<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  4) ликвидации жилищного кооператива;
  5) смерти гражданина, являющегося членом жилищного кооператива.
  Заявление члена жилищного кооператива о добровольном выходе из жилищного кооператива рассматривается в порядке, предусмотренном уставом жилищного кооператива. Член жилищного кооператива может быть исключен из жилищного кооператива на основании решения общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) в случае грубого неисполнения этим членом без уважительных причин своих обязанностей, установленных ЖК РФ или уставом жилищного кооператива. В случае смерти члена жилищного кооператива его наследники имеют право на вступление в члены данного жилищного кооператива по решению общего собрания членов жилищного кооператива (конференции).
  В случае смерти члена жилищного кооператива преимущественное право на вступление в члены жилищного кооператива имеет его супруг при условии, что этот супруг имеет право на часть пая. Наследник члена жилищного кооператива, имеющий право на часть пая и проживавший совместно с наследодателем, имеет преимущественное право на вступление в члены жилищного кооператива в случае, если у супруга наследодателя такое право отсутствует или супруг отказался от вступления в члены жилищного кооператива.
  Наследник члена жилищного кооператива, не проживавший совместно с наследодателем, имеет преимущественное право на вступление в члены жилищного кооператива в случае, если отсутствуют граждане, которые имеют право на часть пая и проживали совместно с наследодателем, или если они отказались от своего преимущественного права на вступление в члены жилищного кооператива. Член семьи, проживавший совместно с наследодателем и не являвшийся его наследником, имеет преимущественное право на вступление в члены жилищного кооператива при условии внесения им паевого взноса, отсутствия граждан (совместно проживавших с наследодателем и имеющих право на часть пая, наследник наследодателя, не проживавший с ним совместно), а также в случае, если супруг или проживавшие совместно с наследодателем другие наследники члена жилищного кооператива не имеют преимущественного права на вступление в члены жилищного кооператива либо откажутся от вступления в члены жилищного кооператива.
  Члену жилищного кооператива, не выплатившему полностью паевого взноса и исключенному из жилищного кооператива, выплачивается сумма его пая в сроки и на условиях, которые предусмотрены уставом кооператива. Срок такой выплаты не может быть более чем два месяца со дня принятия жилищным кооперативом решения об исключении члена жилищного кооператива.
  Член жилищного кооператива, не выплативший полностью паевого взноса и исключенный из жилищного кооператива по основаниям, предусмотренным ст. 130 ЖК РФ, а также проживающие совместно с ним члены его семьи утрачивают право пользования жилым помещением в доме жилищного кооператива и обязаны освободить данное жилое помещение в течение двух месяцев со дня принятия кооперативом решения об исключении такого члена из жилищного кооператива.
  В случае отказа освободить жилое помещение такие граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения. В этом случае можно предъявить иск о выселении, признании утратившим права пользования, возможен иск о пресечении незаконных действий, выразившихся в незаконном занятии (захвате) жилого помещения. Все зависит от конкретной ситуации, оспаривает ли бывший член ЖСК свое исключение из членов ЖСК или нет. Разумеется, если оспаривает, то такие два требования будут рассматриваться судом в одном производстве.
  В случае сноса дома по основаниям, предусмотренным ЖК РФ, к выселяемым из него членам жилищного кооператива и проживающим совместно с ними членам их семей применяются правила, установленные для выселения граждан с предоставлением другого жилого помещения (для тех, кто выплатил пай) и выселения без предоставления другого жилого помещения (для членов ЖСК, не выплативших пая).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Глава 5. Другие вопросы жилищного законодательства
 
 5.1. Ипотечный кредит и как его выплачивать, если вас уволили?
 
  В последние месяцы наблюдается далеко не самая радужная картина состояния отечественного рынка финансовых услуг. Мировой финансовый кризис стал реальностью, и все возможные негативные его последствия уже сейчас сказываются на гражданах практически всех стран мира. Резкий рост безработицы, происходящий вследствие того, что многие организации экономят на расходах и потому, прежде всего, стараются это делать за счет фонда оплаты труда. Инфляционные процессы, происходящие не только в нашей экономике, но и в ведущих экономически развитых странах мира приводят к тому, что реальный рост доходов населения снижается. Все банки охватила всеобщая паника и страх перед повторением августа 1998 г. А теперь всерьез говорят о том, что подобного кризиса никто не видел со времен Великой Депрессии. До сих пор никто не делает четкого прогноза относительно "глубины" все нарастающего финансового кризиса. Крупные всемирно известные мировые аналитические агентства, типа BLOOMBERG, практически ежемесячно меняют свои прогнозы относительно роста ВВП и рейтинга инвестиционной привлекательности экономик ведущих стран мира. И даже если положение дел у банка хорошее, а его активы позволяют не только исполнять свои обязательства перед кредиторами, но и далее развивать программы по кредитованию, все равно банки сворачивают все кредитные программы и предпочитают переждать нехорошее время и лишний раз перестраховаться. А ведь еще совсем недавно в 2006-2007 г. в нашей стране рост финансового сектора экономики ежегодно превышал 20%. Многие граждане реально ощутили это на себе, получив широкую возможность быстро и легко получать кредиты.
  Так как многие должники не смогли или не захотели потом исполнять своих обязательств перед банком, в нынешних условиях, банки стали очень придирчиво относится ко всем даже незначительным своим должникам и просто заваливают суды исковыми требованиями о взыскании суммы долга и надлежащем исполнении обязательств перед банком.
  Для того, чтобы избежать мошеннических действий со стороны недобросовестных должников, банки пользуются услугами бюро кредитных историй. Бюро кредитных историй действует на основании Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях". Содержание кредитной истории заемщика - физического лица определено в ст. 4 данного Закона. Кредитная история состоит из трех основных частей:
  1) титульная часть;
  2) основная часть;
  3) дополнительная (закрытая) часть.
  В титульной части кредитной истории физического лица содержится следующая информация о субъекте кредитной истории:
  1) фамилия, имя, отчество (если последнее имеется) на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства написанные буквами латинского алфавита на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность в соответствии с законодательством РФ), дата и место рождения;
  2) данные паспорта гражданина РФ или при его отсутствии иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством РФ (серия, номер, дата и место выдачи, наименование и код органа, выдавшего паспорт или иной документ, удостоверяющий личность);
  3) идентификационный номер налогоплательщика (если лицо его указало);
  4) страховой номер индивидуального лицевого счета, указанный в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования (если лицо его указало).
  В основной части кредитной истории физического лица содержатся следующие сведения (если таковые имеются):
  1) в отношении субъекта кредитной истории:
  указание места регистрации и фактического места жительства;
  сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  2) в отношении обязательства заемщика (для каждой записи кредитной истории):
  указание суммы обязательства заемщика на дату заключения договора займа (кредита);
  указание срока исполнения обязательства заемщика в полном размере, в соответствии с договором займа (кредита);
  указание срока уплаты процентов в соответствии с договором займа (кредита);
  о внесении изменений и (или) дополнений к договору займа (кредита), в том числе касающихся сроков исполнения обязательств;
  о дате и сумме фактического исполнения обязательств заемщика в полном и (или) неполном размерах;
  о погашении займа (кредита) за счет обеспечения в случае неисполнения заемщиком своих обязательств по договору;
  о фактах рассмотрения судом, арбитражным и (или) третейским судом споров по договору займа (кредита) и содержании резолютивных частей судебных актов, вступивших в законную силу, за исключением информации, входящей в состав дополнительной (закрытой) части кредитной истории;
  иная информация, официально полученная из государственных органов.
  В дополнительной (закрытой) части кредитной истории физического лица содержатся следующие сведения в отношении источника формирования кредитной истории (банк, в который обращается клиент за получением кредита):
  1) полное и сокращенное (в случае, если таковое имеется) наименования юридического лица, в том числе фирменное наименование, наименование на одном из языков народов РФ и (или) иностранном языке;
  2) единый государственный регистрационный номер юридического лица;
  3) идентификационный номер налогоплательщика;
  4) код основного классификатора предприятий и организаций (далее - ОКПО);
  Бюро кредитных историй предоставляет кредитный отчет:
  1) пользователю кредитной истории (банк который проверяет вас) - по его запросу;
  2) субъекту кредитной истории (это должник) - по его запросу для ознакомления со своей кредитной историей;
  3) в Центральный каталог кредитных историй - титульную часть кредитного отчета;
  4) в суд (судье) по уголовному делу, находящемуся в его производстве, а при наличии согласия прокурора в органы предварительного следствия по возбужденному уголовному делу, находящемуся в их производстве, - дополнительную (закрытую) часть кредитной истории.
  Бюро кредитных историй предоставляет кредитный отчет пользователю кредитной истории на основании договора об оказании информационных услуг, заключаемого между пользователем кредитной истории и бюро кредитных историй. Физические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, имеют право на получение кредитных отчетов только в случае, если они являются субъектами соответствующих кредитных историй, по которым запрашиваются кредитные отчеты. Основная часть кредитной истории раскрывается пользователю кредитной истории только на основании запроса, содержащего полную информацию о субъекте запрашиваемой кредитной истории из титульной части кредитной истории.
  Бюро кредитных историй обеспечивает хранение кредитной истории в течение 15 лет со дня последнего изменения информации, содержащейся в кредитной истории. По истечении указанного срока кредитная история аннулируется (исключается из числа кредитных историй, хранящихся в соответствующем бюро кредитных историй).
  Своим постоянным и добросовестным клиентам банки могут предлагать и льготные условия кредитования.
  При возвращении кредита гражданину важно соблюдать условия договора кредитования, знать положения ст. 810-812 ГК РФ относительно гражданско-правовой ответственности за не возврат кредита.
  Гражданин обязан возвратить банку полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором кредитования. В случаях, когда срок возврата договором не установлен или определен моментом востребования, сумма кредита должна быть возвращена гражданином в течение тридцати дней со дня предъявления банком требования об этом, если иное не предусмотрено договором. Сумма кредита, предоставленного под проценты, может быть возвращена досрочно с согласия банка. Если иное не предусмотрено договором кредита, сумма кредита считается возвращенной в момент передачи ее банку или зачисления соответствующих денежных средств на его банковский счет.
  В случаях, когда гражданин не возвращает в срок сумму кредита, на эту сумму подлежат уплате проценты в размере, предусмотренном п. 1 ст. 395 ГК РФ, со дня, когда она должна была быть возвращена, до дня ее возврата займодавцу независимо от уплаты процентов за пользование кредитом. Если договором кредитования предусмотрено возвращение суммы долга по частям (в рассрочку), то при нарушении гражданином срока, установленного для возврата очередной части суммы кредита, банк вправе потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы кредита вместе с причитающимися процентами.
  В ст. 812 ГК РФ оговаривается случай оспаривания договора кредитования, когда он был заключен без фактической передачи денежных средств, либо была передача денежных средств по договору в долг в меньшем размере, чем это указано в договоре. Фактически это оспаривание договора по его безденежности. Гражданин, получивший кредит, вправе оспаривать договор кредитования по его безденежности, доказывая, что деньги или другие вещи в действительности не получены им от банка или получены в меньшем количестве, чем указано в договоре. Однако если договор совершается в письменной форме, то его оспаривание по безденежности путем свидетельских показаний не допускается, за исключением случаев, когда договор был заключен под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя заемщика с займодавцем или стечения тяжелых обстоятельств. Если в процессе оспаривания гражданином, получившим кредит договора кредитования по его безденежности, будет установлено, что деньги или другие вещи в действительности не были получены от банка (иной кредитной организации), договор кредитования считается незаключенным. Таким образом, в данном случае стороны приводятся в первоначальное положение, гражданин ничего не возвращает банку, поскольку ничего и не получал, а банк не получит проценты, уплату которых вместе с суммой долга он требовал.
  Напрашивается вопрос как доказать такое злонамеренное соглашение, обман? Ведь доказать по письменным доказательствам факт того, что договор не заключался практически невозможно, а свидетельские показания применимы только в определенном случае. Остается только один вариант: полностью оказать содействие следствию по данному делу и указать всех, кто помогал оформлять гражданину кредит.
  Когда деньги или вещи в действительности получены гражданином от банка в меньшем количестве, чем указано в договоре, договор считается заключенным на это количество денег или вещей. Здесь так же довольно сложно сформировать доказательственную базу, а потому лучше использовать первый предложенный вариант поведения.
  Требования относительно потенциальных должников банки ужесточили. При ипотечном кредитовании риск банка "подстрахован" залоговым обязательством, собственно в этом и заключается смысл ипотеки. Хотелось бы указать, какие требования в настоящее время предъявляет банк к тем, кто желает приобрести ипотечный кредит?
  Ранее со всех требовали предоставления следующих документов:
  1) паспорт гражданина РФ (копии всех страниц);
  2) второй документ, удостоверяющий личность (на выбор, копия)*;
  3) трудовая книжка, заверенная работодателем (все заполненные страницы, копия)**;
  4) справка о доходах по форме 2-НДФЛ (за последние 6-12 месяцев);
  5) справка о доходах в свободной форме***.
  Примечание:
  *Второй документ: заграничный паспорт, военный билет, водительское удостоверение, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, свидетельство о регистрации ИНН, справка об отсрочке для призыва на военную службу (для мужчин до 27 лет включительно).
  **Все страницы ксерокопии должны быть заверены следующим образом: "Копия верна" (от руки или штамп), должность, ФИО и подпись заверяющего лица, дата заверения, синяя оригинальная печать заверяющей организации, на последней странице надпись "Копия верна по настоящее время".
  ***справка о доходах в свободной форме обязательно содержит в себе следующие реквизиты: наименование организации, ОГРН, ИНН, КПП, юридический адрес и фактический адрес, телефон организации (с указанием на то, чей это телефон - отдела кадров, бухгалтерии или директора).
  Все выше приведенные документы обязательны для предоставления, но так же банк может попросить предоставить гражданина следующие документы:
  1) копии диплома об образовании, профессиональных аттестатов, сертификатов, свидетельств;
  2) копии документов о семейном положении (свидетельство о заключении (расторжении) брака, рождении детей, брачный контракт);
  3) копия водительского удостоверения;
  4) копия трудового контракта;
  5) копия трудового договора и справка о доходах за последние 4, 6, 12 месяцев по форме 2-НДФЛ (могут потребовать и по форме 3-НДФЛ дополнительно) - при наличии дополнительных доходов в других организациях;
  6) копии документов, подтверждающих другие регулярные доходы (страховые выплаты, проценты по депозитам, сдача имущества в аренду и т.д.);
  7) копии документов, подтверждающих наличие в собственности дорогостоящего движимого и недвижимого имущества (квартира, дом, земельный участок, автомобиль, ценные бумаги, а так же документы, подтверждающие остатки на банковских счетах);
  8) справки из банков о наличии кредитной истории, действующих кредитных договоров.
  Как уже было ранее отмечено, в нашей стране наблюдается рост безработицы, многие граждане, которые ранее были в состоянии выплатить свои ипотечные кредиты, попали под сокращение или их заработок существенно снизился. Как быть в таком случае?
  Постановлением Правительства РФ от 26 августа 1996 г. N 1010 "Об агентстве по ипотечно-жилищному кредитованию" в сентябре 1997 г. было создано ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", которое успешно функционирует по сегодняшний день.
  Суммарная задолженность по ипотечным кредитам в настоящее время составляет порядка 975 млрд. рублей, около 800 000 семей приобрели жилье через ипотеку. Приблизительно такую же сумму получило Агентство от государства для финансирования должников по ипотечным кредитам. Агентство оказывает помощь гражданам только при соблюдении следующих условий:
  1) кредит должен быть выдан до 1 декабря 2008 г.;
  2) просрочка платежа по ипотечному кредиту не превышает 90 дней;
  3) приобретенное посредством ипотеки жилье обременено залогом и является единственным жилым помещением не в строящемся объекте;
  4) приобретенное жилое помещение должно быть определенных размеров, т.е. не превышать следующих норм:
  50 кв. м на 1 человека;
  по 35 кв. м для двух лиц;
  по 30 кв. м. для каждого человека, если жилье приобретено в ипотеку для трех и более лиц;
  существенное сокращение заработка.
  При этом существенным считается сокращение официального дохода кого-либо из членов семьи на 50% и более. Обратиться в Агентство можно по бесплатному телефону горячей линии 8(495)-660-55-40.
  Какие потребуют документы:
  1) паспорт гражданина РФ;
  2) справка с Пенсионного Фонда;
  3) справка по форме 2-НДФЛ;
  4) заверенная копия трудовой книжки.
  Далее, если гражданин потерял работу, то он представляет справку с центра занятости, если происходит снижение заработной платы - копию дополнительного соглашения, вносящего изменения в трудовой договор.
  Чем поможет Агентство? Здесь два варианта. Либо Агентство (но не более 1 календарного года) выдаст гражданину "стабилизационный кредит" на ту сумму, которая равна ежемесячным платежам в течение одного календарного года. Либо Агентство (но так же сроком не более 1 календарного года) само будет платить банку, в котором гражданин получил ипотечный кредит. Те денежные средства, которые предоставит Агентство не являются безвозвратными, их надо будет потом вернуть Агентству.
  Возможно, что банк предоставит гражданину отсрочку по исполнению кредитного обязательства по ипотеке, но более льготных условий, чем те, которые может предоставить Агентство, все равно никто не предлагает.
 
 5.2. Налогообложение, налоговые льготы и вычеты в жилищной сфере
 
  В данном вопросе центральное место занимает Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц", поскольку положения указанного Закона распространяются на такой вид имущества граждан, как жилые помещения. На основании данного Закона была разработана инструкция в МНС РФ от 2 ноября 1999 г. N 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц".
  Плательщиками налогов на имущество физических лиц являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (далее - физические лица), имеющие на территории РФ в собственности имущество, признаваемое Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц" объектом налогообложения. В данном случае рассматриваемый объект налогообложения - жилое помещение. Соответственно, следует обратить внимание, что если, например, по договору социального найма или в вопросах приобретения жилья на льготных условиях (жилищные сертификаты) участниками правоотношений могут быть только граждане РФ, то по вопросам налогообложения участники правоотношений могут быть как гражданами РФ, так и иностранными гражданами, лицами без гражданства; главное, чтобы у них был в собственности объект налогообложения - жилое помещение. Это следует учитывать при рассмотрении данного вопроса.
  Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).
  Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом налогоплательщиком может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними. Налоговой базой для исчисления налога на жилое помещение является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации, т.е. БТИ.
  Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.
  Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается ежегодно по ставкам, устанавливаемым нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.
  Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям, т.е. ставки могут устанавливаться в зависимости от того, жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных нужд или коммерческих, кирпичные, блочные или из дерева строения, помещения и сооружения и т.п.
  От уплаты налога освобождаются следующие категории граждан.
  1. Герои Советского Союза и Герои РФ, лица, награжденные орденом Славы всех трех степеней.
  Для получения льготы представляется книжка Героя Советского Союза или РФ, орденская книжка.
  2. Инвалиды I и II групп, инвалиды детства.
  Для получения льготы представляется удостоверение инвалида.
  3. Участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан.
  Для получения льготы представляется удостоверение участника Великой Отечественной войны или удостоверение о праве на льготы.
  4. Лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии.
  Для получения льготы представляется удостоверение участника Великой Отечественной войны или удостоверение о праве на льготы.
  5. Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и получающие льготы в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе пострадавшие от катастрофы, и участники ликвидации ее последствий, переселившиеся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию РФ для постоянного проживания независимо от того, являются ли они ее гражданами в соответствии с международными договорами РФ:
  а) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  б) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
  граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
  военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
  граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
  граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
  граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших в 1986-1987 г. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
  военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в 1986-1987 г. для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;
  лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших в 1986-1987 г. службу в зоне отчуждения;
  граждан, в том числе военнослужащих и военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988-1990 г. в работах по объекту "Укрытие";
  младшего и среднего медицинского персонала, врачей и других работников лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получивших сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
  рабочих и служащих, а также военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, получивших профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения;
  граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения, включая детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития;
  граждан, переселенных (в том числе выехавшие добровольно) из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, сроком на 5 лет со дня эвакуации (переселения);
  граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с правом на отселение;
  граждан, постоянно проживающих (работающих) в зоне отселения до их переселения в другие районы;
  граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 г. и последующие годы сроком на 5 лет со дня эвакуации (переселения);
  граждан, переселившихся после 30 июня 1986 г. на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение при условии получения ими права выхода на пенсию на льготных основаниях, связанных с проживанием в данной зоне и других зонах радиоактивного загрязнения (за исключением граждан, эвакуированных, в том числе выехавших добровольно, в 1986 г. из зоны отчуждения; переселенных, в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития; переселившихся в добровольном порядке без заключения контрактов и договоров с соответствующей администрацией после 1 января 1994 г. в зоны радиоактивного загрязнения). При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения не влечет за собой возникновения права на получение льгот;
  детей и подростков, страдающих болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей, а также на последующие поколения детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей.
  Для получения льгот вышеперечисленными лицами представляется специальное удостоверение инвалида и удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также специальное удостоверение, выдаваемое органами исполнительной власти субъектов РФ, в котором указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения. В случае выезда граждан с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства им выдаются справки установленного образца.
  6. Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, имеющие право на эту льготу в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча". К таким гражданам относятся:
  а) граждане, получившие лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также граждане, ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации из числа:
  граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1957-1958 г. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", а также граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-1956 г.;
  граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1959-1961 г. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", а также граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957-1962 г.;
  граждан, эвакуированных (переселенных), а также добровольно выехавших из населенных пунктов (в том числе эвакуированных (переселенных) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированных в 1957 г. из зоны радиоактивного загрязнения.
  К добровольно выехавшим гражданам относятся граждане, выехавшие с 29 сентября 1957 г. по 31 декабря 1960 г. включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", а также выехавшие с 1949 г. по 1962 г. включительно из населенных пунктов (в том числе переселившихся в пределах населенных пунктов, где переселение производилось частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
  граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности);
  граждан, проживавших в 1949-1956 г. в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр);
  граждан, проживавших в 1949-1956 г. в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр);
  граждан, добровольно выехавших на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности).
  В случае, если указанные граждане прибыли после 26 мая 1993 года для проживания (работы) в населенные пункты, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), льготы по налогам на имущество физических лиц не предоставляются.
  Для получения льгот гражданами, перечисленными выше, представляется удостоверение единого образца, выдаваемое в порядке, определяемом Правительством РФ.
  7. Лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах.
  К гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел:
  а) непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;
  б) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;
  в) непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и др. военных объектах;
  г) личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;
  д) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.
  Для получения льготы представляется удостоверение, выданное Комитетом ветеранов подразделений особого риска РФ на основании заключения медико-социальной экспертной комиссии;
  8. Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более.
  Для получения указанной льготы представляется удостоверение воинской части или справка, выданная районным военным комиссариатом, воинской частью, военным образовательным учреждением профессионального образования, предприятием, учреждением или организацией бывших Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности СССР, Министерства внутренних дел СССР и соответствующими федеральными органами исполнительной власти РФ.
  9. Члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.
  Для получения льгот представляется пенсионное удостоверение, в котором проставлен штамп "Вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.
  10. Лица, пострадавшие от радиационных воздействий.
  К числу таких лиц относятся:
  лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на других (кроме Чернобыльской АЭС) атомных объектах гражданского или военного назначения в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
  лица из числа летно-подъемного, инженерно-технического состава гражданской авиации и служебных пассажиров, выполнявших в составе экипажей воздушных судов и их служебных пассажиров в период с 1958 по 1990 г. полеты с целью радиационной разведки с момента ядерного выброса (взрыва) с последующим сечением и сопровождением радиоактивного облака, его исследованиями, регистрации мощности доз в эпицентре взрывов (аварий) и по ядерно-радиационному следу при испытаниях ядерного оружия, ликвидации последствий ядерных и радиационных аварий на объектах гражданского и военного назначения.
  Для получения льгот лицами, перечисленными выше, представляется удостоверение установленного образца в порядке, определяемом Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по согласованию с Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством здравоохранения и медицинской промышленности РФ, Министерством РФ по атомной энергии, Министерством обороны РФ, Федеральной службой безопасности РФ и Министерством внутренних дел РФ и удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 г. со штампом (надпечаткой) "летно-подъемный состав, участвовавший в ядерных испытаниях", выдаваемое в порядке, определяемом Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по согласованию с Министерством труда РФ, Министерством транспорта РФ и Министерством РФ по атомной энергии.
  11. Пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ.
  Для получения льготы представляется пенсионное удостоверение.
  12. Граждане, уволенные с военной службы или призывающимися на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, где велись боевые действия.
  Для получения льгот представляется свидетельство о праве на льготы и справки, выданные районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами РФ.
  13. Родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.
  Для получения льгот представляются справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданные соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак.
  14. Со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования.
  Для получения льгот представляется справка, выданная соответствующим органом, дающим разрешение на использование сооружений, помещений или строений под вышеназванные цели.
  15. Собственники жилого строения жилой площадью до 50 кв. м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв. м, расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан.
  Для получения льготы представляется справка, выданная органами технической инвентаризации.
  Для получения льготы представляется справка с места работы с указанием присвоенного классного чина и справка жилищного органа о совместном проживании членов семей судей и работников аппаратов судов РФ.
  Представительные органы местного самоуправления (за исключением органов местного самоуправления городов районного подчинения, поселков сельских округов) имеют право устанавливать дополнительные льготы по налогам на имущество физических лиц для категорий налогоплательщиков и предусматривать основания для их использования налогоплательщиком. В случае возникновения в течение года у плательщиков права на льготы по налогу на строения, помещения, сооружения они освобождаются от налогов начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу. Для получения льгот по уплате налогов физические лица, имеющие право на них, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
  При утрате в течение года права на льготу исчисление указанных налогов производится начиная с месяца, следующего за утратой этого права. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более, чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика. Налог исчисляется налоговым органом по месту нахождения объектов налогообложения. В случае, когда физическое лицо не проживает по месту нахождения имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговое уведомление на уплату исчисленного налога направляется налогоплательщику по почте заказным письмом по адресу его места жительства. Налог исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
  Если у налогоплательщика в собственности имеется несколько жилых помещений, и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов.
  Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы технической инвентаризации, осуществляющие оценку строений, помещений и сооружений, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов на имущество физических лиц по состоянию на 1 января. Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, обязаны сообщать о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации имущества.
  Налоги на имущество физических лиц зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения. За жилые помещения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налог на имущество уплачивается каждым собственником в зависимости от причитающейся ему доли. В аналогичном порядке налог уплачивается, если жилые помещения находятся в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций). За жилые помещения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, налог уплачивается одним из указанных собственников по согласованию между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.
  При переходе права собственности на жилое помещение в течение года от одного гражданина-плательщика налогов к другому (купля-продажа, мена, дарение) налог на строения, помещения и сооружения исчисляется и предъявляется к уплате первоначальному владельцу с 1 января текущего года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а каждому новому собственнику налог предъявляется с момента вступления в право собственности на строение, помещение и сооружение до момента его отчуждения. За жилое помещение, перешедшее по наследству, налог уплачивается наследником с момента (времени) открытия наследства. Моментом (временем) открытия наследства, является день смерти наследодателя, а при объявлении наследодателя умершим - день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.
  В соответствии с п. 4 ст. 218 ГК РФ, член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество. Физическое лицо уплачивает налог на жилое помещение с месяца, в котором был полностью внесен паевой взнос, а по новым строениям, помещениям и сооружениям - с начала года, следующего за их возведением и сдачей в эксплуатацию.
  За вновь возведенные гражданами строения, жилые помещения и сооружения налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением. В случае, когда отдельные граждане (иностранные граждане и лица без гражданства), имеющие жилые помещения, на протяжении года возвели на месте нахождения этих строений, помещений и сооружений новые постройки (гаражи, сараи и др.) или произвели пристройки, надстройки к основным строениям, то за такие постройки, пристройки и надстройки налог взимается также с начала года, следующего за их возведением.
  В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается, начиная с месяца, в котором они были уничтожены или разрушены. Основанием к этому является документ, подтверждающий этот факт, выдаваемый органами технической инвентаризации, а также (в сельской местности) органами местного самоуправления. За строения, помещения и сооружения, не имеющие собственника, или собственник которых неизвестен, или взятых налоговыми органами на учет как бесхозяйные, налог не взимается. За жилые помещения налог уплачивается независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет.
  Налоговые органы, исчислившие налог на строения, помещения и сооружения вручают гражданам налоговые уведомления на уплату указанных налогов не позднее 1 августа. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также сроки уплаты налога. Форма налогового уведомления утверждается Министерством РФ по налогам и сборам. Налоговое уведомление передается физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
  В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Уплата налогов производится равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты, т.е. не позднее 15 сентября. При неуплате налога в срок налогоплательщику направляется требование об уплате налога.
  Требование об уплате налога - это направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
  Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
  Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
  В случае, когда физические лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
  Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Так, при неуплате налогов по сроку 15 сентября требование об уплате налога должно быть направлено не позднее 15 декабря, а по сроку 15 ноября - не позднее 15 февраля. В случае, когда граждане своевременно не были привлечены к уплате налогов, исчисление им налогов может быть произведено не более, чем за три предшествующих года. За такой же период допускается пересмотр неправильно произведенного обложения. В этих случаях дополнительные суммы налогов на имущество уплачиваются в следующие сроки:
  1) суммы, дополнительно причитающиеся за текущий год, - равными долями в остающиеся до конца года сроки, но с тем, чтобы на уплату соответствующей суммы было не менее 30 дней;
  2) суммы, начисленные на текущий год по истечении всех сроков уплаты и за предшествующие годы, - равными долями в два срока: через месяц после начисления сумм (после вручения налогового уведомления) и через месяц после первого срока уплаты. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты, т. е. через месяц после начисления сумм (после вручения налогового уведомления).
  Такие же сроки устанавливаются и при перерасчете платежей и доначислении сумм за текущий год в связи с неправильным определением стоимости строений, помещений и сооружений, с неправильным применением ставок и т.д.
  Начисленные ранее суммы могут быть снижены или отменены в связи с возникновением права на льготы, утраты права собственности и по другим причинам. В таких случаях при понижении исчисленных на текущий год сумм в связи с пересмотром налогообложения или возникновением у налогоплательщика права на льготу с начала года суммы налога, подлежащие снижению, исключаются равными долями по всем срокам уплаты.
  Если сумма налога по истекшим ко дню снижения налоговой суммы срокам полностью уплачена, приходящиеся на эти сроки сложенные суммы исключаются из суммы, уплачиваемой к очередному сроку уплаты. Пеня, уплаченная по этим срокам, уменьшается на ту же долю, на которую уменьшена первоначальная сумма платежа, а излишне уплаченная пеня засчитывается в погашение платежа по очередному сроку.
  Если ко времени понижения первоначально исчисленных сумм налога все сроки уплаты истекли, и налог полностью уплачен, сумма излишне уплаченных налогов подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов на имущество физических лиц или задолженности по пеням, начисленным тому же местному бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
  Пересмотр неправильно исчисленных налогов за прошлые годы производится не более чем за три года в таком же порядке.
  Статьей 220 НК РФ предусмотрены имущественные налоговые вычеты, которые в области жилищных правоотношений применяются в определенных случаях.
  В суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 рублей, а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих 125 000 рублей. При продаже жилых домов, квартир, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков и земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже такого имущества. 1 января 2009 г. вступили в силу изменения в НК РФ касающиеся размеров налоговых вычетов, их действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.
  Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов, за исключением реализации налогоплательщиком принадлежащих ему ценных бумаг. При продаже доли (ее части) в уставном капитале организации налогоплательщик также вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
  При реализации имущества, находящегося в общей долевой либо общей совместной собственности, соответствующий размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле либо по договоренности между ними (в случае реализации имущества, находящегося в общей совместной собственности).
  Указанное выше право налогоплательщика на вычет не распространяется на случаи, когда индивидуальные предприниматели, занимаясь коммерческой деятельностью, получают доход от таких сделок.
  В сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры или доли (долей) в них в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций РФ и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры или доли (долей) в них.
  В фактические расходы на новое строительство либо приобретение жилого дома или доли (долей) в нем могут включаться:
  1) расходы на разработку проектно-сметной документации;
  2) расходы на приобретение строительных и отделочных материалов;
  3) расходы на приобретение жилого дома, в том числе не оконченного строительством;
  4) расходы, связанные с работами или услугами по строительству (достройке дома, не оконченного строительством) и отделке;
  5) расходы на подключение к сетям электро-, водо-, газоснабжения и канализации или создание автономных источников электро-, водо-, газоснабжения и канализации.
  В фактические расходы на приобретение квартиры или доли (долей) в ней могут включаться:
  1) расходы на приобретение квартиры или прав на квартиру в строящемся доме;
  2) расходы на приобретение отделочных материалов;
  3) расходы на работы, связанные с отделкой квартиры.
  Принятие к вычету расходов на достройку и отделку приобретенного дома или отделку приобретенной квартиры возможно в том случае, если в договоре, на основании которого осуществлено такое приобретение, указано приобретение незавершенных строительством жилого дома или квартиры (прав на квартиру) без отделки или доли (долей) в них.
  Общий размер имущественного налогового вычета не может превышать 2 000 000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них.
  Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик представляет в налоговый орган:
  1) при строительстве или приобретении жилого дома (в том числе не оконченного строительством) или доли (долей) в нем - документы, подтверждающие право собственности на жилой дом или долю (доли) в нем;
  2) при приобретении квартиры, доли (долей) в ней или прав на квартиру в строящемся доме - договор о приобретении квартиры, доли (долей) в ней или прав на квартиру в строящемся доме, акт о передаче квартиры (доли (долей) в ней) налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру или долю (доли) в ней.
  Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
  При приобретении имущества в общую долевую либо общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их долей (долями) собственности либо с их письменным заявлением (в случае приобретения жилого дома или квартиры в общую совместную собственность).
  Имущественный налоговый вычет не применяется в случаях, если оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома, квартиры или доли (долей) в них для налогоплательщика производится за счет средств работодателей или иных лиц, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми, в соответствии с п. 2 ст. 20 НК РФ. Если сделка совершается между родственниками, являющимися взаимозависимыми лицами, то имущественный налоговый вычет не применяется.
  Повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета не допускается. Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.
  Имущественные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.
  Данный имущественный налоговый вычет может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю (далее - налоговый агент) при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
  Налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета у одного налогового агента по своему выбору. Налоговый агент обязан предоставить имущественный налоговый вычет при получении от налогоплательщика подтверждения права на имущественный налоговый вычет, выданного налоговым органом.
  Право на получение налогоплательщиком имущественного налогового вычета у налогового агента должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи письменного заявления налогоплательщика, документов, подтверждающих право на получение имущественного налогового вычета. В случае, если по итогам налогового периода сумма дохода налогоплательщика, полученного у налогового агента, оказалась меньше суммы имущественного налогового вычета, налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета.
 
 5.3. Общие вопросы возникновения конфликтов в жилищных правоотношениях и их судебная защита
 
  В данной главе книги рассматриваются общие вопросы правовой природы конфликтов, возникающих в жилищной сфере, и отдельно некоторые наиболее часто встречающиеся категории дел по данной тематике.
  В процессе приобретения прав на жилое помещение и его использования нередко возникают различного рода конфликты. Поскольку само жилое помещение относится к объектам недвижимого имущества и прочно связано с землей, то помимо собственно жилищного спора к нему добавляется и спор по поводу земельного участка. Все конфликты могут решаться и без судебной защиты прав, если стороны (участники) данного конфликта придут к соглашению и договорятся о порядке разрешения спора. Но поскольку жилые помещения являются очень ценными и дорогостоящими объектами недвижимого имущества, то нередко "договориться" сторонам такого конфликта не удается, и тогда спор рассматривается судом.
  В области жилищных правоотношений граждан (жильцов) возникают следующие виды конфликтных ситуаций:
  1) споры, возникающие из сделок, совершаемых с жилым помещением;
  2) споры о разделе жилого помещения;
  3) споры о содержании объекта недвижимого имущества;
  4) споры, возникающие из причинения вреда жилому помещению;
  5) споры с органами государственной власти и местного самоуправления, различными организациями любой формы собственности, возникающие в результате ненадлежащего исполнения данными органами и организациями своих прав и обязанностей.
  В настоящем вопросе книги предлагается сначала рассмотреть общие вопросы, которые неизбежно возникают при обращении в суд за защитой своих жилищных прав по любой категории дела.
  Прежде всего, всегда во всех случаях необходимо определиться с тем, какой способ защиты своего нарушенного права следует выбрать. Что подавать в суд, исковое заявление или иное заявление (например, в порядке особого производства). Так же необходимо определиться и со своими требованиями. Возникающие конфликтные ситуации имеют много вариантов их разрешения. Можно долго судиться, подавая различные иски, а можно и одним, верно сформулированным исковым требованием сразу добиться конечного результата.
  Приведем простой пример. Например, сосед сверху затопил квартиру. Тогда пострадавший будет подавать иск о возмещении ущерба, причиненного его квартире. Это ситуация довольно простая и имеет только один целесообразный вариант разрешения.
  Но вот другая ситуация: гражданин купил квартиру, и по каким-либо причинам сделка по купле-продаже была признана недействительной и расторгнута в судебном порядке. Возникает вопрос, что делать дальше? Уплаченные денежные средства за проданную гражданину квартиру ему не вернули, так как ответчик (он же продавец квартиры) не имеет никакого другого имущества кроме квартиры и полученные за квартиру деньги он уже потратил. Тогда есть еще масса вариантов по дальнейшему разрешению дела и один из них мы рассмотрим в настоящей главе книги.
  Вот другая довольно распространенная ситуация. Бывшие супруги делят между собой совместно нажитую во время брака трехкомнатную квартиру. Уже состоявшимся и вступившим в законную силу решением суда было установлено, что 2/3 доли в спорной квартире должно принадлежать бывшей супруге и ребенку, а 1/3 - бывшему супругу. Однако бывшая жена не допускает бывшего мужа для проживания в его комнате. При разделе имущества между бывшими супругами в суд не было заявлено требование об определении порядка пользования таким жилым помещением и, как следствие, теперь супруг не может определить, какой комнатой в данном жилом помещении он имеет право пользоваться, какая комната переходит в его собственность, в счет его доли. Поэтому теперь необходимо подавать исковое заявление, в котором надо сформулировать сразу два исковых требования: первое - устранить препятствия в пользовании жилым помещением, и второе - способ и порядка использования жилого помещения. По первому требованию суд возложит на бывшую жену обязанность не чинить препятствия в пользовании жилым помещением, и по второму требованию суд, исходя из того, какова планировка квартиры, метраж отдельных комнат, есть ли смежные комнаты, решит вопрос о выделении отдельной комнаты бывшему супругу в счет его 1/3 доли в данном жилом помещении. Но эти два требования опять же можно заявить в одном иске, а можно подать два самостоятельных исковых заявления.
  Помочь в формулировании требований более конкретно может ЖК РФ. Согласно положениям ч. 3 ст. 11 ЖК РФ, защита жилищных прав осуществляется путем:
  1) признания жилищного права;
  2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
  3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правого акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих ЖК РФ или принятым в соответствии с ЖК РФ федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
  4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих ЖК РФ или принятым в соответствии с ЖК РФ федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
  5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;
  6) иными способами, предусмотренными ЖК РФ, другим федеральным законом.
  Данные положения ЖК РФ тесно связаны и с положениями ст. 12 ГК РФ, однако необходимо точно определить то, что жилищные споры (жилищные правоотношения) регулируются только нормами жилищного законодательства, а гражданско-правовые только нормами гражданского законодательства соответственно. Дело здесь в том, что далеко не все правоотношения, предметом которых выступает жилое помещения, можно считать жилищными и применять к ним нормы жилищного законодательства.
  Очень важно понимать при формулировании исковых требований в суд по жилищным спорам, что не все данные требования основаны на нормах жилищного законодательства, есть и такие требования, которые основаны как раз на нормах гражданского или иного законодательства страны.
  Жилые помещения являются не только объектом жилищного права, но и объектом гражданских прав граждан. Согласно ст. 4 ЖК РФ, жилищное законодательство регулирует отношения по поводу:
  1) возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;
  2) пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;
  3) пользования общим имуществом собственников помещений;
  4) отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда;
  5) учета жилищного фонда;
  6) содержания и ремонта жилых помещений;
  7) переустройства и перепланировки жилых помещений;
  8) управления многоквартирными домами;
  9) создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;
  10) предоставления коммунальных услуг;
  11) внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
  12) контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
  Статья 8 ЖК РФ закрепляет положение, согласно которому к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется жилищное законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ. Перечень правоотношений, по которые регулируются не только жилищным законодательством, но и законодательством других отраслей права указан в ст. 8 ЖК РФ. Данный перечень является исчерпывающим.
  При рассмотрении споров, вытекающих из жилищных правоотношений, судьи в качестве обоснования своего решения нормами материального права используют и соответствующие статьи ГК РФ. В ч. 1 ст. 11 ГПК РФ установлено, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
  Между тем, в ряде случаев, недостаточно в обоснование своих требований или возражений ссылаться только на нормы жилищного законодательства, необходимо использовать положения и других отраслей законодательства, даже по тем вопросам, которые не указаны в ст. 8 ЖК РФ. Это происходит в противоречии с положениями ст. 8 ЖК РФ. Суды в своей практической работе не обращают особого внимания на данное положение и применяют к рассмотрению споров, возникающих из жилищных правоотношений, перечисленных в ст. 12 ЖК РФ нормы и других отраслей законодательства. Например, ст. 247 ГК РФ устанавливает, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при не достижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Именно данное положение позволяет в суде заявлять требования по определению порядка и способов пользования жилыми помещениями. А вопросы владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями, как известно, урегулированы ст. 12 ЖК РФ и потому, к данным правоотношениям должны применяться нормы жилищного законодательства. Но ЖК РФ аналогичной нормы в себе не содержит и при рассмотрении данных требований, суды пользуются ГК РФ.
  Формулирование своих исковых требований необходимо строить с учетом доказательственной базы по делу. В гл. 6 ГПК РФ подробно описан процесс доказывания по гражданскому делу. Напомним, что российский гражданский процесс носит состязательный характер. Следовательно, при формировании исковых требований или возражений необходимо истец самостоятельно готовит доказательственную базу. Чем больше доказательств будет приложено по делу, тем больше шансов и вероятности того, что истец выиграет данное дело. Ранее действовавшие в советском законодательстве правила гражданского судопроизводства налагали на суд обязанность по проверке всех фактов и доводов сторон, и даже если сторона по делу не заявляла какое-либо ходатайство об истребовании доказательства, суд все равно обязан был проверять и собирать доказательства, устанавливать все факты по делу, которые имеют значение для его правильного и обоснованного рассмотрения. Теперь, даже если требования истца вполне законны и обоснованы, но он не верно сформулировал их или не доказал по данному делу какие-либо факты, составляющие предмет доказывания, то суд может отказать в удовлетворении требований истца. Обычно уже при возбуждении гражданского дела в суде еще до назначения предварительной беседы сторон по делу, суд выносит определение, в котором подробно указывает, какие факты имеют значение при рассмотрении данного гражданского дела, т.е. определяет предмет доказывания по данному гражданскому делу.
  Например, рассмотрим то, какие факты будут составлять предмет доказывания в следующих случаях.
  1. Иск одного собственника, владеющего жилым помещением на основании долевой собственности, предъявлен к другому собственнику о возмещении расходов, произведенных первым собственником в результате того, что он один на протяжении долгого периода времени вносил плату за предоставление коммунальных услуг и нес, таким образом, бремя содержания своего имущества. А второй собственник все это время никаких расходов по содержанию данного жилого помещения не производил. В данном случае предмет доказывания будут составлять, прежде всего, факты права собственности первого собственника и второго собственника. Это подтверждается свидетельствами о праве долевой собственности и выпиской из Единого государственного реестра. Далее, доказыванию истцом по данному делу подлежит так же и то, что именно данный собственник - истец, производил ежемесячную оплату коммунальных платежей (это можно доказать справками из МУП ЕРКЦ). В свою очередь, другой собственник - ответчик по данному делу, может в качестве обоснования своих возражений, представить суду свои справки из МУП ЕРКЦ, если они у него есть и им вносилась плата за коммунальные услуги.
  2. Иск об оспаривании договора приватизации жилого помещения. В обоснование своих требований истец заявляет о том, что ее малолетний сын был выписан из жилого помещения, которым его отец ранее, еще до приватизации пользовался по договору социального найма. В обоснование своих требований Истец прилагает к делу в качестве доказательств заочное решение суда о признании прекратившимся права пользования жилым помещением отца (ее бывшего мужа), решение суда о пересмотре первого гражданского дела в виду вновь открывшихся обстоятельств, свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о расторжении брака.
  Это лишь некоторые из возможных ситуаций, когда истец обращается в суд и таким образом формирует свои исковые требования. В каждом конкретном случае предмет иска формируется из имеющихся фактических обстоятельств.
  Определившись с вопросом о заявляемых исковых требованиях, необходимо так же далее и решить вопрос по оплате государственной пошлины и, собственно, самой подаче иска.
  Жилищные споры в основном подлежат оценке, поскольку это всегда имущественные споры. А государственная пошлина определяется (ее определяет истец при подаче иска в суд и рассчитывает судья при принятии искового заявления) исходя из стоимости объекта спора с учетом положений ст. 333.19 НК РФ. При подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:
  1) до 10 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 200 рублей;
  2) от 10 001 рубля до 50 000 рублей - 400 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 10 000 рублей;
  3) от 50 001 рубля до 100 000 рублей - 1 600 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 50 000 рублей;
  4) от 100 001 рубля до 500 000 рублей - 2 600 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 100 000 рублей;
  5) свыше 500 000 рублей - 6 600 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 500 000 рублей, но не более 20 000 рублей.
  Возникает вопрос, какую оценку следует применять при определении размера государственной пошлины? Это инвентаризационная оценка стоимости, указанная в выписке БТИ.
  После того, как сформулированы исковые требования и доказательственная база по делу, можно идти в суд со своим исковым заявлением.
 

<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу