<< Пред.           стр. 3 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

  В то же время если средства предприятия созданы в основном за счет краткосрочных обязательств, то его финансовое положение будет неустойчивым, так как с капиталами краткосрочного использования необходима постоянная оперативная работа, направленная на контроль за их своевременным возвратом и привлечение в оборот на непродолжительное время других капиталов. Следовательно, от того, насколько оптимально соотношение собственного и заемного капитала, во многом зависит финансовое положение предприятия.
  В процессе анализа пассивов предприятия в первую очередь следует изучить изменения в их составе, структуре и дать им оценку.
  Таким образом, оценка имущества и источников его финансирования, прежде всего, производится с помощью сравнительного аналитического баланса-нетто, который составляется путем уплотнения отдельных статей и объединения их по составу в отдельные экономические разделы.
  Оценка имущественного положения предприятия.
  Состояние основных фондов - их структура, уровень износа и обновления, качественная характеристика - во многом определяет конечные результаты работы предприятия. Современные темпы научно-технического прогресса обусловливают необходимость значительного увеличения скорости оборота основных средств. С финансовой точки зрения это дает возможность высвободить значительные средства, сократить затраты на обслуживание основных фондов, оптимизировать инвестиции.
  Для более глубокой ориентации в процессе эффективного использования основных средств необходимо регулярно проводить анализ структуры и движения имущества предприятия.
  Одним из показателей оценки имущественного положения является сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия. Этот показатель дает обобщенную стоимостную оценку активов, числящихся на балансе предприятия. Это учетная оценка, не совпадающая с суммарной рыночной оценкой активов предприятия. Рост этого показателя свидетельствует о наращивании имущественного потенциала предприятия.
  К другим показателям относят:
  Доля активной части основных средств. Согласно нормативным документам под активной частью основных средств понимают машины, оборудование и транспортные средства. Рост этого показателя в динамике обычно расценивается как благоприятная тенденция.
  Коэффициент износа. Показатель характеризует долю стоимости основных средств, оставшуюся к списанию на затраты в последующих периодах. Обычно используется в анализе как характеристика состояния основных средств. Дополнением этого показателя до 100% (или единицы) является коэффициент годности.
  Коэффициент обновления. Показывает, какую часть от имеющихся на конец отчетного периода основных средств составляют новые основные средства.
  Коэффициент выбытия. Показывает, какая часть основных средств, с которыми предприятие начало деятельность в отчетном периоде, выбыла из-за ветхости и по другим причинам.
  Анализ текущих активов.
  Анализ структуры и динамики изменения текущих активов. В основе управления оборотным капиталом лежит определение оптимального объема и структуры текущих активов, источников их покрытия и соотношения между ними, обеспечивающих стабильную и эффективную деятельность предприятия. Это требует поддержания величины оборотных средств в размерах, оптимизирующих производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Данная задача может быть решена путем проведения регулярного анализа структуры текущих активов.
  Анализ производственно-коммерческого цикла. Большое влияние на состояние оборотных активов оказывает их оборачиваемость. От этого зависит не только размер минимально необходимых для хозяйственной деятельности оборотных средств, но и размер затрат, связанных с владением и хранением запасов. В свою очередь, это отражается на себестоимости продукции и, в конечном итоге, на финансовых результатах предприятия. Все это обусловливает необходимость постоянного контроля за оборотными активами и анализа их оборачиваемости для определения производственно-коммерческого цикла.
  Оценка ликвидности и платежеспособности.
  Анализ ликвидности баланса. Одним из показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства. Платежеспособность является внешним проявлением финансового состояния предприятия, его устойчивости.
  Анализ платежеспособности необходим не только для предприятия с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвесторов (банков). Прежде чем выдавать кредит, банк должен удостовериться в кредитоспособности заемщика. То же должны седлать и предприятия, которые хотят вступить в экономические отношения друг с другом. Им важно знать о финансовых возможностях партнера, если возникает вопрос о предоставлении ему коммерческого кредита или отсрочки платежа.
  В ходе анализа кредитоспособности проводятся расчеты по определению ликвидности предприятия и ликвидности его баланса.
  Ликвидность баланса - возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее - это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств. Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств.
  Ликвидность предприятия - это более общее понятие, чем ликвидность баланса. Ликвидность баланса предполагает изыскание платежных средств только за счет внутренних источников (реализации активов). Но предприятие может привлечь заемные средства со стороны, если у него имеется соответствующий имидж в деловом мире и достаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности.
  Понятия платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность. В то же время ликвидность характеризует как текущее состояние расчетов, так и перспективу. Предприятие может быть платежеспособным на отчетную дату, но иметь неблагоприятные возможности в будущем.
  Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.
  Активы предприятия в зависимости от скорости превращения их в деньги делятся на 4 группы:
  А1 - наиболее ликвидные активы - денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения. Используя коды строк полной формы баланса (ф.№1 по ОКУД), можно записать алгоритм расчета этой группы:
 
  А1 = стр.250 + стр.260. (1.1.)
 
