<< Пред. стр. 12 (из 19) След. >>
3. Возможно ли возвращение арбитражным судом заявления кредитора о признании должника банкротом, если кредитор до направления заявления в арбитражный суд не принимал мер к получению задолженности вне процедур банкротства согласно имеющимся исполнительным документам?В соответствии со статьей 43 Закона о банкротстве арбитражным судом возвращается заявление кредитора о признании должника банкротом, не соответствующее требованиям, предусмотренным статьями 32 - 40 этого Закона.
При наличии исполнительных документов для правильного рассмотрения дела о банкротстве необходимы сведения о том, не были ли произведены взыскания по этим документам в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Поэтому в соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона о банкротстве такие сведения кредитор обязан изложить в заявлении вместе с указанием подтверждающих их доказательств; Несоблюдение кредитором этой обязанности может быть признано основанием для возврата его заявления арбитражным судом.
Согласно пункту 1 статьи 37 Закона о банкротстве кредитор обязан приложить к заявлению документы, подтверждающие размер задолженности по обязательствам. Такими документами при наличии исполни тельных документов являются, в частности, постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, возвращении исполнительного документа взыскателю, об оконча исполнительного производства (статьи 9 , 26 , 27 Федерального "Об исполнительном производстве").
Непредставление кредитором указанных документов может являться основанием для возвращения арбитражным судом заявления о признании должника банкротом (при отсутствии доказательств, подтверждающих призвание должником требований кредитора).
4. Кому по делу о банкротстве банка принадлежит право требования к банку уплаты сумм налоговых платежей, списанных им со счета клиента, но не перечисленных в бюджет в связи с банкротством этого банка?
Согласно пункту 2 статьи 45 части первой Налогового кодекса Российской Федераций, введенной в действие с 1 января 1999 года, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Поэтому право требования к банку уплаты сумм налоговых плат списанных им со счета клиента, но не перечисленных в бюджет в связи с банкротством этого банка, принадлежит налоговым органам.
5. Вводится ли процедура наблюдения пи делам о банкротстве индивидуальных предпринимателей, в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств?
Анализ статей 23, 152, 167, 169 Закона о банкротстве позволяет сделать вывод о том, что по делам о банкротстве индивидуальных предпринимателей, в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств, процедура наблюдения не вводится.
6. Может ли быть восстановлен срок, установленный для предъявления кредиторами своих требований в целях участия в первом собрании кредиторов?
Согласно пункту 1 статьи 63 Закона о банкротстве в целях участия в первом собрании кредиторов кредиторы предъявляют свои требования к должнику в месячный срок с момента получения уведомления временного управляющего о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Данный срок не может быть восстановлен арбитражным судом. Кредиторы, не предъявившие свои требования в указанный срок, вправе в дальнейшем предъявить их к должнику в ходе внешнего управления и конкурсного производства.
7. Включаются ли неустойки (штрафы, пени), финансовые (экономические) санкции, в том числе установленные решениями: судов, в сумму требований при определении числа голосов конкурсных кредиторов, а также налоговых или иных уполномоченных органов?
В соответствии со статьями 2 , 4 Закона о банкротстве в сумму требований при определении числа голосов конкурсных кредиторов, а также налоговых или иных уполномоченных органов не включаются неустойки (штрафы, пени), финансовые (экономические) санкции, в том числе установленные решениями судов.
8. Может ли быть представителем работников должника лицо, уволенное из организации в связи с ее банкротством?
Интересы работников должника в арбитражном процессе представляет лицо ими уполномоченное. Представителем работников должника может быть лицо, являющееся работником этого должника, а также лицо, уволенное в связи с банкротством должника (статьи 2 , 31 , 34 Закона о банкротстве).
9. Какими правами обладает представитель работников должника в деле о банкротстве?
В соответствии со статьей 12 Закона о банкротстве представитель работников должника вправе участвовать во всех собраниях кредиторов, но не имеет права голоса. Поэтому арбитражные управляющие в случае созыва собрания кредиторов уведомляют представителя работников должника о месте и времени проведения собрания.
Закон о банкротстве не предусматривает возможности подачи представителем работников должника жалобы в арбитражный суд на решения, принимаемые собранием кредиторов, действия арбитражного управляющего, а также на решения, определения, постановления арбитражного суда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 , со статьей 12 Закона о банкротстве разногласия между арбитражным управляющим и представителем работников должника о составе и размере требований по оплате труда и выплате выходных пособий лицам, работающим по трудовым договорам (контрактам), рассматриваются арбитражным судом в деле о банкротстве.
10. Может ли арбитражный суд отклонить кандидатуру внешнего или конкурсного управляющего, предложенную собранием кредиторов?
Арбитражный суд вправе отклонить кандидатуру внешнего или конкурсного управляющего, предложенную собранием кредиторов, если она не соответствует требованиям статьи 19 Закона о банкротстве. В частности, основанием для отклонения может служить отсутствие у данного лица необходимых специальных знаний (пункт 1 статьи 19 Закона о банкротстве). В этом случае, если собранием кредиторов не предложено иной кандидатуры внешнего или конкурсного управляющего, арбитражный суд на основании пункта 5 статьи 71 .пункта 1 статьи 99 Закона о банкротстве назначает такого управляющего из числа кандидатур, предложенных лицами, участвующими в деле, или из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих, а если это невозможно - из числа кандидатур, предложенных государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению по запросу арбитражного суда.
11. Вправе ли арбитражный управляющий назначить заместителя арбитражного управляющего?
Согласно пункту 3 статьи 59 Закона о банкротстве в случае временной неспособности временного управляющего исполнять возложенные на, него обязанности арбитражный суд вправе назначить заместителя временного управляющего.
В соответствии со статьей 81 названного Закона комитет кредитор вправе принять решение о представлении арбитражному суду кандидатуры заместителя внешнего управляющего.
При этом кандидатуры заместителя временного управляющего и заместителя внешнего управляющего должны соответствовать требованиям, указанным в статье 19 Закона о банкротстве.
Закон о банкротстве не предусматривает возможности назначен заместителя арбитражного управляющего самим арбитражным управляющим.
12. Оценивает ли арбитражный суд необходимость и обоснованность расходов по оплате работ, произведенных соответствующими специалистами, привлеченными временным управляющим для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе?
Если временный управляющий привлекал для обеспечения осуществления своих полномочий (деятельности) на договорной основе иных лиц (специалистов, специализированные организации) с оплатой их деятельности (вознаграждения) за счет имущества должника (статьи 20 и 22 Закона о банкротстве), то в случае неоплаты руководителем должника работ, принятых временным управляющим, вопрос об их оплате решается арбитражным судом.
При рассмотрении заявления об оплате произведенных соответствующими специалистами работ арбитражный суд оценивает необходимость и обоснованность произведенных расходов и их размер. По результатам рассмотрения данного заявления арбитражный суд выносит определение, в котором указывает размер подлежащих выплате сумм, и выдает исполнительный лист на их взыскание.
13. Выдается ли исполнительный лист при удовлетворении арбитражным судом жалобы кредиторов о нарушении их прав и интересов?
При удовлетворении жалобы кредиторов о нарушении их прав и интересов исполнительный лист не выдается.
14. Достаточно ли вступившего в законную силу решения суда для отнесения размера денежных обязательств по требованиям кредиторов к установленному или необходимо также наличие исполнительного ли
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о банкротстве размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований, а также в иных случаях, предусмотренных этим Законом. Обязательного представления исполнительного листа Закон о банкротстве не предусматривает. Однако арбитражный управляющий вправе требовать исполнительный лист у кредитора для проверки произведенных удержаний и своевременности предъявления его к исполнению.
15. Что необходимо понимать под заявленными требованиями кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов?
В соответствии со статьей 51 Закона о банкротстве одним из оснований для принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом является удовлетворение заявленных в соответствующем деле о банкротстве должника требований кредиторов до принятия арбитражным судом решения по делу.
Под заявленными требованиями кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов понимаются требования, предъявленные к должнику в деле о банкротстве с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до принятия решения.
При рассмотрении дел о банкротстве кредитных организаций заявленными следует признавать также требования граждан - вкладчиков, по которым арбитражному управляющему представлены: исполнительные листы, в том числе при отсутствии заявлений самих граждан.
Требования, подтвержденные вступившими в законную силу решениями судов либо признанные должником, включаются временным (внешним) управляющим в реестр требований кредиторов при проведении наблюдения или внешнего управления и не подлежат повторному предъявлению при проведении соответственно процедур внешнего управления или конкурсного производства.
Не подтвержденные судебными решениями требования, которые были предъявлены в период наблюдения и в силу отсутствия возражений должника-были включены в реестр требований кредиторов, также не предъявляются повторно.
16. Распространяется ли мораторий на удовлетворение требований кредиторов в части внесения должником в бюджет сумм подоходного налога по заработной плате в случаях осуществления платежей в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 70 Закона о банкротстве?
В соответствии со статьей 24 части первой Налогового кодекса Российской Федерации при перечислении в бюджет сумм подоходного налога, удержанных с заработной платы работников, должник выступает в качестве налогового агента. Поэтому мораторий на удовлетворение требований кредиторов на случаи перечисления в бюджет сумм подоходного налога не распространяется.
17. Представляется ли план внешнего управления арбитражному суду на утверждение?
В соответствии с пунктом 4 статьи 83 Закона о банкротстве план внешнего управления утверждается собранием кредиторов. Арбитражный суд план внешнего управления не утверждает.
18. Представляется ли план конкурсного производства на утверждение арбитражному суду?
Обязательное составление плана конкурсного производства и утверждение его арбитражным судом Законом о банкротстве не установлено.
19. Какие меры могут применяться конкурсным управляющим в целях поиска, выявления и возврата имущества должника?
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 101 Закона о банкротстве конкурсный управляющий принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, в том числе путем предъявления исков о признании недействительными сделок, совершенных должником, а также совершения иных действий, предусмотренных законами и иными правовыми актами.
Конкурсный управляющий также вправе предъявить иски о признании указанных сделок недействительными, в том числе по основаниям; предусмотренным статьей 78 Закона о банкротстве.
Такие иски предъявляются арбитражными управляющими (внешними и конкурсными) в соответствии с подведомственностью и подсудностью, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
20. Возможно ли при наличии обстоятельств, предусмотренные статьей 180 Закона о банкротстве, проведение конкурсного производства по упрощенной процедуре банкротства, если решение арбитражного суда о признании должника банкротом, принятое до 01.03.08, не было реализовано из-за отсутствия кандидатуры конкурсного управляющего?
Если решение арбитражного суда о признании должника банкротом, принятое до 01.03.98, не было реализовано, в частности из-за отсутствия кандидатуры конкурсного управляющего, конкурсное производство при наличии обстоятельств, предусмотренных статьями 177 , 180 Закона о банкротстве, может быть проведено по упрощенной процедуре банкротства (параграф 2 главы X Закона о банкротстве). О переходе к упрощенной процедуре банкротства суд выносит определение.
21. Возможно ли отложение рассмотрения дела на срок более двух месяцев, установленных пунктом 2 статьи 47 Закона о банкротстве?
В исключительных случаях, когда проверку обстоятельств, связанных с платежеспособностью должника и возможностью ее восстановления, не удалось осуществить в срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 47 Закона о банкротстве, арбитражный суд, руководствуясь статьями 2, 120 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в целях принятия обоснованного решения вправе отложить рассмотрен" дела для дополнительного исследования доказательств.
22. Какие определения арбитражного суда по делу о банкротстве не подлежат обжалованию?
Согласно пункту 3 статьи 55 Закона о банкротстве определения арбитражного суда, не предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, могут быть обжалованы в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве.
Не подлежат обжалованию, в частности: определения об установлении размера денежных обязательств (статьи 46 , 63 , 75 , 114 , 160 8 кона о банкротстве); определения, вынесенные по результатам рассмотрения заявлений арбитражных управляющих и жалоб кредиторов, а также по разногласиям между арбитражным управляющим и представителем работников должника (статья 55); определение о сокращении или продлении срока внешнего управления на шесть месяцев (пункт 5 статьи 68); определение о продлении конкурсного производства в пределах шести месяцев (пункт 2 статьи 97); определение о завершении конкурсного производства (пункт 1 статьи 119 Закона о банкротстве).
Определения о принятии заявления о признании должника банкротом, введении процедуры наблюдения и назначении временного управляющего, содержащие указание на принятие мер по обеспечению требований кредиторов, могут быть обжалованы в части, касающейся мер по обеспечению требований кредиторов (пункт 3 статьи 41 , статья 44 Закона о банкротстве, статья 75 Арбитражного процессуального коде Российской Федерации).
23. Может ли быть обжаловано определение арбитражного суда об освобождении (отстранении) конкурсного управляющего от исполнения своих обязанностей?
Назначение конкурсного управляющего производится в порядке, предусмотренном для назначения внешнего управляющего (пункт 1 статьи 99 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 3 статьи 73 Закона о банкротстве определение об освобождении внешнего управляющего от исполнения обязанности внешнего управляющего может быть обжаловано. Следовательно, определение арбитражного суда об освобождении (отстранении) конкурсного управляющего от исполнения своих обязанностей также может быть обжаловано.
24. Обязательно ли извещение арбитражным судом всех Кредиторов о времени и месте рассмотрения жалобы кредитора о нарушении его прав и интересов?
О времени и месте рассмотрения в порядке, предусмотренном статьей 55 Закона о банкротстве, жалобы кредитора о нарушении его прав и интересов обязательно извещаются арбитражным судом арбитражный управляющий и кредитор, подавший жалобу. Арбитражный суд вправе известить о времени и месте рассмотрения указанной жалобы также других лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве (статьи 30 , 31 Закона о банкротстве).
25. Кому руководитель должника, отстраненный от должности определением арбитражного суда, вынесенным в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 44 Закона о банкротстве, направляет копию жалобы на названное определение?
Копия жалобы на определение арбитражного суда об отстранении руководителя от должности, вынесенное в порядке, предусмотренном, пунктом 3 статьи 44 Закона о банкротстве, поданной лицом, отстраненным от должности руководителя должника, направляется этим Лицом временному управляющему и лицам, заявившим ходатайство об отстранении руководителя от должности. Арбитражный суд обязательно извещает их о времени и месте рассмотрения жалобы. О времени и месте рассмотрения жалобы арбитражный суд вправе известить и других лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве (статьи 30, 31 Закона о банкротстве).
26. Вправе ли руководитель организации - должника подписать апелляционную (кассационную) жалобу должника на определение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции о введении внешнего управления, на решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции о признании должника банкротом?
Должник является лицом, участвующим в деле о банкротстве (статья 30 Закона о банкротстве). Поэтому в соответствии со статьями 146, 160, 161, 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, пунктом 3 статьи 68 Закона о банкротстве он вправе подать апелляционную (кассационную) жалобу на определение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции о введении внешнего управления и на решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции о признании должника банкротом.
Отстранение руководителя должника от должности при введении внешнего управления означает (с учетом содержания пункта 2 статьи 98 Закона о банкротстве) отстранение его от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом должника и не исключает права руководителя должника на подписание апелляционной (кассационной) жалобы должника на определение суда первой инстанции постановление суда апелляционной инстанции о введении внешнего управления. По указанным основаниям руководитель должника вправе подписать и апелляционную (кассационную) жалобу должника на решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции признании должника банкротом.
27. Вправе ли суд апелляционной инстанции рассмотреть по существу вопрос о назначении внешнего управляющего при отмене определения суда первой инстанции о назначении внешнего управляющего?
При отмене определения суда первой инстанции о назначении внешнего управляющего суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязав направить дело в суд первой инстанции для решения вопроса о назначении внешнего управляющего я порядке, предусмотренном статьями 71, 78 Закона о банкротстве.
38. Кто определяет порядок управления юридическим лицом, признанным банкротом решением арбитражного суда, после отмены такого решения судом кассационной инстанции с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции?
При отмене решения арбитражного суда о признании юридического лица банкротом и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции суд кассационной инстанции определяет органы управления должником - юридическим лицом на период до рассмотрения дела по существу.
Если отмененное решение о признании должника банкротом было принято после процедуры внешнего управления, суд, кассационной инстанции рассматривает вопрос о восстановлении полномочий внешнего управляющего.
Если решение о признании должника банкротом было принято непосредственно после процедуры наблюдения, суд кассационной инстанции при его отмены рассматривает вопрос о восстановлении полномочий временного управляющего и имевшихся НА день вынесения решения о признании должника банкротом полномочий органов управления должника.
29. Надо ли указывать в определении об утверждении мирового соглашения, заключенного в ходе конкурсного производства, на прекращение производства по делу о банкротстве?
Согласно пункту 1 статьи 120 Закона о банкротстве мировое соглашение может быть выключено на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве. Если мировое соглашение заключается в ходе, конкурсного производства, арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения (пункт 4 статьи 120 ЗАКОНА о банкротстве). В определении я соответствии с пунктом 7 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указывается о прекращен производства по делу. Такое определение может быть обжаловано.
30. Является ли основанием для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решения арбитражного суда о признании должника банкротом, если в ходе конкурсного производства будет установлена способность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей?
Установление в ходе конкурсного производства способности должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей может свидетельствовать о необоснованности вывода арбитражного суда о несостоятельности должника и не является основанием для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решения суда о признании должника банкротом. В указанном случае решение суда может быть пересмотрено в порядке надзора.
Если выявляются обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю, должнику и арбитражному суду, решение может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам, например в случае отмены решения суда об удовлетворении требований по иску основного (единственного) кредитора.
31. Вправе ли арбитражный суд с учетом особенностей банкротства градообразующих организаций продлить введенное им до 01.03.98 внешнее управление организацией, которая в соответствии с Законом о банкротстве является градообразующей?
Положение Закона о банкротстве в части, касающейся внешнего управления градообразующей организацией, по существу является новой процедурой банкротства, Не предусмотренной Законом Российской Федерации от 19.11.92 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий".
Поэтому применительно к пункту 2 статьи 187 Закона о банкротстве в случае, когда внешнее управление было введено до 01.03.98 в отношении организации, которая в соответствии с Законом о банкротстве является градообразующей, арбитражный суд по ходатайству органа местного самоуправления вправе продлить внешнее управление на срок не более одного года при условии представления плана финансового оздоровления градообразующей организации (пункты 1, 2 статьи 135). По ходатайству органа местного самоуправления или привлеченного к участию а деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при условии предоставления поручительства по обязательствам должника срок внешнего управления Градообразующей организацией Может быть продлен до 10 лет (пункт 3 статьи 135).
В определении арбитражного суда о продлении внешнего управления должно содержаться указание внешнему управляющему составить и представить арбитражному суду утвержденный собранием кредиторов новый план внешнего управления (Дополнения к плану) (статьи 82 и 83 Закона о банкротстве).
32. Как определяется (для установления признаков градообразующей организации) численность работников должника, имеющего филиалы, представительства и иные обособленные подразделения?
Для установления признаков градообразующей организации при определении численности работников должника, имеющего филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения юридического лица" учету подлежат работники должника (с членами их семей); постоянно проживающие в городе, поселке, другом населенном пункте места нахождения юридического лица (пункт 1 статьи 132 Закона о банкротстве).
При определении численности работников организаций, к которым подлежат применению правила о градообразующей организации, учитываются все, работающие независимо от места их проживания (пункт 2 статьи 132 Закона о банкротстве).
Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 28 июля 1899 года № С1-7/УП-848
О некоторых вопросах назначения арбитражных управляющих
Согласно пункту 2 статьи 19 , пункту 3 статьи 185 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), когда названным Законом не установлено иное, арбитражным управляющим с 1 марта 1999 г. может быть назначено лицо, имеющее лицензию, выданную государственным органом Российской Федерации по лам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
Несоблюдение указанного условия назначения арбитражного управляющего недопустимо и в случаях, если арбитражный суд, вынося определение о принятии заявления о признании должника банкротом, располагает сведениями о кандидатурах, отвечающих требованиям статьи 19 Закона о банкротстве.
Если кредиторами не предложено кандидатуры временного управляющего, отвечающей требованиям статьи 19 Закона о банкротстве, то временный управляющий назначается с учетом названных требований из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих. При отсутствии указанных лиц кандидат временного управляющего предлагается государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению по запросу арбитражного суда в недельный срок с момента получения указанного запроса (ст. 69 Закона о банкротстве).
Запрос направляется арбитражным судом непосредственно после вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.
Если территориальный государственный орган по финансовому оздоровлению и банкротству не направит арбитражному суду предложений по кандидатуре арбитражного управляющего, об этом следует информировать Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и для принятия мер - Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству. Кроме того, в необходимых случаях надо выносить частные определения в порядке, установленном статьей 141 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральная служба России
по финансовому оздоровлению и банкротству
ПРИКАЗ
от 18 сентября 2000 года № 301
О Зачислении и расходовании денежных средств, поступающих в качестве вознаграждения арбитражных управляющих
В целях обеспечения зачисления и расходования денежных средств, поступающих в соответствии с Федеральным законом от 08.01.98 № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в качестве вознаграждений арбитражных управляющих - сотрудников ФСФО России и ее территориальных органов, приказываю:
1. Установить, что денежные средства, поступающие в качестве вознаграждения арбитражных управляющих, назначенных из числа сотрудников ФСФО России и ее территориальных органов, направляются:
- при назначении арбитражным управляющим сотрудника ФСФО России: на внебюджетный счет центрального аппарата ФСФО Россия - 75%,
- на внебюджетный "чет территориального органа ФСФО России, на территории которого находится соответствующая организация должник, - 26%;
- при назначении арбитражным управляющим сотрудника территориального органа ФСФО России:
- на внебюджетный счет центрального аппарата ФСФО России - 25%,
- на внебюджетный счет территориального органа ФСФО России, сотрудник которого назначен арбитражным управляющим, - 76%.
2. Денежные средства, поступающие в качестве вознаграждения арбитражных управляющих, расходуются в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании Генерального разрешения Министерства финансов Российской Федерации на открытие счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя
Приложение 1
к распоряжению
ФСФО России
от 27 августа 1999 года № 23-р
ПОЛОЖЕНИЕ об осуществлении сотрудниками ФСФО России надзора за деятельностью арбитражных управляющих
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Положением лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.12.98 № 1544, и Положением о Федеральной службе России по дела о несостоятельности и финансовому оздоровлению, утвержденным становлением Правительства Российской Федерации от 01.06.98 № 537
2. Настоящее Положение определяет процедуру осуществления сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью физических лиц, имеющих лицензию на осуществление деятельности в качестве арбитражных управляющих (далее - арбитражные управляющие), порядок приостановления, аннулирования и отзыва лицензий арбитражных управляющих.
8. Надзор за деятельностью арбитражных управляющих осуществляется в целях обеспечения соблюдения арбитражными управляющими требований и условий лицензируемого вида деятельности при проведении процедур банкротства, а также повышения качества арбитражного управления.
II. Осуществление надзора
4. Надзор за деятельностью арбитражных управляющих осуществляется сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, ее территориальными органами (далее - лицензирующий орган) в порядке, установленном настоящим Положением.
5. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству:
- разрабатывает и утверждает требования, предъявляемые к физическим лицам, осуществляющим деятельность в качестве арбитражных управляющих;
- разрабатывает и утверждает методические указания по осуществлению территориальными органами надзорных функций;
- разрабатывает и утверждает методические рекомендации, типов формы отчетов и информационных документов арбитражных управляющих, применяющихся для целей надзора;
в соответствии с подведомственностью, предусмотренной пунктом настоящего Положения:
- проводит проверки деятельности арбитражных управляющих, рассматривает предоставленные материалы проверок;
- составляет по результатам проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
- принимает решения, предусмотренные п. 16 настоящего Положения
6. Территориальный орган Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в порядке, установленном Службой:
- проводит проверки материалов, представленных соискателями лицензий арбитражных управляющих;
- проводит экспертизы, отнесенные к компетенции лицензирующего органа, в том, числе о привлечением независимых экспертов;
- контролирует регистрацию лицензиатов в арбитражном суде;
- проводит проверки деятельности арбитражных управляющих на предмет соответствия осуществляемой им деятельности лицензионным требованиям и условиям;
- запрашивает у арбитражного управляющего необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;
- обращается в арбитражный суд о заявлением об аннулировании лицензии, в соответствии с подведомственностью, предусмотренной пунктом 13 настоящего Положения;
- передает материалы проверок в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству для принятия решений;
- составляет по результатам проверок акты (протоколы) с указанием конкретных, нарушений, готовит предложения о вынесении предупреждения арбитражному управляющему, приостановлении я возобновлении действия лицензии, отзыве и аннулировании лицензии;
- принимает решения, предусмотренные пунктом 13 настоящего Положения.
7. Лицензирующий орган в пределах своей компетенции осуществляет и иные полномочия по надзору за соблюдением арбитражными управляющими требований и условий лицензируемого вида деятельности при проведении процедур банкротства.
III. Формы надзора
8. Надзор за деятельностью арбитражных управляющих осуществляется в режимах:
- текущего контроля
- выборочных проверок.
9. Текущий контроль за деятельностью арбитражного управляющего предусматривает систематический анализ информации, содержащейся в формах текущей отчетности арбитражного управляющего, регулярно предоставляемой им в лицензирующий орган. Текущий контроль осуществляется в отношении всех дел о банкротстве организаций, находящихся в производстве арбитражных судей,
10. Выборочная проверка предусматривает проведение углубленного контроля деятельности арбитражного управляющего в деле о банкротстве конкретной организации.
Выборочная проверка может осуществляться:
- на основании поступивших жалоб и обращений лиц, участвующих в деле о банкротстве конкретной организации;
- в связи с обращениями федеральных органов исполнительной власти, курирующих деятельность организации в соответствующей сфере, в, также органов государственной власти соответствующего субъекта РФ;
- по представлению Российской гильдии профессиональных антикризисных управляющих;
- по инициативе лицензирующего органа.
11. Жалоба (обращение, представление) на действия арбитражного управляющего, подаваемая в лицензирующий орган, должна быть мотивированной, содержать описание известных заявителю фактов несоблюдения арбитражным управляющим требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности или допущенных им нарушений законодательства Российской Федерации, а также точные и полные данные о заявителе. К жалобе прилагаются заверенные копии всех имеющихся у заявителя документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в жалобе. К жалобе, поданной представителем, прилагается также доверенность, подтверждающая полномочия подписавшего ее лица.
Поданная жалоба на действия арбитражного управляющего рассматривается в соответствии с подведомственностью, предусмотренной пунктом 13 настоящего Положения.
12. Лицензирующий орган принимает к надзорному производству жалобу, поданную с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, и назначает выборочную проверку по обстоятельствам, изложенным в жалобе.
В решении о проведении выборочной проверки определяется сосав рабочей группы или орган, которому поручается проведение проверки, сроки ее проведения, указываются фамилия" имя, отчество лицензиата, категория, регистрационный номер и дата выдачи лицензии арбитражного управляющего, а также наименование и юридический адрес соответствующей организации - должника. Перечень вопросов, являющихся предметом выборочной проверки, определяется лицензирующим органом, принявшим решение о ее проведении.
IV. Порядок рассмотрения дал по выявленным нарушениям
13. Дела по фактам несоблюдения арбитражными управляющими требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности, выявленным в ходе проверок, рассматриваются:
- в отношении лиц, имеющих лицензию арбитражного управляющего первой категории - территориальными органами Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству;
- в отношении лиц, имеющих лицензию арбитражного управляющего второй категории - Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству, если решениями руководителя Службы не установлено иное;
- в отношении лиц, имеющих лицензию арбитражного управляющего третьей категории - Высшей экспертной комиссией при Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству.
Для рассмотрения дел по фактам несоблюдения арбитражными управляющими требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности, выявленным в ходе проверок, приказами руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству образуются специальные комиссии.
14. В 30-дневный срок со дня поступления материалов по результатам проведенной проверки соответствующая комиссия на своем заседании, должна рассмотреть дело по выявленным нарушениям и принять отношении арбитражного управляющего соответствующее решение.
15. К участию в заседании комиссии приглашается арбитражный управляющий, в отношении, которого рассматривается дело, заявитель жалобы, представитель группы (органа), осуществлявшего проверку, иные заинтересованные лица. Отсутствие кого-либо из указанных лиц на заседании комиссии не препятствует рассмотрению дела по существу при условии их надлежащего уведомления о дате, времени и месте проведения заседания комиссии.
16. По результатам рассмотрения дела на заседании комиссии могут быть приняты следующие решения:
- об отсутствии выявленных нарушений в действиях арбитражного управляющего;
- решение, обязывающее лицензиата устранить выявленные нарушения в установленные этим решением сроки;
- о вынесении предупреждения лицензиату;
- о приостановлении действия лицензии арбитражного управляющего;
- о возобновлении действия ранее приостановленной лицензии арбитражного управляющего;
- о приостановлении действия лицензии арбитражного управляющего и подаче заявления в арбитражный суд об аннулировании лицензии;
- об отзыве лицензии арбитражного управляющего.
17. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов, от общего числа членов комиссии. Передача членом комиссии своего права голоса иному лицу не допускается.
Член комиссии, не согласный с принятым решением, имеет право в письменном виде изложить свое особое мнение и приобщить его к протоколу заседания комиссии.
18. Решение комиссии по рассмотренному делу, содержащее соответствующее обоснование, оформляется в виде протокола (выписки из протокола) заседания комиссии, подписываемого председателем и секретарем комиссии, утверждается руководителем Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству или ее территориального органа и заверяется соответствующей печатью.
Протокол (выписка из протокола) заседания комиссии по рассмотренному делу должен быть оформлен в день принятия соответствующего решения.
19. Протокол заседания комиссии является основанием для осуществления лицензирующим органом всех последующих действий" вытекающих из принятого решения.
20. Решение соответствующей комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию.
Решение Высшей экспертной комиссии при Федеральной службе, России по финансовому оздоровлению и банкротству может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
21. Результаты рассмотрения дел по фактам несоблюдения арбитражными управляющими требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности, выявленным в ходе проверок, публикуются в официальном издании Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству.
V. Решение об устранении выявленных нарушений
22. Решение, обязывающее лицензиата устранить выявленные нарушения в установленные этим решением сроки, может быть вынесено в случаях:
- несоблюдения арбитражным управляющим требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности, если установленные нарушения могут быть устранены;
- предоставления лицензирующему органу неточных, неполных и (или) недостоверных данных и информации, либо фактов непредставления лицензирующему органу информации и документов в установленные сроки.
23. На основании принятого решения об устранении выявленных нарушений в адрес лицензиата выносится предписание, содержащее точное определение выявленных нарушений, установленные сроки их устранения, а также уведомление о последствиях неисполнения данного решения. Предписание доводится до лицензиата лично под роспись либо почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
24. Арбитражный управляющий обязан устранить выявленные в действиях нарушения в срок, установленный соответствующим решением.
Отчет и документальные доказательства устранение выявленных нарушений должны быть представлены арбитражным управляющим в лицензирующий орган, принявший соответствующее решение, не позднее одной недели с момента истечения установленного срока исполнении итого решений.
VI. Вынесение предупреждения лицензиату
26. Арбитражному управляющему может быть вынесено предупреждение в случаях:
- несоблюдения арбитражным управляющим требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности, если возможность устранения установленных нарушений утрачена и (или) они могут повлечь за собой ущемление прав и законных интересов должника или его кредиторов" а также государственных интересов;
- недобросовестных, ненадлежащих или заведомо неэффективных действий арбитражного управляющего, если они могут повлечь за собой ущемление прав и законных интересов должника и его кредиторов, а также государственных интересов;
- представления лицензирующему органу неточных, неполных и (или) недостоверных данных и информации, либо непредставления лицензирующему органу информации и документов в установленные сроки.
26. Одновременно с предупреждением в адрес лицензиата может быть вынесено предписание об устранений выявленных нарушений, оформляемое в порядке, предусмотренном пунктом 28 настоящего Положения. Вынесенное предупреждение доводится до лицензиата лично подпись либо почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
27. В случае, если одновременно с предупреждением арбитражному управляющему было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, оно должно быть исполнено в порядке, предусмотренном пунктом 24 настоящего Положения.
VII. Приостановление действия лицензии арбитражного управляющего; возобновление действий ранее приостановленной лицензии
28. Решение о приостановлении действия лицензии арбитражного управляющего может быть принято в случаях:
- неоднократного или грубого нарушения арбитражным управляющим требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности;
- систематических недобросовестных, некомпетентных или неэффективных действий арбитражного управляющего, приводящих к ущемлению прав и законных интересов должника и его кредиторов, а также государственных интересов;
- невыполнения лицензиатом решений и предписаний лицензирующего органа;
- обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;
- прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или приостановления государственными органами деятельности этого физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- передачи лицензии другому лицу;
- необоснованного неоднократного отказа лицензиата от назначения его арбитражным управляющим;
- невыполнения лицензиатом предписаний и решений государственных органов, вынесенных в его адрес в соответствии с компетенцией этих органов, установленной законодательством Российской Федерации.
29. В решении о приостановлении действия лицензии устанавливается срок, в течение которого лицензиат обязан устранить обстоятельства, повлекшие за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шести месяцев.
30. При вынесении решения о приостановлении действия лицензии арбитражного управляющего лицензирующий орган рассматривает вопрос о Наличии оснований для аннулирования или отзыва лицензии и принимает по нему соответствующее решение.
31. Решение о приостановлении действия лицензии в 3-дневный срок доводится до лицензиата лично под роспись либо почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также направляется в установленном порядке в арбитражные суды, в которых зарегистрирован лицензиат, и суды, в соответствии с решениями которых он исполнял обязанности арбитражного управляющего в момент вынесения решения о приостановлении действия его лицензии.
32. В случае, устранения лицензиатом обстоятельств, послуживших основанием для приостановления действия лицензии, принимается решение о возобновлении ее действия.
Вопрос о возобновлении действия лицензии арбитражного управляющего рассматривается на основании заявления, поданного лицом, действие лицензии которого, было ранее приостановлено. К заявлению прилагается отчет о мерах, предпринятых заявителем в целях устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления действия его лицензии, а также документальные подтверждения изложенных в отчете фактов.
В порядке подготовки к рассмотрению вопроса по существу лицензирующий орган проводит проверку фактов, содержащихся в заявлении и отчете.
33. Право арбитражного управляющего, действие лицензии которого было ранее приостановлено, на осуществление лицензируемого вида деятельности восстанавливается со дня принятия решения о возобновлении действия его лицензии.
VIII. Аннулирование и отзыв лицензии
34. Решение о приостановлении действия лицензии арбитражного управляющего и подаче заявления об аннулировании лицензии в арбитражный суд может быть принято в случаях: .
- обнаружения недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
- неоднократного или грубого нарушения лицензиатом требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности;
- незаконности решения о выдаче лицензии;
- если в течение срока, установленного лицензирующим органом для устранения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии арбитражного управляющего, лицензиат не представил заявления о возобновлении действия его лицензии в связи с устранением указанных обстоятельств.
35. Решение об аннулировании лицензии арбитражного управляющего принимается лицензионным органом самостоятельно в случае, если лицензиат в течение трех месяцев со дня выдачи ему лицензии не уплатил лицензионный сбор.
36. Решение об отзыве лицензии арбитражного управляющего может быть вынесено в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), которое повлекло убытки для должника или его кредиторов.
37. Решение об аннулировании и отзыве лицензии арбитражного управляющего в 3-дневный срок доводится до лицензиата лично под роспись либо почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также направляется в установленном порядке в арбитражные суды, в которых зарегистрирован лицензиат, и суды, в соответствии с решениями которых он исполнял обязанности арбитражного управляющего на момент вынесения решения об аннулировании (отзыве) его лицензии.
IX. Последствия принятия решений по результатам рассмотрения дел о выявленных нарушениях в действиях арбитражных управляющих
38. Приостановление действия лицензии, аннулирование или отзыв лицензии влечет прекращение права на осуществление лицензируемого вида деятельности. В атом случае лицензия подлежит возврату лицензирующему органу в 10-дневный срок со дня принятия соответствующего решения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Формы отчетности арбитражных управляющих и порядок ее представления
Текущая отчетность арбитражного управляющего представляется в территориальный орган ФСФО России, действующий на территории субъекта РФ, где расположена организация т должник.
Текущая отчетность временного управляющего
Документы и информация Сроки представления 1. Акты арбитражного суда, а также утвержденные этими актами документы.
В недельный срок со дня принятия решений арбитражным судом 2. Отчет о результатах периода наблюдения (приложение 2.2). Не позднее одной недели до даты проведения первого собрания кредиторов. 3. Протопопы собраний кредиторов, а также утверждённые этими собраниями документы. В недельный срок со дня проведения собраний кредиторов.
Текущая отчетность внешнего управляющего
Документы и информация Сроки представления 1. Акты арбитражного суда, а также утвержденные этими актами документы. В недельный срок со дня принят" решений арбитражным судом. 2. Протоколы собраний, кредиторов, а также утвержденные этими собраниями документы. В недельный срок со дня проведения собраний кредиторов. 3. Финансовый план проведения процедуры внешнего управления (приложение 2.3). В недельный срок со дня утверждения плана внешнего управления. 4. Информация о ходе внешнего управления (приложений 2.4). По истечении каждого квартала с даты введения процедуры внешнего управления. 5. Отчет внешнего управляющего по итогам внешнего управления (ст. 90 ФЗ "О несостоятельности (банкротств)"). Не позднее двух недель до даты проведения собрания с кредиторов. 6. Информация о расчетах с кредиторами. Не позднее одной недели со дня истечения остановленного срока окончания расчетов с кредиторами.
Текущая отчетность конкурсного управляющего
Документы и информация Сроки представления 1. Акты арбитражного суда, а также утвержденные этими актами документы. И недельный срок со дня принятия решений арбитражным судом. 2. Протокол собраний кредиторов, а также утвержденные этими собраниями документы. В недельный срок со дня проведения собраний кредиторов. 3 . Реестр требований кредиторов. В недельный срок со дня закрытия реестра требований кредиторов. 4. Финансовый пиан проведения процедуры конкурсного производства (приложение 2.5). В недельный срок со дня закрытия реестра требовании кредиторов. 5. Информация о ходе конкурсного производства (приложение 2.6). По истечении каждого квартала с даты введения процедуры конкурсного производства 6, Отчет конкурсного управляющего по итогам конкурсного производства (ст. 117 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Не позднее двух недель до даты рассмотрения отчете судом.
При проведении процедур банкротства в отношении крупных, экономически или социально значимых организаций, предприятий оборонного комплекса, приватизация которых запрещена, л также акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуга), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства (пункт 1 распоряжения Правительства РФ от 10.07.99 № 1100-р), в ФОФО России представляются проекты мирового соглашения, планов проведения процедур внешнего управления или конкурсного производства, не позднее двух недель до даты рассмотрения соответствующих документов собраниями кредиторов этих организаций.
Текущая отчетность, представляемая арбитражным управляющим в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству, должна сопровождаться титульным листом, форма которого 'приведена в приложении 2.1. Все документы должны быть подписаны и (или) надлежащим образом заверены.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.1
Территориальный орган
Федеральной службы Россия
по финансовому оздоровлению
и банкротству
Информация арбитражного управляющего
Ф.И.О. арбитражного управляющего Категория лицензии Регистрационный номер, дата выдачи лицензии Наименование арбитражного суда, номер дела, дата решения о назначении управляющего Дата представления документов
ПО ДЕЛУ О БАНКРОТСТВЕ ОРГАНИЗАЦИИ - ДОЛЖНИКА
Полное наименование организации - должника с указанием организационно - правовой формы Юридический адрес Код ИНН
Приложения:
1. <наименование документа>, <кол-во стр.>,
... .
n. <наименование документа>, <кол-во стр.>.
Арбитражный управляющий ___________________________
(подпись, печать)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.2
Отчет о результатах процедуры наблюдения
Код ИНН
Учетная карта организация
Полное наименование организации с указанием организационно - правовой формы Юридический адрес Номер регистрационного свидетельства Дата регистрации Место государственной регистрации Почтовый адрес Телефон организации Факс организации Адрес электронной почты Ф.И.О. руководителя организации Ф.И.О. главного бухгалтера Код ОКОНХ (отрасль) Код ОКДП (вид деятельности) Код КФС (форма собственности) Код СОАТО (местонахождение) Код КОПФ (организационно - правовая форма) Код СООГУ (орган управления) Размер уставного капитала Доля государства в уставном капитале Принадлежность к категориям организаций, определенных пунктом 1 распоряжения Правительства РФ от 10.07.99 № 1100-р Принадлежность к холдинговым структурам (материнская, дочерняя) Численность работников
Ход процедуры наблюдения
1. Дата назначения арбитражного управляющего: "___" ____________ ___ г.
2. Дата проведения первого собрания кредиторов: "___" ____________ ___ г.
3. Дата рассмотрения дели о банкротстве в суде: "___" ____________ ___ г.
4. Уведомление кредиторов о возбуждении дела о банкротстве:
начато: "___" ____________ ___ г.
закончено: "___" ____________ ___ г.
5. Анализ финансового состояния должника
начат: "___" ____________ ___ г.
закончен: "___" ____________ ___ г.
6. Уведомление кредиторов о проведении первого собрания кредиторов
начато: "___" ____________ ___ г.
закончено: "___" ____________ ___ г.
Требования кредиторов
7. На дату составления Отчета:
подтупило ___________ требований кредиторов ни сумму ___________ руб.,
из них:
признано _________ требований кредиторов на сумму ______________ руб.,
направлено ________ возражений кредиторов на сумму ____________ руб.,
по результатам рассмотрения которых арбитражным судом:
подтверждено __________ требований на сумму _____________ руб.,
отклонено __________ требований на сумму ____________ руб.,
на рассмотрении в суде ___________ требований на сумму __________ руб.
8. Размер требований кредиторов на "___" ____________ ___ г. (дата составления отчета)
Требований кредиторов Предъявлено Учтено в реестр кол-во сумма (руб.) кол-во сумма (руб.) Первая очередь Вторая очередь Третья очередь Четвертая очередь Пятая очередь в т.ч. основной долг и проценты в т.ч. пеня и санкции Всего требований кредиторов
Результаты анализа финансового состояния должника
9. Установлено ___________________ (наличие, отсутствие) признаков фиктивного банкротства.
10. Установлено ___________________ (наличие, отсутствие) признаков преднамеренного банкротства.
11. Установлена ___________________________________ (возможность, невозможность) восстановления платежеспособности организации - должника.
12. Сведения об активах должника, их структуре, стоимости и ликвидности (укрупнено, по основным видам активов):
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Результаты анализа дебиторской задолженности (указываются дебиторы, задолженность которых перед организацией - должником составляет не менее 1% от общей суммы дебиторской задолженности).
Наименование дебитора Задолженность (руб.) Доля в общей задолженности Вероятность получения 1. 2. ... n. Итого Всего дебиторской задолженности 100% -
Иные действия арбитражного управляющего
14. Согласование сделок, совершаемых органами управления должника:
15. Согласование решений органов управления должника: