общества, вынесла постановление об исключении общества из реестра юридических лиц до утверждения в установленном порядке ликвидационного баланса. В исковом заявлении прокурора указывалось, что на основании статьи 62 Кодекса во исполнение решения суда о ликвидации общества Должна была быть создана ликвидационная Комиссия, в обязанность которой входит размещение в органах печати публикации о ликвидации общества с указанием порядка и сроков заявления требований его кредиторами, составление я представление на утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов. Этого в нарушение закона не было сделано.
Арбитражный суд обоснованно призвал иск прокурора правомерным и удовлетворил его.
7. Наличие решения о добровольной ликвидации юридического лица не исключает возможности обращения в суд с иском о его принудительной ликвидации, если указанное решение не выполняется и имеются основания, предусмотренные пунктом 2 статьи 61 Кодекса.
Прокурор обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации хозяйственного общества в связи с осуществлением им деятельности с неоднократными и грубыми нарушениями закона. Суд установил факт, принятия общим собранием общества решения о его ликвидации и на этом основании отказал в удовлетворении иска. Указанное решение отменено апелляционной инстанцией.
В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Кодекса ликвидация юридического лица считается завершенной, а, юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Решение учредителей либо органа юридического; лица, уполномоченного на то учредительными документами, о его ликвидации является основанием для возбуждения процедуры ликвидации в порядке, установленном законом (статьи 62 - 63 Кодекса).
Из материалов дела следовало, что общим собранием участников общества было принято решение о ликвидации общества. Однако ликвидационная комиссия (ликвидатор) по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, не назначена, порядок и срок ликвидации не установлены. Ликвидация фактически не проведена.
В материалах дела имелись доказательства осуществления обществом деятельности с грубыми нарушениями законодательства, то есть наличия оснований для ликвидации юридического лица в принудительном порядке в соответствии с пунктом 2 статьи 61 Кодекса.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция правомерно удовлетворила иск прокурора о принудительной ликвидации общества.
8. Невыполнение решения учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица о добровольной его ликвидации не является основанием для возбуждения иска о принудительной ликвидации этого юридического лица, если в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения закона, или иных правовых актов.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридически лиц, обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации общества ограниченной ответственностью на том основании, что его участники, приняв решение о ликвидации, не назначили ликвидационную комиссию и не установили порядок и срок проведения ликвидации.
Суд правомерно отказал в удовлетворении иска, признав, что обстоятельства, послужившие основанием для предъявления исковых требований, нельзя отнести к случаям, предусмотренным пунктом 2 статьи 61 Кодекса. Доказательств осуществления обществом деятельности с нарушением требований законодательства не было.
Согласно пункту 3 статьи 61 Кодекса государственные органы или органы местного самоуправления вправе предъявлять требование о ликвидации юридического лица (если такое право им предоставлено законом) только по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 61 Кодекса. Принятие учредителями или органом юридического лица решения о добровольной его ликвидации без назначения ликвидационной комиссии и определения порядка проведения ликвидации не может быть отнесено к этим основаниям.
9. Обязанности по проведению ликвидации юридического лица не могут возлагаться арбитражным судом на государственный или муниципальный орган, по иску которого судом принято соответствующее решение.
Региональное отделение комиссии по рынку ценных бумаг обратилось в соответствии с подпунктом 19 статьи 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и пунктом 2 статьи 61 Кодекса в арбитражный суд с иском от имени названной комиссии о ликвидации акционерного общества, допустившего совершение сделок с грубым нарушением законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
Арбитражный суд, удовлетворив иск, возложил проведение ликвидации общества на истца.
Некоторые арбитражные суды при удовлетворении исков налоговых органов о ликвидации юридических лиц в связи с нарушениями налогового законодательства возлагали ее проведение на эти органы.
Действующее законодательство не предусматривает возможности возложения обязанностей по осуществлению ликвидации юридического лица на указанные государственные органы при обращении их в суд с такими исками. Соответствующие обязанности должны возлагаться на лица или органы, уполномоченные на то законом или учредительными документами юридического лица.
10. При наличии проверенных данных о фактическом прекращении юридическим лицом деятельности и отсутствии сведений о месте нахождения его органа и учредителей вопрос о ликвидации этого юридического лица должен решаться в соответствии со статьей 180 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В практике арбитражных судов возникли вопросы, связанные с разрешением споров о ликвидации юридических лиц в случаях, когда по данным государственного органа, заявляющего иск, соответствующее юридическое лицо не начинало своей деятельности после регистрации либо прекратило ее, вследствие чего не выполняет требования закона об уплате налогов, представлении отчетности и др. Фактическое местонахождение органов таких юридических лиц и их учредителей, как правило, неизвестно, а направляемые арбитражными судами определения о назначении дел к слушанию возвращаются почтовыми органами с отметкой об отсутствии адресата. Принимаемые в этих случаях решения арбитражных судов остаются неисполненными.
При поступлении в арбитражные суды подобных заявлений судам необходимо иметь в виду, что ликвидация юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность" осуществляется в соответствии со статьей 180 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы X этого Закона для проведения процедуры банкротства отсутствующего должника. Условия ликвидации юридических лиц, предусмотренные пунктом 2 статьи 61 Кодекса, в этих случаях не применяются.
В случае обращения уполномоченного органа с заявлением о банкротстве отсутствующего должника в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы X Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", от заявителя следует требовать представления доказательств, подтверждающих фактическое прекращение деятельности юридического лица и отсутствие его органов либо подразделений по адресу, указанному в документах о государственной регистрации этого юридического лица. Такими доказательствами могут быть, в частности, данные (справки) банков, в которых были открыты счета юридического лица, о закрытии счетов либо о том, что банковские операции по ним не проводились или не проводятся в течение последних 12 месяцев; сведения (документы) из государственной налоговой службы о неисполнении юридическим лицом обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; документальное подтверждение того, что органы юридического лица выбыли с последнего известного места их нахождения и новый их адрес неизвестен.
11. Об извещении органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, о принятом решении о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 62 Кодекса учредители (участники) юридического лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, для внесения им в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
В практике арбитражных судов возник вопрос о том, кто обязан направлять информацию о принятом решении о ликвидации юридического лица в случаях осуществления ликвидации принудительно, в судебном Порядке.
Указания, содержащиеся в пункте 1 статьи 62 Кодекса, относятся случаям, когда решения о ликвидации юридического лица принимав его учредителями (участниками) либо органом, уполномоченным на то учредительными документами, и не распространяются на судебные органы.
Вместе с тем с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного Контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, суда рекомендуется направлять в порядке Информации вынесенные решении о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию.
12. Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции.
В практике арбитражных судов возник вопрос о том, кто вправе писывать исковые заявления при обращении в суд и совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица, котором создана ликвидационная комиссия.
Пунктом 3 статьи 62 Кодекса установлено, что с момента назначен ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица; указанная комиссия наделена правом ступать в суде от имени ликвидируемого юридического лица.
Круг полномочий ликвидационной комиссии определен статьей Кодекса. Исходя из содержания указанных норм следует признать руководителем (председателем) ликвидационной комиссии право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав.
13. Вопрос о подведомственности арбитражному суду иска о ликвидации полного товарищества должен решаться с учетом времени его создания и приобретения таким товариществом статуса юридического лица.
Государственная налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о ликвидации полного товарищества в связи с осуществлением им деятельности с неоднократными и грубыми нарушениями закона.
Суд первой инстанции прекратил производство по делу, указав, что полное товарищество согласно учредительному договору не является юридическим лицом, в связи с чем оно не может быть ликвидировано.
Суд кассационной инстанции отменил определение и направил дело на новое рассмотрение, поскольку в силу пункта 2 статьи 6 Закона Российской федерации "О введении в действие части первой Гражданского кодекса. Российской Федерации" к полным товариществам, созданным до официального опубликования части первой Кодекса, применяются нормы главы 4 Кодекса о полном товариществе (статьи 69 - 81), их учредительные документы действуют в части, не противоречащей указанным нормам Кодекса, относящим полное товарищество к юридическим лицам.
Согласно пункту 3 статья 6 Закона Российской Федерации "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" учредительные документы полных товариществ, созданных до официального опубликования части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежали приведению в соответствие с нормами главы 4 Кодекса не позднее 1 июля 1995 года. Следовательно, споры о ликвидации полных товариществ, созданных до официального опубликования части первой Кодекса, подведомственны арбитражному суду.
Невыполнение требований о приведении учредительных документов в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации является нарушением законодательства, дающим основание для обращения в суд с иском о ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 61 Кодекса.
Исходя из этого, а также учитывая выявление Судом грубых нарушений закона в деятельности полного товарищества, созданного до официального опубликования части первой Кодекса, при новом рассмотрении дела суд удовлетворил иск, приняв решение о ликвидации этого товарищества.
В другом случае при рассмотрении иска о ликвидации полного товарищества арбитражный суд установил, что учредительный договор подписан участниками 25 декабря 1994 года, его регистрация как юридического лица в соответствии со статьей 81 Кодекса не проведена.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" со дня официального опубликования части первой. Кодекса коммерческие организации могут создаваться исключительно в тех организационно - правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 51 Кодекса юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации. Поскольку ответчик не был зарегистрирован в качестве юридического лица, то данный спор не подведомствен арбитражному суду.
14. Иск о ликвидации коммерческой организации в связи с осуществлением ею деятельности с неоднократными и грубыми нарушениями закона и иных правовых актов не подлежит рассмотрению, если решением арбитражного суда по ранее рассмотренному делу эта организации признана несостоятельной (банкротом).
При рассмотрении спора о ликвидации коммерческой организации связи с осуществлением ею деятельности с неоднократными и грубыми нарушениями закона арбитражный суд, установив, что стоимость имущества ответчика недостаточна для удовлетворения требований кредит ров, в удовлетворении иска отказал.
Апелляционная инстанция отменила решение и прекратила производство по делу.
Пунктом 4 статьи 6-1 Кодекса определено, что если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 Кодекса, то есть через процедуру банкротства.
Факт недостаточности имущества ответчика для удовлетворения требований кредиторов был установлен решением арбитражного суда по ранее рассмотренному делу. Этим решением ответчик признан несостоятельным (банкротом).
В этом случае иск о ликвидации юридического лица на основании пункта 2 статьи 61 Кодекса не подлежал рассмотрению, а возбужденное по этим основаниям дело должно было быть прекращено производством.
15. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемо без образования юридического лица, не применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации юридических лиц.
Государственная налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о прекращении предпринимательской деятельности гражданина Н., осуществлявшего ее без образования юридического лица. Иск был заявлен на основании статьи 6 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных рас четов с населением" и пункта 11 статьи 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР". Решением суда, оставленным в силе апелляционной инстанцией, в удовлетворении иска отказано.
Суд кассационной инстанции указанные судебные акты отменил принял постановление о прекращении предпринимательской деятельности гражданина Н.
Постановление суда кассационной инстанции мотивировано тем, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие деятельность юридических лиц, включая нормы о ликвидации юридического лица. В постановлении также отмечено, что положения статьи 6 Закона Российской рации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" относятся не только к юридически лицам, но и к гражданам - предпринимателям (статья 1 названного Закона). Факт неоднократного, нарушения ответчиком требований Закона материалами дела подтвержден.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, проверив в порядке надзора названные судебные акты, отменил их и производство по делу прекратил, исходя из следующего.
Согласно статье 23 Кодекса (пункт 3) к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Нормы Кодекса о ликвидации юридического лица не могут быть применены в отношении граждан - предпринимателей в силу особенностей их правового положения как субъектов предпринимательской деятельности. Эти особенности учтены в Законе РСФСР "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью" и в Положении о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 № 1482. В названных актах предусмотрены случаи и основания аннулирования свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве предпринимателей и прекращении в связи с этим их предпринимательской деятельности, проводившейся на основании соответствующих регистрационных свидетельств. Процедура ликвидации юридического лица (следующая за принятием решения о его ликвидации) здесь не применима.
На этом основании Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации признал, что подобные иски не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, а в случае возбуждения такого дела оно должно быть прекращено производствам на оДН России
ПИСЬМО
от 13 мая 1998 года № ГТ-05/905
О порядке обращения в арбитражный суд с заявлением о признании государственного унитарного предприятия несостоятельным (банкротом)
В связи с поступающими запросами 6 полномочиях Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению обращаться от имени государства как собственника имущества государственных унитарных предприятий в арбитражный суд с заявлением о признании государственного унитарного предприятия несостоятельным (банкротом) ФСДН России в соответствии с абзацем 9 пункта 2 статьи 25 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" разъясняет:
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2264 "О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий" ФСДН России представляет от имени государства интересы собственника при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) в отношении федеральных государственных предприятий, а также организаций, в капитале которых имеется доля (вклад) Российской Федерации.
Согласно пункту 2 названного Указа, ФСДН России уполномочь принимать обязательное для организации - должника решение о внесении такой организацией в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве), а также самостоятельно обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании этой организации банкротом, если организация не подает такое заявление на основании принятого ФСДН России решения.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О состоятельности (банкротстве)" правом на обращение в арбитражный заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязательств обладают должник, кредитор, прокурор, а также налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы случае неисполнения должником обязанности по уплате обязательных платежей.
Собственник имущества должника - унитарного, предприятия подает заявление о признании предприятия банкротом только в случае, если после принятия решения о ликвидации унитарного предприятия и до создания ликвидационной комиссии будет установлено, что стоимость имущества этого предприятия недостаточна для удовлетворения требований кредиторов (пункт 3 статьи 174 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). Так, ФСДН России от имени государства как собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия подает заявление о призвании такого предприятия банкротом после принятия решения о ликвидации должника - унитарного предприятия в соответствии с Положением о порядке принятия решения о добровольной ликвидации предприятий - должников (приложение к Постановлению Правительства Российской Федерации от 20.05.94 № 498) или в соответствии с разделом 3 Положения о порядке продажи государственных предприятий - должников, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 02-06.94 № 1114 "О продаже государственных предприятий - должников".
Кроме того, ФСДН России при рассмотрении арбитражным судом дел о несостоятельности (банкротстве) федеральных государственных унитарных предприятий вправе осуществлять полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия, предусмотренные статьей 31, пунктом 2 статьи 71, пунктом 1 статьи 118 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
ПРИЛОЖЕНИЕ
к письму
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
от 6 августа 1999 года № 43
Вопросы применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)1" в судебной практике
1. Подлежит ли рассмотрению в арбитражном суде заявление о признании банкротом индивидуального (семейного) частного предприятия?
Согласно пункту 5 статьи 186 Закона о банкротстве не могут быть признаны банкротами в порядке, предусмотренном этим Законом, унитарные предприятия, не основанные на государственной или муниципальной собственности, к которым применяются нормы о казенных предприятиях в соответствии с пунктом б статьи 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Индивидуальное (семейное) частное предприятие не может быть признано банкротом, так как к нему применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации об унитарных казенных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (пункт 5 статьи б названного Федерального закона, статьи 113 , 115 ГК РФ).
При поступлении в арбитражный суд заявления о признании индивидуального (семейного) частного предприятия банкротом арбитражный суд выносит определение об отказе в принятии указанного заявления.
2. Какие документы должны представляться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника?
Лица, обладающие Правом на подачу заявления о признании отсутствующего должника банкротом, обязаны приложить к названному заявлению документы, подтверждающие наличие обстоятельств, позволяющих отнести должника к отсутствующему, в частности документ органа связи о невозможности вручить должнику корреспонденцию, справку налоговой инспекции о непредставлении отчетной документации налоговым органам, доказательства фактического прекращения должником своей деятельности (статья 177 Закона о банкротстве).
В случае непредставления таких документов арбитражный суд возвращает указанное заявление на основания пункта 1 статьи 37 , статей 39 , 40 , пункта 1 статьи 43 Закона о банкротстве.