  А2 - быстро реализуемые активы - дебиторская задолженность и прочие активы:
 
  А2 = стр.230 + стр.240 + стр.270. (1.2.)
 
  А3 - медленно реализуемые активы - запасы (без строки 216 - расходы будущих периодов), а также статьи из раздела I актива баланса "Долгосрочные финансовые вложения" (уменьшенные на величину вложения в уставные фонды других предприятий):
 
  А3 = стр.210 + стр.220 + стр.140 - стр.216. (1.3.)
 
  А4 - труднореализуемые активы - итог раздела I актива баланса, за исключением статей этого раздела, включенных в предыдущую группу:
 
  А4 = стр.190 - стр.140. (1.4.)
 
  Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:
  П1 - наиболее срочные обязательства - кредиторская задолженность, прочие пассивы, а также ссуды, не погашенные в срок:
 
  П1 = стр.620. (1.5.)
 
  П2 - краткосрочные пассивы - краткосрочные кредиты и заемные средства:
 
  П2 = стр.610 + стр.660. (1.6.)
 
  П3 - долгосрочные пассивы - долгосрочные кредиты и заемные средства:
 
  П3 = стр.590. (1.7.)
 
  П4 - постоянные пассивы - собственный (акционерный) капитал, находящийся постоянно в распоряжении предприятия:
 
  П4 = стр.490 + стр.630 + стр.640 + стр.650 - стр.216. (1.8.)
 
  Если у предприятия имеются убытки, то для сохранения баланса на величину убытков уменьшаются собственные источники, соответственно корректируется валюта баланса.
  Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Традиционно баланс считается абсолютно ликвидным, если имеет место система соотношений:
 
  А1>=П1, А2>=П2, А3>=П3, А4<=П4. (1.9.)
 
  Расчет коэффициентов ликвидности. Для оценки платежеспособности в краткосрочной перспективе рассчитывают следующие показатели:
  Коэффициент покрытия (общий).
  Дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. Логика исчисления данного показателя заключается в том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов; следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее (по крайней мере, теоретически). Размер превышения и задается коэффициентом покрытия.
 
  Кп = (А1 + А2 + А3) / (П1 + П2). (1.10.)
 
  Значение показателя может значительно варьировать по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно рассматривается как благоприятная тенденция. В западной учетно-аналитической практике приводится критическое нижнее значение показателя - 2; однако это лишь ориентировочное значение, указывающее на порядок показателя, но не на его точное нормативное значение.
  Если коэффициент покрытия высокий, то это может быть связано с замедлением оборачиваемости средств, вложенных в запасы, неоправданным ростом дебиторской задолженности.
  Постоянное снижение коэффициента означает возрастающий риск неплатежеспособности. Целесообразно этот показатель сравнивать со средними значениями по группам аналогичных предприятий.
  Однако этот показатель очень укрупненный, так как в нем не учитывается степень ликвидности отдельных элементов оборотного капитала.
  Коэффициент быстрой ликвидности.
  Коэффициент быстрой ликвидности (строгой ликвидности) является промежуточным коэффициентом покрытия и показывает, какая часть текущих активов за минусом запасов и дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более, чем через 12 месяцев после отчетной даты, покрывается текущими обязательствами. Коэффициент быстрой ликвидности рассчитывается по формуле:
 
  Кб = (А1 + А2) / (П1 + П2). (1.11.)
 
  Он помогает оценить возможность погашения фирмой краткосрочных обязательств в случае ее критического положения, когда не будет возможности продать запасы. Этот показатель рекомендуется в пределах от 0,8 до 1,0, но может быть чрезвычайно высоким из-за неоправданного роста дебиторской задолженности.
  Коэффициент абсолютной ликвидности.
  Коэффициент абсолютной ликвидности определяется отношением наиболее ликвидных активов к текущим обязательствам и рассчитывается по формуле:
 
  Каб.ликв = (А1) / (П1 + П2). (1.12.)
 
  Этот коэффициент является наиболее жестким критерием платежеспособности и показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Величина его должна быть не ниже 0,2.
  Различные показатели ликвидности важны не только для руководителей и финансовых работников предприятия, но представляют интерес для различных потребителей аналитической информации: коэффициент абсолютной ликвидности - для поставщиков сырья и материалов, коэффициент быстрой ликвидности - для банков; коэффициент покрытия - для покупателей и держателей акций и облигаций предприятия.
  Коэффициент обеспеченности собственными средствами.
  Характеризует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов предприятия (т.е. активов, имеющих оборачиваемость менее одного года). Это расчетный показатель, зависящий как от структуры активов, так и от структуры источников средств.
 
  Коб.соб.ср = (П4 - А4) / (А1 + А2 + А3). (1.13.)
 
  Показатель имеет особо важное значение для предприятий, занимающихся коммерческой деятельностью и другими посредническими операциями. При прочих равных условиях рост этого показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция. Основным и постоянным источником увеличения собственных оборотных средств является прибыль. Не следует смешивать понятия "оборотные средства" и "собственные оборотные средства". Первый показатель характеризует активы предприятия (II раздел баланса), второй - источники средств, а именно часть собственного капитала предприятия, рассматриваемую как источник покрытия текущих активов. Величина собственных оборотных средств численно равна превышению текущих активов над текущими обязательствами. Теоретически (иногда и практически) возможна ситуация, когда величина текущих обязательств превышает величину текущих активов. С позиции теории такая ситуация аномальна, поскольку в этом случае одним из источников покрытия основных средств и внеоборотных активов является краткосрочная кредиторская задолженность. Финансовое положение предприятия в этом случае рассматривается как неустойчивое; требуется немедленные меры по его исправлению.
  Расчет коэффициентов оценки финансовой устойчивости предприятия. Для характеристики финансовой устойчивости предприятия используется также ряд финансовых коэффициентов.
  В приведенной ниже таблице указаны виды коэффициентов, используемых для оценки финансовой устойчивости, расчет этих коэффициентов и их нормальные ограничения.
  Коэффициент финансовой независимости показывает долю собственного капитала в общей сумме источников, т.е. характеризует независимость от внешних заемных средств Коэффициент инвестирования показывает, на сколько предприятие инвестирует основной капитал за счет собственных источников. Коэффициент финансирования показывает, сколько рублей источников собственных средств приходится на 1 рубль заемных средств. Коэффициент мобильности отражает долю собственных средств, вовлеченных в хозяйственный оборот.
  Расчет степени финансовой устойчивости в зависимости от степени обеспеченности запасов и затрат различными видами источников. Наиболее обобщающим показателем финансовой устойчивости предприятия является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат. Этот излишек или недостаток образуется в результате разницы величины источников средств и величины запасов и затрат, при этом имеется в виду обеспеченность запасами и затратами определенными видами источников.
  В целях характеристики источников средств для формирования запасов и затрат используются показатели, отражающие различную степень охвата видов источников. В их числе:
  1. Наличие собственных оборотных средств Ес. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:
 
  Ес = К + Пд - Ав, (1.14.)
 
  где К - капитал и резервы;
  Пд - долгосрочные кредиты и займы;
  Ав - внеоборотные активы.
 
  2. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат Ео.
 
  Ео = Ес + М, (1.15.)
 
  где М - краткосрочные кредиты и займы.
 
  На основании вышеперечисленных показателей рассчитываются показатели обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования.
 
  3. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств ±Ес:
 
  ±Ес = Ес - З, (1.16.)
 
  где З - запасы.
 
  4. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат ±Ео:
 
  ±Ео = Ео - З. (1.17.)
 
  По степени финансовой устойчивости предприятия возможны четыре типа ситуаций:
  Абсолютная устойчивость финансового состояния. Эта ситуация возможна при следующем условии:
 
  З < Ес + М. (1.18.)
 
  Нормальная устойчивость финансового состояния, гарантирующая платежеспособность предприятия. Она возможна при условии:
 
  З = Ес + М. (1.19.)
 
  Неустойчивое финансовое положение связано с нарушением платежеспособности и возникает при условии:
 
  З = Ес + М + Ио, (1.20.)
 
  где Ио - источники, ослабляющие финансовую напряженность (временно свободные собственные средства, привлеченные средства, кредиты банка на временное пополнение оборотных средств и прочие заемные средства).
 
  Кризисное финансовое состояние:
 
  З > Ес + М. (1.21.)
 
  Расчет указанных показателей и определение на их основе ситуаций позволяют выявить положение, в котором находится предприятие, и наметить меры по его изменению.
  Структурный анализ валовой прибыли предприятия.
  В процессе анализа исследуются изменения показателей формы №2 бухгалтерской отчетности.
  Данный анализ проводится в целях определения удельного веса прибылей (убытков) от всех видов деятельности в прибыли (убытке) отчетного периода и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода. В ходе анализа выявляются статьи, оказавшие наибольшее влияние на финансовый результат.
  Методика данной оценки представлена в таблице 1.8.
 
 
 Таблица 1.8. - Анализ структуры и динамики изменения валовой прибыли предприятия (по данным формы №2 по ОКУД)
 
 Наименование показателей Прошлый (базовый) период,
 тыс. руб. в % Отчетный период,
 тыс. руб. в % Абсолют-ное измене-ние,
 тыс. руб. Темп роста, % 1 2 3 4 5 6 7 8 Перечень статей формы №2 Гр. 4 ф.№2 Гр. 3 ф.№2 Гр.5 - гр.3 Гр.7/
 гр.3*100 1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 Коммерческие расходы 030 Управленческие расходы 040 Прибыль (убыток) от продаж 050 010-020-030-040 с.050 гр.3*100% / с.140 гр.3 010-020-030-040 с.050 гр.5*100% / с.140 гр.5 2. Операционные доходы и расходы Проценты к получению 060 Проценты к уплате 070 Доходы от участия в других организациях 080 Прочие операционные доходы 090 Прочие операционные расходы 100 Прибыль (убыток) от операционной деятельности 110 060-070+ 080+090-100 с.110 гр.3*100% / с.140 гр.3 060-070+ 080+090-100 с.110 гр.5*100% / с.140 гр.5 3. Внереализационные доходы и расходы
 Внереализационные доходы 120 Внереализационные расходы 130 Прибыль (убыток) от внереализационной деятельности 135 120-130 с.135 гр.3*100% / с.140 гр.3 120-130 с.135 гр.5*100% / с.140 гр.5 Прибыль (убыток) до налогообложения 140 050+110+
 135 100 % 050+110+
 135 100 % Прибыль (убыток) от обычной деятельности 160 4. Чрезвычайные доходы и расходы Чрезвычайные доходы 170 Чрезвычайные расходы 180 Прибыль (убыток) от чрезвычайных доходов и расходов 185 170-180 170-180 Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) 190
  Анализ рентабельности. Эффективность работы предприятия, использования всех факторов производства характеризуется, прежде всего, тем, насколько его деятельность способна обеспечивать получение прибыли. Чем больше прибыль, приходящаяся на единицу использованных ресурсов, тем эффективнее работает предприятие и тем эффективнее инвестирование капитала. В связи с этим наиболее важным показателем, отражающим результативность деятельности предприятия, выступает рентабельность, характеризующая доходность деятельности относительно авансированных средств, либо объема оборота по реализованной продукции. Рентабельность использования ресурсов имеет особое значение для обеспечения конкурентоспособности предприятия, поскольку отражает получение прибыли с каждого рубля функционирующего капитала.
  Расчет основных показателей рентабельности приведен в таблице 4.1.
  Составление баланса денежных доходов и расходов.
  Матричная модель представляет собой прямоугольную таблицу, элементы которой отражают взаимосвязь объектов исследования. Она очень удобна для финансового анализа, поскольку является простой и наглядной формой совмещения разнородных, но взаимосвязанных экономических явлений.
  Бухгалтерский баланс предприятия можно представить как матрицу, где по горизонтали расположены статьи актива (имущество), а по вертикали - статьи пассива (источники средств). Размерность матрицы бухгалтерского баланса может соответствовать количеству статей по активу и пассиву баланса 42х35, но для практических целей вполне достаточно размерности 10х10 по сокращенной форме баланса
  При составлении сокращенной формы баланса следует не только сгруппировать его статьи, но также понадобятся данные из отчета о финансовых результатах и их использовании. На основе выше перечисленных отчетных данных, надо составить четыре аналитические таблицы:
  1. Матричный баланс на начало года.
  2. Матричный баланс на конец года.
  3. Разностный (динамический) матричный баланс за год.
  4. Баланс денежных поступлений и расходов предприятия.
  Матричные балансы предприятия составляются по единой методике. Первые два баланса носят статический характер и показывают состояние средств предприятия на начало и конец года. Третий баланс отражает динамику - изменение средств предприятия за год (наиболее пригоден для аналитических и прогнозных расчетов).
  Правила составления матричной модели для первых трех балансов не сложны.
  1. Выбирается размер матрицы, статьи актива отражаются по горизонтали матрицы, статьи пассива - по вертикали.
  2. Заполняется балансовая строка и графа матрицы в точном соответствии с данными бухгалтерского баланса.
  3. Последовательно, начиная с первой строки актива баланса, подбираются источники средств, находящиеся в распоряжении предприятия.
  4. Проверяются все балансовые итоги по горизонтали и вертикали матрицы.
  Наиболее ответственным является третий этап составления матрицы - подбор источников средств, находящихся в распоряжении предприятия. Здесь следует исходить из круга финансовых прав и полномочий, предоставленных предприятию, экономической природы внеоборотных и оборотных, собственных и заемных средств, хозяйственной целесообразности. Можно предложить следующий вариант подбора средств (таблица 1.9.).
 
  Таблица 1.9. - Нормативные источники покрытия активов
 
 Статьи актива баланса Источники покрытия (статьи пассива баланса) 1. Основные средства и нематериальные активы 1. Уставный капитал, добавочный капитал 2. Фонды накопления, нераспределенная прибыль 3. Долгосрочные кредиты и займы 2. Капитальные вложения 1. Долгосрочные кредиты и займы 2. Уставный капитал, добавочный капитал 3. Фонды накопления, нераспределенная прибыль 3. Долгосрочные финансовые вложения 1. Уставный капитал, добавочный капитал 2. Фонды накопления, нераспределенная прибыль 4. Запасы и затраты 1. Уставный капитал, добавочный капитал (остаток) 2. Резервный капитал 3. Фонды накопления, нераспределенная прибыль (остаток) 4. Краткосрочные кредиты и займы 5. Кредиторская задолженность 6. Фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей 5. Дебиторская задолженность 1. Кредиторская задолженность 2. Краткосрочные кредиты и займы 6. Краткосрочные финансовые вложения 1. Резервный капитал 2. Кредиторская задолженность 3. Фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей 7. Денежные средства 1. Резервный капитал 2. Фонды накопления, нераспределенная прибыль 3. Долгосрочные, краткосрочные кредиты и займы 4. Кредиторская задолженность 5. Фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей
  Подбор источников средств проводится в названной последовательности и в пределах остатка средств.
  Матричные балансы существенно расширяют информационную базу для финансового анализа. С их помощью можно:
 - определить увязку статей актива (имущества предприятия) и статей пассива баланса (источники средств);
 - рассчитать структуру и определить качество активов по балансу предприятия и достаточность источников их финансирования;
 - рассчитать весь набор показателей и коэффициентов, необходимых для оценки финансовой устойчивости, платежеспособности, использования ресурсов предприятия;
 - объективно оценить финансовое состояние предприятия, выяснить причины его изменения за отчетный период;
 - установить параметры, характеризующие приближение предприятия к порогу неплатежеспособности (банкротству).
  Структура баланса денежных доходов и расходов приведена в таблице 1.10.
 
  Таблица 1.10. - Баланс денежных доходов и расходов
 
 Статьи В тыс. руб. В % 1. Денежных средств на начало отчетного периода - 2. Денежные поступления: 100 % 2.1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг), от прочей реализации х % 2.2. Доходы от внереализационных операций -//- 2.3. Увеличение добавочного и уставного капитала -//- 2.4. Увеличение резервного капитала -//- 2.5. Увеличение фондов накопления, нераспределенной прибыли, прочих собственных источников -//- 2.6. Привлечение краткосрочных кредитов и займов -//- 2.7. Привлечение долгосрочных кредитов и займов -//- 2.8. Увеличение фондов потребления, резервов, прочих краткосрочных пассивов -//- 2.9. Увеличение кредиторской задолженности -//- 2.10. Уменьшение запасов и затрат -//- 2.11. Погашение дебиторской задолженности -//- 2.12. Уменьшение краткосрочных финансовых вложений -//- 2.13. Уменьшение немобильных активов -//- 2.14 Чрезвычайные доходы -//- 3. Денежные расходы: 100 % 3.1. Затраты на производство реализованной продукции х % 3.2. Убытки от прочей реализации -//- 3.3. Убытки от внереализационных операций -//- 3.4. Расходы на прирост немобильных активов -//- 3.5. Расходы на прирост запасов и затрат -//- 3.6. Прирост дебиторской задолженности -//- 3.7. Прирост краткосрочных финансовых вложений -//- 3.8. Погашение долгосрочных кредитов и займов -//- 3.9. Погашение краткосрочных кредитов и займов -//- 3.10. Использование фондов потребления, резервов, прочих краткосрочных пассивов -//- 3.11. Использование фондов накопления, нераспределенной прибыли, прочих собственных источников -//- 3.12. Использование прибыли текущего года (налог на прибыль) -//-
  Баланс денежных поступлений и расходов предприятия увязывает бухгалтерский баланс с финансовыми результатами работы, наличием денежных средств на счетах, текущим оборотам денежных средств. Он позволяет реально оценить, сколько денежных средств и на каком, этапе требуется предприятию, а также дает наглядное представление о составе и структуре денежных доходов и расходов, факторах, повлиявших на изменение денежных остатков на счетах.
  При необходимости информация о доходах и расходах может быть расширена и детализирована по каждой статье.
  Оценка правильности составления баланса денежных доходов и расходов производится на основании проверки выполнения следующего равенства: Денежные средства на начало периода + Денежные поступления - Денежные расходы = Денежные средства на конец периода.
  Обобщающий анализ финансового состояния и результатов производственно-финансовой деятельности.
  Обобщающий анализ финансового состояния и результатов производственно-финансовой деятельности выполняется путем сведения основных вышеприведенных показателей в единую таблицу. Далее каждому показателю присваивается свой рейтинг и подсчитывается общее количество баллов, набранных предприятием (таблица 1.11). По результатам подсчетов делаются выводы об отклонении баллов предприятия от максимально возможных.
 
  Таким образом, значение диагностики финансово - экономического состояния предприятия трудно переоценить, поскольку именно она является той базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия. На основе данных итогового анализа финансово - экономического состояния осуществляется выработка почти всех направлений финансовой политики предприятия, и от того, насколько качественно она проведена, зависит эффективность принимаемых управленческих решений.
 
 Таблица 1.11. - Рейтинговая оценка предприятия
 
 Наименование показателя Минимальное значение Среднее значение Максимальное значение Оценка предприятия значение баллы значение баллы значение баллы баллы 1 3 4 5 6 7 8 9 1. Финансовая зависимость <0.3 2 0.3-0.5 3 >0.5 5 2. Текущая ликвидность <1 1 1.-2. 3 >2 4 3. Срочная ликвидность <0.4 1 0.4-0.8 3 >0.8 4 4. Абсолютная ликвидность <0.1 1 0.1-0.2 2 >0.2 4 5. Рентабельность всех активов 0-0.05 1 0.05-0.1 3 >0.1 6 6. Рентабельность собственного капитала <0.1 1 0.1-0.15 3 >0.15 6 7. Эффективность использования активов для производства продукции <1 1 1.-1.6 3 >1.6 4 8. Оборачиваемость запасов, раз (днях) <6(>60) 1 6.-12.
 (60-30) 3 >12 (<30) 4 9. Период оплаты дебиторской задолженности, дней >30 1 30.-10. 3 <10 4 10. Производственно-коммерческий цикл, дней >60 1 60-40 3 <40 4 11. Доля заемных средств в общей сумме источников >0.7 1 0.7-0.5 3 <0.5 4 12. Доля свободных от обязательств активов, находящихся в мобильной форме <0.1 1 0.1-0.26 3 >0.26 4 13. Доля накопленного капитала <0.05 2 0.05-0.1 3 >0.1 5 Итого 15 38 58
 1.4. Алгоритм формирования системы финансового планирования на микроэкономическом уровне
 
  Вопросы методологии финансового планирования в условиях рынка обсуждаются в отечественной экономической науке с момента перехода России к рынку. Теоретические обобщения показывают, что в современных условиях финансовое планирование содержит две основные компоненты - прогнозирование для выработки решений и принятие решений. При этом, если прогнозирование реализуется специальными алгоритмами: методами, методиками, регуляторами и процедурами на вариантной основе, то принятие решений - это волевой процесс. Однако внутрифирменное планирование в современных условиях в силу специфики российской действительности столкнулось с серьезными трудностями из-за имеющегося разрыва в иерархии управления, поскольку широкое распространение получила точка зрения, что в условиях экономической нестабильности планирование не имеет смысла. Тогда как обосновать различные варианты хозяйствования, адекватные соответствующим прогнозным сценариям развития, невозможно без планирования своевременных решений (принцип управления путем ранжирования стратегических задач, Ансофф И.).
  При планировании определенных видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретение кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определение объема инвестиций.
  В системе экономического регулирования деятельности компании одно из ключевых мест занимает финансовое планирование, реализуемое на основе планирования производства и реализации, а также контроля за расходованием средств. Вопросы финансового планирования наиболее широкое отражение нашли в отечественной и зарубежной литературе, посвященной планированию экономических систем на макро- и микроуровнях.
  Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде26.
  Э. Хелферт отмечает, что с помощью планирования финансов менеджер определяет, какой станет в будущем деятельность компании в зависимости от ожидаемой экономической, конкурентной, технической и правовой среды27.
  Финансовый план компании (в современном формате его понимания) - это определение направлений множества продуктов и товаров, пользующихся спросом и готовых к реализации, выбора финансовых источников и распределения финансовых ресурсов, а также контроля за реализацией отдельных финансовых мероприятий (платежи, выполнение смет, оплата работников).
  Условия, от которых зависит эффективность финансового планирования, вытекают из самих целей этого процесса и требуемого конечного результата. В этом смысле выделяют три основные условия финансового планирования:
  Прогнозирование. Финансовые планы должны быть составлены при как можно более точном прогнозе определяющих факторов. При этом прогнозирование может основываться на исторической информации, с использованием аппарата математической статистики (математического ожидания, линии тренда и т.д.), результатов моделей прогнозирования (статистических моделей, учитывающих взаимосвязь факторов друг с другом и внешними факторами), экспертных оценок и др.
  Выбор оптимального финансового плана. Очень важный момент для менеджеров компании. На сегодняшний день не существует модели, решающей за менеджера, какую из возможных альтернатив следует принять. Решение принимается после изучения альтернатив, на основе профессионального опыта и, возможно даже, интуиции руководства.
  Контроль над воплощением финансового плана в жизнь. Достижение долгосрочных планов невозможно без текущего планирования, подчиненного этим долгосрочным планам.
  Сформулированные выше условия имеют достаточно общий вид. В то же время следует осознавать, что финансовый план - это, в конечном итоге, набор финансовых показателей, которые необходимо рассчитывать и прогнозировать с помощью специальных технологий.
  Выделение финансового планирования как особого вида планирования, обусловлено:
 - относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства;
 - активным воздействием опосредованного деньгами распределения на производство;
 - необходимостью администрирования при принятии решений о распределении финансовых ресурсов.
  Необходимость решения этих задач обусловливает относительно сложную схему финансового планирования, в которую кроме вышеизложенной общей схемы может быть включен ряд функционально-ориентированных планов. В частности:
 - план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), производства, сбыта, материально-технические и финансовые планы;
 - финансовые планы производственного отделения, дочерних компаний, холдинга, ФПГ.
  При планировании стремятся обеспечить синергический характер работы компании, т.е. непропорционально большое повышение эффективности работы компании за счет комплексирования ряда элементов. Синергию в финансах называют финансовым рычагом или левереджем. Финансовый рычаг - это повышение эффективности компании за счет привлечения внешних кредитов, несмотря на расходы по оплате этого кредита28.
  Финансовое планирование обеспечивает необходимый контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает необходимые условия для улучшения финансового состояния компании. Оно взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе других показателей плана (объема производства и реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и др.). Однако составление финансового плана не является простым арифметическим пересчетом показателей производства в финансовые показатели.
  Разработка финансового плана связана с определением затрат на реализуемую продукцию, выручки от реализации, денежных накоплений, амортизации, объема и источников финансирования, намечаемых на планируемый период инвестиций, потребности в оборотных средствах и источниках ее покрытия, распределении и использовании прибыли, взаимоотношений с бюджетом, банками.
  Финансовое планирование компании имеет следующую целевую направленность:
 - обеспечение финансовыми ресурсами и денежными средствами деятельности компании;
 - увеличение прибыли по основной деятельности и другим видам деятельности, если они имеют место;
 - организация финансовых взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, кредиторами и дебиторами;
 - обеспечение реальной сбалансированности планируемых доходов и расходов;
 - обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости.
  Общий финансовый план разрабатывается сквозным образом с необходимыми промежуточными согласованиями по службам и подразделениям компании. Процедура финансового планирования не сводится только к планированию финансовых показателей фирмы в целом, а включает также: планирование натуральных показателей и планирование по структурным подразделениям.
  В процессе финансового планирования отслеживаются финансовые (на верхнем уровне), а также натуральные показатели. В сводную службу поступают итоговые показатели от каждого подразделения, которые при необходимости могут быть детализированы.
  Финансовое планирование осуществляется постоянно, скользящим образом, первые два месяца - понедельно, далее - помесячно (2-3 месяца), затем - поквартально. Процедура планирования на последующие периоды формируется после сопоставления фактических (ожидаемых) результатов предыдущего периода с плановыми.
  Финансовое планирование на предприятиях во многом зависит от качества прогнозов основных показателей их производственной деятельности, рыночной конъюнктуры, состояния денежного обращения и курса рубля. Поэтому в сложившихся условиях возможна заниженная оценка потребности в финансовых ресурсах и изменений в финансовом состоянии предприятий, в связи с чем, необходимо предусматривать финансовые резервы.
  Укрупненная схема процедуры планирования включает:
 - план продаж, план отгрузки;
 - согласование плана выпуска с возможностями производства, корректировку поступлений по плану выпуска;
 - расчет расходов, по снабжению, энергетике и др.;
 - сведение финансовых данных в документах по финансовым потокам, корректировку планов при неудовлетворительном результате;
 - принятие плана.
  Сформулируем основные технологические принципы финансового планирования29.
  Принцип соответствия состоит в том, что приобретение текущих активов (оборотных средств) следует планировать преимущественно за счет краткосрочных источников. Другими словами, если предприятие планирует закупку партии товаров, прибегать для финансирования этой сделки к эмиссии не следует. Необходимо воспользоваться краткосрочной банковской ссудой или коммерческим кредитом поставщика. В то же время, для проведения модернизации парка оборудования следует привлекать долгосрочные источники финансирования.
  Принцип постоянной потребности в рабочем капитале (собственных оборотных средствах) сводится к тому, что в прогнозируемом балансе предприятия сумма оборотных средств предприятия должна превышать сумму его краткосрочных задолженностей, т.е. нельзя планировать "слабо ликвидный" баланс предприятия. Данный принцип имеет ярко выраженный прагматичный смысл - определенная часть оборотных средств предприятия должна финансироваться из долгосрочных источников (долгосрочной задолженности и собственного капитала). В этом случае предприятие имеет меньший риск испытать дефицит оборотных средств.
  Принцип избытка денежных средств предполагает в процессе планирования "не обнулять" денежный счет, а иметь некоторый запас денег для обеспечения надежной платежной дисциплины в тех случаях, когда какой-либо из плательщиков просрочит по сравнению с планом свой платеж. В том случае, когда в реальной практике сумма денег предприятия становится чрезмерно большой (выше некоторого порогового значения), предприятие может прибегнуть к покупке высоколиквидных ценных бумаг.
  Существо финансового планирования связано с тем, что одновременно планируются прибыли и движение капитала (особенно денежных средств) (рисунок 1.4.)30.
  С общей точки зрения можно выделить следующие уровни финансового планирования: долгосрочное и краткосрочное планирование. Долгосрочное планирование связано с приобретением основных средств, которые планируется использовать в течение длительного времени. Разделение производят по следующим критериям:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рисунок 1.4. - Последовательность планирования: от затрат к движению денежных средств
 
 - группа активов и обязательств, с которыми связаны вопросы финансового планирования (долгосрочные обязательства);
 - решения долгосрочного финансового планирования нелегко приостановить, они влияют на деятельность компании на длительное время;
 - плановый период (как правило, у краткосрочного планирования - до 12 месяцев, у долгосрочного - более одного года, обычно более трех лет).
  Однако в такой классификации имеются два ограничения: 1) отнести период к той или иной срочности в различных отраслях народного хозяйства весьма трудно, например, долгосрочный период судостроительной компании не равнозначен долгосрочному периоду супермаркета; 2) в некоторых случаях проблемы краткосрочного периода могут приобрести стратегическое значение. Так, например, внезапные трудности с текущими платежами часто приобретают фундаментальную значимость, так как могут неожиданно поставить вопрос о выживании предприятия.
  Задачей краткосрочного финансового планирования является обеспечение финансирования деятельности компании и эффективное использование временно свободных денежных средств. Краткосрочные планы финансирования разрабатываются методом проб и ошибок. Сначала финансовый менеджер составляет один план, анализирует его, затем разрабатывает еще один при других допущениях об условиях финансирования и инвестиций. Такие пробы и ошибки важны для менеджера, так как позволяют понять настоящую природу проблем, с которыми сталкивается компания.
  Накопившаяся потребность в капитале может быть удовлетворена за счет краткосрочных и долгосрочных источников финансирования. Когда долгосрочное финансирование не покрывает всех потребностей в капитале, компании необходимо прибегать к краткосрочному финансированию для мобилизации недостающих средств. Когда долгосрочные финансовые ресурсы, полученные компанией, выше, чем ее накопившаяся потребность в капитале, тогда у компании возникает избыток денежных средств, который она может использовать для краткосрочного инвестирования. Таким образом, сумма долгосрочного финансирования, полученного компанией, при данной накопившейся потребности в капитале определяет, является ли компания в краткосрочном периоде заемщиком или кредитором, т.е. кредитуется или инвестирует (рисунок 1.5.).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рисунок 1.5. - Динамика потребности в финансировании
 
  Долгосрочное планирование связано с привлечением долгосрочных источников финансирования и обычно оформляется в виде инвестиционного проекта.
  Разработчики долгосрочных финансовых планов стремятся иметь дело с агрегатными инвестиционными показателями и не погружаются в различные детали. Многочисленные мелкие инвестиционные проекты сводятся воедино и рассматриваются, как один крупный проект.
  Например, каждое подразделение предприятия составляет три возможных варианта его деятельности:
 - план агрессивного роста, предполагающий крупные капиталовложения, развитие новых продуктов, освоение новых рынков;
 - план нормального роста, предполагающий рост подразделения темпами роста рынка, а не за счет "наступления" на конкурентов;
 - план сокращения расходов, предполагающий свести к минимуму требуемые капиталовложения.
  Финансовый менеджер, в данном случае, не занимается детализацией проектов внутри каждого из вариантов деятельности. Его задача принципиально одобрить один из вариантов.
  Финансовое планирование на предприятии базируется на использовании трех основных его систем, каждой из которых присущи определенный период и свои формы реализации его результатов (таблица 1.12.).
 
  Таблица 1.12. - Системы финансового планирования и формы реализации его результатов на предприятии
 
 Системы финансового планирования Формы реализации результатов финансового планирования Период планирования 1. Прогнозирование финансовой деятельности Разработка общей финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия до 3-х лет 2. Текущее планирование финансовой деятельности Разработка текущих финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности 1 год 3 Оперативное планирование финансовой деятельности Разработка и доведение до исполнителей бюджетов, платежных календарей и других форм оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности месяц, квартал
  Все системы финансового планирования находятся во взаимосвязи и реализуются в определенной последовательности. Первоначальным исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений и целевых параметров финансовой деятельности путем разработки общей финансовой стратегии предприятия, которая призвана определять задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь, текущее финансовое планирование создает основу для разработки и доведения до непосредственных исполнителей оперативных бюджетов по всем основным аспектам финансовой деятельности предприятия.
  Система прогнозирования финансовой деятельности является наиболее сложной среди рассматриваемых систем финансового планирования и требует для своей реализации высокой квалификации исполнителей. На каждом конкретном предприятии система финансового прогнозирования базируется на определенной финансовой идеологии. Финансовая идеология предприятия характеризует систему основополагающих принципов осуществления финансовой деятельности конкретного предприятия, определяемых его "миссией", финансовым менталитетом его учредителей и менеджеров. Осуществляемое с учетом финансовой идеологии прогнозирование финансовой деятельности направлено, прежде всего, на разработку финансовой стратегии предприятия. Финансовая стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и наиболее эффективных путей их достижения31.

<< Пред.           стр. 3 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу