<< Пред. стр. 6 (из 6) След. >>
Теоретическое обоснование подхода сторонников усиления либерализации экономики состоит в следующем.1. В случае увеличение доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет, происходит увеличение государственных доходов и расходов и, следовательно, возрастает налоговое бремя частного сектора, что приводит к подавлению деловой активности и, в конечном итоге, снижает экономический рост.
2. Увеличение доли государственных расходов в ВВП, при прочих равных условиях, снижает эффективность экономики, так как государственный сектор распоряжается своими ресурсами менее эффективно, чем частный.
3. Рост государственных расходов порождает дефицит государственного бюджета, приводит к росту государственного долга. Обслуживание растущего государственного долга отвлекает ресурсы национальной экономики от инвестирования, что подрывает основы экономического роста.
Позиция другой части экономистов сводится к тому, что государство должно резко усилить свое влияние на экономику. Видными представителями этого подхода являются известный российский экономист Константин Вальтух [26] и Сергей Глазьев [27].
Наиболее существенные предложения К. Вальтуха по совершенствованию экономической политики сводятся к следующему [26].
1. Необходимо значительно усилить централизованное управление государственными предприятиями и компаниями, где государство имеет контрольный пакет акций. Цель - налаживание хозяйственных связей, лучшее использование производственных мощностей.
2. Требуется ввести жесткое регулирование заработной платы независимо от форм собственности. Цель - мобилизовать денежные ресурсы для финансирования инвестиций.
3. Введение жесткого регулирования цен на производимую продукцию. Основная цель - борьба с инфляцией.
4. Введение всеобъемлющего государственного контроля над внешнеэкономическими связями. Цель - предотвращение незаконного экспорта и незаконного вывоза капитала.
5. Возродить всеобщее государственное регулирование финансового сектора экономики. Цель - недопущение антисоциальных финансовых операций, мобилизация финансовых ресурсов для осуществления капитальных вложений.
6. Необходимо осуществлять разработку конкретных государственных программ развития экономики и организовывать их практическую реализацию.
В целом реализация предложенных К. Вальтухом мер весьма близко подведет российскую экономическую систему к экономике командного типа со всеми вытекающими отсюда последствиями, которые в течение десятилетий наблюдались в странах так называемого коммунистического блока. Например, контроль над заработной платой и ценами, будучи введенными на достаточно длительный период времени, приведут к появлению дефицита товаров и рабочей силы, что неоднократно было доказано опытом других стран.
Совершенствование экономической политики
как фактор ускорения экономического развития
Совершенствование экономической политики должно привести к конечной цели - существенному повышению уровня жизни населения России на основе экономического роста. Достижение этой цели, рассматриваемое с позиций среднесрочного и долгосрочного экономического развития, невозможно без значительного роста инвестиций в российскую экономику.
Дальнейший рост инвестиций в российскую экономику должен быть обеспечен посредством использования всего спектра инструментов экономической политики.13
Поддержание невысокой для экономики переходного типа инфляции (5 % - 10 % в год) будет являться фактором, способствующим росту инвестиций, и возможно лишь в условиях проведения достаточно жесткой монетарной политики. . Снижение реальной нормы процента должно быть обеспечено дальнейшим последовательным уменьшением ставки рефинансирования и процентов по государственным долговым обязательствам. Доходность по государственным долговым обязательствам должна быть ниже прибыльности вложений в развитие производства товаров и услуг. Это будет содействовать направлению финансовых ресурсов в развитие производства.
Фискальные методы стимулирования инвестиций должны включать: 1) реальное налоговое льготирование предприятий и финансовых институтов, осуществляющих инвестиции в основной капитал или кредитующих инвестиционный процесс (например, инвестиционные налоговые скидки); 2) выдачу льготных государственных инвестиционных кредитов на основе проведения открытых конкурсов; 3) разработку и реализацию государственных инвестиционных программ в отраслях, определяющих научно - технический прогресс (космос, оборона и т.д.) и обеспечивающих развитие инфраструктуры.
В ряде случаев государственные инвестиции должны сочетаться с инвестициями частного сектора экономики.
"Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г." [19 и План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 годы [20] предусматривают следуюшие направления совершенствования экономической политики.
Совершенствование налоговой системы
В рамках осуществления реформы налоговой системы должны быть достигнуты следующие глобальные цели ([19], [20]).
1. Улучшение инвестиционного климата и создание условий для достижения сбалансированности государственного бюджета.
2. Повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет:
- выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего за счет отмены имеющихся необоснованных льгот и исключений);
- отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов и сборов (прежде всего так называемых "оборотных" налогов);
- улучшения налогового администрирования и повышения уровня собираемости налогов за счет включения в налоговое законодательство дополнительных механизмов и инструментов налогового контроля;
- сокращения числа контролирующих органов за счет объединения Налоговой службы, Налоговой полиции, Службы валютного контроля, подразделений государственных внебюджетных фондов, ответственных за сбор платежей;
- упрощения и ускорения процедур обжалования решений и действий налоговых органов (в том числе за счет создания специализированных коллегий по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах).
3. Упрощение налоговой системы за счет:
- установления закрытого перечня налогов и сборов;
- сокращения числа налогов и сборов;
- максимальной унификация налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка их уплаты.
4. Обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы. Налоговая реформа должна проводиться в несколько этапов и занять 4 - 5 лет. Причем часть предлагаемых преобразований уже реализована в 2000 г., в том числе в связи с принятием второй части Налогового кодекса. В связи с этим бюджет на 2001 год отчасти основывается на новой налоговой системе. Например, с 2001 г. введена единая ставка подоходного налога с физических лиц , равная 13% независимо от уровня получаемого дохода.
Совершенствование инструментов кредитно - денежной политики
Для обеспечения устойчивого экономического роста предлагается, в частности, обеспечить развитие системы инструментов денежно-кредитной политики по следующим направлениям ([19], [20]).
1. Необходимо обеспечить доступ к операциям по рефинансированию и депозитным операциям Банка России кредитным организациям других регионов (кроме банков Москвы и г. Санкт-Петербурга). Основным препятствием являются вопросы технического обеспечения. По мере развития единой телекоммуникационной системы и системы расчетов Банка России процедура предоставления банкам кредитов должна быть автоматизирована посредством создание программных комплексов по кредитным операциям и перехода на электронный документооборот между всеми участниками процесса кредитования. Это позволит банкам повысить оперативность и эффективность управления своей ликвидностью, снизить системные и внесистемные риски, а для банковской системы будет способствовать обеспечению бесперебойного функционирования системы безналичных расчетов и в значительной степени решению проблемы неплатежей.
2. Целесообразно дальнейшее расширения круга активов, которые могли бы использоваться в качестве обеспечения при предоставлении кредитов банкам со стороны Банка России. В качестве одной из таких мер рассматривается возможность предоставления Банком России кредитов, обеспеченных залогом векселей финансово устойчивых и платежеспособных предприятий, прав требований по кредитам, закладных ценных бумаг и поручительствами.
3. Необходимо создать условия для возобновления операций на рынке государственных ценных бумаг, но проводить операции с ними не для поддержания доходности или ликвидности этого рынка, а в целях регулирования ликвидности банковской системы. Позитивным фактором для рынка может стать размещение небольших объемов ГКО, выпускаемых в целях финансирования кассовых разрывов бюджета, которые традиционно рассматриваются инвесторами как инструмент, более привлекательный по сравнению с купонными облигациями.
Библиография к разделу 4
1. Суслов Н.И. Структурные проблемы российской экономики // Проблемы, успехи и трудности переходной экономики. М.: "Транспечать", 2000.
2. Тагаева Т.О. Макроэкономические проблемы перехода от централизованной экономики к экономике рыночного типа. Новосибирск: НГУ, 2002.
3. Линвуд Т. Гайгер. Макроэкономическая теория и переходная экономика. М.: "Инфра-М", 1996.
4. Ханин Г.И. Советский экономический рост: анализ западных оценок. Новосибирск: "ЭКОР". 1993.
5. Селиверстова Н.Н. Промышленные мощности: современный уровень и прогноз на перспективу // ЭКО, 1996, N 4.
6. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М., Госкомстат России, 1999.
7. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. М., Госкомстат России, 1994.
8. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2002.
9. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1997.
10. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. М.; Госкомстат России, 1999.
11. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1995.
12. Сайт Госкомстата России: www.gks.ru/scripts/free.
13. Сайт Госкомстата России: www.gks.ru/scripts/reg1.
14.Статистическое обозрение. Ежеквартальный журнал. № 2 (33) - 2000.
15. Ивантер А. Пробуждение. Добро пожаловать в экономику роста. Эксперт. № 1-2 (262), 2001 г., с.16 - 19.
16. M. Friedman, A. Schwartz. A Monetary History of The United States, 1867 - 1960. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1963.
17. M. Friedman, A. Schwartz. Monetary trends in the United States and the United Kingdom. Chicago: University of Chicago Press, 1982.
18. Баранов А.О., Гильмундинов В.М., Павлов В.Н. Прогноз развития экономики России на период 2001 - 2005 гг. с использованием динамической межотраслевой модели с бюджетным и монетарным блоком. Препринт. Новосибирск, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 2000.
19. "Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г." Проект. Фонд "Центр стратегических разработок". 2000 г. Сайт http://www.commersant.ru/docs/strat1.htm.
20. План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 годы. Российская газета. 5 августа 2000 г., с. 5, 7.
21. Деньги и кредит. № 7. 1995.
22. Сайт Министерства финансов Российской Федерации http://mac.www.minfin.ru/budjet/budjet99.htm
23. Илларионов А. Лекарство от спада. Известия. 19.09.1996 г.
24. Илларионов А. Экономическая свобода и благосостояние народов. Вопросы экономики. № 4. 2000 г.
25. Ясин Е., Алексашенко С., Гавриленков Е., Дворкович А. Реализация либеральной стратегии при существующих экономических ограничениях. Вопросы экономики. № 7, 2000 г.
26. Вальтух К.К. Стратегия возрождения. ЭКО. № 7 - 8. 1996 г.
27. Глазьев С. Грядет ли новый финансовый кризис в России? Вопросы экономики. №6, 2000 г.
28. Ивантер А., Кириченко Н. Пять экономических задачек. Эксперт. № 1 - 2 (262). 2001 г., с. 46 - 50.
29. "What Washington Means by Policy Reform". In John Williamson, Ed., Latin American Adjustment: How Much Has Happened? - Washington: Institute for International Economics, 1990.
30. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики пост коммунистической России (1991-1997). М.: ИЭПП, 1998.
1 В модели Солоу предполагается, что население равно численности занятых.
2 Данные об экспорте и импорте в российской статистике приводятся в долл. США. В рубли эти показатели были пересчитаны по среднегодовому курсу рубля к доллару в 2000 г.
3 Посчитано на основе данных Госкомстата РФ: [3, с. 36, 637, 657].
4 Подробнее о понятиях внутренней и внешней сбалансированности см. пункт 2.4 настоящего раздела.
5 Под совместимой во времени политикой понимаются такие действия правительства, когда оно оптимизирует свои решения в каждый момент времени.
6 Валовой общественный продукт представляет собой показатель, рассчитывавшийся в социалистических странах в рамках методологии баланса народного хозяйства и представлявший собой валовой выпуск, рассчитывавшийся только для отраслей для материального производства.
7 Термин "вашингтонский консенсус" был введен американским экономистом Джоном Уильямсоном [29].
8 Коэффициент насыщенности розничной торговли равен отношению количества городов, в которых во время обследования товар был в наличии, к общему числу обследуемых городов.
9 Анализ экономического развития России в 90 - е годы см. также в статье Александра Ивантера "Пробуждение. Добро пожаловать в экономику роста" ([9]).
10 Операция РЕПО фактически представляет собой предоставление краткосрочного кредита под залог ценных бумаг, в том числе государственных ценных бумаг. Операция обратного РЕПО - выкуп заложенных ценных бумаг на определенных условиях.
11 В данной работе мы, естественно, не претендуем на исчерпывающее описание этого сложнейшего вопроса, а лишь останавливаемся на некоторых важнейших его аспектах.
12 В 2000 г. Андрей Илларионов был назначен экономическим советником Президента Российской Федерации.
13 Предложения по совершенствованию экономической политики в России, направленные на закрепление тенденций роста экономики см. также в статье Александра Ивантера и Никиты Кириченко "Пять экономических задачек" ([22]).
??
??
??
??
13
<< Пред. стр. 6 (из 6) След. >>